Спецификация
контрольных измерительных материалов для проведения
в 2018 году основного государственного экзамена
по БИОЛОГИИ

1. Назначение КИМ для ОГЭ – оценить уровень общеобразовательной подготовки по биологии выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы.

ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Документы, определяющие содержание КИМ

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Основой разработки экзаменационных вариантов является инвариантное ядро содержания биологического образования основной школы, которое находит отражение в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта и в учебниках по биологии, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования.
Экзаменационные материалы направлены на проверку усвоения выпускниками важнейших знаний, представленных в разделах курса биологии «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общие закономерности жизни», предметных умений и видов познавательной деятельности. Это позволяет охватить проверкой основное содержание курса, обеспечить валидность контрольных измерительных материалов. Проверяемое в экзаменационных материалах содержание не выходит за рамки утвержденного стандарта 2004 г. и не зависит от рабочих программ и учебников, по которым ведется преподавание биологии в конкретных образовательных организациях.
В экзаменационных материалах высока доля заданий по разделу «Человек и его здоровье», поскольку именно в нем рассматриваются актуальные для обучающихся вопросы сохранения и укрепления физического и психического здоровья человека.

4. Связь экзаменационной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ

Проявляется в отборе контролируемого содержания и построении структуры контрольных измерительных материалов. Содержание экзаменационной работы в IX классе проверяет знания, умения и виды деятельности по блокам, аналогичным блокам курса биологии в основной школе. Структура экзаменационной работы представлена одинаковым количеством частей и используемыми типами заданий.

5. Характеристика структуры и содержания КИМ

Работа включает в себя 32 задания и состоит из двух частей.

Часть 1 содержит 28 заданий с кратким ответом: 22 задания базового уровня сложности с ответом в виде одной цифры; 6 заданий повышенного уровня сложности, из которых 2 с выбором и записью трех верных ответов из шести, 3 на установление соответствия элементов двух информационных рядов (в том числе задание на включение пропущенных в тексте терминов и понятий, на соотнесение морфологических признаков организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму), 1 на определение последовательности биологических процессов, явлений, объектов.

Часть 2 содержит 4 задания с развернутым ответом, из них: 1 повышенного уровня сложности на работу с текстом, предполагающее использование информации из текста контекстных знаний для ответа на поставленные вопросы; остальные высокого уровня сложности: 1 на анализ статистических данных, представленных в табличной форме; 2 на применение биологических знаний для решения практических задач.

ОГЭ представляет собой механизм, позволяющий определить степень усвоенного материала, а также умение его использовать. Эта аттестация проводится после 9 класса.

ОГЭ по биологии не является обязательным, поэтому его преимущественно выбирают ученики, нацеленные на обучение в профильных классах в 10-11 классах. Также он является предметом выбора для тех, кто собирается поступать в гуманитарные ВУЗы соответствующей направленности, а именно: будущие биологи, психологи, химики, географы, медики, спортсмены и реабилитологи. Кроме того, результат влияет на общий балл аттестата, который получают школьники, что отчасти предопределяет их дальнейшую судьбу при поступлении.

Успех сдачи ОГЭ по биологии важен не только для школьников: он также является индикатором возможностей учителей в конкретном учебном заведении и позволяет набрать статистику по степени усваивания программы по этой дисциплине в определённой школе, городе, районе или области.

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ), как орган, ответственный за подготовку и организацию ОГЭ по всем предметам, включая биологию, официально сообщил, что принципиальных изменений по структуре и форме прохождения ОГЭ в 2018 году не произойдёт.

Экзамен будет продолжаться на протяжении 3 часов, во время которых экзаменуемый должен успеть справиться с максимальным числом заданий.

В отличие от других предметов, на протяжении отведённого времени запрещено использовать любые вспомогательные материалы. На использование смартфонов или смартчасов Министерством образования и науки РФ тоже наложено строгое табу, как на носители информации.

Датами, на протяжении которых будет проходить ОГЭ по биологии в 2018 году, назначены:

  • Досрочное тестирование – 23.04. Резервный день для предварительной сдачи – 3.05.
  • Общий день для ОГЭ по биологии – 31.05. Резервный срок – 18.06.
  • Дополнительное тестирование запланировано на 10.09. Дополнительный резерв состоится 18.09. – последняя дата, для желающих пройти общий государственный экзамен по биологии.

Структура КИМа

Основой проведения ОГЭ является КИМ – контрольно-измерительный материал, поделённый на такие блоки:

  1. Касающийся непосредственно основ биологии как науки. Включает в себя задания о роли биологии для понимания природных процессов, о практическом применении этих знаний и сфер её использования. Кроме того, в данном блоке содержатся вопросы на знание техники эксперимента и методик изучения живой природы.
  2. Живые организмы. Эти вопросы касаются строения и функций организмов, типов тканей и клеток, органов и органелл. Сюда же отнесены задания по генетическим законам, способам размножения и распространения всех царств живой природы.
  3. Эволюционные процессы и многообразие форм жизни. Этот раздел содержит вопросы, позволяющие проверить знания по классификации и многообразию представителей живой природы, по эволюционным вопросам и изменчивости видового разнообразия.
  4. Биология человека. В этот раздел вопросов входят анатомические и физиологические основы, происхождение, гигиена и основы здоровья человека.
  5. Основы взаимодействия между живыми организмами и их ассоциациями, а также с внешними условиями, взаимосвязь между различными видами и типы образования пищевых цепей.

Профильная комиссия, занимающаяся подготовкой билетов для ОГЭ по биологии в 2018 году, сообщила, что КИМ соответствует всем требованиям, в полной мере отражает все области знаний и способно в полной мере отразить уровень подготовки школьника. По этой причине изменений в билетах или структуре заданий не произойдёт.

Как и раньше, в билетах будут представлены вопросы программы с 5 по 9 класс курса биологии.

Всего в билете будет содержаться 32 задания. Структурно все они делятся на две части, рассчитанные на разные типы ответов.

  • Часть 1. В ней содержится 28 заданий, которые напоминают тестовый принцип. 22 базовых вопроса подразумевают ответ, в виде цифры или словосочетания, стоящего рядом в нужным ответом. Следующие 6 заданий нуждаются в более глубоком знании предмета.
  • Часть 2. 4 задания, которые требуют более длительной проработки. В первом вопросе ответ должен включать текстовое отражение необходимой информации. Одно задание включает проверку способности аналитического группирования материала, представленного в табличном формате. 2 последних задания нацелены на практическое применение теоретических знаний.

Несмотря на то, что во второй части заданий гораздо меньше, но по времени обе части требуют приблизительно одинакового времени для доскональной проработки.

Как оценивается работа

После полной проверки работе присваивается определённый балл, который означает конкретную оценку.

Чтобы понять, какой оценке соответствуют набранные баллы, можно воспользоваться такой шкалой:

  • 0-12 – «2»;
  • 13-25 – «3»;
  • 26-36 – «4»;
  • 37-46 – «5».

Чтобы понимать систему оценивания ОГЭ, необходимо знать принцип начисления баллов:

  • правильный ответ заданий №1-22 приносит ученику по 1 баллу;
  • начиная с №23 и заканчивая №27 правильный ответ приносит по 2 балла. 1 балл теряется в том случае, если ответ содержит более одного ответа, и один из них – неправильный;
  • полный ответ на вопрос №28 добавляет 3 балла, а в случае частичного выполнения – 2 или 1 балл пропорционально выполнению;
  • максимальное количество баллов за вторую часть билета (№29-32) соответствует 11.

Подготовка к ОГЭ

Школьники, намеренные связать свою жизнь с биологией, или просто заботящиеся о повышении показателей успеваемости в аттестате, стремятся начать подготовку к ОГЭ заранее.

Подготовка может включать такие этапы:

  • Самостоятельная подготовка. Это позволяет проработать программу всех лет обучения дома и совершенно бесплатно. При самоподготовке целесообразно идти от более простых тем к более сложным.
  • Онлайн-подготовка. Многие сайты предлагают такую возможность. Некоторые из них бесплатные, а другие оказывают платные услуги. Такие уроки содержат много визуальной информации, видео-уроков, схем и табличных материалов. В онлайн-программы включена и предварительная проверка знаний, которая помогает определить проблемные темы и типы вопросов.
  • Работа с репетитором или на профильных курсах, готовящих к сдаче ОГЭ.

Базой во время подготовки служат задания прошлых лет, поскольку принципиальных изменений в последнее время не наблюдалось.

Оспаривание результатов

При несогласии с оценкой, полученной по результату ОГЭ по биологии, можно подать апелляцию в муниципальный орган образования, где специально для таких случаев создаются конфликтные комиссии.

Апелляцию может подать сам ученик или его родители. Это должно произойти в течение 2 рабочих дней после оглашения результатов. На рассмотрение жалобы отводится 4 рабочих дня (исключается только воскресенье). Работа заново просматривается и оценивается конфликтной комиссией.

Видео-советы по самоподготовке:

Среди многочисленных соревнований для школьников значительной популярностью пользуется международная олимпиада «Русский медвежонок – языкознание для всех». За прошедшие годы число участников возросло с нескольких десятков тысяч до нескольких миллионов в 2017-2018 году. Помимо России эта олимпиада проходит также в других странах мира. Наибольший интерес к ней проявляют русскоязычные жители так называемого «постсоветского пространства» (Белоруссия, Казахстан, Украина, Молдавия, Литва, Латвия и др.).

Организаторы

«Русский медвежонок» проводится с 2000 года совместно несколькими организациями, в частности:

По сложившейся традиции научное руководство и общую поддержку конкурсу осуществляет Институт лингвистики при Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ, Москва).

Миссия конкурса

Главной целью «Русского медвежонка» является провоцирование интереса к русскому языку среди молодежи, повышение грамотности подрастающего поколения. Кроме того, учредители олимпиады заявляют, что она помогает подготовиться к экзаменам. Отдельно проводятся игры-конкурсы с тем же названием для школьных учителей, а также для лиц, изучающих русский язык как иностранный. В центральный оргкомитет конкурса, который базируется в Кирове, входят сотрудники РГГУ, ведущие лингвисты страны, кандидаты филологических наук. Они же являются членами Методической комиссии, которая разрабатывает тестовые задания.

Требования к участникам

К участию в «Русском медвежонке» в 2018-2019 году допускаются все желающие школьники, начиная со второго класса. Первоклассники могут попробовать свои силы в частном порядке. Олимпиада проводится в образовательных учреждениях, которые прошли авторизацию в центральном или региональном оргкомитете «Русского медвежонка». Для официальной регистрации статус учебного учреждения (муниципальная школа, негосударственная гимназия и др.) значения не имеет.

Обязательное требование к потенциальным участникам - уплата денежного взноса. Его размер географически дифференцирован, обычно он составляет 70-80 рублей (наибольшая сумма для Москвы и некоторых других территорий). Дети-сироты, дети-инвалиды и учащиеся школ-интернатов освобождаются от уплаты обязательного денежного взноса. Им необходимо представить соответствующие документы.

Важно! Данный конкурс не является коммерческим, внесенная плата используется для покрытия организационных издержек, а также для покупки ценных подарков для победителей и призеров.

На официальном сайте состязания www.rm.kirov.ru можно найти статистику и задания за прошедшие годы, которые помогут школьникам, их родителям и учителям лучше готовиться к олимпиаде.

Организационные вопросы

«Русский медвежонок» проводится единовременно, без предварительного отбора, как правило, в середине ноября. Соревнования проходят в зарегистрированных образовательных учреждениях, в очной форме. Участникам необходимо аккуратно заполнить предварительно разосланные по регионам бланки с заданиями конкурса. Они включают тестовые вопросы трех степеней сложности с несколькими вариантами ответов (28 вопросов для младших классов, 30 для всех остальных). Задания заметно отличаются в зависимости от возраста участников. Всего выделено пять целевых групп:

  • учащиеся 2-3 классов;
  • учащиеся 4-5 классов;
  • учащиеся 6-7 классов;
  • учащиеся 8-9 классов;
  • учащиеся 10-11 классов.

Вопросы требуют от школьников не только формальных знаний, но и наличия воображения, творческих способностей, интуиции и даже чувства юмора. Для правильного ответа на большинство вопросов углубленное изучение русского языка и литературы не обязательно.

Точная дата проведения соревнований назначается заранее. Время, отведенное на выполнение заданий, обычно составляет около полутора часов. По ходу состязаний конкурсанты не должны совещаться друг с другом, получать какие-либо подсказки от взрослых. Нельзя пользоваться словарями, учебниками, шпаргалками или любыми электронными устройствами. За нарушения правил олимпиады налагается дисквалификация.

Проверку работ осуществляет специальная оценочная комиссия, состоящая из профессиональных филологов, лингвистов, научных сотрудников РГГУ. В январе-феврале 2019 года центральный оргкомитет объявит результаты олимпиады, которые будут разосланы по всем учебным заведениям, участвовавшим в конкурсе. Лауреатам выдают дипломы, а также дарят различные призы (кружки с эмблемами соревнований, медали, значки, брелоки, ручки, брошюры и др.). Каждый участник имеет право на получение памятного сертификата.

Для обсуждения спорных ситуаций, итогов соревнований и прочих тем организаторы конкурса создали специальный Интернет-форум cdoosh.ru/forum/index.php . Любой желающий может зарегистрироваться на этом ресурсе и задать интересующие его вопросы.

Большинство участников «Русского медвежонка» не становятся профессиональными филологами или лингвистами. Организаторы этого игрового конкурса не преследуют таких целей. Однако олимпиада дает возможность детям и подросткам испытать себя, проверить свои знания русского языка, победить распространенные опасения и фобии перед неизбежными экзаменами. Приобретенный опыт и навыки участника «Русского медвежонка», наверняка, окажутся полезными в дальнейшей учебе и для успешной карьеры в будущем.

Ребятишки из 2 класса впервые в своей жизни решают на этой неделе задания конкурса "Русский медвежонок". Пожелаем им удачи, высоких мест на этой и других олимпиадах! А 3-классники уже поопытнее, думаю, для них вопросы 2017 года оказались уже не такими сложными. Мы с детьми прорешали, вот что у нас получилось. Уже через пару недель на официальном сайте появятся правильные ответы, проверим, правильно ли мы решили!

Задачи, оцениваемые в 3 балла

1. Встретились в лесу два зверя.
- Привет, косолапый! - сказал один.
- Здорово, косой! - ответил второй.

Что за звери встретились?

(А) волк и медведь; (Б) волк и заяц; (В) медведь и волк; (Г) ёжик и заяц; (Д) заяц и медведь;

Ответ: Д - заяц и медведь

2. Вот начало известного стихотворения Корнея Чуковского:

У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что вам надо?
- Шоколада.
- Для кого?
- Для сына моего.

А для кого нужен шоколад?
(А) для слона; (Б) для слонёнка; (В) для верблюда; (Г) для верблюжонка; (Д) для Чуковского;

Ответ: Б - для слонёнка

3. Что может вырасти на дереве и на лбу?
(А) ветка; (Б) гриб; (В) цветок; (Г) шишка; (Д) ягода;

Ответ: Г - шишка

4. Какое из имен нельзя перенести на следующую строку?
(А) Марья; (Б) Юлия; (В) Анна; (Г) Софья; (Д) все эти имена можно переносить;

Ответ: (Б) Юлия

5. В стихотворении Александра Шибаева о буквах есть такие строчки:

Чтобы "..." не укатилась,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась буква "..."

Какие буквы надо поставить вместо пропусков?
(А) Ь и Ы; (Б) Г и П; (В) О и Ю; (Г) З и В; (Д) Ш и Щ;

Ответ: (В) О и Ю;

6. Миша пишет сочинение "Утро в деревне": На рассвете нас всегда будит звонкое... .
(А) кар-кар; (Б) ку-ку; (В) кря-кря; (Г) кукареку; (Д) ква-ква;

Ответ: (Г) кукареку;

7. Мама оставила сыну записку: "Петя пойди в магазин и купи буханку..". К сожалению край записки с последним словом Петя случайно оторвал. Но он все равно понял, что мама попросила его купить....
(А) масла; (Б) сыра; (В) хлеба; (Г) конфет; (Д) кваса;

Ответ: (В) хлеба;

8. Когда девочки ходили в детский сад, их там называли Даша, Таня, Валя, Оля, Нина, а когда они пошли записываться в первый класс, их попросили назвать полные имена. Какое из имен осталось без изменений?

(А) Даша; (Б) Таня; (В) Валя; (Г) Оля; (Д) Нина;
Ответ: (Д) Нина;

9. Даша у нас настоящая... Как вряд ли закончат фразу?
(А) бегунья; (Б) врунья; (В) лгунья; (Г) глазунья; (Д) колдунья;

Ответ: (Г) глазунья

10. Свежий хлеб бывает мягким, а несвежий обычно называют...
(А) твердым; (Б) жестким; (В) прочным; (Г) плотным; (Д) чёрствым;

Ответ: (Д) чёрствым;

Задачи, оцениваемые в 4 балла

11. На пляже Сережа нарисовал на песке картину и подписал ее название. Набежавшая волна смыла первые буквы, и получилось "ЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК"
- Аленький? - спросила мама.
- Нет, - ответил Сережа. - Другого цвета.
А какого?

(А) зелёного; (Б) голубого; (В) жёлтого; (Г) белого; (Д) красного;

Ответ: (Г) белого

12. В каком из предложений слово взять имеет совсем не то значение, что в остальных?

(А) Дядя цезарь позвал на охоту пса Пифа и взял его ошейник с поводком.
(Б) Дядя Цезарь взял с собой ружьё.
(В) Пиф попросил дядю Цезаря взять рюкзак с едой.
(Г) В лесу дядя Цезарь велел Пифу взять след зайца.
(Д) Заяц взял веточку и пощекотал Пифу нос.

Ответ: (Г) взять след

13. Котёнку Финдусу, большому выдумщику и озорнику, посвящена целая серия книг. Одна из книжек называется "Поделки Финдуса". Художник на обложке этой книги вставил слово поделки еще одну букву и зачеркнул ее. Что это за буква?

(А) д; (Б) о; (В) р; (Г) л; (Д) ъ;

Ответ: (В) р - пРоделки

14. Во всех словах прочерками заменены буквы а или о. В четырёх словах на месте прочерков должны быть одинаковые буквы, а в одном - разные. В каком?

(А) к_рм_н; (Б) м_р_з;; (В) _г_нь; (Г) г_р_ж; (Д) ф_н_рь.

Ответ: (Д) фОнАрь

15. Острым не бывает....
(А) нос; (Б) перец; (В) карандаш; (Г) нож; (Д) ёж;

Ответ: (Д) ёж - он колючий, но не острый

16. Какое слово не связано с другим по смыслу?
(А) смешать; (Б) смешат; (В) смесь; (Г) мешали; (Д) смешался;

Ответ: (Б) смешат

17. Очень много слов русского языка оканчивается на....
(А) -летний; (Б) -зимний; (В) -весенний; (Г) -осенний; (Д) среди ответов (А) - (Г) - нет правильного;

Ответ: (А) -летний. Однолетний, многолетний, восьмилетний...

18. Читаем потешку для малышей:

На крайчике, на сарайчике
Две вороны сидят, обе врозь глядят.
Из-за дохлого жука перессорились!

Куда смотрят вороны?

(А) вниз; (Б) вверх; (В) в разные стороны; (Г) в одну сторону; (Д) друг на друга.

Ответ: (В) в разные стороны

19. В русском пересказе сказочной повести шведского писателя Ингемара Фьелля действие происходит в городке Елсо. А каких деревьев в нём растёт больше всего?

(А) берёз и тополей;
(Б) клёнов и ясеней;
(В) сосен и елей;
(Г) дубов и лип;
(Д) каштанов и рябин.

Ответ: (В) сосен и елей. Елсо - ЕЛи и СОсны.

20. Какое слово реже всех остальных употребляется перед сочетанием из головы?
(А) выскочить; (Б) выбежать; (В) вылететь; (Г) выкинуть; (Д) выбросить.

Ответ: (Б) выбежать.

Задачи, оцениваемые в 5 баллов

21. В четырёх случаях, рассказывая о сказочном персонаже, мы можем убрать одно слово в его имени. В одном случае обычно так не делают. В каком?

А) Красная Шапочка;
Б) Серый волк;
В) Золотой гусь;
Г) Снежная Королева;
Д) Железный Дровосек.

Ответ: (А) Красная Шапочка.

22. Стихотворение Михаила Яснова "Я учу котенка" заканчивается так:
...Мой котёнок так старается:
___учит
И мяучит.

Какое слово мы пропустили?
(А) буквы; (Б) звуки; (В) цифры; (Г) имя; (Д) слово.

Ответ: (Г) имя.

23. Вставьте пропущенное слово в загадку.

Ходит по двору ___,
Разгребает лапкой сор,
Расправляет с шумом крылья
И садится на забор.

(А) петух; (Б) журавль; (В) драчун; (Г) будильник; (Д) светильник.

Ответ: (Г) будильник. Получается и складно, и именно загадка.

24. В польском языке есть слово wieko, которое произносится как [вэко]. Что оно означает?

А) Человек
Б) Окно
В) Веник
Г) Ветка
Д) Крышка.

Ответ: Д) Крышка. Гугло-переводчик в помощь:) А логика в задании видимо такая: веко - оно закрывает глаз - крышка.

25. Яша набрал на компьютере слова лото, пот, труд, тир, тара, а шутник Саша заменил в них все буквы т одной и той же другой буквой. Как ни удивительно, после этого программа проверки орфографии подчеркнула как наверное лишь одно слово. Какое Яшино слово превратилось в наверное?
(А) лото (Б) пот (В) труд (Г) тир (Д) тара

Ответ: (А) лото. Буква "п": поп, пруд, пир, пара.

26. Произнесем слово уж. Если мы добавим к нему звук "д" в начале, то услышим слово душ. В какой еще паре второе слово можно получить из первого, добавив в начале или в конце слова один звук и не изменяя остальных?

(А) кров - кровь; (Б) зуб - зубр; (В) рог - урок; (Г) сень - осень; (Д) слив - слива.

Ответ: (В) рог - урок.

27. В книжке-головоломке Антона Тилипмана «Зубака» во многих словах перепутались буквы. Вот, например, была азбука - стала зубака. Если вы правильно расставите буквы в «словах» артмышка, бульог, гуляшка, дикокрол, огронос, получится пять названия живых существ. Сколько среди них птиц?

(А) ни одной; (Б) одна; (В) две; (Г) три; (Д) четыре.

Ответ: (Б) одна: бульог - голубь

28. Вот несколько болгарских слов и их переводы на русский язык:
вълк-волк, конче-жеребёнок, патка-утка, петел-петух, прасе-поросёнок, пиле-цыплёнок.
Как по-болгарски будет "Русский медвежонок"?

(А) Руски медвежонок, (Б) Руско мече, (В) Руски мечок, (Г) Руски мишка, (Д) Руска мишка.

Ответ: (Б) Руско мече.