Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения.
Программное содержание:
1. Закрепить умение составлять текст повествование, соблюдая структуру и используя разнообразные средства связи.
2. Упражнять в подборе синонимов. Познакомить с многозначным словом - "ключ" с использованием проблемной ситуации.
3. Упражнять в подборе родственных слов. Закрепить умение составлять предложения по схемам. Упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных.
4.Развивать интонационную выразительность речи.
5. Воспитывать у детей умение работать в небольших группах, прислушиваться к мнению других детей, не перебивать друг друга и давать возможность друг другу высказаться.
Словарная работа: ключ - родник, скрипичный, гаечный, разводной, ключевая, родниковая.
Материал: Картинки с разными ключами (скрипичный, родник, гаечный, дверной, разводной), запись песни о дружбе, алгоритм решения проблем, схематичные картинки для составления рассказов, словарь, схемы (для подбора родственных слов и составления предложений), родниковая вода.
Ход занятия
Вводная беседа:
Звучит песня о дружбе. Ребята, о чем песня? /О дружбе./
Как вы думаете, что значит дружить? /Рассуждения детей./
Ребята, а с кем можно дружить? /С другом./ А кто может быть другом? /Люди, животные, дети, родители./
Можно сказать друг. А как можно сказать по-другому. Как? /Товарищ, приятель, дружок, дружище, подруга./
Ребята, я хочу рассказать вам историю о двух друзьях. Хотите послушать?
1. Постановка проблемы | "Однажды встретились два друга. Ты знаешь, Саша, я сегодня потерял ключ, - сказал Сережа. Сережа, как же так? Ты что, в лесу заблудился? А я сегодня из ключа пил. Хорошая там вода: свежая, вкусная. Мальчики друг на друга удивленно посмотрели, не поняли они друг друга. Пожали плечами и разошлись. Вот такая произошла история." Эвристическая беседа: О ком этот рассказ? Что случилось с Сережей? А что ответил Саша? Почему же друзья разошлись? Какая проблема возникла у мальчиков? Как вы думаете, почему они друг друга не поняли? Сможем ли мы помочь мальчикам? Как мы можем помочь мальчикам разобраться? (узнать про какие ключи они говорили). Теперь проблема мальчиков и наша проблема. Вы хотите помочь мальчикам разобраться? |
2. Актуализация знаний | А какие вы знаете ключи? Дети рассказывают, какие они знают ключи. /Скрипичный, гаечный, разводной, дверной/ Затем вместе с воспитателем рассматривают иллюстрации с ключами. |
3. Выдвижение гипотез | Как вы думаете, какой ключ потерял Сережа? /предположения детей/
- Значит, Сережа мог потерять:, :, или: ключ. Вспомните, что сказал о своем ключе Саша? /что он находится в лесу, что вода в нем вкусная и свежая/ Что же это за ключ, из которого можно пить? /предположения детей/ Воспитатель обобщает ответы детей: - Возможно - это какое-то место, где всегда есть вкусная и свежая вода. |
4. Проверка решения | Как же мы можем проверить, правильные ли предположения мы сделали о Сашином и Сережином ключах? /посмотреть в словаре, энциклопедии, в Интернете, спросить у взрослых: / Из всех источников знаний в нашей группе есть: Давайте заглянем в него. Проверка в словаре. Бьющий из земли водный источник. Как по-другому называют ключ? (родник). Повторное рассматривание иллюстраций с разными "ключами", с добавлением иллюстрации ключа-родника. Воспитатель читает стихотворение. Много есть ключей: Ключ - родник среди камней, Ключ скрипичный, завитой, И обычный ключ - дверной. (Д.Лукич) |
Физ. Минутка
Воспитатель читает, а дети выполняют движение со словами:
Буратино раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать
На носочки нужно встать.
Какой ключ искал Буратино? /золотой, дверной/
Представьте себе, что вы художники-волшебники, рисуете картины в воздухе.
Проводятся кинезиологические упражнения ("рисование" в воздухе травы, деревьев, солнышка, кустика, облачко, дождик:.)
5. Введение в систему знаний | Рассматривание иллюстрации ключа - родника.Воспитатель обращает внимание детей на то, что ключ не просто вытекает из земли, а выбивается небольшим фонтанчиком Ребята, я была у ключа - родника и набрала там воды. Хотите попробовать? /дети пробуют/ Вода чистая, а в ключе - роднике еще чище, вода в реке быстрая, а в роднике - еще быстрее, вода прозрачная, а в роднике еще прозрачнее, вода в речке холодная, а роднике еще холоднее, вода прохладная, а в роднике еще прохладнее, вода свежая, а в роднике свежее, вода вкусная, а в роднике ключе вкуснее, вода светлая, а в роднике - ключе еще светлее. Скажи "родник" - и вот возник, (Ключ от дверей тут ни при чем). Воспитатель предлагает еще раз назвать все ключи, с которыми дети сегодня встретились Все это называется - словом ключ. А внешне они похожи или разные? Если слово имеет оно значение, то оно однозначное, а если у слова много значений, то оно - : . Сколько значений у слова "ключ"? Значит, слово "ключ" - : . Ребята, какое мы с вами сделали открытие? /Что слово "ключ" имеет несколько значений, оно многозначное./ Давайте вспомним историю о мальчиках. Как мог сказать Саша, чтобы друг его понял? Какой мы можем сделать вывод. Нужно говорить так, чтобы тебя поняли. Мы помогли разобраться мальчикам, решили их проблему. Давайте поместим наше открытие в летопись открытий. А сейчас давайте придумаем к слову ключ родственные слова (ключик, ключи, ключник, ключевой, ключевая, :) Давайте, ребята, придумаем предложения со словом ключ (придумывание предложений по схемам). Ребята, история про мальчиков закончилась. А я вам предлагаю придумать истории про ключи. Придумывание историй по схемам. |
Итог занятия: Что вам запомнилось на занятии? Что вам понравилось? Что было сложно? Ребята, какое мы с вами сделали открытие? А как мы можем рассказать о нашем открытии родителям?
«МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА»
Материал: предметные картинки (швейная иголка с ниткой, ёлка или сосна, медицинский шприц с иголкой, ёжик); кукла, фишки, карточки с парными изображениями предметов, обозначаемых многозначными словами.
Ход занятия
П , а отгадки выставляет на панно.
Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну,
И нитку длинную из уха,
Как паутину, я тяну. (Иголка.)
Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки,
На меня они глядят
Молока они хотят. (Ёж.)
К. Чуковский
Что это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год? (Сосна, ель.)
Педагог. Как называется иголка из первой загадки? (Швейная.) У ежа какие иголки? (Ежовые.) У ели иголки… (еловые), у сосны… (сосновые). Бывают ещё медицинские иголки. Какое удивительное это слово «иголка»! Слово одно, а обозначает много разного. Такое слово называется многозначным. Многозначных слов очень много. Сейчас мы с вами в этом убедимся. Перед вами стоит кукла, стол и стул. Что есть общего у всех этих предметов? (Ножки.) У кого или у чего есть ножки? За каждый правильный ответ вы получаете фишку.
После того как ответы исчерпаны, педагог объединяет фишки детей.
Педагог. Вот сколько разных ножек вы знаете. Слово одно, а значений много.
А ещё у куклы есть ручки. Какие другие ручки вы знаете? У куклы также есть шляпка. Вспомните предметы, у которых есть шляпка.
Дети получают карточки с парными изображениями предметов, обозначаемых многозначными словами. Составляют предложения, правильно употребляя значения многозначных слов.
Ручка для письма - дверная ручка;
Кисть для рисования - кисть руки;
Каток (машина) - ледяной каток;
Ключ от замка - ключ (ручей);
Морская звезда - звезда на небе.
Лук (овощ) - лук (оружие);
Земля (планета) - земля (поле);
Плита строительная - плита газовая;
Иголка швейная - иголка еловая;
Лисичка (животное) - лисичка (гриб).
Занятие № 22.
«ВЫРАЖЕНИЕ С ПЕРЕНОСНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ»
Цель: ввести понятие выражения с переносным значением; ; упражнять в правильном использовании крылатых выражений.
Материал: рисунки-подсказки с изображением крылатых выражений.
Ход занятия
Детям предлагается объяснить значение следующих выражений: острый нож - …, острый глаз - …, острый язык - …. .
Острый нож - нож, который хорошо режет.
Острый глаз - глаза, которые хорошо, зорко видят.
Острый язык - так говорят о человеке, который употребляет неприятные, обидные слова.
Выражение «острый нож» употребляется в прямом значении, а вот выражения «острый глаз» и «острый язык» - в переносном, т.е. свойства одного предмета как бы сравниваются, переносятся на другой предмет. Это делается для того, чтобы наша речь была более красивой и интересной. Вот сравните:
Охотник пришёл с хорошей добычей, он умеет метко стрелять.
Охотник пришёл с хорошей добычей, ведь у него острый глаз.
Две подружки расстались, потому что одна из них постоянно говорила обидные слова.
Две подружки расстались, потому что у одной из них был слишком острый язычок.
Наша речь богата меткими и образными сравнениями или крылатыми выражениями.
Дети рассматривают рисунки-подсказки, повторяют крылатые выражения, которые употребляются в переносном значении.
Льёт как из ведра;
Растут как грибы после дождя;
Лететь как стрела;
Чувствовать себя как рыба в воде;
Комар носа не подточит;
В рубашке родился;
Первая ласточка.
Игра «Когда мы так говорим».
Дети упражняются в правильном употреблении крылатых выражений.
Если идёт сильный, проливной дождь, ливень, мы говорим… льёт как из ведра.
Если кто-то очень быстро бежит, мы говорим… летит как стрела.
Если мы чувствуем себя хорошо, свободно, непринуждённо, мы говорим… чувствую себя как рыба в воде.
Если что-нибудь появляется быстро, в большом количестве, мы говорим… как грибы после дождя.
Если работа сделана хорошо и нет замечаний к сделанному, мы говорим… комар носа не подточит.
Если человек счастлив и удачлив, мы говорим… в рубашке родился.
О первом признаке проявления чего-нибудь мы говорим… первая ласточка.
В заключение дети повторяют запомнившиеся крылатые выражения, составляют с ними предложения, опираясь на жизненные ситуации.
Занятие № 23.
«СЕМЬЯ»
Цель: обогатить социальный опыт ребёнка, его межличностное взаимодействие с другими людьми и самим собой, помочь осознать своё предназначение в этом мире; расширить словарный запас, ; формировать умение прогнозировать, обучать последовательному анализу рассматриваемой ситуации.
Материал: серии предметных картинок «От младенца до старушки», «От младенца до старика»; сюжетная картинка «Семья»; мяч, ребус (7Я - семья).
Ход занятия
Дети разгадывают ребус: 7Я - семья.
Выставляется сюжетная картинка «Семья».
Работа по сюжетной картине «Семья». Детям задаются следующие вопросы:
Назвать членов семьи.
Кем приходится мальчик девочке, папе, бабушке?
Кем приходится девочка братику, маме, дедушке?
Кем приходится мама дедушке?
Кем приходится папа маме?
Кто в семье самый старший, самый младший?
Кто в семье старше братика, но младше мамы?
Кто взрослый?
Игра «О ком я говорю?»
Дети отгадывают членов семьи по данным признакам: заботливая, трудолюбивая, самая красивая; сильный, строгий, большой; добрая, ласковая, старенькая; маленький, забавный, весёлый.
Игра «Кто какой?» (в кругу с мячом).
Дети подбирают слова-признаки к каждому члену семьи.
Физкультминутка.
Раз - подняться, потянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладони три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - тихо сесть.
Беседа «Будущее человека».
Сейчас вы маленькие, а потом за один день вдруг станете взрослыми, так бывает? А как бывает? Разложите последовательно жизненную «цепочку» человека (младенец, дошкольник, школьник, подросток, взрослый, старый). Расскажите, что происходит с человеком, какой он, чем занимается в каждом возрасте?
Игра «Кем я буду и каким?»
Кем вы станете, когда вырастете?
Какими качествами вы хотите обладать?
Занятие № 24.
«ЧТО В ИМЕНИ МОЁМ?»
Цель: обогатить социальный опыт ребёнка, его межличностное взаимодействие с другими людьми, с самим собой; учить образовывать от имени отчество; упражнять детей в назывании своей фамилии, полного имени, имени отчества.
Материал: сюжетная картинка «Семья», плюшевый медвежонок, мяч.
Ход занятия
Работа по сюжетной картине «Семья» организовывается по вопросам:
Кто в семье самый главный? Почему?
Откуда у детей появляется фамилия?
Кто даёт детям имя?
Перед детьми появляется маленький медвежонок.
Медвежонок (М.). Здравствуйте, ребята! Я медвежонок Миша, но моя мама медведица зовёт меня Мишенька. А как зовут вас? Как зовёт вас ваша мама?
Игра «Давайте познакомимся».
Дети передают медвежонка, каждый называет своё имя и его уменьшительно-ласкательную форму.
М. Приятно было узнать ваши имена. Но у меня есть ещё вопросы. Мой папа медведь зовёт меня не Миша, не Мишенька, а Михаил. Вы не знаете почему?
Педагог (П.). Потому что каждое имя имеет несколько форм. Михаил - это полная форма имени Миша.
Игра «Моё имя».
Дети называют полную форму своего имени (может потребоваться помощь педагога).
М. Когда к нам в берлогу заглядывает мой дедушка Потап Потапович, он называет меня Михаилом Ивановичем, а моего отца Иваном Потаповичем. Это что ещё за имена?
П. Кроме имени есть ещё и отчество. Оно образуется от имени твоего отца. Если твоего отца зовут Иван, то твоё отчество Иванович. Вот и получается, что ты, медвежонок, Михаил Иванович, а твой отец Иван Потапович. Понятно?
М. Теперь понятно.
Физкультминутка.
Мишка
Наш Мишутка потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Лапы в стороны развёл -
Видно, мёда не нашёл.
Мишка в улей влез и вот -
Каплет с лапы сладкий мёд.
Игра «Назови своё отчество».
Каждый ребёнок называет имя своего отца и образует своё отчество (может потребоваться помощь педагога).
Игра «Что потом?»
Ребята, медвежонок пока маленький, а вырастет и будет… (большой)?
Сейчас он медвежонок, а потом… (медведь)?
Сейчас его зовут Миша, а потом… (Михаил Иванович)?
Сейчас вас зовут…, а потом…?
Елена Микулова
Конспект НОД по развитию речи «Многозначные слова»
Задачи :
1. Познакомить с многозначным словом «ключ» , с использованием проблемной ситуации.
2. Закрепить умения составлять текст повествования, соблюдая структуру и используя разнообразные средства связи; составлять предложения по схемам;
3. Развивать интонационную выразительность речи ; умение работать в небольших группах, прислушиваться к мнению других людей.
Словарная работа : ключ – родник, скрипичный, гаечный, разводной ключ , ключевая, родниковая вода.
Оборудование : картинки с разными ключами, алгоритм решения проблем, схематичные картинки для составления рассказов, словарь , родниковая вода.
Ход НОД
Звучит песня о дружбе.
Ребята, о чем эта песня? (о дружбе)
Как вы думаете, что значит дружить?
А с кем можно дружить? (с другом) А кто может быть другом?
Можно сказать «друг» . А как еще можно сказать по-другому? (подруга, товарищ, приятель)
Я вам расскажу историю о двух друзья. Хотите послушать?
1. Постановка проблемы. Прослушивание рассказа.
Однажды встретились два друга.
Ты знаешь, Саша, я сегодня потерял ключ, сказал Сережа.
Сережа, как же так? Ты что, в лесу заблудился? А я сегодня из ключа пил. Хорошая там вода : свежая, вкусная.
Мальчики друг на друга удивительно посмотрели, не поняли они друг друга. Пожали плечами и разошлись. Вот такая история произошла.
Оком этот рассказ? Что случилось с Сережей? А что ответил Саша? Почему же друзья разошлись? Какая проблема возникла у мальчиков? Как вы думаете, почему они друг друга не поняли? Как мы можем помочь мальчикам разобраться?
2. Актуализация знаний
А какие вы знаете ключи? (скрипичный, гаечный, разводной , дверной)
Рассмотрите иллюстрации ключей.
3. Выдвижение гипотез.
Как вы думаете, какой ключ потерял Сережа?
Значит, Сережа мог потерять ключ.
Вспомните, что сказал о своем ключе Саша. (ключ находится в лесу, вода в нем вкусная и свежая)
Что за ключ, из которого можно пить? Возможно, это какое-то место, где всегда есть вкусная и свежая вода?
4. Проверка решения.
Как можно проверить, правильные ли предположения мы сделали о Сашином и Сережином ключах? (посмотреть в словаре , энциклопедии, в Интернете, спросить у взрослых)
Из перечисленных вами источников знаний в нашей группе есть словарь . Давайте заглянем в него.
Ключ – бьющий из земли водный источник.
Как по-другому называют ключ? (родник)
Повторное рассматривание иллюстраций разных ключей с добавлением иллюстрации ключа-родника.
Воспитатель читает стихотворение :
Много есть ключей :
Ключ – родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ – дверной. (Д. Лукич)
Физкультминутка :
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся,
Руки в стороны развел ,
Видно, ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
На носочки нужно встать.
Какой ключ искал Буратино? (золотой, дверной)
5. Введение в систему знаний.
Рассматривание иллюстрации ключа-родника. Воспитатель обращает внимание детей на то, что ключ не просто вытекает из земли, а выбивается небольшим фонтанчиком.
Ребята, я была у ключа-родника и набрала там воды. Хотите попробовать? (дети пробуют)
Вода чистая, а в ключе-роднике еще чище, вода в реке быстрая, а в роднике – еще быстрее, вода прозрачная, а в роднике – еще прозрачнее, вода речке холодная, а в роднике еще холоднее, вода свежая, а в роднике – свежее, вода вкусная, а в роднике – вкуснее.
Воспитатель предлагает еще раз назвать все ключи, с которыми дети сегодня встретились.
Все это называется «ключ» . А внешне они похожи или разные?
Если слово имеет одно значение –то оно однозначное, а если у слова много значений , т оно….
Сколько значений у слова «ключ» ?
Значит, слово «ключ» - ….
Ребята, какое мы с вами сделали открытие? (слово «ключ» имеет несколько значений)
Давайте вспомним историю о мальчиках. Как мог сказать Саша, чтобы друг его понял? Какой мы можем сделать вывод? (нужно говорить так, чтобы тебя поняли)
Давайте поместим наше открытие в летопись открытий.
Ребята, какое мы с вами сделали открытие? Как мы может рассказать о нем родителям?
Публикации по теме:
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: «Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова» (УМК «Начальная школа XXI века») Аннотация.
Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи» для детей подготовительной группы Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №3»г. Саратова Конспект НОД по образовательной области.
Ель: формирование понятия о словах, обозначающих признак предметов. Задачи: 1. Воспитывать уважение к товарищу, умение работать в коллективе,.
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию детей во второй младшей группе «Вежливые слова» Конспект НОД по социально - коммуникативному развитию детей во второй младшей группе «Вежливые слова»МАДОУ детский сад «Теремок» р. п. Ветлужский.
Конспект НОД по развитию речи «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения.
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Многозначные слова» Конспект занятия по развитию речи в младшей группе ОГКУСО CРЦН «Причал надежды» на тему: «Многозначные слова» Воспитатель: Евграшина Т. А.
Основополагающий вопрос
Сколько
слов
на свете?
Проблемные вопросы
Что такое слово?
Какие бывают слова?
Нужны ли нам слова?
Какие вы знаете слова с одинаковым звучанием?
Почему слова звучат одинаково, но имеют разные значения?
Какие секреты есть у многозначных слов?
Гипотеза
Если ребенка с раннего возраста знакомить с богатством, яркостью и выразительностью русской лексики,
то у него формируется устойчивый интерес и любовь к русскому языку, обогащается словарный запас, развивается речь.
Участники проекта
воспитанники логопункта старшей группы
учитель-логопед
воспитатели
родители
Аннотация проекта
Часто у детей возникают вопросы на которые они хотят получить ответы.
В данном проекте я знакомлю детей с понятием «многозначность слов», что позволяет показать им богатство русского языка, раскрыть «секреты», пробудить интерес и воспитать любовь к словесности, обогатить лексический запас ребенка.
Работа над проектом предполагает его реализацию в течение 1-2 месяцев, с последующим закреплением в регламентированной и нерегламентированной деятельности.
по типу- практический по характеру контактов – открытый по количеству участников – подгрупповой по продолжительности – краткосрочный по содержанию - межпредметный
Задачи проекта
Познакомить детей с понятием «многозначность» слов
Расширить активный словарь
Развить интерес к родному языку
Этапы проекта
Организационно-подготовительный
(14.09 – 30.09)
Основной (1.10-30.10)
Заключительный (2.11-3.11)
Словарь многозначных слов для обследования
По внешнему сходству
Колокольчик
Пятачок
Шляпка
По сходству внутренних свойств
Морж
Будильник
Иголки
Выводы
В результате проектной деятельности дети узнали
У слова может быть не одно, а несколько значений. Новое значение может появляться, если один предмет чем-то похож на другой
Надо различать значения слов, т.к. это поможет лучше понимать прочитанное и точнее выражать свою мысль
У детей расширился словарный запас
Дети с большим желанием занимались на протяжении этой проектной деятельности, и я думаю, если такие занятия по обогащению словаря, проводить регулярно, то у детей будет формироваться интерес и любовь к родному русскому языку.
Ольга Скобелева
Конспект занятия по развитию речи. «Многозначное слово - ключ»
Конспект занятия по развитию речи "многозначные слова " в средней группе.
Цель :
Познакомить детей с многозначными словами ;
Учить выделять предметы, которые обозначают многозначные слова ;
Упражнять в правильном употреблении многозначных слов в предложении .
Развивающие :
Развивать мышление , способность к умозаключению , речь.
Активизировать словарь детей многозначными словами .
Оборудование : панно, магниты, сказочный герой – Буратино.
Демонстрационный материал :
Картинки с изображением «ключей » (Ключ - музыкальный знак ; ключ - от двери ; ключ - природный источник воды; ключ - гаечный ключ )
Ход занятия:
Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в страну сказки. Мы попадем в один из волшебных городов этой страны – город Загадок, погуляем по загадочным улицам, познакомимся с жителями этого города. Путешествовать мы будем на ковре-самолете. Итак, мы летим на большом ковре; закрываем глаза, расправляем руки - словно крылья и отправляемся в полет. Как только смолкнут звуки волшебной музыки, мы открываем глаза. И тогда мы окажемся в волшебной стране (дети встают на коврик) . Звучит музыка из сказки «Буратино» (минусовка)
Дети открывают глаза. Появляется Буратино (держит руки за спиной) .
Воспитатель : Это что за очень странный - Человечек деревянный?
Мальчик с Азбукой под мышкой - деревянный шалунишка.
Победил он Карабаса, не подвёл друзей ни разу. Кто не слушался Мальвину?
глупый, добрый….?
Ответ детей : Буратино
В : правильно ребята - Буратино.
Буратино : Здравствуйте ребята, а что вы здесь делаете?
А вы случайно не находили здесь мой ключ ?
Дети : отвечают, что прилетели на ковре-самолете в путешествие.
В : Буратино, а какой ключ ты потерял ?
Б : Далёко, далёко за морем. Стоит золотая стена. В стене той заветная дверца, за дверцей большая страна Ключом золотым открывают заветную дверцу в стене, но где этот ключик - не знаю ? Никто не рассказывал мне.
В : Ребятишки, а вы не встречали «золотой ключик » , про который говорит Буратино.
Дети : (ответ детей «нет не встречали).
В : Ребята и ты Буратино, а вы знаете, какие еще бывают «ключи » ?
Дети : (отвечают) : гаечный ключ… .
Б : А что, разве бывают другие ключи ? Я таких и не знаю, но очень хочу узнать….
В : Да бывают. Это называется «многозначное слово » . Слово одно , а значений много .
Д и Б : расскажите, какие бывают еще ключи , нам очень интересно.
Педагог задаёт детям загадки, а отгадки выставляет на панно.
В : Он в дверях, он в замке,
Он и в нотной строке,
Он и гайку отверну,
Он и может, если захочет,
Телеграмму передать
И загадку разгадать.
В : О каких ключах говорится в этом стихотворении?
Д : отвечают.
В : Правильно (вешает картинки на магниты) : дверной ключ , нотный (а по другому он называется скрипичный, гаечный ключ . Но мы еще не все ключи рассмотрели . Сейчас сделаем физкультминутку и продолжим.
Физкультминутка.
Буратино потянулся,
(руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
(наклоны корпуса вперед)
Руки в сторону развел ,
(руки развести в стороны )
Ключик , видно, не нашел.
(повороты вправо и влево)
Чтобы ключик нам достать ,
Нужно на носочки встать.
(руки на поясе, подняться на носочки)
В : Отдохнули, а теперь продолжим. Послушайте стихотворение и отгадайте : «О каком ключе в нем говориться » ?
Скажи "Родник" -
И вот возник,
Бежит в зеленой чаще
Веселый ключ журчащий .
Мы и родник зовем ключом .
(Ключ от дверей тут ни причем.)
Дети : ключ – это родник .
В : Какие вы молодцы. Конечно это родник. Вешает картинку.
В : Вот сколько много значений у слова «ключ » . Так какое это слово ?
Д : «Многозначное » , потому что слово одно , а значений много… .
Б : Сколько много нового я узнал от вас. Спасибо большое вам и вам ребята. Пойду я сейчас искать свой ключик «дверной» и обо всем расскажу своим друзьям. Прилетайте к нам еще раз, я хочу узнать еще и другие многозначные слова . Машет рукой и уходит.
В : Ребята, еще есть одно значение, которое мы не можем посмотреть на картинке. Это «ключ » - информация, позволяющая расшифровать кроссворд или ответ на задание. А теперь прошу пройти на наш ковер-самолет и отправляемся обратно в группу. Дети закрывают глаза, звучит спокойная музыка.
На дальнейших занятиях полученная информация повторяется и закрепляется.