1. Биография гения в режиме быстрой перемотки

Точная дата рождения Бетховена (Ludwig van Beethoven) - первая из загадок его биографии. Точно известен лишь день его крестин: 17 декабря 1770 года в Бонне. Ребенком он учился играть на фортепиано, органе и скрипке. В семь лет дал первый концерт (отец хотел сделать из Людвига "второго Моцарта").

Он должен вызывать не только возвышенность музыканта, но и величие человека. И он ставит в рот Бетховена: «Я не признаю другого признака превосходства, превосходства, больше, чем добра». Не могло быть иначе, только доброты, желания дать Человечеству, можно получить путь Искупления через Искусство.

В письмах Бетховена показаны очень малоизвестные случаи такой щедрости и доброты, в то время как почти всегда указаны буквы, соответствующие так называемому «Завещанию Хайлигенстада» или «Интендент Ла Амады», которые, несомненно, более красивы по форме, больше важны в жизни и чувстве Бетховена, которые показывают нам страдания бетховена, но, возможно, они оставляют нас, не зная хорошего человека, что есть в Бетховене.

В 12 лет Бетховен начал писать свои первые сочинения с забавными названиями вроде "Элегия на смерть пуделя" (предположительно под впечатлением от кончины реального пса). В 22 года композитор уехал в Вену, где и прожил до конца жизни. Он скончался 26 марта 1827 года в возрасте 56 лет, предположительно от цирроза печени.

2. "К Элизе": Бетховен и прекрасный пол

Также письмо эрцгерцогу Родольфо: Ваше Императорское Высочество! Ни для тщеславия, ни для смелости не смело ходатайствовать и не хвастаться, чтобы иметь особую милость вашего Императорского Высочества, ничто из этого не заставляет вас ставить перед вами очень простой вопрос. Вчера днем ​​старый Крафт был дома; он задавался вопросом, можно ли иметь комнаты в вашем дворце в обмен на то, что вы будете служить своему Имперскому Высочеству, когда захотите. Он был в доме принца Лобковица двадцать лет и долгое время не получал никакой зарплаты; Теперь он вынужден покинуть свои комнаты, не получив никакой награды.

И эта тема окружена тайнами. Факт заключается в том, что Бетховен никогда не женился. А вот сватался неоднократно - в частности, к певице Элизабет Рёккель (Elisabeth Röckel, которой, как полагает немецкий музыковед Клаус Копиц (Klaus Kopitz), посвящена знаменитая ля-минорная багатель "К Элизе") и пианистке Терезе Мальфатти. О том, кем была неведомая героиня знаменитого письма "к бессмертной возлюбленной", ученые также спорят, сходясь на кандидатуре Антонии Брентано (Antonie Brentano) как наиболее реальной.

Троджер будет ждать ответа от вашего Императорского Высочества. Что касается улучшения положения человека, ваше Императорское Высочество оправдает вашего верного и послушного слугу Людвига ван Бетховена. Но прежде всего есть письмо к девушке, которая проявляет чрезвычайную чувствительность, и кто движется, чтобы увидеть чувствительный и нежный дух Бетховена. Письмо Эмили, 10-летняя восхищенная девушка из Бетховена, который послал ему письмо и кошелек в качестве приношения. Не отрицайте лавровые венки Хенделлу, Гайдну и Моцарту; У них есть заслуги для них, чего у меня нет сейчас.

Правды мы не узнаем никогда: Бетховен тщательно скрывал обстоятельства своей личной жизни. Но близкий друг композитора Франц Вегелер (Franz Gerhard Wegeler) свидетельствовал: "В годы жизни в Вене Бетховен постоянно находился в любовных отношениях".

3. Непростой в быту человек

Неопорожненный ночной горшок под роялем, объедки среди партитур, всклокоченная шевелюра и заношенный шлафрок - и это тоже, судя по многочисленным свидетельствам, был Бетховен. Жизнерадостный молодой человек с возрастом и под влиянием недугов превратился в довольно непростого в повседневном обращении персонажа.

Когда вы, дорогая Эмилия, хотите в любой момент спросить меня, не стесняйтесь писать мне. Настоящий художник не гордится, к сожалению, он видит, что искусство не имеет границ; внутри он чувствует, как далеко он достиг цели; Хотя он может восхищаться, ему грустно, что он не дошел до того момента, когда его гений предстает перед ним как далекое солнце, которое должно указывать на его направление. Эта доброта, которая удерживала его преданным возвышенному, несмотря на его выход на пенсию, его глухоту, его отвращение к общественной жизни, но всегда любимую Бог и доброта.

В своем "Гейлигенштадтском завещании", написанном в состоянии шока от осознания наступающей глухоты, Бетховен указывает именно на болезнь как на причину своего дурного характера: "О вы, люди, считающие меня злонравным, упрямым или мизантропичным - как вы несправедливы ко мне, ведь вы не знаете тайной причины того, что вам кажется. /…/ Вот уже шесть лет я пребывают в безнадежном состоянии, усугубленном невежественными врачами…"

Никто не любит деревню больше, чем меня, потому что они не леса, деревья, скалы, чего человечество сегодня жаждет. Или в цитате, которую Бетховен дает Джоан Ллонгерас:. Я ценю больше дерева, чем некоторые мужчины. Кажется, каждое дерево говорит в мире полей: Святое, Святое, Святое! В «Символ веры» «Кредо» повторяется настойчиво, как подтверждение собственного чувства Бетховена. «Мое главное желание работать на этой мессе состояло в том, чтобы породить религиозные чувства у певцов и слушателей и что это чувство прочное».

Как и Вагнер, с которым он разделяет ту же любовь к самой природе и религиозности, Бетховен всегда очернялся из-за его плохого характера, продукта его глухоты и социального ухода, непонимания людей от его внутреннего чувства, но никогда не злой воли. С детства мое сердце и мой разум склоняли меня быть добрыми и ласковыми, всегда желая совершать великие подвиги.

4. Бетховен и классика

Бетховен - последний из титанов "венской классики". В общей сложности он оставил потомкам более 240 сочинений, среди них - девять завершенных симфоний, пять фортепианных концертов и 18 струнных квартетов. Он, по сути, заново изобрел жанр симфонии, в частности, впервые использовав в Девятой симфонии хор, чего до него никто не делал.

Но думайте, что за последние шесть лет моя ситуация была очень неудачной, усугубленной менее умными врачами. Из года в год меня обманывали тщетные надежды на улучшение и, наконец, осудили на перспективу хронической болезни. Рожденный с яростным и активным темпераментом, всегда готовый к социальным развлечениям, меня заставили уйти из мира, жить в одинокой жизни. В Вагнере было страдание и постоянная материальная потребность в его художественном проекте, в Бетховене была глухота. Он также написал своего рода «фантастическую историю», придуманную, о том, что он посетил Вагнера в Бетховене, но, будучи чем-то «новым», мы не будем делать выводы из этого текста, кроме того, чтобы показать огромное восхищение Бетховеном и его идеей назначить Бетховену мнения о музыке и драме самого Вагнера.

5. Единственная опера

Оперу Бетховен написал лишь одну - "Фиделио". Работа над ней далась композитору мучительно, а результат до сих пор убеждает не всех. На оперном поприще Бетховен, как указывает российский музыковед Лариса Кириллина, вступал в полемику со своим кумиром и предшественником - Вольфгангом Амадеем Моцартом (Wolfgang Amadeus Mozart).

Весь текст посвящен двум основным темам: 1 - Основать в Бетховене возрождение и сущность «немецкой музыки» перед предыдущими музыкальными формами и других городов. 2. Он понимает концепцию музыки Шопенгауэра и его интимные отношения с революцией Бетховена, предыдущий шаг к музыкальной драме Вагнера. Обе темы тесно связаны друг с другом: Немецкая музыка - это та, которая отражает внутреннее чувство Себя, а не кажущиеся внешние формы. То есть: немецкое искусство - это тот, который наиболее прямо достигает истины, как говорит Шопенгауэр.

Музыкальный язык универсален, а значит, иногда он создается «не связан с людьми», и все же это не так. Суть немецкой музыки рождается с Бахом и созревает с Бетховеном, так как он попытается четко разоблачить Вагнера. Чтобы понять этот момент, может быть полезно кратко разоблачить суть мысли Шопенгауэра на тему «Музыка и реальность».

При этом, как указывает Кириллина, "концепция "Фиделио" прямо противоположна моцартовской: любовь - не слепая стихийная сила, а нравственный долг, требующий от своих избранников готовности к подвигу. Первоначальное название оперы Бетховена, "Леонора, или Супружеская любовь", отражает этот антимоцартовский моральный императив: не "так поступают все женщины", а "так должны поступать все женщины".

Для Шопенгауэра мир - это чистый «Спектакль», внешние формы, подчиненные нашим желаниям, обманам и нечестивости, Воля обманывает нас и заставляет нас двигаться к материалу, представлению, зрелищу. Шопенгауэр указывает, что музыка прямо выражает чувство Воли, сущность тогда мира, внутреннее, то, что не искажено Представлением, деформациями и обманами, которые приходят к нам через то, что желание и чувства Они выражают. Пластиковые художники обычно служили миру Представительства, следуя и ищу «Формы» красивыми, чтобы угодить, чтобы заполнить «желание» зрителей, публики.

6. "Та-та-та-таааа!"

Если верить первому биографу Бетховена Антону Шиндлеру (Anton Schindler), сам композитор говорил о начальных тактах своей Пятой симфонии: "Так сама судьба стучится в дверь!" Более близкий Бетховену человек, его ученик и друг, композитор Карл Черни (Carl Czerny) вспоминал, что "тему симфонии C-Moll Бетховену навеял крик лесной птицы"… Так или иначе: образ "поединка с судьбой" стал частью бетховенского мифа.

И они заразили музыку своими формальными принципами: искать красоту и внешнюю эстетику. Правила музыки создаются, чтобы угодить, показывая внешние формы вместо того, чтобы искать внутренние чувства. Бетховен прорвется этим путем и отразит внутренность Человека в своей музыке, «использует» предложенные формы, но не обожествляет их, он прыгает и постоянно их окружает, чтобы искать самое чистое внутреннее чувство. «Передайте внутреннее зрение снаружи». Бетховен не сформировался в мире оперы, которая была чистой внешней формой и служила вкусу публики, но его тренировка симфонична и особенно ориентирована на ключ и скрипку.

7. Девятая: симфония симфоний

Девятая симфония Бетховена, премьера которой состоялась 7 мая 1824 года в Вене и сопровождалась шквалом оваций, которые полностью потерявший слух композитор не мог услышать, до сих пор является непревзойденным сочинением в истории музыки. "Ода к радости" на стихи Шиллера (Friedrich Schiller) стала гимном единой Европы.

Классической формой в этом предмете была Соната, и Бетховен станет великим ремонтником Сонаты. Соната была стандартизирована Эммануэлем Бахом, Гайдном и Моцартом в строго регламентированной манере. Это была музыка, основанная на формах, красивых мелодиях, объединенных гармоничным и упорядоченным образом на вкус принцев и элит, которые были покровителями музыкантов, у которых не было желания исследовать внутри, но чтобы отвлечь или испытать удовольствие от красивая и взвешенная музыка с определенной дозой малабарской виртуозности переводчика.

Контекст

Интересный факт: при изобретении технологии записи музыки на компакт-диски именно длительность Девятой симфонии (более 70 минут) определила параметры нового формата.

8. Бетховен и революция

Радикальность представлений Бетховена о роли и значении искусства вообще и музыки в частности сделали его кумиром различных революций, в том числе и социальных. Сам композитор вел при этом вполне буржуазный образ жизни.

Только Себастьян Бах с его «искусством полета» продвинулся в изучении сущности и возможностей чистой музыки как нечто существенное, а не формальное. Отношения Бетховена с Сонатами были интенсивными и в то же время противоречивыми. Импровизированный, он включал элементы, не соответствующие установленным формальным нормам, силам и страданиям, которые отражали чувства, но которые были несогласованы с «мягкой гармонией», которая до этого момента была нормой. Бетховен уважает классическую «архитектуру» Сонаты, но не ее содержание.

Гайдн был «принцем» музыкантом, он делал музыку по своему вкусу. Моцарт вместо этого был из-за публики, но намерение этой аудитории было похоже на намерение принца. Эмоциональные кризисы Моцарта вызвали их лучшую музыку. Бетховен никогда не позволял себе обращаться с покровителями, его характер был постоянным вызовом миру. Он не мог стоять с таким уникальным покровителем, как Гайдн, и он не мог посвятить себя тому, чтобы быть «популярным» и уступать вкусу зрителям театра. Он был свободным человеком, но мучился своей глухотой и своей внутренней жизнью в поисках добродетели, у него были покровители, но он никоим образом не позволял им влиять на его работу.

9. Прижимистая звезда: Бетховен и деньги

Бетховен уже при жизни был признанным гением и никогда не страдал от недостатка самомнения. Это отражалось, в частности, на его представлениях о размере гонораров. Бетховен охотно принимал заказы от щедрых и влиятельных меценатов, а с издателями порою вел финансовые переговоры в очень жестком тоне. Композитор был не миллионером, но весьма состоятельным человеком по меркам своей эпохи.

В Бетховене одиночество любит и вдохновляет его, внешнее влияние всегда разбалансирует его. Вагнер говорит: «Сознание, которое он имел от себя, поддерживаемый ожесточенной душой, всегда спасало его от легкомысленных требований, которые мир жаждет удовольствия, налагаемого на музыку». Таким образом, суть немецкого искусства заключается в том, чтобы всегда брать искусство из простого удовольствия и относиться к человеческой сущности. Для Вагнера Бетховен - прежде всего добрый, невинный человек, ищущий добродетель и благородные чувства.

Это немецкое искусство в музыке. «Тот самый инстинкт, который побуждает Бетховена представить себе хорошего человека, заставляет его создавать мелодию для этого хорошего человека». «Он хочет донести мелодию до такой чистой невинности, что ее потеряли бы в искусственной музыке». Для Вагнера итальянская опера служит модой и капризом, она формальна, без человеческой сущности. Немецкое искусство с Бетховеном инициирует изменения. Даже в его опере «Леонор» лучшая музыка, в ней Вагнер - суть драмы. Вагнер говорит: Самое лучшее в отношении Леонора - увертюра, здесь резюмируется человеческая драма.

10. Глухой композитор

Бетховен начал глохнуть в возрасте 27 лет. Болезнь развивалась на протяжении двух десятилетий и полностью лишила композитора слуха к 48 годам. Новейшие исследования доказывают, что причиной стало заболевание сыпным тифом - распространенной во времена Бетховена инфекцией, которую часто переносят крысы. Однако, обладая абсолютным внутренним слухом, Бетховен мог сочинять музыку и будучи глухим. До последних лет жизни он не оставлял отчаянных - и, увы, безрезультатных, - попыток восстановить слух.

После этого анализа Вагнер проводит серию исследований по поэтическим произведениям Бетховена. Однако он находит утешение у Бога в своей наивности. Счастливый человек смотрит на внешний мир и взрывает внутренний мир. После глубокого размышления, как будто это был глубокий сон его души, он мгновенно снова проявляет внутренний мир, просыпается и танцует со скрипкой, как никогда не слышал. Затем он входит в Девятую симфонию, хотя очень сосредоточен на своей спящей части, так как он напишет две разные работы, чтобы проанализировать работу в ее полной форме.

Людвиг ван Бетховен – гениальный композитор, родился 16 декабря 1770 в Бонне, умер 26 марта 1827 в Вене. Его дед был придворным капельмейстером в Бонне (ум. 1773), его отец Иоганн – тенором в курфюрстской капелле (ум. 1792). Первоначальным обучением Бетховена руководил его отец, впоследствии он переходил ко многим учителям, что в последующие годы вызывало у него жалобы на недостаточное и неудовлетворительное обучение его в молодости. Своей игрой на фортепиано и свободным фантазированием Бетховен возбуждал уже рано общее удивление. В 1781 он совершил концертное путешествие по Голландии. К 1782-85 гг. относится появление в печати его первых сочинений. В 1784 он был назначен, 13 лет от роду, вторым придворным органистом. В 1787 Бетховен отправился в Вену, где познакомился с Моцартом и взял у него несколько уроков.

Для Вагнера первое движение показывает мир в его самой темной грани, но после каждого отчаяния музыка снова говорит: «И все же человек хорош». И мы пошли к существенной части: для Вагнера последний хор - это не чтение стихотворения, а песня, в которой звучит симфоническая, - это музыка, а не текст. Говорит Вагнер: Это не мысли, выраженные строфами Шиллера, которые нас интересуют с тех пор, но интимная мелодия хора, к которому нас всех приглашают объединиться, участвовать в общении верующих на службе божественного идеала, так же, как это случилось с великой хоровой музыкой Баха для Страсти.

Портрет Людвига ван Бетховена. Художник Й. К. Штилер, 1820

По возвращении оттуда материальное положение его улучшилось, благодаря участью, которое в нем принял граф Вальдштейн и семья фон Брёйпинг. В боннской придворной капелле Бетховен играл на альте, совершенствуясь одновременно в игре на рояле. К этому времени относятся дальнейшие композиторские попытки Бетховена, но сочинения этого периода в печати не появились. В 1792, пользуясь поддержкой курфюрста Макса Франца, брата императора Иосифа II , Бетховен отправился в Вену для занятий с Гайдном . Здесь он в течение двух лет был учеником последнего, а также Альбрехтсбергера и Сальери . В лице барона ван Свитена и княгини Лихновской Бетховен нашел горячих почитателей своего гениального дарования.

Бетховен. Рассказ о жизни композитора

В 1795 он впервые выступил публично, как законченный художник: как в качестве виртуоза, так и композитора. Предпринятые было концертные путешествия в качестве виртуоза Бетховен должен был вскоре прекратить, вследствие появившегося у него в 1798 и все возраставшего ослабления слуха, которое окончилось впоследствии полной глухотой. Это обстоятельство наложило на характер Бетховена свою печать и повлияло на всю его дальнейшую деятельность, заставив его постепенно отказаться от публичного исполнения на рояле.

Он посвящает себя отныне почти исключительно композиторской и отчасти педагогической деятельности. В 1809 Бетховен получает приглашение занять пост вестфальского капельмейстера в Касселе, но по настоянию друзей и учеников, в которых у него, особенно в высших слоях Вены, недостатка не было, и которые обещали обеспечить его годовой рентой, остается в Вене. В 1814 он еще раз является предметом всеобщего внимания на Венском конгрессе . С этого времени усиливающаяся глухота и ипохондрическое настроение, не покидавшее его уже до самой смерти, заставляют его почти совершенно отказаться от общества. Это, однако, не охладило его вдохновения: к позднему периоду его жизни относятся такие крупные произведения, как три последние симфонии и «Торжественная месса» (Missa solennis).

Людвиг ван Бетховен. Лучшие произведения

После смерти своего брата, Карла (1815), Бетховен принял на себя обязанности опекуна над его малолетним сыном, причинявшим ему много горя и неприятностей. Тяжелое страдание, придавшее его произведениям особый отпечаток и повлекшее за собой водянку, положило конец его жизни: он умер 57 лет от роду. Останки его, преданные земле на Веринговом кладбище, потом были перенесены в почетную могилу на центральном кладбище в Вене. Бронзовый памятник его украшает одну из площадей г. Бонна (1845), другой монумент был воздвигнут ему 1880 в Вене.

О произведениях композитора – см. в статье Творчество Бетховена – кратко . Ссылки на очерки о других выдающихся музыкантах – см. ниже, в блоке «Ещё по теме…»