Введение

Глава 1. Феномен понятия креативности в трудах зарубежных и отечественных психологов

1.1 Исследование феномена креативности в трудах зарубежных психологов

2 Исследование термина креативности через творческие способности в трудах отечественных психологов

1.3 Уровни и варианты отношения креативности с флексибильностью

Глава 2. Диагностика уровня креативности у детей старшего дошкольного возраста

Заключение

Библиографический список


ВВЕДЕНИЕ


С античных времен философы и ученые стремились познать всю сущность внутреннего мира человека, его тайные стороны, лабиринты души. В наше время не все загадочные стороны человеческой души раскрыты. Понимание процесса становления человека, раскрытие исторического предназначения, всей предыстории и, несомненно, его будущего важно для нашего общества.

Во все времена, творческое начало человека включает в себя не только развитие личности, но и создает культурную сферу всего человечества в целом. Деятельность, созданные личностью ценности, которые впоследствии вливаются в океан культуры, обуславливается «творчеством». В толковых словарях слово «творчество» раскрывается как «создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей». Л.С. Выготский писал, что «творчество есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, сделали большие научные открытия или изобрели какие-нибудь усовершенствования в области техники». Через свое творческое начало человек проявляет отношение к обществу, стремление к постоянному движению, раскрывает внутренний мир через создание креативных идей. Такие люди более открыты для получения информации извне, все происходящее с окружающими воспринимается как личные трудности и тогда возникает стремление к их решению.

Способность к творчеству, поиск необычных путей к достижению цели, видение мира особенным образом - все это является креативностью. В современном мире человек вынужден быстро меняться, непрерывно расти и развиваться, чтобы быть востребованным обществом. Творческий потенциал способствует самосовершенствованию человека, не бояться новых открытий, быстро адаптироваться к требованиям и изменяющимся условиям. Креативность создает благоприятные условия для целостного развития личности, ее самораскрытию, самодостаточности, самореализации, толерантности.

В наше время общество не отвергает креативных людей, а наоборот стремится развивать творческие натуры. Существует ряд ситуаций, решить которые может только один человек - креатор. В безвыходных ситуациях толчком к решению часто становятся креативные люди. Ведь именно сейчас мы наблюдаем появление новых технологий, изобретений, новейших моделей в сфере техники, решения дизайнерских проблем и т.д.

Актуальность исследования креативности представляется нам необходимым. В свете последних тенденций, к творческим способностям уделяется особое значение: креативность мышления приветствуется в сферах профессиональной деятельности, без нее уменьшается возможность успешности реализации своих планов, в самореализации своего творческого «Я», и в культуре.

Поэтому темой курсовой работы мы выбрали «Креативность - что это такое?». Мы попытались охватить труды и исследования как зарубежных так и отечественных ученых, психологов: Дж. Гилфорд, Е. Торренс, Д.Б. Богоявленская, Г.В. Залевский, Е.С. Ермакова, А. Маслоу и другие.

Гипотеза: существует связь между креативностью и флексибильностью.

Целью данной работы является: изучение феномена креативности в трудах отечественных и зарубежных психологов и применение теоретических знаний на практике.

Были поставлены следующие задачи:

1.Охарактеризовать понятия креативности.

.Рассмотреть основные концепции исследования креативности зарубежных и отечественных ученых.

.Рассмотреть уровни креативности и варианты отношения с флексибильностью.

Практическая значимость курсовой работы заключается в выявлении уровня развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.


ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН ПОНЯТИЯ КРЕАТИВНОСТИ В ТРУДАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ


1Исследование феномена креативности в трудах зарубежных психологов


Исследования креативности достаточно сложны и вызывают разнообразные споры, так как эмпирические факты очень широки. Креативность, которая рассматривается в концепциях ученых и психологов, раскрывается в виде головоломки, разгадать которую до конца еще никому не удалось.

В 60-е годы насчитывалось более 60 определений креативности и число их растет. Все определения были разделены на шесть типов: гештальтистские, описывающие креативный процесс с точки зрения разрушения существующего гештальта для построения более лучшего; инновационные определения ориентировались на оценку креативности по новизне конечного продукта; экспрессивные или эстетические термины опираются на самовыражении создателя; динамические или психоаналитические основаны на описании креативности в терминах взаимоотношений «Оно», «Я» и «Сверх -Я»; проблемные - определяют креативность через последовательное решение ряда задач; шестой тип включает определения, которые не подошли по содержанию ни к одному типу.

Креативность часто рассматривается как нечто противоположное комформности, обыденности, предполагающие нестандартные подходы в отличие от общепринятых.

«Креативность (англ. creativity) - творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания.» Креативность рассматривается со стороны важнейшего и относительно независимого фактора одаренности личности, который редко можно выявить с помощью тестов интеллекта и достижений в сфере научных исследований. Она определяется восприимчивостью человека к новым идеям, внутренним творческим потенциалом.

С научной точки зрения, креативность рассматривается как сложное, многоплановое, не однородное явление, что выражается в многообразии теоретических и экспериментальных направлениях ее изучения. Изучением креативности занимались такие личности как Л. Терстоун, З. Фрейд, Дж. Гилфорд, Э. Торренс, А. Маслоу, Д. Харрингтон и другие.

Л. Терстоун проанализировал возможную роль в креативности способностей быстро усваивать и разными способами использовать новую информацию. Он отметил роль в творческих достижениях индуктивного мышления и некоторых особенностей восприятия, а также обратил внимание на то, что творческие решения чаще приходят в момент релаксации, рассеивания внимания, а не в момент сосредоточения над решением проблемы. Креативность стали рассматривать, как способность создавать новые идеи, стали напрямую связывать с творческими достижениями.

Посвященные креативности исследования можно разделить на два направления. Одно из них составляет исследования, основанные на концепции креативности как универсальной познавательной творческой способности. Сторонником этого направления был Дж. Гилфорд.

Дж. Гилфорд выделил 16 гипотетических интеллектуальных способностей, которые характеризуют креативность. В их число входит: беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени); гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую); оригинальность (способность продуцировать идеи, отличающихся от общепринятых взглядов); любознательность (чувствительность к тем проблемам, которые не вызывают интерес у других); иррелевантность, способность к разработке гипотезы (логическая независимость реакций от стимулов); фантастичность (полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией).

Американский психолог объединил эти факторы под общим названием «дивергентное мышление».

Дивергентное мышление получило определение как мышления «расходящегося», протекающего в разных направлениях, предполагающего возможность не одного, а множества правильных решений. Именно благодаря Дж. Гилфорду данная тема стала активно изучаться и приобрела значимость в диагностике креативных способностей человека, в решении практических образовательных задач.

Кроме дивергентного мышления Дж. Гилфорд выделяет и конвергентное мышление, более линейное, логическое, предполагающее одно правильное решение задачи или проблемы. Такой вид мышления изучался с помощью теста Айзенка на определение коэффициента интеллекта IQ, отражающий в основном вербальные, математические способности. Одновременно с коэффициентом интеллекта IQ в психологию вводится коэффициент креативности CQ , обозначающие интеллектуальные способности человека к творчеству; в основе тестового измерения которого используется определение уровня развития дивергентного мышления. Холодная М.А. отмечает, что креативность - это дивергентность в узком значении слова.

Согласно Дж. Гилфорду, «дивергентное мышление необходимо в решении проблем, имеющих многочисленные правильные ответы» . Отсюда следует, что от характера задачи зависит какое мышление в деятельности человека оказывается доминирующим: конвергентное или дивергентное.

Е. Торренс считает, что «креативность - это не специальная, а общая способность, которая базируется на констелляции общего интеллекта, личностных характеристик и способностей к продуктивному мышлению». Он разделил творческий процесс на восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата. К перечню Дж. Гилфорда Е. Торренс добавляет еще три характеристики: «адекватность», «сопротивление замыканию», и «абстрактность».

Х. Гейвин под креативностью рассматривал способность человека получать ценные результаты нестандартным способом. Он считал, что «творческие люди не просто поступают оригинальным образом; результаты их поведения целесообразны и полезны».

Но не все психологи считают креативность особым качеством, одной из разновидностей общих способностей. Некоторые из них, например такие ученые как Н. Марш, Ф. Верной, С. Берт и другие, рассматривают креативность, как одну из сторон интеллекта, которую нельзя измерить традиционными интеллектуальными тестами. В этом их убеждают результаты исследований, показывающих зависимость оценок креативности от особенностей окружающей среды, характера усвоенных знаний и навыков прошлого опыта. «Так, Э. Орлеги и В. Юлаки, изучив 1165 школьников из Англии, Шотландии и Германии, установили, что оценки креативности являются функцией социоэкономического положения. Во всех странах дети, принадлежащие к привилегированному классу, получили более высокие оценки по тестам креативности, чем их сверстники из среднего и низшего классов».

Исследователь Т. Любарт считает, что понятие креативность включает в себя процесс экспериментирования с новым, полученным в процессе творчества результатом. «Креативность - это способность генерировать новые результаты в рамках тематики. Эти результаты должны быть новыми в том смысле, что они должны выходить из рамки копирования того, что уже существует» .

На примере двух детских садов Д. Гуднау показал, что обучение детей активному манипулированию предметами приводит к более нестандартному их использованию. В. Уорд в своем исследовании увеличил число дивергентных ответов у детей, поместив их в богатую информацией среду.

Зависимость уровня оценки креативности от окружающей среды позволяет, изменяя последнюю, формировать и развивать креативность. Окружающая среда в первую очередь должна отличаться богатством информации и вольной атмосферой для творчества. Исходя из этого, Ф. Хеддоном и Г. Литтоном были обнаружены более высокие оценки креативности у учащихся школ, где использовались более неформальная организация учебного процесса чем, с более формальными школами.

Дж. Геладе отмечает многоаспектный характер креативности, на который могут оказывать влияние различные факторы социального происхождения, таких как культура или язык. По мнению Х. Ли и Х. Ким культура также может оказывать влияние и на уровни креативности, и на способы ее измерения и изучения .

Развитие креативности зависит от тех ценностей, особенностей культурного наследия, традиций народа, поддерживаемых данным обществом. Поэтому в США велико значение творчества, американские школы стремятся к развитию креативной личности, используя при этом различные программы обучения, что способствует к росту уровня креативности школьников.

С точки зрения Д. Леонарда и В. Свэп, креативность является процессом развития и выражения новых идей, которые могут быть полезными. Они не рассматривают креативность как талант, поэтому она может быть рассмотрена как целенаправленный процесс, для организации которого требуется подход, который позволяет максимально использовать индивидуальную одаренность, опыт и квалификацию.

Не только окружающая среда, исторически сложившаяся культура и традиции влияют на развитие креативности, немало важную роль также играют и личностные особенности. Личностный подход уделяет особое внимание эмоциональным и мотивационным факторам. В отношении связанных с креативностью личностных особенностей, результаты исследований разных психологов схожи. Выделены некоторые черты личности (агрессивность, непризнавание чужих мнений и социальных ограничений, самонадеянность, самодовольство), отличающие не креативных от креативных. С другой точки зрения, это свидетельствует о существовании общего типа креативной личности, в отличие от типа не креативной личности. Проведенные исследования на детях и молодых людях показали, что личностные черты испытуемых совпадают. Это дает возможность предсказывать уровень креативности на основании проявления личностных особенностей в довольно раннем возрасте.

Существует еще одно мнение, что творческие достижения связаны с неврозами, патологией нервной системы и мозга. Л. Кронбах видел причину креативности в плохой регуляции мыслительного процесса, в неумении выделять необходимые идеи.

Г.Домино показал, что матери креативных детей имели патологические личностные особенности. Но есть ученые, придерживающиеся совершенно противоположной точки зрения. И выделяют у высококреативных индивидов большую силу духа, стойкость к помехам окружающей среды, к конфликтным ситуациям. Ф. Бэррон и Р. Кеттелл выявили реже встречающиеся психозы у креативных личностей, чем у населения в среднем, но чаще замечали эксцентричные поступки, отклонения от норм поведения, склонности к самоубийству. Ф. Бэррон объясняет это высокой чувственностью к окружающей среде.

Понятия креативности можно рассматривать в двух направлениях: креативность как творческое отношение к жизни и как психический процесс. А именно, те виды креативности, который напрямую участвуют в появлении творческого замысла, новаторство или творческий компонент креативности. И те, от которых последний процесс зависит опосредованно (адапторский компонент или ремесленный).

Исследование креативности с разных точек зрения ученых так и не выявили одной общей теории. Изучение процессов творчества в наше время также не дает единого представления об этом понятии, что еще раз доказывает трудность решения загадки «креативности».


2Исследование термина креативности через творческие способности в трудах отечественных психологов


Понятие креативности (от лат. creatio - создание, сотворение), являясь аналогом понятия «творческие способности», неразрывно связано с творчеством, творческой деятельностью, порождающей нечто качественно новое (либо для творца, либо для группы или общества в целом).

Продукты творчества разнообразны. Это и технические изобретения, и новые стили в искусстве, и новые идеи в науке. На создание творческого продукта влияют, с одной стороны, уникальность человека, а с другой - окружающие его люди, обстоятельства жизни, происходящие события.

«Проще было бы постулировать некоторые положения креативности и дать определения основным понятиям по данной теме, чем рассматривать воззрения различных авторов на творчество. Однако сделать это трудно, хотя бы потому, что, может быть, никакая другая психологическая проблема не является столь значимой для психологов» .

В самом общем виде креативность понимается как общая способность к творчеству. Л.Б. Ермолаева - Томина считает, что воображение, прежде всего творческое (продуктивное), является наиболее ярким и типичным проявлением креативности.

Даная способность определяется как индивидуально-психологическая особенность человека и выражает его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному выполнению. Под ними понимают высокий уровень интеграции и генерализации психических процессов, отношений, свойств, их систем и действий, отвечающих требованиям деятельности. Соответственно, можно рассматривать способности к творчеству как индивидуально-психологическую особенность человека, выражающую готовность к овладению и успешному выполнению творческой деятельности. Этого подхода придерживаются как отечественные, так и зарубежные авторы.

По мнению К.К. Платонова «способность к творчеству является высшим уровнем проявления активности в деятельности. Творческая способность - это особый способ выполнения интеллектуальной деятельности, характеризующий высшую степень активности мыслящего субъекта» . Так творческие способности рассматривают как деятельность, индивидуально-психологические особенности интеллекта, т.е. отождествляются творческая активность и интеллектуальная.

Существуют и другие определения творческих способностей. Ю.И. Салов и Ю.С. Тюников определяют креативность как «творческие возможности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их созидания» .

Т.А. Барышева и Ю.А. Жигалов пишут, что «понятия «творчество» и «креативность» дифференцируются; первое выступает как процесс и результат, второе - как субъективная детерминанта творчества», т. е. как мотивационно - потребностная основа творчества. Обоснование своего утверждения авторы видят в том, что креативность не всегда воплощается в творческую продуктивность: «В продуктах творчества реализуется не только креативность, но и изменение самой деятельности под воздействием объективных условий» .

Творчество не является только креативностью, и креативность не может быть только субъективной детерминантой творчества. Она является, прежде всего, творческой способностью.

С.И. Макшанов и Н.Ю. Хрящева определяют креативность как способность к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также к осознанию и развитию своего опыта. Н.Ю. Хрящева отмечает, что креативность проявляется в богатом воображении, чувстве юмора, приверженности высоким эстетическим ценностям, умении детализировать образы проблемы. Существенными условиями актуализации этой способности являются самообладание и уверенность в себе. Отмечается и способность к нестандартному поведению, а также осознанию и развитию своего опыта .

В.Г. Каменская и И.Е. Мельникова понимают креативность как личностные особенности творчески одаренного человека, связанные с созданием им новых материальных и идеальных продуктов.

Креативность - системное (многоуровневое, многомерное) психическое образование, которое не только включает интеллектуальный потенциал, но и связано с мотивацией, эмоциями, уровнем эстетического развития, экзистенциальными, коммуникативными параметрами, компетентностью и т. д. .

Большинство ученых считают, что продукт отражает наличие креативности. Но чтобы признать такой продукт креативным, необходимы определенные критерии.

С. Медник выделяет одним из критериев осмысленность. Считает, что чем больше результат соответствует требованиям, тем он больше креативен. Такой критерий позволяет разграничить продуктивные творческие и непродуктивные девиантные формы креативности. Главной операцией в ходе творческого процесса, как считает Медник, является операция сравнения.

И.А. Малахова, считая креативность универсальной способностью к творчеству, обращает внимание на такие критерии как: дивергентное и конвергентное мышление, качественные показатели мыслительной деятельности, воссоздающее и творческое воображение, интеллектуальное и эмоциональное творческое самочувствие, интеллектуальная инициатива, включающая творческую активность, чувственность проблемы, легкость в поиске проблемы.

А.М. Матюшкин в структуру креативности включает следующие компоненты: невербальную и вербальную любознательность; интуитивность личности; легкость владения языком как средством формулирования мыслей.

Определение критериев креативности в различных сочетаниях является основой изучения творческих способностей.

Д.Б. Богоявленская исследовала показатели креативности по его процессу, рассматривая активность интеллекта в виде единицы анализа творчества. В своих исследованиях она ставит проблему творчества не только как проблему интеллекта, продуктивного мышления, а как проблема личности человека: «интеллектуальная активность - это интегральное образование, которое проявляется в познавательной деятельности, выходящей за пределы требований данной проблемной ситуации» . В структуру интеллектуальной активности Д.Б. Богоявленская включает умственные способности и мотивационные факторы. Взаимодействие данных подсистем формирует то свойство личности, которое определяет индивидуальный уровень интеллектуальной активности, т.е. креативность.

Проблема креативной сущности человека волновало не только ученых - психологов, но и философов. Философские теории отражают сверхъестественную природу возникновения креативности личности. Н.А. Бердяев считал, что «творческое начало в человеке - необходимый момент его богоподобия, который, вместе с тем, определяет ход истории, путь человечества к Царству Божьему» , и призывал активно понимать эсхатологию с творческой стороны. В философском труде «Самопознание» Н.А. Бердяев раскрывает принцип самопознания, реализуя его через правило: «Развивать потребность познать себя, свой тип, свою судьбу» . Еще один принцип, присущий Н.А. Бердяеву, - это принцип творческой самореализации: «Подлинная жизнь - есть творчество, и это единственная жизнь, которую я люблю… Без творческого подъема нельзя было бы вынести царства мещанства, в которое погружен мир» .

Креативность интеллекта человека определяется природой личности, логически построенным внутренним диалогом мышления человека. Креативность является основой продуктивного развития личности, потенциалом, способствующем ее росту, присущий каждому человеку. Креативность - это способности индивида к творчеству, характеризующиеся готовностью к порождению принципиально новых необычных идей, отклоняющихся от приятых шаблонов. Творчество все чаще начинает рассматриваться как характеристика личности, образ или стиль жизни, способ взаимоотношений с миром.


3Уровни креативности и варианты отношения с флексибильностью


Так же как и разнообразны подходы к исследованию креативности, определяют и различные уровни креативности. Развитие креативности проходит как минимум две ступени. Первая - это формирование «первичной» креативности как общей творческой способности, которая не специализируется по отношению к конкретной области жизнедеятельности человека, и в основном проходит в сензетивном периоде, у детей 3 - 5 лет. В этот период основное значение имеет подражание взрослому как креативному образцу. Вторая ступень проходит в подростковом и юношеском возрасте, примерно 13 - 20 лет. На основе «общей» образовавшейся креативности формируется «специализированная», т.е. способность к творчеству, которая связана с конкретной сферой деятельности, как дополнение и альтернатива.

М. Фельдман выделил «большую» креативность, связанную с внесением каких-либо изменений или дополнений в имеющиеся знания, и «малую» креативность характеризующуюся умениями украшать жилье цветами или умением подбирать цветовую гамму в интерьере. Имеющийся уровень креативности, который проявляет тот или иной творческий человек, может определяться в исторической перспективе.

Дж. Гилфорд исследовал уровни креативности с помощью разработанных им тестов на вербальную и невербальную креативность. Он выделял 6 параметров креативности: способность к обнаружению и постановке проблем; способность к генерированию большого количества идей; семантическая спонтанная гибкость - способность к продуцированию разнообразных идей; оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения; способность усовершенствовать объект, добавляя детали; способность решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость - увидеть в объекте новые признаки, найти новое использование .

Е. Торренс определял уровни креативности с помощью четырех показателей: беглость - «способность человека создавать большое количество осмысленных идей (рисунков)», оригинальность - «способность давать необычные, уникальные ответы, требующие «творческой силы», разработанность - «способность детально разрабатывать придуманные идеи», абстрактность названий - «способность выделять главное, способность понимать суть проблемы»; тем самым определяя очень высокий или превосходный уровень (выше 70 баллов), уровень выше нормы (от 66 до 70 баллов), несколько выше нормы (61 - 65 баллов), норму (40 - 60 баллов), уровень несколько ниже нормы (35 - 39 баллов), уровень ниже нормы (30 - 34 балла) и очень низкий уровень (менее 30 баллов) .

Для определения уровня креативности Е. Торренс разработал формулу перевода сырых баллов в Т-баллы, с помощью которых определяется значение по каждому показателю креативности. Из этих данных была составлена таблица средних - арифметических значений и стандартных отклонений показателей образной креативности.

Чтобы проследить варианты отношения креативности с флексибильностью мы рассмотрим понятие последнего термина.

Понятие «флексибильности» рассматривается с разных направлений исследований и часто противопоставляется понятию «ригидности». В своих трудах «Фиксированные формы поведения» Залевский Г.В. дает следующее определение ригидности - «от латинского rigeo, rigiditas, что значит быть негибким, жестким, окостенелым». «Противоположное ригидности свойство обозначается термином «флексибильность»» .

«Как синонимы ригидности и/или флексибильности употребляются такие термины, как инертность, тугоподвижность, неповоротливость, … вязкость, косность, фиксированность, фиксация,… консерватизм… упрямство, подвижность, динамичность, лабильность, пластичность, эластичность, гибкость, вариативность, переключаемость, беглость, адаптивность, механизированность, функциональная фиксированность, тормозимость, фиксированная установка…» .

Залевский Г.В., проведя исследования, разделил людей по степени выраженности ригидности на четыре типа: флексибильные - испытуемые, успешно справившиеся с тремя основными заданиями («решение арифметических задач», «прохождение словесных лабиринтов» и «унификация изображений объектов») и оказавшиеся флексибильными по результатам двух вспомогательных методик («Анкета самооценки ригидности Фйзенка - Белоуса» и «Калифорнийский психологический опросник»), показавших наибольшую корреляцию с основными методиками; гипофлексибильные - не справившиеся хотя бы с одним из основных экспериментальных заданий; гипоригидные - потерпевшие неудачу уже в двух случаях; ригидные - не решившие все три экспериментальные задачи и оказавшиеся ригидными по результатам двух вышеуказанных вспомогательных методик.

Испытуемые, проявляя флексибильность или ригидность в неречевой деятельности, оказываются флексибильными или ригидными и в речевой деятельности.

Дать определение флексибильности можно лишь через противопоставление ее ригидности. Таким образом, флексибильность мы можем определить, как способность личности изменять один элемент или программу поведения в целом, если требует ситуация.

В своем исследовании Г.В. Залевский разделил людей по степени проявления ригидности: «флексибильные; гипофлексибильные; гипоригидные; ригидные» . В результате этих исследований были выявлены определенные особенности: флексибильные в неречевой деятельности испытуемые являются флексибильными и в речевой деятельности.

Также Г.В. Залевский кроме линейно расположенных на континууме «ригидность-флексибильность» личностей, выявил людей, характеризующихся промежуточными типами . В результате чего поведение испытуемых было разделено на три более мелкие группы: «гипоригидные - находят иной способ решения только после неадекватно прорешенной задачи с новыми условиями; модификаторы - решают задачу с новыми условиями правильно, но не простым или прямым способом, а модифицированным привычным способом; субъективисты - применяют к решению задачи с новыми условиями способ, который на самом деле не приводит к правильному решению, но они его применяют и записывают требуемый ответ, искренне убежденные, что правильно решили задачу» .

Дж. Реефиш выделяет следующие черты флексибильной личности: «отсутствие скованности, экстравертированность и социальная открытость. Внимание к людям, разговорчивость, быстрый личностный темп, оригинальность, спонтанность, независимость; нерутинность, адаптивность, терпимость к изменениям, беспорядку и неопределенности; самоутверждение, сострадание. Требовательность, откровенность; отсутствие навязчивых и персеверативных тенденций; отсутствие тревожности и чувства вины. Надежность, эмоциональная развитость, подвижность» .

А.В. Петровский предлагает свою формулировку личностной флексибильности (вариативности, гибкости) - «носящая положительную нравственную окрасу способность индивида легко отказываться от несоответствующих ситуаций или задач средств деятельности, приемов мышления, способов поведения и вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению проблемной ситуации при неизменных целях и идейно-нравственных основаниях деятельности» . Высоковариативной личностью, которая включена в систему межличностных отношений, А.В. Платонов называет людей с высокой степенью сформированности личностной флексибильности. К личностной ригидности (консерватизму) он отнес противоположные характеристики.

Другими учеными к флексибильности относятся следующие характеристики: «высокое творчество», «независимость от поля», «аллоцентризм», «самоактуализация». В данном случае, люди флексибильны в своем подходе к жизни, восприимчивы к окружающим стимулам.

«Когнитивная флексибильность может быть определена как способность перестраивать концептуальную картину окружающего мира при получении новой информации, противоречащей старой картине мира. В этой связи полезно вспомнить теорию Дж. Келли, придававшего большое значение тому, как люди осознают и интерпретируют свой жизненный опыт. Личность - это исследователь (ученый) собственной жизни, который воспринимает «свой» мир при помощи четких понятийных схем, или моделей - конструктов» .

Так как конкретных и точных исследований отношений креативности с флексибильностью учеными не проводилось, то мы можем только предполагать о взаимоотношении этих терминов. Креативность отвечает за творческое восприятие мира не только с образной стороны, но и с вербальной. Флексибильность в свою очередь отвечает за гибкость мышления человека, способ быстро находить выход из сложившейся ситуации, что тоже можно сравнить с креативной стороной человека.

Можно выдвигать различные точки зрения по отношению зависимости креативности от флексибильности или флексибильности от креативности. Но за неимением точных научных данных, и невозможностью проведения исследований с разными слоями населения, точного ответа на вопрос о взаимодействии креативности и флексибильности мы дать не можем.


ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ КРЕАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


1 Анализ результатов диагностики уровня образной креативности или творческих способностей с помощью методики Е. Торренса


Целью проведения тестирования образной креативности с помощью теста Е. Торренса является выявление уровня развития креативности у детей дошкольного возраста.

Задачей данного тестирования было ознакомление с тестом Е. Торренса и определение уровня креативности у детей от 5 до 7 лет.

Тестирование проводилось в МОУДОД ДШИ п.Каменоломни и ГБУСОН РО «СП Огонек».

В ходе исследования было протестировано 7 дошкольников, 3 испытуемого было учащимися Детской школы искусств и 4 испытуемых воспитанники социального приюта «Огонек».

Первое тестирование проводилось с детьми из приюта «Огонек». 11 июня 2012г. были протестированы Любовь Смолева (6,5 лет) и Виктория Тюрьморезова (6 лет). Все наблюдения были занесены в таблицу, составлены диаграммы результатов уровня креативности [приложение 1].


Таблица 1

№ п/пФ.И. испытуемогоРезультаты наблюдения1.Смолева ЛюбовьВо время проведения тестирования вела себя активно, рассматривала предложенные субтесты, рассуждала какой рисунок и где изобразить. Все субтесты были выполнены без особого труда. За временные рамки не заходила.№ п/пФ.И. испытуемогоРезультаты наблюдения2.Тюрьморезова ВикторияВо время проведения теста вела себя спокойно, выполняла работу не спеша, иногда смотрела на изображения другого испытуемого. Долго обдумывала рисунки в субтесте №2. Подсматривала изображения в субтесте №3. Активности в беседе не проявляла.

После обработки субтестов испытуемых были получены следующие результаты:


№ СубтестаБеглостьОригинальностьРазрабо-танностьНазваниеЗамыканиеОКбаллыбонус1 1060 Образная креативность2750665310806 Сумма баллов17141865Т-баллы44,548,266,655,848,2952,70

рис. 1 Графическое представление результатов Любови Смоленой в т-баллах


По результатам данных исследования показатели беглости, оригинальности, абстракции названия и замыкания находятся в пределах нормы. Показатель разработанности чуть выше нормы, что отражает достаточно высокие способности испытуемого разрабатывать, дополнять, дорабатывать возникшие идеи, расширять их границы.

Таблица 3

Суммирование первичных данных Виктории Тюрьморезовой

№ СубтестаБеглостьОригинальностьРазрабо-танностьНазваниеЗамыканиеОКбаллыбонус1 0030 Образная креативность2860616310806 Сумма баллов18141516Т-баллы45,8948,2760,9441,9451,1449,64

рис. 2 Графическое представление результатов Виктории Тюрьморезовой в т-баллах

Б - беглость, О - оригинальность, Р - разработанность, Н - название, З - замыкание.


По результатам данных беглость находится ниже нормы, остальные показатели в пределах нормы.

июля 2012г. были протестированы Смолев Сергей и Иванова Аурика. Первый субтест был выполнен с удовольствием, но времени на его завершение потрачено больше. Испытуемые попросили выполнить данный субтест еще раз. Последующие тесты выполнялись с меньшим энтузиазмом [приложение 2].

При обработке испытуемых были получены низкие результаты уровней креативности.

Наблюдение за испытуемыми также были занесены в таблицу, а результаты представлены в виде диограммы.

Таблица 4

Результаты наблюдения поведения испытуемых во время теста образной креативности Е. Торренса

№ п/пФ.И. испытуемогоРезультаты наблюдения1.Смолев СергейВо время проведения тестирования вел себя активно, постоянно разговаривал, рассказывал кого и почему нарисовал в 1-ом субтесте. Остальные субтесты выполнял не охотно, без интереса. Не смог придумать и дорисовать фигуры.2.Иванова АурикаПервый субтест выполнен с интересом, сразу придумала рисунок. Выполняла все молча, пыталась сделать рисунок ярким. Остальные субтесты были начаты без интереса.креативность флексибильность торренс

Таблица 5

Суммирование первичных данных Смолева Сергея

№ Суб тестаБеглостьОригинальностьРазрабо-танностьНазваниеЗамыканиеОКбаллыбонус1 0031 Образная креативность242011133131 Сумма баллов76521Т-баллы30,8241,0042,0844,7236,8639,10

Показатели беглости и замыкания находятся ниже нормы, что может свидетельствовать о низкой мотивации испытуемого и неусидчивости. Остальные показатели находятся в пределах нормы. Более высокий показатель по абстрактности названий, чем другие показатели, может свидетельствовать о вербальных качествах испытуемого.

рис. 3 Графическое представление результатов Смолева Сергея в т-баллах

Б - беглость, О - оригинальность, Р - разработанность, Н - название, З - замыкание.


Таблица 6

Суммирование первичных данных Аурика Иванова

№ Суб тестаБеглостьОригинальностьРазрабо-танностьНазваниеЗамыканиеОКбаллыбонус1 1021 Образная креативность211010132001 Сумма баллов32411Т-баллы25,3437,3640,1941,9439,7136,91

рис. 4 Графическое представление результатов Ивановой Аурики в т-баллах

Б - беглость, О - оригинальность, Р - разработанность, Н - название, З - замыкание.


Показатели беглости, оригинальности, замыкания находятся ниже нормы, разработанность и абстрактность названия достигают нормы уровня креативности.

Исследования, проведенные в детской школе искусств, показали другие результаты. Испытуемые неохотно шли на контакт. Дети в возрасте от 5,5 до 6 лет менее усидчивые, им необходима смена деятельности. Двое из испытуемых после первого субтеста не захотели продолжать тестирование, ссылаясь на усталость и желание выполнить задание дома. Одна из испытуемых под небольшим давлением все - таки закончила тестирование. [приложение 3]

Данные тестирования были также обработаны и занесены в таблицу, была построена диаграмма уровня креативности.


Таблица 7

Суммирование первичных данных Лущиковой Даны

№ Суб тестаБеглостьОригинальностьРазрабо-танностьНазваниеЗамыканиеОКбаллыбонус1 1010 Образная креативность211011132122 Сумма баллов35412Т-баллы25,3440,0940,1941,9439,7137,46

рис. 5 Графическое представление результатов Лущиковой Даны в т-баллах

Б - беглость, О - оригинальность, Р - разработанность, Н - название, З - замыкание.

По данным результатам все показатели достигли пределов нормы, кроме показателя беглости. Что может свидетельствовать о низкой мотивации, так как испытуемый не желал изначально выполнять субтест.

У всех испытуемых прослеживаются низкие показатели по уровню беглости, что может свидетельствовать о низкой мотивации, или на стремление к детальной разработке рисунков.

Чтобы более точно проследить результаты испытуемых мы составили сводную таблицу показателей.


рис. 8 Графическое представление результатов образной креативности испытуемых в т-баллах

А1, А2, А3 - испытуемые Детской школы искусств

Б1, Б2, Б3, Б4 - испытуемые приюта «Огонек»


По данной таблицы можно проследить уровни развития креативности детей старшего школьного возраста, как из благополучных семей, так и детей по каким-то причинам попавших в социальный приют.

Сопоставляя результаты необходимо рассматривать не только разделение групп на детей из благополучных семей и оставшихся без присмотра родителей, но и на тот фактор при каких обстоятельствах дети попали в социальный приют, учитывать внешние факторы и психологическое состояние детей (настроение, усталость, концентрацию внимания на выполняемое задание) и другие факторы. Так, например, у Смолевых Любови и Сергея мать считается без вести пропавшей. В истории карт детей отмечены общительность, соответствие интеллекта норме. Другие испытуемые имеют или отставание в речевом развитии или беспокойность.

Из-за небольшого количества испытуемых в полном объеме проводить параллель между группами детей нельзя. В дальнейших работах и тестированиях мы постараемся выявить закономерности, влияющие на развитие креативных способностей детей старшего дошкольного возраста.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


С давних времен ученых интересовала разгадка творческих способностей человека. Выдающиеся люди науки и искусства стали первыми объектами исследований. Знания особенностей творческих личностей психологи черпали из работ литераторов, историков, искусствоведов, которые прикасались к проблемам творческой личности, так как нет творения без творца. Изначально способности к творчеству считались уникальным феноменом, и немногие могли обладать ими. По мере развития психологической науки, теорий и концепций, подходов в области исследования творчества ученые пришли к выводу, что творческие способности есть у каждого, различается материал творчества, мера выраженности, масштаб достижений, значимость, а процесс творчества одинаков для всех.

Основным элементом культуры и человечества - творчество. Креативность - это способность личности и предпосылка к творчеству. Развитие креативности с раннего возраста необходимо, так как творческий человек разрешает жизненные ситуации быстрее, имеет поставленные цели и стремление изменять окружающий мир боле ярко.

Чтобы проследить развитие теорий креативности, своей работе мы проанализировали труды отечественных и зарубежных психологов: Е. Торренса, Дж. Гилфорда, Д.Б. Богоявленской, Г.В. Залевского, Е.С. Ермаковой, А. Маслоу и других.

У каждого ученого существует свой взгляд на возникновение креативных, творческих идей. С момента изучения феномена творчества и до наших дней насчитывается более 60 определений креативности.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Дж. Гилфорд установил, что творческой личности свойственно дивергентное мышление. Творческое мышление, по его мнению, характеризуется следующими особенностями: быстрота, гибкость, оригинальность, законченность.

П. Джексон и С. Мессик выделили следующие критерии креативного продукта: 1) оригинальность; 2) осмысленность; 3) трансформация; 4) объединение. Кропли считает, необходимым отличать «псевдокреативности» и «квазикреативности». Л. С. Выготский творческой деятельностью называет такую деятельность человека, которая создает нечто новое. П. Торренс определил креативность как процесс проявления чувствительности к проблемам. Гилфорд считал, что «творческость» мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей: 1) оригинальность, нетривиальность; 2) семантическая гибкость; 3) образная адаптивная гибкость; 4) семантическая спонтанная гибкость.

Креативность указывает на определенное сходство в мышлении людей с высокими показателями креативности и людей с шизофреническими и аффективными расстройствами. Причем сходство в мышлении прослеживается, прежде всего, именно по линии оригинальности: новые идеи могут быть необычными, отклоняться от культурных норм, шокировать, образовывать удивительные комбинации.

После рассмотрения теоретического материала, возникло предложение исследовать уровни креативности у старших школьников, так как именно в этом возрасте происходит формирование творческих качеств личности.

Для исследования уровней мы использовали тест Е. Торренса для определения уровней образной креативности дошкольников. Данный тест был проведен с детьми Детской школы искусств и с воспитанниками социального приюта «Огонек».

Результаты данного исследования были различными: от низкого уровня креативности до предела нормы. Делать какие-либо выводы на основании данных исследование нельзя, так как не все дети по каким-либо причинам прошли тест полностью.

После проведенного анализа теоретической части и применения теста Е.Торренса на практики мы в полной мере убедились в важности более глубокого изучения креативной стороны личности не только у детей, но и у людей разной возрастной категории. Ведь креативная сторона личности способствует более успешному становлению человека в обществе как личности, адекватному восприятию личности окружающего мира, адаптации в постоянно меняющемся укладе социума. Поэтому участие родителей, педагогов, общества в развитии креативных способностей с раннего детства необходимо в наше время.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1.Акимова М.К. Психологическая диагностика. СПб.: Питер, 2005 - 304 с.

.Алдер Г. CQ, или мускулы творческого интеллекта/пер. с англ. С.Потапенко. М.: ФАИР - Пресс, 2004г 496с

.Бердяев Н.А. Самопознание. - М., 1990, 336 с.

.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для студентов и вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. - М. 2002г, 317 с.

.Большой психологический словарь/Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003, с.-672.

.Ваулина Т.А., Зуева Д.Е. Проблема развития креативности в мировом образовательном пространстве//Вестник Томского государственного университета №351 2011г. с 121.

.Дружинин В.Н. Психология способностей: избранные труды/ Отв. ред.: А.Л. Журавлев, М.А. Холоднов, В.Д. Шадриков. - М.,стр. 156

.Залевский Г.В. Фиксированные формы поведения индивидуальных и групповых систем. Москва: Томск: Издательство Том. Ун-та, 2004. 460 с.

.Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. Изд. Питер, 2012г, 448 стр.

.Калмыкова А.А. Проблема развития креативности в исследованиях отечественных и зарубежных ученых // Сборник научных трудов Сев-КавГТУ. Сер. Гуманитарные науки. 2010. № 8.

.Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М: «Смысл», 2006г., 532 с

.Малахова И.А. Развитие личности. Способность к творчеству, одаренность, талант. - Минск, 2002г, 158 с.

.Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. - М., 2003г, 168 с.

.Мерсианова А.П. Флексибильность личности - новое «старое» понятие в психологии и цель современного образования. Журнал: Вестник КАСУ №1 2006г.

.Николаева Е.И. Психология детского творчества. - СПб: Речь, 2006г, 220 с.

.Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М., 1986г, 205 с.

.Психология развивающейся личности. Под ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 1987. - 240с.

.Салов Ю.И., Тюников Ю.С. Психолого-педагогическая антропология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2003, 256 с.

.Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Методическое руководство. - Санкт - Петербург.: «ИМАТОН», 1998г. 169 с

.Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: Дидактика плюс, 2002. 48 с.

.Мир философии - мир человека / Ред.кол.: Ю.Н. Солонин. - М., 2007

.Что такое одарённость: выявление и развитие одарённых детей. Классические тексты / Под ред. А. М. Матюшкина, А. А. Матюшкиной. - М.: ЧеРо, МПСИ, 2006. - 368с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Слово креатив, означает «сотворение», «создание». В английском языке, понятие «креативность», попало аж в 12 веке и обозначало нереально творческий подход, в выполнении любой задачи. Допустим, если человеку поручить нарисовать себе подобного, то он обязательно подойдет к делу не так, как все.

Уникальное мышление, избавленное от рамок и фальшивых законов, позволяет обладателю такого навыка, быть на коне, на волне современных тенденций и особенностей в самовыражении.

Креативный человек, кто это? Какими качествами и чертами он обладает? Почему все вдруг захотели стать «не такими»? И даже одно из самых популярных требований в списке работодателей, подвержено новомодному запросу - быть креативным.

А быть может, мы все, «слегка не такие»? Если подумать более глобально, то каждый из живущих на планете, представит вам свой ответ на вышеупомянутый вопрос. Да и такие слова, как мода и современность, не имеют статического положения, изменяясь ежесекундно.

Поэтому, что бы качественно и результативно развить в себе гениальные идеи на каждый случай жизни, стоит учитывать эти аспекты:


Друзья, вот и подошла к концу моя сегодняшняя статья.

Подписывайтесь на обновление моего блога и рекомендуйте его друзьям для прочтения. В комментариях расскажите о том, что для вас значит креатив? И кто из известных личностей ассоциируется с этим словом?

До встречи на блоге, пока-пока!

Сегодня часто можно услышать «креативная идея», «креативное» решение. Данное обозначением в наши дни очень популярно, но не все понимают его значение. Что значит креативный человек? Можно ли стать таким и как это сделать? В каких сферах больше всего востребовано данное качество? Кто из жителей планеты признан самым креативным? Ответы можно найти в данной статье.


Что значит креативный человек

Креативный человек - это тот, кто нестандартно мыслит и выделяется из толпы. Причем, делает это не специально, не на показ. Нельзя назвать креативным человека, который, стремясь к оригинальности, просто напялил несуразную одежду и вышел в ней на улицу. Да, на него обратят внимание и запомнят. Однако конструктива в таком поведении нет, и о креативности речь не идет.

Таким можно назвать человека, который благодаря своему умению мыслить нестандартно и видеть объект с разных сторон, всегда способен найти неожиданное решение проблемы, которое большинству других не придет в голову. Это люди-новаторы, революционеры, первооткрыватели. Они смело толкают «двери», незамеченные остальными, и дарят окружающим возможность увидеть, познать, понять нечто новое, ранее спрятанное от глаз толпы.

Все, чем человек пользуется сегодня и что имеет, когда-то было открыто креативными людьми. Кому-то из древних пришла в голову идея смешать муку с водой и запечь все это на раскаленном камне. Так человечество получило хлеб. Кто-то придумал пиццу, побросав остатки продуктов на лист теста, понял, что из кислых лимонов можно делать сладкий лимонад, изобрел кока-колу или ракету. Подобных примеров можно приводить великое множество.

Понятие «креативность» иногда путают с творческими способностями. Это не одно и то же. Креативный творческий человек может повстречаться у каждого на пути. Такие гении создают шокирующие произведения искусства, поначалу не признаваемые обществом, но потом становящиеся классикой. Их творения выбиваются из струи, стоят особняком, а порой противоречат всему, что было создано до этого.

Не обязательно креативный человек должен быть творцом эстетических ценностей. Нестандартный ум и умение видеть проблему под разными углами даже больше пригодится в сферах более практичных. Например, в бизнесе, психологии, рекламе. Даже обычная домохозяйка, отличающаяся креативностью, способна сделать много полезного. Например, придумать эффективный способ мытья посуды или изобрести новый рецепт шикарного торта.

Смелый, с развитым воображением, активный, открытый всему новому, нестандартно мыслящий, свободный от стереотипов - вот что означает креативный человек. Многие считают, что стать креативным - это просто, но так ли это?

Как стать креативным человеком

Можно ли развить в себе такие качества? Наличие задатков тоже играет определенную роль, но это вовсе не обязательно. Чем раньше начнется процесс развития, тем лучше. Ведь в детстве каждый расположен к новому и впитывает все как губка. Психологами рекомендованы разные развивающие упражнения для детей:

1. Нарисовать «идейное» дерево, где каждая веточка будет решением проблемы. Чем больше линий, тем лучше.

2. Поиграть в критика, мечтателя и реалиста. Дети с учетом своей роли должны озвучить соответствующие видения ситуации.

3. Игра «от обратного». Рассказать, что нужно делать, чтобы не решить заданную проблему, а потом перевернуть схему действий наоборот.

Креативное мышление человека основывается на знаниях и впечатлениях. Если их мало, то и мыслить он будет узко, однобоко, стереотипно. Поэтому ему нужно постоянно расширять свои границы. Общаться с разными людьми, путешествовать, посещать культурные мероприятия, осваивать новые языки и науки. В процессе познания мира в голову обязательно будут приходить свежие идеи.

Необходимо постараться развить в себе особенности личности креативных людей. А именно:

Чувство юмора;

Легкость на подъем;

Наблюдательность;

Умение критически оценивать любое чужое мнение и не бояться высказывать свое;

Независимость от предрассудков и шаблонов;

Проницательность;

Готовность к риску.

Креативный человек не боится экспериментировать и совмещать то, что на первый взгляд кажется несовместимым. Также он отличается от многих других тем, что не затягивает с реализацией своих идей. Как только решение пришло в голову, он тут же старается его применить. При этом часто попадает в самую точку.

Идет за интуицией и не позволяет разуму «поставить палки в колеса», как это бывает, когда человек долго думает, колеблется, взвешивает все «за» и «против». В итоге отступается от своей идеи, которая могла бы стать настоящим прорывом. Креативные люди «куют железо», пока оно горячо, считают, что лучше сделать и пожалеть. Этому можно и нужно учиться.

Еще один важный момент. Креативные люди уверены в своей необычности. Они даже мысли не допускают, что являются лишь частью серой массы. Именно эта уверенность в собственной нестандартности творит настоящие чудеса.

Креативность в той или иной степени пригодится в любой сфере деятельности. Педагогу нужно уметь оригинально подать материал и найти подход к каждому ученику. Доктор должен выбрать из множества единственно правильные решения, ставя диагноз и назначая лечение (ведь каждый случай индивидуален). Следователь, поразмыслив креативно, быстрее вычислит преступника и т. д.

Есть профессии, в которых без креативности делать просто нечего. Здесь она необходима как воздух. Основной список таких сфер деятельности:

Мода и дизайн;

Предпринимательство;

Журналистика;

Режиссура;

Архитектура;

Фотография;

Веб-дизайн.

Все профессии, связанные с данными сферами, предполагают создание продукта, который нужно реализовать. Чем креативнее будет творение, а также методы его подачи, тем больше шансов нас успех. Нестандартность важна в большинстве профессий. Особенно если они предполагают прямой контакт с людьми.

Для начала постараемся определить, что такое креативность. Если мы решим найти это понятие в словарях, то поймем, что толкований существует великое множество. Абсолютно точно, что данное слово происходит от «create», что в переводе с английского означает "создавать", "порождать". В русском языке синонимом слова «креативность» является «творческость».

Анализируя предлагаемые нам определения, мы сталкивается с тем, что ученые понимают креативность не просто как процесс создания чего-то нового. Это качество полноценной личности. С таким пониманием креативности сложно не согласиться, ведь современное общество диктует необходимость настолько быстро приспосабливаться к изменениям, что обычных форм адаптивной активности просто недостаточно.

Креативный человек - это... Как узнать?

Основная черта творческой личности, вне всякого сомнения, нестандартность мышления, способов решения практических и жизненных задач.

Такие люди всегда предлагают и используют уникальные способы действий, а не идут по проторенной дорожке. Креативность - отличительная черта всех успешных бизнесменов, имена которых публикуют в списках Forbes. Итак, креативный человек - это самодостаточная личность.

Качество жизни таких людей всегда на порядок выше, но дело здесь не только в материальном благополучии, творческие личности всегда интереснее и веселее проводят время, способны радоваться каждому дню, находить смешное и удивительное в простых вещах.

Парадокс креативности

Удивительно, но ни одна творческая идея не придет к нам в голову, если мы страстно этого желаем.

Рассуждая о том, что значит креативный человек, мы обязательно придем к следующей мысли: к таким людям приходит вдохновение и они создают что-то необычное как будто без особых усилий.

Так происходит потому, что в результате долгого, напряженного труда сознание человека неизбежно должно расслабиться, и, если мы не будем мешать этому процессу, в работу включится бессознательное и, как результат, возникнет блестящая идея.

Как стать креативным человеком

В современном обществе многие люди задаются этим вопросом. Психологи отмечают, что творческая личность всегда отличается сложным набором способов поведения, такие индивиды стараются избегать рутины и стереотипности в поведении. Поэтому первое правило - это как можно меньше правил. Чтобы стать креативной личностью, нельзя решать одну задачу раз и навсегда установленным способом, нужно всегда придумывать новый путь.

Самое простое упражнение на развитие творческого мышления - это ежедневно придумывать минимум пять способов выполнения привычных действий по-новому. Например, вы всегда готовите на завтрак овсяную кашу на воде, считаете ее полезной и питательной. Чтобы повысить свою креативность, просто подумайте, как еще можно приготовить это блюдо: можно, например, испечь овсяное печенье или запеканку, либо просто придумать красивую форму подачи традиционного блюда. Если же вы решите воплотить эти способы в реальность, то неизбежно порадуете себя и близких, повысив при этом качество жизни.

Такая нехитрая ежедневная практика поможет вам сделать образ мышления более сложным и почувствовать на себе, что такое креативность.

Немного о «пустом витании в облаках» и самовыражении

«Ты что, опять витаешь в облаках? Делом займись!» Кто помнит этот вопрос-призыв из детства и юности?

Как показывают результаты исследований ученых, мечты - это не такое уж бесполезное занятие. Когда мы даем волю фантазии, то непросто расслабляемся, а запускаем процесс бессознательной переработки информации. Также бесконтрольное фантазирование запускается самостоятельно после напряженного умственного труда.

Мечтательность особенно часто наблюдается у детей, лиц юного возраста и ученых, что, вполне вероятно, связано с высокой познавательной активностью. Мечты, как ни странно это может показаться, позволяют нам выйти за рамки в представлениях о собственных способностях и возможностях мира.

Креативный человек - это не мечтатель, а человек интеллектуального труда. Чем большее количество новой информации мы пропускаем через себя, тем выше наши творческие способности.

Креативные люди не просто синтезируют полученный опыт, они придают ему иную форму, пропустив вновь воспринятое через призму собственных взглядов и убеждений. Так реализуются высшие человеческие потребности, представленные классификацией А. Маслоу.

Внимание к деталям

Еще одной отличительной особенностью творческих людей является наблюдательность. Креативный человек открыт новому опыту, он не смотрит на жизнь как на череду повторяющихся событий. Такое качество роднит этих людей с детьми. Однако они не просто удивляются своим наблюдениям, а стараются фиксировать их. Представители творческих профессий часто записывают необычные и смешные ситуации, ведут фото- и видеодневники, а в последующем используют этот материал для выступлений, в статьях, блогах.

О планировании времени

Этот принцип доступен всем, но лишь немногие его используют. Суть его сводится к тому, что творческие люди работают в то время, когда их мозг максимально активен, например, рано утром, или поздно вечером. С точки зрения эзотерической психологии, это еще и время максимальной активности бессознательного, а значит - период максимального раскрытия творческих способностей.

Кроме того, известен факт, что креативный человек - это личность, стремящаяся к уединению. Они далеко не всегда одиноки, но обязательно ценят одиночество и эффективно используют это время. Кто-то из творческих людей наедине с самим собой создает шедевры, а кто-то просто «летает в облаках», что, как мы теперь знаем, тоже небесполезно. В одиночестве люди способны максимально понять себя, свои чувства, ощущения и высвободить их.

Тем не менее творческие люди способны потерять ощущение времени, они увлечены процессом, им интересно то, чем они занимаются. Творческая личность одержима идеей и может не замечать внешних обстоятельств.

О восприятии трудностей

Если перечислять все качества креативного человека, то это, пожалуй, является самым удивительным. В сложной жизненной ситуации они погружаются в творчество, боль словно выходит из них через то, что они создают.

Так, например, известная художница Фрида Кало начала свой творческий путь, когда в совсем юном возрасте попала в автомобильную аварию и ее тело было полностью загипсовано. Чтобы как-то развлечь себя, она начала расписывать гипс, а позднее создала всемирно известные шедевры.

Травма для творческой личности становится необыкновенной мотивирующей силой. Стремясь избавиться от страданий, поэты и художники смотрят на ситуацию с другой стороны и поражают общество величайшими произведениями искусства.

Открытость новому опыту

Понятие «креативный человек» так прочно вошедшее в обиход современных людей, обязательно включает в себя открытость к восприятию новизны, желание перенимать чужой опыт. Такое люди очень наблюдательны и любознательны, как уже говорилось выше, они с интересом следят не только за природными явлениями, но и за тем, как ведут себя другие люди.

Любая ошибка для них - это путь к новым достижениям, представители творческих профессий и талантливые предприниматели набивают много шишек, прежде чем открыть что-то новое. Для творческой личности крайне важна стрессоустойчивость и способность взглянуть на неудачу отстраненно, не погружаясь глубоко в переживания, а лишь получая полезный опыт и совершая далее множество проб и ошибок, пока не получится нужный результат.

Однако креативный человек - это не только мыслитель и наблюдатель, творчество заставляет его не просто действовать, но и идти на риск, который, увы, не всегда оказывается оправданным. Истории известны случаи, когда величайшие открытия в мире науки первоначально были осмеяны и не принимались обществом, а ученый, отстаивавший свою идею, мог поплатиться за нее жизнью. «И все-таки она вертится!» - так после страшных пыток суда инквизиции сказал Галилео Галилей, отстаивая идею вращения Земли вокруг Солнца.

Как бы там ни было, творческие люди чувствуют очень сильное внутреннее побуждение к тому, что они делают, их желание - не просто получить прибыль, ими движет стремление принести общественную пользу, привнести нечто новое и важное в жизнь общества.

Внешний вид

Еще один пункт, о котором хотелось бы сказать, это внешний облик гениев. Современная мода по-своему понимает, как должна выглядеть одежда для креативных людей. Если вы зададитесь целью казаться более творческим, то без труда сможете это сделать, приобретя эпатажный наряд. Однако это позволить вам именно казаться, а не быть творческой личностью. Безусловно, имидж креативного человека часто бывает нестандартным, но важнее, конечно, внутренние качества, а не оболочка.

Креативность – это способность личности мыслить нестандартно. Принимать решения, создавать что-то новое и генерировать массу идей.

Интересно, что наличие или отсутствие высоких интеллектуальных способностей не говорит о том, что человек креативен. Развитие творческого мышления эффективнее всего происходит в детском и подростковом возрасте.

Креативность – это способность создавать что-то принципиально новое, отклоняясь от традиционных схем и устоявшихся систем мышления. Такая личность способна решить проблему совершенно по-новому: добавив всего одну оригинальную деталь или же полностью изменив концепцию принятия решений.

Креативность: что это такое

В основе понятия лежит глагол английской речи create, в переводе обозначающий «создавать». А креативный (creative) – создающий, творческий.

Человек, обладающий творческими нестандартными способностями, умеет создавать, вычленять что-то новое из привычных и устоявшихся вещей.

Определение в психологии:

  • создание нового из привычного;
  • решение проблемы неординарными способами;
  • отказ от стереотипов;
  • оригинальность и гибкость мышления;
  • непривычный анализ и синтез;
  • интуитивный выбор единственно верного решения;
  • генерирование огромной массы идей.

Оценка

Было установлено, что креативность напрямую зависит от способности человека по-разному применять информацию, изначально данную для решения возникшей проблемы, причем в довольно быстром темпе.

Первое изучение данного понятия было начато отдельно от интеллектуальных способностей индивида, и больше связано с творческим потенциалом.

На сегодняшний момент оценка и изучение креативности ведется в двух независимых направлениях:

  1. Связь с интеллектом.
  2. Связь с личностью.

Первым свою оценку дал Дж.Гилфорд, выделив 16 интеллектуальных особенностей, характеризующих способность мыслить нестандартно по следующим критериям:

  • быстрота мыслительных процессов (кол-во идей, которые появляются в заданную единицу времени);
  • гибкость мышления (переключение с одной проблемы или идею на другую);
  • оригинальность (способность к созданию нового без применения стереотипов);
  • любознательность (осознание проблем в окружающем мире);
  • возможность разработки гипотез и т.д.

Но исследуя способности интеллекта, с помощью классических тестов, и понятие креативности, оценка которой также проводилась в виде тестирования – ученые пришли к противоречивым выводам. Однозначного ответа на вопрос – связаны ли между собой уровень интеллекта и способность к творчеству – получить так и не удалось.

Диагностика, проводимая учеными и психологами в разное время, дает повод утверждать, что на формирование креативных способностей оказывают влияние еще и такие факторы:

На данный момент оценка таких способностей проводится с помощью тестов Е.П.Торренса, но психологи сходятся во мнении, что измерить их с помощью одних только тестов невозможно.

Некоторые специалисты уверены, что измерение способностей следует проводить с помощью анализа актов творчества каждой отдельной личности, а не только психологии.

Развитие творческих способностей

Его следует разделить на 2 фазы:

  1. Развитие креативности , как творческой способности индивида. Время развития – 3-5 лет, когда подражание детей взрослому, обладающего подобными качествами, является определяющим механизмом для формирования креативности.
  2. Появление и закрепление навыков «специализированной креативности» в возрасте от 13 до 20 лет. Определяется как наличие таланта и его дальнейшее развитие в определенной сфере деятельности.

Заканчивается вторая фаза либо отрицанием подражания и переходом к собственному оригинальному творчеству, либо задержкой подражания на всю оставшуюся жизнь.
Развитие креативности, наряду с интеллектом, в большей степени зависит от факторов окружающей среды, которые являются определяющими.

Интеллектуалами и творцами не рождаются. Изначально у ребенка могут присутствовать лишь способности или задатки к тому или иному виду творчества.

И если окружение (родители, педагоги) даст таланту раскрыться, то ребенок может впоследствии стать незаурядной личностью.

Однако общение с людьми низкоинтеллектуальными приводит к прямо противоположному результату. Точно также, как и нахождение в среде, не способствующей развитию творческих способностей.

Методы воспитания у детей

Как развить креативность у детей? Творчество, как и остальные навыки, лучше всего развивается во время игр. Ребенку должен быть интересен сам процесс, а не конечный результат.

Что следует учитывать при организации тренинга в детских группах:

  1. Создание атмосферы . Педагог должен быть доброжелательным и открытым. Неправильное отношение, отрицание, нетерпеливость, критика (даже заслуженная) могут погубить первые ростки пробивающегося таланта;
  2. Понимание потребностей ученика . Если малыш не может моментально переключаться с одной задачи на другую, это не говорит, что у него отсутствуют задатки к развитию творческих способностей. Таким детям необходимо больше времени, их нервно-психические процессы протекают медленнее. Стоит использовать способы развития креативности, направленные на ускорение мыслительных реакций;
  3. Интересные занятия . Ребенку должно быть интересно во время занятий. Это может быть внесение элементов новизны в обычные игры, незнакомые эмоциональные переживания и прочее;
  4. Терпеливость . Не стоит ждать моментальных результатов. Они обязательно будут, но не сразу. Излишнее ускорение событий приведет в итоге к остановке в развитии творческих способностей;
  5. Личный пример. Педагог, проводящий занятия с детьми должен обладать креативным складом ума.

Упражнения

Существуют такие виды упражнений на развитие творческих и интеллектуальных способностей:

  • Писатель-фантаст. Возьмите любой словарь или книгу и с помощью случайности выберите два разных слова или словосочетания. Затем попытайтесь придумать между ними взаимосвязь, например, объединив их в забавную историю. Отличное упражнение для развития мышления;
  • Безумный художник . Все, что вам понадобится – это чистый лист бумаги и фломастеры или карандаши. Теперь попробуйте изобразить животное, которого еще нет в природе. Не забудьте придумать название для своего творения;
  • Сумасшедший архитектор. Теперь ваша задача изобразить дом самой необычной конструкции. Представьте, что в нем, например, все должно быть разной геометрической формы: крыша круглая, окна треугольные и т.п. А теперь вообразите, как это все будет выглядеть в реальности;
  • Оригинальный нейминг . Постарайтесь каждому привычному предмету дать новое название. Например, апельсин – цитрусин, форточка – окнушка и т.д.;
  • Новое решение . Во время общения с друзьями, коллегами, постарайтесь постоянно придумывать что-то новое. Например, при обсуждении планов на выходные выдвигайте все идеи, которые придут вам в голову, даже самые нереальные;
  • Монолог в одиночестве . Находясь наедине с собой подумайте над какой-либо проблемой. Затем ответьте на такие вопросы: Что я вижу? Что слышу? Что чувствую? Что обозначают мои мысли?

Упражнений и тренингов для развития творческих способностей существует еще огромное множество. Какие бы техники вы ни выбрали главное, чтобы они заставляли ваше мышление работать в разрез со стереотипами и общепринятым мнением.

Видео: Креативный класс в России