знаменитый древнегреческий учёный и философ; ученик Платона; c 343 года до н. э. - воспитатель Александра Македонского; в 335/4 годах до н. э. основал Ликей (др.-греч. Λύκειον Лицей, или перипатетическую школу); натуралист классического периода; наиболее влиятельный из философов древности; основоположник формальной логики; создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и стиль научного мышления; был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику

384 - 322 до н. э.

Многое может случиться меж чашей вина и устами.

Опьянение - добровольное сумасшествие.

Бедность - источник возмущений и преступлений.

Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие.

Благодарность быстро стареет.

Для того чтобы совершать благородные поступки, необязательно царить над сушей и морями.

Все мы испытываем блаженство вдвойне, когда можем разделить его с друзьями.

Великодушного человека отличает то, что он не ищет выгоды для себя, но с готовностью делает добро другим.

Не хорошо многовластье: один да будет властитель.

В деле воспитания развитие навыков должно предшествовать развитию ума.

Воспитание - в счастье украшение, а в несчастье прибежище.

Воспитание - лучший припас к старости.

Воспитание нуждается в трех вещах: в даровании, науке, упражнении.

Все кто размышлял об искусстве управления людьми, убеждены, что судьбы империй зависят от воспитания молодежи.

Талантливые врачи придают исключительную важность точному знанию анатомии человека.

При каждом виде государственного устройства сущность гражданина меняется.

Больше должны ценить тех, кто растят и хорошо воспитывают детей, чем тех, кто их рожает.

Чтобы делать добро, надо прежде всего им обладать.

Добро для человека - это активное использование способностей его души в соответствии с высоким достоинством или добродетелью.

Нравственная добродетель сказывается в удовольствиях и страданиях: ибо если дурно мы поступаем ради удовольствия, то и от прекрасных поступков уклоняемся из-за страданий.

Свойство добродетели состоит, скорее, в том, чтобы делать добро, а не принимать его, и в том, чтобы совершать прекрасные поступки, более, чем в том, чтобы не совершать постыдных.

Достоинство стиля заключается в ясности.

Друг - это одна душа, живущая в двух телах.

Никто не согласился бы жить без друзей, даже если бы ему предложили взамен все прочие блага.

Друг всем - ничей друг.

Нам следует обращаться со своими друзьями так же, как мы хотели бы, чтобы друзья обращались с нами.

О, друзья мои! Нет на свете друзей!

У кого есть друзья, у того нет друга.

Друга долго ищут, с трудом находят и трудно его сохранить.

В бедности и других жизненных несчастьях настоящие друзья - это надежное прибежище.

Дружба довольствуется возможным, не требуя должного.

Дружба - это одна душа, живущая в двух телах.

Наслаждение общением - главный признак дружбы.

Чувство жизни относится к вещам, которые сами по себе доставляют удовольствие, потому что жизнь - благо по природе.

В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.

Жизнь требует движений.

Жить - значит делать вещи, а не приобретать их.

Из двух зол выбирай меньшее.

Познание начинается с удивления.

Это долг - ради спасения истины отказаться даже от дорогого и близкого.

Платон мне друг, но истина дороже.

Пусть мне дороги друзья и истина, однако долг повелевает отдать предпочтение истине.

Хорошая книга - та, в которой сочинитель говорит то, что должно, не говорит того, что не должно, и говорит так, как должно.

В большом теле заключена красота, а маленькие могут быть изящными и пропорционально сложенными, но не прекрасными.

Все льстецы - прихвостни.

Хвалить людей в лицо - признак лести.

Любить - значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо.

Не любит тот, кто не любит всегда.

Именно смешные повадки людей делают жизнь приятной и связывают общество воедино.

Люди честолюбивые более завистливы, чем люди без честолюбия.

Матери больше любят своих детей, потому что они больше уверены, что это их дети.

Мы лишаемся досуга, чтобы иметь досуг, и войну ведем, чтобы жить в мире.

Мудрость - это самая точная из наук.

Быть мужественным - значит обуздывать свой нрав. Властвует над страстями не тот, кто совсем воздерживается от них, но тот, кто пользуется ими так, как управляют кораблем или конем, т. е. направляет их туда, куда нужно и полезно.

Никто лучше мужественного не перенесёт страшное.

Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится ее, тот мужествен, и в этом мужество.

Мужественным называется тот, кто безбоязненно идет навстречу прекрасной смерти.

Мужество - добродетель, в силу которой люди в опасностях совершают прекрасные дела.

Мужество - это мужество перед страхом, так что, когда страх умерен, мужество увеличивается.

Мужество обнаруживается в страхах и дерзаниях, соразмерных человеку.

Мужчина в сравнении с женщиной лучше её по самой природе, а женщина хуже его, потому он властвует над ней, а она подчиняется ему.

Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души.

Надежда - это сон наяву.

Рассудительный стремится к отсутствию страданий, а не к наслаждению.

Более подходит нравственно хорошему человеку выказать свою честность.

Нравственные качества обнаруживаются в связи с намерением.

Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед.

Нравственный человек многое делает ради своих друзей и ради отечества, даже если бы ему при этом пришлось потерять жизнь.

Корень учения горек, а плоды его сладки.

На вопрос, как ученикам преуспеть, Аристотель ответил: «Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади».

Остроумен тот, кто шутит со вкусом.

Политика - наилучшая [величайшая, важнейшая] из наук.

Принципы поступков - это то, ради чего они совершаются.

Совершать проступок можно по-разному… между тем поступать правильно можно только одним единственным способом…

Хвалу и осуждение получают в зависимости от того, по принуждению или нет совершен поступок.

В поэтическом произведении предпочтительнее вероятное невозможное, чем невероятное, хотя и возможное.

Преступление нуждается лишь в предлоге.

Привычка находить во всем только смешную сторону есть самый верный признак мелкой души, ибо смешное лежит всегда на поверхности.

Кто по природе принадлежит не самому себе, а другому, и при этом все-таки человек, тот раб.

речь

Ясность - главное достоинство речи.

Скромность - середина между бесстыдством и стеснительностью.

Все знают, что смерть неизбежна, но так как она не близка, то никто о ней не думает.

Серьёзное разрушается смехом, смех - серьёзностью.

Чтобы разбудить совесть негодяя, надо дать ему пощечину.

Совесть - это правильный суд доброго человека.

Человек достигший полного совершенства, выше всех животных; но зато он ниже всех, если он живет без законов и без справедливости.

Справедливость не есть часть добродетели, а вся добродетель, и противоположность ее - несправедливость - не часть порочности, а порочность вообще.

Справедливость является величайшею из добродетелей, более удивительной и блестящей, чем вечерняя или утренняя звезда.

Пусть будет страх - некоторого рода неприятное ощущение или смущение, возникающее из представления о предстоящем зле, которое может погубить нас или причинит нам неприятность.

Страх определяют как ожидание зла.

Счастье на стороне того, кто доволен.

Счастье, по-видимому, заключается в досуге.

Комедия имеет намерение отображать людей худших, а трагедия - лучших, чем существующие.

Везение - это удачи, к которым непричастен испытующий разум.

Не было еще ни одного великого ума без примеси безумия.

Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.

Цель умозаключения - найти метод, при помощи которого можно было бы из правдоподобных делать умозаключение о всякой выдвинутой проблеме и не впадать в противоречие, когда мы сами отстаиваем какое-нибудь положение.

Оставил после себя не только открытия. Его высказывания стали крылатыми фразами и цитатами для людей во всём мире, афоризмы Аристотеля не перестали быть актуальными и сейчас. Подборку таких замечательных фраз греческого философа сделала Ольга Хлопкова , чтобы показать нам, что мудрость не стареет.

15 афоризмов Аристотеля из нашей жизни

Философ и мыслитель Древней Греции, Аристотель, обладал удивительной способностью давать четкие, законченные по смыслу определения тем или иным понятиям. Именно благодаря этому, его высказывания легко запоминались, повторялись и пронеслись через века. Мало кто из нас задумывается, что афоризмы Аристотеля, мы используем в своей речи и сегодня, иногда меняя слова, но суть остается неизменной.

  • Мы часто слышим «Из двух зол выбирай меньшее». А в «Никомаховой этике» Аристотеля: «Меньшее из зол надо выбирать» . Эту мысль продолжает древнеримский политик Цицерон: «Следует не только выбирать из зол наименьшее, но и извлекать из них самих то, что может в них быть хорошего».
  • «Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз более».
  • «Желающий добиться успеха должен задавать правильные предварительные вопросы».
  • Не обошел он и денежную тему: «Нельзя гоняться за деньгами – нужно идти им навстречу».
  • Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, не свойственно упорствовать в ошибке.
  • Аристотель о любви: «Любовь – это теорема, которую необходимо доказывать каждый день».
  • Так же ясно Аристотель выделил признак дружбы.
    «Наслаждаться общением – главный признак дружбы».
  • Об отношении к людям:
    «Нам следует обращаться со своими друзьями так же, как мы хотели бы, чтобы друзья обращались с нами».
  • Каждый из нас когда-либо находился в ситуации, когда надо было разрядить обстановку. Что лучше всего справляется с этой задачей? Правильно, шутка. И по Аристотелю «шутка есть ослабление напряжения, поскольку она отдых».
  • Понравился афоризм: «Остроумен тот, кто шутит со вкусом» .
  • По-моему, следующее изречение больше относится к человеческим взаимоотношениям: «Серьезное разрушается смехом, смех – серьезным».
  • Сложно спорить с тем, что «воспитание – лучший припас к старости» . Но здесь хочется вспомнить и английскую пословицу: «Не воспитывайте детей. Все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя!»
  • Мы задаем вопрос, что такое счастье. Ответ, что каждый понимает его по своему, имеет место быть, но все-таки это очень расплывчато. Не так давно мне попалась одна статья, прочитав которую, я смогла дать определение «счастья». Это отсутствие неудовлетворенности в своей жизни. Будь-то здоровье, дети, родители, любимый человек, дом, друзья, любимое дело, достаток, дающий многие возможности в жизни и так далее. Аристотель сказал более ясно и красиво: «Счастье на стороне того, кто доволен».
    Но он же был философом. Как же без рассуждений)):

    «Для одних счастье — это нечто наглядное и очевидное, скажем, удовольствие, богатство и почет. У разных людей разное; а часто даже для одного человека счастье – то одно, то другое: ведь, заболев, люди видят счастье в здоровье, впав в нужду – в богатстве, а зная за собой невежество, восхищаются теми, кто рассуждает о чем-нибудь великом и превышающем их понимание»

    Немного объемнее, но суть та же – быть довольным своей жизнью.

  • Да, и еще одно. Мне кажется, что нам следует помнить: «Достоинство речи быть ясной и не быть низкой» .
  • И в заключение главный философский вопрос «в чем смысл жизни?»
    «В чем смысл жизни? — Служить другим и делать добро» . А «чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать» . Аристотель)))

Если каждый будет этому следовать, то мир станет чуточку лучше…

Мне бы этого очень хотелось. А вам?

Ольга Хлопкова.

Благодарю Ольгу за активную поддержку конкурса, до окончания которого осталось всего три дня. Мысли Аристотеля не потеряют своей актуальности ещё многие века, ведь люди остаются теми же, человеческая природа не меняется.

Ещё несколько афоризмов Аристотеля, уже на греческом языке:

«Тот, кто дружит со всеми, никому не является другом» . Короткая фраза, имеющая глубокий смысл. Нормальный человек не способен одинаково относиться ко всем, настоящая дружба — редкий дар. А тот, кто пытается угодить всем для собственной выгоды, просто холодный эгоист.

«Каждый может рассердиться, это легко. А вот рассердиться на того, на кого надо, так сильно, как надо, по правильной причине, в нужный момент и нужным способом, вот это совсем не легко.» Наверное, сердиться так, как говорит Аристотель, — это высший пилотаж, доступный немногим. Но — опять прав!

«Правда и справедливость от природы имеют бОльшую силу, чем ложь и несправедливость». А вот это то, во что очень хочет верить каждый человек. Раз в это верил такой мудрец, как Аристотель, есть надежда, что так и есть!

И напоследок — актуальные особенно сейчас для Греции слова Аристотеля о жестоком налогообложении:

«…Цель тирании — нищета граждан, чтобы, во-первых, содержалась на их деньги стража её безопасности, и во-вторых, чтобы граждане были заняты и чтобы у них не оставалось времени для посягательств на режим. К такому результату стремится как наложение больших налогов, всасывание имущества граждан, так и затея строительств больших сооружений, истощающих государственную казну…»

Тут, по-моему, и комментарии не нужны. Налоги в Греции выросли значительно, некоторые — в несколько раз, появились новые. Граждане озабочены выживанием, поисками работы и не слишком активно участвуют в протестных акциях. А о сооружениях — достаточно вспомнить Олимпиаду 2004 года, проведенную с такой помпой, как будто она проходила не в маленькой стране с 10-миллионным населением, а где-нибудь в… ну, скажем, в Германии. Тогдашний премьер был большим поклонником этой державы. Олимпиада, кроме всего прочего, ознаменовалась скандалами по поводу взяток политикам от компании Siemens и много чего другого. А дорогущие олимпийские сооружения, за редким исключением, благополучно сгнили и разрушились за эти годы.

Тирания в данном случае — не правительства Греции, которое давно уже перестало что-то решать, как бы они там не надували щёки. Скорее — Евросоюза, хотя тут не буду лезть в политические дебри и искать причины всех проблем.

В общем, вы уже поняли, что афоризмы Аристотеля таковы, как будто он писал о нашей с вами жизни и о современном мире. Его фразы пробуждают работу ума, заставляют задуматься. После окончания конкурса я сама подберу интересные мысли Аристотеля, любопытно сравнить его понимание жизни и современность.

Всего приятнее для нас те слова, которые дают нам какое-нибудь знание.Благодарность быстро стареет.Достоинство речи - быть ясной и не быть низкой.В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.Все знают, что смерть неизбежна, но так как она не близка, то никто о ней не думает.Гнев есть зверообразная страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, пособница вреда и бесчестия.Друг всем - ничей друг.Дружба довольствуется возможным, не требуя должного.Есть люди столь скупые, как если бы они собирались жить вечно, и столь расточительные, как если бы собирались умереть завтра.Жизнь требует движения.Из привычки так или иначе сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков.Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, не свойственно упорствовать в ошибке.Каждый человек должен преимущественно браться за то, что для него возможно и что для него пристойно.Комедия имеет намерение отображать людей худших, а трагедия - лучших, чем существующие.Кто спрашивает, почему нам приятно водиться с красивыми людьми, тот слеп.Любить - значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо.Многое может случиться меж чашей вина и устами.Мужественным называется тот, кто безбоязненно идет навстречу прекрасной смерти.Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.Надежда - это сон наяву.Наслаждаться общением - главный признак дружбы.Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми.Невежда удивляется, что вещи таковы, каковы они суть, и такое удивление есть начало знания; мудрец, наоборот, удивился бы, если бы вещи были иными, а не таковыми, какими он их знает.Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие.О, друзья мои! Нет на свете друзей!Ошибаться можно различно, верно поступать можно лишь одним путем, поэтому-то первое легко, а второе трудно; легко промахнуться, трудно попасть в цель.Преступление нуждается лишь в предлоге.Природа дала человеку в руки оружие - интеллектуальную моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом и самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах.Разумный гонится не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей.Серьезное разрушается смехом, смех - серьезным.Среди неизвестного в окружающей нас природе самым неизвестным является время, ибо никто не знает, что такое время и как им управлять.Счастье человека состоит в беспрепятственном приложении его преобладающей способности.Тот, кто обозревает немногое, легко выносит суждение.У кого есть друзья, у того нет друга.Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие - добрую жизнь.Хороша книга, если автор в ней высказывает только то, что следует, и так, как следует.Хотя мы и смертны, мы не должны подчиняться тленным вещам, но, насколько возможно, подниматься до бессмертия и жить согласно с тем, что в нас есть лучшего.Человек по своей природе есть существо общественное.Шутить надо для того, чтобы совершать серьезные дела.Это долг - ради спасения истины отказаться даже от дорогого и близкого.Более подходит нравственно хорошему человеку выказать свою честность.Властвует над страстями не тот, кто совсем воздерживается от них, но тот, кто пользуется ими так, как управляют кораблем или конем, то есть направляют их туда, куда нужно и полезно.Воспитание - в счастье украшение, а в несчастье - прибежище.Все льстецы - прихвостни.Высшей истинностью обладает то, что является причиной следствий, в свою очередь, истинных.Деяние есть живое единство теории и практики.Друг - это одна душа, живущая в двух телах.Дружба - самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага.Дружба не только неоценима, но и прекрасна; мы восхваляем того, кто любит своих друзей, и иметь много друзей кажется чем-то прекрасным, а некоторым даже кажется, что быть хорошим человеком и другом - одно и то же.Женщины, предающиеся пьянству, рожают детей, похожих в этом отношении на своих матерей.И в каком-то отношении вещи подвергаются воздействию со стороны времени - как мы имеем обыкновение говорить: "точит время", "все стареет от времени", "все со временем забывается", но не говорим: "научился от времени" или "сделался от времени молодым и красивым", ибо время само по себе скорее причина уничтожения: оно есть число движения. Движение же лишает существующее того, что ему присуще.Излишество в удовольствиях - это распущенность, и она заслуживает осуждения.Каждый может разозлиться - это легко; но разозлиться на того, кого нужно, и настолько, насколько нужно, и тогда, когда нужно, и по той причине, по которой нужно, и так, как нужно - это дано не каждому.Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед.Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз более.Между человеком образованным и необразованным такая же разница, как между живым и мертвым.Мудрость - это самая точная из наук.Мужество - добродетель, в силу которой люди в опасностях совершают прекрасные дела.Мы вместе ощущаем и движение, и время; и если даже темно и мы не испытываем никакого воздействия на тело, а какое-то движение происходит в душе, нам сразу же кажется, что вместе с тем протекло и какое-то время. И наоборот, когда нам кажется, что прошло какое-то время, вместе с тем, предполагается, что произошло какое-то движение.Назначение человека - в разумной деятельности.Начало есть более чем половина всего.Не любит тот, кто не любит всегда.Никто лучше мужественного не перенесет страшное.Нравственный человек многое делает ради своих друзей и ради отечества, даже если бы ему при этом пришлось потерять жизнь.Остроумен тот, кто шутит со вкусом.Платон - друг, но истина дороже.Привычка находить во всем только смешную сторону - самый верный признак мелкой души, ибо смешное лежит на поверхности.Раб предпочитает раба, господин - господина.Свойство тирана - отталкивать всех, сердце которых гордо и свободно.Совершенно очевидно, что из числа полезных (в житейском обиходе) предметов следует изучать те, которые действительно необходимы, но не все без исключения.Страдательные состояния души неотделимы от природной материи живых существ. Страдательные состояния существуют вместе с телом."Теперь" - каждый раз иное, оно непрерывно возобновляется, мы мыслим о нем как о точке, но это не одна и та же точка. А поскольку мы мыслим о нем и ощущаем его, оно имеет смысл только в связи с человеческой душой. Без души, способной считать, будет существовать только субстрат времени, субстрат считаемого. И нам кажется, что время присуще всему на небе, на море и на земле только потому, что мы все это наблюдаем.Тот, кто находит удовольствие в уединении, либо дикий зверь, либо Бог.У всякого человека в отдельности и у всех вместе есть, можно сказать, известная цель, стремясь к которой они одно избирают, другого избегают.Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади.Хорошо рассуждать о добродетели - не значит еще быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях - не значит еще быть справедливым на деле.Человек - это то, что он постоянно делает.Ясность - главное достоинство речи.Человек, достигший полного совершенства, выше всех животных; но зато он ниже всех, если он живет без законов и без справедливости. Действительно, нет ничего чудовищнее вооруженной несправедливости.Чтобы разбудить совесть негодяя, надо дать ему пощечину.Шутка есть ослабление напряжения, поскольку она отдых.

Генералиссимус и адмирал оказался под арестом по распоряжению юного внука Петра Великого и был лишён всех должностей, титулов и званий. Эксперты отмечают, что роль Меншикова в истории России «проще недооценить, чем переоценить». О жизни, заслугах и причинах опалы могущественного царедворца - в материале RT.

11 апреля 1728 года был отправлен в ссылку в сибирский Берёзов Александр Меншиков. В Петровскую эпоху он фактически правил всей Россией, но после смерти великого реформатора впал в немилость его юного внука. По словам историков, прекрасный стратег и мастер политических игр стал жертвой личной неприязни.

Становление царедворца

Достоверных данных о происхождении Александра Даниловича Меншикова сегодня в распоряжении историков нет. По официальной версии петровских времён, отец будущего князя был литовским дворянином из древнего рода, попал в плен в ходе русско-польской войны и поступил на службу к государю Алексею Михайловичу, а мать была дочерью известного купца. Однако знатное происхождение Меншикова ставилось под сомнение многими историками, в частности профессором Николаем Павленко . Согласно свидетельствам современников, в детстве Меншиков торговал пирогами.

«Меншиков, даже если он был сыном служащего и купчихи, ребёнком вполне мог продавать где-то пироги. В Москве этот рассказ жил долгие годы. Его надёжность засвидетельствована многими людьми - в том числе известными дипломатами», - рассказал в интервью RT доктор исторических наук, профессор СПбГУ Павел Кротов .

В 14 лет Александр стал денщиком Петра I и быстро завоевал его доверие. Меншиков участвовал в создании потешных войск, в Азовских походах и подавлении Стрелецкого бунта, путешествовал с царём по Западной Европе, помогал ему создавать военно-морской флот. В 1700 году он получил чрезвычайно высокое по тем временам звание поручика Бомбардирской роты лейб-гвардии Преображенского полка, капитаном которой был сам Пётр.

Для Меншикова не существовало ничего невозможного. Он всегда брался за исполнение любого распоряжения государя. Ценным для царедворца качеством было то, что он умел веселить вспыльчивого монарха и быстро «тушить» его гнев. Согласно рассказу историка Андрея Нартова, Пётр как-то разозлился на Меншикова и пообещал отправить его снова торговать пирогами. Александр Данилович выскочил тотчас на улицу и демонстративно вернулся к царю уже с кузовком пирожков в руках. Пётр рассмеялся и простил своего сподвижника.

Ратная слава

Меншиков принимал активное участие в Северной войне и достиг в ратном деле немалых успехов. В 1702 году он оказал серьёзную поддержку князю Михаилу Голицыну при взятии Нотенбурга (ныне крепость Орешек), приведя по собственной инициативе на помощь полководцу в решающий момент боя гвардейцев. В 1703-м он вместе с Петром участвовал в морской битве со шведами в устье Невы, окончившейся викторией русского флота. В том же году, ещё перед официальной закладкой Санкт-Петербурга, Меншиков стал его генерал-губернатором. На этой должности он пробыл долгие годы, руководил строительством города, верфей и оружейных заводов.

В 1702 году Меншиков был возведён в графское, а в 1705-м - в княжеское достоинство.

При жизни и после смерти об Александре Даниловиче Меншикове распространяли немало порочащих его слухов. Один из самых неприятных - о неграмотности помощника Петра I. Историк Павел Кротов эти утверждения полностью опровергает.

«Подобные разговоры - плод деятельности политических противников Меншикова. И в них поверила даже часть современных исследователей, обративших внимание на то, что документы вместо самого Меншикова, как правило, писали его помощники. Однако то, что царедворец не писал сам, - это, скорее всего, следствие того, что таким образом Меншиков подчеркивал свой высокий статус. А также того, что у него было очень мало времени. До нас дошли подписи, сделанные лично Меншиковым, выведенные явно уверенной рукой. Кроме того, сама его речь, зафиксированная в документах, и свободное владение немецким языком свидетельствуют в пользу того, что он был грамотным человеком. Хотя главным его учителем, конечно, была сама жизнь», - рассказал Кротов.

По словам эксперта, вклад Меншикова в историю Россию «легче недооценить, чем переоценить».

«Без такого помощника Пётр, скорее всего, так и не стал бы Великим, а остался бы просто Первым», - резюмировал Кротов.

По словам руководителя школы исторических наук ВШЭ, доктора исторических наук Александра Каменского , принципиальная оценка деятельности Александра Меншикова зависит от оценки реформ самого Петра I.

«Меншикова сложно оценивать в категории «позитивно» или «негативно». Он был крупным государственным деятелем, одним из ближайших сподвижников царя, на которого монарх всегда мог положиться. Сами реформы Петра сегодня являются предметом горячих споров историков. И если мы их оцениваем позитивно, то так же мы должны оценивать и деятельность Меншикова, если как-то иначе - то и деятельность сподвижника Петра предстаёт перед нами в другом свете», - подвёл итог историк.

Историки утверждают, что множество документов о жизни Александра Меншикова до сих пор остаются неизученными, хотя о нем снимают фильмы, пишут статьи и книги. Близкий друг Петра, герой Полтавы, фаворит, генералиссимус и адмирал белого флага, первый строитель Санкт-Петербурга... Его заслуги перед Россией были огромны, его жизнь была удивительна, его личное состояние было одним из самых больших в империи, его корыстолюбие не знало границ. Среди «птенцов гнезда Петрова» это самая противоречивая фигура.

Происхождение А.Д. Меншикова доподлинно неизвестно. Многие исследователи склонны полагать, что он родился в 1673 г. в семье конюха, а в детстве торговал пирожками с лотка. Расторопного мальчика заметил иноземец на русской службе Франц Лефорт, который взял Александра к себе в услужение. В возрасте 20 лет в 1693 г. Александр Меншиков становится «царским потешным воином» - бомбардиром Преображенского полка. Он сопровождал царя во всех его поездках, участвовал во всех государевых забавах, превращаясь из денщика в верного друга и соратника. Меншиков стал активным участником Азовских походов 1695 и 1696 гг., где он отличился отвагой при взятии турецкой крепости Азов. Меншиков вместе с Петром посетил Европу в составе Великого посольства в 1697-1698 гг. Военная карьера Александра Даниловича тесно связана с Северной войной, когда Россия противостояла Шведской империи в Прибалтике. Меншиков возглавлял кавалерию.

В 1702-1703 гг. были взяты крепости Нотебург и Шлиссельбург. Захват этих крепостей означал фактический переход всей Ингерманландии под контроль России. Губернатором этой области назначен А.Д. Меншиков, который активно проявлял себя в любой роли. Будучи верным исполнителем воли , Меншиков не забывал проявить свои личные качества. Например, во время осады Нарвской крепости сумел перехитрить опытного королевского генерала Горна, коменданта города, переодев русских солдат в похожую на шведскую форму. В Ингерманландии Меншиков впервые заявил о себе как о военачальнике. За победу над армией генерала Майделя, который собирался овладеть строившимся Санкт-Петербургом, Меншиков награждается званием генерал-губернатора Нарвского и всех завоеванных земель близ Финского залива. Одновременно он становится генералом над всей русской регулярной кавалерией.

Именно войска под командованием Меншикова нанесли армии Карла XII ряд поражений в Литве. За заслуги перед польской короной в 1705 г. Меншиков награждается польским орденом Белого Орла, а в следующем году благодаря петровским стараниям Александр Данилович Меншиков становится светлейшим князем. Тогда же польский король Август, постоянно терпевший от шведов поражения, решил привлечь Меншикова на польскую службу, пожаловав Александру Даниловичу звание командира Флеминского пехотного полка, который был переименован в полк князя Александра.

Однако настоящая слава Меншикова была еще впереди. Меншиков решает атаковать шведско-польские позиции под Калишем, и 18 октября 1706 г. он наголову разбивает силы противников. За этот успех Петр I пожаловал Александру Даниловичу жезл полководца по собственноручно сделанному чертежу. Драгоценный жезл украшали большой изумруд, алмазы и княжеский герб рода Меншиковых. Это произведение ювелирного искусства оценивалось в огромную сумму для того времени - почти в три тысячи рублей. В ходе войны на польских землях светлейший князь Александр Меншиков был возведен в действительные тайные советники и стал князем Ижорским. И опять же за боевые заслуги в противоборстве со шведским королем Карлом XII.

На Украине попытались использовать противостояние Швеции и России в своих собственных интересах. Гетман Мазепа подготовил в городе Батурине продовольствие и припасы для армии Карла XII. Но Меншиков взял город штурмом и расстроил планы противника.

Решающие сухопутное сражение между русскими и шведскими войсками произошло 27 июня 1709 г. при Полтаве. Кавалерия под командованием Меншикова отважно сражалась против наступающих шведов. За участие в Полтавской битве государь удостоил Меншикова звания генерал-фельдмаршала. Такой чин до этого в русской армии имел только Борис Васильевич Шереметев.

Меншиков после разгрома сухопутных сил шведов приложил немало усилий, чтобы Россия выполнила свои союзнические обязательства перед Речью Посполитой и Данией, поэтому до 1713 г. он командовал русскими войсками, освобождавшими от шведских войск Польшу, Курляндию, Померанию, Гольштейн. За осаду города-крепости Риги он получил от датского короля Фридриха IV орден Слона. Прусский король Фридрих-Вильгельм наградил русского генерал-фельдмаршала орденом Черного Орла.

С 1714 г. А.Д. Меншиков занимался генерал-губернаторскими делами в Санкт-Петербурге, а также управлял Прибалтикой и Ижорской землей, ведал сбором государственных доходов. Во время частых отъездов Петра I он возглавлял управление страной и дважды был президентом Военной коллегии (1718-1724 гг. и 1726-1727 г.)

Однако, выходец из самых низов русского общества Меншиков не мог упустить случая, чтобы не прибрать к рукам ту или иную сумму. И, начиная с 1714 г. Александр Данилович постоянно находился под следствием за многочисленные злоупотребления и хищения. Он не раз подвергался Петром I огромным денежным штрафам. Но это не отразилось на личном состоянии Меншикова, который был вторым после самого государя землевладельцем в России.

После смерти Петра Великого в 1725 г. положение Меншикова упрочнилось: возведя на престол императрицу Екатерину I, светлейший князь стал ее фаворитом, фактическим главой государства, без которого ни один вопрос не мог быть решен.

Однако из-за болезни он не сумел противостоять влиянию князей Голицыных и Долгоруких на нового российского монарха. 8 сентября 1727 г., Меншиков был обвинен в государственной измене и хищениях казны. Он подвергается царской опале, а потом и аресту. Все имущество было конфисковано, а Меншиков с семьей был сослан в острог Березов, где вскоре и умер. Детям князя - Александру и Александре - императрица Анна Иоанновна позволила вернуться из ссылки.