Пелопоннесская война между Афинами и Спартой (431-404 гг. до н.э.) закончилась поражением Афин. Эллада оказалась под властью Спарты. Недовольные политикой Спарты полисы свергли власть Спарты. Между полисами начались междоусобные войны, которые ослабили Грецию. Этим воспользовался македонский царь Филипп II.

События

IV в. до н.э. - македонский царь Филипп II сумел объединить всю страну под своей властью. Создает постоянную армию.

338 г. до н.э. - битва близ города Херонея. Решающее сражение, которое греки проиграли. В результате греческие полисы оказались в подчинении у Македонского царства.

Участники

Филипп II - царь Македонии (359-336 гг. до н.э.), отец Александра Македонского.

Афинский оратор, призывал к борьбе с Македонией.

Заключение

Подчинив себе Элладу, Филипп не стал провозглашать себя царем Греции. Он создал союз греческих городов и стал его военным предводителем. После смерти Филиппа II царем Македонии становится его сын Александр, который продолжил завоевательную политику отца и возглавил поход в Азию (см. урок ).

В IV в. до н. э. Греция подчинилась Македонии. Почему же Греция, отстоявшая свою независимость в борьбе с персами, спустя 150 лет оказалась под властью Македо-нии? О причинах возвышения Македонии и печальной судьбе Греции вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.

Македония (рис. 1) меньше Греции. Во времена Перикла эта горная страна делилась на несколько самостоятельных областей и в делах Греции не играла никакой роли.

Рис. 1. Македония ()

В IV в. до н. э. умный и энергичный царь Филипп II объединил страну под своей властью. Филипп создал практически непобедимую армию, основой которой была тяжеловооруженная пехота. Воины выстраивались фалангой в 16 рядов (рис. 2). В бою первые шесть рядов держали двумя руками длинные копья. Фаланга напоминала ощетинившегося ежа. Фаланга была практически неуязвима в бою на равнине. Армия Филиппа имела метательные орудия, осадные башни-тараны. Это способствовало завоеванию Греции.

Рис. 2. Македонская фаланга ()

Но были еще внутренние причины, делавшие греческие города легкой добычей македонян. В каждом греческом городе были сторонники македонского царя. Они надеялись, что Филипп со своим войском сумеет защитить их от черни, которая в результате разорения от междоусобных войн поднялась на борьбу с богачами. Во многих областях Греции оливковые сады и виноградники были вырублены.

Туго приходилось и небогатым ремесленникам. Спокойно жить и работать они могли только в том случае, если на их изделия находились покупатели. Однако обнищавшие крестьяне все реже появлялись на рынках городов: им нечего было продавать и не на что было покупать. Купцы реже стали ездить в колонии и перестали закупать расписные сосуды и ткани, браслеты и серьги. Подобно крестьянам, тысячи ремесленников разорялись, продавали свои мастерские и вели полуголодное существование.

В греческих городах появились, с одной стороны, люди, нажившие богатство на торговле хлебом и оружием, на скупке и перепродаже земли, с другой - множество бедняков. Разорение одних греков и обогащение других привело к вражде между ними. Богачи открыто заявляли: «Поскорее бы явился Филипп II со своим войском, он сумеет защитить нас от бедняков». Другие, боясь демоса, не произносили вслух излишних речей, но также втайне надеялись на это.

Величайшим и сильнейшим противником Филиппа II был оратор Демосфен (рис. 3). Он родился в 384 г. до н. э. в семье зажиточного владельца оружейного завода. В 7 лет он остался без отца сиротой. Опекуны разорили имение Демосфена. Рос он слабым и болезненным. Оставшись без помощи, Демосфен полагался на себя. Чтобы спасти свое имущество от окончательного разорения, он должен был научиться искусно говорить и знать закон. Демосфен стал учиться у известнейших ораторов. Много трудностей ему пришлось преодолеть. «Он имел слабый голос и короткое дыхание, был косноязычен. Ударение слов у него было ошибочно, положение тела неловко; он подергивал одним плечом. Демосфен приложил немалое старание, чтобы превозмочь обидевшую его природу. Чтобы придать своему языку подвижность и быстроту, он брал в рот черепки и с ними пробовал говорить ясно и громко; чтобы усилить голос и дыхание, он скорыми шагами входил на крутизну, громко произнося места из поэтов... В своем доме он устроил подземную комнату, в которой никто не мешал его упражнениям. Чтобы ничто не соблазняло его оставить свое уединение, выбрил себе половину головы. Также он устроил себе зеркало в человеческий рост и перед ним делал свои упражнения; с потолка этой комнаты свисал острый меч, которым он должен был поранить себя, если бы начал дергать плечом». В первые годы своей общественной деятельности (в 30 лет) он указал на опаснейшего врага для свободы Греции, царя варваров, на которого афиняне не обращали внимания. Но когда Филипп в 352 г. до н. э. попытался вторгнуться через Фермопилы в Среднюю Грецию, Демосфен выступил перед народом с «филиппикой» - т. е. грозной речью, предупреждая о грозящей опасности. Оратору удалось убедить принять решительные меры, но к делу приступили вяло и непродуманно.

Рис. 3. Демосфен ()

Филипп занимал греческие города один за другим. Несколько полисов заключили союз с Афинами и выступили против Филиппа II. В 338 г до н. э. в битве при Херонее македонская армия разбила объединенное греческое войско. Греческие города поклялись в верности македонскому царю и признали его своим военным предводителем.

После завоевания Греции Филипп задумал завоевать богатства персидских царей, но в празднестве по случаю свадьбы царской дочери был убит кинжалом в спину одним из приближенных. Царем Македонии провозгласили Александра. Греки обрадовались этому известию, надеясь выступить против македонян и обрести независимость. Но Александр направил в восставшие Фивы войска, и греки признали власть Александра.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  1. Shpargalka.kz ().
  2. Wholehistory.ru ().
  3. Petersons.ru ().

Домашнее задание

  1. Назовите основные причины возвышения Македонии.
  2. Почему Греция подчинилась македонскому владычеству?
  3. В чем состоит историческое значение битвы при Херонее?

Технологическая карта урока

Тема: Города Эллады подчиняются Македонии

Эпиграф урока: Когда мы едины, мы непобедимы.

Цели урока

Способствовать ознакомлению с особенностями соц.-эконом. и политического устройства Македонии; содействовать развитию умения определять причины ослабления греческих полисов в V - IV в. до н.э.; создать условия для формирования представлений о противоборстве Греции и Македонии, деятельности Демосфена по сплочению греческих полисов, определения последствий греческого войска в битве при Херонее

Тип и вид урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний/урок-исследование

Планируемые результаты (предметные)

Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории человечества в целом

Личностные результаты

Применение правил делового сотрудничества; проявление понимания и уважения к ценностям культур других народов

Метапредметные результаты

Умение определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи; готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе.

Основное содержание темы, понятия и термины

Местоположение Македонии, характеристика ее социально-экономического и политического устройства. Пелопонесская война. Упадок греческих полисов. Возвышение Македонии при правлении Филиппа II , реформа армии. Наступление Македонии на север Греции. Деятельность Демосфена, объединение крупнейших полисов против македонской угрозы. Битва при Херонее (338 г. до н.э.) Смерть Филиппа II , переход власти к Александру Македонскому. Македоняне, македонская фаланга, филиппика

Образовательные ресурсы

Учебник. Карта «Древняя Греция». Рабочая тетрадь №2. Учебная картина «Македонское войско»

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Орг.момент

Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

2.Повторение изученного материала

Организует работу с вопросами

1.Как по- другому называли Древнюю Грецию?

2.Назовите знаменитого древнегреческого поэта и его произведения.

3.Как назывались древнегреческие военные корабли?

4.Назовите известных древнегреческих богов и героев мифов.

5. Какая форма правления получила свое начало в Греции?

6. Как назывались древнегреческие города- государства?

7. Что проводили греки каждые четыре года в честь своих богов?

8. Что означает фразеологизм «Говорить лаконично»?

9. Как называли людей в Древней Греции, умеющих красиво говорить?

10. Кто мог участвовать в работе Народного собрания при Перикле?

11. Как часто собиралось Народное собрание?

12. Какие вопросы решало Народное собрание?

13. Что свидетельствует о развитии демократии в нашем государстве сегодня?

14. А кто сегодня в нашем государстве может участвовать в выборах?

15. Могут ли женщины участвовать в выборах?

16. Могут ли они быть избраны в органы государственной власти?

Перечислить главные заслуги Перикла?

Учитель подводит учащихся к выводу предыдущего урока

Отвечают на поставленные вопросы

1)Эллада

2)Гомер, «Илиада» и «Одиссея»

3)триеры

4)Посейдон, Зевс, Афина, Гефест, Деметра, Ахиллес, Геракл…

5) демократия

6) полисы

7) олимпийские игры

8) коротко и ясно

9) ораторы

10) граждане, мужчины с 20 лет

11) 3-4 раза в месяц

12) выбирало первого стратега, принимало законы, ведало казной, объявляло войну, заключало мир

13)участие народа в выборах, органах управления, свобода слова

14)все граждане с 18 лет

15) да

16) да

Вывод: демократия при Перикле в Афинах достигла своего расцвета.

Коммуникативные : строят понятные для соучеников высказывания, слушают и понимаю речь других

3.Постановка учебной задачи

Мы с вами на прошлых уроках говорили о том, что Греция достигла своего расцвета. Город Афины привлекал многих людей, которые не только здесь жили, но и приезжали по делам. Но этот расцвет был недолгим. Ещё при жизни Перикла начались междоусобные войны. Главным соперником Афин была Спарта.

Задание: Прочитайте вступление к §41 на стр. 196 учебника.

    О какой войне идет речь?

    Сколько она длилась?

    К каким последствиям привела?

А в это время на севере Греции происходит возвышение государства Македония. Она превратилась в сильное государство, и подчинило себе все города Греции.

Мы пока ничего не знаем о Македонии, но можно предположить, что:

либо это могущественное и огромное государство;

либо обладает передовой боеспособной армией.

Вопрос: Ребята, что бы вы хотели узнать на нашем уроке?

Формулирует проблему: Почему греки, разгромившие в V в до н.э. мощное персидское войско, не смогли противостоять македонскому царю?

З/Т Пелопоннеская война - серия войн за господство в Греции между Афинами и Спартой в 431-404 гг. до н.э.

Предполагаемые ответы учащихся:

1.Упадок хозяйства

2.Разорение крестьян и ремесленников

3.Обострение борьбы между богатыми и бедными.

Регулятивные : Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем, планируют учебные действия

Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи

4.Усвоение новых знаний и способов действий

План

1.Македонский царь Филипп стремится покорить соседей.

2.Потеря Грецией независимости.

3.Приход к власти А. Македонского.

Организует работу с картой.

Какие крупные города-государства были в Греции? Где они находились?

- В какой части Балканского полуострова находится Македо­ния? Как называется столица?

1 . Рассказ учителя.

З/Т Реформы Филиппа II (359- 336 г. до н.э. )

1)создал большую, боеспособную армию

2) укрепил царскую власть

3) чеканка золотой монеты

4)расширил торговлю с другими странами

Учитель предлагает познакомиться с п. 1 параграфа 41 и ответить на вопрос:

- Чем македонская армия отличалась от греческой?

- Сделайте вывод о македонском войске.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

2. Внутренние греческие противоречия и раздоры были выгодны…? (для Филиппа), он решил захватить Грецию и начал подчинять один город за другим. Среди греков было много сторонников и противников Филиппа.

Задание: заполните таблицу с.198 «Отношение греческого общества к угрозе македонского завоевания».

Речи Демосфена называли филиппиками – осуждение, обвинение. Демосфену удалось сплотить часть городов-государств для борьбы с Филиппом. В 338 г. при г. Херонея произошла решающая битва с войском Филиппа.

Самостоятельная работа с текстом учебника п.2 параграфа 41 и картой: Задания :

Каковы были последствия битвы при Херонеи

Какую роль в битве при Херонеи сыграл юный сын Филиппа?

Выписать в тетрадь причины покорения Греции Ма­кедонией.

3 . Подчинив Грецию, Филипп не остановился на этом, он решил подготовить поход в Азию. Но осуществить ему самому этот за­мысел было не суждено.

Почему Филипп не смог реализовать свои планы?

Кто продолжил дело Филиппа?

Находят на карте и показывают Афины и Спарту. Составляют тезисный план ответа. Представляют результат своей работы.

- На севере Балканского полуострова; Пелла

1. З/Т Реформы Филиппа II

Изучают текст и выполняют задания: составляют схему. заполняют таблицу, делают вывод.

Сравнительная таблица

Греческое войско

Македонское войско

Фаланга 6-9 рядов -

Фаланга 16 рядов +

Фаланга собирается лишь на время войны -

Фаланга тренируется постоянно +

В бою участвует один ряд фаланги -

В бою одновременно участвуют 6 рядов +

Легковооруженная конница, не играет важной роли -

Тяжеловооруженная конница, широко применяется в бою +

-

Применяет осадные башни +

Вывод: Македонское войско сильнее, боеспособнее!

2. Работа с текстом и заполнение таблицы с.198:

Линии сравнения

Промакедонская позиция

Антимакедонская позиция

Оратор

Исократ

Демосфен

Отношение к Филиппу и угрозе потерять независимость.

Видел спасение родины в добровольном подчинении Филиппу, объединении греков и македонцев против персов.

Отстаивал независимость и свободу Греции, сплотил ряд греческих городов для борьбы с Филиппом.

З/Т 338 г. до н.э. – битва при Херонеи, потеря Грецией независимости

Самостоятельная работа с текстом

З/Т Последствия битвы при Херонеи:

1)афинской демократии пришел конец;

2)имущество у богатых граждан не отбиралось;

3)союз о «вечном мире и союзе» между греческими государствами и Македонией;

4)македонский царь провозглашен верховным главнокомандующим объединенными военными силами.

5)Греция потеряла надолго свою независимость

З/Т Причины покорения Греции Ма­кедонией.

а)Греки воевали между собой, это ослабило страну.

б)Филипп создал сильную, мощную армию.

в)Умение Филиппа поссорить противников.

3 .Знакомятся с обстоятельствами, при которых Александр стал царем.

Познавательные: используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепь рассуждений

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, строят понятные для партнера высказывания, слушают и понимают речь других

Регулятивные : в сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной задачи;

5. Закрепление знаний и способов действий

Предлагает выполнить тестовые задания

Выполняют задание. Участвуют в обсуждении

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепь рассуждений

Коммуникативные: формулируют собственное мнение, слушают и понимают речь других

6.Информация о домашнем задании

Параграф 41 о/в. Подготовить сообщение о личности Александра Македонского

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу

7. Подведение итогов урока. Рефлексия

Организует проверку понимания поставленного в начале урока проблемного вопроса

Почему греки, разгромившие в 5 в до н.э. мощное персидское войско, не смогли противостоять македонскому царю?

Ученики заполняют схему

В голове: Причины возвышения Македонии?

Скелет: верхняя линия (причины возвышения Македонии) - Филипп II, объединённая страна, реформы, сильная армия и флот

нижняя линия (причины упадка Греции) – пелопонесская война, упадок хозяйства, разорение крестьян и ремесленников, слабые государства

В хвосте делают вывод:

Покорение Греции, потеря ею независимости.

Коммуникативные : участвуют в обсуждении; строят понятные для партнера высказывания, слушают и понимают речь других

Регулятивные :

в сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной задачи;

Тема: Города Эллады подчиняются Македонии.

Эпиграф урока:

Когда мы едины, мы непобедимы.

Цели:

Объяснить причины упадка Греции, которые в свою очередь стали причиной подчинения её Македонией; сформировать представления об образовании Македонского царства и начале завоеваний Филиппа;

Формировать эмоционально-ценностное отношение к прошлому, формировать активную гражданскую позицию (на примере греков – патриотов);

Продолжать развивать: 1) умение работать с картой; 2) умение работать с таблицей, выделять главное; 3) проводить сравнительный анализ.

Тип урока: комбинированный.

Инструментарий:

  1. Карта «Поход Александра Македонского на Восток».
  2. Презентация.
  3. Раздаточный материал: таблица, «исторические пазлы»

Литература:

  1. Годер, Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. Выпуск 2. - М., 2007.
  2. Вигасин, А.А., Годер, Г.И., Свенцицкая, И.С. История Древнего мира: учебник для 5 кл. – М., 2007

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Опрос по теме: «Афинская демократия при Перикле».
  1. Фронтально, устно, решение кроссворда (см. презентацию).
  2. Проверка выполнения одного из заданий в тетради с печатной основой.

Задание № 41. Что вы знаете о Народном собрании в Древних Афинах? Один учащийся читает, остальные - проверяют, исправляют.

Почему период правления Перикла считают расцветом Афинской демократии? (перечисляют факты).

  1. Подготовка к изучению нового материала.

Время пребывания Перикла в должности главного стратега, историки считают золотым веком Афинской демократии, но уже при его жизни в Греции начали происходить события, которые привели к потере Грецией независимости. Об этом мы и поговорим сегодня на уроке.

Тема нашего урока: Города Эллады подчиняются Македонии.

Цель: выяснить причины поражения Греции в борьбе с Македонией за свою независимость.

План изучения нового материала:

1. Упадок Греции.

2. Усиление Македонии при царе Филиппе II.

Задание на урок:

Докажите, что Македония к н. IV века была более сильным государством, чем Греция.

  1. Упадок Греции в IV веке до н. э.

Учитель: Уже при жизни Перикла в Греции начались междоусобные войны . И Афины, и Спарта стремились к господству над Грецией. Серия войн за господство в Греции между Афинами и Спартой получили название - пелопонесские войны (431-404). Эти войны закончились поражением Афин. Самостоятельная учебная деятельность

Давайте выясним последствия этих войн для всей Греции: Прочитайте учебник на с. 186 и выделите последствия междоусобных войн. Сравниваем с эталоном ответа в презентации:

1) упадок хозяйства (гибель оливковых рощ и виноградников); 2) разорение крестьян и ремесленников; 3) обострение борьбы между богатым и бедными. Вывод: Греция была истощена междоусобными войнами.

2. Усиление Македонии при царе Филиппе. Вместе с тем, в это же время усиливается северный её сосед – Македония.

Работа с картой, контурной картой. Найдите Македонию на карте (у доски один из учащихся), отметьте в своих контурных картах с. 36. Опишите словами – где находится Македония (на севере Балканского полуострова).

В середине 4 века до н. э. царь Филипп сумел объединить под своей властью все македонские земли. Македонские цари находились под влиянием

греческой культуры. Они строили театры, приглашали эллинских поэтов и художников. По просьбе царя Филиппа учителем его юного сына Александра стал крупнейший ученый Греции Аристотель. Знатные македоняне свободно говорили и писали по-гречески.

Работа со схемой. Расскажите о нововведениях Филиппа по схеме (см. презентацию).

Филипп создал большую и боеспособную армию. Об этом нам сейчас подробно расскажет (опережающее задание, сообщение) Троян Сергей. Македонская конница состояла из знати, а пехота набиралась из пастухов и земледельцев. Каждый пехотинец получал шлем, кожаный панцирь, круглый щит, короткий меч и длинное копье. Фаланга строилась в 16 рядов. В бою первые шесть рядов держали двумя руками копья, направляя их в сторону врага: первый ряд - перед собой, а воины остальных рядов клали свои копья на плечи впереди стоящих. Если же часть вражеского войска заходила фаланге в тыл, то воины последних рядов поворачивались к противнику лицом. Тогда фаланга становилась неприступной со всех сторон. Недаром говорили, что она похожа на ощетинившегося железом зверя, к которому опасно приближаться.

Армия Филиппа имела метательные орудия, с помощью которых в противника бросали камни, бревна и большие стрелы. Такие орудия устанавливались также в огромных многоэтажных башнях на колесах. Сотни воинов толкали башни - они шумели и грохотали, приближаясь к осажденному городу и наводя ужас на его защитников.

Царь с издевкой говорил, что в самой неприступной крепости найдется калитка, через которую проникнет осел, груженный золотом (Как вы понимаете эти слова?). Стремясь покорить соседние страны, Филипп рассчитывал не только на военную силу. Он умело ссорил между собой своих противников, нередко добивался успеха подкупом.

Причина поражения греков и их подчинение Филиппу кроется только в силе и многочисленности его войска?

3. Потеря Грецией независимости.

Внутренние греческие противоречия и раздоры были выгодны…? для Филиппа, он решил захватить Грецию и начал подчинять один город за другим. Среди греков было много сторонников и противников Филиппа.

Работа по группам. Задание: заполните недостающие колонки в таблице «Отношение греческого общества к угрозе македонского завоевания».

Сообщение о Демосфене (резервное задание). Какие поучительные выводы можно сделать из жизни Демосфена? (Нужно стремиться к своей цели…). Речи Демосфена называли филиппиками – осуждение, обвинение. Демосфену удалось сплотить часть городов-государств для борьбы с Филиппом. В 338 г. при г. Херонея произошла решающая битва с войском Филиппа.

Отметьте на контурной карте год и место сражения. Дидактическая игра «Собери пазлы».

Умный Филипп не объявил себя царём (почему?), он добился, что побеждённые греки поклялись ему в верности, признали его своим военным предводителем. Немедленно началась подготовка похода на персов.

4. Гибель Филиппа. Приход к власти Александра. Филиппу не удалось осуществить свои замыслы, он погиб, а его сын, Александр был провозглашён новым царём.

Фрагмент фильма «Александр».

Выскажите свои первые впечатления о личности Александра. Готов ли он был продолжить дело своего отца?

Александр Македонский решил продолжить дело своего отца и возглавить поход в Азию.

Вернёмся к заданию урока…

Закрепление: тестовые задания в презентации.

Д/з:

1)П. 41;

2) выяснить смысл выражений: «Гордиев узел», «слава Герострата».

3) подготовить сообщение об Александре Македонском.

Рефлексия.

МЕЖДОУСОБНЫЕ ВОЙНЫ

ФАЛАНГА

МОНАРХИЯ

РЕСПУБЛИКА

ПАТРИОТИЗМ

ФИЛИППИКИ

3. Народ в Греции. 4. Главная площадь Афин.

4. Главная площадь Афин. 5. Постройка для декораций в греческом театре.

5. Постройка для декораций в греческом театре. 6. Человек, умеющий убеждать.

6. Человек, умеющий убеждать. 7. Греки называют свою страну...

9. Богиня войны в Греции. 10. Имя жены Перикла.

9. Богиня войны в Греции. 10. Жена Перикла.

Тема урока: Города Эллады подчиняются Македонии.

Цель урока: Выяснить причины поражения Греции в борьбе с Македонией за свою независимость

План урока: 1. Упадок Греции в IV веке до н. э. 2. Усиление Македонии при царе Филиппе II. 3. Потеря Грецией независимости. 4. Приход к власти Александра.

Задание на урок: Докажите, что Македония к началу IV века была более сильным государством, чем Греция

1. Упадок Греции в IV веке до н.э. Междоусобные войны.

Последствия междоусобных войн в Греции: 1) упадок хозяйства (гибель оливковых рощ и виноградников); 2) разорение крестьян и ремесленников; 3) обострение борьбы между богатыми и бедными. Вывод: Греция была истощена междоусобными войнами.

Где находилось Македонское царство? Как называлась его столица?

2. Усиление Македонии при царе Филиппе. Создал золотой запас страны Расширил торговлю с другими государствами Создал мощную армию Приказал построить большие военные корабли

Македонская фаланга и конница

3. Потеря Грецией независимости. Отношение греческого общества к угрозе македонского завоевания. Линии сравнения Промакедонская позиция Анти македон ская позиция Оратор Исократ Демосфен Отношение к Филипу и угрозе потерять независимость «Врага боятся меньше, чем собственных сограждан». Видел спасение родины в добровольном подчинении Филиппу, объединении греков и македонцев против персов. «Если даже все эллины согласятся быть рабами, мы должны бороться за свободу». Отстаивал независимость и свободу Греции, сплотил ряд греческих городов для борьбы с Филиппом.

Битва при Херонее Отметьте на контурной карте год и место сражения. 338 г. Херонея

3. Подчинение греческих полисов Филиппу II. Дата Место сраже ния Участники Результат Последст - вия 338 г. до н. э. Близ г. Херонея Македония Греция Поражение греков Потеря Грецией независи - мости.

4. Гибель Филиппа. Приход к власти Александра. Умный Филипп не объявил себя царём, он добился, что побеждённые греки поклялись ему в верности, признали его своим военным предводителем. Немедленно началась подготовка похода на персов. После загадочной гибели Филиппа новым царём был провозглашён Александр. Александр Македонский решил продолжить дело своего отца и возглавить поход в Азию.

Македония расположена: н а о. Крит на севере Балканского полуострова н а севере полуострова Малая Азия Исократ Аристотель Демосфен Спасение Эллады в добровольном подчинении Филиппу видел:

Битва при Херонее п роизошла в: 443 г. до н. э. 338 г. до н. э. 480 г. до н. э. колесницах п рименении оружия из железа п остроении войск фалангой В 4 в. сила македонской армии заключалась в:

Каковы последствия битвы при Херонее? п отеря Грецией независимости распад Македонского царства в сё осталось без изменений Молодцы, спасибо за урок!

Афинский оратор Демосфен.


Греция

Греция расположена в Европе, в южной части Балканского полуострова. Древние греки называли свою страну Элладой, а себя – эллинами. Страна омывается Ионическим и Эгейским морями. Рельеф горный, климат лето жаркое и засушливое, а зима прохладная, без снега, но с частыми бурями. Крупных рек нет. Почвы не плодородные.

Греки стремились заселять другие территории, одной из них была Малая Азия, где находился город Троя. Между ними началась троянская война 1200 г до н.э. Троя пала.

В средней Греции находится область Аттика главный город Афины. В 7 веке до н.э. власть принадлежала знати. Простой народ - демос к управлению не допускался. Совет знати – ареопаг, выбирал 9 правителей архонтов которые судили жителей не справедливо по законам Драконта за любое воровство смерть. За долги на поле ставили долговой камень, затем можно было попасть в долговое рабство. Началось восстание демоса и в 594 г до н. э. выбрали архонтом Солона. Провёл реформы – отменил законы Драконта, за долги нельзя стать рабом, выкупил должников, убрал долговые камни, демос может участвовать в управлении государством. Для решения важнейших государственных дел стали созывать Народное собрание, в котором участвовали все свободные афиняне, но только граждане у кого оба родителя Афиняне. При Солоне зародилась демократия – власть демоса.

В южной Греции в области Лакония в долине реки Эврот, располагалась Спарта. Жители спартиаты, занимались только военным делом. Они захватили соседнюю область Мессению, а жителей греков сделали рабами Илотами (захваченые) они кормили спартанцев. Жили по законам Ликурга. Чтобы не было бедных и богатых у всех семей одинаковые участки земли, одежда, еда. Нет денег. С 7 лет мальчики жили и учились со сверстниками. Школа разбивалась на отряды, которые соревновались между собой в силе и храбрости. Младшие беспрекословно слушаются старших.. В Спарте два царя. Они командуют войском во время войны. Народ выбирает совет старейшин 60 лет. Они управляют и вершат суд. Народное собрание мужчины 30 лет может принять или отвергнуть решение старейшин.

В 6-8 веке до н.э. началась колонизация греками побережий Средиземного и Чёрного морей. Причина нехватка плодородной земли и борьба между демосом и знатью. Самые известные из них на побережье Черного моря - Ольвия, Херсонес, на побережье Средиземного моря - Сиракузы, Карфаген. В свои колонии греки вывозили вино, оливковое масло, различные ремесленные изделия. Привозили оттуда хлеб, рабов, мед. Права греков в колониях, их религиозные верования и обряды, управление не отличались от тех, которые существовал и у них на родине. Таким образом, где бы ни жили греки - они говорили на одном языке, пользовались одним и тем же письмом, поклонялись одним и тем же богам и называли себя эллинами, а Грецию - Элладой.

Олимпийские игры проводились в Олимпии городок в Южной Греции 1раз в 4 года, проходили летом и продолжались 5 дней, посвящены Зевсу. Участники (атлеты):только свободные эллины; предварительная тренировка около года на родине и месяц в Олимпии. Запрещалось: воевать и носить оружие!!!присутствовать женщинам. В первый день атлеты приносили жертвы богам и давали клятву бороться честно. Судьи клялись выносить справедливые решения. Следующие три дня отводились состязаниям. В последний пятый день, подводились итоги и награждались победители. Соревнования проходили на стадионе: бег, прыжки, метания копья и диска, кулачный бой и бег с оружием. На ипподроме гонки на колесницах. Победителю, вручали венок из оливы, прижизненная статуя, в родном городе пожизненная пенсия, питание, освобождение от налогов, почетное место в театре.

В начале V в. до н. э. царь Дарий Первый решил подчинить себе Элладу, стремилась к новым землям, богатствам. Многие греческие полисы сразу покори­лись. Только афиняне и спартанцы решили встретить врага. На должность стратега афиняне выбрали Мильтиада, который хорошо знал военное дело. Спартанцы не отказывали в помощи, но и не выступили сразу. Лишь жители города Платеи прислали тысячу воинов. Мильтиад преградил путь врагам в Афины. Персы решили обогнуть Аттику и высадиться в Афинах. Тогда греки решили принять бой на Марафонской равнине. Они построились фалангой и сражались как обезумевшие. Персы прорвали боевую линию греков в центре, но края устояли. Воины, стоявшие по краям, замкнули кольцо. Персам пришлось отступать. Таким образом, впервые над персами была одер­жана победа.

480 до н.э. персидский царь Ксерск повёл войска на Элладу. Серьёзное столкновение произошло в Фермопильском проходе. Греческое войско возглавил спартанский царь Леонид. Ксеркс послал в лобовую атаку главные силы персидского войска, но греки не отступали. Персы понесли большие потери. На третий день к Ксерксу пришёл местный житель и за награду показал обходную тропу в тыл грекам – защитникам Фермопил. Царь Леонид приказал всем отступать, а сам вместе с 300 спартанцами остался прикрывать отход греческих отрядов, сражаясь до тех пор, пока не погибли все. Аттика была отдана персам. Персидская конница вытаптывала поля, воины рубили оливковые деревья и виноградники, жгли деревни. Фемистокл в этот страшный для родины час говорил афинянам: «Все взрослое население должно взойти на военные корабли. А женщин, стариков и детей необходимо перевезти на остров Саламин под защиту военного флота. Исход войны будет решен в морском сражении». Когда персы вошли в Афины, город был пуст. По приказу Ксеркса Афины предали огню, разрушили храмы. Военные суда персов встали на якорь в бухте близ Афин.

Рядом, в узком проливе между Саламином и Аттикой, находился флот греков, насчитывавший около 400 кораблей. Командовал Фемистокл. Зная о превосходстве персидского флота, он решил дать бой в узком Саламинском проливе, чтобы Ксеркс не мог ввести в бой все свои корабли одновременно. К тому же персидские суда были тяжелее греческих и сидели в воде глубже легких триер, а Саламинский пролив изобиловал множеством подводных камней и мелей, которые грекам были известны, а персам нет. Фемистокл хитростью заманил персов в пролив, послав к ним раба, сказать, что греки ночью собираются бежать. На рассвете выходы из пролива были перекрыты персидским флотом.

Быстрые и легкие триеры врезались в строй персов. Своими медными носами они ломали борта вражеских судов и топили их. Большие и неповоротливые персидские корабли, сгустившись в тесном проливе, лишь мешали друг другу. Они сталкивались, налетали на мели и камни и тонули во множестве. Персидский владыка наблюдал за ходом морского сражения с высокого берега Аттики: его хвалебный флот был разбит и потоплен на его глазах. Саламинская победа стала решающей в ходе греко-персидских войн. После поражения Ксеркс покинул Грецию, оставив в ней часть сухопутной армии. А через год в 479 году до н.э. у города Платеи персы были полностью разбиты.

Город Афины был соединен с портом Пирей 5-6-километровой дорогой, которая была тщательно укреплена с обеих сторон стенами. В порту были две военные гавани и одна торговая. В военных гаванях стоял мощный афинский флот, около 400 триер. В торговой гавани бойко шла торговля. Купцы со всех частей света привозили сюда свой товар. За право торговать они платили в казну специальный налог. Среди купцов были переселенцы, которые жили в Афинах и за право жить там тоже платили налог. Всеми правами пользовались только граждане государства (коренные жители). А вот рабы были полностью бесправны.

Греки считали Афины красивейшим городом своей страны. По легенде, богиня Афина и бог Посейдон поспорили о том, как назвать величайший город Греции. Но в городе был район- имевший неприглядный вид керамик. В этом районе жили гончары и художники, создававшие великолепные расписные вазы, сосуды для зерна пифос, для вина и масла амфора. Главная площадь Афин – агора. В рыночные часы здесь всегда было шумно и многолюдно. Здесь, в тени портик, афиняне обсуждали новости или просто отдыхали. Над Афинами возвышается скалистый Холм, называемый Акрополь, что по-гречески означает “верхний город”. Здесь строили только храмы. Храм богини храм Ники бескрылой, который был построен после победы над персами (афиняне пожелали оставить навсегда богиню у себя и не дать ей улететь). Жемчужиной Акрополя является Парфенон. Центром храма была колоссальная 12-метровая статуя Афина Парфенос работы Фидия. Она была из слоновой кости и золота на деревянном каркасе. Напротив Парфенона возвели Эрехтейон. Небольшой храм в честь Афины и Посейдона на этом месте произошел спор между богами за власть над городом.

Образование в Греции было платным. В афинской школе учили только мальчиков с 7-16 лет. Детей учили писать и читать, считать, рисовать. Учебников тогда не было. Их заменяли стихи поэтов Гомера и других. Дети овладевали игрой на флейте, лире. Учились петь хором. Правильно вести хозяйство, практические занятия. Каникулы были весной. Отдыхали также в годовщины побед при Марафоне и Саламине. Не учились и в дни праздников, посвящённых греческим богам. Шалунов и лентяев учитель наказывал. Для этого у него были розги и палка. Дети из бедных семей учились только грамоте.

Для девочек школ не было. Мать передавала дочерям те знания, какие имела сама. Девочек учили грамоте, пению, танцам, а главное- домоводству.

Палестра (“пале” - борьба) – с 12 до 16 лет мальчики посещали еще одну школу – школу борьбы (гимнастическую), где занимались гимнастикой, бегом, борьбой, метанием копья и диска. Занятие гимнастикой считалось важным делом. Ведь гражданин должен быть и воином. В палестрах стоят статуи знаменитых атлетов - работы великих греческих мастеров Мирона, Поликлета. Скульпторы показывают, каким физически сильным, прекрасным, готовым к подвигу должен быть каждый гражданин.

В гимнасии поступали после палестры знатные, богатые афинские юноши в возрасте 16-18 лет желавшие продолжить занятия гимнастикой и пополнить свои знания, до старости. Продолжая заниматься в гимнасии гимнастикой, они под руководством философов изучали также политику, философию, литературу. В гимнасиях обучали красноречию-умению отстаивать свое мнение при выступлении в Народном собрании и судах.

Древнегреческий театр В конце марта в Греции отмечался главный праздник бога виноделия - Великие Дионисии. В 6 в. до н.э. в эти праздники стали проводиться по сценарию. Вскоре праздники были перенесены в специальные места – театры (место для зрелищ) Драматурги – люди, сочинявшие пьесы для театра. Участниками представления были только мужчины. Актёры использовали маски, обувь на толстой подошве. Один человек играл несколько ролей в каждом спектакле. Представления происходили несколько раз в год в особом здании под открытым небом. Греки не устраивали вечерних представлений, так как не было хорошего искусственного освещения. Театральные постановки проводились в форме состязания: перед началом представления выбиралось 10 судей из зрителей, которые должны были распределить 1, 2 и 3-е места между тремя поэтами, тремя первыми актерами и тремя богатыми гражданами, которые дали деньги на театральные постановки. Всё участники состязания получали награды - венки и ценные подарки (быка, бронзовый треножник, деньги), но только первая награда означала победу, третья же была равносильна провалу.

В V в. до н.э. в Афинах власть принадлежала демосу. Популярным вождем афинского демоса длительное время был Перикл. Для решения государствен­ных дел представители демоса (только граждане, мужчины, начиная с 20 лет) собирались 3-4 раза в месяц для участия в работе Народного собрания. Путем поднятия рук собрание выбирало первого стратега (он ведал отношениями Афин с другими государствами, флотом и войском), объявляло войну, утверж­дало мирные договоры, принимало законы, распоряжалось казной и решало, какую зарплату платить выборным лицам. Такая форма правления называлась демократией. Реформы Перикла:

· выборные должности краткосрочные (1год) ;

· выборные должности отчётные, те кто плохо работал платили штраф;

· коллегиальность форма принятия решений, при которой учитывается коллективное мнение

· введение оплаты должностным лицам, могут участвовать бедняки;

· обеспечение народа рабочими местами (на строительстве Парфенона и т.п.);

· введение пенсии сиротам и инвалидам;

Ни в одном из греческих полисов народ не имел столько прав, как в Афинах.

· Но это были права меньшинства. Всего в Аттике жило примерно 200 тысяч человек, а граждан насчитывалось лишь 30-40 тысяч.

· В управлении не могли участвовать женщины (это было недопустимо).

· Никаких прав не имели рабы, а также свободные люди из других полисов.

Города Эллады подчиняются Македонии

В середине IV в. до н. э. во главе Македонского царства встал умный и энергичный царь Филипп. Он создал мощную и сильную армию, которая состояла из конницы и пехоты. У каждого пехотинца было шестиметровое копье. В бою первые шесть рядов клали копья на плечи впереди стоящих. Последние ряды фаланги поворачивались к противнику лицом. Тогда фаланга «ощетинивалась» и была неприступной. Армия Филиппа имела осадные башни. С такой сильной армией Филипп смог покорить Элладу, так как греческие полисы воевали между собой. Каждому из них хотелось быть во главе Эллады. Кроме того, Филипп мог подкупать и ссорить между собой противников. Таким образом, в результате перечисленных причин Македония смогла покорить Грецию.

338 г. до н.э. – битва у г. Херонея. Македоняне превосходили греков численностью войск, тем не менее битва длилась долго. Под угрозой оказалось владычество Филиппа и даже его жизнь. Тогда царь притворным отступлением увлек за собой афинские отряды. Не разгадав хитрости, они бросились преследовать противника, призывая друг друга гнать врагов обратно в Македонию. В этот момент восемнадцатилетний Александр во главе конницы нанес по остальным эллинским отрядам сокрушительный удар. Видя успехи сына, Филипп внезапно повернул назад и обратил греков в бегство. Убитых было множество. После победы вне себя от радости Филипп устроил пиршество прямо на поле битвы среди неубранных тел.

Однако царем Греции умный Филипп себя не объявил. Он добился того, что греческие города поклялись ему в верности и признали своим военным предводителем. Немедленно началась подготовка похода македонян и греков на персов.

После смерти Филиппа правителем Македонии в возрасте 20 лет стал его сын Александр Македонский (356-323 годы до н. э.).

За недолгие 33 года жизни Александр создал самую обширную державу, не потерпев ни одного поражения за 11 лет походов на Восток. Александр Македонский покорил следующие государства: Египет, Финикию, Междуречье, Вавилон, Индию.

У Александра Македонского 30000 отборной пехоты, 5000 всадников, флот в 160 кораблей. У Дария III (персидский царь) было 20000 всадников и 20000 греческих наемников. Позиция персов была очень выгодной, один из лучших македонских полководцев, Парменион, засомневался в успехе. Он советовал отложить сражение и дождаться, пока персы уйдут с высокого обрывистого берега. «Стыдно нам, перешедшим морской пролив, бояться ручейка, - ответил Александр. - Трубите к наступлению!». Победа у реки Граник открыла Александру путь в глубь Азии. Большинство малоазийских городов добровольно открыло ворота победителю, в том числе Сарды и Гордий, столицы Лидии и Фригии.

333 г. до н.э. - битва при Иссе. Персидский царь собрал огромную армию и двинул ее

навстречу грекам. Александр снова разбил персов. Дарий III бежал с поля боя. В плен к Александру попали мать, жена и две дочери персидского царя. Дарий III предложил мир Александру. Персидский царь готов был отдать ему в жены дочь и половину царства – все земли до Евфрата. «Будь я Александром, - сказал на военном совете седой Парменион, - я принял бы эти условия!». Но юному царю полцарства было мало. «Я поступил бы так же, если бы был Парменионом!» - ответил он.

331 г. до н.э. – битва при Гавгамелах. Соотношение сил. Греки 40 тысяч пехоты 7 тысяч конницы. Персы 80 тысяч пехоты 15 тысяч конницы 200 боевых колесниц 15 боевых слонов. Обе стороны проявили большое мужество. Но расчеты Дария на колесницы не оправдались, не помогли ему и слоны. Александр смог нанести решающий удар в центр персидских сил, Дарий вновь бежал, персы потерпели сокрушительное поражение. Вскоре владыку Персии предательски убили его придворные.

Александр думал теперь о мировом господстве. Он хотел достичь края земли.

Вблизи реки Инд Александр вновь одержал победу, но она досталась ему ценой больших потерь. Дальнейшее продвижение по Индии было опасным и тяжелым. Войско отказалось идти дальше. Александр уступил в 324 году до н. э. поход завершился, вернулась лишь четвертая часть армии. Летом 323 г.до н.э. Александр тяжело заболел и умер, не дожив до 33 лет.

Александрия Египетская. Город имел четкий план. Он был разделен на кварталы, которые пересекались широкими прямыми улицами. Жители Александрии гуляли по мостовым, где было уличное освещение, дышали свежим воздухом в парках, посещали театры и ипподромы. В городе был водопровод.

Неподалеку от Александрийского порта можно было увидеть одно из семи чудес света – Фа́росский маяк. Он находился на острове, который соединялся с Александрией песчаной насыпью. Высота маяка равнялась почти 130 метрам, это 40-этажный дом. Разглядеть его можно было с расстояния в 50 километров. На вершине маяка горел огромный костер. Его свет отражался и усиливался в зеркале, и ночью моряки видели сигнал. А днем ориентиром служил дым, поднимающийся в небо. На вершине маяка находилась статуя Посейдона, покровителя морей.

Еще одной гордостью Алесандрии был Мусейо́н. Так в Древней Греции называли храмы муз.

В Мусейоне жили и работали лучшие ученые со всего мира. Они освобождались от всех других занятий, кроме науки. В Мусейоне ботанический и зоологический сады; аллеи. Посторонних в Мусейон пускали только с разрешения самого царя. Ариста́рх Само́сский - предположил, что Земля вращается вокруг Солнца. Эратосфе́н занимался астрономией, математикой, географией и филологией. Земля имеет форму шара. Архиме́д – математик, инженер и физик.

В Мусейоне находилась известная на весь мир Александрийская библиотека . В ней хранилось около 700 тысяч свитков с текстами.

Годы

1200 г до н.э. Троя пала.

594 г до н. э. выбрали архонтом Солона

776 г до н. э. первые олимпийские игры

490 г до н. э. Марафонская битва

480 г до н. э. Фермипольское и Саламинское сражения

479 году до н.э. битва у города Платеи

338 г. до н.э. – битва у г. Херонея

334 г. до н.э. - битва при Гранике

333 г. до н.э. - битва при Иссе

331 г. до н.э. – битва при Гавгамелах

Герои мифов о «Тесее и Минотавре», «Дедале и Икаре»

Минотавр - чудовище имевшее голову быка и тело человека

Эгей – царь Афин

Тесей – сын Эгея

Минос- царь острова Крит

Ариадна- дочь Миноса

Дедал- архитектор создавший лабиринт

Икар – сын Дедала

Герои поэм Гомера «Илиада» и «Одиссеи»

Ахиллес –сыном царя Пелея и морской богини Фетиды, уязвимое место пята.

Патрокл –друг Ахиллеса

Агамемнон – Микенский царь

Гектор –вождь троянцев

Андромаха – жена Гектора

Приам – престорелый царь Трои

Одиссей – царь острова Итака

Пенелопа – жена Одиссея

Телемак – сын Одиссея

Алкиной – царь острова отважных Мореходов

Навсикая – дочь Алкиноя

Демодок – слепой сказитель

Полифем – циклоп, сын бога морей Посейдона

Сирены- полуженщины полуптицы

Сцилла – змея с 6 собачьими головами

Харибда – чудовище с огромной пастью

Выдающиеся греки

Генрих Шлиман – археолог доказавший что Троя и Микены существовали

Гомер – поэт написавший поэмы «Илиада» и «Одиссеи»

Солон – архонт (при нём зародилась демократия)

Ликург – царя Спарты жил в IX–VIII вв. до н. э. Его законы устанавливали равенство всех спартанцев, суровые обычаи жизни и воспитания.

Милон олимпионик борец 6 раз подряд он становился первым. Был случай, когда все отказались с ним состязаться получая венок упал, - Кто из вас бросит меня на землю еще 2 раза и станет победителем? » Желающих принять вызов не нашлось.)

Полидама - атлет одной рукой удерживал за колесо колесницу, запряженную четверкой лошадей. Подобно Гераклу, задушил льва.

Феаген – борец. Возвращаясь из школы, он унес бронзовую статую.

Мильтиад – стратег в битве при Марафоне

Фемистокл - вождь демоса убедил всех, что надо строить двести триер. Три-дцать греческих государств создали союз, чтобы вместе обороняться от персов. Руководил и выиграл Саламинское сражение

Фидий – скульптор статуи Афмны

Перикл –афинский государственный деятель на должность первого стратега избирался 15 раз начиная с443г до н.э.

Исократ – писатель добровольное подчинение Филиппу.

Демосфен - противник Филиппа за борьбу с Македонией.

Ариста́рх Само́сский - предположил, что Земля вращается вокруг Солнца

Эратосфе́н - Земля имеет форму шара.

Архиме́д – математик, инженер и физик.

Боги

Зевс - неба и грома

Посейдон - море

Аид - царство мёртвых

Гера - покровительница семьи и брака супруга Зевса

Артемида- богиня охоты

Аполлон - бог солнца, света и правды, покровитель искусств, наук и врачевания, бог - прорицател

Афина - богиня мудрости, знания, справедливой войны;

Афродита - богиня красоты и любви

Демитра - богиня земледелия

Дионис - бог виноделия

Гефест - бог кузнец

Гермес- вестник богов

Арес - бог кровожадной, несправедливой войны

Сатиры - низшие божества,лесные боги, полулюди-полукозлы.

Нимфы - низшие божества

Цербер – чудовище пёс с 3 головами и змеиным хвостом охраняет вход в царство мёртвых

Персефона – дочь Деметры, которую похитил Аид

Прометей – похитил огонь и дал его людям

Технологическая карта урока истории в 5 классе

Тема

Цели

Объяснение причин упадка Греции и подчинение её Македонии. Сформировать представления об образовании Македонского царства и начале завоеваний Филиппа.

Формирование восприятия и осознания темы урока, мотивации к учебно-познавательной деятельности.

Формировать эмоционально-ценностное отношение к прошлому, активную гражданскую позицию (на примере греков - патриотов).

Развивать умение работать с картой, с историческими источниками, документами, работать с текстом, выделять главное и проводить сравнительный анализ.

Задачи

Образовательные: Познакомить учащихся с возвышением Македонии. Подвести учащихся к пониманию причин упадка Греции и подчинению её Македонскому царству.

Развивающие: способствовать развитию навыков работы с текстом учебника, картами, иллюстрациями, умений сравнивать, анализировать, аргументированно доказывать свою точку зрения, развивать аналитическое и критическое мышление учащихся.

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, воспитание гражданских качеств, умения различать добро и зло, стремление совершать хорошие поступки, воспитать чувство уважения, сострадания.

УУД

    Личностные УУД: понимание жизненной необходимости научиться критически относиться ко всем событиям, историческим и государственным деятелям, их оценкам и информации, поступающей из различных источников, сверять её с практикой.

    Регулятивные УУД: уметь организовывать своё рабочее место; определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроках; использовать в своей деятельности учебник, иллюстрации, карту, дополнительные источники уметь различать способ и результат действия.

    Коммуникативные УУД: умения и навыка работать в группе (паре), общаться, слушать друг друга, высказываться

    Познавательные УУД: способствовать развитию интереса к истории, к политике прошлого и современности.

Планируемые результаты

(предметные)

    углубление знаний учащихся по истории Древней Греции;

    Знание причин возвышения Македонии;

    Знание причин упадка Греции и подчинение её Македонии

Основные понятия

Патриотизм, междоусобные войны, Македония, фаланга, монархия, царь Филипп, Демосфен, Исократ, Аристотель, Александр, Филиппики. Пелопоннеская война - серия войн за господство в Греции между Афинами и Спартой в 431-404гг. до н.э. И 338Г до н.э. - битва при Херонее.

Ресурсы

карта «Древняя Греция», учебник «История Древнего мира» для 5 класса А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С.Свенцицкой. - М.Просвещение, 2015; п резентация; проектор; задания, иллюстративный материал.

Тип урока.

Формы урока / методы

Тип урока: комбинированный.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический

Технология / приёмы

Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Работа с исторической картой.

Приёмы: «Мозговой штурм», решение кроссворда.

Ход урока

Этап
урока

Методический приём

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Текущий контроль

Орг. Момент

Психологическая настроенность.

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на урок

Приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Наблюдение учителя

Актуали-зация знаний.

Мотивация к деятельности.

Кроссворд

« Мозговой штурм ».

Проблемный вопрос

    Решение кроссворда.

    Вопросы учителя:

Вспомним изученный материал.

- Что изучали на прошлом уроке?

Работа с понятиями предыдущего урока: демократия, гражданин, народное собрание, стратег, тайное голосование, оратор.

-Кто такой Перикл и чем он прославился?

Тема урока: Города Эллады подчиняются Македонии

Вопросы:

    Предположите, исходя из названия темы урока, каково будет содержание урока?

    Как вы считаете, могли ли греческие полисы подчиниться Македонии добровольно?

    Вспомните, в сражениях с каким врагом особенно проявилось мужество и свободолюбие греков?

Почему в V в. до н.э. Греция сумела отстоять свою победу с Персидской державой, а в IV в. до н.э. была захвачена небольшой Македонией?

Афинская демократия при Перикле. Власть народа. Свободный афинянин у кого мать и отец были гражданами. Орган управления. и т.д.

Стратег. Руководил войском и флотом, ведал отношениями с другими государствами. Провёл реформы и др.

Вывод: демократия при Перикле в Афинах достигла своего расцвета .

Предполагаемые ответы учащихся:

1.Греция подчинилась Македонии.

2.Вероятно они мужественно сражались с Македонией, но потерпели поражение.

3.Мужество греков проявилось в ходе войн с Персидской державой, в V в. до н. э.

Подводит к проверке ранее изученных понятий.

Наблюдение учителя

Работа в тетради.

Запись темы и плана урока.

Работа над новым материалом

Приём «Мозговой штурм»

Аргументирует цели и задачи урока, определяет объем изучаемого материала.

Мы с вами на прошлых уроках говорили о том, что Греция достигла своего расцвета. Город Афины привлекал многих людей, которые не только здесь жили, но и приезжали по делам. Но этот расцвет был недолгим. Ещё при жизни Перикла начались междоусобные войны. Главным соперником Афин была Спарта.

- К каким последствиям приводит война?

Учитель продолжает свой рассказ.

А в это время на севере Греции происходит возвышение государства Македония. Она превратилась в сильное государство, и подчинило себе все города Греции.

Вопрос:

- Ребята, что бы вы хотели узнать на нашем уроке

Осознают поставленную задачу.

Готовы к активному усвоению знаний.

Словарная работа в тетради.

Пелопоннеская война - серия войн за господство в Греции между Афинами и Спартой в 431-404гг. до н.э.

Предполагаемые ответы учащихся:

1.Упадок хозяйства

2.Разорение крестьян и ремесленников

3.Обострение борьбы внутри гражданского общества

Предполагаемые ответы учащихся:

Кто управлял Македонией в это время? Почему она превратилась в сильное государство? Почему греки подчинились этому государству

Наблюдение учителя

Запись в тетради последствий Пелопоннес-кой войны.

1.Причины возвышения Македонии.

2. Причины подчинения Греции Македонии.

Учебно-познавательная деятельность

Метод «Гипотезы»

Активизация познавательной деятельности.

В чем заключалась сила Македонии?

Гипотеза:

Македония – еще более огромное и могущественное государство, чем Персидская держава, перед которой Греция устоять не смогла .

Проверим эту гипотезу. Определите местоположение Македонии.

Македония располагалась на севере Балканского полуострова, на границе с Грецией. К середине IV в. до н. э. Македония - небольшая страна. Это предположение оказалось неверным

Что необходимо иметь в первую очередь, чтобы вести большую завоевательную войну?

Маленькую горную страну Македонию еще в конце VI в. до н.э. населяли разрозненные племена, но уже в начале V в. до н.э. они объединились .

В 359 г. до н. э. македонским царем становится Филипп II.

Он был прекрасным организатором, решительным и энергичным, талантливым полководцем, хитрым и осторожным дипломатом.

Филипп II в детстве воспитывался в греческом городе Фивы и был большим поклонником греческой культуры, в Македонии, как и в Греции, строились театры, македонский царь стремился приблизить к себе известных греческих художников, архитекторов, ученых.

Подумайте, как эти обстоятельства могло помочь Македонии победить Грецию?

А самое большое внимание царь Македонии уделял своему войску.

Создавая македонское войско, Филипп II учитывал достоинства и недостатки войска греческого.

Сравним греческое и македонское войско и сделаем вывод, какое из них было сильнее.

Главной силой македонского войска, как и греческого, была фаланга.

Вспомните, из скольких рядов воинов состояла греческая фаланга? Как мог усовершенствовать фалангу Филипп II?

Фаланга - боевое построение воинов тесными, сомкнутыми рядами, в греческой фаланге было 6-9 рядов.

Филипп II создал фалангу, состоящую из 16-ти рядов .

В Греции фаланга собиралась лишь на время войны, македонская фаланга существовала постоянно, все время упражняясь в искусстве ведения боя, тренируя силу и выносливость.

Македонские копья - разной длины- у воинов 6-ого ряда- 6-ти метровой длины. Первый ряд держал копья перед собой, а воины пяти следующих рядов клали копья на плечи впереди идущих воинов фаланги - бою участвовали воины сразу 6-ти рядов , в отличие от греческой фаланги– копья греков были одинаковой длины и в бою участвовала только первый ряд воинов.

Кого, кроме пеших воинов мы видим в македонском войске?

Греческая конница была легко вооружена и не играла серьезного значения в сражении.

Филипп II создал тяжеловооруженную конницу, одетую в плотные доспехи и стал гораздо чаще и решительнее использовать конницу в бою.

Какое преимущество давало македонянам широкое применение конницы?

Подумайте, были ли слабости у македонской фаланги?

А теперь вспомним «Илиаду». Кто ее автор, о чем повествуется в этой поэме? Каким образом греки брали крепости? Греки брали крепости противников в результате долгой осады (10 лет осаждали Трою).

Македоняне же имели осадные башни . Это деревянная конструкция на колесах, в нижней ее части мог быть таран , проламывающий отверстие в стене, вверху располагались лучники , обстреливающие защитников крепости и перекидной мостик , по которому из башни можно было пробраться на стену

Сделайте вывод: греческое или македонское войско сильнее?

Помимо военной мощи, македонскому царю помогала еще и хитрость. Филипп говорил: «Осел, нагруженный золотом, возьмет любую крепость». Что он имел ввиду?

Работа по карте. Найти Македонию.

Предполагаемые ответы учащихся:

Македония обладает сильным, хорошо вооруженным и обученным войском

Предполагаемые ответы учащихся:

Филипп II хорошо разбирался в военном искусстве греков и их политике.

Эти свои знания он позже и применил

Работа в тетради. Работа с таблицей.

Отличия македонского войска от греческого.

Предполагаемые ответы:

1.Греческая фаланга меньше, чем македонская.

2.Копья греков имели длину 2 метра, а у македонцев они были разной длины.

3. Греческая конница была легче и незначительней, чем конница македонцев.

Предполагаемые ответы:

Широкое применение конницы придавало македонскому войску быстроту, возможность наносить неожиданные удары

Слабые стороны :

    Малая мобильность

    В горах и в лесах наступление затруднено

    Движение только вперед

    Только шагом, бегом- разваливается строй.

Вывод: Македонское войско сильнее!

Работа учащихся с учебником. Ответы учащихся.

Помогать делать выводы, сравнивать.

Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Домашнее задание

Контроль и оценка результатов деятельности.

Прием «Фишбоун»

Умение обобщать и делать выводы.

Учитель подводит итог по высказываниям учеников.

Вопросы:

- Вспомним, о чём вы хотели узнать на уроке?

- Главные вопросы, на которые мы должны были ответить?

Учитель подводит итог урока.

Почему после поражения греков при г. Херонеи Филипп не стал отбирать имущество богатых граждан?

Мы познакомились сегодня только с причинами возвышения Македонии и упадка Греции

Предлагает дома самостоятельно прочитать о том, как Македония завоёвывала Грецию. О противниках Македонии (Демосфене) и её сторонниках (Исократ).

Параграф 41, ответить на вопросы, заполнить схему.

Задание ученику сделать сообщение об Александре Македонском.

Выставляются оценки обучающимся за проделанную работу на уроке.

Ученики заполняют схему

В голове: Причины возвышения Македонии?

Скелет:

верхняя линия ( причины возвышения Македонии ) - Филипп II , объединённая страна, реформы, сильная армия и флот

нижняя линия ( причины упадка Греции ) – пелопонесские войны, упадок хозяйства, разорение крестьян и ремесленников , слабые государства

В хвосте делают вывод :

Покорение Греции, потеря ею независимости.

Самоценка, оценка присутствующих.

Ответы учащихся

В тетради записать даты битвы при г. Херонеи.

Запись домашнего задания

п.42 пересказ и приход к власти Александра.


Список использованной литературы и источников.

    Алексашкина Л.Н. Деятельностный подход в изучении истории в школе, журнал «Преподавание истории и обществознания в школе», М., Школьная Пресса, № 9, 2012г

    Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: практическое пособие. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014.

    Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2012.

    Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход в обучении, журнал «Преподавание истории и обществознания в школе». М., Школьная Пресса, №3, 2012 г.

    Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2013