Як-9 - это третий по счету после Як-1 и Як-7 основной тип истребителя семейства "Як" периода Великой Отечественной войны. С конструктивной точки зрения он представлял собой дальнейшее развитие Як-7. Мало отличаясь от него по внешнему виду, Як-9 в то же время был во всех отношениях более совершенным. Это естественно, поскольку при создании этого самолета был учтен почти двухгодичный опыт производства и боевого применения Як-7 и имелась возможность более широкого применения дюралюминия, в котором страна испытывала уже не такие большие затруднения, как в начале войны. Использование металла позволило, в частности, существенно уменьшить массу конструкции, а выигрыш использовать либо для увеличения запаса горючего, либо для оснащения самолета более мощным вооружением и более разнообразным спецоборудованием.


Як-9 был самым массовым истребителем советских ВВС периода Великой Отечественной войны. В середине 1944 г. самолетов Як-9, Як-9Т и Як-9Д в сумме было больше всех других находившихся на вооружении истребителей вместе взятых и они в большой мере заменили Як-1 и Як-7Б на основных фронтах. Выпуск Як-9 на заводе N153 достигал 20 самолетов в день.

Як-9 выпускался на трех крупных заводах (NN 153, 166, 82), принимал участие во всех операциях Советской Армии, начиная со Сталинградской битвы. Это один из последних и один из лучших винтомоторных истребителей второй мировой войны. Все его модификации обладали отличными летно-тактическими характеристиками, не имели значительных конструктивных или эксплуатационных дефектов, приводящих к авариям.

Главной особенностью Як-9 являлась его способность модифицироваться в самые разнообразные по назначению и по боевому применению типы самолетов, включая фронтовой истребитель с обычным и тяжелым вооружением, истребитель дальнего сопровождения, истребитель-бомбардировщик, истребитель-фоторазведчик, высотный истребитель-перехватчик, двухместный невооруженный пассажирский самолет специального назначения, двухместный учебно-тренировочный и вывозной истребитель.

Як-9 имел 22 основных модификации, из которых 15 строились серийно. На Як-9 устанавливались пять различных новых и модифицированных типов двигателей, шесть вариантов числа и объема бензобаков, семь вариантов вооружения и два варианта спецоборудования. Кроме того, у Як-9 было две существенно отличавшихся разновидности крыла: смешанной и цельнометаллической конструкций. Все модификации Як-9, кроме исходной конструкции, имели специальные индексы.

Як-9 серийно выпускался шесть лет - с октября 1942 г. по декабрь 1948 г. Всего построено 16769 самолетов. Первым серийным самолетом стал Як-9 с двигателем М-105ПФ. Як-9 с двигателем М-105ПФ и винтом ВИШ-61П являлся фронтовым истребителем. Он представлял собой серийный самолет, прототипом для которого послужил облегченный вариант самолета Як-7ДИ. От последнего Як-9 имел ряд отличий, основные из которых следующие: запас горючего и число бензобаков уменьшены соответственно с 500 кг и четырех баков до 320 кг и двух баков (на Як-7ДИ в облегченном варианте два консольных бака не заливались, на серийных Як-9 они отсутствовали); запас масла уменьшен с 50 до 26...30 кг; сняты бомбодержатели для наружной подвески бомб.

Вооружение Як-9 было аналогично Як-7ДИ - одна моторпушка ШВАК с боезапасом 120 снарядов и один (левый) синхроний пулемет УБС с боезапасом 200 патронов. Полетная масса по сравнению с облегченным вариантом Як-7ДИ увеличилась до 2870...2875 кг, что объяснялось в основном более низкой культурой производства и менее жестким массовым контролем на серийных заводах по сравнению с опытным производством ОКБ А.С.Яковлева.

Як-9 был очень маневренным как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях, легким и приятным в управлении. Он имел значительное преимущество в воздухе перед другими отечественными истребителями и истребителями противника. Например, в бою на вертикалях Як-9 заходил в хвост Me-109F после первого же боевого разворота, а в бою на горизонталях - после 3...4 витков виража.

Як-9 М-105ПФ выпускали два завода: N153 - с октября 1942 г. по февраль 1943 г. (с 1-й по 3-ю серию, последний самолет - N03-51), всего 195 самолетов; и N 166-с января по август 1943 г. (с 1-й по 6-ю серию), всего 264 самолета. Таким образом, в общей сложности построено 459 самолетов Як-9 М-105ПФ.

Впервые в боевых действиях Як-9 принял участие во время советского контрнаступления под Сталинградом во второй половине декабря 1942 г.

В июне 1943 г. в районе Курска на серийных самолетах Як-9 из-за неосвоенности технологии производства имело место несколько случаев отрыва деревянной обшивки от каркаса крыла в полете. Этот дефект устранялся по мере его появления бригадами ОКБ и серийных заводов непосредственно в строевых частях. В мае 1944 г. на Як-9М и последующих модификациях этот дефект был окончательно устранен.

ЛТХ:

Модификация Як-9
Размах крыла, м 9.74
Длина, м 8.50
Высота, м 3.00
Площадь крыла, м2 17.15
Масса, кг
пустого самолета 2277
нормальная взлетная 2873
Тип двигателя 1 ПД Климов ВК-105ПФ
Мощность, л.с. 1 х 1180
Максимальная скорость, км/ч
у земли 520
на высоте 599
Практическая дальность, км 875
Скороподъемность, м/мин 820
Практический потолок, м 11100
Экипаж 1
Вооружение: одна 20-мм моторпушка ШВАК с боезапасом 120 снарядов и один (левый) синхроний 12.7-мм пулемет УБС с боезапасом 200 патронов

Опыт первого года воздушной войны на советско-германском фронте показал, что отечественные истребители в той или иной мере обладают одной слабой чертой — недостаточной энерговооруженностью (отношение мощности двигателя к весу самолета). Именно поэтому они уступали новым немецким истребителям Мессершмитт Bf-109F и Bf-109G в скороподъемности и вертикальном маневре. Повысить энерговооруженность можно было либо заменив мотор более мощным, либо уменьшив полезную нагрузку (за счет снижения запаса топлива, ослабления вооружения и т.п.), либо облегчив конструкцию путем замены деревянных силовых элементов металлическими. Использовать последнее мероприятие конструкторы в первый год войны не могли, поскольку ощущался жесточайший дефицит цветных металлов. Но к концу 1942 г. ситуация стала меняться и появилась реальная возможность использовать легкие алюминиевые сплавы в конструкции хотя бы некоторых самолетов. Одним из них стал истребитель Як-9.

При его создании за основу был взят истребитель с мотором М-105ПФ. В КБ провели тщательную ревизию всей конструкции самолета с целью ее облегчения и заменили деревянные лонжероны крыла металлическими. Только одно последнее мероприятие позволило снизить вес примерно на 150 кг. Вооружение состояло из пушки и одного крупнокалиберного синхронного пулемета. Запас топлива был немного увеличен и улучшен обзор из кабины летчика.
Производство Як-9 началось в конце 1942 г. Этот самолет обладал отличными пилотажными качествами и превосходной маневренностью, был устойчив на всех режимах полета. Як-9 имел лучшую скороподъемность и вертикальный маневр, чем и Як-7Б, больше была и скорость. В целом Як-9 обладал существенно лучшей боеспособностью и мог с успехом бороться с лучшими истребителями противника. В 1943 г. ситуация в воздухе стала меняться в пользу советских ВВС. В этих условиях стало возможно провести определенную специализацию истребителей с расчетом на тот или иной вид боевых действий. Наиболее широко такая специализация проводилась на истребителе Як-9.

Модификации

Як-9 Як-7ДИ с номера 01 в серийном производстве стал именоваться Як-9, внешне отличаясь от предшественников цельными щитками стоек шасси, пониженным гаргротом, фонарем, предусматривающим возможность кругового обзора, несколько сдвинутой вперед кабиной, размещенной строго над водорадиатором, не реактивными выхлопными патрубками, которые сверху и снизу были прикрыты пластинами для уменьшения аэродинамического сопротивления, маслорадиатором под двигателем с выпуклыми «щечками», всасывающими патрубками нагнетателя прямоугольной формы, размещенными в зализе крыла, мушкой механического прицела на капоте перед козырьком, двухпроводной антенной. На базе истребителя Як-9 было создано 22 заводские модификации, из которых 15 строились серийно, но только четыре из них: Як-9Т - 2748 ед., Як-9Д - 3058 ед., Як-9М - 4239 ед. и Як-9У - 3921 ед. (в войне участвовали лишь на ее завершающем этапе, и то незначительно из-за недоведенности двигателя) были по-настоящему крупносерийными и оказали заметное влияние на боевые действия. С 1942 года до конца войны, вместе с 611 учебно-тренировочными машинами, заводами № 153 в Новосибирске, № 166 в Омске и № 82 в Москве было выпущено 14579 ед. истребителей Як-9 различных модификаций. До прекращения производства в 1948 году было произведено! 6769 истребителей. Это был самый массовый самолет-истребитель в истории нашей страны, а также самый многочисленный фронтовой истребитель стран-союзников антигитлеровской коалиции. В 1943 г. был создан и выпускался крупной серией Як-9Т (танковый), вооруженный пушкой НС-37 калибра 37 мм (30 снарядов), вместо пушки ШВАК и синхронный пулемет УБС (220 патронов), а в 1944 г. вышел и Як-9К (крупнокалиберный) с пушкой НС-45 калибра 45 мм. Эти истребители предназначались главным образом для атак наземных целей и борьбы с бомбардировщиками противника.
В 1943 г. на фронт пошли истребители Як-9Д, имевшие увеличенный запас топлива, а в 1944 г. был создан и сверхдальний вариант — Як-9ДД, выпускавшийся небольшой серией. Если максимальная дальность полета Як-9 составляла 910 км, то у Як-9Д она была 1400 км, а у Як-9ДД 1800 км. Небольшой серией выпускался и истребитель-бомбардировщик Як-9Б, в фюзеляже которого размещалось до 400 кг бомб.
Як-9М с двигателем М-105ПФ2 представлял собой, наконец, более качественную машину, т.к. на ней было устранено большинство конструктивных дефектов истребителей этого семейства, неоднократно отмеченных в рекламационных актах, протоколах НКАП и ВВС и многочисленных дефектных ведомостях.
Як-9ПВО представлял собой версию Як-9М, предназначенную для охраны воздушного пространства СССР в оперативном тылу.
Як-9У После создания и доведения до серии нового мощного мотора В.Я. Климова ВК-107Д появилась реальная возможность резко повысить летные данные истребителя Як-9. В самом конце 1943 г. появилась соответствующая его модификация — Як-9У. Этот самолет имел не только более мощную силовую установку, но и существенно улучшенную аэродинамику. На испытаниях Як-9У показал прекрасные летные данные. Як-9У отличался хорошей маневренностью как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. В 1944 г. Як-9У запустили в серийное производство и самолеты пошли на фронт.
К сожалению, из-за недоведенности ВК-107А летчики-фронтовики не могли использовать боевой режим работы мотора, дающий повышенную мощность.

Вооружение

Основной вариант — пушка ШВАК (120 снарядов) и два синхронных пулемета УБС (по 120 патронов). В зависимости от боевой задачи в полевых мастерских пушку ШВАК можно было заменить на ВЯ-23 или даже НС-37, при этом правый пулемет снимался.
Для сравнения приведем данные наиболее «слабого» истребителя Люфтваффе на Восточном фронте Bf 109F. Двигатель DB-601Е или DB-601N, вооружение (штатное) - одна 15-мм пушка или 20-мм пушка MG-151 в двигателе (как и у Яка), но со 150 снарядами, два 7,9-мм пулемета MG-17 с боезапасом 1000 патронов (500 шт. на ствол). Скорость максимальная - 535 км/ч у земли, 573 км/ч на высоте 3000 м и 640 км/ч - на 6000 м. Вес всего на 25 кг больше, чем у Яка! Этот «мессер» весил 2900 кг, а с DВ-601Е даже 2800кг, т.е. был легче нашего истребителя при гораздо более прочной цельнометаллической конструкции. Як же у земли мог развить 520-531 км/ч, а на 4300 м даже 599 км/ч, но абсолютный максимум скоростных возможностей машины - 602 км/ч наступал раньше, на 3250 м высоты. Добавим, что поданным У. Грина, к концу лета 1942 года в строевых частях Люфтваффе около двух третей истребителей уже были серии G (около 900 машин). И это на весь советско-германский фронт. В 1942 году немецкой промышленностью было произведено всего 2664 Bf-109, больше тогда не требовалось! В СССР же, несмотря на эвакуацию, было произведено гораздо больше истребителей.

Боевое применение

Впервые новые Яки приняли участие в боевых действиях во время советского контрнаступления под Сталинградом во второй половине декабря 1942 года. Самолет понравился пилотам своей великолепной маневренностью, машина была легкой и приятной в управлении и заходила в хвост «Мессершмитту» с третьего-четвертого витка виража ( - с третьего витка, а - со второго!), только вот немцы боев в горизонтальной плоскости избегали, т. к. еще с 1941 года считали их малоэффективными. В реальных условиях «Мессершмитты» подходили к линии фронта на большей высоте, чем Яки, а затем атаковали советские машины с пологого или крутого пикирования, используя энергию разгона. Если же бой неожиданно складывался не в их пользу, «мессеры» могли, перейдя в крутой набор высоты, уйти вверх и выйти из боя или повторить атаку с другого положения. А вот обзор назад из кабины Яка был и вправду лучше, чем у немецкого истребителя. Для того, чтобы избежать внезапного удара сверху или сзади, немецкие пилоты применяли строй в виде клина пар. Для воздушного боя пара истребителей, как тактическая единица, была принята в Германии со времен войны в Испании по настоянию того же Мёльдерса. А у нас и в начале 1943 года встречались ретрограды-командиры, требовавшие соблюдения устава (утвержденного в 1940 году) и применения трехсамолетных звеньев. Лишь с осени 1943 года Сталин санкционировал выдвижение на должности командиров полков наиболее успешно сражавшихся пилотов из младшего офицерского состава (надо же было как-то бороться со все растущими потерями). Тогда и взошла звезда Покрышкина. Тактика боя истребителей в виде эшелонированного по высоте строя пар (четверок, шестерок) была им сформулирована, по его утверждению, еще зимой 1941—1942 годов. В частях это построение получило название «покрышкинской этажерки». К месту боя этот строй подходил в виде ступенчатого «крылечка», обращенного нижней группой к противнику, а затем, когда передовой отряд завязывал бой или просто входил в зону видимости немецкой наземной службы наведения, на него сваливались сверху «мессеры». Вот тут-то обрушивалась на них, напоминая пресловутую мебель, группа прикрытия. «Аэрокобры», на которых летал полк, а потом и дивизия А. Покрышкина, имели сравнимые с «Мессершмиттами» разгонные характеристики, а вес бортового залпа даже немного больший. Именно поэтому, рискуя карьерой, новоиспеченный командир упорно отказывался от всех попыток пересадить его на какие-либо отечественные самолеты. Через год-два применят эту тактику и Яки, но они будут нести намного большие потери, чем «Кобры» из-за гораздо меньшей живучести. А авиадивизия, до конца войны оставшаяся самой результативной в ВВС Красной Армии, так и будет летать на импортных самолетах. Но первым местом в личном зачете Покрышкину, в пользу идеологических соображений, придется пожертвовать. На такую тактику боя немцы ответят строем клиньев из эшелонированных по высоте пар (четверок, шестерок), сохранив возможность использования флангового маневра без перестроения, но, чтобы не оставлять без прикрытия хвосты крайних верхних машин, в эти пары придется назначить пилотов с очень хорошей техникой пилотирования. Они все время ходили «ножницами», т.е. сменяли друг друга. Иного выхода не было, жертвовать приростом скорости в пользу улучшения обзора Мессершмитт не пожелал... Впрочем, по свидетельству И. Федорова, летавшего в самом прославленном авиакорпусе, оснащенном Яками, под командованием генерала Е.Савицкого, летом и осенью 1943 года пилоты только слышали о «покрышкинской этажерке», но не применяли ее на практике.

ОКБ Яковлева

© Михаил Быков

Истребитель Як-9Т из состава 812 иап, на котором осенью 1943 г. летал лейтенант А.М. Машенкин.

Всего было построено 459 «чистых» Як-9 двумя сибирскими заводами. Но эвакуация авиапредприятий, а главное призыв в армию кадровых рабочих, увеличенный из-за военных неудач начала войны, породил проблемы с обеспечением качества продукции. Особого эффекта на германское воздушное командование появление нового яковлевского истребителя не произвело, в отличие, скажем, от Ла-5. Появление нового Яка немцы просто не заметили, посчитав эту модификацию какой-то разновидностью, ничем, по их мнению, не примечательного Як-7.

А вот следующей модификации - Як-9Т (танковый) , строившейся первой большой серией, была уготована гораздо большая известность и популярность! Но сначала несколько слов о другой попытке улучшить базовый истребитель.

Первой попыткой 1942 года была идея установить на Як-9 двигатель М-106, который показался самолетостроителям более перспективным, а заодно уменьшить сечение радиаторов, т.е. уменьшить сопротивление и по мере возможности улучшить аэродинамику. Вновь появилось убирающееся хвостовое колесо. Этот самолет не пошел в серию из-за недоведенности двигателя. Специалистам КБ так и не удалось устранить такие проблемы, как выброс масла через суфлер, скачки давления в бензосистеме, приводившие время от времени к «захлебыванию» двигателя.

Зимой 1942-1943 годов, когда создавался этот своеобразный истребитель, Сталин ждал решающей летней кампании - последней попытки немцев переломить ход войны на востоке с применением новейших и мощнейших танков «Тигр» и «Пантера». Поэтому идея была одобрена. В качестве главного оружия была выбрана пушка НС-37 А.Э. Нудельмана и А.С. Суранова длиной 3400 мм и весом 150 кг. Это не была специальная авиационная пушка, и в конструкцию пришлось вносить некоторые изменения. Носовую часть истребителя, насколько было возможно без заметного увеличения веса, усилили. Кабину перенесли назад на 400 мм. Ухудшился обзор нижней части передней полусферы, зато улучшился обзор задней, что для потяжелевшего самолета было особенно важно. Ухудшился также обзор при рулении. Изменение центровки на более заднюю преподносилась как достоинство, т.к., по мнению разработчиков, делало самолет более инертным. Но на МиГ-1 и МиГ-3 задняя центровка считалась недостатком. По крайней мере, так пишет в своей книге А. Яковлев. Хотя к моменту запуска в серию Як-9Т ни тот, ни другой уже не выпускались.

В то время, согласно постановлению Государственного Комитета Обороны (ГКО) от 18 февраля 1943 года все самолеты должны были производиться с запасом топлива в 480 кг. Касалось это и Як-9Т. Причиной такого решения было значительно меньшее время нахождения в воздухе советских истребителей, чем их противников, а также острая необходимость в увеличении дальности действия Яков. Германия выдыхалась. Сталин планировал на 1943 год наступательную стратегию, а без надежной защиты с воздуха успех танковых прорывов советских войск, не имевших серьезного зенитного прикрытия, становился чрезвычайно проблематичным. Установки винта ВИШ-105СВ (диаметр 3,0 м) с увеличенной тягой оказалось недостаточно. Як-9Т пришлось строить с баками на 33 кг горючего и проектной массой 3025 кг. В тех случаях, когда эта масса в серии соблюдалась, Як-9Т по своим летно-пилотажным характеристикам приближался к Як-9, уступая ему в вертикальном маневре и значительно превосходя в секундном залпе своих основных конкурентов Bf-109G2 и FW-190A, появившихся к тому времени на Восточном фронте, разумеется в том случае, если ни тот, ни другой не имели дополнительного вооружения.

Танковый Як-9Т был построен в январе 1943 года, испытания закончены в НИИ ВВС 4 марта 1943 года (пилот В. Хомяков). Серийное производство начато заводом № 153 в марте 1943 года, а закончено в июне 1945 года. Всего было выпущено 2748 самолетов. В серии истребитель имел боекомплект из 30 снарядов к пушке и обычные 220 патронов к пулемету. Гильзозвеньесборник пушки располагался под оружием, перезарядка была пневматической. Управление огнем пушки и пулемета - раздельное от кнопок электропневмоспуска на стандартной ручке управления самолетом. Прицел был простой, если не примитивный, - механический ВВ-1 (воздушный визир) который состоял из кольца внутри кабины пилота и мушки на капоте истребителя. Для стрельбы по наземным целям на передней кромке крыла наносились метки, позволяющие выдерживать самолет на пикировании. Наивыгоднейшими считались дистанции открытия огня по точечным целям, самолетам-истребителям или танкам от 100 до 400 м (если оружие пристреляно очень хорошо), по бомбардировщикам, а также мелким плавсредствам до 600 м (корректировка по хорошо заметному дыму и ярко-розовой трассе и следу). Устойчивость истребителя зависела от скорости в момент открытия огня и длины очереди. Впрочем, малый боекомплект не позволял «раскидываться» залпами, тем более, что после второго, максимум третьего выстрела, надо было «давать ногу», т.е. поворачивать, иначе все снаряды уходили мимо, а самолет резко разворачивало.

В заключении о боевых испытаниях отмечалось: «Самолетами Як-9Т целесообразно вооружать части с летным составом, хорошо владеющим воздушной стрельбой». Комбинации 20-мм и 30-мм пушек выпускались германской промышленностью в виде комплектов полевой установки. Но, в отличие от пушки НС-37, их огонь был гораздо более продолжительным. Дело в том, что Як-9Т мог сделать по врагу лишь 1-2, максимум 3 прицельных выстрела. Вероятность поражения маневрирующего истребителя в бою была низкой. Но если пилоту удавалось попасть в цель, то самолет противника от разрыва даже одного снаряда в большинстве случаев был обречен. Поэтому эти самолеты были популярны в строевых частях. Только они из всех одномоторных советских истребителей несли мощное оружие, имея шанс одним удачным залпом отправить на землю тяжелую или просто живучую (как FW-189) германскую машину. Для маневренного боя с Bf109G они были не очень удобны. Но правильное использование этих машин в сочетании с прикрытием более легкими истребителями Як-9Д позволяло, как это было во время войсковых испытаний с 17 августа по 18 сентября 1943 года, добиться очевидных успехов. Так, 12 Як-9Т с тремя Як-9Д в 18 Гвардейском ИАП за 172 боевых вылета при общем налете 151 ч. 54 мин. провели по 47 боев, в которых было сбито 9 и подбито 2 самолета противника (FW-190 - четыре. Bf-109 - четыре, Ju-87 - два, FW-189 - один) при потере всего трех Як-9Т. Это великолепный показатель для истребителя Яковлева, да и для истребителей ВВС Красной Армии вообще. Впрочем, не следует забывать, что при войсковых испытаниях новой техникой управляли опытные пилоты. А разница между спешно подготовленными и уже не раз сражавшимися и имевшими победы над реальным врагом бойцами была особенно ощутимой именно в 1942 и начале 1943 года. Еще одно важное преимущество получили пилоты Яков с принятием на вооружение Як-9Т. С этого момента пилоты Люфтваффе стали гораздо неохотнее ходить в лобовые атаки, что породило один из советских послевоенных мифов о том, что немцы боялись лобовых атак. Причина была простой и вполне разумной. Дело в том, что время сближения при лобовой атаке с Як-9 или Як-9Т было практически одинаковым, а значит, время прицеливания тоже. Но если пушка ШВАК была в такой ситуации малоэффективной, то НС-37 с одного попадания могла уничтожить не только Bf-109, но и FW-190. А именно пилоты последних считали до появления Як-9Т лобовые атаки предпочтительными, поскольку двигатель воздушного охлаждения «Фокке-Вульфа» неплохо выдерживал пулевые попадания, самолет и летчик были хорошо защищены, ну а залп двух или четырех пушек гарантировал обычным Якам большую вероятность гибели. Тем не менее, поскольку отличить в воздухе такие Яки было очень трудно, немцы обычно уклонялись от лобовых атак почти до второй половины 1944 года - до появления поздних версий FW-190, поскольку предпочитали сбивать наверняка, а «Мессершмитты» стали вообще избегать такого бессмысленного, на взгляд немецких пилотов, риска.

Краткое описание конструкции истребителя Як-9Т

Самолет представляет собой свободнонесущий низкоплан смешанной конструкции, оснащенный убираемым в полете шасси с хвостовым колесом.

Фюзеляж образован ферменным, сварным из хромансилевых труб каркасом и обшивкой. Каркас фюзеляжа представляет собой единое целое с рамой крепления двигателя. Двигатель закрыт дюралюминиевыми капотами. Борта фюзеляжа в зоне кабины и гаргрот фанерные. Обшивка бортов за кабиной и снизу полотняная. Фонарь кабины каплевидной формы выполнен из плексигласа. Крышка фонаря сдвигается назад. Летчик защищен передним и задним бронестеклами, а также бронеспинкой.

Крыло двухлонжеронное. Лонжероны дюралюминиевые, нервюры и стрингеры деревянные. Обшивка крыла - фанера толщиной от 8 до 3 мм, оклеенная полотном. Межлонжеронные отсеки, предназначенные для монтажа топливных баков, снизу закрыты дюралюминиевыми панелями. Крыло оснащено элеронами типа «Фрайз» и посадочными щитками типа «Шренк». Щитки и каркас элеронов дюралюминиевые, обшивка элеронов полотняная. Элероны имеют весовую компенсацию и оснащены триммерными пластинами. Профиль крыла - Clark YH.

Хвостовое оперение - свободнонесущее. Стабилизатор и киль цельнометаллические, рули имеют дюралюминиевый каркас и полотняную обшивку. Руль поворота оснащен триммерной пластиной, рули высоты - управляемыми триммерами.

Шасси состоит из двух основных и хвостовой опор. Основные опоры убираются в носок крыла, хвостовая - в фюзеляж по полету. Стойки шасси - телескопические с масляно-пневматической амортизацией. Основная опора оснащена одним тормозным колесом полубалонного типа. Хвостовое колесо - свободноориентирующееся, на взлете и посадке может стопориться в нейтральном положении. Для контроля за выпуском основных опор шасси предусмотрены механические указатели, выдвигаемые из верхней поверхности крыла.

Силовая установка включает поршневой двигатель ВК-105ПФ с винтом ВИШ-105СВ. Двигатель V-образный жидкостного охлаждения с двухскоростным центробежным нагнетателем. Его взлетная мощность - 1210 л.с, максимальная мощность на первой границе высотности (700 м) - 1260 л.с, на второй (2700 м) - 1180 л.с. Винт изменяемого шага металлический трехлопастной диаметром 3,0 м. Втулка винта имеет храповик для запуска двигателя от автостартера. Запас бензина в двух крыльевых баках - 320 кг. Баки сварные из сплава АМц и протектированные. Расход топлива летчик контролирует с помощью двух бензиномеров, установленных справа и слева от кабины на верхней поверхности крыла. Маслорадиатор размещается под двигателем, далее - водорадиатор. Радиаторы установлены каждый в индивидуальном туннеле с регулируемым выходом.

Управление элеронами и рулями высоты - жесткое, а рулем поворота, триммерами РВ, заслонками масло- и водорадиаторов - тросовое.

Пневмосистема самолета обеспечивает уборку-выпуск шасси и щитков, торможение колес, запуск мотора и перезарядку оружия.

Электросистема - однопроводная постоянного тока с питанием от аккумуляторной батареи 12-А5. Система обеспечивает работу приборов, радиостанции, АНО, освещение кабины, спуск оружия.

Оборудование включает комплект пилотажно-навигационных приборов, приборы контроля за работой двигателя, радиостанцию РСИ-4, кислородный баллон с маской и пр.

Вооружение - пушка НС-37 калибром 37 мм и один синхронный пулемет УБ калибром 12,7 мм. Пушка установлена в развале блоков цилиндров мотора, ствол проходит через полый вал втулки винта. Пулемет расположен над мотором с левой стороны. Емкость патронного ящика для пушки при свободной укладке 30 снарядов (при тщательной - 32), для пулемета - 200 (220) патронов. Питание пушки и пулемета - непрерывное, с помощью рассыпающейся ленты из металлических звеньев. Управление огнем - раздельное с помощью кнопок электропневмоспусков ЭПС-1. Прицеливание при стрельбе по воздушным целям производится наводкой самолета с помощью кольцевого прицела - воздушного визира ВВ-1.

Истребители Як-9
Як-9 Як-9Т Як-9Д Як-9П Як-9М Як-9У Як-9П
Год выпуска 1942 1943 1943 1944 1944 1944 1947
Геометрия
Длина самолета, м 8.5 8.66 8.5 8.5 8.5 8.55 8.55
Размах крыла, м 9.74 9.74 9.74 9.74 9.74 9.74 9.74
Площадь крыла, м 2 17.15 17.15 17.15 17.15 17.15 17.15 17.15
167 176 182 196 181 187 207
Массы, кг
Пустого 2277 2298 2350 2382 2428 2512 2708
Взлетный вес 2873 3025 3117 3356 3096 3204 3550
Силовая установка
Мотор М-105ПФ М-105ПФ М-105ПФ ВК-105ПФ ВК-105ПФ ВК-107А ВК-107А
Мощность, л.с. 1180 1180 1180 1180 1180 1500 1500
2.43 2.56 2.64 2.84 2.62 2.14 2.37
Лётные данные
Максимальная скорость, км/ч у земли 520 533 535 507 518 575 590
на высоте 599 597 591 562 573 572 550
м 4300 3250 3650 3750 3750 5000 5000
Время набора высоты 5 км, мин 5.1 5.5 6.1 6.5 6.1 5.0 5.8
Время виража, сек 15-17 18-19 20 25-26 19-20 20 21
Практический потолок, м 11100 10000 9100 8600 9500 10650 10500
Дальность полета, км 875 735 1360 880 950 675 1130
Вооружение
Число 20-мм 1 1x37 1 1 1 1 5
12.7-мм 1 1 1 1 1 2 -
Фото Описание

Первый Як-9Т на государственных испытаниях в феврале 1943 года. Обратите внимание, что эта машина имела сначала трехразъемный капот с обтекателем пулемета перед фонарем слева. Затем на Як-9 стали ставить четырехразъемные капоты с несколько большим внутренним объемом и необходимость в обтекателе верхней части УБС отпала.

Построенный Омским заводом Як-9УТ (№ 40166022) на заводских испытаниях. Самолет представлял собой среднее между Як-9У и противотанковым Як-9К. Хорошо виден дульный тормоз 37-мм пушки, на фонаре установлено бронестекло.

Тот же самый Як-9УТ № 40166022 на заснеженном летном поле во время Государственных приемных испытаний. Обратите внимание, что воздухозаборник карбюратора теперь вернулся к своему первоначальному местоположению, сразу же за хвостовой частью обтекателя.

Як-9УТ № 40166074 со снятым дульным тормозом пушки.

Источники

  • "Як-9: рядовые небес" /Дмитрий Лейпник/
  • "Воздушный рядовой великой войны." /АиВ № 2 2005 года Константин Косминков/

Сегодня мы разберем легендарный Як-9Т. Свою славу Як добыл на фронте, с легкостью уничтожая немецкие бомбардировщики и истребители.

Против танков Як-9Т применялся редко, но по отзывам летчиков Пантеры и Тигры поджигались с трех-четырех попаданий в двигатель. В общем, шороху на фронте он наводил знатно, собственно, как и в игре War Thunder. Перейдем к разбору самолета.

Достоинства Як-9Т

1. Отличное вооружение. Вернее, на своем уровне он имеет лучшее вооружение. На борту имеется 37-мм пушка НС-37 и крупнокалиберный пулемет УБС. Пушка у Як-9Т просто творит чудеса, она обладает отличной баллистикой и точностью. Стрелять и уничтожать врагов – сплошное удовольствие. Всю мощь прекрасного вооружения удастся прочувствовать по-настоящему в боях на истощении. Если вдруг у вас закончилась пушка, то не стоит отчаиваться, потому как оставшийся пулемет позволяет сбить врага.
2. Хорошие летные характеристики. Несмотря на свой вес, Як-9Т очень неплохо держит скорость и весьма маневренный, хоть и в меру. Его максимальная скорость вполне позволяет успешно уходить от врага у земли.
3. Потрясающая прочность. Самолет хорошо выдерживает попадания пушек и главное не подставлять уязвимые места, к коим относится, например, хвостовое оперение. Пулеметы врага могут оставлять весьма внушительные дыры, но самолет все равно будет держаться в воздухе. И это, несомненно, отличное качество Як-9Т.
Если взглянуть на эти характеристики вместе, то можно понять, что самолет является просто потрясающим и любые условия боя воспринимаются им легко.

Недостатки Як-9Т

1. Потеря энергии на виражах, причем весьма существенная. На этом самолете можно совершать виражи, но лишь кратковременные, так как даже два-три витка забирают довольно много энергии, и начинает ощущаться ее нехватка.
2. Медленный набор скорости. И это можно отнести к главному недостатку, так как большой проблемой будет уйти от врагов, если отсутствует запас по высоте. В связи с этим, 450-500 метров высоты всегда должны быть в запасе – это позволит успешно уйти от атаки в пологом пикировании.
3. Необходим особый навык стрельбы. Это особенность игры на Як-9Т. Вы должны тщательно рассчитывать траекторию, по которой движется враг, и стрелять только на поражение. Стрелять наобум или для острастки нельзя. Очереди по крыльям и фюзеляжу должны быть максимально точными.

Боевое применение Як-9Т

Можно выделить одну тактику. Изначально следует лететь для перехвата бомбардировщика врага, встретить его, атаковать. Затем надо подняться на 1-2 км и лететь в сторону врагов. При этом лучшим вариантом будет залететь в свалку и совершить несколько выстрелов и, не задерживаясь, вылететь из нее, чтобы сохранить преимущество в скорости.

Теперь подробнее о тактике применения Як-9Т

1. Набираем 2-3 км высоты, летим перехватывать вражьих бомбардировщиков. Выше указанных км подниматься нецелесообразно, так как не увидите контакты и первым к цели, вероятнее всего, придти не удастся.
2. Когда атака бомбардировщиков произведена, надо набрать около 2 км высоты и направиться в сторону врагов. Следующим действием будет навязывание лобовой атаки, стреляя с расстояния километра можно добиться того, что враг отвернет, чем и необходимо воспользоваться – сесть ему на хвост и сбить.
3. Если вы приняли активное участие в воздушной свалке, то, играя от скорости, проводите атаки врага и, избегая маневренного боя, уходите по прямой.
4. Если маневренного боя избежать не удается, то необходимо следить за потраченной скоростью и высотой, дабы оставить себе возможность уйти в пикирование.

Эта тактика дает возможность избегать открытых конфликтов и контролировать действия в бою. На Як-9Т можно вступать в дуэль и, используя все преимущества, которыми этот самолет обладает, уничтожать любой самолет врага на уровне

1. На пушки и пулеметы лучше ставить воздушные ленты.
2. Если вы все же ввязались в маневренный бой, то закрылки используйте только в случае необходимости и на короткое время, чтобы сохранить энергию.
3. При атаке на бомбардировщиков целиться надо в крылья и двигатель, так как это наиболее легко уязвимые части самолета.
4. В бою надо проявлять инициативность, искать врага, ходить в лобовые атаки и оказывать помощь союзникам.
5. Стрелять следует с коротких дистанций в 200-300 м, производя одиночные выстрелы. Если нет уверенности в своей стрельбе, то пристрелка пулеметом будет эффективна.

Вывод

Як-9Т – прекрасный самолет. У него отсутствуют недостатки в ярко выраженном их проявлении, и игра на нем дается легко, принося сплошное удовольствие. В связи с этим можно рекомендовать выкачать его абсолютно каждому пилоту. Як-9Т позволительно назвать одним из лучших универсальных истребителей в игре War Thunder.
И в завершении, советуем посмотреть видео гайд по истребителю ЯК-9Т, который подготовил Libertus :


Поделитесь информацией с друзьями:

Я - «Як»-истребитель, мотор мой звенит,
Небо - моя обитель,
А тот, который во мне сидит,
Считает, что он - истребитель.

Владимир Высоцкий

Первые два года войны стали тяжелым испытанием для Красной армии и всего советского государства. Серьезнейшему экзамену подверглась и боевая техника, созданная в довоенный период, – танки, артиллерийские системы, самолеты. Только к 1942 году советская промышленность смогла перейти на военные рельсы и значительно нарастить выпуск продукции. Начали работать эвакуированные заводы, налажены поставки стратегических материалов и оборудования по ленд-лизу.

В первые месяцы войны перед руководителями оборонных заводов ставилась только одна задача: максимально увеличить количество выпускаемой продукции, отвергались любые изменения конструкции оружия и военной техники, если они уменьшали их выпуск. Несмотря на такую установку, игнорировать опыт, полученный на фронте и во время серийного производства, было уже невозможно.

Як-9 стал четвертым по счету (после Як-1, Як-3 и Як-7) истребителем периода Второй мировой войны, разработанным конструкторами ОКБ Яковлева. При его создании был учтен весь опыт применения истребительной авиации на начальном этапе войны. По сути, самолет Як-9 был продолжением истребителя Як-7 (он был очень похож на него внешне), но конструкционно эта машина была намного совершенней.

Самолет Як-9 — наиболее массовый советский истребитель военного периода. Его производство началось в октябре 1942 года и продолжалось до 1948 года. За этот период было выпущено 16 769 самолетов. Эта машина находилась в эксплуатации до 1950 года. Кроме советских ВВС, Як-9 использовали военно-воздушные силы Болгарии, Польши, Албании, Венгрии, Югославии, Китая и КНДР. Есть информация о поставках этих истребителей в США и Великобританию.

В 1944 году самолетов Як-9 разных модификаций на фронте было больше, чем любых других истребителей вместе взятых. Производство машины было налажено на четырех авиационных заводах: № 153 (г. Новосибирск), № 166 (г. Омск) и № 82 (г. Москва). На его пике выпуск истребителей на заводе № 153 достигал двадцати самолетов в день.

За период серийного производства было изготовлено более двадцати модификаций истребителя, пятнадцать из которых пошли в серию. Як-9 был хорош своей универсальностью: разные модификации этой машины могли выполнять различные задачи, включая истребитель-бомбардировщик, фронтовой истребитель, высотный перехватчик, истребитель дальнего сопровождения. На Як-9 истребитель устанавливали пять различных видов двигателя, самолет имел шесть модификаций с разными объемами топливных баков и семь вариантов вооружения.

Як-9 принимал участие во всех важнейших сражениях войны, начиная со Сталинградской битвы. Переоценить вклад этой машины в победу над гитлеровской Германией практически невозможно. Простота в управлении, высокая огневая мощь и хорошие летно-технические характеристики этого истребителя во многом способствовали завоеванию господства в воздухе советскими ВВС. На Як-9 были устранены большинство конструкционных и технологических дефектов, которые были свойственны его предшественникам. Як-9 также принимал участие в войне на Корейском полуострове.

Однако прежде чем перейти к обзору Як-9, необходимо несколько слов сказать об истории его создания, а также о модификациях, которые имела эта прославленная машина.

История создания

Опыт начального периода войны ясно показал, что основная проблема истребителей Як — недостаточная энерговооруженность по сравнению с немецкими истребителя (отношение мощности силовой установки к массе летательного аппарата). Именно по этой причине они проигрывали своим оппонентам Bf-109F и Bf-109G в вертикальном маневре и скороподъемности.

Решить эту проблему можно было двумя способами: уменьшить массу летательного аппарата или же установить на него более мощный двигатель. Повышало скоростные характеристики самолета и улучшение аэродинамических качеств машины. По первому пути пошли при создании истребителя Як-3, он был максимально облегчен за счет уменьшения объемов топливных баков и укороченного крыла. Однако такая модернизация резко уменьшала практическую дальность самолета и время нахождения его в воздухе.

Еще одним эффективным и простым способом облегчения истребителя была максимальная замена в его конструкции всех деревянных элементов на металлические (дюралевые). Однако в начале войны СССР испытывал жесточайший дефицит «крылатого металла». Ситуация начала меняться к лучшему только к концу 1942 года. Что и позволило конструкторам ОКБ Яковлева приступить к созданию нового, более скоростного истребителя.

За его основу был взят серийный самолет Як-7Б, на котором был установлен двигатель М-105ПФ. Конструкторы тщательно проанализировали элементы истребителя на предмет возможного уменьшения веса и улучшения аэродинамических качеств машины. Были заменены деревянные лонжероны крыла на дюралевые. Только это изменение позволило уменьшить общий вес конструкции на 150 кг. Чтобы еще больше облегчить машину с нее был снят один пулемет УБС, а для улучшения обзора из кабины, был понижен гаргрот и установлен новый фонарь.

26 июня 1942 года опытный образец самолета, получивший обозначение Як-7ДИ, впервые поднялся в небо. Результаты испытаний обнадежили конструкторов: новый истребитель превосходил Як-7Б по дальности полета, показывал лучшую маневренность и скороподъемность. Государственные испытания были завершены 5 августа, истребитель приняли на вооружение под наименованием Як-9.

Серийный выпуск Як-9 начали в октябре 1942 года, сначала производство было налажено на новосибирском заводе № 153 (оно шло параллельно с Як-7Б), а позже к выпуску Як-9 приступил и омский завод № 166.

Первые истребители Як-9 появились на фронте уже в конце 1942 года, во время Сталинградской битвы, однако количество их было незначительным. Массово поступать в строевые части новые машины начали только в весной 1943 года. Первым сражением, в котором Як-9 применялись более или менее массово, стала Курская битва .

Первый опыт эксплуатации истребителя выявил некоторые недостатки, большинство из которых были связаны с низким качеством изготовления машин. В частности, нередки были случаи отрыва деревянной обшивки крыла от силового каркаса. На фронт были отправлены бригады ремонтников, которые совместно с техническим персоналом строевых частей, устраняли проблемы.

К началу Курского сражения Як-9 стоял на вооружении пяти истребительных авиадивизий, а к концу июля 1943 года к ним добавился 11-й смешанный авиакорпус, в состав которого входили три полка, вооруженные Як-9. Самолет обладал хорошими пилотажными качествами и отличной маневренностью, был легок в управлении. Однако по скоростным характеристикам он проигрывал лучшим немецким истребителям Bf 109G и Fw 190А. Причина была проста – на немецких машинах стояли более мощные двигатели. Еще одним недостатком Як-9 была его недостаточная вооруженность, о чем в своих мемуарах упоминали многие известные летчики.

Уже летом 1943 года были созданы две новые модификации машины – Як-9Д и Як-9Т. О последней из них необходимо сказать несколько слов отдельно. Литера «Т» в обозначении машины обозначает «тяжелый» и это определение относится не к весу истребителя, а к его вооружению – 37-мм авиационной пушке НС-37. Чтобы установить ее на самолет, пришлось менять его конструкцию, однако оно того стоило. Ранее, чтобы сбить крепкий немецкий двухмоторный бомбардировщик, летчику иногда приходилось расходовать весь боезапас, 37-мм орудие могло выполнить эту задачу за десяток выстрелов. Позже Як-9Т весьма эффективно применялся и против бронетехники противника, и кораблей на Черном море.

Правда, были к новому орудию и замечания. Ее скорострельность была неудовлетворительной для авиационного орудия, а значительная отдача уменьшала точность стрельбы. Як-9Т отлично подходил пилотам, умеющим хорошо стрелять, но таких было не так уж и много.

На момент окончания войны Як-9 был основным истребителем советских ВВС. После ее окончания СССР поставлял эти самолеты своим союзникам в Восточной Европе и Азии.

Модификации

Одним из главных преимуществ Як-9 была высокая универсальность этого самолета. Он легко модифицировался в боевые машины, предназначенные для выполнения самых разных задач. Всего было пятнадцать серийных модификаций истребителя, ниже описаны некоторые из них:

  • Як-9Д. Модификация с увеличенным запасом топлива (480 кг, вместо 320 у Як-9). Самолет имел четыре топливных бака – два корневых и два, размещенных в консолях крыла, дальность полета была увеличена до 1400 км. Серийное производство машины началось весной 1943 года и продолжалось до середины 1944 года. За это время было изготовлено 3068 истребителей этой модификации. Отзывы об этой модификации довольно противоречивы: эксплуатация показала, что дополнительное топливо зачастую просто не нужно, поэтому часть баков закрывали заглушками.
  • Як-9Т. Вариант истребителя, вооруженный 37-мм пушкой НС-37, которая устанавливалась в развале цилиндров. Из-за ее значительной длины кабина пилота была сдвинута назад на 400 мм, а конструкция самолета подверглась усилению. Боезапас орудия составлял 30-32 снарядов. Кроме НС-37 на Як-9Т был установлен один синхронный пулемет УБ. Эту модификацию истребителя довольно успешно использовали для поражения наземных целей. Бронебойный 37-мм снаряд пробивал броню толщиной 30 мм с 500 метров. Производство самолета было развернуто в марте 1943 года и продолжалось до середины 1945 года, всего было выпущено более 2700 самолётов.
  • Як-9ТД. Это еще одна модификация с увеличенным запасом топлива, серийное производство было начато в 1944 году.
  • Як-9К. Еще одна «бронебойная» модификация «девятки», созданная на базе самолета Як-9Т. На этот истребитель оснащался 45-мм пушкой НС-45. Чтобы уменьшить отдачу орудия, на него устанавливали дульный тормоз. Несмотря на это, во время стрельбы истребитель немного разворачивало и подбрасывало, стрелять рекомендовалось только короткими очередями. За одну секунду Як-9К выбрасывал 5,53 кг металла. Модификация выпускалась в апреле-июне 1944 г., всего успели построить 53 самолета. В большую серию истребитель не пошел из-за ненадежной работы пушки.
  • Як-9ТК. Модификация с усиленной конструкцией и системой монтажа оружия, которая позволяла устанавливать на него пушку ШВАК, НС-37, ВЯ-23 или НС-45, в зависимости от конкретных задач, стоявших перед истребителем. Модификация была разработана во второй половине 1943 г.
  • Як-9М. Эту модель истребителя можно назвать дальнейшим развитием Як-9Д. Самолет имел фюзеляж с кабиной пилота, сдвинутой назад на 400 мм (как на Як-9Т). В 1944 году на машину начали устанавливать более мощный мотор ВК-105ПФ-2, что несколько улучшило его ЛТХ. Як-9М – одна из самых массовых модификаций истребителя, всего было выпущено 4239 самолетов.
  • Як-9ДД. Истребитель, специально разработанный для сопровождения дальних бомбардировщиков типа Ту-2. Як-9ДД использовался в совместных операциях с авиацией союзников по антигитлеровской коалиции. Истребитель имел восемь топливных баков, расположенных в крыльях, с общим запасом топлива в 630 кг. На машину было установлено более совершенное приборное и навигационное оборудование, позволяющее совершать полеты на большие расстояния в разных метеоусловиях. Дальность полета Як-9ДД составляла 1800 км, а весил он 3390 кг. Вооружение осталось прежним: 12,7-мм пулемет и 20-мм пушка.
  • Як-9Р. Базовая модель истребителя, переоборудованная в ближний разведчик. В свободный отсек устанавливалось фотооборудование. Выпускался серийно на авиазаводах, небольшими партиями, также в разведчик переделываться серийные Як-9 в авиаремонтных мастерских. Был и еще один самолет-разведчик, созданный на базе истребителя Як-9Д, который можно назвать дальним разведчиком.
  • Як-9Б. Модификация Як-9Д, которую можно назвать истребителем-бомбардировщиком. Бомбоотсек оборудовался за кабиной пилота, он вмещал четыре стокилограммовые бомбы или четыре кассеты с противотанковыми кумулятивными бомбами. Всего было выпущено 109 самолетов этой модификации.
  • Як-9ПД. Высотный самолет-перехватчик, разработанный специально для ПВО Москвы. Работы над этим истребителем начались еще в 1942 году, после того, как над столицей стали появляются немецкие самолеты-разведчики Ju-86r-1. Очень долго не удавалось отладить силовую установку истребителя, ее нормальной работы смогли добиться только к весне 1944 года. Но в это время немцам уже было не до разведывательных полетов над Москвой. Всего было изготовлено 35 машин этой модификации.
  • Як-9У. Модификация самолета, которая появилась в конце 1943 года. На самом деле, существовало два варианта истребителя Як-9У – с двигателем М-107А и М-105ПФ-2. Кроме установки нового мотора, в конструкцию истребителя были внесены и другие изменения. Маслорадиатор переместился из-под капота в центральную часть крыла, хвостовую часть фюзеляжа обшили фанерой вместо полотна, улучшили герметизацию машины. В состав вооружения обоих истребителей входила пушка в развале двигателя (20 или 23-мм) и два пулемета калибра 12,7 мм. Его производство началось в апреле 1944 года. Позже была модернизирована система охлаждения.
  • Як-9УТ. Истребитель, созданный на базе модификации Як-9У, он отличался более мощным вооружением. Эта боевая машина была вооружена тремя пушками: центральной НС-37 (37 мм) и двумя синхронными Б-20 (20 мм). В секунду истребитель мог выпустить во врага 6 кг смертоносного металла. Выпуск Як-9УТ начался в феврале 1945 года, всего было изготовлено 282 самолета. Они успели попасть на фронт буквально в последние дни войны.
  • Як-9 «Курьерский». Модификация самолета, предназначенная для перевозки одного пассажира (обычно фельдъегеря). Место для него оборудовалось в задней кабине.

Описание конструкции

Як-9 — это одноместный одномоторный поршневой моноплан с низкорасположенным свободнонесущим крылом и убирающимся в полете трехопорным шасси. Самолет имел смешанную конструкцию, изготовленную из дерева, дюраля, фанеры и полотна.

Фюзеляж истребителя имел каркас из хромансилевых труб, к передней части которого крепилась моторама. Обшивка носовой части фюзеляжа выполнялась из металла, хвостовая часть машины обшивалась фанерой. В центральной части фюзеляжа находилась кабина пилота, имевшая довольно богатый набор оборудования. Спереди и сзади летчика защищали бронестекла, также имелась броневая плита, установленная за спинкой сидения. Центральная часть фонаря была сбрасываемой.

Крыло Як-9 имело модифицированный профиль Кларк-YH, его конструкция состояла из двух дюралевых лонжеронов, набора деревянных нервюр и стрингеров, а также рабочей фанерной обшивки довольно значительной толщины. Сверху обшивка была обклеена полотном на эпоксидном клее. Механизация крыла состояла из тормозных щитков и элеронов. Их каркас также был выполнен из дюраля. Управление элеронами производилось с помощью тяг, а щитки выпускались пневмосистемой. В крыле самолета находились два (на других модификациях их было четыре или даже восемь) топливных бака, которые изнутри имели специальное покрытие, закрывающее пробоины.

Як-9 имел оперение смешанной конструкции, с металлическими лонжеронами, нервюрами, но обшивка частично состояла из фанеры и полотна. Управление рулями происходило посредством тяг.

Истребитель имел трехопорное шасси, основные стойки которого убирались с помощью пневматической системы. Если она ломалась, выпуск и уборку шасси можно было произвести вручную.

На Як-9 был установлен двигатель водяного охлаждения М-105ПФ с двенадцатью цилиндрами и номинальной мощностью 1260 л. с. Истребитель был оснащен металлическим трехлопастным винтом ВИШ-61П с изменяемым шагом.

Вооружения Як-9 состояло из центральной пушки, размещенной в развале двигателя и синхронного пулемета, стрелявшего через плоскость винта. Изначально на Як-9 была установлена орудие ШВАК (20 мм) и пулемет УБС (12,7 мм). На последующих модификациях машины вооружение неоднократно усиливалось.

В 1943 году коллиматорные прицелы на Як-9 были заменены на примитивные кольцевые ВВ-1. Они представляли собой рамку с перекрестьем, выполненную из проволоки, и мушку, установленную на капоте истребителя. Летчики восприняли такую «примитивизацию» в целом положительно, потому отечественные коллиматорные прицелы были очень низкого качества.

Оценка проекта и боевое применение

В советской историографии активно продвигалась позиция, что последнее предвоенное поколение отечественных истребителей (МиГ-3, Як-1 и ЛаГГ-3) превосходило по своим основным характеристикам немецкие Ме-109. Но, мол, их было очень мало. При этом ЛТХ советских самолетов сравнивали с модификацией Bf 109E, которая на момент начала войны уже считалась у немцев устаревшей и практически не использовалась на Восточном фронте. Модификации Bf 109F-1 и Bf 109F-2 превосходили вышеуказанные советские машины по всем параметрам.

На протяжении первых лет войны Яковлев постоянно занимался улучшением своих самолетов, но и немецкие конструкторы не теряли времени даром. Летом 1942 года появился новый истребитель – Ме-109G-2, что сделало разрыв между характеристиками советских и немецких самолетов еще больше.

Существует отчет НИИ ВВС о боевом использовании истребителей «Як», датированный концом 1942 года. В нем приведены оценки этих самолетов, выказанные непосредственно самими летчиками. По их мнению, «… для успешного исхода воздушного боя под Сталинградом на каждый немецкий истребитель необходимо было иметь два истребителя «Як».

Схожая ситуация наблюдалась и на протяжении всего 1943 года. Позиции советских ВВС постепенно улучшались, но основной причиной этому стало значительное увеличение их численности. В начале 1942 года они превосходили ВВС Германии в 1,8 раза, а к лету 1943 года эта цифра выросла еще в два раза (до 3,6).

В 1943 году союзная авиация начала планомерно уничтожать немецкие города, что, с одной стороны, серьезно усложнило работу промышленности Германии, а с другой заставило направить часть истребительной авиации на защиту собственной территории.

Як-9 не уступал немецким истребителям на малых и средних скоростях, но был несколько хуже своих оппонентов в вертикальном маневре и в наборе высоты. Появление у немцев тяжеловооруженного Bf 109G поставило вопрос об отставании истребителей «Як» по мощи вооружения. Только появление «тяжелого» Як-9Т смогло вернуть равновесие, но этот самолет требовал высокой квалификации летчика.

Як-9, несомненно, можно назвать лучшим истребителем семейства «Як». Он имел лучшую скорость и скороподъемность, чем Як-1 и Як-7, также «девятка» имела лучшую вертикальную маневренность. В целом характеристики этого самолета позволяли успешно противостоять немецким истребителям.

В конце войны качество советских истребителей отошло на второй план – численное превосходство ВВС СССР над Люфтваффе стало совсем неприличным (в 9,6 раза).

Характеристики

Ниже даны основные ЛТХ Як-9:

  • размах крыла, м – 9,74;
  • длина, м – 8,55 м
  • высота, м – 3;
  • масса, кг – 3080;
  • двигатель – ВК 105ПФ-3
  • мощность, л. с. – 1360;
  • макс. скорость, км/ч – 602;
  • практическая дальность, км – 1410;
  • макс. скороподъемность, м/мин. – 1020;
  • практический потолок, м – 10600;
  • экипаж – 1 чел.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них