- Выберешь голубую, - сказал Морфеус, - И история закончится прямо здесь. Ты проснешься и будешь верить в то, во что хочешь верить. Выберешь красную...
- И окажется, что все вокруг ненастоящее, а компьютерная симуляция, - подхватил Нео, - И на самом деле я Избранный, герой, я умею летать, знаю кунг-фу...
- Нет, - покачал головой Морфеус, - Никакой этой инфантильной чуши, достойной тринадцатилетнего подростка. Ты не герой и не Избранный, а мир, которого ты так боишься и не любишь, самый настоящий и чтобы его изменить, требуется нечто большее, нежели мечты и таблетки. Добро пожаловать в реальность, Нео.

Морфеус протянул руку и раскрыл кулак. На ладони лежали две таблетки - голубая и красная.

- А, - понимающе покивал Нео, - Знаю. Это называется - мескалин.

Морфеус протянул руку и раскрыл кулак. На ладони ничего не было.
- Выберешь голубую ложку, - сказал Морфеус...

Морфеус протянул руку и раскрыл кулак. На ладони лежали две таблетки - голубая и красная.
- Выберешь голубую, - сказал Морфеус, - И история закончится прямо здесь. Ты проснешься и будешь верить в то, во что хочешь верить. Выберешь красную - окажешься в Волшебной стране и я покажу тебе как глубоко ведет кроличья нора.
- Хм, - покивал головой Нео, - Звучит неплохо, но у меня есть предложение получше. Как насчет: я показываю тебе "фак", а ты устраиваешь мне мой телефонный звонок?

Морфеус вытянул руки и показал Нео кулаки.
- Выберешь голубую, - сказал он, - Будешь играть за черных. Выберешь красную - за белых.

Морфеус протянул руку и раскрыл кулак. На ладони лежали две таблетки - голубая и красная.
- Выберешь голубую, - сказал Морфеус.
- А почему одна голубая, а другая красная? - перебил Нео.
- Голубая "Пепси", красная "Кока-Кола", не перебивай. Итак, выберешь "Пепси", то есть, тьфу ты...

Морфеус протянул руку и раскрыл кулак. На ладони лежали две таблетки - голубая и красная.
- Выберешь голубую, - сказал Морфеус, - И история закончится прямо здесь. Ты проснешься и будешь верить в то, во что хочешь верить. Выберешь красную - окажешься в Волшебной стране и я покажу тебе как глубоко ведет кроличья нора.
- Вот интересно, - обратился к противоположной стене Нео, - Отчего, если ты несешь пафосный лузерский бред, то по любому выглядишь крутым чуваком познавшим все тайны мира, а стоит хоть слово сказать в простоте да с оптимизмом, так тебя сразу укоряют в банальности и примитивизме?

Морфеус протянул руку и раскрыл кулак. На ладони лежали две таблетки - голубая и красная.
- А печенья нет? - разочарованно спросит Нео.

Морфеус протянул руку и раскрыл кулак. На ладони лежали две таблетки - голубая и красная.
- Выберешь голубую, - сказал Морфеус, - И история закончится прямо здесь. Ты проснешься и будешь верить в то, во что хочешь верить. Выберешь красную - окажешься в Волшебной стране и я покажу тебе как глубоко ведет кроличья нора.
- Но что толку в таблетках, - наклонился к нему агент Смит, - Если у вас нет рта, чтобы их съесть?

Морфеус протянул руку и раскрыл кулак. На ладони лежали две таблетки - голубая и красная.
- Выберешь голубую, - сказал Морфеус, - И история закончится прямо здесь. Ты проснешься и будешь верить в то, во что хочешь верить. Выберешь красную - окажешься в Волшебной стране и я покажу тебе как глубоко ведет кроличья нора.
Нео широко улыбаясь взял голубую таблетку и отправил ее в рот.
- Что, неудачник, - спросил он онемевшего Морфеуса, - Довыпендривался?

Пересматриваю Матрицу и ловлю себя на мыслях, что как же просто всё выглядит, когда знаешь ответ. Когда знаешь, куда ведёт та или иная таблетка. Зная, что станешь избранным уже и таблетку есть не так страшно. Ведь есть гарантия - немного мучений, а за этим приз. И то же самое в обычной жизни. Жить, как велит социум: школа - универ - работа - семья - дети - быть как все - закончить как все. Выбирая этот путь, получаешь гарантию того, что будет поддержка, одобрение, и даже если не получиться есть куча рецептов, как вернуться на путь истинный.

И как всё становиться иначе, когда выбираешь другой путь. Свой. Выбираешь, не зная, куда приведёт таблетка. А окажешься ли избранным или одним из многих. Когда нету множества книг с рецептами. Когда нужно отказаться от чего-то, не зная, а получишь ли лучшее взамен. Получишь ли то, что мечтаешь или просто лишишься и того, что есть и будешь жалеть о неверном выборе. Как сложно выбирать журавля в небе и отказываться от синицы, особенно если журавль ближе к сказке, чем к реальности.

Ещё больше ситуацию осложняет то, что в отличие от Матрицы о том, что принял таблетку, узнаешь, после того как проснулся. Если появилось ощущение говорящее что, так как было уже не подходит то назад дороги нет. Точнее есть. Но уже никогда не будет, так как прежде. Нельзя слышать этот голосок и делать вид, что жизнь хороша, как и раньше. Можно попробовать придушить его алкоголем, работой, партнёрами, детьми... но он будет возвращаться очень настойчиво, раз за разом. Не громко, но занудно, тогда когда в мире вдруг будет образовываться тишина - при просыпании утром, при отсутствии дел, при отсутствии обычной суеты. Этот тихий голосок говорит очень по разному - у кого-то грусть без причины, тоска, у кого-то отсутствие сил, кому-то просто некомфортно в теле, а может наоборот проявляться повышенным настроением или возбуждением когда мимо будет мелькать, то, что является моим. То на что отзываешься узнавание - это оно. Будь то книга, кусочек текста или цитата, фильм, картина или просто игра красок в луже...

Но, даже выбрав свой путь и услышав зов, есть ещё одна засада. Это то какой для тебя Мир. Как он воспримет и отреагирует если ты споткнёшься, зайдёшь в тупик или упадёшь без сил:(Это закладывается в детстве из отношений родителей к нашим неудачам. И в последствии это отношение можно подправить в терапии. Именно подправить, а не изменить. Те, кому повезло спокойно бегают по миру, который им рад и рад их успехам и поражениям. Они радостно пробуют новое, зная, что оступившись, по прежнему будут ценными и нужными. А есть те, кому повезло меньше для кого мир ближе к минному полю в тумане. Где каждый шаг это большущая угроза, это риск, это шаг на грани возможного. Где человек чувствует себя хрустальным на гранитном полу, и любое падение означает потерю части себя или всего себя с последующим собиранием кусочков обратно и риском сделать новый шаг и возможно повторить всё снова.

Для примера вспомните свои детские страхи, когда было страшно бежать в туалет, потому что темно, потому что под диваном может быть кто-то... И никакие доводы разума никак не влияли на этот страх. Можно было или остаться в постели или подняться и идти.

Если, читая этот текст он показался вам интуитивно знакомым значит, вы проснулись, и точно пробовали свои шаги в своей жизни. Сил вам и ресурсов на этом пути.

Предлагают выбор между красной и синей таблеткой. Синяя таблетка позволит остаться в искусственно созданной реальности Матрицы, то есть жить «неизвестностью иллюзии», тогда как красная таблетка приведет к бегству из Матрицы в реальный мир, то есть в «правдивую реальность», несмотря на то, что это более жестокая, сложная жизнь.

Происхождение

В «Матрице» есть отсылки к историческим мифам и философии, гностицизму , экзистенциализму , нигилизму . Предпосылки фильма происходят от Платоновой аллегории о пещере , скептицизма и злых духов Рене Декарта , представлений Канта о феномене и вещи в себе , Чжуан-цзы о бабочке, концепции имитации действительности и мысленного эксперимента «мозг в колбе» .

Матрица

В Матрице до Нео (Киану Ривз) доходят слухи о Матрице и таинственном человеке по имени Морфеус . Нео проводит ночи за компьютером, пытаясь узнать секрет Матрицы и то, что она такая. В итоге другой хакер, Тринити (Кэрри-Энн Мосс), знакомит Нео с Морфеусом.

Морфеус (Лоуренс Фишборн) объясняет Нео, что Матрица является иллюзорным миром, созданным, чтобы помешать людям узнать, что они являются рабами внешнего воздействия. Держа в каждой руке по таблетке, он описывает Нео выбор, который ему предстоит.

Синяя таблетка позволит остаться в искусственной реальности Матрицы, красная же служит для определения местоположения тела человека в реальном мире и «отделения» ее от Матрицы. Выбор между синей и красной таблетками необратим.

Нео выбирает красную таблетку и просыпается в реальном мире, и там его выбрасывает из наполненной жидкостью камеры, где он лежал без сознания. После спасения и выздоровления на Навуходоносоре Морфеус показывает Нео истинную природу Матрицы: детализированную симуляцию Земли по состоянию на конец 20 века (год действия не указан точно, но это примерно двести лет назад относительно момента пробуждения Нео). Она создана, чтобы удерживать ум людей в повиновении, тогда как их тела хранят на огромных электростанциях, где тепло и биоэнергия используются машинами, которые поработили людей.

Гедель, Эшер, Бах

Дуглас Гофстедтер в книге «Гедель, Эшер, Бах » (1979) вводит двух персонажей, выходящих из двумерного мира гравюр Эшера, выпив для этого жидкость из синего и красного флаконов. Гофстедтер вспоминает о большом влиянии Льюиса Кэролла на эту книгу, флаконы «войти» и «выйти» являются аналогиями зелья «выпей меня» и пирожного «съешь меня», в «Алисе в Стране чудес» , которые ее уменьшали и увеличивали. Матрица очень четко ссылается на «Алису в Стране чудес» фразами «белый кролик» и «вниз по кроличьей норе».

Вспомнить всё

В фильме «Вспомнить всё » (1990) красную таблетку предлагают персонажу Арнольда Шварценеггера , Дагласу Куэйду: «Этот символ - символ твоего желания вернуться к реальности». Синей таблетки в фильме нет, а сюжет разворачивается вокруг неизвестности, Куэйд во сне, в реальном мире. Однако таблетку ему предлагают с утверждением, что Куэйд всё-таки спит , а таблетка вернёт его к реальности, звучат слова «в своём сне ты уснёшь».

См. также

Напишите отзыв о статье "Красная и синяя таблетки"

Примечания

Отрывок, характеризующий Красная и синяя таблетки

– Bonaparte l"a dit, [Это сказал Бонапарт,] – сказал князь Андрей с усмешкой.
(Видно было, что виконт ему не нравился, и что он, хотя и не смотрел на него, против него обращал свои речи.)
– «Je leur ai montre le chemin de la gloire» – сказал он после недолгого молчания, опять повторяя слова Наполеона: – «ils n"en ont pas voulu; je leur ai ouvert mes antichambres, ils se sont precipites en foule»… Je ne sais pas a quel point il a eu le droit de le dire. [Я показал им путь славы: они не хотели; я открыл им мои передние: они бросились толпой… Не знаю, до какой степени имел он право так говорить.]
– Aucun, [Никакого,] – возразил виконт. – После убийства герцога даже самые пристрастные люди перестали видеть в нем героя. Si meme ca a ete un heros pour certaines gens, – сказал виконт, обращаясь к Анне Павловне, – depuis l"assassinat du duc il y a un Marietyr de plus dans le ciel, un heros de moins sur la terre. [Если он и был героем для некоторых людей, то после убиения герцога одним мучеником стало больше на небесах и одним героем меньше на земле.]
Не успели еще Анна Павловна и другие улыбкой оценить этих слов виконта, как Пьер опять ворвался в разговор, и Анна Павловна, хотя и предчувствовавшая, что он скажет что нибудь неприличное, уже не могла остановить его.
– Казнь герцога Энгиенского, – сказал мсье Пьер, – была государственная необходимость; и я именно вижу величие души в том, что Наполеон не побоялся принять на себя одного ответственность в этом поступке.
– Dieul mon Dieu! [Боже! мой Боже!] – страшным шопотом проговорила Анна Павловна.
– Comment, M. Pierre, vous trouvez que l"assassinat est grandeur d"ame, [Как, мсье Пьер, вы видите в убийстве величие души,] – сказала маленькая княгиня, улыбаясь и придвигая к себе работу.
– Ah! Oh! – сказали разные голоса.
– Capital! [Превосходно!] – по английски сказал князь Ипполит и принялся бить себя ладонью по коленке.
Виконт только пожал плечами. Пьер торжественно посмотрел поверх очков на слушателей.
– Я потому так говорю, – продолжал он с отчаянностью, – что Бурбоны бежали от революции, предоставив народ анархии; а один Наполеон умел понять революцию, победить ее, и потому для общего блага он не мог остановиться перед жизнью одного человека.
– Не хотите ли перейти к тому столу? – сказала Анна Павловна.
Но Пьер, не отвечая, продолжал свою речь.
– Нет, – говорил он, все более и более одушевляясь, – Наполеон велик, потому что он стал выше революции, подавил ее злоупотребления, удержав всё хорошее – и равенство граждан, и свободу слова и печати – и только потому приобрел власть.
– Да, ежели бы он, взяв власть, не пользуясь ею для убийства, отдал бы ее законному королю, – сказал виконт, – тогда бы я назвал его великим человеком.
– Он бы не мог этого сделать. Народ отдал ему власть только затем, чтоб он избавил его от Бурбонов, и потому, что народ видел в нем великого человека. Революция была великое дело, – продолжал мсье Пьер, выказывая этим отчаянным и вызывающим вводным предложением свою великую молодость и желание всё полнее высказать.
– Революция и цареубийство великое дело?…После этого… да не хотите ли перейти к тому столу? – повторила Анна Павловна.
– Contrat social, [Общественный договор,] – с кроткой улыбкой сказал виконт.
– Я не говорю про цареубийство. Я говорю про идеи.
– Да, идеи грабежа, убийства и цареубийства, – опять перебил иронический голос.
– Это были крайности, разумеется, но не в них всё значение, а значение в правах человека, в эманципации от предрассудков, в равенстве граждан; и все эти идеи Наполеон удержал во всей их силе.
– Свобода и равенство, – презрительно сказал виконт, как будто решившийся, наконец, серьезно доказать этому юноше всю глупость его речей, – всё громкие слова, которые уже давно компрометировались. Кто же не любит свободы и равенства? Еще Спаситель наш проповедывал свободу и равенство. Разве после революции люди стали счастливее? Напротив. Mы хотели свободы, а Бонапарте уничтожил ее.
Князь Андрей с улыбкой посматривал то на Пьера, то на виконта, то на хозяйку. В первую минуту выходки Пьера Анна Павловна ужаснулась, несмотря на свою привычку к свету; но когда она увидела, что, несмотря на произнесенные Пьером святотатственные речи, виконт не выходил из себя, и когда она убедилась, что замять этих речей уже нельзя, она собралась с силами и, присоединившись к виконту, напала на оратора.

Апну и раскрою тему в

Дзэнская притча на новый лад.

Оригинал взят у k_gopnik в Красная или синяя?

Некто спросил Великого Мастера:
- Доведись Вам выбирать: красная или синяя таблетка , какую Вы бы выбрали, Учитель?
- Я сказал бы, что достаточно сыт,- ответил Мастер.


Как известно, современные компьютерные технологии основаны на использовании двоичной(булевой) логики - 1 или 0 - правда или ложь (TRUE or FALSE).
Выбор не большой - что считать правдой, а что ложью. Третьего не дано - прям как в фильме Матрица - или возврат обратно в матрицу или так называемый "выход" из нее (а по факту смена матричной иллюзии с привычной на непривычную с проявлением суперспособностей).

Нолик или единица являются одним битом информации - наименьшей частичкой, передающей информацию в современных компьютерных системах. А информация эта - всего лишь условная разница между уровнями сигналов (в электрике - разница потенциалов):

Также на ум приходит аналогия с "котом Шредингера" из квантовой физики - кот жив или же мертв? (квантовая неопределенность) - если нет возможности наблюдать кота, который находится в закрытой коробке - то для наблюдателя он одновременно и жив и мертв:

Совокупность 8 битов дает нам байт - в котором можно передать 256 уникальных состояний (2 в 8й степени).
Ну а дальше пошло-поехало:

Но данный пост не об измерениях и архитектуре компьютеров и сетей, а о ключевом понятии - бите, или состоянии выбора.
Выбора между правдой и ложью.

А что есть правда, а что ложь? Ведь данные понятия отталкиваются и зависят друг от друга - как нет дня без ночи, так нет и ночи без дня...
Где же тогда находится Истина? "Истина где то рядом..." - как говорили в сериале "Секретные материалы". А может она где-то посредине?

Если бит может принимать только одно из двух состояний 0 или 1, то квантовый бит (кубит) несет в себе сразу два состояния - и правду и ложь:

Так что если вдруг к вам нагрянет Морфеус с предложением выбрать одну из двух таблеток - то кушайте сразу обе, а еще лучше - гоните его в шею:)))

Кстати это ограничение выбора двумя вариантами в фильме Матрица проскальзывает не только при диалоге с Морфеусом, но также и с Архитектором, который дает Нео только две двери выбора - два варианта:

Да, да - Матрица - это индийские Веды наизнанку - "архитектор" пренебрежительно говорит о Любви, в противовес этому:

Провидцы Риг Веды считали Бога вечным Отцом, Матерью и Другом . Они также чувство вали, что Бог — их Возлюбленный . У Бога множество аспектов, но преданный провидец предпочитает аспект Бога-Повелителя. Он молится своему Господу о Сострадании и Благословении. Он пришел к осознанию того, что если у него есть Любовь Бога и Бог-Любовь, то ему ничего другого не нужно ни от земли, ни от Небес.

Шри Чинмой "