Михаил Ефимович Литвак

Эту главу я написал для тех, кто хочет стать психотерапевтом, и для начинающих психотерапев%ACтов, которые, если бросят это дело, то еще не очень много потеряют. Основная моя задача - не столько привлечь в психотерапию новые кадры, сколько от%ACговорить людей заниматься психотерапией. Небла%ACгодарное это дело. Впрочем, как я уже писал, пси%ACхотерапия - не профессия, а образ жизни, и не такой уж плохой.

Вначале эту главу я хотел назвать «Как стать хорошим психотерапевтом». Но потом слово «хоро%ACший» выпустил. К профессионалу такое определе%ACние не подходит. А я хочу дать портрет психотера%ACпевта-профессионала.

Итак, психотерапевт ориентирован на то, чтобы помочь подопечному не на короткий промежуток времени, а навсегда, так, чтобы он потом в помощи психотерапевта не нуждался, а психологические проблемы мог бы решать самостоятельно. Следова%ACтельно, он ориентирован на методики, которые воз%ACдействуют на личность и ее поведение, хотя при необходимости пользуется и методами симптомати%ACческой психотерапии. Поэтому психотерапевт сле%ACдует тем положениям, к которым он призывает сво%ACих подопечных или, по крайней мере, старается это делать. Почему это необходимо, будет видно из пос%ACледующего изложения.

Есть два этапа подготовки психотерапевта:

Избавление от собственного невротизма и ре%ACшение собственных невротических проблем.

Овладение методами психотерапевтической работы.

Жизнь есть жизнь. И когда у психотерапевта возникают невротические проблемы, он прекраща%ACет заниматься психотерапией и сам обращается к кому-нибудь за помощью. Для этого сейчас у нас и за рубежом существуют так называемые балинтовские группы, состоящие из психотерапевтов. Кро%ACме того, существует система супервизии. Суперви%ACзоры - это психотерапевты экстракласса. Они же участвуют и в аттестации психотерапевтов. В об%ACщем, человеку больному или с невротической про%ACблемой лучше не заниматься психотерапией. Наде%ACюсь, вы уже не хотите стать психотерапевтами. Но если еще осталось такое желание, то читайте даль%ACше.

Как идет психотерапевтический процесс?

На первых этапах можно наблюдать явления пе%ACреноса. Подопечный начинает видеть в психотера%ACпевте кого-то из своих близких. Поэтому психотера%ACпевту больной неосознанно навязывает то роль отца, то роль матери, то мужа (жены) и т.п. Кстати, он предъявляет им те же претензии, которые предъяв%ACлял своим близким. Назойливость некоторых подо%ACпечных такова, что они начинают предъявлять пра%ACва на всю жизнь психотерапевта. И если тот начина%ACет отстаивать свои права, они называют его грубия%ACном, по крайней мере сначала, и возмущаются. При%ACчем возмущаются громко и на людях. Потом разбе%ACрутся и извинятся. Но извиняются они тихо, и обыч%ACно один на один. Психотерапевт учит их решать свои проблемы адекватными способами. Овладев ими, по%ACдопечные и в реальной жизни начинают успешно решать свои проблемы. Но все это потом. Ну что, опять не отговорил?

В психотерапевтическом процессе в отношениях между подопечным и врачом действует механизм про%ACекции. Это один из механизмов психологической за%ACщиты. Суть его заключается в том, что некоторые часто отрицательные качества своей личности не осоз%ACнаются и вытесняются в бессознательное. Становит%ACся немного легче. Но вытесненное в бессознательное стремится вырваться наружу и выплеснуться на кого-то другого. Т.е. человек неосознаваемые свои каче%ACства проецирует на своих партнеров по общению. Я, исходя из этого, сформулировал правило: «Послу%ACшай, как человек ругает других или тебя. Так он дает себе характеристику». Вот если меня человек назовет дураком, я уже знаю, что имею дело с дура%ACком. Может быть, конечно, я и дурак. Но с этим еще следует разобраться. Но то, что он дурак, не вызы%ACвает сомнений. Если я умный, а он не разобрался, кто он? А если я дурак, а он со мной связался, кто он? Философ, как вы помните, говорил, что среди психотерапевтов есть грубияны, стяжатели, следо%ACватели-садисты и психотерапевты-недоучки.

Вот во всем этом обвиняют психотерапевта не только ученые, но и его подопечные во время совместной работы, хотя, в общем, это больше имеет отношение к ним самим. Ведь практически идет диагностика их психологического состояния.

Сам же врач должен быть как зеркало. Если врач не решил свои проблемы, то тогда возможен кон%ACтрперенос. Контрперенос - это неосознаваемый пси%ACхический процесс, когда врач или психолог (сейчас многие психологи начинают заниматься психоте%ACрапией) начинает решать свои проблемы за счет па%ACциента. Наиболее скандальные случаи возникают тогда, когда у психотерапевта и хорошенькой па%ACциентки возникают сексуальные отношения. Но это к психотерапии не имеет никакого отношения. О чем говорят такие случаи? Только о том, что у вра%ACча имеются свои собственные неразрешенные сек%ACсуальные проблемы, которые он решает с помощью больной. Известны ли мне подобные случаи? Да, известны. Так, одна пациентка за четыре года сво%ACей болезни побывала в 15 стационарах и соблазни%ACла четырех врачей. Она заявляла врачу, что никог%ACда не чувствовала себя женщиной и что ни разу у нее не было оргазма. Он пытался восполнить этот пробел и... потом она с большим удовольствием го%ACворила ему, что и с ним она ничего не испытала. Одна женщина-психотерапевт пыталась собой ле%ACчить импотенцию у своих пациентов. Моя точка зрения на этот счет следующая: сексуальные отно%ACшения с больным человеком недопустимы. Но я до%ACпускаю развитие подобных отношений после успеш%ACного выздоровления больного. Такие случаи мне тоже известны. Это были любовные отношения, ко%ACторые завершились счастливым браком.

Но вернемся к проекции. Она помогает понять врачу, кто сидит перед ним. Потом необходимо сде%ACлать так, чтобы подопечный понял, что все это от%ACносится к нему. А пока он может обливать грязью врача и в глаза, а особенно за глаза, хотя тот его и предупреждал, что все, что он хочет сказать, он дол%ACжен сказать тут же. Чего только не приходится выс%ACлушивать от пациентов!

Для того чтобы правильно спланировать психо%ACтерапевтические воздействия, приходится расспра%ACшивать больного о его прошлом, которое тот еще не до конца пережил. Рассказывая об этом, он часто начинает плакать, а врач заставляет рассказывать его об этом много раз. Этот прием называется «воз%ACбуждающие воспоминания». Одна из моих подопеч%ACных в процессе сценарного перепрограммирования в течение нескольких сеансов, читая автобиографию, никак не могла продвинуться дальше пяти лет. Эпи%ACзоды двадцатилетней давности вызывали слезы. По%ACсторонний наблюдатель мог бы принять меня за са%ACдиста. Как хорошо хирургам! Они режут по живо%ACму, а садистами их никто не считает.

Психотерапевта его пациенты могут назвать не%ACвежей-недоучкой, если он не читает работ Малахо%ACва по уринотерапии, Луизы Хей.

Обвинения в стяжательстве психотерапевту из%ACбежать сложно. Но если он живет за счет частной практики, то что-то с пациента брать нужно. Одна из моих учениц рассказала такой эпизод.

Беседовала она с пациенткой около 1,5 часов. Это был сеанс индивидуальной психотерапии. Ле%ACкарств выписано не было. Больная распростилась с ней, не сделав попытки оплатить сеанс. Когда же моя ученица ей сказала об этом, то пациентка удив%ACлением воскликнула: «А за что же платить?»

У психотерапевта и его подопечного все условия должны быть оговорены. Хочу подчеркнуть, что наши подопечные, даже очень богатые, готовые на массажистку, парикмахера или путану потратить 100 или 200 долларов (причем с гордостью рассказы%ACвают об этом), очень неохотно платят 100 рублей пси%ACхотерапевту. Вот видите, насколько они не ценят свою душу! Кстати, еще великий 3. Фрейд говорил, что невротик обязательно должен оплачивать свое лечение, цена должна быть большой, как у хирур%ACга. Все равно та польза, которую он получит от ле%ACчения, во много раз превысит затраты на него. Бес%ACплатное лечение невротика ни к чему его не обязы%ACвает. Когда же он оплатит лечение, то постарается выполнять рекомендации хотя бы для того, чтобы понять, на что он потратил деньги. Окончательно убедил меня в этом рассказ одного из моих учени%ACков.

Один довольно крупный бизнесмен пришел к нему на индивидуальный прием. Он потребовал, что тот оплатил ему так, как оплачивает целая группа. Получилась довольно внушительная сумма. Потом сам бизнесмен рассказал ему о своих переживани%ACях: "Вышел я возмущенный. Брать такие деньги за фразы, которые я сто раз слышал от других! Я ре%ACшил выполнить все, что вы мне говорили. Конеч%ACно, если бы сумма была незначительной, то я мо%ACжет быть, ничего и не сделал бы. Результат превзо%ACшел все мои ожидания.

Все-таки психотерапевт должен жить хорошо, а брать с подопечных мало. Выходом из этого должна быть групповая психотерапия, которая, кстати, в большинстве случаев более эффективна, чем инди%ACвидуальная. Но хочу вас заранее предупредить: став психотерапевтом, очень много вы зарабатывать не будете, но на достойную жизнь хватит. Более того, вы даже будете чувствовать себя богатым. Ведь бе%ACден не тот, у кого мало, а тот, кому не хватает. Вот невротические личности даже при большом состоя%ACнии чувствуют себя нищими, ибо им для счастья не хватает десятков, а иногда и сотен миллионов дол%ACларов. В общем, если вы хотите очень сильно разбо%ACгатеть, то лучше не становитесь психотерапевтом.

И еще несколько слов о профессии психотера%ACпевта. Всех, кто обращается к нам за помощью, объе%ACдиняет одна проблема, - проблема внутреннего оди%ACночества. Нет, у них есть жена дети, друзья сотруд%ACники. Но наших подопечных отделяет от других барьер психологических защит, как их собствен%ACных, так и тех, с кем они общаются. Любят их все%ACгда за что-то. Их не раз предавали, от них отказы%ACвались самые близкие люди. Так вот, психотера%ACпевт должен суметь прорвать этот барьер и стать на какое-то время единственным другом своего подо%ACпечного. Но это своеобразная дружба. Как только подопечному станет лучше, он покинет психотера%ACпевта. Но жаловаться на это нельзя. Такова особен%ACность этой профессии. Иногда становится немного грустно. Я, правда, нашел для себя один выход. Я овладел еще некоторыми навыками, чтобы оставать%ACся полезным для своих подопечных. Я обучаю их технике управления, помогаю заключать сделки, ре%ACдактирую их выступления. Правда, это уже совсем другие отношения. Здесь уже нет жалоб на бессонни%ACцу, раздражительность и ссоры с близкими. Мы вме%ACсте идем вверх. Это уже дружба-сотрудничество.

В ходе изложения своего материала я постарал%ACся ответить на вопросы философа. Осталась самая малость.

Как влияет на наше психологическое здоровье со%ACвременная пресса и телевидение? Практически ни%ACкак. Ведь сценарий человека, его судьба формирует%ACся в первые пять лет жизни под влиянием родителей или лиц их заменяющих. Происходит «фотог%ACрафирование». Пресса и телевидение играют роль «проявителя». Они способствуют выявлению тех де%ACфектов, которые появились у человека еще в раннем детстве. Конечно, средства массовой информации (СМИ) смогли бы много сделать по их исправлению, если бы, например, организовали систематические занятия по психологии общения. Ведь в наших за%ACнятиях нет ничего сенсационного, эффект от них будет через несколько месяцев, а психотерапевты не в состоянии оплатить дорогое эфирное время и га%ACзетные строки. Я давно работаю с СМИ. Сами кор%ACреспонденты понимают мои проблемы. Кое-что мы делаем (так, например, одна областная газета пуб%ACликовала раз в неделю в течение трех месяцев наши статьи в рубрике «Школа выживания»). Но дело, как правило, заканчивается разрывом отношений. Главные редакторы считают, что они создают нам рекламу, а от нас ничего не получают. Но Бог с ними со СМИ. Сейчас я никого не убеждаю. Просто делаю свое дело.

Может ли человек быть для себя психотерапев%ACтом? Я, как и философ, отвечаю на этот вопрос по%ACложительно. Более того, я стараюсь сделать это практически, так как пишу книги по психотера%ACпии. Но все-таки желательно и прямое обращение к специалисту. Одна моя подопечная два года чита%ACла мою книгу «Если хочешь быть счастливым». Она ей помогала. Но все-таки на некоторые вопросы она не могла найти в ней ответы и пришла на тренинг. Через три занятия она с восторгом заявила, что за эти занятия получила больше, чем за два года са%ACмостоятельного обучения. Она была не совсем пра%ACва. Если бы не было этих двух лет самостоятельно%ACго обучения, то не было бы и такого эффекта. Я бы не противопоставлял самостоятельную помощь про%ACфессиональной. Больше нужно полагаться на само%ACпомощь, но иногда, хотя бы раз в неделю, следует посещать групповые тренинги. Полезно изучать пси%ACхотерапевтическую литературу. Я советовал бы опи%ACраться на нашу, отечественную, где описываются наши проблемы.

И последнее. Мой принцип амортизации - не способ общения. Амортизация - это способ дели%ACкатно избавиться от нахала. Добро должно уметь защитить себя. Да, партнер выходит из себя при амортизации. Но ведь он оскорблял! Разве хороший человек будет это делать?! Философ вступается за обидчика. Почему? Мне непонятно. Для многих достойных людей амортизация стала хорошей за%ACщитой. Да, амортизация - это оружие. Но я не тревожусь, что им воспользуется агрессор. Его ору%ACжие - прямое оскорбление. Правда, но я ни на чем не настаиваю. Может быть, философ и права.

А теперь я хочу сказать вам, что работа психо%ACтерапевта приносит мне радость. В частности, иногда я получаю вот такие письма.

Я рада, что в очередной раз вы принудили меня к письменной речи. Как всегда ненавязчиво. Сотни раз я говорила эти слова про себя, но какие-то демо%ACны в душе не давали мне это озвучить. Мне предсто%ACит еще разбираться с ними.

Спасибо вам за то, что вы подарили мне пре%ACкрасный мир. Не иллюзорный призрачный, в кото%ACром я жила, а реальный, со всеми его радостями и горестями. Спасибо, что вы подарили мне меня, та%ACкую, какая я есть, без прикрас, но и без ненависти к своим слабостям. Я еще учусь любить себя такую. И это мне позволяет любить всех людей, вас, нашу «су%ACмасшедшую» дорогую мне группу. Мне хорошо с вами. И думаю, это вдохновило меня еще на одно дело - защиту диссертации.

Это письмо написала мне женщина 44 лет. При%ACшла она ко мне три года назад с мыслями о само%ACубийстве. У нее был крах на производстве - никак не могла закончить диссертацию и уже года два не работала над ней. У нее был крах в личной жизни - длительный психологический и сексуальный раз%ACрыв с мужем, конфликты с подрастающим сыном. Первые сдвиги в ее состоянии произошли месяца через четыре после начала занятий, а потом все шло со скоростью курьерского поезда.

И совсем последнее замечание.

Наша страна переживает сейчас бум по подготов%ACке психотерапевтов и психологов. Этим занимаются у нас 15 факультетов усовершенствования врачей при высших медицинских учебных заведениях. Феде%ACральный центр по психотерапии. Российская психо%ACтерапевтическая ассоциация и Общероссийская про%ACфессиональная психотерапевтическая лига. Кроме того, почти в каждом регионе имеются свои психо%ACтерапевтические ассоциации. Есть несколько него%ACсударственных институтов психотерапии. Все они очень активно готовят психотерапевтов и проводят просветительную и тренинговую работу с непрофес%ACсионалами. Естественно, занимаются они и лечеб%ACной работой. Наши психотерапевты выступают со своими разработками на международных съездах, симпозиумах и конференциях.

Наша Ростовская область находится не в первых рядах, но и мы смогли подготовить за последние 10 лет около 300 врачей-психотерапевтов. Прошли у нас психотерапевтическую подготовку и около 100 меди%ACцинских психологов. Уже 8 лет работает школа пси%ACхологического айкидо, где основам управления с ис%ACпользованием психотерапевтических методик обуче%ACно более 1 000 человек. О клубе КРОСС уже рассказывалось выше. Сам я написал более 10 книг по психотерапии и психологии общения как для вра%ACчей, так и для широкого круга читателей. Все психо%ACтерапевты, которые прошли подготовку у нас, про%ACфессионалы, и всегда вам подскажут, куда обратить%ACся, если сами не смогут помочь вам решить ваши проблемы. Есть у нас в области несколько отделений, где занимаются лечением больных неврозами, несколь%ACко кабинетов социально-психологической помощи и телефон доверия (его номер 58-21-41). На телефоне доверия круглосуточно дежурят квалифицированные психотерапевты и психологи, которые окажут вам бес%ACплатно необходимую помощь и подскажут, куда об%ACратиться, если ее будет недостаточно. Такие структу%ACры имеются и в других регионах России. Кстати, не отказывайтесь от бесплатной помощи. Профессионал, если уж он работает, то всегда работает в полную силу, и не имеет значения, платят ему или нет. В этом от%ACношении он напоминает спортсмена. Он знает, что если работает не в полную силу, то детренируется и страдает в первую очередь сам. Конечно, есть у нас в области и частнопрактикующие психотерапевты. В общем, мы готовы вам помочь.

К сожалению, многие люди хотят получить по%ACмощь немедленно, за один сеанс психотерапии и не прилагая собственных усилий. И у нас большим ус%ACпехом пользуются те «специалисты», которые обе%ACщают за один сеанс избавиться от наркоманической или алкогольной зависимости, похудеть без со%ACблюдения диет и занятий спортом, избавиться от импотенции. Если вы на это рассчитываете, то к нам за помощью обращаться не следует. Мы знаем, что не так просто избавиться от вредных привычек и малоадаптивных форм поведения. Иногда на это уходит года два планомерной работы над собой. А на выработку нового навыка или привычки и того больше. Но если вы не верите в чудеса и настроены на упорную работу над собой, мы приглашаем вас в наши структуры, к нашим специалистам, и лучше тогда, когда вы еще «на ходу», а не нуждаетесь в капитальном ремонте. Мы, как спортивные трене%ACры, не обещаем вам райской жизни (иногда мы бу%ACдем казаться вам грубиянами, иногда садистами, временами вы будете считать нас недоучками и стя%ACжателями). Но здесь, как в спорте. Если будете тру%ACдиться, успех к вам обязательно придет.

Итак, книга прочитана. Дорогие наши читатели? Мы вам ничего не навязываем. Решайте сами!

И как изменить себя. Это квалифицированный специалист, который понимает закономерности человеческого поведения, понимает истинную сущность людской души. Однако работа психолога овеяна многочисленными мифами, которые не позволяют правильно оценивать все тонкости и нюансы этой специальности. О ней мечтают многие люди, однако стать истинными психологами могут лишь единицы. Как же стать грамотным специалистом?

Обучение в вузе

Так как стать психологом без соответствующего образования невозможно, то первое, что необходимо сделать на этом пути, - это получить диплом. Ведь без него деятельность будет расцениваться как незаконная. Также если человек хочет быть практикующим психологом, а не просто исследователем, ему необходимо уточнить, изучаются ли практические направления психотерапии в том вузе, где он планирует обучаться. Лучше всего собрать отзывы об этом вузе, поинтересоваться мнением бывших выпускников. Особое внимание в процессе обучения в вузе должно уделяться развитию у студентов практических навыков работы с людьми.

Программы подготовки психотерапевтов

Но получение диплома о высшем образовании - далеко не конец. После окончания вуза студенты еще не готовы работать с людьми напрямую. Обучение в вузе дает только лишь общее понимание того, что собой представляет психология. Чтобы стать квалифицированным специалистом, необходимо пройти специальную программу, по которой готовят психотерапевтов.

Многие интересуются, почему нужно так долго учиться психологу? Ведь, чтобы стать истинным мастером, потребуются десятилетия напряженной работы. На самом деле только после этого специалист получает возможность помогать людям решать их проблемы, существенно ускорять личностный рост. Многие же вопросы без грамотного психолога решить практически невозможно.

Возраст только приветствуется

Это одна из немногих профессий, где возраст является преимуществом. Ведь вряд ли зрелый человек, у которого за плечами годы опыта, станет делиться проблемами с двадцатилетней девушкой, даже если у нее есть гора дипломов. В работе психолога необходимым условием является доверие между клиентом и терапевтом. Иными словами, должна возникать эмпатия. Без нее невозможно создание раппорта; если человек не доверяет терапевту или же по каким-то причинам специалист вызывает неприязнь, от терапии не будет толку. Именно поэтому в психологии возраст является неоспоримым козырем. Ведь тот, у кого богатый личный опыт, всегда вызывает доверие.

Учиться читать невербальные сигналы

Порядка 70% всей информации о себе человек выдает не посредством речи, а через мимику, жесты, позу тела. Если психолог учится понимать язык тела, он сможет направить диалог в правильное русло. То, что не было сказано вслух, будет произнесено посредством жестов и мимики. Например, если человек наклоняет голову вперед, движения его рук быстрые, однако их амплитуда невелика, то это свидетельствует о его открытости. Если же клиент переводит взгляд на окружающие предметы, переминается с ноги на ногу, скрещивает руки на груди, значит, обстановка ему не по душе, а тема разговора не вызывает интереса.

Размышляющим о том, как стать психологом, полезно понаблюдать за братьями нашими меньшими. Ведь все, что они умеют, - это выражать свои эмоции невербально, с помощью «мяу» и «гав», виляния хвостом, урчания или сопения. Свое настроение они могут передавать всеми доступными способами, кроме речи.

Учиться слушать

Так как стать психологом невозможно для тех, кто не способен слушать, этому навыку необходимо уделить особое внимание. Есть немало людей, которые не позволяют вставить в свой обильный монолог ни одного слова. Даже если их длинная тирада в действительности освещает интересную тему, сам факт неуважения к мнению собеседника становится ключевым. Молчаливый собеседник всегда намного более привлекателен, нежели тот, кто за своей речью не дает себе труд услышать мнение своего визави. Беседа не будет плодотворной, если каждый из ее участников слышит только лишь себя. Поэтому без данного навыка начинающему психологу не обойтись.

Как стать психологом самостоятельно

Некоторые выбирают и такой способ освоения науки о душе. Однако здесь необходимо помнить о том, что психолог без надлежащего образования и сертификации не может рекламировать свои услуги и зарабатывать на этом ремесле. Ведь в таком случае его услуги будут нарушением действующего законодательства.

Однако психология может стать отличным хобби. Человек может говорить себе: «Хочу стать психологом» - и при этом не иметь в виду получения специального образования. Ведь слово «психолог» может иметь еще одно значение. О том, кто проницателен и хорошо разбирается в людях, часто говорят: «Он тонкий психолог». И неважно, является ли этот человек по профессии продавцом, менеджером, врачом или художником. У него есть чутье, с помощью которого он умело распознает движения человеческой души.

Что нужно, чтобы стать психологом такого плана? Ответ прост: читать как можно больше нужной литературы, впитывать знания. Можно также обратить внимание на труды корифеев науки о душе. Например, начать можно с психоанализа. Многим будут интересны труды Фрейда, Юнга, Адлера. Они проливают многое на особенности человеческой психики, поведения, развития личности. Также стоит обратить внимание на такие направления, как гештальт-терапия, НЛП, бихевиоризм, экзистенциональная психология.

Так как стать хорошим психологом вряд ли возможно без умения разбираться в людях, полезно будет уделить внимание различным фильмам, книгам, в особенности произведениям классики. В них описаны различные характеры, многие из которых можно назвать собирательными. Персонажи книг действуют в соответствии со своими мотивами, которые не изменяются даже по прошествии веков. Ведь люди всегда хотели быть счастливыми, здоровыми, достигать своих целей, наслаждаться радостями любви. Поэтому такие произведения многому научат начинающего психолога, помогут распознать те или иные модели поведения в реальности.

Терапия для самого специалиста

«Как стать успешным психологом?» - спрашивают себя порой выпускники вузов и начинающие специалисты. Первое, что необходимо сделать, - в полном объеме самому пройти психотерапию. Ведь только здоровый человек может привести другого к душевному исцелению. Невротик, который не избавился от собственных комплексов, может только усугубить ситуацию. В конечном счете все, что нужно знать, чтобы стать хорошим психологом, человек получает из собственного опыта. Проходит ли он психотерапию или же учится на собственных ошибках - всякая жизненная истина усваивается путем опыта. Можно быть психологом-теоретиком, однако если не испытать тот или иной постулат «на собственной шкуре», вряд ли получится успешно пользоваться этими инструментами. Нет ничего удивительного в том, что услуги психотерапевта в настоящее время так дороги. Ведь только после того, как в полной мере начинающий специалист избавился от собственных душевных травм, а также получил соответствующую практику на дополнительных курсах со всеми нужными сертификатами, он может приступать к практике.

Почему люди становятся психологами?

Нередко абитуриент или просто любой желающий задумывается о том, как стать психологом, не по причине истинного призвания. Если спросить человека, что его толкает на этот путь, он может ответить: «Я хочу помогать людям». Однако в действительности многие из тех, кто интересуется психологией, сами нуждаются в помощи. Получение образования - это не лучший путь для того, чтобы справиться с личными проблемами. Поэтому в таком случае стоит сперва обратиться к хорошему специалисту и пройти курс терапии. Лишь только после этого можно задумываться о том, как стать психологом и что для этого нужно.

Практика

И наконец, самое главное - чтобы стать хорошим специалистом, необходимо не только длительное обучение, но и долгие годы практики с клиентами, работа с людскими проблемами. Нелегко начинающему психологу наработать свою базу, продвинуть услуги. Однако без опыта работы психолог будет называться так лишь формально. Только прожив вместе с десятками клиентов их трудности и проблемы, соотнеся методы психологии с реальной практикой и получив бесценный опыт, специалист может достойно носить это звание.

Поэтому, чтобы стать профессиональным психологом, после получения образования нужно учиться также и продвигать свои услуги. Для этого специалисту нужно понять, что отличает его от других подобных ему. Чем он может помочь людям? Что он может предложить клиенту? Стал бы он сам обращаться к себе, если бы был на месте клиента? На все эти важные вопросы необходимо дать правдивые ответы.

Наиболее простая классификация специалистов в области практической психологии такова:

· психологи-консультанты (профессионалы, имеющие высшее психологическое образование, и практическую подготовку, а также прошедшие личную терапию);

· неаналитические психотерапевты (это психологи, которые помимо высшего психологического образования и практической подготовки, получили какую-либо специализацию: телесно-ориентированную, психодраматическую, гештальт и т.д.);

· психоаналитики (об их подготовке будет рассказано более подробно).

Ниже (в рамках конкретной статьи) я буду часто объединять психологов-консультантов и непсихоаналитических психотерапевтов под общим словом «психолог».

Психоаналитики нередко считают психоанализ элитным направлением практической психологии. Или даже чем-то большим, чем обычная психология и неаналитическая психотерапия. Почему же далеко не все психологи и психотерапевты выбирают психоанализ и более того, подчеркивают, что психологи и психоаналитики - это далеко не одно и то же? Тому есть ряд причин:

· Психоанализ - очень и очень длителен .

Пациент посещает психоаналитика от трех до пяти раз в неделю в течение трех-пяти лет, для решения проблемы, с которой психолог зачастую справляется в сроки от трех - десяти сеансов до полугода работы, встречаясь с клиентом один - два раза в неделю.

Да, есть и проблемы, требующие длительной (на год или даже годы) работы, например, глубокая коррекция личности или последствия детской травмы. Но это - вынужденная необходимость, а не изначальная задумка. Только психоанализ с самого начала закладывается как на «разумный срок» на три - пять лет работы с клиентом.

· Пациент психоаналитика должен отвечать ряду требований :

Например, он должен быть подготовленным человеком. Какой обычный «клиент с улицы» поверит, что причина всех его жизненных сложностей в том, что в детстве он видел, как раздевается тётя Клава? Для того чтобы отследить связь между тётиклавиным бюстом и тем, что тебя за последний год четыре раза уволили с работы надо иметь очень пытливый ум. А для того, чтобы захотеть это отследить, ум должен быть еще и весьма изощренным.

Я хочу проиллюстрировать предыдущее утверждение цитатой из книги Ральфа Гринсона «Техника и практика психоанализа»:

«Двадцатисемилетняя женщина, миссис К. хотела пройти анализ по различным причинам. В течение нескольких лет у нее бывали моменты бесчувственности, оцепенелости, «ухода», ощущения себя «зомби». Кроме того, у нее бывали периоды депрессии, она была не способна испытывать оргазм при сексуальных отношениях, и недавно появились импульсивно-навязчивые идеи иметь половую связь с негром. Последний симптом был наиболее мучитилен для нее, именно он вынудил ее обратиться за лечением.

(…)

Случай миссис К. я использовал как пример постепенного постижения того факта, что негр был маской для властного, сексуально привлекательного и внушающего страх в период ее пубертата рыжеволосого отчима. Имаульсивно-навязчивая идея о сексуальных отношениях с неграми была продемонстрирована как произошедшая частично от инцестуозного страстного желания отчима. Это было также ширмой для садомазахистских импульсов и скрывало «туалетизацию» сексуальности. Негр также представляет собою конденсацию анально-фаллического мужчины - представления относящегося к ее трехлетнему возрасту. Болезненное качество симптома было результатом самонаказания из-за вины за запретные влечения».

Пациент должен быть достаточно богатым. У кого еще есть деньги на то, что бы посещать специалиста так часто? Кроме того, консультация психоаналитика нередко стоит дороже, чем консультация психолога.

Пациент должен быть способным и склонным к глубокой рефлексии (весь метод построен на весьма тонком анализе снов, скрытых желаний, переноса чувств с близких или значимых людей на аналитика). Сам Фрейд утверждал, что примитивные, «с логикой борща и галушек» пациенты аналитически не курабельны.

И, наконец, что бы посещать аналитика нужно иметь достаточно много свободного времени (пять дней в неделю по 50 минут, и не факт, что кабинет психоаналитика находится рядом с домом пациента).

Скрытным, алекситимичным (не находящимся в контакте со своими чувствами), неустойчивым (например, неспособным переходить от состояния глубокого регресса, в которое погружается пациент во время сессии, к состоянию взрослого), пограничным (страдающим пограничным личностным расстройством) и многим другим людям психоанализ также не подойдет.

Тогда как препятствием к работе с психологом может стать по большому счету только отсутствие желания клиента и некоторых тяжелые психические расстройства.

· Психоанализ - чрезмерно однобоко рассматривает человека, его потребности и цели .

Нельзя же видеть все причинно-следственные связи только в области сексуальных влечений.

Это поняли уже первые ученики Фрейда (например, Юнг видевший в бессознательном источник творчества, а не большую сексуализированную помойку).

· Пациент в психоанализе гораздо более зависим от аналитика, чем клиент в других видах психотерапии .

Для человека жаждущего больших возможностей для собственной инициативы, значительного собственного вклада в процесс работы над собой психоанализ вряд ли подойдет.

Для человека излишне беспомощного, склонного делегировать ответственность кому-то другому, психоанализ тоже может стать своеобразной ловушкой.

Психоаналитик Милтон Мазер пишет об этом так:

«Пассивность аналитика в то время, когда пациент выражает свою беспомощность, подтверждает в глазах пациента то, во что он предпочитает верить, а именно, что он не отвечает за свои действия и потому может просто следовать своим импульсам. Не получая ни единого слова предупреждения или определения возможных последствий, не имеет ли он определенных оснований заключить, что не в силах сам себе помочь, - тем более, что заключение это оказывается на руку его влечениям?»

· Отношения психоаналитика с клиентом регламентированы и обезличены .

У психоаналитика относительно мало возможностей для поддержки, эмпатии и даже просто выражения человеческих симпатии и уважения к человеку, с которым он работает на протяжении нескольких лет.

· Высокий интеллект - большое достоинство для психолога, но для психоаналитика он - острая необходимость.

Не слишком умный, но хорошо знающий теорию и технику психолог, не совершающий грубых ошибок, может работать и, по крайней мере, не вредить, а часто даже приносить пользу в определенных пределах.

Не слишком умный психоаналитик по-настоящему опасен, так как его вычурные и нездоровые интерпретации могут нанести пациенту трудно поправимый вред.

Из всего вышесказанного также следует, что проработанность для психоаналитика гораздо более важна, чем даже для психолога или непсихоаналитического психотерапевта.

· Можно ли научиться свободе (одной из главных целей психоанализа) через чрезвычайно регламентированный процесс, практически лишающий клиента любой инициативы и ответственности?

В то же время простая справедливость требует отметить, сколь многим все направления практической психологии обязаны психоанализу: особое положение психоанализа понятно - он был первым, а в свою историю заглядывает каждый психотерапевт.

Психоаналитическая понятийная база также как и терминология, в отличие от методов и технологии работы, используются полностью или частично представителями большинства направлений практической психологии.

Психоаналитическая психотерапия

Надо сказать, что психоаналитики не восприняли критику коллег-смежников в штыки. Для того чтобы сделать психоаналитическое лечение более доступным и эффективным в середине ХХ века появилась психоаналитическая психотерапия.

Между психоанализом и психоаналитической психотерапией существует ряд отличий.

Цель психоанализа - исследование личности в целом, задача психоаналитической психотерапии скромнее и конкретнее - разрешение той или иной конкретной проблемы. Психоаналитическая психотерапия позволяет сократить число регулярных встреч до одного - трех раз в неделю. В зависимости от поставленной задачи и качества проблемы длительность психоаналитической психотерапии варьируется от 10-20 сессий (краткосрочная психотерапия), до нескольких месяцев или… всё тех же лет. Психотерапию, в отличие от психоанализа, проводят сидя, лицом к лицу. Такое положение больше ориентирует на исследование реальности и препятствует развитию психической регрессии. В психотерапии также неизбежно развивается перенос, но не такой интенсивный, как в психоанализе. С переносом работают только тогда, когда он становится сопротивлением и мешает эффективной работе. Психоаналитическая психотерапия имеет более широкий диапазон применения. Этот вид лечения может помочь не только людям, имеющим проблемы невротического уровня, но и при более серьезных проблемах: неврозах характера, личностных расстройствах, а в некоторых случаях (при обязательном медикаментозном лечении) и при лечении психозов и тяжелых психосоматических болезней.

Как стать психоаналитиком в России?
Научной организацией, объединяющей психоаналитиков всего мира, является МПА - Международная Психоаналитическая Ассоциация.

В конце октября (22-23) 2005 года в Москве прошла конференция по психоанализу "Современный психоанализ: о чем мы думаем, как мы работаем, чего мы хотим", посвященная 15-летию американских психоаналитических программ в России.

Что в переводе с местного наречия означает, что 15 лет назад в Россию приехали первые сумасшедшие энтузиасты от психоанализа и взялись учить народ тому, что знали сами. Это был поступок, который нормальным нельзя назвать никак: дело в том, что подготовка одного психоаналитика (в соответствии с мировым стандартами) занимает от десяти до пятнадцати лет . Поэтому с нуля начав готовить психоаналитиков в некой не ведающей психоанализа стране, рискуешь не дожить до результатов.

Кроме шуток! Именно так и произошло с Хан Гроен-Праккен, создавшей в 1984 году Психоаналитический институт для Восточной Европы (ПИВЕ).

На базе ПИВЕ в нашей стране (и странах Восточной Европы) получили свой статус большинство из тех, кого международные организации признают психоаналитиками.

Психоаналитиком или психоаналитическим терапевтом может стать психолог или психиатр, прошедший специальную подготовку. В таких странах как Россия это обучение обычно проводится в стади-группах.

Стади-группы

МПА набирает группу интересующихся людей и дает им возможность пройти обучение за границей. Затем те, кто прошел обучение получают членство в МПА.

Когда в стране появляется не менее 4 действительных членов МПА, они становятся учебной группой (стади-группой). Это означает, что они как группа представляют МПА в этой стране и осуществляют аналитический тренинг под руководством МПА. Проще говоря, стади-группы имеют право учить психоанализу на мировом уровне. Это обучение - одна из основных задач стади-группы. Спонсорский комитет помогает обучению членов МПА до статуса тренинг-аналитиков.

В России существует две стади-группы:

Первая Стади-группа - Московское Психоаналитическое Общество (МПО) , ее учебным плацдармом является Институт Практической Психологии и Психоанализа (ИППиП) .

Вторая Стади-группа - Общество Психоаналитиков (ОП) , которые обучают психоанализу в Институте Психоанализа (на базе Института им. Сербского).
Я подчеркиваю: в России есть только две признанные мировым сообществом группы психоаналитиков, которые имеют право обучать психоанализу и психоаналитической психотерапии - это МПО (учебная база которого ИППиП) и ОП (Институт психоанализа).

Больше (кроме этих) в России психоаналитиков нет!

То есть если кто-либо проходил психоанализ не у кого-то из этих людей, то он проходил не психоанализ. Если же кто-либо из читателей только собирается обратиться за психоаналитическим лечением, то помните, что при выборе психоаналитика важно, чтобы это был дипломированный специалист, который является членом одного из профессиональных психоаналитических сообществ.

Надо сказать, что когда проходят психоаналитические мероприятия, то самих «диких» аналитиков, которые уже «выучили» психоанализ в институтах Решетникова, Зимовца и других, с позволения сказать, вузах поражает разница между научной и практической подготовкой тех и других.

Стоило видеть, с каким энтузиазмом они бросились записываться в ИППиП и Институт Психоанализа на той же конференции, о которой я упомянула в начале этой главы.

Итак:

1. Практические психологи и психоаналитики имеют общие цели: решение проблем в личной и профессиональной жизни, улучшение общения и контакта человека с самим собой, понимания себя и окружающих, достижение большей внутренней свободы, исцеление травм и потерь прошлого и решение разнообразных актуальных проблем.

2. Психоаналитики отличаются от других направлений практической психологии, в частности, длительностью обучения, особенностями теоретической базы и чрезвычайно регламентированным процессом лечения. Психоанализ чрезвычайно длительный (как с точки зрения обучения, так и с точки зрения лечения) процесс.

3. Психоанализ не только обогатил практическую и теоретическую психологию, но и фактически стал ее отправной точкой.

4. В России не так уж много настоящих психоаналитиков, проходить психоаналитическое лечение и обучение лучше у них, во избежание печальных последствий.

Последнее обновление: 06/07/2014

Вы ищете профессию, с которой Вы сможете по-настоящему помогать людям и улучшать их жизнь? Тогда карьера психотерапевта для Вас - отличный вариант. В основном, люди считают, что для того, чтобы стать психотерапевтом, необходимо получить степень доктора в психологии, но на самом деле есть целый ряд других возможностей для карьеры в этом направлении.
Сам термин «психотерапевт» носит общий характер, его зачастую используют для обозначения целой категории специалистов в области здравоохранения, которые оказывают услуги по восстановлению и поддержанию психического здоровья клиентов. Вот лишь несколько конкретных названий:

  • клинический психолог;
  • психиатр-нарколог;
  • психолог-реабилитолог;
  • профессиональный консультант;
  • школьный психолог;
  • социальный работник и т.д.

Начните с оценки Ваших интересов и целей

Может быть Ваша конечная цель и заключается в том, чтобы стать терапевтом. Однако нужно определиться конкретнее, ведь от того, каким именно терапевтом Вы хотите стать, в значительной степени зависит подготовка, которую Вам необходимо пройти для достижения своей конечной цели. Терапевты работают в широком диапазоне параметров и с различными группами населения, поэтому начните процесс планирования с учётом того, где бы Вы хотели работать.

Хотите работать с детьми? Можете стать лицензированным клиническим психологом или социальным работником. Заинтересованы в работе с семьями или парами? Тогда рассмотрите возможность стать семейным консультантом.
Хотите помочь людям преодолеть проблемы зависимости (алкогольной, наркотической)? Степень в области клинической психологии или консультирование по вопросам психического здоровья - хороший вариант.
Получив общее представление о том, чего именно Вы хотели бы достичь в качестве терапевта, Вы получите возможность сделать правильный выбор - в плане учебного заведения и программы обучения.

Узнайте о возможностях получения степени по психологии

Если Ваша цель - стать психотерапевтом, Вашим первым шагом, вероятно, будет получение степени бакалавра в области психологии. Тем не менее, в аспирантуру принимаются и люди со степенью бакалавра в других областях науки, если у них имеются определённые наработки. Социология, сферы образования и здравоохранения - хороший старт для заинтересованных в карьере психотерапевта.
Учёная степень в психологии может открыть множество возможностей, но есть и другие варианты, которые Вы также можете рассмотреть. Продолжительность курса и предварительная подготовка, необходимые для получения каждой степени, меняются от варианта к варианту.

  • Доктор философии или психологии . Получив любую из этих степеней, Вы получите, возможно, самые широкие возможности для карьерного роста. Профессионалы, которые получили степень доктора и лицензию психолога, вполне могут работать с клиентами в самых разнообразных условиях, в том числе - заниматься частной практикой. На получение степени доктора обычно уходит от четырёх до восьми лет обучения после получения степени бакалавра.
  • Магистр в области психологии . В некоторых штатах Америки выпускники с дипломом магистра также могут получить лицензию психолога. Магистр может работать также в различных условиях, но важно заранее просмотреть нормативы, чтобы определить, какой тип услуг Вы можете оказывать с этой степенью.
  • Степень магистра в области консультирования . Если Вы заинтересованы в работе с детьми, взрослыми, семьями или парами, Вам стоит рассмотреть вариант получения лицензии профессионального консультанта. Получение этой степени может занять два-три года, в зависимости от вашего графика и Вашей программы обучения.
  • Степень магистра в области социальной работы . Лицензию клинического социального работника обычно получают после двухлетнего курса - и это помимо степени бакалавра, стажировки и контролируемого опыта в области непосредственно. Лица с магистерской степенью в области социальной работы часто осуществляют терапию в самых разнообразных условиях и ситуациях.
  • Степень магистра психиатрической помощи . Это хорошая альтернатива, часто упускаемая из виду медсёстрами, которым интересны вопросы психического здоровья. Нужно только кроме диплома бакалавра иметь степень магистра или выше, что может занять от двух до трёх лет.

Узнайте больше о требованиях!

После того, как Вы выбрали для себя образовательные программы, соответствующие именно Вашим уникальным потребностям и интересам, важно обсудить различные варианты со специалистом. В большинстве случаев нелишним бывает и беседа с представителем заведения, которое Вы планируете посещать. Подготовьте список вопросов о конкретных требованиях к степени, основных принципах лицензирования терапевтов, а также поинтересуйтесь успехами уже окончивших программу студентов.

Вряд ли кто-то пойдет в окулисты из-за того, что у него плохое зрение, или в неврологи из-за собственных проблем с позвоночником. А вот желание стать психотерапевтом чаще возникает у тех, кто испытал душевное страдание, для кого желание понять себя и то, как устроен человек, - почти жизненная необходимость. Это подтвердили все, с кем встречались авторы статьи.

Однако в конце 80-х годов прошлого столетия, когда в Москве и Ленинграде начали практиковать первые психотерапевты, никто из них не мог даже предположить, что сегодня, в начале ХХI века, психотерапии будет суждено превратиться в одну из самых популярных профессий. А им самим стать чуть ли не легендами, поскольку именно с них началась современная история отечественной психопрактики, надолго «закрытой» в нашей стране в 30-е годы.

Этим людям посчастливилось слушать лекции и участвовать в семинарах самых известных в мире экспертов в области психотерапии и психоанализа, учиться у основоположников разных направлений практической психологии.

У каждого из них - свой путь в психотерапию, и у каждого он связан с внутренней работой с собой, сокрытой от глаз других людей

«Фактически нам была дарована вторая профессиональная молодость, - вспоминает психотерапевт Екатерина Михайлова. - Закончив университет, набив шишек и многому научившись, мы вдруг снова оказались школярами, получили право чего-то не знать, не понимать, задавать дурацкие вопросы, увлекаться, впадать в щенячий восторг… А потом постепенно снова трезветь, матереть… И это большая удача».

Рассказывая о себе, собеседники были открыты и искренни настолько, насколько позволяет им профессия. У каждого из них - свой путь в психотерапию, и у каждого он связан с внутренней работой с собой, сокрытой от глаз других людей. Сегодня эксперты журнала Psychologies согласились приоткрыть эту тайну для нас.

«В языке психоанализа я услышала поэзию»

Наталья Кигай, психоаналитик

В четырнадцать лет я решила, что хочу быть психологом, мне хотелось заниматься математическим моделированием социальных процессов. Это было модно. А на втором курсе психфака МГУ я поняла, что меня гораздо больше интересует психотерапия. В библиотеке факультета были трехтомник Юнга и двухтомник Фрейда. Я прочла и то и другое.

Юнга отложила в сторону. А Фрейд заворожил с первых страниц, я продолжала разыскивать и читать его книги. Все нравилось: подход к исследованию, его стиль, особая добросовестность размышления и язык - язык, который, как мне это почувствовалось, точно описывал процессы внутренней жизни человека в отличие от языка академической психологии. В его языке было нечто чудесное и знакомое - как в «своей» музыке или любимых стихах.

Для меня психоанализ стал еще одной поэзией. Так в восемнадцать лет я и приняла решение стать психоаналитиком. Тогда в нашей стране нигде и никто не учил психоанализу. Поэтому лишь много лет спустя профессия стала явью: личный анализ, теоретический семинар, щедрые, полные энтузиазма учителя и, самое главное, профессиональная среда, коллеги, сотрудничество и чувство локтя.

Изменилось ли что-то со времени первых опытов? Конечно. Юности свойственны мечты, а им - безграничность, грандиозность и надо всем поднимающая легкость. А потом в дело вмешивается принцип реальности. Он укорачивает крылья и придавливает к земле. Это не значит, что ты не можешь воспарить или теряешь чувство легкости, но появляется устойчивость. Утрачиваешь часть оптимизма, но становишься скромнее, смиреннее и в некотором смысле доверчивее к жизни. Перестаешь думать, что все зависит от тебя одной. Начинаешь учиться. И так и не прекращаешь это делать, пока память не откажет.

«Я мечтал стать другим»

Марк Певзнер, психотерапевт, директор тренинговых программ

С детства я мечтал стать моряком: мужественным, смелым, сильным. Был же эмоциональным и очень впечатлительным юношей. Закончив судостроительный техникум, пошел служить на флот, а примерно через полтора года понял, что по своей природе я не военный человек. Я был растерян… Стал много читать: Ромен Роллан, Лев Толстой, Владимир Леви. И внимательно наблюдал за людьми - эту возможность давало замкнутое пространство корабельной жизни. К концу службы у меня было твердое желание изучать психологию.

Я поступил в Ленинградский университет, полагая, что именно там я найду ответы на мучавшие меня вопросы. Позже, работая медицинским психологом, познакомился с Александром Бадхенoм, психиатром-наркологом. Эта встреча определила мою профессиональную судьбу. У нас обоих был огромный интерес к психотерапии, мы стали соратниками и друзьями.

Психотерапия открыла мне, что путешествие по внутреннему миру может быть не менее рискованным, чем морское плавание

В юности я искал пути самосовершенствования вовне. А мой жизненный и профессиональный опыт научили тому, что главный источник развития - внутренний ресурс человека. Сегодня я помогаю людям, веря в их способность использовать внутренние ресурсы и силы. И меня каждый раз удивляет, насколько они огромны. Они просто фантастические! Это настоящее богатство, которым можно научиться управлять, а значит, управлять собой и своей жизнью.

Психотерапия открыла мне, что путешествие по внутреннему миру может быть не менее рискованным, чем морское плавание. Я чувствую себя сильным, устойчивым и мужественным, что во многом связано с тем, что я смог принять себя таким, какой есть. Эмоциональность, чувствительность, открытость - раньше проявление этих качеств воспринималось как слабость, а сегодня я понимаю, что это мой дар, а значит, и моя сила.

«Мне хотелось понять, как устроен мир»

Инна Хамитова, клинический психолог, системный семейный психотерапевт

Все началось с любопытства: я очень хотела разобраться в том, как устроен мир... Закончив физфак МГУ, даже успела поработать по специальности. Но когда в начале 90-х ассигнования на науку сократились до нуля, встал вопрос: или эмигрировать, или искать другую нишу. А поскольку мой интерес к секретам мироздания так и не исчерпал себя, увлечение психологией можно считать закономерным: разница состояла лишь в том, чтобы изучать не внешний, а внутренний мир человека.

Была и вторая причина: многие близкие мне люди так же внезапно оказались выброшенными из жизни... Мы искали ответы на самые сложные экзистенциальные вопросы: зачем мы живем, зная о неизбежности смерти. Что нами движет? Как мы строим отношения с людьми, будучи в экзистенциальном смысле одинокими...

Оказавшись в Институте практической психологии и психоанализа, в атмосфере единомышленников, я смогла приблизиться к этой цели. Но главным сюрпризом прошедших лет стало то, как я изменилась сама за годы учебы, собственной психотерапии, работы с каждым клиентом, каждой семьей.

Получается, что я шла в психотерапию помогать людям, а начала лучше понимать себя, осознавать, что важно, а что нет. В результате изменилось отношение к жизни. Теперь я понимаю, что в тридцать лет, когда я только начинала заниматься этой профессией, я была абсолютно другой. Мною руководил в основном исследовательский интерес к внутреннему миру человека, сейчас же мне важно помогать людям.

Это очень приятно, когда у клиента меняется качество жизни или он, столкнувшись с трагическими обстоятельствами, не ломается, а находит в себе неведомые ранее ресурсы и даже становится счастливее. И всегда радостно ощущать свою сопричастность этому процессу.

«Меня поразил живой человеческий голос»

Екатерина Михайлова, психотерапевт, специалист по психодраме

Ребенком я могла часами лежать у муравейника и наблюдать, как исчезают и появляются цветные бисеринки на поверхности муравьиного купола. Этот исследовательский интерес определил и мой профессиональный выбор - я поступила в МГУ для того, чтобы стать ученым.

На третьем курсе психфака мой преподаватель Андрей Андреевич Пузырей поручил мне перевести одну из статей Карла Роджерса, в которой американский психотерапевт описывал то, что происходит между ним и человеком, который приходит за помощью. Меня удивило и потрясло то, что впервые в научной работе я услышала живой человеческий голос! Так мне открылся неизвестный мир психотерапии, и я, конечно, очень захотела в него заглянуть…

В начале 80-х это было возможно только через англоязычные тексты: мы жадно переводили и обсуждали с коллегами, психологами-практиками, попавшие в руки буквально на пару вечеров книги основателей психотерапии, привезенные кем-то из-за границы, ксероксы или распечатки на машинке их статей.

В начале 90-х появилась возможность ездить учиться и приглашать в Москву звезд психотерапии. Мы старались узнать и овладеть разными методами. Я предпочла психодраму. Этот метод не может устареть, исчезнуть или надоесть, потому что истинный автор происходящего на сессии не психотерапевт, а клиент, а человек сам себе надоесть не может.

Мне же как ведущей сессии и тогда, и сейчас кажется невероятно интересным оказаться с человеком в таком пространстве, где он живее и талантливее, чем в обычной жизни, гораздо больше готов к открытиям, новому опыту и невероятным изменениям.

«Я старался противостоять бессмысленности»

Александр Черников, семейный психотерапевт

В 1985 году я закончил Московский институт стали и сплавов и распределился в «ящик» - НПО «Алмаз». Еще совсем недавно он был «шарашкой», где работали заключенные - научные сотрудники, отбывающие наказание. Мой непосредственный начальник - доктор технических наук, лауреат Сталинской премии - был одним из них в 50-е.

Стены этого учреждения еще хранили дух режима: на каждом этаже стоял часовой, и свой блокнот с записями я должен был сдавать в Первый отдел. В общем, я чувствовал себя винтиком бесчеловечного и бессмысленного механизма. Стараясь справиться с этим состоянием, я занялся альпинизмом. Горы добавили разнообразия переживаний, но чувство бессмысленности не проходило. К дальнейшим поискам меня стимулировало участие в одном из первых психологических тренингов, и в 1987 году я оказался в МГУ на психфаке.

Ощущение было такое, как будто в душной комнате распахнулось настежь окно. Меня увлекли системная семейная терапия и психодрама - аналитика одного метода и энергетика другого прекрасно уравновешивали друг друга. Я защитил диссертацию и стал специализироваться в области супружеской психотерапии.

Консультируя, я постоянно убеждаюсь, что искренний и глубокий контакт с близкими - это важнейшее противоядие фальши общественной жизни и экзистенциальной тревоге бытия. Осмысленность жизни вообще удается, лишь когда мы не лжем себе и способны быть рядом с другим человеком, позволить себе быть связанным с ним. И конечно, психотерапия лучше любой другой профессии учит принятию людей, смирению перед чужой автономией и непохожестью на тебя другого человека.