Свойства познания.

  • Познание своим источником имеет (всегда направлено на) объект.

В широком смысле это объективная реальность, но идет определенный процесс познания предметом окружающего мира.

  • Предмет познания. Свойство сторона или сам объект, вовлеченный в познавательную деятельность.
  • Во взаимодействии объект-субъект, важную роль играет субъект. Познающий человек, группа людей, общество. Играет активную роль в познавательном процессе. Объект выступает первичным в знании, обуславливает его содержание, но субъект отличается активностью.
  • Объект, в целом объективный мир, это система. Мир представлен нам как внешняя данность и имеет внутреннюю сущность (законы, логика развития, принципы). Отсюда процесс познания это тоже система. Познавательная способность включается в себя конкретно-чувственное познание (КЧП) и логическое мышление (ЛМ).
  • Также познание это процесс взаимодействия КЧП и ЛМ.
  • В познании различают формальную логику (построение мысли по форме) и диалектическую (логика движения мысли по смыслу, содержанию). Процесс познания развивающийся.

В этом случае логика мира, его связи и развития, становится логикой мышления.

  • Цель познания истина (адекватное отражение реальности, достоверное знание).
  • Критерий правильности познания – практика.

Структура познания

  • Конкретно-Чувственное Познание
    • Ощущение - отражение отдельных свойств предметов или явления (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, тактильные, вкусовые). Ощущение источник познания.
    • Восприятие - синтез ощущений, некий целостный образ.
    • Представление - образ предмета или явления, сохраняющийся в сознании после прекращения воздействия данного предмета (невозможно без воздействия). Дает содержание и предмет нашим знаниям. Без них размышление было бы невозможным.
  • Логическое Мышление - опосредованное, обобщенное отражение внутренних связей, законов, сущностей мира, отношения предметов и явлений в форме понятий, суждения, умозаключений.
    • Понятия - отражения существенных внутренних существенных свойств, предметов и явления.
    • Суждения - мысль, в которой осуществляется связь понятий. Отрицание либо утверждение чего–либо.
    • Умозаключения - форма мышления, рассуждение, в ходе которого из двух или трех суждений выводится следующее.

«Мысль без содержания пуста , содержание без мысли слепо» (с) Кант.

Творчество

Творчество – психическая и практическая деятельность человека, связанная с созданием качественно новых духовных и материальных ценностей.

Кант рассматривает сознание как систему. Систему, связанную по необходимым законам. Связь есть действие рассудка.

Сознание это информационная система; информация, здесь, понимается как «мера организованности систем» и как структурная организация.

Особенности творческого процесса

1 этап -Объект, внешний мир, передает нашему сознанию связь (способ организации) и упорядоченность (правило организации).

2 этап (осознание увиденного) -Происходит рассуждение с помощью понятий. Осознание смысла. Правило превращается в принцип (основание) нашего мышления. Происходит понимание и осмысление происходящего.

3 этап - Становление необходимости нашего мышления, закона. Мы не просто понимаем мир, мы его объясняем.

Творчество , прежде всего, связано с системной и упорядоченной организациями знаний. Творческий процесс опирается на правила и законы, следовательно, творчество является высшим проявлением активности.

Закон становится логикой мышления , логикой системного построения мысли, логикой смыслового построения мысли. Закон обладает предсказательной силой. Является основанием имманентной (внутренней, органично присущей) активности мыслительной деятельности.
Логика лежит в основе творческой активности.

Интуиция – постижение истины без предварительного логического осмысления (без доказательств и обоснований).

2. В философии существуют две основные точки зрения на про­цесс познания:

гностицизм;

Агностицизм.

Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) опти­мистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально без­граничными возможностями познания.

Агностики (часто - идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:

Сам человек обладает ограниченными познавательными воз­можностями (благодаря ограниченным познавательным воз­можностям разума);

Сам окружающий мир непознаваем в принципе - человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений - "вещей в себе".

Агностицизм и гностицизм являются не главными разли­чиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. От­личие их подходов в том, что:

идеалисты считают познание самостоятельной деятельно­стью идеального разума;

Материалисты считают познание процессом, в результате кото­рого материя через свою отражательную способность - созна­ние - изучает сама себя.

Современная гносеология в своем большинстве стоит на по­зициях гностицизма и базируется на следующих принципах:

диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме позна­ния, использовать законы, категории, принципы диалектики;

Историзма - рассматривать все предметы и явления в кон­тексте их исторического возникновения и становления;

Практики - признавать главным способом познания практи­ку - деятельность человека по преобразованию окружающе­го мира и самого себя;

Познаваемости - быть убежденным в самой возможности познания;

Объективности - признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания;

Активности творческого отображения действительности;

Конкретности истины - искать именно индивидуальную и дос­товерную истину в конкретных условиях.

Познающим субъектом является человек - существо, наде­ленное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.

Общество в целом, которое за свою историю накопило громад­ный объем материальной и духовной культуры - носителей резуль­татов познания, также является познавательным субъектом.

Полноценная познавательная деятельность человека воз­можна лишь в рамках общества.

Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.

Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом на­зывается истиной.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12

В ходе многих исследований были выявлены условия, способствующие и препятствующие решению творческих задач. При рассмотрении оказывается, что многие из них связаны с характеристиками эмоциональной сферы человека. Возможно, одной из главных особенностей творческой личности является ее интеллектуальная раскованность. Творческий человек не боится высказать свое мнение, даже если оно расходится с общепризнанным. Творческий человек не склонен к конформизму, т. е. не боится быть не похожим на других в суждениях и поступках, не боится оказаться «белой вороной», показаться глупым, смешным или слишком экстравагантным. В итоге творческая личность, как правило, обладает многими «детскими» чертами характера (рис. 35).

Интересно отметить, что при этом у человека возникает сложное противоречие относительно стремления быть тактичным, нравиться людям, не критиковать других, уважать их мнение, заботиться об уважении к себе со стороны окружающих. Выход из этого положения связан с одновременным развитием не только критического и творческого мышления, но и системы моральных и этических норм, запретов и ценностей. Действительно, совсем не обязательно в процессе высказывания оригинального, отличного от других собственного мнения делать это с вызовом, в неуважительной форме, обижающей других людей.

Важно также отметить, что творческие черты не обязаны входить в противоречие с наличием глубоких интеллектуальных знаний, хотя соотношение творческого потенциала и собственно знаний в той или другой предметной области не представляется однозначным. Конечно, наличие сильно развитой базы знаний, обладающей множеством разнообразных и, в частности, оригинальных связей между отдельными понятиями, вообще говоря, создает предпосылки для творческих актов. Другими словами, создает условия для порождения правильных, но неожиданных с точки зрения большинства людей выводов.

Однако следует отметить, что при этом основную роль играют не отдельные «атомы», элементы знаний, а в большей степени наличие связей, а еще точнее, наличие способностей к установлению связей между отдельными, внешне не зависимыми, разноплановыми и разнородными данными. Таким образом, говоря о связи творческого потенциала со знаниями, скорее следует говорить о связи творчества и интеллектуальных способностей такого типа. Как будет показано далее, способности к творчеству находятся в сильной корреляции с интеллектуальными способностями. В частности, творческие люди обладают очень высоким коэффициентом интеллекта.

Тем не менее с точки зрения теории семантических сетей принципиальное отличие интеллектуальной и творческой деятельности, по-видимому, заключается в направленности на решение во многом отличающихся типов задач: задач понимания смысла и задач порождения нового смысла. Корреляция этих видов деятельности очевидна, тем не менее,имеют место различные примеры их независимого существования. Творческие способности, как следует из психологической литературы, нередко проявляются при внешней интеллектуальной «заторможенности» или, что имеет место много чаще, отмечается наличие хороших интеллектуальных способностей без развитого творческого начала.

Рис. 35. Характерные черты личности творческого человека коррелируют с определенными «странностями» поведения, однако, к сожалению, далеко не все странные люди обладают творческим началом

Вариант расшифровки символических знаков «понимать» и «порождать» может быть связан со следующими рассуждениями. Термин «понимать» подразумевает способности к отслеживанию хода чужих рассуждении, т. е. способность человека в ходе обучения быть в состоянии:

а) формировать новые связи между знакомыми понятиями;

б) формировать сами новые понятия.

Термин «формировать» в данном контексте используется во вполне определенном смысле. «Человек понимающий» должен постоянно следовать за внешним носителем этих связей и понятий, например, вслед за учителем, книгой и т. д. «Человек понимающий» должен также постоянно иметь точные рецепты для своих пошаговых мыслительных действий.

«Человек творящий», напротив, обладает способностью к порождению понятий, которые ничем внешне не обусловлены. Творческий человек способен делать неожиданные для большинства людей выводы, которые непосредственно ниоткуда не следуют. Такие выводы рассматриваются как некие «прыжки» мышления (сознательного или бессознательного), разрывы в обычной, стандартной логике рассуждении.

Действительно, классические результаты нестандартного, творческого мышления, такие, например, как формулировка принципа относительности Галилея или гелиоцентрической системы мира Коперника, вызывают даже у большинства современных людей сложности понимания. Сложность принятия тезиса о том, что «если тело не испытывает внешних воздействий, то оно находится в состоянии покоя или может двигаться с постоянной скоростью», связана с многовековой практикой и, следовательно, с устойчивой интуицией человека. Начиная с Аристотеля, люди считали, что движение с постоянной скоростью нуждается в постоянном внешнем воздействии и что покой - это естественное состояние тела. Если на тело не воздействуют никакие силы, оно останавливается.

Однако обычная интуиция при этом не учитывает, выпускает из внимания силы трения, постоянно воздействующие на покоящееся тело в естественных условиях. Способность обратить внимание на несущественные (или как бы «скрытые» от внимания в данном контексте) для большинства людей силы трения, т. е. способность к включению сил трения в систему рассуждении, связанных с понятиями «движения», «покоя», «скорости» представляет собой, по-видимому, сущность творческого начала в данной ситуации.

Более детальное и привязанное к материальному субстрату рассмотрение данного вопроса может быть проведено при анализе проблемы творчества в контексте работы семантических сетей (см. гл. «Моделирование процессов мышления и творчества»). В частности, как следует из анализа, хорошо структурированная область знаний должна обладать наличием особым образом организованной системы приоритетов связей между различными узлами сети, причем особо важно отметить, что эти узлы не обязаны находиться вблизи друг друга, составляя тем самым некую компактную область. Более того, участвуя в различных и многочисленных системах связей и рассуждении, одни и те же узлы (понятия) неизбежно будут организовываться в причудливые точки зрения топологии, и, как правило, принципиально некомпактные участки сети.

Другими словами, можно предполагать, что если некоторая устоявшаяся система фактов и теоретических положений со временем приобретает вид компактного участка сети, то после совершения определенного творческого акта в эту сеть включаются некие неожиданные, странные и, следовательно, удаленные (в исходном пространстве) узлы знаний.

В этом плане является уместной аналогия между так понимаемой структурой участка семантической сети (т. е. участка знаний) и структурой так называемой нейронной констелляции или нейронного ансамбля. Данное понятие было введено в качестве нейропсихологической гипотезы английским психофизиологом Д. Хеббом в 1952 г. для объяснения результатов ассоциативного обучения на уровне нейронных связей (30, 280-282). Модель нейронных ансамблей, таким образом, основана на идее облегчения движения нервных импульсов по некоторой сети при их повторном прохождении. Ранее (в п. 2.2 «Механизмы образования ассоциативных связей») были коротко рассмотрены основные принципы механизма проторения путей между нервными клетками в процессе ассоциативного обучения. В результате этих исследований некоторые аспекты процессов проторения выявлены на нейронном, субнейронном и молекулярном уровнях, что дает возможность достаточно обоснованно предполагать формирование нейронных ансамблей и констелляций в процессе мыслительной деятельности.

На самом деле в реальном процессе мышления в принципе присутствуют как элементы понимания, так и элементы творчества, и, по-видимому, имеет смысл говорить о степени выраженности интеллектуального и творческого начала в определенной мыслительной деятельности.

Более того, логично предположить, что граница между чисто творческой и интеллектуальной деятельностью является «размытой», не всегда четкой. Действительно, часто трудно определить, является ли разница между двумя понятиями принципиальной или одно из них представляет собой частный случай другого. Прослеживая ход уже проведенного рассуждения, часто трудно понять, почему некоторый вполне «тривиальный» шаг вызывал такие сложности при его понимании. В этом смысле трудно решить, был ли данный мыслительный акт актом творчества или актом простого понимания (рис. 36).

В результате при сравнении актов «порождения» и «понимания» выявляется определенный парадокс. Характерной особенностью «человека понимающего» является то, что он, по определению, способен усвоить некоторую систему знаний. Более точно - способен сформировать у себя копию связей между понятиями, созданную ранее «человеком творческим». Следует отметить, что данная работа по копированию участка семантической сети знаний не является чисто механическим актом и требует осуществления таких сложных предварительных операций, как формирование исходных понятий, формирование списков атрибутов (свойств) этих исходных понятий, формирование новой системы приоритетов среди атрибутов и т.д.

Ввиду того,что большинство операций понимания проводится как процедуры построения копий, при сравнительном анализе актов понимания и творчества может появиться странное и обманчивое ощущение «растворения», «исчезновения» творческого начала в ходе его пошагового разбора. Тем не менее разница между пониманием и творчеством в рамках рассматриваемой модели - это разница между оригиналом и копией!

Р и с. 36. Сравнение качеств людей, с преобладанием творческого и интеллектуального начала

Сущность собственно творческого акта в плане механизмов семантических сетей, возможно, связана с комбинацией нескольких факторов.

а) способности к быстрому и, главное, постоянно идущему перебору множества вариантов связей между уже существующими понятиями (узлами сети). При рассмотрении этого фактора следует учитывать, что в данной модели каждый узел сети представляет собой некий набор или список атрибутов (свойств, характеристик), описывающих данное понятие. Следует также учитывать, что реализация полного перебора требует, вообще говоря, катастрофически быстро растущих затрат времени и памяти. В связи с этим выход из проблемы перебора связан с наличием способностей, определяющих возможность формирования процедур «усеченного», неполного, выборочного перебора. Важное значение в этом плане имеют несколько типов нижеперечисленных способностей;

б) способность к формированию открытого, в смысле постоянно генерируемого (дополняемого и изменяемого) списка характеристик того или иного явления или понятия. Очевидно, что список этих характеристик (атрибутов) и их приоритетов должен меняться в зависимости от задачи или от предметной области. Этот тип способностей важен ввиду того, что именно характеристики (атрибуты) изучаемых явлений и объектов представляют собой наборы исходных параметров, используемых для перебора, комбинаций и установления приоритетов;

в) способность к формированию удачной системы приоритетов среди вариантов связей, подготавливаемых к перебору. Механизм этого процесса, в частности, может быть связан с установлением пар хорошо сочетающихся атрибутов, где в пару входят по одному атрибуту от каждого понятия, включаемого в связь. Причем следует отметить, что системы перебора и установления приоритетов связей также должны меняться в зависимости от решаемой в данное время задачи или от предметной области;

г) способность к формированию новых понятий (узлов сети). Данная процедура может рассматриваться как циклический (итерационный) процесс, суть которого состоит в формировании некоторого способа построения дедуктивного или (и) индуктивного рассуждения на основании имеющихся фактов и понятий. Очевидно, что в этом процессе будут так или иначе задействованы ранее сформированные участки семантической сети, т. е. ее отдельные узлы (понятия, фреймы) и связи между ними.

Наконец, следует отметить, что, говоря об узлах сети как о структурах, являющихся материальным субстратом понятий, мы, как правило, имеем дело с некоторым многослойным образованием, включающим в себя определенное количество других узлов (понятий), расположенных на разных уровнях иерархии. При этом два сложных понятия могут отличаться друг от друга даже наличием одной связи (рис. 37).

В рамках такой модели становится понятной разница в способностях к творчеству у отдельных людей, причем разница, проявляющаяся по-разному в различных предметных областях. Действительно, предположим, что на каком-либо этапе рассуждения у некоторого человека сложилась «удачная» система приоритетов вариантов перебора признаков (или каких-то других элементов рассуждения). В результате этот человек в данной конкретной ситуации проявит себя как творческая личность.

В случае проведения некоторого другого рассуждения в другой предметной области данный субъект будет пользоваться другой, по-другому организованной базой знаний. Допустим, что эта база знаний сложилась у него, например, в результате менее удачного процесса обучения (плохой учитель, неудачный учебник) или в результате отсутствия положительных мотиваций к освоению данной области знаний. В результате этот же человек проявит себя как нетворческая личность.

В качестве иллюстрации сказанного рассмотрим высказывание знаменитого математика Д. Гилберта. Характеризуя некоего ученого, он сказал: «Этот человек не может быть математиком, для математика у него слишком мало воображения». Впоследствии эта формулировка сделалась более общей и стала применяться как некий критерий пригодности человека к деятельности ученого любой специальности, т. е. к деятельности, связанной с логикой и точным расчетом.

Рис. 37. Творческий акт, по-видимому, в существенной степени определяется факторами перебора и установления приоритетов характеристик объектов

Неожиданность и точность использования в данном контексте такого свойства, как воображение, явно свидетельствует о творческом характере данного определения. С точки зрения модели семантических сетей факт творчества есть следствие особой организации узла (узлов) сети, связанных с описанием фрейма «математик». Среди множества стандартных свойств понятия «математик» Гилберт, во-первых, выделяет одно нестандартное, причем, во-вторых, это нестандартное свойство - воображение - имеет максимальный приоритет (вес), что, в-третьих, позволило резко сократить перебор огромного количества других свойств, вообще говоря, присущих математикам.

Темы и вопросы для семинаров и самопроверки

1. Рассмотрите разницу между сенсорными (например, зрительными) и мыслительными понятиями.

2. Проанализируйте простейшие схемы ассоциации на примере схемы условного рефлекса.

3. Рассмотрите принципы перехода к более сложным типам ассоциаций на примерах цепей условных рефлексов разной степени сложности.

4. Проанализируйте свои представления о происхождении неврозов человека, исходя из данных о механизмах возникновения экспериментальных неврозов у животных.

5. Коротко сформулируйте и представьте в виде схемы свои представления о молекулярных механизмах формирования ассоциативных следов памяти.

6. Каковы нейрофизиологические механизмы запоминания информации и их связь с процессами синаптической передачи нейромедиаторов?

7. Какова природа пластичности инстинктивного поведения?

8. Рассмотрите на конкретных примерах соотношения элементов обучения и «жестких» запаянных схем в рамках инстинктивного поведения.

9. Проанализируйте «корни» появления ритуалов, суеверий, исходя из ограниченности знаний и способностей к обучению.

10. Критически проанализируйте примеры, рассматриваемые этологами (специалистами по изучению поведения животных) в качестве примеров наличия у животных элементов (или «проэлементов») ритуального поведения.

11. Приведите классические примеры моделей инструментального поведения животных. Сравните схемы инструментального и условно-рефлекторного поведения животных. Рассмотрите вопрос, насколько велики сходства и различия этих типов поведения?

12. Опишите принципы инструментального поведения с точки зрения теории перебора действий.

13. К каким последствиям в теоретическом и практическом плане ведет переход механизмов мышления от процедур, связанных с перебором действий, и к процедурам, связанным с перебором символов действий? Рассмотрите примеры.

14. Проведите сравнительный анализ таких видов мыслительной деятельности, как наглядно-образное, действенное, понятийное мышление. Насколько эти виды исчерпывают мыслительную деятельность? Можете ли Вы рассмотреть другие типы классификации видов мышления?

15. Охарактеризуйте основные операции и процедуры мышления.

16. Приведите примеры и критически рассмотрите теоретические основы и принципы осуществления дедуктивных и индуктивных мыслительных процедур.

17. Опишите роль семантических сетей в моделировании процессов мышления и творчества. Можете ли Вы привести примеры, не укладывающиеся в модель мышления как работы системы семантических сетей?

18. В чем разница модельных представлений о поверхностных и глубинных структурах языка? Рассмотрите примеры этих типов структур.

19. Рассмотрите примеры развития языка животных разных уровней развития. Попробуйте составить схемы (модели) мыслительных процедур, способных реализовать эти примеры.

20. Перечислите и критически проанализируйте последовательность и содержание фаз творческого процесса. Можете ли Вы, используя собственный опыт, знания и интуицию, в чем-то добавить или уточнить данную схему 7?

21. Критически проанализируйте схему, описывающую основные черты, сходство и различия между «человеком творческим» и «человеком понимающим».

  • I. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Приемы сказочного повествования
  • II. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • II. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ образовательного процесса по учебным предметам
  • II.1.2. Сравнительный анализ гуманистической и рационалистической моделей педагогического процесса

  • Творческий процесс – это процесс, в котором главная направленность сознания и фантазии человека идет на создание или усовершенствование чего-либо. На самом деле, это любое ежедневное деяние человека, в большей или меньшей степени важности. Как по мне, самой большой особенностью творческого мышления есть его формирование и развитие, на этом я больше всего и хотела бы сконцентрировать внимание. Но про особенности позже.

    Главной чертой творчества есть его уникальность, ведь именно из-за неё мы и называем это «творчеством», а никак по-другому. Уникальность дарит новое, необычное – главное в творчестве. Если брать в пример данное эссе – оно является кое-каким, но проявлением творчества. Но само творчество проявляется не только в письме, но и в многих других разновидностях, таких как: музыка, художественное творчество, научное (изобретательское) и много других.

    И правда же, как часто интересует вопрос, что было основой идеи для созидателя? Что является основой творческого процесса? В этом есть некая загадка творческого процесса.

    У всех этих разновидностях есть одно общее, создание творческих «предметов» непосредственно зависит от внутреннего мира создающего. Чаще всего, создание можно описать как «поток» маленьких частиц, которые собираются в единое целое и в последствии создают, творят, созидают.

    Были ученые, которые пытались делить творческий этап на этапы или же стадии, но как по мне, такое деление имеет только приблизительную суть. Вот, опять-таки, пример написания этого эссе – оно, честно, не имело тех этапов (Этапы по Уоллесу : подготовка, инкубация, озарение, проверка). Просто потому что, был интерес в написании, он просто вытеснил все эти 4 этапа. Так же, есть и много других вариаций, но разве это не просто условность?

    Я считаю, что это для тех людей, которым всегда нужен ответ.
    Но откуда берется этот «поток» ?
    Как формируется подобный процесс?

    Конечно, никому не секрет, что творческий процесс – это плод бессознательного, которое, в свою очередь есть совокупностью и опыта (который включает множество подпунктов), и умений, навыков, психологических состояний созидателя, и, конечно же, вкусов. Может быть, правда, и интеллектуальный толчок, например, человек желающий создать, что-то новое и оригинальное изучает всё, что на данный момент создано и ищет с помощью рационального мышления то, что покажется тем новым.

    Но, всё-таки, в большинстве случаев – это то «нечто», что скрывается где-то внутри человека и которое вырывается, подобно вулкану с недр, в моменты вдохновения, чувствительном пике. Именно оно, вдохновение (бессознательный порыв) играет одну с главных ролей в формировании творческого процесса.

    Так же, толчком к желанию творить в человеке могут играть социальные причины, такие как желание получить славу, желание остаться в памяти, желание обратить на себя внимание или…желание найти себя, желание убежать от реального мира. Творчество может быть ответом на вопросы, а может быть и бесконечным поиском – разве это не особенность? Творчество может стать глубоким безлюдным убежищем, но и одновременно быть общекультурным популярным произведением.

    В каждом человеке есть часть творчества, но, к сожалению, не все могут открыть в себе ту часть своего внутреннего мира. Оно ведь может проявляться не только в культурной среде, а и в обычных вещах, даже в быту. Бывает такое, что люди сами отталкивают свои творческие порывы из-за неуверенности, безверии к себе. Строить цели, мечты и со временем воплощать их, формировать сущность свою, формировать в себе человека – разве это не творчество?

    По сути, проживание жизни – это элементарный пример творческого процесса, как человек находит выход с разных ситуаций, подстраивается под «переменное». Наверное, каждый день человек попадает в такую ситуацию, где открываются его творческие способности, пусть может и не достаточно хороши.

    Особенным видом творческого процесса есть «критическое мышление». Критическое мышление – способность видеть вещи в разных ракурсах или же разных вариациях. Такой навык полезен, скорее всего, во всей деятельности человека, так как он есть основой движения вперед, развитием.

    Если брать творчество как отображение внутреннего мира человека – то мы никогда его не поймем, будем всегда витать близко, стараться придумать объяснение, которое будет граничить с нашим восприятием. Вот в этом примере, можно проследить двузначность современного «творческого мышления». Фраза «мы никогда не поймем» и сказанное до неё – отображение творчества человека, дальше понимание этой фразы, поиск её значимости или абсурдности есть так же творческим процессом, соответственно исход – критика или одобрение есть общим исходом творческого мышления.

    Фактически, можно сказать, что творческий процесс есть типичным для человека в большинстве ситуациях. Но это не так, изначально можно было добавить (ещё в термин), что у человека есть так званая «грань» мышления. Шопенгауэр это называл «однобокость» мышления, суть такого мышления было направлено на восприятия мира, вещей только с помощью здравого смысла (он же и есть той самой «однобокостью»). В таком случае, творческое мышление теряет свою значимость и притупляется в сознании человека.

    Всё выше перечисленное есть особенностями творческого процесса , сам этот процесс изначально есть особенным. Особенным есть написание эссе и особенным будет чтение его и проверка.

    Тут возникает вопрос, есть ли восприятие творческим процессом? Тут мнения могут расходиться категорически, так как главная идея творческого – это создание или усовершенствование. Но, при восприятии, какое оно не было, наше сознание создает некий «образ» (под образом я имела ввиду картинку бессознательного, это может быть и мнение). Пусть образ будет иметь положительную или негативную оценку, но он создается соответственно индивидуальным уникальным потокам человека.

    100 р бонус за первый заказ

    Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

    Узнать цену

    Творчество как процесс успешен в том случае, когда у личности имеет место так называемое «озарение» (без кавычек – это религиозный термин) или «ага-решение», или второе вдохновение, или же инсайт.

    Инсайт (от лат. Insight – постижение, озарение) – внезапное и не выводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы.

    Английский ученый Г.Уоллес выделил 4 стадии любого творческого процесса: 1 – подготовка; 2 – созревание; 3 – «озарение» (или инсайт); 4 – проверка.

    Центральным специфическим творческим моментом считалось «озарение» – интуитивное схватывание искомого результата.

    Я.А.Пономарев выделил три этапа творческого акта:

    1. Постановка проблемы. Здесь активно работает сознание.

    2. Решение проблемы. Активно бессознательное.

    3. Проверка. Активно сознание.

    Много работ посвящено сновидению как наиболее удачному способу решения творческих задач (таблица Д.И.Менделеева, формула бензольного кольца). Но многие ученые говорят, что на сон надеяться нельзя. Необходимо достичь вдохновения.

    Вдохновение – это состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил, творческого волнения человека, ведущее к возникновению или реализации замысла и идеи произведения науки, искусства, техники.

    Вдохновение имеет четыре фазы: 1. Подготовительная. 2. Состояние самозабвения. 3. Непроизвольное течение творческого потока. 4. Легкость, с которой мысли находят свое выражение в соответствии с видами творческой деятельности. В момент достижения вершины вдохновения происходит согласование трех основных базисных сторон психики: образного чувственного отражения; понятийного логического мышления и эмоций.

    К видам творчества относят:

    1. Техническое творчество.

    2. Научное творчество

    3. Художественное творчество.

    По процессу ничем не отличаются, те же стадии, те же личностные особенности. Но по степени соотношения между элементами, по приоритету этих элементов, различия существуют. В техническом творчестве на первом месте стоят чувственные образы, затем мышление и за ним эмоции. В научном творчестве приоритет отдается мышлению, затем чувственные образы, а затем эмоции. В художественном творчестве на первом месте находятся чувственные образы, на втором эмоции и затем идет мышление.

    1. Этапы постановки и решения творческих заданий

    П.К. Энгельмейер описал три этапа творчества – замысел, план, исполнение. Данному автору принадлежит "Теория творчества", вышедшая в 1910 г. Предисловия к ней были написаны Д. Овсянико-Куликовским и Э. Махом. Овсянико-Куликовский подчеркивает, что особую ценность представляют проводимое в книге сближение творчества технического с научным и художественным. Э.Мах, в свою очередь, дает такую оценку: "Когда общепринятые представления и точки зрения одной области переносятся в другую область, то это всегда оживляет эту последнюю, обыкновенно даже обогащает ее и способствует ее развитию" . В этой работе Энгельмейер уже не ограничивается вопросами изобретательства. Он разрабатывает основы новой науки "эврилогии" - науки о творчестве. Разбираются проблемы природы творческого процесса не только в технике, но и в науке, религии и искусстве.

    Основное место в книге занимает "теория трехакта", состоящего из трех стадий: желания, знания и умения. В первом акте изобретение предполагается, во втором доказывается, в третьем осуществляется. Поэтому, в первом акте все начинается с интуитивного появления гипотетической идеи. Во втором акте разрабатывается план, изобретение преобразуется в логическое представление. Третий акт не связан непосредственно с творчеством. Выполнение плана может быть поручено соответствующему специалисту. Гениальность проявляется в первом акте, талант во втором, прилежание в третьем.

    В когнитивной психологии Уоллес описал следующие четыре последовательных этапа творческого процесса:

    Подготовка: Формулировка задачи и начальные попытки ее решения.

    Инкубация: Отвлечение от задачи и переключение на другой предмет.

    Просветление. Интуитивное проникновение в суть задачи.

    Проверка: Испытание и/или реализация решения.

    Четырехэтапная модель творческого процесса Уоллеса дала концептуальные рамки для анализа творчества. Рассмотрим вкратце каждый из этапов.

    Подготовка. Например математик Пуанкаре упоминал в своих записках, что он интенсивно работал над задачей две недели. За это время он, видимо, перепробовал и по разным причинам отверг несколько возможных решений. Но было бы конечно неправильно предполагать, что подготовительный период длился две недели. Вся его профессиональная жизнь как математика, а также, возможно, и значительная часть его детства может рассматриваться как часть подготовительного периода. Общей темой в биографиях многих знаменитых людей является то, что даже в раннем детстве они развивали идеи, приобретали знания и пробовали развивать свои мысли в конкретном направлении. Под воздействием таких ранних идей часто формируется самая отдаленная судьба творческой личности. Одной из многих тайн в этом процессе остается то, почему другим индивидуумам, находящимся в аналогичном стимульном окружении (а во многих случаях и лишений), не удается получить признание своего творческого таланта. Платон предполагал, что творчество может быть делом рук гораздо более непреодолимых сил, чем силы окружения. Может, стоило бы обратить внимание на генетические основы творчества.

    Инкубация. Почему так получается, что творческий прорыв часто следует за периодом, во время которого проблема может оставаться "вспаханной под пар"? Возможно, наиболее прагматическое объяснение этому состоит в том, что значительную часть нашей жизни мы отдыхаем, смотрим телевизор, плаваем с аквалангом, играем, путешествуем или лежим на солнце и наблюдаем, как плывут облака, вместо того, чтобы упорно размышлять о какой-нибудь проблеме, требующей творческого решения. Так что творческие акты часто следуют за периодами сна или безделья скорее всего просто потому, что эти периоды занимают много времени. Познер (Posner, 1973) предлагает несколько гипотез, касающихся инкубационной фазы. Согласно одному из его предположений, инкубационный период позволяет человеку оправиться от усталости, связанной с решением задачи Перерыв в трудной задаче позволяет также забыть несоответствующие подходы к данной задаче. Как мы уже видели, решению задачи может препятствовать функциональная закрепленность, и не исключено, что во время инкубационного периода люди забывают старые и безуспешные способы ее решения. Еще одна гипотеза, объясняющая, как инкубация может помочь творческому процессу, полагает, что в этот период мы на самом деле продолжаем работать над задачей бессознательно. Такое представление сходится со знаменитым положением Вильяма Джеймса "Мы учимся плавать зимой и кататься на коньках летом" Наконец, во время перерыва в процессе решения задачи может происходить реорганизация материала.

    3. Просветление Инкубация не всегда ведет к просветлению (мы все знаем много людей, которые пребывали в инкубации большую часть своей жизни, но до сих пор не достигли просветления). Однако, когда это происходит, невозможно ошибиться в ощущениях. Неожиданно "включается лампочка". Творческая личность может почувствовать порыв возбуждения, когда все кусочки и крупицы идеи вдруг встают на место. Все относящиеся к делу идеи согласуются друг с другом, а несущественные мысли игнорируются. Примеров просветления в истории творческих прорывов множество Открытие строения молекулы ДНК, открытие бензольного кольца, изобретение телефона, завершение симфонии, сюжет повести -все это примеры того, как в момент просветления в разум приходит творческое решение старой назойливой задачи.

    4. Проверка. Вслед за радостным возбуждением, иногда сопровождающим проницательное открытие, наступает время проверить новую идею. Проверка - это своего рода "отмывание" творческого продукта, когда он проверяется на предмет его законности. Зачастую после тщательного изучения решение, представлявшееся творческим открытием, оказывается интеллектуальным "самоварным золотом". Этот этап может быть довольно коротким, как в случае перепроверки вычислений или пробного пуска новой конструкции; однако, в некоторых случаях верификация идеи может потребовать целой жизни исследований, проверок и перепроверок.

    Русский философ-педагог Н.Д. Никандров выделили четыре этапа творчества:

    1) возникновение замысла, направленного на решение задачи;

    2) разработка замысла;

    3) воплощение замысла в деятельности;

    4) анализ и оценка результатов творчества.

    Понамарев Я.А. выделяет четыре фазы:

    1) Сознательная работа (подготовка). Особое деятельное состояние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи.

    2) Бессознательная работа. Созревание, инкубация направляющей идеи (работа на уровне подсознания).

    3) Переход бессознательного в сознание. Этап вдохновения. В результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения. Первоначально в виде гипотезы, в виде принципа или замысла.

    4) Сознательная работа. Развитие идеи, окончательное оформление идеи.

    Примером решения творческих заданий может быть пример решения задач с помощью мозгового штурма, позволяющий наиболее быстро и эффективно найти приемлемые варианты решения.

    На первом этапе мозгового штурма мы формулируем задачу, которую необходимо решить. Лучше, если это будет сделано в форме вопроса - и, конечно же, в письменном виде. Торопиться не нужно - потому что правильно заданный вопрос уже несет в себе залог ответа. Мы должны постараться увидеть конкретную ситуацию в контексте всей работы, а если речь идет о нас - то в контексте всей нашей жизни. Нам необходимо взглянуть на потребности в свете наших основных ценностей.

    Следующий этап - свободная генерация идей. Все идеи также необходимо записывать. Не имеет никакого значения, насколько осуществимыми выглядят эти идеи на первый взгляд. Главное - это необходимость их выразить и зафиксировать на бумаге, сделать объектом рассмотрения - но не критики. В процессе генерации идей, критика должна быть исключена.

    Наконец, последний этап - это подведение итогов. Если перед началом мозгового штурма могло угнетать чувство, что выхода из ситуации нет, то сейчас очевидно, что это не так. Альтернативы есть - пусть даже некоторые из них и не выглядят реалистичными. А это помогает трезво оценить эти идеи и выбрать наиболее подходящее направление, в котором следует двигаться дальше.

    В настоящее время все больше педагогов стремятся раскрыть творческий потенциал своих учеников. Для этого они составляют творческие задания и планируют соответствующие системы творческих заданий, приведем некоторые подходы в организации творческих заданий по специальной системе.

    В основе этой технологии – применение систем творческих заданий для воспитания творческих качеств личности. Основные этапы технологии следующие:

    1. Постановка задач темы и уроков. При постановке задач темы и уроков определяется, что на реализацию учебных, развивающих и воспитательных задач будет уделено примерно одинаковое время на протяжении изучения темы.

    Знания можно зазубрить, если ежедневно механически запоминать определенные тексты, правила и термины, а можно усвоить, и довольно широко и глубоко, если не тратить время на механическое запоминание, а обучать учащихся применению теоретического материала для решения творческих задач, то есть через непроизвольное запоминание. Мастерство учителя заключается не в том, чтобы максимально облегчить учебную деятельность учащихся, а в том, чтобы даже слабые ученики имели методическое обеспечение: методики, конспекты, алгоритмы – и умели бы применять их для выполнения сложных заданий. Но в школах в большинстве случаев пока наоборот – эффективность урока и, следовательно профессионализм, учителя оцениваются по одному критерию – умению учащихся рассказывать по памяти материал предыдущего урока и выполнить несколько репродуктивных заданий.

    2.Ознакомление и конспектирование учебной информации. Заучивание основной терминологии закономерностей. На этом этапе учащиеся знакомятся с учебным материалом, составляют его копии: конспекты, таблицы, схемы. Заучиваются только определения основных терминов и закономерностей. В этом принципиальное отличие данной технологии от технологии “Система учебной информации”, где требуется заучивать всю учебную информацию.