«Честная Позиция» - противодействие незаконной политике на рынке продаж электротехники в России. Об истории создания Ассоциации, задачах, текущей работе и дальнейших планах - в интервью с исполнительным директором Ассоциации «Честная Позиция» Сергеем Гвоздевым-Карелиным

Расскажите об истории создания Хартии/Ассоциации "Честная Позиция". Что послужило основанием?
Все началось с идеи, которая в конце 2013 года явилась результатом обсуждения учредителями нескольких дистрибуторских компаний. После этого на совещании в феврале 2014 года уже девять компаний подписали декларацию, которая тогда называлась "Соглашение о работе на электротехническом рынке". Дальше это соглашение развивалось и переросло в Хартию, а в недавнем заседании участие принимали уже более 40 компаний. За период становления Хартии был проделан большой объем организационной работы, одним из результатов которой стало создание Ассоциации. Вот такая история, если вкратце.

Часто спрашивают, а в чем разница между Хартией и Ассоциацией и как эти две структуры связаны друг с другом. Поясните пожалуйста.
Вопрос действительно требует пояснений. Сначала образовалась Хартия как декларативная договоренность участников рынка соблюдать определенные правила и принципы в работе. По мере продвижения этого проекта его участники поняли, что нужен инструмент, с помощью которого соблюдение правил и принципов, сформулированных в Хартии, можно было бы контролировать и развивать. Так родилась идея создания Ассоциации с одноименным названием "Честная Позиция".
Тут можно провести аналогию с Олимпийской хартией. Эта хартия является декларацией принципов олимпийского движения и в конце XIX века практически одновременно с ней появился Международный Олимпийский Комитет (МОК), созданный для реализации олимпийских принципов и организации олимпийского движения. Может быть, это не вполне скромно сравнивать нашу Ассоциацию с МОК, но лучше примера я не нашел.
Таким образом, Хартия и Ассоциация - это две части одного целого: декларативных договоренностей и инструмента для их реализации и контроля.

Какие направления работы Ассоциации?
Общей задачей Ассоциации является продвижение и реализация на электротехническом рынке принципов одноименной Хартии. В настоящий момент у нас сложилось два направления работы. Первое - это контроль за соблюдением принципов добросовестной конкуренции (отказ от незаконных методов мотивации покупателей). За время существования Хартии и Ассоциации сформированы механизмы такого контроля, достигнуты определенные результаты. Мы видим, как рынок начал преображаться. Второе направление - это борьба за техническое соответствие заявленных в документации характеристик электротехнической продукции реальным. Как всем хорошо известно, в последнее время это явление стало приобретать массовый характер. Недобросовестные поставщики, искажающие данные о своей продукции, не дают по сути возможности развиваться добросовестным высокотехнологичным компаниям-производителям, продавая некачественную продукцию по меньшей цене и выдавая ее за качественную. Эта проблема характерна не только для светотехники, где мы начали уже работу, но и для других видов электротехнической продукции, например, кабельной, так что работы много.

Кто на сегодняшний день входит в Ассоциацию и как она организована?
В настоящий момент членами Ассоциации стали 14 компаний. Среди них 7 дистрибьюторов: Русский Свет, ЭТМ, ЭКС, АВС ЭЛЕКТРО, Точка Опоры, ФОРУМ ЭЛЕКТРО, ЭЛЕВЕЛ, и 7 производителей: Световые Технологии, ИЭК, ДКС, EKF, КМ ПРОФИЛЬ, ОСТЕК. Если в начале пути Хартию подписали только дистрибьюторские компании, то уже больше года в список присоединившихся к Хартии входят компании-поставщики. И список расширяется, чему мы очень рады. В Ассоциации образовано соответственно два комитета - Дистрибьюторов и Поставщиков, которые работают параллельно и встречаются один раз в месяц для подведения итогов и обсуждения планов, а также Рабочая Группа - для совместного решения общих вопросов. Ассоциация существует на членские взносы ее участников.

Что удалось реализовать на сегодняшний день, каковы результаты деятельности Ассоциации?
Мы еще очень молодая Ассоциация, регистрация закончена в апреле 2015 года и о каких-либо реальных достижениях говорить пока рановато. Тем не менее мы уже приобрели опыт работы по мониторингу участников рынка на предмет применения методов незаконной мотивации. Эта работа ведется с июля 2014 года, отработан и уже работает механизм воздействия на недобросовестных участников рынка. Активно начали развивать второе направление - борьбу за техническое соответствие.

Каковы дальнейшие планы?
Все мы хотим жить в цивилизованной стране, обществе, рынке. Уверены, что нам удастся совместными усилиями привести и наш электротехнический рынок к цивилизованной форме. Это наша общая цель. А конкретных планов и нерешенных задач очень много. Нужно совершенствовать механизмы работы, развивать взаимодействие с государственными структурами, другими некоммерческими организациями, идущими с нами в одном направлении. Будем продвигать бренд «Честной Позиции», чтобы сделать его почетным и престижным для всех, кто встанет под его флаги. Ну и будем стремиться к тому, чтобы большое число компаний были с нами.

Добрый день, Эволюция,

Ваш блог меня наполняет спокойствием, когда его читаю. Даже не знаю почему срабатывает такой эффект. (Спокойствие от чтения блога могут чувствовать те, кто готовы строить свои опоры. Тревогу чувствуют те, кто хотел бы опираться на веру в добрую судьбу)

Живу заграницей. Мне 28 лет. На СЗ познакомилась с мужчиной, ему 38, военным человеком, один из шефов, иностранец. Его ОЗ намного больше моей (свой дом с бассейном, две машины, лодка, хорошая зп, увлекательные хобби), а я просто приехала в свою любимую страну с намерением остаться в ней: нашла официально оформленную работу *официанткой, это не моя мечта, но как только получу окончательную резиденцию (не будет больше сложных бюрократических процессов с работой), буду более свободна в выборе и учусь, снимаю комнату на первой линии пляжа, проработав много летом, улетела в Центральную Америку самостоятельно на месяц. (Когда вы имеете работу, которая вас не устраивает, важно как можно больше времени уделять учебе. Активная прокачка ресурса учебы с практическими целями компенсирует временную слабость ресурса работы и вселяет уверенность в себе. В ином случае без нормального ресурса работы человек чувствует себя потерянным и беззащитным, даже если не рефлексирует. Это касается эмигрантов, женщин в декрете, людей на длительном больничном или в кризисе по внешним или внутренним причинам)

Первую неделю ежедневного общения он был внимателен, заботлив, радостно видеть сообщения полотна, все как всегда «в начале» общения. Я приболела, сразу не могла увидиться, позже мы встретились. Он переживал, что старше меня и вдруг он мне не понравится внешне. Увидев его, поняла, что глупости это.

Пообедали в очень чудесном месте, на прощание он первый поцеловал, его гормоны взорвались по его словам после встречи, до этого обнимал, спрашивал за обедом комфортно ли мне. В общем, милое первое свидание. Сразу же написал, что я ему понравилась. ("Гормоны взорвались", - не такой уж хороший комплимент для первого свидания. Лучше, когда вам сначала делают комплименты не физиологического характера, а личные. Интересно, что если девушки искренне радуются сомнительным комплиментам, это почти всегда говорит о проблемах с самоуважением)

Добавлю, что есть один недостаток, он ооооочень много работает, график с 8 до 14 и с 17-18 до 22-23 и постоянные учения.. а порой и в перерыв с 14 до 18 тоже остается на работе, практически живет там. С самого начала понимающе относилась к его ритму. (Здесь сразу обращаю внимание на то, как она заняла позицию снизу. Он занят на работе и это достойно уважения. Но посмотрите, не он переживает, что видеть ее чаще не может, а она переживает, но понимающе относится. То есть ей с самого начала отношения нужны больше и она не стесняется это транслировать)

Продолжили постоянное нежное общение, доброе утро/доброй ночи, через два дня или день он пригласил к себе. Приехала, увидела его увлечения, как живет,кота, пообедали, целовались, звал в спальню несколько раз, изначально просто улыбалась, а потом отказалась. Он сказал, я подожду сколько тебе нужно. (Вот вопрос очень частый: как оттянуть секс, не отталкивая мужчину. Только одним способом: общаясь в иной обстановке. То есть не сводя все общение к выпивке и поцелуям, тем более у него дома. Гуляя где-то и общаясь о чем-то интересном. Если вам предлагают - в гости, сделайте встречное предложение - погулять, а если даже зашли на чай, уйдите через полчаса, вино не бухайте и не целуйтесь на диване. Когда вы три часа ломаетесь рядом со спальней, вы и сами чувствуете себя глупо)

Когда меня довозил домой спросил, а почему и чего боюсь? Я говорила, что мне просто нужно больше доверия к нему *то бишь шла вторая неделя ежедневного общения*. (Основная ошибка. Если вас малознакомый мужчина спрашивает, почему это вы вдруг не хотите секса с ним, не натягивайте на себя роль дрожащей маленькой нищенки, не блейте о своем недоверии и страхе. Не занимайте место у плинтуса. Не отвечайте на вопрос "почему", это вопрос подразумевает, что нужны особые причины, чтобы не спать с ним в первый или второй день, не рассказывайте о своих принципах, не оправдывайтесь и не подбадривайте его, с ним все ОК, это с вами плохо, если вы уверены в его праве на свое тело и не можете ограничиться простым "нет")

Потом через день он приехал ко мне, он меня звал к нему, но согласился и ко мне, т.к. сэкономим время от его работы и будет больше времени на нас, здесь уже был секс, он был достаточно хорошим, но не был шикарным. (Не знаю, что такое шикарный секс в понимании автора, но полагаю все было довольно буднично. Женщины с плохими границами никогда на практике не узнают, что такое хороший секс. Как думаете, друзья, почему?)

Хочу отметить, что он постоянно приезжал в свой перерыв обеденный, выкрадывал и час, чтобы меня увидеть, а после всегда писал, что как же я ему нравлюсь, первая я не писала, уже на ответ на это, показывала и свою теплую реакцию. (Она дальше часто подчеркивает, что инициатива была его. Но если вы сидите и ждете и всегда к услугам, а сами не можете написать и спросить, что угодно, боясь потревожить, то ничего хорошего в этом нет)

Потом у него были учения в другой город на 2 недели. До того, как уехать, он приехал ко мне после родителей днем на пару часов. Сказал, что не может уехать, не увидев меня. Общение было постоянным и в его отъезде, как обычное, так и в интим плане. Он, будучи там, по своему приезду заказал номер в отеле,чего я не ожидала даже. Сразу же как приехал, меня забрал и уехали. Провели ночь и половину след дня, тк мне нужно было работать и ему увидеть семью. Потом он позвал меня в часть, я просто обалдела, показал как работает, где и что как устроено. (Он забрал, она не ожидала, она обалдела. Если вы объект, а не субъект отношений, то вы во-первых, быстро влюбляетесь, поскольку волю передаете другому, во-вторых, быстро другого отмораживаете, поскольку ничем не отличаетесь от любого другого тела. Друзья, как не быть куклой, но и не стать штурманом, как думаете?)

По происшествии 4,5 мес каждодневного общения, порой больше, порой меньше сообщений. Мы видимся 1 раз в неделю максимум на 3- 4 часа. Из-за его работы и из-за моей, т.к. я работаю в выходные всегда. Уже потихоньку жутко расстраиваюсь из-за того, что работаю на такой работе и меня начинает бесить это.. (Она переживает, что не может посвящать любимому больше времени. Вместо того, чтобы активнее заниматься своей социализацией и выбираться из дурного положения, она думает, как бы побольше отдать тому, кто ничего и не просит, то есть как бы прилипнуть)

С самого начала он мне говорил, что ищи другого мужчину, который тебе будет уделять столько времени, это не был ответ на мои претензии, сколько ты заслуживаешь. Я ничего не отвечала. (Здесь основное. Если второй говорит вам "ищи другого", это то же самое, что "послали - иди". Даже если это маленькая пика в ответ на ваши щипцы, поворачивайтесь и уходите. Вас послали и не убеждайте себя, что это просто такая формулировка. Даже если потом вы помиритесь, в этот момент вы обязаны дистанцироваться и даже обидеться. Перестаньте быть такими необидчивыми, и показывать всем видом, что на вашу голову удобно ставить кружку с пивом)

2 недели назад мы уехали с 5 до утра в другую деревушку, он забронировал отель, платил везде, отказывается, чтобы я платила. Говорит, ты плати за свои нужды, а тут не беспокойся. Раньше он говорил, что если тебе нужно на одежду, нижнее белье и т.д., сообщай. Но я сказала, что на такое у него денег просить не буду, т.к. если будет действительно что-то нужно, я попрошу. Я просто люблю покупать платья, но всегда нахожу красивые и дешевые и умею экономить. На самом деле, довольно сложная у меня фин ситуация со всеми платежами здесь и бюрократическими вопросами¸но его о помощи просить не буду, если только совсем плохо не станет. (Она даже не понимает, что когда предлагают просить, ничего хорошего. Если бы он хотел ей помочь, он бы просто помог и все. Но он платит только за совместный досуг с сексом, а на ее нужды ему плевать, хотя он о них знает. Девушки, вы совсем себя не уважаете, поэтому мои рекомендации не попрошайничать пытаетесь воспринимать как "он ничего не дает и это нормально". В идеале он должен давать, вы отказываться, он настаивать. Вот тогда вы будете чувствовать себя любимыми, а если предлагает просить - нет)

Мы ни разу не ссорились, 4,5 мес. (А как поссориться с тряпочкой? Это сложно. Он вот сейчас будет пытаться изо всех сил, но у него не получится)

Один раз он назвал меня по имени, когда был целый день с семьей и не общался, я спросила как день, выслала фото и поняла, что ему не понравились мои сообщения или раздражен был. Встречи - это все его инициатива. Единственное, что позволяю порой себе сказать - это "скучаю по твоей нежности, видеть тебя.." Ночами не видимся, т.к. он приезжает мертвый после работы, он правда устает и я больше и не спрашиваю, спросила один раз давно. (Правда устает? Вы пытаетесь убедить меня, что у вас все хорошо. Хотя хватило бы десятой части описанного, чтобы понять свою очень низкую значимость)

Порой говорит мне "извини меня", если скажет жестко в силу военного характера, но не в отношении меня, а работы, или был плохой день, не обращай внимания. Пару недель назад у него был экзамен сложный для получения последних прав для вождения лодки, их там несколько, и работа тяжелый период и мне было так тяжело.. мне постоянно не хватало ласки и внимания, вроде и понимаю, что члк занят, не в настроении, что и пыталась учитывать, но это очень тяжело для меня. (Ласки ей не хватает, бедная, милая дрожащая собачонка, в тоске по хозяину. А вот ему ласки ее вполне хватает, больше точно не хочется, хочется даже поменьше уже)

Мб потому что, что много свободного времени. (В ее ситуации, когда надо бы землю грызть, чтобы прорваться в нормальную жизнь)

Я просто плакала и жаловалась подругам, не вынося мозг и не высказывая ему. Потом подуспокоился за пару дней и вновь как раньше. (Немножечко поплакала, посморкалась в мокрый платочек, и снова адаптировалась к роли тихого коврика. Девчонки, какими словами вам описывать ваше жалкое положение, если вы в своих собственных описаниях этого не видите?)

Неделю назад состоялся разговор в машине, после того, как он назвал по имени, я поняла, что нужно замолчать и не писала весь следующий день. Ночью он написал, ну как день прошел. Потом подумал, что я разозлилась или видиться с ним не хочу, я отвечала как всегда дружелюбно, без наездов. (Ни в коем случае нельзя показать, что вы разозлились. Пусть будет уверен, что коврик - без сучка и задоринки, мягкий)

Увидившись по дороге домой, завялся разговор насчет того, что его направят на учения в другой город точно через месяца два и надолго, год, что ему очень хорошо со мной, что у него было много и перепихонов и подружек, но так, как со мной давно не было. Но он не хочет делать ни ему, ни мне больно и поэтому иногда останавливает это все. Я еду и не говорю ничего. Сообщила, что мне тоже с ним очень хорошо. В итоге, он сказал, давай посмотрим. (Он уже так устал от нее, настолько разочаровался в ней, что решил прямолинейно отвязаться. Но не тут-то было, она включила функцию "клей момент")

Дома я ничего не писала и через 2 часа он переживая, спросил, что я думаю по этому поводу только честно, что он чувствует много ко мне и ему очень хорошо, и что не перестает думать о разговоре. В общем, я сказала, что мои чувства после разговора к нему не поменялись. И я себя чувствовала так хорошо и окрыленно, что словно меня это мучало мучало и мы поговорили, хотя по факту радоваться не от чего и он, кстати, тоже писал потом очень мило. (Как думаете, друзья, почему она была окрыленной?)

Он пока не хочет детей, были отношения в 9, 10 и 3 года и говорит, везде он бросал их. Хотя я сомневаюсь. За его 38 лет, что нормально, у него была насыщенная жизнь, много где побывал на миссиях по работе, опыта с девушками. Он продолжает сидеть на СЗ, говорит, захожу-читаю-блокирую. Я думаю это бред. Я туда не захожу с самого начала нашего знакомства. Как мне кажется, что закрыла саму себя от общения с другими. (При чем тут дети, при чем тут другие, если он вообще ничего от вас не хочет, и думает, как бы отвязаться? Что же за корона такая, под которой собственная отрицательная значимость выглядит довольно большой?)

Больше к этой теме не возвращались и пару дней назад у них было празднование на работе, я его не трогала в течение дня, просто пожелала, чтобы круто время провели. На утро вижу от него в 4 утра ооооогроооомное сообщение. Смысл такой, что он разговаривал со своим другом обо мне, тот сказал, что я должно быть великая девушка, если продолжаю быть с ним из-за учитывая ритм его работы.

Что он меня не зслуживает, что я заслуживаю другого, который мне может гарантировать что-то милое и серьезное, а он простой военный, который даже немного дать не может. Что я верная, преданная, понимающая. Хорошая во всем.За много время с ним не происходило ничего такого милого как со мной. Я ему очень нравлюсь и я его оазис.Но кажется, что он не дотягивает до этого уровня для меня, внутри он понимает, что он не тот человек в которого я должна влюбляться. Ему кажется, что он мне может предложить только моменты поцелуев, объятий и секса. Я пьян и как бы я был рад, будь ты рядом. (Он уже не знает, как ее послать, не пиная откровенно)

Все в этом духе. Меня удивило,я думала после разговора неделю назад, он не будет поднимать эту тему. (Наоборот. Если вам намекнули, что хотят отвязаться, а вы прилипли, дальше намеки будут толще и чаще, а потом вас просто вышвырнут. Грубо)

Я не знала как правильно поступить. В итоге ответила, что принимаю и уважаю его слова.Для меня он мужчина, который стоит того, чтобы ждать. (Не знала, как правильно, поэтому опять достала тюбик с клеем)

И еще пару строк в этом духе. И спросила на обыденную тему. Больше тема не поднималась. Мы уже не виделись 1,5 недели. Все из-за работы и в выхи он с родителями и рыбалкой,хотя обещал постараться меня увидеть. Понимаю, что моя значимость не так высока для него, раз он не может выбраться между моими сменами. И думаю, что как же паршиво, что я, когда мне такое написали, продолжаю лезть. Боюсь упасть в его глазах. (Не бойтесь, вы давно уже упали и очень низко. Хотя я вижу, вы способны падать ниже, и это печально)

Не понимаю, нужно ли прислушаться к нему. Он настолько ко мне уважительно относится, как никто раньше. (А как к вам раньше относились? Били вас и оскорбляли? Здесь до этого тоже может со временем дойти)

Мое поведение тоже поменялось после прочтения вашего блога, может поэтому появилось уважение у мужчины. (Не появилось пока. Даже в начале - мало было уважения, а потом все хуже и хуже. А еще хуже у вас с уважением к себе)

Но я так понимаю, что он правда не хочет сделать мне больно, честная позиции взрослого мужчины, т.к. скоро уедет и видать, в его планы туда я не вхожу. А потом думаю, но как бросить, если вроде все не плохо-то. Но по идее, это же не то, что я хочу. (Вы зря думаете, бросать его или не бросать, вас давно уже бросили. До этого вас понемногу отталкивали, потом послали прямо, потом еще раз, еще прямей, но вы и замечать не хотите. Если вы продолжите липнуть, получите отказ в грубой форме. Он даже секс-онли уже не хочет, хотя разово может и согласится еще. Не доводите ситуацию до момента, пока вас обругают и отшвырнут. Вам будет очень сложно восстановиться в этом случае, сложно будет поверить в себя и понравиться кому-то. Сейчас уже все очень сложно, но надо сохранить хотя бы часть себя. Это можно сделать глухим игнором, баном его везде, без объяснений. И на все его пинги милостивые, а потом удивленные пинги, не отвечать. Чуть-чуть себя себе вернете, проклюнется самоуважение и зажурчит в вас немного энергии, будем на это надеяться)

В очередной раз, высказалась. Даже полегче стало.

Большое человеческое вам спасибо.

Историческая психология - новая область знания, оформившаяся в мировой на­уке в качестве самостоятельной дисциплины в 40-е гг. XX в., носящая пограничный характер и формирующаяся на стыке психологии с широким кругом гуманитарных наук - историей, социологией, культурологией и др.

Являясь молодой научной дисциплиной, историческая психология в то же время имеет большую предысторию. Истоки ее возникновения восходят к тем ранним эта­пам историогенеза, когда у человека возникает осознание его исторической принад­лежности, появляется и начинает развиваться историко-психологическая рефлексия.

Развитие историко-психологического знания в разных странах существенно раз­личалось по хронологическим рамкам, направлению рассматриваемых вопросов и содержанию идей. Так, в России историко-психологическая проблематика зарожда­ется раньше, чем в других странах. Она представлена уже в первой половине XIX в. в работах славянофилов и западников, ярко отражена в деятельности членов Гео­графического общества и развивается в русле исследования психологии русского на­рода.

В европейской науке выделение историко-психологических проблем, изучение психологии народов по продуктам их духовной деятельности, а также первые попыт­ки историко-эволюционного исследования психики возникают во второй половине XIX в. Здесь следует выделить работы Г. Спенсера, Л. Леви-Брюля, К. Леви-Строса, X. Штейнталя, М. Лацаруса, В. Вундта, В. Дильтея. Эмпирических исследований на данном этапе практически еще не было, и разработки носили описательный характер.

Проблемы исторической психологии в отечественной психологии первой полови­ны XX в. рассматривались в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Р. Лурии, Б. Д. Поршнева, Л. И. Ациферовой, О. М. Тутунджяна, В. Г. Иоффе, И. Д. Рожанкского и др. Л. С. Выготский выдвинул принцип культурно-исторической детерминации психики, ставший одним из оснований построения новой научной дис­циплины. Осуществлялся критический анализ зарубежных школ исторической психологии (главным образом французской). В работах А. Р. Лурии сделана попытка эмпирического изучения исторического развития познавательных процессов. Инте­ресные исследования, касающиеся становления человека и его психики в ходе антро­погенеза и первых стадий исторического развития общества, провел Б. Д. Поршнев. Однако указанные работы являлись единичными и не сумели обеспечить создание специального направления психологии - исторической психологии. Эмпирический базис исследований был крайне ограничен. Фактически не было сделано серьезных шагов от декларации исторического характера психических процессов к их конкрет­но-эмпирическому изучению.

Растущий интерес к проблемам исторической психологии и развертывание иссле­дований в данной области наметились в нашей стране в последние десятилетия. В 1980-1990-е гг. вышел ряд серьезных обобщающих трудов, освещающих методо­логические проблемы данной области (Белявский И. Г., 1991; Шкуратов В. А., 1994, 1997, и др.), изданы первые учебники (Шкуратов В. А., 1997; Боброва Е. Ю., 1997), проведена серия интересных историко-психологических исследований (Спицина Л. В., 1994; Барская А. Д., 1998, 1999, и др.). Историческая психология, таким об­разом, начинает обретать свой теоретический каркас и эмпирический фундамент. И хотя эта наука еще не признана как самостоятельная, на ряде психологических фа­культетов она уже введена в качестве специального учебного курса (Московский уни­верситет, Санкт-Петербургский университет, Московский институт молодежи). Про­блемы исторической психологии в последние годы становятся предметом обсуждения на всесоюзных и международных научных конференциях. Примеры тому - система­тически проводящиеся в Самаре конференции по проблемам российского сознания и особенностям провинциального менталитета, конференции по истории психологии «Московские встречи» (1992,1993) и др.

Чем же объясняется столь растущий интерес к данной проблематике в последние годы? Отвечая на этот вопрос, необходимо выделить ряд причин как социально-куль­турного, так и логико-научного характера.

Актуальность и значимость исторической психологии в значительной мере обу­словлена теми глубинными и кардинальными изменениями, которые в настоящее вре­мя происходят во всех сферах современного российского общества. Изменяется сис­тема социально-экономических отношений, существовавшая в течение многих десятилетий; серьезные трансформации происходят в сфере духовной жизни, в ми­ровоззрении и сознании человека. И в этих условиях естественным образом возрас­тает интерес к вопросам истории, стремление понять корни и истоки всех современ­ных событий, своего собственного статуса и позиции в изменяющемся мире, обостряется рефлексия относительно закономерностей и тенденций исторического развития вообще. Как отмечал известный русский философ Н. И. Бердяев в своей работе «Смысл истории», само понятие «историческое» отражает дух общественных перемен и становится объективно востребованным и осознается в полной мере имен­но в переломные периоды истории. «Для понимания "исторического", для того, что­бы мысль была обращена к восприятию "исторического" и к его осмыслению, необхо­димо пройти через некое раздвоение. В те эпохи, когда дух человеческий пребывает целостно и органически в какой-либо вполне кристаллизованной, вполне устоявшей­ся... осевшей эпохе, не возникают, с надлежащей остротой... вопросы об историческом движении и о смысле истории. Пребывание в целостной исторической эпохе не бла­гоприятствует историческому познанию.

Нужно, чтобы произошло расщепление, раздвоение в исторической жизни и в че­ловеческом сознании для того, чтобы явилась возможность противоположения исто­рического объекта и субъекта; нужно, чтобы наступила рефлексия, для того, чтобы началось историческое познание...» (Бердяев Н. А., 1990. С. 5).

Но что означает понять историю, проникнуть в ее глубинные механизмы, осознать ее сущностные характеристики? Это значит за чередой и мельканием событий уви­деть прежде всего их творцов, озвучить историю, заставить ее говорить человеческим голосом. Ведь человек - это системообразующая, интегральная составляющая це­лостного исторического процесса, его субъект. Благодаря своей активной деятельно­сти, своему отношению к действительности человек творит и преобразует историю, является ее главной созидающей и движущей силой. Любые общественно-историче­ские преобразования, решение тех или иных социальных проблем возможно только на основе их осознания и принятия человеком, его заинтересованности в их осуще­ствлении, т. е. предполагает апелляцию к человеческой составляющей исторического процесса. От активности людей, их воли, характера их включенности в общественную жизнь зависят результаты и ход развития истории. Поэтому важно понять, как чело­век вписывается в историю на каждом витке ее развития, как он реагирует на обще­ственно-исторические процессы, что привносится им в историю и как на нее влияют идеи, устремления, представления, переживания людей. А это обращает нас непо­средственно к исследованию проблем исторической психологии.

Человек - не только субъект истории, но одновременно он выступает ее объектом, продуктом. По своей природе он является общественным существом - в обществе и во взаимодействии с людьми, с миром культуры он получает условия и источники своего развития, осваивает систему значений, формируется как личность. Труд, об­щение и культура определили становление человека в процессе его историогенеза и выступают как важнейшие условия развития психики и социализации каждого кон­кретного человека в процессе его онтогенетического развития. Человеческая психи­ка и ее высший продукт - сознание человека - подчиняются в первую очередь исто­рическим закономерностям. Создав историю, человек оказывается органически включенным в нее и как ее неотъемлемый элемент, и как ее творец, и как ее продукт. Тем самым бытие человека становится историческим, т. е. человек существует в кон­тексте определенного исторически развивающегося общества - в контексте истории.

Каждый человек несет в себе отпечаток своей культуры, своего исторического времени. С изменением общества меняется психология человека - установки, цен­ности, потребности, интересы. Преобразуя историю, человек изменяет и свой вну­тренний мир.

Очевидно, что недооценка психологической составляющей в реальном историче­ском процессе чревата серьезными последствиями в практическом плане. Возникает дисгармония общественно-исторического и психологического планов развития, что является питательной почвой для развития социальных противоречий и конфликтов, обусловливает негативное или индифферентное отношение человека к действитель­ности, его социальную пассивность. В нашей стране данная проблемная область не являлась до последних лет предметом глубокого научного и практического рассмот­рения. Это объясняется, во-первых, существовавшей в нашем обществе гомогенной социальной структурой, отсутствием качественных различий в социальных позици­ях и интересах различных общественных групп, что в свою очередь исключало соци­альные противоречия и определяло относительную стабильность общества. Вторая причина - в формах руководства обществом, среди которых доминировали админи­стративно-командные методы и использование политических рычагов воздействия при игнорировании социально-психологических факторов и средств общественного развития. Наконец, важным обстоятельством, определившим невнимание к рассмат­риваемой проблематике, явилась господствующая в нашей стране идеология с харак­терным для нее принципом экономического детерминизма. Главное внимание при решении вопросов общественного развития обращалось на экономические, производ­ственные отношения, рассматриваемые как главные, основополагающие, онтологи­чески первичные. Все остальные подструктуры общества выступали как выводящие­ся из них и их отражающие, вторичные, надстроечные. Как писал по этому поводу Н. А. Бердяев, «вся жизнь... вся духовная культура, вся человеческая культура... есть лишь отражение, рефлекс, а не подлинная реальность. Происходит... процесс обездушивания истории...» (Бердяев Н. А., 1990. С. 10). Русский философ С. Н. Булгаков ви­дел главный недостаток взглядов марксизма на общество и человека в утрате этим учением реального живого человека и замене его некоей схемой.

В современных условиях, когда общество преобразуется в своих основах, стано­вится мобильным, утрачивает однородность, а благосостояние человека зависит от его активности, игнорирование психологического фактора уже невозможно. Все сказан­ное убедительно свидетельствует об актуальности рассмотрения проблемы «человек-история».

Наряду с практической значимостью исследование проблем исторической психо­логии имеет серьезное теоретическое значение. Она занимает особую нишу в психо­логии и связана с разработкой ряда ее ключевых направлений.

Предметом изучения в исторической психологии выступает особый класс детер­минант - исторические детерминанты развития психики субъекта (как индивидуаль­ного, так и коллективного). Человек или группа рассматриваются здесь как носители исторических норм и ценностей. Историческая психология исследует, таким образом, высшие этажи психики - социально-историческое сознание как ту реальность, кото­рая связывает человека с обществом, цивилизацией, историей в целом. Изучается соотношение истории развития человека и его психического мира с историей челове­чества; рассматривается, как человек вписывается в историю, творя ее, и как он сам определяется в своем психическом развитии историей.

Рассматривая человека в контексте истории как постоянно развивающегося и из­меняющегося процесса, историческая психология имеет дело с динамичными аспектами психического мира и изучает историогенез человечества и человека. Тем самым она представляет собой область генетической психологии.

Теоретическое значение исторической психологии определяется также специфи­кой ее объекта. Им может быть личность, общество, массовые явления, но исследуе­мые обязательно в связи с определенным историческим контекстом, в их историче­ской обусловленности, к тому же часто удаленные от нас, скрытые за толщей веков (например, при изучении психологических особенностей человека античности, Сред­невековья). Исследование психологических феноменов в контексте истории расши­ряет границы психологического познания, вводя в него макроуровневые факторы и условия, а также позволяет осуществить диалог прошлого и настоящего. Как отмечал Л. Февр (1989), историко-психологическое исследование ориентировано на разговор с мертвыми от имени живых и во имя живых. Особенность исторической психологии состоит в том, что она априорно предполагает в качестве своего объекта и исследует реального целостного человека, тем самым, по сути, реализуя принцип целостного подхода в психологии. Наконец, в русле исторической психологии возникают широ­кие возможности для изучения человека как активного, действующего существа, воплощающего и объективирующего свои психологические свойства в продуктах де­ятельности и изучаемого по этим продуктам. Следует отметить, что субъектно-деятельностный подход, развиваемый в работах С. Л. Рубинштейна, А. В. Брушлинского, К. А. Абульхановой, в настоящее время определяется как наиболее перспективное направление развития психологической науки.

Особенность исторической психологии заключается в ее междисциплинарном ста­тусе: исследование человека в истории с необходимостью предопределяет взаимодей­ствие психолога с социологами, культурологами, историками, использование данных и методов источниковедения. Тем самым делаются важные шаги к организации меж­дисциплинарных исследований, развитию комплексного подхода в психологии, ре­ализации выдвинутой Б. Г. Ананьевым программы формирования комплексного человекознания.

Развитие исторической психологии отражает еще одну новую тенденцию в психо­логии - стремление к более полному освоению и использованию идиографических подходов и методов. X. Вольф в XVIII в., а позже - В. Виндельбанд, Г. Риккерт, В. Вундт разделяли все науки, включая и психологию, на номотетические (ориенти­рованные на выявление закономерностей исследуемых явлений, их объяснение, и апеллирующие к данным, полученным на больших статистических выборках) и идиографические (имеющие целью описание отдельных явлений в их индивидуальных проявлениях). Первые традиционно относятся к сфере естественнонаучного знания, вторые - гуманитарного. Отечественная психология советского периода в течение долгих лет развивалась в сугубо естественнонаучном духе. Гуманитарные подходы в ней были представлены до последнего времени крайне незначительно. Историческая психология может реально заполнить данный пробел. С одной стороны, имея в каче­стве своего объекта, как правило, единичные явления, историческая психология тем самым относится к области идиографического знания, с другой стороны, стремясь строго научно исследовать рассматриваемые проблемы, она базируется на принци­пах естественнонаучного анализа. То есть в русле исторической психологии осуществляется синтез естественнонаучных и гуманистических подходов в психологичес­ком познании человека, что представляется чрезвычайно перспективным и соответ­ствующим главным тенденциям современного научного поиска вообще.

Таким образом, разработка проблем исторической психологии выводит исследо­вателя одновременно на решение целого ряда важных и перспективных задач и на­правлений развития психологического знания.