Анна Ахматова - всемирно известная поэтесса, лауреат Нобелевской премии, переводчик, критик и литературовед. Она купалась в славе и величии, познала горечь утрат и гонений. Много лет ее не публиковали, а имя было под запретом. Серебряный век взрастил в ней свободу, сталинский приговорил к опале.

Сильная духом она пережила нищету, травлю, тяготы обычного человека, выстояв в тюремных очередях много месяцев. Ее «Реквием» стал эпическим памятником времени репрессий, женской стойкости и веры в справедливость. Горькая участь сказалась на ее здоровье: она получила несколько инфарктов. По странному совпадению, умерла в годовщину рождения Сталина, в 1966 году.

Ее грациозность, необычный профиль с горбинкой вдохновляли многих художников. Сам Модильяни рисовал сотни ее портретов, но она дорожила только одним, подаренным им в 1911 году в Париже.

Архив Анны Ахматовой после ее смерти был продан государственным учреждениям за 11,6 тысячи рублей.

Предназначение

Дворянское происхождение Ахматова не скрывала, даже гордилась им. Третий ребенок в семье потомственного дворянина и военного морского офицера из одесситов Андрея Антоновича Горенко, она была слабенькой и болезненной.

В 37 лет он женился вторым браком на 30-летней Инне Эразмовне Стоговой.

За одиннадцать лет супруги нажили шесть детей. Переехали в Царское село в 1890-м, когда Ане исполнился годик.

Читать и сносно общаться на французском языке она начала рано. В гимназии, по собственному признанию, училась хорошо, но не охотно. Отец частенько брал ее с собой в Петроград, он был заядлый театрал, и они не пропускали премьерных спектаклей. А летом семья проводила в собственном доме в Севастополе. Наследственным проклятьем был туберкулез, от него впоследствии умерли три дочери Горенко – последняя уже после революции в 1922-м году. Сама Анна в молодости тоже переболела чахоткой, но смогла выздороветь.

В 25 лет Анна посвятит своей жизни в Крыму поэму «У самого моря», эта тема не уйдет из творчества поэтессы и после.

Писательство с детских лет было свойственно Ане Горенко. Она вела дневник, сколько помнила себя и до последних дней. Первое свое стихотворение сочинила на стыке времен – в 11 лет. Но родители не одобряли ее увлечение, похвалы она получала за свою гибкость. Высокая и хрупкая, Аня легко превращала свое тело в кольцо и могла, не вставая со стула достать зубами платок с пола. Ей прочили балетную карьеру, но она категорически отказалась.

Псевдоним, прославивший ее, она взяла из-за отца, который запретил использовать его фамилию. Ей по нраву пришлась Ахматова – фамилии ее прабабушки, чем-то напоминавшая ей крымского завоевателя хана Ахмата.

С 17-ти лет стала подписывать свои стихи, периодически выходящие в разных журналах под псевдонимом. Родители разошлись: отец благополучно прокутил приданое и оставил семью в трудном положении.

Мать с детьми уехала в Киев. Здесь в последний год обучения в гимназии Анна много сочиняет, и эти ее стихи будут опубликованы в книге «Вечер». Дебют 23-летней поэтессы получился успешным.

Во многом ей помогал ее муж – Николай Гумилев. Они поженились, когда ей исполнился 21 год.

Он добивался ее несколько лет, уже был состоявшимся поэтом, старше Анны на три года: военный красавиц, историк, увлеченный путешествиями и мечтами.

Он увозит любимую в Париж, а после возвращения готовятся к переезду в Петроград. Она будет приезжать в Киев, где у нее остались родные.

Через год в северной столице литературное общество знакомится с новым течением и его создателями – акмеистами. К сообществу причисляют себя Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Северянин и другие. Серебряный век был богат на поэтические таланты, проходили вечера, обсуждались, читались стихи и печатались.

Анна за два года после замужества несколько раз была за границей. Там она познакомилась с молодым итальянцем Амедео Модильяни. Они много общались, он ее рисовал. В то время он был неизвестный художник, слава пришла к нему значительно позже. Анна ему понравилась своей необычной внешностью. Он два года переносил ее образ на бумагу. Сохранилось несколько его рисунков, которые после его ранней смерти, стали признанными шедеврами. Уже на склоне лет Ахматова говорила, что главный актив ее наследия – это «рисунок Моди».

В 1912-м Гумилев становится студентом университета в Петрограде и погружается в изучение поэзии Франции. Выходит его сборник «Чужое небо». Анна ждет первенца.

Пара едет в Царское село, где осенью рождается сын.

Родители Гумилева очень ждали мальчика: он оказался единственным наследником. Не удивительно, что мать Гумилева пригласила семью жить к себе в деревянный двухэтажный дом. В этом доме в Царском селе семья будет жить до 1916 года. Гумилев только наездами, Анна – ненадолго отлучаясь в Петроград, в санаторий на лечение от туберкулеза и на похороны отца. Известно, что в этот дом к ним приезжали друзья: Струве, Есенин, Клюев и прочие. Анна дружила с Блоком и Пастернаком, которые также были в числе ее воздыхателей. Из дикой девочки со спаленной от солнца кожей, она превратилась в манерную светскую даму.

Льва Николаевича будет воспитывать бабушка до 17 лет. С маленьким Левой она уедет жить в Тверскую область в село Слепнево, где была усадьба Гумилевых. Анна и Николай навещают их и помогают материально.

Их брак трещит по швам: они редко видятся, но часто пишут друг другу. У него заграницей возникают интрижки, и Анна узнает об этом.

Сама она имеет много поклонников. Среди них Николай Недоброво. Он познакомил Анну со своим другом Борисом Анрепом. Эта связь разрушит их дружбу и породит любовь поэтессы и художника.

Они редко виделись, а в 1916-ом возлюбленный покинул Россию. Ему она посвятит более тридцати стихов: через год они выйдут в сборнике «Белая стая» и через пять лет в «Подорожнике». Их встреча произойдет через полвека в Париже, куда Ахматова приедет по приглашению Оксфордского университета: за ее исследования творчества Пушкина ей присвоена почетная степень доктора литературы.

Через восемь лет звездная пара развелась. Хотели бы и раньше, но сделать это в дореволюционной России оказалось сложно.

Почти сразу после развода она согласится стать женой Владимира Шилейко, что очень удивит ее знакомых. Ведь она уже была не той восторженной и нежной русской Сапфо, как ее называли. Перемены в стране наводили на нее страх и печаль.

А Гумилев женится на другой Анне, дочери поэта Энгельгардта. Она быстро станет вдовой – в 1921-ом Гумилева расстреляют по обвинению в заговоре против советской власти вместе с другими 96 подозреваемыми. Ему было всего 35 лет. Об аресте своего бывшего мужа она узнает на похоронах Александра Блока. На 106 годовщину со дня рождения Николай Гумилев будет полностью реабилитирован.

Анна Андреевна потеряв первого мужа, уходит от второго. Ученый-востоковед Шилейко был до крайности ревнив, жили они впроголодь, стихи не писались и не печатались. Книга «Подорожник», состоящая в основном из прошлых стихотворений, вышла за несколько месяцев до расстрела Гумилева.

В 1922 году она смогла выпустить пятый сборник в своей творческой жизни -

«Anno Domini». Автор предложила семь новых стихотворений, а также относящиеся к разным годам. Поэтому читателям легко было сравнить ее ритмику, образы, волнения. Критика писала о «разнокачественности» ее стихов, тревожности, но не сломленности.

Она могла бы уехать из страны, ее настойчиво приглашали к себе друзья из Франции, но Ахматова отказалась. Ее жизнь в полуразрушенном Петрограде не сулила ничего хорошего, она об этом знала. Но не могла себе представить, что впереди ждут ее годы забвения и травли – на ее публикации наложат негласный запрет.

Репрессии и «Реквием»

Коммунальная квартира на Фонтанке в Ленинграде станет ее домом с октября 1922 года. Здесь Ахматова проживет 16 лет. Как говорят биографы – несчастливых.

Со своим третьим мужем: искусствоведом, критиком и немного поэтом Николаем Пуниным она не зарегистрировала брак. Он был женат, и что самое странное в этой коммунальной квартире, разделенной перегородкой на две, всем хозяйством заправляла его жена. По стечению обстоятельств тоже Анна.

У супругов была годовалая дочь Ирина, которая впоследствии очень подружится с Ахматовой и станет одной из наследниц поэтессы.

Они были знакомы лет десять: Николай Пунин приходил к чете Гумилевых вместе с другими поэтами. Но был раскритикован своим тезкой и затаил обиду. Но обрадовался, что Ахматова ушла от мужа, он ее боготворил. Пунин настойчиво ухаживал за Ахматовой, приезжал к ней в санаторий, когда она в очередной раз лечила свой туберкулез, уговаривал переехать к нему.

Анна Андреевна согласилась, но очутилась в еще больших стесненных условиях, хотя она привыкла жить и писать на диване. По природе своей она не умела хозяйничать, содержать дом. Жена Пунина работала врачом, и в то трудное время у нее всегда был постоянный доход, на что они и жили. Пунин работал в Русском музее, сочувствовал советской власти, но в партию вступать не захотел.

Она помогала ему в его исследованиях, он пользовался ее переводами научных статей с французского, английского и итальянского.

Летом 28-ого года ее 16-летний сын приехал к ней. Из-за опалы родителей парня не брали на учебу. Пришлось вмешиваться Пунину, и его с трудом пристроили в школу. Потом он поступил на истфак в университет.

Попытки прервать запутанные отношения с Пуниным, который не давал ей писать стихи (ведь его лучше), ревновал ее, мало заботился, пользовался ее трудами, Ахматова предпринимала не однажды. Но он ее уговаривал, хныкала маленькая Ирина, привыкшая к Анне, поэтому она оставалась. Иногда уезжала в Москву.

Занялась исследованием творчества Пушкина. Статьи опубликовали уже после смерти Сталина. Критика писала, что такого глубокого анализа произведений великого поэта никто раньше не делал. Например, она разложила по полочкам «Сказку о золотом петушке»: показала приемы, какие были использованы автором, чтобы превратить восточную историю в русскую сказку.

Когда Ахматовой исполнилось 45 лет, арестовали Мандельштама. Она как раз была у них в гостях. Волна арестов захлестнула страну после убийства Кирова.

Не удалось избежать ареста Николаю Пунину и студенту Гумилеву. Но вскоре их выпускали, но ненадолго.

Отношения вконец разладились: в своих бедах Пунин обвинял всех домочадцев, в том числе и Анну. А она хлопотала за сына, которого весной 38-ого года обвинили в заговоре. Смертельный вердикт был заменен на пятилетнюю ссылку в Норильск.

Анна Ахматова переезжает в другую комнату в этой же коммуналке. Ей больше невмоготу находиться с Пуниным в одном пространстве.

Вскоре Ирина выходит замуж, у пары рождается дочь, которую назвали тоже Анной. Она станет второй наследницей Ахматовой, считая их своей семьей.

Более пятнадцати лет отдаст лагерям ее сын. В воркутинском погибнет осужденный Николай Пунин. Но и после этого она не переедет из коммунальной квартиры, останется с его семьей, и напишет легендарный «Реквием».

В военные годы ленинградцев эвакуируют в Ташкент. С ними уедет и Анна. Ее сын запишется добровольцем в армию.

После войны Ахматова будет заниматься переводами, чтобы хоть как-то прокормить себя. За пять лет она переведет более сотни авторов с семидесяти языков мира. Сын в 48-м году экстерном окончит истфак и защит диссертацию. А на следующий год снова будет арестован. Обвинения те же: заговор против советской власти. На этот раз дали десять лет ссылки. Свое сорокалетие он встретит из-за болей в сердце на больничной койке, сказались последствия пыток. Его признают инвалидом, он очень испугается и даже напишет завещание. За время ссылки он будет госпитализирован несколько раз, ему сделают две операции. С матерью он будет переписываться. Она хлопотать за него: напишет письмо Сталину, даже сочинит правильный стих в его славу, который сразу же опубликует газета «Правда». Но ничего не поможет.

Лев Николаевич будет освобожден в 56-м году и реабилитирован.

К этому времени его матери вернули возможность публиковаться, членство в Союзе писателей и дали в Комарове дом.

Сын некоторое время помогал ей с переводами, что давало возможность хоть как-то существовать до осени 1961 года. Потом они окончательно поссорились и больше не общались. Ему дали комнатку, он уехал. У Ахматовой случился второй инфаркт, но сын ее не навестил. Что послужило причиной конфликта остается неизвестным, существуют несколько версий, но ни одной Ахматовой.

Она опубликует еще одно свое эпическое произведение – «Поэму без героя». По собственному признанию она ее писала два десятилетия.

Она снова будет в центре литературной богемы, познакомится с начинающим поэтом Бродским и другими.

За два года до смерти станет вновь выездной: поедет в Италию, где ее будут восторженно принимать и вручат премию. На следующий год - в Англию, где ее чествовали как доктора литературы. В Париже она встретилась со своими знакомыми, друзьями и бывшими возлюбленными. Вспоминали прошлое, и Анна Андреевна рассказывала, что в далеком 24-м году она шла по любимому городу и вдруг подумала, что непременно встретит Маяковского. Он в это время должен быть в другой столице, но планы его изменились, он шел навстречу и думал о ней.

С ней часто случались такие совпадения, некоторые моменты она могла предвидеть. Последнее недописанное ею стихотворение – о смерти.

Анну Ахматову похоронили в Комарово. Последние распоряжения давал сын. Он не разрешил вести официальную киносъемку, но любительские кадры все же сняли. Они вошли в документальный фильм, посвященный поэтессе.

Лев Гумилев женится через три года после смерти матери на художнице Наталье Симановской. Ей 46 лет, ему – 55. Они проживут вместе двадцать четыре года в согласии, но детей у них не будет. Доктор исторических наук Лев Николаевич оставит после себя научные труды и добрую память в среде ученых.

Урок 65

Тема: Иван Алексеевич Бунин. «На окне серебряном от инея…»

Цель: создание условий для развития умения чувствовать и понимать переживания, настроение, эмоции другого человека.

Задачи урока:

Формирование у учащихся понятия о поэтическом мире как одной из категорий лирики; формирование представления о поэтическом мире И. А. Бунина.

Расширение интеллектуальной сферы учащихся через анализ текста;

Воспитание внимательного, чуткого отношения к слову, умения находить в тексте изобразительно – выразительные средства языка.

Тип урока: комбинированный

Методы, приемы: наглядный, поисковый, репродуктивный, игровой

Оборудование: книга, презентация к уроку

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с поэзией И. А. Бунина, а так же с понятием “поэтический мир”. Слова “поэтический” и “мир” вам хорошо знакомы по отдельности. А теперь соединим их в одно понятие - “поэтический мир”. Как вы думаете, что это такое?

Ответы учащихся.

Да. Это значит, что у каждого поэта свой, неповторимый характер. Характер поэта, его личность отражаются в каждом стихотворении. И все стихотворения вместе, как кусочки мозаики, составляют картину поэтического мира. И в то же время поэтический мир- это автопортрет поэта. Только портрет этот отражает не внешние черты человека, а внутренние, которые мы называем душой.

Сегодня мы постараемся разгадать загадки души И.А.Бунина

В конце урока вы сумеете ответить на вопрос - каков поэтический мир И. А. Бунина.

3. Работа по теме

1) Знакомство с жизнью и творчеством поэта (смотрим презентацию)

2) Работа с текстом

Итак, давайте окунемся в поэтический мир Бунина И.А., а поможет нам в этом его стихотворение «На окне серебряном от инея…»

А) Первичное чтение учителем

Б) Проверка первичного усвоения

Почему поэт называет утро радостным и молодым?

В) Вторичное чтение (учащимися)

4. Закрепление

1) Дифференцированная работа

Задания для самостоятельной работы.

Уровень А.

1. Какие факты из биографии И. А. Бунина вам известны?

2. Подготовьте выразительное чтение стихотворения И. А. Бунина

«На окне, серебряном от инея»

3. Какое стихотворение вам понравилось больше и почему?

Уровень Б.

    Сформулируйте главные мысли стихотворений И. А. Бунина.

    Как показывает И. А. Бунин связь человека и природы?

    Какое настроение вызывает это стихотворение?

Уровень В

    В чём проявляется мастерство Бунина – поэта?

    Какие изобразительно – выразительные средства языка использует И. А. Бунин в стихотворении «На окне, серебряном от инея»?

    Поэтический мир Бунина. Как же мы можем узнать, каков поэтический мир того или иного поэта?

2) Беседа по вопросам самостоятельной работы. Ответы учащихся.

Вывод.

В лирике выражаются чувства и эмоции по поводу того или иного явления

Стих - главный способ организации текста, который превращает высказывание в произведение искусства и раскрывает авторскую мысль.

В чём же мастерство Бунина - поэта? Каков его поэтический мир?

(Ответы учащихся)

И.А. Бунин мастерски пользуется словом: его стихотворения словно картины. Зримость, осязаемость (когда нарисованные поэтом картины встают перед тобой как живые) - одно из отличительных свойств поэзии И.А.Бунина.

После проведённой работы со стихотворениями делается предварительный вывод – в поэзии И. А. Бунина мир предстаёт очень ярко, его можно и увидеть, и почувствовать, и даже понюхать

Как же мы можем узнать, каков поэтический мир того или иного поэта?

5. Рефлексия.

Как вы думаете, что пытается донести до нас, читателей, своими стихами Бунин?

Оценка своего участия в работе на уроке. Анализ карты успеха.

6. Домашнее задание.

Выучить стихотворение.

«Серебряный век» - Все объявлялись талантливыми и гениальными. Поэты получили право публиковать произведения. В пестром калейдоскопе имен поэтов «серебряного века» есть такие: ЗАДАНИЕ: прочитать стихотворение, и ответить на вопросы в учебнике, подготовиться читать выразительно. Групповая работа. Выучить одно из стихотворений по выбору; Создание презентаций.

«Серебряный век урок» - В. Хлебников. И.Северянин «Фиалка». Грохочет эхо по горам, Как гром, гремящий по громам. (Г.Державин. «Водопад».). Уметь. Ласково млеет прохлада. «Милый! Константин Бальмонт. Задание. ЛСМ анализа урока. К.Д. Бальмонт «Камыши». К.Бальмонт «Влага». Диалогический (устный). А. Белый. Проанализировать словотворческие эксперименты.

«Серебряный век русской культуры» - От греческого «акме» - высшая степень чего-либо, цветущая сила. Акмеизм. Октябрьская революция. 1894г. –начало царствования Николая II. “Мы подарили Западу начало нашего века...” Д. Лихачев. Какие литературные течения и направления возникли на рубеже XIX – XX вв.? «Серебряный век» русской культуры. Учебная задача.

«Искусство серебряного века» - Представитель неоклассицизма в музыке. Владимир Галактионович Короленко (1853-1921). Основные направления в изобразительном искусстве ХX в. : Реализм Модерн Символизм Авангардизм. Федор Иванович Шаляпин – певец, бас. «Ассоциация футуристов» во главе с И.Северянином. С.М. Волнухин. Жуковский. Памятник Александру III.

«Культура серебряного века» - Хроника ключевых событий эпохи. Не сотворю себе кумира Ни на земле, ни в небесах. Цели: Владимир Сергеевич Соловьев (1853 - 1900). Поэзия занимает в культуре ведущее место. Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865г - 1941г). Предчувствие обретало форму стиха. Гипотеза. Только поэты предчувствовали будущее.

выпишите сначала предложения с определениями, имеющими дополнительное обстоятельственное значение, потом-обособленные определения и затем - необособленные определения.

1. На окне, серебряном от инея, за ночь хризантемы расцвели. 2.Вчера, утомлённый ходьбой по болоту забрёл я в сарай и заснул глубоко. 3.Срастно преданный своему барину, Захар, однако же, резкий день в чем-нибудь не солжёт ему. 4.Кругом была всё та же пропитанная насквозь лунным светом равнина... 5.Разрозненная усталостью, огромная колонна нестройно растягивалась, солдаты шагали всё медленнее... 6.Возивший разных командующих, многоопытный шофёр понимал молчание в машине по-своему - как следствие ссоры накануне поездки, либо разноса со стороны фронтового начальства. 7.Работавшая в трудных условиях, экспедиция, всё же достигла своей цели. 8.Полные энтузиазма участники экспедиции, добились ошеломляющих результатов. 9.Изнемогающие от жары путники, продолжали двигаться вперёд. 10.Попавшая в полосу густого тумана, яхта должна была срочно изменить курс.