Славянские народы занимают на земле места больше, чем в истории. Итальянский историк Мавро Орбини в своей книге «Славянское царство», вышедшей в свет еще в 1601 году, писал: «Славянский род старше пирамид и столь многочисленен, что населил полмира ».

Письменная история о славянах до нашей эры ничего не сообщает. Следы древних цивилизаций на Русском Севере – научный вопрос, не решенный историками. Страна утопия, описанная еще древнегреческим философом ученым Платоном Гиперборея — предположительно арктическая прародина нашей цивилизации.

Гиперборея, она же Даария или Арктида — древнее название Севера. Судя по летописям, легендам, мифам и преданиям, которые существовали у разных народов мира в древности, Гиперборея располагалась на севере сегодняшней России. Вполне возможно, что она затрагивала также Гренландию, Скандинавию или, как показано на средневековых картах, вообще раскинулась на островах вокруг Северного полюса. Населяли ту землю люди, имеющие генетическое родство с нами. О реальном существовании материка свидетельствует карта, скопированная величайшим картографом XVI века Г.Меркатором в одной из египетских пирамид в Гизе.

Карта Герхарда Меркатора, изданная его сыном Рудольфом в 1535 году. В центре карты изображена легендарная Арктида. Картографические материалы такого рода до потопа могли быть получены только с использованием летательных средств, высокоразвитых технологий и при наличии мощного математического аппарата, необходимого для создания специфических проекций.

В календарях египтян, ассирийцев и майя катастрофа, погубившая Гиперборею, датируется 11542 годом до н. э. Изменение климата и Всемирный Потоп 112 тысяч лет тому назад заставили наших Предков покинуть свою прародину Даарию и мигрировать через единственный перешеек ныне Ледовитого океана (Уральские горы).

«…весь мир перевернулся, и звезды упали с неба. Это произошло оттого, что огромная планета упала на Землю… в тот момент «сердце Льва достигло первой минуты головы Рака». Великая арктическая цивилизация была уничтожена всепланетарной катастрофой.

В результате удара астероида 13659 лет назад Земля совершила «скачок во времени». Скачок повлиял не только на астрологические часы, которые стали показывать иное время, но и на общепланетарные энергетические часы, задающие животворящий ритм всему живому на Земле.

Прародина народов Белой расы родов затонула не полностью.

От огромной территории севера Евразийского плато, некогда являвшегося сушей, сегодня над водой видны только Шпицберген, Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля и Новосибирские острова.

Астрономы и астрофизики, изучающие проблемы астероидной безопасности утверждают, что каждые сто лет Земля сталкивается с космическими телами размером менее ста метров. Более ста метров – каждые 5000 лет. Удары астероидов с поперечником в километр возможны раз в 300 тысяч лет. Раз в миллион лет не исключены столкновения с телами диаметром более пяти километров.

Сохранившиеся древние исторические хроники и проведенное исследование показывают, что в течение последних 16000 лет крупные астероиды, размеры которых превосходили десятки километров в поперечнике, поражали Землю дважды: 13659 лет назад и за 2500 лет до этого.

Если отсутствуют научные тексты, материальные памятники скрыты под арктическим льдом или не распознаны, на помощь приходит реконструкция языка. Племена, расселяясь, превращались в народы, и на их хромосомных наборах оставались метки. Такие метки остались на арийских словах, и их можно узнать в любом западноевропейском языке. Мутации слов совпадают с мутациями хромосом! Даария или Арктида, названная греками Гипербореей, является, прародиной всех арийских народов и представителей расового типа белых людей Европы и Азии.

Очевидны две ветви арийских народов. Примерно 10 тысяч лет до н.э. одна распространилась на восток, а другая двинулась с территории Русской равнины в Европу. ДНК-генеалогии показывает, что эти две ветви проросли из одного корня из глубины тысячелетий, от десяти до двадцати тысяч лет до нашей эры, он гораздо древнее, нежели тот, о котором пишут сегодняшние учёные, предполагая, что арии распространились с юга. Действительно, движение ариев на юге существовало, но оно было гораздо позже. Вначале было переселение людей с севера на юг и в центр материка, где и появились будущие европейцы, то есть представители белой расы. Еще до переселения на юг эти племена жили вместе на территориях, примыкающих к Южному Уралу.

О том, что на территории России в глубокой древности жили предшественники ариев и существовала развитая цивилизация, подтверждает обнаруженный на Урале в 1987 году один из древнейших городов, город — обсерватория, который существовал уже в начале 2-го тысячелетия до н. э... Назван по близлежащему селению Аркаимом. Аркаим (XVIII–XVI вв. до н. э.) — современник египетского Среднего царства, крито-микенской культуры и Вавилона. Расчеты показывают, что Аркаим старше египетских пирамид, его возраст не менее пяти тысяч лет, как и Стоунхендж.

По типу захоронений в Аркаиме можно утверждать, что в городе жили протоарии. Наши предки, проживавшие на земле России, уже 18 тысяч лет назад имели точнейший лунно-солнечный календарь, солнечно-звездные обсерватории удивительной точности, древние города-храмы; они дали человечеству совершенные орудия труда и заложили животноводство.

На сегодняшний день арийцев можно выделить

  1. по языку — индо-иранская, дардская, нуристанская группы
  2. Y-хромосоме — носители некоторых субкладов R1a в Евразии
  3. 3) антропологически — прото-индоиранцы (арьи) являлись носителями кроманьоидного древне евразийского типа, который не представлен в современном населении.

Поиск современных «арийцев» наталкивается на ряд подобных затруднений — невозможно свести эти 3 пункта к одному значению.

В России интерес к поискам Гипербореи был издавна, начиная с Екатерины II и ее посланцев на север. С помощью Ломоносова она организовала две экспедиции. 4 мая 1764 года императрица подписала секретный указ.

ВЧК и лично Дзержинский тоже проявляли интерес к поиску Гипербореи. Интересовал всех секрет Абсолютного оружия, по силе схожего с ядерным. Экспедиция ХХ века

под руководством Александра Барченко искала именно его. На территориях русского Севера побывала даже гитлеровская экспедиция, состоявшая из членов организации «Аненербе».

Доктор философских наук Валерий Демин, отстаивая концепцию полярной прародины человечества, приводит разносторонние аргументы в пользу теории, согласно которой на Севере в далеком прошлом существовала высокоразвитая гиперборейская цивилизация: в нее-то и уходят корни славянской культуры.

Славяне, как и все современные народы, возникли в результате сложных этнических процессов и являются смесью предшествующих разнородных этнических групп. История славян неразрывно связана с историей возникновения и расселения индоевропейских племен. Четыре тысячи лет назад единая индоевропейская общность начинает распадаться. Формирование славянских племен происходило в процессе выделения их из числа многочисленных племен крупной индоевропейской семьи. В Центральной и Восточной Европе отделяется языковая группа, в которую, как показали данные генетики, входили предки германцев, балтов и славян. Они занимали обширную территорию: от Вислы до Днепра, отдельные племена доходили и до Волги, тесня финно-угров. Во 2-м тысячелетии до н.э. германо-балто-славянская языковая группа также переживала процессы дробления: германские племена уходят на Запад, за Эльбу, а балты и славяне остаются в Восточной Европе.

С середины II тыс. до н.э. на больших пространствах от Альп до Днепра славянская или понятная славянам речь преобладает. Но на этой территории продолжают находиться и другие племена, причем одни из них покидают эти территории, другие появляются из несмежных областей. Несколько волн с юга, а затем кельтское нашествие побуждали славян и родственные им племена уходить на север и северо-восток. По-видимому, это часто сопровождалось определенным снижением уровня культуры, тормозило развитие. Так балтославяне и выделившиеся славянские племена оказались выключенными из культурно-исторической общности, которая формировалась в то время на основе синтеза средиземноморской цивилизации и культур пришлых варварских племен.

В современной науке наибольшее признание получили взгляды, согласно которым славянская этническая общность первоначально складывалась в ареале либо между Одером (Одрой) и Вислой (одерско-висленская теория), либо между Одером и Средним Днепром (одерско-днепровская теория). Этногенез славян развивался поэтапно: протославяне, праславяне и раннеславянская этнолингвистическая общность, которая впоследствии распалась на несколько групп:

  • романскую — от неё произойдут французы, итальянцы, испанцы, румыны, молдаване;
  • германскую - немцы, англичане, шведы, датчане, норвежцы; иранскую — таджики, афганцы, осетины;
  • балтийскую — латыши, литовцы;
  • греческую – греки;
  • славянскую — русские, украинцы, белорусы.

Предположение о существовании прародины славян, балтов, кельтов, германцев довольно спорно. Краниологические материалы не противоречат гипотезе о том, что прародина праславян находилась в междуречье Вислы и Дуная, Западной Двины и Днестра. Нестор посчитал прародиной славян Дунайские низменности. Для изучения этногенеза многое могла бы дать антропология. Славяне в течение I тысячелетия до нашей эры и I тысячелетия нашей эры сжигали умерших, поэтому в распоряжении исследователей такого материала нет. А генетические и другие исследования — дело будущего. Взятые в отдельности различные сведения о славянах в древнейший период — и данные истории, и данные археологии, и данные топонимики, и данные языковых контактов — не могут обеспечить достоверных оснований для определения прародины славян.

Гипотетический этногенез протонародов около 1000 г. до н. э. (праславяне выделены жёлтым цветом)

Этногенетические процессы сопровождались миграциями, дифференциацией и интеграцией народов, ассимиляционными явлениями, в которых принимали участие различные, как славянские, так и неславянские этносы. Возникали и менялись контактные зоны. Дальнейшее расселение славян, особенно интенсивное в середине I тысячелетия н.э., происходило по трём основным направлениям: на юг (на Балканский полуостров), на запад (в район Среднего Дуная и междуречье Одера и Эльбы) и на северо-восток по Восточно-Европейской равнине. Письменные источники не помогли ученым определить границы распространения славян. На помощь пришли археологи. Но при изучении возможных археологических культур было невозможно выделить именно славянскую. Культуры налагались друг на друга, что говорило об их параллельном существовании, постоянном перемещении, войнах и сотрудничестве, смешении.

Индоевропейская языковая общность сложилась у населения, отдельные группы которого находились в прямом общении между собой. Такое общение возможно было только на сравнительно ограниченной и компактной территории. Существовали довольно обширные зоны, в границах которых складывались родственные языки. Во многих районах жили чересполосно разноязычные племена, и такое положение могло сохраняться тоже целые столетия. Их языки сближались, но сложение относительно единого языка могло осуществиться только в условиях государства. Миграции племен представлялись естественной причиной распада общности. Так некогда ближайшие «родственники» – германцы стали для славян немцами, дословно «немыми», «говорящими на непонятном языке». Миграционная волна, выбрасывала тот или иной народ, тесня, уничтожая, ассимилируя другие народы. Что же касается предков современных славян и предков современных балтийских народов (литовцев и латышей), то они составляли единую народность на протяжении полутора тысяч лет. В этот период в составе славянства возрастали северо-восточные (главным образом балтские) компоненты, которые привносили и изменения в антропологический облик, и в определенные элементы культуры.

Византийский писатель VI в. Прокопий Кесарийский описывал славян как людей очень высокого роста и огромной силы, с белым цветом кожи и волос. Вступая в битву, они шли на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же никогда не надевали. Славяне пользовались деревянными луками и небольшими стрелами, смоченными особым ядом. Не имея над собой главы и враждуя друг с другом, они не признавали военного строя, неспособны были сражаться в правильной битве и никогда не показывались на открытых и ровных местах. Если и случалось, что они отваживались идти в бой, то с криком все вместе медленно продвигались вперёд, и если противник не выдерживал их крика и натиска, то они активно наступали; в противном случае обращались в бегство, не спеша помериться силами с неприятелем в рукопашной схватке. Используя леса как укрытие, они устремлялись к ним, потому что только среди теснин умели отлично сражаться. Часто захваченную добычу славяне бросали якобы под влиянием замешательства и бежали в леса, а затем, когда враги пытались ею завладеть, они неожиданно наносили удар. Некоторые из них не носили ни рубашек, ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бёдрах, и в таком виде отправлялись сражаться с врагом. Сражаться с врагом они предпочитали в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; внезапно атаковали и днём и ночью, с выгодой для себя пользовались засадами, хитростями, изобретая множество хитроумных способов неожиданно поразить врага.Они легко переправлялись через реки, мужественно выдерживая пребывание в воде.

Пленников славяне не держали в рабстве в течение неограниченного времени, как прочие племена, а через определённое время предлагали им выбор: за выкуп вернуться восвояси или остаться там, где они находились, на положении свободных людей и друзей.

Индоевропейская языковая семья — одна из крупнейших. Язык славян сохранил архаичные формы некогда общего индоевропейского языка и начал складываться в середине I тысячелетия. К этому времени у группы племен уже сформировались. собственно славянские диалектные черты, достаточно отличавшие их от балтов, сформировалось то языковое образование, которое принято называть праславянским. Расселение славян на обширных пространствах Европы, их взаимодействие и метисация (смешанная родословная) с другими этносами нарушили общеславянские процессы и заложили основы становления отдельных славянских языков и этносов. Славянские языки распадаются на ряд диалектов.

Слова «славяне» в те древнейшие времена не было. Народ был, но по-разному именованный. Одно из имён – венеды, происходит от кельтского vindos, что означает "белый. Это слово и поныне сохранилось в эстонском языке. Птолемей и Иордан считают, что венеды это древнейшее собирательное имя всех славян, обитавших в то время между Эльбой и Доном. Наиболее ранние известия о славянах под именем венедов относятся к I — III вв. н.э. и принадлежат римским и греческим писателям — Плинию Старшему, Публию Корнелию Тациту и Птолемею Клавдию. По мнению этих авторов, венеды жили вдоль Балтийского побережья между Штетинским заливом, куда впадает Одра, и Данцингским заливом, куда впадает Висла; по Висле от ее верховьев в Карпатских горах и до побережья Балтийского моря. Соседями их были германцы-ингевоны, которые, возможно, и дали им такое название. Такие латинские авторы, как Плиний Старший и Тацит так же выделяют их как особую этническую общность с названием «венеды». Спустя полвека Тацит, отмечая этническое отличие германского, славянского и сарматского миров, отводил венедам обширную территорию между Балтийским побережьем и Прикарпатьем.

Венеды населяли Европу уже в 3 тысячелетии до нашей эры.

Венеды с V века занимали часть территории современной Германии между Эльбой и Одером. В VII веке венеды вторглись в Тюрингию и Баварию, где нанесли поражение франкам. Набеги на Германию продолжались до начала X века, когда император Генрих I начал на венедов наступление, выставив в качестве одного из условий заключения мира принятие ими христианства. Покоренные венды часто восставали, но всякий раз терпели поражение, после чего все большая часть их земель переходила к победителям. Поход против вендов в1147году сопровождался массовым уничтожением славянского населения, и впредь венеды не оказывали германским завоевателям сколько-нибудь упорного сопротивления. На некогда славянские земли пришли немецкие поселенцы, и основанные новые города стали играть важную роль в экономическом развитии северной Германии. Приблизительно с 1500 область распространения славянского языка свелась почти исключительно к Лужицким маркграфствам – Верхнему и Нижнему, позднее вошедшим соответственно в Саксонию и Пруссию, и прилегающим территориям. Здесь, в районе городов Котбус и Баутцен, и проживают современные потомки венедов, которых осталось ок. 60 000 (в основном они католики). В русской литературе их принято называть лужичанами (название одного из входивших в группу вендов племен) или лужицкими сербами, хотя сами они называют себя Serbja или serbski Lud, а их современное немецкое название – Sorben (прежде также Wenden). С 1991 вопросами сохранения языка и культуры этого народа в Германии ведает Фонд по делам лужичан.

В IVвеке древние славяне окончательно обособляются и появляются на исторической арене как отдельный этнос. Причем под двумя именами. Это — «словене» и второе название – «анты». В VI в. писавший по-латыни историк Иордан в своем сочинении «О происхождении и деяниях гетов», сообщает достоверные сведения о славянах: "Начиная от места рождения реки Вистулы, на безмерных пространствах расположилось многочисленное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавенами и антами. Склавены живут от города Новиетуна и озера, именуемого Мурсианским, до Данастра, а на север — до Висклы; вместо городов у них болота и леса. Анты же — сильнейшие из обоих (племен) — распространяются от Данастра до Данапра, там, где Понтийское море образует излучину». Эти группировки говорили на одном и том же языке. В начале VII века название «анты» перестает употребляться. Видимо, потому, что в ходе миграционных движений распался некий племенной союз, который назывался таким именем. В античных (римских и византийских) литературных памятниках название славян выглядит как «склавины», в арабских источниках как «сакалиба», иногда со славянами сближают самоназвание одной из групп скифов «сколоты».

Славяне окончательно выделились в качестве самостоятельного народа не раньше 4 века н.э. когда «Великое переселение народов», «разорвало» балто-славянскую общность. Под своим названием «славяне» появились в летописях в VI веке. С VI в. сведения о славянах появляются во многих источниках, что бесспорно свидетельствует о значительной силе их к этому времени, о выходе славян на историческую арену в Восточной и Юго-Восточной Европе, об их столкновениях и союзах с византийцами, германцами и другими народами, населявшими в ту пору Восточную и Центральную Европу. К этому времени они занимали обширные территории, их язык сохранил архаичные формы некогда общего индоевропейского языка. Лингвистическая наука определила границы происхождения славян от XVIII в.до н.э. до VI в. н.э. Первые известия о славянском племенном мире появляются уже в преддверии Великого переселения народов.

Историография о прародине славян

Первым, кто попытался ответить на вопросы: откуда, как и когда появились славяне, на своей исторической территории был монах Киево-Печерской лавры Нестор – автор «Повести Временных Лет» (далее по тексту «ПВЛ» – С. Ф.). Нестор определил территорию славян по верхнему течению Дуная (отсюда и упоминание в летописи римской провинции Норик – «…Норики – это и есть славяне»). Именно с Дуная и начался процесс расселения славян, то есть славяне не были исконными жителями своей земли, речь идет об их миграции. Следовательно, киевский летописец явился родоначальником так называемой «миграционной» теории происхождения славян, известной в историографии как «дунайская». Она была весьма популярна в сочинениях средневековых авторов: польских и чешских хронистов XIII XIV вв.

Это мнение долгое время разделялось и историками XVIII – начала XX вв. (С. М. Соловьев, В. О. Ключевский и т. д.). Например, В. О. Ключевский считал, что славяне переселились с Дуная в Прикарпатье, и история России начинается в VI веке на северо-восточных предгорьях Карпатских гор, где образовался обширный военно-политический союз во главе с дулебами (волынянами), которых, согласно рассказам Нестора в ПВЛ, притесняли авары (обры). Отсюда восточные славяне в VII VIII вв. расселились на восток и на северо-восток до Ильмень-озера. Таким образом, В. О. Ключевский видит восточных славян сравнительно поздними пришельцами на своей земле. Сторонники дунайской версии происхождения славян есть и среди современных историков (Кобычев В. П.).

Большинство современных отечественных историков склонны искать славянскую прародину в гораздо более северных широтах (Шахматов, Гумилев, Паранин и т. д.). При этом одни полагают, что территория, на которой славяне сформировались в особую этническую общность, находилась в Среднем Поднепровье и Поприпятье, другие считают таковой междуречье Вислы и Одера.

К эпохе средневековья восходит зарождение и распространение еще одного варианта миграционной теории происхождения славян – «скифо-сарматской», впервые зафиксированной «Баварской хроникой» в XIII веке, воспринятой западными историками XIV XVIII вв. Согласно их представлениям, предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и осели под этнонимами «скифы», «сарматы», «аланы» и «роксоланы». Постепенно славяне из Северного Причерноморья расселились на запад и юго-запад.

В начале XX века вариант, близкий к скифо-сарматской теории, предложил российский историк А. И. Соболевский. По его мнению, названия рек, озер, гор в пределах расположения древних поселений русского народа якобы показывают, что русские получили эти названия от другого народа, который был здесь ранее. Такой этнической предшественницей славян на территории Восточно-Европейской равнины была группа племен иранского происхождения (скифского корня). Позже эта группа ассимилировалась с жившими далее к северу предками славяно-балтийцев и дала начало славянам где-то на берегах Балтики, откуда затем славяне и расселились по исторической территории.

Иной вариант миграционной теории предложил выдающийся российский историк и языковед А. А. Шахматов. Первой прародиной славян был бассейн Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Отсюда славяне, приняв от кельтов имя венедов, продвинулись на Нижнюю Вислу, откуда только что перед ними ушли в Причерноморье готы (рубеж II III вв.). Следовательно, здесь (Нижняя Висла) была вторая прародина славян. Наконец, когда готы ушли из Причерноморья под давлением гуннов, то часть славян – восточная и южная их ветви, двинулась на восток и юг в Причерноморье и образовала здесь племена восточных и южных славян. Таким образом, по этой «прибалтийской» теории славяне были пришлым населением на территории, на которой позднее образовали свои государства.

Согласно миграционным теориям славяне изображались как довольно-таки поздние пришельцы на своей исторической территории ( VI VIII вв.). В противоположность миграционным теориям существовали и автохтонные теории (М. В. Ломоносов).

Предыстория славян уходит в глубокую древность. Их далекие предки существовали еще до того, как сложилась славянская общность. Именно они, отдельные предки протославян в результате своего сближения и дали славянство, и корни этого процесса прослеживаются с III тысячелетия до нашей эры. В славянской истории можно выделить три периода:

1. Протославянский период:

Предки протославян жили матриархатом, но уже владели навыками земледелия и скотоводства. Археологами установлено, что в рамках IV тысячелетия до нашей эры скотоводческо-земледельческие племена носителей Балкано-Дунайской культуры занимали области нижнего Днестра и Южного Буга. Следующим этапом славянской истории было расселение «трипольских» племен ( III тысячелетие до нашей эры). Это были племена с развитой для своего времени скотоводческо-земледельческим хозяйством, представители которых обитали в больших глиняных поселках (археологи называют их городами). На рубеже III II тысячелетия до н. э. у этих племен состоялся переход от неолитических орудий каменного века к обработке бронзы и плужному земледелию. Развитие скотоводства у трипольских племен привело к повсеместной борьбе за стада и пастбища и переходу к патриархату.

Пастушеские племена, носители культуры «шнуровой керамики и боевых топоров» в XVIII веке до нашей эры расселились на обширных пространствах Центральной и Восточной Европы от Рейна до Волги, достигнув на севере берегов Балтийского моря. Движение их приостановилось в XV веке до нашей эры. В это время предки славян, балтов и германцев представляли собой этническое единство. Если признать прародиной славян широкую полосу Центральной и Восточной Европы (в эпоху бронзы), то восточный предел ее образовывали Припять, Средний Днепр, верховья Днестра и Южный Буг. Эта праславянская земля совпадает с ареалом обитания тшинецкой культуры ( XV XII вв. до н. э.), которая в первом тысячелетии до нашей эры перешла к железу.

2. Праславянский период (конец I тысячелетия до н. э. – IV V вв. н. э.) – это время установления культурной и языковой общности славян при известном племенном своеобразии.

С VIII века до нашей эры первые историографы обратили внимание на южные районы Восточной Европы (Причерноморье), где античный мир вошел в контакт со скифами. Восточная группировка праславян, обитавшие в междуречье Днепра, Днестра и Буга, оказалась оторванной от основной этнокультурной праславянской общности, и попала в середине I тысячелетия до н. э. в ареал скифской культуры. Это и были те самые геродотовы «скифы-пахари» или «сколоты». Археологически их местопребывание соотносится с ареалом обитания подольской и милоградской археологическими культурами. Скифская культура разорвала непрерывность славянской тшинецкой культуры. Когда Скифская держава пала под ударами сарматов, менее всего пострадали племена западных и северо-западных славян междуречья Днепра и Днестра, которые быстро освободились от скифского господства, хотя влияние его на праславянскую культуру и было велико. Эта часть праславянства быстрее всех возродила традиции праславянской культуры и стадия праславянского единства продолжалась – пшеворская культура на западе и зарубинецкая культура на востоке (первая четверть первого тысячелетия нашей эры).

Племена зарубинецкой культуры сыграют важнейшую роль в восточнославянском этногенезе, но уже после Великого переселения народов IV V вв., когда гуннское нашествие изменило политическую карту Европы. Если у кельтов, фракийцев, германцев складывается государственность, то славяне живут родовым строем. Славяне распадаются на локальные группировки (данные археологии). Выдвижение семьи и образование территориально-соседской общины, то есть появляется социальная организация характерная для распада первобытнообщинного строя и формирования новых предгосударственных образований.

Представляется возможным, что после падения под ударами гуннов в середине первого тысячелетия нашей эры культуры славянской оседлости (черняховская культура), потомки носителей зарубинецкой культуры стали расселяться на юг. В области Среднего и Верхнего Поднепровья праславяне объединившись с северянами, бужанами и уличами (третья четверть I тысячелетия) создают одно из первых восточнославянских предгосударственных образований – «Русская земля», в которую вошли лежавшие рядом земли древлян, дреговичей, волынян (дулебов), хорватов.

В сложных условиях формировалась северная часть восточнославянского суперэтноса – вятичи, кривичи, словене новгородские – потомки носителей зарубинецкой культуры, которые включили в свой этногенез кроме славянского еще и балтийский и финно-угорский элементы. В VI VII вв. завершается период праславянской истории. Широкое расселение славян по территории Восточной Европы привело к культурной дифференциации славянского мира и членению единого языка. Происходит складывание современных славянских народов.

3. Славянский период (расширение племенных союзов и образование славянских государств – период с VIII по IX вв.).

Академик Б. А. Рыбаков склонен, на основании новейших археологических данных, объединить оба варианта прародины славян. По мнению ученого праславяне размещались в широкой полосе Центральной и Восточной Европы.

По мнению академика Б. А. Рыбакова славяне принадлежали к древнейшему индоевропейскому единству. Геометрический центр первоначального индоевропейского единства 4 – 5 тысяч лет тому назад находился на северо-востоке Балканского полуострова и в Малой Азии. В III II тысячелетии до нашей эры в северной половине Европы (от Рейна до Днепра) развивается пастушеское скотоводство. Борьба за пастбища в первой половине II тысячелетия до нашей эры приводит к широкому распространению по территории Восточной Европы пастушеских племен. К середине II тысячелетия до нашей эры расселение пастушеских племен прекращается. На первое место в экономике выходит земледелие, ведущее к оседлости. Осевшие племена образуют большие этнические массивы. Один из этих массивов – праславяне заселили территорию от Среднего Поднепровья на востоке до Одера на западе, от северных склонов Карпат на юге до широты Припяти на севере (тшинецко-комаровская культура XV XII вв. до н. э.).

По мнению Б. А. Рыбакова задолго до Киевской Руси приднепровская часть славянского мира дважды была накануне перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу и образованию государства.

Первый культурный и политико-экономический взлет славянского мира соответствует чернолесной археологической культуре ( X VII вв. до н. э.). Этим, кстати сказать, и объясняется появление в общеславянском фольклоре легенд о Змее Горыныче, которых можно идентифицировать с киммерийцами и скифами. Наследниками носителей чернолесной культуры Б. А. Рыбаков называет скифов-пахарей (сколотов) на среднем Днепре. Возможно, у них уже была и государственность, ибо они вели активную внешнюю торговлю и политику. Падение Скифии в III веке до нашей эры привело к падению и сколотских царств. На смену им пришла примитивная зарубинецкая культура.

Второй взлет славянского мира произошел в начале нашей эры в период со II по IV век, когда славяне Среднего Поднепровья и Причерноморья установили тесные экономические связи с Римской империей. Поступательное развитие славянского мира было нарушено вторжением гуннов.

Предки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной

Европы. По своему языку они относятся к индоевропейским народам, которые населяют Европу и часть Азии вплоть до Индии. Археологи считают, что славянские племена можно проследить по данным раскопок с середины второго тысячелетия до н.э. Предков славян (в научной литературе их называют праславяне) предположительно находят среди племен, населявших бассейн Одры, Вислы и Днепра; в бассейне Дуная и на Балканах славянские племена появились лишь в начале н.э.

Возможно, что о предках славян говорит Геродот, когда описывает земледельческие племена среднего Поднепровья.

Он называет их "сколотами" или "борисфенитами" (Борис-фен - название Днепра у античных авторов), отмечая, что греки ошибочно причисляют их к скифам, хотя скифы совершенно не знали земледелия.

Античные авторы I-VI в.в. н.э. называют славян венедами, антами, склавинами и говорят о них как о "бесчисленных племенах". Предполагаемая максимальная территория расселения предков славян на западе доходила до Эльбы (Лабы), на севере до Балтийского моря, на востоке - до Сейма и Оки, а на юге их границей была широкая полоса лесостепи, шедшая от левого берега Дуная на восток в направлении Харькова. На этой территории обитало несколько сот славянских племен.

Расселение восточных славян

В VI в. из единой славянской общности выделяется восточно-славянская ветвь (будущие русский, украинский, белорусский народы). Приблизительно к этому времени относится возникновение крупных племенных союзов восточных славян. Летопись сохранила предание о княжении в Среднем Поднепровье братьев Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбеди и об основании Киева. Летописец отмечал, что такие же княжения были и в других племенных союзах, называя более десятка племенных объединений восточных славян. Такой племенной союз включал в себя 100-200 отдельных племен. Около Киева на правом берегу Днепра жили поляне, по верхнему течению Днепра и по Западной Двине - кривичи, по берегам Припяти - древляне, По Днестру, Пруту, нижнему течению Днепра и по северному побережью Черного моря - уличи и тиверцы, по Оке - вятичи, в западных областях современной Украины - волыняне, к северу от Припяти до Западной Двины - дреговичи, по левому берегу Днепра и по Десне - северяне, по реке Сож, притоку Днепра, - радимичи, вокруг озера Ильмень - ильменские славяне (словене).

Летописец отмечал неравномерность развития отдельных восточно-славянских объединений. Наиболее развитыми и культурными он показывает полян. К северу от них проходила своеобразная граница, за которой племена жили "зверинским образом". По данным летописца, земля полян также носила название "Русь". Одно из объяснений происхождения

термина "Русь", выдвигаемых историками, связано с названием реки Рось, притока Днепра, давшей имя племени, на территории которого жили поляне.

Данные летописца о размещении славянских племенных союзов подтверждаются археологическими материалами. В частности, данные о различных формах женских украшений (височные кольца), полученные в результате археологических раскопок, совпадают с указаниями летописи о размещении славянских племенных союзов. Соседями восточных славян на западе были прибалтийские народы, западные славяне (поляки, чехи), на юге - печенеги и хазары, на востоке - волжские булгары и многочисленные угро-финские племена (мордва, марийцы, мурома).

Расселение восточных славян. I. Происхождение восточных славян

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ

I. Происхождение восточных славян

Праславяне

Предки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной

Европы. По своему языку они относятся к индоевропейским народам, которые населяют Европу и часть Азии вплоть до Индии. Археологи считают, что славянские племена можно проследить по данным раскопок с середины второго тысячелетия до н.э. Предков славян (в научной литературе их называют праславяне) предположительно находят среди племен, населявших бассейн Одры, Вислы и Днепра; в бассейне Дуная и на Балканах славянские племена появились лишь в начале н.э.

Возможно, что о предках славян говорит Геродот, когда описывает земледельческие племена среднего Поднепровья.

Он называет их "сколотами" или "борисфенитами" (Борис-фен - название Днепра у античных авторов), отмечая, что греки ошибочно причисляют их к скифам, хотя скифы совершенно не знали земледелия.

Античные авторы I-VI в.в. н.э. называют славян венедами, антами, склавинами и говорят о них как о "бесчисленных племенах". Предполагаемая максимальная территория расселения предков славян на западе доходила до Эльбы (Лабы), на севере до Балтийского моря, на востоке - до Сейма и Оки, а на юге их границей была широкая полоса лесостепи, шедшая от левого берега Дуная на восток в направлении Харькова. На этой территории обитало несколько сот славянских племен.

Расселение восточных славян

В VI в. из единой славянской общности выделяется восточно-славянская ветвь (будущие русский, украинский, белорусский народы). Приблизительно к этому времени относится возникновение крупных племенных союзов восточных славян. Летопись сохранила предание о княжении в Среднем Поднепровье братьев Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбеди и об основании Киева. Летописец отмечал, что такие же княжения были и в других племенных союзах, называя более десятка племенных объединений восточных славян. Такой племенной союз включал в себя 100-200 отдельных племен. Около Киева на правом берегу Днепра жили поляне, по верхнему течению Днепра и по Западной Двине - кривичи, по берегам Припяти - древляне, По Днестру, Пруту, нижнему течению Днепра и по северному побережью Черного моря - уличи и тиверцы, по Оке - вятичи, в западных областях современной Украины - волыняне, к северу от Припяти до Западной Двины - дреговичи, по левому берегу Днепра и по Десне - северяне, по реке Сож, притоку Днепра, - радимичи, вокруг озера Ильмень - ильменские славяне (словене).

Летописец отмечал неравномерность развития отдельных восточно-славянских объединений. Наиболее развитыми и культурными он показывает полян. К северу от них проходила своеобразная граница, за которой племена жили "зверинским образом". По данным летописца, земля полян также носила название "Русь". Одно из объяснений происхождения

термина "Русь", выдвигаемых историками, связано с названием реки Рось, притока Днепра, давшей имя племени, на территории которого жили поляне.

Данные летописца о размещении славянских племенных союзов подтверждаются археологическими материалами. В частности, данные о различных формах женских украшений (височные кольца), полученные в результате археологических раскопок, совпадают с указаниями летописи о размещении славянских племенных союзов. Соседями восточных славян на западе были прибалтийские народы, западные славяне (поляки, чехи), на юге - печенеги и хазары, на востоке - волжские булгары и многочисленные угро-финские племена (мордва, марийцы, мурома).

Хозяйство

Занятия

Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археославян

логическими раскопками, при которых были обнаружены семена злаков (рожь, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, морковь, свекла, редька). Выращивались также и технические культуры (лен, конопля) . Южные земли славян обгоняли в своем развитии северные, что объяснялось различиями в природно-климатических условиях, плодородии почвы. Южные славянские племена имели более древние земледельческие традиции, а также имели давние связи с рабовладельческими государствами Северного Причерноморья.

У славянских племен существовали две основные системы земледелия. На севере, в районе густых таежных лесов, господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. Следует сказать, что граница тайги в начале I тыс. н.э. была гораздо южнее современной. Остатком древней тайги является знаменитая Беловежская Пуща. В первый год при подсечно-огневой системе на освояемом участке деревья подрубали, и они высыхали. На следующий год срубленные деревья и пни сжигали, и в золу сеяли зерно. Удобренный золой участок два-три года давал довольно высокий урожай, потом земля истощалась, и приходилось осваивать новый участок. Основными орудиями труда в лесной полосе были топор, мотыга, заступ и борона-суковатка. Убирали урожай при помощи серпов и размалывали зерно каменными зернотерками и жерновами.

В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. При наличии большого количества плодородных земель участки засевали в течение нескольких лет, а после истощения почвы переходили ("перекладывались") на новые участки. В качестве основных орудий использовали рало, а впоследствии деревянный плуг с железным лемехом. Плужное земледелие было более эффективным и давало более высокие и стабильные урожаи.

Академик Б.А.Рыбаков отмечает, что уже со II в. н.э. обнаруживается резкий подъем всей хозяйственной и социальной жизни той части славянского мира, которая в дальнейшем станет ядром Киевской Руси - Среднего Поднепровья. Рост количества кладов римских монет и серебра, найденных на землях восточных славян, свидетельствует о развитии у них торговли. Предметом экспорта было зерно. О славянском экспорте хлеба во II - IV вв. говорит заимствование славянскими племенами римской хлебной меры - квадрантала, получившего название четверик (26,2 л.), просуществовавшего в русской системе мер и весов до 1924 г. О масштабах производства зерна у славян свидетельствуют найденные археологами следы ям-хранилищ, вмещавших до 5 т зерна.

С земледелием тесно было связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочего скота в южных районах использовали волов, в лесной полосе - лошадей.



Важное место в хозяйстве восточных славян играли охота, рыболовство и бортничество (сбор меда диких пчел). Мед, воск, меха были основными предметами внешней торговли.

Город

Приблизительно в VII - VIII вв. ремесло окончательно отделяется от земледелия. Выделяются специалисты-кузнецы, литейщики, мастера золотых и серебряных дел, позднее гончары. Ремесленники обычно концентрировались в племенных центрах - градах или на городищах - погостах, которые из военных укреплений постепенно превращаются в центры ремесла и торговли - города. Одновременно города становятся оборонительными центрами и резиденциями носителей власти.

Города, как правило, возникали при слиянии двух рек, так как такое расположение обеспечивало более надежную защиту. Центральная часть города, окруженная валом и крепостной стеной, называлась кремлем или детинцем. Как правило, со всех сторон кремль был окружен водой, так как реки, при слиянии которых строился город, соединялись рвом, наполненным водой. К кремлю примыкали слободы - поселения ремесленников. Эта часть города называлась посадом.

Древнейшие города возникали чаще всего на важнейших торговых путях. Одним из таких торговых путей был путь из "варяг в греки". Через Неву или Западную Двину и Волхов с его притоками и далее через систему волоков суда достигали бассейна Днепра. По Днепру они доходили до Черного моря и далее до Византии. Окончательно этот путь сложился к IX в. Другим торговым путем, одним из древнейших на территории Восточной Европы, был Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока.

Социальный строй

Соседская община

Тогдашний уровень развития производительных сил требовал значительных затрат труда для ведения хозяйства. Трудоемкие работы, которые нужно было выполнять в ограниченные и строго определенные сроки, мог выполнить только коллектив. С этим связана большая роль общины в жизни славянских племен.

Обработка земли стала возможна силами одной семьи. Хозяйственная самостоятельность отдельных семей делала излишним существование прочных родовых коллективов. Выходцы из родовой общины уже не были обречены на гибель, т.к. могли осваивать новые земли и стать членами территориальной общины. Родовая община разрушалась также в ходе освоения новых земель (колонизация) и включения в состав общины рабов.

Каждая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот,

инвентарь были личной собственностью каждого общинника. Общую собственность составляли пашня, луга, леса, промысловые угодья, водоемы. Пахотная земля и покосы могли периодически делиться между общинниками.

Военные походы

Распаду первобытнообщинных отношений способствовали военные походы славян и, прежде всего, походы на Византию. Участники этих походов получали большую часть военной добычи. Особенно значительной была доля военных предводителей - князей и родоплеменной знати - лучших мужей. Постепенно вокруг князя складывается особая организация профессиональных воинов - дружина, члены которой и по экономическому, и по социальному положению отличались от своих соплеменников. Дружина делилась на старшую, из которой выходили княжеские управители, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство.

Важнейшие вопросы в жизни общины решались на народных собраниях - вечевых сходах. Помимо профессиональной дружины существовало также и общеплеменное ополчение (полк, тысяча).


Восточные славяне в древности

  1. Праславяне (древние предки славян)
Сколоты. Об этом народе упоминает древнегреческий историк Геродот («отец истории»). Населяли Крым и побережье Черного моря. Геродот делил их на:

  • царские скифы;

  • скифы-кочевники;

  • скифы-пахари и др.
Венеды . Этот народ описывал древнеримский историк Тацит. Занимали территории к востоку от Польши.

Анты . О них оставили сведения византийские авторы. Заселяли северное Причерноморье и частично Дунай


  1. ^ Прародина славян
В науке есть миграционные теории происхождения славян (Прибалтийская, Дунайская и т.д.); преобладающей из них можно считать Автохтонную концепцию, т.е. славяне –

коренные жители Восточноевропейской равнины. Поэтому прародина славян – это

сравнительно небольшая территория в бассейне рек Висла и Днепр, на пересечении

современных Польши, Белоруссии, Украины и западных областей России.


  1. ^ Расселение славян
В первые века н.э. (особенно начиная с IV в.) славяне со своей прародины расселяются по 3-м направлениям, заселяя значительную часть Восточной Европы:

  • 1-й поток славян расселился на запад до р. Эльбы (Лаба); возникает ветвь западных славян (поляка, чехи, словаки). В древности были полабские славяне (заселяли почти половину современной Германии, в р-не Берлина), которые впоследствии заселили немцы, уничтожив полабов во времена крестовых походов. От них сохранились мужицкие сербы;

  • 2-й поток славян расселится на юг за р. Дунай на Балканский п-ов, на земли Византийской империи; возникает ветвь южных славян)болгары, сербы, македонцы, хорваты, боснийцы, словенцы);

  • 3-й поток славян расселился на северо-восток до р. Оки, в верховьях р. Волги, о. Ильмень. Здесь же и образуется ветвь восточных славян.

Самые развитые
Союзы восточных славян

  1. Поляне (Днепр, р-он Киева). Создали Киев, занимали самые опасные и богатые земли;

  2. Словене ильменские. Поселяются вокруг о. Ильмень, создают в центре г. Новгород;

  3. Древляне. Обитали к северу от полян, ближе к р. Припять;

  4. Вятичи. Располагались по р. Оке, вследствие возникает Владимиро-Суздальское княжество;

  5. Кривичи. Занимали верховье рек Зап. Двина, Ловать, Волга;

  6. Радимичи. Их расположение находилось между реками Днепр и Десна, также на р. Сожь;

  7. Северяне. К ним относятся территории современной Украины и г. Новгород-Северский;

  8. Дреговичи. Их земли находились на территории современной Белоруссии, по р. Припять;

  9. Полочане. Их расселения располагались по р. Зап.Двина, г. Полоцк;

  10. Волыняне. Они заселяли Зап. Украину, р. Западный Буг;

  11. Белые хорваты. К их территориям относят Карпаты;

  12. Уличи и тиверцы. Занимали территории по р. Днестр, современная Молдавия.
В эпоху Древнерусского государства (Киевской Руси) асе эти племенные союзы сливаются в одну древнерусскую народность.

В период феодальной раздробленности древнерусская народность делится на:


Ветвь восточных славян
- русскую

Украинскую

Белорусскую


  1. ^ Причины расселения славян

  • Внутренняя: (процессы, которые проходили внутри славянского общества – распад родового строя и утверждение у славян военной демократии . У славян сохранилась община – вервь и народное собрание – вече ).
На вече правом голоса обладали только воины. Военная демократия предшествует появлению государства. В период военной демократии важную роль играют военные вожди – князь и профессиональные воины – дружинники. В итоге, для этого периода характерны постоянные походы и переселение славянских племен.

  • Внешняя: (влияние соседей, влияние других народов).
Славяне (особенно восточные) расселялись на магистральном пути движения кочевников (кочевых народов), которые постоянно вторгались на земли славян, таким образом, заставляя их переселяться.

Последовательность набегов и названия кочевых племен:


  • Киммерийцы;

  • Скифы;

  • Сорматы;

  • Гунны (нашествие этих племен вызвало великое переселение народов: спасаясь от кочевников, племена германцев и славян вторгаются на территорию Римской империи);

  • Авары (из Центральной Азии на Дунай). Упоминаются летописцем Нестором;

  • Хазары;

  • Венгры (одновременно с хазарами). Сумели осесть на Дунае;

  • Болгары (Два потока: 1-я часть осядет на Волге, на территории современного Татарстана, создадут государство Волжская Булгария. 2-я часть уйдет на Дунай, где смешается с южными славянами; болгары дадут им свое имя и возникнет государство Дунайская Болгария (современная Болгария);

  • Печенеги;

  • Половцы;

  • Монголо-татары;
В итоге, славянам приходилось уходить в более северные районы.

  1. Соседи славян
- на юге и востоке: кочевники;

На востоке: Волжская Булгария;

На западе: Польша, Венгрия;

На эге: Дунайская Болгария, Византия;

На севере: варяги (славянское название), норманны (европейское название), викинги (самоназвание) – народы северной Европы; скандинавы, предки современных шведов, датчан, норвежцев, исландцев. Эти народы славились как лучшие воины, разбойники и мореплаватели.


  1. Занятия восточных славян

  • Земледелие:
- подсечно-огневая система (в северных лесных районах);

Переложная (на юге; нераспаханные земли, целина);


  • Скотоводство; первоначально скот заменял деньги, один бог – покровитель скота и богатства – Велес;

  • Охота и рыболовство;

  • Бортничество – пчеловодство в колодах и дуплах.

  1. Религия славян
- язычество

  • Поклонение силам природы;

  • Многобожие (политеизм): Ярило – бог солнца, Перун – «громовержец» и покровитель воинов, князей, Велес – бог скота и богатства, Макошь – богиня плодородия;

  • Слой жрецов – волхвы; а также идолы, капища;

  • Система жертвоприношения.

Образование древнерусского государства


  1. Норманнская теория и ее критика.
Первую попытку объяснить, как возникло государство у восточных славян, предприняли три немецких ученых: Байгер, Миллер, Шлецер, которые в XVIIIвеке работали в Российской Академии Наук. У этих ученых были важные заслуги перед русской наукой – они первыми открыли, начали изучать и сохранили для потомков древнейшую русскую летопись (погодная запись событий) «Повесть Временных Лет»; автор – монах Киево-Печерской лавры Нестор.

Работая с ПВА, ученые обратили внимание на события 862 года: славяне (словене ильменские), устав от смуты и междоусобиц, приглашают в Новгород, в качестве князя, варяга Рюрика. Из этого события немецкие ученые сделали вывод о том, что древнерусское государство было создано не самими славянами, а норманнами во главе с Рюриком. Таким образом, в XVIII веке появляется норманнская теория возникновения древнерусского государства.

Эта теория расколола ученых на два лагеря: на норманистов (сторонников) и антинорманистов (критики). Первым критиком стал М.Ломоносов. Начались ожесточенные споры (около 2,5 веков). В XX веке эти споры стали приобретать политический характер. Также, ее стали использовать враги России.

Гитлеровцы использовали норманнскую теорию, чтобы доказать, что:


  • славяне – неполноценная раса, раса рабов;

  • германцы – высшая раса, раса господ.

Слабые места норманнской теории:


  • Рюрик не был первым русским князем, который упоминается в ПВА. Гораздо раньше (XI век) упоминается князь Кий, основавший г.Киев;

  • Очень мало сведений относительно Рюрика. Некоторые ученые считают его вымышленным персонажем, так как ПВА переписывалась в Новгороде, конкурировавшем с Киевом;

  • Есть гипотеза о том, что Рюрик был выходцем из западных славян (полабских);

  • Много неточностей в истории о призвании Рюрика: в летописи говорится о том, что он прибыл с двумя братьями – Синеусом и Трувером – что в переводе со скандинавского означает «дом» и «дружина»;

  • Варяги (норманны) не превосходили славян по уровню развития, у них у самих еще не было своего государства. На Русь они прибывали в качестве купцов или наемников и на своем языке называли Русь – Гардарика (страна богатых городов);

  • В принципе, один человек не может создать или разрушить государство, общество должно само дорасти до этой стадии. Чтобы призвать Рюрика, уже должен был быть уровень государства.
ВЫВОД: В современной науки дискуссии продолжаются, но ученые приходят к компромиссу. Антинорманисты признают Рюрика реальной личностью, но никто из сторонников норманнской теории уже не говорит о том, что славяне сами не могли создать свое государство. Большинство ученых полагают, что варяги ускорили процесс образования русского государства, то есть стали катализатором. Например, в качестве воинов-наемников.

Рюрик считается родоначальником княжеской династии на Руси (с IX в. по XVI в.). Последние Рюриковичи: Иван Грозный и его сын Федор.
^ Две гипотезы происхождения слова «Русь»


  • южная: к югу от г. Киева была р. Рось;

  • северная: один из вариантов названия варяжских племен – «русы». Многие русские имена скандинавского происхождения: Олег, Ольга, Игорь.

  1. Социально-экономическая теория происхождения государства (классовая)
Эту теорию разрабатывает Маркс, Энгельс, Ленин. Была господствующей в советской науке и до сих пор сохраняет влияние.

Суть социально-экономической теории происхождения государства:


  • Изменения в хозяйстве: появление земледелия, скотоводства, ремесла и железных орудий труда(самое главное);

  • Накопление излишков:

Начинаются гражданские войны между племенами, в ходе которых:


  • Выделяются военные вожди (князья) и профессиональные воины (дружинники), то есть знать, которая присваивает большую часть добычи;

  • Пленников обращают в рабство (холопы);

  • Племена объединяются в союзы;

  • Военная демократия

Теперь семья может прожить в одиночку (за счет железных орудий труда); на смену родовой общине приходит соседская община:


  • Земля делится между семьями;

  • Лучшие и большие земли достаются князьям и дружинникам;

  • В общественном пользовании остаются пастбища и т.д.;

  • Образуется частная собственность.

  • Появляются неравенство, классы; общество раскалывается на богатых и бедных

  • Начинаются социальные конфликты (классовая борьба). Хаос, смута в обществе, при этом старые органы власти (вече, совет, старейшины) уже не могут навести порядок → кто-то должен навести порядок;

  • Появляется государство как особый аппарат управления, включающий в себя войско, суды, тюрьмы, налоги, чиновников, которые, с одной стороны, помогают богатым и держат в повиновении бедных, а с другой стороны, защищают интересы бедных, обеспечивая оборону и порядок.

^ Внутренняя и внешняя политика киевских князей


  1. Князь Кий (XI век); основание г. Киева.

  2. Рюрик (Годы жизни: ? – 879 гг.; годы правления: 862 – 879 гг.); правит только на севере Руси, в Новгороде. Основатель династии Рюриковичей. С ним будет связана норманнская теория;

  3. Олег Вещий (Годы жизни: ? – 912 гг.; годы правления: 879 – 912 гг.); или дальний родственник Рюрика, или наиболее влиятельный военачальник варягов, который занимает престол потому, что сын Рюрика – Игорь – был малолетним;

  1. Внутренняя политика:
- 882г. – Олег из Новгорода совершает поход на Киев, хитростью захватывает его, убивает киевских князей (Оскольд и Дир – либо два брата, либо отец и сын). Олег переносит столицу из Новгорода в Киев, потому что:

  • чернозем;

  • климат;

  • близость к Византии.
Вывод: Объединив два города под своей властью, Олег стал одним правителем Руси;

Олег подчинил своей власти ряд племенных союзов;

При Олеге возникает полюдье – система сбора дани.


  1. Внешняя политика:
Олег определил два направления, которые будут повторяться у всех киевских князей:

Борьба с кочевниками (Олег прославился победами над хазарами);

Походы на Византию и договор с ней (907 г. – знаменитый поход на Константинополь);

Выгодные договоры с Византией

^ Причины войн с Византией:


  • военный грабеж, так как Византия – самая богатая и развитая страна

  • вся торговля Руси шла через рынки Константинополя, так как в нем заканчивался великий торговый путь «Из варяг в греки». Поэтому русские князья силой навязывали выгодные для Руси договоры

  1. Игорь (Годы жизни: 878 – 945 гг.; годы правления: 912 – 945 гг.); сын Рюрика.
Он продолжает политику Олега, начиная борьбу с печенегами. При нем совершается два похода на Византию:

  • 941 г. – неудачный поход, потому что византийцы применили «греческий огонь»;

  • 944 г. – поход, который закончился подписанием выгодного для Руси договора;
945 г. – кризис системы полюдья; восстание древлян вследствие повторного сбора дани; в конечном итоге, убийство Олега.

  1. Княгиня Ольга (Годы жизни: 885(895) – 969 гг.; годы правления: 945 – 964 гг.); вдова Игоря.
Ольга жестоко отомстила за смерть мужа: древлян заживо похоронили, второе посольство сварили в бане; сама Ольга отправилась с войском на тризну к древлянам, где отравила всех людей и сожгла столицу древлян.

Ольга провела первые в нашей истории реформы, направленные на упорядочивание сбора дани:


  • уставы и уроки (размер дани);

  • погосты – места сбора дани; теперь дань везли в Киев, таким образом, полюдье превращалось в повоз.
Также, княгиня Ольга впервые мирным путем регулирует отношения с Византией, совершая деловую поездку в Константинополь.

  1. Святослав Игоревич (Годы жизни: 942 – 972 гг.; годы правления: 964 – 972 гг.)
Этот князь вошел в русскую историю как великий полководец и завоеватель. Его называли «Александром Македонским славянского мира». Он мало занимался внутренней политикой, очень редко бывал на Руси, что было большим минусом. Несколько лет в отсутствии сына правила княгиня Ольга.

В 969 году Ольга умирает, и Святославу приходится самостоятельно править.

Во время одного из походов Игоря, печенеги напали на Киев. Киевляне едва устояли и успели позвать за помощью. Когда Святослав вернулся, его упрекнули: « Князь, ты ищешь чужих земель, а своей – пренебрегаешь».

Святослав разгромил всех соседей на юге и востоке Руси, прошел через земли вятичей по р.Оке. В 965 – 966 гг. он разгромил Волжскую Булгарию, Хазарский каганат и племена северного Кавказа. В 968 – 970 гг. Святослав захватил Дунайскую Болгарию и даже хотел перенести столицу в г. Переяславль на Дунае.

Причины побед Святослава:


  • Психологический трюк. Он запугивал противника, предупреждая посланием: «Иду на вы»;

  • Подвижность войска (нет обозов). В летописи его сравнивали с «пардусом» (леопард, хищник);

  • Полководческий талант и личный пример Святослава.
971 г. – последняя война против Византии. Впервые Святослав не смог добиться победы и отступил от Константинополя. Византийцы, в свою очередь, не смогли достать Святослава в крепости Доростол.

21 июля 971 года Святослав на военном совете в Доростоле произнёс великие и доныне слова: «Не посрамим земли русской, ибо мертвые сраму не ищут…». Проводятся переговоры с Византией, и заключается мир, по которому Святослав сохраняет всю награбленную добычу. Но Византийцы подговаривают печенегов напасть на отступающие войска Святослава. Он решил отправляться по Днепру, где печенеги устроили засаду в местах порогов (отсюда «Запорожье»). Святослав убит в бою с печенегами. Из его черепа хан Куря сделает кубок.

Итоги:


  • Укрепление военной силы на Руси;

  • Укрепление авторитета Руси;

  • Святослав совсем не занимался внутренней политикой;

  • После его смерти все завоеванные земли отделяются, кроме вятичей;

  • Также, после смерти Святослава, в течение 8 лет (972 – 980 гг.) идет первая усобица на Руси: война сыновей Святослава за престол.
В борьбе за княжение побеждает Владимир Святославович.

  1. Владимир Святославович (Годы жизни: 960 – 1015 гг.; годы правления: 980 – 1015 гг.);
В нашу историю Владимир войдет как самый выдающийся деятель Руси:

  • Крещение Руси, за что православная церковь будет называть его «Владимир Святой»;

  • Расширение границ Древнерусского государства:

  • Возвращение у Польши Червонной Руси (современная Зап. Украина);

  • Впервые организация надежной защиты границ от кочевников (в первую очередь от печенегов). Владимир сделал защиту границ общенациональным делом. Для обороны южных границ он мобилизовал и Северную Русь. За это благодарный народ называл его в былинах «Владимир Красно Солнышко»
В то время как личность Владимира расценивалась великой, он был жестоким, коварным, необузданным язычником. На самом деле, это был незаконнорожденный сын Святослава и простой рабыни, поэтому у него не было прав на престол. Новгородцы сами выпросили Владимира к себе в князья, рассчитывая на то, что «рабынич» будет мягким и покорным князем.

Но Владимир покорил не только Новгород. Опираясь на Новгород и варягов-наемников, победил своих братьев. Чтобы получить киевский престол, Владимир организует убийство брата Ярополка, заманивая его на переговоры. Таким образом, Владимир становится киевским князем.

Ко всему прочему, Владимир был любвеобильным. У него были сотни жен и наложниц. В языческой Руси полигамия (многоженство) было нормой. Владимира, как человека, характеризует одна из его жен – полоцкая княгиня Рогнеда. Он сватается к Рогнеде, но та отказывает «рабыничу». Вследствие этого, Владимир захватывает Полоцк, убивает семью Рогнеды и силой женит княгиню на себе.

Крещение Руси

Причины


  • Владимиру требовалась религия, чтобы укрепить свою власть;

  • Язычество, по сути, было первобытной религией, чем объяснялась дикость нравов;

  • Падал авторитет Руси не только у христианский стран Запада, но и мусульманских стран Востока (не возможны династические браки);

  • Культурная отсталость Руси.
Ход крещения

Первая религиозная реформа Владимира – это введение культа Перуна, чему славяне не подчинились. Тогда он начинает поиск новой религии. Проводится этакий «конкурс религий»: католичество, православие, ислам и иудаизм. Владимир сразу отвергает иудаизм, так как он не хотел подчиняться Римскому Папе. В конце концов, выбор пал на православие . Причины:


  • Русь тесно связана с Византией;

  • Византия в тот момент – самая развитая страна, поэтому Руси было выгодно принять византийскую религию, для того чтобы перенять все достижения культуры;

  • На Руси уже были православные, начиная с Ольги.
Владимир заключает договор с Византией: он оказывает военную помощь в подавлении мятежей, а византийцы за это отправляют на Русь священников и сестру императора – Анну, которая стала бы его последней, христианской женой. Владимир выполняет свою часть договора, ВТО время как византийцы отказываются отправлять Анну. Начинается война, в ходе которой Владимир захватывает в Крыму г.Хернонес (Корсунь) и потом, фактически, обменивает Анну на этот город.

988 г. – условная дата крещения Руси, так как это год крещения Владимира, дружины и Киева. Процесс христианизации Руси растянется на десятилетия:


  • Юг крестился легко и добровольно;

  • Север и восток крестили насильственно;

  • Новгород крестили «огнем и мечом»;

  • Вследствие крещения на землях вятичей были подняты восстания.
Итоги крещения

  • Православие крепило власть князя и государство (до 1917 г. Православие будет поддержкой);

  • Укрепляется международный авторитет Руси, становятся возможными династические браки;

  • Православие обеспечило прогресс культуры Древней Руси;

  • Православие укрепило мораль и нравственность народа, исчезают: полигамия, человеческие жертвоприношения; семья закрепляется в церкви, разводы почти не наблюдаются;

  • Народ должен был содержать церковь – церковная десятина;

  • Выбор религии обусловил неповторимость, своеобразие Российской цивилизации и культуры, но Русь, таким образом, противопоставила себя католическому Западу и Востоку.
После смерти Владимира идёт вторая усобица – война сыновей за престол, которая длилась четыре года. Зачинщиком считается князь Святополк, сын и одновременно племянник Владимира: князь женился на беременной жене брата Ярополка. Святополка называют организатором убийства братьев – Бориса и Глеба. В последствие Борис и Глеб станут, собственно, русскими святыми. Некоторые ученые считают, что организатором убийства был другой сын Владимира – князь Ярослав.

Борясь за киевский престол, Святополк привел на Русь иноземные войска печенегов и поляков. В виде платы за помощь, Святополк уступает Червонную Русь кочевникам. В итоге, народ отвергает Святополка, дав ему прозвище «окаянный». Он умирает за границей в изгнании. Таким образом, киевский престол занимает Ярослав, получивший прозвище «Мудрый».


  1. Ярослав Мудрый (Годы жизни: 978 – 1054 гг.; годы правления: 1019 – 1054 гг.);
Ярослав делит власть со своим братом Мстиславом и, спустя некоторое время, правит самостоятельно. При нем начинается расцвет Древнерусского государства:

  • Разгром печенегов. Русь отдыхает от набегов кочевников;

  • Расширение территорий Руси: возвращает Червонную Русь, основывает г.Юрьев. В Прибалтике многие племена начинают платить дань Киеву;

  • Расцвет Киева: город при Владимире – древняя часть; город при Ярославе – более красивый. Были построены Софийский собор (храм им. Святой Софии) и Золотые Ворота;

  • Подъем культуры: развитие письменности и образования, накопление книг, первые школы при монастырях и церквях (НО! для мальчиков – князей; только через поколение внучка Ярослава, Яна, открывает школы для девочек);

  • Рост международного авторитета, вследствие этого – обширные династические связи: все сыновья Ярослава Мудрого женаты на европейских или византийских принцессах, а дочери выданы за европейских королей. Самая знаменитая – Анна Ярославна, которая стала королевой Франции.

  • При Ярославе Мудром появляется первый письменный свод законов: «Русская Правда», или «Правда Ярослава». «Русская Правда» наиболее открыто демонстрирует неравенство: вира (мера наказания) за убийство простого смерда была в несколько раз меньше, чем за убийство, например, княжеского слуги;

  • Опасаясь междоусобной войны между своими сыновьями, Ярослав впервые вводит порядок наследования престола – «Лествиничное право» - при котором власть должна переходить не просто от отца к сыну, а следующему по возрасту сыну князя. Таким образом, вражда между сыновьями не началась.
После смерти Ярослава один за другим правят три его сына: Изъяслав, Святополк, Всеволод. Благодаря порядку наследования престола, который установил их отец, между ними не было крупной ссоры. Но постепенно начинают проявляться первые признаки феодальной раздробленности, и княжеские усобицы становятся все больше и больше. Особенно войны активно ведутся между внуками Ярослава.

В это сложное для Древнерусского государства времени, появляются новые кочевники – половцы. Ярославичи терпят серьезные поражения в битвах против половцев. Это вызывает народное восстание в Киеве (1097г.). С большим трудом Ярославичи возвращают себе Киев.

1097г. – проводится Любечский съезд - съезд русских князей, состоявшийся в городе Любече (на реке Днепре). Самый знаменитый – Владимир Мономах.


  • Прекращение княжеских междоусобиц. На словах все князья осудили усобицы;

  • Борьба с половцами;

  • Определить принцип владения княжескими землями.
Было принято важное решение: «Пусть каждый держит свою отчину». Фактически, это была юридическая заявка на феодальную раздробленность .

Любечский съезд не смог остановить раздробленность. Разъезжаясь с собрания, князья опять начинали войны за земли. Таким образом, начинается распад Древнерусского государства .


  1. Владимир Мономах (Годы жизни: 1053 – 1125 гг.; годы правления: 1113 – 1125 гг.);
Внук Ярослава Мудрого, сын Всеволода Ярославовича и Марии, дочери византийского императора, Константина Мономаха. Мономах – греч. «единоборец».

На самом деле, Владимир не имеет никакого отношения к шапке Мономаха. Это легенда о том, что москвичам досталась шапка от Владимира.

Мономах сначала правит в Смоленске, затем – в Чернигове, потом – в Переяславле. И только с 1113 года, в 60 лет, он становится киевским князем.

1113 г. – в Киеве проходит народное восстание, вызванное деятельностью ростовщиков, которые за долги превращали киевлян в холопов. При этом, прежний князь Святополк покровительствует ростовщиками. Напуганные восстанием бояре и церковь приглашают на киевский престол Мономаха, как наиболее авторитетного князя и лучшего полководца. Чтобы более не допустить подобных восстаний и обеспечить социальный мир, Мономах создает «Устав Владимира Всеволодовича» - дополнение к своду законов Ярослава мудрого «Русская Правда». Этот устав ограничивает ростовщичество.


  • Владимир Мономах прославился военными победами над половцами. Он фактически разгромил этих кочевников в:

  • 1103 г.;

  • 1109 г.;

  • 1111 г.
Два первых походы были общерусскими, а поход 1111 года был оформлен как крестовый. Мономах не оборонялся, а сам наносил удары половцам. Он сумел восстановить единство Древнерусского государства. С той же целью Мономах написал «Поучение детям», в котором он осудил усобицы и призвал сыновей править мудро, без войн.

  • Огромный международный авторитет Руси. Очень обширные династические связи. Сам Мономах был женат на английской принцессе Гите.

  • В период правления Мономаха наблюдается последнее время единства и расцвета Древней Руси. Его сын, Мстислав Великий, не смог сохранить этого единства.

  1. Мстислав Великий (Годы жизни: 1076 – 1132 гг.; годы правления: 1125 – 1132 гг.);
В каком-то смысле, Мстиславу Великому еще удается поддерживать единство Руси, но уже при нем начинается феодальная раздробленность.