Наблюдения за многими людьми, которые самостоятельно пытаются изменить что-то в своей жизни, часто у меня вызывают ассоциации с тренировкой по альпинизму. Путь к Эвересту, лежит через массу срывов и падений… Проблема только в том, что не все выдерживают эти испытания. С освоением успешных навыков происходит нечто подобное… Об этом далее…

Он - пожизненный процесс. Это способ, которым люди оценивают свои качества, принимая во внимание цели и устанавливая цели, чтобы реализовать и максимизировать свой потенциал в жизни. Эти навыки включают ум, тело, дух и уровень успеха во всех сферах жизни. Конечная цель личностного становления - быть самореализованным человеком, что означает сознательное существование вашего потенциала и достижение истинного счастья в жизни.

Есть много причин, по которым мы активно стремимся к самоактуализации, но два наиболее важных - это вдохновение и отчаяние. Вдохновение должно исходить от внешнего источника, вам нужно каким-то образом связаться с другими людьми. Например, если вы слушаете музыку или читаете книгу, которая вас вдохновляет, это происходит из внешнего источника.

Если сегодня мне удастся помочь хотя бы одному человеку добраться до вершины желаемого навыка, можно будет считать, что миссия выполнена. Прежде, чем начать, рекомендую Вам эту статью не просто читать, а пропускать её через своё сознание!!! Итак, начнём…

Страх, подавленность, нерешительность, вопросы типа «А что, если…?»… Наверняка Вы лично знакомы с этими «врагами» успеха, которые проявляются сразу же, как только Вы собираетесь поменять что-то в своей жизни. Мой многолетний опыт работы с людьми указывает на один из главных источников этих неприятностей – неизвестность (неизведанность). Именно она делает первый шаг настоящим испытанием для каждого из нас. На вопрос: «Что самое трудное в достижении успеха?» я люблю отвечать так: «Отрезок дистанции от нулевого шага к первому!!!» Трудности этой части пути вызваны страхом неизвестности, который парализует движение вперёд. Как с этим бороться…? Понять, что с Вами происходит на самом деле!!!

У каждого человека низкие очки, которые создают ясность и стимулируют какие-то изменения. В большинстве случаев это требует отчаяния и совместного вдохновения для самореализации. Самоактуализация - это не что иное, как желание людей стать тем, кем мы способны стать. Другими словами, речь идет о необходимости достижения полного потенциала как уникального человека.

Практические шаги для развития личности

Когда вы рассматриваете возможность внесения изменений в свою жизнь, поиск дополнительного времени часто является проблемой. Независимо от причины, подумайте о том, как вы можете эффективно управлять своим временем. Он охватывает открытость, гибкость и приспособляемость. Этот тип мышления закрывает разрыв между тем, что является мечтой и желаемым; Он не знает границ и не ограничивается возможностями. Творчество означает столкновение с ситуацией, задачей, проблемой или вызовом с новаторскими или разными идеями.

Я обожаю одну прекрасную мудрость о страхе:

В ТОМ, ЧТО ВЫ БОИТЕСЬ, МОЖЕТ СКРЫВАТЬСЯ ТО, ЧТО ВЫ ИЩИТЕ!!!

Не читайте дальше, осознайте эту истину, проникнитесь её глубочайшим смыслом… Представьте себе такую картинку: «Страх это стена, которая стоит перед Вами. Пройти сквозь неё можно только при условии, искренней веры в то, что Вы можете проходить сквозь стены.» Зачем Вам это нужно…? Затем, что за этой «стеной» — СВОБОДА и СЧАСТЬЕ!!!

Некоторые препятствия, мешающие личному развитию

Творческие мыслители выходят за рамки подходов и стандартов к своим обязанностям. Изучение новых позволит вам расширить возможности работы, социальной жизни и самообновления. В современной жизни есть много препятствий, которые мешают нам изучать новые навыки, эти препятствия можно преодолеть с небольшими корректировками.

Если у вас есть эта проблема, ищите людей, которые вас поддерживают, и помогите вам сделать первые шаги по изучению новых навыков. Очень часто с такой проблемой вам просто нужно сделать первый шаг, и это препятствие легко преодолеть. Уверенность будет возрастать по мере развития новых навыков. Экономическая ситуация. Вы можете видеть свое финансовое положение как препятствие для изучения новых навыков. В Интернете есть много страниц и инструментов, которые могут помочь вам развить конкретные навыки.

Минимум информации, который Вам понадобиться для успешного освоения любого навыка , это понимание тех этапов, через которые Вам предстоит пройти:

  1. Неизвестность;
  2. Вдохновение;
  3. Внедрение;
  4. Интеграция ценностей.

Давайте мысленно постараемся пройти через них и понять, что на каждом из этих этапов с Вами происходит. Итак, первое препятствие Вас ожидает на этапе «Неизвестность». Страшен ли так чёрт, как его рисуют? Чтобы победить тайного «врага» важно разобраться с теми процессами, которые происходят в Вашем мозге. Что такое неизвестность? Это ситуация, в которой Вы ранее не были, соответственно, как её решать Вы тоже не знаете!!! Как только Вы принимаете решение идти в неизведанное, Вы посылаете импульс в мозг, который пытается найти решение и «осветить» Вам правильный путь. Если полезной информации в Вашем подсознании нет, он Вам начинает через страх сигнализировать об опасности, «включая всяческие блокировки».

Вы можете найти курсы, учебные пособия, обучение, которое многие местные школы, колледжи или университеты предлагают бесплатно или по льготным ценам для людей с более низким доходом. Многие курсы дистанционного обучения позволяют учиться дома, снижать стоимость обучения.

Существуют стипендии для людей, которые хотят развивать новые навыки в своей области. Также возможно изучить новый навык с помощью книг публичной библиотеки. Кроме того, волонтерская работа предоставляет отличные возможности для изучения и развития новых навыков в вашем сообществе.

Какая главная цель этапа №1? Правильно, перейти на этап №2!!! Толчком () для этого может быть что угодно: тренинг, коуч-сессия, статья, видео ролик, книга, нужда, скука и т.д… Одним словом всё, что мы называем « », который «заряжает» нас энергией и перетягивает на этап «Вдохновение». Здесь главное понять: если мы останемся в состоянии эйфории долгое время ничего не предпринимая, со временем иссякнет и всё закончится не начавшись. Сразу переходите к активным действиям!!! Вас ждёт этап «Внедрение».

Обязательства семьи. Если у вас есть обязательства семьи, которые препятствуют тому, чтобы у вас было время для изучения новых навыков, заручитесь помощью друга или члена семьи, чтобы вы могли посвятить несколько часов в неделю вашему личному развитию. Многие колледжи и университеты, которые предлагают профессиональные курсы для взрослых, могут иметь бесплатные места для питомников.

Недостаток времени. Управляйте своим временем, сводите к минимуму отвлекающие факторы и рассматривайте, как вы можете реорганизовать, чтобы развивать новые навыки. Многие из навыков, которые вы изучили и разработали, могут быть легко применены в других областях вашей жизни. Например, хорошая способность слушать важна во многих аспектах жизни. Такие навыки известны как «передаваемые навыки», этот термин обычно ассоциируется с набором навыков, которые могут быть легко перенесены с одной работы на другую.

Для многих людей этот этап является настоящим вызовом. Учиться на своих ошибках нелегко, особенно если Вам десятки лет вбивали в голову правило о том, что допускать ошибки это плохо. Страх ошибки (как его преодолеть читайте ), вызывает естественную реакцию сопротивления, которое многих позитивно настроенных людей заставляет «сойти с дистанции» и отказаться от наработки нового навыка. Опять-таки мои наблюдения за собой и за теми, кого я тренировал или проводил коуч-сессии доказывают следующее: «Как только Вы проявляете попытку перешагнуть на следующий этап своей жизни (состояние «жизнь налаживается»), на Вас обрушивается целая куча испытаний и препятствий…» ВАЖНО!!! Не сдавайтесь, этот процесс необходим для того, чтобы дать Вам шанс доказать, что Вы не случайный гость успеха, а достойны этого уровня (остановитесь, без понимания этой истины, вы не сможете двигаться вперёд). Самый простой способ «удержаться» — запоручится поддержкой (друг, единомышленник). На этом этапе новый навык находиться ещё в «сыром виде», он только начинает набирать энергию, и не интегрирован (встроен) в систему Ваших навыков. Его закрепление происходит на этапе «Интеграция ценностей».

Другими примерами передаваемых навыков являются навыки в области технологий, навыки межличностного общения, коммуникации, организационные навыки, письменность и арифметика, решение проблем и понимание потребностей других людей или эмоционального интеллекта.

Это пожизненная приверженность, которая достигается посредством настойчивости, дисциплины, практики и обучения. Недостаточно прочитать пару блогов и вникать в проект 333, но всегда нужно быть готовым понять, что многие из поведения, которое мы принимаем, скорее привыкли, чем сознательные действия.

Если Вы осознанно практиковали навык на протяжении определённого времени (продолжительность зависит от сложности навыка), на этой стадии он перейдёт в разряд автоматических. Начнёт работать легко и непринуждённо. Это как вождение автомобиля – сначала каждое движение мы пропускаем через мозг (обдумываем), а со временем все эти функции выполняем на автомате.

Мы делаем то, что делаем, потому что видим это с нашими родителями и бабушками и дедушками, и мы никогда не ставим под сомнение статус-кво жизни. Мы покупаем бутылку горчицы, потому что так оно и есть, и всегда будет, до конца времени. Однако хороший минималист думает, зачем покупать бутылку горчицы? Прочтите этикетку, запомните ингредиенты или найдите рецепт в Интернете и попробуйте сделать это дома.

И если вы не знаете, как готовить, старайтесь учиться, потому что минималист понимает это как разработку нового навыка, полезного, забавного и улучшающего экономику. Конечно, этот пример немного прост, но обучение может помочь нам сделать небольшой ремонт, заработать дополнительный доход, больше культуры или просто высмеять жизнь.

С этапами освоения нового навыка разобрались, теперь настало время Вас предупредить об ещё одной важной истине:

СТАРЫЕ ПРИВЫЧКИ НИКУДА НЕ ДЕВАЮТСЯ;

НА ИХ ЭНЕРГИИ ВЫРАСТАЮТ НОВЫЕ!!!

Многие заблуждаются, предполагая: если привычка уже наработана, то никуда она уже не денется. Для того, чтобы понять это, нужно представить себе такую картину: два воздушных шарика чёрный и жёлтый соединены друг с другом горловинками (через которые мы их наполняем воздухом или гелием).

Речь идет об обучении навыкам, как и всем ценностям, усилиям и практике. Недостаточно иметь намерение, если у нас нет места для этой новой деятельности в наши дни. Разве у вас нет времени узнать что-то новое? Обучение так же просто, как желание делать что-то и найти учебник о том, что вам нужно в сети. В конце концов, Интернет не только имеет социальные сети. Это также самая большая бесплатная библиотека человечества.

Вы не представляете, что вы можете узнать? В эти времена свободы информации мы должны быть довольны щедрыми людьми, которые используют свое время, чтобы поделиться своими знаниями в Интернете, чтобы мы могли улучшить нашу жизнь. Это вопрос выбора дисциплины, времени и начала работы.

Чёрный – это Ваша старая , а жёлтый – новый продвигающий навык, который Вы нарабатываете. Ваша задача сделать так, чтобы весь воздух с чёрного шарика перекочевал в жёлтый, который поможет Вам взлететь к вершине успеха. Проще говоря — плохую привычку Вы должны лишить энергии, а хорошую ею наполнить. Где энергии окажется больше, та привычка и победит, то есть будет управлять Вашей жизнью.

Задача проста: изучить новый навык в течение 1 месяца. Выберите то, что вам нравится, что у вас есть любопытство и время, чтобы учиться. Если у вас есть деньги и возможность заплатить за курс, продолжайте. Обучение - это лучшая инвестиция, которую вы можете сделать.

Если у вас мало денег, используйте Интернет в качестве учителя. Потому что достаточно узнать основы любой дисциплины и посмотреть, действительно ли вы хотите ее развить. Основная идея заключается в том, что вы развиваете привычку давать по меньшей мере 30 минут в день, чтобы что-то узнать.

Заметьте, даже если у плохой привычки вовсе не останется энергии, само её «тело» никуда при этом не девается и в любой момент будет готово наполниться «жизнью» и перечеркнуть все Ваши старания, посвящённые новому навыку. Заядлые курильщики по этому поводу говорят так: «Бросить курить для меня не составляет труда, я делал это уже тысячу раз…» Единственный способ не дать старой разрушающей привычке вернуться — постоянно практиковать новую успешную!!! Если Вы осознаете процесс освоения новых успешных навыков , — победа будет за Вами.

Готовы ли вы принять вызов? Мотивация к обучению часто теряет свою силу на протяжении многих лет. Является ли это обычным делом, он становится все более полным, трудность в выборе пути к обучению или чувство неуверенности при входе в класс после многих лет, процесс может быть сложным.

Тем не менее, образование для взрослых является ключом к тому, чтобы не позволить вашему разуму застопориться, а также быть одним из тех случаев, когда вы будете более склонны учиться лучше, поглощая все концепции с вниманием. Обучение после того, как старый хорошо справляется с вашим здоровьем и может стать агентом изменений для вашей жизни. Кроме того, новые технологии в образовании могут помочь вам понять обучение совершенно новым и богатым способом для вашей повседневной жизни.

Завершая свой пост, хочу ответить на наиболее часто задаваемый вопрос о навыках: «С чего начать…?»

НАЧНИТЕ С САМОДИСЦИПЛИНЫ!!!

Этот навык убивает главного «врага» успеха – своего бездействия!!! Овладев этим навыком и сделав его главнокомандующим Вашей жизни, Вы навсегда забудете о стране под названием «Когда-нибудь (скину вес, начну бегать, читать, заниматься саморазвитием и многое другое, которое Вы как бы хотите )». Самодисциплина – это ключ к Вашему полному потенциалу!!! Если возникло желание освоить этот навык, обратите внимание на вот этот материал.

Что помогает вам изучать новые навыки как взрослых

Как только мы приобрели эмоциональную зрелость, гораздо легче оценить обучение, которое мы изучаем. Вы лучше осознаете важность того, что вы изучаете; У вас будет больше свободы учиться по-своему; У вас будет больше желания жить новым практическим опытом; Весь процесс обучения будет обнадеживающим. Все еще сомневаетесь в том, как играть в новый курс после взрослого? Некоторые шаги могут помочь вам в этом процессе.

Образование для взрослых - это то, что важно

Вы должны помнить об этом, когда мы учимся в школе, изучая различные концепции и думая, что мы никогда не будем использовать что-либо из этого позже. Многое из того, что вы считали в этом смысле, оказалось правдой. Чувство, что мы тратим время на то, что не будет полезно для нашей жизни, является большим препятствием для образования. Поэтому, когда вы выбираете что-то, чтобы учиться как взрослый, это, естественно, будет вашей первой заботой.

Как изменяется наше мышление в процессе освоения новых навыков? Какие подводные камни ждут нас на этом пути, и существует ли способ обойти их? Не об этом ли педагоги и преподаватели обязаны рассказывать своим ученикам, пока те ещё только готовятся к самостоятельному круизу по жизни? И главное: чем «нормальные» люди, живущие скучной и рутинной жизнью, отличаются от тех, чьё бытие всегда наполнено яркими эмоциями, энергией и движением?

Изучение после взрослого - о свободе

Выберите навыки, которые напрямую связаны с вашими личными или карьерными целями, и укажите причины, по которым вы погрузились в это обучение. Большинство из нас, думая об образовании, которое у нас было в жизни, помнят только один вид обучения, метод, определенный школами, которые мы прошли. Хотя в то время это жалко, после взрослого вы можете изучить различные способы обучения в соответствии с выборами, которые вы делаете.

Независимо от того, являетесь ли вы человеком, который лучше учится на виду, слушает или прикасается, есть несколько вариантов курса, которые лучше всего исследуют каждое из этих чувств. Кроме того, у вас будет больше автономии, чтобы сформулировать свою собственную методологию и протестировать обучение в домашней школе.

«Нормальные» ожидания и их результаты

Существует стереотип, утверждающий, что чем больше на обучение будет затрачено усилий, внимания и времени, тем лучше ученик усвоит новые знания. И многие люди ожидают, что каждый урок или отдельно взятый период обучения принесут определённое количество опыта. При этом они ошибочно полагают, что чем больше было прослушано лекций или потрачено учебных часов, недель или лет учёбы, тем глубже будут знания и совершеннее навыки.

Изучение новых навыков - это практика

В той же логике первой темы обучение взрослых нуждается в практике, чтобы иметь смысл и лучше интегрироваться в повседневную деятельность. Примерами практических действий будут дискуссии или эксперименты, создание продуктов, рисование или запись чего-то конкретного.

Контакт с новым обучением активируется

Деятельность, которая держит вас под напряжением и вытаскивает вас из кресла, также может помочь в этом. Этот компонент экспериментирования - это то, что вам следует проводить во взрослых курсах. Если вы уже устали от своей карьеры, вы живете в изнурительной или утомительной рутине и нуждаетесь в топливе, чтобы переместить все это в лучшие направления, обучение станет лучшим изменением.


К сожалению, в реальности время невозможно конвертировать напрямую в навыки, подобно тому, как товары обмениваются на деньги и наоборот. И частенько случается так, что усилий к обретению новых умений и профессиональных качеств тратится масса, а толку из этого выходит совсем немного. Во многих случаях причиной тому является неправильный внутренний настрой.


Часто, что при возникновении в процессе обучения серьёзных препятствий человек начинает сомневаться в своих способностях. Или с таким же напором винит в своих неудачах учителя, программу обучения, различные посторонние факторы и т.д. В результате подобного образа мышления для дальнейших действий остаётся только два варианта – либо сменить школу, либо бросить изучение непокорного предмета и взяться за что-нибудь попроще.


Нормальный человек ожидает, что объяснения учителя будут понятными и простыми, к концу урока его навыки немного улучшатся, а через год и вовсе приблизятся к совершенству. Если эти ожидания оправдываются, школа автоматически считается хорошей, а учитель – грамотным, опытным и талантливым. Кроме того, люди просто обожают похвалу. Потому обязательным атрибутом «нормального» обучения будет именно она, причём в обмен на выполнение исключительно лёгких и знакомых заданий.


Случается, что успехи в обучении превосходят ожидания. Такое бывает, к примеру, при запоминании иностранной лексики. Достаточно нескольких повторений и словарный запас начинает расти быстрее, чем на это тратится времени. Установлено, что около 80% успешного освоения новых знаний или навыков зависит от первой трети периода обучения. Если на этом этапе у ученика всё получается, это приносит ему восторг и осознание себя как способного и талантливого, а учителю самые восторженные и, часто, лестные отзывы.

Тернистый путь к знаниям: ошибки и неудачи как маркеры прогресса

Как стать «хорошим» преподавателем в глазах «нормального» студента? Очень просто: достаточно давать последнему задания, не требующие формирования новых навыков и способствующие лишь комбинированию уже имеющихся. Многие учителя, словно по секрету, сообщают своим ученикам различные мелочи, связанные с обучением. И, когда появляются первые успехи, те начинают верить, что мастерство как раз и состоит из таких секретов. С такой логикой мышления яснее некуда, что успех напрямую связан с подсказкой всезнающего учителя, а не является прямым результатом ученического труда. Но настоящий секрет в том, что обучения в данном случае как раз и не происходит.


Если ученик получает от учёбы удовольствие, даётся она ему легко, а успехи появляются ещё в самом начале процесса, скорее всего новые навыки и знания он не осваивает, а вместо этого просто комбинирует уже имеющиеся и тренирует память. В этом случае осознание учеником самого себя как умного, талантливого и способного будет ложным. Поэтому главная задача преподавателя как раз и заключается в том, чтобы уберечь студента подобных иллюзий. И сделать это можно лишь одним способом – постановкой настоящих задач.


Изначально любой, кто возжелал учиться, ожидает, что у него сразу всё получится, и знания будут даваться ему без особых затруднений. И если ожидания не оправдаются, он, скорее всего, уйдёт искать другой предмет или школу, так и не узнав, что имел реальный шанс достичь цели. Таким образом, мудрому учителю не остаётся ничего другого, как предупреждать своих учеников о том, что путь к новым знаниям и навыкам всегда будет тернист и сложен. И совсем не стоит принимать на свой счёт все возникающие в процессе учёбы неудачи. Ведь что, как не они, обозначают подлинный прогресс?

Освоение новых навыков: как это происходит на самом деле?

Для большинства людей процесс формирования новых навыков с течением времени будет выглядеть как S-образная кривая. Говорит она о том, что ожидания в начале учёбы часто бывают завышены. Но при ответственном подходе к работе уже во второй половине периода обучения реальные успехи начинают расти выше ожидаемых.


Наиболее яркий пример для этого графика – спортивные тренировки. На первом этапе обучения, занимающим не менее трети всего периода, прогресс может быть едва заметен. Ученик при этом ощущает себя полным неудачником и начинает сомневаться в собственных способностях и выборе предмета. Если его образ мышления будет «нормальным», в самое ближайшее время он переключится на выполнение более простых задач, посчитав, что потерпел неудачу, а процесс обучения навсегда остановится.

Для того чтобы продолжать занятия в депрессивный период очень важна поддержка окружения. Огромная роль здесь отводится старшим ученикам. Они уже освоили базовые навыки и прошли через трудности, ожидающие новичка, поэтому всегда могут морально подбодрить его, сказав, чтобы он не сдавался. До этого человек мог считать, что учителя или наставники являются исключительными талантами, тогда как ему просто не дано. С поддержкой же от старших он понимает, что тоже имеет право на победу. И со временем рост его навыков и объёма знаний начинают говорить об этом всё более убедительно.

Из всего вышесказанного следует, что:

Если учёба даётся легко, задачки решаются быстро, а материал кажется всю жизнь знакомым и насквозь понятным, обучения не происходит, а вместо него просто тренируется память.


Если новый материал плохо поддаётся пониманию, в решении задач ученика преследуют неудачи и ощущение зря потраченного времени, это, скорее всего, является знаком прогресса. А заключается он в интенсивном формировании новых, более совершенных алгоритмов мышления – старые при текущей постановке задач явно не работают.


Преподавателя, обожающего размазывать своих учеников по стенке, вовсе не обязательно воспринимать как вселенское зло. Скорее всего, именно он сможет научить своих студентов реально полезным вещам.


В начальный период обучения не стоит верить ощущению пониженной самооценки и возмущениям ничего не понимающего разума. Лучше всего от этого отвлекает сосредоточенность на учебном материале и установка на достижение результатов.

Стресс новичка и как с ним жить?

В стрессовом состоянии находится любой, кто решил научиться чему-нибудь новому. Самооценка непрерывно падает, остатки веры в себя улетучиваются вместе с любым незнакомым термином или формулой, а эмоции грозят прорваться прямо на страницы учебника горькими слезами, оплакивающими собственную глупость и несостоятельность. Все это полностью соответствует S-образной кривой обучения и говорит о том, что одной из главных задач на этом этапе является освоение азов морально-психологической стойкости.

Последнее пригодится в жизни не раз и не два – в конце концов, современному человеку учиться новому приходится едва ли не каждый день. И очень мало к кому успех приходит сразу же в начале обучения. Поэтому если у ученика сходу мало что, получается, принимать это близко к сердцу не стоит. Вместо этого нужно принять все ошибки и неудачи как явный признак новизны. При этом следует помнить, что через подобные трудности проходят все, в том числе преподаватели. И если что-либо не получается, этому стоит радоваться как натуральному свидетельству столь желанного прогресса в обучении.


Морально-психологическую стойкость можно закалить правильным отношением стрессу. А сформировать его должен помочь ученику преподаватель. Для этого нужно правильно подбирать сложность заданий. Ведь если они будут слишком лёгкими, восторг ослепит ученика и замедлит реальный прогресс, в то время как чересчур сложные задачи просто отпугнут человека и тот совсем прекратит обучение. В качестве ориентира в выборе заданий можно принять следующее правило. Уровень сложности материала должен быть таким, чтобы только 50% учеников смогли сразу понять его, и справится с поставленными задачами не более чем наполовину.

Радости и неудачи в разгаре учебного процесса

После преодоления самого сложного, тяжёлого и длинного по ощущениям начального этапа обучения ученик начинает всё ярче ощущать прогресс. Навыки в этот период растут более ощутимо, и появляется некоторая эйфория, связанная с достижением долгожданных успехов. Человеку начинает казаться, что теперь прогресс будет происходить постоянно. Ученик расслабляется и всё чаще думает о том, что скоро, возможно, догонит и даже перегонит преподавателя. Однако спускать поводья в этот период совсем не стоит, так как он бывает совсем недолгим и предшествует самому трудному участку на тернистом пути к освоению новых навыков.

Эйфория, вызванная яркими прорывами и уверенными победами в обучении, проходит достаточно быстро. На смену ей приходит ощущение потолка, то есть полной остановки роста навыка. Теперь даже небольшое улучшение последнего требует всё больших усилий, что неминуемо приводит к знакомому по первому этапу учёбы падению самооценки и разочарование в собственных способностях.


Оказавшись в таком состоянии, ученик ещё некоторое время, но, скорее, по инерции посещает занятия преподавателя. Однако вскоре его настигает новая волна разочарования в методах последнего и приходит понимание того, что всё возможное этим человеком уже сделано. С такими мыслями человек отправляется на поиски нового, более компетентного учителя, возвращаясь на рельсы «нормального» отношения к учёбе, ведущим куда угодно, только не к конкретному результату. Именно такая установка предполагает, что учиться необходимо только у звёзд. При этом если старая стала светить слишком тускло, следует незамедлительно начать искать новую.


При фиксации подобных умозаключений расстраиваться совсем не обязательно. Наоборот, можно смело гордиться тем, что обучение желаемым навыкам почти окончено. На этом этапе стоит поинтересоваться наличием других направлений, достойных изучения. Возможно, они находятся в той же теме, но на более глубоком, продвинутом уровне. Так почему бы не взяться за них с новыми силами и интересом, опираясь на уже имеющийся уровень знаний?


На основе вышесказанного логично разделить ощущение процесса освоения новых навыков на четыре основных этапа:

    Страдание.

  • Расстройство.

Как видно по этой последовательности, на протяжении учебного процесса отношение ученика к обучению и собственным успехам меняется, причём многократно. Со временем человек привыкает к этим колебаниям и относится ко взлётам и падениям при освоении нового более спокойно. И это – наиболее правильная линия поведения, поскольку страдания новичка рано или поздно закончатся, а эйфория от случайных побед преобразуется в гордость реального победителя.

Следует отметить, что чем более длительным будет период обучения, тем большими будут периоды простоя и расстройств, связанных со слабой динамикой развития новых навыков. В этом случае для эффективного продвижения ученик должен найти хотя бы один принципиально новый путь реализации своего потенциала. Несмотря на то, что начинать придётся с опять с самого начала, дело на этот раз должно пойти куда быстрее. Ведь ученик уже обладает самым важным навыком – он умеет учиться. И поэтому легко справиться со стрессом новичка и свежими, но уже знакомыми разочарованиями начального этапа обучения.


Зная о том, как устроен учебный процесс, ученик обретает необходимую для участия в нём морально-психологическую устойчивость. Объективное отношение к обучению предполагает спокойное восприятие, и даже специальные поиски критики и исключает интерес к пустым похвалам. Такой настрой позволяет трезво оценивать прогресс и закономерности учебного процесса, не принимая их близко к сердцу. При этом самым волшебным образом у уже набравшегося опыта ученика появляются силы для поддержки младших товарищей всё теми же простыми, но такими важными фразами типа «мне тоже было сложно» и «у тебя обязательно всё получится».

Что такое переучивание?

Итак, при прогрессивном отношении ученика к учебному процессу, взлёты и падения не воспринимаются эмоционально, а спокойно записываются в список пройденных уроков. Сам человек при этом может впадать во временные сомнения и состояния неверия в собственных силах, но в глубине души он уже знает, что успех не за горами и достижение им уровня «мастер» вовсе не фантастика, а самая что ни есть реальность.


Нередко у опытных учеников с объективным отношением к учёбе появляется вполне здоровое желание улучшить имеющиеся у них навыки. Самый удобный способ для этого – найти ещё одного преподавателя, подающего материал в другом ракурсе. В этом случае весьма вероятными будут попытки этого нового наставника если не полностью, то хотя бы основательно переучить своего нового студента на совершенно иной лад. И тогда вместо вполне ожидаемого роста ученика ждёт не что иное, как полный провал или, как его часто называют, яма переучивания.

Осознав себя в этом состоянии, ученик имеет полное право прервать обучение. Ведь на освоение всего того, что он уже умеет, а это совсем немало, было потрачено слишком много времени. И вполне очевидной кажется, нецелесообразность решения начинать всё с начала только потому, что так хочет новый преподаватель. Но если на данном этапе волю удастся собрать в кулак, а ученик продолжит обучение, яма переучивания постепенно будет становиться всё мельче. В итоге переучивание может обеспечить качественно новое понимание предмета и, что самое важное, позволит существенно улучшить уже имеющиеся у человека умения и навыки.


Как выбрать навык для освоения?

Совсем не зря считается, что самым сложным испытанием в жизни является выбор профессии и призвания. Практика показывает, что именно там, где успех считается вполне очевидным, человек встречает больше всего разочарований и неудач. И часто они до самого последнего момента скрываются в тумане мнимых успехов. Что до педагогов, им все равно кого учить, поэтому при выборе направления обучения крайне необходимо внимательно прислушаться к своим собственным внутренним ощущениям.


В детстве и юности мы все ходим в школу, где вся мощь и масштабы учебной программы направлены на тренировку лишь одного аспекта человеческого мышления – памяти. В результате такого обучения каждый выпускник получает всего лишь 15-летний стаж запоминания вороха разрозненной и так до конца и не освоенной информации. Наш мозг действительно способен запоминать и обрабатывать огромное количество данных за очень короткие промежутки времени, но реальные навыки осваиваются очень медленно и к этому нужно быть готовым.

С этим фактом прекрасно знакомы спортсмены, тренирующие физические способности. За год невозможно научиться играть в футбол «на отлично»: по прошествию этого отрезка времени базовый уровень навыков лишь начинается проявляться на практике. Таким же образом невозможно выучить только одну «фишку» и применять её в решении всех поголовно задач. Где-то она, конечно, сработает, но в большинстве случаев от ученика потребуется не что иное, как гибкость и способность быстро и эффективно переучиваться в соответствии с конкретной задачей.

В любом случае, освоение новых навыков – длительный и сложный процесс, требующий огромного терпения. Лишь путём постепенной шлифовки полученных крупиц знаний, их аккуратного применения и компиляции в различных ракурсах обучения можно обрести твёрдые практические навыки. А уж они обязательно должны поддаваться дальнейшему совершенствованию и иметь точки применения в жизни. Иначе как узнать, эффективно ли было потрачено время на обучение.

Достижение успеха: финальные наставления

Итак, «нормальные» ученики радуются, когда у них, получается, решать простые задачки, и расстраиваются, если учебный материал им не даётся. Они очень высоко превозносят свои успехи и тщательно скрывают неудачи и ошибки. Студент с «нормальным» образом мышления искренне желает как можно дольше находиться в состоянии эйфории небольших побед и расслабленности, связанной с чувством выполненного долга. Но если вы хотите достичь реальных успехов в обучении и получить действительно ценные практические навыки, от подобных установок следует как можно быстрее избавиться.


Впрочем, превращаться в робота, полностью лишённого эмоций и сутки напролёт поглощающего тонны теоретической информации совсем не обязательно. Просто ещё в самом начале обучения следует приготовиться к периодам эмоционального упадка, особенно частым на начальном этапе обучения. Также при освоении новой профессии или отдельных навыков крайне важно научиться получать от процесса искреннее удовольствие. К сожалению, те, кто не пожелал расставаться с «нормальным» отношением к учёбе, такую линию поведения, скорее всего не поддержат. Поэтому ученик рискует на некоторое время остаться без друзей.


В любом случае никакие неудачи не должны сбивать нас с намеченного пути. А для компенсации учебного стресса можно делать самые различные вещи, вплоть до поедания шоколадок или энергичных пробежек вокруг ближайшего жилого квартала в разгар трудового дня – это только ускорит и укрепит неуклонно следующий за старательностью прогресс.