Эта система предназначена для организации обучения он-лайн в сетевой среде с использованием технологий Интернета. Система обеспечивает многообразие процедур обучения он-лайн, комбинированием которых может быть организовано эффективное обучение в учебном заведении. Moodle позволяет инсталляции образовательных ресурсов (учебных материалов) и обеспечивает средствами доступа к ресурсам и управления ими; обеспечивает коммуникационную взаимодействие участников образовательного процесса, реализуемого в форме интернет-конференций, форумов, дискуссий, а также обмена посланиями, содержащими, в частности, задания для учащихся, выполнение задач и комментарии. В системе предусмотрена возможность спецификации категорий (Category) учебных курсов, например, таких, как Office work,

Teaching and Learning, и группировка курсов по категориям. Учебные курсы могут включать такие материалы, как аннотации курсов, ресурсы, задачи, темы обсуждений. Ресурсы курсов могут представляться многообразием организационных компонентов, среди которых текстовые страницы, веб-страницы, файлы различных форматов, веб-сайты, директории (text page, web page, file, web site, directories). В курсах устанавливаются следующие параметры: дата начала курса (Course start date), срок подачи заявок (Enrollment period), количество уроков (тем, занятий) (Number of weeks / topics), выраженных в количестве недель или темах уроков, темах форумов. Кроме того, курсы могут иметь специальные ключи (Enrollment key), обеспечивающие доступ к учебным материалам курса зарегистрированных и принятых на курс слушателей. В Moodle предоставляются сведения о курсах, их тьюторов и сроки их проведения.

Авторы курсов формируют соответствующие учебные материалы, а тьюторы проводят зачисление студентов и организуют учебный процесс. Для обучения Moodle имеет следующие возможности: использует педагогику социального конструкционизма, которая включает взаимодействие, активное обучение, критическую рефлексию и тому подобное; имеет простой, эффективный, совместимый для разных браузеров веб-интерфейс; список курсов содержит описание каждого курса на сервере курсы разбиваются на категории, механизм поиска курсов; большинство текстовых элементов (ресурсов, форумов, задач и т.д.) могут быть отредактированы с помощью внедренного WYSIWYG HTML редактора; предлагается широкий спектр активностей для построения учебного процесса; для коммуникации и социализации в курсе преподаватель может использовать такие инструменты, как форумы, чаты, wiki, систему обмена сообщениями, блоги и т.

Moodle включает следующие наиболее используемые модули: Сертификация - модуль создает PDF сертификаты / дипломы для студентов курса и полностью настраиваемым. Можно разработать собственный дизайн печатного сертификата: добавить рамки, водяные знаки, печати и даже показать степень / уровень изучения информации. Благодаря Elluminate Live! Meeting - Moodle становится частью виртуального веб-видео класса, включая двустороннее аудио-общения, интерактивные доски, мгновенный обмен сообщениями и модератор инструментов. Это нестандартный модуль и блок, который требует покупки 3rd Party службы. Галерея - позволяет использовать встроенные галереи изображений.

LAMS - основа системы управления учебной деятельностью (Learning Activity Managment System) и используется для разработки, управления и распространения учебных онлайн- материалов с обеспечением совместного доступа. Создаются данные материала в визуальном учебной среде с заданием последовательности изучения. В состав этого типа курса входят различного рода индивидуальные задания, проекты для работы в малых группах и учебные элементы для всех студентов, основанные как на содержательной, так и на коммуникативной компоненте.

SCORM / AICC - это один из элементов курса, который позволяет преподавателю опубликовать любой пакет формата SCORM или АИСС в составе материалов курса. Пакет SCORM - это набор веб-контента, соответствует международному стандарту объектов учебного назначения SCORM. Этот набор может включать web-страницы, графику, программы на JavaScript, Flash-презентации и другие составляющие, работающих в веб браузере. Этот модуль помогает интегрировать в учебный курс любой пакет, соответствующий стандарту SCORM.

Wiki - это средство для совместного создания документов несколькими людьми, который имеет собственную простой язык разметки, используемый просто в окне браузера. Модуль Wiki позволяет студентам работать вместе, добавляя, расширяя и изменяя содержание страницы. Предыдущие версии документа не изымаются и могут быть восстановлены в любой момент.

Анкета - модуль содержит несколько готовых анкет, которые помогают преподавателю выяснить психологические особенности студентов, имеющих отношение к дистанционному обучению. База данных позволяет преподавателям и / или студентам создавать, показывать и осуществлять поиск среди введенных записей базы. Формат и структура записей могут быть почти неограниченными, включать картинки, поля, Интернет - адреса, числа или простой текст.

Глоссарий - толковый словарь, содержащий статьи по определению определенных сроков. Студентам предоставляются удобные средства поиска нужного термина в глоссариях. Преподаватель также может не только давать определения терминов, но и привлекать к этой работе субъектов обучения, контролируя корректность предлагаемых ими определений. Задача (ответ несколькими файлами, файлом, текстом, вне сайта) - модуль, позволяющий организовать выполнение задач студентами. С его помощью можно: передавать содержание задания студентам; устанавливать сроки его выполнения; устанавливать максимальную оценку, которую может получить студент задачу; задавать форму предоставления ответа преподавателю (файл загружается на сайт, личная беседа с преподавателем, сообщение по электронной почте); давать комментарии к выполненной работы; позволять студенту менять свой ответ с повторным тестированием.

Книга - способ представления многостраничных документов, содержащий перечень разделов книги в виде ссылок, нажимая на которые, можно быстро переходить от одного раздела к другому.

Опрос - преподаватель задает вопросы и определяет несколько вариантов ответов. Один из возможных вариантов - проведение голосования между пользователями. Это может быть полезным для стимулирования мышления, для выяснения общего мнения в процессе исследования проблемы.

Рабочая тетрадь - преподаватель просит письменное высказывание студентов на определенную тему, с возможностью редактирования и улучшения своего ответа позже. Ответ является частной и доступна только для преподавателя, что может сделать комментарий и поставить оценку для каждой записи. Конечно одной тетради в неделю достаточно.

Семинар - вид занятий, где каждый участник не только выполняет свою работу, но и оценивает результаты работы других участников семинара. Для этого преподаватель может предусмотреть применение различных стратегий оценивания.

Управление Семинары (сбор работ, направление их на проверку, отображения результатов и т.п.) осуществляется автоматически.

Тест - набор задач для оценки знаний студентов. Все тестовые задания сохраняются в базе данных и могут быть использованы заново. Тест в Hot Potatoes - позволяет преподавателю управлять через Moodle тестами, разработанные во внешней программе Hot Potatoes.

Урок (практикум) - модуль, с помощью которого создается комплект взаимосвязанных страниц. Каждая из страниц имеет информационный раздел и раздел контроля его усвоения.

Форум - место, где происходят все обсуждения. Форумы могут иметь различную структуру и содержать оценки для сообщений. Сообщение форумов можно увидеть в четырех различных форматах, и они могут содержать дополнительные файлы. Подписавшись на форум, участник будет получать копии новых сообщений на e-mail.

Чат - это средство для проведения синхронных дискуссий в реальном времени. Чат имеет существенное отличие от форума - средства асинхронного общения, поскольку форум не предусматривает одновременности подключения его участников.

Что такое Moodle? Moodle - это система управления содержимым сайта (Content Management System - CMS), специально разработанная для создания качественных онлайн-курсов преподавателями. Так E-learning системы часто называются системами управления обучением (Learning Management Systems - LMS) или виртуальными образовательными средами (Virtual Learning Environments - VLE).


Возможности Moodle Сайт администрируется пользователем admin, который определен по умолчанию. Moodle имеет простой, эффективный, совместимый с разными web-браузерами интерфейс (модуль "themes" позволяет администратору изменить дизайн сайта, включая цвета, шрифты, разметку и т.д. в соответствии с нуждами). Модули различных видов могут быть добавлены к существующей инсталляции Moodle для расширения возможностей системы (например, модуль языковых пакетов позволяет локализовать Moodle для любого языка, на текущий момент доступно 40 языковых пакетов). Список курсов содержит описание каждого курса на сервере, предоставляя доступ к этой информации, в том числе и гостю. Курсы разбиваются на категории. Имеется механизм поиска курсов по ключевому слову. Moodle может поддерживать тысячи курсов.




Права доступа Пользователь с правами администратора контролирует создание курсов и назначает преподавателей курсов, а так же студентов. Пользователь с правами создателя курса может создавать курс и назначать преподавателей курса. Для преподавателей, работающих неполный день (на полставки), можно отменить право на редактирование курса. Учителя могут добавить "кодовое слово" для доступа к курсу, чтобы ограничить доступ лицам, не являющимся студентами курса. Кодовое слово они могут передать студентам при личной встрече или отправив по электронной почте. Преподаватель может исключить пользователя из числа студентов курса, если это необходимо.


Права доступа Преподаватель может исключить пользователя из числа студентов курса, если это необходимо. Если студент не посещает курс в течение определенного периода времени (настраивается администратором), то он автоматически исключается из курса. Студенты могут настраивать свой профиль, включая фотографии и описание. Адрес электронной почты студента другим студентам курса или пользователям системы в целом может не показываться, если это необходимо. Каждый пользователь может указать свою временную зону и каждый день Moodle будет корректировать для этой зоны даты отправки заданий, сдачи тестов и т.д. Каждый пользователь может выбрать язык интерфейса Moodle, если это разрешено администратором системы. Преподаватель может назначить определенный язык для конкретного курса. Пользователи, использующие гостевой вход не имеют возможности проходить тесты, отвечать на задания и т.д.




Ресурсы системы Moodle "Текст" "HTML-текст" "Wiki-текст" "Каталог" (список файлов для загрузки) "Web-ссылка" "Программа" (ссылка на загрузку программы) "Ссылка" "Файл"-изображение "Файл" в формате MP3 "Файл" в формате Flash "Файл" в формате Windows Media "Файл" MS Office "Файл" в формате PDF "Файл" в формате Quicktime "Web-страница"


Фильтры системы Moodle В системе Moodle широко применяется система фильтров. Каждый фильтр изменяет входящую информацию и на выходе представляет ее же, но в качественно новом виде. Фильтр Автоссылка Фильтр внедрения мультимедиа файлов Фильтр конструкций TeX Алгебраический фильтр


Фильтр Автоссылка Некоторые модули Moodle поддерживают фильтр Автоссылка. Вы видите автоматическую ссылку на ресурс каждый раз, когда имя этого ресурса упоминается, или на термин из словаря там, где он указывается. Автоссылку можно не создавать, для этого необходимо текст заключить в тег (выполняется в режиме HTML, но не в визуальном редакторе).




Фильтр конструкций TeX Этот фильтр позволяет ввести любой фрагмент текста в формате TeX, используя символы доллар, в любой части Moodle (включая форумы), например, введя: $$\Bigsum_{i=\1}^{n-\1}\frac1{\Del~x} \Bigint_{x_i}^{x_{i+\1}}\{\frac1{\Del~x}\ big[(x_{i+1}-x)y_i^{5$\star}\big]-f(x)\}^\2dx$$ получим:


Алгебраический фильтр Алгебраический фильтр очень похож на предыдущий, позволяет вводить формулы с использованием стандартных функций внутри символов:






Модуль «Чат» Позволяет участникам принять участие в обсуждении в реальном времени. Это хороший способ узнать друг друга и познакомиться с обсуждаемой темой. Режим работы чата отличается от режима работы форума. Данный модуль содержит ряд возможностей для администрирования и просмотра обсуждений чата.


Модуль «Опроса» Учитель задает вопрос и определяет несколько вариантов ответа. Этот вид задания может быть очень полезен в качестве голосования, чтобы стимулировать размышления над темой, чтобы позволить классу выбрать направление изучения курса или для другого исследования. (Опросы могут проходить анонимно).


Модуль «Форума» Этот модуль может быть достаточно важным, так как, используя его, может проводиться большое число дискуссий. Форумы могут быть разной структуры и могут включать оценку (рейтинг) сообщений. Сообщения могут просматриваться в различных форматах и могут содержать вложения. Подписавшись на форум, участники будут получать копии сообщений на свой адрес электронной почты. Учитель может подписать всех студентов курса, если это необходимо.




Модуль «Учебная работа» (Семинар). Данный модуль позволяет давать задания студентам в удобной форме. Он состоит из определяемого количества страниц. Каждая страница заканчивается вопросом и определяемым количеством ответов на него. В зависимости от выбора ответа студентом он переходит на следующую страницу (в случае правильного ответа) или на ту же самую (в случае неправильного ответа). Навигация по данному модулю может быть поступательной или смешанной, в зависимости от структуры представляемого материала.


Модуль «Тесты» Этот модуль позволяет учителю создавать тесты, состоящие из вопросов с несколькими ответами, ответами "Да"/"Нет" и кратким ответом. Эти вопросы сохраняются в базе данных по определенным темам и могут быть использованы в нескольких курсах и между курсами. Для сдачи тестов может быть определено несколько попыток. Каждая попытка автоматически отмечается, и учитель может выбрать дать комментарий или показать правильные ответы. Этот модуль включает систему для оценивания. Модуль «Анкетирование» Обеспечивает ряд проверенных вариантов опросников, которые могут быть полезны в оценке качества и стимулировании обучения в онлайновых системах обучения. Учителя могут использовать их, чтобы собрать информацию о своих студентах. Данная информация может быть полезна им, чтобы узнать больше о студентах и влиять на их обучение.


Основные функциональные возможности Автоматический контроль результатов тестирования. Возможность корректировки и оценивания выполненных заданий, упражнений, рефератов, эссе, проектов. Обеспечение быстрой обратной связью. Анализ учета потребностей обучающихся, основанных на результатах анкет и опросов. Формирование протоколов-отчетов об выполненных заданиях, практических работах.


Проект «Информатизация системы образования» (ИСО) Реализация данного проекта будет осуществляться на базе созданных в рамках проекта «Информатизация системы образования» Межшкольных методических центров, Региональных координационных центров и образовательных учреждений, расположенных на территории Ставропольского края, Калужской области и Республики Карелия.

Система дистанционного обучения Moodle

Введение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века. Сегодня на нее сделана огромная ставка. Актуальность темы дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере технологий сегодня концентрируются в информационной сфере. Наступила эра информатики. Этап её развития в настоящий момент можно характеризовать как телекоммуникационный. Эта область общения, информации и знаний. Исходя из того, что профессиональные знания стареют очень быстро, необходимо их постоянное совершенствование. Дистанционную форму обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. Кроме того, системы дистанционного образования дают равные возможности всем людям независимо от социального положения (школьникам, студентам, гражданским и военным, безработными и т. д.) в любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование и получение информации. Именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны. Исходя из вышеуказанных факторов можно заключить, что дистанционное обучение войдет в 21 век как самая эффективная система подготовки и непрерывного поддержания высокого квалификационного уровня специалистов.

Суть исследуемой проблемы заключена в следующих аспектах:

    до сих пор не разработана и не принята нормативно-правовая база дистанционного образования;

    существует тенденция "подстраивания" термина дистанционного обучения под понятие любых форм образования (кроме очной);

    педагогическое содержание этого понятия мало кого заботит, главным становится коммерческая сторона дела;

Именно поэтому необходимо дать чёткое определение дистанционного обучения, рассмотреть его теоретические основы для различных уровней.

В последнее время проблеме дистанционного обучения уделяется большое внимание в педаго­гической литературе. В характеристике использованных первоисточников отмечается научный подход (употребление терминологии, ее раскрытие, выведение и обоснование основных положений, лаконичность и логичность изложения); однако, наблюдается некоторое расхождение авторов изданий разных лет по тем или иным вопросам.

I. Дистанционное обучение

1.1. Понятие дистанционного обучения

Сопоставляя данные статей, можно заключить, что дистанционное обучение - это новая , специфичная форма обучения, несколько отличная от привычных форм очного или заочного обучения. Она предполагает иные средства, методы, организационные формы обучения, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой. Вместе с тем как любая форма обучения, любая система обучения она имеет тот же компонентный состав: цели, обусловленные социальным заказом для всех форм обучения; содержание, также во многом определенное действующими программами для конкретного типа учебного заведения, методы, организационные формы, средства обучения. Последние три компо­нента. В дистанционной форме обучения обусловлены спецификой используемой технологической основы (например, только компьютерных телекоммуникаций, компьютерных телекоммуникаций в комплексе с печатными средствами, компакт-дисками, так называемой кейс-технологией, пр.).

Не следует смеши­вать заочное и дистанционное обучения . Их главное отличие в том, что при дистанционном обучении обеспечивается систематическая и эффективная интерактивность. Следует рассматривать дистанционное обучение как новую форму обучения и соответственно дистанционное образование (как результат, так и процесс, систему) как новую форму образования. Хотя оно не может рассматриваться как система совершенно автономн ая . Дистанци­онное обучение строится в соответствии с теми же целями и содержанием , что и очное обучение. Но формы подачи материа­ла и формы взаимодействия учителя и учащихся и учащихся между собой различны . Дидактичес­кие принципы организации дистанционного обу­чения (принципы научности, систем­ности и систематичности, активности, принципы развивающего обучения, наглядности, дифферен­циации и индивидуализации обучения и пр.) те же что и в очном обучении , но отлична их реализация которая обусловлена спецификой новой формы обучения, возможностя­ми информационной среды Интернет, ее услуга­ми .

Таким образом, с одной стороны, дистанционное обуче­ние следует рассматривать в общей систе­ме образования (непременно в системе непрерывного образования), предполагая при этом преемственность отдельных ее звеньев. С другой, дистанционное обуче­ние необходимо различать как систему и как процесс. Как и в других формах обучения, дистанционное обуче­ние пред­полагает теоретическое осмысление этап а педагогического проектирования, ее содержательной и педаго­гической (в плане педагогических техноло­гии, методов, форм обучения) составляю­щих. Следовательно задачами этапа педагоги­ческого проектирования являются: создание электронных курсов, элек­тронных учебников, комплексов средств обучения, разработка педагогических тех­нологий организации процесса обучения в сетях .

Курсы дистанци­онного обучения предпо­лагают тщательное и детальное пла­нирование деятельности обучаемого, ее организации, четкую постановку задач и целей обучения, доставку необходимых учебных материалов, которые должны обеспе­чивать интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь между обучаемым и учебным материалом, предо­ставлять возможность группового обучения. Наличие эффективной обратной связи поз­воляющей ученику получать инфор­мацию о правильности своего продвиже­ния по пути от незнания к знанию. Мотива­ция - также важнейший элемент любого курса дистанционного обучения. Для её повышения, важно применять разнообразные приемы и средства. А так же необходимо пред­усмотреть инвариантные компоненты при разработке курсов дис­танционного обучения .

1.2. Цели и виды дистанционного обучения.

Авторы статей выделяют следующие цели дистанционного обучения :

    профессиональная подготовка и переподго­товка кадров ;

    повышение квалификации педагогических кадров по определенным специальностям;

    подготовка школьников по отдельным учеб­ным предметам к сдаче экзаменов экстерном;

    подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля;

    углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса;

    ликвидация пробелов в знаниях, умениях, на­выках школьников по определенным пред­метам школьного цикла;

    базовый курс школьной программы для уча­щихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в те­чение какого-то отрезка времени;

    дополнительное образование по интересам.

На основе выполненного анализа можно заключить, что наиболее распространёнными являются виды дистанцион­ного обучения , основанные на: 1 . интер­активном телевидении ;

2. компьютерных телекоммуникационных сетях (региональных, глобальных), с раз­личными дидактическими возможностями в зависимости от используемых конфигураций (текстовых файлов, мультимедийных технологий, видеоконференций); 3. сочета­ние технологий компакт-дисков и сети Интернет.

Преимущество обучения, базирующегося на интерактив­ном телевидении , заключается в его возможности непо­средственного визуального контакта с аудиторией, находящейся на различных расстояниях от преподавателя. Его отрицательная сторона состоит в том, что при таком обучении практически тиражируется обыч­ное занятие, будь оно построено по тра­диционной методике или с использованием современных педагогических технологии. Это может быть допустимо только при демонстрирации уникальных методики к , лабораторных опытов, когда преподава­тели, и учащиеся могут стать свидетелями и участниками использования но­вых знаний, методов в своей области, новых информационных технологий, при­нять участие в дискуссии. Данная форма дистанционного обучения интер­активна и мо­жет считаться весьма перспективной в системе повышения квалификации и подго­товки специалистов. Но в настоящий момент это чрезвычайно дорогостоящие технологии. Следующий способ организации дистанцион­ного обучения предпол агает использование компьютерных телекоммуникаций в режи­ме электронной почты, телеконференций, информационных ресурсов регио­нальных сетей и сети Интернет . Это самый распространен и не дорогой способ дистанционного обучения. При его организации предусматривается применение новейших средств телекоммуникационных технологий.

Третий способ, предполагает ис­пользование компакт-дисков в качестве базового элек­тронного учебника. Он заключает в себе большие дидактические возможности для вузовского, школьного образования и для повышения квалификации специалистов. Преимущество компакт-диск а в том, что он сочетает в себе следующие качества: интерактивность, мультимеди йность , содержит большой объем информации и за счёт этого в значительн ой степени оптимизирует процесс дистанционного обучения.

1.3. Модели дистанционного обучения.

В своих статьях авторы рассматривают следующие модели, на которых базируется существующая в настоящее время сеть открытого и дистанционного обучения:

Первая модель - обучение по типу экстерната. Обучение, ориентированное на школьные или вузовские (экзаменационные) требова­ния и предназначенное для учащихся и студентов, которые по каким-то причинам не могут посещать очные учебные заведе­ния.

Вторая модель - обучение на базе одного университета. Это уже целая система обучения для студентов, которые обучаются не стационарно, а на расстоянии, заочно (открытые формы) или дистанционно, т.е. на основе новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации . Такие программы используются для получения разнообразных аттестатов образования.

Третья модель - обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных за­ведений. Она предусматривает совместную подготовку единых программ заочного ди­станционного обучения для нескольких учебных заведений по ведущим дисципли­нам (в любых районах страны и за рубежом ). Такое сотрудничество в подготовке программ дистанционного обучения позволяет сделать их более качественными и менее дорогостоящими. Перспективная цель программы - дать возможность любому гражданину стран содружества, не покидая своей страны и своего дома, получить любое образование на базе функционирующих в странах содружества колледжей и университетов.

Четвертая модель - автономные образо­вательные учреждения , специально созданные для целей открытого или дис­танционного обучения, в которых студенты могут получить образование по различным направлениям . Они специализируются в создании мультимедийных курсов. Обучение полностью оплачивается организациями и фирмами, в которых ра­ботают студенты. Самым крупным подобным учреждением является Открытый университет в Лондоне, на базе которого в последние годы проходят обучение дистанционно большое число студентов не только из Великобритании, но из многих стран Содружества.

Пятая модель - обучение по автономным обучающим системам. Обучение в рамках подобных систем ведется целиком посредством ТВ видеозаписей или радиопрограмм, а также дополнительных печатных пособий. Примерами такого подхода к обучению на расстоянии могут служить американо - самоанский телевизионный проект.

Неформальное, интегрированное дистанционное обучение на основе мультимедийных программ. Такие программы ориентированы на обучение взрослой аудитории, тех людей, которые по каким-то причинам не смогли закончить школьное образование. Такие проекты могут быть частью официальной образовательной программы, интегрированными в эту программу (примеры таких программ существуют в Колумбии), или специально ориентированные на определенную образовательную цель (например, Британская программа грамотности), или специально нацеленные на профилактические программы здоровья, как, например, программы для развивающихся стран.

1.4. Преимущества дистанционного обучения.

    более высокая эффективность профессиональной подготовки по сравне­нию с вечерней и заочными формами об­учения при более низкой стоимости образователь­ных услуг;

    сокращение сроков об­учения;

    возможности параллель­ного обучения в российском и зарубежном в уз ах;

    независимость студента от географического расположения вуза .

Эксперименты подтвердили что качество и структура учебных курсов, равно как и качество преподавания при дистанционном обучении зачастую намного лучше, чем при традиционных формах обучения. Новые электронные технологии могут не только обеспечить активное вовлечение учащихся в учебный процесс, но и позволяют управлять этим процессом в отличие от большинства традиционных учебных сред. Интеграция звука, движения, образа и текста создает новую необыкновенно богатую по своим возможностям учебную среду, с развитием которой увеличится и степень вовлечения учащихся в процесс обучения. Интерактивные возможности используемых в системе дистанционного обучения программ и систем доставки информации позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые невозможны в Большинстве традиционных систем обучения. Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения.

1.5. Основные проблемы организации дистанционной формы обучения.

Эффективность дистанционного обучения напрямую зависит от тех преподавателей, кто ведет работу с учащимися в Интернет. Это должны быть преподаватели с универсальной подготовкой: владеющие современными педагогическими и информационными технологиями, психологически готовые к работе с учащимися в новой учебно-познавательной сетевой среде. К сожалению, в нашей стране не ведётся подготовка специалистов подобного рода. Другая проблема - инфраструктура информационного обеспечения студента в сетях. Вопрос о том, какой должна быть структура и композиция учебного материала остаётся открытым. Наряду с этим ставится вопрос об условиях доступа к курсам дистанционного обучения. Не решен так же вопрос организации и проведения оценки знаний "дистанционных" учащихся . Для его решения

необходимо создание нормативно-правовой базы оценки знаний учащихся.

II . Система дистанционного обучения Moodle.

2.1.Сущность системы Moodle .

В настоящее время происходит постоянное увеличение минимального объема знаний, необходимого каждому человеку. В связи с этим актуальной проблемой является смена информационно-репродуктивного подхода в системе образования новыми педагогическими технологиями. В своей работе наравне с традиционными методами обучения мы используем «дистанционную поддержку профильного обучения», что позволяет на новом уровне организовать самостоятельную работу учащихся.

Для организации такой поддержки нами создаются курсы в условиях Интернет-среды на базе интерактивных учебников, электронных книг, электронной почты и т.д.

В основе создания и сопровождения таких курсов лежит свободно распространяемая система построения образовательного контента Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment). Данный программный продукт построен в соответствии со стандартами информационных обучающих систем. Так, программное обеспечение Moodle является:

Интероперабельным, то есть обеспечивает возможность взаимодействия различных систем;
- многократно используемым: поддерживает возможность многократного использования компонентов системы, что повышает ее эффективность;
- адаптивным, то есть включает развивающиеся информационные технологии без перепроектирования системы и имеет встроенные методы для обеспечения индивидуализированного обучения;
- долговечным, то есть соответствует разработанным стандартам и предоставляет возможность вносить изменения без тотального перепрограммирования;
- доступным: дает возможность работать с системой из разных мест (локально и дистанционно, из учебного класса, с рабочего места или из дома); программные интерфейсы обеспечивают возможность работы людям разного образовательного уровня, разных физических возможностей (включая инвалидов), разных культур;
- экономически доступным, так как Moodle распространяется бесплатно.

Система дистанционного обучения (СДО) Moodle проектировалась в соответствии с педагогикой социального конструктивизма, которая включает совместную работу, активное учение, критическую рефлексию. Простой, эффективный, совместимый с большинством браузеров интерфейс не требует специальных навыков. Система проста в установке на любую платформу, поддерживающую PHP (требуется наличие СУБД MySQL или PostgreSQL). Курсы могут быть разбиты на категории, по их названиям может проводиться поиск, что дает возможность использования большого количества курсов в системе. Существенное внимание уделено безопасности системы (хранению паролей, обработке данных форм, хранению данных). Двухуровневая подсистема тем позволяет гибко изменять внешний облик системы. Интерфейс системы имеет перевод более чем на 70 различных языков. Код разработан на PHP под лицензией GPL, что позволяет изменять его для своих нужд.

Подсистема управления пользователями разработана с целью минимального привлечения администратора. Поддерживается ряд модулей аутентификации, позволяющих легко интегрировать Moodle с существующими системами, возможна безопасная аутентификация через https. Среди основных модулей можно перечислить e-mail, LDAP, IMAP, POP3, NNTP аутентификации, аутентификация на основе внешней базы данных. На уровне системы пользователю может быть назначена роль администратора, создателя курсов или обычного пользователя. На уровне курсов - роль преподавателя (с возможностью редактирования курса или без) и роль ученика. Регистрация на курсы может быть автоматизирована с помощью различных модулей и средств регистрации (Authorize.net, LDAP, Paypal, внешняя БД, текстовый файл, мета-курсы), может управляться непосредственно преподавателями.

2.2. Структура Moodle .

В системе Moodle существует 3 типа форматов курсов: форум, структура (учебные модули без привязки к календарю), календарь (учебные модули с привязкой к календарю). Курс может содержать произвольное количество ресурсов (веб-страницы, книги, ссылки на файлы, каталоги) и произвольное количество интерактивных элементов курса. К таким элементам относятся:

- Wiki , который позволяет создавать документ несколькими людьми сразу с помощью простого языка разметки прямо в окне браузера, то есть с его помощью учащиеся могут работать вместе, добавляя, расширяя и изменяя содержимое. Предыдущие версии документа не удаляются и могут быть в любой момент восстановлены.
-
Анкеты . Этот элемент предоставляет несколько способов обследования, которые могут быть полезны при оценивании и стимулировании обучения в дистанционных курсах.
-
Глоссарий . С помощью него создается основной словарь понятий, используемых программой, а также словарь основных терминов каждой лекции.
-
Задания позволяют преподавателю ставить задачу, которая требует от учащихся подготовить ответ в электронном виде (в любом формате) и загрузить его на сервер.
-
Опрос . Одно из его применений - проводить голосование среди учеников. Это может быть полезным в качестве быстрого опроса, чтобы стимулировать мышление или найти общее мнение в процессе исследования проблемы.
-
Пояснение . Этот элемент позволяет помещать текст и графику на главную страницу курса. С помощью такой надписи можно пояснить назначение какой-либо темы, недели или используемого инструмента.
-
Тесты . Этот элемент позволяет учителю создать набор тестовых вопросов. Вопросы могут быть в закрытой форме (множественный выбор), с выбором верно/не верно, на соответствие, предполагать короткий текстовый ответ, а также числовой или вычисляемый. Все вопросы хранятся в базе данных и могут быть впоследствии использованы снова в этом же курсе (или в других).
-
Урок (лекция) преподносит учебный материал в интересной и гибкой форме. Он состоит из набора страниц. Каждая страница обычно заканчивается вопросом, на который учащийся должен ответить. В зависимости от правильности ответа учащийся переходит на следующую страницу или возвращается на предыдущую.

2.3. Преимущества системы Moodle.

C истема Moodle позволяет реализовать все основные механизмы общения: перцептивный (отвечающий за восприятие друг друга); интерактивный (отвечающий за организацию взаимодействия); коммуникативный (отвечающий за обмен информацией).

Итак, процесс обучения с использованием модульной объектно-ориентированной динамической учебной среды имеет ряд преимуществ, позволяющих реализовать основные методические принципы:

Огромный мотивационный потенциал;
- конфиденциальность;
- большая степень интерактивности обучения, чем работа в аудитории;
- отсутствие «ошибкобоязни»;
- возможность многократных повторений изучаемого материала;
- модульность;
- динамичность доступа к информации;
- доступность;
- наличие постоянно активной справочной системы;
- возможность самоконтроля;
- соответствие принципу развивающего обучения;
- индивидуализация;
- обеспечение наглядности и многовариантность представления информации.

Все перечисленные свойства данной обучающей программы помогают решить одну из основных задач современного образования - формирование у обучаемых коммуникативной компетенции.

Заключение

Говоря о дистанционной форме образования, следует говорить о создании единого информационно-образовательного пространства, куда следует включить всевозможные электронные источники информации (включая сетевые): виртуальные библиотеки, базы данных, консультационные службы, электронные учебные пособия, киберклассы, пр. Когда речь идет о дистанционном обучении следует понимать наличие в системе учителя, учебника и ученика. Это взаимодействие учителя и учащихся. Отсюда следует, что главным при организации дистанционной формы обучения является создание электронных курсов, разработка дидактических основ дистанционного обучения, подготовка педагогов-координаторов. Не следует отождествлять дистанционную форму с заочной формой обучения, ибо здесь предусматривается постоянный контакт с преподавателем, с другими учащимися киберкласса, имитация всех видов очного обучения, но специфичными формами. Следовательно, требуются теоретические проработки, экспериментальные проверки, серьезные научно-исследовательские работы. К сожалению, то, что мы сегодня видим в Интернете и в большинстве своем на компакт-дисках, никак не отвечает элементарным педагогическим требованиям. Отсюда значимость проблемы, связанной с разработкой самих курсов дистанционного обучения и методикой их использования для различных целей базового, углубленного, дополнительного образования.

Фактоы и примеры приведенных выше показывают необходимость создания и расширения дистанционной формы обучения в России и ее регионах. Это необходимо для развития квалифицированного, интеллектуального, высоко профессионального и просто здорового общества.

Список литературы

    Околесов О. П. Системный подход к построению электронного курсадля дистанционного обучения // Педагогика. -1999. -№ 6. -С. 50-56.

    Полат Е. С. Петров А.Е. Дистанционное обучение: каким ему быть? // Педагогика. - 1999. -№7. -С. 29-34.

    Пидкасистый П.И. Тыщенко О.Б. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения // Педагогика. -2000. -№5. -С. 7-12.

Moodle - система управления дистанционным обучением, известная также как виртуальная обучающая среда. Moodle представляет собой бесплатное веб-приложение, которое встраивается в сайты и используется учебными заведениями для дистанционного онлайн обучения.

Фишка 1. Интернет-магазин готовых курсов

В профессиональной версии платформы Moodle есть возможность принимать электронную оплату за доступ к изучению курсов.

Как это реализовано?

  1. Преподаватель создает курсы, изучение которых хочет сделать платным;
  2. Если курсов очень много, их можно распределить категориям;
  3. В настройках каждого курса активирует режим оплаты, указывает стоимость и срок подписки;
  4. На главной странице студентам отображается витрина магазина курсов, студент видит список всех платных курсов и выбирает подходящий (при желании используя поиск / фильтрацию);
  5. Система предлагает выбрать удобный способ оплаты (платежная карта, QIWI-кошелек, Яндекс.Деньги, WebMoney);
  6. Студент вводит номер карты/электронного кошелька, подтверждает оплату;
  7. Деньги списываются, и слушатель автоматически подключается к курсу.

Фишка 2. Отслеживание выполнений

Преподаватели и методисты могут отслеживать динамику и прогресс обучения студентов. Система наглядно показывает, какие элементы курса уже пройдены (возле них автоматически ставится галочка), а какие только предстоит выполнить (отображается пустой квадратик). По каждому курсу также формируется общая статистика продвижения студентов. Все критерии преподаватель задает самостоятельно через настройки элементов (просмотреть видео-урок, набрать определенное количество баллов, пройти тестирование и т.д). Студент, в свою очередь, также может отслеживать свой прогресс обучения в личном кабинете в %.


Фишка 3. Отчет «Участие в курсе»

В отчете отображается вовлеченность студентов в учебный процесс и их активность по выбранным элементам курса. Преподаватель видит тех, кто отстает или вовсе не приступил к работе в данном материале и, опираясь на полученную информацию, имеет возможность отправить текстовое сообщение с призывом приступить к изучению материала.


Фишка 4. Выборочное отображение материалов курса

По умолчанию всем студентам отображается полное содержание курса и все доступные элементы. Но можно задать режим, когда материалы отображаются по мере того, как слушатели продвигаются по курсу, либо с учетом других критериев.

Например, после каждого модуля преподаватель дает контрольные задания, которые проверяет вручную. Зачастую студенты игнорируют теорию и сразу переходят к выполнению практической части. В итоге они получают низкие баллы, а на преподавателя ложится дополнительная нагрузка в виде повторной проверки и рецензирования одних и тех же работ студентов.

Можно упростить этот процесс и снизить нагрузку на преподавателя. Для этого в настройках завершения каждого элемента устанавливаем правило, по которому контрольное задание будет доступно только после того, как студент, например, набрал 75% в итоговом тесте, успешно выполнил предыдущий элемент и т.д.

Здесь также присутствуют элементы геймификации (значки/ награды/ уровни). В зависимости от того, какие награды система выдала студенту за предыдущие достижения, будут определяться доступные материалы и элементы курса.

Более сильным студентам можно показывать сложные задания, а вместо итогового теста настроить “зачет-автомат”.

Кроме того, у преподавателя могут быть сформировано несколько групп студентов, которые оплатили курс по разным тарифам (бесплатные, со скидкой, по полной стоимости). Здесь также можно выбирать, какие элементы будут доступны всем группам, а какие - только платным.


Фишка 5. Электронные сертификаты

Когда курс успешно пройден, преподаватель задается вопросом: как выделить студента и отметить его достижения. Для этой цели в системе есть возможность выдачи электронных сертификатов.

В настройках ограничений устанавливается критерий, по которому сертификат станет доступным студенту. После выполнения критерия, документ автоматически появится в личном кабинете слушателя.

Вид сертификата можно настраивать (система автоматически наложит на дизайн ФИО, дату, название курса, оценку, QR-код для распечатки).


Фишка 6. Портфолио студентов

Эта функция установлена только в профессиональной версии. Она актуальна для ВУЗов, работающих по стандартам ФГОС 3+, где за каждым студентом должно закрепляться портфолио с рецензиями на работы и профессиональными достижениями.

ВУЗ формирует структуру портфолио (категории) и типы достижений (например, участие в конференции с датой, названием, приложенным докладом и рецензией). Как только все типы достижений будут определены администратором, слушатель в личном кабинете может самостоятельно вписывать свои достижения. Новая запись переходит в режим модерации, и после подтверждения администратором она появляется в портфолио.

Можно внедрить элементы геймификации для мотивации студентов и выработки духа соперничества. Например, за каждое достижение система дает балы, затем общий балл суммируется и выстраивается рейтинг.


Фишка 7. Модуль “Семинар” в системе Moodle

Во-первых эта функция удобна тем, то помогает снизить нагрузку на преподавателя, что особенно актуально в массовых курсах (МООК). А во-вторых, она повышает вовлеченность студентов, дает им возможность поработать с одним и тем же материалом/заданием несколько раз.

Как это выглядит?

  • Преподаватель создает задание, настраивает критерии оценки, студенты выполняют и сдают свои работы на проверку;
  • Преподаватель переключается из фазы «предоставление работ» в фазу «оценивания» (система автоматически или преподавателем вручную обменивает работы между учениками, чтобы ученики проверили работы друг у друга и оценили по заданным критериям);
  • Преподаватель оценивает процесс оценивания и задание закрывается.

Фишка 8. Проверка работ на плагиат

В системе дистанционного обучения Moodle реализована удобная возможность, при которой преподаватель собирает работы, рецензирует их, оставляет свой комментарий, указывает пожелания. Но если преподаватель хочет проверить работу на плагиат, используя при этом сторонние сервисы, ему приходится вручную скачивать работы и загружать в сервис проверки на плагиат. Что отнимает уйму времени.

С целью облегчить работу преподавателям, совместно с компанией Antiplagiat был разработан модуль интеграции, который подходит для любой актуальной версии Moodle.

После его установки, все или некоторые работы, которые ученик загружает в модуль задания, автоматически отправляется в сервис Antiplagiat.ru. Преподаватель видит статус проверки работ на заимствования, получает ссылку на отчет с подробной информацией о совпадениях.

Здесь же можно добавить качественные работы в индекс антиплагиата, чтобы избежать последующего списывания студентов.


Фишка 9. Оффлайн - тестирование

В систему встроена очень мощная и удобная система тестирования с бланками вопросов, бланками заданий и отчетами по пройденным попыткам. Но есть одно неудобство - для проведения тестирования требуется обеспечить студентов терминалами с подключением к Интернет.

Функция оффлайн-тестирования позволяет обойтись традиционными бумагой и ручкой.

Используя тот же банк вопросов, преподаватель формирует бланки заданий и бланки ответов. В бланки ответов студент кодирует № зачетной книжки, указывает вариант и вписывает ответы на вопросы из бланка заданий.

Бланки заданий сканируются, загружаются обратно в систему для распознавания. Система их проверяет и выставляет оценку. При этом, полная статистика всех прошедших тестирований сохраняется.


Фишка 10. Импорт из MS Word

Когда преподаватели готовят материалы курса в офисном пакете Word, они часто сталкиваются с проблемами при публикации этих материалов в интернет-системах. И система Moodle здесь не исключение (пропадают изображения, некорректно отображаются формулы, форматирование и т.д).

В системе реализована специальная функция «Импорт из MS Word», которая позволит избежать этих проблем и сделает процесс конвертации материалов автоматизированным.


Фишка 11. Интеграция вебинаров в учебный процесс

Известно, что в системе обучения Moodle на достаточно высоком уровне реализована поддержка таких типов учебной активности, как конспекты, опросы, тесты, рабочие тетради, электронные учебники, презентации. Но эти инструменты носят традиционный характер и сохраняют эффект пассивного контакта с преподавателем.

В рамках курсов, размещенных в Moodle, если и проводятся “живые” мероприятия, то на сторонних ресурсах, что не совсем удобно как для студентов, так и для преподавателей.

Теперь это можно делать непосредственно на платформе Moodle. Система интегрирована с платформой для проведения онлайн-мероприятий eTutorium Webinar. Что это значит? Преподаватели получили возможность встраивать в курсы такие форматы взаимодействия со студентами, как вебинары, онлайн-тренинги, «живые» мастер-классы и другие формы дистанционного общения. Это позволит сделать учебный процесс интерактивным, интересным и обеспечить максимальную вовлеченность слушателей.


Пошаговую инструкцию по внедрению вебинара в учебный процесс на СДО Moodle смотрите


И web-сайты, базирующиеся в internet. Это постоянно развивающийся проект, основанный на теории социального конструктивизма.

Moodle распространяется бесплатно в качестве программного обеспечения с открытым кодом (Open Source) под лицензией GNU Public License. Это значит, что Moodle охраняется авторскими правами, но и Вам доступны некоторые права. Вы можете копировать, использовать и изменять программный код по своему усмотрению в том случае если вы согласны: предоставлять код другим, не изменять и не удалять изначальные лицензии и авторские права и использовать такую же лицензию на всю производную работу.


Слово Moolde – это аббревиатура от понятия Модулярная Объектно-Ориентированная Динамическая Обучающая Среда, которая наиболее полезна для программистов и теоретиков. Это также может быть и глаголом, который означает процесс медленного прорываться сквозь дебри, изучения чего-либо по мере его появления, исправление своих ошибок, которое впоследствии ведет к развитию интуиции, сообразительности и творческих способностей. По существу обе эти трактовки подходят, учитывая то, как разрабатывался этот проект и то, что учителя и студенты смотрят на вопрос он-лайн образования по-разному. Все, кто используют проект Moodle(Мудл) – Moodlers (Мудлеры).

Moodle (Мудл) может быть установлен на любом компьютере, поддерживающем PHP, а также базы данных типа SQL (например, MySQL).

Философия

Дизайн и разработка Moodle направляются особой философией обучения, на которую можно вкратце назвать "педагогика социального конструкционизма" (social constructionist pedagogy). Некоторые из вас, возможно, уже подумали: "очередная бессмыслица про образование из области разработки программного обеспечения" и потянулись к мышке, но пожалуйста, прочитайте - это может пригодится!
Эта страница пытается объяснить в простых словах что же эта фраза обозначает, разворачивая её смысл в "Четырёх основных концепциях". Имейте ввиду, что каждая из них основана на итогах огромного количества разнообразнейших исследований, и если вы уже сталкивались с некоторыми из них, они могут показаться очевидными.
Однако, если эти концепции для вас являются новыми, они могут оказаться сложны для понимания с первого прочтения. Всё, что я могу сделать для вас - посоветовать читать их внимательно, соотнося читаемое со всем вашим опытом попыток изучать что-либо.

Конструктивизм

Люди "конструируют" для себя новые знания в процессе взаимодействия с окружающим миром.
Всё, что вы читаете, видите, слышите, ощущаете и трогаете, сравнивается с ранее полученным знанием. Если это как-то с вашим знанием соотносится, могут быть достроены новые фрагменты знания, которые и останутся с вами. Знание укрепляется, если его удаётся успешно применять и в других ситуациях. Вы не просто хранилище памяти, пассивно впитывающее информацию, и знание не может быть получено непосредственно чтением или прослушиванием.
Это не значит, что Вы не можете узнать что-либо, почитав веб-страницу или послушав лекцию. Конечно можете. Просто хочу подчеркнуть, что при обучении имеет место больше интерпретация, нежели простая передача информации от одного мозга к другому.

Конструкционизм

Конструкционизм утверждает, что обучение особенно эффективно, когда учащийся в процессе обучения формирует что-то для других. Это может быть что угодно, от высказывания утверждения или написания сообщения в до более комплексных произведений, таких как картина, дом или пакет программ.
Например, вы можете прочесть эту страницу несколько раз, и всё равно на завтра ничего не помнить. Но если вы попытаетесь объяснить эти идеи кому-нибудь другому своими словами или изготовить слайд-презентацию, объясняющую эти концепции, могу гарантировать, Вы лучше поймёте их и лучше интегрируете в свои собственные идеи. Вот почему люди делают конспекты во время лекций, даже если никогда не читают их потом.

Социальный конструктивизм

Это понятие расширяет вышепредставленные идеи до группы, члены которой формируют что-то для других, работая совместно, и создавая тем самым "малую культуру" разделяемых участниками группы предметов и смыслов. Когда кто-то погружается в подобную культуру, он попадает в непрерывный и многоплановый процесс обучения тому, как "быть" в этой культуре.
Возьмём в качестве простого примера такой объект, как чашка. Этот предмет может использоваться для тысячи разных целей, но его форма сама по себе уже даёт некоторого рода "знание" об удержании жидкостей. Более сложный пример – онлайн-курс. Здесь не только "формы" инструментария указывают на то, как должен работать такой курс, но и тексты, созданные группой, и сама происходящая деятельность, в целом будут помогать формированию того, как каждый участник курса действует внутри группы.

Вовлечённое и отвлечённое

Эта концепция - чуть более глубокое исследование мотивации поведения участников в дискуссиях. "Отвлечённое" поведение – это когда кто-то старается оставаться "объективным" и "опираться на факты". Он имеет склонность защищать собственные соображения, используя логику для нахождения слабых мест в суждениях оппонента. "Вовлечённое" поведение представляет собой более эмоциональный подход, допускающий субъективность. При этом человек старается слушать и задавать вопросы для понимания других точек зрения. "Сконструированное" поведение – это когда человек способен использовать оба подхода, и выберает какой-либо из них в зависимости от текущей ситуации.
В целом, здоровое количество вовлечённого поведения внутри сообщества учащихся – это мощный стимул обучению, поскольку оно не только объединяет людей, но способствует возникновению более глубоких реакций и переоценке ранее сформировавшихся убеждений.

Заключение

Обдумывание этих вопросов поможет вам больше обращать внимание на то, какой опыт мог бы быть полезен для учебы с точки зрения учащегося, и меньше зацикливаться на обычной публикации материалов, которыми ученики должны овладеть, и последующим проставлении оценок. Также это поможет вам понять, как каждый участник курса может быть столь же учителем, сколь и учащимся. Как учитель, вы сможете перестать быть просто "источником знаний" и превратитесь во вдохновителя, ролевую модель культуры класса, связываясь с учащимися в индивидуальном порядке и работая с их личными потребностями, одновременно с этим направляя дискуссии и деятельность всей группы учащихся к достижению ваших общих учебных целей.
Безусловно, Moodle не навязывает такой тип поведения, но всё же именно этот тип поведения Moodle поддерживает лучше всего. Это то, на что Moodle нацелен. В будущем, по мере стабилизации технической инфраструктуры Moodle, дальнейшие нововведения в области "педагогической поддержки" станут основным направлением в развитии системы Moodle.

  • Официальный сайт: www.moodle.org
  • Поддержка: IMS/SCORM спецификаций
  • Платформа: PHP, MySQL, PostgreSQL
  • Лицензия: GNU General Public License (GPL), прочитать можно
  • Поддержка русского языка: есть
  • Ссылка для скачивания: Moodle

Вместе с тем система Moodle оказалась уязвим для взлома.

Уязвимые версии: Moodle 2.0.10, возможно более ранние версии.
Moodle 2.1.7, возможно более ранние версии.
Moodle 2.2.4, возможно более ранние версии.
Moodle 2.3.1, возможно более ранние версии.

Описание:
Уязвимость позволяет удаленному пользователю выполнить произвольные SQL команды в базе данных приложения:

1. Уязвимость существует из-за того, что приложение не правильно проверяет ссылки. Удаленный пользователь может обойти ограничения размеров файла.

2. Уязвимость существует из-за ошибки при проверке возможности кэшировать пользователей в функции "is_enrolled()" в файле lib/accesslib.php. Удаленный пользователь может обойти некоторые ограничения безопасности.

3. Уязвимость существует из-за недостаточной обработки входных данных в модуле LTI (External tool). Удаленный пользователь может с помощью специально сформированного запроса выполнить произвольный код сценария в браузере жертвы в контексте безопасности уязвимого сайта.

4. Уязвимость существует из-за того, что приложение не ограничивает доступ к файлам, встроенным, к примеру, в HTML-блок. Удаленный пользователь может получить доступ к защищенным файлам.

5. Уязвимость существует из-за ошибки при обработке публикаций Q&A форума через RSS каналы. Удаленный пользователь может раскрыть информацию с ограниченным доступом.

6. Уязвимость существует из-за ошибки при проверке возможности подписки на . Удаленный пользователь может отписаться от форума, с установленной защитой от отписки.

7. Уязвимость существует из-за ошибки при обработке перенаправлений во время процесса входа в систему через LDAP. Удаленный пользователь может сделать переадресовать пользователя с HTTPS на HTTP протокол.

8. Уязвимость существует из-за недостаточной обработки входных данных в administration of cohorts. Удаленный пользователь может с помощью специально сформированного запроса выполнить произвольный код сценария в браузере жертвы в контексте безопасности уязвимого сайта.

9. Уязвимость существует из-за ошибки при обработке параметра "Restrict Access". Удаленный пользователь может раскрыть данные об активности закрытой группы.

10. Уязвимость существует из-за недостаточной обработки входных данных в модуле Feedback. Удаленный пользователь может с помощью специально сформированного запроса выполнить произвольные SQL команды в базе данных приложения.

Оставьте свой комментарий!