Никто не знает, как понимать этот старинный лозунг русских анархистов. Поэтому воспринимается он людьми чаще всего иронично, ассоциируется с беспорядками и насилием. Как его следует понимать?

Анархия по-гречески "безвластие", т.е. отсутствие в обществе централизованной насильственной власти. Это самоуправление во всех сферах жизни общества, при котором достигается максимально возможная степень свободы для каждого народа, территории, коллектива, для каждой отдельной личности. Анархия — это невозможность расширения прав одной личности за счет другой. В отличие от демократии, принципом которой, является подчинение меньшинства большинству, выявляемое путем голосования, анархия предоставляет любому меньшинству жить так, как вздумается, если оно при этом не ущемляет свободу других. Поэтому лозунг "Анархия — мать порядка" означает, что анархия должна стать матерью будущего общественного порядка. Порядок будет основываться не на принудительном подчинении всех и каждого единой насильственной власти, а на добровольных взаимовыгодных соглашениях между отдельными лицами и группами на принципе добровольной кооперации всех членов общества, при которой возникающие конфликты решаются третейским судом.

Стать анархистом - значит признать себя достаточно разумным и свободным человеком и руководствоваться в жизни своим разумением, своим пониманием добра и зла, а не навязанными сверху законами государства.

Анархист относится к законам без благоговения, потому что считает, что закон в лучшем случае закрепляет ту или иную омертвевшую форму жизни и мешает ей, потому что живая жизнь развивается дальше.

Два противоречивых принципа сталкиваются в человеческом обществе: принцип власти одного человека над другим и принцип независимости, свободы каждого человека. Совершенно последовательно эти принципы воплощаются в двух взаимоисключающих состояниях общества: на абсолютном принципе свободы основывается анархия, а на принципе жестокого подчинения власти — тоталитаризм.

Понятия "свобода" и "демократия" часто сливаются в массовом сознании. На самом деле демократия основывается на том же принципе принудительного подчинения большинства (народа) меньшинству (законодателям-депутатам и чиновникам-исполнителям), история показывает, что в периоды кризисного развития лозунг диктатуры слишком часто выходил из толщи народных масс. Идея же безвластия, анархии — продукт высокоразвитого сознания. И современные анархисты, разумеется, отдают себе отчет в том, что сегодня их общественный идеал в реальную жизнь воплотиться не может.

Все политические движения имеют принципы, в сторону которых стараются смещать общество. Политик-реалист, без фанатической приверженности принципу свободы, руководствуясь только сиюминутной выгодой, не учитывает отдаленных вредных последствий насилия над естественной общественной жизнью. А последствия эти почти всегда перевешивают всю пользу принимаемых им законов.

Работать на анархию нужно не только для того, чтобы иметь инструмент воздействия на парламентских политиканов, но и потому, что в обществе идет ожесточенная война утопий - тех созданных воображением проектов, которые не осуществимы сегодня, но станут реальностью завтрашнего дня.

А значит, анархистская утопия в демократическом обществе нужна, чтобы противостоять утопии тоталитарной в ее красном или коричневом вариантах. И агрессивно вытеснять демократию.

Никто не знает, как понимать этот старинный лозунг русских анархистов. Поэтому воспринимается он людьми чаще всего иронично, ассоциируется с беспорядками и насилием. Как его следует понимать?

Анархия по-гречески "безвластие", т.е. отсутствие в обществе централизованной насильственной власти. Это самоуправление во всех сферах жизни общества, при котором достигается максимально возможная степень свободы для каждого народа, территории, коллектива, для каждой отдельной личности. Анархия — это невозможность расширения прав одной личности за счет другой. В отличие от демократии, принципом которой, является подчинение меньшинства большинству, выявляемое путем голосования, анархия предоставляет любому меньшинству жить так, как вздумается, если оно при этом не ущемляет свободу других. Поэтому лозунг "Анархия — мать порядка" означает, что анархия должна стать матерью будущего общественного порядка. Порядок будет основываться не на принудительном подчинении всех и каждого единой насильственной власти, а на добровольных взаимовыгодных соглашениях между отдельными лицами и группами на принципе добровольной кооперации всех членов общества, при которой возникающие конфликты решаются третейским судом.

Стать анархистом – значит признать себя достаточно разумным и свободным человеком и руководствоваться в жизни своим разумением, своим пониманием добра и зла, а не навязанными сверху законами государства.

Анархист относится к законам без благоговения, потому что считает, что закон в лучшем случае закрепляет ту или иную омертвевшую форму жизни и мешает ей, потому что живая жизнь развивается дальше.

Два противоречивых принципа сталкиваются в человеческом обществе: принцип власти одного человека над другим и принцип независимости, свободы каждого человека. Совершенно последовательно эти принципы воплощаются в двух взаимоисключающих состояниях общества: на абсолютном принципе свободы основывается анархия, а на принципе жестокого подчинения власти — тоталитаризм.

Понятия "свобода" и "демократия" часто сливаются в массовом сознании. На самом деле демократия основывается на том же принципе принудительного подчинения большинства (народа) меньшинству (законодателям-депутатам и чиновникам-исполнителям), история показывает, что в периоды кризисного развития лозунг диктатуры слишком часто выходил из толщи народных масс. Идея же безвластия, анархии — продукт высокоразвитого сознания. И современные анархисты, разумеется, отдают себе отчет в том, что сегодня их общественный идеал в реальную жизнь воплотиться не может.

Все политические движения имеют принципы, в сторону которых стараются смещать общество. Политик-реалист, без фанатической приверженности принципу свободы, руководствуясь только сиюминутной выгодой, не учитывает отдаленных вредных последствий насилия над естественной общественной жизнью. А последствия эти почти всегда перевешивают всю пользу принимаемых им законов.

Работать на анархию нужно не только для того, чтобы иметь инструмент воздействия на парламентских политиканов, но и потому, что в обществе идет ожесточенная война утопий – тех созданных воображением проектов, которые не осуществимы сегодня, но станут реальностью завтрашнего дня.

А значит, анархистская утопия в демократическом обществе нужна, чтобы противостоять утопии тоталитарной в ее красном или коричневом вариантах. И агрессивно вытеснять демократию.

Нестор Махно (в центре) вместе со своими полевыми командирами.
Справа - матрос Ф. Щусь.

Личность Нестора Махно выбивается из галереи других персонажей Гражданской войны как символ безудержного разгула и ухарства; той самой пресловутой "воли", в которой господствует право сильного, а жизнь и собственность мирного обывателя могут быть перечеркнуты выстрелом
из обреза или взмахом шашки...

Известный анархист, герой Гражданской войны Нестор Махно был крайне противоречивым человеком.
Можно сказать, что реальный "Батька атаман" - это тип очень нервного человека, сжигаемого
внутренним пламенем и мечтающего осчастливить человечество.
И недаром местом своей анархической утопии он выбрал село с эффектным, как лозунг,
названием - Гуляйполе...
На февраль 1917 года, когда революционные толпы с ревом распахивали камеры Бутырской тюрьмы,
в послужном списке одного из освобожденных узников, 29-летнего Нестора Махно, значились несколько экспроприации и покушение на полицейских. В придачу - туберкулез легких и сравнительно неплохой багаж знаний, полученных в тюремных университетах.

Комдив Павел Дыбенко, нарком первого правительства Ленина и Нестор Махно.
Прекрасный оратор балтийский матрос Дыбенко умел находить общий язык с анархистами.
Именно он сумел уговорить Махно вступить со своими людьми в Красную армию...

Для провинциального Гуляйполя такая биография выглядела впечатляюще, и, вернувшись в родное село, Нестор Иванович стал одним из руководителей местного совета.
Известность его постепенно росла, поскольку в отличие от многих других политиков он оказался не только хорошим оратором, но и лихим воякой, что выяснилось в боях против националистической украинской Центральной Рады и поддерживавших ее австро-германцев.
Соответственно, определилась и его политическая ориентация: против монархистов, капиталистов, националистов.
За кого же? За крестьянина!
В советской же власти Махно видел союзника, тем более что разглядеть все ее "прелести"
с оккупированной немцами Украины было не так просто.
Отведя свои потрепанные в боях отряды на территорию РСФСР, Нестор Иванович в мае-июне 1918 года съездил в Москву, где пообщался с Лениным, Троцким, Свердловым.
Но судьбу свою он решил связать не с большевиками, а с их тогдашними попутчиками анархистами.
Во всяком случае, именно это учение, по его мнению, в наибольшей степени отвечало крестьянским чаяниям.
Отец русского анархизма Петр Кропоткин, правда, не уделил провинциальному визитеру особого внимания. Зато самый авторитетный из действующих лидеров - знаменитый анархист Петр Аршинов - знал Нестора еще по Бутырской тюрьме и вскоре присоединился к нему в Гуляйполе.
В июле Махно снова оказался в родных местах, где объединил свой отряд с отрядом бывшего моряка Феодосия Щуся.
Игра по-крупному началась в ноябре 1918 года, когда после окончания Первой мировой войны немцы начали уходить с Украины.
Заняв Гуляйполе, Батька устроил там самостоятельную республику.
Среди бурлящей Украины Гуляйполе выглядело островком стабильности.
В селе налаживалась хозяйственная жизнь, функционировали госпиталь, школа, оказывалась помощь малоимущим, причем не в форме раздачи подарков, а целенаправленно и систематически.
Так что лозунг "Анархия - мать порядка" воспринимался здесь без всякой иронии.
Но почему же именно на Украине анархистское движение достигло такого подъема?
Вообще-то, нормальный классический анархизм не означает грабежей и вседозволенности.
Речь идет о социально-экономическом строе, при котором люди самоорганизуются в рамках местных
общин и выстраивают отношения с другими общинами без вмешательства государства.
Проект хотя и трудноосуществимый, но более здравый, нежели пресловутый коммунизм, что, кстати, подтверждается и опытом многих развитых стран, где большинство вопросов спускаются на уровень местного самоуправления.
Гражданская война была, в сущности, счастливейшим временем для крестьян бывшей Российской империи, неожиданно обнаруживших, как легко и замечательно им живется без государства.
Землю от советской власти они получили, от помещиков избавились, налогов же зачастую не платили, поскольку государство де-факто отсутствовало.
Зато когда оно появлялось в лице белых, сразу же заходила речь о возврате отобранных у помещиков земель; в лице красных -приходилось платить продразверстку. Тут-то и явился Махно с анархистской альтернативой.
Конечно, при необходимости выбирать из двух зол своим революционным сердцем Батька тянулся к красным.
В феврале 1919 года его войско даже влилось на правах бригады в 1-ю Заднепровскую дивизию знаменитого матроса Павла Дыбенко.
Другой бригадой в той же дивизии командовал Николай Григорьев, поднявший в мае 1919 года мятеж против советской власти.
Сам Махно в большевиках тоже начал разочаровываться, но его - идейного интернационалиста и борца
с капиталистами - раздражали в «коллеге» ориентация на кулаков и ненависть к евреям.
Последней же каплей стало известие о попытке Григорьева установить контакт с Деникиным.

Махно вместе с дочкой в Париже.

Так что, когда разгромленный атаман приехал к нему, чтобы излить душу, батька не стал церемониться. Беседа по душам закончилась дракой со стрельбой, в ходе которой помощник Махно Чубенко застрелил Григорьева, а сам Нестор Иванович убил григорьевского телохранителя.
Забавно, но уже через пару недель "за неподчинение командованию" Троцкий объявил Махно вне закона.
В ответ тот послал телеграмму Ленину, где заверил в своей преданности революционному делу.
И эта преданность действительно подтверждалась делами.
В период осеннего натиска белых на Москву именно удары махновцев по их тылу сбили темп наступления.
Осенью 1920 года Нестор Иванович заключил с большевиками союз о совместной борьбе с Врангелем. Вероятно, за совершенный в марте 1919 года рейд на Мариуполь Нестор Махно получил первый орден Советской республики - Боевого Красного Знамени за №4. Однако затем, после ссоры с Батькой, информацию об этом награждении уничтожили, переписав №4 на одного из красных латышей -
Яна Фабрициуса.
Сам батька остался в Гуляйполе, но несколько его отрядов под командованием Семена Каретника приняли участие в захвате Крыма.
Правда, как только "мавр сделал свое дело", Каретника и других командиров расстреляли, и лишь отдельные группы махновцев смогли прорваться в Гуляйполе, где поведали о большевистском коварстве.
С этого момента (ноябрь 1920 года) начался последний этап в истории махновщины...

Знамя махновцев и деньги "махновки", которые свободно ходили в Гуляйполе.

Батька оказался не по зубам даже таким лихим кавалеристам, как Буденный, Примаков,
Котовский.
Один раз в руки махновцев едва не попал сам командующий большевистскими войсками
Украины Михаил Фрунзе.
Менее удачливым оказался комдив Александр Пархоменко.
В финале посвященного ему советского фильма он, словно рыцарь Баярд, в одиночку рубился
с десятком противников.

Действительность выглядела менее романтично.
Пархоменко по ошибке заехал на штабном автомобиле в неприятельское расположение и,
вероятно, даже не погиб в бою, а был расстрелян.
Однако при всем полководческом таланте Махно шансов у него не было.
Во многом причины поражения крылись в идеологии самого анархизма.
Храбро сражаясь за свой хутор, село, деревню, крестьяне не были готовы идти дальше
ближайшего губернского центра.
Так что постоянный костяк махновской армии составляли сорвиголовы и перекатиполе
из числа лиц с криминальным прошлым или революционных братишек.
В их исполнении лозунг "Анархия - мать порядка!" звучал все более издевательски.
Зато советская власть отказалась от «военного коммунизма», предложив крестьянам вполне
внятную новую экономическую политику.
Так что и в политическом, и в военном отношении Махно обкладывали, словно волка.
Но Батька все же сумел вырваться из ловушки и 28 августа 1921 года с 78 спутниками
перешел границу в районе Ямполя.
Затем были румынский лагерь для интернированных, тюрьма в Польше, неудачная попытка
похищения чекистами и скудная эмигрантская жизнь в Париже.
Жена, Галина Кузьменко, вернулась в СССР, прошла через лагеря и скончалась в 1972 году.
Сам Батька умер в 1934 году.
Урна с его прахом была захоронена на революционном кладбище Пер-Лашез в ячейке
под номером 6685.

Казалось, он умер неудачником, но именно в этот период идеи анархизма внезапно
оживились в Испании, где в период гражданской войны одной из республиканских бригад
было присвоено имя Махно.
Сегодня анархисты фигурируют в первых рядах борцов против капитализма, глобализма,
империализма.
Так что дело Нестора Ивановича пусть и не побеждает, но и не умирает.

Вначале попробую ответить на вопрос:
Откуда появились в девяностых годах бандиты?

В СССР бандитов не было. Они, конечно же, появлялись в какие-то сложные моменты истории, но рядом со словом бандит всегда стояли слова «высшая мера наказания - расстрел». Особо опасные банды просто ликвидировали, в тюрьму попадали разные второстепенные связанные с бандой люди. Бандиты если и сидели в тюрьме, то только до суда, а потом расстрела. На этом история банды и бандитов заканчивалась.

Когда разрешили кооперативы, довольно долго никаких бандитов не было. Потом разрешили свободную торговлю. Опять тихо. А потом вдруг посыпались сообщения как из рога изобилия: там кого-то убили, там ограбили, там вынесли магазин. Все вдруг узнали, что есть такие иностранные слова: «рэкет», «рэкетир». В СМИ была озвучена сентенция, что раз теперь есть богатые, то должны быть и бандиты. Вспомнили русскую пословицу: «На то и щука, чтобы карась не дремал».

Мне думается, криминал некоторое время выжидал, присматривался, как себя будет вести государство. Быть бандитом, значит потенциальным покойником, никто не хотел. Но быстро пришло понимание - делай что хочешь, за это ничего не будет. Тех, кто с молодости прошел тюремные университеты, тюрьмой напугать сложно. С этого момента начался взрывной рост преступлений против бизнеса. Почти каждый день по телевизору показывали взорванные машины, убитых на пороге своего дома предпринимателей.

Милиция с таким потоком преступлений просто не справлялась. Если в советское время милиция всей области бросала все наличные силы на раскрытие одного убийства, то теперь в разработке у одного оперативника были десятки серьезных преступлений. Положение милиции в то время достаточно точно показано в первых сериях сериала «Улицы разбитых фонарей», в первых сериях сериала «Ментовские войны». Потом авторы этих сериалов, на успехе первых серий, стали снимать откровенную фантастику, мало что имеющую с реальной жизнью.

Куда делись бандиты девяностых?

А не куда они не делись, их просто сейчас не видно, в глаза не бросаются, но они есть. Как пел Владимир Высоцкий: «Ответит он: «Не верь молве - их там не больше, чем в Москве!»

К началу двухтысячных все былое имущество СССР было поделено, все устаканилось и успокоилось. Бывшие бандитские авторитеты стали успешными бизнесменами. Часть криминального бизнеса была легализована государством, стала просто бизнесом. Тех, кого в девяностые называли бандитами, теперь такие же, как и все предприниматели. Бывшие рэкетиры открыли частные охранные предприятия*. Бандиты, дававшие деньги в долг, а потом ставившие неосмотрительно взявшего у них деньги предпринимателя на счетчик, возглавили микрофинансовые кредитные организации, где по-прежнему выдают кредиты под 1000% годовых. Бандиты, выбивавшие долги с должников, возглавили коллекторские агентства (поэтому у них и методы такие - бандитские). Ну а с маргиналами, не вписавшимися в рынок, успешно борется полиция.

* В девяностые годы частные охранные предприятия в России стали делиться (не официально конечно) на два вида: милицейские и бандитские. Милицейские ЧОПы открывали бывшие сотрудники спецслужб. Бандитские открывали, конечно же, не сами бандиты, но напрямую с ними связанные люди, которых нередко называют «оборотни в погонах», ну и «оборотни без погон».

Продолжение этой темы смотрите здесь.

– рассказывает ветеран антитеррористического подразделения под ником HARD (molonlabe ), известный также в социальных сетях как “Ингуш”:

Откуда дровишки? Из леса, вестимо…

Я обещал рассказать откуда у бандитов берется оружие и боеприпасы. Ну, вот рассказываю. Во-первых, это, конечно, заначки со времени боевых действий в Чечне. Там целые арсеналы расползались по всей территории . Цена автомата была смехотворной – предложение превышало спрос в разы. Для местных жителей хранение оружия не воспринимается как преступление (хотя соответствующая статься УК РФ предполагает достаточно суровое наказание). Излишки наиболее продуманные пассажиры ныкали в схроны. Этим оружием бандиты пользуются до сих пор. Опознать его легко – оно обычно выглядит довольно обветшало. Примерно, как у типа в центре.
Все, кто служил срочную службу и ходил в караул по охране складов с оружием и боеприпасами, прекрасно знают насколько суровы там порядки насчет курения в частности и вообще пожарной безопасности. Сгореть склад с оружием и боеприпасами может фактически только при стихийном бедствии. Что не мешает им гореть с какой-то подозрительной регулярностью. Странно, правда?
Ничего странного, если учесть, что очень часто изъятое оружия и боеприпасов приводят именно на такие склады. Если вообще куда-нибудь приводят. Потому что, как рассказывают следаки, в этой сфере без нечистой силы явно не обошлось.
С одного склада на другой отправилась машина с оружием и боеприпасами. Машина, перевозившая их, есть. Два склада есть, а оружия и боеприпасов нет. И как-то так начальник склада, который должен был принимать оружие, погиб при невыясненных обстоятельствах.
Например, пил-пил водочку, а потом шел-шел домой по морозу, устал, прилег отдохнуть, да так и замерз. И оружие, которое должно было лежать на складе или должно было поступить туда, как вы думаете, оно где? Где, говорите? Нет, не в Мексике, что вы в самом деле… Вот оно:
Оружие, которого на складах, брошенных в Чечне, быть не могло, вы думаете, откуда у боевиков? Грантометы, которые у боевиков, они же не все выпущены в 90-х годах, правда?
Сколько министров обороны сменилось с 1995 года, например?А сколько министров обороны при своем назначении инициировали масштабные ревизии на складах?
Почему до сих пор имеет место хранение оружия и боеприпасов на одном складе, как вы считаете?

Правильно – оружие не может сгореть дотла, но если что-то начало взрываться, то совсем другое дело…

Третий путь поставок – Грузия, Абхазия, Южная Осетия. Там ведь граница не так, чтобы совсем уж на замке, если говорить по чесноку.

Кто хочет, тот лазейку найдет. Горы намертво не перекроешь. И вот оно – новенькое оружие уже в руках бандитов:

А в 90-е годы какая анархия творилась с оружием на просторах бывших союзных республик – я вам словами передать не могу. Только, если матом.

Практически телемагазин на диване с экспресс-доставкой… Закажите и мы доставим вам эксклюзивный контрабандный товар…

Остальное (нападение на арсеналы и т.д.) не настолько глобальное явление. Такая же ситуация и с боеприпасами. Однако с небольшим дополнением – взрывные устройства они бодяжат сами из легальных компонентов, ну и извлекают взрывчатое вещество из неразорвавшихся боеприпасов, вот как эти два мундюка:

И в заключение. Кто-то тут в камментах сомнения высказывал насчет бледности лесных. Типа, я вру, все они загорелые мачо))))

Ну вот пример того, как они выглядят:

Сильно загорелые?

Оружием, боеприпасами и взрывчатыми веществами, изъятыми у бандитов, ну, скажем, за последние пять лет, можно было бы вооружить дивизию. Легко.

Но ничто на земле не проходит бесследно (с). В последне время все чаще обнаруживаем у бандитов травматы, переделанные под стрельбу боевыми, все больше жалоб у сдавшихся бойков на нехватку оружия. Разроружение и демилитаризация “невиновных мирных жителей” дает результаты….