Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Плоды этого растения полезные и вкусные и обладают прекрасным ароматом.

2) Стало нестерпимо душно и пришлось открыть все окна.

4) Изучение роста необычных кристаллов имеет и теоретическое и практическое и общенаучное значение.

5) Древние испанские мастера при строительстве замков применяли либо каменную либо кирпичную кладку.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание.

1) Плоды этого растения полезные и вкусные и обладают прекрасным ароматом. Два ряда однородных.

2) Стало нестерпимо душно, и пришлось открыть все окна.

3) Из окна были видны стволы вишен да кусочек аллеи.

4) Изучение роста необычных кристаллов имеет и теоретическое, и практическое, и общенаучное значение.

5) Древние испанские мастера при строительстве замков применяли либо каменную, либо кирпичную кладку.

Одна запятая необходима:

в 5-м предложении: его однородные члены соединены повторяющимся союзом либо

во 2-м предложении: оно сложносочиненное, содержит две предикативные части, которые не имеют общего второстепенного члена предложения или вводного слова и не имеют общей придаточной части. Перед союзом И нужна запятая.

Правильный ответ указан под номером 2 и 5.

Ответ: 25|52

Актуальность: 2016-2017

Сложность: обычная

Раздел кодификатора: Знаки препинания в ССП и предложении с однородными членами

Правило: Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами. Задание 16., Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами. Задание 16.

Цель

Условные обозначения:

ОЧ - однородные члены.

Например:

рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл ; два дополнения, порывы и стоны .

Обратите внимание :

Общая схема : О , О , О .

Пример : жёлтые, зелёные, красные яблоки.

Общая схема : О и/да/либо/или О .

Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые и красные яблоки.

Пример 2 : .

Пример 3

Пример 4

Общая схема : О , О и О .

Пример : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные и красные яблоки.

И

И

Общая схема : О , и О , и О .

Общая схема : и О , и О , иО .

Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Пример 2 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны яблоки.

Более сложные примеры :

Пример 3 :

Пример 4 :

Пример 5 : Дома, и деревья, и тротуары были укры­ты снегом

Обратите внимание :

Рассмотрим примеры.

Пример 1 : дети и взрос­лые и чи­та­ли вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые ; собирались и читали

Пример 2: пе­ре­чи­ты­вать пись­мо и пи­сать ответ.

Схема: О , а/но/да О

Пример 1:

Пример 2:

Пример 3: Мал золотник, да дорог .

Схема: О , илиО , или О

Пример 1:

Чем и другие.

Примеры: Я имею по­ру­че­ние как от судьи , так равно и от всех наших знакомых .

Грин был не только но был еще и очень тон­ким психологом .

Мама не то что сердилась , но все-таки была недовольна .

Туманы в Лон­до­не бы­ва­ют если не каждый день , то через день непременно.

Он был не столько расстроен , сколько

Пример1: .

Пример 2:

Пример 3:

А снег шёл и шёл.

Если в пред­ло­же­нии есть не­од­но­род­ные определения

Пример:

без­лич­ной частью , со ска­зу­е­мым в . Например:

[О Сказ и О Сказ].

Листья багряные, золотые

общего второстепенного члена .

Пример 1 : .

через год

только на­ча­ло предложения

Пример 2 : К вечеру ветер утих и начало подмораживать . Что произошло к вечеру ?

Теперь более слож­ный пример 1 : На окра­и­не города за­пя­тая поставлена

Пример 2 запятая ставится .


ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ И В ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ С ОД­НО­РОД­НЫ­МИ ЧЛЕНАМИ

В этом за­да­нии про­ве­ря­ют­ся зна­ния двух пунктограмм:

1. Запятые в про­стом пред­ло­же­нии с од­но­род­ны­ми членами.

2. Запятые в сложносочинённом предложении, части ко­то­ро­го со­еди­ня­ют со­чи­ни­тель­ные союзы, в частности, союз И.

Цель : найти ДВА предложения, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ПО ОДНОЙ за­пя­той в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно ука­зывать но­ме­ра тех предложений, где была ПО­СТАВ­ЛЕ­НА пропущенная запятая, так как бы­ва­ют такие случаи, что в пред­ло­же­нии уже есть запятая, например, при де­е­при­част­ном обороте. Её мы не считаем.

Не сле­ду­ет искать за­пя­тые при раз­лич­ных оборотах, ввод­ных словах и в СПП: по спе­ци­фи­ка­ции в дан­ном задании про­ве­ря­ют­ся лишь три ука­зан­ные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены

Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34.

Условные обозначения:

ОЧ - однородные члены.

ССП - сложносочинённое предложение.

Алгоритм выполнения задания должен быть таким:

1. Определяем количество основ.

2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.

3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2).

Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.

15.1 ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ ПРИ ОД­НО­РОД­НЫХ ЧЛЕНАХ

Однородные члены пред­ло­же­ния - это такие члены, ко­то­рые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния (как главные, так второстепенные) всегда соединёны со­чи­ни­тель­ной связью, с союзом или без него.

Например: В «Детских годах Багрова–внука» С. Ак­са­ков с под­лин­но по­э­ти­че­ским во­оду­шев­ле­ни­ем опи­сы­ва­ет и летние , и зим­ние кар­ти­ны рус­ской природы.

В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения.

В одном пред­ло­же­нии может быть не­сколь­ко рядов од­но­род­ных членов. Так, в предложении Вскоре уда­рил тяжёлый ли­вень и по­крыл шумом дож­де­вых по­то­ков и по­ры­вы ветра, и стоны сос­но­во­го бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл ; два дополнения, порывы и стоны .

Обратите внимание : в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.

Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых.

15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.

Общая схема : О , О , О .

Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.

Пример : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные, красные яблоки.

15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ

Общая схема : О и/да/либо/или О .

Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.

Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые и красные яблоки.

Пример 2 : Везде её встречали весело и дружелюбно .

Пример 3 : Только ты да я останемся жить в этом доме.

Пример 4 : Я приготовлю рис с овощами либо плов .

15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.

Общая схема : О , О и О .

Правило: Если по­след­ний однородный член при­со­еди­ня­ет­ся со­ю­зом и, то за­пя­тая перед ним не ставится.

Пример : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные и красные яблоки.

15.1.4. Од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды

Правило: При раз­лич­ных ком­би­на­ци­ях со­юз­но­го (пункт 15.1.2) и бес­со­юз­но­го (пункт 15.1.1) со­че­та­ния од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния со­блю­да­ет­ся правило: если од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды, то за­пя­тая ста­вит­ся между всеми од­но­род­ны­ми членами

Общая схема : О , и О , и О .

Общая схема : и О , и О , иО .

Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Пример 2 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Более сложные примеры :

Пример 3 : От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи - от всего по­бе­жа­ли да­ле­ко длин­ные тени.

Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ.

Пример 4 : Было груст­но и в ве­сен­нем воздухе , и на тем­нев­шем небе , и в вагоне . Три союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

Пример 5 : Дома, и деревья, и тротуары были укры­ты снегом . Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

Обратите внимание, после последнего ОЧ нет запятой , ибо это не между ОЧ, а после него.

Именно эта схема часто вос­при­ни­ма­ет­ся за оши­боч­ную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.

Обратите внимание : данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.

Рассмотрим примеры.

Пример 1 : По ве­че­рам за сто­лом со­би­ра­лись дети и взрос­лые и чи­та­ли вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые ; собирались и читали . Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2.

Пример 2: Ве­че­ром Вадим ушёл в свою ком­на­ту и сел пе­ре­чи­ты­вать пись­мо и пи­сать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать.

15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)

Схема: О , а/но/да О

Правило: При на­ли­чии союза А, НО, ДА(=но) за­пя­тые ставятся.

Пример 1: Ученик пишет быстро , но неаккуратно .

Пример 2: Малыш уже не хныкал , а плакал навзрыд.

Пример 3: Мал золотник, да дорог .

15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ

Схема: О , илиО , или О

Правило: при двукратном по­вто­ре­нии дру­гих со­ю­зов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ста­вит­ся всегда:

Пример 1: А ста­рик расхаживал по ком­на­те и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.

Обратите внимание, что в предложении имеются также од­но­род­ные об­сто­я­тель­ства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины.

После сказуемого «расхаживал» за­пя­той нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4)

15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.

Правило: При двой­ных со­ю­зах запятая ста­вит­ся перед вто­рой его частью. Это союзы как... так и; не только... но и; не столько... сколько; насколько... настолько; хотя и... но; если не... то; не то что... но; не то чтобы... а; не толь­ко не, а, скорее... чем и другие.

Примеры: Я имею по­ру­че­ние как от судьи , так равно и от всех наших знакомых .

Грин был не только ве­ли­ко­леп­ным пейзажистом и мастером сюжета, но был еще и очень тон­ким психологом .

Мама не то что сердилась , но все-таки была недовольна .

Туманы в Лон­до­не бы­ва­ют если не каждый день , то через день непременно.

Он был не столько расстроен , сколько удивлен сло­жив­шей­ся ситуацией.

Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при вы­пол­не­нии за­да­ния 7 (тип «ошибка на од­но­род­ные члены») мы уже встре­ча­лись с этими союзами.

15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарно

Общая схема: Схема: О и О , О и О

Правило: При по­пар­ном объ­еди­не­нии вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния за­пя­тая ста­вит­ся между па­ра­ми (союз И дей­ству­ет локально, толь­ко внут­ри групп):

Пример1: Аллеи, за­са­жен­ные сиренями и липами , вязами и тополями , вели к де­ре­вян­ной эстраде .

Пример 2: Песни были разные: про радость и горе , день прошедший и день грядущий .

Пример 3: Книги по гео­гра­фии и ту­рист­ские справочники , друзья и слу­чай­ные знакомые твер­ди­ли нам, что Ро­по­та­мо – один из самых кра­си­вых и диких угол­ков Болгарии.

15.1.9.Не яв­ля­ют­ся однородными, по­это­му не вы­де­ля­ют­ся запятыми:

Ряд повторов, име­ю­щих усилительный от­те­нок - это не од­но­род­ные члены.

А снег шёл и шёл.

Простые осложнённые ска­зу­е­мые также не яв­ля­ют­ся однородными

Сказал так сказал, пойду проверю.

Фразеологизмы с по­вто­ря­ю­щи­ми­ся союзами не яв­ля­ют­ся однородными чле­на­ми

Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь

Если в пред­ло­же­нии есть не­од­но­род­ные определения , ко­то­рые стоят перед по­яс­ня­е­мым словом и ха­рак­те­ри­зу­ют один пред­мет с раз­ных сторон, между ними нель­зя вставить союз и.

Из глу­би­ны цветка не­ожи­дан­но поднялся сон­ный золотистый шмель.

15.2. ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Сложносочиненными на­зы­ва­ют­ся сложные предложения, в ко­то­рых простые пред­ло­же­ния равноправны по смыс­лу и свя­за­ны сочинительными союзами. Части слож­но­со­чи­нен­но­го предложения не за­ви­сят друг от друга и со­став­ля­ют одно смыс­ло­вое целое.

Пример: Три раза зи­мо­вал он в Мир­ном, и каж­дый раз воз­вра­ще­ние домой ка­за­лось ему пре­де­лом че­ло­ве­че­ско­го сча­стья.

В за­ви­си­мо­сти от вида со­чи­ни­тель­но­го союза, ко­то­рый связывает части предложения, все слож­но­со­чи­нен­ные предложения (ССП) де­лят­ся на три ос­нов­ных разряда:

1) ССП с со­еди­ни­тель­ны­ми союзами (и; да в зна­че­нии и; ни..., ни; тоже; также; не толь­ко..., но и; как..., так и);

2) ССП с раз­де­ли­тель­ны­ми союзами (то..., то; не то..., не то; или; либо; то ли..., то ли);

3) ССП с про­ти­ви­тель­ны­ми союзами (а, но, да в зна­че­нии но, однако, зато, но зато, только, же).

15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.

Запятая между ча­стя­ми сложного пред­ло­же­ния ста­вит­ся по ос­нов­но­му правилу, то есть ВСЕГДА, за исключением осо­бых условиях , ко­то­рые ограничивают дей­ствие этого правила. Об этих условиях сказано во второй части правила. В любом случае, чтобы определить, яв­ля­ет­ся ли пред­ло­же­ние сложным, не­об­хо­ди­мо найти его грам­ма­ти­че­ские основы. Что нужно учи­ты­вать при этом:

а) Далеко не все­гда каждое про­стое предложение может иметь и подлежащее, и сказуемое. Так, ча­стот­ны предложения с одной без­лич­ной частью , со ска­зу­е­мым в неопределённо-личном предложении . Например: Много труда предстоит ему, и он это знал .

Схема: [предстоит ], и [он знал ].

В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места.

Схема: [позвонили ], и [никто не сдвинулся ].

б) Подлежащее может быть вы­ра­же­но местоимениями, как личными, так и дру­гих разрядов: Я вдруг услышал до боли зна­ко­мый голос, и это вернуло меня к жизни.

Схема: [Я услы­шал ], и [это вер­ну­ло ]. Не те­ряй­те местоимения в роли подлежащего, если оно дуб­ли­ру­ет подлежащее из пер­вой части! Это два предложения, у каж­до­го своя основа, например: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми гостями, и он не­мно­го удивился , уви­дев незнакомое ему лицо.

Схема: [Художник был знаком], и [он уди­вил­ся ]. Срав­ним с ана­ло­гич­ной конструкцией в про­стом предложении: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми го­стя­ми и не­мно­го удивился , уви­дев незнакомое ему лицо. [О Сказ и О Сказ].

в) Поскольку слож­ное предложение со­сто­ит из двух простых, то впол­не вероятно, что каж­дое из них может иметь од­но­род­ные члены в своём составе. За­пя­тые ставятся и по пра­ви­лу однородных членов, и по пра­ви­лу сложносочинённого предложения. Например: Листья багряные, золотые падали тихо на землю, и ветер кружил их в воз­ду­хе и подбрасывал . Схема пред­ло­же­ния: [Листья падали], и [ветер О Сказ и О Сказ ].

15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении

В школьном курсе русского языка единственным условием, при котором между частями сложного предложения не ставится запятая, есть наличие общего второстепенного члена .

Самое слож­ное для уча­щих­ся -это понять, есть ли общий вто­ро­сте­пен­ный член предложения , ко­то­рый даст право не ста­вить запятую между частями, или его нет. Общий- значит, от­но­ся­щий­ся одновременно и к пер­вой части, и ко второй. Если общий член есть -запятая между ча­стя­ми ССП не ставится . Если он есть, то во вто­рой части не может быть ана­ло­гич­но­го второстепенного члена , он толь­ко один, стоит в самом на­ча­ле предложения. Рас­смот­рим простые случаи:

Пример 1 : Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу .

Оба про­стых предложения в рав­ной мере могут пре­тен­до­вать на об­сто­я­тель­ство времени «через год». Что случилось через год ? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу.

Пе­ре­ста­нов­ка общего члена в конец пред­ло­же­ния меняет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смог­ла выйти на ра­бо­ту через год . И теперь этот второстепенный член уже не общий, а относится лишь ко второму простому предложению. По­это­му для нас так важно во-первых, место об­ще­го члена, только на­ча­ло предложения , а во вторых, общий смысл предложения.

Пример 2 : К вечеру ветер утих и начало подмораживать . Что произошло к вечеру ? Ветер утих. Начало подмораживать.

Теперь более слож­ный пример 1 : На окра­и­не города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была впол­не весенняя картина . В пред­ло­же­нии два обстоятельства, у каж­до­го простого- своё. Имен­но поэтому за­пя­тая поставлена . Общего второстепенного члена нет. Таким образом, на­ли­чие второго вто­ро­сте­пен­но­го члена та­ко­го же типа (места, времени, цели) во вто­ром предложении даёт право по­ста­вить запятую.

Пример 2 : К ночи температура у мамы поднялась ещё больше, и мы не спали всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится .

Необходимо отметить, что бы­ва­ют и дру­гие случаи, при ко­то­рых запятая не ста­вит­ся между ча­стя­ми сложносочинённого предложения. К ним от­но­сит­ся наличие об­ще­го вводного слова, общей при­да­точ­ной части, а также двух пред­ло­же­ний неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти слу­чаи не вклю­ча­лись в за­да­ния ЕГЭ, и в по­со­би­ях они не представлены и в школьном курсе не изучаются.

ПРАКТИКУМ ПО ОРФОГРАФИИ

§ 80. Правописание суффиксов и окончаний глаголов

В правописании глаголов основные трудности связаны с правильным выбором суффикса и окончания.

ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

Необходимо отличать неопределенную форму глаголов (инфинитив) от формы 3-го л. ед. ч. наст. и будущ. вр. Чтобы не ошибиться в написании этих форм, следует задать вопрос. Инфинитив отвечает на вопросы что делать? что сделать? (в этих формах Ь пишется ), формы 3-го л. отвечают на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают? (в этих формах Ь не пишется ). Сравните: Он (что делает?) занимается плаванием. Надо (что делать?) заниматься регулярно.

Упр. 110. Составьте словосочетания с глаголами.

Встретится - встретиться, освободится - освободиться, отразится - отразиться, вернутся - вернуться, веселит­ся - веселиться, садится - садиться, чистится - чиститься, беспокоится - беспокоиться, ссорится - ссорить­ся, проснутся - проснуться, познакомится - познакомиться.

Упр. 111. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Надо было торопит...ся. Километра через два д...лина вдруг стала сужива...ся. Начали попада...ся глинистые сланцы. Ширина д...лины то суживае...ся метров до ста, то расширяе...ся более чем на километр. Ответвления реки образуют такой лабиринт, в котором очень легко заблуди...ся, если не держа...ся главного русла. По хребту, поросш...му лесом, надо идти осторожно, надо часто останавлива...ся, осматрива...ся, иначе легко сби...ся с пути. (В. Арсеньев)

Суффиксы глаголов

В неопределенной форме глаголы чаще всего имеют такие суффиксы:
-а- (слышать, делать) ; -я- (сеять, лаять) ;
-е- (видеть, обидеть) ; -и- (нянчить, пилить) .
Запомните: 1) после гласных букв корня в инфинитиве никогда не пишется суффикс -е- . В этой позиции под ударением может быть только суффикс -я- или -и- (стоять, поить, доить). В безударном положении суффикс -я- пишется в глаголах веять, затеять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять, чаять, чуять, а суффикс -и- - в глаголах строить, стоить, покоить, удвоить, утроить, клеить ;
2) после мягких согласных (кроме ч ) в безударном положении суффикс -я- пишется в глаголах кланяться, кашлять, а суффикс -е- - в глаголах видеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, заиндеветь ;
3) в суффиксах глагольных форм прошедшего времени сохраняется та же гласная, что и в инфинитиве. Ср.: выздоро­в е т­ь - выздоров е л, ла я ть - ла я л, кле и ть - кле и л.

Упр. 112. Вставьте пропущенные буквы в инфинитивных формах.

Чист...ть, молв...ть, порт...ть, мыл...ться, опостыл...ть, знач...ть, спор...ть, обезлюд...ть, обезум...ть, та...ть, прав...ть, вер...ть, кашл...ть, плак...ть, езд...ть, ка...ться, замет...ть, наде...ться, завис...ть, обид...ть.

Упр. 113. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите проверочные слова (глагол в форме инфинитива).

Леле...л, наде...лся, послыш...лся, всматрив...лся, вид...лся, обид...л, знач...л, та...л, оконч...л, повес...л, вылеч...л, ненавид...л, спор...л, кле...л, стро...л, се...л.

Правописание глагольных суффиксов -ыва- (-ива-) и -ова- (-ева-)

Суффикс -ыва- (-ива-)
пишется, если в настоящем времени глагол оканчивается на -ываю (-иваю) :
опазд ыва ть (опазд ываю ), наста ива ть (наста иваю )

Суффикс -ова- (-ева-) пишется, если в настоящем времени глагол оканчивается на -ую (-юю) :
бесед ова ть (бес едую ),
завед ова ть (зав едую )

Примечание. Глаголы, оканчивающиеся на ударяемые -вать (-ваю), имеют перед суффиксом -ва- ту же гласную, что и в неопределенной форме без этого суффикса: одол е ть - одол е вать, одол е ваю; заб и ть - заб и вать, заб и ваю.

Упр. 114. Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы и объясните их написание.

Санкционир...вать митинг, участв...вать в пикете, вывед...вать тайну, оказ...вать воздействие, приказ...вать подчиненному, раскруч...вать веревку, развед...вать месторождение угля, доклад...вать о результатах, исповед...вать ислам, проповед...вать добро, попотч...вать пельменями, команд...вать армией, опроб...вать новое оружие, использ...вать достижения техники.
Запомните: переходные глаголы с приставками обез- (обес-) имеют в инфинитиве и в прошедшем времени суффикс -и- (обессилИть кого-либо) , а непереходные - суффикс -е- (обессилЕть самому).

Упр. 115. Составьте словосочетания с приведенными ниже глаголами. Объясните, чем обусловлено различие в их написании.

Обессилеть - обессилить, обледенеть - обледенить, ослабеть - ослабить, обезденежеть - обезденежить, обескроветь - обескровить, обесплодеть - обесплодить, обезножеть - обезножить.

Личные окончания глаголов

Ударные личные окончания у глаголов I и II спряжения пишутся так, как слышатся. Ср.: ид ешь , ид ет , ид ем , ид ете , ид ут - I спряжение; молч ишь , молч ит , молч им , молч ите , молч ат - II спряжение.
Особые трудности возникают при написании безударных личных окончаний глаголов I или II спряжения. Окончания форм настоящего и будущего времени глаголов зависят от спряжения.

I спряжение

II спряжение

Е
-УТ (-ЮТ)
(ты) читаешь, (вы) читаете, (он) читает, (они) читают

И
-AT (-ЯТ)
(ты) веришь, (вы) верите, (он) верит, (они) верят

Если глагол имеет безударное личное окончание, спряжение определяется по неопределенной форме.

II спряжение

I спряжение

1. Все глаголы на -ить, кроме брить, стелить.
2. Глаголы-исключения:
а) на -ать (гнать, дышать, держать, слышать);
б) на -еть (видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, смотреть, вертеть)

Все остальные глаголы на -ать, -оть, -еть, -уть, -ыть и пр. (загорать, полоть, лететь, зевнуть) , а также глаголы-исключения брить, стелить

Упр. 116. Перепишите. Выделите окончания и определите спряжение глаголов.

Лыка не вяжет, далеко не уедешь, калачом не заманишь, как только земля терпит, руки не доходят, не разгонишься, ухо режет, на бедного Макара все шишки валятся, своя ноша не тянет, правда глаза колет, души не чает, на языке вертится, ковром стелется, комара не обидит, пальчики оближете, комар носу не подточит, дареному коню в зубы не смотрят.

Упр. 117. Определите спряжение глаголов, образуйте форму 2-го л. ед. ч. и 3-го л. мн. ч.

Сеять, ознакомиться, веять, гнать, стелить, ненавидеть, слышать, колоть, таять, зависеть, надеяться.

Упр. 118. Выпишите глаголы и вставьте пропущенные буквы.

(Он) подыщ...т работу, (он) дополн...т ответ, дыш...тся легко, засе...шь поле, обкле...шь обоями, вытр...шь насухо, колыш...тся знамена, народ бор...тся, снег та...т, все завис...т от обстоятельств, брод...шь по аллеям, он ненавид...т ложь, сказанного не ворот...шь, ты все мож...шь, солнце гре...т, окно заиндеве...т, слыш...шь все шорохи, хоч...тся выиграть.

Упр. 119. Спишите пословицы. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.

1) За двумя зайцами погон...шься - ни одного не пойма...шь. 2) Много буд...шь знать - скоро состар...шься. 3) Правда глаза кол...т. 4) Конь вырв...тся - догон...шь, слова сказанного не ворот...шь. 5) Руки не протян...шь, так и с полки не достан...шь. 6) Дождь вымоч...т, а солнышко высуш...т. 7) Мягко стел...т, да жестко спать. 8) Человек, он все уме...т: он и паш...т, он и се...т.

Упр. 120. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание личных окончаний глаголов.

1) На краю горизонта тян...тся серебряная цепь снеговых вершин. (М. Лермонтов) 2) Заунывный ветер гон...т стаю туч на край небес, ель надломленная стон...т, глухо шепч...т темный лес. (Н. Некрасов) 3) Сторож не спеша отбивал часы: удар...т раз и ждет, пока звук не раста...т в голубом воздухе. 4) Грозно смотр...т из-под туч сумрачные горы. (А. Майков) 5) На темно-сером небе кое-где мига...т звезды; влажный ветерок изредка набега...т легкой волной; слыш...тся сдержанный, неясный шепот ночи. (И. Тургенев)

§ 81. Тестовые задания

1. В каком варианте пишется Ь?
а) делает...ся
б) мне не нравит...ся
в) будет строит...ся
г) крапива жалит...ся

2. В каком варианте не пишется Ь?
а) не могу взят...ся
б) будет старат...ся
в) не хочу злит...ся
г) прут гнет...ся

3. В каком варианте пишется Ь?
а) болт закрепит...ся
б) больной лечит...ся
в) вопрос выяснит...ся
г) надо распорядит...ся

4. В каком варианте не пишется Ь?
а) Мечта может осуществит...ся.
б) Дождь должен прекратит...ся.
в) Он ни к кому не обратит...ся.
г) Ученик не может сосредоточит...ся.

5. В каком слове пишется буква И?
а) ты бор...шься
б) мы накол...м дров
в) лицо пыш...т здоровьем
г) мы высп...мся

6. В каком слове пишется буква Е?
а) белье полощ...тся
б) терп...шь боль
в) никого не обид...т
г) вы все предвид...те

7. В каком слове пишется буква И?
а) куст вян...т
б) все забуд...тся
в) увид...л друга
г) калачом не заман...шь

8. В каком слове пишется буква И?
а) тяжело дыш...т
б) проща...мся молча
в) стел...т постель
г) ничего не увид...ли

9. В каком слове пишется буква Ю?
а) они мел...т кофе
б) крупы порт...тся
в) они справ...тся
г) занятия оконч...тся

10. B каком слове пишется буква Я?
а) они распор...т швы
б) родители хлопоч...т
в) они ма...тся без дела
г) дети стро...т дом из песка

11. В каком варианте пишется И?
а) ты скоро выздорове...шь
б) собака ла...т
в) ночь дыш...т прохладой
г) ветер ве...т

12. В каком варианте пишется А?
а) они ни на что не наде...тся
б) они услыш...т твой голос
в) всей правды тебе не скаж...т
г) колыш...тся травы

13. В каком варианте в глаголе пишется Е?
а) война многих осирот...ла
б) воздух нас опьян...л
в) повесел...л ребят
г) край обезлюд...л

14. В каком варианте в глаголе пишется И?
а) поместье обедн...ло
б) я обессил...л от тяжкого труда
в) солдат обескров...л от раны
г) голод ослаб...л организм

15. В каком варианте глагол имеет суффикс -ЫВА-?
а) завед...вать отделом
б) оправд...вать друга
в) исповед...вать христианство
г) завид...вать согласию

16. В каком варианте глагол имеет суффикс -ОВА-?
а) испыт...вать печаль
б) приз...вать к примирению
в) задум...ваться над своей судьбой
г) попроб...вать заглянуть в будущее

ПРИЧАСТИЕ И ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 82. Причастие и его грамматические признаки

Причастие * - особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и сочетает в себе признаки глагола и признаки прилагательного. Причастие отвечает на вопросы какой? какая? какие? и др.
Причастие образуется от глагола и имеет следующие его свойства:
1) вид несовершенный и совершенный: горящий (несов. от гореть ); сгоревший (сов. от сгореть );
2) время - настоящее и прошедшее: горящий (наст.), горевший, сгоревший (прош.);
3) может быть возвратным: поднимающийся, поднимавшийся дым.
Причастие, как и прилагательное, отвечает на вопрос какой?, называя признак предмета, связанный с действием, и имеет следующие свойства прилагательного: изменяется по числам, падежам (и родам - в единственном числе) для связи (согласования) с существительным, от которого зависит: горящий лес, горящего леса и т. д.; горящие сосны, кусты; горящая сосна, горящей сосны и т. д.
По значению и форме причастия делятся на действительные и страдательные.
Действительные причастия обозначают признак того предмета, который сам что-то делает или делал. Например: 1) батальон, атакующий противника (атакующий - действительное причастие настоящего времени; тот, кто сам атакует); 2) батальон, атаковавший противника (атаковавший - действительное причастие прошедшего времени; тот, кто сам атаковал).
Действительные причастия образуются как от переходных, так и от непереходных глаголов с помощью суффиксов -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-) (в настоящем времени); -вш- (-ш-) (в прошедшем времени).
Страдательные причастия обозначают признак того предмета, на который направлено чье-либо действие. Например: 1) противник, атакуемый батальоном (атакуемый - страдательное причастие настоящего времени; тот, кого атакуют); 2) противник, атакованный батальоном (атакованный - страдательное причастие прошедшего времени; тот, кого атаковали).
Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов с помощью суффиксов -ем- (-ом-), -им- (в настоящем времени); -ни-, -енн-, -т- (в прошедшем времени).
Страдательные причастия имеют полную и краткую форму. Например: скошенная трава - трава скошена .

§ 83. Морфологический разбор причастия

Порядок разбора
I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. От какого глагола образовано. Начальная форма - именительный падеж единственного числа мужского рода.
II. Морфологические признаки.
Постоянные признаки: а) действительное или страдательное, б) время, в) вид, г) возвратность.
Непостоянные признаки: а) полная или краткая форма (для страдательных), б) падеж (у причастий в полной форме), в) число, г) род.
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора
В пустующей 3 комнате стены были оклеены 3 старыми обоями.
I. Оклеены - причастие (обозначает признак предмета по действию, отвечает на вопрос каковы?). Н. ф. - оклеенный. Образ. от глаг. оклеить.
II. Постоянные признаки - страдат., прош. вр., сов. в., невозвр.; непостоянные признаки - крат. ф., мн. ч.
III. Стены (были каковы?) были оклеены (причастие входит в состав сказуемого).
I. Пустующей - причастие (обозначает признак предмета по действию, отвечает на вопрос какой?). Н. ф. - пустующий , образ. от глаг. пустовать.
II. Постоянные признаки - действит., наст. вр., несов. в., невозвр.; непостоянные признаки - полн. ф., предл. п., ед. ч., ж. р.
III. В комнате (какой?)(определение).

Упр. 121.

Из всех слов могучего и первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающего 3 звуки взрывным водопадом, журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса, шуршащего степными ковылями, поющего ветром, что носится и мечется и уманивает сердце далеко за степь, пресветло сияющего серебряными разливами полноводных рек, втекающих в синее море, - из всех несосчитанных самоцветов этой неисчерпаемой 3 сокровищницы языка живого, сотворенного 3 и, однако же, без устали творящего 3 , больше всего я люблю слово - воля. Так было в детстве, так и теперь. Это слово - самое дорогое и всеобъемлющее. (К. Бальмонт)

1. Найдите в тексте причастия.
2. Определите их разряд (действительные и страдательные) и время.
3. Назовите глаголы, от которых они образованы. Установите, с помощью каких суффиксов образованы причастия.
4. Определите синтаксическую функцию причастий в тексте. Придумайте предложения, в которых причастия выступают в роли сказуемых.

Упр. 122. От данных глаголов образуйте все возможные формы причастий. Выделите суффиксы причастий.

Писать, строить, подойти, отбросить, обидеть, встречаться, устраиваться, посеять.

§ 84. Тестовые задания

1. В каком ряду все слова являются причастиями?
а) перевернув, посидев, невпопад, раскидистый
б) перепрыгнувший, решаемый, вынув, несчастный
в) гонимый, затемнена, нагретая, назначено
г) разделенный, держащий, расставаясь, увлекая

2. Сколько причастий в двух приведенных предложениях?
Это были опаленные летним солнцем, утомленные тяжелым трудом люди. Руки их были исцарапаны, ноги испачканы землей.
а) 2
б) 3
в) 4
г) 5

3. В каком варианте форма причастия образована от глагола неправильно?
а) закрутить - закрутивший
б) решать - решенный
в) возвращаться - возвращающийся
г) изучать - изучавший

4. В каком варианте грамматические признаки причастия определены неправильно?
а) убранный - страдательное причастие совершенного вида, прошедшего времени
б) бегущий - действительное причастие несовершенного вида, настоящего времени
в) принятый - страдательное причастие совершенного вида, настоящего времени
г) слышавший - действительное причастие несовершенного вида, прошедшего времени.

5. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных в предложении слов?
В облике этой улицы угадываются старинные черты: кое-где сохранившиеся двухэтажные и даже одноэтажные дома с мезонинами; пустырь на месте снесенного дома и открытый двор без заборов и ворот, с разросшимися густо тополями и кленами, из-за которых виднеется обшитое желтыми досками двухэтажное здание, служившее в старину подсобным помещением, а впоследствии приспособленное под жилье.
а) сохранившиеся - причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида, возвратное, полное, в форме именительного падежа, множественного числа, в предложении является определением
б) снесенного - причастие, страдательное, прошедшего времени, совершенного вида, невозвратное, полное, в форме мужского рода, родительного падежа, единственного числа, в предложении является определением
в) разросшимися - причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида, возвратное, полное, в форме творительного падежа, множественного числа, в предложении является определением
г) обшитое - причастие, страдательное, настоящего времени, совершенного вида, невозвратное, полное, в форме среднего рода, именительного падежа, единственного числа, в предложении является определением

§ 85. Деепричастие и его грамматические признаки

Деепричастие ** - особая неизменяемая форма глагола, обозначающая добавочное действие по отношению к основному, передаваемому глаголом-сказуемым, и совмещающая признаки глагола и наречия. Деепричастие отвечает на вопросы как? каким образом? почему? что делая? что сделав? и др.
Деепричастия бывают:
- несовершенного вида (например, читать - читая, рисовать - рисуя, слышать - слыша ) и совершенного вида (например, прочитать - прочитав, нарисовать - нарисовав, закричать - закричав );
- невозвратными (примеры выше) и возвратными (например, обращаться - обращаясь, обратиться - обратившись ).
Деепричастия несовершенного вида образуются от основы глаголов настоящего времени несовершенного вида путем прибавления суффиксов -а- (-я-) . Деепричастия совершенного вида образуются от основы неопределенной формы глаголов совершенного вида при помощи суффиксов -в- , -вши-, -ши- .
Деепричастия могут иметь при себе те же зависимые слова, что и другие формы глаголов, например: читать газету - читая газету, встретиться с другом - встретившись с другом.

§ 86. Морфологический разбор деепричастия

Порядок разбора
I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. От какого глагола образовано.
II. Морфологические признаки: а) вид, б) возвратность.
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора
Я несколько минут смотрел ему пристально в лицо, стараясь 3 заметить хоть легкий след раскаяния. (М. Лермонтов)

Упр. 123. Прочитайте текст и выполните задания.

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь 3 , запоминая 3 , замечая 3 и изучая 3 . Но хоть и трудно - это надо, надо. Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума. (Д. Лихачев)

1. Найдите в тексте деепричастия.
2. Определите их вид.
3. Назовите глаголы, от которых они образованы. Установите, с помощью каких суффиксов образованы деепричастия.
4. Определите синтаксическую функцию деепричастий в тексте. Обратите внимание на авторские знаки препинания.
5. Сделайте морфологический разбор указанных слов.

Упр. 124. От глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида, обозначьте суффиксы. Составьте два предложения с образованными вами деепричастиями. Назовите глаголы, от которых деепричастия несовершенного вида не образуются.

Формулировать, мочь, беспокоиться, заведовать, киснуть, дышать, резать, разрушать, вить, кружить, признавать, тереть, наслаждаться, гаснуть, стирать, беречь, стучать, жать, отдыхать, пахать, дрожать, писать, бить.

Упр. 125. От глаголов образуйте деепричастия совершенного вида, обозначьте суффиксы, подчеркните гласную перед суффиксами -вши, -в-. Составьте два предложения с образованными вами деепричастиями.

Привезти, увлечься, выполнить, сформулировать, просеять, забежать, разместить, познакомиться, протереть, обидеться, сберечь, растеряться.

§ 87. Тестовые задания

1. В каком ряду все слова являются деепричастиями?
а) расправь, выпав, пройдя, разговаривая
б) бегая, присмотревшись, забыв, глядя
в) стремглав, выполнив, радуясь, укрыв
г) навзничь, объевшись, белая, двигая

2. Сколько деепричастий в предложении?
Капитан стоит, втянув голову в плечи, держась за поручни, не двигаясь с места, словно остолбенев перед грозою, а до меня ему как будто нет никакого дела.
а) 2
б) 3
в) 4
г) 5

3. В каком варианте грамматические признаки деепричастия определены неправильно?
а) увидев - деепричастие совершенного вида, невозвратное
б) наткнувшись - деепричастие совершенного вида, возвратное
в) вспоминая - деепричастие несовершенного вида, невозвратное
г) расставаясь - деепричастие несовершенного вида, невозвратное

4. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных слов?
Не держась за руль, откинувшись и скрестив на груди руки, он катил по шоссе и городу и поглядывал на столбы и провода, проверяя состояние сети.
а) не держась - деепричастие несовершенного вида, возвратное, входит в состав обособленного обстоятельства
б) откинувшись - деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства
в) скрестив - деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства
г) проверяя - деепричастие несовершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства

В правописании глаголов основные трудности связаны с правильным выбором суффикса и окончания.

ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

Необходимо отличать неопределенную форму глаголов (инфинитив) от формы 3-го л.

Ед. ч. наст. и будущ. вр. Чтобы не ошибиться в написании этих форм, следует задать вопрос. Инфинитив отвечает на вопросы что делать? что сделать? (в этих формах Ь пишется), формы 3-го л. отвечают на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают? (в этих формах Ь не пишется). Сравните: Он (что делает?) занимается плаванием. Надо (что делать?) заниматься регулярно.

Упр. 110. Составьте словосочетания с глаголами.

Встретится - встретиться, освободится - освободиться, отразится - отразиться, вернутся - вернуться, веселит­ся - веселиться, садится - садиться, чистится - чиститься, беспокоится - беспокоиться, ссорится - ссорить­ся, проснутся - проснуться, познакомится - познакомиться.

Упр. 111. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Надо было торопит...ся. Километра через два д...лина вдруг стала сужива...ся. Начали попада...ся глинистые сланцы. Ширина д...лины то суживае...ся метров до ста, то расширяе...ся более чем на километр. Ответвления реки образуют такой лабиринт, в котором очень легко заблуди...ся, если не держа...ся главного русла. По хребту, поросш...му лесом, надо идти осторожно, надо часто останавлива...ся, осматрива...ся, иначе легко сби...ся с пути. (В. Арсеньев)

Суффиксы глаголов

В неопределенной форме глаголы чаще всего имеют такие суффиксы: -а- (слышать, делать); -я- (сеять, лаять); -е- (видеть, обидеть); -и- (нянчить, пилить). Запомните: 1) после гласных букв корня в инфинитиве никогда не пишется суффикс -е-. В этой позиции под ударением может быть только суффикс -я- или -и- (стоять, поить, доить). В безударном положении суффикс -я- пишется в глаголах веять, затеять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять, чаять, чуять, а суффикс -и- - в глаголах строить, стоить, покоить, удвоить, утроить, клеить; 2) после мягких согласных (кроме ч) в безударном положении суффикс -я- пишется в глаголах кланяться, кашлять, а суффикс -е- - в глаголах видеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, заиндеветь; 3) в суффиксах глагольных форм прошедшего времени сохраняется та же гласная, что и в инфинитиве. Ср.: выздоро­вет­ь - выздоровел, лаять - лаял, клеить - клеил.

Упр. 112. Вставьте пропущенные буквы в инфинитивных формах.

Чист...ть, молв...ть, порт...ть, мыл...ться, опостыл...ть, знач...ть, спор...ть, обезлюд...ть, обезум...ть, та...ть, прав...ть, вер...ть, кашл...ть, плак...ть, езд...ть, ка...ться, замет...ть, наде...ться, завис...ть, обид...ть.

Упр. 113. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите проверочные слова (глагол в форме инфинитива).

Леле...л, наде...лся, послыш...лся, всматрив...лся, вид...лся, обид...л, знач...л, та...л, оконч...л, повес...л, вылеч...л, ненавид...л, спор...л, кле...л, стро...л, се...л.

Примечание. Глаголы, оканчивающиеся на ударяемые -вать (-ваю), имеют перед суффиксом -ва- ту же гласную, что и в неопределенной форме без этого суффикса: одолеть - одолевать, одолеваю; забить - забивать, забиваю.

Упр. 114. Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы и объясните их написание.

Санкционир...вать митинг, участв...вать в пикете, вывед...вать тайну, оказ...вать воздействие, приказ...вать подчиненному, раскруч...вать веревку, развед...вать месторождение угля, доклад...вать о результатах, исповед...вать ислам, проповед...вать добро, попотч...вать пельменями, команд...вать армией, опроб...вать новое оружие, использ...вать достижения техники.

Запомните: переходные глаголы с приставками обез- (обес-) имеют в инфинитиве и в прошедшем времени суффикс -и- (обессилИть кого-либо), а непереходные - суффикс -е- (обессилЕть самому).

Упр. 115. Составьте словосочетания с приведенными ниже глаголами. Объясните, чем обусловлено различие в их написании.

Обессилеть - обессилить, обледенеть - обледенить, ослабеть - ослабить, обезденежеть - обезденежить, обескроветь - обескровить, обесплодеть - обесплодить, обезножеть - обезножить.

Личные окончания глаголов

Ударные личные окончания у глаголов I и II спряжения пишутся так, как слышатся. Ср.: идешь, идет, идем, идете, идут - I спряжение; молчишь, молчит, молчим, молчите, молчат - II спряжение. Особые трудности возникают при написании безударных личных окончаний глаголов I или II спряжения. Окончания форм настоящего и будущего времени глаголов зависят от спряжения.

Упр. 116. Перепишите. Выделите окончания и определите спряжение глаголов.

Лыка не вяжет, далеко не уедешь, калачом не заманишь, как только земля терпит, руки не доходят, не разгонишься, ухо режет, на бедного Макара все шишки валятся, своя ноша не тянет, правда глаза колет, души не чает, на языке вертится, ковром стелется, комара не обидит, пальчики оближете, комар носу не подточит, дареному коню в зубы не смотрят.

Упр. 117. Определите спряжение глаголов, образуйте форму 2-го л. ед. ч. и 3-го л. мн. ч.

Сеять, ознакомиться, веять, гнать, стелить, ненавидеть, слышать, колоть, таять, зависеть, надеяться.

Упр. 118. Выпишите глаголы и вставьте пропущенные буквы.

(Он) подыщ...т работу, (он) дополн...т ответ, дыш...тся легко, засе...шь поле, обкле...шь обоями, вытр...шь насухо, колыш...тся знамена, народ бор...тся, снег та...т, все завис...т от обстоятельств, брод...шь по аллеям, он ненавид...т ложь, сказанного не ворот...шь, ты все мож...шь, солнце гре...т, окно заиндеве...т, слыш...шь все шорохи, хоч...тся выиграть.

Упр. 119. Спишите пословицы. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.

1) За двумя зайцами погон...шься - ни одного не пойма...шь. 2) Много буд...шь знать - скоро состар...шься. 3) Правда глаза кол...т. 4) Конь вырв...тся - догон...шь, слова сказанного не ворот...шь. 5) Руки не протян...шь, так и с полки не достан...шь. 6) Дождь вымоч...т, а солнышко высуш...т. 7) Мягко стел...т, да жестко спать. 8) Человек, он все уме...т: он и паш...т, он и се...т.

Упр. 120. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание личных окончаний глаголов.

1) На краю горизонта тян...тся серебряная цепь снеговых вершин. (М. Лермонтов) 2) Заунывный ветер гон...т стаю туч на край небес, ель надломленная стон...т, глухо шепч...т темный лес. (Н. Некрасов) 3) Сторож не спеша отбивал часы: удар...т раз и ждет, пока звук не раста...т в голубом воздухе. 4) Грозно смотр...т из-под туч сумрачные горы. (А. Майков) 5) На темно-сером небе кое-где мига...т звезды; влажный ветерок изредка набега...т легкой волной; слыш...тся сдержанный, неясный шепот ночи. (И. Тургенев)

Вопросом «Ть - это суффикс или окончание глагола?» уже не один десяток лет задаются и простые люди, и именитые филологи. Современный подход к изучению русского языка допускает существование двух точек зрения, каждая из которых имеет свои плюсы и минусы.

Ть — это суффикс или окончание?

Школьная грамматика долгое время рассматривала «ть» и «ти» как окончание или формальный показатель инфинитива. Этой же позиции по сей день придерживается большинство пособий, предназначенных для высших учебных заведений. Среди лингвистов мнение о том, что «ть» — это окончание разделяют Шанский Н.М., Баранов М.Т., Кузнецов Г.С.

Защищая свою версию, ученые рассуждают следующим образом: инфинитив — это значит, у нее можно выделить окончание. Такое объяснение нельзя назвать удовлетворительным, более того оно приводит к появлению противоречий. Связано это с тем, что инфинитив в современной лингвистике считается неизменяемым словом, и, соответственно, не может иметь окончания.

Ть — суффикс или окончание у глаголов?

Новые школьные учебники поддерживают другую точку зрения, в соответствии с которой «ть», «ти» у глаголов — суффиксы. Эта теория была разработана такими лингвистами, как Бабайцева В.В., Валгиной Н.С. Отвечая на вопрос: «Ть - это суффикс или окончание?», ученые, в первую очередь, пытались доказать несостоятельность другой позиции, раскрывающей эту проблему. Они утверждали, что «ть» у глагола не может быть флексией, так как не выражает грамматическое значение слова и не сохраняется в формах, образованных от инфинитива.

Такой подход кажется убедительным, но и он вызвал немало споров в лингвистических кругах. «Если «ть» — суффикс, то почему он не входит в основу слова?», — этот вопрос стал одним из главных для всех, кто ознакомился с новой теорией. Ответить на него легко, если вспомнить основы морфемики. В современном русском языке суффиксы делятся на формообразующие и словообразующие. Морфемы первого типа не входят в основу. Именно мы видим в инфинитиве.

А что насчет «чь»?

Не стоит забывать, что в русском языке есть примеры начальной формы глагола, которые заканчиваются на «чь». Как рассматривать такие случаи? Чем является «чь» в таких словах: окончанием или суффиксом?

На эти вопросы также можно дать несколько ответов:

  1. Является суффиксом.
  2. Представляет собой флексию.
  3. Входит в корень.

Две первые точки зрения являются устаревшими. «Чь» определяли как суффикс или окончание по аналогии с «ть» и «ти».

Современная лингвистика считает, что это сочетание входит в состав корня. Доказать, что это мнение правильное, можно изменив глагол: печь-печет. В формах, образованных от инфинитива, «чь» сохраняется, значит, это часть корня.

Каков же итог?

Нельзя однозначно ответить на вопрос: «Ть — это суффикс или окончание?». Обе точки зрения, описанные выше, считаются состоятельными в современном русском языке. Каждая из них имеет своих сторонников. Однако в настоящее время школьная программа отдает предпочтение позиции, согласно которой «ть» — формообразующий суффикс. В высших учебных заведениях принято рассматривать обе теории.

Class="clearfix">

«Пусть пойдет и научиТСя - или научиТЬСя?» Пожалуй, эта ошибка уверенно держит первое место в рейтинге самых раздражающих. Очень обидно, что под нее часто маскируется и досадная опечатка. Вроде бы знаешь правило, но все равно в спешке, в быстрой переписке мягкий знак выскакивает там, где ему совсем не место. Но вряд ли поборника орфографической чистоты убедит аргумент «у меня была пятерка по русскому, поставил мягкий знак случайно, дрогнула рука». Слишком заметно, режет глаз.

В чем причина этой ошибки? Дело в том, что в устной речи не различаются при произношении инфинитив (иначе говоря, неопределенная форма) возвратного глагола, например «научиться», и его же форма третьего лица единственного числа - «он (она) научится».

Разберемся, когда без мягкого знака не обойтись, а когда он явно лишний. Все дело в значимой части слова (лингвисты называют ее морфемой), которая стоит в конце каждого возвратного глагола. Это постфикс -СЯ, по которому глагол и опознают как возвратный. Он достался нам по наследству от древнерусского языка. По сути, это усеченное местоимение «себя». Например, «наряжаться» - значит «наряжать себя»: действие направлено на того, кто его совершает, замкнуто на нем. Есть у постфикса -СЯ и другие значения: например, он показывает, что действие совершают сразу несколько лиц («обнимается» непременно с кем-то - как минимум два человека обнимают друг друга) или что оно непроизвольно («пораниться») и так далее.

Что важно? Запомнить, что постфикс -СЯ - особенная часть слова, ее место - после окончания .

К инфинитиву самого обычного глагола «научить» (что делать?), с мягким знаком на конце, прикрепили -СЯ - и получили инфинитив возвратного глагола «научиться». Здесь -ТЬ (суффикс инфинитива) и -СЯ (постфикс) - разные части слова, между ними проходит граница. Поставим этот глагол в форму третьего лица единственного числа - «он научится» (что сделает?): граница пройдет между окончанием -ИТ и постфиксом -СЯ.

Но в устной речи эта граница стирается: -ТЬСЯ и -ТСЯ звучат одинаково, как «ца». Про себя, «в уме», произносим точно так же. Потому и возникает ошибка.

Как с ней справиться? Во-первых, отделить постфикс -СЯ от окончания глагола, решить проблему с помощью визуализации: нужно представить, как написано слово, и увидеть в нем -СЯ. Для тренировки можно разобрать несколько возвратных глаголов по составу. Во-вторых, по-школьному проверять себя вопросом. «Хочет (что сделать?) научиться» - раз в вопросе есть (то есть пишется) мягкий знак, ставим его и в глаголе. «Он непременно (что сделает?) научится» - никакого мягкого знака, ведь в вопросе его нет (не пишется). Прием нудный, но действенный, помогает довести правописание до автоматизма.

Иногда затруднения вызывают словосочетания вроде «хочется научиться». В каком из глаголов нужен мягкий знак, а в каком нет? Вопрос «что делается?» к первому глаголу кажется странным. Как тут быть? Да просто не задумываться о странности вопроса. Стесняться задать его про себя уж точно не стоит. Ситуацию он проясняет (ведь мягкого знака в нем нет) и помогает перекинуть мостик ко второму глаголу: «хочется (что сделать?) научиться».

Все обязательно получится!