Предмет: География

Класс: 10

Тема: Взаимодействия общества и природы.

Цели урока : сформировать понятия «географическая среда», «природопользование», определить степень воздействия человеческого фактора на состояние окружающей среды в развитых и развивающихся странах, формировать экологическое мышление учащихся.

В чем же тогда происхождение фетишистских понятий, таких как «когнитивный субъект», «универсальный», «дух», «природа», из которого человек отступает и делает чистый «мир объектов», а другие концепции того же рода, которые обеспечивают необходимый материал миру, населенному чистыми интеллектами? Объяснение заключается в этой истине, которую мы повторяем, в соответствии с которой именно независимые категории интеллекта составляют функции общественного синтеза, посредством которых продукт, производящий общество, формирует связную связь.

Оборудование : карта природных ресурсов, политическая карта, учебник.

Тип урока :изучение нового материала.

Ход урока.

I Подведение итогов предыдущего урока – проверка домашнего задания (устный опрос)

II Изучение новой темы

План темы:

    Понятия «окружающая среда» и «географическая среда»,

    Этапы взаимодействия общества и природы,

    Другими словами, среди фетишистских концепций природа будет продуктом процесса абстракции и имеет ту же ценность, что и кантианские категории: они обеспечивают синтез. В тех случаях, когда чистые концепции понимания - в Канта - правила синтеза разнообразных интуиций в объектах, фетишистские концепции, между которыми, в первую очередь, природа, выражают правила, которые позволяют обеспечить социальную ткань. Таким образом, фетишистская концепция природы привела бы нас к «чистым мирам объектов», социальное происхождение которых абстрактно.

    Резкое ухудшение качества окружающей среды в XX веке,

    Природопользование рациональное и нерациональное.

Рассказ учителя: Сегодня мы начинаем изучение темы «Природные ресурсы». Откройте план-схему в учебнике. В какие блоки можно объединить вопросы этой темы? (Взаимодействие общества и природы, мировые природные ресурсы, ресурсообеспеченность, загрязнение окружающей среды).

В чем смысл этого исследования понятия природы, разработанного из анализа Сона-Ретэля? С одной стороны, это позволяет описать реальный процесс, посредством которого природа трансформируется и коммерциализируется посредством финансов. С другой стороны, это позволяет нам думать о материальном происхождении субстанциалистской концепции природы, поскольку она используется в доминирующей экологии, а также со стороны защитников дикой природы. Тогда было бы необходимо различать два понятия природы. Первый обозначает набор материальных процессов, будь то человеческий и нечеловеческий.

Вопрос: В чем различие понятий «окружающая среда» , «географическая среда» и «природа»?

Географическая среда – это та часть земной природы, с которой общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном историческом этапе. Географическая среда – это необходимое условие для жизни и деятельности общества.

Второе значение будет заключаться в том, что «природа» - это фетишистская концепция, продукт абстракции-обмена. Этот тезис предлагает нам думать, что природа как сущность или как существо существует только в той мере, в какой она производится в капиталистическом обмене.

Таким образом, определение природы как реальной абстракции позволяет нам начать обсуждение, основанное на прагматической социологии Бруно Латура или антропологии природы Филиппа Десколы. Это позволяет определить материальное экономическое происхождение фетишистской концепции природы, которую прагматизм пытается деконструировать. Тот факт, что субстанциональная концепция природы, предпосылка господствующей экологии, является построением Западного мировоззрения, которое позволяет оправдывать колониальный гнет, является тезисом, разделяемым некоторыми прагматиками, и марксистской социологией.

Окружающая среда – это вся среда обитания и производственной деятельности человеческого общества. Окружающая среда включает природную и антропогенную среду.

Вопрос: Почему географическая среда так необходима человеческому обществу?

Географическая среда является средой обитания человека, источником ресурсов – топливных, лесных, биологических и т. д. Человек не может обойтись без природы, так как она является средой его обитания. Географическая среда возникла в результате длительной эволюции географической оболочки планеты под влиянием человеческой деятельности. На Земле образовались антропогенные комплексы: поля, города, дороги, пруды, карьеры, сады.

Напротив, идея о том, что это идеологическое построение происходит от обмена капиталистическими товарами, т.е. что идея о том, что существенное понятие природы является продуктом материальности общественных отношений, - это то, что отличает прагматика и марксистский подход. в книге «Природа - поле битвы».

Критика идеологического характера господствующего дискурса экологов предполагает путь деконструкции субстанциалистской концепции Природы. Тезис, согласно которому эта концепция является бюджетом и продуктом как процесса обмена абстракцией, так и моделирования природы, является одним из самых оригинальных и сильных в книге. Это могло бы объяснить материальное происхождение идеологической концепции Природы и вызвать чрезвычайно плодотворные дебаты с прагматизмом. Отсутствие явных различий между субстантистской концепцией природного продукта абастракции и материалистической концепции данной природы в производственном процессе приводит к флуктуации, которая относится к самому предмету книги: критика товарного природы и идеологии солидарности с этой коммодификацией или критикой эксплуатации окружающей среды.

Чем более развитое общество вторгается в природу, тем более сильное воздействие оно оказывает на географическую оболочку. Первобытное общество использовало окружающую природу только как среду обитания и как источник необходимых для выживания ресурсов. В современном обществе потребности резко возросли, так как необходимы огромные ресурсы для работы промышленных предприятий, транспорта. К тому же в сотни раз возросла численность населения планеты.

Выбор примеров и используемая методология, несомненно, указывают на то, что это скорее критика коммодификации природы и идеологии экологии. С идеологической точки зрения следует отвергнуть идею о том, что связь человека с природой выходит за рамки производственных отношений и сферы расы, класса и пола. Желание сохранить природу предполагает понимание окружающей среды как отдельной области социального и исторического мира, а одно преобразуется и постоянно изменяется другим. Большинство подписали его, а также тысячи граждан.

Однако это не является предметом этой критики. На стр. 52: «Чтобы серьезно относиться к антропоцену как к историческому, значит предположить, что это давнее несоответствие времени больше не существует». Тем не менее, в каждом из них есть тип дискурса, который представляет собой конкретный объект исследования.

В наиболее населенных и освоенных районах планеты, например, в Европе почти не осталось естественных участков природы. Большая ее часть занята антропогенными ландшафтами.

Состояние природной среды оценивается как:

    естественное – не измененное деятельностью человека, то есть это те участки планеты, где «не ступала нога человека». К ним можно отнести огромные пространства сибирской тайги, острова Арктики, льды Антарктиды, леса Амазонии.

    Дардот и Лаваль настаивают на глубоко гегелевской природе марксистской модели системы: система поглощает то, что было чуждо и предшествовало ей. В гегелевских условиях система выпускает свои бюджеты, которые были до этого. Здесь, по-видимому, после этой модели можно подумать о категории «Природа» в марксистском анализе производственного процесса. Природа - это бюджет производственного процесса, который в то же время ставится как характер этого самого процесса. Помимо этого процесса, природа может быть понята как продукт естественной истории человечества.

    равновесное состояние – естественное восстановление опережает антропогенное воздействие, то есть природа успевает восстанавливаться, влияние человека невелико.

    кризисное состояние – скорость восстановления ниже скорости антропогенного воздействия.

    критическое состояние – начинается деградация природного комплекса.

    Мы не будем здесь участвовать в открытых дебатах Джеймса Скотта с Францем Фаноном о колониальном и империалистическом характере, или только о статистике этого строительства природы. Анализ этого диалога посредством промежуточных обзоров показывает, что теоретическая и методологическая оппозиция между двумя мужчинами сочетается с аксиологической оппозицией относительно их соответствующей оценки современного общества.

    Это логика этой оппозиции, которую мы также хотим выделить перед доставкой элементов файла. Дюркгейм и Тённи обменялись своими взглядами на общество и свои знания в серии статей по этому вопросу. Методологическая оппозиция между этими двумя сочетается с аксиологической оппозицией относительно их соответствующих оценок современного общества. Именно логика этой оппозиции мы хотели бы выделить, прежде чем раскрывать элементы файла.

    катастрофическое состояние природной среды – это процесс деградации, который трудно повернуть вспять.

    состояние коллапса – природная среда необратимо деградирована.

Вопрос: Почему возникают критические и катастрофические состояние окружающей среды?

Между обществом и географической средой идет постоянный «обмен веществ». Общество на протяжении веков изымает из природы все больше ресурсов, а возвращает в природу все более многочисленные и опасные отходы. Причиной постоянно усиливающегося давления на природу является развитие промышленности, транспорта, которое требует увеличение добычи и использования природных ресурсов, а также резкий рост численности населения в странах мира. «Давление» общества на природу особенно в XX веке резко возросло. Пример можно найти на странице 25 в учебнике: « По подсчетам ученых-географов Московского университета, ныне антропогенные ландшафты занимают 60 % земной суши. В том числе примерно 20 % ее территории преобразованы коренным образом: это города и селения, поля и сады, дороги и горные выработки, лесопосадки и зоны отдыха».

Мы в долгу перед предыдущей работой Дж. Каман, которые впервые представили все эти документы. Читая, мы понимаем, что между двумя мужчинами существует реальный диалог, свидетельствующий о взаимном знании, реальное сближение способов постановки проблем, а также, несомненно, откровенная оппозиция в отношении как ответить на него. Известно, что Дюркгейм на протяжении всей своей жизни был грозным и распространенным автором критических обзоров и что он не стеснялся принять бескомпромиссное отношение к определенным авторам, которые не уважали каноны России.

В результате возникли две проблемы:

1. рационального использования природных ресурсов,

2. охраны окружающей среды.

Вопрос: Какие страны имеют обширные площади «диких» земель?

Страны, имеющие большие площади – Россия, Канада, Австралия, Бразилия, Китай.

При оценке роли географической среды в жизни общества допускаются ошибки двух видов: преувеличение и недооценка роли географической среды. Преувеличение роли географической среды – географический детерминизм, недооценка роли географической среды – географический нигилизм (по Н. Н. Баранскому).

В своем анализе отчетов Дюркгейма о социологическом году Маттиу Бера выделяет те, которые он называет «боевыми отчетами», где авторы категорически отвергаются за их научную недействительность, а счета, открывающие пространство для диалога и конфронтации, тем самым демонстрируя интерес Дюркгейма к определенным вопросам.

Последний, задаваясь вопросом о знаменитой дихотомии между обществом и обществом, писал: Кроме того, вероятно, что эволюция такого существа, общества становится органичной, а затем приводит к чистому механизму? Кюрвиль на немецком языке. . Это означает, что для него и, очевидно, предполагается, что существует взаимная зависимость между формами социальной жизни и формами индивидуальной воли и что вопрос, заданный Дюркгеймом, не имеет места. Отвергая весь онтологический холизм, Тоннис видит в социальных структурах только продукты индивидуальных завещаний, которые в свою очередь оказывают на них действие.

Вопрос: Как использовать природные условия и ресурсы, чтобы уменьшить отрицательные последствия в природе?

Совокупность мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, охраны, освоения и преобразования окружающей среды называют природопользованием. Природопользование подразделяют на рациональное и нерациональное. Рациональное природопользование предполагает управляемое взаимодействие с природой.

Логически следует, что, не говоря уже о какой-либо сущности, условия общества и сообщества должны пониматься как понятия, то есть именно как продукты мысли, которые Тонни рассказывают нам в своих ответ на Дюркгейм, что они должны быть помещены под микроскопом, чтобы определить и проанализировать их.

Формы человеческой воли, предложенные этим двойственным подходом, должны быть связаны с этими нормальными понятиями как с общими знаменателями, чтобы быть все более сопоставимыми. Эти концепции исключают друг друга как свободные и произвольные произведения мысли: в формах основной воли ничего не следует понимать произвольной волей и наоборот.

Оно включает в себя:

    рациональное использование природных ресурсов,

    разработку и внедрение «чистых» технологий производства;

    организацию широкого международного сотрудничества деле охраны окружающей среды,

    контроль общества.

Нерациональное природопользование происходит из-за иждивенческого (потребительского) отношения человека к природе, стремления выжать из нее как можно больше материальных благ. Результатом потребительского отношения к природы является:

Такова, по мнению подозреваемых, позиция Тонни, которая, отказываясь от какой-либо дальнейшей субстанции, пишет: Эти понятия, однако, должны считаться лишенными какого-либо коннотации, означающего нечто, идентичное «сущности», человека, и ссылаться на чисто логический смысл «диспозиций», считающихся соответствующими средней реальности и предполагающей ее. Поэтому только на типичном идеальном уровне можно строго противостоять двум модальностям воли, тогда как на эмпирическом уровне различие не является настолько лобным.

Идеалистическое различие, однако, необходимо в глазах Тонни, поскольку в человеке сообщества именно чувства и аффекты доминируют в психической жизни, где причина неразвита, тогда как обратное происходит в человеке общества во время медленной эволюции, что приводит к растущей интеллектуализации жизни. В то же время и логически из-за взаимной зависимости между социальными структурами и индивидуальными волями, чтобы представить общество и общество как два идеальных типа, следует утверждать, что переход от одного типа социальной структуры к другому не думать о способе онтологического разрыва, а о длительном процессе, приводящем к состоянию общественной жизни, где большинство поведения регулярно и в основном ориентируются в соответствии с правилами рациональности, легитимно классифицировать их под идеальным типом «общества»; признать, что, хотя переход от сообщества к обществу в какой-то мере является необратимым, в обществе по-прежнему существуют элементы сообщества, оправдывающие «призыв к сообществам» Тонни в надежде реформировать свои болезни самый вопиющий.

    хищническое природопользование, ведущее к истощению природных ресурсов и к ухудшению качества окружающей среды,

    размещению «грязных» производств капиталистических стран в развивающихся странах.

За последние 30 лет в мире было использовано столько природных ресурсов, сколько за всю историю человечества. Возникла угроза реального исчерпания ресурсов. В результате нерационального использования на каждого жителя планеты приходится около 200 кг отходов.

Позиция, занятая последний против Дюркгейма, несомненно, что из-за отказ любого социологического реализма, который он легко показать, хотя Теннис не в явном виде, он удваивает логически отказ от какого-либо методологического холизма. В разделении социальной работы Дюркгейм, применяя методологическую заповедь, которая ему дорог и согласно которой социальная обязанность объясняется социальной, дает объяснение перехода от сообщества к обществу, которое исключает всю причинность от индивидуального действия. Как мы знаем, в его глазах материальная и нравственная плотность первобытных обществ объясняет возникновение современного общества, которое характеризуется разделением труда.

Вопрос: Каков же верный путь освоения ресурсов планеты?

Существует два пути освоения ресурсов Земли: экстенсивный и интенсивный. Экстенсивный путь предполагает освоение новых территорий для получения природных ресурсов (дополнительная распашка земель, разработка новых месторождений полезных ископаемых, вырубка лесов..) Интенсивный путь предполагает более полную переработку сырья, повторное использование отходов производства, использование малоотходных технологий.

III Закрепление изученного материала.

Вопросы:

    Что понимается под «обменом веществ» между обществом и природой?

    В чем опасность географического детерминизма и географического нигилизма?

    Какой путь освоения ресурсов планеты вы считаете правильным?

    Что понимается под термином «природопользование»?

    Приведите пример рационального природопользования.

    Приведите пример нерационального природопользования.

    Существует два пути освоения ресурсов планеты: экстенсивный и интенсивный. Какой путь вы считаете приемлемым для человечества, учитывая, что население планеты постоянно растет?

    Какой путь освоение ресурсов был в России в XX веке? Почему?

IV Домашнее задание.

Подготовить сообщения к семинару на следующие темы:

    Загрязнение атмосферы (источники, последствия, пути сохранения атмосферы).

    Загрязнение литосферы (источники, последствия, пути сохранения литосферы).

    Загрязнение гидросферы (источники, последствия, пути сохранения гидросферы).

Вопросы к семинару:

    В чем вы видите проблему загрязнения атмосферы на Земле?

    Что значит термин «парниковый эффект»? Что является причиной этого явления?

    Какие «грязные» производства вы знаете?

    Объясните термин «мусорная цивилизация».

    Приведите примеры радиационного загрязнения участков Земли.

    Почему проблема водоснабжения стала острой не только в развитых, но и в развивающихся странах мира?

    Докажите, что решение проблем охраны окружающей среды необходимо решать совместными усилиями всех стран мира.

    Как обеспечить чистой водой население Земли?

    Вспомните, что такое заповедники, национальные парки, заказники?

    Чему лучше отдать предпочтение: уровню жизни людей и хозяйственному развитию страны или состоянию природной среды?

«Обмен торговля реклама» - Производитель. Реклама. Прибыль. Рынок. Знания полученные, или приобретённые работником в практической деятельности. Экономическая деятельность, направленная на получение дохода. Заработная плата. Экономика. Процесс СОЗДАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОДУКТА. Создание Рекламы. Обмен,торговля, реклама.

«Круговорот веществ в природе» - Отметьте знаком «+» то, что характерно для круговорота веществ. Потребители. …Потому что наша планета вращается вокруг своей оси. …потому что наша планета вращается вокруг Солнца. Углекислый газ. День сменяется ночью, а ночь – днём. Разрушители. Органические. Почему в природе существует порядок? А существует ли порядок в живой природе?

«Обмен веществ в организме» - Рациональное питание. Выброс из организма ненужных компонентов преобразований во внешнею среду. Использование воды организмом. Химическая. Расщепление белков. Как трансформируется энергия в живом организме? Потребность организма в питательных веществах. Использование организмом положительных компонентов данных преобразований.

«Обмен веществ и энергии» - Органические вещества. Обмен веществ -. Холоднокровные – животные, температура тела которых зависит от окружающей среды. 1. Ответьте на вопросы: Растения Животные. У растений. Что такое дыхание? Тест. Каково значение дыхания? 2. Найдите соответствие между органом и системой органов. Какие вещества поступают в организм из окружающей среды?

«Информация в природе обществе технике» - Универсальным устройством обработки информации является компьютер. Примерно 3,5 миллиарда лет назад на Земле возникла жизнь. Целесообразное поведение живых организмов строится на основе получения информационных сигналов. Информация в форме знаний. Например, такие системы могут поддерживать определенное состояние технической системы.

«Процесс обмена веществ» - Анаболизм и катаболизм – взаимосвязанные процессы. Метаболизм – основа существования живых организмов. Основные термины и понятия: Различие в интенсивности обмена веществ у разных организмов. Метаболизм. Что такое метаболизм? С прекращением обмена веществ прекращается и сама жизнь! Совокупность реакций расщепления называется энергетическим обменом клетки.