КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ

1. Раскрытие темы

ДВА ПОДХОДА К РАСКРЫТИЮ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЯ

Как раскрыть тему сочинения?
Снова мучительный вопрос!
Давайте предположим, что существуют два различных подхода к раскрытию темы.
К какому результату они приведут - вот мера их правильности.

ПОДХОД ПЕРВЫЙ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЦЕЛЯХ СОЧИНЕНИЯ:
В сочинении должны быть не только затронуты, но и раскрыты все аспекты темы, в сочинении должен содержаться максимум информации по теме.

ЦЕЛЬ СОЧИНЕНИЯ:
Отразить весь объем известной информации, все знания по теме сочинения.

ФОРМУЛА СОЧИНЕНИЯ:
Сочинение - это максимум информации по теме.

ЧТО ПОЛУЧИТСЯ В ИТОГЕ?
Нечто бесформенное по поводу темы.

НЕВЕРНЫЙ ПОДХОД

_________________________________________________________

ПОДХОД ВТОРОЙ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЦЕЛЯХ СОЧИНЕНИЯ
В сочинении невозможно раскрыть все аспекты темы, поэтому стоит остановиться только на одном, самом простом тезисе (утверждении) и подборе аргументов (доказательств) к этому тезису.

ЦЕЛЬ СОЧИНЕНИЯ:
Доказать, аргументировать единственный простой и ясный тезис (утверждение) в рамках темы сочинения.

ФОРМУЛА СОЧИНЕНИЯ:
Сочинение - это тезис и его аргументация.

ЧТО ПОЛУЧИТСЯ В ИТОГЕ?
Целенаправленная интеллектуальная деятельность, приведшая к результату - выводу.

ВЕРНЫЙ ПОХОД:
СОЧИНЕНИЕ=ТЕЗИС+АРГУМЕНТ

2. Этапы работы над сочинением

Этапы работы над сочинением:

ЗАДАЧИ КАЖДОГО ЭТАПА РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ.

Теперь рассмотрим, какие задачи мы решаем на каждом из этапов с точки зрения расположения частей сочинения относительно друг друга.

ТЕМА
(ЭТАП 1 . Из множества вопросов, составляющих объем темы сочинения, выбираем тот, на который мы способны дать ясный и простой ответ.)

ЭТАП 4 .
Общая характеристика темы сочинения.

Приступаем к написанию первой части вступления - общей характеристики темы сочинения: объясняем важность, значимость темы для понимания произведения читателем, для понимания причин, подтолкнувших автора к созданию художественного произведения...

ЭТАП 5 .
Мотивировка сужения темы сочинения.

Пишем одну из важнейших частей сочинения - мотивировку сужения темы: объясняем, какой вопрос в рамках данной темы для нас является важнейшим и почему.

ЭТАП 3 .
Основная часть. Аргументация тезиса сочинения.

Подбираем основные аргументы (доказательства) к тезису сочинения, располагаем их в логической последовательности.
Аргументы (доказательства) тезиса составят основную, главную часть сочинения.

ЭТАП 2 .
Тезис основной части сочинения.

Формулируем однозначный ответ на вопрос сочинения.
Ответ на вопрос - это тезис (утверждение) сочинения.

ЭТАП 6 .
Тезис заключения сочинения.

Работаем над вторым тезисом сочинения - тезисом заключения, который должен расширить круг вопросов, связанных с темой сочинения: в этой части перед нами встает задача связать результаты, полученные при сужении темы в основной части сочинения с такими проблемами, как место произведения в творчестве автора, в истории русской литературы, значимость, актуальность произведения для современного читателя и т.д.

Оказывается, мы работаем над сочинением не в прямой последовательности частей - от начала к концу, - а иначе.
Задумайтесь над этим фактом!
Теперь смотрите, что из этого вышло!

3. Требования к сочинению

ТРЕБОВАНИЯ к сочинению

РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ

1. Отсутствие ошибок в сочинении: орфографических, пунктуационных, речевых, грамматических.

Повышай грамотность, критически оценивай написанное, делай проверку даже по самым простым правилам!

2.Богатство словаря, точность словоупотребления, разнообразие морфологических категорий и синтаксических конструкций, используемых в сочинении.

Больше читай! Старайся запоминать и употреблять новые слова, подбирай синонимы, даже при отсутствии практической необходимости в них! Экспериментируй: вырази мысль с помощью разных синтаксических конструкций! Стремись к совершенству!

3.Стилистическое единство и выразительность сочинения.

Можно одеть смокинг и кроссовки? Иногда опасно соединять несоединимое. Так и неосторожно употребленное слово или выражение способно испортить все впечатление!

4.Последовательность изложения, логическая связь мыслей в сочинении.

Мысль развивается плавно, медленно, без внезапных скачков, автор делает небольшие промежуточные выводы - такую работу легче понять читающему!

ТЕКСТ
И ЕГО
ФАКТЫ

5.Знание текста (текстов) произведения (произведений), отсутствие фактических ошибок в сочинении.

Запоминай имена героев произведений, его сюжет! Составляй краткие конспекты изученных произведений!
Железное правило: если в чем-то не уверен, не пиши! Не стоит путать имена, названия, сюжеты - эта ошибка очень "дорого" обходится!

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ, НАВЫКИ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

6.Знание некоторых сведений по теории литературы и умение эти сведения использовать для анализа художественного произведения.

Можно сдавать экзамен по физике и при этом не употреблять слов "джоуль", "ватт", "ампер"? Понятия "форма" и "содержание", "идея", "жанр", "система персонажей", "конфликт", "кульминация", "композиция", "деталь" и другие жизненно необходимы автору сочинения, претендующему на хорошую оценку.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, РАЗВИТОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

7.Самостоятельность пишущего во взглядах, оценках, т.е., наличие собственной точки зрения, развитого мировоззрения.

Знакомься с разными точками зрения и оценками художественного произведения, пытайся понять авторскую позицию, определи свое отношение к ней, полемизируй со всеми, в том числе и с собой, но не забывай главного: любая точка зрения всегда нуждается в доказательствах, аргументах.

КРУГОЗОР

8.Широкий кругозор.

Иногда следует отвлечься от деталей и посмотреть по сторонам

9.Самое важное, самое главное!

СООТВЕТСТВИЕ СОДЕРЖАНИЯ СОЧИНЕНИЯ ЕГО ТЕМЕ.

О соответствии содержания сочинения его теме будем рассуждать далее...

Раскрытие темы – это один из важнейших компонентов устного выступления. Тема раскрывается в основной части речи, а значит, именно раскрытие темы позволяет слушателям понять Ваше мнение, увидеть предмет исследования Вашими глазами.

Существует несколько способов раскрытия темы устного выступления, мы же остановимся на двух способах раскрытие темы по принципу контраста и раскрытие темы через показ какой-либо одной стороны изучаемого явления. Каждый из этих способов имеет по несколько вариантов, которые полезно запомнить, а затем усиленно тренироваться.

Прием контраста состоит в том, чтобы показать в сопоставлении две стороны чего-либо, то есть две картины мира. Эти картины мира могут быть как равноправными, так и неравноправными: одна картина доминирует, а другая – служит для нее фоном. Через весь контраст не нужно забывать «прокладывать» свое личное мнение, оценочную характеристику рассматриваемого явления.

Прием контраста может применяться в двух проекциях – вертикальной и горизонтальной .

Вертикальная проекция рассматривает обе картины мира как условно единое целое пространство, но, скажем, разное время. Этот метод часто использовался Вами при написании сочинений и подготовке устных высказываний: Вы сравнивали прошлое и настоящее , идеальную мечту и реальность и др.

Например, этот способ можно было бы использовать при рассмотрении внутреннего конфликта Екатерины Кабановой (Н. Островский «Гроза»): действительность героини – это «холодный» по отношению к ней муж, деспотичная свекровь, изнурительная работа, отсутствие идейно-близкого человека; мечта героини – это трогательные отношения с Борисом, взаимопонимание, единение с природой и др. Анализируя жизнь героини с этих противоположных позиций, мы понимаем, что является причиной ее духовного конфликта, внутреннего противоречия.

Можно использовать данный метод при характеристике образа Павла Кирсанова (И. Тургенев «Отцы и дети»): посмотрите, каким был герой в прошлом , где он был подающим надежды офицером, влюбленным в княгиню Р., посмотрите, какой он предстает перед нами в реальности произведения (1859 год) – уставший, озлобленный, циничный. Пройдя этот «путь», мы видим, что Павел Кирсанов – страдающая личность, живущая воспоминаниями о прошлой жизни.

Горизонтальная проекция позволяет рассмотреть две картины мира как условно единое время, но разное пространство. Например, мы можем рассматривать план «отцы и дети » (в тургеневском романе не все «молодые» герои представляют детей), план «отечество и заграница » (романы Н. Лескова – «Некуда», «На ножах»), большинство и андеграунд и др.

Прием показа одной стороны явления – только реального или только желаемого, только прошлого или только будущего и др. – представлен несколькими методами.

Первый метод – это взгляд автора на предмет речи . Взгляд автора заключается в том, что он сначала детально анализирует предмет речи, а после высказывает лишь свое мнение о нем. Этот взгляд не претендует на стопроцентную достоверность, поскольку это точка зрения отдельно взятого человека. Высказывать свое мнение, тем более – отличное от других, зачастую – риск, но Вас никто не сможет уличить во лжи: Вы провели исследование и сделали собственные выводы.

Второй метод – это обзор явления . В результате обзора мы тоже получаем свое уникальное суждение об исследуемом приеме, но иным способом. Если в первом случае мы исследовали первоисточник и формулировали свои выводы, то в данном случае – мы фокусируемся на нескольких мнениях, концепциях и теориях, затем «взвешиваем» и аргументируем каждую из них, а после либо принимаем одну из уже существующих точек зрения, либо формируем собственное мнение.

Работа с авторитетными источниками полезна тем, что Вы, во-первых, расширяете свой кругозор , а во-вторых, в случае несогласия с Вашим мнением, сможете апеллировать к известному исследователю, критику и др. Это вовсе не значит, что у Вас нет своего мнения: оно ведь может совпасть с идеями других ученых!

Разработка собственной концепции не позволит Вам найти полноценную опору в мэтрах данной сферы знания, но зато Ваше мнение будет действительно уникальным. А вдруг через много лет Ваша точка зрения станет авторитетной? Иными словами, не бойтесь проявлять себя: несмотря на обилие умных мыслей, не все они еще высказаны.

Остались вопросы? Не знаете, с чего начать рассуждение над той или иной темой?
Чтобы получить помощь репетитора – .
Первый урок – бесплатно!

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Как научиться писать сочинение по литературе? Ответу на данный вопрос посвящена наша статья. Написание сочинения представляет собой одну из самых сложных и важных задач в обучении. Прежде всего, посмотрим на само это слово. Сочинение... В состав его входит корень "чин". Значение его - "иерархия", "порядок". Другими словами, сочинение представляет собой упорядочение мыслей, которое продиктовано материалом анализа и выбранной темой.

Почему изложение мыслей представляет для некоторых учащихся большую сложность?

Вопросом о том, как научиться писать сочинение по литературе, часто задаются не одни только школьники, которым это задание никак не дается, но и родители, которые не могут помочь своим детям, а также учителя, ищущие новые методы и способы научить ребят писать этот вид работы. Для многих школьников это настоящая мука, и они не понимают одноклассников, у которых при задании написать сочинение загораются глаза.

Почему так происходит? Все мы - люди очень разные. Кто-то любит фантазировать, выступать, спорить, рассуждать. Таким, как правило, нравится писать сочинения. Часто они даже пренебрегают советами и выполняют работу по наитию. Вопрос о том, как научиться писать сочинение по литературе, перед этими счастливчиками обычно не стоит. А вот другие теряются. Варианты решения этой проблемы - критическая литература, интернет, а также дружба с товарищами-любителями излагать свои мысли в письменной форме. В этой статье мы дадим свой ответ на вопрос о том, как наиболее грамотно написать сочинение.

Различные виды работ

В школе мы знакомимся с различными видами этой работы: рассуждение, миниатюра, сочинение по литературному произведению и т. д. Каждый из них обладает своей структурой и имеет собственные требования к написанию, о чем не стоит забывать. Например, сочинение-эссе приближает к литературному творчеству. Стоит обращать особое внимание при работе над ним не только на содержание текста, но и на красоту, образность, легкость изложения. А в сочинении-рассуждении присутствуют обязательно три части: это вступление (в которое включаются тезисы), основная часть (примеры и доказательства) и выводы (выражение собственной точки зрения по поводу темы сочинения). Характеризуя миниатюру, отметим, что она состоит из тезиса, а также его пояснения. На данном виде сочинений часто тренируют одаренных ребят для участия в олимпиадах и предметных конкурсах, ведь написать емко и кратко зачастую намного труднее, чем создать стандартную работу, по объему занимающую несколько листов.

Проблемные темы

Темы сочинения бывают различными. Проблемные - это те, в которых ставятся вопросы эстетического, научного или этического характера. В их формулировку зачастую включается сам этот термин ("проблема"), который подскажет вам, Примеры: "Проблема прошлого в поэме "Мертвые души" Н. Гоголя", "Устроит ли счастье героев Толстого героев Достоевского?"

Сопоставительные темы

Сопоставительные предполагают сравнение двух либо более объектов по определенным формулировкой признакам. Обычно включаются в формулировку подобных тем несколько объектов, которые соединены союзом "и". Пример: "Сын и отец Кирсановы в романе "Отцы и дети" И. Тургенева".

Обзорные темы

Обзорные темы предполагают широкий охват материала, зачастую его репродуктивное изложение (то есть пересказ) и описание. Содержание их иногда составляет рассмотрение трансформации объекта со временем. В тему в некоторых случаях включаются сопоставительные элементы, то есть изменение чего-либо во времени. Подобные формулировки подскажут вам, Примеры: "Изображение войны в романе "Война и мир" Л. Н. Толстого", "Москва и москвичи в и др.

Другие виды тем

Раскрывающие особенности мастерства создателя произведения темы требуют хорошего знания понятий литературоведения. Нужно уметь характеризовать героев, видеть особенности повествования, анализировать описания (интерьер, портрет, пейзаж), разбираться в композиции текста. Главное - видеть идейную и эстетическую ценность данных элементов. Пример: "Мастерство Льва Николаевича Толстого в изображении отечественной истории".

Сочинения по цитате предполагают выявление темы данного высказывания, формулирование проблемного вопроса.

Большая часть тем - это смешанные, которые включают элементы вышеописанных видов. Существуют также свободные, которые опираются часто на житейский опыт автора.

Школьников часто интересует то, как научиться писать сочинение-рассуждение. Цель его - убедить в чем-либо читателя, закрепить или изменить его мнение по заданному вопросу. Основой данного вида работы, стержнем его является понятная, четко сформулированная и обоснованная с различных позиций главная мысль, которая должна быть единственной. Отвечая на вопрос о том, как научиться писать сочинение-рассуждение, а также другие виды работ, стоит сказать о некоторых правилах.

Правила, которые помогут вам при создании сочинения

Возможно, кому-то они покажутся не такими важными, но проблема в этом случае вряд ли сдвинется с места. Основные неудачи кроются как раз в невнимании к главным правилам.

Сочинение - это жанр, который отрицает переписывание. Выбирая "сочные" фразы и предложения из готовых сочинений по критической литературе, мы этим совсем не обогащаем его, а лишь занимаемся типичным плагиатом. Делая это, мы так и не узнаем, как писать сочинение по теме произведения. Безусловно, ученики должны обращаться к критике, но только для того, чтобы в нужное русло направить собственные мысли, убедиться, что основная мысль понята верно, схвачена суть проблемы.

Философия произведения, раскрытая другими авторами, может оказать помощь для глубокого понимания темы, для внутренней работы. Однако утверждения, выводы, впечатления и мысли должны принадлежать только одному человеку - непосредственно создателю сочинения. "И все-таки, как научиться писать сочинение по литературе в таком случае?" - спросите вы.

Если вам нужно написать работу по конкретному произведению литературы (что является для школьников самым распространенным вариантом), следует в первую очередь прочитать произведение. Не подойдет для этого лишь краткое содержание. Подлинный интерес к литературе можно пробудить, лишь прочитав оригинал. Краткие содержания отражают лишь поверхностный слой, на основе которого глубокая работа с текстом невозможна. Для того чтобы создать хорошее сочинение, следует самостоятельно увидеть в рассказе, поэме или романе необычный сюжет, глубокий смысл, актуальность и талантливое слово.

Очень полезно читать хорошие работы, созданные другими авторами. Образцы их сейчас можно найти во множестве источников. Они будут полезны, когда мы пишем того, где их можно найти, - специальные пособия, сборники, журналы. Прочитав несколько таких образцов, вы оцените особенности стиля, языка автора, структуру.

И, наконец, последнее правило: никогда не садитесь за чистый лист. У вас в голове обязательно должен быть уже некий план, образ будущего текста. Сложно представлять, что и как следует написать, сидя за письменным столом. А вот, например, когда вы выгуливаете собаку, идете в магазин, моете посуду, можете придумать будущее сочинение. Этот метод стоит попробовать - результат приятно удивит вас.

План

Для того чтобы написать хорошую работу, нужно иметь под рукой план сочинения по литературе. Что же это такое? по литературе неизменно включает в себя следующие три части: это вступление, основная часть и заключение.

Вступление

Цель вступления - предвосхитить то, о чем будет говориться в основной части. Начало сочинения - это место, где вы можете выразить свои чувства и мысли. Вступление "рекламирует" дальнейший текст, увлекает читателей. Здесь будет уместно употребить интересные высказывания, эпиграфы, а также обозначить общее настроение вашей работы. Как известно, самое трудное - начать. Для того чтобы данная часть получилась у вас удачной, необходимо сформулировать в ней ключевые проблемные вопросы - те, на которые можно получить ответ в рамках предложенной вам темы, а затем, выбрав один-два из них, которые вы будете раскрывать в вашем сочинении, обосновать этот выбор. Рекомендуем также привести термины, которые вы будете использовать в ответе, определить их, что покажет их понимание автором. Не нужно бояться Формулируйте смело вопросительные предложения. Начало сочинения (вступительная часть) иногда кратко характеризует либо само произведение, либо эпоху его создания, если предложенная автору тема предполагает анализ отдельного аспекта.

Основная часть

Основная часть - это раскрытие темы сочинения. Например, если это образ героя, следует рассматривать его целостно, при этом не оставляя немаловажные детали "за бортом" - ведь их для чего-то все-таки отметил создатель произведения. Не следует писать, если тема сочинения вами не до конца понята, если где-то потеряна линия сюжета. Возможно, требуется в этом случае перечитать произведение. Не бойтесь задавать вопросы учителю - он лишь одобрит вашу пытливость и интерес. Основная часть должна представлять собой доказательный и развернутый ответ на вопросы, сформулированные вами во вступлении. В ней вы должны убедить читателя в том, что верно поставили их и правильно решаете. Это самая большая по объему часть. На нее следует обратить особое внимание, размышляя о том, как писать сочинение.

Образец мысли, представленный каким-либо критиком, можно развить, если его идея уж очень сильно вам понравилась: представить собственные наблюдения, объяснить ее своими словами. Оцените потом, связана ли она как-то с основной темой вашей работы, с общим текстом. Но все же предпочтительнее прибегать к цитатам, что подчеркнет вашу подготовленность и осведомленность, будет выглядеть этично.

Заключение

И, наконец, заключение. Главная задача данной части - это подвести итоги по вашему рассуждению, представленному во второй части, а также по проблемным вопросам, которые были сформулированы вами во вступлении. Следует обобщить выводы, при этом используя термины и ключевые слова, которые входят в формулировку заданной темы: часто в ней присутствуют такие слова, как "пейзаж", "образ", "композиция", "проблема" и другие. В заключительных выводах повторите их. Помните о том, что вступление и заключение по содержанию во многом повторяют друг друга. Только форма меняется от вопросительной к утвердительной.

Следует отметить, что не во всех случаях нужно применять предложенный нами шаблон. решайте индивидуально. Выбор пунктов зависит от читательской зоркости, степени подготовки, умения определять главное. Однако рекомендуется придерживаться плана, который мы составили, тогда не возникнет сложностей с пониманием того, как научится писать сочинения. ЕГЭ, например, оценивает наличие трех элементов - вступления, основной части и заключения.

Московская область, Новоивановский с.о., район р.п. Заречье

авторский коллектив:

Руководитель авторского коллектива: Плоткин Владимир Ионович
Архитекторы: Гусарев Сергей Александрович, Травкин Андрей, Кузнецова Елена, Васильченко Александра, Бутусов Андрей, Денисова Юлия, Диашева Татьяна, Ильевская Мария, Ковшель Елена, Степанова Анна


Жилой комплекс « Сколково-парк » построен по заказу девелоперской компании Millhouse недалеко от МКАД (до трассы 160 м по прямой), южнее Сколковского шоссе, рядом с , на улице Весенняя посёлка Заречье. Класс - премиум, квартиры большие, от 60 до 130 м 2 , а для жильцов первых этажей предусмотрены собственные небольшие палисадники. Парковка просторная, благоустройство выше всяких похвал, до бизнес-школы пять минут пешком, до иннограда пятнадцать. С точки зрения жизненных благ, комфорта и качества всё прекрасно.

Millhouse принадлежат в этих краях около 600 га земли, включая взятый в долгосрочную аренду и затем благоустроенный парк Мещерский , он же Баковский. К северу от шоссе, в пазухе территории иннограда, Millhouse также обустроил самый большой в Европе гольф-клуб. В будущем заказчик планирует построить на участке между новым жилым комплексом и МКАДом несколько корпусов бизнес-парка. Кроме того, очищена и благоустроена река Сетунь, которая протекает по северной границе территории ЖК: укреплены берега, появилась набережная из лиственницы - она высоко приподнята над водой на сваях, предупреждая половодье. В этих местах, которые теперь у москвичей ассоциируются не столько с заборами элитных особняков, сколько с «тематикой инноваций», - тесновато, но красиво, а «Сколково-парк» так и вовсе выглядит как райский уголок, в немалой степени за счет архитектуры Владимира Плоткина.

Мы рассказывали , в 2010 году. Строительство здания тогда только завершалось по соседству, инноград же существовал , а о ещё и . Тогда мне показалось, что важная особенность проекта Владимира Плоткина - внезапный переход от любимых архитектором прямых линий к кривым, смена пластической парадигмы от линейки к циркулю.

Дугообразная форма очень важна для зданий «Сколково-парка», но она стала, по словам Владимира Плоткина, следствием множества ограничений сложного участка. Коротко говоря, дому пришлось изогнуться таким образом, чтобы получить для своих квартир максимум солнечного света.

Дело в том, что в южную сторону, самую выгодную с точки зрения инсоляции, согласно правилам окружающих территорий, не должно было смотреть ни одно окно жилого комплекса. С востока - шумный МКАД, а самая приятная часть ландшафта - река, расположена с северной стороны. Относительно свободна от ограничений, но тоже не слишком хороша в смысле освещения закатная западная сторона. Поэтому - как архитектор рассказал в своем интервью журналу «Проект Россия» (№77, 2015, с. 41-56), - дуги плана были нарисованы вначале как шутка: сумма размышлений о ракурсах, наиболее выгодных для инсоляции.

Так что «ноги» здания смотрят на юг глухими торцами, каменной круглящейся стеной, и строем каменных «штор», похожих на ребра-контрфорсы, популярные в архитектуре театров и обкомов восьмидесятых. Изгиб защищает, не дает окнам повернуться куда не надо, но в то же время позволяет части «прикрытых» проемов поймать лучи юго-западного солнца. Главные «ловушки для света» - треугольные эркеры, которыми покрыта большая часть фасадов: они отворачиваются, поворачиваются, меняют направление. Дуги плана и эркеры фасадов следует, таким образом, понимать как приемы в большей степени прагматические, позволившие выжать максимум комфорта для жильцов дома премиум-класса - а не самоценные пластические изыски. Вот так.

Так, да не так. Умелый архитектор управляет художественным для пользы практического и наоборот.

Главное, на мой взгляд, достоинство этого дома-комплекса - легкость. Тонкость черт, близкая к эфемерности, хотя и не переступающая грань реального - благородная, даже больше, почти нереальная, модильяниевская какая-то. Ничего инертного, никакой затеснённости и давления массы. Дом тонок, что в общем-то свойственно лучшим модернистским «пластинам», но ещё и изогнут - кружение делает его подвижным за счет постоянного изменения ракурса - если разглядывать корпуса в реальности, бродя вокруг.

Эффект прозрачного кружения на грани эфемерности был одним из моих главных впечатлений от проектных рендеров, которое перекликалось со студийной графикой Владимира Плоткина, где всё прозрачно и летит, а нередко кружится, вращается, как планеты - астрономический, бумажный эффект, крайне сложный для воплощения. Здесь в реализованном здании отчасти удалось удержать эту легкость формы и, как следствие, бытия.

Удивительно, но фотографии, даже самые замечательные, главного достоинства не передают. На них можно разглядеть детали, качество и тонкость исполнения - а корпуса, благодаря заказчику, построены точно так, как было задумано, и отделаны качественно. Для того, чтобы оценить энергетику здания, необходимо увидеть его вживую, так как всё дело - в движении, в постоянно меняющихся отражениях неба и ракурсах, отчего дом становится - как вода, и на него можно смотреть подолгу.

Архитектурная композиция ощутимо театрализована - здание ведёт зрителя, используя приемы барочной сценографии: охватывает авансцену циркумференцией вогнутого фасада, играет лучами «визуальных прострелов», разрезающих изгиб северо-восточной части на отдельные корпуса, открывая между ними, как между кулисами, виды в сторону реки. Стена то отступает, то выходит на первый план, приглашает внутрь, то ведет за собой по дуге, формируя закрытое пространство двора, то открывает взгляду дальнюю перспективу.

Но дело ещё и в том, какова эта стена. Если мы вспомним дома-кольца и дома-змеи шестидесятых, то они как правило сохраняли плотность массы с равномерными клетками окон, что придавало изгибу пластическую основательность, скульптурную материальность, не говоря уже о возможности легко сосчитать этажи.

Здесь с первого взгляда сложно понять, как устроены фасады - перед нами скорее вихрь энергетического поля, но не клетки окон. Дело в эркерах, которые, как уже говорилось, нужны для того, чтобы улавливать больше света. Главные, в основном западные, фасады состоят из них почти целиком, эркеры объединяют где-то два, а где-то три этажа, реже довольствуются одним, сбивая наше восприятие ярусов и масштаба. В местах встречи разнонаправленных пятен эркеры слегка «зацепляются» друг за друга, что делает дом немного похожим на транспортер или велосипедную цепь.

Грани и рёбра разбивают дугообразную поверхность, делают ее составной и лишают присущей дуге скульптурности. Надо ли говорить, что это - одно из любимых авторских решений Владимира Плоткина для круглящихся объемов. Масса в руках архитектора не гнется, как пластилин, а предпочитает «ломаться» на множество составляющих. Кажется, впервые прием ребристого цилиндра был найден в одном из проектов 2008 года для . Более сдержанный вариант гармошки стеклянно-каменных эркеров был опробован в . Совсем недавно тот же ребристый фасад и то же сочетание светлого и темного камня появились в . Ребристость успешно дематериализует фасад, превращая его то в шестеренку, то в складную ширму, - словом, заменяя пластику поворота остротой граней. Она же добавляет неожиданную музыкальность - на выступы хочется нажать, как на клавиши, а их группы, то ровные, то чередующиеся, кажутся окаменевшими аккордами.


С другой стороны, дом не ершится повсеместно, логика материи соблюдена: если вогнутые фасады собраны «складками» эркеров, то выгнутые, особенно - внешний, обращенный ко МКАДу восточный фасад «натягивается» и круглится гладко. Здесь у дома «спина», тыльный фасад, и следуя логике режиссуры ансамбля, его будут рассматривать в последнюю очередь.

Другая особенность - соотношение стекла и камня. Их примерно поровну, а камень к тому же - двух видов, светлый известняк и темный, серовато-коричневый, первый играет главную скрипку, второй подчеркивает тени и даже рисует их собой, компенсируя недостаток контрастного солнца в нашей полосе посредством своеобразной архитектурной гризайли (это тоже любимый авторский прием - на доме в Чертаново, архитектурно совершенно ином, можно увидеть элементы похожей «гризайли»).

Важно то, что гризайль - в сущности графический, а не объемный прием; это прием имитации объема средствами плоскости. Камень и дальше ведет себя скорее графично, не подчеркивая собственной массы. Плашки камня плывут в холодноватой плоскости стекла, как листья по воде, образуя общий паттерн со стеклом - триплексом с легким зеркальным эффектом, защищающим жителей от соседских взглядов. И хотя на первом фасаде больше стекла, а во дворе больше камня, это не слишком изменяет ситуацию - в формировании треугольных выступов два материала участвуют, в конечном счете, наравне. Получается, что разница между стеклом и камнем - в нюансах прозрачности, то есть не слишком существенна, и такой подход совершенно, я бы даже сказала декларативно аклассичен.

Впрочем привычное тектоническое амплуа камня не то чтобы совершенно проигнорировано. На главном фасаде западного корпуса камень образует мега-раму из карниза и нескольких вертикальных тяг, похожих на опоры гигантского ордера, но расставленных редко, тонких и обращенных наружу не выпуклостью фуста, а легким уступом, похожим на раскрытую книгу, всем своим видом подчеркивая условность «колоннады». Между тем так или иначе, а отзвук колоннады - есть, что превращает дугу в циркумференцию и вызывает ворох ассоциаций, от античных до усадебных.

Подхватывает тему другая колоннада - поменьше, в два ряда и прозрачная, помещенная на кровле стеклянного общественного центра. Функционально, по-видимому, она будет террасой ресторана. Образно же это - анти-башня, акцентирующая вход во двор, с одной стороны, и с другой стороны - беседка-милавида, родственная колонным ротондам в парках на возвышении, и подобная, к примеру, «колоннаде Аполлона» в Павловске.

Как будто на наших глазах происходит трансформация усадебного дворца с парком в современный дом - закружилось, поехало, одно выросло, другое - утоньшилось и уменьшилось, и вот уже ностальгические фрагменты вплавлены в новую структуру. Так находишь античные рельефы в стенах римских дворов. Интересно, что все эти классические ноты, с одной стороны, вовсе не противоречат целому, так как еще послевоенный модернизм хорошо знал, как интегрировать в себя колонны, не подчиняясь классике. А с другой стороны, они присущи только первому корпусу, что придает ему ещё больше кулисной театральности. Он - в некотором роде занавес, встречающий зрителей, а дальше уже - шестрёнки жизни.

Тонкую, прозрачную осеннюю ностальгию по утраченному покою золотого века, будь то подмосковная усадьба или фантастическая Аркадия, поддерживает благоустройство территории. Надо сказать, что название «Сколково-парк» обосновано не только близостью Мещерского парка, территория жилого комплекса - достаточно большая, и застроена не плотно, а достаточно деликатно по нашим временам, оставляя жителям много «воздуха». Первый проект благоустройства был сделан ТПО «Резерв». Затем заказчик провел конкурс, который выиграло английское бюро Hyland Edgar Driver. Владимир Плоткин высоко оценил тот вариант благоустройства, который предложила и реализовала британская компания - и действительно, это очень тщательно спланированный, красивый и тоже - лёгкий для восприятия, комфортный и не перенасыщенный ландшафт. Парк засажен растениями, которые цветут по очереди и меняют окраску листьев, регулярно освежая картину ландшатфа; газоны снабжены мягкой геопластикой; всё освещено мягким отраженным светом, который не слепит глаза.

Но для меня самые интересные, ключевые элементы сада-парка на территории жилого комплекса - два амфитеатра, которые английские архитекторы расположили в тех местах, где в ландшафтном проекте «Резерва» были задуманы искусственные пруды. Это места, предопределённые архитектурой здания. Первый пруд был расположен в месте установки циркуля, нарисовавшего дугу главного фасада. Англичане превратили его в зелёный амфитеатр, крайне обаятельный: поросшие травой ступени совершенно определенно напоминают о театрах античных городов, но не гламурных отреставрированных, а подлинных, разрушенных чередой землетрясений, где каменные скамьи сместились или вовсе утрачены, а ступени остались. Что входит в резонанс с контурной колоннадой фасада, подталкивает мысли гуляющего, делая прогулку непраздной.

Второй амфитеатр отмечает место встречи двух главных лучей зрения, рассекающих корпуса и обращенных в сторону Сетуни - это точка с лучшим видом. Травянистые ступени ограждены бордюрами и Millhouse подумывают настелить здесь скамьи. Ещё одна ландшафтная находка: небольшой холм с восточной стороны успешно гасит шум трассы МКАДа, во всяком случае, для первых этажей.

Если же мы оторвемся от созерцания парковых красот и вновь оглянемся вокруг, посмотрим шире, то нельзя не заметить, что окрестности Сколковского шоссе сейчас находятся в острой стадии периода трансформации. Раньше здесь, как вдоль Рублевского шоссе, были в основном заборы - да и сейчас, стоит чуть свернуть в сторону, оказываешься в их ущельях. Это известное подмосковное впечатление, эмоционально тяжеловатое, что сказать. Забор есть и у «Сколково-парка», но другой - прозрачный, созвучный идеологии проекта - легкой, непринужденной. Дом, и за ним и его «сад» не скрываются в раковине замка, а разворачиваясь на просторе, вдыхают полной грудью, как бы произнося поутру: ах, как хорошо! А что ещё нужно человеку.

Уметь правильно писать сочинение очень важно. Оно по-прежнему играет большую роль в среднем образовании. Задание входит в ГИА по русскому языку, а данный экзамен всем нужно успешно пройти в 9 классе. Также сочинение пишут в части «C» ЕГЭ по русскому языку, обществознанию, литературе. В ходе обучения в средней школе сочинениям уделяется большое внимание, ученики пишут их регулярно. Написание сочинения отражает общие навыки учащегося: владение языком, грамотность, умение чётко, связно и последовательно излагать свои мысли, выстраивать логику повествования. Ученики не только показывают уровень знаний, но и демонстрируют свою личную позицию, способность доказывать и аргументировать собственное мнение.


Пишем сочинение: грамотно, исчерпывающе, логично. Общие рекомендации
Сочинение оценивают по целому ряду параметров. Иногда причиной сниженной оценки может стать неаккуратная тетрадь, плохой почерк, недостаточное раскрытие темы. Необходимо учитывать множество факторов, работая над черновым вариантом сочинения и оформляя чистовик. Выполните несколько рекомендаций, чтобы достичь лучших результатов.
  1. Максимально тщательно выбирайте тему сочинения, если она не обозначена в задании. Нужно писать о том, что хорошо вам знакомо. Желательно ориентироваться в предмете не поверхностно, а глубоко, знать детали.
  2. Пользуйтесь проверенными источниками. Книги следует брать в библиотеках, академические издания. Электронные версии могут содержать ошибки и неточности. Не обращайтесь к кратким содержаниям, также не стоит сразу начинать подготовку к написанию сочинения с чтения критики, научных статей. Самое главное – ознакомиться с первоисточником и составить о нём личное мнение.
  3. На итоговой аттестации необходимо придерживаться заданного объёма. Сочинение в ЕГЭ по русскому языку должно содержать не менее 150 слов, 50 слов – минимум для сочинения в ГИА.
  4. Следите за почерком, осторожно обращайтесь с тетрадью, листами бумаги. Пишите аккуратно и разборчиво, избегайте исправлений.
  5. Тщательно отнеситесь к составлению плана, написанию черновика.
  6. Продумайте заглавие работы, если тема свободная. Заголовок сочинения отражает его тему и идею. Можно придумать проблемный заголовок, заглавие-вопрос.
  7. Используйте цитаты, факты биографии автора. Хорошо, если в сочинении будет удачная ссылка на критику. Все сведения должны быть уместны, соответствовать теме.
  8. Обязательно следите за логичностью повествования. Каждое предложение связывайте с предыдущим, избегайте резких переходов и обрывов мысли.
  9. Разделяйте сочинение на смысловые абзацы: так оно лучше воспринимается. Преподавателю вы продемонстрируете умение выделять смысловые части в тексте.
  10. Продумайте композицию. Оптимальный вариант – кольцевая композиция, когда начало и конец текста перекликаются, связаны прямой или обратной связью. Например, вопрос-ответ, тезис-антитезис, тезис-тезис.
  11. Помните: тема должна быть полностью раскрыта. Даже сжатая форма изложения не помешает привести основные доказательства, аргументы, выразить собственное мнение и главную идею сочинения.
  12. Тщательно следите за грамотностью. В тексте не должно быть логических, лексических, смысловых, пунктуационных, орфографических и прочих ошибок. Используйте только те слова, смысл которых точно знаете. Составляйте в меру усложнённые предложения. Если есть возможность (например, сочинение задано на дом), обращайтесь к справочной литературе, учебнику.
Учитывайте общие принципы написания сочинения, тогда вам будет легче выполнять данное задание. Рекомендации помогут сделать сочинение грамотным, логичным, исчерпывающим.

Написание сочинений разных типов. Несколько нюансов

Сочинения могут отличаться в зависимости от темы и жанра. Все темы можно условно разделить на три типа:

  • тема-вопрос;
  • тема-суждение;
  • тема-понятие.
Основа сочинения заложена в формулировке темы, а от её типа зависит специфика работы по написанию текста. Традиционно считается, что наиболее простой для раскрытия является тема-суждение. В ней заключена идея текста, вы же только подберёте исходя из неё аргументы и доказательства. Не понадобится самостоятельно формулировать идею, определять проблему. Правда, творчески ориентированные ученики предпочитают иметь большую свободу при написании сочинения и не очень любят столь жёсткие рамки, создаваемые темой-суждением.

Тема-вопрос позволит вам раскрыть личное мнение, сформулировать идею и привести собственные аргументы. Работа более сложная, зато предоставляет свободу действий и открывает широкие возможности проявить себя. В сочинении-рассуждении потребуется обоснованно высказать собственное мнение, сделать в конце выводы, обобщение.

Когда сочинение пишется по теме-понятию, вам придётся самостоятельно выбрать направление текста, определить проблему и сформулировать идею. Например, если предлагается проанализировать образ конкретного героя произведения, можно выбрать метод исследования: раскрыть одну основную черту, объяснив, почему именно она является определяющей, или дать комплексный анализ.

Чтобы правильно писать сочинение, нужно создавать текст в соответствии с заданным жанром. Выделяют три основных жанра сочинений, каждый из которых имеет свои отличительные признаки.

  1. Сочинение-повествование. Текст представляет собой рассказ о явлении, событии, человеке. Начните его с завязки, затем плавно переходите к кульминации, а заканчивайте сочинение развязкой. Для написания потребуется собрать и обработать материал, который и станет основой текста. Важно выбирать основные моменты, наиболее яркие детали, отделять существенное. Не стоит пересказывать текст произведения.
  2. В сочинении-описании понадобится логично и последовательно перечислить основные признаки предмета, явления, процесса, человека или животного. В итоге у вас должен получиться наглядный образ, раскрывающий описываемый предмет с разных сторон, позволяющий читателю хорошо его представить. Желательно составить план и потом работать по нему.
  3. Сочинение-рассуждение строится по классической композиции. Раскройте тему, обозначьте проблему, выдвиньте тезисы и несколько аргументов. Необходимо хорошее знание материала, умение доказывать собственное мнение, делать логичные выводы.
Знание нюансов написания сочинений разных жанров поможет создать грамотный текст, соответствующий заданному направлению.

Как написать отличное сочинение? Алгоритм
Как правильно писать сочинение? Очень важно придерживаться конкретного алгоритма, все действия производить в определённой последовательности. Выполняя инструкции, вы сумеете грамотно изложить свои мысли и целиком раскрыть тему сочинения.

  1. Полностью сконцентрируйтесь и сосредоточьтесь на работе. Вас ничто не должно отвлекать. Если есть необходимость, работу можно разделить на два этапа, но основное следует выполнить без перерыва: прочитать нужные материалы, составить план и черновик.
  2. Если вам требуется самостоятельно сформулировать тему, уделите этому достаточное количество времени. Тема должна полностью соответствовать сочинению, именно её вы будете раскрывать в тексте, аргументировать свою позицию по ней.
  3. Тщательно обдумайте заданную тему. Вспомните произведение, факты из биографии автора, запишите цитаты.
  4. Определите основной круг проблем по теме и найдите среди них главную.
  5. Подумайте, как именно вы будете раскрывать тему и анализировать проблему сочинения. Сформулируйте в нескольких предложениях ваше собственное мнение и запишите его.
  6. Кратко запишите по пунктам, что бы вы хотели отразить в сочинении. Должно получиться минимум 12-15 предложений.
  7. На данном этапе вам потребуется перечитать все черновые материалы. Постарайтесь найти что-то новое, ранее незамеченное. Возможно, какая-то сторона проблемы от вас ускользнула. Помните – сочинение должно максимально исчерпывающе раскрывать тему.
  8. Теперь можно приступать к составлению плана. Продумайте композицию сочинения. В сочинении должны присутствовать вступление, основная часть, ваша позиция, авторская позиция, аргументы, заключение и выводы. Учитывайте заданный объём. В плане укажите для каждого пункта несколько тезисов, но не дублируйте черновик полностью.
  9. Составьте черновой вариант сочинения. Излагайте мысли грамотно, последовательно, следите за логикой повествования. Не забывайте об аргументах и доказательствах, желательно использовать цитаты.
  10. Внимательно перечитайте черновик, внесите дополнения. Полностью проверьте его на наличие ошибок, смысловых несообразностей, логических сбоев.
  11. Аккуратно перепишите сочинение. Сверяйтесь с черновым вариантом, чтобы не упустить предложение или абзац.
  12. Желательно сделать небольшой перерыв, а после него перечитать и проверить текст ещё раз.
Используйте данные рекомендации и алгоритм, чтобы писать грамотные, логичные и содержательные сочинения.

Прочитав сочинение, можно сделать вывод о характере человека, его общем кругозоре. Те, кто хорошо пишет сочинения, чаще всего так же грамотно и ясно излагают мысли в устной речи. Важно писать сочинение правильно, чтобы дать объективное представление о себе и своих способностях, двигаться и развиваться дальше.