Сергей Александрович Есенин занимает особое место в русской литературе. Нет человека в России, который не знал бы строки «Белая береза под моим окном», «Гой ты, Русь, моя родная». Творчество Сергея Александровича проникнуто чувствами любви к Родине, природе, деревне и т. д. Певучие мотивы лирики, легкость рифмы делают стихотворения Есенина быстрыми для запоминания.

Особенность лирики Есенина в описании природы, Родины – отсылка к устному народному творчеству. Множество образов, жанров использовал поэт в произведениях. Например, в произведении «Гой ты, Русь, моя родная» слышны мотивы русской народной песни. Почти вся деревенская лирика Есенина построена на основе бытовых песен, частушек и т. д. Часто описывал в своих стихотворениях разные обряды русского человека. Например, в стихотворении «Матушка в купальницу по лесу ходила» описан день на Ивана Купала.

Самой главной особенностью лирики Есенина является, конечно, обилие изобразительно-выразительных средств. Они создают особую лиричность, образность. Самый излюбленный поэтом прием – олицетворение природы. В стихотворении «Береза» заря лениво обходит природу. Читая стихотворение «Зеленая прическа», мы понимаем, что Есенин описывает природу как юную девушку. Автор часто ассоциирует себя с природой. Например, в стихотворении «Заметался пожар голубой» Есенин говорит, что он, как запущенный сад.

Насыщенна лирика Есенина и необычными метафорами, эпитетами, сравнениями. Отдельное место в лирике занимают «цветные» эпитеты. Есенин любил описывать красочность природы: месяц голубой, береза белая. Часто осенняя природа у поэта покрывается золотом: «листва золотая», «золотая роща». Удивительны метафоры в описании природы: «морда месяца», «дым половодья», «косы-ветви». Сергей Александрович сравнивает Родину с любимой матерью, ассоциирует Русь с родным человеком.

Безусловно, ещё одной особенностью лирики Есенина является чувственное восприятие любви. Безрассудно, полностью отдавался поэт этому чувству. Любовь всегда страстная, пылкая: «зацелую допьяна, изомну, как цвет». Женщина часто ассоциируется с природой: «на закат ты розовый похожа». Только в сборнике «Москва кабацкая» Есенин обращается к женщине пренебрежительно, но в то же время и преклоняется перед ней.

Вся лирика Есенина представляет собой тонкое, чувственное восприятие мира. Стихотворения легкие, лиричные, но в них заключено множество приемов. Автор проповедует идеи доброты, любви, гуманизма.

“Тихо льётся с клёнов медь густая, отзвенели жаворонки всласть…”, - что это? Музыка? Стихи? Песня?

Да, я слышу в этих трогательно нежных словах и мелодию осени, и плавный, в тон музыке, ритм стиха, и мотив грустной песни о чём-то уходящем…

Видите, одна строка рождает столько чувств, раздумий, а сколько образов возникает в мыслях!

Это приятно, как-то тревожно и умиротворённо вторгается в мир человека. Это – есенинское: его мир, его чувства, его настроение. Что может быть интереснее, загадочнее, к чему так может потянуться пытливая человеческая душа, как ни к поэзии талантливо одарённого поэта?!

Мне хочется рассказать о языке Есенина. Я люблю Есенина за то, что подарил он миру свою звонкую чистую лиру, воспев в своих стихах человеческое, привязанность к родимому дому, к родной земле с запахами свежескошенного сена, с запахами душистых от знойного дня вечерних закатов.

Люблю его за “звонкие, голосистые” стихи, по словам Блока. Сама я бы сказала о его стихах, что они голубые и какие-то незащищённые, по-детски порой наивные, нежные, искренние. Они заставляют трепетно биться сердце, “ощущать” любовь к своей маленькой родине, к тому месту, где ты родился, где памятно всё: дом с сосновым крыльцом, колодец с чистой родниковой водой, белые берёзы, посаженные в день твоего рождения – всё это воспето рязанским пареньком и входит в мир души навечно, пока бьётся сердце:

Синий май, заревая теплынь.
Не прозвякнет кольцо у калитки…

Не о сегодняшнем ли майском дне, не о моём ли доме, где у крыльца “черёмуха в белой накидке” писал Сергей Александрович восемьдесят с лишним лет назад? Цветёт сейчас черёмуха, ажурно заглядывая в окно, вея сладким тонким ароматом…

О Есенине хочется говорить именно весной, потому что его поэзия – весенняя, обновляющая человека, и такая понятная:

Там, где капустные грядки
Красной зарёй поливает восток,
Кленёночек маленький матке
Зелёное вымя сосёт.

Разве это не о человеческом, не об извечном материнстве, не о вечности бытия?..

Это и будет моё вступление, объясняющее любовь к поэту “золотой бревенчатой избы”, по-моему, эта тема занимает видное место в его творчестве и жизни.

А теперь поговорим о своеобразии его языка в поэзии.

Своеобразие языка его поэзии (по мнению М.М.Бахтина, прочитавшего лекцию в 1927 году о творчестве С.Есенина), является соединение народного с литературным. Здесь он приближается к стихам Блока, посвящённым Родине. Отличает его от Блока наличие более областного, крестьянского элемента: “Утром, в ржаном закуте…”.

Слова Есенина в поэзии, в контексте преображаются. Это достигается характером его метафоры. Метафора Есенина близка к блоковской. Она предметная, стремится выдвинуть предмет:

Тихо в чаще можжевеля по обрыву,
Осень – рыжая кобыла – чешет гриву…

От такой метафоры предмет – осень выступает выпукло, образно, даже осязаемо.

Но вместе с тем Есенин добивается громадной “вживаемости” своей поэзии в сознание читателя через такой приём, как сближение “низких” предметов с “высокими”. Никаких инстанций между ними нет. Низкие предметы он берёт без самого низкого оттенка, а предметы высокие берёт в том стиле, где не выступает их высокая сторона.”В символе более высоком даётся его преломление в предмете, а низкий изымается из прозаического контекста, возводится выше своего обычного ранга.

В хате нет всего того, что делает её низкой, нет пауков, тараканов; солнце же даётся не само по себе – величавое светило – а проникшее в избу или отражённое в луже. Здесь разница с Блоком, у которого высокое ещё выше, а низкое ещё ниже”.

У Есенина равнодостойность, содружество предметов, а не резкий мезальянс: “Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег”.

Прозаическое - собачьи глаза и космически высокое – золотые звёзды – равноправно соседствуют и взаимопроникают.

Или: “Показался ей месяц над хатой одним из её щенков ”.

С языком связана и ритмика. В одном случае она лёгкая, в другом высокая. Одно слово легко скользит, другое тяжело, медленно плетётся вперёд:

“Принимаю – приди и явись,
Всё явись, в чём есть боль и отрада…
Мир тебе, отшумевшая жизнь,
Мир тебе, голубая прохлада”.

Эти мысли, облечённые в метафору и эпитеты, - щемящая умиротворённость – тяжеловато “ползут” по строчкам и так же тяжело “заползают” в душу, наполняя её тревогой, напоминая о бренности жизни.

Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти берёзке каждой
Ножку рад поцеловать.

Стихи идут легко, а единственная метафора обогащает строфу, наполняет её богатым смыслом: усиливается патриотическое чувство, через интимное – патриотическое.

Что и говорить…Есенин – это ведь и широкое поле во все глаза, это и тёмная кромка леса у горизонта, по краю того поля, это – тонкий молодой месяц над тёмной кромкой того леса…И конечно же, “дальний плач тальянки, голос одинокий – и такой родимый, и такой далёкий”.

Эпитеты, они тоже чисто есенинские, оценочные, символы-эпитеты (голос одинокий), согретые его теплом, несущие в себе эмоциональное начало автора.

Главной темой поэзии Есенина является тема деревни, в центре которой стоит изба и избяная жизнь, космически “высокие” ценности воплощаются в образе избяной линии, переводятся на избяной язык, надо всем доминируют сложные и тонкие отношения между вещами избы, например, с образом печи. И у Клюева, например, современника Есенина, избяной мир. Но если у Клюева в печи дан символ мирового космического целого, избяной религии, имеющей мифологическое значение, то у Есенина преобладают лирические тона. Поэтому его поэзия интимна и человечна.

Пахнет рыхлыми драчёнами,
У порога в дёжке квас.
Над печурками точёными
Тараканы лезут в паз.

Во втором периоде творчества преобладает городская тема. Мастерство поэта стало выше. Он научился в глубоко личном отражать общее социальное явление: уход старой России, которую он любил. Это сказалось в языке. Появилось много символов, какой-то даже “неразберихи”, цыганщины в языке, символическое углубление.

Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Вслушайтесь в мелодию следующих строк:
Несказанное, синее, нежное.

Синее – синий – любимый цвет Есенина – и ещё голубой. Эти цвета-символы усиливают ощущение необъятности голубых просторов России (“синь, упавшая в реку”, “ на небесном синем блюде”, “летний вечер голубой”, “заметался пожар голубой”).

Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе, а чтобы полнее раскрыть мысль, содержание. Реальность, конкретность, осязаемость характерны для образного строя языка поэта. Стремление к овеществлению образа – один из важных моментов своеобразия его стиля.

Вспомним есенинский месяц. Он резвится в поле: “ягнёночек кудрявый – месяц гуляет в голубой траве”, радуется скорому приходу зимы: “рыжий месяц жеребёнком запрягался в наши сани”, купается в реке: “а месяц будет плыть и плыть, роняя вёсла по озёрам”.

Есенин часто прибегает к приёму олицетворения: “вербы – плачут”, “тополя – шепчут”, “туча кружево в роще связала”, “пригорюнились девушки-ели”, “плачет метель, как цыганская скрипка”.

В его поэзии нас покоряет удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа. “Это моя особенность, и поэтому у меня можно учиться так же, как я могу учиться чему-нибудь другому у других”, - говорил Есенин.

Вот пример дивного соединения чувства со словом. Когда я читаю эти строки, меня охватывает какая-то обволакивающая чистота, что-то шепчущее, трепетное разливается везде, и создаётся это, по-моему, необычностью соседствующих рядом слов, эпитетов:

Свищет ветер, серебряный ветер, в шёлковом шелесте снежного шума.

Эти строки меня волнуют, как волнует одна строка из тургеневского романса “В дороге”. Вот она.

“Слушая говор колёс неустанных, глядя задумчиво в небо широкое”. Небо не высокое, не далёкое, а широкое. Как это ёмко, необычно и очень поэтично, а значит и влечёт к размышлению, порождает образные видения.

Всё есть в словаре Есенина: и фольклорные, и библейские выражения, и просторечия: “старый кот к махотке крадётся”, и вульгарно-бранные выражения, стилистически сниженные выражения, характерные для цикла “Москва кабацкая” - не буду приводить примеры – этот цикл не к душе, он вызывает во мне щемящее чувство, боль за человека. Есенин здесь очень молод, и я представляю, как обидно ему за самого себя, что “годы молодые с забубенной славой отравил он…горькою отравой”, что “были синие глаза, а теперь поблёкли”.

Нельзя не сказать и о фразеологии в поэзии Есенина. Особенно она широко используется в воспевании Руси советской:

Я буду воспевать всем существом в поэте

Шестую часть земли
С названьем кратким Русь.

Чтобы выразить деревенский уклад, образ матери поэт употребляет просторечно-бытовые фразеологизмы. Эти обороты выполняют оценочно-характеристическую функцию:

Теперь сплошная грусть,
Живём мы, как во тьме ,
У нас нет лошади.
Но если б был ты в доме,
То было б всё”.

У Есенина много фразеологических единиц в “Песнях” его. В них много устойчивых штампов, принадлежащих к сугубо эпистолярному жанру. Они придают всему повествованию подлинное звучание письма: “И вот теперь я сообщить вам мчусь , каков я был, и что со мною сталось!”

“Письма” вбирают в себя и разговорно-бытовую фразеологию, с помощью которой поэт делится своими огорчениями, сокровенными думами и радость вновь обретённого счастья:

Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

Почему так нравятся многим стихи Есенина? За открытость, за использование фольклорных вкраплений в повествование, за откровение, необычность метафор и эпитетов, сравнений, фразеологии, так украшающей его поэзию, делающей её неповторимой:

Мать честная! И как же схожи!
Снова выплыла боль души.

К своеобразию художественного мастерства поэта можно отнести и историко-революционную тему с гражданским пафосом; обращение Есенина к традициям Пушкина.

О нём можно говорить бесконечно, а вывод таков, что своим удивительным по художественной выразительности, ёмким, пластичным языком передал нам поэт своё мироощущение, великую любовь к Родине.

Где можно использовать этот материал? Конечно же, на уроках литературы в 11 классе, только слишком мало часов отводится на творчество С.А.Есенина, поэтому можно использовать этот материал и во внеклассной работе.

Литература

  • Русский язык в школе, №4, 1986 г, стр.62. Малиновская “Место и роль фразеологии в поэзии Сергея Есенина”.
  • Сергей Есенин. Стихотворения и поэмы. “Детская литература”, 1973 г.
  • Альманах “Поэзия – 85”, стр.28-32.
  • В истории развития национального литературного языка в XX веке роль Есенина как новатора была неоспоримой. Русский классик, выходец из крестьянства, продолжая великое дело Пушкина, Гоголя, Толстого, ещё далее в поэзии «раздвинул границы» народного языка. Образно-речевое начало в Есенине, его орнаментальный стиль, «чувство Родины» определили суть его творчества. Открытия, которые произошли в литературном языке в XX веке, непосредственно связаны с новаторскими достижениями Есенина. Это особенно ярко проявилось в его стиле. Впитав в себя традиции народной культуры, он передал этот опыт, развив и обогатив его, новым поколениям.
    Лирика Есенина, по его собственным словам, «жива одной большой любовью – любовью к родине» и воспитывает самые чистые, высокие нравственные и патриотические чувства. Сокровенное и всепоглощающее «чувство Родины» с первых шагов творческого пути Сергея Есенина определило для него отношение к миру, человеку и литературе.
    формах.
    Система ценностей в поэзии С. Есенина едина и неделима, все её компоненты связаны между собой и, взаимодействуя, образуют единую, целостную картину лирического произведения. Для передачи состояния души лирического героя, его характера, описания картин природы «Родины любимой», а также для передачи своих чувств и мыслей поэт использует изобразительные, выразительные, эстетические возможности художественного стиля.
    Первый сборник стихов есенина вышел, когда поэту было всего 20 лет. В ранних стихах С. Есенина мы встречаем много таких зарисовок, которые можно назвать маленькими лирическими этюдами или картинами деревенской жизни. Сила Есенинской лирики заключается в том, что в ней чувство любви к Родине выражается не отвлечённо и риторично, а конкретно, в зримых образах, в картинах родной природы. Часто пейзаж не вдохновляет. Поэт с болью восклицает:

    Край ты мой заброшенный,
    Край ты мой, пустырь.
    Но Есенин видел не только печальный пейзаж, безрадостные картины; он видел Родину и другой: в радостном весеннем убранстве, с пахучими цветами и травами, с бездонной синевой небес. Уже в ранних стихах Есенина звучат признания в любви к России. Так, одно из наиболее известных его произведений – «Гой ты, Русь моя родная…».Одним из наиболее ранних стилистических приёмов Есенина было написание стихов языком, тяготевшим к древнерусской речи (например, «Песнь о Евпатии Коловрате»). Поэт использует для построения образов древнерусские названия, он использует как изобразительное средство такие древние слова Ещё одна группа стилистических приёмов Есенина связана с установкой на романинтизацию деревенского бытия и со стремлением выразить красоту сильного лирического чувствования (например, чувства восхищения природой, влюблённости в женщину, любви к человеку, к жизни), красоты бытия вообще.

    Поэзия Есенина живет потому, что в
    ней читатель находит близкие ему
    картины родной природы и милые сердцу
    чувства большой, бескорыстной и
    непроходящей любви к своей великой Родине».
    И.С. Эвентов

    Сергей Есенин прожил всего тридцать лет, но его творческое наследие содержит большое идейно-художественное богатство. В нем отразились противоречия, искания, сложная психология человека переходного времени. Все темное и мучительное, что посещало поэта, в конечном счете было связано со вчерашним днем, с тем, что уходило в сумерки истории. Все светлое и чистое в его поэзии, все его надежды и радости имели своим источником яркое утро революционной России - первую страницу новой истории человечества,

    Поэзия Ксенина уходит своими корнями в глубокую народную почву. Это со всей очевидностью сказалось и в художественных особенностях его поэзии, тесно связанных с народным поэтическим творчеством.

    Характерной особенностью русского фольклора является принцип психологического параллелизма: окружающая природа тесно связана с мыслями и чувствами человека, она как бы разделяет с ним радость и горе, сочувствует ему, остерегает его, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. Эта исторически сложившаяся особенность русской народной поэзии лежит в основе всей лирики Есенина. Поэт постоянно обращается к русской природе, когда высказывает самые сокровенные мысли о себе, о своем месте в жизни, о своем прошлом, о настоящем, о будущем. «Скоро мне без листвы холодеть», «Языком залижет непогода прожитой мой путь», - говорил он в час горьких раздумий. Изображение собственных переживаний через картины родной природы приводило к ее очеловечиванию: «Отговорила роща золотая березовым веселым языком», «Спит черемуха в белой накидке», «Где-то на поляне клен танцует пьяный», «Зеленокосая, в юбчонке белой стоит береза над прудом...» Такой принцип изображения необычайно приближает природу к человеку, заставляет особенно горячо полюбить ее.

    У русской природы Есенин позаимствовал и многие краски своей поэзии. Он не просто копирует их, каждая краска имеет свой смысл и содержание, в результате чего достигается цветовое отражение чувства.

    Синий и голубой - эти цвета наиболее часто встречаются в русской природе, это - цвет атмосферы и воды. В поэзии Есенина синий цвет символизирует покой и тишину, душевное равновесие; человека: «Несказанное, синее, нежное...», Тих мой край после бурь, после гроз...». Голубой цвет передает радостное ощущение простора и свободы: «голубое поле», «голубые двери дня», «голубая звезда», «голубая Русь...»

    «Алый цвет мил на весь свет», - гласит народная поговорка. Этот любимый Есениным цвет всегда обозначает в его поэзии девственную чистоту, незапятнанность, непорочность чувства («Выткался на озере алый цвет зари...»). Розовый цвет символизирует юность и «свежую розовость щек», «помыслы розовых дней...». Незабываем «розовый конь» Есенина.

    Эти краски-символы весьма характерны для поэта-романтика, который использует цвета не столько в прямом, сколько в условном значении. В цветовом отображении мыслей и чувств кроется одна из причин сильнейшего эмоционального воздействия лирики Есенина.

    Связь его поэтики с народным творчеством наиболее заметна в использовании загадок, пословиц, поговорок.

    В основе народной загадки всегда есть зерно образа. Есенин хорошо чувствовал это и широко пользовался метафорическим строем народных загадок.

    Есенин не просто повторял загадки, он развивал тот метафорический принцип, который в них заложен, подвергал их оригинальной поэтической обработке. Существует известная загадка о солнце: «Белая кошка лезет в окошко». Мы встречаем у Есенина ее прямое использование: «Ныне солнце, как кошка...» Ho в то же время на основе этого сравнения он создает производный поэтический образ, передающий картину вечерней зари: «В тихий час, когда заря на крыше, как котенок, моет лапкой рот...» Можно не сомневаться, что «заря-котенок» ведет свою родословную от «солнца-кошки» .

    Несомненна связь Есенина и с народными пословицами, поговорками, в которых отразилась одна из ярчайших особенностей русского фольклора - афористичность языка.

    На этом богатейшем художественном материале воспитывалось не одно поколение русских писателей, начиная с Грибоедова, Пушкина и в особенности Некрасова. Каждый из писателей по-своему осваивал это великое наследие. В творчестве Есенина нетрудно заметить прямое следование пословицам и поговоркам. Так, в основе его строк «Горит в саду огонь рябины красной, но никого не может он согреть» несомненно лежит поговорка: «Светит, да не греет». Ho поэт не остановился на подобных перифразах.

    Лиризм и эмоциональность поэзии Есенина повлекли за собой своеобразное использование афористического склада русской речи, с таким блеском отраженного в пословицах и поговорках. Формулы чувства - так можно назвать афоризмы Есенина, проникновенного лирика. Эти формулы скрепляют его стих, придавая ему огромную силу художественного воздействия, делают его особенно запоминающимся: «Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок», «Кто любил, уж тот любить не может, кто сгорел, того не подожжешь», «Коль нет цветов среди зимы, то и жалеть о них не надо...».

    С народно-поэтическим творчеством поэзию Есенина сближает наивность его лирики. He случайно многие его стихотворения положены на музыку.

    «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве», - говорил Есенин. Эта любовь и эти чувства ярко запечатлелись не только в содержании его лирики, но и в самой его поэтике, органически связанной с поэтикой народа.

    Поэзия Есенина с большой романтической глубиной воплотила мир человеческих чувств, вызванных небывалой ломкой общественной жизни России, она запечатлела сложный, трудный, противоречивый процесс становления сознания широких народных масс, вовлеченных в революционное переустройство действительности. Интерес к внутреннему миру человека, к его раздумьям, чувствам, психологии, изменяющейся в ходе строительства новой жизни, как и постоянное неустранимое стремление выразить это искренне, правдиво, каждый раз толкало поэта к отбору все новых и новых стилевых средств.

    Преодолевая многочисленные влияния и противоречия, Есенин утверждал своим поздним творчеством такие художественно-эстетическое принципы изображения жизни, которые утвердились и получили развитие в литературе социалистического реализма.

    Поэзия Есенина - неотъемлемая часть национального художественного творчества. Она эмоционально-психологически отражает наиболее сложную эпоху общественной жизни. Вот какие общие выводы о поэзии Есенина можно сделать, читая некоторые его произведения. Несмотря на сложность жизненных исканий Есенина, он все же нашел свою дорогу, идя по пути революции, по пути коренных преобразований России. Он осознал красоту России новой, идущей на смену его, есенинской России. Есенин - поэт, стоящий на распутье между старым и новым, несмотря на это, лирика его трогает наши сердца своей искренностью, любовь к Родине, глубиной чувств.

    В истории развития национального литературного языка в XX веке роль Есенина как новатора была неоспоримой. Русский классик, выходец из крестьянства, продолжая великое дело Пушкина, Гоголя, Толстого, еще далее в поэзии «раздвинул границы» народного языка. Образно-речевое начало в Есенине, его орнаментальный стиль, «чувство Родины» определили суть его творчества. Открытия, которые произошли в литературном языке в XX веке, непосредственно связаны с новаторскими достижениями Есенина. Это особенно ярко проявилось в его стиле.

    Впитав в себя традиции народной культуры, он передал этот опыт, развив и обогатив его, новым поколениям. Лирика Есенина, по его собственным словам, «жива одной большой любовью — любовью к родине» и воспитывает самые чистые, высокие нравственные и патриотические чувства. Сокровенное и всепоглощающее «чувство Родины» с первых шагов творческого пути Сергея Есенина определило для него отношение к миру, человеку и литературе. формах. Система ценностей в поэзии С. Есенина едина и неделима, все ее компоненты связаны между собой и, взаимодействуя, образуют единую, целостную картину лирического произведения.

    Для передачи состояния души лирического героя, его характера, описания картин природы «Родины любимой», а также для передачи своих чувств и мыслей поэт использует изобразительные, выразительные, эстетические возможности художественного стиля. Первый сборник стихов есенина вышел, когда поэту... было всего 20 лет. В ранних стихах С. Есенина мы встречаем много таких зарисовок, которые можно назвать маленькими лирическими этюдами или картинами деревенской жизни. Сила Есенинской лирики заключается в том, что в ней чувство любви к Родине выражается не отвлеченно и риторично, а конкретно, в зримых образах, в картинах родной природы. Часто пейзаж не вдохновляет. Поэт с болью восклицает:

    Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь. Но Есенин видел не только печальный пейзаж, безрадостные картины; он видел Родину и другой: в радостном весеннем убранстве, с пахучими цветами и травами, с бездонной синевой небес. Уже в ранних стихах Есенина звучат признания в любви к России. Так, одно из наиболее известных его произведений — «Гой ты, Русь моя родная…».Одним из наиболее ранних стилистических приемов Есенина было написание стихов языком, тяготевшим к древнерусской речи (например, «Песнь о Евпатии Коловрате»). Поэт использует для построения образов древнерусские названия, он использует как изобразительное средство такие древние слова Еще одна группа стилистических приемов Есенина связана с установкой на романинтизацию деревенского бытия и со стремлением выразить красоту сильного лирического чувствования (например, чувства восхищения природой, влюбленности в женщину, любви к человеку, к жизни), красоты бытия вообще.