Экзистенциализм (фр. existentialisme ; от лат. exsistentia – существование) – философско-психологическое течение, которое легло в основу одноименной педагогической концепции.

Экзистенциализм считает, что в современном, полном опасностей и тревог мире человеческое существование ("экзистенция") и переживание своего бытия находится под постоянной угрозой (Хайдеггер, Бубер, Камю и др.). Под влиянием социальных условий человек "ломает" или "теряет" свое Я и, как следствие, не может творить мир таким, каким он хочет его видеть. Такое видение мира, характерное для философии экзистенциализма, отражается на положениях педагогической концепции.

Экзистенциализм отличает общее недоверие к педагогической теории, так как воспитание и обучение претендуют на знание объективных закономерностей ребенка, а таких не существует (К. Гоулд, З. Брейзах (США), У. Баррет (Великобритания), А. Фаллико (Италия), М. Марсель (Франция), Т. Морита (Япония) и др.). Они считают, что программы, методы и приемы воспитания и обучения не нужны, так как разрушают детскую личность. Единственной альтернативой является так называемый ситуативный подход. Воспитанию детей должны способствовать реальные жизненные ситуации – спонтанные или созданные самим педагогом. Планирование воспитательно-образовательной работы становится "открытым", т.е. педагогу предоставляется возможность отклоняться от плана занятий, учитывая настроение и интересы детей. При этом собственное творчество воспитанников поощряется так же, как и у нас, однако взрослые должны как можно меньше помогать малышам, потому что они не могут понять их замыслов и помешают их воплощению в жизнь. Кроме того, привычные для нас структурированные занятия со всей группой по отдельным разделам – развитие речи, ручной труд и т.д. – не характерны для детского сада. Предпочтение отдается индивидуальной работе и работе в малых группах.

Отметим нюанс. Одним из серьезных положений, которые отличают экзистенциализм как педагогическую концепцию от других, является представление о том, что самобытности личности особенно вредит коллектив, так как в нем дети учатся "уподоблять себя" друг другу. Межу тем, для ситуативного подхода более, чем для других подходов, для воспитателей характерна работа в разновозрастных группах – от 4-6 месяцев до 10-12 лет. Это еще один повод для того, чтобы выступать против использования коллективных методов и приемов обучения.

В экзистенциальной педагогике, как нигде, требуется гибкость воспитательных воздействий.

Воспитателю отводится своеобразная роль в педагогическом процессе. Он обязан прежде всего заботиться о создании своеобразной атмосферы, не ограничивающей процесс самовыражения детской личности. Взрослый просто не имеет права кричать на ребенка. Никогда и ни при каких обстоятельствах. С ними разговаривают как со взрослыми, не меняя лексики. Называют детей полными именами (дети зовут воспитательницу тоже по имени). Уважение к имени ребенка – это признание его права на индивидуальность.

Согласно экзистенциальной педагогике личность является высшей ценностью мира. Между тем, сохранить свою самобытность, обрести возможность выразить свое Я в ситуации общения с другими людьми, существования в обществе практически невозможно: все социальные институты направлены на унификацию поведения личности. Поэтому от воспитателя требуется помочь ребенку обрести устойчивую "внутреннюю нравственность", обучая искусству, говоря языком экзистенциальной педагогики, "смотреть в самого себя".

Правила педагогической деятельности просты.

1. Меньше наставлений , больше дружеского участия. Этот принцип предполагает изъятие из арсенала средств педагогического общения с ребенком фраз-саботажников общения: угроз, приказов, негативной критики, слов-"должников", похвалы с подвохом, диагнозов мотивов поведения детей, несвоевременных советов, убеждения логикой, успокоения отрицанием и т.д. (табл. 12).

Таблица 12

Примеры высказываний-саботажников общения детей и взрослых

Пример саботажника общения

Пример высказывания взрослого по отношению к ребенку или детям

Если вы не сделаете так, как я сказала, то я вас накажу!

Перестаньте бегать! Иначе я всех посажу за столы и заставлю писать буквы!

Не спрашивайте, почему – делайте так, как вам сказано!

Негативная критика

Вечно у тебя все из рук валится!

У тебя всегда какие-нибудь проблемы!

Оскорбительные

прозвища

Такое мог придумать только идиот.

Что можно еще было ожидать от такого неряхи, как ты?

Слова-"должники"

Ты должен вести себя хорошо! Вы не должны злиться!

Похвала с подвохом

Ты такая славная и добрая девочка! Уберись, пожалуйста, в игровом уголке вместо мальчиков!

Диагноз мотивов поведения

Ты специально это сделал!

Ты сделала это нарочно, чтобы позлить меня!

Несвоевременные

Почему ты не сделал это вот так? Просто не обращай на них внимания! Если бы ты..., то...!

"Убеждение" логикой

Нечего тут расстраиваться: вырастешь – все поймешь!

Не плачь! Ты сама виновата!

Давай, я помогу! У тебя не получится!

Отказ от обсуждения темы

Отстань! Мне некогда!

Перестаньте жаловаться друг на друга! Я не вижу тут никакой проблемы!

Соревнование "Я" ребенка и взрослого

  • – Я вчера с мамой и папой была в зоопарке...
  • – А я вчера ездила на дачу. Мы сажали огурцы...

Успокоение отрицанием

Не бойся! Это ничуть не страшно!

Не ругайся! Хорошие мальчики не ругаются плохими словами!

Не обижайся! Это нехорошо!

В связи с этим в некоторых странах, например во Франции, способность воспитателя к эмпатии считается одним из важных профессиональных качеств. Поэтому особенно ценятся такие качества воспитателя, как умение чувствовать себя на месте другого, сопереживать и способность к вступлению в конфликт и его позитивному разрешению.

2. "Протяни руку помощи тем , кто ищет духовную опору в жизни". Этот принцип требует избегания ситуаций, связанных с отказом от обсуждения вопроса, со сменой темы разговора, интересующего или волнующего ребенка, с использованием соревновательных ситуаций, которые часто применяются в ситуациях педагогического общения с ребенком. Напротив, экзистенциальный педагог должен создать такую ситуацию общения, когда проблема ребенка будет осознана "здесь и теперь". В этом педагогу помогает концентрация внимания на способах выражения чувств ребенком, на согласованности его вербального и невербального поведения, на свою интуицию. Часто в экзистенциальной педагогике используются техники и упражнения из гештальт-терапии: когда внимание ребенка обращается на осознание того, что он ощущает (уровень тела), чувствует и думает. Например, ребенку предлагается закончить фразу: "Я должен..." – и заменить ее первую часть на словосочетание "я предпочитаю". Затем новая фраза проговаривается полностью, а ребенок, выражая свое отношение к новому смыслу фразы, начинает по-другому воспринимать себя, свои чувства и мысли в данной проблемной ситуации. Аналогично проводится работа с фразами, начинающимися со слов "Я не могу...", "Я боюсь, что...", и заменяющимися на "Я не хочу" и "Я хотел бы".

Таким образом, в экзистенциальной педагогике большое значение уделяется внутреннему миру ребенка, созданию условий для осознания им единства переживаний, интересов и действий в каждой конкретной ситуации своей жизни – восприятие этой жизни как уникального, неповторимого бытия-в-мире. Особенное значение при этом имеет "погружение" ребенка в это бытие-в-мире и предоставление ему свободы – как писала известный психолог и педагог Ф. Дольто – свободы "быть и стать", права быть понятым и принятым другими, строить отношения с взрослыми не как с хозяевами и менторами, а как с равноправными, хотя и не одинаковыми партнерами но жизни.

От взрослого здесь требуется не просто мастерство, а искусство воспитания. Дж. Аллан, например, рекомендует комментировать только изобразительные действия ребенка: "Ты рисуешь волнистую линию. Теперь она поднимается вверх". Когда ребенок переходит к изображению людей и животных, взрослый может взять на себя функцию антиципации – предвосхищение результата действия ребенка: "Интересно, что будет сейчас делать медвежонок? Что он хочет сделать сейчас посмотрим (ребенок рисует). О чем же он думает? (ребенок объясняет). Что он чувствует? (ребенок поясняет)..." Особое внимание при этом уделяется комментированию действий персонажей рисунка, их мыслей и чувств ("И он подумал... И сказал... И сделал... И что из этого вышло"). Важно, чтобы комментированное рисование сочеталось с другими формами выражения эмоций и мыслей ребенка по поводу создания картины мира: нужно, чтобы в процессе комментированного рисования активно использовались драматизация, сюжетно-ролевая игра, игровые обучающие ситуации и рассказывание на эту же тему.

3. "Не упускай случая вызвать очищающий бунт против самого себя".

Это сложный момент в работе с дошкольниками, однако приемы общения с ними все-таки разработаны. Например, игра "Работа с чувствами", в основу которой положена идея "инвентаризации чувств" Л. Сибли:

Постройтесь в шеренгу. Если вы согласны с моей характеристикой речки (после чтения рассказа), то перейдите на другую сторону группы.

"Если речка стала злая, то перейдите на другую сторону"

Если она...

Встревоженная

Счастливая

Оживленная – объясните, почему вы остались стоять на месте или перешли?

Возбужденная. Какое слово лучше характеризует образ речки на данный момент – возбужденная или оживленная?

Полна энергии

Испуганная

Оптимистичная

Недовольная

Восторженная

Встревоженная.

Такое ранжирование чувств и состояний другого вызывает у ребенка "инвентаризацию" собственных чувств и зачастую – изменение отношения к проблемной ситуации, потому что в экзистенциальной педагогике считается, что если мы не можем изменить ситуацию, то мы должны изменить свое отношение к ней – и она изменится сама. Взрослые своим примером и метафорами должны показать это своим воспитанникам – могут быть использованы приемы гештальт-терапии и психодрамы.

В гештальт-терапии для осознания борьбы противоречивых мыслей и чувств внутри себя используется прием "двух стульев", когда один и тот же человек, ребенок представляет себя то в роли нападающего, то в роли защищающегося, пересаживаясь с одного стула на другой и рассказывая проблемную ситуацию, которая его волнует. Воображаемый диалог позволяет в этом случае не только стать на чужую точку зрения и понять ее, но и постепенно интегрировать контрастирующие части своего Я.

По похожему принципу построена методика драматической психоэлевации И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой (разработана на основе психодрамы Якоба Морено). Ее основной смысл заключается в том, что, работая с детьми и помогая им справиться с трудностями, взрослый не пытается искоренить их недостатки, сломать ребенка. В процессе индивидуальных и подгрупповых занятий происходит выделение патологической доминанты, характерной для ребенка, и разыгрывание этюдов, связанных с ней. При этом и положительную, и отрицательную роль берет на себя сам ребенок. Основной целью данной работы в соответствии со вторым принципом экзистенциальной педагогики становится повышение самооценки ребенка, создание максимально благоприятного психологического климата вокруг него, чтобы ребенок захотел измениться, стать таким, каким его увидел взрослый.

Как вы считаете, с чем связывалось появление данного стремления в экзистенциальной педагогике? Действительно, согласно экзистенциальной педагогике, целью воспитательных воздействий может выступать только подсознание (настроения, чувства, импульсы, интуиция) – сознание, интеллект и логика имеют второстепенное значение. В основу педагогической концепции ложится принцип: "Посрамляй этикой логику". Предполагается, что при этом удачно сочетаются цели этического воспитания, или воспитания "простых добродетелей" – "веры, надежды, благодарности" (О. Больнов, Германия), с индивидуальными формами обучения и воспитания детей.

Гуманистическая педагогика (неопедоцентризм)

Трудно подобрать один термин, название педагогической концепции, которая объединяет усилия многих педагогов и, в сущности, не представляет цельной теории, но является едва ли не самой привлекательной для специалистов на протяжении века. Главное, что характеризует этот подход к воспитанию, - это акцент на деятельности ребенка и создании условий для его развития.
В первой половине 20 века эта концепция, обоснованная Дж.Дьюи (1859-1952), получила название педоцентризма, а также прагматизма в педагогике. Она представлена также в "свободном воспитании" периода педагогических поисков начала 20 века, в педагогике М.Монтессори и Вальдорфской школе Р.Штайнера. Во второй половине 20 века концепция получила развитие в работах А.Маслоу, К.Роджерса и др. Они создали направление в психологии - гуманистическая психология, принципы которой были распространены на образование. В педагогических работах это получило название гуманистическая педагогика , неопедоцентризм.
Дж. Дьюи в создании своей теории воспитания основывался на философии прагматизма, главное понятие которой - опыт, дело. Это значит, что человек в своей деятельности опирается на собственный опыт. Объективное научное знание, нравственные нормы не имеют всеобщего значения законов и правил. Они только инструменты для анализа человеком ситуации и принятия решений, ведущих к успеху. Личный успех - вот критерий науки, роли знаний и нравственности. Истинно и нравственно то, что ведет к успеху. Понятия: опыт, природные "инстинкты" и интересы ребенка, развитие способностей в деятельности, обучение через деятельность - это главные категории педагогики Дж.Дьюи. Он критиковал традиционную школу за догматическую, авторитарную позицию учителя, объяснительно-репродуктивные, словесные методы обучения, рассчитанные на память и воспроизведение, невнимание к личности ученика. Д.Дьюи положил начало педоцентризму: педагогика все свои категории (цели, содержание, методы обучения) должна определять, исходя из интересов, потребностей ребенка. Ребенок - центр учебного процесса, а не учитель и школьный предмет. Это было действительно новым шагом в педагогике, суть которой в том, что взрослые помогают детям в их спонтанной деятельности получать знания и развиваться.
В середине 20 века, правда, обнаружилось, что академический уровень знаний школьников, а также их нравственное развитие невысоки, что считали следствием прагматизма. Научно-техническая революция требовала повысить уровень знаний, интеллектуального и нравственного развития. Представители гуманистической психологии шли в своих взглядах на личность ученика от критики технократической концепции обучения, бихевиоризма, технологии обучения за то, что эти концепции рассматривают личность ученика как часть технологической системы, набор поведенческих реакций, предмет манипуляций. Гуманистическая психология понимает личность как сложную, индивидуальную цельность, неповторимость и высшую ценность, которая обладает иерархией потребностей в безопасности, любви, уважении и признании. Высшей потребностью личности является потребность в самоактуализации - реализации своих возможностей (А.Маслоу). Большинству людей свойственно стремление стать внутренне состоявшейся, актулизирующейся личностью.
"Полноценно функционирующий человек", по К.Роджерсу, осознает свои чувства, потребности, открыт для всех источников знания, способен выбирать из возможных вариантов поведения то, что отвечает его природе, обладает ответственностью. Он открыт для изменения и готов к личностному росту, саморазвитию. Здесь и далее нетрудно увидеть "следы" прагматизма и педоцентризма Дьюи: опора на опыт, следование природе, своим интересам, неприятие нивелирующего влияния общества, школы.
В психолого-педагогической работе с учениками, в психотерапевтической помощи родителям и учителям К.Роджерс определяет ряд принципов и приемов оказания развивающей помощи, поддержки ребенка. Один из главных принципов - безусловная любовь, принятие ребенка таким, какой он есть, положительное отношение к нему. Ребенок должен знать, что его любят и принимают независимо от его проступков. Тогда он уверен в себе и способен позитивно развиваться, в противном случае развивается неприятие ребенком себя, происходит формирование в негативном направлении. Психолог, гуманистический учитель, по К.Роджерсу, должен обладать двумя главными свойствами: эмпатией и конгруэтностью, и быть самому актуализирующейся личностью. Конгруэтность - это искренность в отношениях с учениками, способность оставаться самим собой и открытым к сотрудничеству. Эмпатия - способность понимать, чувствовать состояние другого, выражать это понимание. Эти два свойства, личность учителя-актуализатора обеспечивают правильную педагогическую позицию для оказания развивающей помощи.
В технике эмпатического общения разработаны такие приемы: Я-высказывание, активное слушание, контакт глаз и другие выражения поддержки ребенка. С их помощью устанавливается контакт с ребенком, они стимулируют его самоосознавание и саморазвитие. Принципы и приемы психотерапии К.Роджерс распространил на школу, обучение, воспитание. Представители гуманистической психологии считают, что учитель, стремящийся к обучению, центрированному на ученике, должен придерживаться таких правил в педагогическом общении:
1. Демонстрировать доверие детям.
2. Помогать детям формулировать цели, стоящие перед группами и индивидуумом.
3. Исходить из того, что у детей есть мотивация к учению.
4. Выступать для учащихся как источник опыта по всем вопросам.
5. Обладать эмпатией - способностью понимать, чувствовать внутреннее состояние, личность ученика и принимать его.
6. Быть активным участников группового взаимодействия.
7. Открыто выражать свои чувства в группе, уметь придать личностную окраску преподаванию.
8. Владеть стилем неформального теплого общения с учениками.
9. Обладать положительной самооценкой, проявлять эмоциональную уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.
В рамках такого подхода на Западе, особенно в США, создано огромное количество пособий для родителей, учителей, руководств по самопознанию и самовоспитанию. Гуманистическому подходу обучают студентов педвузов, родителей - в центрах помощи родителям.
К достоинствам гуманистической педагогики относится прежде всего внимание к внутреннему миру ребенка, ориентация на развитие личности школьника посредством учения и общения; во-вторых, поиск новых методов, форм и средств обучения и взаимодействия с ребенком. Однако гипертрофия этих же черт превращает их в недостатки. Нельзя строить воспитание и обучение исключительно на интересах и самодеятельности детей и на культивировании уникальности личности. Это ведет к снижению уровня знаний учащихся и роли взрослых в воспитании, представляет моральную и социальную опасность. Опыт США показывает, что выросло целое поколение с ослабленным чувством нормы в морали, ответственности в поведении. "Можно считать иронией, что сосредоточение внимания на личности способствовало усилению процесса дегуманизации, фактическому обособлению людей друг от друга", - пишет один из лидеров этого направления (Буржуазная педагогика на современном этапе /Под ред. З.А.Мальковой, Б.Л.Вульфсона, М.,1984, с. 90). Конечно, этому есть целый комплекс социальных причин, но отсутствие самоограничения, самодисциплины отчасти объясняется широким влиянием гуманистической педагогики.
Анализируя это, ученые решают вопрос о том, что предпочтительнее: жесткое управление развитием личности или свободное воспитание. В первом случае есть опасность подавить личность, во втором - не обучить и не воспитать. Стремление науки найти оптимальные подходы к воспитанию заставляет искать пути сближения обеих ориентаций. Еще в 70 годы состоялся симпозиум по этой проблеме, выдвинувший тезис "социального развития человека как активного организатора своей собственной окружающей среды" (из предисловия Е.И.Исениной к книге К.Роджерса "Взгляд на психотерапию. Становление человека". М., 1994, с. 19). Оба течения признали такие качества личности, как эмпатия, стремление к самоактуализации и др. Бихевиоризм, наряду с подкреплением, использует методы гуманистической психологии: рефлексию чувств, теплое принятие ребенка психологом. Гуманистическая психология стремится к более четкой операциональности методов взаимодействия с клиентом, что в педагогике значит более направленное воздействие на ученика.
В практике школ в воспитании учащихся сочетаются нередко оба подхода. Яркий пример тому - служба "Гайденс" в американской школе. Это коллектив специалистов, осуществляющий помощь ученикам в решении учебных, социальных, профессиональных проблем. Сотрудники службы изучают учеников, консультируют, проводят групповые занятия по обучению взаимодействию, решению жизненных проблем, конфликтов и пр. Занятия эти отчасти напоминают работу наших классных руководителей в недалеком прошлом. Службой "Гайденс" руководит каунслер - специалист, психолог, консультант. Школьный каунслер, проводя психотерапевтическую (воспитательную) работу, может использовать разные подходы: директивный и недирективный.
Согласно первому (с опорой на бихевиоризм), каунслер изучает факты и наблюдаемые результаты, "предлагает варианты поступков, ориентирует на перемены в поведении", то есть ведет себя императивно. (Веселова В.В. Билет в будущее.-М., 1990, с.31). Второй, "недирективный" подход базируется на гуманистической психологии: каунслер выслушивает, создает атмосферу доверия, будит активность ребенка, стимулирует его собственную деятельность по выбору поведения и решению проблем. Нередко каунслер использует оба подхода в зависимости от обстоятельств.

6.5. Неопозитивизм ("новый гуманизм")

Эта философско-педагогическая концепция имеет своей основой классический позитивизм и его современные направления и школы. Для неопозитивизма характерно отрицание спекулятивных философских теорий об общих вопросах бытия и ориентация на конкретные научные (эмпирические) знания. Социальные науки, к которым относится и педагогика, должны использовать те же научные методы, предполагающие опытную проверку, что и науки о природе. Особая сфера интересов неопозитивизма - это специфика научного знания, его логика, структура, развитие. Воспитание анализируется с этих позиций. Оно должно быть освобождено от мировоззрения, идеологии и основано на рационалистическом мышлении, научно-эмпирических данных, проверяемых и объективных.
Педагогика неопозитивизма отрицательно относится к социально-политической индоктринации молодежи, идеологизации воспитания, выступает против манипулирования человеком, давления на личность. Задачей школы считается интеллектуальное развитие, формирование в сознании "познавательных конструкций", с помощью которых развивается рационально мыслящий человек, сам избирающий характер поведения, которое, впрочем, не должно вести к конфронтации с миром и в то же время должно быть свободным.
Для неопозитивизма характерен культ знания, рациональной интерпретации мира, интеллектуального развития личности. Это является философской основой для разработок процесса обучения как исследования (Дж.Брунер), это объясняет тягу к наукоемким информационным технологиям обучения. Неслучайно одно из его направлений и названий - сциентизм (science - наука). Сциентистский подход сказывается и на анализе процесса воспитания. По мнению ученых, нравственное развитие зависит от способности личности к моральным суждениям. Одни из теоретиков "нового гуманизма" Л.Кольберг создал учение о моральном развитии личности, согласно которому личность проходит в своем нравственном развитии три этапа. На доморальном уровне ребенок исполняет требования из страха наказания. На конвенциональном уровне соблюдение морали определяется стремлением принадлежать группе, обществу, соответствовать их требованиям в целях самосохранения, получения признания и благ. Третий уровень нравственного развития автономный: человек добровольно избирает нравственное поведение, ибо убежден, что жить надо в соответствии с нормами, им принятыми, он своей свободной волей выбирает добро, справедливость, основываясь на своей совести.
Движение человека к высшей стадии (ее, по данным Л.Кольберга, большинство людей не достигает), развитие способности к моральному суждению определяется сформированностью познавательных структур, конструкций в области моральных принципов, содержания морали, которое автор считает вечным для всех времен и обществ. Иначе говоря, в формировании нравственности акцент делается на моральных рассуждениях и упускаются из виду нравственные чувства, поведение, которое детерминируется социальными институтами, обществом. Известны так называемые моральные дилеммы Л.Кольберга, с помощью которых он исследовал моральный уровень и знания детей.
Решение моральных дилемм, их ролевое разыгрывание стало одним из методов обучения морали в педагогике неопозитивизма, наряду с дискуссиями, анализом и усвоением "языка морали", то есть системы понятий, принципов, содержания и структуры знаний о морали. Можно видеть, что в формировании нравственного сознания используются в основном вербальные методы, что ведет к отрыву сознания от поведения, носит излишне рациональный, логический характер (в духе сциентизма).
В этой концепции как положительные моменты надо отметить стремление формировать свободную, самостоятельную личность, которая определяет свое нравственное поведение на основе моральных знаний, сознания, совести (на высшей стадии развития); также ориентация на интеллектуальное развитие, высокий научный уровень обучения и исследовательские методы в обучении. Однако воспитание в значительной мере сводится к языковым, умозрительным рассуждениям, часто далеким от социальных, по-настоящему жизненных проблем.

Классический экзистенциализм - трагическая философия европейской интеллигенции. Хотя ее главные положения, казалось бы, мало совместимы с воспитанием и его теориями, тем не менее она является методологической основой экзистенциальной педагогики.
Согласно экзистенциализму, бытие человека определяется как экзистенция - способ личного существования человека, процесс внутреннего преодоления косности бытия и обретения собственного Я. Познание бытия, экзистенции возможно только через познание себя, через выбор поступка, страдание и ответственность за свою жизнь. Мир познается не разумом, а интуицией, с помощью чувств; мир иррационален, его объективных законов нет. Личность уникальна, и истина для каждого своя. Человек черпает из внутреннего Я, это источник опыта, знания, творчества. Общество, тем более коллектив унифицируют, лишают свободы и подлинного существования. Отсюда следуют педагогические положения экзистенциализма.
Научной теории воспитания быть не может, ибо личность и ее поведение исключительно индивидуальны. Поэтому школа не должна формировать личность с определенными свойствами. Задача школы - создать условия чтобы ученик нашел самого себя, обнаружил бы смысл и способ своего существования в сложном мире, свойства своей неповторимой личности. Задача учителя - разъяснять этику человека, сущность бытия-экзистенции, важность морального выбора, поиска и определения себя и своей жизни. Учитель не должен давать ответы, говорить свое мнение, оказывать влияние на выбор взглядов, ценностей учеников - всего того, что он делает в традиционной школе.
Основной метод воспитания - диалог, сократическая, эвристическая беседа, в результате которой развивается потребность в самопроникновении, самоанализе и способность смотреть критически, стоически жизни в лицо. То же касается процесса обучения: он строится как обсуждение проблем, ситуаций, в которых ученики устанавливают "свою" истину и формируют "свое" знание. Рекомендуется организовывать познание через интуицию, озарение, искусство, а не путем логики, науки.
Экзистенциалистская педагогика не признает и активно отрицает воспитание в коллективе и коллективизма, так как подлинный человек в мире одинок и отважен перед лицом судьбы и совести. Масса всегда безлика и заурядна, в личности же должно быть своеобразие и творческое начало. Задача школы - поддержать, развить творческое начало индивидуальности, стимулировать креативность школьника.
Немецкий экзистенциалист О.Ф.Больнов в 50-ые годы предложил "позитивный экзистенциализм" - более, так сказать, оптимистический вариант этики личности. Он считает, что в кризисной ситуации человек идет не через страдание, вину, отчаяние, как в классическом экзистенциализме Ясперса, Сартра и др. Человек (и этому надо учить в школе) должен обладать спокойным сознанием настоящего, готовностью ко всему, мужеством, доверием к миру и терпимостью; надеждой - сознанием того, что его судьбу определяют высшие силы; благодарностью - чувством признательности к жизни, к окружению, к судьбе, признательности и их принятия. Доверие, надежда, благодарность - вот три нравственные добродетели, которые утверждает Больнов, желая снять трагический, загоняющий в тупик взгляд на жизнь в классическом экзистенциализме. Он не отвергает главного: экзистенциальное воспитание формирует человека, индивидуалистически ориентированного, противостоящего толпе, нивелирующему обществу, человека, обретающего себя и смыслы своего существования.
Этому очень близка логотерапия В.Франкла, австрийского психолога-экзистенциалиста. Он считал, что существование (экзистенция) человека зависит от того, нашел ли человек смысл своего бытия. Поэтому суть его психотерапии - помочь пациенту найти смысл жизни. Это же, по его мнению, является главным в образовании: "...основная задача образования состоит не в том, чтобы довольствоваться передачей традиций и знаний, а в том, чтобы совершенствовать способность, которая дает человеку возможность находить уникальные смыслы". Он утверждает, что во времена экзистенциального вакуума образование "должно развивать способность принимать независимые аутентичные решения" (Франкл В. Человек в поисках смысла, М., 1990, с. 295).
В таком подходе к воспитанию много привлекательного, особенно для утонченной европейской интеллигенции: формирование глубокой, самостоятельной личности, противостоящей конформизму и тоталитаризму. С другой стороны, круг интересов и деятельности "экзистенциальной" личности ограничен саморефлексией, направлен внутрь Я, отрывает человека от активной преобразующей работы в реальной жизни. Это делает педагогику экзистенциализма педагогикой избранных. Тем не менее она имеет много общего с педоцентризмом, "новым гуманизмом" и отчасти влияет на ценности в образовании и его практику за рубежом.

№ 2 - 2007 г. 09.00.00 философские науки

Педагогика: экзистенциальные основания

Н. Н. Ниязбаева

Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова (Казахстан, г.

Костанай)

Теоретики экзистенциализма считают, что особенно важно в воспитании не умственное, а эмоциональное развитие. Противопоставление интеллектуального развития эмоциональному противоречит не только данным мировой науки, но и здравому смыслу. Педагогическая задача в данном аспекте - учить человека видеть себя в мире, изучать и оценивать свою жизнь, свое существование. Умение воспринимать себя и свое существование есть смысл бытия. Здесь на первый план выходят проблемы жизнетворчества и неповторимости человека, своеобразия всей его жизни. Экзистенциальная педагогика не требует переворотов и кардинальных перемен в содержании образования, а настаивает на его ценностном переосмыслении, пересмотре целей и оснований, подходов к воспитанию и обучению детей.

Ключевые слова: экзистенциальная педагогика, интеллектуальное развитие, аутентичная личность

Долгое время отечественные исследователи скептически, порой, насмешливо относились к экзистенциальной философии. "Буржуазная" философия, по их мнению, не только не созвучна идеологии политической жизни людей страны Советов, но и вредит общественному сознанию. Подтверждение находим, например, в учебнике "История педагогики" (1981): "Экзистенциалистическая проповедь необходимости проявления всегда и везде своей "экзистенции", своего "я" отвлекает молодежь от общественных интересов. Экзистенциализм противопоставляет человека и общество (коллектив): Педагогика экзистенциализма, устрашая угрозой "поглощения" личности коллективом, "растворения" в нем, отражает безнадежные стремления буржуазии удержать молодежь вдали от общественного, особенно пролетарского движения. Она направлена против марксистских принципов воспитания в коллективе, считает вечными отношения между людьми, свойственные буржуазному обществу: Теоретики экзистенциализма считают, что особенно важно в воспитании не умственное, а эмоциональное развитие. Противопоставление интеллектуального развития эмоциональному противоречит не только данным мировой науки, но и здравому смыслу:> .

Однако сегодня отечественная наука с интересом обращается к взглядам экзистенциалистов (как философов, так и психологов), понимая и принимая многие их убеждения. Обращение к некоторым экзистенциальным аспектам, по нашему мнению, позволит расширить грани педагогической науки в современном образовании.

Одна из приоритетных задач нашего исследования заключается в переводе на педагогическую основу идей экзистенциализма, ценных для решения образовательных

проблем. С учетом специфики педагогики мы пытаемся проникнуть и объяснить с той экзистенциальной позиции, которая применима для теории и практики образования, некоторые аспекты взаимодействия участников образовательного процесса, проблемы самоутверждения личности, творчества, обретения свободы и умения нести за нее ответственность, развития духовности, воспитание совести, способности любить.

Ключевое понятие экзистенциализма - понятие существования, "экзистенции". Происхождение самого слова "экзистенциализм" идет от английского "existence". В свою очередь, existence в английский язык пришло от корня ex-sistere, означавшего "проявляться", "становиться". Определяя понятие "экзистенциализм", Р. Мэй, экзистенциальный психолог, отмечает следующее: это <сосредоточение на существовании личности; это акцент на человеческом бытии в том виде, в котором оно проявляется, становится" (курсивы автора, 4, с. 13).

Существовать - значит выходить за пределы самого себя, абстрагироваться от физической, психической своей данности (В. Франкл). Мне не столь важно, из каких химических элементов я состою, благодаря каким механизмам и внешним условиям действую, -подчеркивают экзистенциалисты (хотя не исключают полностью влияние среды на человека в своих исследования). Главное заключается в том, что мне случилось существовать в данный момент, в этом времени и пространстве. И моя проблема состоит в том, как осознать этот факт и что с этим делать . Существование - область между способностью человека принять решение и поведенческой реакцией, т. е. принятием решения; область, где человек никогда не будет просто совокупностью драйвов и детерминированных форм поведения.

Экзистенция - это то, что здесь и сейчас ты должен сделать. Долженствование в данном случае есть только перед самим собой, потому что в каждый момент времени я сам выбираю, как вести себя и что делать. Человек ни на кого не может переложить свой выбор и ответственность за него. Я выбираю то, что я выбираю. Зачем мне тот или иной выбор? Почему я это делаю? Позиция не экзистенциалиста звучит: я должен кому-то, я обязан перед кем-то, мне нужно для того-то... Экзистенциалист скажет: я сделал свой выбор и несу за него ответственность перед самим собой. Д. А. Леонтьев доступно и интересно объясняет данную позицию: "Например, я читаю лекцию, и из аудитории меня спрашивают, почему я не прерву речь на середине и не уйду. Неэкзистенциалистская позиция выглядела бы так: я не могу, потому что я еще не закончил, или потому что я обещал кому-то прочесть эту лекцию, или потому что я получаю за это зарплату и т. д. С точки зрения экзистенциалиста, главное в том, что я выбрал это - быть здесь и читать лекцию и принял за это ответственность перед самим собой. Более того, каждый момент времени я подтверждаю этот выбор, отвергая возможность прервать лекцию и уйти. Точно также каждый из слушающих эту лекцию сделал свой выбор" .

Основными характеристиками экзистенции являются отсутствие предзаданности и открытость (Д. А. Леонтьев). Это значит, ничто внешнее на меня не влияет, когда я делаю выбор здесь-и-сейчас. Нет никаких сил, детерминант, которые заставили бы меня поступить так, а не иначе. Идея открытости существования противостоит идее "внедрения" человека в Бытие. Реальное взаимодействие с миром первично по отношению к каким-либо характеристикам человека . Сущностные характеристики не заложены в человеке изначально, они формируются в процессе взаимодействия с миром.

У человека вообще нет никакой предзаданной сущности, сущность проявляется в открытости самым различным возможностям.

Педагогическая задача в данном аспекте - учить человека видеть себя в мире, изучать и оценивать свою жизнь, свое существование. Умение воспринимать себя и свое существование есть смысл бытия. Здесь на первый план выходят проблемы жизнетворчества и неповторимости человека, своеобразия всей его жизни. Например, интересно наблюдать за реакцией студентов (как правило, 1 -2 курсы), когда я на учебных занятиях их спрашиваю: какими особенностями вы обладаете? в чем заключается ваша индивидуальность? Ответ на этот вопрос для них пока не только затруднителен, он ставит их в тупик. Молодые люди затрудняются в определении и формулировке своих особенностей, того, что отличает их от других.

Также в этом аспекте актуальны и интересны вопросы аутентичной личности. Аутентичная личность - человек, который посредством того, кем он стал, строит новое отношение к социуму и обществу в целом. Он не только превосходит себя всяческими способами, он также превосходит культуру. Он сопротивляется окультуриванию. Он в большей степени становится членом человеческого рода и в меньшей - членом конкретного общества (А. Маслоу).

С точки зрения экзистенциального подхода каждый человек может в своей жизни стать более аутентичным и, благодаря этому, достичь более здоровых взаимоотношений со своим внутренним и внешним миром. Выстроенная система конструктивных взаимоотношений <Я-и-мир> есть основа существования, и обеспечивает психологическую свободу личности, ее независимость, аутентичность. Экзистенциальная аутентичность признает конечную свободу и ответственность человека выбрать, как ему жить в мире (Дж. Бюдженталь). Аутентичность означает автономное самотворчество. Источником аутентичности является наша субъективность, внутренний взгляд.

Таким образом, конструктивные решения проблем, поднимаемых в экзистенциальной философии и психологии, на наш взгляд, целесообразно актуализировать и в педагогическом аспекте. Экзистенциальная педагогика не требует переворотов и кардинальных перемен в содержании образования, а настаивает на его ценностном переосмыслении, пересмотре целей и оснований, подходов к воспитанию и обучению детей.

Список литературы

1. История педагогики / Под ред. М. Ф. Шабаевой. - М. : Просвещение, 1981.

2. Леонтьев, Д. А. . Что такое экзистенциальная психология? / Д. А. Леонтьев // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. - М. : СМЫСЛ, 1997. - С. 40-54.

3. Мэй, Р. Истоки экзистенциального направления в психологии и его значение / Р. Мэй // Экзистенциальная психология. Экзистенция. - М. : Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - С. 105-145.

4. Мэй, Р. Происхождение экзистенциальной психологии / Р. Мэй // Экзистенциальная психология. Экзистенция. - М. : Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - С. 9-41


Экзистенциализм - влиятельное философское направление,
признающее личность высшей ценностью мира. Существование
человека как «Я» предшествует его сущности и творит ее. Каждая
личность уникальна. Каждый человек - носитель своей нравствен-
ности.
Педагогика экзистенциализма отличается пестротой направле-
ний. Объединяет их общее недоверие к педагогической теории,
к целям и возможностям воспитания. Воспитание мало чем помо-
гает; человек есть то, что он сам из себя делает. Отсюда курс на
крайний индивидуализм, на то, чтобы уберечь уникальность лично-
сти от разрушения внешними силами. Не нужны программы, нет
необходимости изобретать особые методы и приемы воспитания,
следует, быть может, подумать и об отказе от школ. Жизнь, приро-
да и интуиция - великие силы, помогающие воспитанникам и их
наставникам безошибочно определять пути самореализации лич-
ности.
экзистенциалистской
педагогики - Дж. Кнеллер, К. Гоулд, Э. брейзах, М. Марсель,
Т. Морита и мног не другие.
Учителю педагогика экзистенциализма отводит весьма своеоб-
разную роль. Он обязан прежде всего заботиться о создании сво-
бодной атмосферы, ке ограничивать процесс самовыражения лич-
ности. Привила педагогической деятельности простые: меньше
наставлений, больше дружеского участия.

  • Сущность экзистенциализма . Экзистенциализм
    Виднейшие представители современной экзистенциалистской педагогики - Дж.


  • Сущность экзистенциализма . Экзистенциализм - влиятельное философское направление, признающее
    Виднейшие представители современной экзистенциалистской педагогики - Дж.


  • Сущность экзистенциализма . Экзистенциализм - влиятельное философское направление, признающее
    Виднейшие представители современной экзистенциалистской педагогики - Дж.


  • Сущность экзистенциализма . Экзистенциализм


  • Сущность экзистенциализма . Экзистенциализм - влиятельное философское направление, признающее личность высшей ценностью мира.


  • Сущность экзистенциализма . Экзистенциализм - влиятельное философское направление, признающее личность высшей ценностью мира.


  • Сущность экзистенциализма . Экзистенциализм - влиятельное философское направление, признающее личность высшей ценностью мира.