Здравствуйте, друзья! На что жалуетесь? У ребенка техника чтения хромает? Такс, будем лечить. Держите рецепт. Прописываю вам специальные упражнения по развитию техники чтения. Принимать регулярно, один раз в день по несколько штук. И техника чтения твердо встанет на ноги, а потом еще и вперед поскачет.

Такие волшебные упражнения действительно существуют. И если постараться, то на просторах интернета можно найти сотни разных методик, подходов, способов. Глаза разбегаются если честно, а мозг начинает медленно закипать. Не знаешь, что и выбрать.

Дабы оградить моих читателей от таких проблем, я позволила себе сделать выбор самостоятельно. В статью попали только самые интересные и вкусные, на мой взгляд, упражнения, которые несомненно помогут поднять технику чтения до уровня предусмотренного . Я не претендую на их авторство, разработаны они профессионалами: педагогами, психологами, профессорами.

Но я претендую на авторство их названий. Уж больно они скучные в оригинальном исполнении. Согласитесь, «Тайна пропавшего предложения» звучит намного веселее нежели «Зрительный диктант профессора И.Т. Федоренко». И наверняка вызовет больший интерес у младших школьников.

План урока:

Перечень упражнений

А вот и он! Перечень специальных читательных упражнений:

  1. «Пол-арбуза»
  2. «Потерянные буквы»
  3. «Глаз — алмаз»
  4. «Шерлок»
  5. «Зазеркалье»
  6. «Бешеная книжка»
  7. «Птицы прилетели»
  8. «Партизан»
  9. «Эх, раз! Еще раз!»
  10. «Тайна пропавшего предложения»

Упражнение 1. «Пол-арбуза»

Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.

Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.

Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.

Для совсем маленьких школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.

Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация - это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.

Упражнение 2. «Потерянные буквы»

Еще одно упражнение на развитие антиципации.

Буквы и слова иногда теряются. Но даже без некоторых букв и слов мы можем читать. Попробуем?

Напишите на бумаге, распечатайте на принтере или напишите маркером на специальной доске фразы, которые вы видите ниже.

Книжн... полочка.

Нов... футболочка.

Больш... ложка.

Рыж... кошка.

Еще вот такую фразу:

Бобик все котлеты съел,

Он делиться не.......

И еще вот такие:

Ок-ок-ок — мы построим.......

Юк-юк-юк — поломался наш......

Упражнение 3. «Глаз – алмаз»

Посмотрите на рисунок и изобразите такой же прямоугольник. В клеточках разместите цифры от 1 до 30, в произвольном порядке, но не друг за другом. Цифры должны быть хаотично разбросаны по клеткам.

Школьник смотрит внимательно на картинку с табличкой.

Счет равномерный, не слишком быстрый, но и не слишком медленный.

Задача ребенка:

  • на счет один найти и показать пальцем единицу;
  • на счет два – двойку;
  • три – тройку и т.д.

Если ребенок замешкался с какой-то цифрой, то счет его не ждет, нужно догонять, искать быстрее. Для малышей можно нарисовать таблички поменьше, например, 3Х3 или 4Х4.

В чем смысл упражнения? Оно направлено на увеличение угла обзора зрения. Для того, чтобы при чтении «цеплять» глазами не одну букву, не одно слово, а несколько слов сразу, ну или целую строку целиком. Чем шире будем смотреть, тем быстрее будем читать.

Одну таблицу можно использовать два — три раза, потом расположение цифр нужно поменять.

Упражнение 4. «Шерлок»

На лист бумаги поместите слова. Самые разные, не очень длинные. В произвольном порядке. Как бы разбросайте их по бумаге. Назовите одно из слов и попросите ребенка его найти. Слова могут быть, например, такие:

рама, кисель, ложка, стул, конь, золото, мыло, ручка, мышь, рот, колено, собака, лето, озеро, рак

Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. А нам только этого и нужно.

Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения. И скорость чтения.

Упражнение 5. «Зазеркалье»

Попали мы в зазеркальный мир, и все тут наоборот. И даже читают все не слева направо, а справа налево. Попробуем?

Итак, читаем строчки в книгах слева направо. Уточню, сами слова переворачивать не надо. Читать «томегеб» вместо «бегемот» не нужно.

При таком способе чтения теряется смысл текста. Поэтому все внимание переключается на правильное и четкое произношение слов.

Упражнение 6. «Бешеная книга»

Поведайте ребенку, что иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно странно. Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами.

Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметочки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги.

Если ваш школьник еще только в 1 классе, а может быть и во 2 классе, но с чтением пока совсем туго, то можно читать не книгу с текстами, а короткие простые слова, напечатанные друг за другом на бумаге.

Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И улучшится переработка информации мозгом.

Упражнение 7. «Птицы прилетели»

Покажите ребенку фразу «птицы прилетели». И попросите прочитать ее:

  • спокойно;
  • радостно;
  • громко;
  • тихо;
  • грустно;
  • с раздражением;
  • со страхом;
  • с издевкой;
  • со злостью.

Упражнение 8. «Партизан»

Школьник читает текст (или отдельные слова, если он еще совсем мал) вслух. Вы говорите: «Партизан». По этому сигналу школьник берет в рот карандаш (зажимает его между губами и зубами) и продолжает читать про себя. По сигналу «Партизан сбежал» вынимаем карандаш и снова читаем вслух. И так несколько раз.

Зачем это? Чтобы ликвидировать проговаривание слов во время чтения про себя. Проговаривание — враг быстрого чтения. Так что нужно его убрать. А когда в зубах зажат карандаш, проговаривать не получится.

Упражнение 9. «Эх, раз! Еще раз!»

Для этого упражнения нам потребуется секундомер и текст, который будем читать.

Читаем в течение 1 минуты. Обращаем внимание на скорость чтения, а про выразительность пока можно забыть. Готовы? Поехали!

Минута закончилась. Стоп! Сделаем отметку, где остановились.

Чуток отдохнем и прочитаем этот же текст еще разок. Поехали! Через минуту делаем засечку. Ух ты! Уже больше.

А что же будет в третий раз? А в третий раз будет еще круче!

Что это нам дает? Увеличение скорости чтения. И мотивация ребенка. Он сам увидит, что способен на большее.

Упражнение 10. «Тайна пропавшего предложения»

Для того, чтобы разгадать тайну нам потребуются карточки с предложениями (смотрите на рисунок). Всего карточек 6. На каждой по одному предложению. Шрифт крупный легко читаемый.

Приготовим тетрадь и ручку. Начинаем упражнение:

  1. Покажите ребенку первую карточку.
  2. Школьник читает предложение и старается запомнить.
  3. Через 6 — 8 секунд уберите карточку.
  4. Ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь.
  5. Покажите ребенку вторую карточку и т.д. до шестого предложения.

В чем здесь смысл?

Как я уже говорила, на самом деле это не игра, а зрительные диктанты, разработанные профессором И.Т. Федоренко. Всего таких диктантов 18 штук. В каждом по шесть предложений.

В нашем примере я использовала самый первый диктант. В чем же их особенность? Посчитайте, пожалуйста,буквы в первом предложении диктанта. Их 8.

Во втором – 9,

в третьем – 10,

в четвертом и пятом по 11,

в шестом уже 12.

То есть количество букв в предложениях постепенно увеличивается и в конце концов достигает отметки 46 штук в последнем предложении 18 диктанта.

Тексты диктантов Федоренко легко найдете в интернете. Один диктант можно использовать дважды, трижды, если ребенку никак не удается все сделать правильно. К четвертому разу обычно уже все получается.

Для выполнения этого упражнения удобно использовать программу «Microsoft Power Point». Ту, в которой обычно презентации делают.

Играя в «Тайну пропавшего предложения» вы развиваете оперативную память. Когда такая память развита плохо, ребенок, прочитав шестое слово в предложении, не сможет вспомнить первое. Занимайтесь зрительными диктантами каждый день и таких проблем не будет.

Как заниматься?

Не нужно пытаться выполнять все упражнения сразу. Вашего ежедневного внимания требует только игра «Тайна исчезающих предложений», а уже к ней добавьте еще пару, тройку упражнений на свой выбор. Меняйте их, чередуйте, чтобы не надоедали. Не забывайте временами , чтобы оценивать свои успехи.

Заниматься нужно регулярно, каждый день, понемногу. Это главное правило! С подробным планом тренировок можно ознакомиться .

Не ленитесь, тренируйтесь, и будет вам счастье и пятерки в дневнике!

Друзья, а может быть вы тоже знаете какой-нибудь интересный способ улучшения техники чтения? Смею надеяться, что вы поделитесь им в комментариях. Заранее большое спасибо!

И до новых встреч на страницах блога!

Евгения Климкович.

Резервы обучения чтению.

Жужжащее чтение. Жужжащее чтение – это такое чтение, когда все уче-ники читают одновременно вслух, вполголоса.
Ежеурочные пятиминутки чтения. У каждого ребёнка на парте лежит книга (художественная книга с закладкой). И любой урок – будь то чтение, русский язык, мате-матика, труд начинать с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жуж-жащего чтения, карандашом отмечают до какого места дочитали, кладут закладку, закры-вают книгу. И дальше идёт обычный урок.
5 минут за урок. 4 урока в день.5 дней в неделю. 5x4x5=100 (минут)= 1ч.40мин.
Чтение перед сном. Дело в том, последние события дня фиксируются эмоцио-нальной памятью, и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.
Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребёнок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности.
Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребёнок прочитает одну – две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически по-лучается, если ребёнок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, по-смотрел картину – отдохнул. Если ребёнок устанет, то можно продолжить читать родите-лям.
Хорошо бы совместить четвёртую и пятую рекомендации, то есть просмотр диа-фильмов проводить перед сном.
В процессе нашего эксперимента мы формировали навыки беглого сознательного чтения с помощью комплекса упражнений, учитывающих психолого-физиологическую природу чтения.
В комплексе упражнений есть такие, которые уже использовали учителя - новато-ры, с которыми мы познакомились в процессе подготовительного этапа, изучая литерату-ру по данному вопросу. Есть упражнения, которые мы апробируем впервые на экспери-ментальном классе.
«В педагогических технологиях, как бы сами по себе они не были научно обосно-ваны и проверены, личностный фактор всегда имеет большое, а иногда определяющее значение. Не случайно великий педагог В.Г. Белинский заметил, что даже самое старое (т.е. известное) может выглядеть и быть новым, если вы человек со своим мнением, под-ходом, и ваш способ выражения и самому старому должен придать характер новизны».
В начале каждого урока – будь то чтение, математика, ИЗО – дети читали 5 минут в режиме жужжащего чтения. Что дают ежеурочные пятиминутки? 5*4*6= 120. Пять минут за урок, четыре урока в день, шесть дней в неделю. Недельный тренаж - 120 минут. /

Фонетическая зарядка.

Цель:
формирование культуры звуковой речи, то есть четкой артикуляции, правильного дыхания, чистого произношения; выработка зрительной памяти;
формирование  умения сливать звуки в слоги, получать слова, добавляя к слогам недостающую часть слова; формирование умения слышать звук, что дает воз-можность абсолютно грамотно писать под диктовку.

Виды упражнений:
Фонетическая зарядка.
Учитель задает детям вопрос, в котором спрашивает о каком-либо действии. Дети произносят звук. Например: что просит произнести врач, когда осматривает горло? (А – а – а...) или как дрожат от холода? (В – в – в...).

Игра «Кто больше?».
Цель игры: придумать слова с новым звуком. Например: придумай слова, в кото-рых звук а был бы в начале (август, астры, аист), в середине (банка, собака, плавать) и т.д.

Игра «Кто внимательный?»
Цель игры: узнать новый звук в словах, которые произносить учитель. Например: гусь, грач, книга, игрушка, грабли.

Помоги слову найти последнюю букву.

Описание игры: учитель пишет на доске в два столбика начала слов и их последние буквы.
СЛО З
ГЛА М
СТО К
ГРО Н
КРИ Л
ПЛО Б
ГРИ В
Ученик по вызову учителя соединяет начало слова с буквой и прочитает полу-чившееся слово.

Слог или слово.

Описание игры: учитель записывает на доске трёхбуквенные слоги и слова. Де-ти должны как можно быстрее прочитать материал и выписать в тетрадь только слова.
Например:
САД
МАК
РОТ
СОН
ШУМ
КРО
ЛУЧ
ШКИ
НИТ

Каждому слову - свой слог
Описание игры: учитель называет слово, дети определяют первый слог, составля-ют его или находят в кассе букв соответствующую карточку и показывают её.
Оборудование: касса букв и слогов.

Поймай выделенное слово.

Описание игры: на доске в столбик написаны 4 – 5 слов. Рядом с каждым из них за вертикальной чертой в строчку написано само это слово и несколько слов, близких к нему по буквенному составу. Вызванный ученик читает слово и находит его среди тех, что раз-мещены за чертой и подчёркивает его или обводит кружочком.
Например:
ЛИСА липа, лиса, лира, лиса, киса
ЛАК лук, лак, сук, мак, рак, лак
ЛАПА липа, лапа, папа, лиса

Слово или не слово
Оборудование: слоговые схемы слов, карточки со словарным материалом.
Описание игры: учитель показывает карточку с написанным на ней словом или бессмыс-ленным наборов слогов. Дети читают материал, представленный на карточке, и либо кри-чат »Слово» и поднимают полоску с соответствующей слоговой схемой, если на карточке окажется слово, либо кричат «Не слово» и не поднимают полоску, если буквенное сочета-ние на карточке не является словом.

Дежурная буква.
Описание игры: учитель показывает букву, дети хором читают её. По сигналу учи-теля все записывают печатными буквами слова, которые начинаются с указанной буквы. Через 2 – 3 минуты учитель подаёт сигнал о завершении работы. Выигрывает тот, кто больше написал слова на заданную букву.

Найди слово.
Описание игры: на доске написаны три столбика слов. Вызванный к доске ученик должен найти в указанном столбике слово, названное учителем.

Подбери слова.

Оборудование: карточки слов.
Описание игры: на наборном полотне установлены два столбика слов, в первом – имена существительные, во втором – имена прилагательные. Нужно составить словосочетания из подходящих по смыслу слов.
БАНТ ВЫСОКОЕ
РЕКА СИНИЙ
КНИГА ГЛУБОКАЯ
ДЕРЕВО ИНТЕРЕСНАЯ
Вызванный к доске ученик выставляет очередную пару слов: синий бант, глубокая река, интересная книга, высокое дерево.

Что изменилось?
Описание игры: на доске попарно записаны слова, которые отличаются друг от друга порядком слогов или букв (например: кони-кино, сон-нос, липа-пила) или буквенным составом (слон-стон, рак-мак, раки-руки). Вызванный ученик читает пару слов и объясняет, что во втором слове изменилось по сравнению с первым.

Найдём ошибку.
Описание игры: на наборном полотне составлены предложения о том, как подают голос животные, но названия действий перепутаны: «Корова лает», «Собака мяукает», «Кот кукарекает», «Петух мычит» и.т.п. вызванный ученик исправляет ошибку в одном предложении. Правильно составленное предложение класс читает хором. Работу по ис-правлению ошибок продолжает другой ученик.

Читатель «молния».

Описание игры: на доске написаны в столбик 4 – 5 слов, которые закрыты ширмой. Учитель на 4 – 5 секунд открывает ширму и снова закрывает её. Учащиеся должны назвать слова прочитанного столбика в той последовательности в которой они были записаны на доске.

Какие буквы надо дописать к словам, чтобы получилось новое слово?
.. лесень..вёкла
.. лакат..калка
.. ровод..колько
..рятки..мелость

Занимательные модели.
_ е _ (мел, сел, лес)
Е_ _ (еда, ели, ела)
Е_ _ _(енот, езда, ерши)
_ е_ _ (леса, села, пела)

Слова - невидимки.
Я толстоногий и большой. С_ _ _.
Я там, где боль. Я – ах, я – ой! С_ _ _.
На мне кузнечики звенят. С_ _ _ .
А я – конечный результат. _ _ _ _.
(Ответ: слон, стон, стог, итог).
Умение антиципировать способствует ускорению чтения и углублению воспри-ятия его содержания.
Темп чтения у младших школьников может замедлять такое явление как регрес-сии.
Мы использовали упражнения, которые устраняют это явление.

Постепенное наращивание слова.
Лес - лесок - лесник - лесоруб - лесосплав.
Лист - листок - листочек - листопады.

Чтение слов разновеликим шрифтом.
Сгребали
взДУРилась
ТетеРЕвоЧЕК

Деление слов на слоги//и = линиями.
При = бин = то = вал
При // бин // то // вал.

Превращение слов - волшебная цепочка.
Цель игры заключается в замене букв в слове. Например:
зуб - куб - дуб - душ;
Зина - Рина - рана - рама, дама - лама - мама - Маша - каша - Даша;
коса (коза);
дверь (зверь).

Из одного слова - несколько.
Учитель записывает на доске слово. Дети с каждой буквой данного слова приду-мывают свои слова.
Например: квартира (комната, вагон, автобус, работа, товар, игра, рука, арбуз).
Игры и упражнения сменяются речевыми зарядками. Речевая зарядка вырабаты-вает четкое произношение, правильную артикуляцию, внимание. Выразительность еди-ный темп чтения, память, обогащает речь.
Материалом для речевых зарядок могут быть скороговорки, потешки, четверо-стишия.

Скороговорки читаются сначала молча, только глазами без артикуляции, затем – молча, но с артикуляцией, громко, но медленно, и, наконец, громко и быстро три раза, с каждым разом увеличивая темп чтения.
1. По семеро в сани уселись сами.
2. Какая буква часто встречается?
Мед в лесу медведь нашел –
Мало меду, много пчел.
3. Для каких букв эта чистоговорка?
Я – линейка.
ПрЯмота –
ГлавнаЯ моЯ черта.

Большое внимание уделяем использованию силы голоса (громко, тихо, шепотом), причем показываем усиление или уменьшение силы голоса, темп при помощи рук (спосо-бом дирижирования).

Виды упражнений:
Чтение шепотом и медленно:
Да – да – да – из трубы бежит вода.
Ша – ша – ша – мама моет малыша.
Ют – ют – ют – очень любим мы уют.
Аш – аш – аш – у Ирины карандаш.

Чтение тихо и умеренно:
Арка – арца арла – арга
Арта – арда арга – аржа

Числовые и буквенные пирамиды.
Цель: фиксация зрения на средней линии или ряде числе и прочтение слогов.

М!а м1а
М_!_о м_2_о
М__!__у м__3__у
М___!___и м___4___и
М____!____е м____5____е
Это упражнение мы давали на начальном этапе обучения чтению. Во 2 и 3 классе при чтении объемных произведений средней линией делятся слова, которые необходимо прочитать с доски, и которые при самостоятельной работе над текстом трудны для вос-приятия. Таким образом, решаются две задачи: расширяется поле ясного, видения и пред-варительное проговаривание трудных слов. Например, в сказке Г.Х. Андерсена «Пятеро из одного стручка» можно выделить следующие слова, которые трудны для прочтения:
зачер стветь
подбод ривший
распустив шийся
почувст вовали
Читать слова сверху вниз с фиксацией зрения на средней линии.
Немаловажную роль в развитии техники чтения играет оперативная память. Часто можно наблюдать такую картину: ребенок читает предложение, состоящее из 6 – 8 слов, дочитав до 3 – 4 слов, забыл первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предло-жения, не может увязать все слова воедино. В этом случае необходимо поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко.
В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений. Особенность этих предложений такова: если предложение содержит всего 2 слова «Тает снег» – 8 букв, то последнее предложение 18 набора состоит из 46 букв. На доску выписывается 6 предложений из од-ного набора, далее высвечивается по одному предложению, ребята в течение определен-ного времени читают молча это предложение и стараются его запомнить. Время экспо-зиции – 4 – 7 секунд. По истечении этого времени предложение стирается и предлагается ученикам записать его в тетради. Затем следовала экспозиция, чтение, запоминание и за-пись второго предложения. На 6 предложений одного набора уходит от 5 до 8 минут вре-мени.
Переходить к следующему набору рекомендуется только после того, как почти все дети успевают запомнить и правильно записать экспонируемые предложения.
Главное условие проведения такой работы – ее систематичность, т.е. зрительные диктанты должны проводиться ежедневно.
Писали диктант на листочках. На чтение каждого набора уходило в среднем по 3 дня.
Через 60 дней появились первые успехи: дети стали легче усваивать смысл пред-ложений, охотнее читали.
Для того, чтобы повысить технику чтения и сознательность, во II полугодии 2 класса ввели динамическое чтение. Это качественно новый метод: читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки; читатель становится как бы соавтором тек-ста. Динамическое чтение глазами, слова воспринимаются как картинки.

Виды упражнений.
Найди лишнее слово.
река слон мама
речка лев моль
ручей мак мела
ручка тигр мила

Раздели слова на две группы.
корова заяц ленивый
соловей горох смелый
коза ёжик честный
ворона медведь жадный
овца капуста добрый
сорока волк трусливый
огурец
Чтобы дети читали правильно, с меньшей затратой сил и быстрее овладева-ли разными приемами чтения, мы составляли памятки, например:
Учись читать правильно:
1. Следи, чтобы глаза двигались построчно.
2. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного, если понял его.
3. При чтении будь внимателен к каждому слову.
4. Старайся понять о чем читаешь.
5. Читай ежедневно вслух и «про себя».
В ходе работы мы пришли к выводу, что в младшем школьном возрасте не нужны дополнительные занятия для формирования навыка беглого сознательного чтения. Доста-точно уроков чтения, на которых умело проводится подобранный комплекс упражнений, формирующих этот навык.

Класс Приемы работ по развитию техники чтения Цель
1 Фонетическая зарядка
Дыхательная гимнастика
Речевая зарядка
Артикуляционная гимнастика
Фотографирование
Таблицы Шульте
Методика Зайцева - Федоренко:
Жужжащее чтение,
многократное чтение,
чтение в темпе скороговорки,
выразительное чтение с переходом на
незнакомый текст.
Щадящее чтение
Чтение перед сном
Ведение читательского дневника родителя-ми. Развитие четкой артикуляции
Правильное дыхание
Чистое произношение
Фонематический слух
Увеличение зрительного поля
Тренировка артикуляционного аппарата, выразительности чте-ния.

Индивидуальная работа
Индивидуальная работа
Развитие интереса к чтению, стимулирование читательской деятельности
2 Дыхательная гимнастика
Речевая зарядка

Зрительный диктант
Динамическое чтение Развитие интереса к чтению,
стимулирование читательской
деятельности
Развитие оперативной памяти
Развитие вертикального чтения
3

Упражнение «Спринт-чтение»
Таблицы Шульте-Швайко
Все упражнения по методике Зайцева
Ритмическое чтение
Ведение читательских дневников (контроль родителей)
Развитие осмысленности текста

Развитие техники чтения,
повышение темпа чтения
Развитие интереса к чтению,
стимулирование читательской
деятельности
4 Приемы, используемые в 1 – 3 классах
Игра «Волшебная гора»
Чтение как диктор
Самостоятельное ведение дневника
Поиск слова, предложения по заданному на-чалу учителя Развитие техники чтения
Развитие интереса к проверке
чтения

Ориентирование в тексте
Упражнения для развития смысловой стороны чтения.
Выбор вопросов, подходящих к тексту.
Формулирование вопросов.
Ответы на заданные вопросы.
Выбор вопросов, подходящих к иллюстрации.
Рисование диафильмов.
Пантомима.
Драматизация.
Выделение главного.
Объяснение названия.
Выбор из нескольких названий текста наиболее подходящих.
Выбор предложения (слова) из текста, отражающего главную мысль.
Придумывание названия.
Первоначальная задача учителя - обеспечить интенсивное совершенствование чтения учащихся. Младшие школьники должны овладеть целостными приемами чтения, т.е. чтением словами, способствующим слиянию технической стороны чтения и пониманию прочитанного в единый процесс, освоить так называемое темповое чтение и к концу обучения в начальной школе овладеть сознательным и выразительным чтением с ориентировочным темпом 90 – 100 слов в минуту и выше.

Резервы обучения чтению.
Жужжащее чтение. Жужжащее чтение – это такое чтение, когда все уче­ники читают
одновременно вслух, вполголоса.
Ежеурочные пятиминутки чтения. У каждого ребёнка на парте лежит книга
(художественная книга с закладкой). И любой урок – будь то чтение, русский язык, мате­
матика, труд начинать с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жуж­
жащего чтения, карандашом отмечают до какого места дочитали, кладут закладку, закры­
вают книгу. И дальше идёт обычный урок.
5 минут за урок. 4 урока в день.5 дней в неделю. 5x4x5=100 (минут)= 1ч.40мин.
Чтение перед сном. Дело в том, последние события дня фиксируются эмоцио­нальной
памятью, и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм
привыкает к этому состоянию.
Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если
ребёнок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности.
Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребёнок прочитает одну – две строчки и
после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически по­лучается,
если ребёнок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, по­смотрел
картину – отдохнул. Если ребёнок устанет, то можно продолжить читать родите­лям.
Хорошо бы совместить четвёртую и пятую рекомендации, то есть просмотр диа­фильмов
проводить перед сном.
В процессе нашего эксперимента мы формировали навыки беглого сознательного чтения с
помощью комплекса упражнений, учитывающих психолого­физиологическую природу
чтения.
В комплексе упражнений есть такие, которые уже использовали учителя ­ новато­ры, с
которыми мы познакомились в процессе подготовительного этапа, изучая литерату­ру по
данному вопросу. Есть упражнения, которые мы апробируем впервые на экспери­
ментальном классе.
«В педагогических технологиях, как бы сами по себе они не были научно обосно­ваны и
проверены, личностный фактор всегда имеет большое, а иногда определяющее значение. Не
случайно великий педагог В.Г. Белинский заметил, что даже самое старое (т.е. известное)
может выглядеть и быть новым, если вы человек со своим мнением, под­ходом, и ваш
способ выражения и самому старому должен придать характер новизны».
В начале каждого урока – будь то чтение, математика, ИЗО – дети читали 5 минут в
режиме жужжащего чтения. Что дают ежеурочные пятиминутки? 5*4*6= 120. Пять минут
за урок, четыре урока в день, шесть дней в неделю. Недельный тренаж ­ 120 минут. /
Фонетическая зарядка.
Цель:
формирование культуры звуковой речи, то есть четкой артикуляции, правильного дыхания,
чистого произношения; выработка зрительной памяти;
формирование умения сливать звуки в слоги, получать слова, добавляя к слогам
недостающую часть слова; формирование умения слышать звук, что дает воз­можность
абсолютно грамотно писать под диктовку.
Виды упражнений:
Фонетическая зарядка.
Учитель задает детям вопрос, в котором спрашивает о каком­либо действии. Дети

произносят звук. Например: что просит произнести врач, когда осматривает горло? (А – а –
а...) или как дрожат от холода? (В – в – в...).
Игра «Кто больше?».
Цель игры: придумать слова с новым звуком. Например: придумай слова, в кото­рых звук а
был бы в начале (август, астры, аист), в середине (банка, собака, плавать) и т.д.
Игра «Кто внимательный?»
Цель игры: узнать новый звук в словах, которые произносить учитель. Например: гусь,
грач, книга, игрушка, грабли.
Помоги слову найти последнюю букву.

Описание игры: учитель пишет на доске в два столбика начала слов и их последние буквы.
СЛО З
ГЛА М
СТО К
ГРО Н
КРИ Л
ПЛО Б
ГРИ В
Ученик по вызову учителя соединяет начало слова с буквой и прочитает полу­чившееся
слово.
Слог или слово.
Описание игры: учитель записывает на доске трёхбуквенные слоги и слова. Де­ти должны
как можно быстрее прочитать материал и выписать в тетрадь только слова.
Например:
САД
МАК
РОТ
СОН
ШУМ
КРО
ЛУЧ
ШКИ
НИТ
Каждому слову ­ свой слог
Описание игры: учитель называет слово, дети определяют первый слог, составля­ют его
или находят в кассе букв соответствующую карточку и показывают её.
Оборудование: касса букв и слогов.
Поймай выделенное слово.
Описание игры: на доске в столбик написаны 4 – 5 слов. Рядом с каждым из них за
вертикальной чертой в строчку написано само это слово и несколько слов, близких к нему
по буквенному составу. Вызванный ученик читает слово и находит его среди тех, что раз­

мещены за чертой и подчёркивает его или обводит кружочком.
Например:
ЛИСА липа, лиса, лира, лиса, киса
ЛАК лук, лак, сук, мак, рак, лак
ЛАПА липа, лапа, папа, лиса
Слово или не слово
Оборудование: слоговые схемы слов, карточки со словарным материалом.
Описание игры: учитель показывает карточку с написанным на ней словом или бессмыс­
ленным наборов слогов. Дети читают материал, представленный на карточке, и либо кри­
чат »Слово» и поднимают полоску с соответствующей слоговой схемой, если на карточке
окажется слово, либо кричат «Не слово» и не поднимают полоску, если буквенное сочета­
ние на карточке не является словом.
Дежурная буква.
Описание игры: учитель показывает букву, дети хором читают её. По сигналу учи­теля все
записывают печатными буквами слова, которые начинаются с указанной буквы. Через 2 – 3
минуты учитель подаёт сигнал о завершении работы. Выигрывает тот, кто больше написал
слова на заданную букву.
Найди слово.
Описание игры: на доске написаны три столбика слов. Вызванный к доске ученик должен
найти в указанном столбике слово, названное учителем.
Подбери слова.
Оборудование: карточки слов.
Описание игры: на наборном полотне установлены два столбика слов, в первом – имена
существительные, во втором – имена прилагательные. Нужно составить словосочетания из
подходящих по смыслу слов.
БАНТ ВЫСОКОЕ
РЕКА СИНИЙ
КНИГА ГЛУБОКАЯ
ДЕРЕВО ИНТЕРЕСНАЯ
Вызванный к доске ученик выставляет очередную пару слов: синий бант, глубокая река,
интересная книга, высокое дерево.
Что изменилось?
Описание игры: на доске попарно записаны слова, которые отличаются друг от друга
порядком слогов или букв (например: кони­кино, сон­нос, липа­пила) или буквенным
составом (слон­стон, рак­мак, раки­руки). Вызванный ученик читает пару слов и объясняет,
что во втором слове изменилось по сравнению с первым.
Найдём ошибку.
Описание игры: на наборном полотне составлены предложения о том, как подают голос
животные, но названия действий перепутаны: «Корова лает», «Собака мяукает», «Кот
кукарекает», «Петух мычит» и.т.п. вызванный ученик исправляет ошибку в одном
предложении. Правильно составленное предложение класс читает хором. Работу по ис­
правлению ошибок продолжает другой ученик.

Читатель «молния».
Описание игры: на доске написаны в столбик 4 – 5 слов, которые закрыты ширмой. Учитель
на 4 – 5 секунд открывает ширму и снова закрывает её. Учащиеся должны назвать слова
прочитанного столбика в той последовательности в которой они были записаны на доске.
Какие буквы надо дописать к словам, чтобы получилось новое слово?
.. лесень..вёкла
.. лакат..калка
.. ровод..колько
..рятки..мелость
Занимательные модели.
_ е _ (мел, сел, лес)
Е_ _ (еда, ели, ела)
Е_ _ _(енот, езда, ерши)
_ е_ _ (леса, села, пела)
Слова ­ невидимки.
Я толстоногий и большой. С_ _ _.
Я там, где боль. Я – ах, я – ой! С_ _ _.
На мне кузнечики звенят. С_ _ _ .
А я – конечный результат. _ _ _ _.
(Ответ: слон, стон, стог, итог).
Умение антиципировать способствует ускорению чтения и углублению воспри­ятия его
содержания.
Темп чтения у младших школьников может замедлять такое явление как регрес­сии.
Мы использовали упражнения, которые устраняют это явление.
Постепенное наращивание слова.
Лес ­ лесок ­ лесник ­ лесоруб ­ лесосплав.
Лист ­ листок ­ листочек ­ листопады.
Чтение слов разновеликим шрифтом.
Сгребали
взДУРилась
ТетеРЕвоЧЕК
Деление слов на слоги//и = линиями.
При = бин = то = вал
При // бин // то // вал.
Превращение слов ­ волшебная цепочка.
Цель игры заключается в замене букв в слове. Например:
зуб ­ куб ­ дуб ­ душ;
Зина ­ Рина ­ рана ­ рама, дама ­ лама ­ мама ­ Маша ­ каша ­ Даша;
коса (коза);
дверь (зверь).

Из одного слова ­ несколько.
Учитель записывает на доске слово. Дети с каждой буквой данного слова приду­мывают
свои слова.
Например: квартира (комната, вагон, автобус, работа, товар, игра, рука, арбуз).
Игры и упражнения сменяются речевыми зарядками. Речевая зарядка вырабаты­вает
четкое произношение, правильную артикуляцию, внимание. Выразительность еди­ный темп
чтения, память, обогащает речь.
Материалом для речевых зарядок могут быть скороговорки, потешки, четверо­стишия.
Скороговорки читаются сначала молча, только глазами без артикуляции, затем – молча, но
с артикуляцией, громко, но медленно, и, наконец, громко и быстро три раза, с каждым
разом увеличивая темп чтения.
1. По семеро в сани уселись сами.
2. Какая буква часто встречается?
Мед в лесу медведь нашел –
Мало меду, много пчел.
3. Для каких букв эта чистоговорка?
Я – линейка.
ПрЯмота –
ГлавнаЯ моЯ черта.
Большое внимание уделяем использованию силы голоса (громко, тихо, шепотом), причем
показываем усиление или уменьшение силы голоса, темп при помощи рук (спосо­бом
дирижирования).
Виды упражнений:
Чтение шепотом и медленно:
Да – да – да – из трубы бежит вода.
Ша – ша – ша – мама моет малыша.
Ют – ют – ют – очень любим мы уют.
Аш – аш – аш – у Ирины карандаш.
Чтение тихо и умеренно:
Арка – арца арла – арга
Арта – арда арга – аржа
Числовые и буквенные пирамиды.
Цель: фиксация зрения на средней линии или ряде числе и прочтение слогов.
М!а м1а
М_!_о м_2_о
М__!__у м__3__у
М___!___и м___4___и
М____!____е м____5____е
Это упражнение мы давали на начальном этапе обучения чтению. Во 2 и 3 классе при
чтении объемных произведений средней линией делятся слова, которые необходимо
прочитать с доски, и которые при самостоятельной работе над текстом трудны для вос­
приятия. Таким образом, решаются две задачи: расширяется поле ясного, видения и пред­

варительное проговаривание трудных слов. Например, в сказке Г.Х. Андерсена «Пятеро из
одного стручка» можно выделить следующие слова, которые трудны для прочтения:
зачер стветь
подбод ривший
распустив шийся
почувст вовали
Читать слова сверху вниз с фиксацией зрения на средней линии.
Немаловажную роль в развитии техники чтения играет оперативная память. Часто можно
наблюдать такую картину: ребенок читает предложение, состоящее из 6 – 8 слов, дочитав
до 3 – 4 слов, забыл первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предло­жения, не
может увязать все слова воедино. В этом случае необходимо поработать над оперативной
памятью. Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых
разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко.
В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений. Особенность этих предложений такова:
если предложение содержит всего 2 слова «Тает снег» – 8 букв, то последнее предложение
18 набора состоит из 46 букв. На доску выписывается 6 предложений из од­ного набора,
далее высвечивается по одному предложению, ребята в течение определен­ного времени
читают молча это предложение и стараются его запомнить. Время экспо­зиции – 4 – 7
секунд. По истечении этого времени предложение стирается и предлагается ученикам
записать его в тетради. Затем следовала экспозиция, чтение, запоминание и за­пись второго
предложения. На 6 предложений одного набора уходит от 5 до 8 минут вре­мени.
Переходить к следующему набору рекомендуется только после того, как почти все дети
успевают запомнить и правильно записать экспонируемые предложения.
Главное условие проведения такой работы – ее систематичность, т.е. зрительные диктанты
должны проводиться ежедневно.
Писали диктант на листочках. На чтение каждого набора уходило в среднем по 3 дня.
Через 60 дней появились первые успехи: дети стали легче усваивать смысл пред­ложений,
охотнее читали.
Для того, чтобы повысить технику чтения и сознательность, во II полугодии 2 класса ввели
динамическое чтение. Это качественно новый метод: читаются не буквы, слоги или слова, а
целые группы слов, блоки; читатель становится как бы соавтором тек­ста. Динамическое
чтение глазами, слова воспринимаются как картинки.
Виды упражнений.
Найди лишнее слово.
река слон мама
речка лев моль
ручей мак мела
ручка тигр мила
Раздели слова на две группы.
корова заяц ленивый
соловей горох смелый
коза ёжик честный
ворона медведь жадный
овца капуста добрый
сорока волк трусливый
огурец
Чтобы дети читали правильно, с меньшей затратой сил и быстрее овладева­ли разными
приемами чтения, мы составляли памятки, например:

Учись читать правильно:
1. Следи, чтобы глаза двигались построчно.
2. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного, если понял его.
3. При чтении будь внимателен к каждому слову.
4. Старайся понять о чем читаешь.
5. Читай ежедневно вслух и «про себя».
В ходе работы мы пришли к выводу, что в младшем школьном возрасте не нужны
дополнительные занятия для формирования навыка беглого сознательного чтения. Доста­
точно уроков чтения, на которых умело проводится подобранный комплекс упражнений,
формирующих этот навык.
Класс Приемы работ по развитию техники чтения Цель
1 Фонетическая зарядка
Дыхательная гимнастика
Речевая зарядка
Артикуляционная гимнастика
Фотографирование
Таблицы Шульте
Методика Зайцева ­ Федоренко:
Жужжащее чтение,
многократное чтение,
чтение в темпе скороговорки,
выразительное чтение с переходом на
незнакомый текст.
Щадящее чтение
Чтение перед сном
Ведение читательского дневника родителя­ми. Развитие четкой артикуляции
Правильное дыхание
Чистое произношение
Фонематический слух
Увеличение зрительного поля
Тренировка артикуляционного аппарата, выразительности чте­ния.
Индивидуальная работа
Индивидуальная работа
Развитие интереса к чтению, стимулирование читательской деятельности
2 Дыхательная гимнастика
Речевая зарядка
Зрительный диктант
Динамическое чтение Развитие интереса к чтению,
стимулирование читательской
деятельности
Развитие оперативной памяти
Развитие вертикального чтения
3
Упражнение «Спринт­чтение»
Таблицы Шульте­Швайко

Все упражнения по методике Зайцева
Ритмическое чтение
Ведение читательских дневников (контроль родителей)
Развитие осмысленности текста
Развитие техники чтения,
повышение темпа чтения
Развитие интереса к чтению,
стимулирование читательской
деятельности
4 Приемы, используемые в 1 – 3 классах
Игра «Волшебная гора»
Чтение как диктор
Самостоятельное ведение дневника
Поиск слова, предложения по заданному на­чалу учителя Развитие техники чтения
Развитие интереса к проверке
чтения
Ориентирование в тексте
Упражнения для развития смысловой стороны чтения.
Выбор вопросов, подходящих к тексту.
Формулирование вопросов.
Ответы на заданные вопросы.
Выбор вопросов, подходящих к иллюстрации.
Рисование диафильмов.
Пантомима.
Драматизация.
Выделение главного.
Объяснение названия.
Выбор из нескольких названий текста наиболее подходящих.
Выбор предложения (слова) из текста, отражающего главную мысль.
Придумывание названия.
Первоначальная задача учителя ­ обеспечить интенсивное совершенствование чтения
учащихся. Младшие школьники должны овладеть целостными приемами чтения, т.е.
чтением словами, способствующим слиянию технической стороны чтения и пониманию
прочитанного в единый процесс, освоить так называемое темповое чтение и к концу
обучения в начальной школе овладеть сознательным и выразительным чтением с
ориентировочным темпом 90 – 100 слов в минуту и выше.

Трескина В.В.,
учитель начальных классов МБОУ СШ № 10

"Плохое чтение — как замазанное грязью окошко, через которое ничего не видно".
В.А. Сухомлинский

Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу и у педагогов, и у родителей. Снижение интереса современных школьников к чтению становится серьёзной культурной проблемой. Потребность в книге должна формироваться на самых ранних этапах школьного образования. Чтение - одно из важнейших средств формирования личности. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой - средством обучения. Из книг, в том числе и учебных по различным предметам, ребёнок получает разнообразные знания.
Дикторы телевидения широко варьируют свою скорость чтения в пределах от 90 до 170 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста. Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы.
Итак, большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает вопрос, как выйти на этот уровень. Как помочь нашим детям справиться с трудностями при чтении?
Представьте себе первоклассника, который пришёл в школу, не зная букв, не умея читать (и в этом нет ничего страшного, потому то в 1 классе и существует период обучения грамоте). НО…Максимум, которого сможет достичь ученик при чтении на уроках письма и обучения грамоте, будет составлять 12-20 слов в минуту. Уже в 1 классе происходит знакомство с текстовыми задачами по математике; в учебниках по окружающему миру, изобразительному искусству и технологии даются развивающие тексты и задания к ним. При такой низкой скорости чтения, естественно, что этот ученик за один раз не поймёт то, что написано в учебнике. Ему необходимо дважды прочитать тексты, чтобы понять задание. Ребёнок начинает не успевать за темпом урока. Таким образом, этот ученик обречён на неуспеваемость. И каких бы великих учителей ни приглашали бы вы к этому ученику, ничего у них не выйдет, пока они не научат элементарному - читать.
Чтение является сложным актом, который включает в себя технические навыки и процесс понимания смысла читаемого. Эти две стороны находятся между собой в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга.
Поэтому так важно именно в этот период научить бегло читать, сформировать у учащегося техническую сторону чтения, умение работать с научно - познавательным и художественным текстом, обеспечить полноценное восприятие доступного художественного текста, чтобы оно оказало максимальное воздействие на растущего человека. Особую актуальность сегодня приобретают методы, которые применяются в работе учителя с младшими школьниками для привлечения их к чтению.
Зачастую эту проблему пытаются решить просто и бесхитростно: надо больше читать. И сидит ребёнок над книгой, обливаясь слезами и испытывая к ней тихую ненависть. Решением проблемы нелюбви к чтению может быть применение методики жужжащего пятиминутного чтения на каждом уроке, при этом можно добиться оптимальной скорости чтения.
В применении данной техники очень важна системность.
Жужжащее чтение было одним из основных элементов при обучении чтению в Павлышской школе В.А. Сухомлинского. Сейчас этот элемент общепризнан, применяется многими учителями.
Жужжащее чтение - это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Тренаж идёт в течение пяти минут.
Ежеурочные пятиминутные чтения представляют собой пятиминутное чтение на любом уроке - будь то чтение, рисование, математика, русский язык. Урок начинается с того, что дети читают пять минут дополнительную книгу или специально подготовленные таблицы в режиме жужжащего чтения, а дальше идёт обычный урок.
Проанализируем, что получается. Если учитель работает по обычной методике в 3 классе, он имеет 4 урока литературного чтения в неделю, то при наполняемости классов 25 человек он за неделю опросит по одному разу каждого ученика. При этом ученик будет иметь для тренировки всего 3 минуты в неделю, вряд ли при таком уровне можно научить детей читать.
Хорошо, если ребёнок полюбил читать. А если нет? В современном мире детям интереснее занять себя гаджетами, а не книгой. Тогда весь тренаж его сводится к этим трём минутам, естественно, что такой ребёнок читать не научится.
Если мы проследим, что делают ежеурочные пятиминутки, то просчитаем следующее: 5 x 4 x 5= 100. Имеется в виду: 5 минут за урок,4 урока в день, 5 дней в неделю. В итоге недельный тренаж получается в объёме 100 минут.
Очевидно, если время увеличится от 3 минут до 100, то результат чтения будет положительный.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Постоянно используя в своей практике преподавания методику жужжащего чтения на уроках, могу сказать, что результаты проверки скорости чтения показали достаточно высокий уровень чтения у детей моего класса. Даже нечитающие дети (не просто нечитающие, а при этом вообще не знающие алфавит в начале обучения), в конце первого класса, всего за один год, приобретают навык чтения 40-60 слов в минуту, что составляет норму конца второго-третьего класса.
Почти все учащиеся вычитывали в четвёртом (выпускном) классе 120 слов в минуту. Проанализировав свой опыт, я пришла к выводу, что необходимо использовать эту методику на всех уроках в начальных классах.
Опыт многих педагогов, регулярно использующих на уроках пятиминутки жужжащего чтения, показал, что высокие результаты навыков беглого чтения не заставят себя долго ждать. Ежедневное использование на уроках вышеописанной методики очень скоро принесёт свои результаты. Педагоги, уделяющие необходимое внимание развитию беглого чтения у школьников начальной школы, отметили, что проверка результатов скорости чтения имела достаточно высокий результат.
Для учащихся, научившихся бегло читать, становятся актуальными слова А.Т. Твардовского: «Общение с книгой — высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека».

Страница 4

Жужжащее чтение. Жужжащее чтение - это такое чтение, когда все ученики читают единовременно вслух, вполголоса. Ежеурочные пятиминутки чтения. У всякого ребёнка на парте лежит книга (художественная книга с закладкой). И всякий урок - будь то чтение, русский язык, математика, труд начинать с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, карандашом подмечают до какого места дочитали, кладут закладку, закрывают книгу. И дальше идёт обыкновенный урок.

Фонетическая зарядка. Цель данной зарядки: образование культуры звуковой речи, то есть отчетливой артикуляции, положительного дыхания, чистого произношения; выработка зрительной памяти; формирование знания сливать звуки в слоги, получать слова, добавляя к слогам недостающую часть слова; образование знания слышать звук, что дает вероятность безусловно грамотно писать под диктовку.

При обучении чтению следует рассматривать тот факт, что темп чтения у младших школьников может замедлять такое явление как регрессия. В практике работы педагог должен применять упражнения, которые устраняют это явление.

Игры и упражнения сменяются речевыми зарядками. Речевая зарядка вырабатывает отчетливое произношение, верную артикуляцию, внимание. Выразительность цельный темп чтения, память, обогащает речь. Материалом для речевых зарядок могут быть скороговорки, потешки, четверостишия.

Скороговорки читаются вначале безмолвно, только глазами без артикуляции, после этого - безмолвно, но с артикуляцией, громко, но медлительно, и, наконец, громко и стремительно три раза, с всем разом увеличивая темп чтения.

Огромное внимание при обучении чтению следует уделять применению силы голоса (громко, тихо, шепотом), причем педагог должен показывать усиление либо уменьшение силы голоса, темп при помощи рук (методом дирижирования).

Рационально использовать числовые и буквенные пирамиды. Цель: фиксация зрения на средней линии либо ряде числе и прочтение слогов.

Во 2 и 3 классе при чтении объемных произведений средней линией делятся слова, которые нужно прочитать с доски, и которые при независимой работе над текстом сложны для восприятия. Таким образом, решаются две задачи: расширяется поле ясного, видения и заблаговременное проговаривание сложных слов. Скажем, в сказке Г.Х. Андерсена «Пятеро из одного стручка» дозволено выделить следующие слова, которые сложны для прочтения: зачерстветь,

подбодривший,

Немаловажную роль в становлении техники чтения играет оперативная память. Зачастую дозволено следить такую картину: ребенок читает предложение, состоящее из 6 - 8 слов, дочитав до 3 - 4 слов, позабыл первое слово. Следственно он не может уловить толк предложения, не может увязать все слова вместе. В этом случае нужно поработать над оперативной памятью. Делается это с поддержкой, так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко.

В всяком из 18 комплектов имеется 6 предложений. Специфика этих предложений такова: если предложение содержит каждого 2 слова «Тает снег» - 8 букв, то последнее предложение 18 комплекта состоит из 46 букв. На доску выписывается 6 предложений из одного комплекта, дальше высвечивается по одному предложению, ребята в течение определенного времени читают безмолвно это предложение и усердствуют его запомнить. Время экспозиции - 4 - 7 секунд. По истечении этого времени предложение стирается и предлагается ученикам записать его в тетради. После этого следовала экспозиция, чтение, запоминание и запись второго предложения. На 6 предложений одного комплекта уходит от 5 до 8 минут времени. Переходить к дальнейшему комплекту рекомендуется только позже того, как примерно все дети поспевают запомнить и положительно записать экспонируемые предложения. Основное условие проведения такой работы - ее систематичность, т.е. зрительные диктанты обязаны проводиться повседневно.


Тонкости педагогики:

Самовоспитание нравственной культуры подростков
Способность к нравственному поведению требует больших личных усилий. Человек должен уметь разумно направить свои запросы и склонности, преодолеть противоречия между долгом и мимолетным желанием, совестью и ленью. Самовоспитание связано с определением нравственного идеала и созданием программы лично...

Результативность опыта
В ходе проведения опыта проводились комплексы упражнений по артикуляционной гимнастике, с использованием материала по устному народному творчеству. Программа исследования "Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла." рассчитана на 4 недели. На первом занятии показ упражнений артику...

Определение учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке
Во время применения монологического метода деятельность учащихся исполнительская, заключающаяся в конспектировании материала. Во время применения алгоритмического метода деятельность учащихся исполнительская, частично репродуктивная заключающаяся в конспектировании и усваивании алгоритма решения за...