На своей странице в www.facebook.com любопытный обзор выявленных в ходе эксплуатации недостатков бронеавтомобиля Streit Spartan, используемого украинскими силовыми структурами как "КрАЗ - Спартан". Делается вывод, что "автомобили с таким объемом недостатков и недоделок не могут быть приняты на вооружение ВСУ".

Со стороны bmpd заметим, что описанные недостатки бронеавтомобиля Streit Spartan выглядят вполне закономерными, поскольку компания Streit Group, занимавшаяся до недавнего времени главным образом изготовлением коммерческих защищенных автомобилей, совершенно не имеет опыта в разработке полноценной военной бронетехники. Разработанная и выдвинутая на рынок Streit Group в последнее время серия "полноценных" бронированных машин, по всей видимости, не проходила полноценных испытаний по военным требованиям и отработок, а также и не имеет серьезного опыта боевого применения. Закупка разработанных Streit Group бронеавтомобилей Spartan и Cougar украинскими властями в 2014 году (с фиктивной якобы "сборкой" на ПАО "АвтоКрАЗ") также проходила в спешке, и, как можно судить, без каких-либо серьезных испытаний. В результате ВСУ получили сомнительные машины откровенно второсортного и не имеющего серьезного опыта разработчика.

Бронеавтомобиль "КрАЗ - Спартан" (Streit Spartan) вооруженных сил Украины в Орловке (Донецкая область), январь 2015 года (с) ВКонтакте

Десантники провели ходовые и полигонные испытания Спартана.

Учитывая, что со времени моего короткого знакомства с Барсом во дворе президентской администрации и тот факт, что несмотря на обещания ПАПы мне никто так и не перезвонил - опубликую здесь замечания по Спартану.

Не надеясь на то, что если эти замечания попадут на завод и в АП - что то изменится. К лучшему.

P.S. Вчера на обратной дороге из-под Мариуполя на подъезде к Киеву в районе Березани увидели катящийся навстречу (в сторону Полтавы-Харькова) Спартан. Охренели, с какого перепугу броневик, в котором есть огромная потребность у подразделений на передовой, катается в Киев и обратно в АТО - неужели для этого нет автомобилей попроще? Кто был в качестве пассажира? На каком основании снял с фронта бронированый автомобиль для поездки в Киев? Всё у нас по прежнему через жопу.

И думают - ей, и делают - руками, растущими именно оттуда.

К моему огромному сожалению. И разочарованию.

Загальні недоліки автомобіля КрАЗ-Spartan-APC:

1. Ходова частина не витримує навантажень автомобіля, а саме обриває кронштейни амортизаторів поперечної стійкості (5 автомобілів з 15).

2. Підтікає мастило з амортизаторів (У всіх).

3. Для того щоб увімкнути передній міст, водію необхідно вийти з автомобіля та увімкнути його (У всіх).

4. Не передбачене місце для запасного колеса (У всіх).

5. Для заправки автомобіля необхідне пальне, яке відповідає технічним характеристикам двигуна нового покоління, як наслідок на 60% автомобілів загоряється сигналізатор несправності двигуна.

6. Не можливе самостійне обслуговування автомобіля, це можна зробити тільки на спеціалізованих СТО, так як необхідна комп’ютерна діагностика та спецiструмент.

7. Під час руху автомобіля по пересічній місцевості або наїзду на вибоїни в рульову колонку відчувається сильний удар (У всіх).

8. Лебідка автомобіля не витримує навантаження, під час застосування виходить з ладу (1 автомобіль з 15).

9. Броня автомобіля спереду заслабка, що при першому попаданні кулі чи осколків снарядів виведе автомобіль з ладу(У всіх).

10. Броньоване скло не витримує другого пострілу.

11. Захисні решітки не на усіх вікнах (1 автомобіль з 15).

12. Під час стрільби з кулемета гільзи потрапляють під капот автомобіля, що може привести до поломки двигуна (У всіх).

13. Під час стрільби в русі не можливе попадання в ціль, із-за розхитування автомобіля (як варіант необхідне кріплення шестеренного типу для більшої стійкості кулемета) (У всіх).

14. Для заміни короба з набоями до кулемета, стрілку необхідно висунутись із-за укриття, що збільшує ймовірність його ураження (У всіх).

15. Слабкий захист кулеметника, захисні стінки необхідно підвищити (У всіх).

16. Не має штатної радіостанції (У всіх).

17. Електронний лічильник спідометру показує - “km\h”, але рахує пробіг в сухопутних милях (У всіх).

Делайте выводы сами, Спартан это или пис оф щит.

Пис оф бронированный щит smile emoticon

Хотели как лучше. Получилось - как всегда.

Автомобили с таким объемом недостатков и недоделок не могут быть приняты на вооружение ВСУ. Ни при каких обстоятельствах, кроме обязательного устранения недостатков и повторного придирчивого тестирования. В тех же условиях тем же составом. Возможно - и в параллельных частях.

Парни на передовой не должны стать испытателями по принципу и подобию манекенов для краш-тестов. КрАЗ в своём репертуаре...

Ответственные товарищи - такая же херня.

Перевод списка недостатков и дефектов:

1. Ходовая часть не выдерживает нагрузок автомобиля, а именно обрывает кронштейны амортизаторов поперечной устойчивости (5 автомобилей из 15).

2. Подтекает масло с амортизаторов (у всех).

3. Для того чтобы включить передний мост, водителю необходимо выйти из автомобиля и включить его (у всех).

4. Не предусмотрено место для запасного колеса (у всех).

5. Для заправки автомобиля необходимо топливо, которое отвечает техническим характеристикам двигателя нового поколения, - как следствие на 60% автомобилей загорается сигнализатор неисправности двигателя.

6. Невозможно самостоятельное обслуживание автомобиля, это можно сделать только на специализированных СТО, так как необходима компьютерная диагностика и специнструмент.

7. Во время движения автомобиля по пересеченной местности или наезде на выбоины в рулевую колонку ощущается сильный удар (у всех).

8. Лебедка автомобиля не выдерживает нагрузок, при использовании выходит из строя (1 автомобиль из 15).

9. Броня автомобиля спереди слаба, что при первом же попадании пули или осколков снарядов выводит автомобиль из строя (у всех).

10. Бронированное стекло не выдерживает второго выстрела.

11. Защитные решетки не на всех окнах (1 автомобиль из 15).

12. Во время стрельбы из пулемета гильзы попадают под капот автомобиля, что может привести к поломке двигателя (у всех).

13. Во время стрельбы в движении невозможно попадание в цель из-за тряски автомобиля (как вариант, необходимо крепление шестеренного типа для большей устойчивости пулемета) (у всех).

14. Для замены короба с патронами к пулемету стрелку необходимо высунуться из-за укрытия, что увеличивает вероятность его поражения (у всех).

15. Слабая защита пулеметчика, защитные стенки необходимо усилить (у всех).

16. Не имеется штатной радиостанции (у всех).

17. Электронный счетчик спидометра показывает "км/ч", но считает пробег в сухопутных милях (у всех).

Вот уже несколько лет, как чаша весов в извечном споре между колесной и гусеничной военной техникой склоняется в сторону колес. Собственно говоря, минусом броневиков на колесах всегда были в первую очередь проходимость и высокое давление на почву, не позволявшее нести серьезную броню. Сегодня по проходимости колеса практически сравнялись с гусеницами, а появление керамической брони позволило сделать защиту боевых машин намного более легкой, чем раньше, – легкой в смысле веса, а не уровня защиты. Конечно, еще рано списывать со счетов гусеничную технику, но во многом ее участь решает сложность доставки в зоны боевых конфликтов, во всяком случае, пока.

Примечание редактора: сайт – это автомобильный портал. Мы пишем о машинах – не о политике и не о войне. Машины не виноваты в том, что их посылают на войну, не так ли? Поэтому читайте, и да пребудет с вами здравый смысл.


На видео: КрАЗ-6Э6316

Предыстория

Кременчугский автозавод начинал работу над созданием современных бронированных машин еще в советское время. Так, в 1988 году проходил испытание КрАЗ-6Э6316 с колесной формулой 8х8. Правда, это был не броневик, а всего лишь макет: на кабину была навешана имитация брони для того, чтобы определить, как будет вести себя машина с этим дополнительным весом, и разработать систему крепления настоящей брони.

Лобовое и боковые окна планировалось оснастить пуленепробиваемыми стеклами, которые в ту пору также ударными темпами разрабатывались советской промышленностью.

Напомним, в ту пору СССР вел войну в Афганистане и постоянные нападения иррегулярных формирований на автомобильные конвои приводили к неоправданным потерям в рядах «ограниченного контингента воинов-интернационалистов». Довести эти разработки до ума украинские инженеры и конструкторы не успели: в международной политике наметилось потепление, советские войска были выведены из Афганистана, а вскоре почил в бозе и сам Советский Союз.

Но ничто не проходит бесследно, и уже в 1990-е годы в локальных «горячих точках» появились импровизированные броневики на основе КрАЗов, созданные, в общем-то, в кустарных условиях. Выбор именно этого шасси был неслучаен – машины действительно обладали высокой проходимостью, хорошей выживаемостью и грузоподъемностью. Таким образом, первыми применили на практике советские наработки мелкие частники, как это и обещали народу отцы Перестройки.

Индийский «бронеКрАЗ»

На фото: КрАЗ-5233ВЕ

И только в 2012 году «промышленный» броневик на базе автомобиля КрАЗ-5233ВЕ (4х4) создала индийская компания Shri Lakshmi Defence Solution. Боевая машина получила название КрАЗ-01-1-11/SLDSL, рулевое управление в ней располагалось, как и положено в индийской армии, справа. Двигатель индусы оставили ЯМЗ-238ДЕ2 мощностью 330 л.с. Тут в источниках имеются разночтения: сами индусы называют его украинским, ряд же российских специалистов утверждает, что это не просто российская разработка Ярославского завода, но и производился он на территории РФ.


На фото: КрАЗ-5233ВЕ

У броневика был сварной несущий кузов, двойная броневая защита боковых стенок (включая двери) заполнена взрывозащитным материалом. V-образное днище имело противоминную защиту (такая форма как раз и служит для рассеивания взрывной волны) и трехслойное бронирование. Автомобиль был оборудован поворотной башней, имел восемь амбразур для ведения огня из стрелкового оружия и мог перевозить до 12 человек, включая экипаж.


Двигатель ЯМЗ-238ДЕ2

Возвращение на Украину

Разработка оказалась достаточно удачной, и на ее основе завод-производитель при участии индийской стороны и канадской компании Streit Group создал бронеавтомобиль KrAZ Shrek One (KrAZ MPV), положивший начало семейству подобных изделий. По всей видимости, название Shrek было выбрано не только в честь одноименного мультперсонажа (огромного зеленого великана-огра), но и по созвучию с индийским словом Shri – как дань уважения идеям индийских инженеров.

Высокая степень заимствования индийских разработок объясняется, по всей видимости, тем, что украинской армии срочно потребовалась современная техника – начался вооруженный конфликт на юго-востоке Украины. Новый броневик был впервые представлен на оружейной выставке KADEX-2014 в мае 2014 года в Астане (Казахстан) и в июне того же года – на Eurosatory-2014 в Париже. На тот момент стоимость машины составляла около $1 млн.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

На фото: KrAZ Shrek One (KrAZ MPV)

Анатомия Шрека

Сегодня Шрек 4х4 – это многоцелевое транспортное средство с противоминной защитой, предназначенное для оперативного и безопасного перемещения личного состава, техники и оборудования, а также их огневой поддержки. Несущей конструкцией также является собранный из бронелистов кузов, та же броня, между листами которой проложено 25 мм взрывозащитного материала, те же восемь амбразур (по четыре с каждой стороны), плюс дополнительная амбразура в корме.

Уровень защиты вертикальных стенок и пуленепробиваемых стекол сопоставим с уровнем 3А (STANAG 4569) по стандартам НАТО. А взрывозащитный материал превосходит по уровню защиты натовский стандарт (STANAG 4569) 2 уровня. Баллистическая защита брони – B6+/STANAG 4569 Level 2. Противоминная защита выдерживает взрыв двух зарядов, эквивалентных 14 кг тротила под любым колесом или 7 кг тротила непосредственно под днищем.

Двигатель – все тот же ЯМЗ-238Д, однако могут быть установлены двигатели Cummins и Deutz. Раздаточная коробка – механическая двухступенчатая, коробка передач девятиступенчатая китайского производства – Fast Gear 9JS150TA-B. Шины Michelin 445.65R22.5/16.00R20 по технологии RunFlat, да еще и с централизованной подкачкой.

Напомним, что шины, созданные по такой технологии, имеют усиленное и широкое бортовое кольцо, теплостойкий состав резины и усиленный каркас. Они позволяют проехать до 80 км на пробитом колесе без потери маневренности. Вероятно, возможность подкачивать их изнутри может увеличивать этот пробег еще сильнее. К слову, шины RunFlat сейчас широко применяются и для гражданских автомобилей.

Но вернемся к Шреку. На машине установлена аппаратура для связи и наблюдения, включая камеры заднего вида ночного видения с дальностью обзора до 500 м. Доля комплектующих украинского производства достигает 70%. А возможность установки дополнительного оборудования позволила тут же создать модификации: KrAZ Shrek One Ambulance (медицинскую машину) и KrAZ Shrek One RCV (машину для разминирования, оснащенную краном-манипулятором).


На фото: KrAZ Shrek One Ambulance

Где воюет этот броневик?

Хотя Шрек наверняка создавался Украиной под участие в военных действиях на юго-востоке, в зону АТО было передано, по сообщениям украинских СМИ, всего пять таких машин. Это при том, что завод-изготовитель способен выпускать 25 таких изделий в месяц. Так что проблема тут наверняка не в цене, которая с переходом к серийному выпуску была снижена до $300-400 тыс.

Не делал бронированных машин. Наверное, потому что в Союзе и понятия такого не было. Обходились БТР и БМП.

Теперь в «портфеле» КрАЗа, как минимум, шесть моделей бронеавтомобилей. И по состоянию на конец 2015 года четыре из них уже выпускаются серийно. Основные заказчики – Вооруженные силы и Национальная гвардия Украины.

Несмотря на популярность «кразовских» броневиков, информации об их технических возможностях в открытых источниках очень мало. А та, что есть, часто противоречит друг другу. Поэтому решила собрать все факты воедино и еще раз их перепроверить.

КрАЗ-6322 «Рапотор»

Первый КрАЗ с элементами бронирования можно было увидеть на выставке военной техники в Абу-Даби еще в 2007 году. Тогда завод показал модель КрАЗ-6322 «Рапотор» с бронированным отсеком для десанта.


Автомобиль предназначался для Индии и стран Персидского залива. На фото с выставки видно, что бронирован лишь отсек для личного состава. Кабина, как и прежде, была уязвима для всех видов огнестрельного оружия.

Учитывая то, что бронированный кузов съемный, очевидно, по замыслу разработчиков, автомобиль должен был лишь доставлять его на заданное место.

Но со временем стало понятно, что этого недостаточно. И в ноябре 2014 году КрАЗ представил уже совсем другой «Рапотор» — с бронированной кабиной и топливными баками.

Сегодня КрАЗ «Рапотор» находится на вооружении у Национальной гвардии.

«Кобра» и «Кугуар»


Дальше КрАЗ взялся осваивать самые малые автомобили, которые ему когда-либо приходилось собирать, – «Кобра» и «Кугуар». Правда, тут работы для завода была не так много. Разработкой машин занималась канадская , шасси и моторы брали от Toyota Land Cruiser.

По некоторым подсчетам, в «Кобре» и «Кугуаре» использовалось до 80% импортных деталей. Так что броневики получились не совсем украинскими.

Из двух бронированных авто на базе «Тойоты» решили оставить «Кугуар». В 2014 году автомобиль попал на вооружение к украинским военным и даже участвовал в нескольких парадах – в честь Дня победы и Дня независимости Украины.

«Кугуар» неоднократно подвергался критики. В частности, в июне 2015 года советник президента и волонтер Юрий Бирюков в низком качестве сборки.

КрАЗ Спартан


«КрАЗ Спартан» с боевым модулем «Сармат»

Еще один броневик на неродном для КрАЗа шасси – «Спартан». В его основе – пикап Ford F550. Двигатель тоже «фордовский».

Разработкой «спартанцев», как и «Кугуаров», занималась Streit Group. Первый автомобиль был собран в канадском штате Онтарио на заводе Streit Group’s Canadian Manufacturing Facility в 2013 году.

А уже в 2014-м «Спартан» начали собирать в Кременчуге. Автомобиль Нацгвардия, ВСУ и Госпогранслужба.


На «Спартаны» также было множество нареканий. В частности, фотографии из зоны боевых действий на Донбассе наглядно демонстрировали, что шасси «Форда» не выдерживает бронированного корпуса.

Из-за многочисленных жалоб КрАЗу пришлось усовершенствовать машину. Впрочем, своей вины завод не признал и настаивал на том, что машины ломаются, так как их неправильно эксплуатируют.

КрАЗ Шрек


Бронированный КрАЗ с самым странным названием – «Шрек». В броневике помещается 10 бойцов. Но если уплотнить сидения, можно разместить и больше.

Впрочем, этот бронеавтомобиль предназначен не только для перевозки десанта. Он также имеет вариант скорой помощи и специального автомобиля для разминирования.

Первые КрАЗ Шрек достались Национальной гвардии Украины. Гвардейцы получили броневики в начале 2015 года. Это были первые автомобили подобного класса, которые поступили на вооружение украинской армии.

«Феона» — один из последних бронеавтомобилей, представленных КрАЗом. Впервые его показали на выставки в Абу-Даби в 2015 году.

Об автомобиле мало что известно. В частности, на сайте КрАЗа информации о нем нет вообще.

У броневика одна платформа с «Раптором» — КрАЗ-6322. Но конструктивно это совсем разные автомобили. У «Феоны», в отличие от «Раптора», единый бронированный корпус. Она не боится не только стрелкового оружия, но и мин.

Для рассеивания взрывной волны КрАЗ Феона имеет днище V-образной формы. Внутри – антиосколочная обшивка. А сиденья для повышения безопасности десанта крепятся не к полу, а к потолку.


Самый мощный бронированный КрАЗ – «Ураган». Это единственный украинский бронированный грузовик, который имеет колесную формулу 8X8. То есть все четыре моста «Урагана» — ведущие.

Пока о планах наших военных, закупать подобные броневики, ничего неизвестно. В КрАЗе тоже предпочитают сохранять молчание. На сайте завода даже не указаны технические характеристики бронеавтомобиля. Впрочем, не исключено, что у украинского завода пока нет лицензии на выпуск Ураганов. То же самое относится и к Феоне. Иначе как объяснить отсутствие этих машин в каталоге продукции предприятия.

«Пантера»

«Пантера» — проект арабской Ares Security Vehicles, в котором также поучаствовал КрАЗ. Первые «Пантеры» были построены на шасси КрАЗ-5233 и КрАЗ-6322. Однако сейчас на сайте арабской компании указано, что автомобиль собирается на базе Toyota Land Cruiser. Упоминаний о КрАЗе нет.

На протяжении всей истории человечества случаи, когда рождаются близнецы, не оставляют людей равнодушными. В древности это даже считалось сверхъестественным явлением. Сейчас появление двоен и троен уже не считается чем-то невероятным, причины его известны. По статистике близнецы рождаются примерно в 1,5% случаев.

Близнецы бывают двух типов: однояйцевые (монозиготные) и двуяйцевые (дизиготные). Первые абсолютно идентичны, всегда одного пола и трудно отличимы друг от друга. Развитию однояйцевых близнецов предшествует случайное разделение одной оплодотворенной яйцеклетки на два вполне жизнеспособных эмбриона. Соответственно, и яйцеклетка, и сперматозоид, «принявшие участие», одинаковы для обоих детей. Возникшие таким путем братья-близнецы имеют полностью одинаковые гены. Примерно 30% всех близнецов - такие генетические копии.

Близнецы могут развиваться при оплодотворении двух созревших в период овуляции яйцеклеток разными сперматозоидами. В этом случае также рождаются близнецы, но внешнее сходство между собой у них не больше чем у родных братьев и сестер, родившихся в разное время.

Особенности «психики и физики» близнецов

Часто близнецы рождаются ослабленными, с недостатком веса. Чтобы подстегнуть их развитие и дать им возможность догнать сверстников, нужно обратить внимание на двигательное развитие малышей. Им на пользу пойдет и массаж, и нежные поглаживания, и тактильные игры…. А, как известно, физическое развитие в раннем возрасте тесно связано с будущими интеллектуальными победами, которые одержат наши братья-близнецы.

Так как родителям приходится уделять внимание сразу двум малышам, детям может не хватать эмоций и общения. Постарайтесь придумать игры, в которые можно играть с двумя детишками одновременно. Это могут быть любые «щекоталки» и потешки, смех одного малыша будет только еще больше веселить второго. Чаще берите их на руки, по очереди носите в слинге или кенгуру, а еще лучше - привлеките папу, дедушку, бабушку или няню.

Друг для друга братья-близнецы играют очень важную роль. Именно в паре они учатся общаться и взаимодействовать. В лице брата у каждого есть товарищ по играм и проказам. Но при этом контакты с внешним миром им бывают неинтересны. Они и так прекрасно понимают друг друга! Поэтому близнецы братья могут довольно долго использовать собственный язык общения между собой и иметь серьезные проблемы с развитием речи. Свои имена они запоминают только к 3 годам, а в первые годы, находясь по отдельности, часто их путают. Поэтому психологи считают, что имена близнецов не должны звучать похоже.

Заниматься с близнецами непросто. Братья-близнецы всегда живо интересуются занятиями друг друга, а, объединившись, частенько забывают о поручении вообще.

При этом в раннем возрасте между близнецами часто возникают ссоры и драки. Связано это с тем, что они оба хотят одного и того же. Скорее всего, в первое время вам нужно будет иметь под рукой две одинаковые игрушки, чашки и другие вещи. Позже, конечно, вы научите их договариваться или пользоваться вещами по очереди.

Воспитывая близнецов, надо помнить, что вы воспитываете две личности. И ваша задача воспитать не «близнецов», а каждого из малышей в отдельности.

Близнецы-братья: секреты воспитания

Когда в семье рождаются близнецы, сразу же возникает жесткая конкуренция между ними, каждый хочет быть самым лучшим. Лучшим способом считается хотя бы немного разделить эту пару, чтобы дать возможность каждому ребенку развиваться как отдельной личности. Любые проявления индивидуальности надо поощрять. Позволяйте им одеваться по-разному, старайтесь уделять время каждому из них по отдельности, хотя бы по 15 минут в день. Реакция детей на разделение: занятия в разных группах, игры и прогулки по отдельности с папой или с мамой и другие ваши попытки помочь детям найти свои интересы и свой путь развития может быть разной. Обычно тот ребенок, который находится «в тени» приветствует разделение, потому что ищет свой путь самовыражения. А второй малыш может этому сопротивляться.

В семье, где воспитываются братья-близнецы, должно существовать такое понятие, как справедливость. Поощрения и наказания должны быть одинаковыми для каждого малыша. И реакция взрослых на поведение каждого ребенка должна быть одинаковой.

Не «вешайте ярлыки». Близнецов часто наделяют выдуманными чертами характера. Иногда родителям проще различать детей по характеру. Один более жизнерадостный, другой более капризный, один ест хорошо, другой плохо, один общительный, второй замкнутый. Все эти оценки начинают сказываться на отношениях с детьми. К ним начинают относиться по-разному и это может развить негативные черты характера. Ищите положительные качества в своих малышах и обращайте внимание на них.

Еще одна головная боль родителей – шалости и баловство близнецов. Когда товарищ для проказ всегда находится рядом, держать себя в рамках - невозможно. Придумайте каждому увлекательное дело в отдельном уголке дома или поиграйте с ними. Как правило, если в играх детей принимает участие взрослый, который помогает им выполнять правила и следит за порядком, удовольствие от игры не будет испорчено ссорами и конфликтами.

Есть конфликты из-за того, с кем мама дольше занимается? Купите песочные часы!
Любую проблему можно решить, если подойти к ней спокойно и мудро. Не забывайте что ваши несносные братья-близнецы – маленькие дети, смотрите на происходящее с юмором, это намного облегчит вашу жизнь.

Важна ли последовательность появления братьев близнецов на свет?

Когда рождаются близнецы, в любом случае кто-то появляется на свет раньше. Имеет ли это значение? Малыш, появившийся на свет первым, обычно более сильный физически и поэтому начинает играть «главную роль» в паре. Необходимо вовремя заметить это, чтобы не позволить младшему ощущать себя неудачником, всегда «вторым». Ситуация, в которой один из малышей - «лидер», а другой – «подчиненный», встречается часто. Важно помочь детям, чтобы такое самоощущение не сохранилось потом и во взрослой жизни.

Очень важна реакция родителей. Им не надо подчеркивать, что кто-то из детей младший, а кто-то старший, чтобы своим вниманием к этому не провоцировать ненужные вспышки ревности между детьми. Обращайтесь с ними одинаково, объясните, что они оба вам дороги и горячо любимы. Разумно было бы просто «забыть» о том, кто родился раньше, хотя бы на несколько лет.

Как бы вам трудно не было, помните всегда о том, что и радости ваши сорванцы вам тоже приносят в двойном размере, а в будущем братья близнецы всегда будут поддерживать вас и помогать друг другу.

Юсупова Лилия

Сравнительный анализ русских и английских народных сказок

Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ШКОЛА №31 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ХЭП»

Исследовательская работа

« Двое из ларца одинаковых с лица ».

Юсупова Лилия Альбертовна, 6 В класс,

МБОУ СОШ №31

Руководитель:

Телегина Екатерина Николаевна, учитель

г. НИЖНЕВАРТОВСК

2012г.

Введение. 3 - 4

Глава 1. Теория: о «бродячих сюжетах». 5 - 6

Глава 2. Практика.

  • 2.1.Самые популярные русские народные сказки. 7
  • 2.2.Самые популярные английские народные сказки. 7 - 8
  • 2.3.Сравнение и анализ сказок. 9 - 12

Глава 3. Вывод. 13

Список литературы. 14

Введение

Мы уже не первый год изучаем английский язык. К сожалению, мы не имеем возможности общаться с людьми, для которых этот язык родной. Еще когда мы учились в четвертом классе, наша учительница рассказала нам, что в английском языке не просто три времени: прошедшее, настоящее и будущее, а каждое из них делится еще на четыре. Зачем им столько временных форм? А прилагательные совсем не изменяются. Например, мы говорим «blue» и про небо, и про машину, и про диван. Почему так? В четвертом классе, когда мы изучали тему «Погода», мы узнали очень интересное выражение, которое описывает погоду «It is raining cats and dogs». Никто из нас не смог правильно перевести его на русский язык. Оказывается, что так англичане говорят про сильный дождь, и это значит «льет, как из ведра». Да, мы бы сами никогда не догадались! Мне стало интересно: может не только языки наши так сильно отличаются, но и англичане абсолютно другие люди и у нас нет с ними ничего общего? Как же нам понять их? Что это за люди? Я не имею возможности пока съездить в Англию. Я задумалась, как же лучше узнать этот народ? Сказки! Все мы родом из детства. Наши мамы читают нам сказки, из которых мы узнаем, что такое хорошо и что такое плохо. На уроках литературы мы узнали, что русская народная сказка раскрывает особенности русских людей, показывает, какие ценности свойственны нам. У англичан должны быть свои сказки, которые они любят и читают своим детям. И, конечно, у них должны быть свои особенные сказки. Мы узнали, что у нас и у англичан есть много общего в детских небылицах. На уроках литературы для нас было открытием, что более чем у 40 народов мира существует своя сказка про «Красную Шапочку»? Конечно, в каждой стране цвет ее шапочки и остальные атрибуты свои, но смысл одинаков. Так впервые я столкнулась с понятием «бродячих сюжетов». И я задумалась, а есть ли общие «бродячие сюжеты» в русских народных и английских народных сказках?

В начале работы я предположила , что английские народные сказки должны кардинально отличаться от русских народных сказок и не иметь между собой ничего общего: ни героев, ни сюжетов. Данная гипотеза у меня возникла, т.к. я выяснила, что русский язык относится к восточной группе славянских языков, а английский язык относится к западногерманской группе. Кроме того, я знаю, что Россия расположена на континенте Евразия, а Англия островное государство.

И я провела целое исследование, целью которого было сравнить сюжеты русских народных и английских народных сказок, чтобы узнать, существуют ли «бродячие сюжеты» в сказках наших народов.

Задачи проекта:

  1. Ознакомиться с материалами по теме исследования.
  2. Выяснить, какие русские народные сказки самые популярные.
  3. Найти информацию о самых популярных английских народных сказках.
  4. Выбрать сказки для сравнения.
  5. Прочитать сказки.
  6. Проследить «бродячие сюжеты» в сказках английского и русского народов.
  7. Провести параллели между выбранными сказками.

Объектом исследования стали английские народные сказки и русские народные сказки.

Предметом исследования являются сюжеты английских народных сказок.

Методы , которые я применяла в своем исследовании:

Теоретическая значимость работы заключается в том, что я глубже познакомлюсь с «бродячими сюжетами», смогу найти материал по этой теме, которого не было на уроках литературы.

Практическая значимость работы: материалы моего исследования можно будет применить на уроках английского языка в начальной школе, чтобы маленьким детям было интереснее изучать английский язык, в детских садах, ведь дети теперь очень рано начинают изучать английский язык, на предметной неделе в школе.

Глава 1. Теория: о «бродячих сюжетах».

На первом этапе своей работы я решила более подробно познакомиться с понятием «бродячих сюжетов». Как они возникли? Что об этом говорят ученые? Сначала я обратилась к словарям. Что они говорят о бродячих сюжетах. Вот, что я узнала:

Сюжеты бродячие - устойчивые комплексы мотивов, составляющие основу устного или письменного произведения, переходящие из одной страны в другую и меняющие свой художественный облик в зависимости от новой среды своего бытования. Сюжет данного произведения, порой даже его фабула , бывает настолько устойчив, что на всем пути остается почти неизменным; варианты же его, возникающие в зависимости от бытования сюжета в различных странах, дают возможность определить, путем сличения их, всю историю бродячих сюжетов. (Литературная энциклопедия )

Бродячий сюжет - сюжет, встречающийся в творчестве разных народов. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка )

Бродячий сюжет или мотив (лит. ) - переходящий из одной литературы в другую, международный сюжет (мотив). (Словарь Ушакова )

Бродячий - встречающийся в художественном творчестве различных народов (о сюжетах, мотивах и т.п.). (Словарь Ефремовой)

Итак, можно сказать, что бродячие сюжеты встречаются в творчестве разных народов мира. Мне стало интересно, как же ученые объясняют наличие похожих сюжетов у разных народов?

 В 40-х гг XIX в. мифологическая школа стремилась объяснить совпадение в сюжетах эпоса, мифов, сказок сохранением в них общего достояния «родственных» народов. Т.е. они говорили о том, что одинаковые сюжеты могут быть, например, у русского и белорусского народов, т.к. это «родственные» народы. Однако наличие и у «неродственных» народов многих вариантов одного и того же сюжета («Красная шапочка»), несомненные исторически засвидетельствованные факты передачи сюжетов из одной страны в другую привели к тому, что их объяснения перестали быть убедительными.

Существование и бытование бродячих сюжетов начали объяснять заимствованием сюжетов с Востока, преимущественно из Индии. Так возникла школа заимствования.

Советские ученые не отрицают исторического факта передачи отдельных бродячих сюжетов из одной страны в другую. Но, встречаясь со сходством сюжетов в фольклоре разных народов, они учитывает не только возможность заимствования, но и возможность совпадения такого рода сюжетов в результате непосредственного народного творчества. Т.к. многие народы развивались в похожих культурных, бытовых, экономических условиях. Вместе с тем они стремились выявить творческую переработку и тех бродячих сюжетов, факт исторической передачи которых не подлежит сомнению.

Таким образом, я пришла к выводу, что многие ученые говорят о двух основных причинах возникновения «бродячих сюжетов»:

  • - стихийное заимствование (характерно для фольклорных сказок, которые передавались из уст в уста; сюжеты, которые переходили от одного народа к другому);
  • -самозарождение похожих сюжетов и образов (вызвано общностью социального и культурно-исторического развития разных народов, так могли возникнуть сюжеты о хозяине и работнике, о мачехе и падчерице);

Глава 2 Практика

2.1.Самые популярные русские народные сказки.

Русских народных и английских народных сказок огромное количество. Я не могла бы проанализировать их все. Т.о. было принято решение взять наиболее популярные русские народные сказки, которые знакомы нам всем с раннего детства и найти их аналоги в английском языке. Для этого я провела опрос среди учеников, учителей и родителей. Я попросила их ответить на один вопрос: «Назовите три самые известные русские народные сказки» . Всего в опросе приняло участие 73 человека . Практически все его участники называли одни и те же сказки:

1 «Колобок» - 64 участника

2 «Репка» - 60 участников

3 «Теремок» - 57 участников

4 «Три поросенка» - 54 участников

5 «Три медведя» - 52 участника

Таким образом, в своей работе я решила остановиться на этих пяти сказках: «Колобок», «Три медведя», «Три поросенка», «Теремок», «Репка». Эти сказки знакомы всем нам с раннего детства и невозможно найти ни одного человека, который хотя бы раз в жизни не слышал их.

2.2.Самые популярные английские народные сказки.

На втором этапе работы мне предстояло выяснить, какие же сказки читают и любят английские дети . Здесь мне помог Интернет . Задав вопрос «Самые популярные английские народные сказки для детей» в нескольких поисковых системах, я получила порядка десяти повторяющихся сказок, с которыми мне и предстояло работать. Сначала я их прочитала и перевела на русский язык. И вот к каким результатам я пришла:

Сказка «Три поросенка» , которую 63% опрошенных назвали русской народной сказкой, на самом деле является английской народной сказкой «The three little pigs» . А для нас она стала родной благодаря переводу на русский язык Сергея Михалкова.

У русской народной сказки «Колобок» в английском языке существует аналог «Johnny – cake» .

-«Три медведя» английские дети знают и любят как «Goldilocks and three bears» .

Мне не удалось найти среди тех английских сказок, которые я прочитала, похожую на русскую народную «Теремок» . Но ни один ученый и не говорит, что у всех народов все сказки должны быть одинаковыми. Более того, я могу предположить, что такие сюжеты есть среди английских народных сказок, просто они мне не встретились.

Наша «Репка» очень похожа на английскую «The enormous turnip»

Сначала расскажу, как я узнала, что сказка «Три поросенка» именно английская народная сказка. Когда я читала английскую народную сказку «Три поросенка», я понимала, что она как две капли воды похожа на нашу. Мне показалось это странным, так как сказки, которые я уже прочитала и сравнила до нее, имели отличия в русском и английском вариантах. Как же так может быть? И, обратившись к Интернету, я узнала, что это английская народная сказка, а мы ее знаем и любим благодаря переводу на русский язык Сергея Михалкова. Этот писатель так мастерски перевел ее на русский язык, что она стала для нас родной, мы даже считаем ее народной, как и многие люди в нашей стране! Это одна из самых наших любимых сказок и мы любили смотреть мультфильм «Три поросенка», когда были маленькими.

2.3.Сравнение и анализ сказок.

Теперь остановимся подробнее на анализе сюжетов тех, сказок, параллели которых, я нашла в наших языках. Сравним две сказки русскую народную «Репка» и английскую народную «The enormous turnip»

«Репка»

«The enormous turnip»

Зачин

Посадил дед репку.

Жил – был фермер с женой и детьми. Всю жизнь он садил пшеницу, но однажды захотелось посадить ему репу. Так он и сделал.

Герои сказки

Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка.

Фермер, жена, дочь, сын, собака, кошка, мышка.

Развитие сюжетной линии

Стал дед тянуть репку. Тянет – потянет, а вытянуть не может. Позвал дед бабку. Тянут – потянут, а вытянуть не могут……

Стал фермер тянуть репку. Тянет – потянет, а вытянуть не может. Позвал он на помощь жену. Тянут – потянут, а вытянуть не могут….

Концовка сказки

Вытянули репку.

Вытянули репку. В тот же вечер репка была приготовлена и подана как награда за их труд. Все были счастливы.

Мы видим, что эти сказки очень похожи, хотя у них разный зачин и разная концовка. Я заметила, что английская сказка более реальная. Она объясняет, почему фермер посадил репку, как за ней ухаживал. А в русской сказке репка вырастает сама, никто за ней не ухаживал и случилось все очень быстро. В концовке английской сказки главные герои готовят репку. Это вознаграждение за труд. Но самое главное, о чем говорят обе эти сказки, что любое дело легче делается вместе и родные люди должны помогать друг другу.

Теперь расскажу о сказках «Колобок» и «Johnny – cake»

«Колобок»

«Johnny – cake»

Зачин

Жили – были старик со старухой. Испекла старуха колобок и положила его остывать на окно. Он и укатился.

Жили – были старик, старуха и маленький мальчик. Испекла старуха Джонни – пончика и положила его остывать на окно. Он и укатился.

Главные герои

Колобок, заяц, волк, медведь, лиса.

Джонни – пончик, землекопы, медведь, волк, лиса.

Развитие сюжетной линии

Колобок встречает зайца, волка, медведя и остается цел. Лиса съедает колобка благодаря своей хитрости.

Джонни – пончик встречает землекопов, медведя, волка и остается цел. Лиса съедает колобка благодаря своей хитрости.

Концовка сказки

Лиса съедает колобка благодаря своей хитрости.

Лиса съедает Джонни – пончика благодаря своей хитрости.

Эти две сказки имеют некоторые различия в сюжетной линии. В русской народной сказке Колобок укатился от деда и бабки, по пути он встречает разных героев, но выходит победителем из этих встреч. В английской народной сказке Джонни – пончик тоже встречает разных героев на своем пути и благополучно убегает от них. При этом все те, кого он встречает на своем пути, пытаются его догнать и пускаются за ним в погоню. Но обе сказки говорят об одном: хвастовство всегда бывает наказано (Колобок, Джонни – пончик) . Хитростью и сообразительностью можно добиться много (Лиса).

И теперь сравним две сказки, которые очень сильно похожи в русском языке и английском языке. Это сказки «Три медведя» и

«Три медведя»

«Goldilocks and the three bears»

Зачин

Жила – была девочка пошла она однажды гулять в лес и заблудилась.

Жили – были три медведя: папа – медведь, мама – медведь и мишутка.

Главные герои

Девочка, папа-медведь, мама-медведица и мишутка.

Златовласка, папа-медведь, мама-медведица и мишутка.

Развитие сюжетной линии

Девочка набредает на дом медведей и хозяйничает там (садится на все стулья, ест кашу из всех тарелок, ложится во все кровати)

Златовласка набредает на дом медведей и хозяйничает там (садится на все стулья, ест кашу из всех тарелок, ложится во все кровати)

Концовка сказки

Увидев медведей, девочка убегает без оглядки.

Увидев медведей, Златовласка убегает без оглядки.

Как, я думаю, эта сказка была создана как предупреждение маленьким детям : никуда не ходите без взрослых, вы можете попасть в опасность, даже «встретить медведей в лесу». А если вы вдруг попадете в чужой дом, ведите себя там достойно, не хозяйничайте как у себя дома.

На следующем этапе моей работы я пересказала сюжеты английских народных сказок ученикам, учителям и родителям и попросила их сказать, сходство с какими русскими народными сказками они видят. Все единогласно назвали эти сказки.

Вывод

Так ли не похожи на нас англичане? Сможем ли мы их понять? Станет ли английский язык для нас понятнее? Что они за люди? Именно желание понять этот народ, чтобы его язык стал ближе и интереснее, привело нас к выбору этой темы.

В начале своей работы я предположила, что среди русских народных и английских народных сказок не должно быть похожих, т.к. мы совершенно разные народы, наши языки принадлежат к разным группам, географически наши страны расположены очень далеко. Оказалось, что я была не права! Почему? Почему же «бродячие сюжеты» встречаются в творчестве наших народов?

Я думаю, что вечные ценности, которым учат сказки, едины для всех народов. Зло всегда порицалось и наказывалось. Помощь друг другу важна в любое время и для любого народа. То, чего нельзя добиться силой, можно достичь хитростью. Уважай других, если хочешь, чтобы уважали тебя. Любое дело легче делается вместе. Сказки учат нас этому с детства. Вот почему мы находим столь похожие сказки у столь разных народов. «Бродячие сюжеты» лишь доказывают, что мы все едины.

Задачи проекта: Ознакомиться с материалами по теме исследования. Выяснить, какие русские народные сказки самые популярные. Найти информацию о самых популярных английских народных сказках. Выбрать сказки для сравнения. Прочитать сказки. Проследить «бродячие сюжеты» в сказках английского и русского народов. Провести параллели между выбранными сказками.

Объект исследования - английские народные сказки и русские народные сказки. Предмет исследования -сюжеты английских народных сказок. Методы исследования: -анкетирование -опрос -анализ -сравнение -работа с Интернетом -обобщение -изучение научной и справочной литературы -практическая работа (чтение сказок)

Как вы бродите, сюжеты? Сюжеты бродячие - устойчивые комплексы мотивов, составляющие основу устного или письменного произведения, переходящие из одной страны в другую и меняющие свой художественный облик в зависимости от новой среды своего бытования.

Самые популярные русские народные сказки

Как похожи сказки эти мы расскажем Вам сейчас!

Колобок иль Jonny – cake – главное катись быстрей!

Три медведя, bears three бойся встретить ты в пути!

Сказок много есть на свете Трудно их все перечесть. Знают в целом мире дети В них добро и правда есть. И случается порою, Что в двух разных языках Повстречаешь ты героев Как две слезки на глазах. Так похожи, так похожи! Изумленьем полон взгляд. И теперь мы знаем точно – это все не чудеса! Ведь «бродячие сюжеты» повторяются всегда. И неважно, кто при этом эти сказки сочинил. Он хотел, чтоб в сказках этих каждый мудрость уловил.

Литература 1. Афанасьев А. Н. Русские народные сказки.М,1982, 576 с.. 2. Верхогляд В.А. Английские народные сказки.М.,2000,125с.. 3. Литературная энциклопедия терминов и понятий.М., НПК «Интелвак», 2001,250 с.. 4. Ожегов С. И,.Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка,М.,1992,390с.. 5. Руднев В. П., Принципы прозы XX века. Словарь культуры ХХ века, М., 1997, 190с.. 6. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка М.,1989,450с.. 7. http://feb-web.ru 8. www.edudic.ru