Видоизменение звуков в речевой цепи называютфонетическими (звуковыми) процессами.Фонетические процессы вызываются взаимовлиянием начала и конца артикуляции соседних звуков, а также положением звука в слове. Поэтому фонетические процессы бывают комбинаторными и позиционными.

Комбинаторные фонетические процессы. Комбинаторные фонетические процессы охватывают главным образом согласные.Основными комбинаторными процессами являютсяассимиляция, диссимиляция и аккомодация.

Ассимиляция- это уподобление соседних звуков в каком-то компоненте артикуляции; чаще всего уподобляются согласные по звонкости-глухости и твердости-мягкости.Ассимиляция возникает в результате взаимодействия рекурсии и экскурсии соседних согласных, наложения друг на друга экскурсии или рекурсии соседнего согласного.

Ассимиляция бывает:

· Полная (оба звука становятся совершенно одинаковыми)/частичная (происходит употребление лишь в одном компоненте артикуляции)

· Прогрессивная (рекурсия предыдущего согласного накладывается на экскурсию последующего)/Регрессивная (происходит наложение экскурсии последующего согласного на рекурсию предыдущего).

Диссимиляция - состоит в расподоблении артикуляции соседних согласных. Диссимиляция встречается значительно реже ассимиляции; ср. просторечное произношение иностранных слов “колидор” и “транвай”.

Аккомодация - взаимодействие соседних гласных и согласных. Например, в русском языке после мягких согласных гласные становятся более передними, произносятся более высоко.

Менее распространенными комбинаторными фонетическими процессами являются диэрезы, эпентезы, протезы и метатезы.Диэреза (выкидка) - это выпадение звука в сложном сочетании звуков. Эпентеза (вставка)- это вставка звука в определенных сочетаниях.

Позиционные фонетические процессы. Основными позиционными фонетическими процессами являются редукция безударных гласных, гармония гласных, оглушение звонких согласных в конце слова, добавление или, напротив, выпадение звуков в начале слова(протезы).

Безударные гласные подвергаютсяредукции , т. е. ослаблению и изменению качества звучания. Редукция бывает качественной и количественной.

Гармония гласных (сингармонизм) - в одном и том же слове все гласные должны быть одного и того же ряда - или переднего, или заднего. При заимствовании слов в тюркские языки происходит их сингармонизация; заимствованные из русского слова орден и пальто татары произносят как [урдин] и [палтэ].



Протезы (надставки) – являются разновидностью эпентез, но вставляются в начало слова (восемь из осемь). Метатезы (перестановки) чаще всего встречаются, когда слово переходит из одного языка в другой, из литературного языка в диалекты, при освоении детьми речи взрослых: ведмедь вместо медведь и т.д.

Вопрос 17. Понятие о фонеме. Фонема и звук речи. Варьирование фонемы.

Фонема – минимальная единица звукового строя, служащая для складывания и различения значимых единиц языка. Фонема не является значимой единицей языка!!!

Функции фонемы:

· Перцептивная

· Строевая

· Смыслоразличительная (сигнификативная)!!!

Фонема и звук речи.

Сильные и слабые позиции фонем:

· Сильная – различает смысл (ударная)

· Слабая – перестает различать смысл (безударная)

В речи (в речевом потоке) фонемы могут видоизменяться, т. е. употребляться в виде разных звуков. Видоизменение фонемы в речи называется ее варьированием , а конкретные звуки, представляющие ту или иную фонему в речевом потоке, - вариантами фонемы. Каждая фонема характеризуется своим, особым набором речевых видоизменений, или вариантов (в широком понимании этого термина). Совокупность всех вариантов одной и той же фонемы называется фонемным рядом, точнее - рядом вариантов фонем, фонемных разновидностей.

В каждом фонемном ряду выделяется один вариант (член фонемного ряда) в качестве основного, доминирующего, который иногда рассматривается как инвариант соответствующей фонемы. Основным считается тот вариант фонемы, который сохраняет все дифференциальные признаки данной фонемы , вследствие чего наиболее отчетливо противопоставляется всем другим фонемам (в их основных вариантах).



Это такой вариант фонемы, в котором фонема выступает в условиях сильной позиции или близких к условиям сильной позиции, в частности при изолированном произнесении соответствующей фонемы.

Чтобы определить являются ли два звука разными фонемами или варьированием одной, нужно поставить их в одинаковую позицию и посмотреть, не поменялся ли смысл. Если поменялся, то это две разные фонемы, а если нет, то это варианты одной.

Видоизменение звуков в речевой цепи. Фонетические процессы вызываются взаимодействием начала и конца артикуляции соседних звуков, а также положением звука в слове.

Фонетические процессы бывают:

1) комбинаторными :

а) Ассимиляции (уподобления) возникают между звуками того же рода (у гласных с гласными, у согласных с согласными) и поэтому могут быть полными, т.е. два различных звука в результате ассимиляции могут стать одинаковыми. Ассимиляции так же основаны на почве приспособления рекурсии предшествующего звука и экскурсии последующего с возможностью преобладания первого звука, тогда ассимиляция прогрессивная, и преобладания второго, тогда ассимиляция регрессивная; это относится к направлению ассимиляции. Взаимодействовать могут как соседние звуки – тогда это контактная ассимиляция, так и звуки на расстоянии – это дистактная ассимиляция. Наконец, ассимиляция может затрагивать тот или иной признак звука; для согласных – это признаки способа и места образования, твердости и мягкости, голоса; для гласных – это признаки ряда, подъема, лабиализации.

В качестве примера можно привести слово сшибить, в котором переднеязычный согласный однофокусный [s] уподобляется переднеязычному двухфокусному согласному полностью. На стыке слов, которые не разделены паузой, глухой согласный первого слова становится звонким перед звонким согласным последующего

б) Диссимиляции (расподобления) возникают между звуками одного типа и основаны на тенденции, противоположной ассимиляции: из двух одинаковых звуков получается два различных или менее подобных звука. Например: кто – [хто]

Диссимиляция часто происходит при образовании новых и заимствованных слов. В русском языке диссимиляция проходит только в двух словах.

Например: мягкий – [м,ах,к,ий]

лёгкий – [л,ох,к,ий]

в) Аккомодации (приспособления) возникают между согласными и гласными, обычно стоящими рядом, и состоят в том, что экскурсия последующего звука приспособляется к рекурсии предыдущего – это прогрессивная аккомодация, или же, наоборот, рекурсия предыдущего звука приспособляется к экскурсии последующего – это регрессивная аккомодация. Аккомодации касаются всегда лишь частичного приспособления звуков, т.к. гласные и согласные относятся к звукам разного типа и до конца, как правило, уподобиться друг другу не могут.

В современном русском языке, как правило, гласные аккомодируют согласным, при этом и прогрессивно и регрессивно. Прогрессивная аккомодация заключается в том, что гласные [а], [о], [у] и [э] после твердых согласных звучат в своем основном виде, а после мягких аккомодируют, становясь более передними, а на слух – выше. Наоборот, [и] звучит в своем основном виде после мягких согласных, после твердых же аккомодирует, становясь более задним звуком, а на слух – ниже (разного типа [ы]). Регрессивная аккомодация также связана с твердыми и мягкими согласными; все русские гласные перед мягкими согласными звучат более закрыто и напряженно и менее звучно.

г) диэреза (выкидка, разделение): выпадение звука в сложном сочетании звуков (вм. солнце [сó"нцъ]);

2) позиционными фонетическими процессами :

а) Редукция - это ослабление произношения гласных зву­ков в безударной позиции: [дом] - [д^ма]

б) Оглушение - процесс, при котором звонкие согласные перед глухими и на конце слова произносятся как глухие; книжка - кни[ш]ка; дуб - ду[п].

в) Озвончение - процесс, при котором глухие в положении перед звонкими произносятся как звонкие: сделать -[з"]делать; отбор - о[д]бор.

г) Смягчение - процесс, при котором твёрдые согласные мягкими под влиянием последующих мягких: зави[с’]ть, ка[з’]нь, ле[с’]ть.

д) Уподобление - процесс, при котором сочетание нескольких разнородных согласных произносится как один долгий (например, сочетания сч, зч, шч, здч, стч произносятся долгий звук [ш"], а сочетания тс(я), тьс(я) произносится как один долгий звук [ц]): объе[ш]ик, весну[ш]атый, му[ш"]ина, [т"]астъе, ичи[ц]а.

Прочие звуковые процессы обычно основываются либо на ассимилятивных тенденциях, либо на диссимилятивных.

Эпентезы чаще всего имеют диссимилятивную основу, например вставка согласных (чаще всего [в], [γ] или [j]) между гласными в случае зияния, т.е. непосредственного звучания двух гласных. Так в просторечии говорят Родивон, какаво; такого же происхождения [в] в окончаниях Р.п. ед.ч. прилагательных [зловъ]. Йотовая эпентеза типична в иноязычных слова на –ia: Italia – Италия.

Протезы являются собственно разновидностью эпентез, только протезы не вставляются в середину слова, а приставляются спереди, к началу слова. В качестве протетических согласных выступают опять же [в], [γ], [j], которыми «прикрываются» начальные гласные слова: вострый, восемь. В качестве протетических гласных в русском языке известно [и], например в южнорусских диалектах ишла вместо шла. Это явление очень типично для тюркских языков, где не допускается скопление согласных в начале слова (ыштаны вместо штаны).

Метатезы (перестановки) чаще всего встречаются при заимствовании иноязычных слов (русские слова нерв, нервный идут от латинского nervus, тогда как в греческом было neuron, откуда невроз, невропатолог); при переходе из городского литературного языка в диалекты (ведьмедь вместо медведь); при освоении детьми речи взрослых.

Фонетические (Звуковые) процессы:

Позиционные. Звук оказывается в слабой позиции в слове. Например, оглушение согласного в конце слова. Редукция гласных - если гласный оказывается в слабой позиции, то он может быть редуцирован (качественно и количественно)

Комбинаторные - соседние звуки могут влиять друг на друга, создавая комбинацию. К ним относится: аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, сингармонизм, диереза, эпентеза, метатеза, гаплология.

Так как звуки речи произносятся не изолированно, а в звуковой цепи связанной речи, то звуки могут: влиять друг на друга и испытывать влияние общих условий произношения. Влияние звуков друг на друга вызывает комбинаторные изменения, осуществляющиеся в фонетических процессах:

Аккомодация - чаще всего встречающийся в речи фонетический процесс, наименее ощутимый говорящими. В речевой цепи при аккомодации мы, не закончив артикуляцию первого звука, мы переходим к артикуляции второго звука. Отступ первого звука накладывается на приступ второго звука. При аккомодации взаимодействуют два соседних звука разных типов - гласные и согласные. Например, после мягкого согласного в русском языке, гласные становятся более язычными.

Ассимиляция (уподобление) - при ассимиляции взаимодействуют звуки одного типа. Гласные с гласными, согласные с согласными. Для русского языка самый характерный фонетический процесс - это ассимиляция по глухости звонкости.

Ассимиляция бывает нескольких видов:

  • · Полная - при ней, один звук уподобляется другому по всем параметрам.
  • · Частичная - при неполной ассимиляции один звук уподобляется только по одной характеристике. Например, окончания множественного числа в английском языке придерживаются этих правил (s)

Направление уподобления - прогрессивная и регрессивная. При регрессивной ассимиляции следующий звук уподобляет себе предыдущий. При прогрессивной - предыдущий уподобляет следующий.

Контактная и дистантная

Контактная - два звука - ближайшие соседи. Дистантная (несмежная) - взаимодействуют звуки, находящиеся на расстоянии друг от друга. Дистантная ассимиляция также называется сингармонизм. Суть сингармонизма в том, что задние суффиксы уподобляются передним по ряду.

Узаконенная и не узаконенная (в орфографии). Например, «свадьба», раньше писалось с буквой «т», потом это стало звучать как «д», и вскоре орфография поменялась

В русском языке возможна только регрессивная ассимиляция

Диссимиляция (расподобление) - это процесс противоположной ассимиляции, при котором из звуковой оболочки слова устраняется повторение близкого по артикуляции звука. Она также может быть узаконена. Слова «верблюд», «февраль» произошли в результате диссимиляции.

Диереза - это выпадение звука из звуковой оболочки слова. Например, «лестница», «солнце» пишется по одному, а произносится по другому

Эпентеза - вставка звука в звуковую оболочку

Метатеза (перестановка) - звуки в звуковой оболочке меняются местами. Например, латинское слово “marmor” перешло в русское «мрамор»

Гаплология - выпадение одного из двух одинаковых слогов в слове. Например, «минералология» стала «минералогией»

Позиционные изменения вызывает влияние общих условий произношения (оглушение звонких согласных в конце слов, редукция безударных гласных и др.) В позиционных изменениях тесная связь с вопросом об ударении, т.е. выделением из группы слогов одного слога. Ударение может быть причиной редукции, т.е. ослабления или изменения звучания безударных слогов во(А)да)