Период в жизни Ленинграда с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 в Великой войне относится, без сомнения, к числу наиболее трагических. Он известен всем как блокада. Почти 900 дней и бесчисленное множество фактов – свидетельств страшного испытания в жизни этого города на Неве.

Официальная статистика

Сравнивать есть с чем. На начало 1941 года численность населения Ленинграда была около 3 млн. человек . Доля нетрудоспособного населения (включая стариков и детей) была довольно высокой. Город располагал лучшей медицинской и санитарной службой в стране

В условиях массового голода в городе не случилось значительных эпидемий. Конечно, свою роль сыграла очень холодная зима 1941-42 годов, но медицинская служба сработала максимально эффективно при столь низком уровне гигиены, когда ни водопровод, ни канализация, ни отопление не работали.


В довоенном Ленинграде в месяц умирало в среднем 3 тыс. человек. За два первых месяца 1942 года умерло 260 тыс., в марте – 100, в мае – 50, в июле – 25, в сентябре – 7 тыс. человек. Но это совсем не означает, что условия жизни блокадников улучшились. Просто первыми умерли самые слабые: больные, дети и старики. И теперь основными жертвами стали те, кто погибал в артобстрелах или от разрывов бомб. В первый блокадный год, по оценкам, погибло около 780 тыс. жителей города.

Но есть и более страшные цифры. Более 600 человек было осуждено за каннибализм в феврале 1942, более тысячи – в марте. Это далеко не полные данные.

Подводный трубопровод

О «дороге жизни» наслышан, пожалуй, каждый россиянин. Именно благодаря ей и отчаянному героизму людей, которые с риском для жизни отправлялись по льду Ладоги, из Ленинграда вывозили людей, снабжали город продовольствием и топливом.


Но лед имеет обыкновение таять по весне и ледяной дороги уже не будет. Город останется без горючего? И тогда появилось это решение: нужен трубопровод на дне озера, стальной, чтобы перекачивать нефтепродукты. Под непрекращающимся огнем, в оттепель, в сложных погодных условиях лишь за 43 дня было проложено больше 20 км трубопровода на тринадцатиметровой глубине.


Первыми в марте 1942 ее услышали жители Куйбышева. Именно здесь Шостакович закончил свою 7 (Ленинградскую) симфонию. Жители осажденного Ленинграда познакомились с ней немного позже, 9 августа. Это было Событие для города и его жителей. Большой зал филармонии был переполнен. Все восемьдесят минут, от начала и до конца, симфонию транслировали по городскому радио и по всем полутора тысячам громкоговорителям, чтобы всякий мог услышать. Каждый житель Ленинграда слышал, немецкие войска, осаждавшие город, – тоже.

Борьба с «зажигалками»

Всем известно, как горожане боролись с зажигательными бомбами с напалмом, что тысячами сбрасывались на город. Практически в каждом художественном фильме, посвященном Ленинградской блокаде есть сцены, где женщины и подростки скидывали эти горящие факелы с крыш, чтобы их погасить в песке.

Только в первый месяц блокады покрытия крыш общей площадью почти 19 млн. кв. м. были обработаны суперфосфатной огнеупорной «мазью». Эта работа и постоянные дежурства, организованные самими жителями на крышах своих домов, помогли спасти город от такого огромного количества разрушительных пожаров.

После таких дежурств осталось немало ослепших детей. В большинстве своем это были мальчишки, которым нипочем была техника безопасности, категорически запрещавшая прямо смотреть горящие бомбы.

Кошачий подвиг

Дважды кошкам выпала роль спасителей в осажденном Ленинграде. Острая нехватка еды вынуждала жителей есть своих домашних животных. Никто не знает, сколько ленинградцев в первый блокадный год было спасено ими от голодной смерти.


Исчезновение кошек стало причиной нашествия грызунов. От них не было спасения. Под угрозой оказались городские продовольственные запасы. Когда блокада прорвана, Ленсовет принимает в числе первых решение о доставке в город из Ярославской области дымчатых кошек (по тем временам лучших крысоловов). В Ленинград кошки прибыли в четырех вагонах и мгновенно были разобраны по домам. Людям приходилось за ними выстаивать огромную очередь.

Между прочим, цена на котенка было 500 рублей. Это в десять раз дороже, чем кг хлеба, купленный с рук. В помощь ярославским кошкам были выписаны сибирские, так называемый второй «призыв». Только после этого грызунов удалось одолеть, а запасы измученных ленинградцев спасти. Именно за этот их подвиг в Ленинграде установлен памятник кошкам.

Умереть от голода рядом с запасами хлеба и картофеля

Ленинградский Всесоюзный институт растениеводства, созданный Вавиловым, имел коллекцию семян, богатейшую в мире, а это более 100 тыс. образцов разных растений. В блокадном городе, где не было света и постоянные перебои с отоплением, ценой невероятных усилий сотрудники института сумели обеспечить сохранность своей коллекции.

Даже крысы и расхитители, проникавшие через разбитые окна здания, не смогли нанести коллекции ощутимый урон. Вировцы умирали голодной смертью, но отказывались рассматривать как еду настоящие богатства, запасы злаков и картофеля, которые они сохраняли. Летом им даже удавалось что-то посеять, хоть артобстрелы не прекращались.

Дело «табак»

Осажденный город и фронт испытывал огромную потребность в табаке. Чтобы увеличить его выход в табак добавлялись самые разные примеси: хмель, получаемый с пивоваренных заводов, даже табачная пыль. Но табака все равно катастрофически не хватало. Оказалось, что клен из всех листьев для добавки подходил более всего.

Для сбора опавших кленовых листьев были «мобилизованы» школьники города. Им удалось собрать почти 80 тонн. Таким образом потребность в «табаке» была полностью покрыта.


Разве мы можем допустить, чтобы был забыт подвиг жителей этого героического города и его защитников, где фронт и тыл были единым целым. Сколько бы ни прошло лет, об этом должны помнить мы, и наши дети, и следующие поколения.

Во время Второй мировой войны оборона блокадного города вошла в историю России как одна из страшных и трагических страниц того тяжёлого времени. На протяжении многих лет немцы осаждали плотным кольцом блокады северную столицу России. Страшное время напало на город - ощущался недостаток воды, пищи часто пропадало электричество. Это была блокада Ленинграда.

Начало тяжёлого времени

Блокада в Ленинграде началась 8 сентября 1941 года, фашисты оккупировали плотным кольцом жителей города. И только 18 января 1943 года удалось пробить оцепление. Запасы воды и продуктов питания быстро иссякли. Дети гибли от холода и голода.

Ежедневно город подвергался обстрелам и налетов фашисткой армии. За время оккупации на город было обрушено около 107000 бомб, разрушено 3000 зданий, повреждено 7000. Более 1000 продовольственных предприятий во время бомбежек были выведены из строя.

Жители города на улицах построили оборонительные баррикады протяжностью в 35 километров, в зданиях соорудили 22000 огневых точек, ленинградцами было построено более 4000 дотов и дзотов. Люди оборонялись как, могли.

Суровая зима

В первый год блокады наступила рекордно холодная зима для этой местности. Температура опустилась до — 32,1 градусов, хотя средние показатели в мирное время не опускались ниже 19 градусов мороза, и такой холод стоял до мая месяца.

В апреле выпало рекордное количество осадков, сугробы снега достигали около 52 см в высоту. Работа на заводах и фабриках остановилась. Жители города были не готовы к таким испытаниям, из-за отсутствия электричества приходилось обогреваться с помощью буржуек. Чтобы хоть как-то погреться, сжигали все, что было можно сжечь, в ход шли даже книги и мебель. Не говоря о том, что все деревья в городе уже давно было вырублены.

Весной, в ожидании долгой осады, люди начали на каждом удобном клочке земли садить огороды, используя наличные семена. Картошку не сажали целиком — в землю закапывалась только толстая кожура с кольцами, поскольку остальная часть шла в пищу.

Ладожское озеро

По замерзшему озеру Ладога, в смертельной опасности, перевозили больных и раненых, а на обратном пути доставлялись продукты пропитания, которых катастрофически не хватало. Этот путь жители называли «Дорогой жизни».

Чтобы обеспечить город горючим, по дну озёра всего лишь за 45 дней на глубине 13 метров, было проведено более 20 километров труб. По ним в дальнейшем перекачивали нефтепродукты.

Но эта «дорога жизни» также была и «дорогой смерти», ведь озеро непрерывно бомбардировалось, бомбы разбивали лед. Весной, когда лед становился тонким, машины часто проваливались и тонули. Но деваться было некуда, ценой жизни героических водителей спасались жизни жителей Северной столицы.

Нападение грызунов на город

В сложившейся плачевной ситуации проблем добавили и грызуны, которые беспощадно поедали и без того скудные запасы питания. В 1943 в город было завезено 4 вагона котов и кошек, для истребления мышей и крыс.

После прорыва блокады завезли ещё 5000 котов дымчатого окраса. Жители верили что кошки именно этого окраса являются лучшими крысоловами. За ними выстроилась огромная очередь, каждый хотел заполучить себе животное.

Так кошки спасли город, и в нынешнее время в Петербурге стоит памятник этим животным в знак благодарности за спасение города от грызунов.

Громкоговорители, как биение сердца

Несмотря на тяжёлое положение, в городе работало около 1500 громкоговорителей, по которым подавались сигналы тревоги и вешали о ситуации в нынешнем Петербурге. За этой техникой тщательно следили, быстро ремонтировали или заменяли после повреждения, восстанавливали проводное сообщение, которое часто обрывалось вследствие бомбежек и обстрелов.

По указаниям руководства, запрещалось отключать радио, которые транслировали правительственные распоряжения и новости круглосуточно. В тоже время все беспроводные приемники были изъяты, так как немцы вели свои радиопередачи на русском языке, призывая блокадников сдаваться и обещая улучшение жизни после победы германских войск.

Когда ленинградский диктор прекращал оповещение, через динамики начинал свой отсчёт метроном. Ритм метронома, был спасательным сигналом для жителей Ленинграда. Быстрый отчёт ритма предвещал тревогу, начало наступления бомбардировки, налет вражеских самолётов. Замедление ритма обозначало конец тревоги. Жители назвали этот ритм ритмом биения сердца.

Эвакуация жителей Ленинграда

Блокада Ленинграда — интересные факты об эвакуации граждан. За время блокады было осуществлено 3 волны эвакуации, во время которых половина жителей были вывезены из города. Первая эвакуация началась ещё до наступления осады. Около 400 тысяч детей были переправили в другие районы Ленинградской области, но немцы оккупировали и эти территории и большинству пришлось вернуться.

Вторую волну было решено переправлять по льду Ладожского озера. В этот раз успешно вывезли свыше 500 тысяч человек. Это был опасный путь, так как ледовое покрытие бомбардировалось, обстреливалось, да и просто иногда не выдерживало нагрузки многочисленного нагруженного транспорта.

И последние третью волну переправили водным транспортом по озеру. За время эвакуации на Большую Землю отправили более 1,5 миллиона жителей. Но всех вывезти не удалось. Во-первых, нужны были рабочие, которые поддерживали бы работу на предприятиях, оборону города и учреждениях, которые отвечали за жизнедеятельность Северной столицы. Во-вторых, эвакуация — это не путь в комфортабельном транспорте по широкой дороге. Всех вывезти просто не было возможности. Но все равно, спасение такого большого количества людей — это настоящий подвиг русского народа.

125 грамм хлеба в сутки

Начался страшный голод, на каждого ребенка, иждивенца и простых служащих в день выдавалось по 125 грамм хлеба, рабочим — по 250 грамм, пожарным бригадам — по 300 грамм, и только бойцы на передних краях обороны получали по 0,5 килограмма.

Хлеб был черным и горьким на вкус. В виду отсутствия достаточного количества зерна, в хлеб давали разные примеси — жмых, целлюлозу, соду, отруби. Форму для выпечки часто смазывали соляровым маслом.

Время первых бомбардировок сгорел склад с сахаром. На территории обгорелого помещения выкапывали сладковатую землю и употребляли ее в пищу. Такие «сладости» даже продавали на рынке, и они пользовались спросом.

Отсутствие продуктов питания стало сильным испытанием для жителей Ленинграда. Многие не выдержали голода и холода, за время блокады погибло порядка 630 тысяч жителей города. У Ленинградцев очень трепетное отношение к хлебу. В этом городе не увидишь хлеб, выброшенный в мусорный бак, человека, который сорит хлебом, просто не поймут. Все это следствие блокады, которая была много десятилетий назад.

Трудно осознавать, что город смог выстоять столько времени. Но спустя 872 дня российским войскам все таки удалось пробить кольцо фашистов, и город был полностью освобожден. Несмотря на то, что многие люди стараются искажать факты того времени, эта страница в истории навсегда останется героической в памяти и сердцах российского народа.

Прежде чем привести крамольную статью Алексея Кунгурова, посвящённую Блокаде Ленинграда, предлагаем несколько фактов:

    Во время блокады у ленинградцев были конфискованы частные фотоаппараты, делать любые снимки осажденного города было запрещено. Людей, пытавшихся сделать фотографии для себя, арестовывали, обвиняли в шпионаже, и расстреливали (либо давали срок).

    Командующий Группой Север, фон Лееб, открыто обвинял Гитлера в сговоре с советским командованием. Это достаточно известный факт, так как Риттер (Рыцарь без передачи титула) Фон Лееб был известной персоной.

    Финская армия могла за день разрушить условное прикрытие Питера с Севера. Эта армия стояла на границах территории, до которой доходили городские автобусные маршруты города Ленинград.

О математике и исторической реальности

Проходя по Санкт-Петербургу, замечаешь, что каждый дом и каждый памятник напоминает о великом историческом прошлом этого города. Великое и героическое прошлое никем не оспаривается, но условия , в которых простым людям приходилось совершать нечеловеческие усилия, голодать и умирать, при более внимательном рассмотрении, оказываются искусственно созданными .

Из изложения истории блокады Ленинграда мы знаем, что в годы войны город подвергался интенсивной бомбардировке и . На стенах домов в Петербурге до сих пор ещё встречаются старые вывески, сообщающие, что эта сторона безопасна при обстрелах, а на фасадах домов видны отметины от попавших в них снарядов.

В этих условиях жители Ленинграда каждый день совершали подвиги, трудились и медленно умирали от голода. Для поднятия боевого духа, в своё время в политуправлении Ленинграда появилась идея воспеть безсмертный подвиг жителей города, и в одной из его газет появилась заметка о героическом труде ленинградцев в условиях постоянных обстрелов. В ней приведена информация, что на территорию Ленинграда упало 148 тысяч 478 снарядов . Эта цифра стала эталоном и на все годы блокады, запала в умы историков, и они уже не смогли от неё отделаться.

Вот, как историки эти события:

Ленинградцы жили в постоянном нервном напряжении, обстрелы следовали один за другим. С 4 сентября по 30 ноября 1941 года город обстреливался 272 раза общей продолжительностью 430 час. Иногда население оставалось в бомбоубежищах почти сутки. 15 сентября 1941 года обстрел длился 18 ч. 32 м, 17 сентября – 18 ч. 33 м. Всего за период блокады по Ленинграду было выпущено около 150 тыс. снарядов. Огневая мощь немецкой артиллерии, пытавшегося обстрелами сломить сопротивление защитников осажденного города, была весьма значительной. Артиллерийская группировка немцев в районе Урицка, где линия фронта ближе всего подходила к Ленинграду, в начале блокады состояла из 4 артиллерийских полков, вооруженных 105- и 150-миллиметровыми орудиями. Позднее сюда были переброшены тяжелые орудия (203- и 210-миллиметрового калибра), дальность стрельбы из которых достигала 30-32 км.

Обратите внимание: 15 сентября обстрел длился 18 часов, и стреляло не одно орудие, а вся артиллерия фронта. На Исаакиевском соборе по этому случаю они повесили даже (в честь увековечения факта попадания снаряда в Исаакиевского собора). Но элементарная проверка этой цифры показывает, что она взята с потолка и никак не отражает реальные события (на момент окончания осады Ленинграда).

Это можно доказать прямо на пальцах! Возьмём дальнобойное орудие большого калибра (155, 203 или 210 мм). Это орудие делает 1 выстрел за 2 (две) минуты. За час это орудие делает 30 выстрелов. За рабочий день – 240 выстрелов (8-часовой рабочий день, мы помним, что немецкие солдаты воевали по расписанию, это не роботы, они должны кушать и отдыхать), за 18 часов непрерывного обстрела орудие делает 540 выстрелов, за 430 часов – 12 900 выстрелов. Соответственно, артиллерийская батарея за это же время делает 77 400 выстрелов, а артиллерийский дивизион – 232 200 выстрелов. За 900 дней осады 1 такое орудие делает «всего» 216 тысяч выстрелов .

В состав стандартной артиллерийской батареи нашей и немецкой армии входило 6 орудий, артиллерийского дивизиона – 18 орудий, и таких дивизионов на фронте в немецкой армии было достаточное количество, все города после войны представляли собой руины.

Таким образом, из проверки информации, приведённой историками в , можно сделать вывод, что упавших снарядов было намного больше, что подтверждают разрушения Ленинграда. Постоянное повторение историками этого факта говорит о неспособности или нежелании их отойти от сложившегося мифа.

Второй факт , который очень настораживает в описании Блокады Ленинграда, – это полное несоблюдения Закона сохранения материи и энергии.

Третий факт – постоянная игра в поддавки со стороны войск Германии.

Начнём с поддавков. Фон Лейб, командующий армией Север, был грамотным и опытным командиром. У него в подчинении было до 40 дивизий (в том числе и танковые). перед Ленинградом был длиной 70 км. Плотность войск доходила до уровня 2-5 км на дивизию в направлении главного удара. Говорить при таком раскладе о том, что в этих условиях он не мог взять город, могут только историки, не понимающие ничего в военном деле.

Мы неоднократно видели в художественных фильмах об обороне Ленинграда, как немецкие танкисты въезжают в пригород, давят и расстреливают трамвай. Фронт был прорван , и впереди них не было никого. В своих мемуарах Фон Лейб и многие другие командиры Германской армии утверждали, что им запрещали брать город , давали приказ отойти с выгодных позиций.

Следующий интересный момент

Известно, что Кировский завод работал всё время блокады. Второй факт тоже известный – он находился в 3 (трёх !!!) километрах от линии фронта. Для людей, которые не служили в армии, скажу, что на такую дальность может залететь пуля от Мосинской винтовки, если стрельнуть в нужную сторону (про артиллерийские орудия большого калибра я просто молчу).

Из района Кировского завода , но завод продолжал работать под самым носом у германского командования, и его так и не уничтожили (хотя, с этой задачей мог бы справиться один лейтенант-артиллерист с батареей не самого большого калибра, при правильно поставленной задаче и достаточном количестве боеприпасов).

Об исторических мифах и реальности

Кировский завод выпускал различную продукцию: , , к 1943 году освоили производство танков ИС-1 и . По размещённым в Интернете фотографиям мы можем представить (это крупное и серийное производство). Кроме Кировского завода, работали и остальные заводы Ленинграда, выпуская снаряды и другую военную продукцию.

С весны 1942 года в Ленинграде возобновилось

Это лишь маленькая частичка реальности, очень отличающаяся от исторических мифов, написанных профессиональными историками.

Теперь немного о физике

Одним из вопросов, на который не сможет ответить ни один «историк» является вопрос: где они брали электрическую энергию в нужном количестве?

Ибо основной из законов физики гласит, что энергия ниоткуда не берётся и никуда не девается, а в переводе на бытовой язык, это звучит так: сколько энергии произвели , столько и потратили (и не больше). Существуют нормативы в человеко-часах и единицах потраченной энергии на производство единицы продукции, пусть это снаряд или танк, и эти нормы немаленькие.

Немного из экономики

Исходя из нормативов того времени, определённое количество ресурсов и материалов распределялось между производствами без излишеств, в соответствии с планами и задачами. На основании этого распределения создавались минимальные запасы сырья, материалов, инструментов и готовой продукции на предприятиях, обеспечивавшие бесперебойную работу заводов (обычно, на две недели, реже на месяц) с постоянным подвозом необходимого (по мере добычи или производства) и отправкой готовой продукции.

В условиях блокады отдельно взятого города не существует таких стратегических запасов топлива, сырья, материальных средств и энергии, способных обеспечить потребность города (или хотя бы промышленности) больше чем на три месяца. В условиях жёсткой экономии энергии и продовольствия можно растянуть запасы, но для экономии электроэнергии требуется остановить производство – основной потребителя энергии, а этого не произошло. Заводы в Ленинграде не останавливались ни на день .

Можно согласиться с предположением, что часть угля для производства энергии взяли у флота, но основной базой флота был Таллин, и он был захвачен. Тепловые электростанции потребляют угля в разы больше, чем любой корабль. Посмотрим, что по этому поводу пишут :

С особым ожесточением германские пилоты целились в заводы и фабрики Ленинграда, такие, как Кировский, Ижорский, «Электросила», «Большевик». К тому же на производстве не хватало сырья, инструментов, материалов. В цехах было нестерпимо холодно, и от прикосновений к металлу сводило руки. Многие труженики производства выполняли работу сидя, так как простоять 10-12 часов было невозможно. Вследствие остановки практически всех электростанций, некоторые станки приходилось приводить в движение вручную, из-за чего трудовой день увеличился. Нередко кое-кто из рабочих оставался ночевать в цеху, экономя время на выполнение срочных фронтовых заказов. В результате такой самоотверженной трудовой деятельности за второе полугодие 1941 года действующая армия получила из Ленинграда 3 млн . снарядов и мин, более 3 тыс . полковых и противотанковых орудий, 713 танков, 480 бронемашин, 58 бронепоездов и бронеплощадок.

2. Помогали трудящиеся Ленинграда и другим участкам советско-германского фронта. Осенью 1941 года, во время ожесточённых боёв за Москву, город на Неве отправил войскам Западного фронта свыше тысячи артиллерийских орудий и миномётов, а также значительное количество других видов вооружения.

В обстановке осени 1941 года главной задачей трудящихся осаждённого города было снабжение фронта вооружением, боеприпасами, снаряжением и обмундированием. Несмотря на эвакуацию ряда предприятий, мощность ленинградской промышленности оставалась значительной. В сентябре 1941 года предприятия города выпустили более тысячи 76-миллиметровых пушек, свыше двух тысяч миномётов, сотни противотанковых орудий и пулемётов.

Факт остаётся фактом: количество произведённой продукции посчитано и озвучено, с фактом не поспоришь. Теперь немного подумаем над тем, что же на самом деле написали историки.

Первый вопрос – по способу доставки из осаждённого города действующей армии и большей частью под Москву 713 танков, 3000 орудий, миллиона снарядов и главное – 58 бронепоездов всё это можно вывезти только по рельсам, и требуется не менее 100 эшелонов. Ибо танки и бронепоезда тем более, на катерах не возят (таких катеров (паромов) ещё не существовало).

Второй вопрос – это озвучено массовое производство (и это в условиях осады). Сказки про то, что можно что-то выпустить, не имея сырья, материалов и, тем более, инструмента, можно рассказывать только безграмотным людям! Пример приспособления к производству в условиях дефицита материалов служит эта , и это штучный товар для потребностей обороны Ленинграда к выпущенным дополнительно к 713 танкам, так как она смонтирована на корпусе танка с двигателем, гусеницами и бронёй.

Всё это указывает на постоянный подвоз необходимых материалов и сырья . Ведь в блокированном городе Ленинграде не было угольных шахт, железорудных и прочих месторождений для обеспечения промышленности углём, сталью, коксом, флюсами и прочими материалами!

«Историки» утверждают, что станки вращали вручную – это просто домысел безграмотных в технике людей: попробуйте станок с приводом 3-10 кВт (а именно такие приводы имеют промышленные сверлильные и токарные станки) провернуть вручную и выточить металлическую заготовку. Вы сразу же сообразите, что это самая обычная выдумка , руками не то, что обеспечить нужную скорость вращения, просто провернуть такой станок невозможно!

«Историки» так же утверждают, что основной причиной увеличения продолжительности рабочего времени был не героический порыв отдать все для общей победы, а отсутствие электроэнергии. «историков»:

Осенью и зимой 1941/42 года советская артиллерия вела эту борьбу в чрезвычайно трудных условиях: не хватало боеприпасов, средств артиллерийской инструментальной разведки, отсутствовала корректировочная авиация, дальность стрельбы советских орудий в первое время уступала немецким, поэтому вплоть до весны 1942 года противодействие артиллерии противника носило оборонительный характер, хотя ответные удары советской артиллерии и ослабили боевую мощь врага.

Всё-таки интересно – у них самих не хватало снарядов или они переправили 3 миллиона снарядов армии! Почему? У них в блокаде не было проблем? А как они увеличили дальность стрельбы орудий? Наверное, подкатили орудия поближе?! Это ещё один пример не просто безграмотного изложения и непонимания информации, а полной фальсификации !

Дальность стрельбы орудия сама не увеличивается и не уменьшается, и изначально заданна конструктивными параметрами! Историки должны были указать, что были спроектированы, изготовлены, испытаны и приняты на вооружение новые орудия с увеличенной дальностью стрельбы. Похоже, историки писали так, надеясь, что это никто не будет читать или анализировать…

Теперь разберёмся с производством электроэнергии

На территории Ленинграда было пять ТЭС, они входили в состав Энергосистемы Ленинградской области. Энергетики про это время так:

Энергетическая блокада

После того как 8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда замкнулось кольцо блокады, город оказался отрезанным от всех загородных электростанций, снабжавших его энергией. Были разрушены многие подстанции и линии электропередачи. В самом Ленинграде работало только пять тепловых электростанций. Однако и на них из -за недостатка топлива резко сократилась выработка энергии, которой хватало только на госпитали, хлебозаводы и правительственные здания, имевшие отношение к фронту. Прервалась передача электроэнергии с Волховской ГЭС, основное оборудование которой в октябре 1941 года было демонтировано и вывезено на Урал и в Среднюю Азию. На станции остались в работе два вспомогательных гидроагрегата по 1000 кВт, работавшие для железнодорожного узла Волховстрой и воинских частей. Была парализована работа оборонных заводов, остановились трамваи и троллейбусы, перестал работать водопровод. Многие энергетики ушли на фронт, а оставшиеся продолжали работать в суровых условиях голода и холода, обеспечивая выработку возможного количества электроэнергии. Началась энергетическая блокада Ленинграда. Самым тяжёлым днём для энергетики Ленинграда стало 25 января 1942 года. Во всей энергетической системе работала только одна станция, неся нагрузку всего в 3000 кВт…

Немного прокомментируем статью: с сентября 1941 года производство электроэнергии сократилось из-за режима чрезвычайной экономии. К январю 1942 года закончился уголь в городе, тепловые электростанции практически остановились, и производилось только 3000 кВт. При этом Волховская Гэс вырабатывала 2000 кВт (2 МВт), и этого хватало только на ж.д. узел и воинские части (то есть, обратите внимание на цифру – 2 мегаватта это очень немного в масштабах города).

В период Великой Отечественной войны, когда большинство электростанций блокадного Ленинграда из-за отсутствия топлива не могли работать. Зимой 1941-1942 годов котёл № 3 электростанции «Красный Октябрь» был переделан под сжигание фрезерного торфа, который имелся на торфопредприятиях Всеволожского района. Пуск этого агрегата позволил повысить нагрузку электростанции до 21-22 тыс. кВт из 23-24 тыс. кВт, вырабатываемых системой. (Википедия)

То есть, озвучена окончательная цифра: вся система (точнее, одна тепловая электростанция на торфе плюс Волжская ГЭС) до конца войны производила 24 тыс. киловатта. Цифра только кажется большой, но, к примеру, приведу, что этой энергии не хватит одному городу (например Гродно 338 тысяч человек) одновременно вскипятить электрические чайники.

В Ленинграде с весны 1942 года действовало 6 маршрутов трамвая . Для обеспечения этого энергопотребления требуется 3,6 тысяч кВт электроэнергии (3,6 МВт). Чтобы на каждом маршруте ходило 20 трамваев общим числом 120 (всего) с предполагаемой мощностью двигателя 30 (!) кВт (к примеру, современные трамваи имеют мощность до 200 кВт).

Теперь немного о материалах и производстве

Можно многое обсуждать в истории, но факт остаётся фактом – снаряды, миномёты, пушки и танки делают из железа или специальных видов стали. Это, как известно, твёрдый материал, обрабатываемый в основном, давлением (неважно, молотом или резцом) и требует приложения больших усилий (в основном, механических), особенно при массовом производстве. Сварка брони танков требует огромного расхода электроэнергии (это не корпус автомобиля из жести сварить), промышленные сварочные аппараты имеют мощность до 40 кВт.

Осталось подвести баланс по электроэнергии

На оставшуюся от движения трамваев электроэнергию (20 МВт) нужно запитать производство заводов, а это:

· десятки тысяч станков по 3-10 кВт каждый (изготовлены миллионы снарядов, болтов, втулок, шпонок, валов и т.д.), – 30-100 МВт (это если 10 тысяч станков на всех заводах);

· десятки станков по производству стволов пушек (токарно-винторезные станки больших размеров),

· прокатные станы (без этого броневых листов не бывает),

· много промышленных сварочных агрегатов (всё-таки выпустили 713 танков за полгода, по 5 танков в день), танк обваривается не один день. Если предположить, что танк обваривают одним сварочным агрегатом трое суток, то требуется 15 сварочных агрегатов общей мощностью 600 кВт.

И в итоге элементарных подсчётов получаем, что у нас сильно не хватает оставшейся энергии (20 МВт), а нужно обеспечить светом ещё обком и горком партии, облсовет и горсовет, управление НКВД, госпитали и т.д.

Осталось подвести баланс по продовольствию

Потребность в продовольствии города составлял (2 миллиона 544 тысячи жителей города – без учёта войсковых группировок, флота и жителей области внутри осады), 1,5 кг продовольствия в сутки (500 грамм сухарей и 1 кг овощей и круп – это общевойсковой паёк) – 3800 тонн продовольствия ежедневно (63 современных вагонов) – напомню, это без учёта численности войск и флота и жителей области.

10 и 11 сентября вторичный учёт продуктов питания показал, что для обеспечения войск и населения в Ленинграде имелись запасы зерна, муки и сухарей на 35 дней, крупы и макарон – на 30 суток, мяса и мясопродуктов – на 33 дня, жиров – на 45 суток, сахара и кондитерских изделий – на 60 суток (к ноябрю должно было всё закончиться, и это с учётом сокращения потребления в два раза).

Чтобы облегчить продовольственное положение Ленинграда, для переброски грузов были выделены транспортные самолеты. Доставкой продовольствия вместе с Особой авиагруппой, созданной в конце июня 1941 года для обслуживания Северного фронта, занималась Московская авиационная группа особого назначения, образованная из 30 московских экипажей гражданской авиации. С сентября по декабрь 1941 года героическими усилиями советских лётчиков в блокадный город было доставлено свыше 6 тыс. т грузов, в том числе 4325 т высококалорийных продуктов питания и 1660 т боеприпасов и вооружения (за 3 месяца привезли продовольствия на 2 дня . Непонятно, для чего возили боеприпасы, если в Ленинграде их сами выпускали и ещё на большую землю перевозили).

Всего до конца навигации 1941 года в осаждённый город водным путём было доставлено 60 тыс. т. различных грузов, в том числе 45 тыс. т. продовольствия ()(ещё на 20 суток продовольствия).

Всего в первую блокадную зиму ледовая дорога работала до 24 апреля (152 дня). За это время было перевезено 361 109 т различных грузов, в том числе 262 419 т продовольствия () (то есть, перевозилось менее, чем по 2000 тонн продовольствия в сутки – это меньше суточной потребности города).

Потребность в продовольствии была решена после гибели почти миллиона людей от голода и эвакуации ещё одного миллиона 300 тысяч беженцев за все время действия дороги жизни .

Выводы

К ноябрю должны были закончиться (что и произошло) не только уголь, но и все запасы сырья и материалов, продовольствия. Путём жёсткой экономии эти запасы растянули до января. Подвоз по дороге жизни на машинах грузоподъемностью 1,5 тонны обеспечивал только продовольственные потребности (да и то не полностью). Не раскрыто «историками», что представляли из себя 100 000 т. других грузов, привезённых в первую зиму, но потребность промышленности это не покрывало (это тысячи и тысячи тонн). Промышленность должна была остановиться.

Но заводы всё работали и работали (это факт). Откуда взялась дополнительная энергия, неизвестно (наверное, немцы поставляли). Откуда брались ресурсы, и как отправляли готовую продукцию, тоже неясно.

При этом германскому командованию для полной парализации всей деятельности города достаточно было разрушить всего 5 электростанций (на начальном этапе войны и одну после января 1942 года), которые по дыму из труб хорошо были видны для корректировщиков артиллерийского огня. Это ещё одна случайная невнимательность?

Совершенно непонятно, почему 713 танков КВ не решили вопроса снятия блокады Ленинграда, ведь на момент начала войны мы имели только , и эти танки не пробивались немецкими пушками. Одновременное и массированное применение этих танков должно было продавить любую оборону с поддержкой 3000 выпущенных орудий (а на начало войны у нас было всего 1928 орудия) и в условиях отсутствия экономии боеприпасов. Этого количества танков и артиллерии должно было хватить, чтобы отбросить немцев даже к границе.

Приведённый пример показывает отсутствие какой-либо логики у нашего противника, у нашего командования и полное нарушение закона сохранения материи и энергии в исторической реальности.

С историей Великой Отечественной Войны нам предстоит ещё разбираться и разбираться. В ней много непонятных моментов.

Непонятно, каким видом оружия германские войска уничтожили к зиме 1941 года около 20 000 (двадцати тысяч) наших танков, при этом сами имели только .

Непонятно, как мы потеряли ещё большую часть из выпущенных в годы войны , при этом большая часть танков ремонтировалась и возвращалась в бой неоднократно. Такие потери зафиксированы в настоящей истории только раз – во время шестидневной арабо-израильской войны, когда израильские войска уничтожили почти две тысячи танков (но тогда были ПТУР и другой уровень реактивной авиации).

Если бы в Ленинграде стояли заводы из-за отсутствия сырья и материалов, всё было бы понятно – всё-таки блокада, и главное – привести продовольствие, о производстве подумаем потом. Но в условиях, когда люди умирали с голоду на ходу и замерзали целыми семьями, непонятно, откуда бралось сырьё, материалы, инструмент и агрегаты для заводов (танковые пушки изготавливались на Мотовилихинском заводе в Перми , и до февраля 1942 года это был единственный завод , выпускавший танковые и корабельные пушки ), и электроэнергия для обеспечения производства, а выпущенная продукция переправлялась на большую землю – это никакими сказками и мифами объяснить невозможно.

Жители Ленинграда, как и жители всей страны, совершили немыслимый подвиг. Многие из них отдали жизнь в боях за Родину, многие умерли от голода в Ленинграде, приближая час победы. Подвиг Павла Корчагина меркнет на фоне тех усилий, какие каждый день совершали герои-защитники, герои-жители осаждённого города.

Наряду с этим, элементарные подсчёты показывают, что много информации от нас просто скрыто , и из-за этого остальное невозможно объяснить. Создаётся впечатление глобального предательства , что вся эта блокада специально была организована так, что бы убить как можно больше людей.

Придёт время, и истинные виновные будут раскрыты и осуждены, пусть даже заочно.

Алексей Кунгуров

В 1919 году после окончания Первой мировой войны Англия и Франция хотели, чтобы Германия побыстрее подписала соглашение о капитуляции. В побеждённой стране в это время были трудности с продовольствием, и союзники, чтобы окончательно ослабить позиции немцев, придерживали транспортны с продовольствием, идущие в Германию. За плечами воюющих сторон уже были и газы, и Верденская мясорубка, и другие события, унесшие миллионы жизней. И всё же британский премьер Ллойд Джордж был потрясён тем, что ради достижения политических целей нужно ставить под угрозу жизни мирных людей.

Прошло чуть более 30 лет, и гитлеровские войска осадили Ленинград. Те же немцы, голодавшие в 1919 году, не только сами заставили голодать население трёхмиллионного города, но и регулярно обстреливали его артиллерией и бомбили с воздуха.

Но жители и защитники Ленинграда выстояли. Многие умерли в окопах, своих квартирах и на рабочих местах. Против них были не только вражеские пушки и бомбы, но ещё и голод и холод. В невыносимых, нечеловеческих условиях продолжали работать заводы, фабрики, не останавливали работу даже научные институты. Сотрудники института растениеводства, в фондах которого хранились десятки тонн пригодных в пищу семян сельскохозяйственных растений, умирали прямо за своими рабочими столами, но сохранили в целости всю коллекцию. И они такие же герои битвы за Ленинград, как солдаты, встретившие смерть с оружием в руках.

1. Формально датой начала блокады принято считать 8 сентября 1941 года — Ленинград остался без связи с остальной страной по суше. Хотя выбраться из города гражданским к тому времени нельзя было уже две недели.

2. В тот же день, 8 сентября, начался и первый пожар на Бадаевских продовольственных складах. На них сгорели тысячи тонн муки, сахара, конфет, печенья и других продуктов питания. В масштабах, которые мы можем оценить из будущего, это количество не спасло бы весь Ленинград от голода. Но десятки тысяч людей остались бы живы. Не сработало ни хозяйственное руководство, не рассредоточившее продовольствие, ни военные. Имея очень приличную концентрацию средств ПВО, военные допустили несколько прорывов фашистской авиации, целенаправленно бомбившей склады продовольствия.

3. Гитлер стремился захватить Ленинград не только из политических соображений. В городе на Неве находилось огромное количество оборонных предприятий, критически важных для Советского Союза. Оборонительные бои позволили эвакуировать 92 завода, но ещё около 50 работали в блокаду, поставляя свыше 100 наименований оружия, техники и боеприпасов. Кировский завод, выпускавший тяжёлые танки, находился в 4 км от передовой, но не прекратил работу ни на день. За время блокады на Адмиралтейских верфях было построено 7 подводных лодок и около 200 других судов.

4. С севера блокаду обеспечивали финские войска. Бытует мнение о некоем благородстве финнов и их командующего маршала Маннергейма — они не пошли дальше старой государственной границы. Однако опасность этого шага заставляла советское командование держать крупные силы на северном участке блокады.

5. Катастрофической смертности в зиму 1941 / 1942 способствовали нетипично низкие температуры. Как известно, особо хорошей погода в Северной Столице не бывает, но обычно там не бывает и сильных морозов. В 1941 году они начались в декабре и продолжались до апреля. При этом частенько шёл снег. Ресурсы голодного тела в холоде истощаются с ураганной скоростью — люди умирали буквально на ходу, их тела могли неделю пролежать на улице. Считается, что в самую страшную блокадную зиму погибли более 300 000 человек. При организации в январе 1942 года новых детских домов оказалось, что без родителей осталось 30 000 детей.

6. Минимальная хлебная пайка в 125 г состояла из муки максимум наполовину. Даже около тысячи тонн обгорелого и подмоченного зерна, спасённого на Бадаевских складах, пустили на муку. А за рабочую пайку в 250 г нужно было отработать полный рабочий день. По остальным продуктам ситуация также была катастрофической. В течение месяца в декабре — январе не выдавали ни мяса, ни жиров, ни сахара. Потом кое-что из продуктов появилось, но всё равно отоваривалось от трети до половины карточек — на всех продуктов не хватало. (Говоря о нормах, следует уточнить: минимальными они были с 20 ноября по 25 декабря 1941 года. Потом они незначительно, но регулярно повышались)

7. В блокадном Ленинграде активно использовались для производства питания вещества, которые тогда считались пищевыми заменителями, а теперь используются как полезное сырьё. Это касается сои, альбумина, пищевой целлюлозы, хлопкового жмыха и ряда других продуктов.

8. Советские войска не отсиживались в обороне. Попытки прорвать блокаду предпринимались постоянно, но 18-я армия вермахта сумела укрепиться и отражала все атаки.

9. Весной 1942 года пережившие зиму ленинградцы стали огородниками и лесозаготовителями. Под огороды было выделено 10 000 гектаров земли, с них осенью только картофеля содрали 77 тыс. тонн. К зиме на дрова валили лес, разбирали деревянные дома и заготавливали торф. 15 апреля было возобновлено движение трамваев. При этом продолжалась работа заводов и фабрик. Постоянно совершенствовалась система обороны города.

10. Зима 1942 / 1943 прошла гораздо легче, если это слово можно применить к блокированному и обстреливаемому городу. Работал транспорт и водопровод, теплилась культурная и общественная жизнь, дети ходили в школы. О некоторой нормализации жизни говорил даже массовый завоз в Ленинград кошек — иного способа справиться с полчищами крыс не было.

11. Часто пишут, что в блокадном Ленинграде, несмотря на благоприятные условия, не было эпидемий. Это огромная заслуга медиков, также получавших свои 250 — 300 граммов хлеба. Фиксировались вспышки брюшного и сыпного тифа, холеры и других заболеваний, однако в эпидемии им перерасти не дали.

12. Впервые блокада была прорвана 18 января 1943 года. Однако связь с Большой землёй установилась только на узкой полосе берега Ладожского озера. Тем не менее, по этой полоске сразу проложили дороги, что позволило ускорить эвакуацию ленинградцев и улучшить снабжение оставшихся в городе людей.

13. Окончательно осада города на Неве закончилась 21 января 1944 года, когда был освобождён Новгород. Трагическая и героическая 872-дневная оборона Ленинграда закончилась. В качестве памятной даты отмечается 27 января — день, когда Ленинграде гремел торжественный салют.

14. «Дорога жизни» официально имела номер 101. Первый груз перевезли на конных упряжках 17 ноября 1941 года, когда толщина льда достигла 18 см. Уже к концу декабря грузооборот Дороги жизни составил 1 000 тонн в сутки. В обратном направлении вывозили до 5 000 человек. Всего за зиму 1941 / 1942 в Ленинград доставили более 360 000 тонн грузов и вывезли более 550 000 человек.

15. На Нюрнбергском процессе советская сторона обвинения огласила цифру в 632 000 погибших в Ленинграде мирных жителей. Скорее всего, представители СССР озвучили точно документированное на тот момент число погибших. Реальная цифра может составлять и миллион, и 1,5 миллиона. Очень многие умерли уже в эвакуации и формально не считаются погибшими в блокаду. Потери военных и гражданского населения при обороне и деблокировании Ленинграда превышают совокупные потери Англии и США во всей Второй мировой войне.

Блокада Ленинграда длилась ровно 871 день. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности. Через много лет после прорыва блокады Ленинграда многие историки, да и простые обыватели, задавались вопросом - можно ли было избежать этого кошмара? Избежать - видимо, нет. Для Гитлера Ленинград был "лакомым куском"- ведь здесь находится Балтийский флот и дорога на Мурманск и Архангельск, откуда во время войны приходила помощь от союзников, и в том случае, если бы город сдался, то был бы разрушен и стёрт с лица земли. Можно ли было смягчить ситуацию и подготовиться к ней заранее? Вопрос спорный и достоин отдельного исследования.

Первые дни блокады Ленинграда

8 сентября 1941 года, в продолжение наступления фашистской армии, был захвачен город Шлиссельбург, таким образом кольцо блокады замкнулось. В первые дни мало кто верил в серьёзность ситуации, но многие жители города начали основательно готовиться к осаде: буквально за несколько часов из сберкасс были изъяты все сбережения, магазины опустели, было скуплено всё, что только возможно. Эвакуироваться удалось далеко не всем, когда начались систематические обстрелы, а начались они сразу же, в сентябре, пути для эвакуации были уже отрезаны. Существует мнение, что именно пожар, произошедший в первый день блокады Ленинграда на бадаевских складах - в хранилище стратегических запасов города - спровоцировал страшный голод блокадных дней. Однако, не так давно рассекреченные документы дают несколько иную информацию: оказывается, как такового "стратегического запаса" не существовало, так как в условиях начавшейся войны создать большой запас для такого огромного города, каким был Ленинград (а проживало в нём на тот момент около 3 миллионов человек) не представлялось возможным, поэтому город питался привозными продуктами, а существующих запасов хватило бы лишь на неделю. Буквально с первых дней блокады были введены продовольственные карточки, закрыты школы, ввелась военная цензура: были запрещены любые вложения в письма, а послания, содержащие упаднические настроения, изымались.

Блокада Ленинграда - боль и смерть

Воспоминания о блокаде Ленинграда людей , переживших её, их письма и дневники открывают нам страшную картину. На город обрушился страшный голод. Обесценились деньги и драгоценности. Эвакуация началась еще осенью 1941 года, но лишь в январе 1942 года появилась возможность вывести большое количество людей, в основном женщин и детей, через Дорогу Жизни. В булочные, где выдавался ежедневный паёк, были огромные очереди. Помимо голода блокадный Ленинград атаковали и другие бедствия: очень морозные зимы, порой столбик термометра опускался до - 40 градусов. Закончилось топливо и замёрзли водопроводные трубы - город остался без света, и питьевой воды. Ещё одной бедой для осаждённого города первой блокадной зимой стали крысы. Они не только уничтожали запасы еды, но и разносили всевозможные инфекции. Люди умирали, и их не успевали хоронить, трупы лежали прямо на улицах. Появились случаи каннибализма и разбоев.

Жизнь блокадного Ленинграда

Одновременно с этим ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Мало того: Ленинград помогал армии, выпуская военную продукцию - заводы продолжали работать и в таких условиях. Восстанавливали свою деятельность театры и музеи. Это было необходимо - доказать врагу, а, главное самим себе: блокада Ленинграда не убьёт город, он продолжает жить! Один из ярких примеров поразительной самоотверженности и любви к Родине, жизни, родному городу является история создания одного музыкального произведения. Во время блокады была написана известнейшая симфония Д.Шостаковича, названная позже "Ленинградской". Вернее, композитор начал её писать в Ленинграде, а закончил уже в эвакуации. Когда партитура была готова, её доставили в осаждённый город. К тому времени в Ленинграде уже возобновил свою деятельность симфонический оркестр. В день концерта, чтобы вражеские налёты не могли его сорвать, наша артиллерия не подпустила к городу ни одного фашистского самолета! Все блокадные дни работало ленинградское радио, которое было для всех ленинградцев не только живительным родником информации, но и просто символом продолжающейся жизни.

Дорога Жизни - пульс осаждённого города

С первых дней блокады своё опасное и героическое дело начала Дорога Жизни - пульс блокадного Ленинград а . Летом - водный, а зимой - ледовый путь, соединяющий Ленинград с "большой землёй" по Ладожскому озеру. 12 сентября 1941 года в город по этому пути пришли первые баржи с продовольствием, и до поздней осени, пока штормы не сделали судоходство невозможным, по Дороге Жизни шли баржи. Каждый их рейс был подвигом - вражеская авиация беспрестанно совершала свои бандитские налёты, погодные условия часто тоже были не на руку морякам - баржи продолжали свои рейсы даже поздней осенью, до самого появления льда, когда навигация уже в принципе невозможна. 20 ноября на лёд Ладожского озера спустился первый конно-санный обоз. Чуть позже по ледовой Дороге Жизни пошли грузовики. Лёд был очень тонким, несмотря на то, что грузовик вёз только 2-3 мешка с продовольствием, лёд проламывался, и нередки были случаи, когда грузовики тонули. С риском для жизни водители продолжали свои смертельно опасные рейсы до самой весны. Военно-автомобильная дорога № 101, как назвали эту трассу, позволила увеличить хлебный паёк и эвакуировать большое количество людей. Оборвать эту нить, связывающую блокадный город со страной, немцы стремились постоянно, но благодаря мужеству и силе духа ленинградцев, Дорога Жизни жила сама и дарила жизнь великому городу.
Значение Ладожской трассы огромно, она спасла тысячи жизней. Теперь на берегу Ладожского озера находится музей "Дорога жизни".

Детский вклад в освобождение Ленинграда от блокады. Ансамбль А.Е.Обранта

Во все времена нет большего горя, чем страдающий ребёнок. Блокадные дети - особая тема. Рано повзрослевшие, не по-детски серьёзные и мудрые они изо всех своих сил наравне со взрослыми приближали победу. Дети-герои, каждая судьба которых - горький отзвук тех страшных дней. Детский танцевальный ансамбль А.Е. Обранта - особая пронзительная нота блокадного города. В первую зиму блокады Ленинграда много детей было эвакуировано, но несмотря на это по разным причинам в городе оставалось ещё много детей. Дворец пионеров, расположенный в знаменитом Аничковом дворце, с началом войны перешёл на военное положение. Надо сказать, что за 3 года до начала войны на базе Дворца пионеров был создан Ансамбль песни и танца. В конце первой блокадной зимы оставшиеся педагоги пытались найти в осаждённом городе своих воспитанников, и из оставшихся в городе ребят балетмейстер А.Е.Обрант создал танцевальный коллектив. Страшно даже представить себе и сопоставить страшные блокадные дни и довоенные танцы! Но тем не менее ансамбль родился. Сначала ребят пришлось восстанавливать от истощения, только потом они смогли приступить к репетициям. Однако уже в марте 1942 года состоялось первое выступление коллектива. Бойцы, успевшие повидать многое, не могли сдержать слёз, глядя на этих мужественных детей. Помните, сколько длилась блокада Ленинграда? Так вот за это немалое время ансамбль дал около 3000 концертов. Где только не пришлось выступать ребятам: часто концерты приходилось заканчивать в бомбоубежище, так как по несколько раз за вечер выступления прерывались воздушными тревогами, бывало, юные танцоры выступали в нескольких километрах от передовой, а чтобы не привлекать врага лишним шумом, танцевали без музыки, а полы застилали сеном. Сильные духом, они поддерживали и вдохновляли наших солдат, вклад этого коллектива в освобождение города трудно переоценить. Позже ребята были награждены медалями "За оборону Ленинграда".

Прорыв блокады Ленинграда

В 1943 году в войне произошёл перелом, и в конце года советские войска готовились к освобождению города. 14 января 1944 года в ходе общего наступления советских войск началась заключительная операция по снятию блокады Ленинграда . Задачей было нанести сокрушительный удар по противнику южнее Ладожского озера и восстановить сухопутные пути, связывающие город со страной. Ленинградский и Волховский фронты к 27 января 1944 года с помощью кронштадской артиллерии осуществили прорыв блокады Ленинграда . Гитлеровцы начали отступление. Вскоре были освобождены города Пушкин, Гатчина и Чудово. Блокада была полностью снята.

Трагичная и великая страница российской истории, унесшая более 2 миллионов человеческих жизней. Пока память об этих страшных днях живёт в сердцах людей, находит отклик в талантливых произведениях искусства, передаётся из рук в руки потомкам - такого не повторится! Блокаду Ленинграда кратко , но ёмко описала Вера Инберг, её строчки - гимн великому городу и одновременно реквием ушедшим.