Свидание подходит к концу. Он провожает Вас домой. Вы идете рука об руку. Самое время для первого поцелуя. Но как понять хочет ли парень тебя поцеловать? Как «прочитать» это по его движениям, поведению, «языку» тела? Как раз об этом мы сегодня расскажем в нашей статье. Вы узнаете о том, как безошибочно определить намерения молодого человека и как правильно вести себя, чтобы не вспугнуть его.

Если на свидании молодой человек ведёт себя уверенно и свободно, старается помочь и делает комплименты, то его намерения предельно ясны: Вы ему нравитесь и он не против перейти на новый уровень отношений.

Его действия будут зависеть от Вашего встречного движения. Позволяете ему помогать себе? Платить за Вас в кафе? Держать за руку? Если молодой человек почувствует внутреннее сопротивление, то первого поцелуя придется ждать долго.

Рассмотрим идеальную ситуацию, когда в паре присутствует симпатия и обе стороны желают продолжения. По каким признакам можно узнать настрой партнёра?

  • Обратите внимание на взгляд. Искренний интерес равен долгому пристальному взгляду в глаза. Если парень застенчивый, то он может даже «стрелять глазками»: поднимать их, опускать и отводить, хлопая ресницами. Если парень ловит Ваш взгляд, то он подсознательно пытается определить степень взаимного интереса. Если тоже хотите поцеловать его, то не отводите взгляд и улыбнитесь кавалеру, причём, не только губами, но и глазами.
  • Движения говорят о многом. Присмотритесь к его посадке, сравните жестикуляцию со своей. Симпатия неосознанно заставляет подстраиваться под партнёра. Молодой человек начинает копировать ваши движения, мимику. Все жесты парня, попавшего под Ваше обаяние, будут слегка скованными, так как он прощупывает почву, пытается понять, интересен ли он.
  • Прикосновения. Парень стремится взять за руку? Приобнять? Подсадить, когда вы пришли в парк аттракционов? Он хочет войти в Вашу зону комфорта и занять там «своё» место. Умный парень будет вести себя нежно и осторожно, дабы не спугнуть девушку.
  • Общие интересы могут быть обманчивыми. Если парень с энтузиазмом поддерживает каждое Ваше слово, то он может быть Вашей половинкой либо просто человеком, очарованным Вами. Ваше обаяние лишает его собственного мнения и потому ему действительно кажется, что он думает также, как и Вы.
  • Обращайте внимание на его голос. Низкий, грудной, размеренный - говорит о внутреннем спокойствии и долгосрочных планах на совместное будущее. Такой мужчина не боится развития отношений и настроен на поцелуй. Если парень заикается от волнения, дёргается, а его голос срывается, то он, возможно, заинтересован в поцелуе, но боится вашей реакции и потому сильно нервничает. Холодный и ровный голос - дурной знак; этому парню попросту не сильно важно, как закончится вечер.
  • Он не торопится заканчивать вечер. Это отличный знак. Именно так парни и намекают на поцелуй. Пусть на дворе уже ночь и гаснут фонари, но он с энтузиазмом просто гуляет с Вами по улице. Этот парень настроен на поцелуй, но, скорее всего, поцелуй будет нежным и трогательным. Страстность появится позже, когда он убедится во взаимности интересов.
  • Признаки волнения. Если парень не уверен в себе он будет волноваться перед первым поцелуем. Его выдадут: учащенное дыхание и скованные движения.

Если молодой человек никак не может решиться, что Вы не против, и тогда он обязательно сделает следующий шаг.

Не уверена в своих чувствах к нему? Как разобраться: это настоящая любовь или мимолетное увлечение? В этом .

Вот еще несколько распространенных признаков, которые помогут безошибочно .

Несколько женских хитростей, которые помогут .

Еще один способ сблизится – . Самое главное, чтобы он не заподозрил в нем лесть.

А в каких девушек вообще влюбляются парни? Какими чертами характера нужно обладать, чтобы от мужчин не было отбоя? Подробности .

Как себя правильно вести: несколько полезных советов

Прежде всего, необходимо определиться в своих собственных чувствах. Хотите ли Вы продолжения отношений? Нравится ли Вам этот человек? Если Вы ответили «да» на оба вопроса, тогда можно немного поспособствовать развитию событий. Нужно тонко намекнуть парню, что Вы не против перехода на следующий шаг. Например, можно сознательно сократить дистанцию, слегка приобнять молодого человека, провести рукой по его волосам и т.д.

Так бывает. Бывает так. Ты шла, никого не трогала. Дошла до знакомого перекрестка, засмотрелась на светофор. И он встретил тебя взглядом. Оказалось, что он – твой сосед по подъезду. И странно, что ты не знала его. Ты очень хотела познакомиться с ним, и закадрить его. Модно выражаться именно так.

Стоило только разочек увидеть его – жизнь перевернулась вверх донышком. Ты знала, что так и будет, если стрела Амурчика пронзит твое сердце. Но и волновало тебя то, как дальше сложатся ваши отношения, и сложатся ли вообще. Ты о нем ничего не знала. Он успел лишь сказать, как его зовут, сколько ему лет. Но ты не слышала и не слушала то, что он говорил. Ты улетала в мыслях о нем уже тогда, когда он был близко – близко.

Ты не думала ни о том, как звучит его имя, сколько лет ему, с кем он живет, и прочее. Ты хотела увидеть его хотя бы еще один раз. Один маленький разочек…. Ты даже светофор полюбила, возле которого вы столкнулись судьбой. Ты и видела его, как-то, случайно. Вы поздоровались даже. Если хочешь, чтобы тебя поцеловал парень, который нравится тебе (разговор как раз о нем) – добивайся успеха! Добивайся, но заставить не пытайся. Он сам должен захотеть поцеловаться с тобой.

Держи советы, пропитанные волшебством:

Первое волшебство: Смотри прямо в его глаза. Кстати, заодно можешь и запомнить, какого они цвета у парня. Он может спросить, запомнила ли ты его.

Второе волшебство: Долго говори с ним, не открывая взгляда. Если парень неглупый – поймет, почему ты так смотришь на него при вашем общении.

Волшебство третье: Просто умей ждать. Знай, что ты ему тоже нравишься, и он не заставит себя ждать долго.

Есть способ, который часто срабатывает, но он – не очень хороший!

Ты можешь выпить с ним пива и шампанского, которые и сделают свое дело. Тебе нужен нетрезвый поцелуй? Тогда – удачи!

Ситуация – твой конек!

Если сможешь расположить ситуацию – сможешь исполнить все свои мечтания. Парень, которого ты полюбила, будет не только тебя целовать! Он будет желать тебя, как самую великолепнейшую девушку на свете.

А … о таком ты мечтаешь?

Волшебства и для этого случая припасены:

Поцелуй его сама. От твоего поцелуя сойдет с ума любой парень! Ты же знаешь, как классно умеешь целоваться.

Пригласи его куда-нибудь, одеваясь для этого откровенно и сексуально. Парни любят такой стиль одежды!

Побрызгайся духами, содержащими феромончики. Многим девушкам помогают такие духи.

Как сделать так, чтобы он тебя желал?

Парень захочет тебя поцеловать (и не только поцеловать), если ты не забудешь, вот что:

  • Парни любят, когда девушки смотрят за собой

И это парни быстро замечают и не оставляют без внимания. Они готовы даже все покупать для «украшения» этих девушек.

  • Нужно знать меру в косметике

Она не должна затмевать собой тебя. Ты – самая красивая. Поверь в такие слова.

  • Быть собой – это сложно, но важно

Маски и напыщенности – это из другой «оперы». Не для тебя это, короче.

  • Красавица, нельзя быть навязчивой!

Сделай так, чтобы он стал назойливой мухой. Тогда все в твоих руках!

  • Каждый парень любит недоступность и загадочность

Включи и то, и другое, чтобы не проиграть.

Любить себя надо! Твое отражение – лучшее отражение в зеркалах. Будешь любить себя – тебя и другие полюбят.

Что может спугнуть желание парня «связываться» с тобой?

  • Твоя раздражительность

Не нужно показывать, что ты умеешь быть неспокойной. Оставь это на завтрашний день. Или – на послезавтра.

  • Твой характер

Он должен быть немножечко таинственным. Не раскрывай все картишки сразу.

  • Твоя наглость

Не перепутай ее с самоуверенностью, хорошо? Наглость – это то, что очень не по нраву мужчинам.

  • Твоя флиртология

Хочешь быть с одним парнем – отучись заигрывать с другими. Это не так и трудно! Стоит пробовать…

  • Твоя обидчивость

Не следует показывать, что ты умеешь по пустякам обижаться. Обидчивость – не лучший способ добиться желаемого.

  • Твоя не проницательность

Смысл таков: ты должна почувствовать, когда наступит «тот самый момент».

  • Твоя безынициативность

Не говорит о том, что все должна сделать ты. Любой парень нуждается в том, чтобы его «подтолкнули».

  • Твоя гордость

Да, эта дамочка – не твоя. Отложи ее, пожалуйста, до других времен. Она тебе пригодится, но не здесь!

  • Твоя демонстративность самоуверенности и стремления к независимости

Она очень и очень раздражает.

  • Твои нехорошие черты характера и его «псевдо-черты»

Нельзя быть агрессивной, нервной, несдержанной, грубой, вульгарной.

Жизненные истории по теме

Девушка Катя рассказывала интересную историю о том, что сделала она, чтобы парень обратил на нее внимание.

Она купила коротенькую юбочку и колготочки в сеточку. Сходила в парикмахерскую, сделала макияж и причесочку….. И про аромат духов не забыла. Короче – красота. Вот на такую красоту и клюнул тот, о ком она думала уже три года. Последуй ее примеру. Удача и успех с удовольствием повернуться к тебе лицом.

А девушка Маша рассказала, что она просто оставалась собой.

К ней парни тянулись сами. И она ничего не предпринимала особенного. Значит, вывод напрашивается: нужно стараться быть собой!

Парень поцелует тебя, захочет тебя, когда влюбиться по-настоящему и сильно – сильно. Надеемся, что твоя любовь к парню полна взаимности. Будет любовь – будет и остальная радость.

Так что, попробуй, для начала, влюбить в себя парня. Он тогда ни на шаг не отойдет от тебя. Будь готова к различным степеням и проявлениям ревности. Но ты и ее выдержишь, если твоей целью является привлечение его к себе на все сто процентов.

Знаешь, любовь творить чудеса!

Такие, что и не ожидаешь, что она такое может. Ты ведь никогда не думала, что встретишь любовь на перекрестке. Но ты встретила. И ты будешь счастлива, если сама все сделаешь для собственного счастья.

Крайний вариант – кадрить другого парня. Это в том случае, если парень твоей мечты кадриться не хочет, или у него другая есть на примете. Естественно, ты не хочешь быть «запасной». И тебя можно понять. Но ты попытайся сделать что-либо. Не получиться – поверь в фатализм.

Продолжение темы. . .

Как заставить парня очень желать тебя? -

Романтические встречи обычно заканчиваются тем, что парень провожает девушку до подъезда. Они идут за ручку и мило беседуют, в конце вечера становится вопрос о прощании. Чаще всего свидание заканчивается поцелуем. Но как понять, что парень хочет именно этого? Не спросить же его в открытую. Появляется необходимость выяснять его желание по невербальным жестам. О них мы и поговорим подробно.

Как понять, что парень хочет поцеловать девушку

Перед тем, как ломать голову над главным вопросом, изучите язык тела молодого человека. Невербальные жесты подскажут, какие истинные намерения имеет юноша.

Смотрит на ваши губы

  1. Обращайте внимание на взгляды молодого человека в процессе вашей беседы. Если он не отрывает глаз от ваших губ, когда вы без устали болтаете, поцелую быть!
  2. Важно в таком случае подобрать подходящий момент, когда вам никто не помешает. Главное, дайте ему понять, что тоже не против поцеловаться. Смотрите на его губы во время разговора.
  3. Ещё одним признаком того, что юноша желает прикоснуться своими губами к вашим, является взгляд в глаза. Если он пронзительно смотрит на них, любуясь, то вскоре обязательно поцелует.
  4. Важно также наблюдать за выражением лица мужчины, оно расскажет вам многое. Если присмотреться внимательно, вы заметите, что его лицо буквально просит поцелуя с вами.

Флиртует

  1. Если всё ваше свидание проходит как нельзя лучше, парень без устали флиртует и заигрывает, вполне вероятно, что в конце вечера он вас поцелует. Даже если юноша скрывает истинные намерения, язык тела его выдаст.
  2. В подобные моменты молодой человек питает нежность и чуткость к своей даме. Он открывает ей дверь, подаёт руку при выходе из машины, отодвигает стул.
  3. Влюблённый парень всегда старается быть ближе к своей пассии. Юношам нравится прикасаться к волосам девушки, невзначай трогать её кожу, шептать шутки или другие высказывания на ухо.
  4. Чтобы понять, собирается парень вас поцеловать или нет, наблюдайте за ним. Когда молодой человек вглядывается в глаза и флиртует ими с вами (пускает искры), он настроен решительно.
  5. Умейте отличить флирт от поведения иного рода. Современные парни показывают свои намерения по-разному. Одни до ужаса романтичные, другие пускают в сторону понравившейся девушки нетипичные шутки.

Прикусывает губы

  1. Парни не меньше девушек волнуются перед первым поцелуем со своей пассией. Если вы заметили, что он нервно прикусывает и облизывает губы, часто прикасается к ним пальцами, вероятно, хочет вас поцеловать.
  2. Юноша, сам того не понимая, подкидывает вам сигнал о своих намерениях. В данном случае лучше не предпринимать мер, дождитесь, когда он созреет для следующего шага.
  3. Как правило, данное поведение характерно для парня, который находится рядом с девушкой, но не имеет с ней зрительного контакта. Вам бы не помешало его установить, чтобы подтолкнуть избранника.

Сокращает расстояние

  1. Парень, который хочет поцеловать даму сердца, не будет находиться от неё на большом расстоянии. Если вы находитесь в кинотеатре, он постарается прижаться к подлокотнику вашего кресла.
  2. Некоторые юноши сокращают дистанцию, поправляя девушке волосы или смахивая невидимую пылинку как бы невзначай. Также парни практикуют методику, при которой шепчут даме на ухо шутки.
  3. Сократить дистанцию между вами можно множеством различных способов. Если вы заметили хотя бы один из них, вполне вероятно, что юноше желает поцелуя с вами.

Делает комплименты

  1. Если объект симпатии делает вам комплименты с частой периодичностью, он однозначно неравнодушен к своей даме. Обращайте внимание на то, какие именно слова вылетают из его уст.
  2. Когда юноша делает акцент на цвете вашей помады или соблазнительной пышности губ, поцелуй неизбежен. Он также может говорить комплименты о красоте глаз, волос, кожи или одежды.
  3. Некоторые парни завуалируют свои комплименты. То есть после их произнесения начинается сумбурная речь, которая часто появляется из-за стеснительности.
  1. При общении с парнем обращайте внимание на его голос. Если юноша во время разговора переходит на шёпот и более приятный тембр, это первый сигнал о том, что близится поцелуй.
  2. Именно такой признак специалисты характеризуют действенным шагом. Таким образом кавалер проявляет желание близости.
  3. Если мужчина всё чаще шепчет вам что-то на ухо и говорит приятные вещи, значит, партнёр жаждет с вами сблизиться.
  4. Поэтому вы можете сделать встречный шаг, повернитесь в его сторону и поцелуй будет неизбежен. Лица и губы слишком близки, глупо этим не воспользоваться.

Делает паузы

  1. При тематическом разговоре подберите подходящее время и сделайте как бы неловкую паузу, посмотрите на реакцию. В этот момент станет ясно, захочет ли мужчина вас поцеловать либо он слишком увлечён разговором.
  2. Помните, сделав паузу, вы должны хотеть этого, встретьтесь взглядом и не сводите с парня глаз. В этот момент мужчина должен повести себя правильно. Он не будет отрывать от вас глаз и начнёт улыбаться. Ненавязчиво сделайте движение вперёд, в этом случае страстного поцелуя не избежать.
  3. Важно понимать, что может состояться иной исход развития событий. Если во время разговора случается много неловких пауз, знайте, что парень стеснительный и нерешительный. Чаще всего у мужчины в этом случае заниженная самооценка, свидание может пойти не совсем по вашему плану.
  4. Не стоит отчаиваться, все люди разные. Прикоснитесь к парню первой. Если вы увидите смущение, не всё так плохо. Вы интересны своему избраннику, просто он нерешительный. В этом случае придётся действовать вам. Поэтому стоит чётко определиться, нужно ли вам это. Как правило, такие парни начинают брать инициативу на себя, им просто требуется толчок.

Стремится уединиться

  1. Важно понимать, что первый поцелуй - это достаточно интимное действие. В понимании мужского пола такое событие должно происходить в уединённом месте в отсутствии посторонних глаз.
  2. Перед встречей стоит задуматься о том, куда позовёт вас юноша. Если место достаточно уединённое, не сомневайтесь, у него точно есть определённый план. Таким образом можно рассчитывать на то, что отношения явно перейдут на следующий уровень.
  3. Чаще всего подобные встречи проходят на последнем ряду в кинотеатре, сам фильм должен благоволить романтической обстановке. На крутом боевике вряд ли произойдёт чувственный поцелуй.
  4. Похожий исход событий с первым поцелуем может состояться на прогулке по парку. Парень постарается выбрать наиболее безлюдное место, чтобы совершить то, о чём вы думаете достаточно долго. Также поцелуй может состояться после длительного прощания возле дома.

Собираясь на свидание с парнем, проанализируйте место, куда вы пойдёте. Таким образом вы примерно будете представлять намерения кавалера. Старайтесь вести себя так, чтобы мужчина проявлял инициативу. Помните, избранник должен вас покорять и действовать первым, а не вы. В некоторых ситуациях можете ему немного помочь.

Видео: 7 признаков, что он хочет тебя поцеловать

Кто такое Иван Бунин?

Певец природы – гласит определение его поэтического облика, одинаково распространенное как среди широкой публики, так и в стане критиков. Определение это, само по себе очень мало говорящее, тем не менее устанавливает за Буниным довольно определенное место на русском Парнасе: оно выделяет его из сонма других поэтов, противополагает его лирику лирике, занятой «индивидуальными», «внутренними» переживаниями. И Бунин оказывается, согласно этому определению, писателем, стоящим почти совершенно одиноко. Какое-то удивительное исключение из общего правила! Чем-то слишком незлободневным, архаическим, а потому мало интересным и бледным рисуется массам читателей его фигура – как художника. Странным кажется, что его произведения печатаются под одной обложкой, вместе с плодами творчества современных «властителей дум». За Буниным склонны отрицать наличность какого бы то ни было таланта. Подобная оценка весьма поверхностна. Глубоко ошибочна, на наш взгляд, тенденция, проводить демаркационную линию между Буниным и его собратиями по перу. Бунин связан самыми тесными интимными узами с «новым» направлением поэзии, о котором у нас все время шла речь. Его лирика – одно из звеньев цепи поэтической «эволюции», начавшей развертываться со времен Надсона. Именно в связи со школой рассмотренных нами лириков, как представителя означенной школы, следует характеризовать Бунина. Разница между ним и более ранними проповедниками «новых» мотивов заключается лишь в оттенках, которыми эти мотивы выражены.

Перед нами, прежде всего, поэт, воспевающий великую ценность «страдания». Но его «страданье» пережил» ряд этапов, сильно обесцветилось и посерело. Оно находится в ближайшем родстве с той формой «культа страданий», какую мы встретили у Минского. Но по пути, предуказанном автором «Белых ночей», И. Бунин сделал еще несколько дальнейших шагов. И первоначальная яркость и острота «страдальческих» переживаний превратилась у него в ощущения, настолько некрасочные, тихие, спокойные, что читатель легко мог не остановиться с должным вниманием на основных напевах бунинского творчества, просмотреть их, умалить роль бунинской «печали».

Займемся доказательством нашей оценки поэта.

Из тесной пропасти ущелья

Нам небо кажется синей.

Привет тебе, немая келья

И радость одиноких дней!

3вучней и песни и рыданья

Гремят под сводами тюрьмы.

Привет вам, гордые страданья,

Среди ее холодной тьмы!

Из рудников, из черной бездны

Нам звезды видны даже днем.

Гляди смелее в сумрак звездный,

Предвечный свет таится в нем!

Это – своего рода программное стихотворение. Намечается несомненная позиция «страдальческого» profession de foi. Правда, в данном случае Бунин пользуется не вполне обычной для него терминологией: здесь фигурируют «своды тюрьмы», «черная бездна», «тесная пропасть» – аксессуары, обычные для поэтов, говорящих о «героических страданиях»; сами «страдания» названы гордыми. Все это для Бунина гиперболы, взятые напрокат из старых поэтических лексиконов. Пусть так: нам важна общая постановка темы. И уже в связи с этой постановкой характерным оказывается самый факт совершенного Буниным заимствования.

Тюрьма делает песни звучней. Бездна дает возможность видеть звезды. Сумрак таит в себе свет. Ущелье оттеняет чистоту небесной лазури. Вот ряд образных выражений столь знакомого нам тина. Но этого мало. Поэт прямо квалифицирует страдания источником «радости» и слагает им дифирамб. «Привет вам, гордые страданья, среди ее холодной тьмы!» Это уже форменный культ «страдальческого» начала. И если Бунин в рамках цитируемого стихотворения отступил, повторяем, от своей обычной фразеологии, отступление это говорит только об одном: поэт совершил заимствования не из такого архива прошлого, который был бы ему совершенно чуждым; заимствования его не плод капризной фантазии; делая их, новейший лирик лишь облачался в доспехи своей родной старины, лишь подчеркивал свою родословную.

Обычный же язык, с помощью которого он передает свои «страдальческие» настроения, таков.

«Гордые страдания» низведены у него до грусти и печали, притом, тихой грусти и тихой печали. Вариацией культа страданий являются у него различные сочетания грусти и печали со «сладкими» ощущениями, радостью и красотой.

Одно из осенних стихотворений поэта (обстановка осени наравне с обстановкой вечерней зари – у Бунина играют роль наиболее часто утилизируемого средства для передачи соответствующих мотивов): угрюмо шумит лес; падают листья. В «безнадежной песне» умирающей природы поэт слышит жалобу: «В ней тихая печаль, укор былой весне, и ласковый и нежный». Зима еще далеко: «Душа готова вновь волненьям предаваться, и сладко ей грустить и грустью упиваться»… («Таинственно шумит лесная тишина»…)

Вечер. Поэт провел день «тревоги и печали»; его гнетет одиночество: «Я одинок и нынче, как всегда». Но в самом одиночестве он находит сладость. «И счастлив я печальною судьбой»… («Вечерняя звезда».) Необходимо здесь подчеркнуть, что одиночество для Бунина именно синоним страданий. Все описываемые им печали и грусти сводятся к томлениям одиночества, к тихим дремам «немой кельи». «Одинокое страданье» – вот как более точно называет он свое «одиночество». («Вирь».) Отрада одиночества, «радость одиноких дней», звучит, следовательно, у него – как отрада или радость страданий.

Легенда о Вири. Почему она разрабатывается поэтом? Потому что это – канва, на которой можно вышивать красивые «страдальческие» узоры. В глубине молчаливого и унылого леса поет птица Вирь скорбную песню, полную неотразимой прелести. Одинокий путник, слушая ее, проникается «томленьем сладостным». «Покорный горестной судьбе, он помнит лишь одни закаты». И когда над лесом потухают лучи заходящего солнца, -

С какой отрадой ловит он

Все, что зарей еще печальней!

Вечерний колокольный звон,

Напевы женщин в роще дальней

И гул сосны и ветерка

Однообразный шелест в чаще…

Невыразима их тоска,

И нет ее больней и слаще!

Глухой оренбургский тракт («Бродяги»). Бесплодная холмистая котловина. Кибитка цыган-бродяг. Общее впечатление картины, развертывающейся перед поэтом, суммируется в восклицании: «Какая глушь! Какая скудость жизни! Какие заунывные напевы!» Тем не менее, Бунину «сладко рисовать» эту печальную, глухую жизнь. Она превращается у него в нечто идиллическое. Он усматривает в ней, прежде всего, красоту. «О, что-то есть прекрасное в забытых немых полях!..» Происходит это благодаря все тому же чудодейственному воспоминанию. Вид бродяг мог бы настраивать поэта на некоторые «гражданские» размышления: но раз «воспоминание» замешалось, ничего, кроме «сладости», действительно, в итоге не получится. «Часто вспоминаю я собственное детство. Протекло оно в степи, среди лощин и пашней, среди таких же голых косогоров, как вот на этом тракте»… Детство поэта было тихое, печальное. Этого достаточно: «страдальческий» стимул дан – должны быть даны, следовательно, и «сладостные» ощущения. Судьба бродяг отождествляется с судьбой самого поэта. «Много тихих, печальных детств зачем-то расцветало и расцветет не раз еще в безлюдье степных полей». Правда, делается оговорка: «мне тяжело любить их». Но подобная оговорка в устах «страдальчески» настроенного поэта одновременно является и усилением занятой последним позиции. Тяжело любить – это как раз то сочетание «противоположностей», с которым всегда имеют дело последователи «страдальческой» догмы. Любовь к «тяжелому», к печальному – это и есть amor doloris, отрадное страдание… Таковы плоды ревизионизма! Таково всемогущество «страдания», хотя бы и сильно обесцвеченного и посеревшего!

Первоучители ревизионистского направления знали «великое», «нечеловечески-великое» «Прометеево страдание». Их потомок творит в себе нового кумира, «Воспоминание» у Бунина, действительно, возводится на степень какого-то божества. Загляните в поэму «Листопад», там вы познакомитесь с «Воспоминанием», имя которого нельзя писать иначе, как с большой буквы! Из всего существующего и возможного на земле воспоминание оказывается наделенным наибольшей продолжительностью и устойчивостью. Мало того, реальные явления приобретают, – как мы видели, – свою максимальную реальность в глазах поэта именно благодаря животворящей силе его божества. «Печаль воспоминаний» («Курган») способна даже дарить бессмертие. Но вместе с тем оно – одна из самых абстрактных форм «страдальческого» начала, какие только известны лирическому ревизионизму: в качестве таковой оно сохраняет от реальных явлений минимум их реальности, а иногда сводит последнюю на нет.

Далекое, мирное счастье!

Не знаю, кого я любил,

Чей образ, и нежный и милый,

Так долго я в сердце хранил.

Но сердце грустит и доныне,

И помню тебя я, как сон, -

И близкой и странно далекой,

Как в светлой реке небосклон.

(«На Днепре»)

Объект грусти стушевался, потерял всякий реальный облик, уплыл в бесконечную даль, но грусть осталась, осталась почти как вещь an und f?r sich. Но предел удаления от образности и реальности здесь все-таки не достигнут. Возможность его достижения поэту известна.

Спокойный взор, подобный взору лани,

И все, что в нем так нежно я любил,

Я до сих пор в печали не забыл,

Но образ твой теперь уже в тумане.

А будут дни – угаснет и печаль,

И засинеет сон воспоминанья,

Где нет уж ни счастья, ни страданья.

А только всепрощающая даль.

(«Спокойный взор»)

Но здесь уже мы приближаемся к «нирваническому» разрешению проблемы. Процесс абстрагирования, процесс последовательного уничтожения реальности завершается в перспективе, нарисованной поэтом, актом отрицания противоположностей: ни счастья, ни страдания. Как и подобает позднему представителю учения о «великом страдании», Бунин имеет дело с противоположностями, вполне «уравненными», приобретшими совершенно одинаковую ценность. «Не надо думать в радости и горе! Люби и грусть и радость, песни жизни». «Печаль и радость равно прекрасны в вечной жажде – жить» («Из дневника»). Именно как таковые они вступают у него во всевозможные сочетания. И представление о них как о таковых ведет к представлению о наиболее тесном сочетании их, при котором грани между ними окончательно стираются, при котором они достигают полнейшего слияния, и их сосуществование превращается в существование безразличного нечто, «всепрощающей дали», или, по нирванистической терминологии, – «ничто».

Мы не будем здесь повторять сказанного нами по поводу как процесса уравнивания противоположных начал, так и нирванических настроений. И для характеристики бунинского «нирванизма» ограничимся несколькими словами.

Укажем, что проявляемые иногда нашим поэтом буддийские тенденции, или, точнее, некоторая склонность к ним, носят на себе несомненную печать «страдальческого» происхождения. Погружение в нирвану, отказ от радостей и страданий – для него не что иное как подвиг страданья. Вспомните диалог падающих осенних листьев и ветра. Листья жаждут нирваны. Ветер отвечает, что нирвану нужно купить ценою великих мук. «Великое страдание» здесь названо своим именем. «Достигайте в несчастье радости мук беспредельных. Приготовьтесь к великому мукой великих потерь». В том же стихотворении автор дает понять, что стремления к нирваническому «небытию» он отнюдь не рассматривает как бегство от страданий: листья заявляют о своей готовности бороться; они отрицательно относятся лишь к бессильным, бесполезным, нудным страданиям, на которые обречены в данный момент. «Страдальческий» колорит буддийских симпатий Бунина удостоверяется и следующим примером. Поэт предается нирваническим размышлениям у панорамы морских заливов:

Млечный путь над заливами смутно белеет,

Точно саван ночной, точно бледный просвет,

В бездну Вечных Ночей, в запредельное небо,

Где ни скорби, ни радости нет.

И осенние звезды, угрюмо мерцая,

Безнадежным мерцанием тусклых лучей,

Говорят об иной – о предвечной печали

Запредельных Ночей.

(«Звезды ночи осенней, холодные звезды…»)

Состояние по ту сторону печали и радости характеризуется как состояние печали. Земной, будничной печали противополагается страдание высшего типа. Роль нирваны, как простой антитезы возвышенного, змеиного, героического – обыденному, конкретного – абстрактному, намечается здесь с достаточной определенностью. Ad astra! От презренной земли к звездным высотам! От понятия, уже завуалировавшего первоначальное положительное содержание, к понятию, набрасывающему еще более густое покрывало, – таков неизменный путь буддийских экскурсий «страдальчески» настроенных лириков.

«Не устанем воспевать вас, звезды!» («Звезды».) Но устанем воспевать вас, запредельные, предвечные тайны! Бунин сообщает, что единственными поверенными его горестен и радостей, в дни его детства и юности, являлись звезды. «В молодые годы только с вами я делил надежды и печали». Теперь, когда юность миновала, он старается найти среди них образы прошлого. «Вспоминая первые признанья, я ищу меж вами образ милый». Пройдут дни, – поэта с его горестями и радостями не станет. «И мечта, быть может, воплотится, что земным надеждам и печалям суждено с небесной тайной слиться!..» Возвышенные, «нирванические» размышления опять указывают на «страдальческую» подоплеку запредельного идеала. Страдание не переходит в абсолютный покой, абсолютное небытие: оно лишь сливается с великим запредельным «нечто» и таким образом канонизируется.

При этом необходимо отметить интересную подробность.

Переход от низменного к возвышенному, от не канонизированного к канонизированному страданию у Бунина менее резок, чем у поэтов старшего поколения. Пусть поэт иногда употребляет героические выражения, пусть говорит он иногда о «муках беспредельных» – это опять-таки пафос, взятый напрокат, опять-таки заимствования из архивов прошлого. Героического во всей поэзии Бунина нет ничего. Его «запредельная печаль» есть лишь несколько более абстрагированная «будничная» печаль (заметьте: речь идет именно о слиянии с «небесной тайной», а сливаться могут только близкие друг к другу, родственные элементы).

До более красочного представления о «нирване» поэт и не мог подняться… ибо объект, от которого отправлялся он по пути абстрагирования, не давал для того подходящего материала. Бунинская грусть и печаль, как мы указывали вначале, – слишком бедны и серы. Они бледнее «тоски» Минского. У последнего, как-никак, мы еще находим некоторый отзвук «гражданской» скорби хотя бы в виде прорывающегося временами протеста против пошлости как источника страданий. В поэзии Бунина нет и этого. В его поэтическом мировоззрении пошлость скрылась; всюду царит беспричинная, ничем не вызванная печаль. И если иногда поэт заявляет о своей склонности бежать от этой печали, им руководит при этом единственно такой мотива он находит их, как и радости, слишком мгновенными. «Вижу я курганы в тихом поле… Много лет стоят они, и нет дела им до нашей бедной доли, до мгновенных радостей и бед» («На распутье»). «Жизнь не замедляет свой вольный бег, – она зовет вперед, она поет, как ветер, лишь о вечном!.. Никто не знает, к чему все наши радости и скорби, когда нас ждет забвенье и ничто»… («Из дневника».)

Жизнь не замедляет вольного бега… Быстро, быстро развертывается социально-экономическая борьба. Быстро, быстро приходится «квалифицированным верхам» изобретать новые приспособления к меняющимся условиям жизни. Их идеология улавливает этот процесс. Вес громче и выразительней начинает она говорить о мгновениях, минутах я мигах. Все абстрактнее становится содержание, которым она заполняет эти мгновения, минуты и миги.

Здесь мы поставим точку.

Путь дальнейших поступательных флангов русской лирики мы охарактеризуем в рамках другой статьи. Там же придется ближе остановиться на вопросе о «примитивистских», «опростительных», «энергетических» мотивах. Последних мы коснулись только при оценке поэзии Надсона. Несомненно, они типичны и для всей рассмотренной нами группы лириков. Но анализом их мы не занялись потому, что, во-первых, этого не позволили размеры настоящего очерка, а во-вторых, сделать это удобнее в связи с характеристикой наиболее ярких форм «примитивизма» и «энергетизма», составляющих суть последних криков новой поэзии, суть модернистских, символических, декадентских авантюр истекшего десятилетия.

Для поэтов, дефилировавших перед читателями, гораздо более важную роль играли «страдальческие» мотивы. В развитии означенных мотивов, в последовательных метаморфозах «великого страдания» заключается история движения лирики за длинный период времени, начиная с восьмидесятых годов. История эта, как мы доказывали, есть история поучительной, постепенно совершившейся социальной дифференцировки, идеологическая иллюстрация процесса сложения буржуазного общества, укрепления его на завоевываемых позициях.

Лишь в наши дни экономические явления, служащие подоплекой поэтического ренессанса, наметились с рельефностью, которая позволяет оценить по достоинству их историческую роль. Предыдущие десятилетия были эпохой, когда, в соответствии о подготовительным характером «материальных» процессов, неясными, малопонятными, казались идеологические отражения. Но теперь, бросая ретроспективный взгляд на прошлое, мы должны точно и определенно установить линию идеологической «эволюции», вскрыть истинный смысл кампании во имя «квалификации» – кампании, предпринятой с замечательным упорством и последовательностью, осуществляемой известными общественными слоями. И в качестве видных участников этой кампании, в качестве пионеров нового курса буржуазного мышления – лирики, о которых была речь, приобретают для нас новый интерес.


И я узрел: отверста дверь на небе
И прежний глас, который слышал я,
Как звук трубы, гремевшей надо мною,
Мне повелел: войди и зри, что будет.


И дух меня мгновенно осенил.
И се - на небесах перед очами
Стоял престол, на нем же был Сидящий.


И сей Сидящий, славою сияя,
Был точно камень яспис и сардис,
И радуга, подобная смарагду,
Его престол широко обняла.


И вкруг престола два десять четыре
Других престола было, и на каждом
Я видел старца в ризе белоснежной
И в золотом венце на голове.


И от престола исходили гласы,
И молнии, и громы, а пред ним -
Семь огненных светильников горели,
Из коих каждый был господний дух.


И пред лицом престола было море,
Стеклянное, подобное кристаллу,
А посреди престола и окрест -
Животные, число же их четыре.


И первое подобно было льву,
Тельцу - второе, третье - человеку
Четвертое - летящему орлу.


И каждое из четырех животных
Три пары крыл имело, а внутри
Они очей исполнены без счета
И никогда не ведают покоя,
Взывая к Славе: свят, свят, свят, господь,
Бог вседержитель, коий пребывает
И был во веки века и грядет!


Когда же так взывают, воздавая
Честь и хвалу Живущему вовеки,
Сидящему во славе на престоле,
Тогда все двадесять четыре старца
Ниц у престола падают в смиренье
И, поклоняясь Сущему вовеки,
Кладут венцы к престолу и рекут:


«Воистину достоин восприяти
Ты, господи, хвалу, и честь, и силу
Затем, что все тобой сотворено
И существует волею твоею!»

1901

«Не слыхать еще тяжкого грома за лесом…»


Не слыхать еще тяжкого грома за лесом, -
Только сполох зарниц пробегает в вершинах.
Лапы елей висят неподвижным навесом,
И запуталась хвоя в сухих паутинах.


Если ж молния вспыхнет, как пламя над горном,
Раскрываются чащи в изломах неверных,
Точно древние своды во храмах пещерных,
В подземелье Перуна, высоком и черном!

1901

«Любил он ночи темные в шатре…»


Любил он ночи темные в шатре,
Степных кобыл заливчатое ржанье,
И перед битвой волчье завыванье,
И коршунов на сумрачном бугре.


Страсть буйной мощи силясь утолить,
Он за врагом скакал как исступленный,
Чтоб дерзостью погони опьяненной,
Горячей кровью землю напоить.


Стрелою скиф насквозь его пробил,
И там, где смерть ему закрыла очи,
Восстал курган - и темный ветер ночи
Дождем холодных слез его кропил.


Прошли века, но слава древней были
Жила в веках… Нет смерти для того,
Кто любит жизнь, и песни сохранили
Далекое наследие его.


Они поют печаль воспоминаний,
Они бессмертье прошлого поют.
И жизни, отошедшей в мир преданий,
Свой братский зов и голос подают.

1901

«Это было глухое, тяжелое время…»


На горе меня темное поле встречало.
В темноту, на восток, направлял я коня -
И пустынная ночь окружала меня
И, склонивши колосья, молчала.


И, молчанью внимая, я тихо склонялся
Головой на луку. Я без мысли глядел
На дорожную пыль, и душой холодел,
И в холодной тоске забывался.

1901

«Моя печаль теперь спокойна…»


Моя печаль теперь спокойна,
И с каждым годом все ясней
Я вижу даль, где прежде знойно
Синела дымка летних дней…


Так в тишине приморской виллы
Слышнее осенью прибой,
Подобный голосу Сибиллы,
Бесстрастной, мудрой и слепой.


Так на заре в степи широкой
Слышнее колокол вдали,
Спокойный, вещий и далекий
От мелких горестей земли.

1901

«Звезды ночи осенней, холодные звезды!..»


Звезды ночи осенней, холодные звезды!
Как угрюмо и грустно мерцаете вы!
Небо тускло и глухо, как купол собора,
  И заливы морские - темны и мертвы.


Млечный Путь над заливами смутно белеет,
Точно саван ночной, точно бледный просвет
В бездну Вечных Ночей, в запредельное небо,
  Где ни скорби, ни радости нет.


И осенние звезды, угрюмо мерцая
Безнадежным мерцанием тусклых лучей,
Говорят об иной - о предвечной печали
  Запредельных Ночей.

1901


Шумели листья, облетая,
Лес заводил осенний вой…
Каких-то серых птичек стая
Кружилась по ветру с листвой.


А я был мал, - беспечной шуткой
Смятенье их казалось мне:
Под гул и шорох пляски жуткой
Мне было весело вдвойне.


Хотелось вместе с вихрем шумным
Кружиться по лесу, кричать -
И каждый мертвый лист встречать
Восторгом радостно-безумным!

1901

«Светло, как днем, и тень за нами бродит…»


Светло, как днем, и тень за нами бродит
В нагих кустах. На серебре травы
Луна с небес таинственно обводит
Сияние вкруг темной головы.


Остановясь, ловлю твой взор прощальный,
Но в сердце холод мертвенный таю -
И бледный лик, загадочно-печальный,
Под бледною луной не узнаю.

1901

«Смотрит месяц ненастный, как сыплются желтые листья…»


Смотрит месяц ненастный, как сыплются желтые листья,
Как проносится ветер в беспомощно-зыбком саду.
На кусты и поляны в тоске припадают деревья:
«Проноси, вольный ветер, скорей эту жуткую ночь!»


С неземною печалью глядит затуманенный месяц…
Ветер в жутком восторге проносится в черных кустах:
«Достигайте в несчастии радости мук беспредельных!
Приготовьтесь к Великому мукой великих потерь!»

1901

Отрывок («В окно я вижу груды облаков…»)


В окно я вижу груды облаков,
Холодных, белоснежных, как зимою,
И яркость неба влажно-голубого.
Осенний полдень светел, и на север
Уходят тучи. Клены золотые
И белые березки у балкона
Сквозят на небе редкою листвой,
И хрусталем на них сверкают льдинки.
Они, качаясь, тают, а за домом
Бушует ветер… Двери на балконе
Уже давно заклеены к зиме,
Двойные рамы, топленные печи -
Все охраняет ветхий дом от стужи,
А по саду пустому кружит ветер
И, листья подметая по аллеям,
Гудит в березах старых… Светел день,
Но холодно, - до снега недалеко.


Я часто вспоминаю осень юга…
Теперь на Черном море непрерывно
Бушуют бури: тусклый блеск от солнца,
Скалистый берег, бешеный прибой
И по волнам сверкающая пена…
Ты помнишь этот берег, окаймленный
Ее широкой снежною грядой?
Бывало, мы сбежим к воде с обрыва
И жадно ловим ветер. Вольно веет
Он бодростью и свежестью морской;
Срывая брызги с бурного прибоя,
Он влажной пылью воздух наполняет
И снежных чаек носит над волнами.
Мы в шуме волн кричим ему навстречу,
Он валит с ног и заглушает голос,
А нам легко и весело, как птицам…


Все это сном мне кажется теперь.

1901


Озарен был сумрак мрачный
В старом храме, и сиял
Чистый образ новобрачной
При огнях, в фате прозрачной,
Под молитвенный хорал.


А из окон ночь синела;
Зимний вечер темен был,
Вьюга в сумраке шумела,
Грустно с колоколом пела,
Подымая снег с могил…


Сохрани убор венчальный,
Сохрани цветы твои:
В жизни краткой и печальной
Светит только безначальный,
Непорочный свет любви!

1901

«Морозное дыхание метели…»


Морозное дыхание метели
Еще свежо, но улеглась метель.
Белеет снега мшистая постель,
В сугробах стынут траурные ели.


Ночное небо низко и черно,-
Лишь в глубине, где Млечный Путь белеет,
Сквозит его таинственное дно
И холодом созвездий пламенеет.


Обрывки туч порой темнеют в нем…
Но стынет ночь. И низко над землею
Усталый вихрь шипящею змеею
Скользит и жжет своим сухим огнем.

1901


Люблю я наш обрыв, где дикою грядою
Белеют стены скал, смотря на дальний юг,
Где моря синего раскинут полукруг,
Где кажется, что мир кончается водою,
И дышится легко среди безбрежных вод.


В веселый летний день, когда на солнце блещет
Скалистый известняк и в каждый звонкий грот
Зеленая вода хрустальной влагой плещет,
Люблю я зной, и ширь, и вольный небосвод,
И острова пустынные высоты.


Ласкают их ветры, и волны лижут их,
А чайки зоркие заглядывают в гроты, -
Косятся в чуткий мрак пещер береговых
И вдруг, над белыми утесами взмывая,
Сверкают крыльями в просторах голубых,
Кого-то жалобно и звонко призывая.

1901

«Не устану воспевать вас, звезды!..»


Не устану воспевать вас, звезды!
Вечно вы таинственны и юны.
С детских дней я робко постигаю
Темных бездн сияющие руны.


В детстве я любил вас безотчетно, -
Сказкою вы нежною мерцали.
В молодые годы только с вами
Я делил надежды и печали.


Вспоминая первые признанья,
Я ищу меж вами образ милый…
Дни пройдут - вы будете светиться
Над моей забытою могилой.


И быть может, я пойму вас, звезды,
И мечта, быть может, воплотится,
Что земным надеждам и печалям
Суждено с небесной тайной слиться!

1901


Перед закатом набежало
Над лесом облако - и вдруг
На взгорье радуга упала,
И засверкало все вокруг.


Стеклянный, редкий и ядреный,
С веселым шорохом спеша,
Промчался дождь, и лес зеленый
Затих, прохладою дыша.


Вот день! Уж это не впервые:
Прольется - и уйдет из глаз…
Как эти ливни золотые,
Пугая, радовали нас!


Едва лишь добежим до чащи -
Все стихнет… О росистый куст!
О взор, счастливый и блестящий,
И холодок покорных уст!

1902

«Багряная печальная луна…»


Багряная печальная луна
Висит вдали, но степь еще темна,
Луна во тьму свой теплый отблеск сеет
И над болотом красный сумрак реет.
Уж поздно - и какая тишина!


Мне кажется, луна оцепенеет:
Она как будто выросла со дна
И допотопной розою краснеет.
Но меркнут звезды. Даль озарена.
Равнина вод на горизонте млеет,
И в ней луна столбом отражена.
Склонив лицо прозрачное, светлеет
И грустно в воду смотрится она.


Поет комар. Теплом и гнилью веет.

1902


Спокойно на погосте под луною…
Крестов объятья, камни и сирень…
Но вот наш склеп, - под мраморной стеною,
Как темный призрак, вытянулась тень.


И жутко мне. И мой двойник могильный
Как будто ждет чего-то при луне…
Но я иду - и тень, как раб бессильный,
Опять ползет, опять покорна мне!

1902


В березовом лесу, где распевают птицы,
Где в шелковой траве сквозь тень лучи горят,
Темнеют холмики - могил забытых ряд,
А под березами, как юные черницы,
Смиренно елочки зеленые стоят.


Немало было снов, - зачем нам помнить их?
И вот опять весна. В лесу все зеленеет,
Лес сенокоса ждет, а небосклон синеет
Меж белых облаков, среди вершин лесных,
И на глазах трава в полдневном зное млеет.


Пройдет моя весна, и этот день пройдет,
Но весело бродить и знать, что все проходит,
Меж тем как счастье жить вовеки не умрет,
Покуда над землей заря зарю выводит
И молодая жизнь родится в свой черед.


Бежит зеленый лес, поют и свищут птицы,
А вон и озеро, песчаный, белый скат…
Пошел! И бубенцы играют и гремят,
В колесах, как лучи, блестят на солнце спицы,
И кружева теней по лошадям скользят…

1902

«Когда вдоль корабля, качаясь, вьется пена…»


Когда вдоль корабля, качаясь, вьется пена
И небо меж снастей синеет в вышине,
Люблю твой бледный лик, печальная Селена,
Твой безнадежный взор, сопутствующий мне.
Люблю под шорох волн рыбацкие напевы,
И свежесть от воды - ночные вздохи волн,
И созданный мечтой, манящий образ девы,
И мой бесцельный путь, мой одинокий челн.

1902

«Если б вы и сошлись, если б вы и смирилися…»


Если б вы и сошлись, если б вы и смирилися,-
    Уж не той она будет, не той!
Кто вернет тот закат, как навек вы простилися,
    Темный взор, засиявший слезой?


Дни бегут - и теперь от былого осталися
    Только думы о том, чего нет,
Лишь цветы, что цвели в день, когда вы венчалися,
    Да поблекший портрет!

1902

«Крест в долине при дороге…»


Крест в долине при дороге,
А на нем, на ржавых копьях
У подножия распятья,
Из степных цветов венок…
Как был ясен южный вечер!
Как любил я вечерами
Уходить в простор долины,
К одинокому кресту!


Тяжело в те дни мне было.
Я был молод, я навеки
С тем, кому я отдал душу,
Расставался в эти дни.
Чья же грусть мою смиряла?
Кто, задумчивый и кроткий,
Сплел в долине при дороге
Из степных цветов венок?


За широкою долиной,
В балках, даль полей синела,
Южный августовский вечер
Был спокоен, тих и ясен,
А в долине кто-то пел.
И звала меня, томила
Даль полей, что поздним летом
Так прекрасна и бесстрастна,
Так безлюдна и грустна.

1902 Сидит себе одна и равнодушно,
С привычной скукой, смотрит на закат:
На солнце, уходящее за пашню,
На блеск лучей над темным косогором.
Наморщив лоб от ветра, вся в лохмотьях,
Она следит в безлюдье за холодным,
Печальным солнцем, тенью от холма
И алой пылью, веющей с дороги
Из-под копыт кобылы, - то молчит,
То будто грезит, - что-то напевает…
Какая глушь! Какая скудость жизни!
Какие заунывные напевы!


Вот вечереет, солнце в тучку село,
Темнеет в котловине, ветер дует,
И ночь идет… Пошли господь бродягам
Не думать днем и не слыхать, как ночью
Шатается в сухом бурьяне ветер
И что-то шепчет, словно в забытьи!
Спи под кибиткой, девочка! Проснешься -
Буди отца больного, запрягай -
И снова в путь… А для чего, - кто скажет?
Жизнь, как могила в поле, молчалива.

1902

Эпитафия («Я девушкой, невестой умерла…») Дыханьем смерти, холодом пустыни.

1902

«Широко меж вершин дубравы…»


Широко меж вершин дубравы
Струилась синяя река;
Благоухая, сохли травы,
Дымясь, курились облака.


Дымясь, вставали из-за леса
На склон небес - и вот одно
Могучим обликом Зевеса
Воздвигло снежное руно…


Но тает призрак величавый -
И снова светозарный сон,
И снова меж вершин дубравы -
Лазури пламенный затон.