НОД в подготовительной группе для детей с ТНР

ФЦКМ «Деревья, кустарники и растения осенью»

Задачи:

  1. Уточнить и расширить представления детей о лесе (лиственный, хвойный, смешанный) и разнообразии деревьев.
  2. Закрепить знания о деревьях и различных частях деревьев (корни, ствол, крона, ветки, листья).
  3. Формировать представления о состоянии растений осенью, дать представления о плодах и семенах деревьев, кустарников, трав, дать представления о способах распространения семян.
  4. Дать знания о пользе деревьев и кустарников для жизни на Земле.
  5. Учить подбирать антонимы к прилагательным. Закрепить умение образовывать относительные прилагательные (логопед).
  6. Развивать зрительное восприятие и память.
  7. Воспитывать бережное отношение к природе.

Развивающая среда : иллюстрации осенних деревьев с плодами, иллюстрации лиственного, хвойного и смешанного леса, короб, ламинированные осенние листья по одному, ламинированные листья деревьев и кустарников для игры «4й лишний», иллюстрация с изображением частей и этапов роста дерева.

НОД

Вводно-орг. этап:

Воспитатель обращается к детям и просит назвать, какие они знают деревья.

Мотивационно-побудительный этап

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, сегодня нам в нашем занятии поможет короб – помощник. Ой, короб оказывается не простой, а с загадками. Что надо сделать, чтобы короб открылся?

Воспитатель: Правильно, отгадать загадки (читает загадки и достает картинки с изображением деревьев)

Русская красавица стоит на поляне

В зелёной кофточке, в белом сарафане.(Берёза)

Её всегда в лесу найдёшь –

Пойдём гулять и встретим:

Стоит, колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем. (Ель)

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке, ветви – только на макушке. (Сосна)

Тёмной он покрыт корой.

Лист красивый, вырезной,

А на кончиках ветвей

Зреет много желудей. (Дуб)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Рябина)

Ну не дерево, а диво!

Разноцветный и красивый

Лист ладошкою раскрылся.

Ветер дунул, лист свалился. (Клён)

Всегда от холода трясусь,

Всего-всего в лесу боюсь.

Не берёза, не рябина,

Я – пугливая… (Осина)

Информационно-аналитический и практический этапы

Воспитатель: Молодцы ребята! Наш короб – помощник открылся. Посмотрите, что там лежит. Дети подходят к коробу и достают листья деревьев лиственных пород.

Дидактическая игра «С какого дерева листочек?»

Цель: учить дифференцировать лиственные деревья по листьям.

Воспитатель: А сейчас, я хочу прочитать стихотворение о листьях.

Осень начинается,

Листья осыпаются.

Их веселый хоровод

Ветер кружит и несет.

Все засыпано листвой

Желтой, красной, золотой.

Воспитатель: Скажите, в любом лесу бывает листопад?

Ли́ственный лес - лес , состоящий из лиственных пород деревьев и кустарников . Также называют листопадным или летнезелёным за характерный ежегодный сброс листьев перед наступлением холодов.

А давайте посмотрим пустой ли наш короб – помощник? (еловая ветка)

Воспитатель : Что же это?

Воспитатель: Это тоже листья и называются они – хвоинки? Значит, деревья есть с листьями, а есть с хвоей и называются такие деревья?

Воспитатель: Хво́йный лес - лес , состоящий почти исключительно из деревьев хвойных пород : сосны , ели , пихты , лиственницы и др. ПЛАКАТ

А еще бывает смешанный лес. Сме́шанный лес - лес , характеризующийся смешением хвойных и лиственных древесных пород .

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель: учить дифференцировать листву деревьев и кустарников лиственных пород.

Воспитатель : деревья – это растения и как все растения оно вырастает из семян (показывает схему роста растений и объясняет этапы роста: семечко, росток, взрослое растение, плодоносящее растение).

Дидактическая игра: «Собери дерево из частей»

Цель : закрепление названий частей дерева.

Физкультминутка «Какие бывают деревья?»

Логопед: (антонимы к прилагательным, относительные прилагательные)

Воспитатель : Осенью на всех деревьях созревают плоды (картинки ).

  • Какие плоды у дуба?
  • У сосны и ели?
  • У клена?
  • У березы?

Плоды содержат семена. Клены размножаются семенами ветром с помощью крылаток, ягоды рябины вместе с семенами птицы клюют и разносят по лесу. Дубовые желуди очень любят есть кабаны и распространяют по месту проживания. Шишки у хвойных растений растрескиваются и разбрасывают семена вокруг.

Воспитатель : послушайте загадку:

Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает. (Дерево)

Как вы поняли эту загадку?

Какую ещё пользу деревья оказывают людям?

Ответы детей:

  1. Обогащают воздух кислородом.
  2. Отфильтровывают частички пыли в воздухе.
  3. Повышают влажность воздуха и за счёт испарений летом воздух более прохладный.
  4. Создают радостную атмосферу, радуют людей своей красотой.
  5. Из древесины делают мебель, музыкальные инструменты (балалайки, гитары, скрипки), лыжи и другие предметы.

Заключительный этап: обобщение

С какими видами леса мы сегодня познакомились? Расскажите этапы роста деревьев.

Вспомните части дерева. Как распространяются семена деревьев? Какую пользу приносят деревья?

Чтобы воздух был чист и светел.

В каждом дереве клад богатый, лишь открыть его нужно ребятам.

Не губите, оберегайте, возле дома деревья сажайте.

Встанет лес из деревьев разных и земля наша будет прекрасной.

Мотивационно-поб. этап последующей деятельности, предложение предметного материала, обеспечивающего продолжение предметно познавательной и самостоятельной деятельности дошкольников

МБДОУ "Колокольчик", г. Ноябрьск, Тюменская область

Листунова О.Г. Конспект непосредственно организованной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи "Осень" (подготовительная группа) // Совушка. 2016. №1..2016.n1-a/ZP15120111.html (дата обращения: 23.02.2019).

Коррекционно-образовательные цели . Обобщение и систематизирование представлений об осенних изменениях в природе. Сопоставление ранней и поздней осени. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными суффиксами, синонимами и антонимами.
Коррекционно-развивающие цели. Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной речи, мышления, памяти, зрительного внимания, общей моторики.
Воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Костюм осени (для педагога), корзина с разноцветными листьями разных деревьев, мольберт, фотографии разных периодов осени; ксерокопии картинок с изображением дерева в разные периоды осени на каждого ребенка.
Предварительная работа.
Разучивание стихотворений А.Плещеева "Скучная картина…", А.Толстого "Осень", С.А.Есенина "Нивы сжаты, рощи голы…"
Наблюдение с воспитателями и родителями примет поздней осени.
Припоминание примет ранней осени.
Ход занятия.
1. Организационный момент. (Создание эмоционального фона занятия. Объявление темы.)
Педагог-осень встречает детей с корзинкой, в которой лежат разноцветные листья разных деревьев. Предлагает понюхать осенние листочки и выбрать себе по одному и пройти с ними к столу.
Педагог-осень. Первым сядет тот, кто вспомнит название дерева, с которого упал взятый им листок, и назовет это дерево ласково (березка, дубок, осинка, рябинка).
Педагог-осень. Молодцы! Вы справились с моим заданием. Положите свои листочки на стол. Расскажите, какие они на вид, на ощупь, как они пахнут. Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос "Какие осенние листья?" (разноцветные, резные, гладкие, душистые)
Педагог-осень. Верно. Сегодня мы с вами поговорим обо мне, об осени, о том, какие периоды различают у осени, чем они отличаются друг от друга.
2. Беседа об осени.
Педагог-осень. Какой месяц начинает осень? (сентябрь) Какой продолжает? (октябрь) Какой месяц завершает осень? (ноябрь)
Педагог-осень. Правильно. Сентябрь обычно называют ранней осенью. Начало октября называют золотой осенью. А время со второй половины осени и до конца осени называют поздней осенью. У этих периодов осени много отличий. Например, ранней осенью часто бывает тепло, как летом, особенно в солнечные дни. Хотя по вечерам и ночью, достаточно холодно. А еще, что за явление вы могли наблюдать ранней осенью? (туман) Расскажите, каким он был? (густым, белым, плотным, серым)
Педагог-осень. Правильно. Такие густые, холодные туманы - одна из примет ранней осени, когда дни теплые, а ночи холодные. Ранней осенью еще много цветов, дозревают фрукты, овощи, листья на деревьях только начинают менять окраску. Еще не исчезли многие насекомые, перелетные птицы только начинают готовиться к отлету в теплые края. Затем начинается самый красивый период осени, золотая осень. Как вы думаете, почему так называется? (листья на деревьях становятся разноцветными, когда смотришь на осенний лес, он кажется золотым)
Педагог-осень. Молодцы! Мне очень понравилось объяснение, которое вы дали. Золотой осенью тоже бывают ясные, теплые и солнечные дни. Травы золотой осенью тоже меняют свою окраску, начинают желтеть и начинают засыхать. Меньше становиться цветов. Постепенно исчезают насекомые. Перелетные птицы начинают отлет. А когда лес потеряет последнюю листву и деревья станут голыми, наступает поздняя осень, самая грустная пора, когда уже нет цветов, засохли травы, спрятались насекомые, улетели птицы. Этот период осени самый холодный, почти без солнечных дней, с частыми дождями и холодными ветрами. А на Севере поздняя осень наступает еще раньше, случаются первые заморозки, земля покрывается первым снегом.
3. Мини - отдых "Листочки"
Дети вместе с педагогом-осенью превращаются в листочки и кружатся вокруг столов.
4. Упражнение "Периоды осени"
Педагог-осень раскладывает на столе фотографии с разными периодами осени.
Педагог-осень Посмотрите на фотографии и определите, на которой из них сфотографирована ранняя осень, на которой - золотая осень, на которой - поздняя осень. Можете посовещаться и расставить картины на мольберте именно в таком порядке.
Дети выполняют задание.
Педагог-осень Что ж, вы меня порадовали, отлично выполнив задание. Действительно на первой фотографии - ранняя осень, на второй - золотая осень, на третьей - поздняя. Что помогло вам правильно выполнить задание? Расскажите.
Дети рассказывают, на какие приметы обращали внимание, выполняя задание.
Педагог-осень Вы очень хорошо сумели объяснить свой выбор. Я горжусь вами.
5. Упражнение "Подбери стихи"
Педагог-осень Посмотрите еще раз на фотографии. Я прочитаю вам стихотворения об осени, а вы. постарайтесь определить к какому периоду осени относиться это стихотворение, почему? (А.Плещеев "Скучная картина…")
Педагог-осень Замечательно. Теперь послушайте другое стихотворение и определите, о каком периоде говорится в нем, почему? (А.Толстой "Осень")
Педагог-осень Молодцы, а теперь следующее стихотворение. (С.Есенин "Нивы сжаты,..")
Педагог-осень Прекрасно. Вы замечательно называли признаки осени. А теперь давайте немного отдохнем.
6. Физминутка "Волшебный сон"
Педагог-осень Поздней осенью все вокруг в природе засыпает волшебным сном. И я хотела, чтобы вы попробовали, уснуть таким же волшебным сном. Ложитесь на коврик, чтобы вам было удобно, места хватит всем, и слушайте меня внимательно.
Реснички опускаются... Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем (2 раза). Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко. Наши руки отдыхают...
Ноги тоже отдыхают. Отдыхают, засыпают (2 раза)
Шея не напряжена и расслаблена...
Губы чуть приоткрываются, все чудесно расслабляется (2 раза).
Дышится легко... ровно…. глубоко.
Длительная пауза.
Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать!
Крепче кулачки, сжимаем, их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать.
7. Игры "Скажи иначе", "Скажи наоборот"
Педагог-осень Молодцы! Отдохнули. Давайте поиграем в игру "Скажи иначе"
Унылая пора - скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная.
Небо серое - темное, холодное, пасмурное.
Высохли цветы - завяли.
А сейчас игра "Скажи наоборот"
Осень ранняя - поздняя,
день веселый - грустный,
день солнечный - пасмурный,
время холодное - теплое, жаркое,
небо яркое - тусклое,
облако белое - туча черная.
8. Итог занятия. Подарок осени.
Педагог-осень Вы мне сегодня так понравились (оценка деятельности детей). А что вам понравилось? Мне пора уходить. Я хочу вам подарить рисунки, на которых изображено дерево в разные периоды осени, ой я забыла их раскрасить, ну ничего, я думаю, что вы сделаете эту работу сами. До свидания!

Программное содержание:

  • Систематизировать представления детей о характерных признаках осени.
  • Способствовать закреплению умения, устанавливать связь между признаками в природе, использовать объекты живой и неживой природы, формированию отстаивать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения.
  • Содействовать развитию памяти внимания, воображения, логического мышления, обогащать словарь.
  • Воспитывать патриотизм через гуманное отношение к родной природе.

Оборудование:

  • Стулья расставлены полукругом по количеству детей.
  • Доска с таблицей, фломастер, шкатулка.
  • Книжка сюрприз от осени.
  • Письмо.
  • Две ветки в вазах.

Демонстрационный материал:

  • Иллюстрация картин «Ранняя осень», «Поздняя осень».
  • Обобщающие таблицы предыдущих занятий.

Словарная работа:

  • Термометр, золотая, величавая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя, просинь.

Ход совместной деятельности

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:

Воспитатель:

Прошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: за мною нагрянет зима.

Дети: Осень. Открывается дверь и выглядывает мордочка зайца. Он приносит письмо.

Воспитатель: Посмотрим от кого же это письмо?

Детский сад № 17 детям подготовительной группы

Обратный адрес: Заячья поляна пригородного леса.

Здравствуйте. На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.

Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идет к нам через ваш город. Подскажите когда она будет в лесу.

Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое.

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.

Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман). Воспитатель записывает.

Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).

Игра «Погода осенью»

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью, когда идет дождь — дождливая.

  • Когда дует ветер — ветреная
  • Холодно — холодная
  • Пасмурно — пасмурная
  • Сыро — сырая
  • Хмуро — хмурая
  • Ясно — ясная

Воспитатель: Отлично: Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.

Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

Дети: (Ранняя, поздняя)

Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)

Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой в сентябре?

Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, воздух чист, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.

Воспитатель: Какая погода в октябре?

Дети: Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.

Воспитатель: Что вы можете сказать о ноябрьской природе?

Дети: Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.

Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.

Приметы осени

У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года.

А вы хотите положить туда свои знания? (Да).

В круг ребята становитесь,
Крепче за руки держитесь.
Я шкатулочку возьму,
И приметы соберу.

Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы.

Пословицы

  1. Коли ясно, то и осень прекрасна.
  2. Осень идет, и дождь за собой ведет.
  3. Красна весна цветами, а осень пирогами.
  4. От осени к лету, поворота нету.
  5. Лето со снопами, осень с пирогами.
  6. Грибок в кузовок — зимой будет пирожок.

Приметы

  1. Осенью паутина на ясную погоду.
  2. Гром в сентябре — теплая осень.
  3. Много желудя на дубе — к лютой зиме.
  4. Если орехов много, а грибов нет — зима будет снежная, суровая.
  5. Большие муравьиные кучи — к мягкой зиме.
  6. Если снег выпадает днем, то стает, если ночью — будет лежать прочно.
  7. Когда гусь улетает, снег выпадает.

Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

(Дети садятся на стульчики)

А сейчас прочитайте стихотворение «Осень», написанное на таблице.

Воспитатель: А почему у деревьев опадают листочки?

Дети: (Мало солнца, стало холодно)

Воспитатель: Дети, а можно ли что — либо сделать, чтобы листочки остались на дереве?

Дети: (Приклеить, пришить).

Воспитатель: А будут ли, такие листочки держатся?

Дети: (Нет, скрутятся, почернеют, будут не красивые, опадут).

Воспитатель: А как вы считаете, для чего деревья сбрасывают листву?

Дети: (Чтобы не замерзнуть, сохранить свою жизненную силу, дать почве полезные вещества, укрыть насекомых, чтоб ветки не сломались от снега)

Воспитатель: давайте сейчас придумаем разные предложения со словом «листок».

— сколько слов в вашем предложении?

Сколько слогов в этом слове?

С помощью квадратиков выложите слово «Листок» (Работа детей)

Воспитатель: Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют).

Физминутка «Листочки».

Осенние листочки закружились.
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Вдруг листочки красивые поднял.
Весело они летели
И на землю сели.

Ой, как много на ковре листочков. А давайте поиграем в игру.

Назови правильно

Я буду показывать лист, а вы называть с какого он дерева. Если я неправильно назову лист, вы исправьте. (Показ листьев — дети говорят название дерева).

Воспитатель: Умницы, мне не удалось поймать вас в ловушку. Вы точно определяете деревья.

Воспитатель: Дети, а что было бы, если к нам совсем не пришла осень?

(Ответы детей)

  • Никогда бы не было коротких дней.
  • Не смогли надеть осеннюю одежду.
  • Не увидели золотую листву.
  • Не наблюдали за цветными листьями.
  • Не было бы листопада.
  • Не успели бы улететь птицы на юг.
  • Не было бы туманов.
  • Не наблюдали бы за инеем.
  • Не заметили бы, как лужи покрываются корочкой льда.
  • Не летали бы серебряные нити паутины.
  • Насекомые, жуки, червяки не успели, бы спрятаться и замерзли.
  • Не смогли бы собрать грибы и заготовить на зиму.
  • Не убирали бы богатый урожай в огородах.
  • Не заметили бы, как звери готовятся к зиме.
  • Не лил бы осенний моросящий дождь.

Воспитатель: Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться, а какие красивые слова вы могли бы сказать про осень.

Игра осенние слова

Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

Воспитатель: А вот скажите, пожалуйста, какие птицы бывают?

Дети: Перелетные, зимующие

Воспитатель: А что же это за перелетные птицы?

Дети: Это птицы, которые улетают на юг, там теплее и сытнее.

Воспитатель: А как вы думаете, все ли птицы сразу улетают?

Нет сначала, улетают птицы, которые питаются насекомыми, потому что они прячутся. (Ласточки, стрижки кукушки, жаворонки). Затем улетают птицы, которые находят корм на земле. Исчезают червяки, не заметны плоды и зерна. (Это скворцы, журавли, грачи). В последнюю очередь улетают водоплавающие птицы: гуси, лебеди, утки. Потому что вода на реках замерзает.

Воспитатель: Во время переплета птицы устают, их много погибает. И поэтому, когда они садятся отдыхать, не пугайте их.

Физминутка «Птицы»

Это птица синица
Она зернышки клюет.
У нас зимою холодно.
Плохо птицам голодно.
Они нам верят.
К нам прилетают.
Плохи те люди
Кто их обижает.

Воспитатель: А какие птицы остаются у нас зимовать и почему?

Дети: Воробьи, галки, вороны, северные голуби, сороки, свиристели, клесты, синицы, перепелки, дятлы, глухари, тетерева, филины. У этих птиц оперенья гуще, они прилетают ближе к жилью человека. Человек о них заботится.

Воспитатель: Дети вы верно подметили, что в природе все взаимосвязано, природа засыпает постепенно. Чудесно! Мне понравилось, как отвечают: без стеснения. У вас отличные знания о птицах. А что вы можете сказать о животных, как они готовятся к зиме?

Дети: У лося отпадают рога. Заяц выводит детенышей и меняет серую шубку на белую. Ежи, барсуки, тушканчики готовят гнездышки из сухой травы, листьев, чтоб на зиму лечь спать. Куница разоряет гнезда белок. Медведь откладывает запасы жира под шкурой, чтоб зимой впасть в спячку. Бодрствуют лисы, волки, зайцы, рыси. Потому что они сами могут достать себе корм. Белка меняет рыжую шкурку на серую и делает запасы в кладовых.

Воспитатель: Дети очень забавно наблюдать, как белка ищет орешки.

Я принесла 2 веточки. Представьте себе, что это орешник, а вы белочки. Как вы можете узнать, где больше орехов растет, ведь белки считать не умеют.

(Ответы детей).

Совершено верно. Белочка стучит по веточке и смотрит. На той веточке что качается дольше, орехов больше!

Воспитатель: Вы очень наблюдательны и смогли доказать на какую веточку должна прыгнуть белка, чтоб собрать орешки. У вас огромный запас знаний о жизни животных в лесу. Я заметила, что вы не повторяетесь в своих ответах, чувствуется, что вы много читали.

Воспитатель: Скажите, а чем занимаются люди осенью? Собирают ягоды, грибы. Сушат на зиму. Варят варенья, делают соленья. Убирают овощи и фрукты в огородах. Говорят огороды к зиме: убирают сорняки, листья, перекапывают землю. В полях сеют озимые (рожь, пшеницу).

Воспитатель: Хорошо, все, что вы сказали. А знаете ли вы, что можно есть у того или иного растения, овоща? Игра называется.

Вершки и корешки

— Морковь, картофель, свекла, репа, чеснок — корешки.

— Рожь, пшеница, укроп, горох — вершки.

— Лук — вершки и корешки

Игра «Четвертый лишний»

  1. Сентябрь, октябрь, ноябрь, март (весенний месяц).
  2. Картофель, яблоко , свекла, морковь (фрукт)
  3. Подосиновик, сыроежка, рябина , груздь (плод дерева)
  4. Лиса , белка, горностай, заяц (не меняет шкурку)
  5. Белка, мышь, полевка, заяц (не делает запасы).

Воспитатель: Вот подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхом.

Игра «Эхо»

Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.

Дети: Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг. Прилетели зимующие птицы в наши края. Но осень будет теплая, звери завалялись в спячку.

Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ. Дети, а кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи ответы вам понравились. А кому понравились свои ответы и почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, вы старались, я довольна вами. У меня для вас небольшой секрет: осень прислала нам посылочку. Примите от нее послание. Кто умеет читать, читайте сами. А кто не умеет, попросите родителей прочитать, и узнаете еще много интересного об осени.

Тема «Осень в лесу»

Пр. задачи:

Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе.

Продолжать обучать устанавливать связи между изменениями в неживой и живой природе, в жизни растений и животных, насекомых и птиц, в труде людей.

Развивать интерес к сезонным изменениям в природе.

Воспитывать любовь к родной природе.

Сегодня мы с вами, ребята, совершим путешествие, а куда, вы узнаете, если отгадаете загадку :

Пошла по лугам,

По полям, по лесам.

Припасы она приготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала:

За мною нагрянет Зима!

1- слайд

Дети, к нам сегодня на электронную почту поступило письмо , давайте его прочитаем.

2-й слайд

«Детский сад « Ёлочка », детям подготовительной группы от зайцев с поляны пригородного леса: «Здравствуйте, ребята! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение, пора ли нам менять серые шубки на белые? Получилось так, что одни говорят, что пора, а другие говорят, что рано. Мы не знаем, что нам делать. Посоветуйте нам! Ведь менять шубки для зайцев дело не простое!»

Вопрос очень интересный. Мы постараемся ответить с вами на него. Дети, зайцам повезло, сейчас мы с вами совершим путешествие и сможем помочь зайчикам принять верное решение.

Займите свои места на стульчиках.

Все сели тихонечко, руки положите на колени и закроем глаза, будем с вами телепартироваться. - произносим волшебные слова:

1, 2, 3, Осень, осень нас с собою в лес осенний ты возьми!

- Открываем глаза.

Вот мы с вами в осеннем лесу: - Посмотрите на эту красоту.

Вы знаете, что каждое время года состоит из трёх месяцев. Назовите три осенних месяца.

Что происходит с природой осенью, назовите приметы осени.

Как называется явление, когда опадают листья?

Какого цвета листья бывают осенью?

Давайте проиграем в игру «С каких деревьев листики?»

(На слайдах)

Молодцы ребята! А теперь мы с вами немножко отдохнём и превратимся в листочки. Встаньте со стульчиков.

Физкультурная минутка «Листочки»

Осенние листочки закружились,

Весёлый ветер зашумел над ними.

Вот ветер тихо снова набежал,

Все листья в воздух он поднял.

Весело они летели и на землю сели.

Здесь в лесу очень много интересного, Например:

Осенью в лесу насекомые готовятся к холодам:

Бабочки превращаются в кокон,

Жучки от холода прячутся под кору деревьев,

Муравьи закрывают ходы и выходы и сбиваются в клубок.

Насекомые прячутся от холода.

А вот животные:

Некоторые продолжают заготавливать запасы к зиме.

Ёжики зарываются в листву,

Медведи готовятся к зимней спячки

А лисы, волки и др звери начинают линять и их шерсть превращается в более плотную, густую и тёплую.

Ну а птиц в лесу практически не слышно:

Они сбиваются в стаи, и улетают в теплые края,

Кстати, скажите как их называют (перелётные)

А эти птицы, Остаются зимовать, как их называют? (кочующие) но им тоже кормов в лесу становится мало и в скоре они переберутся ближе к людям. И мы будем им в кормушки подсыпать корма.

Вот так протекает жизнь в лесу в унылую осеннею пору.

А теперь снова закрыли глазки:

1, 2, 3, Осень в группу нас скорей верни

Открываем газа.

Мы с вами много узнали об осени, её признаках, и теперь можем зайца дать ответ на письмо. Что мы им напишем?

«Осень наступила. Листья опадают. Птицы улетают в тёплые края. Насекомые спрятались. Стало холодать. Пора вам, зайцы, менять свои шубки с серых на белые»

- Отправляем

И уже ответ пришёл.

А для вас у меня небольшой сюрприз – Осень передала для вас посылку . Она прислала вам осенние букеты, но они все белого цвета. Нам нужно раскрасить их.

Выберите цвета для осенних листьев и приступайте к работе.

А чтобы вам не было скучно, вам будет помогать осенняя музыка

Когда все работы выполнены, можно сделать выставку «Осенних букетов».

Татьяна Борисовна Исайкул
Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе «Сезонные изменения осени»

Цель : Закрепить представления об осени , учить детей отвечать на вопросы по теме. Программные задачи : Активизация словаря по теме "Осень ". Воспитывать интерес и бережное отношение к природе. Формировать познавательный интерес к природе, продолжать знакомить со средствами выразительности в художественной деятельности. Развивать эстетическое восприятие, воображение, творчество. Закреплять умение передавать сложную форму листа. Формировать эстетический вкус. Воспитание доброжелательности, взаимопонимания, самостоятельности, любви и бережного отношения к природе. Предварительная работа природе.: рассматривание картин и иллюстраций, беседа с детьми об осени , наблюдения в природе. Чтение литературы по заданной теме. Заучивание пословиц об осени . Ход занятия : В : Ребята, у нас сегодня необычное занятие , я для вас приготовила загадку, послушайте и отгадайте её. Дни стали короче Длиннее стали ночи Урожай собирают Когда это бывает (осенью ) Послушайте ещё одну загадку : Дождь идёт. Ветерок срывает листья С севера туман ползёт Тучи грозные нависли. Пусто в поле Птицы движутся на юг, Чуть касаясь сосен Догадайся , милый друг, Что за время года? (осень ) В. Верно с наступлением осени в природе происходит очень много изменений . Назовите мне, изменения происходящие в природе. Дети : Наступают холода, деревья меняют окраску, сбрасывают листву, люди одевают тёплую одежду, птицы улетают в тёплые края, звери готовятся к зиме, собирают урожай. В. Осень излюбленная пора года для многих писателей и поэтов- сколько произведений посвящено ей, не счесть. Давайте вспомним поэтов, которые писали об осени . Берёзы косы расплели, Руками клёны хлопали, Ветра холодные пришли И топотом затопали. Поникли ивы у пруда, Осины задрожали Дубы, огромные всегда

Как будто меньше стали. Закружился надо мной Дождь из листьев озорной До чего же он хорош. Где такой ещё найдёшь. Без конца и без начала? Танцевать под ним я стала. Мы плясали, как друзья Дождь из листиков и я. В. Молодцы ребята, какие красивые стихи вспомнили и прочитали. В. А теперь я вам предлагаю поиграть. В нашей игре вам нужно будет выполнять действие и движение пальчиками в соответствии с содержанием стих-я. -Ветер северный подул "с - с - с -", все листья с липы сдул. (пошевелить пальцами и подуть на них) Полетели, закружились И на землю опустились Дождик стал по ним стучать" кап-кап-кап, кап-кап-кап!" (постучать пальцами по столу) Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил (постучать кулаками по столу) Снег потом припорошил (плавные движения кистями рук вперед-назад) Одеялом их накрыл (ладоши прижать к столу) В. А какой осенний месяц сейчас идёт ? Д. Сентябрь. В. Сколько всего осенних месяцев ? Д. Всего три месяца. В. Назовите первый осенний месяц , второй, третий. Д. Сентябрь-первый осенний месяц , месяц ранней осени , когда ещё тепло и не пожелтела трава. Деревья и кустарники стоят в красивых нарядах. Октябрь-второй месяц, листьев становится на деревьях мало, листва жухнет. Ноябрь-третий, последний холодный и серый месяц деревья стоят голые. Они сбросили всю листву. Дни стали короче, а ночи длиннее. В. Чтобы наше хорошее осеннее настроение продлилось долго, я вам предлагаю стать сегодня маленькими художниками и

придумать, чем может стать красивый осенний листок . Дети рассаживаются за столы, рассматривают красивые осенние листья с разных деревьев, уточняют на что похож, тот или иной листок. Прежде чем приступить к работе разомнём пальчики. Раз, два, три, четыре, пять?

Мы идём грибы искать Этот пальчик в лес пошёл Этот пальчик гриб нашел Этот пальчик чистить стал Этот пальчик жарить стал От того и потолстел. Дети приступают к работе (звучит тихая, осенняя музыка ) Готовые рисунки вывесить на доске, рассмотреть, отметить наиболее интересные, красиво Этот пальчик всё съел,расположенные, удачно раскрашенные. В. Хорошо мы сегодня с вами позанимались, много вспомнили, поговорили об осени , а теперь пойдём на улицу гулять и любоваться красивой, сухой осенью

Публикации по теме:

Дата: 5 сентября Тема: «Осень. Сезонные изменения» Утренняя гимнастика №1, пальчиковая гимнастика №1 (утром, артикуляционная гимнастика.

КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности воспитателя и детей (НОД) с использованием интерактивной доски и приёмов ТРИЗ – технологии.

Тема: «Животные» Цель: Закрепить знания детей о временах года и о животных. Задачи: формировать интерес и любовь к природе,.

Конспект занятия по ФЦКМ «Приметы осени» Цель: расширять знания детей о характерных признаках осени. Задачи: 1. Уточнять знания детей об осени, ее приметах, названиях осенних месяцев.

ОО «Познавательное развитие» ФЦКМ в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему: «День Победы» Подготовила и провела:.

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе «Лекарственные растения» Ход НОД: Организационный момент: В:-Мне кажется, что радость и доброта всегда помогают человеку. Так давайте, начнем наше занятие с улыбки.