Тема : «Согласны ли вы с тем, что здоровый эгоизм полезен?»

Введение : Мы привыкли думать, что эгоизм - это отрицательное качество человека, забота исключительно о собственном благополучии, игнорирование интересов других людей. Эгоист заслуживает осуждения. Но как быть с понятием «здорового эгоизма»? В каких случаях эгоизм может быть оправдан и, более того, полезен? Стремление помогать другим, иногда жертвуя собственным интересам - одно из важнейших качеств.

В любые времена человек обязан откликаться на горе других людей, протягивая им руку помощи - и не только потому, что и ему однажды понадобиться чья-то помощь. Однако готовность оказать поддержку ближнему не исключает наличия небольшой доли заботы о собственном благе. Здорового эгоизма. Здоровый эгоизм полезен. Он является камертоном человеческой души, в отличие от «вредного» эгоизма. Заботиться о себе нужно, но в меру. Если ты эгоист в меру, то ты не причинишь вреда другому, но и не сделаешь что-либо в ущерб себе.

Аргументы : В отечественной литературе зачастую можно увидеть лишь примеры «вредного» эгоизма. В романе а « » мы знакомимся с Григорием Печориным, отмеченным доброй долей эгоизма. Печорин, олицетворяющий собой человека эпохи, готов возвести в культ любую свою малейшую прихоть. Без труда он похищает красавицу Бэлу, завоевывает доверие юной княжны Мери и высмеивает обиженного серой шинелью юнкера Грушницкого.

Удовлетворяет свою потребность в распоряжении чужими судьбами, но вскоре сам оказывается жертвой своей игры. Узнав о дуэли Печорина с Грушницким, Вера выдает свою сердечную привязанность к герою, вынуждая своего мужа увезти ее. Печорин расстается со своей возлюбленной навсегда. Эгоизм Печорина не ведет ни к чему хорошему. Отчасти потому, что он не может проявить милосердие по отношение к окружающим его людям, отчасти - потому что идет на поводу у собственных желаний.

Не становится преимуществом и неутолимое стремление героя романа Ф. М. Достоевского « » Родиона Раскольникова доказать, что он способен изменить ход истории. Теория Раскольникова не оправдывает себя. Люди «глядящие в Наполеоны» увлекаются идеей, забывая о самом главном. О том, что все люди изначально равны. терпит крах, как «вершитель судеб», подобно Печорину. Какой же из него Наполеон, если он не может распорядиться даже собственной судьбой? Очевидно, самозабвенное стремление ослепляет его настолько, что он не способен здраво рассуждать. Героя увлекает идея, и он уверен в ее абсолютной правдивости. Эта уверенность и губит его, как теоретика.

Заключение : На примере литературных героев мы рассмотрели примеры «вредного» эгоизма. Теперь отвечая на поставленный ранее вопрос, мы с уверенностью можем сказать, что человек не вполне может понять, что является здоровым эгоизмом. Безусловно, здоровый эгоизм полезен. Но люди просто не способны достичь золотой середины - они либо полностью отдаются своему стремлению угодить каждому человеку, либо оказываются опьянены собственной алчностью, желая достичь выгоды.

/ / Согласны ли вы с тем, что «здоровый эгоизм» полезен?

Мы привыкли говорить об эгоизме как отрицательном человеческом качестве. Под эгоизмом принято подразумевать равнодушие, сосредоточенность только на себе, на своих интересах.

Антоним эгоизма - альтруизм. Под альтруизмом мы разумеем готовность служить людям, жертвенность, пренебрежение своими интересами.

В чистом виде эгоисты и альтруисты встречаются очень редко. Чаще всего эгоистическое и альтруистическое начала уживаются в одном человеке с некоторым превосходством того или другого. Человеческая природа когда-то давно была повреждена, и себялюбец неминуемо поселяется внутри каждого человека и диктует ему в любой ситуации искать выгоду, в первую очередь для себя. Однако альтруистическое начало подсказывает многим, что благо только для себя не доставит особой радости, тем более если это может повредить кому-то. Нормальному человеку приятно, когда радуются и другие люди. Такой эгоизм называют здоровым. Здоровый эгоизм подразумевает, что личные интересы одного человека не должны противоречить интересам других.

Эта проблема занимала и русских писателей.

Значительное место теории разумного эгоизма отводится в романе «Что делать?» Н.Г. Чернышевского. По мнению представительницы «новых людей» Веры Павловны, разумный эгоизм свойствен человеческой природе. Именно поэтому, когда мы жертвуем своими интересами во благо других людей, мы заботимся больше о себе. Мы неохотно совершаем эту жертву, но подсознательно в этом нежелании мы устремлены к счастью. Ведь только сознание, что кому-то хорошо благодаря тебе доставляет настоящую радость. Получается, стремление ко благу других - стремление к собственному счастью. И может ли быть счастлив человек, наблюдая несчастье ближних? Польза разумного эгоизма предназначена не только для одного человека, но и для всего общества. Таков разумный эгоизм Чернышевского.

Простые эгоисты могут быть обаятельны, украшены умом, образованием, наделены сильным характером, но червоточина крайнего себялюбия обесценивает эти положительные качества личности. В литературе тому есть примеры.

Так, («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова) наделен многими дарами от природы, но несчастен сам и делает несчастными других, так как использует их для своих прихотей, тешит самолюбие. Не задумываясь, погубил Бэлу и разбил сердце Мэри. Равнодушие к страданиям других омертвило душу Печорина и делало его несчастным. Он копался в себе, зацикливался на себе, но не видел источника своих страданий - крайнего эгоизма.

Подводя итог сказанному выше, можно сделать заключение, что разумный эгоизм Чернышевского превосходит так называемый здоровый эгоизм, поскольку первый предполагает жертвенность, тогда как здоровый эгоизм останавливается на не ущемлении чужих интересов. Но это тоже очень неплохо для общества, гораздо лучше, чем пошлое себялюбие.


Часто мы слышим такое понятие, как эгоизм, и так же часто его употребляем. Эгоизм у нас ассоциируется с равнодушием, и противоположное ему понятие альтруизм - с отзывчивостью. Но нет категоричных черт характера. Довольно редко можно встретить исключительно самолюбивого человека и наоборот, абсолютно бескорыстного. Чаще всего эти две черты находятся в равновесии, иногда одно незначительно доминирует над другим. Ведь все мы люди, нет окончательных грешников, точно так же, как и не существует совершенно безгрешных. Неужели человеку никогда не достичь идеала? Почему же так получается? Все действия мы совершаем, руководствуясь внутренними мотивами. И чаще всего движущей силой является эгоизм. Себялюбец живет внутри каждого из нас.

Из любой ситуации мы первоочередно стараемся извлечь благо для себя - это основа любого эгоизма, но «здоровый эгоизм» говорит нам, что мало собственной выгоды, мы должны доставить радость и другим людям или хотя бы не навредить им. И ведь это не так плохо. Если каждый будет получать какую-то выгоду, то человечество в целом будет довольно. Личная выгода человека должна соответствовать общечеловеческим интересам, только в этом случае «здоровый эгоизм» будет полезен.

Н.Г. Чернышевский, описывая «новых людей» в своем романе «Что делать?», периодически обращается к теории разумного эгоизма. Главная героиня Вера Павловна была убеждена, что разумный эгоизм живет в человеке от природы.

Он заложен в нас генетически, отказываясь от чего-либо, в силу противоречий, называя этот отказ жертвой, мы в первую очередь думаем о себе. Подсознательно, нехотя, но мы делаем лучше для себя, соответствуя интересам других людей. Чернышевский говорит, что человек стремится к счастью, что проявляется в стремлении действовать во благо других. То есть будучи отзывчивыми мы делаем приятно самим себе, жертвуя чем-то мы думаем сперва о себе. Человек не может жить в счастье, чувствуя, что несчастны другие. Внутренне мы всегда стараемся помочь и себе, и окружающим.

Разумный эгоизм полезен не только одному человеку, он соответствует общечеловеческим интересам в отличие от самолюбия. Хуже эгоиста, может быть только эгоист без цели. Главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин был типичным представителем своего века. Он умен, образован, знает, чего хочет. Но при всей своей силе характера, герой несчастен. Его эгоизм ярко проявляется в повести «Бэла».

Печорин похищает понравившуюся ему Бэлу, не задумываясь о трагических последствиях для нее, о том, что отрывает ее от родного дома, что почувствует ее семья. Печорину безразличны чувства других. То, что делает он, он делает исключительно ради себя. Он добивается взаимности от Бэлы, после чего теряет к ней интерес. Ведь главное - удовлетворить собственную прихоть, не задумываясь о вреде для окружающих

Без сомнений «здоровый эгоизм» гораздо полезнее себялюбия. В первом случае, мы либо добиваемся компромисса, никому не навредив, либо обеспечиваем выгоду и себе, и окружающим. В случае абсолютного эгоизма, мы чаще всего вредим себе и всем вокруг. Благо-это то, что полезно и для самого человека, и соответствует общечеловеческим интересам. И зачастую разумный эгоизм есть благо.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-11-23

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Отступы вокруг формы

В современной научной психологии довольно много спорных и до конца не решённых вопросов. У каждого психологического направления есть своя теория личности, от которой оно и отталкивается, пытаясь объяснить и обосновать различные проявления характера и поведения человека. Но, несмотря на многие противоречия, кое в чём большинство психологических теорий полностью единодушны.

С давних пор общественная мораль и религия учат людей любить своих ближних, заботиться о них и жертвовать своими интересами ради общего блага. Большинство народных легенд, сказок и былин, передаваемых из поколения в поколение, несут в себе идею: чем сильнее в обществе тенденция жертвенности во благо ближнего, тем оно жизнеспособнее. С одной стороны, всё это верно, но вот с другой… Может ли привести к положительным результатам, попытка напрочь искоренить в человеке все проявления здорового эгоизма?

Большинство психологических теорий, на основании многочисленных наблюдений за поведением человека, пришли к выводу, что любой поступок имеет в своей основе чисто эгоистические мотивы и совершается исключительно ради удовлетворения личных потребностей. Какие бы красивые, бескорыстные и благородные мотивы не приписывал человек своему поступку, на самом деле, если копнуть поглубже, всегда можно обнаружить, что этот поступок обоснован исключительно собственной выгодой.

Но человеческий эгоизм, как утверждают психологические теории - совершенно нормальное явление! В каждом человеке от природы заложен инстинкт самосохранения, и бороться с эгоизмом, значит восставать против этого самого базового инстинкта, обеспечивающего выживание человеческой единице. Общественная мораль издревле навязывает человеку различные ограничения и утверждает, что он должен подавлять многие свои желания и потребности в угоду обществу, в котором живёт. Но всегда ли права человеческая мораль? Ведь известно, что большинство моральных установок претерпели с течением веков довольно серьёзные изменения, а то и вовсе перестали быть актуальными.

Поборники общественной морали убеждены, что эгоизм - основа всех проблем общества, поэтому он должен быть искоренён на корню. Но так ли уж справедливо это утверждение? Наверное, не совсем… Здоровый эгоизм помогает человеку выживать, бороться за своё место под солнцем и самоопределяться в жизни. Человек, абсолютно лишённый эгоизма, просто перестанет бороться за своё выживание и будет обречён на исчезновение с лица земли. Но, в то же время, каждый здравомыслящий человек прекрасно понимает и осознаёт, что он является членом общества, и что чем лучше будет устроено это общество, тем лучше будет и самому человеку. Но это самое общество может быть жизнеспособным только в одном случае - если сумеет предоставить каждому отдельному человеку нормальные условия существования, а также возможность полноценной самореализации! В животном мире, и то принято соблюдать законы стаи, так как зверь инстинктивно понимает - в одиночку ему не выжить. А человек, во много раз умнее зверя!

Извечный конфликт между человеком и обществом, приводящий ко многим кровопролитным войнам, основывался в первую очередь на несоответствии между требованиями этого общества и здоровым инстинктом самосохранения человека. Да, были в истории человечества святые люди, вполне сознательно отрёкшиеся от жизненных благ и личного счастья и посвятившие свою жизнь другим людям. Но ведь не каждый человек изначально способен стать святым и отказаться от реализации своих естественных потребностей и желаний.
Святой человек становится святым не потому, что таковым хочет видеть его общество, а только из личных душевных побуждений, ни в чём при этом не насилуя собственную природу. Поэтому он, в своей святости, чувствует себя счастливым и удовлетворённым. Но много ли людей смогут быть счастливы, стараясь соответствовать всем требованиям святости? Насилуя свою природу, в угоду общественной морали, святым стать не получится. Святыми становятся только по повелению собственного сердца!

Поступки святого человека обоснованы не канонами общественной морали, а его внутренним желанием делать добро людям и его абсолютной любовью ко всему сущему. Так что святой, посвящая свою жизнь служению добру, как и любой другой человек, следующий собственным желаниям, обретает при этом своё личное счастье и получает удовольствие от своих поступков. Можно стремиться к святости, но насиловать при этом свою природу - бессмысленно.

Благодаря одним только поступкам, святым стать невозможно. Чтобы жить и поступать так, как живёт и поступает святой, нужно, в первую очередь, чувствовать и желать то, что чувствует и желает святой. Поступки человека являются следствием его чувств и желаний, а не наоборот!

Общественная мораль, желая сделать из каждого человека святого, стремится полностью истребить в людях здоровый эгоизм, а заодно и собственную индивидуальность. Но ведь общество, лишённое индивидуальностей, само станет безликим! Да и кто сказал, что здоровый эгоизм и желание делать добро своему ближнему противоречат друг другу?

Чтобы общество могло благополучно функционировать, людям из которых оно состоит, вовсе не обязательно поступаться своими желаниями и жертвовать собственными интересами. Счастливое общество может состоять только из счастливых людей. Тем более, что в каждом человеке изначально заложено ощущение себя членом общества, вне которого он не только не смог бы обрести личное счастье, но и просто бы, не выжил. Личное счастье человека тесно переплетено с общественным. Человек заинтересован в благополучии общества, в котором живет, а общество - в счастье людей, из которых состоит.

Зигмунд Фрейд, доказав, что сексуальный инстинкт человека является базовым, сделал очень доброе дело, избавив многих людей от внутреннего конфликта и постоянного переживания вины за свою сексуальность. Недаром есть поговорка: «Гони природу в двери - она влетит в окно». Силы и энергию, употребляемые на бесконечную и бессмысленную борьбу со своими естественными желаниями, человек может употребить на куда более полезные и интересные вещи, например, на раскрытие собственных талантов и способностей, на самопознание, на реальную помощь другим людям.

В каждом человеке есть здоровый эгоизм, и не нужно стыдиться своих естественных желаний. Любой человек хочет быть красивым, богатым, успешным и иметь рядом с собой любимого человека. Так что же в этом плохого?

Многие, неправильно воспитанные люди, стараются не быть, а казаться альтруистами и бессеребренниками только для того, чтобы получить одобрение общества, в котором живут. В то время, как большинство богатых и успешных людей, не привыкших подавлять собственные желания, делают много добра другим людям только из побуждений собственной души.

Человек, отказавшийся от самореализации из страха перед общественным мнением и наступивший на горло собственной песне из желания соответствовать общественному стандарту и не вызвать на себя осуждение соседей по подъезду - всегда глубоко несчастен. А разве может несчастный и внутренне обозлённый человек любить общество, которое его таким сделало?

Иметь здоровый эгоизм - совсем не означает давить окружающих, заботясь только о благе собственного кошелька и желудка. В человеке изначально заложено не только стремление вкусно поесть и позаниматься сексом, но и любовь к другим людям, которая выражается, в первую очередь, в искреннем сострадании к другим людям и в желании видеть их счастливыми.

Все инстинкты и базовые потребности человека, заложены в него Создателем, а поэтому, подавлять их и считать греховными, значит обвинять Бога в том, что он создал человека неправильным и несовершенным. На самом деле Бог не имеет ничего против счастья человека. Человек, убивающий свои желания, убивает в себе и любовь к Богу, а заодно, любовь к другим людям и к самому себе, становясь воистину несчастным. И чтобы как-то компенсировать себе отсутствие счастья, он начинает гордиться своей так называемой святостью, презирая и ненавидя окружающих за то, что они живут не по его правилам. Такой человек уверен в том, что он намного лучше и чище других людей - а это уже гордыня!

Но почему же тогда люди, идущие на поводу у своих желаний, не знающие меры в еде, сексе и стремлении к обогащению, тоже практически не бывают счастливыми? А потому, что преклонение перед желаниями и отказ от них - две стороны одной и той же медали, когда не человек управляет своими желаниями, а желания человеком. Человек, ставший рабом своих желаний, неминуемо деградирует, а человек, подавивший их, становится несчастным и озлобленным. Желания нужно не убивать, а воспитывать. В самих желаниях нет зла. Зло есть только в неумении человека управлять своими же собственными желаниями и побуждениями, подчиняя их своей воле. Именно в обладании разумной волей - главное отличие человека от животного. Когда человек становится хозяином, а не рабом своих желаний, исполняя и реализуя их, он может сделать счастливым не только себя, но и общество, в котором живет.

И человек, слепо следующий общественной морали, и человек, восстающий против законов общества, попадают в одну и ту же ловушку. Вместо того, чтобы жить своей собственной жизнью и наслаждаться счастьем, такие люди пытаются что-то доказать окружающим, или подстроившись под них, или пытаясь подстроить их под себя. Эти люди, обычно, внутренне глубоко несчастны, но не понимают, что причина всех их проблем находится не в окружающем мире, а в них самих, и заключается в их неправильном глубинном мировосприятии и мировоззрении. Даже если бы такой человек смог полностью подстроиться под общество или изменить его в соответствии со своими представлениями, он всё ровно бы не стал счастливее ни на йоту. Этим людям, чтобы обрести счастье и душевный покой, нужно прежде всего убрать свои внутренние претензии к миру и к себе, а также позволить себе и окружающим быть самим собой.

Есть категория людей, которые осознанно становятся эгоистами, подчиняя все свои поступки только удовлетворению своих личных потребностей, оставаясь при этом равнодушными к счастью или горю окружающих. Такие люди, ради достижения желаемого, если уверены в том, что окажутся безнаказанными, могут пойти буквально на всё. С одной стороны, равнодушие к людям - их сознательный выбор. Главное, чтобы такой человек не пошел ради своей выгоды на преступление и не стал социально опасен. Но может ли быть по настоящему счастливым человек, не имеющий в сердце любви к людям? Над этим стоит задуматься…
Да, в каждом человеке есть здоровый эгоизм, и каждый человек, совершая тот или иной поступок, действует исходя из своих собственных мотивов и побуждений. Но эти мотивы и побуждения напрямую зависят от сидящих глубоко в подсознании человека установок. Наверное не зря мировые религии утверждают, что по настоящему счастливым человека может сделать только любовь, причём, в самом широком смысле этого слова. Чем больше в человеке любви, как ко всему живому, так и к самому себе, тем он счастливее. Любить себя самого нужно обязательно! Но далеко не все, к сожалению, это умеют. Психологи убеждены, что человек, не любящий и не уважающий сам себя, не способен на любовь и уважение и к другим людям. Если в человеке присутствует любовь, то его здоровый эгоизм будет способствовать как его собственному успеху, так и счастью окружающих его людей. Только в таком случае добрые поступки человека будут мотивированны не страхом перед общественным мнением, а исключительно его собственным желанием. Отступы вокруг формы

Альтруизм - это хорошо, а эгоизм - плохо. Однако ученые считают иначе: разумный, или «этичный», эгоизм не только является наиболее социально приемлемым поведением, но и делает самого человека счастливым и здоровым.

В 2012 году ученые из Пенсильванского университета провели эксперимент . Они собрали 216 студентов и дали каждому из них по три доллара. Части студентов сказали оставить деньги себе, еще части - пожертвовать на благотворительность, а оставшимся студентам предоставили выбор, как распорядиться средствами.

Потом их спросили, насколько счастливыми они чувствуют себя от того, что оставили деньги себе или пожертвовали их? Оказалось, что лучше всего было тем, кому разрешили потратить деньги на себя.

Выходит, эгоистичное поведение действительно делает нас наиболее счастливыми но - только тогда, когда этот эгоизм является «социально одобряемым».

Если студенты, которым предоставили выбор, решили оставить деньги себе, они чувствовали себя куда хуже, чем те, кому разрешили быть эгоистами.

Что такое «этичный» эгоизм?

Мы предполагаем, что этичный эгоист, принимая решения, в первую очередь исходит из собственной выгоды, из собственных персональных интересов. При этом свобода его действий заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Этичный эгоист не будет намеренно делать вещей, которые принесут боль и страдания другим.

Pixabay.com/ CC 0

Однако он также может не делать вещей, которые общество или другие люди считают хорошими и «правильными», если они ему неприятны, разрушают его жизнь и отношения.

Российские ученые исследовали , как удовлетворенность людей от их брака и совместной жизни зависит от уровня эгоизма. Выяснилось, что вреден для семейного счастья и нездоровый эгоизм, и недостаток здорового.

Человек, лишенный здорового эгоизма, не всегда говорит о своих желаниях и потребностях, о том, что делать определенные вещи ему неприятно. Все это снижает его удовлетворенность от жизни и от брака. В то же время здоровый эгоист в отношениях реализует свои потребности, позволяя и партнеру осуществить желания и мечты.

Как распознать в себе альтруиста

Еще один сложный момент, который возникает в жизни многих людей и требует решить, «быть эгоистом или альтруистом?» - уход за пожилыми родителями. Продолжительность жизни за последнее столетие сильно выросла, и около трети людей после 65 лет нуждаются в помощи и уходе.

Это бремя обычно ложится на детей. При этом пожилой человек может прожить еще 10, 15 или 20 лет, и все это время его взрослый ребенок будет вынужден отказывать себе во многом ради заботы о родителе. В итоге дети могут потратить на уход за пожилыми родителем больше времени и ресурсов (всех), чем потратили родители в период его взросления. Принесет ли это счастье и удовлетворение членам семьи?

Американский Лилиан Рубин, автор книги «От 60 и старше: правда о старении в Америке», написала в своей колонке в 2011 году: «Это ситуация, в которой никто не может выиграть».

Лилиан знала, о чем говорит, - на момент написания колонки она была 87-летней матерью 63-летней дочери.

Вердикт таков: если у взрослого ребенка нет достаточно финансовых ресурсов, чтобы обеспечить комфортный уход за родителем (например, аренду отдельной квартиры, оплату сиделки), ничего хорошего не выйдет.

У взрослого ребенка, который возьмет родителя жить к себе, вероятно, начнутся проблемы с супругом и его собственными детьми. Родитель будет испытывать чувство вины за то, что рушит жизнь своего ребенка. Сами родители чаще всего говорят детям: «Живите своей жизнью, мы позаботимся о себе». Позволить родителям справляться самостоятельно, а в крайнем случае передать уход специальным медицинским учреждениям - проявление здорового эгоизма, который сделает счастливыми всех.

Где же грань?

По мнению клинического , кандидата наук Боба Розена и профессора психиатрии Мелиссы Дойтер, грань между здоровым и нездоровым эгоизмом проходит достаточно четко.

Разница между здоровым и нездоровым эгоизмом в том, что здоровый эгоист сфокусирован на себе, а нездоровый - зациклен на себе в ущерб другим.

«Ты не хочешь заводить семью, живешь один, как эгоист!» Здоровый эгоист живет один, потому что не хочет и не готов вкладываться в отношения. Нездоровый эгоист встречается с партнером, извлекая выгоды для себя (любовь, заботу, секс, деньги), при этом держит партнера в неведении относительно своих планов, кормит «завтраками» и обещает «когда-нибудь подумать о семье».


Pixabay.com/ CC 0

«Ты совсем не заботишься о пожилых родителях, ты такой эгоист!» Здоровый эгоист помогает родителям материально после того, как удовлетворены все его основные потребности - в жилье, еде, досуге и медицинской помощи. Он звонит родителям, интересуется их самочувствием, но не отрывает от себя последнее, чтобы им помочь, если такой возможности нет. Нездоровый эгоист забирает у родителей их скромные накопления с пенсии и пропадает на недели и месяцы.

Здоровый эгоизм нужен нам, чтобы поддерживать психическое и физическое равновесие, реализовать свои потребности и быть счастливыми.

Счастливый и удовлетворенный человек может принести радость окружающим и пользу обществу. И наоборот - помощь окружающим в итоге обернется страданиями для всех, если человек для начала не удовлетворит свои потребности. Помните, как говорят в самолете: «Сначала нужно надеть маску на себя, потом на ребенка».

Мелисса Дойтер считает, что это важная часть взросления - взять на себя ответственность за то, чтобы ваши личные эмоциональные и физические потребности были удовлетворены. Согласен с ней и Боб Розен: он утверждает, что тот человек, который в первую очередь заботится о себе, а потом уже о других, в жизни оказывается психически здоровым, гармоничным, крепко стоящим на ногах.

Быть эгоистом и ставить свои интересы превыше всего - не негативная черта. Ведь это именно ваша работа - заботиться о себе, получать желаемое и делать себя счастливым.