Юрий Лисянский (1773-1837). Художник В.Л.Боровиковский

Сегодня исполняется 245 лет со дня рождения Юрия Фёдоровича Лисянского –моряка и исследователя, соратника Крузенштерна, одного из руководителей первой русской кругосветной экспедиции 1803-1806 годов. Фактически Лисянский стал первым нашим соотечественником, совершившим плавание вокруг земного шара.

Юрий Лисянский родился 13 августа (2 августа по старому стилю) 1773 года в городе Нежине в семье священника. В возрасте 10 лет он был принят в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Во время учёбы он подружился с эстляндским немцем Адамом (Иваном) Крузенштерном – позже их имена навсегда останутся в истории и будут стоять рядом.

Выпуск Морского кадетского корпуса 1787 года оказался досрочным, так как началась война со Швецией. Гардемарин Лисянский был назначен на 32-пушечный фрегат «Подражислав», на котором участвовал в Гогландском сражении, в боях у Эланда и Ревеля. В 1789 году его произвели в мичманы, а в 1793-м – в лейтенанты.

В том же 1793 году Юрия Лисянского в числе шестнадцати лучших офицеров направили в Англию для службы волонтером в британском флоте. В мае 1794 года он отправился в Северную Америку, где вместе с Крузенштерном принял участие в боевых действиях против французского флота. Во время пребывания в Филадельфии Лисянский встречался с президентом США Джорджем Вашингтоном. Лисянский много путешествовал, в Вест-Индии едва не погиб от жёлтой лихорадки. Летом 1796 года он вместе с Крузенштерном и Баскаковым на фрегате «Клеопатра» вернулся в Англию. Затем новые путешествия – остров Св. Елены, Южная Африка, Индия… «Моё намерение, - писал Лисянский брату, - есть остаться у мыса Доброй Надежды на четыре или пять месяцев, дабы познакомиться с Африкой, а особливо с оконечностью оной, которая весьма нужна для плавающих к востоку оной, я думаю, что через сие не буду в дураках»… Лисянский вернулся в Кронштадт в 1800 году после семи лет отсутствия на родине. К тому времени он имел чин капитан-лейтенанта и в свои 26 лет считался одним из самых опытных офицеров Российского флота. Лисянского сразу же назначили командиром фрегата «Автроил», а в ноябре 1802 года его за участие в 16 морских кампаниях и двух больших сражениях наградили орденом Святого Георгия 4-й степени.

Шлюп «Нева» во время кругосветного плавания. Художник С.В.Пен

Звёздный час капитан-лейтенана Ю.Ф.Лисянского – первая русская кругосветная экспедиция 1803-1806 годов. В ней Иван Крузенштерн командовал шлюпом «Надежда», а Юрий Лисянский — шлюп ом «Нева ». Об этом плавании написано много и нет смысла здесь рассказывать о нём подробно (желающим можем рекомендовать, например, статью в журнале «!OCEAN» #10 за 2017 г.). Отметим лишь, что Лисянский открыл один из Гавайских островов , по сей день носящий его имя (остров Лисянского , США). За свои заслуги он получил чин капитана 2 ранга, орден Святого Владимира 3-й степени, денежную премию и пожизненную пенсию.

Портрет Ю.Ф.Лисянского, около 1810 г. Гравюра А.Ухтомского по оригиналу Кардена

По возращении из путешествия Лисянский женился на вдове петербуржского чиновника; семья воспитала шестерых детей. В 1807-1808 годах — служба на Балтике, Лисянский командует кораблями «Зачатие Святой Анны », «Эмгейтен» и отрядом из 9 судов, участвует в боевых действиях против Англии и Швеции. Но в 1809 году он выходит в отставку в чине капитана 1 ранга. Одной из причин отставки стал отказ военного ведомства профинансировать издание путевых записок Лисянского. В итоге он опубликовал книгу «Путешествие вокруг света» в 1812 году (два тома и атлас карт и рисунков) на собственные средства. В России она осталась практически не замеченной, зато её перевод, изданный в 1814 году в Лондоне, получил признание и высокую оценку специалистов.

Лисянский, Юрий Фёдорович

Основные события

Кругосветное плавание

Вершина карьеры

Капитан І ранга

Орден св. Георгия 4-го класса

Юрий Фёдорович Лисянский (13 августа 1773, Нежин - 6 марта 1837, Петербург) - первый российский кругосветный мореплаватель, капитан 1-го ранга (1809), исследователь Тихого океана. В качестве командира шлюпа «Нева» совершил первое русское кругосветное плавание (1803–06)

Биография

Детство

Родился 2 августа 1773 г. в Нежине. Воспитывался в морском кадетском корпусе вместе с И. Ф. Крузенштерном и на 13-м году от роду (20 марта 1786 г.) произведен был в гардемарины.

Служба

В 1788 г., участвовал в войне со Швецией, в ходе которой был в крейсерстве у Гельсингфорса и на корабле «Подражислав» сражался в Гохландском морском бое. Став в 1789 г. мичманом, находился почти во всех основных битвах со шведами на море до окончания войны в 1790 г. В 1793 г. Лисянский стал лейтенантом и в том же году, по велению императрицы Екатерины II, отправлен в числе 16-ти морских офицеров в Англию служить в британском флоте для продолжения образования.

Четыре года совершенствуясь в мореходном деле, участвовал в битвах англичан против республиканской Франции. Особенно был отмечен при захвате в плен французского корабля «Элизабет», хотя и был при этом контужен, сражался с пиратами у берегов Северной Америки.

Ездил по США, некоторое время находился в штате Филадельфия, где имел возможность видеть известного президента США Джорджа Вашингтона, после этого был в Вест-Индии, где охранял английские караваны у побережья Южной Африки и Индии. 27 марта 1798 г., по возвращении в Россию, получил звание капитан-лейтенант и назначен командиром фрегата «Автроил». В 1803 г., по совокупности заслуг, за 18 морских кампаний, ему был вручен орден святого Георгия 4-го класса.

Кругосветное плавание

Маршрут кругосветного плавания с указанием путей «Невы» и «Надежды»

В 1803 году, Лисянский съездил в Лондон, по поручению Российско-Американской компании, для покупки двух шлюпов, которые были приведены им в Кронштадт. Оба шлюпа были назначены в кругосветную экспедицию под руководством его однокашника и друга по Морскому корпусу Крузенштерна. Летом 1803 года оба корабля «Нева» и «Надежда» были готовы к плаванию. Их путь начался с кронштадтского рейда, после чего оба шлюпа - «Надежда» под командой Крузенштерна и «Нева» под командой Лисянского - 26 ноября 1803 г. первый раз в истории российского флота пересекли экватор.

Затем, потеряв из-за тумана «Надежду», «Нева» летом 1804 года пришла к острову Кадьяк, после чего больше года ходила у берегов Северной Америки. Мореплаватели оказали помощь начальнику русских Северо-Американских колоний Баранову и местным поселенцам в возвращении и восстановлении взятого и разоренного тлинкитами города Новоархангельска, провели научные наблюдения и работы по гидрографии.

Возвращаясь они открыли новые, ещё не нанесенные на карты острова, которые получили названия о.«Лисянского» и о.«Крузенштерна».Примечательно, что остров имени Лисянского, был назван так по желанию команды «Невы». Летом 1805 Лисянский отправился на «Неве» с грузом пушнины в Китай и, уже в ноябре зашел в порт Макао, где встретился с Крузенштерном и его «Надеждой». Впрочем, вскоре после отправления кораблей к мысу Доброй Надежды, они вновь пошли раздельно и опять из-за сильного тумана.

Следуя самостоятельно, Лисянский первым в истории мирового мореплавания сумел провести судно без захода в порты и стоянок от берега Поднебесной до британского Портсмута. Летом 1806 «Нева» под командованием Лисянского, раньше «Надежды» Крузенштерна вернулась в Кронштадт.

В путешествии, Лисянский заново проверил карты Гаспарского и Зондского проливов, внес уточнения в очертания Кадьяка и ещё нескольких островов, у северо-западного побережья Аляски.

Лисянский и экипаж «Невы» стали первыми российскими кругосветными путешественниками. Крузенштерн привел «Надежду» в Кронштадт, только через две недели.

За кругосветное плавание, Лисянский получил звание капитана 2-го ранга, получил пожизненную пенсию в 3 000 рублей и единовременно от Российско-Американской компании 10 000 руб.

Маршрут экспедиции

Кронштадт (Россия) - Копенгаген (Дания) - Фалмут (Великобритания) - Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские острова, Испания) - Флорианополис (Бразилия, Португалия) - Остров Пасхи - Нуку-Хива (Маркизские острова, Франция) - Гонолулу (Гавайские острова) - Петропавловск-Камчатский (Россия) - Нагасаки (Япония) - Хакодате (о-в Хоккайдо, Япония) - Южно-Сахалинск (о-в Сахалин, Россия) - Ситка (Аляска, Россия) - Кадьяк (Аляска, Россия) - Гуанчжоу (Китай) - Макао (Португалия) - остров Святой Елены (Великобритания) - о-ва Корву и Флориш (Азорские острова, Португалия) - Портсмут (Великобритания) - Кронштадт (Россия).

После кругосветки

В 1807 г. Лисянский, начальствуя над отрядом в 9 судов, ходил в крейсерство к Готланду и Борнгольму для наблюдения за английскими военными судами; в 1808 г. он был назначен командиром корабля «Эмгейтен».

В отставке

Могила Лисянского

8 января 1809 г., в чине капитана І ранга, вышел в отставку. В 1812 г. Лисянский опубликовал свое «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806-х гг.» (с подробным атласом), а в 1814 г. напечатал его в Лондоне на английском языке. Во время своих странствий Лисянский собирал личную коллекцию предметов, утвари, одежды, оружия. В ней были также раковины, куски лавы, кораллы, обломки горных пород с островов Тихого океана, Северной Америки, Бразилии. Все это стало достоянием Русского Географического общества.

Похоронен в «Некрополе мастеров искусств» на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Санкт-Петербург).

Семья

Один из сыновей Лисянского - Платон Юрьевич, пошёл по стопам отца, стал морским офицером и дослужился до чина адмирала (1892)

Личностные характеристики по воспоминаниям современников

Слава кругосветного мореплавателя досталась Крузенштерну, сумевшему первым опубликовать описание путешествия на три года раньше, чем Лисянский, считавший задания по долгу службы более важными, чем публикация отчета для Географического общества.

Сам Крузенштерн видел в своем друге и коллеге прежде всего «человека беспристрастного, послушного, усердного к общей пользе, чрезвычайно скромного».

Скрупулезность, с которой мореплаватель делал астрономические наблюдения, определял долготы и широты, устанавливал координаты гаваней и островов, где «Нева» имела стоянки, приближает его измерения двухвековой давности к современным данным.

Увековечивание памяти

В честь Юрия Фёдоровича Лисянского названы:

  • необитаемый остров Лисянского в Гавайском архипелаге, открытый им 15 октября 1805 года во время первого русского кругосветного плавания;
  • мыс, пролив и полуостров в Александровском архипелаге у побережья Аляски (1883);
  • бухта Лисянского. Название дано в 1888 году Бюро рыболовства США. Изменено в 1929 году Береговой охраной США на Барлинг;
  • залив в Александровском архипелаге (1908);
  • подводная гора в Охотском море в районе Курильских островов, открытая научно-исследовательским судном «Витязь» в 1949-1955 годах;
  • полуостров на северном побережье Охотского моря, на крайнем востоке Хабаровского края;

    Марка посвященная Лисянскому

  • река в Александровском архипелаге, названная по заливу Лисянского (1955).
  • улица и сквер в г. Нежине Черниговской обл. (Украина)
  • В 1965 году в СССР был построен дизель-электрический ледокол проекта 97, получивший имя «Юрий Лисянский». Ледокол продолжает работать, в 2008 году он получил разрешение на эксплуатацию до 2017 года.
  • В 1974 году в г. Нежине Черниговской обл. (Украина) был установлен памятник в одноименном сквере в центре города рядом с домом, где родился Ю. Ф. Лисянский и церковью, где он был крещен и где служил протоиереем его отец.
  • В 1993 году Банком России выпущена серия памятных монет «Первое русское кругосветное путешествие».
  • В 1998 году, в честь 225-летия со дня рождения Юрия Лисянского, Почта России выпустила марку, посвящённую этому событию, а Почта Украины - серию почтовых марок.
  • Почта России в 2003 году выпустила марку в честь 200-летия экспедиции Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского.
  • В 2008 году авиакомпания Аэрофлот в честь Юрия Лисянского назвала один из своих самолетов Airbus A320(VP-BZQ).
  • Лисянский Юрий Федорович — известный российский мореплаватель. Родился 13 августа 1773 года. В молодости служил на фрегате «Подражислав». Участвовал в русско-шведской войне в 1788 — 1790 годах. С 1790 года приступил к службе на Балтийском Флоте. В 1793 — 1799 годах проходил военное обучение на кораблях английского флота. Также принял участие в боевых действиях этого флота, а именно в Северной Америке, Южной Африке, Индии, а также Вест Индии.

    После этого вернулся в Россию и в 1800 году его назначили командиром фрегата. В 1803 году сделал перевод книги Клерка под названием «Движение флотов». В этой книге детально описывались такт и принципы морского боя. Известность ему принесло первое русское кругосветное плавание , которое он совершил вместе с Иваном Крузенштерном в 1803 — 1806 годах. Кругосветное плавание совершалось на кораблях «Нева» и «Надежда». Ю.Ф. Лисянский был командиром корабля «Нева», а И.Ф.Крузенштерн был командиром корабля «Надежда».

    1 августа 1803 года корабли начали свой путь из Кронштадта, затем пересекли Атлантический океан и обогнули мыс Горн. После чего вышли в открытое плавание в Тихий Океан и достигли Гавайских островов. Затем корабли разделились и «Нева» под командованием Лисянского отправилась на Аляску, где команда пробыла практически год. На обратном своем пути корабли вновь встретились в Кантоне, доплыли до Южной Африки и заново разошлись. Путь от Кантона к Портсмута был довольно таки долгим, но Лисянский впервые за историю мореплавания совершил этот путь без единого захода в порт по пути к цели. Так корабль «Нева» пробыл в открытом море 142 дня без посещения суши. В августе 1806 года вся экспедиция вернулась в начальную точку путешествия — в Кронштадт.

    Самое интересное для Вас!

    На протяжении всего кругосветного плавания Лисянский исследовал разные материки, воды и пути передвижения по морям и океанам. Благодаря этому плаванию Юрий Федорович Лисянский исправил множество неточностей и ошибок на картах и в морских описаниях. После возвращения с кругосветного путешествия служил на Балтийском Флоте до 1809 года, а затем ушел в отставку.

    В его честь названы места, которые он открыл во время плавания — остров в северно-западной части архипелага Гавайских островов, полуостров на северном побережье Охотского моря, а также гора на острове Сахалине. Умер 6 марта 1837 года. Похоронен Лисянский Юрий Федорович в Невской Лавре.

    ЛИСЯНСКИЙ, ЮРИЙ ФЕДОРОВИЧ (1773–1837) – русский мореплаватель, капитан 1 ранга (1809), исследователь-гидролог, известный путешественник.

    Родился 2 августа 1773 в семье протоиерея в г.Нежин. Обучаясь в Морском кадетском корпусе, подружился с И.Ф.Крузенштерном .

    В 1786 в возрасте 13 лет, досрочно окончив корпус вторым по списку, поступил гардемарином на 32-пушечный фрегат «Подражислав» Балтийского флота. На нем же он получил боевое крещение в Голландском сражении во время русско-шведской войны 1788–1790, в которой 15-летний гардемарин участвовал в нескольких сражениях.

    В 1789 был произведен в мичманы. В 1793 – в лейтенанты и направлен в числе 16 лучших офицеров в Англию. Там четыре года совершенствовался в мореходной практике, участвовал в боях англичан против республиканской Франции (отличился при пленении французского фрегата «Элизабет», но был контужен), сражался с пиратами в водах Северной Америки. Путешествовал по США (лично видел первого президента США Джорджа Вашингтона), затем был в Вест-Индии, сопровождал английские караваны у берегов Южной Африки и Индии.

    В 1797 вернулся в Россию, 27 марта произведен в капитан-лейтенанты. Вместе с новым чином получил назначение командиром на фрегат «Автроил». В ноябре 1802 за участие в 16 морских кампаниях и двух больший сражениях был награжден орденом Георгия 4-й степени. В это время Российско-американская компания (торговое объединение, учрежденное в июле 1799 в целях освоения территории Русской Америки, Курил и др. островов) высказалась в поддержку специальной экспедиции для снабжения и защиты русских поселений на Аляске. С этого началась подготовка 1-й русской кругосветной экспедиции. Морское министерство назначило капитан-лейтенанта Лисянского одним из ее руководителей и командировало его в Англию для закупки двух шлюпов и части снаряжения.

    К лету 1803 года шлюпы «Нева» и «Надежда» были готовы к отправке. Руководство всей экспедицией и командование шлюпом «Надежда» было поручено капитан-лейтенанту Крузенштерну. Его однокашник по Морскому корпусу Лисянскому командовал шлюпом «Нева».

    26 июля экспедиция вышла из Кронштадта в путь, «не испытанный до того россиянами». 14 ноября 1803 суда в первые в истории российского флота пересекли экватор. После этого, потеряв в тумане шлюп «Надежда», «Нева» 1 июля 1804 года пришла к острову Кадьяк и более года находилась у берегов Северной Америки. Моряки помогли жителям Русской Америки отстоять свои поселения от нападения индейских племен тлинкитов, участвовали в строительстве крепости Ново-Архангельск (Ситка), вели научные наблюдения и гидрографические работы. В августе 1805 Лисянский вышел на «Неве» с грузом пушнины в Китай, в ноябре пришел в порт Макао, где вновь соединился с Крузенштерном и «Надеждой». Но едва корабли вышли из порта, как снова потеряли друг друга в тумане. Следуя самостоятельно, Лисянский впервые в истории мирового мореплавания провел корабль без заходов в порты и стоянки от берегов Китая до английского Портсмута. 22 июля 1806 его «Нева» первой вернулась в Кронштадт.

    Лисянский и его экипаж стали первыми российскими кругосветными мореплавателями. Лишь через две недели сюда же благополучно пришла «Надежда». Но слава кругосветного мореплавателя досталась Крузенштерну, сумевшему первым опубликовать описание путешествия (на три года раньше, чем Лисянский, считавший задания по долгу службы более важными, чем публикация отчета для Географического общества). Да и сам Крузенштерн видел в своем друге и коллеге прежде всего «человека беспристрастного, послушного, усердного к общей пользе», чрезвычайно скромного. Правда, заслуги Лисянского были все же отмечены: он получил чин капитана 2 ранга, орден Святого Владимира 3-й степени, денежную премию и пожизненную пенсию. Для него самого главным подарком была благодарность офицеров и матросов шлюпа, перенесших вместе с ним тяготы плавания и подаривших ему на память золотую шпагу с надписью: «Благодарность команды корабля „Нева"».

    Скрупулезность, с которой мореплаватель делал астрономические наблюдения, определял долготы и широты, устанавливал координаты гаваней и островов, где «Нева» имела стоянки, приближает его измерения двухвековой давности к современным данным. Путешественник перепроверил карты Гаспарского и Зондского проливов, уточнил очертания Кадьяка и других островов, прилегающих к северо-западному побережью Аляски. Попутно он открыл небольшой остров на 26° с. ш., к северо-западу от Гавайских островов, который, по желанию экипажа «Невы», был назван его именем.

    Во время своих странствий Лисянский собирал личную коллекцию предметов, утвари, одежды, оружия. В ней были также раковины, куски лавы, кораллы, обломки горных пород с островов Тихого океана, Северной Америки, Бразилии. Все это стало достоянием Русского Географического общества.

    В 1807–1808 Лисянский командовал кораблями «Зачатие Святой Анны», «Эмгейтен» и отрядом из 9 судов. Участвовал в боевых действиях против флотов Англии и Швеции. В 1809 году вышел в отставку в чине капитана I ранга. Занялся приведением в порядок своих путевых записей, которые он вел в форме дневника и опубликовал их лишь в 1812, после чего лично перевел свой труд на английский и издал в Лондоне в 1814.

    Трижды в жизни Лисянский был первым: первым совершил под российским флагом кругосветное путешествие, первым продолжил путь от Русской Америки до Кронштадта, первым открыл необитаемый остров в центральной акватории Тихого океана. Ныне его именем названы залив, полуостров, пролив, река и мыс на побережье Северной Америки в районе архипелага Александра, один из островов Гавайского архипелага, подводная года в Охотском море и полуостров на Северном побережье Охотского моря.

    Сочинения: Лисянский Ю.Ф. Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 на корабле «Нева» под начальством Ю. Лисянского . (1-е изд. – 1812, 2-е - М., 1947).

    Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева

    Совершивший кругосветное путешествие.

    Молодые годы

    Родился Ю. Лисянский в малороссийском городе Нежине в простой семье священника в 1773 году. С детства мечтал о море, поэтому поступил учиться в Морской кадетский корпус и успешно его окончил. По назначению служил на фрегате «Подражислав» в составе эскадры адмирала С. К. Грейга. Был участником Гогландского и еще нескольких морских сражений в войне со шведами, служил в качестве волонтера в британском флоте, участвовал в боях с французами на берегах Северной Америки, совершал плавания на Антильские острова и в Индию.

    Кругосветное плаванье

    Возвратившись на родину, Лисянский был назначен на шлюп «Нева» командиром. Это судно отправлялось в кругосветную экспедицию под руководством И. Ф. Крузенштерна, командовавшего вторым шлюпом «Надежда». Эти два русских корабля покинули родину в середине лета 1803 г. из Кронштадта. В ноябре 1804 г. Ю. Ф. Лисянский и И. Ф. Крузенштерн первые в истории российского флота пересекли линию экватора. В феврале этого же года оба судна обошли мыс Горн, выйдя в тихоокеанские воды. Здесь корабли разделились. Лисянский взял курс на остров Пасхи. Там он составил карту острова, подробно описал его берега, природу, климат, побывал в племенах аборигенов, собрал о них богатые этнографические данные.

    Корабли мореплавателей встретились у берегов острова Нукухива (один из Маркизских островов в Полинезии) и уже вместе взяли курс на Гавайский архипелаг. Здесь их пути опять разошлись: «Надежда» Крузенштерна последовала к Петропавловску-Камчатскому, а «Нева» Лисянского - к берегам «Русской Америки» (так называли русские владения в Северной Америке: Аляску, часть Северной Калифорнии и Алеутские острова). Конкретная его цель - остров Кадьяк на западном побережье Аляски. Там правитель русских поселений А. Баранов известил Лисянского о неспокойной обстановке ввиду конфликтов с местными индейцами.

    Лисянский направил свой шлюп на архипелаг Александра, чтобы получить там военную поддержку против взбунтовавшихся индейцев. Эти непредусмотренные события не помешали выполнению главной задачи: в течение 1804-1805 годов Лисянский и его штурман Д. Калинин исследовали остров Кадьяк и острова архипелага Александра. В ходе работы ими были открыты новые острова, получившие названия Крузова и Чичагова.

    Обратный путь кругосветного плавания Лисянского начался с острова Ситка. Груженая мехами «Нева» покинула «Русскую Америку» осенью 1805 г. и взяла курс на южно-китайский порт Макао, сделал по пути три географических открытия: о. Лисянского и два рифа, названные в честь шлюпа «Нева» и Крузенштерна. В порту Макао судна вновь соединились и отправились в Кантон, еще один китайский порт. Там экипажи обоих кораблей пополнили запасы воды и продовольствия, после чего двинулись в обратную дорогу. Оба судна благополучно достигли юго-восточных берегов Африки, но потом в густом тумане упустили друг друга из поля зрения и вернулись в порт Кронштадт порознь: «Нева» - в 5.08.1806, а «Надежда» - на две недели позже.

    После кругосветного путешествия

    Так закончилась первая в истории русского флота кругосветная экспедиция. Лисянский получил чин капитана первого ранга и пожизненный пансион. Он написал книгу о своем путешествии, но адмиралтейств-коллегия ВМФ отказало в финансировании ее издания. Возмущенный Лисянский подал рапорт об отставке и уехал жить в деревню. Свой двухтомный труд он издал на собственные средства в 1812 г. Затем перевел книгу на английский и выпустил ее в Лондоне (1814). А через год книга Лисянского увидела свет в Германии, в переводе на немецкий.

    Так вышло, что британцы и немцы по достоинству высоко оценили труд русского мореплавателя в отличие от соотечественников. Умер Ю. Ф. Лисянский в в 1837 г. Похоронен на территории Александро-Невской лавры. Его имя дано острову на Гавайском архипелаге, полуострову на берегу Охотского моря и горе на о. Сахалин.