(V — нач. IV в. до н.э.). В библиографич. разд. «Хань шу» («История [династии] Хань», I в. н.э.) Бань Гу упоминает книгу «Мо-цзы» из 71 главы (пянь [1 ]). Согласно источникам эпохи Суй (VI — нач. VII в.), трактат состоял из 15 цзюаней (свитков); источники эпохи Сун (X-XIII вв.) говорят о 61 гл.; «Сы ку цюань шу цзун му» (XVIII в.) — о 53 гл. Нумерация и порядок глав «Мо-цзы» определены в кон. I в. до н.э. Лю Сяном . В XV в. трактат включен в собрание даос. писаний «Дао цзан» .

Первые три главы — «Цинь ши» («Приближение служилых»), «Сю шэнь» («О самовоспитании»), «Со жань» («Влияние примера») — приписываются Мо Ди, но являются позднейшей подделкой. Главы «Шан сянь» («Почитание мудрости»), «Шан тун» («Почитание единства»), «Цзянь ай» («Всеобщая любовь»), «Фэй гун» («Против нападений»), «Цзе юн» («За экономию в расходах»), «Цзе сан» («За экономию при захоронениях»), «Тянь чжи» («Воля Неба»), «Мин гуй» («Духовидение»), «Фэй юэ» («Против музыки»), «Фэй мин» («Против предопределения»), «Фэй жу» («Против конфуцианцев») излагают основы учения Мо Ди и ранних моистов. Их дополняют главы «Фа и» («Подражание образцу»), «Ци хуань» («Семь бед»), «Цы го» («Осуждение крайностей»), «Сань бянь» («Три доказательства»). Деятельность Мо Ди и его учеников описывается в главах «Гэнь Чжу», «Гуй и» («Ценить справедливость»), «Гун Мэн», «Лу вэнь» («Вопросы луского [правителя]»), «Гун Шу». Шесть глав — «Цзин шан» («Канон, часть первая»), «Цзин ся» («Канон, часть вторая»), «Цзин шо шан» («Пояснения к первой части канона»), «Цзин шо ся» («Пояснения ко второй части канона»), «Да цюй» («Большой выбор»), «Сяо цюй» («Малый выбор») — объединены названием «Мо цзин» («Моистский канон») или «Мо бянь» («Моисты-спорщики»); в раннем средневековье название «Мо бянь» относили только к первым четырем из перечисленных глав. «Канон» излагает взгляды поздних моистов, гл. обр. по проблемам познания и логики, затрагивая также обл. математики, оптики, механики, психологии и экономики. 11 след. глав, начиная с «Бэй чэн мэнь» («Подготовка к обороне городских ворот»), посвящены искусству фортификации.

Известно, что «Мо бянь» еще в кон. III — нач. IV в. комментировал Лу Шэн. Интерес к комментированию «Мо-цзы» возрос в XVII-XVIII вв., ведущие комментарии того периода принадлежат Би Юаню и Ван Чжуну . В кон. XIX в. Сунь И-жан, обобщив предыдущие комментаторские труды, написал «Мо-цзы цзянь гу» («Доступное толкование Мо-цзы»), к-рое сделало возможным науч. исследование текста книги. Текстологич. проблемами и атрибутированием глав «Мо-цзы» занимались видные кит. ученые: Лян Ци-чао , [Ху Ши|Ху Ши]], Чжань Цзянь-фэн, Тань Цзе-фу, Гао Хэн, Люй Чжэнь-юй, Ло Гэнь-цзэ, Фэн Ю-лань , Ду Го-сян, Хоу Вай-лу, Го Мо-жо, Жэнь Цзи-юй, Ян Юн-го , Ху Цюй-юань и др.

Источники:
Сунь И-жан . Мо-цзы сянь гу (Доступное толкование Мо-цзы). Шанхай, 1957 (ЧЦЦЧ. Т. 4); Антология мировой философии. Т. 1, ч. 1. М., 1964; Древнекитайская философия. Т. 2. М., 1973, с. 66-98; Из книги «Мо-цзы» // Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973.

Литература:
Титаренко М.Л. Книга «Мо-цзы» как литературно-художественный памятник // Литература древнего Китая. М., 1969. он же. Древнекитайский философ Мо Ди, его школа и учение. М., 1985.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 357-358.

Мо цзы, (примерно 470–391 гг. до н. э.), китайский философ, разработавший учение о всеобщей любви – моизм

Если собрать все богатства страны, то они не сравняются с ценностью, которую имеют мудрые и приближенные служилые.

Среди людей мало есть таких, кто бы не умер из за своих слишком выдающихся достоинств. Потому что имеющееся в избытке трудно сохранить.
Хотя отец испытывает родительскую любовь, но он все таки не любит сына бездельника.

Большие и средние реки не брезгуют принимать ручейки и горные потоки, чтобы наполнить себя и тем самым быть великими.

Готовясь к действиям, необходимо сопоставить свои поступки с желанием Неба. То, что Небо желает, делай это, а что Небо не желает, запрети делать.

Того, кто питает к людям всеобщую любовь, кто делает им пользу, Небо непременно осчастливит. А того, кто делает людям зло, обманывает людей, Небо непременно покарает.

Если награждаются не мудрые, а наказываются не жестокие, то это не поощряет мудрых и не мешает жестоким людям.

Непочитание мудрости, назначение на должность неспособных, и в результате – хаос в стране.

На основе прошлого познаем будущее, на основе явного познаем скрытое.

Всякое высказывание должно соответствовать трем правилам. Что такое три правила? Они суть: должно быть основание, должен быть источник, должна быть применимость.

Простой люд имеет три бедствия. Голодающие не имеют пищи, замерзающие не имеют одежды, уставшие не имеют отдыха.

Если высказывания переходят в поступки, то такие высказывания следует сохранить. Если высказывания не могут перейти в поступки, то их не следует сохранять.

Если из ста ворот закрыть лишь одни, то разве можно на этом основании считать, что разбойнику неоткуда войти?

Заблуждение - нарушение правил использования имён.

Высказывать суждение, не понимая того, на основании чего оно возникло, - значит впадать в заблуждение.

Хорошему в древности нужно следовать, но нужно создавать и современное хорошее.

Древние принципы, которым нужно следовать, были ведь новыми для своего времени, а те древние люди, которые следовали этим принципам, не были совершенномудрыми.

Вторгаясь на территорию соседнего государства, армия топчет хлеба, рубит леса, разрушает города и селения и не возвращается обратно.

Если благородные и мудрые управляют глупыми и низкими, то царит порядок.

Долг - это то, когда служилый приносит пользу другим, хотя бы в ущерб себе.

Чтобы понять смысл сказанного людьми, нужно в сердце разграничить истинное и ложное.

Сила обязательно приводит к мирному правлению, а отсутствие силы обязательно приводит к беспорядкам; сила обязательно приводит к знатности, а отсутствие силы обязательно приводит к низкому положению, нищете и голоду.

Справедливость - это то, что полезно.

Если получаешь нечто и оно тебе приятно, то это будет пользой, хотя бы оно и не было к чему-то применимо.

Тот, кто хулит других, должен предложить что то взамен. Критика без таких предложений подобна попытке остановить потоп водой или потушить пожар огнем. От нее не будет решительно никакого проку.

Разум – это понимание сущности вещей.

Чтобы чего нибудь достигнуть, нужны ориентиры. Никто еще ничего не добился без них.

Когда никто в мире не любит друг друга, естественно, что сильные будут побеждать слабых, многие угнетать немногих, богачи насмехаться над бедняками, знатные презирать покорных, хитрые обманывать простодушных. Поэтому все беды, распри, жалобы и ненависть в мире возникают из за недостатка взаимной любви.

Человек, в отличии от животных, живёт, опираясь на свои усилия, а тот, кто не опирается на свои усилия, не живёт.

Высказывания обязательно должны основываться на образце. Если высказывания не строятся на образце… нельзя добиться и ясно узнать разницу между правдой и ложью, выгодным и вредным.

…Всему хорошему и [полезному], что дошло до нас из древности, нужно следовать, но нужно создавать и новые полезные и хорошие вещи.

Если год урожайный, то люди становятся отзывчивыми и добрыми. Если же год неурожайный, то люди становятся черствыми и злыми.

Если нет любви между людьми, то непременно появляется ненависть.

Если ты, рассуждая о справедливости, считаешь, что убить одного человека несправедливо, а убивать множество невинных людей справедливо, то это нельзя назвать знанием рода [справедливости], знанием того, о чем идет речь.

Кто делает добро, того следует прославлять; кто делает зло, того необходимо карать.

Кто усерден [в труде], тот имеет возможность жить, а кто не усерден в труде, тот не имеет возможности жить.

Счастья нельзя просить, несчастья нельзя избежать, если сам поступал плохо, трудился неусердно.

Требовать, чтобы люди учились, и утверждать, что есть судьба, - это все равно что приказать человеку уложить волосы и тут же сбить с него шапку.

Что называем беспорядком? Это когда сын любит себя, но не любит отца, поэтому ради своей корысти он наносит ущерб отцу; это когда младший брат любит лишь себя и не любит старшего брата, поэтому ради своей корысти он наносит ущерб своему [старшему] брату.

Мо Ди

Мо-Цзы , Мо Ди (479-381 до н. э.) - китайский философ и политический деятель, создатель моизма - учения, направленного против конфуцианства.

Моцзы, или Мо Ди (479-400 до н. э.),- основатель философской школы в Древнем Китае, которая имела многочисленных сторонников. Моцзы был противником конфуцианства и считал, что предопределенной судьбы нет, она зависит от того, как человек будет осуществлять принципы «всеобщей любви» (цзань-ай), в основе которых лежит «небесная воля». Он призывал людей помогать друг другу, заниматься полезным трудом, отказаться от насилия и войн, выдвигать мудрых и достойных для управления страной, независимо от занимаемого ими в обществе положения. Моцзы склонялся к мистицизму, однако в его учении содержатся и некоторые материалистические элементы. Так, он утверждал, что наше знание возникает из непосредственного, изучения действительности. В дальнейшем на базе рациональных идей Моцзы его последователи - «монеты» - создали наивно-материалистическую теорию познания, сыгравшую большую роль в развитии философской мысли Древнего Китая. Со 2 века до н. э. школа Моцзы перестала существовать как самостоятельное идейное течение.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова . М., 1991, с. 272-273.

Мо Ди (Мо-цзы, ок. 460-400 гг. до н.э.). Немного известно о жизни Мо Ди, называвшегося также Учителем Мо, Мо-цзы. По-видимому, он родился в царстве Лу, на территории нынешней провинции Шаньдун. Вероятно, он является выходцем из среды обездоленных. Мо Ди резко восстает против конфуцианских идей в отношении ритуалов, музыки и необходимости социальной иерархии. Исходя из тех же констатируемых посылок, что и Конфуций , он приходит к прямо противоположным выводам, утверждая, что основанием человеческого сознания является не реальная действенность морали, а эгоизм. Он считает, таким образом, что социальный мир должен базироваться на аскетизме и эгалитарной дисциплине. Он организует своих приверженцев в военизированные группы, которые в случае необходимости должны отдаваться в распоряжение князя или какого-то другого деятеля, боеспособного в эти времена нескончаемых войн. Возможно, Мо Ди является автором работы, озаглавленной его именем. Некоторых его учеников привлекают тонкости его софистики.

Каменарович И. Классический Китай. М., Вече, 2014, с. 381.

Мо-цзы (Мо Ди) (ок. 475-395) - древнекитайский философ, выступал против Конфуция, хотя вначале изучал конфуцианство и выступал в его защиту. Взгляды Мо-цзы изложены в "Трактате учителя Мо" ("Мо-цзы"), созданного его учениками. Главная цель, пронизывающая концепцию Мо-цзы, - это принцип "всеобщей любви". Всеобщая любовь понимается как любовь всех ко всем. Эта любовь, по мнению Мо-цзы, может разрешить любые конфликты, как в экономической, так и в политической сферах. Он видел в осуществлении этого принципа выход из политического и экономического хаоса. Кроме того, критикуя конфуцианство, Мо-цзы выдвинул и другие принципы и положения своей этической доктрины. Он подчеркивал важность уважения талантов, самоуважения, ; ненападения. Он полагал, что все талантливые люди должны иметь; возможность управлять страной вне зависимости от происхождения. S Выступал против войн и считал, что "нельзя нападать на соседние царства, убивать народ, захватывать скот и грабить богатства". Мо-цзы также выступал против конфуцианского положения, что "воля небес" определяет судьбу человека, и считал, что люди перестанут бороться за свое счастье, если поверят в судьбу, которая от них не зависит. Не признавал конфуцианское положение, что воспитание народа должно осуществляться посредством музыки и ритуала. В то же время Мо-цзы не отрицал "роли небес" в жизни человека, полагая, что Бог наказывает или вознаграждает людей в той мере, в какой они следуют принципу всеобщей любви. В учении о познании Мо-цзы стоял на точке зрения, что истинные знания - это те, что получены в процессе практической деятельности. Он также выступал против "врожденного знания".

Мо-цзы - основатель направления моизма. Моисты развивали идеи своего учителя с позиций наивного материализма. Они разрабатывали в основном проблемы логики и теории познания. По их мнению, вещи, существующие вокруг нас, имеют объективный характер и независимы от нашего сознания. Человеческое сознание возникает в результате деятельности органов чувств и мышления.

Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М., 2002.

Мо-Цзы, Mo Ди (ок. 480-438, 420, 400, 392 или 381 до н. э.), древнекитайский мыслитель, политический деятель, основатель моизма. Родился, по-видимому, в царстве Лу, на родине Конфуция (западная часть современной провинции Шань-дун). Много путешествовал, излагая правителям свои идеи или же пытаясь отговорить их от ведения захватнических войн, иногда с успехом. Собрал вокруг себя значительное число учеников, что обеспечило расцвет его школы в Китае 5-3 веках до н. э. Учениками Мо-Цзы и их последователями был создан «Мо-Цзы» («Трактат учителя Мо»); текстологическая работа над ним была проделана известными учёными цинского времени Би Юанем (1729-97), Чжан Хуэйянем (1761-1802), Сунь Ижаном (1848- 1908), Лян Цичао (1873-1929) и др. Составленный Сунь Ижаном «Мо-цзы сянь-гу» («Трактат философа Мо Ди со сводным толкованием») считается ныне лучшим.

Вначале Мо-Цзы изучал конфуцианство, хорошо знал «Шан шу» и «Шицзин» (см. Тринадцатикнижие), однако затем стал его решит, противником, хотя самого Конфуция ценил и уважал. Основная идея философии Мо-Цзы - «всеобщая любовь», т. е. отвлечённая любовь всех ко всем; она противостоит конфуцианским принципам гуманности (жэнь), отношений в семье и иерархичности этики. Ряд положений Мо-Цзы имеет «негативный» характер: он «против музыки» - ибо она отвлекает человека от производственной (и управленческой) деятельности; «против судьбы» - ибо жизнь человека определяется его действиями, а не неизбежным фатумом; «против агрессивных войн» - поскольку они являются величайшим и жесточайшим преступлением. Признавая существование «духов и привидений», которые могут наказывать зло и вознаграждать добро, и «воли неба» как ориентира поведения людей, Мо-Цзы ввёл религиозную струю в своё учение.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература: Ян Юн-го, История др.-кит. идеологии, М., 1957, с. 91 -172; Го Mо-жо, Философы древнего Китая. («Десять критич. статей»), М., 1961, с. 100-73; Быков Ф. С., Зарождение обществ.-политич. и филос. мысли в Китае, М., 1966, с. 106-19, 201-05; Др.-кит. философия, т. 1-2,М., 1972-73; Forke Α., Geschichte der alten chinesischen Philosophie, Hamb., 1927, S. 368-417; Pung Yu-lan, The spiritof Chinese philosophy, L., 1947, p. 20-44; Wing-t sit Chan, A source book in Chinese philosophy, Princeton, 1963, p. 211-31; Watson В., Basic writings of Mo Tsu, Hsün Tsu and Han Fei Tsu, N. Y.- L., 1967.

Мо Ди (Мо-цзы) – древнекитайский мыслитель, политический деятель, основатель философской школы и организации моистов (мо цзя). Разработал философское учение, противостоящее взглядам ранних конфуцианцев. Вел подвижническую жизнь, проповедуя свое учение, побывал во многих древнекитайских царствах. Имел сотни учеников, славился ораторским искусством, проявил себя тонким дипломатом, был сведущ в фортификации. Взгляды Mo Ди изложены предположительно в десяти главах трактата «Мо-цзы».

Социально-этическое учение Mo Ди основано на принципе «всеобщей любви и взаимной выгоды» (цзянь сян ай, цзяо сян ли), подразумевавшем соизмерение человеком своих действий с «пользой для Поднебесной». Выдвинутые им принципы «экономии в расходах», «экономии при захоронениях» и «против музыки» нацелены против знати и конфуцианства, ритуализм которого потакает тяге к роскоши и дорогостоящим церемониям с исполнением ритуальной музыки. В результате государственные дела приходят в упадок, народ нищает.

Согласно тезису Mo Ди о «почитании талантов» (шан сянь), «мудрые люди» должны выдвигаться на высокие посты независимо от их происхождения. Он предложил концепцию происхождения государственной власти, перекликающуюся с идеями Эпикура и Лукреция: хаос в обществе прекратился с избранием правителя – Сына Неба – и его помощников. Образцом «справедливого» правления для Mo Ди являются древние полумифические «совершенномудрые» правители (см. Шэн). Разделение обязанностей в обществе Mo Ди рассматривал как причину существования сословий, при этом утверждая равенство политических возможностей: «сановники не вечно должны быть знатными, простолюдины не вечно должны быть незнатными». Отвергая агрессивные войны как аморальные, мыслитель сам со своими учениками приходил на помощь государствам, подвергшимся агрессии.

Критикуя конфуцианский буквализм в следовании традиции, философ указывал, что «древние принципы... в свое время тоже были новыми». Отвергая конфуцианское отношение к судьбе (см. Mин), Mo Ди считал, что те, кто утверждает веру в «предопределение», – «разрушители справедливости», ибо лишают смысла творческую активность и труд человека. Вместе с тем понятие Небо (см. Тянь) имеет у Mo Ди теистический смысл. «Волю Неба» (тянь чжи) он рассматривал как критерий разграничения добра и зла, подобный инструментам ремесленника – циркулю или угломеру. В развитие тезиса о «воле Неба» Mo Ди выдвинул положение о «духовидении» (мин гуй) как связующем звене между людьми и Небом. «Духовидение» предполагает различение «небесных» духов, духов и демонов рек, гор, земли и духов предков, поклонение им и осознание того, что за добрые дела люди вознаграждаются духами, за проступки – наказываются.

Источник этических норм, по Mo Ди, – «совершенномудрые» правители, берущие Небо за образец «всеобщей любви и взаимной выгоды». Оно желает от человека поведения, соответствующего этому принципу. Причина общественных неурядиц – отсутствие «всеобщей любви». «Любовь к людям», имеющую градации в зависимости от степени родства и социального статуса, определяемую конфуцианством как «гуманность» – жэнь, Mo Ди называл «отдельной любовью» (бе ай). Идеал личности для Mo Ди – «совершенномудрый» правитель древности Юй (см. Шэн), не жалевший себя в борьбе с наводнением, поразившим Поднебесную. В воспитании ведущую роль Mo Ди отводил личному примеру: силой примера правитель может изменить и природу человека, и обычаи народа.

Учение Mo Ди о познании противостоит учению Конфуция о «врожденном знании» (шэн чжи). Предмет знания, по Mo Ди, – «дела совершенномудрых правителей», впечатления и наблюдения современников, принципы управления страной, отношения между людьми и правила логических рассуждений (бянь, см. Мин бянь). Сущность процесса познания – раскрытие «причинности» (гу), определение «сходства и различий» (тун и) между ними, а также разделение вещей и явлений по «родам» (лэй), т.е. анализ и обобщение. Mo Ди предложил учение о «трех критериях» (санъ бяо) истинного знания: 1) основание – «дела совершенномудрых правителей древности»; 2) источник – «факты, которые слышали или видели массы людей»; 3) применимость – возможность применения «в управлении страной».

Социально-политические аспекты учения Mo Ди нашли развитие в идеологии легизма, преломились во взглядах Сюнь-цзы, Хань Фэя (3 в. до н.э.), Ван Чуна, мыслителей Нового времени Тань Сытуна, Сунь Ятсена и др. Идеи Mo Ди послужили основой для логической системы поздних моистов.

М.Л. Титаренко

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 600.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Китая (биографические материалы).

Все о Китае и китайцах (спраовчник).

Сочинения:

Из «Мо-цзы»,– В кн.: Из книг мудрецов. М., 1987.

См. также лит. к статье Mo цзя.


Читай биографию философа: кратко о жизни, основных идеях, учениях, философии
МО-ЦЗЫ (МО ДИ)
(ок. 480-400 до н. э.)

Великий китайский ученый, специалист в области социальной этики; ярый противник Конфуция. Основной тезис учения Мо-цзы о "всеобщей любви и взаимной выгоде" - попытка своеобразного этического обоснования идеи равенства людей. Взгляды мыслителя и его учеников собраны в книге "Мо-цзы".

Достоверных данных о датах жизни Мо-цзы не сохранилось Однако все источники сходятся на том, что он жил и творил не позднее V века до н. э. Если верить утверждению древнекитайского историка Сыма Цяня, что Мо-цзы жил после Конфуция, то исторические рамки активной деятельности мыслителя, вероятно, ограничиваются периодом с 60-х годов V века до рубежа V-IV веков до н. э.… то есть примерно 60-ю годами. Следовательно, можно утверждать, что основатель школы моцзя прожил долгую жизнь, около 80 лет.

Место рождения Мо-цзы также точно не известно. По одним источникам, он родился в царстве Лу, по другим - в царстве Сун, третьи утверждают, что мудрец появился на свет в Чжэн и даже в Чу. Но большинство авторов считает местом его рождения царство Лу, один из центров культуры и ремесел древнего Китая. Мо-цзы происходил из семьи ремесленников, был хорошо образован. Ученики называли его "учителем учителей Мо" (Цзы Мо-цзы), или просто Мо-цзы - "Учитель Мо". Имя философа Ди.

Он был знаком со всеми достижениями культуры своего времени, знал народные песни и придворные оды, составившие впоследствии "Книгу песен" ("Шицзин"), а также содержание исторических анналов "Шаншу". Об этом свидетельствуют частые ссылки на указанные источники в трактате "Мо-цзы" Как сообщается в трактате "Хуай Нань- цзы", "Мо-цзы изучал дело служилых и шесть искусств конфуцианцев, но счел их учение, и особенно их учение об обрядах, напыщенным и ненужным, он отошел от принципов династии Чжоу и начал почитать принципы Ся", то есть периода, когда классовое общество еще только складывалось.

В книге "Хуай Нань-цзы" говорится, что Мо-цзы был "недоволен учением Конфуция, так как конфуцианцы требовали трехгодичного траура и пышных похорон, это приводило к разорению земледельцев, уничтожало созданные руками ремесленников и землепашцев богатства и делало их нищими". Далее в главе "Яо люе" той же книги раскрывается причина того, почему Мо-цзы идеализировал династию Ся (примерно 2033-1562 годы до н. э.) и отвергал порядки династии Чжоу (1066-771 годы до н. э.). "Во времена Юя в Поднебесной было сильное наводнение Юй сам шел с мотыгой впереди всех простолюдинов, очищая русла рек, делал много протоков.

В тяжелой борьбе с силами природы погибло много людей. Их погребали тут же, без всяких торжеств и церемоний. Эти скромные похороны соответствовали принципу "за экономию при захоронениях", в котором воплотились моистские идеалы скромности и целесообразности. Легендарный правитель Юй, спасший Поднебесную от страшного бедствия, стал для Мо-цзы и его последователей примером величия человека, боровшегося за всеобщие интересы, образцом для подражания.

Мо-цзы, вышедший из низов, хорошо знал их жизнь. Даже когда мыслитель добился широкой известности и был окружен почетом и уважением сотен учеников, он оставался скромным и требовательным к себе, до конца своих дней учился. Мо-цзы всегда был готов пойти туда, где людям требовалась помощь, его отличала постоянная готовность к самопожертвованию. Даже конфуцианец Мэн-цзы был вынужден признать: "Мо-цзы сторонник всеобщей любви. Если бы во имя пользы Поднебесной потребовалось стереть себя в порошок, то он сделал бы это".

Как свидетельствуют многие древние книги, Мо-цзы был искусен в строительстве оборонительных сооружений и в деле защиты городских стен. Он вел подвижническую жизнь. Ханьский историк Бань Гу говорил, что "дымоход в доме, где останавливался Мо-цзы, никогда не чернел от дыма". За свою долгую, полную превратностей жизнь он побывал во многих царствах - Лу, Ци, Сун, Чжэн, Чу, Юэ и др., встречался с выдающимися государственными деятелями и учеными своего времени. Чаще всего, как свидетельствуют главы трактата "Мо-цзы", описывающие деятельность мыслителя, он посещал царства Лу, Ци и Чу.

Как глава школы моистов он в середине V века до н. э. приобрел огромную известность и авторитет. Это позволяло ему в беседах с правителями и знатью держаться независимо, с большим достоинством. В книге "Мо-цзы" записано немало фактов, свидетельствующих, что мудрец отказывался принимать какие-либо дары и даже большие земельные наделы от правителей, которые отказывались следовать его учению. Предания гласят: когда Мо-цзы подъезжал ко дворцу какого-нибудь правителя и слышал доносящиеся оттуда звуки ритуальной музыки и празднества, он поворачивал свою повозку и не заезжал во дворец. Он призывал своих последователей постоянно учиться, воспитывал их в духе преданности принципам самоотверженного служения справедливости.

В главе "Чэнь Чжу" приводится случай с учеником Мо-цзы Гао Ши-цзы. Последний был приглашен на службу к правителю царства Вэй, который назначил его на высокий пост с хорошим жалованием. Однако через три дня Гао Ши-цзы покинул Вэй, так как правитель выслушивал советы, но ничего не делал для их осуществления. Узнав о таком поступке своего ученика, Мо Ди был искренне обрадован и похвалил Гао Ши-цзы за преданность Справедливости.

В этом факте отчетливо проявилось стремление моистов к претворению своих принципов в жизнь. Мо-цзы сам был примером единства политических убеждений и практической деятельности. Великий мыслитель Чжуан-цзы не соглашался с учением Мо-цзы, тем не менее уважительно отзывался о его личных качествах.

Исторические свидетельства рисуют Мо-цзы не только как великого мыслителя, но и как оратора и выдающегося дипломата. Этим Мо Ди напоминает великих мудрецов Эллады. Стоит лишь привести содержание главы "Гун Ху" из книги "Мо-цзы", чтобы перед нами предстал образ человека, непоколебимо убежденного в правоте своего дела, смелого и мудрого. История, изложенная в указанной главе, повествует, как Мо-цзы победил в споре Гун Хубаня - легендарного изобретателя орудий для штурма оборонительных укреплений и убедил могущественного правителя царства Чу в бессмысленности нападения на маленькое царство Сун.

Исходя из интересов народа, он выступал против грабительских войн. Известно, что Мо-цзы осуждал царство Ци за нападение на царство Лу. Благодаря выдающимся ораторским способностям ему удалось убедить правителя удела Лу Янчэна отказаться от нападения на удел Чжэн. На основании "Гун Шу" и других глав книги "Мо-цзы" можно судить об ораторском искусстве Мо Ди, которое состояло, во-первых, в простоте и ясности выдвинутого тезиса, во-вторых, в строгой и последовательной аргументации, включавшей примеры, аналогии и т. п., и доводившей положения оппонента до абсурда, в-третьих, в умении продемонстрировать внутреннюю противоречивость позиций противной стороны, в-четвертых, в способности вынудить оппонента согласиться с внешне безобидным и недискуссионным утверждением, после чего тот сам наносил себе удар и был вынужден в конце концов признать правоту Мо-цзы.

Мыслитель умел обращать формулировку противника против него самого в чем прослеживается сходство с манерой ведения спора Сократом. Другой способ убеждения, применявшийся Мо-цзы, состоял в том, чтобы на конкретных примерах показать недостижимость цели, с которой он не был согласен, опасность и вред ее для того, кто выдвинул ее. Данный способ мы наблюдаем, в частности, в главе "Гун Шу". Мо-цзы часто использует оба метода. Наконец, третий метод убеждения - фактически разновидность второго - состоял в том, чтобы показать практическую пользу от осуществления той или иной идеи или предложения.

Подобные примеры содержат главы "Всеобщая любовь", "За экономию в расходах" и др. Рассуждения и высказывания Мо-цзы отличаются всесторонностью и глубиной, интересными сравнениями, неожиданными аналогиями и параллелями Язык Мо-цзы отличается от языка Конфуция своей простотой Мо Ди следил главным образом за строгостью развития мысли и ясностью ее, а не гнался за внешней многозначительностью. Не случайно конфуцианцы привыкшие к витиеватым и зачастую двусмысленным фразам, говорили, что язык Мо-цзы отвечает вкусам "глупой черни". Народность - главная особенность как языка трактата "Мо-цзы", так и выдвинутых в нем положений. Все рассуждения Мо-цзы основываются на вере в правоту тех принципов, которые он отстаивает.

Учение Мо-цзы при его жизни завоевало немало приверженцев из народа, он имел многочисленных учеников. В упоминавшейся выше главе "Гун Шу" мыслитель говорил, что 300 его учеников во главе с Цинь Хуали направились в Сун Многие другие свидетельства также подтверждают широкое распространение учения Мо-цзы. Так, Мэн-цзы утверждал, что "учения Ян Чжу и Мо Ди заполнили Поднебесную". Хань Фэй-цзы называл моцзя наряду с жуцзя (конфуцианством) "знаменитым учением" В книге "Люй-ши Чуньцю" тоже говорится о популярности идей Мо-цзы и приводятся некоторые данные о передаче учения Цинь Хуали учился у Мо Ди, Сюй Фань - у Цинь Хуали, Тянь Цзи - у Сюй Фаня "Последователи Конфуция и Мо-цзы прославлялись среди масс Поднебесной".

Более поздние письменные памятники также повествуют о том что в период Чжаньго школа моцзя была очень влиятельной Слова Мо-цзы о 300 его учениках отнюдь не были преувеличением. Позже число учеников и последователей Мо Ди, по-видимому, значительно выросло, но конкретные свидетельства сохранились лишь о пятнадцати непосредственных учениках. Известны также имена трех учеников второго поколения, из учеников третьего поколения известно только одно имя. Чтобы более успешно бороться за претворение в жизнь своих принципов, монеты создали организацию со строгой иерархией и железной дисциплиной. Целью их "ордена" была борьба за соблюдение чистоты "учения Мо" и распространение его в Поднебесной. Главным средством достижения своей цели монеты, как и последователи других идейных течений, считали убеждение "сильных мира сего". Членам организации предписывался аскетический образ жизни, дабы они служили примером принципов "учителя Мо".

Приверженцы моцзя подчинялись строгой дисциплине, основанной на сознании своего долга перед "орденом" и задач по осуществлению моистских идеалов. Среди них царил дух самопожертвования во имя справедливости. О самоотречении и способности последователей Мо Ди на любые жертвы говорит и самоубийство Цзюй-цзы Мэн Шэна, который счел, что он не может выполнять стоявшую перед ним задачу, но не мог и запятнать имя монета. Вместе с ним тогда покончили с собой 180 членов "ордена". Такого рода поступки должны были служить, по мнению моистов, примером бескорыстного служения интересам всей Поднебесной, жертвования личными интересами во имя общих.

По приказу "ордена" члены его организации обязаны были отправляться на службу в различные царства для претворения в жизнь принципов учения Мо-цзы. Часть их жалованья поровну делилась между соратниками. Об этом мы находим много свидетельств в книге "Мо-цзы". Если правитель не претворял в жизнь рекомендации советников-моистов, те покидали его.

Вместе с тем, если состоявший на службе член "ордена" отступал от принципов своей школы, его отзывали. Незыблемым для моистов был закон братства и взаимопомощи, вытекающий из принципов "всеобщей любви" и "взаимной выгоды". Согласно этому требованию "имеющий избыток делится с другими", "сильный помогает слабым", "знающий учит незнающих", предписывались также полное взаимное доверие и безграничная преданность организации. Взгляды Мо-цзы изложены в "Трактате учителя Мо" ("Мо-цзы"), созданном его учениками. До нас дошли 53 главы из 71. Как передают, в ранние годы Моцзы "занимался изучением науки служилых людей и воспринял учение Конфуция", но затем, презирая обременительные чжоуские правила поведения, порвал со "школой служилых" и создал новое, противоположное ей научное направление - моизм. Мо-цзы провозглашал "всеобщую любовь", "отрицание нападений", "почитание единства", "почитание мудрости", "экономию в расходах", "экономию при захоронениях", "отрицание музыки и увеселений", "отрицание воли Неба", "желания неба" и "духовидение". Главная цель, пронизывающая концепцию Мо-цзы, - это принцип "всеобщей любви". Всеобщая любовь понимается как любовь всех ко всем. Эта любовь, по мнению Мо-цзы, может разрешить любые конфликты как в экономической, так и в политической сферах. Он видел в осуществлении этого принципа выход из политического и экономического хаоса. Кроме того, критикуя конфуцианство, Мо-цзы подчеркивал важность уважения талантов, самоуважения, ненападения. Он полагал, что все талантливые люди должны иметь возможность управлять страной вне зависимости от происхождения.

Мыслитель называет три основания успешного правления: "Если мудрых не наделять высоким чином, то народ не будет уважать их. Если мудрым выдается небольшое жалованье, то народ не верит, что этот пост важен. Если мудрым не давать в подчинение людей, то народ не будет бояться их" Мо-цзы выступал против войн и считал, что "нельзя нападать на соседние царства, убивать народ, захватывать скот и грабить богатства". Он также выступал против конфуцианского положения, что "воля небес" определяет судьбу человека, и считал, что люди перестанут бороться за свое счастье, если поверят в судьбу, которая от них не зависит Мо-цзы не признавал конфуцианского положения, что воспитание народа должно осуществляться посредством музыки и ритуала. В то же время Мо-цзы не отрицал "роли небес" в жизни человека, полагая, что Бог наказывает или вознаграждает людей в той мере, в какой они следуют принципу всеобщей любви. Мо-цзы говорил: "Если говорить о делах человеколюбивого человека, то он обязательно должен развивать в Поднебесной то, что приносит выгоду, и уничтожать то, что причиняет Поднебесной вред".

Это основная цель стремлений и поступков как самого Мо-цзы, так и последователей его учения. Мо-цзы считал, что в основе происходящих в Поднебесной больших бедствий лежит "взаимное разъединение", то есть разделение на родственников и чужих, близких и далеких, их различные интересы. Это неизбежно порождает "взаимную ненависть". Как считал Мо-цзы, для того чтобы покончить со свалившимися на Поднебесную бедствиями, нужно "изменить положение с помощью всеобщей взаимной любви и взаимной выгоды".

Под так называемой "всеобщей взаимной любовью" имеется в виду требование "смотреть на чужие владения как на свои, смотреть на чужие дома как на свои, смотреть на других как на себя", сделать так, чтобы взаимные интересы были объединены и составляли одно целое. В этом случае "взгляд на других как на самого себя" должен вызвать взаимную любовь, что в результате приведет к "взаимной выгоде". Если все люди в Поднебесной будут взаимно любить друг друга, сильный не будет обижать слабого, многочисленные богатые притеснять бедных, знатные кичиться перед незнатными, хитрые обманывать глупых, в общем, если "в Поднебесной царит всеобщая взаимная любовь, в ней порядок, а если царит взаимная ненависть, в ней происходят беспорядки". Таково содержание выдвинутого Мо-цзы понятия "объединение для замены разъединения".

Мо-цзы утверждал: "Попытаться словами других философских школ опровергнуть мои рассуждения, это все равно, что яйцом пытаться разбить камень. Если даже перебьют до конца все яйца в Поднебесной, то камень останется таким же, он не разрушится".
* * *
Вы читали биографию известного философа, в которой кратко рассказано о жизни, основных идеях философского учения великого мыслителя. Эту статью можно использовать в качестве доклада по философии (реферата или конспекта)
Если же вас интересует жизнь и основные философские идеи многих других мыслителей, то внимательно читайте (содержание слева) и вы найдёте биографическую статью про любого знаменитого гения философии (и не только её) - от древних времён до наших дней.
В основном же, наш сайт посвящён немецкому философу Фридриху Ницше (его мыслям, афоризмам, идеям, произведениям) но в философии всё взаимосвязано, поэтому, трудно понять одного философа, совсем не читая всех остальных.
Истоки философской мысли следует искать в глубокой древности.
В Китае, были известны два мыслителя: Конфуций и Лао-цзы. Вершиной древнегреческой философии стали имена Сократа, Платона, Аристотеля.
Римский стоицизм - особенный памятник философии античных времен. Его представители - Сенека, Марк Аврелий... XIV-XVI века в истории Европы - начало нового периода развития - гуманизма. Появляются все более значительные идеи и учения в сфере философии. Выдающиеся мыслители той поры - Николай Кузанский, Джордано Бруно, Эразм Роттердамский и другие "гиганты мысли"... В это же время Никколо Макиавелли развил государственную версию политического антиморализма... Философия Нового времени возникла благодаря разрыву со схоластическим философствованием. Символы этого разрыва - Френсис Бэкон и Рене Декарт. Властители дум новой эпохи - Спиноза, Локк, Беркли, Юм...
В XVIII веке появилось идейное, а также философское и научное направление - "Просвещение". Гоббс, Локк, Монтескье, Вольтер, Дидро и другие выдающиеся просветители выступали за общественный договор между народом и государством ради обеспечения права на безопасность, свободу, благосостояние и счастье... Представители немецкой классики - Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах - впервые осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры. Век XIX - век философов и революционеров. На философском небосклоне сияет целое созвездие. Появились мыслители, которые не только объясняли мир, но и желали изменить его. Например - Маркс. В этом же веке появились Европейские иррационалисты - Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Бергсон... Шопенгауэр и Ницше являются основоположниками нигилизма, философии отрицания, которая имела много последователей и продолжателей. Наконец в XX веке среди всех течений мировой мысли можно выделить экзистенциализм - Хайдеггер, Ясперс, Сартр и др... Исходным пунктом экзистенциализма является философия Кьеркегора...
Русская философия, по мнению Бердяева, начинается с философских писем Чаадаева. Первый известный на Западе представитель русской философии Вл. Соловьев. Религиозный философ Лев Шестов был близок к экзистенциализму. Наиболее почитаемый на Западе из русских философов - Николай Бердяев.
Спасибо за чтение!
......................................
Copyright:

в риторике : по форме построения высказывания подразделяются на монологические и диалогические.

  • - см. ВЫСКАЗЫВАНИЕ, АКТ...
  • - Франц. enonce, enonciation. Высказывание - сегмент дискурса, связывающий актант и предикат посредством утверждения, например: «Сократ смертей»...

    Постмодернизм. Словарь терминов

  • - КОНТРФАКТИЧЕСКИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ - такие, напр., как «Если бы Колумб не открыл Америку, то экономический прогресс Европы был бы значительно замедлен»...

    Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • - высказывания, смысл которых определяется содержащейся в них семантической информацией.См. также: Высказывания  ...

    Финансовый словарь

  • - содержание речевого произведения в конкретной ситуации; результат взаимодействия семантической и ситуационной информации.См. также: Высказывания  ...

    Финансовый словарь

  • - высказывания, содержание которых определяется заданной ситуацией и ситуационной информацией.См. также: Высказывания  ...

    Финансовый словарь

  • - реализация речевого высказывания в акте коммуникации...
  • - высказывания, смысл которых определяется семантической информацией, содержащейся в...

    Толковый переводоведческий словарь

  • - то же, что исходный текст...

    Толковый переводоведческий словарь

  • - внутренняя структура, конкретное построение высказывания...

    Толковый переводоведческий словарь

  • - 1. Инвариант сообщения, соотнесенный с ситуацией действительности в сознании отправителя или получателя сообщения. 2...

    Толковый переводоведческий словарь

  • - высказывания, содержание которых определяется заданной ситуацией и ситуационной информацией...

    Толковый переводоведческий словарь

  • - То же, что тема в 1-м значении...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Синтез основы и аффикса, образующий словоформу конкретной лексемы: пиш-у, любл-ю,...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - в риторике: по форме построения высказывания подразделяются на монологические и диалогические...

    Риторика: Словарь-справочник

  • - прил., кол-во синонимов: 6 замолчавший застегнувший роток на все пуговки набравший воды в рот придержавший язык прикусивший язык проглотивший язык...

    Словарь синонимов

"форма высказывания" в книгах

96. Бухгалтерский баланс (форма № 1) и Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6)

Из книги Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

96. Бухгалтерский баланс (форма № 1) и Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6) Бухгалтерский баланс (форма № 1). Образцы отчетных форм, в частности формы № 1, облегчены, поскольку сняты расшифровки статей, в том числе нематериальных активов,

Высказывания

Из книги Как быть крысой. Искусство интриг и выживания на работе автора Сгрийверс Йооп

Высказывания Давайте пройдемся по всем высказываниям, приведенным в тесте, и посмотрим, что соответствует самой сущности заговорщика и как это может способствовать победе или поражению. Ведь нам следует промариновать себя во всех этих эликсирах оппортунистической

Действительные высказывания

Из книги Книга теорем 2 автора Ленский Василий Васильевич

Действительные высказывания 1. Ещё сложнее дело с осмыслением поляризации в различных логиках. Когда бывают безотносительные процессы мышления?! Формализация не имеет смысла тогда, когда от неё отрывается цель высказываний, их назначение, заинтересованность автора

2. Первые высказывания

Из книги Контуры грядущего. Энгельс о коммунистическом обществе автора Багатурия Георгий Александрович

2. Первые высказывания Итак, осень 1842 г. – наиболее ранний пункт, начиная от которого можно вообще пытаться найти какие-то представления Энгельса о будущем коммунистическом обществе.Первые его прямые высказывания о коммунизме мы находим позднее, почти год спустя, в

Высказывания об афоризмах

Из книги Мысли и изречения автора Балашов Лев Евдокимович

Высказывания об афоризмах Афоризм – изречение, выражающее какую-либо обобщенную мысль; для афоризма одинаково обязательны и законченность мысли и отточенность формы.Из Словаря иностранных словПравилу следуй упорно:Чтобы словам было тесно,Мыслям просторноН.А. Некрасов

Антивоенные высказывания

автора Телушкин Джозеф

Антивоенные высказывания Было у меня на сердце выстроить дом для имени Господа, Бога моего. И было ко мне слово Господне сказано: много крови пролил ты и войны большие вел ты; не (должен) ты строить дом имени Моему, потому что много крови пролил ты на землю предо Мной. Царь

Другие высказывания

Из книги Еврейская мудрость [Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов] автора Телушкин Джозеф

Другие высказывания Носите желтую повязку с гордостью. Роберт Вельш, апрель 1933 г. Так лидер немецких сионистов озаглавил статью, вышедшую в ответ на бойкот еврейского бизнеса, объявленный нацистами. В это время евреев еще не заставляли носить желтую повязку, хотя желтые

1. Верифицируемые высказывания

Из книги Венский кружок. Возникновение неопозитивизма автора Крафт Виктор

Высказывания Конфуция

Из книги Конфуций за 90 минут автора Стретерн Пол

Высказывания Конфуция Наставление Конфуция о том, как быть хорошим чиновником.Цзы-Чжан спросил Учителя: "Что я должен сделать, чтобы стать благородным мужем и поступить на государственную службу?""Ты должен придерживаться пяти высоких качеств и отвращаться от четырех

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

Из книги Археология знания автора Фуко Мишель

§ 89. Высказывания ноэматические и высказывания о действительности. Ноэма в психологической сфере. Психолого-феноменологическая редукция

Из книги Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 1 автора Гуссерль Эдмунд

§ 89. Высказывания ноэматические и высказывания о действительности. Ноэма в психологической сфере. Психолого-феноменологическая редукция Ясно, что все эти описательные высказывания, будь они даже тождественны высказываниям относительно действительности, на деле уже

1) два полюса выражения стоимости: относительная форма стоимости и эквивалентная форма

Из книги Капитал автора Маркс Карл

1) два полюса выражения стоимости: относительная форма стоимости и эквивалентная форма Тайна всякой формы стоимости заключена в этой простой форме стоимости. Ее анализ и представляет поэтому главную трудность.Два разнородных товара А и В, в нашем примере холст и сюртук,

1) Два полюса выражения стоимости: относительная форма стоимости и эквивалентная форма

Из книги Капитал автора Маркс Карл

1) Два полюса выражения стоимости: относительная форма стоимости и эквивалентная форма Тайна всякой формы стоимости заключена в этой простой форме стоимости. Ее анализ и представляет поэтому главную трудность.Два разнородных товара А и В, в нашем примере холст и сюртук,

Что такое пресс-форма и литейная форма?

Из книги Все обо всем. Том 4 автора Ликум Аркадий

Что такое пресс-форма и литейная форма? Многие вещи, используемые нами в повседневной жизни, сделаны при помощи пресс-форм и литейных форм. Пресс-форма - это приспособление для выдавливания из листового металла или пластмассы фигурных деталей определенной формы. Если вы

Дородовой период[Некоторые высказывания родителей, цитируемые в этом разделе, взяты из исследования, проводившегося одним из авторов (Р.Б.Д.) в конце 1970-х гг. Хотя этим цитатам больше 18 лет, их легко представить в устах нынешних молодых родителей; высказывания, несущие на себе отпечаток своего вр

Из книги Обычные семьи, особые дети автора Селигман Милтон

Дородовой период[Некоторые высказывания родителей, цитируемые в этом разделе, взяты из исследования, проводившегося одним из авторов (Р.Б.Д.) в конце 1970-х гг. Хотя этим цитатам больше 18 лет, их легко представить в устах нынешних молодых родителей; высказывания, несущие на