Утопия и антиутопия как литературный жанр. Признаки жанров. Сравнение жанров. Утопия - это произведения об идеальном обществе. Антиутопия - это произведения об обществе, где все плохо: экология, правительство, преступность.

Утопия

Литературный жанр «утопия» — произведение об идеальном человеческом обществе, где нет бедных и богатых, угнетения человека человеком, несправедливости, неравенстве, где все счастливы, здоровы, довольны.

Слово «утопия» означает прекрасное, но невыполнимое будущее с элементом социальной мифологии, это абстрактная модель идеальной социальной системы, которая отвечала представлениям писателя о гармонии человека и общества. Корни жанра достигали фольклора, библии, философских трактатов и других произведений.

М. Бердяев назвал утопию «проклятием нашего времени». Появилось это слово по воле английского писателя и общественного деятеля Томаса Мора, который назвал написанную на латыни в 1515-1516 годах книгу «Утопия» или точнее «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».

В «Утопии»Томас Мор описал идеальное, с его точки зрения, государство, где все построено по законам разума, где все люди равны и уравнены во всем: в работе, отдыхе, даже одежде; где все регламентировано в и все подлежало строгому расписанию и соблюдению дисциплины. Утопия Мора - страна счастья, возможного на земле, к тому же была заселена обычными земными людьми, только очень разумно организованными.

Признаки

Утопия как одна из своеобразных форм общественного сознания воплотила в себе такие черты:

  1. осмысление социального идеала;
  2. социальная критика существующего строя;
  3. стремление бежать от мрачной действительности;
  4. попытки предсказать будущее общества.

Список лучших и наиболее известных книг-утопий:

  • «Город Солнца», итальянский философ Томмазо Кампанелла, 1623 год;
  • «Новая Атлантида», ангийский философа Френсис Бэкон, 1627 год;
  • «Государства и Империи Луны», французский драматург, философ Сирано де Бержерак, 1657 год;
  • «История севарамбов», французский мыслитель Дени Верас, 1677-1679 годы;
  • «Золотой век», американский мыслитель, писатель Эдвард Беллами, 1888 год;
  • «Вести ниоткуда», английский писатель и издатель Уильям Моррис, 1890 год;
  • «Золотая бутыль», американский политик, писатель, 1892 год;
  • «Туманность Андромеды», советский писатель-фантаст Иван Ефремов, 1957 год;
  • «Полдень, XXII век (Возвращение)», советские писатели-фантасты братья Стругатские, 1962 год;
  • «Коммуна в 2000 году», «Башни Утопии», «После Утопии», американский писатель-фантаст Мак Рейнольдс, 1974-1977 годы.

Главной проблемой утопической литературы в XX веке стала проблема осуществимости-неосуществимости утопии, которая, в общем, привела к появлению антиутопии.

Антиутопия

Антиутопия - это особый вид литературного жанра, или, как его иногда называют, «пародийный жанр».

«Антиутопия» — произведение об обществе, где всё плохо: экология, государственное управление, жизнь людей. Обычно причиной этого несчастья называются тоталитаризм, природные катаклизмы, войны, человеческие пороки.

Термин «антиутопия» имеет нескольких авторов, впервые его озвучил английский экономист Джон Стюарт Милль, выступая в 1868 году в Палате общин, в 1952 году Гленн Негли и Макс Патрик в книге «В поисках утопии» назвали так литературный жанр. Первой антиутопией считается, хотя и не всеми, роман русского писателя Евгения Замятина «Мы»

Если утопии обращались в сравнительно мирный, предкризисный время в ожидании будущего, то антиутопии писали в сложный период неудач. Антиутопический роман - это роман, в котором раскрыто абсурдность и нелепость нового порядка.

Роман-антиутопия показал несостоятельность идей утопистов. Нельзя построить идеальное общество, где было бы счастье для всех.

Признаки антиутопии:

  1. изображения определенного общества или государства, их политической структуры;
  2. изображение действия в далеком будущем (предполагается будущее);
  3. в поданный мир изнутри, через видение его отдельными жителями, ощущают на себе его законы и представлены в качестве ближних;
  4. показ негативных явлений в жизни социалистического общества, классовой морали, нивелирование личности;
  5. ведения повествования от имени героев, в форме дневника, заметок;
  6. отсутствие описания домашнего жилища и семьи, как места, где царят свои принципы и духовная атмосфера;
  7. жителям антиутопических городов присущи такие черты, как рационализм и запрограммированность.

Список лучших и наиболее известных книг-антиутопий:

  • «Мы», русский писатель Е, Замятин, 1920 год;
  • «Этот прекрасный новый мир», английский писатель О. Хаксли, 1932 год;
  • «1984» английский писатель Дж. Оруэлл, 1949 год;
  • «Мрак в полдень» («слепящая тьма») английский писатель А. Кёстлер, 1940 год;
  • «Повелитель мух» анлийский писатель У. Голдинг, 1954 год;
  • «Миф о машине» (2 тома), американский социолог Л. Мэмфорд, 1967-1970 годы;
  • «Москва 2042», советский писатель В. Войнович, 1986 год;
  • «Дающий», американский писатель Л. Лоури, 1993 год.

Сходства и различия

Утопия и антиутопия имеют общее прежде всего в своем генезисе, их объединяет комплекс социально-политических проблем: человек и общество, личность и государство, свобода и насилие, и другие, которые имеют философский характер. Существенной особенностью утопии и антиутопии является то, что они моделируют определенный тип государственного устройства. Утопия и антиутопия как художественные модели ориентированы на исследования социальной системы государственного устройства, на изучение состояния человека и отношений между людьми в тех или иных условиях.

Утопия и антиутопия имеют общие черты и черты, которые отличают их друг от друга частности, такие черты отличия:

  • отличие утопии и антиутопии в том, что в первой всё хорошо, во второй всё плохо;
  • в утопии все живут так, как им хочется, а хочется им жить по закону, свободно и правильно, в антиутопии все живут по правилам, установленным кем-то, то есть несвободно, в определённых рамках;
  • утопия — гимн человеку, осознающему свою ответственность перед собой и своими ближними, антиутопия — описание общества с абсолютным недоверием к человеку как личности;
  • утопия настаивает на том, что человек — существо разумное, и ему по силам построить совершенный мир с помощью развития науки и техники, социально-экономических преобразований, революций, антиутопия утверждает, что человек глубоко порочен, что благие намерения одних наталкиваются на сопротивление других, что революции бессмысленны, а социальное зло вечно.

Утопия говорит о позитивных чертах описанного в произведении общества, антиутопия выявляет его негативные черты и предупреждает читателей о них.

На карту мира, где обозначена утопия, не стоит даже смотреть, ведь она игнорирует страну, к которой человечество неустанно стремится.

Оскар Уайльд

Каждый из нас однажды слышал термин "утопия". Сегодня в фантастическом жанре утопии часто пишут книги и снимают фильмы. Что такое утопия и какие признаки она имеет? Как появился этот термин? Читайте.

"Рождение" утопии

Термин происходит от древнегреческого и означает "место, которого нет" (u topos). По другой версии, утопия переводится с греческого как "лучшее место" (eu topos). Сегодня так называют жанр литературы, близкий к научной фантастике. В подобных книгах автор приводит описание идеального, по его мнению, общества и общественного строя. Веками известно, что это такое - утопия, но само слово получило распространение благодаря Томасу Мору.

В 1516 году писатель и философ Томас Мор написал книгу на латинском языке. Книга отличалась невероятно длинным названием, что в литературе встречается нечасто. Она называлась "Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Сокращенно ее называли просто "Утопия". Это слово вскоре стало использоваться для описания книг подобного жанра.

Мор поделил свое произведение на два тома. В первом он осуждает общественный порядок того времени. Писатель упрекает королевский деспотизм, разврат духовенства, выступает против смертной казни. Второе представляет собой откровение автора, скрытое ширмой фантастического сюжета. Обе книги совершенно разные, но логически неотделимы друг от друга.

Однако Томас Мор не первый употребил этот термин. Он был известен еще античным философам. Например, слово встречается у Платона в его трактате "Государство", где он описывает идеальную, по его мнению, державу. В качестве прототипа Платон использовал политическое устройство Спарты, но при этом устранил отрицательные черты этого государства - нехватку граждан, некоторые излишне жестокие законы, повальную коррупцию (здесь даже цари брали взятки).

То есть утопия показывает нам картину идеального мира, в котором все счастливы. Мира, появление которого теоретически возможно в будущем, однако крайне маловероятно. Здесь нет нищеты, безработицы, страданий.

Вот что такое утопия в литературе. Повести и романы этого жанра всегда играли важную роль в оценке будущего и формировании сознания читателя. Утопия показывает различные варианты грядущего, рисует дальнейшее движение общества. Эта ее функция сохранилась и сегодня, однако несколько трансформировалась в научную фантастику. Теперь пишут о технологиях и возможностях, которые могут быть доступны человечеству в будущем - жизнь на других планетах и т.д. При этом утопии свойственна острая критика современного общественного строя, несогласие автора с ним.

Утопия и антиутопия

Рассмотрев, что такое утопия и каково значение ее, перейдем к еще одному термину - антиутопия. Под этим словом понимают государственный устрой, основанный на негативных факторах. То есть он отрицает возможность существования утопии, показывая, какой катастрофой обернется стремление к ней. При изначальной тенденции общества к идеалу формируется его полная противоположность.

Синоним антиутопии - дистопия, что означает "плохое место" (от греч dis topos). Определение слова "утопия" имеет однозначный ответ - это несуществующее место.

Главные герои антиутопических произведений противопоставляют себя режиму. Подобных примеров в литературе сотни. Самые известные истории этого жанра - "451 градус по Фаренгейту" (Р. Брэдбери), "1984" (Дж. Оруэлл), "Голодные игры" (Коллинз) и многие другие.

Утопия и христианство

Литераторы считают христианство самой грандиозной утопией. Ведь заповеди Божьи учат нас не воровать, не убивать, не завидовать, уважать близких своих и относиться ко всем как к равным. Если бы все следовали библейским заповедям, это привело бы к образованию идеального общества.

Впрочем, утопические мотивы встречается во всех религиях нашего мира. Кроме этого их можно также найти в мифологии разных народов и даже в сказках, как народных, так и авторских.

История утопии

Утопия в сознании человечества присутствовала с древних времен. Однако тогда люди относили ее к прошлому, а не к будущему. Это были легенды о счастливых странах, существовавших когда-то. Взять, к примеру, страну Гиперборею, в которую верили древние греки, Беловодье, Опоньское царство, встречающиеся в русских сказаниях. В сущности, все мифы, предания и сказки были основаны именно на утопических мотивах.

Определение термина "утопия" сформировалось благодаря трудам древнегреческих философов. Среди них особенно выделился Платон с его "Государством".

Возрождение жанра

Утопический жанр позднее возродился благодаря Томасу Мору. Он отличился от античных философов тем, что искал решение проблемы общественного строя тех времен на стыке социологии, политики, философии. Он верил, что достичь того будущего, о котором писал, можно путем радикального переустройства общества. А начать нужно с появления справедливых законов, понятиях о равенстве и братстве.

Мор стал родоначальником так называемой социальной утопии. Ее создатели верили, что изменение будущего возможно, если приложить достаточно усилий.

Еще один известный представитель этого жанра - Томмазо Кампанелла, написавший "Город Солнца". Также в жанре утопии работали Оуэн, Морелли, Сен-Симон, Мюнцер.

Начиная с 18-го века в Европе появился так называемый государственный роман, который рассказывал о путешествиях героев по утопическим странам. Эти романы в большинстве своем содержали подробное описание государственного строя данных держав.

Улучшить или уничтожить?

На протяжении этих столетий предпринимались попытки радикального изменения общественного строя, которые сопровождались популяризацией утопических произведений. Но похоже, люди не совсем понимали, что значит утопия. И все заканчивались человеческими страданиями и смертями. Одна из наиболее жестких мер по изменению мира была предпринята социалистами и фашистами в 20-м веке. Особенно отличились те, кто мыслил слишком радикально, - коммунисты и нацисты.

После этого утопические книги начали восприниматься читателем совсем иначе. Даже известные произведения, составляющие классику этого жанра, утратили своих почитателей. Их начали считать описанием жуткого механизма, подавляющего волю общества. В определенном смысле так оно и было. Во всех книгах, написанных в жанре утопии, общество является серой массой, которая слепо следует установленному порядку. Индивидуальностью личности оно поступается ради сытой и спокойной жизни. Но правильно ли это?

Отличительные черты утопии

Классификация отличительных черт утопии выглядит следующим образом:

  1. Присутствие некоей другой действительности, изолированного мира с собственной системой управления. Обычно в утопических произведениях нет временной протяженности. Общество, созданное автором, словно застыло в неподвижности.
  2. Исторические предпосылки не интересуют авторов. Они создают собственный мир, не опираясь на ограниченность реального мира. Именно поэтому для читателя утопия - это нечто несбыточное, ведь она не имеет конструктивной основы. Все здесь создано на воображении писателя. Однако некоторые книги подобного жанра все же содержат подробное описание того, как именно придти к совершенному порядку, описанному в произведении.
  3. Утопия лишена любых внутренних конфликтов. Люди подчиняются системе и довольны ею. Но при этом полное единомыслие делает их сплошной серой массой, лишенной индивидуальности.
  4. В романах этого жанра чаще всего отсутствует сатира, так как описание мира противопоставляется реальности.

Несмотря на то что определение утопии - это нереальный мир, созданный воображением писателя, философ Н.А. Бердяев считал иначе. Он утверждал, что утопия - это один из вариантов развития будущего. Она может быть более чем реальна. К тому же, писал Бердяев, человеческая природа такова, что вера в лучшее ей необходима во всех сферах жизни. Сегодня даже архитекторы разрабатывают проекты, которые можно смело назвать утопией. На фото - один из них, небесный город будущего.

Но несмотря на популярность утопических книг, критика сопровождает жанр на протяжении всей его истории. К примеру Джордж Оруэлл, один из самых известных писателей-утопистов ("Скотный двор"), был уверен, что подобные книги безжизненны, лишены индивидуальности. Сам он писал в жанре антиутопии. Все утопии, говорит Оруэлл, совершенны, но лишены истинного счастья. В своем эссе писатель приводит мнение одного литератора-католика. Тот утверждает, что теперь, когда человечество способно создать утопию, перед ним предстает другой вопрос: как ее избежать?

Виды утопии

Различают две разновидности утопии:

  1. Технократическая. То есть социальные проблемы решаются путем ускорения научно-технического процесса.
  2. Социальная, которая предлагает решение проблемы через изменение общественного строя.

Утопия и научная фантастика

Мнения литературоведов об утопии и научной фантастике разнятся. Одни считают, что они тесно связаны между собой, но относятся к разным жанровым категориям. Другие уверены, что классическая утопия трансформировалась в научную фантастику под гнетом современности. Ведь многие произведения писателей-фантастов либо представляют собой романы-утопии, либо выполняют их функцию - изображение мира, противоположного нашему. К примеру, "Туманность Андромеды", "Час Быка" Ефремова, а также "Полдень, 22-й век" братьев Стругацких.

А вот во второй половине 80-х годов появляются две антиутопии, которые характеризуют будущее как полную катастрофу. Это "Невозвращенец" Набокова и "Москва-2049" Войнича. При этом сами произведения очень разные. Первая представляет собой мрак и ужас, вторая наполнена безудержной фантазией автора и сатирой. Это подтверждает, что утопия как жанр продолжает жить в литературе.

Заключение

Сегодня мы обсудили, что такое утопия. Значение этого термина описано выше. В современной литературе жанр остается популярным и востребованным. Утопические произведения все чаще пополняют полки книжных магазинов. Идеальные миры по-прежнему живут лишь в литературе.



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Антиуто́пия - разновидность в художественной литературе, описывающая государство, в котором возобладали негативные тенденции развития (в некоторых случаях описывается не отдельное государство, а мир в целом). Антиутопия является полной противоположностью утопии .

Антиутопия является логическим развитием утопии и формально также может быть отнесена к этому направлению. Однако, если классическая утопия концентрируется на демонстрации позитивных черт описанного в произведении общественного устройства, то антиутопия стремится выявить его негативные черты .

Важной особенностью утопии является её статичность , в то время как для антиутопии характерны попытки рассмотреть возможности развития описанных социальных устройств (как правило - в сторону нарастания негативных тенденций, что нередко приводит к кризису и обвалу). Таким образом, антиутопия работает обычно с более сложными социальными моделями .

Интересно! Советским литературоведением антиутопия воспринималась в целом отрицательно.

Цитата:«В антиутопии, как правило, выражается кризис исторической надежды, объявляется бессмысленной революционная борьба, подчёркивается неустранимость социального зла; наука и техника рассматриваются не как сила, способствующая решению глобальных проблем, построению справедливого социального порядка, а как враждебное культуре средство порабощения человека»

В СССР любая антиутопия неизбежно воспринималась как сомнение в правильности этой теории, что в то время считалось неприемлемой точкой зрения. Антиутопии, которые исследовали негативные возможности развития капиталистического общества, напротив, всячески приветствовались, однако антиутопиями их называть избегали, взамен давая условное жанровое определение «роман-предупреждение» или «социальная фантастика». Именно на таком крайне идеологизированном мнении основано определение антиутопии, данное Константином Мзареуловым в его книге «Фантастика. Общий курс»:

«…утопия и антиутопия: идеальный коммунизм и погибающий капитализм в первом случае сменяется на коммунистический ад и буржуазное процветание во втором ».

Современное литературоведение выделяет в качестве структурного стержня антиутопии «псевдокарнавал», если основная эмоция описанного Бахтиным карнавала - амбивалентный смех, основой тоталитарного псевдокарнавала становятся абсолютный страх в соединении с благоговением перед государством.

Антиутопия - течение общественной мысли, которое в противоположность утопии не только отрицает возможность создания идеального состояния совместной жизни людей, но и исходит из убеждения, что любые попытки построить произвольно сконструированный «справедливый» общественный строй приводят к катастрофическим последствиям.

История жанра

В России, в конце XVIII века создателем антиутопии в современной её форме и функции стал писатель Михаил Матвеевич Херасков.

Его дилогия «Кадмос и Гармония» (1789) и «Полидор, сына Кадмоса и Гармонии» (1794) имеет достаточно обычную для классицизма форму аллегорического странствия , тесно связанного с классическими образцами утопии: герои путешествую по вымышленным странам, сравнивая «хорошие» государства с «плохими».

Однако в «Кадмосе и Гармонии» Херасков выходит за данные жанровые границы, не ограничиваясь статическим сравнением, но показывая как утопическое государство, основанное на идеях cвободы, равенство и братства постепенно эволюционирует к своей противоположности.

Группа философов-просветителей и их последователей основывает идеальное государство на плодородном острове. Вскоре на острове начинается борьба за власть, и философы, пользуясь своими знаниями завоёвывают ряд привилегий. Происходит приватизация: земля, поля и леса делятся между гражданами в равных долях, вводится иерархия чинов. Учёные начинают брать плату за медицинские, юридические и хозяйственные советы, постепенно превращаясь в тиранов-олигархов. Заканчивается данный утопический эксперимент междоусобной войной, в результате которой остров погибает в огне.

Своего расцвета жанр достиг в XX веке. В Советской России - стране, в которой утопические идеи пытаются претворить в жизнь на государственном уровне,

  • Евгений Замятин пишет в 1920 году роман «Мы».
  • За ним в 1925 году следует «Ленинград» Михаила Козырева,
  • Андрей Платонов с середины 1920-х по начало 1930-х годов пишет «Чевенгур» и Котлован.

Вслед за «Мы» Замятина классическими образцами жанра становятся романы «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли, написанный в 1932 году и созданный в 1948 году «1984 (роман)» Оруэлла

Самыми культовыми книгами являются следующие авторские произведения:

  1. Джордж Оруэлл «1984». Роман описывает мир, разделенный между тремя тоталитарным государствами. Книга о полном контроле, уничтожении всего человеческого и о попытках выжить в мире ненависти. Роман неоднократно подвергался цензуре со стороны социалистических стран. Был запрещен в СССР.
  2. Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». 451° по Фаренгейту - температура, при которой воспламеняется и горит бумага. Это мир будущего, в котором все письменные издания безжалостно уничтожаются специальным отрядом пожарных, хранение книг преследуется по закону, а интерактивное телевидение успешно служит всеобщему оболваниванию.
  3. Олдос Хаксли «О дивный новый мир». Перед нами предстаёт общество, в котором, казалось бы, нет места боли и печали. Каждому человеку едва ли не с самого рождения внушается, что его место в обществе - самое лучшее; все обеспечены любыми нужными им благами. Если же всё-таки в душу закралась грусть - достаточно принять пару таблеток сомы, и от плохого настроения не останется и следа.
  4. Джордж Оруэлл «Скотный двор». «Скотный двор» - притча, аллегория на революцию 1917 года и последующие события в России. Животный мир скотного двора долго терпел скотское обращение со стороны людей, но однажды это терпение лопнуло. Четвероногие взбунтовались и прогнали фермеров, ну а сами объявили себя свободной республикой под руководством свиней.
  5. Евгений Замятин «Мы». Одна из самых знаменитых антиутопий мира. В двадцать шестом веке жители Утопии настолько утратили свою индивидуальность, что различаются по номерам. Во главе Единого Государства стоит некто, именуемый Благодетелем, которого ежегодно переизбирают всем населением, как правило, единогласно. Руководящий принцип Государства состоит в том, что счастье и свобода несовместимы.
  6. Энтони Бёрджесс «Заводной апельсин». Это злая сатира на современное тоталитарное общество, стремящееся превратить молодое поколение в послушных воле вождей «заводных апельсинов». Умный, жестокий, харизматичный антигерой Алекс, лидер уличной банды, проповедуя насилие как высокое искусство жизни попадает в железные тиски новейшей государственной программы по перевоспитанию преступников и сам становится жертвой насилия.
  7. Татьяна Толстая «Кысь». «Кысь» - актуальная антиутопия, страшная и прекрасная сказка о гибели нашей цивилизации, о мутировавших горожанах, дичающих в радиоактивных лесах, но главное - о деградации языка, все еще узнаваемого, но уже малопонятного.
  8. Андрей Платонов «Котлован». В «Котловане» как в кривом зеркале отражены главные события проводившейся в СССР первой пятилетки: индустриализация и коллективизация. Замечательный пример антиутопии, жёсткой сатиры на реалии быта и социального устройства советского государства.
  9. Кадзуо Исигуро «Не отпускай меня». Кэти, Томми и Руд росли в закрытой школе. Учились, рисовали картины, играли в школьных спектаклях. Со временем они узнали, что их судьба - это донорство. Они были созданы специально для того, чтобы спасти безнадежно больных. И этих детей это не шокирует. Они безропотно готовятся к тому, чтобы сначала стать помощниками и скрасить последний дни своих товарищей, а потом и самим получить вызов на выемку.
  10. Курт Воннегут «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей». Хотите представить себя на месте Билли Пилигрима, который ложится спать пожилым вдовцом, а просыпается в день свадьбы, входит в дверь в 1955 году, а выходит из нее в 1941-м? Нужно только научиться у тральфамадорцев видеть в четырех измерениях. Один вам совет: блуждая во времени, выбирайте двери, чтобы случайно не оказаться на бойне номер пять.
  11. Владимир Набоков «Приглашение на казнь». В неназванной вымышленной стране молодой человек по имени Цинциннат Ц. ожидает казни, будучи заточен в крепость и приговорен к смерти за свою нарушающую общественный покой непрозрачность или, как говорится в заключении суда, «гносеологическую гнусность». Навещаемый «убогими призраками» охранников и родственников.
  12. Аркадий и Борис Стругацкие «Улитка на склоне». В повести «Улитка на склоне» существуют два мира, два разных общества, каждое из которых живёт по своим законам. Мы видим мир глазами Кандида и Переца. Это ученые, люди мысли, которые не приемлют насилия и преследований. Оба они «больны тоской по пониманию» и до самого конца будут стремиться к истине, но каждый своим путем.
  13. Алекс Гарленд «Пляж». Пляж - это кусочек рая на земле среди таиландских островов. Его обнаруживает группа людей. Полное отсутствие цивилизации и сплошная дикая природа пленяет всех людей, которые видят это. Об этом месте ходит масса слухов, его даже окрестили Эдемом. Но попасть туда не так-то просто. Чтобы там очутиться, нужно быть сообразительным, смелым и целеустремленным.
  14. Лорен Оливер «Делириум». Недалекое будущее. Мир, в котором запрещена любовь, потому что любовь - болезнь, опаснейшая амор делириа, и человеку, нарушившему запрет, грозит жестокое наказание. Посему любой гражданин, достигший восемнадцатилетнего возраста, обязан пройти процедуру освобождения от памяти прошлого, несущего в себе микробы болезни.
  15. Стивен Кинг «Бегущий человек». В обычном маленьком городке живет обычный человек, медленно, но верно погружающийся в пучину черной ненависти к себе и окружающим. И когда повод находится, его уже не остановить. Америка превратилась в ад. Люди умирают от голода, и единственный способ заработать - принять участие в самой чудовищной из игр, порожденной извращенным разумом садиста.

Характеристика жанра

Главной целью антиутопического настроения, является:

  • подрыв основы оптимистического взгляда на будущее;
  • доказать невозможность и кошмарность каких бы то ни было утопий.

Для антиутопии характерно:

  • проекция на воображаемое общество именно тех черт, которые вызывают наибольшее неприятие в обществе современном;
  • расположение антиутопического мира на расстоянии – в пространстве или во времени;
  • описание характерных для антиутопического общества негативных черт таким образом, чтобы возникло ощущение кошмара.

В антиутопии, главная мечта – это выжить, возродиться, вернуть свой мир, приняв таким, каков он есть. Ведь антиутопия – это изображение «будущего без будущего», мертвого механизированного общества, где человеку отведена роль простой единицы.

Функции антиутопии

Посредством романа антиутопии автор демонстрирует собственное убеждение касательно проблем человечества и общества, а также предупреждает людей об их слабости. Писатели обычно прибегают к жанру антиутопии для обсуждения реальности и отображения проблем, которые очень вероятны в будущем. Несмотря на то, что роль антиутопии в литературе сводится к тому, чтобы обучить и предупредить аудиторию, не стоит недооценивать ее влияние на освещение проблем насущных в сфере социальной, политической, правительственной.

Структура антиутопий

Предыстория : Антиутопия обычно является частью вымышленной вселенной, в которой повествуется о том, как образовался этот мир или как эволюционировал (или деградировал) по отношению к нашему обществу. Предыстория наглядно демонстрирует процесс смены рычагов контроля над обществом, изменения социальных норм или становление власти правительства, управляемым отдельными корпорациями, тоталитарными диктаторами или бюрократами.

Главный персонаж : существует несколько типажей протагониста, который может фигурировать в книге антиутопии. Одним из таких является персонаж, который на уровне интуиции ощущает проблемы общества и пытается исправить их, откровенно полагая, что скинуть диктатора с Олимпа власти действительно возможно. Зачастую мировоззрение такого персонажа формируется под воздействием окружающей его среды, также неравнодушной к противостоянию с держателем власти.

Другой тип протагониста является неотъемлемой частью общества, которое воспринимает себя не иначе как утопическим, но в определенный момент он осознает, насколько неправым является это самое общество, и предпринимает попытки по его видоизменению либо разрушению.

Завязка : часто главный герой встречает персонажа, наделенного антиутопическими чертами, возможно, лидера всего общества. Происходит конфликт, при котором протагонист также встречает, либо его поддерживает группа людей, движимых идеей разрушить антиутопию. Иногда эти люди были ранее частью этой антиутопии, но им удалось образумиться и скинуть с себя это бремя.

Кульминация : в романе антиутопии проблема зачастую остается нерешенной, в большинстве случаев попытки разрушить антиутопию оказываются тщетными. Иногда герою удается разрушить замкнутый круг и вырваться на свободу, однако в подавляющем большинстве случаев главный герой (либо группа людей, о которой мы говорили выше) терпит поражение и антиутопия продолжается.

Отличия антиутопии от утопии

Как форма социальной фантазии утопия опирается в основном не на научные и теоретические методы познания действительности, а на воображение. С этим связан целый ряд особенностей утопии, в том числе таких, как намеренный отрыв от реальности, стремление реконструировать действительность по принципу «все должно быть наоборот», свободный переход от реального к идеальному. В утопии всегда присутствует гиперболизация духовного начала, в ней особое место уделяется науке, искусству, воспитанию, законодательству и другим факторам культуры. С появлением научного коммунизма познавательное и критическое значение классической позитивной утопии начинает постепенно падать.

Большее значение приобретает функция критического отношения к обществу, прежде всего к буржуазному, которую берет на себя так называемая негативная утопия, новый тип литературной утопии, сформировавшийся во второй половине XIX века. Негативная утопия, или антиутопия, резко отличается от утопии классической, позитивной. Традиционные классические утопии означали образное представление об идеальном, желаемом будущем. В сатирической утопии, негативной утопии, романе-предупреждении описывается уже не идеальное будущее, а, скорее, будущее нежелаемое. Образ будущего пародируется, критикуется. Это не значит, конечно, что с появлением негативных утопий исчезает или девальвируется сама утопическая мысль, как полагает, например, английский историк Чэд Уолш.

На самом деле негативная утопия не «устраняет» утопическую мысль, а лишь трансформирует ее. Она, на наш взгляд, наследует от классической утопии способность к прогностике и социальному критицизму. Конечно, антиутопии – противоречивое и неоднородное явление, в котором встречаются как консервативные, так и прогрессивные черты. Но в лучших произведениях этого типа возникла новая идейная и эстетическая функция – предупреждать о не желаемых последствиях развития буржуазного общества и его институтов.

Антиутопия в кино

«451º по Фаренгейту», 1966 год

Великобритания. Режиссёр – Франсуа Трюффо.

Этот фильм чаще всего вспоминают, когда начинают сравнивать книги и картины, снятые по этим книгам: «Бойцовский клуб», «Заводной апельсин», «Страх и отвращение в Лас-Вегасе» и «451º по Фаренгейту». Сказать однозначно, что фильм лучше, нельзя, но споры на этот счёт не утихают вот уже пятьдесят лет.

Вслед за автором романа, Рэем Брэдбери, Трюффо рассказывает нам историю человечества, в которой все письменные издания безжалостно уничтожаются специальным отрядом пожарных-огнемётчиков, а любовь к литературе и хранение книг преследуются по закону. Молодой сержант Гай Монтэг выполняет приказы по уничтожению литературы, но встреча с юной Клариссой меняет всю его систему ценностей. Он становится инакомыслящим в глубоко тоталитарном обществе, читающем только комиксы. Интересно, что все титры в картине прочитаны актёрами, а не написаны. Это полностью соответствует идее нового мира, в котором нет места печатному тексту.

«Туманность Андромеды», 1967 год

СССР, режиссёр – Евгений Шерстобитов.

Единственный отечественный фильм, попавший в наш список. Конечно, советская фантастика известна на весь мир, но в первую очередь – как литературное направление, а не кинематографическое. Фильм Шерстобитова переносит нас в далёкое будущее. Группа учёных-астролётчиков отправляется в рискованное путешествие по нашей галактике. Звездолёт, на котором они передвигаются, по странному стечению обстоятельств выходит за пределы эклиптики и оказывается в гравитационном поле планеты под названием Железная звезда, о которой учёные знали уже давно, однако никто не мог определить её точное местоположение. Земляне принимают решение высадиться на планете, рассчитывая пополнить запасы топлива на звездолёте Чужих и вернуться на Землю.

«Безумный Макс», 1979 год

Австралия, режиссёр – Джордж Миллер.

Первая картина 34-летнего австралийского режиссёра Джорджа Миллера стала настоящей сенсацией в мире кино. Она была продана американцам для мирового кинопроката за очень маленькие деньги и в результате принесла гигантские доходы, которые превысили сто миллионов долларов. В 1998 году «Безумный Макс» попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый прибыльный фильм. Именно после этой роли в Голливуде узнали о 23-летнем актёре Мэле Гибсоне, который позже стал мировой знаменитостью. В недалеком будущем, после крупной катастрофы, которая навсегда изменила нашу цивилизацию, хоть какая-то жизнь стала возможной только рядом с бескрайними магистралями. Полицейский Макс получил прозвище Безумный за непримиримую, жестокую, тотальную борьбу с дорожными бандами ещё более сумасшедших маргиналов на мотоциклах и машинах. В кровавой войне Макс теряет жену и ребёнка, и после этого его месть бандитам становится делом всей его жизни.

«Бегущий по лезвию», 1982 год

США, режиссёр – Ридли Скотт.

Фильм снят по мотивам романа Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». 45-летний британский режиссёр Ридли Скотт до этого снял эффектную космическую картину «Чужой». В этом фильме Скотт удачно сочетает стиль «чёрного фильма» о циничном частном сыщике и классическую фантастику с высокотехнологической составляющей. Это история об отставном детективе Рике Декарде, который восстановлен в полиции Лос-Анджелеса для поиска банды киборгов, совершившей побег из космической тюрьмы на планету Земля. Рик Декард получает задание выяснить мотивы действий киборгов, а затем уничтожить их.

«Бразилия», 1985 год

Великобритания, режиссёр – Терри Гиллиам.

Сценарий этого фильма гениальный Терри Гильям написал совместно с сэром Томом Стоппардом. Этот факт уже говорит о многом и поднимает фильм на совершенно новый качественный уровень. Год создания «Бразилии» – 1984 – совпадает с названием известного романа-антиутопии Джорджа Оруэлла. Изначально картина должна была называться «1984 1/2», однако в итоге Терри Гиллиам выбрал более иллюстративное название. Мелкий чиновник Сэм Лоури вполне доволен своей скучной и бессмысленной жизнью. Он выбрал работу незначительного клерка и согласен мириться с необустроенным бытом вопреки воле матери, которая занимает важный пост в элитных кругах системы. В один прекрасный день он встречает девушку, которую до этого постоянно видел в своих снах. Ради того, чтобы снова встретить её, Сэм принимает решение сменить работу. Этот шаг меняет всю его жизнь.

«12 обезьян», 1995 год

США, режиссёр – Терри Гиллиам.

Терри Гиллиам имеет особенность снимать отличное фантастическое, но безобидное с точки зрения возрастного рейтинга кино. И, конечно же, имеет свой неповторимый стиль. Его «фирменная» манера повествования лучше всего проявляется именно на его антиутопических проектах.

В этом фильме режиссёр переносит нас в недалёкий 2035 год. Чудовищный, неизлечимый вирус убил 99% населения нашей планеты. Оставшиеся в живых люди вынуждены влачить своё жалкое существование под землёй. Матёрый преступник Джеймс Коул добровольно отправляется в рискованное путешествие на машине времени: по заданию, он должен попасть в прошлое, чтобы помочь учёным найти источник возникновения смертоносного вируса и понять загадку таинственных «Двенадцати обезьян». Роль Коула сыграла большое значение для дальнейшей карьеры Брюса Уиллиса, и он с ней отлично справился. А Брэд Питт, который в тот момент находился в статусе молодой восходящей звезды, сделал очень яркую заявку на то, чтобы войти в состав элиты Голливуда.

«Гаттака», 1997 год

США, режиссёр – Эндрю Никкол.

Само слово «гаттака» (gattaca) образовано из первых букв четырёх азотистых оснований цепей ДНК: гуанин, аденин, тимин и цитозин. Эта информация никак не помогает понять фильм, а скорее, наоборот, запутывает зрителя. Видимо, именно этого и добивался режиссёр и сценарист Эндрю Никкол. В мире, который он создал, каждый человек генетически запрограммирован, и всё меньше остаётся тех, кто был рождён в любви, а не в лаборатории. Один из последних «детей любви», Винсент Фриман, получает при рождении ярлык «непригоден». Он подвержен страстям, поддаётся эмоциям, однако он верит в то, что его мечты когда-нибудь сбудутся. Для этого он покупает личность другого человека, пытаясь обмануть отборочную комиссию и стать уважаемым членом Корпорации Будущего Гаттака. Однако он и предположить не может, насколько это утомительно и непросто – быть одновременно двумя разными личностями. Особенно когда за тобой по пятам идёт полиция…

«Матрица», 1999 год

США, режиссёры: Энди Вачовски, Ларри (Лана) Вачовски.

Сложно сейчас найти человека, который не смотрел или хотя бы не слышал об этом фильме. Сцена, в которой Морфеус предлагает главному герою выбрать красную или синюю таблетку, уже давно стала классикой и много раз цитировалась другими режиссёрами. Однако и сам фильм «Матрица» не обошёлся без скрытых цитат (об этом выходила даже целая книга). Например, сцена, в которой Нео встречается с одарёнными детьми в квартире Оракула – дань уважения японской полнометражной мультипликационной картине «Акира».

Как только фильм вышел на экраны и поразил зрителей эффектом замирающей камеры, тут же появилось огромное число людей, утверждающих, что именно они первыми перенесли это изобретение на большой экран, а Вачовски были уже последователями. Правда это или завистливые сплетни – неизвестно, но фильм от этого хуже точно не стал.

«Господин Никто», 2009 год

Германия, Бельгия, Франция, режиссёр – Жако Ван Дормель.

Его зовут Немо Никто, он – уравнение, в котором нет ничего, кроме неизвестных. То серьёзный не по годам мальчик, застрявший на перроне, то стодвадцатилетний старик, последний смертный счастливой Земли XXII века, благополучно забывший о том, как прожил жизнь. С уверенностью можно сказать только одно: Джаред Лето здесь настолько красив, что его не могут испортить ни грим старика, ни порой нелепые и слащавые сцены в фильме. Однако не оценить виртуозного качества режиссуры Жако ван Дормеля было бы непростительной ошибкой. В итоге фильм нуждается в нескольких просмотрах, так как с первого раза не всегда всё становится ясно.

«Интерстеллар», 2014 год

США, режиссёр – Кристофер Нолан.

Сценарий братьев Ноланов основан на научных работах физика-теоретика Кипа Торна, исследующего теорию гравитации, а также на его популярной книге «Чёрные дыры и складки времени…». При проектировании зданий в фильме создатели этого весьма сомнительного блокбастера вдохновлялись работами архитектора-модерниста Людвига Миса ван дер Роэ.

Довольно скучная «Золотая книжечка… о новом острове Утопия» (или просто «Утопия»), написанная Томасом Мором в 1516 году, подарила литературе сразу два жанра: утопический и антиутопический. Утопия идеализирует, описывая то общество, которого не может существовать. Антиутопия, наоборот, отрицает идеалы и справедливость, порицает тоталитарное устройство общества. Обычно в антиутопических романах показывается тревожная интеллигенция, недовольная грядущей революцией и озабоченная судьбами человечества. Вашему вниманию подборка лучших романов антиутопического жанра, способных изменить сознание.

1. «1984», Джордж Оруэлл

Роман, опубликованный в 1949 году, был запрещен в Союзе, а в странах соцлагеря подвергался жесткой критике и цензуре. Оруэлл в то время жил на отдаленном острове и, будучи тяжелобольным, печатал роман сам. И не напрасно – произведение вызвало восторг публики и хвалебную критику. Через 40 лет оно было экранизировано.

Читатель знакомится с государством Океания, в котором есть Министерство Правды (где работает главный герой, 39-летний англичанин), Министерство Любви. Под этой страной автор подразумевает СССР, у которого постоянно меняются враги, и который пребывает в состоянии периодических войн. На примере жизни главных героев Оруэлл раскрывает все «прелести» тоталитарного режима.


2. «451 градус по Фаренгейту», Рэй Брэдбери

Научная антиутопия, опубликованная в 1953 году. Здесь показывается общество, которому запрещено мыслить критически, размышлять, иметь свою точку зрения. Поэтому в государстве проводятся повсеместно обыски и уничтожается любая печатная литература. Бумага возгорается при 451 градусе. Телевидение применяется как средство «массовой дезинформации».


3. «О дивный новый мир», Олдос Хаксли

В этом дивном новом мире нет места никаким проблемам. Боли, грусти, печали здесь не существует. С рождения здесь каждому внушается, что он самый лучший, и место для него в социуме лучшее, и все блага – только для него. Но если все-таки на душе заскребли кошки – не беда. Добро пожаловать в аптеку будущего! Проглотил таблетку-другую сомы – и прекрасное настроение обеспечено.


4. «Скотный двор», Джордж Оруэлл

Здесь автор в аллегорической форме притчи ведает нам о российской революции 1917 года. «Жители» скотного двора взбунтовались против мерзкого отношения к себе людей. Они изгоняют людей и сами становятся хозяевами своего дома. Так возникает вольная республика во главе со свиньей.


5. «Мы», Евгений Замятин

Именно под впечатлением этой книги Джордж Оруэлл написал роман «1984». Он, кстати, и писал рецензию на роман «Мы», являющийся самой известной антиутопией всего литературного мира. В 26 столетии жители Единого Государства, во главе которого стоит Благодетель, отличаются только по номерам. Полностью утратив индивидуальность, номерная толпа переизбирает своего Благодетеля каждый год. Естественно, единогласно. В основе Государства стоит главный принцип о несовместимости свободы и счастья.


6. «Заводной апельсин», Энтони Бёрджесс

Алекс - скорее антигерой, поскольку своими жесткими преступлениями он сопротивляется тискам тоталитарной системы. Общество пытается поставить молодежь «в стойло» и показать свое место. Но не тут то было! Кому ж хочется быть под прессингом? Вот и появляются на улицах истерзанные трупы, изнасилованные женщины, ограбленные и побитые старики. Это занятие – почти что религия банды, во главе с подростком, потерявшим человеческий облик.


7. «Кысь», Татьяна Толстая

Автор описывает постапокалипсическое будущее России после ядерного взрыва. Все мутировано: люди, животные, растения. Кысь – это некое чудовище, появляющееся в мыслях главного героя. Сам роман – сатира на советский социалистический строй с культом личности, верховенством спецслужб, отсутствием каких-либо человеческих прав.


8. Котлован», Андрей Платонов

Повесть-притча, сатира на советский строй, написанная в 1930 году. В сатирическом смысле к повести, в качестве эпиграфа подошли бы слова Чебурашки: «Мы строили, строили, и наконец построили!» Общество в первую пятилетку своего существования планирует построить «общий дом». Однако на определенном этапе к строителям приходит понимание, что на старых обломках не построишь чего-то путного. Стройка так и заканчивается котлованом.


9. «Не отпускай меня», Кадзуо Исигуро

«Лучший роман 2006 года» английского писателя находится в сотне лучших англоязычных произведений. В 2010 году был экранизирован. Роман написан от лица женщины, работавшей в специальном интернате, где детей «выращивали» путем клонирования в качестве живых доноров для пересадки органов. Она рассказывает о судьбе двух своих друзей и своей судьбе, так как ее тоже «растили» для донорства….


10. «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей», Курт Воннегут

Во время войны автор пережил бомбардировку в Дрездене. Собственно об этом его автобиографическое произведение. Воннегут – один из 7 американских пленных, выживших после этой бомбежки. Днем их держали на скотобойне №5, а во время налетов – в подвалах, где хранились мясные туши. В романе добавлен фантастический элемент.

Главный герой – американский апатичный солдат, переживающий посттравматический шок после бомбежек. Он рассказывает, что его забирают на некую планету. Пришельцы научили видеть его в четырех измерениях. В результате, Билли засыпает пожилым овдовевшим человеком, а просыпается в свой свадебный день. Живя в 1955 году, он входит в дверь, а в 1941 – выходит из нее. Главное - правильно выбрать двери, чтобы не попасть на бойню №5.


11. «Приглашение на казнь», Владимир Набоков

Фантастические элементы не позволяют точно определить ни место, ни время действия событий. Главного героя заключают в крепость за то, что он «непонятен» обществу. Отец его тоже был таким. Судебный процесс над ним абсурден. Смертный приговор объявляется с фарсом: «С любезного разрешения публики…». Чтобы отрубить ему голову, на казнь героя ведут с издевательствами. В этих жутких иллюзиях настоящим человеком оказывается только он.


12. «Улитка на склоне», Аркадий и Борис Стругацкие

Авторы считали этот роман самым значительным произведением. Он имел сложную судьбу и долго печатался частями в журналах. Только через 22 года после первой публикации вышла полная его версия.

Роман делится на две части, слабо связанные между собой. Читатель знакомится с двумя разными обществами. Этих два различных мира, существующих по своим законам представляют двое ученых. Их не понимают, а они не понимают насилия. Оба ищут истину, но каждый собственным путем.


13. «Пляж», Алекс Гарленд

Где-то на Таиландских островах затерялась частичка рая – Пляж. Люди, нашедшие его, не обнаруживают на Пляже хоть какого-то намека на цивилизацию. Люди очарованы дикой природой. Пляж назвали Эдемом. Вот только, как и в рай, попасть туда очень непросто…


14. «Делириум», Лорен Оливер

Трилогия американской писательницы, вышедшая в 2011 году, сразу же стала бестселлером, и была переведена более чем на 20 языков. В романе описывается общество будущего. Оно лишь хотело мира на всей Земле. Оно отыскало первопричину всех своих несчастий. Ею оказалось Любовь - amor deliria. Для того чтобы не заразиться этой болезнью, всем достигшим совершеннолетия, введена обязательная процедура – стирание памяти прошлого. Ну а заболевшего ожидает печальная участь…


15. «Бегущий человек», Стивен Кинг

Кто не читал этот роман, тот помнит его великолепную экранизацию со Шварценеггером в главной роли. «Бегущий человек» - одна из самых страшных, жестоких и бесчеловечных игр, в которой вынуждены принимать участие американцы, чтобы заработать хоть какие-то средства к существованию. Выигравшему приз – жизнь. Однако никому еще не удавалось выиграть. Сможет ли это сделать главный герой?

Лекции по зарубежной литературе ХХ века (очное отделение I семестр)

Лекция № 9

Первым художественным произведением Оруэлла стала повесть-притча «Скотный двор» («Animal Farm», 1945). Жанровое определение, данное автором в подзаголовке – «сказочная история», сказка. Основным приемом в повести-притче является аллегория. Каждый персонаж повести представляет собой аллегорию социального типа или пародию на того или иного политического деятеля, а вся ситуация, описанная в произведении пародирует реальную политическую действительность в Советской России 1 пол. ХХ века. Так в образе хряка Наполеона явно прослеживаются черты биографии Сталина, а в образе Снежка – Троцкого. Основная мораль, которую читатель должен вынести из этой притчи заключается в том , что все политические перевороты, хотя и начинаются как события во благо народа, совершаются исключительно ради личной выгоды политиков. Крылатым выражением стала одна из исправленных заповедей животных «Все животные равны, но некоторые равнее других».

Второе художественное произведение Оруэлла – роман-антиутопия «1984», написанный в 1948 году. Название романа сложилось из года написания произведения. Автор относил действие романа в будущее, но четкая дата художественного времени сложилась в последний момент.

Образ государства, изображаемого в романе, складывается на основе приема «перевертыша», превращения какого-либо объекта или факта в свою противоположность. Так в Океании есть три министерства: министерство правды (занимается фальсификацией истории), министерство изобилия (экономика) и министерство любви (государственная полиция). На работе проводят «пятиминутки ненависти», молодежь вступает в «антиполовой союз», браки должны заключаться только без любви, уничтожается язык, смысл слов утрачивается или превращается в свою противоположность.