Цели:

Обучающая: через анализ прозаического текста подвести учащихся к пониманию своеобразия пушкинской трактовки художественного типа “благородный разбойник”;
Развивающая: развить у учащихся навыки самостоятельного постижения и восприятия текста;
Воспитывающая: на примере образа Дубровского привести к пониманию таких понятий, как благородство, справедливость, честность.

Методические приемы: эвристическая беседа, диалог, слово учителя, проблемная ситуация.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости нашего урока! Меня зовут Наталья Михайловна. Тема нашего урока “Дубровский” - роман о “благородном разбойнике”. Запишите дату, тему урока и эпиграф (его мы записываем в правом углу тетради). Эпиграфом к сегодняшней теме я взяла слова Оноре де Бальзака: “ К сожаленью, благородство чувств не всегда сопровождается благородством действий”, к которому мы возвратимся в ходе урока. Так, сегодня мы обращаемся к одному из замечательных произведений А.С. Пушкина – роману “Дубровский”.

Ребята, мы должны определить черты такого литературного типа, как “благородный разбойник”; постараться понять, что такое благородство, разбойник; подумать, совместимы ли эти понятия.

2. Итак, начнем с анализа образа главного героя.

Мы попытаемся определить основные качества заглавного героя. Характер героя проявляется в поступках и взаимоотношениях с другими людьми.

  • При каких обстоятельствах мы знакомимся с главным героем? (Глава 3, 3-ий абзац: “Владимир Дубровский воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания и молодой человек получал из дому более нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем, и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости”).
  • Как данный отрывок характеризует Владимира Дубровского? (Молодой повеса).
  • Как развиваются дальше события в жизни молодого человека?
  • Получив письмо из дома, Владимир вернулся домой в Кистеневку. Каким предстает герой в этом эпизоде? (Любящий сын).
  • Вы сказали о том, что Владимир едет домой. В каком состоянии он застает отца? Какие мысли овладели Владимиром, когда он узнал о бедственном положении отца? (Стремящийся к мести).
  • Осуществляет ли Дубровский это стремление? (Отчасти, потому что он собрал шайку, грабящую богатых путешественников).
  • Как относятся к молодому хозяину дворовые крестьяне? Почему крепостные пошли за барином? (Добрый, справедливый).
  • Зная, кто был главным врагом Дубровского, чему удивлялись окружающие и радовался сам Троекуров? Что заставило Дубровского отказаться от коварного плана – уничтожить Троекурова, заклятого врага? (Любящий).
  • Даже став разбойником, Дубровский остается служителем правды и чести. Вспомните рассказ Анны Савишны Глобовой (глава 9). Какие качества характера проявились в этом эпизоде? Приведите еще примеры (Благородный).

3. Давайте подведем итог.

Положительными качествами характера Дубровского (запишите в тетрадях таким же образом) являются:

4. Возвратимся к эпиграфу “К сожаленью, благородство чувств не всегда сопровождается благородством действий”. Доказывает ли содержание романа высказывание Оноре де Бальзака?

Рассуждения учеников с приведением аргументов из текста.

5. Учитель. Пушкин следует литературной традиции, изображая образ “благородного разбойника”. Литературный тип “благородного разбойника” возник в романтической литературе. Это человек благородного происхождения (дворянин) , который в силу различных обстоятельств оказывается вне закона, становится разбойником. Представитель высшего сословия превращается в изгоя, отверженного. Как правило, мотивами такого превращения являются оскорбление, унижение или обида. “Благородные разбойники” борются за справедливость, мстят своим обидчикам. Это по-настоящему благородные люди, жертвующие своим общественным положением ради чести и торжества справедливости.

Кого вы можете вспомнить из мировой литературы?

6. Посмотрим, какие определения дает С.Ожегов в своем толковом словаре.

Благородный –

  1. Высоконравственный, самоотверженно честный и открытый.
  2. Исключительный по своим качествам, изяществу.
  3. Дворянского происхождения, относящийся к дворянам (устар.).
  4. Употр. в составе различных терминов для обозначения чем-н. выделяющихся разрядов, пород. Б. металлы, б. олень.

Разбойник –

  1. Человек, который занимается разбоем, грабитель. Перен.: отъявленный негодяй (разг.).
  2. Шалун, баловник, негодник (обычно в обращении) (разг.).

7. И здесь, ребята у меня зародилось сомнение “Можно ли назвать разбойника благородным?”

Рассуждения ребят.

Мы знаем, что роман “Дубровский” не завершен. Он был напечатан после смерти автора. По мнению многих литературоведов, А.С. Пушкин не смог ответить на этот вопрос. Известно, что существуют варианты продолжения романа:

  1. Смерть князя Верейского;
  2. Жизнь Марьи Кириловны;
  3. Вдова;
  4. Англичанин;
  5. Свидание.

Как мы видим, Пушкин хотел продолжить только любовную линию. Главный герой, Дубровский, терпит поражение, потому что убийство солдат, офицера не укладывается в понятие чести и справедливости, которых он придерживался. Так Пушкин развенчивает миф “о благородном разбойнике”. Возможно, он хочет показать, что разбой может привести к убийству, что грех может породить еще больший грех.

Итак, к какому выводу мы приходим?
- Пушкин показал благородного разбойника, но в то же время подталкивает к мысли, что понятия “благородный” и “разбойник” трудно совместимы.
- Согласны ли вы с этим?

8. А сейчас, ребята, выполним творческую работу – составим синквейн.

Слово “синквейн ” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье . Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

  • Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
  • Вторая стро ка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
  • Третья стро ка. 3 слова – действия (глаголы).
  • Четвертая стр ока. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм).
  • Пятая стро ка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

В качестве примера предлагаю синквейн о Золушке из общеизвестной сказки.

  • Золушка;
  • Бедная, работящая;
  • Страдает, мечтает, любит;
  • Верит в счастье, и оно приходит;
  • Счастливая.

Попробуйте описать Дубровского с помощью синквейна.

  • Дубровский;
  • Храбрый, честный;
  • Защищает, мстит, любит;
  • Стремится быть справедливым;
  • Благородство.

9. Ребята зачитывают свои работы.

10. Выводы. Итак, ребята, мы с вами на уроке попытались проанализировать роман А.С. Пушкина; определили основные черты заглавного героя; рассуждали о литературном типе “благородный разбойник” и пришли к мнению, что такой герой заслуживает уважения, потому что он борется за справедливость, честь и достоинство. Но вот дальнейшие действия однозначно оценить нельзя, так как оправдать убийства – значит оправдать зло. На нашем занятии каждый проявил творчество. Мы составили синквейн, который помог вам выразить свое отношение к герою. Работа показала, что вы умеете определять основные черты героев, выделять основные действия, отражать суть действия или понятия.

Выставление оценок.

11. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру “Благородный человек – это …”.

отвечает Аноним

Ответ или решение

отвечает Аноним

Благородные герои в романе - это Андрей Дубровский и его сын Владимир. Андрей Дубровский был скромным помещиком, у него не было огромного состояния, большого количества слуг, но он был благородным помещиком, и за это его уважали люди. Владимир Дубровский, хоть и был человеком взбалмошным в силу своего молодого возраста, но, тем не менее, он знал, что такое благородство. Когда он решает поджечь дом, он просит слугу открыть все двери, дабы избежать чьей-то смерти. Но слуга, наоборот, закрывает все двери. Таким образом, Владимир проявил благородство. Он понимал, что те чиновники, которые приехали по приказу Троекурова, не имеют отношения к их проблеме, они только выполняют свою работу.

Ответ или решение

отвечает Аноним

Благородные герои в романе - это Андрей Дубровский и его сын Владимир. Андрей Дубровский был скромным помещиком, у него не было огромного состояния, большого количества слуг, но он был благородным помещиком, и за это его уважали люди. Владимир Дубровский, хоть и был человеком взбалмошным в силу своего молодого возраста, но, тем не менее, он знал, что такое благородство. Когда он решает поджечь дом, он просит слугу открыть все двери, дабы избежать чьей-то смерти. Но слуга, наоборот, закрывает все двери. Таким образом, Владимир проявил благородство. Он понимал, что те чиновники, которые приехали по приказу Троекурова, не имеют отношения к их проблеме, они только выполняют свою работу.

Ответ или решение

отвечает Аноним

Благородные герои в романе - это Андрей Дубровский и его сын Владимир. Андрей Дубровский был скромным помещиком, у него не было огромного состояния, большого количества слуг, но он был благородным помещиком, и за это его уважали люди. Владимир Дубровский, хоть и был человеком взбалмошным в силу своего молодого возраста, но, тем не менее, он знал, что такое благородство. Когда он решает поджечь дом, он просит слугу открыть все двери, дабы избежать чьей-то смерти. Но слуга, наоборот, закрывает все двери. Таким образом, Владимир проявил благородство. Он понимал, что те чиновники, которые приехали по приказу Троекурова, не имеют отношения к их проблеме, они только выполняют свою работу.

Ответ или решение

отвечает Аноним

Благородные герои в романе - это Андрей Дубровский и его сын Владимир. Андрей Дубровский был скромным помещиком, у него не было огромного состояния, большого количества слуг, но он был благородным помещиком, и за это его уважали люди. Владимир Дубровский, хоть и был человеком взбалмошным в силу своего молодого возраста, но, тем не менее, он знал, что такое благородство. Когда он решает поджечь дом, он просит слугу открыть все двери, дабы избежать чьей-то смерти. Но слуга, наоборот, закрывает все двери. Таким образом, Владимир проявил благородство. Он понимал, что те чиновники, которые приехали по приказу Троекурова, не имеют отношения к их проблеме, они только выполняют свою работу.

Средняя оценка: 4.4

За свою короткую, но яркую творческую жизнь А.С Пушкин представил нам множество образов благородных романтических героев. Один из них - Владимир Дубровский, персонаж одноименной повести, опубликованной в 1841 г.

Владимир - молодой потомственный дворянин, единственной сын Андрея Гавриловича Дубровского, известного своей добропорядочностью, честностью и неподкупным характером. Волею автора, Владимиру приходится перенести две тяжелые утраты: смерть любимого отца и потерю родового имения. Узнав, что виновником всех бед является помещик Кирила Петрович Троекуров, молодой Дубровский решает любой ценой отомстить ему. Первое, что он делает - уводит своих крепостных, которые по продажному суду перешли к Троекурову, в лес и становится предводителем шайки разбойников.

Первое впечатление о Дубровском может показаться не слишком привлекательным: «он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости». Ему было свойственно поведение, характерное для большинства молодых людей его возраста и сословия. Однако, по мере развития сюжета, автор раскрывает такие черты характера Дубровского, которые позволяют говорить о его благородстве, порядочности, ответственности и чести.

Впервые Дубровский проявляет эти качества, подъезжая к родительскому дому: «он смотрел около себя с волнением неописанным». Глубина чувств Владимира проявляется в описании встречи Владимира с отцом и няней Егоровной. Узнав о причине болезни отца и подлости Троекурова, молодой Дубровский решает отмстить обидчику. Но обида не ослепила Владимира: возглавив отряд разбойников, он грабит только тех людей, которые, по его мнению, из-за денег и власти утратили человеческие качества. В свою очередь, Дубровский своими поступками постоянно подтверждает, что для него понятия чести, достоинства, благородства - не пустой звук. Поймав на дороге приказчика с деньгами для гвардейского офицера, он не отобрал эти финансы, а возвратил их обратно. Позже, при встрече с матерью этого офицера, он скажет: «... Дубровский сам был гвардейским офицером, он не захочет обидеть товарища».

О положительных качествах молодого Дубровского говорит и тот факт, что все крепостные отца готовы были сложить за него свои головы. Но, чувствуя ответственность за судьбы вверившихся ему людей и понимая обреченность своего положения, Дубровский в конце повести велит крестьянам разойтись и смириться. В данных обстоятельствах вряд ли существовало лучшее решение, которое он мог предложить своим людям.

Во всех поступках Дубровского видны сила, смелость и бесстрашие. И только при встречах с любимой девушкой, Машей Троекуровой, грозный разбойник становится робким и сдержанным. Любовь для него - чувство чистое, возвышенное. То, что обман и любовь для Дубровского вещи несовместимые еще раз подтверждает его благородство. Чтобы разрешить это противоречие, Владимир признается Маше, кто он на самом деле, оставляя за девушкой право выбора. Более того, в своем стремлении сделать девушку счастливой, не омрачать ее жизни потерей родных, Владимир готов отказаться от своего первоначального намерения.

И хотя автор оставлет читателям возможность самим «дописать» дальнейшую судьбу Владимира, образ «благородного разбойника» Дубровского можно ставить в один ряд с такими вымышленными и реальными людьми, как Робин Гуд, Зорро, Олекса Довбуш и Емельян Пугачев.

Что такое БЛАГОРОДСТВО?

Благородство – это …?... .

Что такое БЛАГОРОДСТВО?

Благородство – это …?... .

Часто считают, что разбойники – это люди безнравственные, не знающие, что такое честь и достоинство. Однако в повести А.С.Пушкина «Дубровский» разбойник Владимир, один из немногих, обладает благородством души. Став свидетелем произвола, решив …?... , он выбирает не самый правильный путь - путь мести, но его смелость вызывает уважение: …?... . Пусть он и не вышел победителем, но его мужество, благородство, решительность не могут не вызывать симпатию.

Поступки же «благородного» дворянина Троекурова говорят о его …?... и …?... . Он …?... . Его не волнует судьба …?... , который …?... . Рядом с Троекуровым благородный Владимир выглядит еще симпатичнее.

По мнению окружающих, Дубровский-разбойник «отличается отважностью и каким-то великодушием», говорили, что он нападал только на …?... . Встретив учителя-француза, Дубровский …?... .

Попав в дом Троекурова, полюбив Машу, Владимир отказывается … . Он предельно честен в отношениях с возлюбленной: …?... . Даже в сравнении с мужем Маши, князем Верейским, Дубровский …?... .

Можно быть богатым, знатным, всемогущим, но ни за какие деньги нельзя купить честь, достоинство, широту души и благородство, которое проявляется у Дубровского в …?... .

Что такое БЛАГОРОДСТВО?

Благородство – это …?... .

Часто считают, что разбойники – это люди безнравственные, не знающие, что такое честь и достоинство. Однако в повести А.С.Пушкина «Дубровский» разбойник Владимир, один из немногих, обладает благородством души. Став свидетелем произвола, решив …?... , он выбирает не самый правильный путь - путь мести, но его смелость вызывает уважение: …?... . Пусть он и не вышел победителем, но его мужество, благородство, решительность не могут не вызывать симпатию.