У каждого из нас есть различные страхи и фобии. У кого-то их меньше, у кого-то больше. Некоторые научились управлять страхами, а большинство людей стали их узниками. И для того, чтоб избавиться от страхов, давайте с ними познакомимся. Узнаем, какие виды страха имеют место быть.

1.Страхи, связанные с пространством

Клаустрофобия – боязнь замкнутого пространства

Например, страх лифта или страх находиться в закрытом помещении. Часто такие страхи возникают в тех случаях, когда человек столкнулся с проблемной ситуацией. Например, он один раз застрял в лифте и очень испугался. И в подсознание человека записалась информация о том, что лифты не безопасны.

Агорофобия – страх открытых пространств

Например, страх выходить из дома. Такой человек предпочтет остаться голодным, нежели сам отправиться в магазин за покупками.

Страх глубины и высоты

Тоже относиться к данной категории страхов.

2. Социофобии – страхи, связанные с контактами с другими людьми.

Примеры таких страхов:

Страх покраснеть в коллективе

Некоторые люди боятся покраснеть в присутствии других людей. У них очень развита идеализация общественного мнения. Они бояться выглядеть смешно в глазах окружающих.

Страх выступать на публике

Этот вид страха хорошо поддается коррекции. Достаточно поработать с ним и как можно чаще бывать перед публикой и страх нейтрализуется.

Страх познакомиться

Некоторые молодые люди испытывают страх подойти к девушке, начать с ней говорить. В основном это связано с низкой самооценкой и неуверенностью в себе.

Страх потерять любимого человека

Такой вид страха возникает тогда, когда человек раньше потерял близкого и испытал боль. И теперь ему страшно вновь переживать негативные эмоции. А так же страх потерять любовь бывает у тех людей, которые имеют комплекс неполноценности.

3.Нозофобии – страх за свое здоровье.

В последнее время этот вид страха у людей встречается довольно часто. Эта тенденция к росту происходит, потому что все больше людей ведут неправильный образ жизни и в следствии имеют целый букет всевозможных заболеваний. А так же страх за свое здоровье на прямую связан со страхом смерти.

Примеры такихстрахов:

Кардиофобия – это страх остановки сердца, страх умереть от сердечного приступа.

Канцерофробия – страх заболеть раком.

4.Страх смерти или танатофобия

Очень сильный страх, основа всех страхов. Этот вид страха испытывают все люди. Правда у кого-то он становится патологическим.

5.Различные сексуальные страхи


Встречаются как у мужчин, так и у женщин. Примеры таких страхов:

Страх перед беременностью

Страх не соответствовать ожиданиям партнера

Страх «быстрого конца» у сильного пола

6.Страх навредить себе и близким

Некоторые люди боятся нанести вред своему ребенку или родителям. Или самому себе. Этот страх становиться навязчивым и начинает управлять жизнью того человека, кто испытывает данный вид страха.

7.Контрастные страхи

Например, страх громко произнести нецензурные слова в обществе у благовоспитанного человека или страх "совершить что-то непристойное, грязное" у священника во время богослужения

8.Страх перед страхом

Человек боится самого страха. Так как бывает сложно принять то, что человек испытывает боязнь, вместо бесстрашия.

Всему живому, будь то животное или человек, присуще испытывать страх в тех или иных ситуациях. Первое, что хочется сделать, когда мы боимся, - закричать, убежать и т.п. Какова же природа страха, и какие его виды можно выделить? Обо всем этом вы узнаете, прочитав данный материал.

Что такое страх?

Он представляет собой эмоцию, возникающую в ситуациях, когда имеется угроза социальному или биологическому существованию индивида, и направленную на источник как действительной, так и воображаемой опасности.

Функционально страх является предупреждением о наступлении опасной ситуации. Это чувство позволяет человеку сосредоточиться на ее источнике, эпицентре, и побуждает к поиску путей ее избегания. В том случае, когда страх достигает стадии аффекта (ужаса, паники), он навязывает нам такие поведенческие стереотипы, как оцепенение или, наоборот, бегство, крик, защитная агрессия.

Причины страха

Когда мы боимся, нашим гипоталамусом начинает выделяться особый нейросекрет, стимулирующий гипофиз на то, чтобы тот выделял адренокортикотропный гормон - именно им и вызывается синдром страха.

Что такое страх: симптомы страха

Данное чувство влияет как на нашу психику, так и на физическое тело, что может проявляться в виде повышенного сердцебиения, дрожания конечностей, резкого повышения уровня сахара в крови, сухости во рту и др. Эта эмоция оказывает сильное воздействие на все органы нашего организма и может привести к гипертоническому кризу, язве, инфаркту, инсульту. У некоторых индивидов следствиями испытанного страха являются следующие: учащенное мочеиспускание, поносы или, наоборот, запоры.

Что такое страх: основные виды

Принято выделять такие типы, как реальный и невротический (фобии и комплексы). При этом первый является для индивидов чем-то понятным и рациональным - это стандартная реакция на внешнюю опасность. Реальный страх является выражением заложенного в нас самой природой. Мы с оружием в руке, боимся во время пожара и т.п. Страх дает нам сигнал - опасность близко, приготовьтесь к бегству или обороне.

Невротические страхи могут быть как беспредметными, так и, наоборот, связанными с конкретными объектами, ситуациями. Принято говорить, что люди, которые боятся чего-то или кого-то определенного (высоты, собак, крыс, замкнутых пространств, летать на самолете, плавать), страдают теми или иными фобиями, коих на сегодняшний день существует много. От реального этот вид страха отличается не столько проявлением, сколько интенсивностью.

Беспредметные (свободные) страхи - это наши с вами комплексы, которые могут сопровождать нас с самого детства либо появляться в силу тех или иных жизненных обстоятельств. Ниже рассмотрим более подробно, чего боятся современные индивиды чаще всего.

Что такое страх: самые распространенные примеры

1. Страх самоотдачи проявляется тогда, когда человек открывается кому-то и очень при этом боится быть непонятым. К примеру, некоторые люди, у которых за плечами уже был какой-то опыт несчастной любви, могут достаточно долгое время быть закрытыми для новых отношений, опасаясь, что их предадут, обманут, отвергнут.

2. Страх смерти в той или иной степени присущ каждому из нас. Правда, для некоторых это чувство порой перерастает в настоящую фобию.

3. Страх одиночества вытекает из социальных потребностей индивида в том, чтобы его уважали, любили, ценили. Человеку просто необходимо общение, чтобы ощущать себя полноценной личностью. Конечно, иногда нам хочется побыть наедине с собой, и одиночество тут приходится очень кстати. Но когда оно начинает носить затяжной характер и превращается в изоляцию, это может привести в социопатии и другим психическим проблемам.

4. Все в нашей жизни течет, все меняется. И мы боимся этой неопределенности, которую подразумевает будущее. Очень часто опасность грядущего трактуется человеком как опасность, поскольку влечет за собой хоть и временную, но потерю стабильности.

5. Страх обязательств. Мы боимся потерять свою свободу, независимость и нередко воспринимаем в штыки, что необходимо зависеть от некоторых окружающих людей, вещей, обстановки.

Выше были перечислены лишь немногие страхи, которые в той или иной степени присущи людям. Следует понимать, что отрицательное значение этого чувства намного шире, нежели положительное. Помните, что многие страхи заставляют нас пребывать в постоянном нервном напряжении, порождая неуверенность в своих силах и не позволяя нам реализовать себя.

  • В положениях гражданского законодательства о страховании и Правилах страхования любой компании нет ни одного лишнего слова, каждое имеет свой смысл и цель.
  • Следует различать страхи «нормальные» и страхи патологические. «Нормальные» страхи являются проявлением инстинкта самосохранения, поэтому это считается обычным явлением для психического развития ребенка. Не боящийся ничего, слишком открытый ребенок беззащитен перед лицом жизненных ситуаций. Он подвергает себя опасности, может быть травмирован или может даже погибнуть из-за своего «бесстрашия». Но полностью бесстрашных детей просто не существует.

    Биологическими страхами являются, прежде всего, рудиментарные страхи, атавизмы, отражающие изначальную беззащитность древнего человека перед лицом природы: боязнь грозы, открытого пространства, высоты, быстро двигающихся предметов и животных, резких звуков и т.д. Подавляющее число таких детских страхов имеет временный характер, у взрослых людей они существуют уже не в виде страхов, а в виде неприятных ощущений, которые приходится преодолевать усилиями воли. Каждый страх или вид страхов появляется только в определенном возрасте и совпадает по времени с так называемыми скачками в психомоторном развитии ребенка. Например, с началом самостоятельной ходьбы и получением большей степени свободы в освоении пространства у ребенка появляется страх высоты. Или в то время, когда ребенок уже начинает узнавать своих близких, появление чужого, незнакомого лица вызывает у него страх.

    Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Нужно только не акцентировать на них внимание, чтобы эти страхи не закрепились. Постепенное накопление достаточного опыта и знаний в ходе активного взаимодействия с миром позволит ребенку справиться со своими страхами, быть уверенным в себе. Таким образом, детские страхи в случае нормального развития являются важным звеном в регуляции поведения ребенка и в целом имеют положительное значение. Иное дело патологические страхи (фобии), неадекватные жизненным ситуациям. Такие страхи резко негативно влияют на общее физическое и психическое самочувствие ребенка, тормозят и искажают его развитие.

    Патологические страхи очень многочисленны и разнообразны в своих проявлениях. В самом общем виде они делятся на ситуационные и личностно обусловленные. Страхи также бывают реальные и воображаемые, острые и хронические. Реальные и острые страхи обычно предопределены ситуацией, хотя и неадекватны ей, а воображаемые и хронические - особенностями личности, то есть эта классификация напрямую замыкается на общей систематизации. В некоторых случаях грань между естественным ситуационным страхом и страхом патологическим является чрезвычайно тонкой. Например, любой человек, оказавшись во время грозы вне дома, вполне естественно боится сверкания молнии и ударов грома, так как чувствует, что это может грозить гибелью. Но если ребенок, находясь дома, регулярно лезет от грозы под стол или под кровать, несмотря на уговоры родителей, - это уже патология



    Страх имеет тенденцию к усилению в вечернее и ночное время, нередко сопровождается иллюзорными обманами восприятия, чувством присутствия постороннего, экстракампинными галлюцинациями, парэйдолиями, а в некоторых случаях - тактильными и зрительными галлюцинациями. Страх тесно связан с трудностями засыпания, прерывистостью сна, бессонницей, ночными кошмарами. Патологический страх в детском и подростковом возрасте возникает в структуре различных вариантов течения шизофрении, при эпилепсии, неврозах, боязливых и тревожно - боязливых депрессиях. (Н. Иовчук).



    Страх недифференцированный (беспредметный). Понимается как протопатический страх с переживанием диффузной, не конкретизируемой в определенном содержании угрозы. Он сочетается с общим двигательным беспокойством, соматовегетативными симптомами (тахикардия, покраснение, побледнение лица, потливость и др.). В этих состояниях возможны неприятные соматические ощущения, близкие соматоалгиям, сенестопатиям. Этот страх не связан с психологически понятной травмирующей ситуацией, вербализация состояния ограничивается констатацией страха без интерпретации. Ребенок не может дать словесного отчета о своих переживаниях, ограничивается отдельными высказываниями: «страшно!», «боюсь» и т.п. Такого вида страх нередко сопровождается общей настороженностью, ощущением возможности опасности со стороны не только посторонних лиц, но и родных, угрозы от всего окружения. Может встречаться как при неврозах, неврозоподобных состояниях (соматогенных, резидуально - органических), так и при шизофрении (В. Башина, А. Голик, В. Мамцева, Н. Симашкова).

    Страх вычурный. Содержание страха своеобразно, необычно. Ребенок боится «черной шутки», выдуманного им «старого Оболдыка». Характерен для больных шизофренией

    Страх ночной. Состояния выраженного страха и двигательного возбуждения во время ночного сна; возникает преимущественно у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

    Возникновению страха ночного могут предшествовать реальные переживания в дневное время - психотравмирующие ситуации, испуг, например, при просмотре фильмов ужасов. В сновидениях отражаются устрашающие образы или мысли. При депрессивных состояниях часто возникают сновидения, отражающие сюжеты смерти, пробуждения во время ночного сна с криком, плачем, страхом, сенестоалгиями. При токсических и инфекционных психозах страх ночной содержит феномены абортивного делирия. При шизофрении страх ночной может быть связан с устрашающими сновидениями, отражающими аутистические переживания больного, обычно странного, символичного содержания. В страхах могут отражаться сновидения с деперсонализацией, галлюцинаторные, бредовые переживания. При обострении болезни страх ночной проявляется в виде онирико-галлюцинаторных состояний. У больных эпилепсией страхи ночные могут быть связаны с дисфорией с оттенком тоскливости и агрессивности, а иногда с сумеречным расстройством сознания.

    Выделяют 4 варианта страхов ночных.

    1. Страхи ночные бредового характера. Являются возрастной модальностью галлюцинаторного или бредового синдромов и аналогичны дневным страхам этой природы. Как правило, в момент ночного пробуждения ребенок переживает устрашающие (чаще зрительные) галлюцинации (видит «горящие глаза», слышит устрашающие звуки) или испытывает диффузный беспредметный страх с ощущением разлитой угрозы. Он плачет, кричит: «Прогони его!», «Страшно!», иногда зовет мать, но, как правило, не узнает ее и не отвечает на вопросы или пугается, отталкивает, гонит, называя «злая тетя», «колдунья», что указывает на наличие ложных узнаваний. Сознание изменено по делириозно - онейроидному типу. При полном пробуждении с выходом в бодрствование наблюдается частичная амнезия - воспоминания о страхах фрагментарны, как воспоминания о сновидениях. Страхи ночные бредового характера развиваются чаще всего на начальных стадиях приступообразной шизофрении.

    2. Страхи ночные недифференцированные (эпилептиформные). Напоминают страхи ночные эпилептической природы, но отличаются большей простотой картины, отсутствием ритмичности и стереотипности. Встречаются при соматических заболеваниях с токсикозом и лихорадкой, а также в подостром и отдаленном периоде мозговых инфекций и травм.

    3. Страхи ночные пароксгамальные - в структуре височной эпилепсии. Возникают и прекращаются внезапно без какой-либо связи со сновидениями. Сознание глубоко изменено по типу сумеречного помрачения, контакт с детьми невозможен. Нередко этот вариант страха ночного сочетается с автоматизированными действиями, движениями, бессвязными высказываниями, иногда сопровождаются непроизвольными мочеиспусканиями или дефекацией. Вся сложная картина характеризуется стереотипностью развития, повторяясь каждый раз в одном и том же «наборе» в определенное время ночного сна и с известной ритмичностью. Состояние полностью амнезируется. К пубертатному возрасту пароксизмальные ночные страхи, как правило, исчезают или заменяются более типичными судорожными припадками.

    4. Страхи ночные (условно) сверхценного характера, возникающие по реактивному механизму после пережитой психотравмы. Сон такого ребенка беспокоен, наполнен волнующими, мучительными сновидениями. Страхи же являются эмоциональной кульминацией переживаний и как бы продолжением сна с уменьшением его глубины и перехода в состоянии измененного сознания. Ребенок становится беспокойным, кричит, плачет. Высказывания отражают психотравмирующую ситуацию и психологически понятны («Не бей маму», «Я буду учить уроки!», «Спасайся!»). Иногда с ребенком удается установить частичный контакт, получить ответ на вопрос. Утром ребенок, как правило, амнезирует сам страх и свое поведение, однако, может передать содержание сновидений (Л. Данилова) .

    Современная психология выделяет следующие виды страхов:

    - навязчивые страхи;

    - бредовые страхи;

    - сверхценные страхи.

    К навязчивым страхам относятся: гипсофобия (страх высоты), клаустрафобия (боязнь закрытых пространств), агрофобия (боязнь открытых пространств), ситофобия (боязнь принимать пищу) и т.д. Навязчивых детских страхов сотни и тысячи; все, безусловно, перечислить невозможно. Эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь.

    Бредовые страхи - это страхи, причины появления которых найти просто невозможно. Как, например, объяснить, почему ребенок боится ночного горшка, отказывается принимать ту или иную пищу (фрукты, овощи или мясо), боится надеть тапочки или завязать шнурки. Бредовые страхи часто указывают на серьезные отклонения в психике ребенка, могут служить началом развития аутизма. Детей с бредовыми страхами можно встретить в киниках неврозов и больницах, поскольку это самая тяжелая форма.

    Страхи, связанные с некоторыми идеями (как говорят, с «идеями фикс» или - это определение более часто встречается в специальной литературе -сверхценными идеями), называются сверхценными . Первоначально они соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать не может. К детским сверхценным страхам относятся страхи социальные: боязнь отвечать у доски, заикание .

    В новом пособии профессора Ильина подробно изложены все основные вопросы психологии страха. Тема раскрыта максимально полно. Особое внимание уделено многообразным разновидностям и проявлениям страха. В конце книги приведены подробный список литературы, полный список фобий, а также многочисленные методики изучения страха. Книга ориентирована на преподавателей, студентов, а также представителей различных специальностей – психологов, педагогов, врачей, спортивных тренеров, работников силовых ведомств, сотрудников МЧС. Допущено Учебно-методическим объединением по направлению «Педагогическое образование» Министерства образования и науки РФ в качестве учебного пособия для высших учебных заведений, ведущих подготовку по направлению 44.03.01/44.04.01 «Педагогическое образование».

    Из серии: Мастера психологии

    * * *

    Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология страха (Е. П. Ильин, 2017) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

    Глава З. Виды состояния страха

    3.1. Различные подходы к классификации страхов

    Существует множество оснований для классификации состояний страха.

    Так, по способу возникновения А. И. Захаров [ПО] делит страхи на ситуационные и личностные. Ситуационные страхи возникают в необычной, крайне опасной или шокирующей людей обстановке, например при стихийном бедствии, нападении собаки и т. д. Часто они появляются в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий со стороны членов семьи, тяжелых испытаний, конфликтов и жизненных неудач. Личностно обусловленные страхи предопределены характером человека, например его повышенной мнительностью, и способны появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми. Ситуативно и личностно обусловленные страхи часто дополняют друг друга.

    Имеется много и других подходов к выделению видов страха.

    По предмету переживания страхи делят на предметные (объектные, тематические) и беспредметные. Объектные страхи имеют своим предметом какой-либо объект, человека, ситуацию. Страхи, не связанные ни с чем конкретным, переживаются как беспредметные.

    По типам переживания выделяют два вида страхов: рациональные и иррациональные. Первые основаны на понимании реальной опасной ситуации, вторые же безотчетны и не поддаются рационализации. При переживании иррациональных страхов человек не может сказать, чего он боится или же где именно, в какой ситуации появится данный страх.

    По характеру протекания переживания страх делят на острый и хронический. Острый страх чаще предопределен ситуацией, а хронический – особенностями личности.

    По уровню адаптированности различают обычные (естественные, или возрастные) и патологические страхи. На обычный страх указывает его кратковременность, обратимость, он сам исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми. На патологический страх указывают его крайние, драматические формы выражения (ужас, эмоциональный шок, непроизвольность, полное отсутствие контроля со стороны сознания, неблагоприятное воздействие на межличностные отношения и адаптированность человека к социальной действительности). В данной классификации не понятно отнесение ужаса непременно к патологическим страхам.

    Зигмунд Фрейд в своих лекциях по введению в психоанализ уделил особое внимание проблематике страха. Одна из лекций (двадцать пятая) так и называлась – «Страх». В ней Фрейд провел различие между реальным и невротическим страхом, рассмотрел отношения между ними и обсудил различные формы страха, наблюдаемые в жизни человека.

    Реальный страх представляется человеку вполне рациональным и понятным, поскольку он является инстинктивной реакцией самосохранения на восприятие внешней опасности. Однако если он приобретает чрезмерную силу, выходящую за рамки обычной реакции на опасность, состоящей из аффекта страха и защитного действия, то считать его целесообразным уже нельзя.

    В отличие от реального, невротический страх сопровождается аффектом. Он может проявляться в различных формах.

    Первая форма заключается в том, что у человека может наблюдаться состояние боязливого ожидания. Страдая подобного рода страхом, человек предвидит наихудшую возможность из всех имеющихся, и у него наблюдается склонность к ожиданию несчастья. Крайняя степень выражения подобного рода страха имеет отношение к нервному заболеванию, названному Фрейдом неврозом страха.

    Вторая форма невротического страха – ананкастический страх. Он проявляется в различного рода фобиях, в навязчивых мыслях и действиях. Фобии связаны с боязнью животных, свободного пространства, темноты, закрытых помещений, поездок на общественном транспорте, полетов на самолете и т. д. Некоторые из внушающих страх объектов и ситуаций имеют отношение к опасности и поэтому вызывают соответствующую негативную реакцию у ряда нормальных людей, как это происходит, например, при встрече со змеей. Но у невротиков подобного рода фобии столь интенсивны, что вызывают парализующий их ужас. Фрейд относил такие фобии к истерии страха.

    Третья форма невротического страха характеризуется проявлением спонтанных приступов. Без каких-либо явных причин больного охватывает пароксизм страха. При этом человек не может соотнести так называемые эквиваленты страха с какой-либо явной опасностью. Здесь страх выступает как бы в концентрированной форме. У человека появляются отдельные ярко выраженные симптомы в виде головокружения, сердцебиения, одышки, подергивания пальцев рук. Такой приступ продолжается от нескольких минут до нескольких часов. Ощущение страха во время невротического приступа нередко гораздо сильнее, чем в случае реальной опасности, например опасности смерти. Человеку кажется, что в любую минуту с ним случится что-то страшное, что он умрет или сойдет с ума; любые попытки убедить себя, что ничего страшного не происходит, напрасны.

    Пол Экман говорит о реальном, но беспочвенном страхе . В качестве примера он ссылается на переживания пациентов, тревожащихся (боящихся) по поводу снятия у них электрокардиограммы, не подозревающих, что электрокардиограф только регистрирует биотоки сердца и не генерирует удары током. Отсюда можно было бы предположить, что есть нереальные страхи, а также «почвенные», т. е. вызванные реальной угрозой. Что касается обоснованных и необоснованных страхов, то сомневаться в их наличии не приходится. А вот в то, что страхи могут быть нереальными, трудно поверить. Нереальными могут быть опасности.

    Понимание опасности, ее осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребенка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. Обычно в этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта (испуг, боль, болезнь, конфликты, неудачи, поражения и т. д.).

    3.2. Внушенные страхи

    Источник внушенных страхов – взрослые, окружающие ребенка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждений и др.), которые непроизвольно заражают ребенка страхом, настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывая на наличие опасности. В результате ребенок реально воспринимает только вторую часть фраз типа: «Не подходи – упадешь», «Не бери – обожжешься», «Не гладь – укусит», «Не открывай дверь – там чужой дядя» и т. д. Маленькому ребенку пока еще не ясно, чем все это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги, и у него возникает реакция страха как регулятор его поведения. Однако важно не переборщить: если запугивать без нужды, «на всякий случай», то ребенок полностью теряет спонтанность в поведении и уверенность в себе.


    К числу внушенных можно также отнести страхи, которые возникают у чрезмерно беспокойных родителей. Разговоры при ребенке о смерти, несчастьях и болезнях, пожарах и убийствах помимо воли запечатлеваются в его психике.

    3.3. Социальные и общественные страхи (боязни)

    П. А. Амбарова пишет об общественных страхах (боязнях), отделяя их от социальных страхов. Хотя, пишет она, общественные и социальные страхи очень близки, однако это не идентичные категории.

    Понятие социальных страхов используется в социологии, социальной психологии и антропологии. Социальные страхи в широком смысле можно трактовать как способ адаптации к социальной ситуации или социальной среде, обладающей для индивида или группы той или иной степенью неопределенности. В социальной психологии сложились два понимания социальных страхов, отмечает П. А. Амбарова.

    В первом случае социальные страхи трактуются как страхи, источниками которых служат социальные отношения и объекты. Например, выделяют страхи руководства и подчинения, страх ответственности, страх успехов и неудач, страх социальных контактов (одиночества, оценок, влияния другого человека, невнимания со стороны других людей). С позиции социальной психологии специфика социальных страхов заключается в их опосредованном характере (когда объекты, вызывающие страх, не могут непосредственно сами по себе нанести вред человеку) и чрезвычайной распространенности.

    Такое понимание страха, пишет П. А. Амбарова, слишком узко, так как источниками массовых страхов, фобий и паник в современном обществе служат не только человеческие отношения, но и явления неживой природы, экологические, промышленные риски, опасности и катастрофы, которые могут нанести прямой и ощутимый вред. Кроме того, массовые социальные страхи могут быть вызваны иррациональными явлениями или верой в них, нарушениями стабильности социальной жизни, отсутствием полной и позитивной информации, неуверенностью в будущем. Таким образом, природа социальных страхов имеет технологические, природные, биологические, психологические и социальные корни.

    Согласно второму пониманию, социальными являются страхи, приобретаемые внебиологическими способами – в ходе социализации, социального конструирования действительности и накопления личного опыта.

    Понятие общественных страхов, по мнению П. А. Амбаровой, имеет несколько иное содержание, нежели понятие социальных страхов. И связано это прежде всего с их субъектом. Этимологически слово «общественный» означает «принадлежащий всему обществу», «связанный с деятельностью людей в обществе», «организованный коллективом» и используется для отграничения общественных феноменов от явлений индивидуального, частного порядка. Носителями общественных страхов являются социальные группы и общности, в которых благодаря схожим условиям жизнедеятельности, формированию коллективной деятельности и группового сознания возникают основания для типичных социальных страхов, разделяемых всеми членами социальной группы. Таким образом, общественные страхи являются подвидом социальных страхов.

    Как социальное явление общественные страхи типичны и распространяются на всю социальную группу или общество в целом. Например, страх потерять работу в период экономического кризиса становится типичным для целых групп населения.

    Общественные страхи характеризуются не только массовостью проявления, но и коллективным, согласованным и осознанным характером. Они, в отличие от паники, имеют рациональный характер: люди осознают страх, его образы и источники, формулируют его в виде смысложизненных проблем, над которыми размышляют и которые разрешают способами, предлагаемыми социальным опытом предыдущих поколений и современников. Человек «приобретает», интериоризирует страх и отношение к нему в процессе социализации.

    Общественные страхи, отмечает П. А. Амбарова, проявляются также на индивидуальном уровне, однако природа их обусловлена жизнью не индивида, а социальной группы или общности.

    3.4. Ночные страхи

    Эти страхи обусловлены кошмарными снами и особенно сильно выражены у детей двух – четырех лет, как, например, это было у великого немецкого композитора Рихарда Вагнера. Он писал в автобиографии, что в его детстве (вплоть до позднего школьного возраста) не проходило ни одной ночи, чтобы он после страшного сна не просыпался с криком, который не прекращался, пока его не успокаивал человеческий голос. Обычно ночные страхи сопровождаются плачем или всхлипыванием при отсутствии пробуждения, приступами двигательного беспокойства, беспорядочным криком, иногда снохождением (лунатизмом).


    Как пишет А. И. Захаров, «ребенок что-то видит, взволнованно говорит, чаще кричит, испытывая безотчетный ужас, приходит в состояние двигательного возбуждения, может сесть, встать, идти и бежать, при этом далеко не всегда отдает отчет в своих действиях, утром отсутствуют воспоминания на происшедшее ночью. Подобные эпизоды чаще происходят в определенное время ночи. От ужаса и страха ребенок может даже обмочиться» .

    А. И. Захаров со слов родителей установил, что частым ночным страхам подвержены 10 % мальчиков и 15 % девочек. Однако более точные данные получены им при непосредственном, утреннем опросе детей о виденном ими ночью, в том числе и о «кошмарных» снах. В течение десяти дней опрашивались 79 детей от трех до семи лет в детских садах. Оказалось, что за данное время 37 % детей видели кошмарный сон, 18 % видели его неоднократно, иногда «сериалами», практически каждую ночь.

    Более детальное изучение А. И. Захаровым страхов «кошмарных» снов показало следующее (табл. 3.1).


    Таблица 3.1 . Возрастное распределение страхов «кошмарных» снов


    Количество страхов «кошмарных» снов достоверно больше в дошкольном возрасте как у мальчиков, так и у девочек. В свою очередь, страхи «кошмарных» снов (как и все страхи в целом) достоверно чаще наблюдаются у девочек, отражая природный более выраженный инстинкт самосохранения.

    Максимальные значения страхов «кошмарных» снов у мальчиков наблюдаются в шесть лет, у девочек – в пять, шесть лет и у дошкольников – в семь лет. Это далеко не случайно, поскольку именно в старшем возрасте наиболее активно представлен страх смерти. Как раз данный страх и присутствует в ночных кошмарах детей, лишний раз подчеркивая лежащий в его основе и более выраженный у девочек инстинкт самосохранения. Девочки начинают видеть подобные сны раньше мальчиков, с пяти, а не с шести лет, и продолжают их видеть дольше – с двенадцати до тринадцати лет.

    Уникальное сравнение можно провести у дошкольников и школьников семи лет. Вроде бы возраст один, а тенденция к уменьшению страхов «кошмарных» снов заметна у первоклассников. Объяснение аналогично уменьшению среднего балла всех страхов в школьном возрасте, обусловленному новой, социально значимой позицией школьника. Это своего рода левополушарный сдвиг в сознании ребенка, когда правополушарный, спонтанный, интуитивный тип реагирования (к коему можно отнести и страхи) должен уступить рациональному восприятию левополушарной школьной информации.

    В возрасте двух – четырех лет, пишет А. И. Захаров, «главным персонажем страшных сновидений чаще всего оказывается Волк. Его зловещий образ часто появляется после слушания сказок, в том числе о Красной Шапочке. Волк снится чаще детям, боящимся наказания со стороны отца. Кроме того, Волк ассоциируется с физической болью, которая возникает при воображаемом укусе острыми зубами. Последнее весьма существенно, если учесть характерный для детей данного возраста страх перед уколами и болью. Ближе к четырем годам в „кошмарных“ снах начинает фигурировать и Баба-яга, отражающая проблемы ребенка во взаимоотношениях со строгой матерью, которая недостаточно ласкова, часто грозит наказаниями. Уносящая к себе „плохих“ детей и расправляющаяся с ними Баба-яга приходит из мира, где царят насилие, несправедливость и бессердечие. Вот почему двухлетние и трехлетние дети всерьез просят иногда родителей убить Бабу-ягу и Волка, чтобы защитить от ночных кошмаров. Обычно роль защитника поручается отцу, если он достаточно сильный в представлении ребенка. Подобные просьбы нельзя считать пустым капризом и игнорировать, так как Волк и Баба-яга, живущие в подсознании ребенка, всегда свидетельствуют о каких-то тревожащих обстоятельствах его жизни ‹…› Перенесенный и не осознаваемый ужас превращает ночь в борьбу с воображаемыми чудовищами, порождаемыми фактически родителями. Если ребенок просыпается ночью от страха и его удается успокоить, убаюкать, то травмирующее влияние кошмарных сновидений выражено меньше. Заметим, что уже со второго полугодия жизни некоторые эмоционально чувствительные и беспокойные дети нуждаются в том, чтобы их иногда перед сном укачивали, убаюкивали, нежно пели песни, ласково гладили и обнимали» .

    Родителям не всегда удается быстро успокоить ребенка ночью, тем более что они сами нередко впадают в состояние паники; тогда невозможно понять, кто больше находится в возбужденном состоянии и кто требует большего успокаивания. Поэтому таким родителям следует заняться саморегуляцией или лечением, чтобы не травмировать лишний раз ребенка ночью.


    «Кошмарные» сны могут дублироваться, повторяться, приобретать иной раз навязчивый характер. У детей это не растянуто на многие годы, как у взрослых; по несколько недель, а то и месяцев ребенок может находиться в непонятном для взрослых напряжении перед сном. Чего только не выдумывает, чтобы вовремя не лечь спать, дополнительные меры безопасности принимает – поближе к родителям; свет, после засыпания, должен гореть: дверь лучше всего полуоткрыть – так, на всякий случай. Да и сам сон становится беспокойным – говорит неясно что, вскрикивает, с кровати может свалиться, бегает в туалет или к родителям, иногда может даже обмочиться… Успокаивающие беседы перед сном не всегда помогают. Телевизор же категорически противопоказан, как и ссоры родителей, от которых еще больше возникает внутреннее напряжение и беспокойство. Если ребенок возбужден, испытывает тревогу перед сном, грустит, печалится, то «кошмарные» сны следуют все чаще и чаще, с пугающей неизбежностью, как наваждение. Самое неприятное заключается в ожидании «кошмарного» сна, когда все труднее уложить детей вовремя спать, нервничают и родители; тут уж недалеко и до нервных срывов, наказаний; угроз хватает, но ничего кардинального, положительного не происходит. Расплата утром – вялость, капризность, чувство «разбитости», беспричинные упрямство и негативизм днем. Все больше становится ссор, раздражений в отношениях с детьми. У них уже нет спокойствия, нормального самочувствия, бодрости духа и уверенности в себе. Вечером все повторяется с нарастающими эмоциональными потерями и напряжением. И так изо дня в день, из ночи в ночь.

    Когда же чаще снятся повторные «кошмарные» сны? Несомненна генетическая подоплека этого явления. Если один из родителей испытывал подобное в детстве, то вероятность повторяющихся «кошмарных» снов у детей будет более весомой. Если оба родителя предрасположены к обильным снам вообще, «кошмарным» в частности, и тем более к их повторам, то не надо ждать лишний раз исключения из этого правила. Необходимы и впечатлительность, развитая долговременная или эмоциональная память и, какуже отмечалось, некоторая неуверенность в себе, пусть в виде излишней зависимости от родителей, не говоря уже о повышенном уровне беспокойства и страхов. Большая частота «кошмарных» снов относительно чаще наблюдается и у детей, перенесших психологическую травму, эмоциональный шок. потрясения, след от которых проявляется не столько днем, сколько ночью.

    Захаров А. И.

    Каждая третья мать и каждый пятый отец, отмечает А. И. Захаров, неоднократно видели «кошмарные» сны в своем детстве. При этом ночные страхи матери легче передаются детям, чем страхи отца. Наиболее сильная связь «кошмарных» снов отмечается между матерями и дочерями. Поэтому, если удается выяснить наличие «кошмарных» снов у матери в детстве и сейчас, то вероятность их появления у дочерей будет выше, у мальчиков подобная взаимосвязь носит характер тенденции. О последней можно говорить и при наличии «кошмарных» снов у отцов в детстве, когда они склонны затем передавать страхи прежде всего мальчикам. Следовательно, родитель того же пола, прежде всего мать, способен в большей степени провоцировать появление «кошмарных» снов, чем родитель другого пола. Объясняется это психологическим механизмом полоролевой идентификации – отождествлением с ролью родителя того же типа, стремлением подражать ему, следовать поведению, характеру, привычкам.

    А. И. Захаров пишет, что родители, испытавшие в детстве ночные страхи в любом их виде, нередко со страхом реагируя на ночные страхи своих детей, лишь закрепляют их по принципу условного рефлекса. С тревогой ожидая появления следующего ночного приступа страха, они напутствуют ребенка: «Ложись лучше, а не то опять приснится», «Чуть что, зови нас», «Не бойся, сна больше не будет» и т. д. Результат достигается противоположный – подобная профилактика только способствуют закреплению ночных страхов.