Стимпанк стиль набирает все больше популярности среди молодых людей. Уже и на наших улицах можно увидеть «пикантно» одетых приверженцев этого направления. Эта субкультура весьма интересна и парадоксальна, так как стремится совместить в себе как модерн, так и архаизм. Стимпанки любят сочетать ультрасовременные вещи с предметами старины, преимущественно Викторианской эпохи. Эта мода отражается как на одежде, так и на аксессуарах. Если вам нравится этот стиль, то создать стимпанк своими руками вам не составит труда. Какие украшения и предметы декора выбрать, расскажем в этой статье.

Стимпанк стиль

Стимпанк украшения

Не один образ стимпанк не обходится без стильного тематического украшения. В первую очередь, это касается подвесок. Их могут носить как девушки, так и парни. Лучше всего отражают Викторианскую эпоху серебряные и медные вещи. Поэтому, создавая стимпанк своими руками, старайтесь приобретать вещи, напоминающие по цвету эти металлы.

Очень оригинальной видится серебряная подвеска в виде ключа. Голубой камень оживит образ и сделает ваше украшение более заметным.

ключ-подвеска

Прекрасным дополнением к образу может стать женский ободок для волос. Его можно как приобрести в магазине, так и сделать самостоятельно. Перья - одни из главных атрибутов этого направления. Поэтому одно из таких украшений просто обязано быть в вашем гардеробе. Перья и другую металлическую фурнитуру можно приобрести в специализированном магазине тканей и вещей для шитья. Вырежете небольшую подложку из кожи и наклейте на нее все перья (уложите их так, как вам нравится). Металлические элементы лучше всего пришить к коже. Далее вам необходимо сделать вторую часть ободка - кожаную полоску. Для этого вы обмеряете обхват своей головы по той траектории, где будет проходить аксессуар. Когда полоска готова, необходимо ее пришить к подложке с перьями. Для этого визуально делите полоску пополам и среднюю часть пришиваете к подложке, далее вы можете для большей уверенности, что перья не слетят, пришить подложку и по краям. После этого сшиваете концы вместе и ваш ободок в стиле стимпанк своими руками готов. Чтобы было более комфортно носить такие украшения, вы можете на концы полоски вшить толстую резинку. Сама полоска при этом должна быть короче обхвата головы. Таким образом резинка будет натягиваться и обеспечивать более плотное облегание головы.

ободок для волос

Браслеты также могут указать окружающим на вашу «модную» принадлежность. Они могут быть как из металла, так и из кожи и тканей. Проще всего браслет стимпанк своими руками сделать из атласной ткани. Для этого вам потребуется небольшая черная атласная ткань, плотное кружево и декоративная пластмассовая и металлическая брошь. Ее, кстати, можно поискать и у бабушки в шкатулке. Отрежьте небольшой прямоугольник из ткани и сложите его вдвое для плотности. Выверните его наизнанку и прострочите по краям, один край прострочите не до конца, оставляя пару сантиметров для того, чтобы вы смогли вывернуть прямоугольник на лицевую сторону. После этого наметьте линии сгиба и прогладьте весь прямоугольник, чтобы зафиксировать «гармошку». По середине пришейте кружево и брошь. На самых концах браслета пришейте тонкие ленточки, чтобы завязать аксессуар на руке.

тканевый браслет

Выбирая себе украшение, обратите внимание на браслеты с металлическими застежками.

браслет с зажимом

Уникальное ожерелье в стиле «генеалогическое дерево» сделать очень просто. Во многих галантерейных магазинах продаются готовые рамочки в виде дерева. Вам просто нужно снять «все листики» и поместить в них черное-белые состаренные фото своей семьи. Скрепить все элементы можно либо с помощью цепочки (купить можно в швейном магазине), либо с помощью плотной нити.

ожерелье с фото

А вот кольца, скорее всего, придется приобретать уже готовыми. Отдавайте предпочтение украшениям «под старину» необычной формы.

кольцо

Стимпанк аксессуары

Неотъемлемым атрибутом стимпанк стиля считается старомодный фотоаппарат. На самом деле он только выглядит «рухлядью», не способной поддерживать рабочий режим. Камера стимпанка - это настоящая квинтэссенция современной технологии и «старомодного» облика. Носите фотоаппарат как некое украшение, пользуйтесь как современным гаджетом при необходимости.

фотоаппарат

В женском образе очень важно подчеркнуть талию так, как это делалось в Викторианскую эпоху. Для этого тогда использовались корсеты. Его можно воссоздать как с помощью одежды с крючками, так и с помощью широкого кожаного пояса. Пояс украшается золотыми металлическими клепками и другими элементами средневекового декора. Самый простой способ украсить свой пояс - закрепить на нем небольшой кошелек и пару старинных массивных ключей. Сделать подобный аксессуар стимпанк своими руками не так-то и сложно. Можно переделать уже имеющуюся вещь.

корсет-пояс

Создаст пикантный вид и кожаная кобура. Не забывайте про нее, когда отдаете предпочтение брючным нарядам.

кобура

К тому же вы можете создать стиль стимпанк своими руками и с помощью галстука. Для этого вам просто необходимо покопаться в старом чулане, разобрать пару старых часов. После того как «запчасти» готовы, их нужно пришить к простому черному галстуку. Лучше всего для этого выбирайте легкие и малогабаритные элементы, а галстук из плотной черной ткани. Можно заранее накрахмалить галстук, чтобы он не проминался под тяжестью декоративных элементов.

галстук

Не забудьте и про шляпу. Это должен быть высокий черный конус с множеством кружева, перьев и металлических элементов. Сделать шляпу стимпанк своими руками вам также не составит труда.

шляпа

Женская сумочка важна и у стимпанков. Для ее изготовления подойдет любая небольшая черная или коричневая кожаная сумка. Ее вы можете украсить на свой вкус разными металлическими декоративными элементами, цветами и цепочками.

сумка

Стимпанк одежда

Одежда стимпанков должна полностью отражать викторианские времена. Хотя современные черты в ней также прослеживаются. Сделать одежду стимпанк своими руками вполне реально. Например, для такого готического платья вам потребуется плотная коричневая блуза, атласные широкие ленты, коричневое кружево и крючки для крепления. Верх блузки трансформировать очень легко: по краям воротника и манжеток нужно пришить кружево. Юбку же сделать сложнее: вам потребуется три длинные ленты из атласа. Каждая должна отличатся от предыдущей на 50 сантиметров. Эта цифра не окончательная, вы сами решаете, какой ширины должен быть подол. Предварительно нанизываете каждую ленту на нитку и слегка «сгруживаете», чтобы получилась «гармошка». Плотность слоя должна походить на тот, что показан на фото. После этого вам понадобится легка и тянущаяся ткань для подкладки. Ее длина не должна превышать длины трех лент, сложенный одна за другой. Теперь поочередно пришейте ленты, начиная с верхней и заканчивая самой нижней. Если подкладка все же слегка виднеется, просто отстригите лишние сантиметры. Теперь украшаем наше платье. Для этого берем по три-четыре крючка для каждой стороны и пришиваем их на спину платья как на фото. Чтобы из вашего платья получился корсет, необходимо в каждое отверстие продеть атласную узкую ленту. И последний штрих - пришивание кружева к каждому слою юбки. Одежда стимпанк для девушек готова.

коричневое платье

Для лета может служить не плохим вариантом бежевое платье из кружева и хлопка.

платье для лета

Также стимпанк мода отличается и женственностью образа. Очень часто девушки предпочитают блузки с открытыми плечами. Такую вещь уже можно приобрести в магазине и переделать под свой стиль. Для этого вам потребуется черная бархатная лента и большой цветок. Все пришивается к блузке, как показано на фото.

блузка с открытыми плечами

Сделать стимпанк своими руками оказалось не так уж и сложное. Главное проявите свою фантазию и следуйте нашим подсказкам.

Тюнинг холодильников и электроплит - это, скорее, увлечение, ставшее визитной карточкой Тихоненко. В отдельную комнату, где стоят работы Дмитрия, пускают далеко не каждого. Знали бы рядовые клиенты Тихоненко, какие чудеса он умеет создавать, наверняка бы ахнули. Мы разговариваем, сидя за окованным медью столом, рядом стоит медная плита, медная кофе-машина, микроволновка.
«Увлечение металлом началось еще в армии, когда служил на Северном флоте в Баренцевом море. На корабле много деталей из меди, которые тебе регулярно приходится драить. Постепенно это переросло в привычку, - улыбается Дмитрий. - Первые поделки из меди были немудреными - украшения для дембельского альбома: буквы, корабли… А если копнуть еще глубже, мой отец всю жизнь работал слесарем, причем был настолько хорош в своем деле, что ставил на свои изделия именное клеймо. Это считалось высшим пилотажем на заводе, деталям, сделанным руками отца, даже не надо было проходить ОТК».
«От бабушки мне остался рабочий холодильник, выбрасывать его было жалко, решил „обновить“, - рассказывает Дмитрий. - Следующей была микроволновка, после - плита… Если кто-то отдыхает в барах, за бильярдным столом, то я шел в мастерскую».






«Приходит мне однажды письмо на электронную почту: ребята из Москвы увидели мои работы и пригласили на фестиваль стимпанка. Я им отвечаю: ребята, вы ошиблись, никакой я не панк… - смеется Дмитрий. - Уже после разобрались, я почитал литературу, посмотрел фотоотчеты со встреч стимпанкеров и понял: это мое».

Как вы уже, наверное, поняли, Дмитрий Тихоненко - человек основательный, поэтому вскоре он создал белорусский сайт, посвященный стимпанку, и, по сути, стал одним из главных движителей этой культуры в нашей стране, при этом оставаясь по-своему уникальным. Если у большинства стимпанкеров основная цель - создать образ, бутафорский костюм, то у Дмитрия каждая вещь, которую он изготовил, функционирует. На шее у мастера висят защитные очки, или, как их еще называют, «гоглы», на поясе - кожаный фартук, в таких его постоянно можно увидеть за станком, так что на стимпанк-вечеринки он приходит в повседневной рабочей одежде.

«Каждая кнопка, каждый рычажок за редким исключением работает и выполняет определенную функцию, - рассказывает Дмитрий, показывая свои изделия. - Мало того, я стараюсь, чтобы вещь была не только красивой, но и удобной, а также ремонтопригодной. Для этого, например, в плите сделал смотровое окно, открыв которое, можно увидеть, что происходит в духовке».
Процесс изготовления любого изделия состоит из нескольких этапов. На первом этапе выкраиваются и вырезаются заранее размеченные части изделия, потом они проходят предварительную сборку для того, чтобы каждую составляющую подогнать по размеру. Если все части встали на места, они демонтируются и готовятся к следующему этапу. Если же нет, подгоняются или переделываются мастером. Затем каждая деталь подвергается предварительной шлифовке и обезжиривается.

При необходимости металл патинируется - искусственно состаривается. После длительной сушки изделий все части собираются вместе, и уже в самом конце после монтажа осветляются до нужного мастеру оттенка с помощью шлифовки.

Дмитрий Тихоненко до мелочей продумывает каждое изделие, все детали, создавая неповторимые предметы, которыми очень удобно пользоваться каждый день. Его произведения стимпанковского искусства - тот самый случай, когда красота не требует жертв.

«Это одна из первых моделей плоских телевизоров. Корпус у нее был традиционный - серебристый пластик, и меня это совершенно не устраивало, так как дома у нас все в желтом металле. Больше года он пылился в коробке, пока я за него, наконец, не взялся. Теперь телевизор в медном „чехле“, все кнопки рабочие (их дизайн был позаимствован у духовых музыкальных инструментов). Единственная бутафория на нем - расположенный рядом с клавишами змеевик, это просто украшение. Потом добавил к телевизору чехол для DVD-проигрывателя, колонки, сделанные из старой „Радиотехники“. Колонки сверху в виде раструбов тоже рабочие. Мой знакомый занимается рупорной акустикой, и я сделал их точно по его чертежам».
Кофе-машина создавалась одновременно с телевизором и постепенно развилась в большой проект. К ней добавилась барная стойка, сделанная по спецзаказу. Сверху располагаются емкости для напитков. Снизу несколько полок, каждая из которых несет свою определенную функцию. На первой лежит медный поднос, на второй хранится посуда, причем эта посуда подогревается специальным устройством.





Ну и, конечно, телефон. Его все замечают сразу. Несколько лет назад жена Ольга подарила Дмитрию Nokia 6670, который после долгого и кропотливого труда превратился в настоящее произведение искусства.

«Металл экранирует сигнал, и больше всего мне пришлось повозиться с выводом антенны, - рассказывает мастер. - Но и эту проблему удалось решить. Результат поражает: каждая из кнопок рабочая, мы лично проверяли».


На каждом из изделий Дмитрий ставит именное клеймо и прикрепляет особую табличку с номером, в котором зашифровано сразу несколько важных для него параметров. Мастер тюнинговал холодильники, микроволновки, вытяжки, кофе-машины, телевизоры, мойки…
















Очередным проектом мастера, работающего с медью, стала кофемашина.

На создание этой машины я потратил два месяца и считаю, что это лучшая моя работа, - признается Дмитрий. - В первую очередь потому, что делал все по своему уму - товарищ, для которого этот проект создавался, в творческий процесс не вмешивался.
Как и в предыдущих работах Дмитрия, практически все элементы конструкции кофемашины рабочие. Каждый рычажок, вентиль и датчик функционален.







Иван Грозный, Васнецов.

Мстительный, суровый, жестокий сластолюбец — таким запомнили царя Ивана IV Грозного его современники. Всю жизнь он находился в погоне за личным счастьем, но так его и не обрел.

ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ узнал женщин с 13-летнего возраста. Бояре хотели отвлечь молодого царя от государственных дел, поэтому устраивали ему частые любовные свидания.

Великий Князь Московский и всея Руси (с 1533), царь всея Руси (с 1547)(кроме 1575—1576, когда царем номинально был Симеон Бекбулатович). Сын великого князя Московского Василия III и Елены Глинской.Началом самостоятельного правления Ивана IV считается принятие им титула царя. Его дед Иван III именовал себя царем всея Руси, но официально титул не принимал и использовал его только в отношениях с Ливонским орденом.

Смотр невест.

Первая жена-Анастасия Романова.1532-1560г.

Анастасия Романова

Иван решил следовать примеру отца, и бояре и окольничие отправились по стране смотреть невест от 12 лет и старше. За утайку невесты дворянам угрожала опала и казнь. Бояре, не дожидаясь невест из провинции, привезли своих родственниц. Царю сосватали Анастасию, дочь окольничего Романа Юрьевича Захарьина. Ее дядя был опекуном малолетнего Ивана. 2 февраля 1547 года состоялась свадьба Ивана IV с Анастасией Романовой. Этот брак длился 13 лет - до 1560 года, и это был один из успешных периодов и в жизни царя, и в истории России.

Анастасия Романова родила шестерых детей. Из них дочери Анна и Мария умерли до года, третьим ребенком был Дмитрий (не путать с царевичем, погибшем в Угличе!). В шесть месяцев от роду его повезли на богомолье в Кириллов монастырь, на обратном пути он погиб из-за нелепой случайности.

Когда струг пристал к берегу, сходни, по которым шла кормилица, перевернулись, и ребенок погиб. 28 марта 1554 года у Анастасии родился царевич Иван, а через два года дочь Евдокия, которая прожила менее трех лет. 31 мая 1557 года родился третий сын Федор (будущий царь). Анастасия не дожила и до 30 лет, её похоронили в Воскресенском монастыре в Москве.

Благодаря доброй Анастасии поначалу царь изменился в лучшую сторону. Бояре стали не узнавать когда-то жестокого, грозного царя в спокойном и добродушном человеке. Прекратились казни, «срамные» песни, жестокие игры с медведями и шутами. Иван Васильевич проявлял милость к нуждающимся, был приветлив со всеми.

Анастасия умерла,не дожив и до 30 лет.

Михаил Нестеров. Шутовской кафтан. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным.

Вторая жена-Мария Темрюковна Черкасская.ум 1569г.

Черкешенка Мария (Гуащэней) Темрюковна (1545/1546-1569).
Вторая жена Ивана IV Грозного. Дочь кабардинского княза Темрюка.


Рамиля Эскандер В роли Марии Темрюковны,из фильма "Царь".

Это была высокая, стройная красавица. Когда царь ее увидел, то чуть дар речи не потерял — красота затмевала все вокруг. И через несколько дней Иван Васильевич попросил руки девушки. Согласно законам царского дома Кученей должна была принять православие и новое имя. После этого ее стали звать Марией Темрюковной.

Кадр из фильма-Царь"

Характер у новой жены царя оказался жестким и диким, что поначалу восхищало мужа. В первый год брака она поставила перед Иваном Васильевичем ряд условий, которые он обязан был выполнить. Одно из них — сделать стольником ее 18-летнего брата, князя Петра Темрюковича. На отказ государя Мария пообещала ему удавиться. Царь рассмеялся. Но в ту же ночь ее полумертвое тело вынули из петли, сделанной из длинного полотенца. Царицу едва удалось спасти от смерти.

Этот поступок Марии поразил Грозного, и он пошел ей почти на все уступки. Однако и это не спасло ее от утраты любви царя и от внезапной болезни. В 1569 году тяжелый недуг застал Марию в Вологде, по прибытии в Александровскую слободу она умерла. Ходили слухи, что царь ее отравил из-за вздорного нрава, но подтверждения эти разговоры не нашли.

Жена третья -Марфа Собакина,ум.1571г.

Родственница Малюты Скуратова.

Несмотря на эпидемии, погромы и неурожаи, царю нельзя было обойтись без царицы. В 1570 году 40-летни Иван Грозный устроил новый смотр 1500 дворянских невест. По совету известного опричника Малюты Скуратова выдвинувшегося на новгородском погроме, царь выбрал в жены его родственницу Марфу Собакину.

Обручение состоялось осенью 1571 года, были устроены пиршества, которые длились несколько дней. Все бы хорошо, но через несколько недель после обручения невеста стала вдруг «сохнуть» и вскоре умерла. Царь так и не успел провести с ней брачную ночь. Иван Васильевич объявил, что царицу извели злые люди, родственники его бывших жен Анастасии и Марии. Негодяев наказали, отправив в ссылку, а брата последней, Михаила, посадили на кол.

Удивительно, что в гробу она не поверглась тлену (это увидели в XIX веке при перестройках в храме). А Малюта Скуратов пытался укрепить свое положение с помощью еще нескольких браков. Его дочери были замужем за Глинским, Борисом Годуновым и князем Шуйским. Кстати, женитьба на дочери Малюты Скуратова стала одной из причин особой неприязни народа к Борису Годунову в ту пору, когда он сам стал царем.

Четвёртая жена-Анна Колтовская,ум 1626г.

К венецу, Маковский

В очередной раз Иван Васильевич оказался женихом. Перед ним снова встала проблема выбора невесты. Он не стал объявлять о новом конкурсе, а обратился к результатам того же осмотра, на котором выбрали Марфу. Теперь внимания царя была удостоена Анна Колтовская.

Анна Колтовская (актриса Розовская Александра, фильм "Иван Грозный" режиссер А.А.Эшпай)

Ей было 18 лет, когда государь изъявил желание жениться на ней. По понятиям того времени, она уже была «перестарком» (обычно девушки выходили замуж в 16 лет). Но царь выбрал ее… из-за фигуры. По православным законам можно было жениться только три раза.

Но чего не сделаешь ради государя всея Руси. Духовенство задним числом вынесло специальное постановление, касавшееся только царя, по которому только ему было разрешено жениться четвертый раз.

Анна ненавидела царя, считала его жестоким и буйным человеком. Она имела огромное влияние на Ивана Васильевича и медленно, но верно уничтожала опричнину. За один год были казнены и сосланы все главари опричнины.

Анна умела занимать своего государя, и он мог целые дни проводить в тереме царицы, где всегда было много девушек, готовых в любой момент сплясать и спеть для царя-батюшки. К своеобразным «играм» Ивана с другими девушками Анна была безразлична, так как не любила мужа. Каждое утро Иван Васильевич заходил в опочивальню царицы, где его радушно принимали. Было сделано все, чтобы он чувствовал себя всеобщим любимцем. Для него было поставлено кресло на особом возвышении.

Маковский.Игра в жмурки.

Царь, заходя в палаты жены, видел только улыбки и благодарственные поклоны, затем он садился в кресло и окружал себя любимицами, которым за шутки и ласки давал целые вотчины, решал в их пользу тяжебные дела. Так начинался «теремной день». Даже его верные опричники были отодвинуты в это время на задний план. Этому времени историки дали название «бабье царство».

Понятно, что опричники ненавидели Анну так же, как и она своего мужа. Грозный раскрыл ее намерения прекратить его руками опричнину. Он был в гневе.

Брак продолжался менее года. Анна была отослана на вечное поселение в деревушку Вилу под именем Дарья. Старожилы деревни говорили, что царица недолго томилась в Виле. Она так тосковала по родным, что по ночам выла и вскоре от тоски умерла. Душа ее не нашла покоя…

Пятая жена-Мария Долгорукая,1573г.

ПЯТЫЙ брак Грозного был весьма мимолетным. В ноябре 1573 года Иван Васильевич женился на Марии Долгорукой, но, обнаружив, что она не была девственницей, на другой день после свадьбы приказал посадить жену в колымагу, запрячь дикими лошадьми и пустить в пруд на съедение рыбам.

Шестая жена -Анна Васильчикова,ум 1579г.

Маковский

Однажды Грозный заехал к своему другу князю Петру Васильчикову. У князя была 17-летняя дочь Анна, славившаяся своей красотой. Царю она очень понравилась, и он предложил князю забрать дочь во дворец. Гордый Васильчиков отказался. Тогда Иван заявил, что он женится на Анне, и на другой день прислал к Васильчикову сватов.

Отказать царю — значит попрощаться с жизнью. Анне Васильчиковой нехотя пришлось стать женой царя. Патриарх и епископы не признали этот брак. С Анной Иван Васильевич прожил всего три месяца, из которых они виделись от силы месяц. Скончалась она при таинственных обстоятельствах. Когда Анна умерла, царю было объявлено, что ее замучала «грудная болезнь». Ее тело тайком было отправлено в Суздальский девичий монастырь.

Седьмая жена Василиса Меленьтева,ум 1580г.

Следующей женой Грозного стала… супруга царского стремянного Никиты Мелентьева — Василиса. Как-то раз, заехав по пути в дом Мелентьевых, Иван Васильевич был принят хозяином как самый уважаемый гость: Никита стоял поклонившись, а его жена встречала государя хлебом-солью.

Василиса Мелентьева.Неврев Н.В.1886г.

Она настолько понравилась Грозному, что тот не мог скрыть восхищения. Царь тотчас же приказал Мелентьеву, чтобы Василиса завтра же явилась ко двору, но этого не произошло. Через три дня он снова посетил дом князя и неоднозначно дал понять, что теперь за невыполненный царский указ ему придется худо. С насмешливой улыбкой на лице Иван Васильевич приказал Малюте Скуратову дать Мелентьеву вина. Тот понял, что вино отравлено, перекрестился три раза и залпом осушил чарку. Через несколько минут на кровати лежало бездыханное тело царского стремянного

На следующий день Василиса пришла во двор к царю. Она сумела очаровать дряхлевшего Грозного, который беспрекословно исполнял все ее прихоти. Василиса преследовала одну цель — ей нужно было стать царицей. И она добилась своего — царь с ней обвенчался. Она все время держала Ивана Васильевича в напряжении, не допуская его до физического сближения. При этом она удалила из дворца женщин, которых считала соперницами

Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьевну. (Г. С. Седов , 1875 г.)

Василиса держала царя около себя в течение двух лет. Грозный переменился, как при Анастасии. Он был ласков и спокоен, оргий во дворце уже не было. Все шло хорошо, если бы не случай, произошедший во время приема шведского посла во дворце. Во время беседы царь внезапно встал и быстрым шагом пошел в царицыны покои.

Открыв дверь, он увидел покрасневшую Василису, на губах которой застыла растерянная улыбка, а в глазах появился ужас. Царь все понял и приказал обыскать терем. Василиса побледнела. За пологом кровати был найден Иван Колычев, молодой красавец, безумно любивший царскую жену.

Понимая, что его участь решена, Колычев вышел на середину комнаты, смелым вглядом окинул дрожавшего от ярости Грозного и просил пощадить Василису. Но не успел он закончить, как острый конец царского посоха проткнул его грудь. Василиса упала в обморок. На следующий день состоялись похороны. Священник не знал, кто лежит в двух гробах. Царь приказал, чтобы помянули просто «усопших рабов Господен». В одном гробу лежал заколотый Иван Колычев, в другом — живая Василиса Мелентьева, обвязанная веревками, с плотно замкнутым ртом.


ОПЯТЬ во дворце стали устраиваться оргии, начались массовые казни. Родственники Колычева были казнены. Грозный, немного успокоившись, принялся за поиски новой невесты. Как раз в это время из ссылки возвращался Федор Нагой, пробывший много лет в опале. Он не мог понять, чем заслужил милость царя вернуться в столицу. А причина была проста: проездом в вотчине Нагого был один приближенный к царю князь, который хотел расположить к себе царя, рассказав ему о прекрасной дочери Нагого Марии.

Жена Восьмая Мария Нагая,ум 1612г.

Она была идеалом русской женщины: высокая, с большими выразительными глазами, густой косой ниже пояса. На следующий день после приезда Нагого с его семейством в столицу Иван Васильевич решил навестить князя.

Царь старался выглядеть моложе своих лет. Он быстро въехал во двор и резво соскочил с коня. Иван Васильевич спросил Нагого, где же его прелестная дочь Мария. Тогда Нагой понял, чем вызвал милость у гостя.

Но Мария была уже сосватана за другого, поэтому и не приехала в Москву. Царь, узнав об этом, приказал Нагому привезти дочь в столицу. Через несколько дней Иван Васильевич снова приехал. Теперь его встречала с двумя чарками на подносе Мария. Грозный влюбился без памяти. Он сказал, что Мария должна стать московской царицей, что такая красота должна радовать всех.

Маковский

Она была немногословна и скромна. Иногда ни с того ни с сего начинала плакать. Это раздражало престарелого царя, который пообещал кинуть ее «псам на съедение», если та не перестанет рыдать. Мария родила царю сына Дмитрия, в котором пожилой отец души не чаял. Несмотря на то что недавно стал снова отцом, Грозный обдумывал план сближения с Англией и даже хотел жениться в восьмой раз на родственнице Елизаветы I для укрепления связей с этой страной…

Но даже могучий организм Ивана Грозного не выдержал тех оргий, среди которых протекала дворцовая жизнь. Иван Васильевич Грозный умер внезапно в 1584 году, во время партии в шахматы. Умер быстро и бесславно.

Эгоистичный, непостоянный, капризный. Любил ли он по-настоящему кого-то? Скорее всего, нет. Все женщины Ивана Васильевича лишь удовлетворяли его страсть. Его жизнь — постоянные поиски новой невесты, которые неизвестно сколько еще продолжались бы, если бы не смерть, прервавшая очередные свадебные замыслы престарелого жениха.


На престол вступил сын царя от первого брака с Анастасией Романовой - Федор Иоаннович. Как записал летописец, «воцарися и сиде на превысочайший престол Богом хранимого Российского Царствия». А в начале 1598 года, в самый крещенский сочельник, как гласила летопись, «последний царственный цвет Русской земли отошел от очей всех». Царица Ирина удалилась в монастырь и там приняла постриг. Так закончился род Рюриковичей и жизнь последнего из сыновей Ивана Грозного.

Источники.

7.08.1560 (20.08). - Кончина Царицы Анастасии, первой жены Царя Иоанна IV Грозного, которая является связующим звеном династий Рюриковичей и Романовых .

Послеофициального венчания на царство(16.1.1547), в феврале 1547 года молодой Царь Иван IV Васильевич решил жениться и устроил смотрины лучших невест из боярских и дворянских семей. Выбор Царя остановился на дочери окольничего Романа Юрьевича Захарьева из рода, известного с середины XIV века, хотя и к высшей знати не принадлежащего.
«Но не знатность, а личные достоинства невесты оправдывали сей выбор, и современники, изображая свойства ее, приписывают ей все женские добродетели, для коих только находили они имя в языке русском: целомудрие, смирение, набожность, чуствительность, благость, соединенные с умом основательным; не говорят о красоте: ибо она считалась уже необходимою принадлежностию счастливой Царской невесты», - писалН.М. Карамзинв "Истории государства Российского".

Источники сохранили мало сведений о характере и жизни первой русской Царицы и первой, любимой жены Грозного Царя. Анастасия, «ростом маленькая, а коса до полу, богатая», получившая воспитание в затворе боярского терема, не обладала властным характером и не стремилась оказывать влияние на государственные дела мужа. Однаковзятие КазаниЦарь посвятил ей, своей Царице.

Свадьба Иоанна Грозного с Анастасией Романовой

Летопись гласит, что «предобрая Анастасия наставляла и приводила Иоанна на всякие добродетели», усмиряя его несдержанный нрав. Русскому летописцу вторит современник Грозного, некий англичанин Дорсет, бывший в Москве по торговым делам: «Эта Царица была такой мудрой, добродетельной, благочестивой и влиятельной, что ее почитали и любили все подчиненные. Великий князь был молод и вспыльчив, но она управляла им с удивительной кротостью и умом».

Золотое шитье светлиц великокняжеского рода. Хоругвь двухсторонняя, мастерская Анастасии Романовны.


Анастасия была талантлива: прекрасно вышивала, рукодельничала. Ей принадлежит заслуга открытия в России первой златошвейной мастерской, где за одним столом работали жены и бояр, и стрельцов, и купцов, замеченные в искусстве "пяличного дела". Пелены, покровцы, плащаницы, воздухи передавались в дар Церкви. Аналогов этим произведениям нет и поныне, а те, что сохранились, составляют безценные собрания музеев.


"Богоматерь Одигитрия"

Анастасия родила царю трех сыновей и трех дочерей. Дочери умерли маленькими, один сын утонул, второго - по одной из версий (возможно, преувеличенной) - "убил отец". И лишь третий,Феодор, станет наследником престола и в 1584 г. Царем. Царицы Анастасии к тому времени уже давно не будет в живых. В 1560 г. она умирает в селе Коломенском, пережив долгую болезнь.
Историки по-разному толковали причины столь ранней смерти. Большинство склонялось к тому, что молодая царица не перенесла частых родов. В одном же из документов, составленных самим Иваном Грозным, высказывается предположение о причине смерти «и отравами царицу Анастасию изведоша». Это добавило Грозному ненависти к прочим боярским интригам.Исследования, начатые в 2000 г., подтвердили факт отравления. Вместе со специалистами из Бюро судебно-медицинской экспертизы Комитета здравоохранения Москвы геохимики провели спектральный анализ прекрасно сохранившейся темно-русой косы царицы. И установили: содержание солей ртути в волосах превышает норму в несколько раз. Ртуть в те времена была самым распространенным смертельным ядом.

Погребение Анастасии

Специалисты также установили возраст Царицы - ей было не более 25-26 лет. Вероятно, в ее смерти были заинтересованы представители высшей знати, стремившиеся устранить "захудалых", "некняжеских" родственников Анастасии из окружения Царя, где они заняли важные государственные посты.
Вся Москва хоронила свою первую любезную царицу. Когда несли тело в Девичий Вознесенский монастырь, народ не давал пути, теснясь на улицах к гробу. Нищие отказывались брать милостыню, чтобы в этот горестный день не ощутить отрады насыщения», - сказано у Карамзина. Летописи сохранили яркий рассказ о переживаниях Грозного Царя: за гробом он шел, поддерживаемый под руки, так как «от великого стенания и от жалости сердца» еле держался на ногах.
Тем не менее Царица Анастасия и после своей смерти сыграла в русской истории, пожалуй, самую важную роль - она стала связующим звеноммежду пресекшейся царствовавшей ветвью династии Рюриковичейи новой династией Романовых:призванный Земским Собором Царь Михаил Феодоровичбыл всем дорог каксвойственник угасшего царского рода, "по свойству свойственному царскому семени Богом избранный цвет", как внучатый племянник незабвенной царицы Анастасии Романовны.

Свадьба Ивана Грозного с Анастасией Романовой.
Царственная книга.

Анастасия Романовна (?-1560) - московская царица, первая жена Ивана Грозного . дочь боярина Р.Ю. Кошкина-Захарьина-Юрьева. После смерти отца в 1543 году жила с матерью. В 1547 году была выдана замуж за только что венчанного на царство Ивана IV. Была выбрана самим царем из большого количества претенденток, свезенных со всей России. имела большое влияние на царя; по словам летописцев, "предобрая Анастасия наставляла и приводила Иоанна на всякия добродетели". Уже в юности славившийся своей необузданностью, Иван слушался Анастасии Романовны и был верен ей до самой ее смерти. В 1559 году она заболела. Из-за московского пожара 1560 года царицу увезли в село Коломенское, где она вскоре и скончалась. В браке с Иваном родила трех сыновей и трех дочерей: Дмитрия, анну, Ивана, Марию, Федора и Евдокию.

АНАСТАСИЯ РОМАНОВНА - московская царица, 1-я жена Ивана IV Васильевича Грозного, младшая из двух дочерей окольничего, а затем боярина Р. Ю. Кошкина-Захарьина-Юрьева от брака с княжной Ульяной Федоровной Литвиновой-Мосальской. Отец царской невесты был ничем не примечательным человеком. Зато ее дядя состояля при малолетнем Иване в качестве опекуна, так что великий князь знал семью невесты с детства. В 1547 г. была выдана замуж за только что венчанного на царство Ивана IV. Была выбрана самим царем из большого количества претенденток, свезенных со всей России. По словам летописцев, «предобрая Анастасия наставляла и приводила Иоанна на всякия добродетели». Уже в юности славившийся своей необузданностью, Иван слушался А. Р. В этом браке у них было шестеро детей, но лишь двое остались живы. Старшие девочки - Анна и Мария - умерли, не достигнув и года. Царевич Дмитрий Иванович умер через полгода из-за нелепой случайности. Второго сына, царевича Ивана Ивановича, А. Р. родила 28 марта 1554 г. Еще через 2 года у нее родилась дочь Евдокия. Сын выжил, а дочь умерла на третьем году жизни. Третий сын в царской семье родился 31 мая 1557 г. Здоровье А. Р. было к тому времени подорвано частыми родами, ее одолевали болезни. Последний ребенок, царевич Федор Иванович, оказался поэтому болезненным и слабоумным. В 1559 г. она серьезно заболела. Из-за московского пожара 1560 г. царицу увезли в с. Коломенское, где она 7 августа в 5-м часу утра и скончалась, не дожив до 30 лет. А. Р. похоронили в кремлевском Вознесенском монастыре. На ее похороны собралось множество народу, «бяше же о ней плач немал, бе бо милостива и беззлоблива ко всем». В дела мужа она почти не вмешивалась. Неблагожелатели Захарьиной любили сравнивать ее с нечестивой императрицей Евдокией, гонительницей Златоуста. В этом сравнении заключался намек на неприязнь царицы к Сильвестру. Отношения супругов нельзя назвать безоблачными, особенно к концу жизни царицы. Молва о предосудительном поведении царя проникла в летописи: «Умершей убо царице Анастасии нача царь яр быти и прелюбодействен зело». И все-таки царь был привязан к первой жене и всю жизнь вспоминал о ней с любовью и сожалением. На похоронах ее Иван рыдал и «от великого стенания и от жалости сердца» едва держался на ногах».