ФРАНКИ
группа германских племен (хамавы, бруктеры, усибеты, тенктеры, сугамбры и др.), основавших в эпоху раннего Средневековья Францию и Германию. Первоначально населяли низовья Рейна. Подразделялись на две группы: салические, которые обитали вблизи моря, и рипуарские, жившие выше по берегам Рейна. В середине 4 в. франки стали федератами римлян: салическим франкам была отведена территория в междуречье Мааса и Шельды, а рипуарским - между Маасом и Рейном. В отличие от прочих германских племен, франки не покидали насиженных мест, а стали расширять свои владения - как на запад, на территорию Галлии, так и на восток, в глубь Германии. Начало их завоевательным походам положил король салических франков Хлодвиг I (правил в 481-511), который сплотил франков в единое королевство и распространил границы своей державы до Пиренеев, уничтожив остатки римской империи в Галлии и оттеснив бургундов и вестготов. Около 498 Хлодвиг вместе с 3 тысячами своих дружинников принял правоверное христианство, что обеспечило ему поддержку духовенства и галло-римского населения в борьбе против других германских племен, которые в своем большинстве исповедовали арианство. Постепенно власть франков распространилась на долину Роны и центральную Германию. Хлодвиг принадлежал к династии Меровингов, восходящей к легендарному королю Меровеху. К середине 8 в. эта династия выродилась и уступила трон Каролингам, ранее наследственным майордомам. Самый известный представитель династии Каролингов Карл Великий (правил в 768-814) превратил франкское государство в обширную империю. Он завоевал Лангобардское королевство и многие другие территории Италии, в Испании оттеснил мавров от Пиренеев на юг до реки Эбро, присоединил к своим владениям Баварию, в длительных и ожесточенных войнах разгромил саксов и аваров. При внуках Карла его империя распалась на три королевства: Западнофранкское, Восточнофранкское и недолго просуществовавшее Среднефранкское. В Западнофранкском франки полностью растворились в галло-римском населении, однако название страны - Франция - сохранилось. Восточнофранкское королевство со временем стало называться Германией, где о франках напоминает распространенное имя Франц.
ЛИТЕРАТУРА
Корсунский А. Образование раннефеодального государства в Западной Европе. М., 1963 История Франции, т. 1. М., 1972

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ФРАНКИ" в других словарях:

    Франкизм … Русское словесное ударение

    Сыграли очень важную роль во всемирной истории благодаряоснованному ими Франкскому государству. Ф. не представляют собой одногонарода; это название усвоено было с течением времени целой группе мелкихзападно германских, преимущественно истевонских … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    ФРАНКИ, германские племена, жившие в 3 в. по нижнему и среднему Рейну. Делились на салических и рипуарских. При Хлодвиге I образовали Франкское государство … Современная энциклопедия

    Группа германских племен, живших в 3 в. по нижнему и среднему Рейну. Делились на салических и рипуарских. В кон. 5 в. завоевали Галлию, образовав Франкское государство … Большой Энциклопедический словарь

    Германские племена, жившие в 3 в. по Нижнему и Среднему Рейну. Делились на салических и рипуарских. При Хлодвиге I образовали Франкское государство … Исторический словарь

    ФРАНКИ, франков, ед. франк, франка, муж. (ист.). Группа германских племен, обитавших в начале нашей эры в Галлии, на территории современной Франции. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    - (т. е. свободные). 1) германские племена, впервые появившаяся у нижн. Рейна, в III ст. 2) у восточных народов этим именем называют всех европейцев. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

А) Франки

Франки - один из германских народов, появившихся в последнюю очередь, один из тех, чье происхождение окутано самым густой завесой. И тем не менее именно франкам было суждено извлечь из переселения наибольшую выгоду. Именно их деятельность, в эпоху раннего средневековья, оказала глубокое и стойкое влияние на историю Запада .

Само название франков впервые встречается в походной песне римской армии, которая приводится в «Истории Августа» - весьма посредственный источник - в связи с событиями 241 г., затем, уже более уверенным образом, в рассказах о великом нашествии на Галлию при Галлиене в 257 г.; одна ватага франков даже добралась до Испании. Вскоре после этого, при Пробе (276–282 гг.), один довольно необычный рассказ повествует о том, как группа франков, оказавшихся неведомым образом на Черном море, вернулась на родину через Гибралтар. Наконец, около 286 г. Каравсию была поручена оборона подступов к Па-де-Кале от саксонских и франкских пиратов. Таким образом, первые франки являются нашему взору как народ, представляющий опасность сразу на суше и на море, частично проживавший в среднем или нижнем течении Рейна.

Откуда же они пришли? Их имя мало что проясняет: наверное, оно происходит от корня со значением «отважный, храбрый» (ср. древнесканд. frekkr) . Их язык - легший в основу германских диалектов Северо-Западной Европы, а также голландского - тоже не слишком красноречив. С XVII в., даже при отсутствии какого-либо текста, способного это подтвердить, большинство историков допускает, что франки появились в результате перегруппировки различных народов, чье присутствие в низовьях Рейна было зафиксировано в предшестующий период. Среди возможных составляющих этого синтеза следует упомянуть хама-вов, бруктеров, ампсивариев, хаттуариев, хаттов, несомненно, сикамбров, с меньшей вероятностью тенктеров, узипов и тубантов и, в крайнем случае, отдельных батавов.

Эти предки франков были небольшими народами с туманным будущим; в большинстве своем они никак не упоминаются между концом I в. н. э. и серединой или даже концом III, а иногда и IV в. В отличие от исчезнувших впоследствии великих народов (квадов, маркоманов и др.) они не изматывали себя, беспрерывно штурмуя limes; они, в некотором роде, берегли силы. В течение продолжительного времени большинство из них обитало на землях, непосредственно прилегавших к римской территории, поблизости от торговых центров, вроде Кельна или Ксантена; и едва ли они не испытали глубокого влияния со стороны римлян. Их следует выделить из числа всех германцев, как наиболее готовых к восприятию римской цивилизации.

Нам неизвестно, какие факторы привели эти народы к объединению в III в. Возможно, ими руководило желание более успешно противостоять римлянам и одновременно давлению из недр самой Германии, например, аламаннам. Во всяком случае, это слияние оставалось достаточно поверхностным. Не говоря уж о хамавах, бруктерах и гессах, которые до конца держались особняком, у франков насчитывалось несколько подгрупп, пользовавшихся значительной автономией.

Первое и наиболее важное упоминание относится к са-лиям, которых сначала упоминает Юлиан в речи к афинянам, наряду с хамавами; затем их имя фигурирует среди названий различных вспомогательных сил в «Списке должностей». Можно полагать, что они составляли «ударную силу» франков на пути в Бельгию. Но в эпоху Меровингов их название употреблялось только как юридический термин; они не встречаются в литературных или дипломатических источниках, однако обладают собственным законодательством, «Салической правдой», которое первоначально применялось ко всем франкам, жившим между «Угольным лесом» и Луарой (то есть за исключением рейнских франков, хамавов и других мелких племен).

Вторая группа - рейнские франки - была менее сплоченной и не имела древнего обозначения. Название ри-пуариев, употребляющееся в современной историографии, ошибочно ; однако «Равеннскому космографу», компилятору, работавшему около 475–480 гг., была известна Francia Rinensis (Рейнская Франкия), охватывавшая берега Рейна от Майнца до Нимвегена, долину Мозеля от Туля до Кобленца, долину нижнего течения Мааса и т. д.

До Хлодвига эти две неустойчивые группы создавали политические образования только на короткие периоды. Для этой древнейшей эпохи историография сообщает нам достаточно королевских имен, чтобы доказать, что в то время речь шла не о монархии, а о сосуществовании нескольких племенных королей. В 287–288 гг. первый известный нам король, Генобавд, заключил faedus с Римом; возможно, он был хамавом. Источники IV в. сообщают семь других имен, совершенно неизвестных меровингской историографической традиции (если Григорий Турский и знал некоторых, то из ныне утраченного книжного источника, принадлежавшего Сульпицию Александру). Кажется очевидным, что эти племенные короли не были предками Хлодвига.

Тогда где же искать предков Хлодвига? Похоже, что между IV и V вв. франкская конфедерация изменила свою структуру, и при этом салические вожди получили некоторое преимущество. Уже Григорий Турский располагал очень скудными сведениями о произошедшем; он почти наугад называет короля Теодомера, о котором нам известно одно только имя. «Книга истории франков», воспроизводя этот пассаж в VIII в., вводит в него, в качестве первого короля, Фарамонда, брата Маркомера; последнее имя связано с событиями 388 г., но откуда взялся Фарамонд, мы не знаем.

Первый Меровинг, о которомизвестно хоть что-то осязаемое, - это Хлогион (Chlogio); Григорий Турский рассказывает, что в середине V в. он взял Камбре и дошел до Соммы. Вопреки сфабрикованным позднее генеалогиям нет уверенности в том, что он был дедом Хлодвига; скорее его потомками были три царька, упоминаемые в конце V в., Рагнахар, правивший в Камбре, и его братья Рихарий и Ригномер, приходившиеся Хлодвигу «кузенами» с неизвест ной степенью родства.

Что же касается короля Меровея, то это скорее мифический эпоним династии, нежели реальный персонаж. В действительности для истории основоположни ком этого рода является Хильдерик, отец Хлодвига, который предстает нашему взору в 457 г. в качестве вождя союзнического корпуса, сражающегося с вестготами в районе Луары вместе с магистром милитум Эгидием.

Археология дает мало дополнительных штрихов к этому неточному портрету. Ей не удается ни одождествить имеющийся материал с различными племенами, объединение которых породило народ франков, ни выделить типичные франкские слои в первый период после переправы через Рейн . Кладбища, оружие и украшения приобретают характерные особенности только в начале эпохи Меровингов, когда на территории завоеванной Галлии складывается новая цивилизация.

Проникновение франков в империю происходило двумя разными путями. С IV в. внутри римского мира идет «подрывная деятельность» за счет увеличения количества франкских отрядов в армии и франкских вождей на командных должностях - ситуация, засвидетельстванная в источниках, но не имевшая больших последствий для будущего франков как народа. Кроме того, шло медленное заселение земель в почти заброшенных пределах империи, в областях, о которых наши источники в любую эпоху способны сказать ничтожно мало, и на социальном уровне, не представлявшем интереса для античной историографии. Этот почти неизвестный аспект тем не менее имеет первостепенное значение, так как его последствия до сих пор остаются в силе. К счастью, в данном случае на помощь приходят вспомогательные дисциплины - лингвистика, ономастика и археология.

Присутствие франков в галльской армии восходит к концу III в., возможно, к правлению Постума; с началом тетрархии оно становится массированным. В своих германских походах Максимиан и Констанций Хлор опирались на помощь франкских союзников. При Константине, в 324 г., мы встречаемся с первым высокопоставленным военачальником-франком по имени Бонит. Около 370–390 гг. империей правила группа франкских командиров; три франка получили консульский титул, Рихомер (384 г.), Бауто (385 г.) и Меробавд (377 и 383 гг.). Многие из этих вождей, по-видимому, имели благородное происхождение; разумеется, все они были очень талантливыми; даже ненавидевший варваров Аммиан Марцеллин сделал исключение для некоторых из них. Их преданность Риму казалась искренней. Франк Сильван, сын Бонита (отметим их римские имена), долгое время командовал войсками Констанция, сражавшимися с рейнскими франками; в 355 г., узурпировав императорский венец (вопреки собственному желанию), он тем самым продолжал действовать в характерных для римлян рамках. Арбогаст, племянник консула (384 г.) Ри-хомера, на протяжении всей своей карьеры жил под сенью франкских покровителей, вроде Бауто, или сам благоволил другим франкам, вроде Хариетто; но, придя к власти в 392 г., он воспользовался ею не для того, чтобы осуществить «передачу» империи во франкские руки, а чтобы короновать одного из «последних римлян», ритора Евгения, сторонника типично римской языческой реакции; кроме того, он энергично защищал рейнские рубежи от франков. Это люди ни в коем случае не были предтечами Хлодвига.

На менее высоком социальном уровне Рим ввозил многочисленных франкских пленников, чтобы вновь обеспечить рабочей силой поля. Это положение фигурировало уже faedus от 287–288 гг. с Генобавдом. Константин заключил другие подобные договоры в Бельгии. Возможно, некоторым из этих поселений принадлежали кладбища германского типа, приписываемые laeti (ср. стр. 147). Они могли подготовить складывание новой романо-германской культуры .

Но основной процесс переселения франков не зависел от Рима. Первые этапы, по-видимому, были связаны с модификацией римских оборонительных сооружений после катастроф 268–277 гг. Ниже Ксантена берег Рейна был оставлен римлянами, а линейные limes заменены на разбросанные castella (крепости), защищавшие маршрут Кельн - Тонгр - Бавэ - Булонь, некоторые у реки, а большинство - в удалении от нее. Четвертый век не оставил нам других римских следов между Рейном и этой рокадой , что, вероятно, говорит не об эвакуации, а, по крайней мере, об обнищании и безразличии к цивилизации.

Тексты кратки и обманчивы. Начать можно с рассказа Аммиана Марцеллина: в 358 г. Юлиан напал на салиев, дерзнувших обосноваться на римской территории apud Toxandriam locum (близ Токсандрии), а затем заключил с ними мир в Тонгре, согласившись уступить им землю. Где это, Toxandria locus} Без сомнения, как и Texandria IX в., к северо-востоку от Анвера . Таким образом, представляется, что нидерландский Брабант был заселен салическими франками позднее, в середине IV в. Затем перейдем к «Хронике» св. Иеронима, который упоминает о поражении саксов при «Deusone in regione Francorum» (Деузоне в области франков), но этот топоним нельзя точно идентифицировать (вероятнее всего, это место находится в Гельдерне, к северу от Рейна). Наконец, в 388 г. Сульпиций Александр (а вслед за ними Григорий Турский) помещает сражение с франками, переправившимися через Рейн у Кельна, у apud Carbonariam, и это место также не удается определить. В этом контексте можно полагать, что область Francia (Франкия) и большинство франков еще находились к востоку от Рейна.

Затем установилось полное молчание, продолжавшееся до V в., что, видимо, указывает на ослабление франкского натиска. Несомненно, шло в основном мирное заселение территорий, которые не представляли особенного интереса для Рима. Таким образом, очевидно лишь одно: с 358 г. салии на законном основании поселились по эту сторону Рейна, на некогда римской земле, обладая юридическим статусом (федератов, надо полагать), что отличало их от других варваров, недружелюбных по отношению к Империи. Другие группы франков, например хамавы и бруктеры, оставались раздробленными и враждебными Риму.

Во время прорыва 406 г. франков среди нападавших не было. Некоторые франки, находясь в рядах римской армии, даже защищали переправу через Рейн от варваров. Франки не несут никакой ответственности за последовавшую за этим огромную катастрофу. События 406 г. имели для них в основном косвенные последствия, поскольку ослабили власть и оборону на севере Галлии. Тем не менее некоторые группы, конечно же не заключавшие с римлянами faedus, не могли долго устоять перед желанием получить свою долю добычи. Известно, что до 411 г. они дважды брали Трир; в 428 г. франки заняли часть Рейнской области, откуда их изгнал Аэций; один текст сбивчиво упоминает о новых столкновениях в 432 г. Наконец, около 440–450 гг. Саль-виан кратко описал судьбу рейнских городов: Майнц разрушен и разорен, Кельн «полон врагов» (то есть определенно захвачен), Трир четырежды разграблен (то есть еще два раза после 411 г.; окончательный захват, по-видимому, произошел не раньше 475 г.) .

Вполне вероятно, что в середине V в. римская оборонительная система была восстановлена: согласно одному панегиристу, в 446 г. рейнская граница снова находилась в руках Рима - но ненадолго, так как в 451 г. через римские рубежи прорвались гунны, к которым присоединились хат-ты. Однако большая часть франков не двинулась с места, limes же были окончательно заброшены. Римская власть на севере Галлии свелась к одной мобильной армии, размещенной в парижском бассейне, во главе которой в 456 или 457 г. был поставлен новый магистр милитум Эгидий, и нескольким более или менее призрачным военным округам: дукату Бельгия на побережье к северу от Соммы, Tractus Armoricanus (Армориканской области) от Луары до Соммы; и, возможно, еще один такой округ был создан Аэцием на Луаре вокруг Орлеана. Вот между этими оплотами римской обороны маневрировали франкские короли: Хильдерик поступил на службу к Эгидию, который в 463 г. привлек его к борьбе с вестготами неподалеку от Орлеана; римский полководец Павел, сменивший Эгидия, сражался вместе с Хильдериком против саксов в районе Анжера. Мы не знаем, что в это время происходило с народом, которым Хильдерик правил на севере Галлии, но, без сомнения, он продолжал свое неторопливое движение на юг .

Из всей истории Хильдерика лучше всего нам известно о его смерти (в 481 г.): в 1653 г. в городе Турне, посреди римского кладбища была найдена его могила, что подразумевает наличие в жизни этого города некоторой преемственности. Однако Хильдерик не был единственным королем франков: в источниках упоминается, что после его смерти в Камбре и Кельне правили другие франкские короли, и это не считая еще двоих (правда, нам неизвестно, где именно они правили) . Примерно до 508 г. франками правила группа королей, связанных родственным узами, а не единый монарх. Мы не знаем наверняка, кто руководил движением франков на юго-восток (существует предположение, что франки должны были захватить Майнц около 459 г., а Трир, Мец и Туль - около 475 г.). В эпоху, когда на троне восседал Хлодвиг, это перемещение ограничивают три почти несомненные вехи: Суассон, о котором с определенностью известно, что на пятом году правления Хлодвига он все еще являлся столицей Сиагрия, сына Эги-дия; Верден, о котором «Житие святого Максимина Орлеанского» говорит, что он был завоеван Хлодвигом; и Вормс, который Равеннский космограф отводит аламаннам.

Возможно, франкские короли пользовались широкой поддержкой на территории, доходившей до Луары, благодаря расселению там laeti (летов), поселенцев и своим собственным походам. Этим объясняется тот факт, что в последующую эпоху мы почти ничего не слышим о захвате Хлодвигом земель между Сеной и Луарой: это не было настоящее завоевание, а лишь возвращение франков на землю, где они уже не раз бывали раньше; им потребовалось только подавить некоторые очаги римского сопротивления, вроде Суассона и Парижа, а в методичном покорении всего региона не было нужды. Приход франков не имел ничего общего с вторжением готов в Италию и Испанию или вандалов в Африку, которые можно поместить в четкие хронологические рамки и изобразить в виде линий на карте.

С Хлодвигом франки, дотоле находившиеся во мраке неизвестности, мгновенно выходят на первый план. Но историческую фигуру этого завоевателя трудно очистить от всего наносного . На протяжении почти десяти лет мы не знаем, в каком хронологическом порядке расставить самые решающие эпизоды его жизни; нам практически неизвестно, что означал его титул, и, конечно, мы не в силах сказать ничего о его политических воззрениях. Единственное повествование, хотя бы отчасти посвященное его правлению, - это труд Григория Турского, написанный после 576 г., то есть с опозданием на три четверти столетия. Само повествование выглядит как достаточно гипотетическая реконструкция событий, построенная Григорием на основании чрезвычайно немногословных летописных источников и некоторых устных преданий. К тому же задачи, которые ставил перед собой Григорий, не были собственно историческими, и особенно в этом вопросе: для Церкви Хлодвиг - орудие ее торжества - мог быть только посланцем Провидения. Но обойтись без Григория никак нельзя: помимо его текста мы располагаем только несколькими письмами и житиями святых, содержащими лишь мимолетные упоминания об этом короле.

Должно быть, Хлодвиг родился около 465 г.: он был сыном Хильдерика и его супруги Базины, родом из племени тюрингов (чем объясняется тот факт, что одной из первых военных акций Хлодвига стал поход на Тюрингию). И до его прихода к власти, несомненно имевшего место в 481 г., мы не знаем о нем ничего другого. На пятом году своего правления (то есть в 486 г.) он вместе со своим родственником Рагнахаром, королем Камбре, напал на Сиагрия, сына Эгидия, «короля римлян», резиденция которого находилась в Суассоне. Потерпев поражение, Сиагрий бежал в Тулузу к королю вестготов Алариху II; но этот Аларих выдал его Хлодвигу, который приказал его убить. Этот успех, безусловно, принес Хлодвигу власть над всей территорией до Луары; во всяком случае, на пятнадцатом году правления Амбуаз находился на границе его государства. Впоследствии (но неизвестно когда именно) Хлодвиг избавился от своего союзника Рагнахара и стал единственным правителем завоеванной страны .

Мы не будем следовать за каждым шагом Хлодвига, но все же отметим важнейшие этапы его военных операций . Одни его походы направлены на восток: это кампании против тюрингов (491 г.) и аламаннов (495? или 505–506?), отмеченные победами. Они подготовили франкский протекторат над Западной Германией, который был при сыновьях Хлодвига. В большинстве же своем военные операции развивались в южном направлении - это бесславно закончившаяся война с бургундами (или, по крайней мере, с партией Гундобада) 500–501 гг., а главное - кампания против вестготов Алариха II, вплоть до решающей победы при Вуйе в 507 г. Наконец, во время похода на аламаннов Хлодвиг, женатый на Хродехильде, бургундке ортодоксального вероисповедания, поклялся стать ортодоксальным христианином. В день Рождества Христова (496? или 498? или 506?) в Реймсе он принял крещение из рук епископа Ремигия. Его народ постепенно последовал его примеру и в результате - первым из завоевателей-варваров - разделил веру и культ с побежденными римлянами.

Остановимся на поражении вестготов и присоединении к франкскому королевству юго-западной части Галлии. Готы, владевшие Аквитанией вот уже три поколения, прочно укоренились в этих землях, тем более что через Прованс они могли получать помощь от остготов Италии. Но они были арианами, а Хлодвиг - ортодоксальным христианином, вот уже десять лет (или несколько месяцев). Некоторые епископы королевства Алариха II - Квинциан Родезский, Волузиан и Вер Турские - уже давным-давно интриговали в пользу франков. С другой стороны, византийский император Анастасий, завидовавший Тео-дориху Великому, поощрял любые действия, способные нанести ущерб готам, и, конечно же, побуждал к этому Хлодвига, в то время как Теодорих тщетно пытался стать посредником между фракским и вестготским королями. Бургунды, возможно подчиняясь указаниям из Константинополя, встали на сторону Хлодвига, несмотря на недавнюю войну между ним и Гундобадом .

После свидания с Хлодвигом в Амбуазе Аларих II почувствовал приближение опасности. В 506 г. он предпринимал все новые и новые примиряющие шаги в сторону ортодоксальных верующих: вернул изгнанных епископов, позволил провести собор в Агде и, безусловно, обнародовал (2 февраля 506 г.) «Бревиарий Алариха» (ср. стр. 264). Действенную поддержку ему оказывали римляне Оверни под руководством Аполлинария, родного сына Сидония. Но этого было недостаточно.

О ходе боевых действий мы знаем мало. Получив подкрепление от своего родственника короля Кельна, Хлодвиг двинулся по маршруту из Тура в Пуатье. Битва произошла на некотором расстоянии от этого последнего города, при Вуйе. Аларих II был убит. Хлодвиг поспешил захватить обе его столицы, Бордо и Тулузу, и завладеть казной, в то время как бур-гунды дошли до самого Лимузена и ворот Тулузы.

Хлодвиг удовольствовался захватом севера и запада древнего королевства вестготов. Определенно, у него не хватило сил на большее, а благоразумие подсказало не дразнить Тео-дориха, выйдя к самому Средиземному морю. Франки не препятствовали ни отступлению вестготов в Испанию, ни сохранению моста между двумя готскими державами через Септи-манию и Прованс. Маловероятно, чтобы Хлодвиг завладел Гасконью к югу от Гаронны. Но он посчитал своим долгом искоренить арианство в завоеванных районах.

По возвращении из похода, закончившегося при Вуйе - в результате которого королевство Хлодвига стало в два раза больше и в его состав вошло несколько «самых римских» регионов Запада, - Хлодвиг принял участие в загадочной церемонии в Туре. О ней известно только из восьми строк Григория Турского: Хлодвиг получил от императора Анастасия титул консула, облачился в пурпурную тунику и диадему в базилике Св. Мартина и проехал по городу, разбрасывая золото и серебро, и его приветствовали как «консула и августа». Далее мы рассмотрим возможные истолкования этого события . Данный эпизод остался без практических последствий (франкские короли никогда не носили титулов консула или августа), но, с благословения империи, символически освятил союз между королем-завоевателем и римлянами юга, которые, избавившись от готов, предоставили преемникам Хлодвига значительную часть персонала для управления государством.

О последних годах правления Хлодвига мы не знаем практически ничего, кроме двух очень важных фактов. Прежде всего речь идет о ликвидации франкских корольков, главное, Сигеберта, государя Кельнского. Хлодвиг разыскал и перебил всех своих родственников, тем самым установив внутри дотоле обширной королевской семьи монополию собственной династии. Затем постоянной королевской резиденцией был выбран Париж, расположенный очень далеко от отправных точек франкского завоевания в почти не затронутой им галло-римской среде. Эти решения раскрывают желание Хлодвига строить свое государство на совершенно иных основах, нежели его предшественники: отныне меровингское королевство представляет собой новаторский синтез римских и германских элементов.

Хлодвиг умер в Париже 27 ноября 511 г. Однако натиск франков скорее в форме политической экспансии, чем миграции народа, не ослабевал при жизни еще одного поколения. В западном направлении второе поколение Меровин-гов продвинулось настолько, что пришло в соприкосновение с бретонцами, то есть чуть дальше линии Ренн - Ванн. Гасконь на юго-западе была оккупирована до самых Пиренеев. А главное - было разгромлено, присоединено и в 533–534 гг. разделено бургундское королевство на юго-востоке, а в 537 г. с единодушного согласия остготов, находившихся на краю гибели, и их врага Юстиниана был завоеван Прованс. Таким образом, под властью франков была объединена вся Галлия, кроме Нижней Бретани и Септимании.

К Галлии второе поколение Меровингов добавило большую часть дотоле независимой Германии вплоть до среднего Дуная, Богемских гор и примерно линии Халле - Дуйсбург. Это завоевание было поверхностным и не слишком надежным, о нем мало известно; но, если им пренебречь, мы не сможем охватить деятельность Меровингов во всей ее полноте. Эту кампанию вели сыновья и внуки Хлодвига - главным образом короли Реймса и Меца Теодорих (511–534 гг.) и его сын Теодеберт (534–548 гг.), которые сумели воспользоваться постепенным ослаблением остготского влияния к северу от Альп.

Вполне возможно, что эта политика вдохновлялась и проводилась римским государственным деятелем, патрицием Пар-фением, потомком императора Авита, провансальцем, который перешел на службу к франкам, оставив остготского короля Теодориха. Его основная идея состояла в том, чтобы навязать меровингскому королю ту же политику, что проводил Кассио-дор при Теодорихе Великом. Без сомнения, именно он придал готские черты праву Южной Германии (Алеманния, Бавария). Чтобы получить средства для большой политики, он хотел снова ввести в Галлии регулярный поземельный налог, за что толпа забросала его камнями после смерти Теодоберта. Несмотря на гибель Парфения, его политика, по сути, была достаточно успешной; она стала отправной точкой для постепенной эволюции, которая окончательно сблизила Германию с бывшими землями империи .

Тюрингия, покоренная Теодорихом и Хлотарем около 530 г., стала протекторатом под контролем франкских герцогов (дуксов), но осталась языческой. Теодорих, а позже Хлотарь нападали на Саксонию: сначала саксы уступили и стали платить дань, а затем, около 555 г., взбунтовались и вернули себе свободу. В отношении аламаннов Хлодвиг действовал более прямолинейно, чем где-либо еще: он уничтожил их королевский род и установил протекторат над при-рейнской частью их территории. Остальное было завоевано после 536 г. Теодебертом. Запад (Эльзас и Пфальц) был прочно объединен с королевством Австразия, оказавшись под влиянием епископов Страсбурга и Базеля, и в течение V в. принял христианство; зарейнская Алеманния, управляемая местным герцогами, напротив, оставалась очень независимой и примерно до 750 г. языческой. В Баварии и Паннонии, бывших протекторатах остготов, франки стали их наследниками. Около 555 г. Хлотарь навязал свой сюзеренитет баварскому герцогу; его влияние на какой-то момент распространялось и на лангобардов. В VII в. за этой экспансией, апогей которой приходится примерно на 560 г., последовал явный упадок. Он сопровождался (в основном в Эльзасе) исключительно цивилизационной и ассимиляционной деятельностью. Тем не менее это одно из величайших ^событий европейской истории. Германский мир впервые покорился власти с центром западнее Рейна и покончил с племенной раздробленностью. Полную независимость сохранили только фризы и саксы, обитавшие между Альпами и Северным морем .

Таким образом, небольшой народ, чьи мелкие правители до 470 г. яростно спорили из-за нескольких областей на Рейне и в Бельгии, через три поколения стал хозяином на пространстве от Пиренеев до Заале и от Ла-Манша до среднего Дуная. Что еще удивительнее, это наскоро построенное государство оказалось самым долговечным на всем варварском Западе. Этим оно, без сомнения, было обязано тому относительному равновесию между римскими и германскими составляющими, которое в нем установилось.

свободный - в сделках купли-продажи (поставки) товара термин, обозначающий распределение транспортных расходов между продавцом и покупателем до места, указанного в договоре (например Ф.-вагон, Ф. - склад покупателя и т. п.).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ФРАНКО

Иван Яковлевич (27.VIII.1856 - 28.V.1916) - укр. писатель, ученый и обществ. деятель. Род. в с. Нагуевичи в австр. Галиции (ныне с. Ивано-Франково Львовской обл. УССР) в семье кузнеца. Учился в Львовском, затем в Венском ун-тах. В 1874 начал печатать свои произведения во львовском студенч. журнале "Друг". Продолжал традиции укр. и рус. революционеров-демократов. Под влиянием марксизма взгляды Ф. (в т. ч. исторические) развивались от идеологии революц. демократии к науч. социализму и историч. материализму. Впервые перевел на укр. яз. нек-рые работы К. Маркса и Ф. Энгельса. В 1878 издавал журнал "Громадськиi друг", сб. "Дзвiн", "Молот". В 1890 вместе с М. Павликом организовал радикальную партию с демократич. программой и печатным органом (с 1890 - "Народ", с 1891 - "Хлiбороб"). В 1894-97 издавал журн. "Жите i слово". В 1895 Ф. был избран членом Науч. общества им. Т. Г. Шевченко, а с 1898 стал одним из редакторов его ежемесячного журн. "Лiтературно-науковий вiсник". В 1895, 1897 и 1898 баллотировался депутатом от крестьян в австр. парламент и галицийский сейм. В многочисл. науч. и публицистич. статьях и монографиях Ф. ("Что такое прогресс?", "Данте Алигьери. Характеристика средних веков", "Замечания к истории Украины - Руси", "Исследования укр. нар. песен" и др.) нашли освещение различные проблемы мировой истории и особенно истории Украины; большое место в них отведено истории укр. крестьянства - процессам его закрепощения и борьбы против феод. гнета, развитию товарно-денежных отношений, ликвидации крепостничества и развитию капитализма в Галиции. В своих трудах Ф. подчеркивал, что ист. развитие укр. и рус. народов шло в тесной дружеств. взаимосвязи, рассматривая воссоединение Украины с Россией как исторически необходимое, прогрессивное явление. Соч.: Твори, т. 1-20, К., 1950-56: Соч., пер. с укр., т. 1-10, М., 1956-59. Лит.: I. Я. Франко як iсторик. (36. ст.), К., 1956; Гуржiй I., Франко як iсторик трудящих мас, "Biтчизна", 1956, No 8; его же, Iван Франко як iсторик, "Комунiст Укра?ни", 1966, No 8; Коваленко Л. Б., I. Франко про iсторiю феодально-крiпосницько? епохи на Укра?нi, "Науковi записки Ужгородського Державного унiверситету", 1957, т. 25. С. М. Шевченко. Киев.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Племён, впервые упоминающийся в хрониках в 242 г. н. э.

По свидетельству современника, в этот год один из отрядов франков вторгся в Галлию у нижнего Рейна и был разбит трибуном VI легиона Аврелианом , будущим императором.

В современном немецком языке «Franken» означает как древних франков, так и современных жителей Франконии .

Этимология [ | ]

Термин «франки» до сих пор вызывает дискуссии среди историков и филологов. Впервые встречается в форме лат. francus . Дифенбах полагал, что корень имеет кельтское происхождение. Гримм возводил его к старогерманск. franco - «свободный человек». Некоторые другие исследователи возводят к др.-англ. franca - «дротик», «небольшое копьё» . Во французском языке имеет значение «честный», «открытый» .

Подразделяются на две большие группы. Первая - салические франки (от лат. salis - «морское побережье» ), называемые также северными, или верхними, расселились в IV веке в низовьях Рейна и Шельды . Вторая группа - так называемые «береговые», или нижние, или рипуарские франки (от лат. ripa - «берег реки»), жили в среднем течении Рейна и Майны.

Термин «франки» в III - начале IV вв. н. э. использовался применительно к следующим германским племенам: хаттам , хамавам , тенктерам , бруктерам , сигамбрам . В этот период у германцев происходил распад старых родоплеменных отношений, шло быстрое имущественное расслоение. Прежние племена консолидировались в большие объединения - племенные союзы. Ещё раньше образовался готский союз, возникли свевский, маркоманнский и аламаннский союзы.

История [ | ]

Франки в то время, когда у них вождями были Геннобавд , Маркомир и Суннон , устремились в Германию (здесь имеется в виду римская провинция Германия на левом берегу Рейна) и, перейдя границу, перебили многих жителей, опустошили плодороднейшие области, а также навели страх на жителей Кёльна . Когда об этом стало известно в городе Трире , военачальники Наннин и Квинтин, которым Максим поручил малолетнего сына и защиту Галлии, набрав войско, пришли в Кёльн .

Многие историки передают, что те же самые франки пришли из Паннонии и прежде всего заселили берега Рейна . Затем отсюда они перешли Рейн, прошли Тюрингию и там по округам и областям избрали себе длинноволосых королей из своих первых, так сказать, более знатных родов (там же). В 242 году один из отрядов франков вторгся на территорию Римской империи (в Галлию у нижнего Рейна) и был разбит трибуном VI легиона Аврелианом , будущим императором. В 261 году франки вновь перешли Рейн. Правитель сепаратного государства Галлия (259-274) Постум отбросил их обратно за Рейн.

К середине V века франки делились на две группы: «рейнские» (или рипуарские франки) объединились в рамках единого королевства с центром в Кёльне, с резиденцией в преторском дворце имперских легатов. И северные франки, которые с IV века получили название «салические франки », в V веке были раздроблены по многочисленным мелким княжествам.

Салические франки в IV веке были разбиты римлянами, но в V веке под руководством своего вождя Хлодвига франки завоевали основную часть Галлии и образовали королевство франков . Законы и принципы общественного строя франков зафиксированы в Салической правде . Салические франки стали основой для голландской , но в первую очередь для фламандской наций, в то время как ассимилированная галлами и римлянами и потерявшая свой язык их часть вошла в состав французской и особенно валлонской наций. Рипуарские франки, сохранившие свой язык, составили основу населения Франконии и других немецких земель, в меньшей степени Нидерландов .

Государство у франков [ | ]

Возникновение Франкского государства отсчитывают с правления короля Хлодвига (481-511). Среди его предшественников первым князем салических франков источники упоминают

Термин «франки» до сих пор вызывает дискуссии среди историков и филологов. Слово Franci изначально имело социально-политический оттенок.

Для начала несколько слов образованных на «основе франков»:

Francotirador (франц franc-tireur) – снайпер, а дословно “свободный/вольный? стрелок” (tirador; глагол tirar- бросать, кидать, тыркнуть). Термин появился в кастильском диалекте испанского языка со времён франко-прусской войны 1870-1871 годов. Cам термин вероятно старше, например, он использовался в войне между Данией и Швецией 1563 -1570, как friskytte / friskytt или snaphane / snaphan. Снайперы-франкотирадоры изначально были вольнонаёмные или вольно-залётные (куда повелят туда и стрельнут)? Фрилансеры (англ. freelancer) - (свободный работник-копейщик) lanza -копьё (глагол lanzar-lancer).
1. Франкотирадоры времён франко-прусской войны
2. Франко-мушкетер в франтовском костюме петуха
Португальский frango-петушок, слово также применяют в следующем значении
паренёк-подросток
жаренный петух или курица (франт допрыгался)
3. Жетон-Шильда снайпера-фрискайтера Friskytte подписано “Совет датской винтовки. Для стрельбы снайпера" или “управление(руководство)датских стрелковых союзов (клубов, ассоциаций)”

Porto Franco - Порто-франко (итал. porto franco - свободный порт) - порт (или его определённая часть, порто-франковская зона), пользующийся правом беспошлинного ввоза и вывоза товаров.

Francmasón - (франкмасо́нство, фр. Franc-maçonnerie, англ. Freemasonry) - движение, появившееся в 1717 году в виде тайного общества (франкмасо́нство, фр. Franc-maçonnerie, англ. Freemasonry).
Масон или свободный/вольный каменщик?
А разве существовали ещё невольные масоны-каменщики, хотя точнее они замешиватели массы-(бетона?) или организаторы свободной -вольной мессы-массы?.
Масон mason - "stoneworker" из Old French masson, maçon Old North French machun, из PIE root *mag- мять

Карикатура Как стать массоном How To Make A Mason English Anti Masonic Caricature From 1800 From The Book The Freemason
Ритуал вступления в массонкую ложу freemasonry, rituals, initiation of a apprentice in a lodge, copper engraving, 18th century, freemasons, ceremony

Варианты этимологии слова ФРАНК:

I. La palabra franco (Frank o Francus) significa «libre» en la lengua de los francos, ya que los francos no estaban dominados por el Imperio romano ni por ningún otro pueblo. Слово Франк (Frank или Francus) означает «свободный» на языке франков, поскольку франки в Римской империи никому не подчинялись.

II. Корень слова «франк» одни производят от слов «бродячий», «блуждающий», другие - от «храбрый», «отважный», «неустрашимый», третьи трактуют его как «гордый», «благородный», четвёртые как «дикий», «свирепый».

III. Слово «франк» от лат. Franc «франк», из франкск. *Frank, предположит. из германск. *frankon «копьё».
framea ae f.
копьё, пика (у древних германцев)
обоюдоострый меч
Латинское слово framea из германского Framjō- е., глагол * framje/a- “vorwärtsbringen-форвард брать, vollführen выполнить”")
Однокоренные производные frem[m]en, as. fremmian, ae. framian, fremman, afries. frem[m]a, fremja
Копьями framea брали ф рамку = framje, , то есть копём добыли Freiheit freedom- свободу и так стали Франками -Freeman freeman? От кого франки освобождались и откуда социально-политический оттенок?

Фригийские шапки на копье

IV Так как корень Франк невыясненного происхождения, возможо он был получен из Frei-rancken (свободные ранги) ... Навеяло слово Frei -варяг и ….Франкенштейн
Frei-rancken-Frankien+shtiein (свободные ранги или Франков с Энштейнами скрестили)
Эйнштейн (нем. Einstein) - фамилия, по-немецки произносится как Айнштайн и в буквальном переводе означает «первый камень» ….Эйнштейн – каменщик?
Камень-штейн-стоун
Из Middle English stan, ston, из Old English stān, из Proto-Germanic *stainaz (сравните Dutch steen, German Stein, Danish Swedish sten, Norwegian stein), из Proto-Indo-European *st(y)oy- сравните Latin stiria (“ледяная сосулька и англ. tear -слеза”), Russian стена́, Ancient Greek στῖον (stîon, “камень”), στέαρ (stéar, “твердый жир стеарин”), Persian ستون (sotun, “колона”), Sanskrit (styāyate, “это затвердевает, застывает”).
Стены из застывшего кома-камня строили... frankon «копьё» и шТирс – копьё, а учитывая что это ещё и фаллический символ то Sanskrit (styāyate) стоять- застывать-затвердевать тоже в теме. (А у англов обратная сторона процесса fall – падение, спад)

Что же означает слово Франк? Как это все совмещается в снайпере, зоне сободной торговли, франкомасонах- франкенштейнах.... из Франкфурта.

Города Франкфурт-на-Майне и Франкфурт-на-Одере
Их гербы:

Франкфурт происходит от слова Franconofurd- Frankfort, германского племени Франков ? Немецкое слово Furt обозначает мелководное место на реке, пригодное для переправы вброд.
Furt – брод, а по-румынски это кража (вор, англ froud)... fort-порт-перереправа. Вероятно франки не платили налоги (дань-оброк) переходя реки вброд - Порто Франко – Free.
Фьорд - узкий, извилистый и глубоко вдавшийся в материк залив со скалистыми крутыми берегами норв. fjord, далее из др.-сканд. fjǫrðr, далее из праиндоевр. *prtus «проход». Как на заливе со скалистыми крутыми берегами можно поставить порт, хороши ворота или это пиратские форты-порты?

Название Франкфурт расшифровывается как «крепость франконцев»: frank + furt («от нем. - крепость»). Франкфурт играл важную роль в Священной Римской империи. Германию собрали из Франконии и Пруссии?

«Свобода” франков связана с freedom, friendship и Пятничной Фреей или Фрау .
Замужняя Фрау - домоправ ительница
From Middle High German vrouwe, vrowe, from the Old High German frouwa, from Proto-Germanic *frawjǭ, a feminine form of *frawjô (“lord”) (Old English frēa, frēo), from Proto-Indo-European *prōw- (“master, judge”). Cognate with Old Saxon frūa (Middle Low German vrouwe, Modern Low German frug), Old Norse freyja. The Indo-European root is also the source of Proto-Slavic *pravъ (whence Old Church Slavonic правъ (pravŭ), Russian правый (pravyj, “right”)).

А свободная Фрея (в мифах она вдовая) free вот к ней и пёрли .
Old English freo "free, exempt from, from Proto-Germanic *frija- «возлюбленная, свободная не в рабстве» а так же Old Frisian fri, Old Saxon vri, Old High German vri, German frei, Dutch vrij, Gothic freis "free"), из PIE *priy-a- "dear, beloved," из root *pri- "любить -принять" Однокоренные славянские prijati- приѩти, приѩ-приıѧтьнъ, приятный-принять, приятельница, приятель. Вот и весь “фридом”

А Франки пошли не от каких то мифических франков из Франконии живших более 2000 лет назад, а от франкизии-францизии-франшизии и фрахта и транша, заключённых на основе приятельско-дружеских отношений.
Франчайзинг-франшиза (фр. franchise - франц. franchise «льгота, вольность эксклюзив», или освобождение от уплаты налога). Ранее franchisia - это земли с привилегией иммунитета, принадлежавшие иностранным послам и сановникам.
Заплатил часть Фрахт получи франкизию.

Фрахт (нем. Fracht, англ. freight) - в праве: обусловленная договором или законом плата за перевозку груза.
Слово появилось в русском языке в конце 17 века. Заимствовано в немецком языке в качестве коммерческого понятия. Первоначально оно использовалось в трех значениях: перевозка товаров по воде, сами перевозимые товары, плата за эту перевозку. Затем спектр значений существенно расширился. Основа расширения - выход содержания понятия за пределы исключительно водной перевозки.

Такое расширение соответствует, на наш взгляд, и этимологии понятия. Его истоки имеют лишь косвенную и исторически преходящую связь с "водным" элементом.
Немецкое слово fracht, голландское vracht frachten груз, тяжесть, ноша. Из Proto-Germanic *fra- + *aihtiz связан с аглийским English freight and fraught. fra- про-, пре-; а aihtiz – хапнуть, cхватить (to have)

Франчайзинг - коммерческая концессия - вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франча́йзер) передаёт другой стороне (франча́йзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Это развитая форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франча́йзи) возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки и/или бренды франчайзера.

Fracht vracht frachten -груз, тяжесть и ноша франшизы-франчайзы связана с фракцией фрактурой и разделением бремени-доли-оброка.

Фракция от лат. frāctio «переламывание, разламывание», далее от frangere «ломать, разбивать, раздроблять», из праиндоевр. *bhreg- «ломать».

frango frēgī, frāctum, ere
ломать, разбивать, раздроблять; сокрушать; рассекать; взламывать; проламывать, пробивать; молоть, толочь, размалывать
разрывать, растерзывать; размягчать нарушать
надламывать, удручать, приводить в уныние, лишать бодрости (мужества)
укрощать, обуздывать, усмирять, подавлять, сломить сопротивление
лишать сил, обессиливать, изматывать
опровергать
истощать уменьшать, ослаблять
(pac)трогать, смягчить, разжалобить

В процесе ведения бизнеса случаются полные фрикассе фракассо Fracaso fracasso (отказ от выплат) и вред fraud (обман мошенничество вред), корабль идет в навь и ко дну náufrago ; хиропрактор и обереги уже не помогут.

Вот такие они франки-франты-пранки-перебранки

Франт происходит от чешск. franta (также frant) «хитрец, шут, плут, глупец»; в ХVI в.: «шут, плут»; из собств. Franta, уменьш. от František (ср. др.-чешск. Frantova práva «Плутовской чин», первое издание - в Нюрнберге, 1518 г.). Русск. франт заимств. через польск. frant «плут; шут, бродячий комедиант». Пранк (от англ. prank - проказа, выходка, шалость; шутка)

Изначально снайперы- франкотирадоры палили куда не попадя, пока всё в хлам не разобьют.
Португалький frango-петушок-паренёк-подросток имеет ломкий голосок
Франкомасоны - нечто ломали и месили-замешивали может быть философский камень (лат. lapis philosophorum) лепили?...