Аграрный вопрос - всегда главный для России

С 1906 г. правительством России под руководством П.А. Столыпина проводился комплекс мероприятий в области сельского хозяйства. Эти мероприятия обобщенно называют «Столыпинской аграрной реформой».

Основные задачи реформы :

  • передача надельных земель в собственность крестьян;
  • постепенное упразднение сельской общины как коллективного собственника земель;
  • широкое кредитование крестьян;
  • скупка помещичьих земель для перепродажи крестьянам на льготных условиях;
  • землеустройство, позволяющее оптимизировать крестьянское хозяйство за счёт ликвидации чересполосицы.

Реформа ставила как краткосрочные, так и долгосрочные цели.

Краткосрочные : разрешение «аграрного вопроса» как источника массового недовольства (в первую очередь, прекращение аграрных волнений). Долгосрочные : устойчивое процветание и развитие сельского хозяйства и крестьянства, интеграция крестьянства в рыночную экономику.

Цели аграрной реформы

Аграрная реформа была направлена на усовершенствование крестьянского надельного землепользования и мало затрагивала частное землевладение. Она проводилась в 47 губерниях Европейской России (все губернии, кроме трёх губерний Остзейского края); не затрагивалось казачье землевладение и землевладение башкир.

Историческая необходимость реформы

П.А. Столыпин (третий слева) во время знакомства с хуторским хозяйством недалеко от Москвы, октябрь 1910 г.

Идея аграрной реформы возникла в результате революции 1905-1907 гг., когда усилились аграрные волнения, и деятельностью первых трех Государственных Дум. Особого размаха аграрные волнения достигли в 1905 г., правительство едва успевало их подавлять. Столыпин в это время был губернатором Саратовской губернии, где волнения были особенно сильными в связи с неурожаем. В апреле 1906 г. П. А. Столыпин был назначен министром внутренних дел. Правительственный проект о принудительном отчуждении части помещичьих земель не был принят, Дума была распущена, а Столыпин назначен председателем Совета министров. В связи с тем, что ситуация с аграрным вопросом оставалась неопределенной, Столыпин принял решение принимать все необходимые законоположения, не дожидаясь созыва II Думы. 27 августа вышел указ о продаже крестьянам государственных земель. 5 октября 1906 г. был издан указ «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных состояний» , посвящённый улучшению гражданско-правового статуса крестьян. 14 и 15 октября вышли указы, расширявшие деятельность Крестьянского земельного банка и облегчавшие условия покупки земли крестьянами в кредит. 9 ноября 1906 г. выходит главный законодательный акт реформы - указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования» , провозглашающий право крестьян на закрепление в собственность их надельных земель.

Благодаря смелому шагу Столыпина (изданию законов по 87 статье. Данная статья позволяла правительству принимать неотложные законы без утверждения Думой в перерыве между роспуском одной Думы и созывом новой), реформа приобрела необратимый характер. II Дума выражала ещё более негативное отношение к любым начинаниям правительства. Она была распущена через 102 дня. Компромисса между Думами и правительством не произошло.

III Дума, не отвергая правительственного курса, принимала все правительственные законопроекты чрезвычайно долго. В результате, правительство с 1907 г. отказывается от активной законодательной деятельности в аграрной политике и переходит к расширению деятельности правительственных учреждений, увеличению объёма распределяемых кредитов и субсидий. С 1907 г. заявления крестьян о закреплении в собственность земли удовлетворяются с большими задержками (не хватает персонала землеустроительных комиссий). Поэтому главные усилия правительства были направлены на подготовку персонала (прежде всего землемеров). Но увеличиваются и денежные средства, направляемые на реформу, в виде фондирования Крестьянского поземельного банка, субсидирования мероприятий агрономической помощи, прямых пособий крестьянам.

С 1910 года правительственный курс несколько видоизменяется - больше внимание начинает уделяться поддержке кооперативного движения.

Крестьянский быт

5 сентября 1911 года П. А. Столыпин был убит, премьер-министром стал министр финансов В. Н. Коковцов. Коковцов, проявлявший меньшую инициативность, чем Столыпин, последовал намеченным курсом, не привнеся в аграрную реформу чего-либо нового. Объём землеустроительных работ по разверстанию земель, количество земли, закрепляемой в собственность крестьян, количество земли, продаваемой крестьянам через Крестьянский банк, объём кредитов крестьянам стабильно росли вплоть до начала Первой мировой войны.

В течение 1906-1911 гг. были изданы указы, в результате которых крестьяне имели возможность:

  • взять надел в собственность;
  • свободно выйти из общины и выбрать другое место жительства;
  • переселиться на Урал, чтобы получить землю (около 15 га) и деньги от государства на подъем хозяйства;
  • переселенцы получали налоговые льготы, освобождались от службы в армии.

Аграрная реформа

Достигли ли цели реформы Столыпина?

Это риторический вопрос при оценке деятельности реформаторов, он не имеет однозначного ответа. Каждое поколение будет давать на него свой ответ.

Столыпин остановил революцию и начал глубокие реформы. В то же время он пал жертвой покушения, не смог довести свои реформы до конца и не достиг своей главной цели: за 20 мирных лет создать великую Россию .

Тем не менее, за время его деятельности были достигнуты следующие результаты:

  1. Развивалось кооперативное движение.
  2. Увеличилось число зажиточных крестьян.
  3. По валовому сбору хлеба Россия была на 1 месте в мире.
  4. В 2,5 раза увеличилось поголовье скота.
  5. На новые земли переселились около 2,5 млн человек.

Каждый школьник, даже тот, кто не интересуется историей, слышал про столыпинские реформы. Особо нашумела аграрная, но, кроме неё были и другие, о которых необходимо знать для успешной сдачи ЕГЭ.

Немного биографии

Для начала разберёмся кто же такой Столыпин и почему он попал на страницы истории России. Пётр Аркадьевич Столыпин – реформатор и государственный деятель царской России. Занял пост премьер-министра внутренних дел Империи 8 июля 1906 г. Он реализовал цепь законопроектов, которые были названы «столыпинская аграрная реформа».

Петр Аркадьевич Столыпин

Благодаря им крестьяне получили землю в частное владение, что ранее даже не рассматривалось правительством. Историки и современники Столыпина описывают его бесстрашным человеком, прекрасным оратором («Не запугаете!», «Сначала успокоение, потом реформы» — фразы министра, которые стали крылатыми). На Петра Аркадьевича совершили 11 покушений за всю его жизнь (основная часть во время карьеры премьер-министра).

Высокопоставленного чиновника убил 1 (14) сентября в Киеве Дмитрий Багров, выстрелил дважды: одна пуля попала в руку, вторая – в живот и печень. Погребён в Киево-Печерской лавре.

Причины реформ

Прежде, чем углубляться в суть реформ, стоит кратко рассмотреть их причины. Первая русская революция (1905—1907) стала толчком для прозрения народа и правительства о проблемах державы. Главное: экономический застой мешал Российской империи стать капиталистическим государством.

Россияне, поняв это, обвинили во всём царизм, отчего среди широких народных масс появились идеи анархизма. Увы, большинство у власти были крупными землевладельцами их взгляды на развитие страны резко отличалось от народных. Разумеется, такая обстановка в державе была слишком накалённой и требовала незамедлительных решительных действий, за что и взялся П. Столыпин.

Реформы Столыпина

У премьера-министра было две важные реформы:
 Судопроизводства;
 Аграрная.

Первую реформу закрепило «Положение Совета министров о военно-полевых судах» 1906 г., в котором прописывалось, что любое нарушение закона может рассматриваться в ускоренном порядке. Речь идёт о постоянных грабежах, террористических актах и бандитизме на суднах. Дело в том, что в начале ХХ века Россия переживала тяжёлые времена. Большая часть населения бедствовала, поэтому нарушение законов в поисках еды или денег стало обычным делом.

После реформы любого подозреваемого стали судить за закрытыми дверями, без участия прокурора, свидетеля и даже адвоката. Разумеется, выйти невиновным из суда было невозможно. В течении суток приговор (чаще всего смертный) приводили в действие. Таким образом были лишены жизни 683 из 1102 граждан. Результаты себя не заставили ждать.

С одной стороны, люди, опасаясь смерти, перестали совершать ограбления и террор на флоте. В целом задача выполнена, но против Столыпина недоброжелатели поднимали бунты и их последствия отразились даже на чиновнике. Реформатор оказался в тяжёлом положении: в кругах власти у него, кроме Николая II, не было сторонников и народ его ненавидел тоже.

Аграрная реформа от 9 ноября 1906 г. заставила говорить о Петре Столыпине. Её целью было улучшение сельскохозяйственной деятельности, ликвидировать помещичье землевладение для дальнейшего развития капитализма. Что же он сделал? Чиновник наделил крестьян земляными уделами и минимальным набором демократических прав.

Хитрость заключалась в том, что земли выдавались под государственный залог на 55,5 лет. Разумеется, человек, у которого нет денег на хлеб, выплатить ссуду не сможет. Тогда министр решил заселить трудящимся классом «пустые» уголки России.

Законопроекты предусматривали бесплатную раздачу земли и их проведение на Северном Кавказе, Урале, Сибири. Действия Столыпина не совсем оправдали себя, так как из миллиона переселенцев обратно вернулось 800 тысяч.

Столыпинские вагоны

29 мая 1911 г. выдан указ о расширении прав комиссий по вопросам отрубов (земельный участок, который получили крестьяне), чтобы перейти от общин к хуторам или мелким частным землевладениям. К сожалению, только 2,3% новоиспечённых землевладельцев основали хутора, для остальных это было непосильно.

Тем не менее сегодня реформы были признаны верным путём к развитию страны. Их итоги уже тогда привели к росту производства в аграрной сфере и появлению первых признаков капиталистических торговых связях. Реформа была ступенью эволюции в развитие страны, также искоренила феодализм. Более того, уже в 1909 г. Россия заняла первое место по производству зерна.

Итоги

Столыпин все годы своей жизни отдал улучшению экономики России. Таким образом достижение его трудов были велики, хоть их и не оценили современники реформатора:

В 1916 г. среди крестьян 26% имело собственную землю, а 3,1% образовали хутора;
 В малозаселённых частях государства стало проживать в 2,8 раз больше людей, которые должны были привести к ускорению индустриализации этих регионов. Разумеется, такой подход был прогрессивным;
 Крестьяне были заинтересованы работать на отрубах, что повысило уровень экспорта и внутренней торговли;
 Поскольку увеличился спрос на сельскохозяйственную технику, её продажи возросли, а казна пополнялась.

Все результаты реформ были шагом к капитализму, который так требовала Российская империя. К сожалению, их значение и достижения канули в бездну, причиной стало , в которую было втянуто государство!

Как ясно показала первая российская революция, главной проблемой российского общества оставался аграрный вопрос, обострившийся на рубеже XIX-XX в. В будущем неудовлетворенное крестьянство, составлявшее большинство населения страны, могло пойти дальше разгрома 2 тыс. сожженных в 1905-1907 гг. помещичьих имений.

Кроме того, без развития сельского хозяйства Россия не могла развиваться как великая держава, что прекрасно понимал П.А. Столыпин.

1. Цели реформы

1.1. Социально-политические цели.

1.1.1. Главная цель заключалась в привлечении на сторону режима широких слоев крестьянства и предотвращение новой аграрной войны. Для этого предполагалось способствовать превращению большинства жителей российской деревни в крепкое, проникнутое идеей собственности, богатое крестьянство, которое, по словам Столыпина служит везде лучшим оплотом порядка и спокойствия.

Ранее была распространена точка зрения об ориентации столыпинской реформы на привлечение сложившегося узкого слоя кулаков.

1.1.3. Проводя аграрную реформу, правительство стремилось не затронуть интересы помещиков . В пореформенное время и в начале XX века правительство не смогло защитить дворянское землевладение от сокращения, но крупное и мелкое поместное дворянство продолжало составлять наиболее надежную опору самодержавия. Оттолкнуть его было бы для режима самоубийством.

Кроме того, дворянские сословные организации, в том числе Совет объединенного дворянства, имели большое влияние на Николая II и его окружение. Член правительства, а тем более премьер-министр, ставящий вопрос об отчуждении помещичьих земель, не мог бы удержаться на своем месте, а тем более организовать проведение такой реформы. Реформаторами учитывалось также и то, что помещичьи хозяйства производили весомую часть товарного хлеба, что тоже.

1.1.2. Другой целью являлось разрушение сельской общины . Помня об участии общины в борьбе 1905-1907 гг., реформаторы понимали, что главным в крестьянском движении являлся вопрос о земле и не стремились сразу разрушить административную организацию общины.

1.2. Социально-экономические цели были тесно связаны с социально-политическими. Планировалось ликвидировать поземельную общину, ее экономический землераспределительный механизм, с одной стороны, составлявший основу социального единства общины, а с другой сдерживавший развитие агротехники.

Конечной экономической целью реформ должен был стать общий подъем сельского хозяйства страны, трансформация аграрного сектора в экономическую базу новой Великой России.

2. Подготовка реформы.

2.1. Подготовка проектов реформы до революции . фактически началась Совещанием о нуждах сельскохозяйственной промышленности под руководством С.Ю. Витте в 1902-1903 гг. В 1905-1907 гг. выводы, сформулированные совещанием, прежде всего идея о необходимости разрушения поземельной общины и превращения крестьян в собственников земли, нашли свое отражение в ряде проектов государственных чиновников (Н.Н. Кутлер, В.И. Гурко ).

2.2. С началом революции и активного участия крестьян в разгроме помещичьих имений, Николай II, напуганный аграрными восстаниями, изменил отношение к поземельной крестьянской общине. Крестьянскому банку было разрешено выдавать ссуды под крестьянские наделы (ноябрь 1905 г.), что фактически означало возможность отчуждения общинных земель. П.А. Столыпин в 1906 г., став премьер-министром, поддержал не затрагивавший интересы помещиков проект Гурко , легший в основу Указа 9 ноября 1906 г. , положившего начало проведению аграрной реформы.

3. Основные направления реформы

3.1. Изменение формы собственности на крестьянскую землю, превращение их в полноправных владельцев своих наделов предполагалось законом 1910 г. осуществить прежде всего путем укрепления наделов в частную собственность. Кроме того, по закону 1911 г . разрешалось проводить землеустройство (сведение земли в хутора и отруба) без укрепления, после чего крестьяне также становились землевладельцами. В то же время продавать надел крестьянин мог только крестьянину, что ограничивало право земельной собственности.

3.2. Организация хуторов и отрубов (землеустройство). Без землеустройства техническое усовершенствование, экономическое развитие сельского хозяйства было невозможным в условиях крестьянской чересполосицы (2/3 крестьян центральных районов имели наделы, разделенные на 6 и более полос в различных местах общинного поля) и дальноземелья (40% крестьян Центра должны были ежедневно проходить от своих усадеб до наделов 5 и более верст). В экономическом плане, по замыслу Гурко, укрепление без землеустройства не имело смысла.

Поэтому планировались работы государственных землеустроительных комиссий по сведению полос крестьянского надела в единый участок - отруб . Если такой отруб находился вне деревни, туда переносилась усадьба, что означало образование хутора .

3.3 . Переселение крестьян на свободные земли. Для решения проблемы крестьянского малоземелья и снижения аграрной перенаселенности в Центральных регионах активизировалась переселенческая политика. Выделялись средства для транспортировки желающих на новые места, прежде всего в Сибирь. Для переселенцев строились специальные (так называемые столыпинские) пассажирские вагоны. За Уралом крестьянам безвозмездно передавались земли, для подъема хозяйства и благоустройства выдавалась ссуда.

3.4. Продажа крестьянам земли в рассрочку через Крестьянский банк также необходима была для сокращения малоземелья. Под залог надельной земли выдавались ссуды для покупки казенной земли, переданной в фонд Банка, и земли, которую продавали помещики.

3.5. Развитию сельскохозяйственной кооперации, как промысловой, так и кредитной был дан импульс изданием в 1908 г. образцового устава. Кредитные товарищества получили некоторые льготы.

5. Ход реформы

5.1. Юридическая основа, этапы и сроки проведения реформы. Законодательной основой реформы стал Указ 9 ноября 1906 г ., после принятия которого началось проведение реформы в жизнь. Основные положения Указа были закреплены в Законе 1910 г ., одобренного Думой и Госсоветом. Серьезные уточнения в ход реформы внес закон 1911 г ., отражавший изменение акцентов правительственной политики и означавший начало второго этапа реформы.

В 1915-1916 г. в связи войной проведение реформы фактически прекратилось. В июне 1917 г. реформа была официально прекращена Временным правительством.

Реформа осуществлялась усилиями главного управления землеустройства и земледелия , возглавлявшегося А.В. Кривошеиным и столыпинским министерством внутренних дел.

5.2. Превращение крестьян в землевладельцев на первом этапе (1907-1910 гг.) в соответствии с Указом 9 ноября шло несколькими путями.

5 .2.1. Укрепление чересполосных участков в собственность. За эти годы было укреплено 2 млн. наделов. Когда нажим местных властей прекратился, процесс укрепления резко сократился. Кроме того, большинство крестьян, желавших лишь продать надел, не возвращаясь к ведению самостоятельного сельского хозяйства, уже сделали это. После 1911 г. подавали заявления лишь те, кто хотел продать свой участок. Всего в 1907-1915 гг. укрепленцами стали 2,5 млн. чел. - 26% крестьян Европейской России (без Западных губерний и Зауралья), но почти 40% из них продали свои участки, в большинстве своем переселившись за Урал, уйдя в город или пополнив слой сельского пролетариата.

5 .2.2. Землеустройство на втором этапе (1911-1916 гг.) по законам 1910 и 1911 гг. давало возможность получения надела в собственность автоматически - после создания отрубов и хуторов , без подачи заявления об укреплении в собственность.

5 .2.3. В стародушных общинах (общинах, где не было переделов с 1861 г.) по закону 1910 г. крестьяне автоматически признавались собственниками наделов. Такие общины составляли 30% от их общего числа. В то же время лишь 600 тыс. из 3,5 млн. членов беспередельных общин запросили документы, удостоверяющие их собственность.

5 .2.4. Подворные владения. Крестьяне Западных губерний и некоторых районов Юга , где общины не существовало,также автоматически стали собственниками. Для этого им не требовалось подавать специальные заявления. За Уралом реформа формально не проводилась, но и там крестьяне не знали общинной собственности.

5.3. Землеустройство. Организация хуторов и отрубов . В 1907-1910 гг. лишь 1/10 крестьян, укрепивших свои наделы, образовали хутора и отруба.

После 1910 г. правительство осознало, что крепкое крестьянство не может возникнуть на многополосных участках. Для этого необходимо было не формальное укрепление в собственность, а экономическое преобразование наделов. Местным властям, прибегавшим подчас к принуждению общинников, не рекомендовалось больше искусственное поощрение укрепительного процесса. Главным направлением реформы стало землеустройство, которое теперь само по себе превращало землю в частную собственность крестьян.

Теперь процесс пошел с ускорением. Всего к 1916 г. 1,6 млн. единоличных хозяйств (хуторов и отрубов) были образованы приблизительно на 1/3 крестьянской надельной (общинной и подворной) и купленной крестьянами у банка земли.

Это было начало. Важно, что в действительности потенциальный размах движения оказывался шире: заявления о землеустройстве подали еще 20% крестьян Европейской России, но землеустроительные работы были приостановлены войной (май 1915 г.) и прерваны революцией.

5.4. Переселение за Урал . Получив ссуду от правительства, на новые земли в столыпинских вагонах двинулось 3,3 млн. чел., 2/3 которых составляли безземельные или малоземельные крестьяне. 0,5 млн. вернулись, многие пополнили население сибирских городов или стали сельскохозяйственными рабочими. Только небольшая часть крестьян стала сельскими хозяевами на новом месте. Это направлении реформы, имея ориентацию на переселение бедняков, оказалось наименее эффективным, хотя и сыграло важную роль в развитии Сибири.

5.4. Покупка земли крестьянами с помощью Крестьянского банка приобрела значительные размеры. Банком было продано 15 млн. казенной и помещичьей земли, из нее 90% купили в рассрочку крестьяне. Особые льготы при этом предоставлялись владельцам хуторов и отрубов, получавших, в отличии от других, ссуду в размере 100% стоимости приобретаемой земли под 5% годовых.

5.5. Быстрыми темпамиразвивалось кооперативное движение . В 1905-1915 гг. число сельских кредитных товариществ увеличилось с 1680 до 15,5 тыс. Число производственных и потребительских кооперативов в деревне возросло с 3 тыс. в 1908 г. до 10 тыс. в 1915 г. Многие экономисты разной политической ориентации приходили к выводу о том, что именно кооперация представляет собой наиболее перспективное направление развития русской деревни, отвечая потребностям модернизации крестьянского хозяйства.

В то же время, при отсутствии государственного кредита сельскому хозяйству, уровень развития кооперации оставался недостаточным для российской деревни.

6. Основные экономические итоги реформы

6.1. Крестьянский сектор агроэкономики России переживал серьезный прогресс . Большую роль в этом сыграли урожайные годы и рост мировых цен на зерно. Но особенно прогрессировали отрубные и хуторские хозяйства, где в большей степени применялись новые технологии. Урожайность в них превышала аналогичные показатели общинных полей на 30-50%.

6.2. Значительно повысилась товарность крестьянского хозяйства, также в значительной степени за счет хуторов и отрубов. Вводились новые системы земледелия и сельскохозяйственные культуры. От трети до половины единоличников участвовали в кредитных товариществах, что давало им средства для модернизации. Свыше 1,6 млн. крестьян посетило сельскохозяйственные курсы.

6.2. В целом же переворот в агроэкономике и агротехнике не произошел , но при оценке экономических результатов важно учитывать, что реформа, рассчитанная на десятилетия, за несколько лет успела лишь уточнить направление и набрать темп. Без крупных кредитов, мелиорации и других мер реформа не способна была дать больших результатов, а такие мероприятия не могли осуществляться без выделения государством значительных средства.

7. Основные социальные и политические

итоги реформы

В социально-политическом отношении реформа имела относительный успех.

7.1. Социальные итоги. Судьба общины.

7.1.1. Разрушение поземельной общины. Община как орган самоуправления российской деревни не была затронута реформой, но социально-экономический организм общины начал разрушаться. Число поземельных общин сократилось со 135 тыс. до 110 тыс. Особенно быстро процесс происходил в наиболее развитых северо-западных, южных и юго-восточных районах, где община исторически была слабее.

Некоторые историки считали, что реформа не удалась, так как из общины, якобы, вышли лишь 26% крестьян и процесс выхода стал затухать с 1910 г. Но учитывались только крестьяне, укрепившие свои чересполосные наделы в собственность.

После 1910 г. заявлений об укреплении в собственность наделов и, соответственно, выходе из поземельной общины поступало все меньше. Но землеустроительные процессы развивались с этого времени все быстрее. Землеустроившиеся хозяева также становились собственниками.

Из общины вышло более трети ее членов, но процесс еще не был завершен. Свидетельством о росте этой тенденции является значительное число поданных заявлений о землеустройстве, бo льшую часть которых землеустроители не успели выполнить к маю 1915 г.

В итоге в центре страны вместе с членами стародушных общин в разрушение поземельной общины было вовлечено не менее 2/3 бывшего общинного крестьянства. С учетом Запада и Юга России, Прибалтики, Сибири, где поземельных общин не существовало, большинство крестьянства страны к 1917 г. фактически находились вне поземельной общины.

Важно также учитывать, что реформа, рассчитанная, как минимум, на два десятилетия, только началась, и лишь в 1910-1911 г. было найдено верное направление ее развертывания.

7.1.2. Вопрос о жизнеспособности общины. В то же время в центральных нечерноземных районах распад общины почти не наблюдался. Именно здесь более многочисленными были случаи поджогов хуторов, а крестьяне, желавшие выйти из общины, часто не получали согласия сельского схода. В нечерноземном центре общинные традиции были наиболее сильными, а сельское хозяйство наиболее отсталым в социально-экономическом отношении. Низкий уровень жизни определял стремление крестьян, мало здесь занимавшихся промыслами, сохранить старый уравнительный механизм и орган социальной защиты.

Беспередельные общины, в основном находившиеся на Украине, по ряду других причин также в основном сохранили свою целостность.

При этом реформа оказала благотворное влияние на сохранившиеся общины. Она выявила некоторую жизнеспособность общинной организации. Освободившиеся от потенциальных пролетариев, продавших свои наделы, общины также постепенно обращались к использованию прогрессивных методов хозяйствования. Более 2,5 млн. заявок на землеустройство были поданы общинами. Сельские общества все чаще применяли многополье и травосеяние, не ставшими, впрочем, преобладающей здесь формой аграрной технологии.

7.2. Социально-политические итоги реформы.

7.2.1. Частичный успех. Прекращение крестьянских выступлений. На первом этапе в 1907-1909 гг. при укреплении наделов в собственность, часто под нажимом земских начальников, число крестьянских выступлений (в основном против произвола властей) начало расти, достигнув в 1910 г. почти 1 тыс. Но после переноса акцента правительственной политики на землеустройство, отказа от принуждения и некоторых экономических успехов крестьянские волнения почти прекратились, сократившись в 1913 г. до 128.

7.2.2. Предотвращение всеобщего крестьянского восстания и общего передела . Главная политическая цель все же не была достигнута. Как показал 1917 г., крестьянство сохранило способность всем миром выступить против помещиков (и режима защищавшего их), под воздействием не столько экономической необходимости, сколько исторической памяти о веках крепостного угнетения, ненависти к барам.

В 1917 г. стало очевидно, что аграрная реформа запоздала на 50 лет, но основной причиной ее относительной неудачи явилась социально-политическая половинчатость преобразований, проявившаяся в сохранении помещичьих земель в неприкосновенности

Начало XX века в России – период расцвета анархии, террора, народных волнений . Империя требовала от государственных деятелей решительных шагов, немедленных действий. Проходили значительные преобразования, широкую известность приобрели реформы Столыпина — кратко остановимся на основных его начинаниях. После роспуска первой Думы, правительство возглавил человек, готовый поменять ситуацию. В чем состояла суть аграрной реформы Столыпина.

Вконтакте

Начальные этапы деятельности

Столыпин Петр Аркадьевич (1862-1911 гг.) – выходец из семьи дворян . Окончил физико-математический факультет Петербургского Императорского университета. Поступил на службу в МВД, где проработал 3 года. Перешел в Департамент сельской промышленности и земледелия. С 1902 году исполнял обязанности губернатора Гродненской губернии. Через год переведен на должность губернатора Саратовской губернии. В Гродно формировались главные принципы столыпинской аграрной реформы .

Занимая высокие посты, большую часть сил и времени Петр Аркадьевич отдавал решению вопросов образования крестьян и фермерства. Это вызывало раздражение и непонимание среди многих современников. Он выступал ярым противником . Во время митингов, результатом которых стала Гражданская война 1905 – 1907 гг., выходил на улицы, выступал перед повстанцами.

Важно! Столыпинские методы управления привели к резкому сокращению восстаний в Саратове.

Усилия и талант управителя привлекли внимание Николая II. В 1906 году император назначает саратовского губернатора министром внутренних дел . Вскоре он становится председателем Совета Министров Российской Империи.

Эти события определяют начальный период первых мероприятий аграрной реформы: в историю вошло 9 октября 1906 года – день издания указа о свободном выходе крестьян из помещичьих хозяйств.

На новых должностях Петр Столыпин разворачивает жесткую политику противостояния преступности и терроризму .

В разгар революции он предлагает ряд законопроектов, но говорит о необходимости успокоения волнений перед началом преобразований.

Развитие предпринимательства

В экономике осуществлялись попытки дать свободу предприимчивым крестьянам, и большую роль в осуществлении данного начинания сыграла аграрная реформа Столыпина.

Предпосылки

Основанием для преобразования государства послужила экономическая и политическая обстановка, сложившаяся в начале XX века. Высокопоставленные лица слишком по-разному видели пути развития России. После поражения в русско-японской войне, кризис достиг критической точки. Разовые восстания переросли в масштабное революционное движение . Это мешало . Необходимо было срочно проводить ряд экономических, административных, правовых, аграрных преобразований в стране, что стало основной задачей Петра Столыпина.

Существовал ряд проблем:

  • сохранились пережитки отношений помещиков с крестьянами;
  • росло недовольство рабочих условиями труда и отдыха;
  • требовал решения национальный вопрос;
  • большая часть крестьян была неграмотной;
  • царила всеобщая анархия внутри страны;
  • активизировались агрессивные экстремистские организации.

Все реформы преследовали одну цель — постепенно сделать Россию мощной державой , а помочь в этом должна была аграрная революция. Основным инструментом для воплощения своего плана он сделал увеличение численности зажиточных крестьян на территории государства.

Решение земельного вопроса

На селе сложилась довольно сложная ситуация в аграрном секторе, которая не могла не вызывать опасений у правительства страны:

  • полный упадок сельского хозяйства на селе;
  • поголовная бедность населения;
  • уменьшение количества крестьянских земель, так как некоторые крестьяне лишились своих наделов;
  • крестьянские общины отрицали права собственности помещиков на землю.

После община стала ключевой формой самоуправления крестьян . Земля принадлежала общине, а крестьянским семьям предоставлялись наделы. По факту это были земельные владения помещиков. Хозяина надела могли сменить , если он терял платежеспособность. Человеческие отношения внутри обществ преобладали, переделы земли происходили по договоренности. Но мысль о том, что сегодня хозяин земли я, а завтра – кто-то другой, не покидала земледельцев. Это стало причиной нарастающего недовольства.

На стыке веков резко возросла рождаемость, особенно среди сельских жителей. В период с 1861 по 1913 гг. население государства увеличилось в 2,5 раза . Крестьяне нуждались в земле все больше, а ее оставалось все меньше. В среднем по Российской Империи к 1900 году обеспечение наделами сократилось вдвое. Вместе с сокращением земельных владений на душу населения, повышалось количество дворов. К 1905 году эта цифра увеличилась на 3,5 миллиона. Попытки властей бороться с семейными разделами не принесли положительных результатов.

Экономические реформы, проходившие при Александре II, предполагали несколько программ наделения.

Большинство людей выбрали минимальный пакет. Он включал бесплатный надел, в размере ¼ от стандартного , и не мог обеспечить семью. Неравенство усугублялось. Успешные крестьяне скупали помещичьи земли.

Недостаточное количество земель и отсутствие прав собственности явились основными причинами обострения конфликтов. Это легло в основу целей, которые призвана достичь аграрная реформа Столыпина, занимавшего тогда пост премьер-министра.

Осложняло ситуацию явление чересполосицы – участки помещиков и крестьян находились на одном поле через полосу. Отсутствовало грамотное распределение посевных , лесных, луговых площадей.

Сущность изменений в сельском хозяйстве

Аграрная политика Петра Столыпина преследовала две основные цели:

  1. Краткосрочная – прекращение волнений, возникших из-за земельных конфликтов.
  2. Долгосрочная – стабильное развитие крестьянства и сельского хозяйства.

Их достижение предполагало проведение комплекса мер:

  • важнейшее мероприятие — передача прав собственности на землю отдельным домохозяевам;
  • искоренение пережитков сословных отношений внутри общин;
  • разработка кредитной системы;
  • льготная перепродажа скупленных помещичьих хозяйств и земель;
  • развитие образовательных, консультационных агрономических программ;
  • поддержка крестьянских товариществ и кооперативов.

Выделяются и более конкретные цели аграрной реформы:

  • сохранение помещичьего хозяйства;
  • решение вопроса недостатка земли;
  • искоренение стадного чувства земледельцев;
  • прививание земледельцам чувства собственности;
  • создание на селе прочного фундамента верховной власти;
  • увеличение темпа развития сельского производства.

Коллективы общин образовывали смуты. От них необходимо было избавиться. Премьер-министр надеялся на улучшение положения крестьян. Он говорил о силе, которая находится в низах общества, старался поддержать самодержавие.

Аграрная реформа Столыпина не распространялась на башкирские и казачьи землевладения .

Реформирование давало возможность любому желающему покинуть общину. Человек подавал заявку, и земля закреплялась за ним. Учитывая заселенность Европейской России, земельные площади выделялись в Сибири.

Из 3,5 миллиона крестьян, пожелавших переехать, около пятисот тысяч отказались, из-за сложности освоения нового пространства. Пик активности прошений пришелся на 1909 – 1910 годы , затем пошел на спад.

Что удалось сделать

Каковы же были итоги аграрной реформы Столыпина. Проще всего ознакомиться с данными 1916 года:

  • о желании заполучить землю в собственность заявили более 6 млн. домохозяйств;
  • единоличными собственниками стали почти 1,5 миллиона человек;
  • к общему размеру наделов прибавился 8,1 % площадей (9,65 млн. десятин);
  • оформлено 25,2 млн. десятин ;
  • крестьянские владения составили 89,3 % земель и 94% скота; необходимость в массовости помещичьих угодий отпала.

Это важное преобразование, организованное Петром Аркадьевичем. Но оно провалилось. Автор надеялся на комплексное проведение реформирования, говорил о необходимости сохранения спокойствия внутри страны. Эти два фактора через двадцать лет могли положительно сказаться на развитии государства. Сыграла роль и непродуманность трудоустройства крестьян, переехавших в город. Аграрная реформа Столыпина была приостановлена постановлением Временного правительства от 28 июня (11 июля по новому стилю) 1917 года.

Другие изменения

Мероприятия столыпинской реформы, если говорить коротко, предполагали полное преобразование государства , касались абсолютно всех сфер жизнедеятельности.

Местное самоуправление

Часть западных губерний управлялась волостными сходами, поэтому деятельность Столыпина в этом направлении определяют, как попытку введения земских учреждений . Это помогло бы регионам реализовать сельскохозяйственный потенциал.

Как и все преобразования, которые пытался провести Столыпин, данный законопроект нашел своих противников и сторонников. Но главное – он шел вразрез с действующим законодательством .

Населявших Киевскую, Минскую, Могилевскую, Витебскую, Подольскую губернии поляков, нельзя было допускать к власти. На этом основании Государственный Совет отклонил инициативу.

Противостояние терроризму

Причины, вынудившие прибегнуть к проведению столыпинских реформ судебного процесса, были вескими — массовые террористические атаки, грабежи, разбои. 12 августа 1906 года террористы атаковали дачу Петра Аркадьевича. Пострадали его дети и еще порядка ста человек, 30 из которых умерли. Император вводит положение о военно-полевых судах. Им предоставлялось право в кратчайшие сроки рассматривать дела. Двое суток выделялось на разбирательства, 24 часа – на приведение приговора в действие. Премьер-министр определял нововведение, как необходимость в сложившейся обстановке .

Силовые структуры и судопроизводство

Законопроект «О преобразовании местного суда » включал ряд мер по удешевлению и доступности услуг для населения. Преследовалась цель возрождения мировых судов. Делался акцент на независимости органа власти от волостного, крестьянского, земского начальства. Это была попытка исключить судопроизводство от случайных решений, привести к рационализации процесса. Предлагалось ввести ответственность высокопоставленных чиновников за неправомерные действия и бюрократизм, определить права подследственного человека .

Реформаторские мероприятия, которые успел провести Столыпин.

Таблица 1

Дата Экономические реформы
19.08.06 Вступил в силу закон о противоборстве террору
Август 1906 г. Наделение Крестьянского банка полномочиями перепродажи земель
05.10.06 Права крестьян и других сословий частично уравнены
14 — 15.10.06 Запуск системы широкого кредитования
9.11.06 Указ о свободном выходе из общины
Декабрь 1907 г. Ускорение переселения крестьян на и в Сибирь, путем поощрений
10.04.08 Введение программы обязательного начального образования
31.05.09 Принятие закона о русификации Финляндии
14.06.10 Расширение возможностей выхода из помещичьих угодий
14.03.11 Появление земств в западных губерниях

Пётр Аркадьевич Столыпин и его реформы - одна из наиболее дискуссионных тем в истории России. Премьер стал символом «упущенного шанса» империи пройти мимо трагической и разрушительной революции в светлое капиталистическое завтра.

Последняя реформа в истории империи продолжалась до её падения, в то время как сам реформатор трагически погиб 5 (18) сентября 1911 года. Убийство Столыпина - повод сказать: если бы он остался жив, история пошла бы совсем иначе. Его реформы, и прежде всего аграрная, вывели бы Россию на путь модернизации без революции. Или не вывели бы?

При этом нужно учитывать, что реформа, которая носит теперь имя Столыпина, была разработана до его прихода к власти и с его гибелью не закончилась. Роль Петра Аркадьевича заключалась в том, чтобы запустить процесс, который продолжался и при других руководителях. То, что эта реформа могла дать - она и дала.

Кого делить: общину или помещиков?

Ключевая идея преобразования - разрушить крестьянскую общину, разделить её земли. Критика общины связана прежде всего с переделами земли, нарушающими священное право частной собственности, без которого для либерала эффективное хозяйство вряд ли возможно. Община считается экономическим тормозом, из-за которого русская деревня не могла идти по пути прогресса.

Но ведь треть бывших помещичьих крестьян перешла на подворное землевладение, и там переделы были остановлены. Что же они не вырвались вперед в производительности труда? В 46 губерниях, за исключением казачьих земель, в 1905 г. на общинном праве землей владели 8,7 млн дворов с 91,2 млн десятин. Подворное владение охватывало 2,7 млн дворов с 20,5 млн десятин.

Подворное землевладение не было более экономически прогрессивным, чем общинно-передельное, там также была развита чересполосица, «поземельные отношения отличаются здесь ещё большей запутанностью, чем в общинной деревне. Переход от традиционного трёхполья к более совершенным севооборотам для подворной деревни был даже более труден, чем для общинной» . К тому же община определяла сроки сева и уборки, что было необходимо в условиях малоземельной тесноты.

«Даже чересполосица, возникавшая при переделах и сильно мешавшая крестьянскому хозяйству, преследовала всё ту же цель ограждения его от разорения и сохранения в нем наличной рабочей силы. Имея участки в разных местах, крестьянин мог рассчитывать на ежегодный средний урожай. В засушливый год выручали полосы в низинах и лощинах, в дождливый - на взгорках» , - пишет известный исследователь общины П.Н. Зырянов.

Когда крестьяне не хотели проводить переделы, они были вольны их не делать. Община вовсе не была каким-то «крепостным правом», она действовала демократически. Переделы происходили не от хорошей жизни. Так, по мере усиления земельной тесноты в Черноземье вернулись земельные переделы, которые там почти прекратились в 1860-1870-е годы.

Говоря о роли общины в хозяйственном развитии, следует помнить, что она способствовала распространению трёхполья, причем ей «приходилось вступать в противоборство со стремлением некоторых хозяев, захваченных ажиотажем рынка, «выжать» из земли наибольшую прибыль. Ежегодное засевание всей пахотной земли, даже очень плодородной, приводило к её истощению». Также община содействовала внедрению органических удобрений, не только учитывая унавоживание почвы при переделах, но и требуя от общинников «землю удобрять назьмом». Некоторые общины с помощью земских агрономов переходили к многополью и травосеянию .

Реформы Столыпина были запущены в условиях революции. Историки указывают на неэкономические мотивы реформ: «К этому времени положение в деревне стало угрожающим, и в ликвидации общины правительство и помещичьи круги рассчитывали найти панацею от всех бед… Первоочередной, двуединой задачей реформы были разрушение крестьянской общины, придававшей крестьянским выступлениям определённую организованность, и создание крепкой консервативной опоры власти из зажиточных крестьян-собственников» . Община казалась и громоотводом от помещичьего землевладения, на которое демократы указывали как на истинную причину отсталости аграрной сферы.

Преодолеть аграрный голод можно было, только решив две задачи: вывести из села в город и трудоустроить там лишнее население и в то же время увеличить производительность труда настолько, чтобы оставшиеся на селе работники могли обеспечивать продовольствием всё население страны. Вторая задача требовала не только социальных изменений, но и технико-культурной модернизации. Она по определению не могла совершиться быстро, и даже при условии оптимальных социальных преобразований на селе для последующего скачка производительности труда требовалось время. Во второй половине XIX в. это время у России ещё было, а в начале ХХ в. уже нет - революционный кризис надвигался быстрее.

В условиях острой нехватки земли для решения аграрной проблемы требовалась фора по времени, и её мог дать раздел помещичьих земель. Но долгосрочного решения проблемы не мог гарантировать ни он, ни переселенческая политика, для которой в реальности в России были очень небольшие возможности.

Народнический автор Н.П. Огановский, оценивая результаты раздела помещичьих земель после революции 1917 г., утверждал, что уже до неё крестьяне контролировали половину бывших помещичьих земель в виде купчей и арендованной. В результате раздела земель надел на одного едока увеличился с 1,87 до 2,26 десятины - на 0,39 десятины, а без учёта арендованной - 0,2 . Это означает расширение крестьянских наделов на 21 % (11 % без учета арендуемой земли) при одновременном снятии пресса арендных платежей. Это - заметное улучшение. Уровень жизни крестьян явно выигрывал от отмены арендных платежей и расширения наделов, пусть и скромного. Проблемы низкой производительности труда и нехватки земель это не снимало, но давало «передышку», которую можно было использовать для решения задач интенсификации производства. У Столыпина не было возможности получить такую передышку, так как он стоял на страже помещичьей собственности.

Известный петербургский историк Б.Н. Миронов, положительно относящийся к реформам Столыпина, считает ошибкой Временного правительства отказ от быстрого распределения помещичьих земель (и с этим трудно не согласиться). Но тем более нужно признать этот отказ недостатком аграрной политики Столыпина. В его случае это была не ошибка - он просто не мог покуситься на привилегии аристократии .

Масштабы перемен

9 ноября 1906 г. был принят указ, который (формально в связи с прекращением выкупной операции) разрешал крестьянам выделять своё хозяйство из общины вместе с землёй. Указ Столыпина, подтверждённый законом 1910 г., поощрял выход из общины: «Каждый домохозяин, владеющий надельной землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собою в собственность причитающейся ему части из означенной земли» .

Если крестьянин продолжал жить в деревне, его участок назывался отрубом. В случае согласия общины участки крестьянина, разбросанные по разным местам, обменивались так, чтобы отруб стал единым участком. Крестьянин мог выделиться из деревни на хутор, в удалённое место. Земля для хутора отрезалась от угодий общины, что затрудняло выпас скота и другую хозяйственную деятельность крестьянского мира. Таким образом, интересы хуторян (как правило - зажиточных) входили в конфликт с интересами остального крестьянства.

Крестьяне беспередельных общин, где переделы земли не проводились после 1861 г. (подворники), автоматически получали право на оформление земли в частную собственность.

В деревнях, где крестьяне прежде уже прекратили переделы земли, почти ничего нового не произошло, а в селениях, где община была сильна и экономически оправданна, возникали конфликты между общинниками и выделившимися из общины крестьянами, на стороне которых выступали власти. Эта борьба отвлекла крестьян от действий против помещиков.

Постепенно (уже после смерти Столыпина) реформа вошла в более спокойное русло. Если до реформы 2,8 млн дворов уже жило вне передельной общины, то в 1914 г. это число выросло до 5,5 млн (44% крестьян). Всего из общины вышло 1,9 млн домохозяев (22,1% общинников) с площадью почти в 14 млн десятин (14% общинной земли) . Еще 469 тыс. членов беспередельных общин получили акты на свои наделы . Было подано 2,7 млн заявлений на выход , но 256 тыс. крестьян забрали свои заявления . Таким образом 27,2% из тех, кто заявил о желании укрепить землю, не успели или не смогли этого сделать к 1 мая 1915 г. То есть даже в перспективе показатели могли увеличиться разве что на треть. Пик подач заявлений (650 тыс.) и выхода из общины (579 тыс.) приходится на 1909 г.

Из общины не стали выходить и 87,4% хозяев беспередельных общин . И это не удивительно. Сам по себе выход из общины, даже беспередельной, создавал для крестьян дополнительные трудности без очевидного немедленного выигрыша. Как пишет А.П. Корелин, «дело в том, что само по себе укрепление земли в личную собственность в хозяйственном плане не давало «выделенцам» никаких преимуществ, ставя общину зачастую в тупиковую ситуацию… Производство единоличных выделов вносило полное расстройство в земельные отношения обществ и не давало каких-либо преимуществ выходившим из общины, за исключением, может быть, желавших продать укрепленную землю» . Хозяева теперь мешали друг другу в работе из-за чересполосицы, возникали всё большие проблемы с выпасом скота, и приходилось больше тратиться на фураж.

Преимущества должны были возникнуть при выделении на хутора и отруба, но этот процесс землеустройства в условиях малоземелья был очень сложен и куда более скромен по масштабам. Пик заявлений о землеустройстве приходится на 1912-1914 гг., всего было подано 6,174 млн заявлений и землеустроено 2,376 млн хозяйств . На надельных землях создали 300 тыс. хуторов и 1,3 млн отрубов, которые занимали 11% надельных земель, а вместе с укрепившими землю подворниками - 28% .

Землеустроительный процесс мог продолжаться и дальше. К 1916 г. была закончена подготовка землеустроительных дел для 3,8 млн домохозяйств площадью 34,3 млн десятин . Но возможности улучшать положение крестьян даже с помощью такого межевания в условиях земельной тесноты оставались незначительными.

«Можно предположить, что, освободившись от предпринимательских и пролетарских слоёв, община несколько даже стабилизировалась». Она сохранилась в качестве «института социальной защиты» и сумела «обеспечить в определённой мере хозяйственный и агрикультурный прогресс» , - заключили известные исследователи реформ Столыпина А.П. Корелин и К.Ф. Шацилло. Более того, «немецкий профессор Аухаген, посетивший в 1911-1913 гг. ряд российских губерний в целях выяснения хода реформы, будучи её приверженцем, все же отмечал, что община не является врагом прогресса, что она вовсе не противится применению усовершенствованных орудий и машин, лучших семян, введению рациональных способов обработки полей и т.д. К тому же в общинах к улучшению своего хозяйства приступают не отдельные, особенно развитые и предприимчивые крестьяне, а целиком вся община» .

«Накануне Первой мировой войны, когда в крестьянский обиход стали входить жатки, многие общества оказались перед вопросом: либо машины, либо прежняя мелкополосица, допускавшая только серп. Правительство, как мы знаем, предлагало крестьянам устранить чересполосицу путем выхода на хутора и отруба. Однако ещё до столыпинской аграрной реформы крестьянство выдвинуло свой план смягчения чересполосицы при сохранении общинного землевладения. Переход на «широкие полосы», начавшийся в первые годы ХХ в., продолжился и позднее» , - пишет П.Н. Зырянов.

Администрация оказывала противодействие этой работе, так как она противоречила принципам столыпинской реформы, решая проблему чересполосицы иначе и часто более эффективно - ведь «укреплённые» наделы мешали укрупнению, и власти запрещали его, даже когда сами хозяева наделов не возражали. «В приведённых случаях мы видим столыпинскую аграрную реформу с малоизвестной до сих пор стороны, - суммирует П.Н. Зырянов. - Считалось, что эта реформа, несмотря на свою узость и, несомненно, насильственный характер, всё же несла с собой агротехнический прогресс. Оказывается, что насаждался только тот прогресс, который предписывался в законах, циркулярах и инструкциях. Насаждался сверху, не очень считаясь с обстоятельствами (например, с тем, что не все малоземельные крестьяне готовы выйти на отруба, потому что это усиливало их зависимость от капризов погоды). А тот прогресс, который шёл снизу, от самого крестьянства, чаще всего без колебаний пресекался, если он так или иначе затрагивал реформу» .

Не случайно на Всероссийском сельскохозяйственном съезде 1913 г., собравшем агрономов, большинство остро критиковало реформу, например, так: «Землеустроительный закон выдвинут во имя агрономического прогресса, а на каждом шагу парализуются усилия, направленные к его достижению» . Земства в большинстве своём вскоре также отказали в поддержке реформе. Они предпочитали поддерживать кооперативы, основанные не на частной собственности, а на коллективной ответственности - как общины.

Чтобы уменьшить остроту «земельного голода», Столыпин проводил политику освоения азиатских земель. Переселенчество происходило и раньше - в 1885-1905 гг. за Урал переселилось 1,5 млн человек. В 1906-1914 гг. - 3,5 миллиона. 1 млн вернулся, «пополнив, видимо, пауперизированные слои города и деревни» . При этом и часть оставшихся в Сибири не смогла наладить хозяйство, но просто стала здесь жить. Переселение в Среднюю Азию было связано с большими трудностями из-за климата и сопротивления местного населения.

«Переселенческий поток направлялся почти исключительно в сравнительно узкую полосу земледельческой Сибири. Здесь свободный запас земель скоро оказался исчерпанным. Оставалось или втискивать новых переселенцев на занятые уже места и заменять один перенаселённый район другим, или перестать смотреть на переселение как на средство облегчения земельной нужды во внутренних районах России» .

Последствия

Результаты аграрной реформы Столыпина оказались противоречивыми. Прирост сборов основных сельскохозяйственных культур в годы реформ снизился, еще хуже ситуация была в скотоводстве . Это неудивительно, учитывая раздел общинных угодий. «В экономическом плане выдел хуторян и отрубников часто был связан с нарушением привычных севооборотов и всего сельскохозяйственного цикла работ, что крайне отрицательно сказывалось на хозяйстве общинников» . При этом, благодаря поддержке чиновников, выделяющиеся могли получить лучшие земли. Крестьяне протестовали против «закрепощения земли в собственность», на что власти могли ответить арестами .

Протесты вызывали и спровоцированные реформой действия горожан, потерявших связь с деревней, а теперь возвращавшиеся, чтобы выделить и продать надел. Община и раньше не могла остановить крестьянина, решившего уйти в город. Но она и сохраняла землю за теми, кто решил остаться на селе и обрабатывать её дальше. И в этом отношении столыпинская реформа внесла очень неприятное для крестьян нововведение. Теперь бывший крестьянин мог эту землю продать. Уже потерявшие связь с землёй бывшие крестьяне возвращались на время, чтобы «укрепить» (один корень с крепостничеством), отрезать от крестьян часть земли. Более того, возможность продать свою часть бывшей крестьянской земли и получить таким образом «подъёмные» привела к тому, что столыпинская реформа усилила приток населения в города - явно к тому не готовые. Деньги, вырученные от продажи надела, быстро кончались, и в городах нарастала маргинальная, разочарованная масса бывших крестьян, не нашедших себе места в новой жизни.

Оборотная сторона столыпинской аграрной политики и её результативности - голод 1911-1912 годов. Крестьяне в Российской империи периодически голодали и раньше. Столыпинская реформа не переломила ситуацию.

Усилилось расслоение крестьянства. Но Столыпин ошибся в своих надеждах на то, что зажиточные слои станут союзниками помещиков и самодержавия. Даже сторонник реформ Столыпина Л.Н. Литошенко признавал: «С точки зрения социального мира разрушение общины и обезземеление значительной части её членов не могло уравновесить и успокоить крестьянскую среду. Политическая ставка на «крепкого мужика» была опасной игрой» .

В 1909 г. в России начался экономический подъём. По темпам роста производства Россия вышла на первое место в мире. Выплавка чугуна в 1909-1913 гг. увеличилась в мире на 32%, а в России — на 64%. Капиталы в России выросли на 2 млрд руб. Но в столыпинской ли реформе дело? Государство размещало на заводах крупные военные заказы — после Русско-японской войны Россия более тщательно готовилась к новым международным конфликтам. Предвоенная гонка вооружений способствовала ускоренному росту тяжёлой промышленности. Опережающие темпы роста определялись тем, что Россия проходила фазу промышленной модернизации, располагала дешёвой рабочей силой, что было оборотной стороной крестьянской бедности. Предвоенный рост длился не дольше, чем обычный экономический цикл подъёма, и нет никаких доказательств, что такой «столыпинский цикл» мог длиться много дольше, чем обычно, и не завершился бы очередным спадом.

В общем, результат реформ Столыпина, как бы к ним ни относиться, весьма скромен. Разрушить общину не удалось. Воздействие на производительность сельскохозяйственного производства оказалось противоречивым. Во всяком случае, системного выхода из аграрного кризиса реформа не дала и при этом несколько усилила социальную напряжённость в городах.

Реформа такого масштаба и направления не могла всерьёз изменить траекторию, которая вела империю к революции. Но сама эта революция могла осуществиться очень по-разному. Однако тут уж дело не в столыпинской реформе, а в мировой войне.