План- конспект

урока литературного чтения

во 2 классе

УМК «Школа России»

Тема: Н.Н. Носов «Живая шляпа»

Цель : познакомить обучающихся с содержанием произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа».

Задачи: учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову, определять основную мысль, давать характеристику действиям и поступкам героев; способствовать развитию у обучающихся внимания.

Планируемые результаты:

Предметные умения: ознакомление с рассказом Н. Носова «Живая шляпа»; осознанное восприятие литературного произведения; умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

Познавательные – работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы .

Регулятивные- умение высказывать свое мнение, предположение, составлять и работать по плану, оценивать деятельность свою и товарища .

Коммуникативные - умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выполнять различные роли в группе

Личностные результаты - умение проявлять положительное отношение к учебной деятельности на уроке литературного чтения; осуществлять эмоциональное восприятие поступков героев; уметь оценивать поведение героев произведения; проявлять способность выражать свои эмоции в выразительном чтении.

Тип урока : изучение нового материала.

Оборудование: картинки с изображением котят для рефлексии, карточки для работы в парах..

Ход урока.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Да здравствует школа! Да здравствует смех! Да здравствуют радость, удача, успех!

2. Речевая разминка

Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

Потому что для страны

Люди умные нужны.

3. Определение темы и задач урока.

Учитель : по какому разделу мы работаем?

Дети: мы работаем по разделу «Писатели- детям»

Учитель : сегодня мы продолжим работу по этому разделу. Прочитайте написанные названия произведений и их авторов.

Агния Барто «Веревочка»

Самуил Маршак «Кот и лодыри»

Николай Носов «Живая шляпа»

Учитель: все ли произведения мы читали?

Дети : нет, мы не читали рассказ «Живая шляпа».

Учитель: значит какая тема нашего урока?

Дети : тема нашего урока Н.Н. Носов «Живая шляпа»

Учитель: Поставьте задачи к уроку.

4. Подготовка к первичному восприятию. Слово об авторе.

Николай Николаевич Носов родился в ноябре 1908 года в Киеве, в семье эстрадного артиста. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Носов с детских лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией. По окончании школы работал рабочим на заводе. Но его сильно влекло искусство, он поступает в художественный институт. С 1938 года начинает писать детские рассказы, но профессиональным литератором становится только после Великой Отечественной войны. Первый рассказ Носова был опубликован в 1938 году, назывался он «Затейники». Потом были опубликованы другие рассказы: «Огурцы», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры». Печатались они, в основном, в журнале для детей «Мурзилка». Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно - сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям.

Учитель:

Прочитайте предложение. Какое сочетание слов вызывает интерес, кажется необычным? Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы? Сегодня мы познакомимся с одной историей. которая произошла с такими же ребятами, как вы.

5. Словарная работа .

В тексте встретятся слова, уточним их значение.

Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.

Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.

6. Гимнастика для глаз.

7. Первичное восприятие текста.

Чтение текста учителем.

8. Проверка первичного восприятия.

Понравился рассказа?

Что особенно понравилось?

9. Повторное восприятие.

Чтение рассказа детьми.

Анализ содержания .

10. Анализ содержания.

Как звали кота?

Где сидел Васька?

Кого увидел Васька на шляпе?

Что Васька делал в начале рассказа?

Как звали мальчиков, героев рассказа?

Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?

Что происходило со шляпой?

Что предложил сделать Вадик?

Что предложил Володя?(кидать картошкой в шляпу).

Кто попал картошкой в шляпу?(Вадик)

Кого увидели мальчики?

Каким стало настроение ребят?

Как вы думаете, а котенок какие чувства испытывал на протяжении всего рассказа?

11. Физминутка.

Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе-хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге-ге! Нагнулись ниже,
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!

12. Выборочное чтение.

а) к рисунку найдите в тексте соответствующие слова.

    1 рисунок – стр.54

    2 рисунок – стр.57

    3 рисунок – стр.58

13. Работа с пословицами.

Какая пословица наиболее удачно подходит к содержанию рассказа?

    Волков бояться – в лес не ходить.

    Семь раз отмерь – один раз отрежь.

    У страха глаза велики.

Определите идею (главную мысль рассказа).

14. Работа в парах.

Проверим ваши внимание и память.

- Какие буквы надо вставить и почему? Возьмите простые карандаши и вставьте пропущенные буквы.

Проверка работы.

Текст : Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух . А на комоде, на самом краю , лежала шляпа . И вот Васька увидел, что одна муха села на шляпу .

Как написали слово «Васька»? Почему?

15. Итог урока. -

Как называется рассказ, который мы читали?

Почему шляпа оказалась живой?

Как бы вы поступили на месте мальчиков?

16. Рефлексия.

Список использованных источников:

1. Поурочные разработки по литературному чтению:2 класс.- М.,ВАКО,2012.

2. Литературное чтение: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 2 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ М. Бойкина, Н. Роговцева.- М. Просвещение, 2014.

3. Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных учреждений, ч. 2.Авторы: Л. Климанова, В. Горецкий. - М. Просвещение, 2013.

4. Интернет- ресурсы: http://www.o-prirode.com/photo/29

УМК «Школа России»

Урок литературного чтения по теме "Герои – сверстники. О жизни детей, их дружбе и товариществе» 2 класс

Н.Н. Носов "Живая шляпа"

начальных классов

МОУ «Гимназия №166 г.Новоалтайска

Алтайского края»

Новоалтайск 2010

Цель : познакомить учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа”.

Задачи:

    Формировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего

интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного

возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской

книгой, обладающего определённой начитанностью.

    Подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться

комической ситуацией.

    Формировать умение выдвигать предположения, сравнивать, аргументировать своё мнение.

4. Развивать критическое мышление, память, воображение, речь.

5. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.

Тип урока : изучение нового материала.

Оборудование: медиапроектор, экран, презентация.

Используемые учебные пособия, литература:

    Калейдоскоп юбилейных дат: Сборник сценариев для проведения массовых мероприятий в школьных и детских библиотеках.- М.: Школьная библиотека, 2006.-240с.

    Начальная школа: Справочник школьника: Учеб. изд. для 1-4 кл. /Сост. Бирюкова А.А., Синицына Е.И. – М: Филолог. об- во «Слово»: Компания «Ключ – С»: АСТ, 1999 – 640 с.

    Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. : Рус.яз., 1989 – 750 с.

    Родная речь, 2 класс: Учеб. для 2 кл. общеобразоват. учреждений/ М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова - М.: Просвещение, 2006.

Педагогические технологии:

    объяснительно – иллюстративного обучения;

    словесной продуктивной и творческой деятельности;

    педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

    информационно- коммуникативная технология.

Ожидаемые результаты:

    повышение активности на уроках;

    улучшение результатов обучения;

    развитие творчества у учащихся.

1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

2. Целеполагание .

(Слайд № 2)

Рассмотрите внимательно фото, и попробуйте понять каким, был человек, изображённый на слайде. Лицо отражает жизнь. Обратите внимание на глаза, улыбку. Какие они?

Есть ли у вас дома книги Николая Николаевича Носова?

(Слайд № 3-4)

Есть писатели, произведения которых намного переживают самих авторов. Книги эти хочется читать и перечитывать. К числу таких авторов и относится Николай Николаевич Носов. Несмотря на то, что писателя нет уже много лет, он остаётся одним из самых популярных и любимых детьми авторов. Обратите внимание на его произведения. Я думаю, что вы уже познакомились с некоторыми их них.

(Слайд № 5-6-7)

Родился Николай Николаевич Носов в 1908 году на Украине в семье актёра. По окончании школы работал рабочим на заводе. Но его сильно влекло искусство, но поступает в художественный институт, затем переводится в институт кинематографии, после чего работал режиссёром – постановщиком мультипликационных, научных и учебных фильмов. Писателем Николай Николаевич Носов стал как бы случайно: когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок. В центре произведений Н.Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, ваши сверстники, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории.

Всё ли вам понятно в моём рассказе?

Актёр – артист – исполнитель ролей в театральных представлениях, в кино, на телевидении

Институт – высшее учебное заведение.

Кинематография – искусство воспроизведения на экране заснятых на плёнку движущихся изображений, которые создают впечатления живой действительности.

Режиссёр – творческий работник, руководитель театральных, зрелищных программ.

Ровесник – человек одинакового возраста с кем-нибудь, сверстник.

Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Совсем несмешно, если ребёнок смеётся над попавшим в беду товарищем, над упавшей старушкой. Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком либо забавном случае. Этому мы будем учиться на уроке, на примере рассказов Николая Носова.

(Слайд № 8-9)

По его произведениям созданы мультипликационные фильмы.

(Слайд № 10)

Прочитайте предложение. Какое сочетание слов вызывает интерес, кажется необычным? Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?

А вот автор считает, что может. Николай Носов написал очень много детских забавных историй, которые могли приключиться с каждым из вас. Сегодня мы познакомимся с одной из них. Она произошла с такими же ребятами, как вы, когда они сидели дома.

С чего начнем работу?

Что для этого нужно сделать?

Чему я учусь сегодня на уроке?

3. Прогнозирование содержания по заголовку.

Можете ли вы по названию рассказа определить, о чем пойдет речь? (запись предложенных ответов на доске)

Словарная работа

В тексте встретятся слова, давайте уточним их значение

(Слайд № 11)

Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.

Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.

Треснуть - ударить.

Плюхнуться – тяжело сесть, упасть.

4. Физминутка

«Пирамидка»

Вот большая пирамидка (потянуться вверх)

И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)

Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)

Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)

Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)

Начинают все играть (изобразить любое движение)

5. Чтение учителем + прогнозирование развития сюжета.

(Читают учитель и хорошо читающие дети, остальные учащиеся следят по тексту. В ходе чтения учитель делает остановки, дети думают над тем, как дальше будут развиваться события.)

Чтение 1-ой части (до слов “увидели возле комода шляпу”)

Чтение 2-ой части (до слов “Вовка за ним”)

Что шляпа будет делать в дальнейшем?

Смогут ли ребята преодолеть свой страх?

Чтение 3-ей части (до слов “ну, пойди, посмотри”)

Есть ли разница в значении слов: напугаться, трястись от страха. Какое выражение использует писатель?

Возвратятся ли ребята в комнату?

Как будут защищаться, если шляпа набросится на них?

Чтение 4-ой части (до слов “шляпа как подскочит кверху”)

Чем закончится произведение? В чем секрет живой шляпы?

(Слайд № 12)

5-я часть (рассказывает учитель)

6. Анализ произведения, выборочное чтение.

Понравился ли вам рассказ? Чем? Как менялось настроение мальчиков?

Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? Докажите словами из текста.

А читатели?

Какое впечатление сложилось у вас о героях рассказа?

Какие они были по характеру?

Чтобы понять характер героев, отношение к ним автора, давайте проследим, как изображает Носов поступки мальчиков, что и как о них рассказывает.

Что же испугало мальчиков?

Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми? Найдите в тексте слова, которые говорят об этом.

Приходилось ли вам испытывать страх? Когда? Случались ли с вами такие необычные истории, кода было страшно, а затем смешно?

Как можно побороть свой страх?

Какая пословица наиболее удачно подходит к содержанию рассказа?

(Слайд № 13)

    Волков бояться – в лес не ходить.

    Семь раз отмерь – один раз отрежь.

    У страха глаза велики.

Определите идею (главную мысль рассказа).

Значит, они испугались того, что обычный, знакомый предмет ведёт себя странно, непонятно.

Как повели себя дети в первый момент, когда увидели «живую» шляпу?

Найдите слова, характеризующие их поведение.

Запись на доске: 1. Испугались

Почему сначала они боялись, даже убежали на кухню, а потом стали нападать на шляпу?

Оказавшись на кухне, изменили ли они своё поведение?

Давайте прочитаем диалог на кухне.

Какое чувство испытали мальчики, когда узнали «секрет» шляпы?

Запись на доске: 2. Осмелели.

Почему Вадик стал обнимать котёнка, ласкать его?

Запись на доске: 3. Обрадовались.

Как бы вы поступили, оказавшись на месте героев произведения?

Это весёлый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.

7. Итог урока. Рефлексия

Как называется рассказ, который мы читали? Кто его написал?

Можете ли посоветовать друзьям прочитать это произведение, почему?

Вернемся к вашим высказываниям и посмотрим, есть ли совпадения в ваших ответах с замыслом автора?

Есть и небольшие расхождения. Но все мы разные, мыслить одинаково не можем, у каждого своё мнение.

Как вам кажется, легко ли быть хорошим читателем?

Продолжите предложение:

Мне было интересно…

Мне захотелось…

Я узнал, что ….

У меня получилось…

На следующем уроке мы продолжим работу над данным произведением. Спасибо за сотрудничество на уроке.

8. Домашнее задание: прочитать текст по ролям, нарисовать рисунок: каким вы представили себе котенка.

Вологодская область Шекснинский район п. Шексна

МОУ «Устье - Угольская школа»

УМК «Начальная инновационная школа»

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе.

Преподаватель: Пронина Наталия Ивановна

Тема: Н. Н. Носов «Живая шляпа»

Место урока в теме: 1 урок

Тип урока: урок получения новых знаний

Цель урока: знакомство с произведением и первичный анализ

Задачи урока:

1. Познакомиться с биографией Н. Н. Носова.

2. Прослушать рассказ в аудиозаписи.

3. Проанализировать содержание рассказа.

Оборудование: учебник « Литературное чтение» Г. С. Меркин, Б. Г. Меркин, С. А. Болотова, книга Н. Носова «Живая шляпа» раздаточный материал для самооценки и выполнения задания, MacBook, программа ПервоЛого, презентация.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные:

принимать, понимать и решать учебные задачи урока, осуществлять контроль своих действий.

Познавательные:

прогнозировать содержание текста по его заголовку; воспринимать на слух художественное произведение; понимать содержание прочитанного произведения; находить в тексте информацию, отвечать на вопросы к тексту; работать с MacBook в программе ПервоЛого, уметь производить анализ, синтез и сравнение, соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

Коммуникативные :

участвовать в коллективном обсуждении поставленной проблемы; слушать ответы одноклассников; работать в паре; определять авторское отношение и формулировать свое отношение к прочитанному.

Личностные:

Развивать творческие способности, чувство юмора; развивать интерес к творчеству Н.Носова.

Вводно - мотивационный момент.

Повернитесь к гостям,

Улыбнитесь гостям.

Повернитесь ко мне,

Улыбнитесь мне.

Повернитесь друг к другу,

Улыбнитесь друг другу.

Сейчас у нас с вами урок литературного чтения.

Актуализация знаний.

Шляпа - лучший друг на свете

Знают взрослые и дети.

При ярком солнце выручает

И быть модной помогает.

От дождя и снега спрячет,

Пожелает нам удачи!

Что такое шляпа?

Какие бывают шляпы?

(большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т. д.)

Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?

Сегодня мы познакомимся с произведением Н. Н. Носова “Живая шляпа”.

3. Целеполагание.

Какую цель поставим сегодня на уроке?

Знакомство с произведением и первичный анализ.

Чтобы выполнить эту цель мы должны поставить перед собой задачи (слайд)

Поставьте задачи в правильном порядке (поменять 2 и 3 задачи)

Познакомиться с биографией Н.Н.Носова.

Проанализировать содержание рассказа.

Прослушать рассказ в аудиозаписи.

(рассказ учеников)

1) Родился Николай Николаевич Носов в 1908 году на Украине в семье актёра. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже хочет стать актёром. В школьные годы он хотел стать музыкантом и долго мечтал, чтобы ему купили скрипку. После покупки скрипки Николай понял, что учиться музыке нелегко, и скрипка была заброшена.

2) Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией, электротехникой и даже радиолюбительством. По окончании школы работал рабочим на заводе. Он поступает в художественный институт, затем переводится в институт кинематографии, после чего работал режиссёром - постановщиком мультипликационных, научных и учебных фильмов. В годы Великой Отечественной войны Носов занимается режиссурой учебных военно-технических фильмов. За эту деятельность он награждён орденом Красной Звезды.

3) Но его сильно влекло искусство. Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно — сначала просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям. «Постепенно я понял, что сочинять для детей — наилучшая работа, она требует очень много знаний, и не только литературных…»

Николай Носов написал очень много рассказов, попробуйте некоторые из них узнать по его отрывку (зачитывают ребята)

1 «Фантазёры»

«-Я один раз купался в море,- говорит Мишутка,- и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня цап за голову и откусила.

Врёшь!

Нет, правда!

Почему же ты не умер?

А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой».

2 «Затейники»

« Вдруг меня кто- то как схватит за ногу! Я как закричу! Выскочил из-под стола, а Валя за мной.

Чего ты? - спрашивает.

Меня - говорю - кто то схватил за ногу. Может быть серый волк?

Валя испугалась и бегом из комнаты. Я - за ней. Выбежали в коридор и дверь захлопнули.

Давай - говорю дверь держать, чтобы он не открыл».

3 «На горке»

«Только полез на горку - бух носом!

Ого! - говорит. - Скользкая!

Поднялся на ноги и снова - бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.

Что делать? - думает.

Думал, думал - и придумал:

Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё.

4 «Мишкина каша»

«Растопили плиту. Мишка насыпал в кастрюлю крупы. Я говорю:

Сыпь побольше. Есть очень хочется!

Он насыпал полную кастрюлю и воды налил доверху».

5 «Телефон»

«Я вскочил неодетый, схватил трубку и кричу:

Слушаю!

А из трубки в ответ:

Ты чего хрюкаешь?

Как это хрюкаю? Я не хрюкаю, - говорю я.

Брось хрюкать! Говори по-человечески! - кричит Мишка!»

6. «Приключения Незнайки»

В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец. В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался Цветочным городом. Он стоял на берегу ручья. Этот ручей коротышки называли Огурцовой рекой, потому что по берегам ручья росло много огурцов.

Кластер - Произведения Носова (Слайд)

О ком рассказывает Носов в своих произведениях?

О детях

Какие у него рассказы?

Весёлые, радостные, смешные, юмористические, жизнерадостные.

А что такое юмор? Давайте вспомним.

- Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в

необычайно смешные, поучительные истории, юмористические, комичные.

Как вы понимаете комичная ситуация?

Проверим по словарю учебника.

Выполнили мы с вами 1 задачу?

Приступаем к выполнению 2 задачи.

Сегодня мы познакомимся с один из его рассказов, где описана комичная ситуация. Рассказ называется «Живая шляпа».

«Прогнозирование»

Как вы думаете, о ком или о чём будет рассказ?

Кто читал, пожалуйста, послушайте предположения своих одноклассников.

Первичное целостное восприятие произведения

Послушайте этот рассказ в исполнении артиста (аудиозапись)

Проверка первичного восприятия текста.

Понравилась ли вам история? Почему?

Какое настроение она у вас вызвала?

В чем комичность ситуации?

Выполнили мы с вами 2 задачу?

ФИЗМИНУТКА

- Приступаем к выполнению 3 задачи.

Вторичное восприятие произведения и его анализ по частям.

а) Чтение отрывка с.92 самостоятельно (заканчивается предложением «Вовка за ним»)

Игра «Да-нет»

Так или не так всё было в рассказе Н Носова «Живая шляпа».

Утверждение

ДА

НЕТ

1. Шляпа лежала на столе.

2. Котенка звали Васька.

3. Котёнок Васька сидел на шкафу.

4. Вовка и Вадик сидели за столом.

5. Ребята видели, как Васька попал под шляпу.

6. Вадик хотел поднять шляпу.

7. Шляпа подползла к Вадику.

8. Вадик прыгнул на диван, а Вовка за ним.

Давайте проверим, как вы выполнили это задание.

Поднимите руку, кто правильно выполнил задание.

б) Чтение 2 части по цепочке (Часть заканчивается предложением «Шляпа как подскочит кверху!»), выборочное чтение, ответы на вопросы, иллюстрации к рассказу и подобрать подписи к ним предложениями из текста (СЛАЙД)

Ребята всё так же продолжали бояться шляпы?

Найдите и зачитайте предложения, где передано состояние ребят (Ребята смотрят на неё и трясутся от страха)

Почему Вовка решил уйти домой? (зачитайте)

Кто из мальчиков был смелее? Вадик. Докажите предложениями из текста. (Пойдем вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет. Я ее клюшкой тресну.)

А какое оружие еще ребята выбрали для борьбы со шляпой? (Клюшка,

лыжная палка, картошка.)

Почему ребята осмелели?

Как изменилось их поведение? А интонация и громкость голоса?

Найдите и зачитайте предложения, где мальчики уверенно говорят и

угрожают шляпе.

Какие маленькие слова Н. Носов употребил, чтобы предать «боевое»

состояние мальчиков (Ага! Эй ты, шляпа!)

Подписи к слайдам:

1) они взяли клюшку и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.

2) соскочили ребята с дивана и бегом из комнаты.

3) шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась.

4) Набрали из корзины картошки и стали швырять её в шляпу.

5) прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.

ФИЗМИНУТКА

в) Чтение следующего отрывка самостоятельно

Придумать «тонкие», «толстые» вопросы (на слайде слова - помощники).

Тонкие вопросы:

Как раскрылась тайна живой шляпы?

Что сначала высунулось из-под шляпы?

Обрадовались ли ребята, когда увидели Ваську?

Кто из мальчиков догадался, как котенок попал под шляпу?

Что стал делать Вадик, когда увидел Ваську?

Что делал Васька, когда выбрался из-под шляпы?

Толстые вопросы:

Как вы думаете, какие чувства испытывал котёнок?

Останутся котёнок и Вадик друзьями?

Как мальчики относятся к котёнку?

Почему нам при чтении рассказа смешно, а мальчикам страшно?

Задание в программе Перволого: составить пословицы. Слайд

У страха глаза велики.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Делу время потехе час.

Повторенье мать ученья.

Какой пословицей мы можем выразить главную мысль рассказа?

Выполнили мы 3 задачу?

Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

Как вы считаете, наш урок цели достиг?

6. Рефлексия.

Продолжите предложение:

Мне было интересно…

Мне захотелось …

Я узнал, что ….

У меня получилось …

Мне было трудно ….

7. Домашнее задание: читать текст выразительно, нарисовать рисунок, каким вы представили себе котенка.

Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Краснодубровская основная общеобразовательная школа»

Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе

по теме: "Н.Носов. Живая шляпа".

Учитель начальных классов Жукова Марина Павловна

Технологическая карта

Ф.И.О. учителя: Жукова Марина Павловна

Школа: МКОУ «Краснодубровская ООШ »

Предмет : Литературное чтение

Класс: 2

УМК : «Школа России»

Тема : Н.Носов «Живая шляпа»

Тип урока: Открытие новых знаний

Цели урока: Формировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определённой начитанностью.

Задачи:

1.Познакомить учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа”.

2.Подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться комической ситуацией.

3.Формировать умение выдвигать предположения, сравнивать, аргументировать своё мнение.

4. Развивать критическое мышление, память, воображение, речь.

5. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.

Формировать УУД:

- Личностные : выражать свои эмоции от рассказа Н.Н.Носова «Живая шляпа», соотносить поступки героев с этическими принципами,

- Регулятивные : определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

- Коммуникативные : слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные : ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемые результаты :

Предметные: продолжать учиться делить текст на части, составлять план, вычленять основную мысль каждой части, работать над разными видами чтения, над чтения по ролям.

Метапредметные: получат возможность научиться: Делить текст на смысловые части, составлять план; находить в тексте конкретые сведения в явном виде; высказывать оценочные суждения и выражать свое мнение, пересказывать текст.

Личностные : оформлять свои мысли на уровне предложения, слушать и понимать речь других, выразительно читать и пересказывать текст, работать в паре, в группах.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: шляпа, толковый словарь, презентация, ноутбук, проектор, конверты с заданиями.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент.

Психологический настрой.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.Создает эмоциональный настрой на урок.

Вот прозвенел колокольчик-звонок,

Сейчас начинается новый урок.

Дети спешат, в классы бегут.

В школе их новые знания ждут.

- Ребята,а когда уроки проходят интересно?

*Вот и я сегодня хочу пожелать, чтобы вам на уроке было комфортно, уютно, чтобы вы с удовольствием работали, помогали своим товарищам, получили много полезной и нужной информации.

Дети отвечают на вопросы. Высказывают свою точку зрения (Когда интересный материал урока,когда над вопросами можно подумать и самим найти ответ и т.д)

Личностные:

формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви;

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность

2.Создание проблемной ситуации.

(мотивация)

Организует диалог с обучающимися.

Читает стихотворение, держа в руках шляпу.

Шляпа- лучший друг на свете

Знают взрослые и дети.

При ярком сете выручает

И быть модной помогает.

От дождя и ветра спрячет,

Пожелает нам удачи!

*А кто из вас знает, что такое шляпа?

*А сейчас послушайте, как значение слова «шляпа» трактуется в толковом словаре.(ШЛЯПА- ГОЛОВНОЙ УБОР С ВЫСОКИМИ ПОЛЯМИ. По Ожегову)

Слушают стихотворение. Совещаются в парах. Выска- зывают своё мнение.

Регулятивные:

Уметь обобщать, делать выводы, Коммуникативные:

Уметь ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции

Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний

3.Актуализация знаний.

Сообщение темы,постановка целей урока.

Выявление места и причины затруднения

Организует диалог с учащимися, подводит их к формулированию цели урока

*Произведение, с которым мы сегодня познакомимся на уроке, написал один замечательный писатель. Имя его вам известно. Мы с ним знакомились на предыдущих уроках. Попробуйте догадаться, о каком писателе я сейчас буду говорить.

Профессиональным писателем он стал не сразу. К 30 годам освоил множество профессий-землекопа,газетного торговца. Многое умел, мног знал и пользовался своими обширными знаниями и богатым жизненным опытом при написании киг для ребят. В «Приключениях о Незнайке» этот писатель рассказываеет о таких машинах,приборах и инструментах, которым только ещё предстоит появиться.

О каком писателе идёт речь? (слайд1)

*Писатель В.Катаев сказал о нем замечательные слова:

-У этого талантливого человека вечно юная,детская,чудесная душа»

Давайте впомним,что еще мы знаем о писателе.

-Когда и где родился писатель? (слайд2)

- Кем были его родители? (слайд 3)

-Какие произведения,написанные Н.Носовым, вам известны? (слайд 4)

По многим произведениям писателя сняты мультфильмы. (слайд5)

Как вы думаете,ребята, а какие у этого писателя произведения?

Сегодня мы познакомимся с ещё одним рассказом этого замечательного писателя,который называется «Живая шляпа» Вы верите в то, что шляпы бывают живые?Аргументируйте свои высказывания. _Ребята, по вашему мнению,можно ли по названию данного произведения определить,о чём же пойдет речь?

Сегодня на уроке мы мы узнаем,бывают ли шляпы живыми,познакомившись с рассказом.

Какую же задачу мы перед собой поставим?

Анализ, синтез, поиск информации, доказательство, высказывание предположений

О Н.Носове

Отвечают на поставленные вопросы

Недалеко от Киева в Украине

Отец-артистом, мама-рукодельницей и певуньей

-«Затейники»,»Огурцы»,»Телефон», «Приключения Незнайки» и т.д.

Варианты ответов: смешные, весёлые,юмористические и т.п.

Учащиеся высказывают мнения, приводят доказательства…

(если подул сильный ветер,шляпа упала,то её унесет…т.е она «убежит»)

Отвечают на поставленный вопрос.

Формулируют задачи урока:

-Подумать и объяснить,почему так назван рассказ.

Познавательные:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

4.Открытие нового знания.

А)стадия осмысления.

Б)первичное закрепление

Что такое кочерга?(слайд 6)

Кто объяснит значение слова КОМОД (слайд6)

Каким словом можно заменить слово ТРЕСНУТЬ?

А слово ПЛЮХНУТЬ?

Учитель заранее делит текст на смысловые части.

Чтение учителем 1 части –до слов «Что-то плюхнулось,упало»

*Как вы думаете,что плюхнулось на пол?

*А кто попробует предположить, что произойдет дальше?

Чтение 2 части - до слов «Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли»

Что же так испугало ребят?

Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми. Докажите словами из текста.

Тогда что их так напугало?

Предположите,смогут ли ребята побороть свой страх?

Чтение 3 части -до слов «сейчас я её как тресну клюшкой»

Чей прогноз оправдался?

А кто из мальчиков оказался посмелей:Володя или Вадик?Обоснуйте ответ.

Чтение 4 части -до слов «шляпа как подскочит кверху»

Кто из вас был прав?

Какие действия предприняли мальчики, чтобы узнать тайну живой шляпы?

Как вела себя шляпа? Почему?

Какой момент самый напряженный?

Предположите,чем закончится произведение.

Чтение учителем заключительной части.

(УЧИТЕЛЬ ДОСТАЁТ ИЗ-ПОД ШЛЯПЫ КОТЁНКА)

Какие чувства испытали мальчики,когда узнали секрет шляпы?

Так в чем же заключается главная мысль рассказа?

Обобщает ответы детей.

*Верно..учись справляться со своим страхом,и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации.

Отвечают на вопросы, объясняют значения слов.

Инструмент из железа или другого огнестойкого материала.

Используется для выгребания углей, перемещения дров в горящем камине или печи. Обычно это толстый железный прут, загнутый на конце под прямым углом.

Низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья и разных мелких домашних вещей.

Ударить

Упасть, тяжело сесть

Слушают учителя, отвечают на вопросы,прогнозируют развитие событий.

Слушают чтение товарищей, отвечают на поставленные вопросы, прогнозируют продолжение истории

Напугала их шляпа,которая двигалась.

Да,понимали,т.к один из мальчиков сказал, «что шляпы не бывают живыми»

Обычный предмет,но ведёт себя странно.

(высказывают мнения)

Отвечают на вопросы учителя.Высказывают своё мнение.

Вадик храбрее. Вовка хотел уйти домой,бросить друга.

Высказывают варианты ответов.

(хотели треснуть,стучали клюшкой,кричали..)

Она не двигалась,т.к сам боялась.

Шляпа как подскочит кверху…

Высказывают мнения

-Радость,что всё хорошо закончилось. Стыд,что они испугались шляпы. Жалость- Ваське зря попало.

Высказывают ответы.

Познавательные:

Уметь находить ответы на вопросы в тексте;

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

Регулятивные:

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

5.Физкультминутка

Осторожно, как котенок,

На носочках я пройдусь.

Спинку я прогну немножко

Распрямлюсь и потянусь.

И из блюдца молочко

Полакаю язычком.

Лапкой грудку и животик

Я помою, словно котик.

А потом свернусь колечком

И усну у теплой печки.

дети идут на носочках

Прогибают спинку,

Потягиваются

Выполняют движения головой

вверх-вниз

Поглаживают

ладошкой животик

Приседают,

Опускают голову на колени

Личностные:

умение применять правила охраны своего здоровья

6.Включение в систему знаний и повторений.

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

Ребята,а сейчас мы проверим, насколько внимательны вы были при работе с произведением Н.Носова «Живая шляпа»

Разбейтесь на 3 группы.

Каждая группа сейчас получит задание. Будьте внимательны при выполнении работ.

УЧИТЕЛЬ РАЗДАЁТ КОНВЕРТЫ С ЗАДАНИЯМИ. (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ)

- Закончили работу. А сейчас проверьте правильность выполнения своих заданий.

Учащиеся делятся на группы.

Приступают к выполнению заданий

Самопроверка по образцу

Познавательные:

Уметь представить подготовленную информацию в виде письменных или устных ответов.

Уметь находить дополнительные сведения по теме урока

Коммуникативные:

Развитие умений работать в группах, распределять роли. Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение.

Регулятивные:

Уметь обобщать и делать выводы

7.Рефлексия.

Знаете ли вы,ребята,что при помощи шляпы можно выражать и злость, и радость?

Может слышали выражение «ШАПКАМИ ЗАБРОСАТЬ»?

(В старину так действительно поступали с человеком, на которого сердились,высказывали своё презрение к его плохому поступку.)

Но при помощи головных уборов выражали радость и восторг. Их бросали вверх.Чем больше радость, тем выше летели шапки и шляпки.

Я предлагаю вам воспользоваться этим обычаем.Насколько вы довольны своей работой на уроке, оцените себя как читателя,активного ученика,было ли вам интересно на уроке, настолько высоко прикрепите шляпу на доске.

Высказывают свои варианты ответов.

Оценивают результаты своей работы

Регулятивные:

Осуществлять контроль, оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку.

Коммуникативные:

Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме

Личностные:

Оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач

8.Подведение итогов урока

Как называется рассказ, который мы читали? Кто его написал?

Вернемся к вашим высказываниям и посмотрим, есть ли совпадения в ваших ответах с замыслом автора?

Есть и небольшие расхождения. Но все мы разные, мыслить одинаково не можем, у каждого своё мнение.

Отвечают на поставленные вопросы.

Познавательные:

Уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

9. Домашнее задание

Дети делают выбор и записывают домашнее задание

Регулятивные:

Уметь сделать выбор

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Задание №1.-расположите данные картинки в соответствии с развитием сюжета рассказа Н.Носова «Живая шляпа»


Задание №2- Из данных пословиц выбрать только те,которые подходят к содержанию рассказа:

    У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ.

    СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ – ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ.

    ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ НЕДАЛЕКО ПАДАЕТ.

    ВОЛКОВ БОЯТЬСЯ – В ЛЕС НЕ ХОДИТЬ.

ЧУВСТВА МАЛЬЧИКОВ

А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашивали картинки.

Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Вадик как закричит:

Ай! - и прыг на диван.

Я у-у-хо-хожу!- говорит Володя.

Куда?

Пойду к себе домой.

Почему?

Шляпы бо-боюсь. Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.

Вадик схватил Ваську и давай его обнимать:

Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: УВЛЕЧЕНИЕ, СТРАХ, РАДОСТЬ, ИСПУГ

Аннотация к уроку литературного чтения