Слово » казак » тюркского происхождения, впервые зафиксировано V половецкой словаре 1303 и в правительственных документах генуэзских колоний, а 1492 впервые появилось в Украине. Это название касалось свободных здобичникив и степных промышленников. Степные просторы Украины в те времена отличались большими природными богатствами, там водились олени, лоси, бобры, лисы, дикие лошади, козы, волки; реки и озера переполняли разная рыба, раки, водоплавающая птица. На уходах — так называли эти промыслы — ватаги промышленников добывали еще и мед, соль, селитру. на зиму большинство уходников возвращалась в родные места, сбывала в городах свою добычу, а весной снова собиралась в ватаги и отправлялась на низовья Днепра и степные реки. Но некоторые оставались в степи на постоянно устраивая зимовки, Бурдюги и хутора по островам, в балках и в оврагах. учитывая постоянную татарскую опасность уходники вынуждены были выходить в степь хорошо вооруженными. Да и пограничные крестьяне ежеминутно были готовы к отпору. Например, 1594 германский посол Лясота над Десной видел среди полей » много странных малых домов с бойницами, куда бегут крестьяне, когда на них внезапно нападают татары, и там обороняются, ибо каждый крестьянин, уезжая в поле, вешает на плечо ружье, а в стороны саблю или тесак: татары нападают очень часто, и покоя от них почти никогда нет «.

Степные промыслы приносили немалую добычу, но.. требовали от людей большой предприимчивости, мужества и выносливости. Со временем степные казаки переняли от татар все методы степной партизанской войны и от активной защиты начали тоже переходить к нападениям на меньшие татарские отряды, на татарских чабанов ли на купеческие караваны. Вообще же термин » казаки» в середине XV в. касался исключительно татар — легковооруженных всадников, которые выполняли сторожевую службу в Кафе и других южных генуэзских колониях, но позволяли себе и своевольные поступки. Но с конца века, когда это название сложилась за украинскими казаками, о татарских казаков документы не упоминают.

Итак, украинские казаки, уходники, как и жители приграничных городов и сел, стали той силой, которую полностью использовали окраинные старосты и властители для борьбы с татарами. Конечно, в первых исторических сочинениях о казачестве (Сарницкого, Бельского, Гваньини) сохранились лишь имена главарей — шляхтичей, довольно часто обычных любителей приключений, авантюристов, искавших в Диком поле острых ощущений, славы и добычи, а не настоящих вождей казачества. Поздние казацкие летописи переняли эту традицию и довольно часто называют этих феодалов казацкими вождями — гетманами.

Самым известным из первых главарей казачества был князь с Волыни Дмитрий Вишневецкий, потомок древнего украинского рода Несвицкой, которого в народе назвали Байдой. Вишневецкий был человеком незаурядных способностей, выдающимся воином и организатором и одновременно имел авантюрницьки наклонности. В 50-е годы XVI в. Байда собрал вокруг себя отряд из нескольких сотен казаков и довольно успешно воевал против татар. Поссорившись с великим князем литовским, который не поддерживал его планов экспансии на юг, Вишневецкий решил перейти к туркам и даже некоторое время жил в Стамбуле, но вернулся на Днепр. На острове Малая Хортица ниже порогов он построил небольшой замок, в котором дважды выдерживал татарскую осаду. В 1556 г. Байда перешел в Москву, и его казаки вместе с московским войском совершили поход на Низ, под Аслам — Кермен и Очаков. В ответ хан решил уничтожить казацкое гнездо на Хортице. Летом 1557 Хортицу окружили татары, Днепром подошла и турецкий флотилия. Не получив помощи, людей и оружия от короля, Вишневецкий вынужден был покинуть свой Хортицкий замок и отступить в Черкассы. Впоследствии он вместе с московским войском совершил еще один поход на Крым, и хан должен затаиться за Перекопом. Но потом Москва поссорилась с Литвой за Ливонию, и Вишневецкий, не дождавшись от нее поддержки, вернулся в Украину. 1563 он вмешался в молдавские усобицы, планируя стать господарем Молдавии, но попал в плен и погиб в Константинополе 1563 мученической смертью на крюках, а в устной традиции стал Байдой — запорожцем, славным рыцарем, которого пытался привлечь на свою службу сам султан.

Хотя Вишневецкий погиб, не осуществив своих замыслов, его деятельность имела большое значение для дальнейшего развития казачества, а идею Вишневецкого о проведении самостоятельной казацкой политики с использованием самостоятельно христианских государств вскоре развили уже действительно казацкие предводители. После Вишневецкого казаки имели еще одного вождя княжеского рода, Богдана Ружинского, который также несколько раз ходил на Крым и погиб, подрывая укрепления Аслам — Кермен в устье Днепра 1577

Со второй половины XVI в. казачество начало ИВАН ПОДКОВА вмешиваться в молдавские дела. После Вишневецкого новым претендентом на молдавский престол 1577 выступил запорожец Иван Подкова. Во главе казацкого отряда он ушел в Молдавию и при поддержке части местных бояр и народа получил Яссы и стал хозяином. Но потом, не имея достаточно сил для борьбы с турками, Подкова вернулся в Украину, где его коварством захватил Я. Збаражский. Летом 1578 по решению польского правительства (по требованию Турции) Подкова казнили во Львове.

Количественному росту казачества и формированию его как мощного состояния украинского общества способствовали социально — экономические изменения после унии 1569 г. На украинские земли хлынул мощный поток польских феодалов, благородно — магнатское хозяйство развилось в полную силу. Шляхта использовала широкую власть, полученную во время бескоролевья 1573, и с бездумным рвением бросилась уничтожать остатки сельского самоуправления и хозяйственной самостоятельности мелких землевладельцев: ликвидировалось русское и валашское право, господа назначали своих тивунив и атаманов, отменяли сельское судопроизводство, чтобы неограниченно эксплуатировать населения. Крестьянство, особенно в княжеством, ревностно отстаивали свои права, но выиграть судебные процессы в королевских судах удавалось редко, впрочем, шляхта просто не признавала невыгодных для себя приговоров и прибегала к силе. Изредка крестьяне решались на вооруженные выступления против отдельных феодалов, а преимущественно прибегали к пассивному сопротивлению. Города, за всевластие шляхты также были изолированы друг от друга и должны постоянно бороться за свои куцые права, в значительной степени были подчинены большим магнатам. В них шла острая борьба между католическим патрициатом и широкими массами ремесленников, мелких торговцев, очень ограниченными в правах предмещане. Положение обострялось еще и религиозными преследованиями. Все это заставляло народные массы к бегству на восток, куда еще не достигла рука магнатов.

Выбор места для Сечи обуславливалось природными. условиями, удобствами ее обороны, обязательно привязывался к Днепру — главной водной артерии Украины и самого пути для морских походов против турок и татар. Сечь как военный и политический центр казачества, его столица, в течение второй половины XVI в. находилась на о. Томаковке, с 1593 — на о. Базавлуке (Чертомлыкская, или Старая Сечь). Чертомлицку января 1594 посетил посол германского императора Э.Лясота, который достаточно подробно описал обычаи и уклад Сечи. Несколько тысяч казаков жили в Сечи в простых шалашах из хвороста, накрытых от дождя лошадиными шкурами. Впоследствии, в XVII -XVIII вв., Курени, как и служебные помещения — пушкарня, казна, пекарни, строились из дерева. Каждая января обязательно должна церковь, а вокруг нее — большая площадь. Во времена расцвета казачества Сечь была большим городом с пригородами, на котором жили тысячи ремесленников, торговцев, специальная здание предназначалось для проживания иностранных послов.

Суровые условия жизни казаков, борьба с постоянной нехваткой голодом отсутствие за порогами какого-либо влияния польской администрации и благородного строя вообще повлияли на формирование в Запорожье демократического строя. Вся полнота власти в Сечи принадлежала общем совете, все казаки считались равными и имели одинаковые права. Преимущество имели бы опытные казаки, » деды сивоусые «, как и те, кто имел самые способности и боевые заслуги. В мирное время самым высоким начальником у казаков был кошевой атаман (сначала его звали гетманом) и старшина — есаула, судьи, писарь, обозный, курении атаманы. Все эти должности были выборными, и старшина отчиталась перед советом ежегодно. Если же в действиях кого-то из старшины ли кошевого казаки видели какое-то нарушение своих прав и вольностей, безответственность или вред для общества, то совет в любое время могла лишить их правительства, а иногда даже казнить. Совет, особенно V ответственные исторические моменты, созывался часто, порой даже по несколько раз в день. Решение принималось большинством голосов и ему должна подчиняться меньшинство. В более поздние времена демократические традиции казачества были несколько ограничены ростом значения казацкой старшины, новой украинской аристократии, а с конца XVII в. на выборы старшины влияла и царская администрация.

На начальном этапе существования хозяйство Запорожье мало здобичницький характер. Казаки занимались охотой, рыболовством, пчеловодством, скотоводством, добычей соли и селитры. Они выступали постоянными посредниками в торговле с Крымом и Турцией. Здобичницьки ватаги основывались на принципах союза, артели, но ведущую роль в них играли зажиточные казаки, владельцы лодок, неводов и других орудий труда, владельцы капитала. Они повлияли на решение совета в Сечи.

Запорожское войско формировалось на принципах добровольности, а также достаточно жесткого отбора желающих; молодежь, придя в Сечь, несколько лет была неполноправных, проходила большую школу закалки и военной подготовки. Основу войска составляла запорожская пехота. Конница была менее многочисленной, хотя каждый из казаков должен был уметь ездить верхом, а во время похода все войско часто передвигалось на лошадях или на лодках. Запорожцы были умелыми стратегами, применяя передовые на то время методы ведения крупных операций, часто комбинированных с партизанскими действиями малых отрядов, широко использовали военную разведку, различные средства дезинформации врага. Запорожская пехота в лагере с повозок, которые обязательно сопровождали их в походе, была непобедимой и могла успешно выдерживать натиск десятикратно превосходящих войск противника. Большое мастерство проявляли казаки в штурме и осаде крепостей, в фортификационных земляных работах, имели опытных саперов. Всеобщее восхищение современников вызывала совершенство казаков во владении огнестрельным оружием, артиллерией. В отличие от мирного времени, во время войны в армии царили строгая дисциплина и послушание. Кошевой, гетман или полковник, возглавлявший поход, имел неограниченную власть и мог наказывать виновных смертью.

Литовский, а впоследствии и польское правительство сначала пытался с помощью своей пограничной администрации удержать казаков под своим контролем. Но старосты, из владений которых отправлялись в походы казаки, были

заинтересованы в получении своей доли добычи, они продавали казакам порох и продовольствие, так, стояли ближе к казакам, чем к королю. Вторым способом подчинить себе казачество попытки организовать из среды казаков отдельные части, которые находились на государственной службе, получали бы плату из казны и подлежали предназначенном правительством начальству.

Первым такое предложение выдвинул черкасский староста А. Дашкевич еще 1533 Его проект предусматривал создание на Днепре двухтысячного отдела казаков для охраны границы от татар. По Жигмонта 1 в 1541 г. было приказано сделать перепись казаков Киевщины, Каневщины и Черкасской. 1568 Жигмонт

11 Август совершил первую реальную попытку привлечь казаков на государственную службу. 300 казаков были записаны в реестр и с тех пор возникла и название правительственных казацких формирований — реестровые. В 1578 г. король Стефан Баторий, начиная войну с Москвой, решил использовать для нее и казаков, которые до сих пор наносили польскому правительству много хлопот, то и дело дергая турок и татар. Осенью 1578 во Львове с пятью уполномоченными от казаков был заключен » постановление по низивцямы «. По этому постановлению начальником всех низовых казаков должен был быть черкасский староста Михаил Вишневецкий, которому подчинялись » гетман » и вся казацкая старшина. Полк состоял из 500 казаков, которым выплачивали по 6 коп литовских грошей и выдавали сукно на кафтан. Центром казаков определялось город Трахтемиров ниже Киева. Действие постановления касалась всего периода войны с Москвой. » Старшим «, или гетманом (как называли его казаки), полка стал шляхтич Ян Оришовський, а его помощником и писарем Бегер. В 1581 г. был составлен реестр этого полка, что дает возможность установить национальный состав реестровых: более 80 % украинского и белорусов, 10 % поляков, а кроме них были московиты, молдаване, двое черкесов, Сербии, немец, татарин. Новый набор казаков состоялся 1583 (600 человек), 1590 на службу приняли тысячу казаков. Польское правительство привлекал казаков на государственную службу во время войн, когда же война заканчивалась, военный люд возвращался в укрепительных. Король, нанимая казаков на службу, способствовал пробуждению в казачестве сознания своей обособленности от других сословий в государстве, выработке своего рода иммунитета, который заключался в неподчинением обычной власти, а только своим старшинам, освобождении от налогов, праве свободно распоряжаться своим имуществом.

Со второй половины XVI в. запорожцы, кроме походов суше под татарские замки на переправах, под

Перекоп, Очаков, Бендеры, Аккерман, Килия, начали организовывать и походы на Черное море, используя для этого чайки — небольшие суда длиной 20 и шириной С -4 м, которые приводились в движение веслами и имели паруса. Чайки вмещали по 50-70 казаков, каждый из которых был вооружен ружьем, и имели несколько легких пушек. Изначально в походах, преимущественно под Очаков и на побережье Черного моря (Крым), участвовало по несколько лодок, но уже в конце XVI в. флот вырос до нескольких сотен чаек, и походы осуществлялись и на турецкие города, даже на Константинополь. Кроме чаек казаки широко использовали трофейные турецкие суда: галеры, сандали и др.. На переломе XVI -XVII вв. казацкие флотилии уже решались вступать в открытый бой с мощными турецкими эскадрами, использовались для высадки десанта, морской блокады, огневой поддержки сухопутных войск. Как отмечал Крип’якевич, выход казацкого флота в Черное море имел историческое значение: » Украина пробила турецко — татарскую морскую блокаду, что запирала ей путь в Европу, и снова начинала период морской экспансии «. Кроме того, морские операции казацкого флота в значительной мере влияли на европейскую политику, способствовали утверждению Украины как самостоятельного фактора мировой политики.

Распространение казачества в последние десятилетия XVI в. было обусловлено массовым » покозачення » свободного сельского и городского населения украинских земель Литвы. Крестьянство, недовольное установленными Польшей социально — экономическими порядками, привнесло в казацкое движение новые настроения. Между казачеством и крестьянством как многочисленным состоянию Украине возникает чувство взаимопонимания и определенной общности интересов, и оказалось в первых конфликтах казачества с польским государством.

Первое казацкое восстание 1591-1593 гг связано с именем » заслуженного казака «, шляхтича с

Подляшье Кшиштофа Косинского. В 1591 за военные заслуги он получил имение в Киевской, но эту землю отобрал белоцерковский староста Януш Острожский. Возмущенный Косинский собрал казаков, напал конце 1591 на Белую Церковь и другие имения Острожского. Повстанческое движение охватило Волынь и Подолье. Украинские господа, видя нерешительность правительства, решили собственными силами обуздать Косинского. Во главе шляхетского ополчения Волынского воеводства стал сам Константин Острожский. Под городком Пятка 23 января 1593 состоялся кровавый бой, в котором повстанцы потерпели поражение, потеряв от двух до трех тысяч убитыми, 26 пушек и несколько коругов. Косинский должен сдаться и заключить соглашение, что последует за пороги и не будут устраивать бунтов, казаки должны были вернуть все награбленное имущество, а крестьяне, присоединившихся к восстанию, должны были вернуться к своим господам. Но Косинский не успокоился. Отступив с казаками на Запорожье, он уже в мае 1593 снова пришел под Черкассы с пушками и двумя тысячами казаков, но погиб в схватке.

Дальнейшему развертыванию восстания помешали международные события. В начале 90 — х годов в Европе возникла идея большой антитурецкой коалиции. В Украине эти планы поддержали киевский католический епископ И. Верещинский и князь Острожский, которые, очевидно, хотели обратить энергию казаков на войну с турками и спасти таким образом свои имения. Осенью 1593 папа выслал к казакам специального посла Ю. Комуловича (Комулео), который в Каменце- Подольском встретился с двумя казачьими предводителями, одним из которых был Наливайко, и передал им в качестве задатка 12000 золотых дукатов. Посол германского императора Лясота передал казакам трубы, бубны, хоругви и 8000 дукатов.

Северин Наливайко происходил из Гусятин, но родился в Сатанове, откуда его родители — мещане

впоследствии переехали. Отца казацкого вожака поразил до смерти господин Калиновский, поэтому в действиях С. Наливайко можно видеть и личные мотивы. Брат Северина Демьян был священником и активным деятелем Острожской ячейки. Сам Северин с молодых лет был казаком, замечательным артиллеристом, затем служил в армии князя Острожского и воевал против Косинского. Но после битвы под Пятой Наливайко покинул Острожского и возглавил казачий отдел, действовал против турок на нижнем Днестре. Как вспоминает Лясота, 1 июля 1594 посланцы Наливайко прибыли в Сечь и предложили запорожцам свою дружбу и полторы тысячи отраженных в татар лошадей. Так, к Наливайко ушло несколько тысяч казаков во главе с гетманом Григорием Лободой. Впоследствии поляки всячески старались подчеркнуть разницу между » степенным » старшиной Лободой и » Лотр » Наливайко, что отразилось и в казацких летописях. На самом же деле Григорий Лобода обнаружил в следующей казацко — польской войне большой стратегический талант и личное мужество.

Объединенное войско Лободы и Наливайко осенью 1594 отправилось на Молдавию, разбило хозяина Арона, получило Яссы, и Арон присягнул на верность императору. Впоследствии вместе с войском Арона Лобода и Наливайко ходили в начале 1595 на Тягиню, Белгород и Килию, а весной вернулись в Украину, расположились в шляхетских владениях и требовали » стаций » или забирали продовольствие и фураж силой. Наливайко поддержал мещан Брацлава, которые еще ​​весной 1594 получили городской замок, выгнали благородную администрацию и провозгласили себя » свободным казацким городом «.

Далее Наливайко ушел на Волыни, в Белоруссию, приобретая города и беря с них контрибуцию. Отразившись от литовского войска, казаки вернулись на Волынь. В то же время Лобода со своими казаками стоял на Полесье, так же собирая » стации » из местной шляхты, а один казацкий отряд под предводительством Шаулы пошел к Наливайко. Фактически в настоящее время почти вся Волынь и Киевщина были заняты казаками, имело огромное влияние и на все низшие слои украинского народа. Все это в конце заставило польское правительство к активным действиям.

Обуздать казаков оружием было поручено Станиславу Жолкевскому, в то время польному гетману. Жолкевский, выдающийся политик и полководец того времени, выступил весной 1596 с отборным войском и значительной артиллерией. К нему присоединились украинские господа, в частности, князь Кирик Ружинский со своим войском. Опытный стратег, Жолкевский хотел разбить казаков частями и сначала ударил на войско Наливайко. Но Наливайко, удачно маневрируя, сумел избежать неравного боя, пройти маршем под защитой лагеря из телег от Кременца до Подолья и спрятаться в уманских лесах.

Пока Жолкевский совершал расправу над Брацлавом, Наливайко поспешил к Белой Церкви и соединился с запорожцами Шаулы, которые имели артиллерию. Здесь они нанесли поражение Ружинском, возглавлявший авангард польского войска, но перед Жолкевским отступили. Возле урочища Острый Камень Жолкевский догнал казаков, но жестокий бой (в нем Саул оторвало ядром руку) не принес полякам победы. Жолкевский отошел к Белой Церкви, ожидая подкреплений, а казаки пошли в Переяславль. Там состоялся совет, на которой вместо Наливайко гетманом избрали Лободу. С тех пор казацкое войско оказалось в затруднительном положении: к нему присоединилось много городовых казаков с женщинами, детьми и всем имуществом. Впоследствии это затруднило продвижение войска и стало одной из причин капитуляции повстанцев.

Жолкевский, получив подкрепление из Польши и Литвы, снова пошел на казаков, заповзявшись уничтожить » ребелии » любой ценой, а Лобода повел казаков вглубь степи. На Солонице под Лубны им было отрезали путь к отступлению, и казаки в конце мая должны были построить мощный лагерь. В нем во время осады начались несогласия и споры, во время одной из которых убили Лободу. Но гетманом выбрали не Наливайко, а Кремпского. Под горячим солнцем и постоянным обстрелом, не имея корму скота и воды для детей и женщин, казаки стойко выдерживали осаду, нанося метким огнем из окопов и смелыми вылазками значительных потерь полякам. Жолкевский, услышав, что к казакам идет подмога из Запорожья, сделал последнюю отчаянную попытку заставить их к капитуляции. После двухдневной непрерывной канонады и умелых дипломатических действий Жолкевского отрезаны от мира казаки, ничего не зная о близком спасении, вынуждены были согласиться на переговоры. Жолкевский потребовал выдать главарей, пушки и все клейноды. Казаки подверглись, но после принятия оружия польские воины бросились на беззащитных казаков, положив на месте несколько тысяч. » Так их рубили немилосердно, что на милю или больше труп лежал на трупе «, — писал один из поляков. Только Кремпского части казаков удалось прорваться на Запорожье. Наливайко доставили в Варшаву и почти год пытали в тюрьме, а в конце отрубили голову и четвертовали. Так же казнили и Шаулу (21 апреля 1597).

,

Попытки сравнения украинского и российского казачества предпринимались с давних пор и при этом редко были корректными.

В последние же годы, когда все русское объявлено на Украине «враждебным», «неправильным» либо, наоборот, «украденным у украинцев», о каком-то объективном сравнении и речи быть не может.

Однако мы все же попытаемся найти главные различия между теми людьми, которые в разные века в двух соседних землях именовали себя казаками.

Речь, естественно пойдет не о том, кто носил шаровары - а кто галифе с красными лампасами, и не о наличии или отсутствии на казацких головах «оселедцев» (с каковыми, если верить летописям, первыми стали красоваться еще воины Князя Киевского Святослава - общие предки обоих народов). Поговорим о вещах, так сказать, основополагающих и наиглавнейших.

Верность присяге

Российских казаков не зря называли в Империи опорой трона и порядка. В подавлении всяческих бунтов и заварушек в России они принимали самое активное участие вплоть до падения монархии, да и после такового десятками тысяч сражались и гибли за Белое движение.

При этом нельзя не вспомнить о том, что два восстания самих казаков в свое время сотрясли Россию сильнее, чем все «крестьянские войны», вместе взятые. Речь, естественно, о событиях, связанных с именами Степана Разина и Емельяна Пугачева. Бунтовать казаки умели, да еще как! Но…

После принесения Донским казачеством присяги на верность Государю с крестным целованием ни о каких заговорах и бунтах в нем и речи быть не могло! Слово - Е.П. Савельеву, автору книги «Древняя история казачества»:

«Донское войско … как народ прямой, непосредственный и честный и притом искренне религиозный, старалось по мере сил выполнять принятые на себя обязательства. Всякое малейшее нарушение данной клятвы, даже в отдельных случаях, считалось великим преступлением, позором для всего войска…».

Украинские казаки были в этом отношении полной противоположностью своим русским собратьям. Антиподами, можно сказать! С кем только они не заключали договоров «о вечной дружбе», кому только не клялись в верности, и каким только правителям не присягали… Чтобы потом нарушить все собственные клятвы при первой же подвернувшейся возможности.

«Патриотические» историки Украины могут сколько угодно твердить о том, что гетман Мазепа был анафемствован Православной церковью за то, что «хотел сделать Украинцу свободной» (что само по себе - бред, ибо Мазепа просто продавал ее королю Швеции!).

Но правда заключается в том, что церковному проклятию гетман был предан за измену не царю, а как раз данной ему клятве, считавшейся в те века абсолютно нерушимой - крестного целования. Эта клятва, собственно говоря, давалась не Государю, а Богу - отсюда и наказание.

Впрочем, подобное «вольное отношение» к взятым на себя обязательствам (вечным и нерушимым, а как же!) украинские казаки проявляли не только с Государями России, но и Речи Посполитой, а также прочими европейскими монархами. О всяких там ханах и султанах вообще говорить нечего. Эти парни были настоящими «хозяевами своего слова»: сами давали - сами и обратно забирали…

Сотрудничество с иноземными завоевателями

Из предыдущего пункта плавно вытекает следующий - пособничество разнообразным чужеземным ордам и, говоря в современных терминах, «военное сотрудничество» с таковыми. Уже упомянутый выше Мазепа со своим запроданством шведскому королю Карлу - пример общеизвестный.

Гораздо меньше историки любили вспоминать (особенно в советские времена, дабы не рушить «дружбу народов») о той страшной и кровавой роли, которую украинские казаки сыграли в Смутное время, совместно с поляками грабя, убивая, насилуя и сжигая все, что только можно на Руси.

Их орда под предводительством Сагайдачного и Дорошенко бесчинствовала от Путивля (сейчас - территория Украины) до Москвы, оставив по себе жуткую и позорную память.

Еще меньше сказано о том, что потомки считающихся «эталоном» украинского казачества запорожцев долгие годы, точнее - века, усердно и прилежно служили Османской империи.

И отнюдь не занимаясь хлебопашеством. Казаки так называемых Второй и Третьей сечи, основанных на территории Турции ренегатами, участвовали в русско-турецких войнах на стороне Оттоманской порты, и под ее же знаменами подавляли восстание в Греции в 1821 году, пролив реки православной крови.

На совести русского казачества имеется лишь одно позорное пятно - сотрудничество с гитлеровцами в годы Великой Отечественной войны. Тут уж ничего не попишешь - как бы не пытались некоторые историки подводить под эту гнусность «базу» в виде мести за «расказачивание» и прочие жестокости, творимые большевиками на тех же Дону и Кубани, оправдания сотрудничеству с фашистами быть не может никакого и никогда.

Впрочем, подчеркну еще раз - русские казаки (да и то - далеко не большинство их) оказались под вражескими знаменами единожды. Для украинских это было совершенно нормальной практикой.

Наемничество

Неудивительно, что при таком отношении к морали самым, что ни на есть обыденным делом для украинских казаков было наемничество. Русское казачество воевало за Веру, Царя и Отечество. Могло воевать даже между собой…

Но, исключительно за деньги - никогда! Не были русские казаки наемниками. Украинские же «лыцари» отметились по всей Европе и за ее пределами. Причем даже на этом поприще они умудрились снискать, мягко говоря, не самую лучшую славу.

Войны в Саксонии, Люксембурге, Франции, Австрии, на Балканах и в Молдавии - далеко не полный перечень мест, где украинские казаки выступали в качестве «солдат удачи».

При этом девизом их было - «Казаки в долг не воюют!» Стоило кому-то из нанимателей задержать выплаты, или же выдать слишком маленькую, по мнению казаков, сумму, как те преспокойно бросали войну и отправлялись по домам. Но это - в лучшем случае! Запросто могли и на сторону противника перейти.

Именно так поступила половина казаков, нанятых на Украине кардиналом Франции Мазарини для войны с засевшими в Ла-Рошели гугенотами и их союзниками - испанцами.

После взятия Дюнкерка, обидевшись на нанимателя (вроде бы «кинувшего» их с деньгами), половина «лыцарей» вернулась по домам, а вторая … переметнулась к испанцам. Те, как видно, платили неплохо, и по свидетельствам некоторых историков, украинские казаки воевали на их стороне против французов еще лет десять.

При всем при этом, превозносимые кое-кем боевые качества казаков-наёмников были более, чем сомнительными. Будучи, по сути своей, не более чем иррегулярной легкой кавалерией, дисциплину и выучку они имели, говоря по-нынешнему, «ниже плинтуса», зато склонностью к мародерству и грабежу отличались необычайной.

Родная кровь

Как бы не драли отнюдь не отличавшиеся кротостью нрава и мягкостью характера русские казаки собственных «революционных» соотечественников нагайками, случаев массового пролития ими крови таковых до Гражданской войны, в общем-то, не было.

Ну, разве что, за исключением все тех же бунтов Разина и Пугачева. Впрочем, это тоже, можно сказать, были гражданские войны в миниатюре… В особой жестокости русское казачество упрекают разве что по отношению к «инородцам» и «иноверцам».

Совсем не то казаки украинские. В свое время они особо любили «резвиться» на территории нынешней Белоруссии, входившей тогда, кстати, как и Украина, в состав Речи Посполитой. Казацкие атаманы Кошка и Куцкович, вообще-то отправленные польским королем в поход против Швеции, взяв штурмом, разграбили Витебск и Полоцк.

Как украсть большой кусок истории?

Чтобы украсть что-то незаметно - лучше всего делать это на глазах у всех.

Вот так уже довольно давно и успешно у России воруют огромный пласт ее истории, который теперь к тому же вовсю против нее пытаются использовать.

Одним из самых известных символов Евромайдана стал "казак Гаврилюк" - выходец из Черновецкой глубинки, прославившийся благодаря аматорскому видео, на котором раздетый Гаврилюк стоит рядом с несколькими бойцами внутренних войск на Грушевского, один из которых дает ему подзатыльник, после чего "активист" отправляется в машину. Это видео вызвало бурю возмущения, как среди майдановцев, так и на Западе. Произошедшее с Гаврилюком, которого достаточно быстро отпустили, назвали ужасными пытками. Угодил в СИЗО, а потом получил хоть и условный, но срок контрактник внутренних войск, давший ему подзатыльник, у которого есть маленький ребенок и беременная жена. Никто не хотел слышать голоса силовиков, рассказывавших о том, что одежда Гаврилюка была пропитана смесью для коктейлей Молотова, а сам он попал в руки вэвэшников после того, как поджег и ранил ледорубом несколько милиционеров. Никого это не волнует. Гаврилюк теперь - национальный герой Майдана и вроде бы даже командир нового карательного батальона, действующего на Юго-востоке. Личность Гаврилюка - тема отдельного разговора.

Меня заинтересовало другое. А именно - его казацкий статус. Гаврилюк родился и всю жизнь провел на Буковине - области впервые оказавшейся в составе Украины благодаря усилиям Иосифа Сталина в 1940 году. Тогда же ее жители узнали, что они, оказывается, украинцы... После ослабления связей этого региона с Древнерусским государством, Буковина находилась в составе Золотой Орды, Венгрии, Молдавии, Австрии и Румынии. Никакого казачества на этих землях никогда не было и быть не могло! Но в последние десятилетия в общественном сознании уверенно укореняется миф об органичной связи "украинства" и "казачества". Причем такой крепкий, что даже украинцы в первом-втором поколении (как я уже говорил, бабушки-дедушки буковинца Гаврилюка, скорее всего даже не догадывались о том, что они украинцы) присваивают себе право быть казаками. Настоящих казаков это, по меньшей мере, шокирует...

Казачество вообще превратилось в спасительную палочку для украинских националистов и национал-фашистов. Как едва ли не единственный способ найти самостоятельные истоки у "украинской нации" и "украинского государства" до ХХ века. Казачество, как феномен, вообще выдается за этап становления "украинской государственности" в учебниках истории Украины. Но, если разобраться в этом вопросе серьезно, то мы натыкаемся на наглую ложь и банальное воровство.

Давайте попробуем перечислить известные в истории казачества. Ну, Запорожское. Ну, допустим, недолго просуществовавшее Бугское. А дальше? Донское. Кубанское. Терское. Уральское. Амурское. Уссурийское. Волжское. Сибирское. Существовала Якутское городовая казачья часть и Камчасткая городовая казачья конная команда! Список можно продолжать еще. Но общее представление о географическом аспекте казачьего феномена мы и так получили. В составе территорий, на которых жили и действовали казаки, земли современной Украины не занимали и пяти процентов! Абсолютное большинство казачеств представляют собой явления именно русские!

Но откуда тогда такая символическая привязка к Украине? Имело ли Запорожское казачество какое-то основополагающее значение при появлении казачьего феномена? И какое отношение оно имело именно к Украине?

Давайте разберемся в истории вопроса. Историки не могут сделать однозначного вывода о происхождении казачества, как такового. Но практические все исследователи согласны с тем, что это явление уходит корнями либо во времена Древнерусского государства, либо - в еще более давние. Одни видят в них потомков хазар, смешавшихся с русичами, и осевшими на Северном Кавказе и Дону после разгрома Хазарии. Другие - наследников черных клобуков. Третьи - потомков "славянизированных" ираноязычных кочевников - скифов и сарматов (об этом свидетельствуют в том числе и лингвистические данные). Четвертые видят в них "внуков" древнерусских дружинников-пограничников, оставшихся жить на южном порубежье даже после распада государства...

А что говорят нам достоверные источники?

В летописях киеворусского периода прямых указаний на казаков нет, хотя есть немало косвенных.

В 1303 году слова "казак" в значении "страж" появляется в словаре половецкого языка.

1308-ым годом датируется текст из Сугдеи (Крым): "В тот же день скончался раб Божий Альмальчу, сын Самака, увы, молодой человек, заколотый казаками".

В Псковских летописях от 1406 года упоминаются прозвища и фамилии - производные от слова "казак".

С первой половины XV века казаки уже регулярно упоминаются в различных летописях. Возникают упоминания о "рязанских казаках", оказавших помощь рязанцам и московитам против татар.

При всем желании - нет никакой привязки ни к Украине, которой еще и в проекте не было, ни даже к территории, сегодня входящей в ее состав...

Запорожское казачество по самым смелым прикидкам стало формироваться в конце XV - начале XVІ века.

Начало активной деятельности запорожцев относится ориентировочно к середине XVІ века.

А с конца XVІ века они начинают принимать активное участие в национально-освободительной (а, скорее, религиозно-освободительной) войне православного славянского населения Поднепровья против католической Речи Посполитой.

И тут начинается самое любопытное - и самое неудобное для современных украинофилов-евроинтеграторов. В XVІ веке в результате Брестской и Люблинской уний большая часть территории современной Украины была объявлена польской, а Православная церковь на этой территории переподчинялась Папе Римскому, становясь "униатской" - частью католической. Простому населению - "гречкосеям" - жилось при "евроинтеграторах" несладко. От пыток, казней и насильственной католизации оно бежало к казакам, которые считали себя принципиально другим сословием, но беглецов принимали. Благодаря общей вере. А также - благодаря тому, что считали их... такими же русскими (руськими), как и они сами!

За 70-80 лет поляки достали местных православных так, что на Сечи и Поднепровье началось глобальное восстание под руководством Богдана Хмельницкого.

После года успешных боев, в начале 1649 года Хмельницкий заявил полякам буквально следующее:

" я маленький, незаметный человек, но Богом дано мне, и отныне я единовладец самодержец руський … Я освобожу из польской неволи весь руський народ, если я воевал раньше за себя, то от ныне я воюю за нашу веру православную… … Свободно мне там распоряжаться, мой Киев, я хозяин и воевода Киевский, дал мне это Бог… с помощью моей сабли ".

Вот так вот! Ни много ни мало! Гетман Хмельницкий - считал себя русским! Впрочем, как, судя по всему, и всех остальных казаков. И земли современной Украины - тоже называл русскими... В учебниках истории Украины об этом сегодня не вспоминают...

Более того, еще с 1648 года Хмельницкий от имени запорожцев писал письма российскому царю Алексею Михайловичу с просьбой принять их "под свою руку". В 1653 году по этим прошениям был дан "позитивный ответ". И в 1654 году Войско Запорожское (вместе с "землей руськой") по результатам Переяславской Рады ушло под руку российского царя.

Одним из самых гениальных творений о борьбе казаков против польского гнета является "Тарас Бульба" Николая Васильевича Гоголя, гениального российского писателя, родившегося в Полтавской губернии - и происходившем из старого казацкого рода гетмана Остапа Гоголя.

Напоминать сюжет повести, думаю, не нужно. Так вот. В ней ни разу (!) не упоминается слово "украинец", как, впрочем, и "Украина". Используется написание - "Украйна" (разница красноречивая). Зато территорию современной Украины казаки в ней неоднократно называют именно "Русской землей". Есть вообще замечательная фраза:

" ...как сделали они уже с гетьманом и лучшими русскими витязями на Украйне".

А еще:

" Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!"

"Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся козак? Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!"

Тарас Бульба, самый яркий литературный символ Запорожского казачества, искренне считал себя русским!

Но этого никто упорно не хочет видеть и замечать...

Сегодня, под предлогом "украинства" казачества горячие головы из "Правого сектора" и других подобных организаций заявляют претензии на Дон и Кубань. Мол, раз казаки, - то значит украинцы.

Но как отреагировали бы на такие претензии сами местные казаки? Открываем теперь Шолохова:

" Сидел он на лошади присущей неказакам неловкой посадкой, болтал на рыси рваными локтями и, провожаемый назойливыми криками игравших на проулке казачат, ехал шибкой рысью.

Хохол-мазница!

Хохол!.. Хохол!..

Упадешь!..

Кобель на плетне!.. - вслед ему кричали ребятишки ".

Каково единение??? Сразу чувствуется украинский дух...

Или вот это:

"Оттого ездили на станцию по нескольку подвод вместе и тогда уж, встречаясь в степи, не боялись вступить в перебранку.

Эй, хохол! Дорогу давай! На казачьей земле живешь, сволочуга, да ишо дорогу уступать не хочешь?

Несладко бывало и украинцам, привозившим к Дону на Парамоновскую ссыпку пшеницу. Тут драки начинались безо всякой причины, просто потому, что "хохол"; а раз "хохол" - надо бить".

Разница, конечно, скорее, не национальная - а сословная. Относились так к "не казакам", пришлым с Запада крестьянам, но сам факт - очень характерный.

Казачество, большое казачество, в том числе и запорожское - нравится это кому-то или нет - явление русское. И к проповедуемому ныне в Киеве и Львове "евроукраинству" не имеет ни малейшего отношения. И рядиться в казаки майдановцу Гаврилюку с Буковины - то же самое, что рядиться в пираты или ковбои. Последнее, кстати, с учетом проповедуемых ценностей и происхождения спонсорской помощи - было бы куда уместнее.

Наша история - это часть нас. Причем - едва ли ни самая важная. Разрешая воровать ее - мы вкладываем неприятелю в руки оружие против себя самих. А, говоря правду, - побеждаем.

Казачество Украины в датах

X век В былинах Киевского цикла, записанных на русском Севере, воспетое Ильей Муромцем (Украинская версия "Муромец" по названию села вблизи Киева), который нес приграничную службу при князе Владимире. В былинах Илья называется "старый казак", "атаман".

1103 В "Повести временных лет" говорится про высадку в мае княжеских войск па о.Хортица в Протолче первое летописное упоминание о поселении, в пределах современного г. Запорожья возможно заселенное казаками, по одной из версий, бродниками, которые несли приграничную и таможенную службу в Киевской Руси. С этого момента можно считать основанием г.Запорожья.

1143-1147 В "Хронике Польши, Литвы и всея Руси" упоминании о казаках, которые помогли Великому князю Изяславу вернуть престол, захваченный его дядей Юрием Владимировичем: Не мог того закончить с угорцами и поляками, но все вернул с помощью волынских казаков" цитата летописи.

1182 Польский король Казимир II появляется возле Галича с намерением посадить на престол племянника Мстислава. Волынские казаки выступили на стороне русских князей.

1212-1214 Литовские князья Монтил Гимбутович и Живинбуд "казацкими путями" посылают на Русь войска, которые вмешиваются в княжеские междоусобицы. (Когда есть казацкие пути, то очевидно, что есть и казаки, которые этими путями ходили).

1223 Битва на р.Калка в Запорожских степях. Казаки-бродники (по одной из версий предки запорожских и донских казаков) сыграли решающую роль в победе монголов над русским войском. Атаман бродников Пласкиня будто бы выманил из укрепленного лагеря русских князей, после чего их войско было уничтожено.

1297 600 казаков воевали в Пруссии против крестоносцев.

1363 Князь Ольгерд с войском, которое состояло в большинстве из украинских воинов, на р. Синяя Вода разгромил Орду и поставил татар в зависимость от Русско-Литовского княжества. В Низовьях Днепра создаются военные базы укрепленные города. Русский разведчик князь Мышецкий насчитал более 25 городищ, в которых вероятнее всего жили и несли приграничную и таможенную службу казаки.

1380 В Куликовской битве на стороне Мамая, столицей которого был город на Великом Луге за 18 км от о.Хортица, воевали запорожские казаки ("черкаси"), на стороне Москвы волынские казаки Боброка.

1399 В битве на р. Ворскла после поражения Литовско-Русского войска от орды Эдигея и Тимура казак Мамай спас великого князя Витовта.

1410 В битве при Танненберге против крестоносцев рядом с литовскими и польскими военными формированиями берут участие 37000 казаков.

1419-1437 Казаки с Украины во главе с князем Федором Остроским берут участие в гуситских войнах в Чехии.

1450 Гетман Ружинский с украинских казаков сформировал 10 казацких полков по 2000 казаков в каждом.

1489 Черкасский староста князь Богдан Глинский преобразовывает г. Черкаси в главную украинскую военную базу, создает казацкую речную эскадру. Начало развития "классического" запорожского казачества.

1492 В августе этого года в низине Днепра под Тягинью запорожские казаки захватили турецкий военный корабль.

1494 Запорожский флот и десант под командованием Богдана Глинского штурмом взяли турецкую крепость Очаков, уничтожив осаду, рассеяв по степи татарские отряды и освободив из плена сотни людей.

1502-1504 Два успешных штурма запорожскими казаками под командованием Богдана Глинского турецкой крепости Гавань.

1556 Дмитрий Вишневецкий сооружает укрепления на о. Малая Хортица.

1558-1560 Совместные походы казаков и московского войска во главе с Дмитрием Вишневецким на Северный Кавказ и в Крим.

1572 Создание королем Речи Посполитой Стефаном Баторием казацкого реестрового войска (в реестре 300 казаков).

1578 Увеличение казацкого реестрового войска до 600 казаков. Передача реестровцам Трахтимирова, в котором был казацкий госпиталь, арсенал, собор.

Универсал польского короля Стефана Батория, которым устанавливалась блокада Запорожья; приписывалось всем без исключения приграничным старостам помогать киевскому воеводе князю Острожскому "выгонять низовиков с Днепра", параллельно вводились санкции на торговлю с казаками боеприпасами, продуктами и запрещалось пускать запорожцев "в волость".

1583 Казаки захватили и разрушили г. Тягин (Бендеры) военную базу Турции в Приднестровье.

1590 Принятие польским сеймом постановления "Порядок относительно Низовикое и Украины", реорганизация казацкого реестра, отделение его от Низового.

1592-1596 Начало казацких войн в Украине, которые продолжались 174 года. Казацкие восстания под руководством К. Косинского, С. Наливайко, Г. Лободы, М. Шаулы.

1593 Разрушение восьмидесятитысячным татарским войском Томаковской Сечи.

1593-1638 Базавлуцкая Сич.

1594 Миссия на Запорожье посла австрийского императора Эриха Лясоты.

1606-1607 Участие запорожского казачества в восстании донских казаков во главе с Иваном Болотниковым.

1611-1612 Участие реестровых и запорожских казаков в войне с Московским царством.

1616-1622 Гетманство великого и славного организатора Петра Сагайдачного. Создание регулярного казацкого войска.

1616 Походы запорожского Войска в Крым и Турцию. Взятие Варны, Синопа, Еафы (под руководством П. Сагайдачного).

1618 Поход казацкого войска на Москву в поддержку кандидата на московский престол королевича Владислава. Осада Кремля и отмена его штурма Петром Сагайдачным.

1620 Посольство от реестрового казацкого войска и Петра Сагайдачного к московскому царю с предложением установить дружеские отношения.

1621 Хотинская война между Польшей и Турцией. Решающая роль Петра Сагайдачного и Войска Запорожского Низового в разгроме турецкого войска.

1625 Казачье восстание под руководством М.Жмайла, разгром его войсками коронного гетмана С.Конецпольского, ограничение реестра до 6 тыс. казаков.

1630-1638 Казачьи антипольские восстания под руководством Тараса Федо-

ровича (Трясила), Павла Бута (Павлюка), Яцка Острянина, Дмитрия Гуни, Карпа Скидана. Поражения восстаний приводят к ликвидации казачьего самоуправления, вместо гетмана назначается польский комиссар.

1637-1642 Участие запорожских казаков совместно с донскими казаками во взятии и удерживании турецкой крепости Азов ("Азовское сидение"). Весной 1640 г . Бой казацкой эскадры из 23 чаек под командованием Гунка (Грыцка) Черкашенина с 40 турецкими галерами.

1638-1652 Никитинская Сич.

1645 Переговоры с французским послом в Речи Посполитой графом де Брежи о найме казаков на службу во Франции вел в Варшаве сотник Богдан Хмельницкий. В осаде и захвате крепости Дюнкерк (Франция) принимали участие 2500 реестровых и запорожских казаков во главе с Иваном Сирком.

1645-1648 Казаки брали активное участие в завершении 30-летней всеевропейской войне.

1648-1657 Гетманство Богдана Хмельницкого. Создание независимой Украинской казацкой державы.

1648-1654 Освободительная война украинского народа под руководством гетмана Богдана Хмельницкого.

1652-1709 Чертомлинская Сич.

1654 Переясловская Рада. Решение о военном и политическом союзе Украины с Московским царством.

1654-1657 Войско Запорожское воюет с Польшей на стороне Московского царства.

1656 Мирный договор Московского государства и Польши в Вильно. Украинская делегация на переговоры не была допущена.

1657-1659 Гетманство И.Выговского.

1657 Оборонный союз Украины со Швецией. Носил оборонительный характер. Швеция признала Украину независимым государством.

1658 Гадячский договор, по которому Украины в статусе Великого княжества Русского вступала в конфедеративные отношения с Польшей и Литвой.

1659 Декларативное подтверждение польским сеймом Гадячского договора. Провозглашение Украины Великим княжеством Русским.

1659-1663 Гетманство Юрия Хмельницкого.

1660 Договор Юрия Хмельницкого о переходе Украины под протекторат Польши. Раскол Украины на Левобережную и Правобережную. Начало гражданской войны между казаками, которая называлась Руина.

1663-1722 Действие Малороссийского приказа, который управлял делами Левобережья как автономно созданную в составе Московского царства, в последствии Российской империи.

1667 Андрусовское перемирие между Польшей и Московским царством, по которому Левобережная Украина отходила к Москве, а Правобережная кроме Киева к Польше.

1692-1695 Восстание запорожцев под руководством избранного ими гетмана Петра Иваненко (Петрика) против гетмана Левобережной Украины Ивана Мазепы.

Программой восстания было возродить исконную автономию Запорожья, установить казацкое самоуправление. Восстание носило антифеодальный характер и отображало недовольство большей части казаков авторитарным правлением гетмана Ивана Мазепы. Закончилось после гибели Петрика от руки наемного убийцы.

1705 Работа русско-турецкой межевой комиссии по установлению границы. Нарушение территориальной целостности земель Войска Запорожского Низового, что вызвало резкие протесты казаков и спровоцировало их участие в восстании Ивана Мазепы против Петра I.

1707-1708 Участие Запорожцев в восстании Кондрата Булавина.

1708-1709 Участие части запорожцев во главе с кошевым атаманом Костей Гордиенко в восстании гетмана Ивана Мазепы.

1709 Русское войско под командованием полковников П.Яковлева и Г. Галагана разрушили Чертомлинскую Сич.

1709-1734 Пребывание Войска Запорожского Низового на территории Крымского ханства.

1709-1711, 1728-1734 Каменская Сич. 1711-1734 Олешкивская Сич.

1710 Первая в Европе демократическая конституция подписана гетманом Филиппом Орликом в г.Бендеры. Принята и разработана Запорожскими казаками во главе с Костей Гордиенко.

1711 Военный поход запорожцев во главе с Филиппом Орликом и Костей Гордиенко на Правобережную Украину.

1734-1775 Новая Сич. Войско Запорожское Низовое по просьбе императрицы Анны Иоанновны возвращается на свои исконные земли. Вольности Войска Запорожского Низового признаются правительством Российской империи как независимая территория с правами самоуправления. В составе Вольностей 8 административно-территориальных единиц паланок, в составе Войска 38 куреней.

1735-1739 Русско-турецкая война. Запорожская казацкая флотилия и морская пехота штурмуют с моря и берут Очаков. Казаки на протяжении всей войны обеспечивают разведку, подвоз боеприпасов, перевоз войска. На о. Хортица и Малая Хортица казацкие верфи для строительства боевых суден.

1762 Первое избрание Петра Калнышевского кошевым атаманом.

1764 Отмена Гетманщины властью Российской империи.

1765-1775 Десятилетие правления Войском Запорожским Низовым, великим государственным и военным деятелем Украины, кавалером ордена Андрея Первозванного, генерал-лейтенантом российской армии Петром Ивановичем Калнышевским (1690-1803 гг.)

1768 Участие части запорожцев во главе с Максимом Зализняком в восстании против Польши "Колиивщина".

1768-1774 Русско-турецкая война в которой принимают участие запорожцы под руководством кошевого атамана Петра Калнышевского. Рейды запорожского казачьего флота на Дунай.

1772-1774 Участие части запорожцев в восстании Емельяна Пугачева.

1775 Разрушение Новой Сечи и ликвидация Войска Запорожского Низового.

1775-1828 Задунайская Сич.

1785-1817 Бужское казачье войско. Его возникновение связано с формированием в 1769 году полка украинских казаков, который участвовал в русско-турецкой войне 1768- 1774 г . В 1775 году казаков полка было поселено на приграничных землях по р. Южный Буг. В 1797 году полк ликвидирован, а казаков переведено на положение государственных крестьян. В 1803г. Войско восстановлено в составе трех полков по 500 казаков. Центром войска стал Вознесенск. Бужские казаки брали участие в войне против Турции (1806-1812 гг.) и Франции (1812-1814 гг.). В 1817 г . Войско окончательно ликвидировано, а казаков переведено на положение военных поселенцев.

1787-1796 Екатеринославское казачье войско. Казацкий корпус, созданный по царскому указу от 03(14).06.1787 г. на юге Украины. В 1790 г . к Екатеринославскому казачьему войску включен Херсонский пикинерский полк, сформированный в 1776 г . из запорожцев, переведенный в 1783 г . в легкоконное Екатеринославское казачье войско организованное князем Г. Потемкиным из бывших запорожцев и военных поселенцев Екатеринославска (современный Днепропетровск). Сформировано из 10 полков по образцу Донского казачьего войска. Для поселения получены земли в межречье Ингула и Южного Буга. В 1790 г . "великим гетманом" Катеринославского и Черноморского войска было назначено Г. Потемкина. В 1802 г . казачье население бывшего Екатеринославкого казачьего войска было переселено на Кубань. 3000 человек стали основой Кавказского полка Кубанского казачьего войска.

1788-1860 Черноморское казачье войско, созданное из бывших запорожских казаков.

1807 Усть-Дунайское Бужское казачье войско. Казачье формирование создано в 1807 г . из задунайских казаков, черноморцев и др. категорий украинского, российского, сербского населения, которые жили на территории Бессарабии, Молдовы, Валахии. Причина создания война с Турцией. В мае 1807 г . насчитывалось около 15000 человек (на момент ликвидации -1387 казаков). После ликвидации 500 казаков переселились на Кубань.

1828-1869 Дунайское (Новороссийское) казачье войско. В состав войска входили бывшие усть-дунайские бужские, черноморские казаки и задунайские запорожцы, которые поселились в Бессарабии и Херсонщине до 1828 года и волонтеры из Дунайских княжеств и Балканского полуострова, что служили добровольцами в русской армии во время русско-турецких войн конца ХУШ начало XIX ст.

1832-1866 На юге современной Запорожской области (Бердянский район) создается Азовское казачье войско из бывших казаков Задунайской Сечи, часть которых под руководством кошевого атамана Иосипа Гладкого (со временем генералмайор русской армии) перешла на сторону Русской империи. С 1864-1866 гг. казаков переселяют на Кавказ, а в 1866г. Азовское казачье войско ликвидируется.

1860 Создание Кубанского казачьего войска путем объединения Черноморского казачьего войска и части Кавказского линейного казачьего войска.

1917 Создание Украинского Вольного казачества с законами и традициями Запорожского казачества.

Один из депутатов Крымского парламента рассказывал, как в бытность нахождения полуострова в составе Украины он путешествовал по Львовской области. Его внимание привлек ухоженный курган с крестом на вершине. Сопровождающий пояснил, что это «могила запорожца». На вопрос, откуда в Галиции, жители которой во времена войн казаков с поляками были всегда на польской стороне, появилось казачье захоронение, очевидно, почитаемое, «гид» пояснил, что это «инсталляция», что в кургане, который насыпали год назад, никто не похоронен.


По мнению депутата, подобный «арт-объект» является своего рода символом украинской историографии, «насыпанной», как лже-курган, на пустом месте.

Отметим, что в ее основе положена безудержная эксплуатация «казачьего прошлого» Украины. На чем, в свою очередь, возводятся политические построения.

Так, например, на днях в Верховной раде Украины зарегистрирован законопроект о переименовании Днепропетровской области в Сечеславскую (Сичеславську). Данная инновация предполагается в рамках закона о декоммунизации, «восстановления исторической справедливости» и обозначения «роли наших предков - запорожцев в строительстве украинской государственности».

Однако «исторической справедливости» ради отметим, что запорожцы не занимались строительством «украинской государственности», а современные украинцы не являются их потомками.

Отметим, что до сих пор не утихает спор, кем являются казаки: сословием, субэтносом или этносом. Не вдаваясь в специфику этого непростого спора, отметим, что запорожцы и вообще все днепровские казаки в те времена, когда они жили на территории современной Украины, не считали остальных жителей Малороссии себе ровней или своими собратьями по крови. Себя казаки называли «черкасами», а не «украинцами» или «малороссами».

Николай Гоголь в своем бессмертном «Тарасе Бульбе» довольно подробно описал процедуру приема новоприбывших в Запорожской сечи: «В Бога веруешь, в Пресвятую Троицу веруешь, а ну, перекрестись и ступай в какой сам знаешь курень».

Однако таким образом в Сечь принимали казаков днепровских или донских. Всех остальных ждал иной прием. Так, иностранца-католика или протестанта (а приходили и такие) могли принять только после принятия православия. И то только в том случае, если он был «военный человек», представляющий интерес для сечи: артиллерист, инженер, оружейник или закаленный воин.

Сбежавшему же от пана крестьянину предлагалось стать «холопом войска». Ему дозволялось селиться на землях Сечи, пользоваться ее защитой и арендовать сельхозугодья. За что он должен был платить оброк в казну сечи. Ни о каком приеме в казачье «товарищество» речи не было.

Ситуация изменилась после начала войн с Польшей, которые велись казаками отнюдь не ради построения «украинской государственности», а в защиту православия и своих «рыцарских прав», постоянно нарушаемых королевскими чиновниками и магнатами.

В силу больших потерь личного состава и общей неразберихи у некоторых малороссийских крестьян появился шанс забраться на более высокую ступень социальной лестницы, присоединиться к сообществу привилегированных воинов и «оказачиться».

Однако это «вливание» не изменило ни уклада, ни традиций ни самоощущения казаков.

Упразднением Екатериной Великой Сечи начался процесс переселения запорожцев и днепровских казаков на Кубань, Терек, на территории других казачьих войск России, который продолжался до середины 19-го столетия.

Запорожцы, не согласные с ликвидацией Сечи и ушедшие на турецкую территорию, тоже возвратились из эмиграции и поселились главным образом на Кубани.

То есть абсолютное большинство запорожцев и днепровских казаков переселились на Кубань, перенеся сюда регалии и традиции Сечи, а отчасти и ее структуру. До сих пор значительная часть кубанских станиц носит имена запорожских куреней.

Те, кто остался на Украине, казаками быть перестали и в юридическом, и в профессиональном и в конце концов в этническом плане.

Примечательно также и то, что кубанская балачка, на которой разговаривают в черноморских станицах Кубани, - вовсе не «наречие украинского языка», которого, собственно говоря, и не было еще в конце XVIII века (его начали создавать из разных племенных диалектов только в конце следующего ХIХ столетия), а диалект русского языка.

Царское правительство, заинтересованное в быстрейшем хозяйственном освоении Кубанского края, которое серьезно тормозилось из-за того, что все силы казаков были скованы войной с горцами и участием в заграничных походах русской армии, стало селить на Кубань и крестьян. В том числе и из Малороссии. Но крестьяне из Черниговской и Полтавской губерний вовсе не рассматривались казаками, переселившимися оттуда раньше, как «земляки». Их именовали «иногородними» и «хохлами», и статус их был аналогичным тому, что имели «холопы войска» в Сечи. Породниться с «иногородними» было для казака позором.

Неслучайно во время гражданской войны именно «иногородние» стали главной опорой большевиков и злейшими врагами казачества. Они стали одними из самых активных участников расказачивания.

К этому добавилась еще и кампания насильственной украинизации, которая проводилась на Кубани в 20-30-е годы ХХ столетия, когда все делопроизводство и школьное образование в крае было переведено на «украинский» язык. И этой украинизации казаки сопротивлялись всеми силами.

Кубанские казаки считают своими соплеменниками вовсе не украинцев, а донских, терских и других казаков.

Примечательно, что потомки «иногородних» на Кубани в наши дни чаще всего позиционируют себя как потомки казаков (благо что малороссийские и казачьи фамилии часто совпадают) и участвуют в возрождении казачества.

Об отношении кубанцев, единственных наследников запорожского войска и днепровских казаков, к «украинской государственности» свидетельствует тот факт, что в годы Гражданской войны они громили банды петлюровцев, а в наши дни они сыграли одну из главных ролей в «крымской весне». Многие кубанцы сражались и сражаются с ВСУ и нацбатами вместе с братьями-донцами за свободу Донбасса. И немало бойцов сложило в этой борьбе головы.

Иными словами, они являются единственными наследниками Запорожской сечи и днепровского казачества, их славы и традиций. И все претензии киевских идеологов на казачьи корни и наследие несостоятельны. Тем более что от главных достижений днепровских казаков, сохранения православия на юго-западных русских земелях и их воссоединения с остальной Россией, «свидомые» украинцы отреклись.