Введите e-mail адрес:

Защищать своего ребенка от резких взлетов и падений жизни - это природный инстинкт каждого родителя. Но выполнить это не всегда возможно, особенно, когда дети взрослеют и становятся более независимыми. Кроме того, современные дети испытывают огромное давление из-за необходимости быть успешными в школе, спорте и головокружительном разнообразии внешкольных занятий. Все эти многочисленные стрессы могут привести к негативным физическим и эмоциональным последствиям для здоровья детей. Хотя стрессы и неудачи являются частью повседневной жизни, родители и дети не должны чувствовать себя беспомощными. Поэтому для здоровой, сбалансированной и успешной жизни ребенка родителям необходимо помогать ему развивать стойкость, уверенность в себе и приобретать навыки эффективного реагирования на стрессы и вызовы, которые ставит перед ним сама жизнь.

Как вырастить уверенного и психологически устойчивого ребенка?

Часто ожидания родителей - даже с самыми лучшими намерениями - могут оказывать огромное давление на детей. Вместо того чтобы фокусировать свое внимание на получении ребенком высоких оценок в школе, учите его усердно работать, стараться и никогда не сдаваться. Такие установки помогут ему развивать жизненные навыки, необходимые для достижения целей и решения проблем, и не позволят опускать руки и расстраиваться по поводу каждой плохой оценки.

Создание безопасной, благоприятной и заботливой домашней обстановки также важно для того, чтобы предоставить ребенку прочную опору в случае возникновения стрессовых или сложных ситуаций. Приложите все усилия, чтобы ваш ребенок всегда чувствовал себя в безопасности и любви. Определите границы, чтобы он знал, что хорошо, а что нет, и будьте последовательными в ваших посылах, ожиданиях и последствиях поступков ребенка.

Как еще родители могут помочь своему ребенку научиться успешно решать проблемы?

Помогите ребенку обрести здоровые привычки на всю жизнь. Здоровому человеку гораздо проще справляться с любым потенциальным стрессом или проблемой. Учите ребенка важности полноценного сна , хорошего питания и регулярных физических упражнений. Продуманный и взвешенный распорядок дня поможет ему реализовать эти важные аспекты.

Родители часто недооценивают значение сна. В период развития очень важно предоставлять мозгу ребенка время на отдых от интеллектуальных нагрузок во время обучения, а его организму время на восстановление. Если ребенок хорошо отдохнул, то сможет приложить больше усилий и справиться со своими задачами более эффективно и уверенно. Школьникам младших классов необходимо примерно 10-12 часов сна в сутки.

Рацион питания также важен для хорошего здоровья вашего ребенка. Используйте пять групп пищевых продуктов (фрукты, овощи, зерновые, белковые и молочные). Предлагайте ребенку продукты всех цветов радуги и новые продукты, чтобы расширить диапазон его вкуса и получить большую питательную пользу от того, что он ест. Также для поддержания здоровья дети должны ежедневно принимать 400 МЕ витамина D.

Регулярные физические упражнения (по крайней мере пять часов интенсивных тренировок в неделю, при которых ребенок, особенно мальчик, хорошо пропотеет) также имеют большое значение для хорошего здоровья и снижения стресса. Ограничьте время ребенка за компьютером и для пользования различными гаджетами. Педиатры рекомендуют не более двух часов в день за компьютером для детей старше 2-х лет.

Каковы основные признаки стресса у детей?

Стрессы оказывают негативное влияние на здоровье вашего ребенка. Вы можете понять, что он находиться в стрессовом состоянии, если он:

  • жалуется на головные боли и боли в животе;
  • выглядит замкнутым в себе, рассеянным или переутомленным и не выполняет того, что ему необходимо сделать;
  • плохо засыпает и выглядит уставшим и раздражительным в течение дня;
  • его успеваемость падает, как и интерес к школе и выполнению домашних заданий ;
  • снижается интерес даже к тем занятиям, которые раньше доставляли ему удовольствие;
  • девочки в стрессовом состоянии теряют или набирают вес, что может указывать на расстройство пищевого поведения.

​Как помочь ребенку научиться справляться со стрессом?

Не пытайтесь решать проблемы вашего ребенка вместо него самого. Гораздо важнее обучить его навыкам, которыми он сможет использовать на протяжении всей своей жизни в трудно управляемых ситуациях. Следуйте следующим рекомендациям:

  • Учите ребенка хорошим навыкам управления временем , чтобы не откладывать школьные задания и проекты на последнюю минуту.
  • Убедитесь, что он делает регулярные перерывы в учебе. Решение школьных задач часто требует больше времени, чем предполагается изначально. Регулярные перерывы и занятия любимым видом спорта помогут ребенку восстановиться после пережитых стрессов.
  • Отслеживайте то, чем занимается ребенок. Если школьные задания настолько сложны, что ему приходится пропускать занятия спортом, помогите ему решить эту проблему посредством восстановления баланса между различными видами деятельности. Спросите у него, какой уровень нагрузки ребенок считает разумным и с чем готов расстаться, чтобы успешнее справляться с остальными составляющими своей жизни.
  • Моделируйте хорошие навыки стресс-менеджмента (науки «управления стрессом») - и помните: для вашего ребенка вы лучший пример для подражания. Поговорите с ребенком о том, как вам удается эффективно справляться со своим стрессовым состоянием.
  • Поддерживайте с ребенком постоянную взаимосвязь. Приложите все усилия, чтобы знать, что происходит в его жизни, и почаще сверяйтесь с его мнением и состоянием. Пусть ребенок знает, что вы всегда рядом и готовы обсуждать любую его проблему.

Личко заключает, что воспитание в гармоничной семье, дополнен­ное и корригируемое общественным воспитанием, остается лучшим для становления личности, особенно в младшем и среднем подрост­ковом возрасте.

Крайг приводит в пример исследования, посвященные успешной социализации детей, детство которых проходило в крайне тяжелых условиях (бедность, жизнь в трущобах, войны и т. д.). К сожалению, авторы, занимавшиеся изучением становления «жизнестойкихдетей», смешивают в одно совершенно различные в психологическом и «со-циализационном» плане факторы - трудное детство из-за материаль­ных, бытовых лишений (пример, приводимый Крайг, - детство при длительной болезни отца, неграмотность матери, бедность из-за вы­сокой иждивенческой нагрузки родителей при семерых детях) и от-


клонения в семьях из-за личностных особенностей близких людей - алкоголизм родителей, жестокость взрослых: унижения, побои. Ещб Янош Корчак, наблюдая поведение детей в летнем лагере для бедных, отметил, что эти дети (и их семьи. - А. Т.) делятся на две группы - нормально воспитанных детей и детей-беспризорников, агрессивных и жестоких. По сути, бедность не является фатально негативным фак­тором, важна нравственная атмосфера в семье, человеческий потен­циал родителей (или опекунов).

Крайг отмечает, что наблюдения за сотнями жизнестойких детей,
подвергавшихся в детстве тяжелым жизненным испытаниям и доби­вающихся успеха в жизни, показали, что у них есть пять общих ка­честв:

1. Они социально компетентны и чувствуют себя непринужденно
как в обществе своих сверстников, так и среди взрослых. Последние
часто дают им такие характеристики: приветливы, умеют расположить!
к себе, стремятся учиться у старших.

2. Уверены в себе, трудности только подзадоривают их, непредвиденные ситуации их не смущают.

3. Часто эти дети независимы. Они живут своим умом и хотя при­слушиваются к советам взрослых, но не попадают при этом под их вли­яние.

4. Они обычно устанавливают несколько устойчивых, придающих
им чувство защищенности контактов с другими людьми (Pines, 1984;
Rutter, 1984). Это могут быть отношения как со сверстниками, так и с
учителем, тетей, соседом.

5. Наконец, эти дети стремятся к достижениям. Они видят, что мо­
гут добиться многого и изменить те условия, которые их окружают.

В этом подходе наблюдается упор на активность самого ребенка («устанавливают», «уверены», «независимы»). Лишь в пункте 4 содер­жится намек на значительную роль заботящихся о них взрослых. Весь­ма вероятно, что жизнестойкие дети к тому же обладают природными данными, благоприятными при адаптации в любых условиях (напри­мер, сильным подвижным типом нервной системы, сангвиническим или флегматическим типом темперамента, гипертимным типом акцен­туации).

В России примером жизнестойких детей является целое поколение послевоенных подростков и молодых людей, многие из которых осиро­тели и практически все жили в сложных экономических и жилищный условиях. Люди, прошедшие в детском и подростковом возрасте через трудности (наличие мачехи, детство в военные годы, работа на заводе ot..


подросткового возраста), склонны подчеркивать свои заслуги в успеш­ной адаптации. Они говорят: «Все зависит от человека», имея в виду себя. Однако налицо влияние макроусловий (патриотического настроя в об­ществе, определенных идеалов, цельности идеологии, пропагандируе­мой средствами массовой информации «Все для фронта, все для побе­ды», организации жизни и учебы в вечерней школе, которая помогала успешной адаптации детей и вопреки сложным семейным условиям: сиротству, бедности). Наибольшее влияние на становление личности оказывали близкие люди (по терминологии Е. С. Кузьмина, «микросре­да»), так как все макровоздействия (идеологические, духовные, куль­турные) преломляются через микроусловия - ближайшее социальное окружение, обычно семью, значимых взрослых.

Эмми Вернер и ее коллеги провели исследование, длившееся более 30 лет, в котором приняли участие жизнестойкие дети, жившие на га­вайском острове Кауаи. Из 201 ребенка, отнесенного исследователя­ми к группе риска из-за тех неблагоприятных условий, которые скла­дывались у каждого из них дома, 72 с возрастом превратились в ком­петентных, отзывчивых людей, умеющих справляться с трудностями взрослой жизни. Среди факторов, способствовавших жизнестойкости этих детей, существенно выделялась поддержка со стороны семьи, учи­телей и других взрослых, бравших на себя функции родителей. Что особенно важно, в жизни этих детей был по крайней мере один чело­век, одаривавший их безусловной любовью (Werner, 1989a).

Наши наблюдения над детьми из неблагополучных семей в приюте (центре для несовершеннолетних) показывают, что:

во-первых, ребенку для успешного развития и чувства безопаснос­ти важно сознавать, что хотя бы один взрослый человек всегда предан ему (безусловная любовь котя бы одного взрослого);

во-вторых, для успешной социализации и дальнейшей социальной адаптации в жизни этот взрослый (социализатор) должен сам быть ус­пешно адаптированным. Например, любящая бабушка, впадающая в запои и находящаяся в конфликте с соседями и работодателем, не мо­жет быть агентом успешной социализации ребенка. То же можно ска­зать об отце, вышедшем из тюрьмы и «не вставшем на ноги», чья адап­тация в обществе затруднена (обычно жизнь связана с пьяными компаниями и дебошами). Проблематична также опека некоторых взрослых одиноких женщин, не достигших психологической зрелости (по Адлеру, в трех сферах - работе, дружбе и любви);



в-третьих, для успешной социализации ребенка у него должно быть позитивное отношение к родителям.


К сожалению, в современном российском обществе при воспита­нии детей все чаще эти условия отсутствуют:

а) встречаются дети, у которых нет ни одного любящего взрослого:
например, семья без отца, мать отвергла ребенка, старший брат сам
десоциализирован (алкоголизм, тюремное заключение);

б) у ребенка есть родственник, который его любит и беспокоится о
нем, но сам он социально дезадаптирован.

В обоих случаях социализация ребенка проходит с искажениями: безнадзорность, временами отсутствие элементарного ухода и пита­ния, перед его лицом неуспешная модель поведения - конфликты взрослых с соседями и между собой, нетрезвость родственников, от­сутствие отца или отец с крайне дезадаптированными формами пове­дения (в тюрьме, алкоголизм).

ФОТО Getty Images

Понятие жизнестойкости становится одним из ключевых для современной психологии. И если многие слова в научном обиходе означают не совсем то (а иногда и совсем не то), что в обычной жизни, то с жизнестойкостью этого не происходит. Психологи видят ее ровно так же, как и все мы - способностью противостоять трудностям, верить в себя и достигать поставленных целей.

Однако популярность этого понятия породила множество учебников и тренингов, ставящих целью воспитание жизнестойкости. При этом их авторы нередко исходят из предпосылки, что воспитать это качество можно решительно у всех и примерно одинаковыми методами. Психотерапевт Максин Харли (Maxine Harley) в своем блоге на ресурсе Life Labs 1 ставит под сомнение это точку зрения и делится своими взглядами на само понятие жизнестойкости и пути ее достижения.

Стена из губок

Максин Харли подчеркивает, что далеко не все мы в равной степени способны проявить жизнестойкость и развить ее в себе. Если рассматривать это качество как набор необходимых психологических инструментов, то учебники и тренинги, безусловно, полезны тем, в чьем арсенале часть этих инструментов уже есть. Такие люди способны достаточно быстро освоить недостающий «инструментарий» и эффективно пользоваться им в дальнейшем.

Но как быть тем, кто этот самый «ящик с инструментами» даже и в глаза никогда не видел? Тем, у кого отсутствуют необходимые личностные черты и психологические навыки. Попытки обучить их жизнестойкости по общим лекалам могут не только не принести пользы, но даже и причинить серьезный вред. Позитивный результат не будет достигнут, и это лишь подорвет и без того невысокую самооценку.

Если уподобить воспитание жизнестойкости строительству стены, защищающей нас от натиска жизненных трудностей, то у одних эта стена возводится их настоящих кирпичей, а у других - из банных губок. Которые укладываются ровно и аккуратно, по всем правилам логики: «я должен верить в себя», «я должен противостоять трудностям». Но без глубокой эмоциональной уверенности эти доводы немногого стоят. И стена, которая выглядит издали очень прочной и совсем настоящей, разбухает и разваливается, стоит губкам-кирпичикам пропитаться страхом и эмоциональной неуверенностью. Никакие доводы логики, никакие «я должен», уже не работают, в нас включается древнейшая, рептильная часть мозга с ее неумолимым посылом - «не можешь сражаться, беги или падай и притворяйся мертвым».

Инструменты и причины их отсутствия

Что составляет «инструментарий» жизнестойкости? Прежде всего - внутренняя уверенность в том, что мы способны справиться с любой трудностью и в самой сложной ситуации непременно приложим все силы для победы. Далее идет способность и готовность полагаться на свои силы. Речь не о гипертрофированной независимости и стремлении отделить себя от всех остальных. Речь лишь об осознании того, что если в трудный момент нам не на кого будет опереться, мы и в самих себе найдем достаточно сил, чтобы не спасовать. К важным чертам относится также способность не поддаваться сомнениям и страху неудач, а, напротив, умение воспринимать неизбежные в жизни трудности как вызовы, мобилизующие наши ресурсы. И, наконец, это здоровая оценка происходящего. Умение наполнить события позитивным смыслом, чтобы воспринимать жизнь не как череду передряг, а как череду уроков, каждый из которых обогащает нас и делает еще сильнее.

Максин Харли полагает, что труднее всего обрести эти способности людям, пережившим в детстве серьезный травматический опыт. А также перечисляет наиболее негативные детские влияния.

1. Ребенку в детстве не позволяли быть собой и развивать собственную идентичность, а с ней и храбрость и уверенность в себе.

2. Ребенок воспринимался взрослыми как объект их собственных чувств (неважно, позитивных или негативных), а не как автономная личность.

3. Ребенок в течение долгого времени вынужден был притворяться, «носить маску», чтобы соответствовать ожиданиям семьи.

4. Ребенок воспринимался нарциссическими родителями как продолжение их самих либо вынужден был в силу обстоятельств сам слишком рано проявлять себя в родительской роли по отношению к другим членам семьи. В обоих случаях можно вновь говорить о недостаточно развитой собственной идентичности.

5. Ребенок был отвергаем либо стал жертвой насилия (эмоционального или физического).

6. Ребенок был чрезмерно опекаем и не имел достаточно возможностей соприкоснуться с реальной жизнью и сформировать стратегии противостояния ее трудностям.

7. Ребенок не видел примеров и ролевых моделей проявления жизнестойкости в своей семье.

Шесть правил

Значит ли это, что те, кому не повезло в детстве, не в состоянии сформировать жизнестойкость? Разумеется, нет. Это значит лишь то, что сформировать ее им намного сложнее. И рассчитанные на «усредненного человека» учебники и тренинги совсем не обязательно приведут к успеху. Тем не менее общие правила развития жизнестойкости и у детей, и у взрослых все же есть, считает Максин Харли. Вот они.

1. Познакомьтесь с инструментами жизнестойкости, ощутите их в себе. Не избегайте ситуаций, в которых требуются храбрость, твердость, настойчивость и вера в свои силы. Напротив, снова и снова погружайте себя в подобные ситуации, учитесь ощущать в себе эти качества и управлять ими для достижения наилучшего результата.

2. Учитесь рационально воспринимать негативный опыт. Эмоции очень важны, но слишком часто заводят нас не туда - особенно при оценке неприятных событий. Старайтесь осмыслять и трудности, и их последствия - в какой-то момент это поможет взять эмоции под контроль и в критической ситуации повести себя не так, как велят страх или растерянность, а так, как советует разум.

3. Переосмыслите отношение к собственным слабостям и вызванным ими неудачам. Как ни банально это звучит, в них действительно содержатся важнейшие уроки. Выучив которые, вы не только легче одолеете будущие проблемы, но и не передадите нехватку жизнестойкости по наследству своим детям.

4. Всячески поощряйте в ребенке упорство и веру в свои силы. Не только не прячьте его от вызовов, но наоборот, создавайте эти вызовы для него - естественно, в соответствии с его силами и возрастом - и не скупитесь на похвалу за преодоление трудностей.

5. Всегда отделяйте плохие поступки ребенка от его личности. Плохое поведение требует оценки, но ребенок должен понимать, что вы оцениваете именно поступок, а не переносите негативное отношение на него самого. Да, он может получить двойку или разбить вазу, но он категорически не должен чувствовать себя из-за этого неуклюжим или глупым и стыдиться собственной личности.

6. Научите ребенка верить в отложенные удовольствия и вознаграждения и их ценность. Понимать, что награда не всегда приходит сразу и что нужно продолжать ее добиваться, даже если в данный конкретный момент это нелегко.

7. И, наконец, станьте ролевой моделью веры в себя и жизнестойкости. Каждый день видеть рядом человека, способного преодолевать трудности и добиваться цели, намного ценнее всех поучений о том, как важно это делать.