4. Метод опроса в психологии

Опрос - метод психологического исследования, заключающийся в свободе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы. Методы опроса могут применяться во многих случаях: когда фактор который нужно учесть, плохо поддается внешнему контролю; когда изучаемый фактор легко выделяют операторы, но для его тщательного учета в наблюдении или эксперименте требуется очень длительное или сложное исследование; когда другие методы не дают достаточно исчерпывающей информации.

Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие задаче решения, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.

Опрос может проводиться в различной форме . анкетирование, интервью, беседа, социометрический метод, метод полярных баллов, экспертный опрос.

Анкета представляет собой стандартный набор вопросов, подобранных таким образом, чтобы выявить искомый фактор и его особенности с помощью прямых и косвенных вопросов, на которые опрашиваемые дают письменные ответы.

Интервью представляет собой набор вопросов по анкетному типу, но проводиться в форме живой беседы, содержание которой может быть запрограммировано.

Беседа - предусматривает прямое или косвенное, устное или письминное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед . непринужденная, интервью, вопросники, психологические анкеты.

Методы социометрии и полярных балов - это тоже методы вопросного типа, но с их помощью решается ограниченный круг задач, характеризующих особенности групповой деятельности. Результаты опроса обрабатываются обычно статистическими методами.

Для успешного проведения опроса необходимо выполнение ряда правил: опрос не должен быть слишком трудоемким; вопросы должны быть понятны испытуемому; не следует задавать наводящих вопросов, поскольку они могут предопределить характер ответов и сделать их недостоверными; отвечающий на вопросы должен быть уверен в целесообразности опроса и не бояться отрицательных последствий ответов. Опрос обычно предваряется предисловием, создающим атмосферу доверия и понимание единства целей исследователя и опрашиваемого. Возможность не указывать свою фамилию на опросном листе в ряде случаев позволяет получить более полную информацию.

Устный опрос применяется когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса дает много инфо, но требует спец.подготовки, обучения, больших затрат по времени для проведения. Письменный опрос позволяет охватить большое число людей. Анкета. Нельзя учесть реакции на содержание вопросов. Свободный опрос разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определленными рамками. Тесты – специализированный метод психодиагност.обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Отличаются четкой процедурой сбора и обработки первичных данных, а также своеобразием и последующей итепретацией. Бывают тест-опросники и тест-задания. Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. Проективные тесты в них лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям.

Методы опроса по часто­те применения педагогами занимают второе, после наблюдения, место. Они помогают получить информацию о явлениях, процес­сах, которые недоступны прямому наблюдению и не находят от­ражения в документах. Это может быть информация о мотивах, интересах и предпочтениях людей, их семейной жизни или быто­вой деятельности и т.д. Ее источником являются люди и их вы­сказывания о своих настроениях, поступках, представлениях или о том, что их окружает. Выделяют разведочный (в начале комп­лексной диагностики) и уточняющий (в ее конце) опрос.

Под опросом понимается метод целенаправленного получения первичной вербальной (устной или письменной) информации путем заочного (опосредованного вопросником анкеты) или очного (непосред­ственного) общения педагога (анкетера, интервьюера) с опрашиваемы­ми (респондентами).

Социологический опрос направлен на получение информации о внешней стороне (поступках, мнениях, интересах) деятельности опрашиваемых, а полученная информация всегда рассматривает­ся в контексте функционирования определенных общественных групп и общества в целом.

Опрос, проводимый в социально-психологических исследованиях, направлен на выявление глубинных характеристик, внутренних механизмов формирования поступков, мнений, интересов чело­века. Психолога прежде всего интересует не сам по себе факт на­личия поступка, а та психологическая реальность, которая его обусловливает.

Опрос, проводимый в целях педагогической диагностики, исполь­зуется не только для выявления причин того или иного явления (хотя это и важная задача), но также для построения прогноза протекания процесса и самое главное - для выработки рекомен­даций об оптимальном характере педагогической помощи обуча­емому (воспитаннику) в его саморазвитии.

- групповые опросы, когда интервьюер обращается ко всем или нескольким интересующим его лицам, и индивидуальные опросы, когда интервьюер работает лишь с одним из опрашиваемых;

- очные опросы, когда интервьюер лично контактирует с опра­шиваемым, и заочные опросы, когда интервьюер лично не контак­тирует с опрашиваемым;

- устные опросы, когда информация фиксируется интервьюером, и письменные опросы, когда отвечающий сам заполняет анкету или опросник;

- целенаправленные опросы, имеющие программу, план, опросник, и свободные (беспрограммные) опросы, которые проводятся в на­чале диагностики для уточнения проблемы, цели, задачи и гипо­тезы;

- специализированные опросы (экспертов, влиятельных лиц) и массовые опросы (представителей различных категорий);

- стандартизованные (формальные, массовые) опросы и нестандартизованные (творческие, свободные) опросы",

- глубокие (психоаналитические, клинические) опросы, явные опросы, когда ответы не записываются в присутствии опрашиваемого, и скрытые опросы, внешне выглядящие как сво­бодный разговор людей, один из которых говорит, а другой тер­пеливо слушает; при этом возможно протоколирование вторым диагностом или запись на диктофон;

- сплошные опросы, когда опрашиваются все обучаемые, воспи­танники и т.д. и выборочные опросы, направленные на специаль­ную выборку опрашиваемых.

По предполагаемым ответам вопросы делятся на: открытые, предполагающие свободную форму ответов, кото­рые подвергаются качественному, а не количественному анализу, или же требующие до обработки ответов оценки диагноста, пере­вода в заранее разработанну шкалу;

- закрытые (альтернативные), предполагающие выбор одного ответа из перечня возможных. Также к ним относятся вопросы- меню, позволяющие респонденту выбрать одновременно несколько вариантов ответов;

- полузакрытые, предоставляющие возможность наряду с выбо­ром готового ответа дать свой вариант.

По открытости вопросы могут быть прямыми (отвечая на которые испытуемый сам характеризует и непосредственно оце­нивает присутствие, отсутствие или степень выраженности у себя того или иного качества) или косвенными (в ответах на которые не содержится прямых оценок, но по которым можно судить о наличии или отсутствии исследуемого свойства).

По цели вопросы разделяются на:

- функциональные, используемые для оптимизации, упорядоче­ния течения опроса;

- вопросы-фильтры, направленные на отсеивание некомпетент­ных в предмете опроса респондентов;

- контрольные, использующиеся для проверки искренности от­ветов (так называемая «шкала лжи»);

- буферные, использующиеся для имитации непринужденной и логичной беседы с опрашиваемым.

Опрос включает следующие этапы:

- Этап адаптации, направленный на решение двух важных задач - создания у респондента позитивной мотивации для от­вета на вопросы и настройки его к участию в диагностике. Он состоит из обращения и нескольких вопросов. Обращение - за­вязка, начало опроса - момент весьма ответственный. От начала опроса во многом зависит достоверность информации. В связи с этим не рекомендуется задавать основные вопросы сразу, без адаптации. Необходимо психологически подготовить респонден­та к беседе.

- Этап достижения поставленной цели, на котором происходит сбор информации. В этот период задаются основные вопросы.

- Этап снятия психологического напряжения, которое может накапливаться в процессе опроса. Для этого рекомендуется в кон­це опроса задавать функционально-психологические вопросы, которые не направлены на сбор важной информации.

К опросным методам относятся беседа, интервьюирование и анкетирование, каждый из которых имеет свои особенности в проведении.

Беседа - это метод получения информа­ции на основе прямого и относительно свободного общения с испы­туемым.

Он применяется с целью получения материала, характе­ризующего индивидуально-личностные особенности опрашива­емого. В беседе можно проверить данные, полученные методом наблюдения.

Беседа может использоваться для достижения следующих за­дач:

Выяснения фактов, событий, свидетелем или участником которых был испытуемый;

Установления его отношения к ним;

Выяснения причин конкретных проблемных ситуаций;

Исследования методов и средств воспитания, которые при­менялись к испытуемому;

Установления причин его аномального поведения;

Изучения особенности среды, в которой находится испытуе­мый;

Выявления его нравственных позиций, ценностных ориента­ции, ближайших целей и т.д.;

Изучения его внутреннего состояния и факторов, повлияв­ших на него, и т.д.

Планирование беседы осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе планирования беседы определяется цель беседы, объект и предмет разговора.

На втором этапе планирования отрабатывается ход беседы:

С чего лучше начать разговор (повод для начала разговора);

Как перейти к основной теме;

Как удержать инициативу;

Какие типы вопросов лучше использовать на разных этапах беседы;

Как влиять на активность и искренность испытуемого, какие для этого ис­пользовать приемы общения;

Как правильно выйти из диалога.

На третьем этапе прогнозируются результаты беседы, которые должны быть получены.

Интервью - это разновид­ность беседы, при которой диагност спрашивает, воздерживаясь от собственных высказываний по собственному вопросу, а испы­туемый отвечает.

Интервью предполагает заранее заготовленный вопросник, по которому интервьюер ведет беседу. Благодаря этой особенности полученные ответы легче обрабатывать: классифицировать, пере­водить в формализованный вид для математической и статисти­ческой обработки.

Интервью экономичнее по времени, в связи с чем можно опро­сить большее, чем при беседе, количество людей, а полученные данные использовать для выявления тенденций, наблюдающихся в данной выборке. В то же время личное общение интервьюера с опрашиваемым позволяет уточнять вопросы и ответы, коррек­тировать полученные данные с учетом параллельных наблю­дений.

Главный отличительный признак интервью - строгая номен­клатура и последовательность вопросов и их тестовый характер (наличие предположительных ответов). Интервьюер направляет опрос в нужное русло только с помощью промежуточных вопро­сов. В связи с этой особенностью интервью широко используется в психоаналитической и клинической практике, например для вы­яснения факторов и условий формирования отношений, пози­ции, мотивации опрашиваемого, источников формирования де­виаций.

Вопросы задаются устно. В такой же форме даются ответы рес­пондентов, которые фиксируются интервьюером в вопроснике интервью или на стандартизованном бланке с закодированными номерами вопросов и возможных ответов на них. Иногда лучше, если ответы респондентов не стенографируются на их глазах, а воспроизводятся позже по памяти интервьюера. Возможна запись ответов с помощью диктофона или видеокамеры с целью после­дующего изучения не только вербальной, но и невербальной ре­акции опрашиваемого на задаваемые вопросы.

Интервью делится на несколько фаз.

Стартовая фаза интервью посвящается вхождению в кон­такт с интервьюируемыми. При явном интервью интервьюер сжа­то излагает цели и задачи диагностики, ее значение для теории и практики. Глубокое интервью требует более интимного контакта. Важно наладить дружеский тон, взаимопонимание, проявить ин­терес к респонденту, найти предмет его особого внимания (дети, книги, картины, охота и т.п.). Не следует отказываться и от уго­щения: это тоже сближает собеседников. Глубокое интервью все­гда подчеркнуто индивидуально.

Средняя фаза интервью характеризуются тем, что беседа все более сосредоточивается вокруг интересующего педагога во­проса.

Заключительная фаза - продолжение разговора на тему, интересующую собеседника. Опытный интервьюер, уходя, уверен, что он всегда может вернуться к этим людям и они его примут тепло.

Подготовка и проведение интервью включает в себя следующие действия:

1. Постановка цели . При помощи интервью решаются различ­ные диагностические задачи, исходя из которых выбирается тот или иной вид интервью:

Поисковое интервью для сбора информации, при помощи которой можно обозначить проблему или комплекс проблем, нуж­дающихся в диагностике, а также для поиска новой точки зрения;

Интервью по проверке гипотез (как правило, стандартизо­ванное интервью) - сравнение групповых и/или индивидуаль­ных различий;

Интервью для сбора эмпирической информации, проводяще­еся при необходимости подтвердить или опровергнуть какие-либо закономерности или теоретические положения;

Интервью как вспомогательный метод, применяющийся для уточнения данных, полученных другими методами (например, данные наблюдения, анкетирования, тестирования).

2. Предварительная подготовка . Она включает в себя сбор ин­формации об исследуемом объекте, уточнение целей и задач ин­тервью, вопросов, определение оптимальной формы его прове­дения, состава и количества респондентов, выбор научного и тех­нического обеспечения, предполагаемых вербальных средств и типов вопросов для получения планируемых сведений, прогноз временных и материальных затрат на интервьюирование.

3. Интервьюирование . Начиная интервью, следует помнить, для чего будет использован конечный результат: для разработки коррекционных мер, для составления плана учебно-воспитательной работы или для публичного обсуждения. Это необходимо учитывать на всех этапах диагностики, поскольку в определенных случаях нуж­но информировать интервьюируемых о том, как будут использо­ваться данные, получить у них письменное согласие на неограни­ченное цитирование их ответов и учесть любые противоречия или конфликты, которые могут возникнуть на протяжении интервью.

По мере разворачивания интервьюирования понимание педа­гогом изучаемого объекта может измениться; может открыться новое видение проблемы. Интервьюеру следует обращать внима­ние только на те данные, которые способствуют достижению по­ставленной цели, а не убодят от нее.

Этические вопросы планирования предполагают получение от испытуемого осознанного согласия участвовать в диагностике, обеспечение конфиденциальности и принятие во внимание возмож­ных последствий участия в диагностике для данного человека.

4.Обработка данных интервью . При обработке полученных дан­ных требуется точное ведение протокола: ответы цитируются, а не пересказываются. Затем листы протокола кодируются. Обработ­ка завершается применением математических и статистических ме­тодов.

Анкетирование - это форма опроса, для которого педагог предварительно состав­ляет список вопросов обследуемому контингенту лиц . Ответы на эти вопросы служат исходным эмпирическим материалом для обоб­щений.

Анкетирование применяется для массового сбора информации (иногда - от живущих в разных местах людей). Общение диагно­стируемого с диагностом носит опосредованный (через анкету) характер. Характер материалов анкет пригоден для количествен­ного анализа и удобен в обработке.

В педагогической диагностике при­меняются следующие виды анкет:

- анкета-интервью - опросный лист, который вручается рес­понденту и заполняется в присутствии диагноста. Часто раздаются листы ответов, а вопросы анкеты диктуются или предлагаются на экране (классной доске);

- почтовая анкета - рассылается лицам, которые выбраны для опроса; наиболее пригодна для опроса лиц, живущих далеко друг от друга, используется при опросах с простой тематикой. Такую анкету используют, например, для опроса родителей учащихся;

- анкетирование в среде - распространение анкеты среди опре­деленной группы населения. Ею можно пользоваться для опроса, к примеру, студентов, живущих в одном общежитии, участников конференции, заседания и т. п. Аналогично проводится анкетиро­вание во время классного часа, родительского собрания, педаго­гического совета;

- стереоанкетирование - сравнение самооценки и оценки од­ного и того же лица . На каждого человека заполняется три-четыре и более идентичных вопросника: им самим, его родителя­ми, педагогами, сверстниками и т.д. На основании сравнения и обобщения полученных данных составляется синтетическая стереоанкета, представляющая изучаемое лицо с различных точек зрения.

К анкете предъявляются следующие основные требова­ния :

Во вступлении необходимо сформировать у респондента чув­ство удовлетворения от того, что выбор пал именно на него;

Вопросы должны наиболее точно и емко характеризовать изу­чаемое явление и задаваться в логичной последовательности;

Следует сочетать прямые вопросы с косвенными (например: «Нравится ли профессия учителя?» и «Согласны ли вы, что про­фессия учителя самая лучшая?»);

В начале анкеты необходимо задавать вопросы на определе­ние компетентности респондента в теме опроса;

Вопросы должны располагаться по принципу: «подготовка- сложные вопросы - классификация»;

На заполнение анкеты должно уходить как можно меньшее вре­мя (в зависимости от возраста школьников от 4-5 до 15-20 мин).

- вступление (его цель - убе­дить респондента принять участие в опросе, дать короткую харак­теристику опроса);

- основная часть отвечает целям диагностики;

- реквизитная часть позволяет провести идентификацию респон­дентов для дальнейшей их группировки.

109.169.171.163 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Метод опроса относится к методам исследования вербально-коммуникативным, и подразумевает взаимодействие между специалистом и клиентом через заполнение последним ответов на перечень заранее сформулированных вопросов.

Метод опроса в психологии

Именно такой метод в настоящее время является одним из превалирующих в области психологии. Именно так специалисту проще всего получить конкретную информацию для анализа. Опрос, как правило, заключается в процессе получения ответов на список важных вопросов из той области, в которой проводится исследование. Как правило, опросы решают массовые задачи, ведь специфика их проведения позволяет в короткие сроки получить сведения не от одного индивида, а от группы людей.

Методы опроса по виду делятся на стандартизированные и нестандартизированные. Первые позволяют получить только самые общие впечатления о каком-либо деле, когда как в последних отсутствуют какие бы то ни было точные рамки, и в данном случае исследователь способен менять ход опроса непосредственно в процессе, в зависимости от реакции респондента. В этом отношении опрос как метод психологического исследования может быть использован в самых разных целях и позволяет производить анализ всевозможных аспектов человеческой психики.

Важная характеристика метода опроса заключается в том, что специалист должен составить такие программные вопросы, которые соответствуют основной задаче, но при этом для понимания доступны только специалистам. Эти вопросы в дальнейшем формируются на простом языке.

Метод опроса - виды

К методам опроса относятся следующие его разновидности:

  • анкетирование;
  • личностные тесты;
  • метод лестницы;
  • метод интервью (его относят не только к методу опроса, но и к методу беседы);
  • вопросы.

Все эти основные методы опроса позволяют быстро разобраться в интересующей проблеме и легко использовать эти знания в дальнейшем.

Метод опроса: какими должны быть вопросы?

При составлении опроса важно, чтобы каждый из вопросов не только позволял характеризовать человека, но был конкретным и отдельным, логичным и понятным, кратким и простым. Нужно следить за тем, чтобы в вопросе не было каких-либо подсказок или указаний на конкретный тип ответа, это позволит избежать шаблонности со стороны ответчика. Язык вопросов теста должен быть общеупотребительным, нейтральным и не содержать экспрессивной окраски. Особое табу действует на вопросы, которые имеют внушающий характер.

В зависимости от характера исследования, психолог может включить в опрос закрытые вопросы с выбором из нескольких пунктов ответа или открытые вопросы, на которые отвечающий должен дать некоторый распространенный ответ. Очевидным недостатком метода опроса в случае с выбором из готовых вариантов ответа является вероятность невнимательного, необдуманного ответа, «автоматизм» в заполнении, что в итоге может приводить к искажению результатов тестирования.

Неструктурированные, открытые вопросы позволяют отвечать в свободной форме, что дает более точные результаты тестирования, но в значительной степени усложняет обработку результатов. Зачастую это отнимает много времени и у респондента, и у специалиста. Достоинства и недостатки такого метода опроса примерно уравновешивают друг друга.

Кроме этого, специалисту важно выбрать основной тип вопросов, которые он будет использовать: либо субъективные, когда человеку полагается решить, как бы он повел себя в той или иной ситуации, либо проективные, которые задаются в третьем лице и в целом не указывают на конкретное лицо.

Опрос – это метод целенаправленного получения информации о социально-психологических явлениях путем заочного или очного общения практического психолога с опрашиваемым.

Типы опросов:
1) интервьюирование;
2) анкетирование.

Интервью – вербальный непосредственный опрос, в котором психолог (интервьюер) стремится получить информацию от опрашиваемого (респондента) или группы лиц.

Виды интервью, используемые в социально-психологических исследованиях:
1) по количеству опрашиваемых и целям диагностирования:
а) индивидуальное интервью, целью которого является изучение личностных особенностей респондентов:
– клинические – направлены на выявление акцентуаций;
– глубинные – состоят в выяснении событий и переживаний опрашиваемого в прошлом, находящихся в глубинах памяти;
– фокусированные – внимание респондента фокусируется на определенных жизненных событиях, проблемах;
б) групповое интервью используется как способ сбора информации о мнениях, настроениях, установках группы в целом;
в) массовые интервью используются для диагностики массовых социально-психологических явлений;
2) по степени формализации:
а) стандартизированное интервью – формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Достоинством метода является сведение до минимума ошибок при формулировании вопросов, благодаря чему полученные данные более сравнимы друг с другом. Недостаток метода состоит в несколько «формальном» характере опроса, затрудняющем контакт между интервьюером и опрашиваемым. Применяется при необходимости исследовать большое количество людей (несколько сотен или тысяч);
б) нестандартизированное интервью – характеризуется гибкостью и вопросы варьируются в широких пределах, интервьюер руководствуется лишь общим планом интервью и в соответствии с конкретной ситуацией формулирует вопросы. Преимуществом данного вида интервью является возможность задавать дополнительные вопросы, обусловленные конкретной ситуацией, что приближает его к обычной беседе и вызывает более естественные ответы. Недостаток такого интервью кроется в трудностях сопоставления полученных данных вследствие вариаций в формулировках вопросов. Используется на ранних стадиях исследования, когда необходимо предварительное знакомство с изучаемой проблематикой;
в) полу-стандартизированное или «фокусированное» интервью – осуществляется при помощи «путеводителя» интервью с перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов. Основные вопросы должны быть заданы каждому опрашиваемому, дополнительные вопросы задаются в зависимости от ответов опрашиваемого на основные вопросы. Данная методика позволяет интервьюеру варьировать в пределах рамок «путеводителя». Полученные данные при этом более сопоставимы.

Анкетирование – метод, с помощью которого психолог (анкетер) получает информацию от респондентов опосредованно с помощью анкеты (вопросника), составленной определенным образом в соответствии с целями исследования.

Анкетирование используется при:
1) выяснении отношения людей по острым дискуссионным или интимным вопросам;
2) необходимости опросить большое число людей.
Способы анкетирования:
1) рассылка анкет по почте;
2) распространение анкет в СМИ;
3) вручение анкет по месту жительства или работы.

Достоинства опросов состоят в том, что они дают исследователю информацию, которую невозможно получить иным образом. Опрос может выступать как средство сбора первичной информации и служить для уточнения, и контроля данных других методов.

Недостатки данного метода кроются в субъективности полученных данных, которые во многом основаны на самонаблюдении опрашиваемых.

Опросы

Опросные методы традиционно представлены в двух формах: устного опроса (беседа, интервью), свободного опроса и письменного опроса (анкетирование).

Беседа является одним из широко распространенных в психологии труда методов и используется при освещении самого широкого круга проблем. Она совершенно необходима при изучении индивидуальной структуры труда, при выявлении профессионально-важных качеств работника, выяснении особенностей мотивации работы по данной специальности и функциональных состояний, личных профессиональных планов учащихся при выборе профессии или ее смене у взрослых людей, при оценке рабочих мест. Беседа как научный метод должна отвечать ряду требований:

строиться по определенному плану, заранее продуманному, но отличающемуся достаточно гибкой структурой;

носить естественный характер. Беседа предполагает обоюдную активность как со стороны психолога, так и опрашиваемого; ни в коем случае она не должна превращаться в форму допроса или устной анкеты;

включать только те вопросы, которые не носят внушающего или подсказывающего характера, и допускать взаимопроверку ответов;

поддерживать доверительный контакт психолога с опрашиваемым; завершаться фиксированием полученных (в процессе беседы) результатов.

Регистрация данных беседы может производиться как в ее процессе, так и после окончания. Первый способ регистрации может использоваться при анализе интересов людей, влияния условий среды и других вопросов, не затрагивающих глубоко проблемы личности. В случае же индивидуального консультирования такой способ применять не рекомендуется, чтобы не вызывать у клиента отрицательного отношения к беседе и нежелание давать искренние ответы. И хотя он связан с потерей определенного количества информации, но более оправдан с этической точки зрения. Использование аудио - и видеотехники, безусловно, значительно повышает точность получения и сохранения информации, но порождает ряд этических проблем.

Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.

Свободный опрос - разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма - анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.

Анкетирование представляет собой перечень вопросов, которые дают изучаемым лицам для письменного ответа. Достоинство этого метода в том, что он позволяет сравнительно легко и быстро получить массовый материал. Недостаток же этого метода в сравнении с беседой - отсутствие личного контакта с испытуемым, что не дает возможность варьировать характер вопросов в зависимости от ответов. Вопросы должны быть четкими, ясными, понятными, не должны внушать тот или иной ответ.

Материал бесед и анкет представляет ценность тогда, когда он подкрепляется и контролируется другими методами, в частности наблюдением получение ответов опрашиваемых в письменной форме на заранее сформулированные вопросы, при этом психолог может не вступать в прямой контакт с работниками. Анкетирование проводится в тех случаях, когда нужно получить данные от большого количества людей в короткие временные сроки. Анкеты используются для выяснения ценностных ориентации работников и их отношения к профессии и отдельным элементам работы; мотивов и факторов, влияющих на выбор профессии; значимых аспектов профессиональной деятельности; профессионально-важных качеств. Анкетирование может проводиться как в присутствии психолога, так и заочно (когда анкета заполняется дома). Данный способ удобен, поскольку не отвлекает работника от выполнения своих трудовых обязанностей и позволяет более обдуманно подойти к ответам на вопросы. Но он имеет и негативные стороны: возможность заполнения анкеты другим лицом, отсутствие ответов на ряд вопросов, неполный возврат анкет.

Для получения достоверной информации с помощью метода анкетирования необходима правильная организация исследования. Она предполагает:

наличие вступительной статьи с изложением целей и задач исследования и инструкций по заполнению опросника;

правильную формулировку вопросов. Они должны быть однозначно понимаемы, касаться конкретных аспектов поведения и деятельности работника, не содержать малоупотребляемых иностранных слов и узкоспециальных терминов, не носить внушающего характера, предполагать равновероятность выбора всех предложенных вариантов ответа;

подготовку такой анкеты, которая легко читается, напечатана без помарок и исправлений, удобно графически оформлена с выделением соответствующих разделов.

4. Метод опроса в психологии

Опрос - метод психологического исследования, заключающийся в свободе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы. Методы опроса могут применяться во многих случаях: когда фактор который нужно учесть, плохо поддается внешнему контролю; когда изучаемый фактор легко выделяют операторы, но для его тщательного учета в наблюдении или эксперименте требуется очень длительное или сложное исследование; когда другие методы не дают достаточно исчерпывающей информации.

Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие задаче решения, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.

Опрос может проводиться в различной форме : анкетирование, интервью, беседа, социометрический метод, метод полярных баллов, экспертный опрос.

Анкета представляет собой стандартный набор вопросов, подобранных таким образом, чтобы выявить искомый фактор и его особенности с помощью прямых и косвенных вопросов, на которые опрашиваемые дают письменные ответы.

Интервью представляет собой набор вопросов по анкетному типу, но проводиться в форме живой беседы, содержание которой может быть запрограммировано.

Беседа - предусматривает прямое или косвенное, устное или письминное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед : непринужденная, интервью, вопросники, психологические анкеты.

Методы социометрии и полярных балов - это тоже методы вопросного типа, но с их помощью решается ограниченный круг задач, характеризующих особенности групповой деятельности. Результаты опроса обрабатываются обычно статистическими методами.

Для успешного проведения опроса необходимо выполнение ряда правил: опрос не должен быть слишком трудоемким; вопросы должны быть понятны испытуемому; не следует задавать наводящих вопросов, поскольку они могут предопределить характер ответов и сделать их недостоверными; отвечающий на вопросы должен быть уверен в целесообразности опроса и не бояться отрицательных последствий ответов. Опрос обычно предваряется предисловием, создающим атмосферу доверия и понимание единства целей исследователя и опрашиваемого. Возможность не указывать свою фамилию на опросном листе в ряде случаев позволяет получить более полную информацию.

Устный опрос применяется когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса дает много инфо, но требует спец.подготовки, обучения, больших затрат по времени для проведения. Письменный опрос позволяет охватить большое число людей. Анкета. Нельзя учесть реакции на содержание вопросов. Свободный опрос разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определленными рамками. Тесты – специализированный метод психодиагност.обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Отличаются четкой процедурой сбора и обработки первичных данных, а также своеобразием и последующей итепретацией. Бывают тест-опросники и тест-задания. Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. Проективные тесты в них лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям.