ТАСС-ДОСЬЕ. 21 августа 2017 года в районе Малаккского пролива эсминец ВМС США DDG-56 John S. McCain столкнулся с танкером Alnic MC. Военный корабль получил повреждения кормы, десять его моряков числятся пропавшими без вести.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила хронологию аварий, произошедших с 2000 года с надводными кораблями ВМС США в результате навигационных ошибок.

Всего сообщалось о шести таких инцидентах (включая столкновение 21 августа). Два из них привели к человеческим жертвам.

13 июля 2000 года близ острова Оаху в Гавайском архипелаге (США) десантный транспорт-док LPD-9 Denver в ходе учений по дозаправке в море столкнулся с судном-заправщиком T-AO-202 Yukon. Оба судна получили серьезные повреждения, пострадавших не было. Виновным в аварии был признан экипаж Denver.

22 июля 2004 года в Персидском заливе авианосец CV-67 John F. Kennedy столкнулся с неопознанным дау (арабским парусным рыболовецким судном). В результате судно сразу затонуло, на его борту, предположительно, находились до 15 человек. На борту авианосца никто не пострадал, но в результате резкого маневра, предпринятого, чтобы избежать столкновения, были повреждены два самолета. По итогам расследования инцидента командир авианосца, капитан (аналог российского звания "капитан 1 ранга") Джон Миллер был отстранен от командования и переведен на преподавательскую, а затем - на штабную работу.

12 августа 2012 года в Ормузском проливе эсминец DDG-78 Porter столкнулся с танкером Otowasan, следовавшим под флагом Панамы, и получил пробоину в правом борту. Пострадавших не было. Командир корабля, коммандер (капитан 2 ранга) Мартин Арриола был впоследствии отстранен от командования.

9 мая 2017 года в международных водах близ берегов Республики Корея ракетный крейсер CG-57 Lake Champlain столкнулся с небольшим южнокорейским рыболовецким судном 502 Nam Yang. Пострадавших не было. Столкновение произошло в условиях плохой видимости. Как сообщили представители ВМС, экипаж корабля подавал положенные звуковые сигналы, однако рыбаки не успели вовремя изменить курс.

17 июня 2017 года у южного побережья Японии американский эсминец DDG-62 Fitzgerald столкнулся с контейнеровозом ACX Crystal, шедшим под флагом Филиппин. Инцидент произошел ночью в хорошую погоду. Сухогруз врезался в правый борт корабля, эсминец получил серьезные повреждения, в том числе пробоину ниже ватерлинии. Погибли семь американских моряков, которых затопило в машинном отделении. Травмы получили трое, в том числе командир корабля, коммандер Брюс Бенсон.

Согласно результатам расследования, опубликованным властями США 17 августа 2017 года, виновными в происшествии были признаны находившиеся на вахте моряки эсминца, которые в нарушение Международных правил предупреждения столкновений судов (COLREGS-72) не предоставили преимущества двигавшемуся справа торговому судну. После аварии корабль отправили на длительный ремонт.

Столкновение контейнеровоза с эсминцем ВМС США в Тихом океане вызывает немало вопросов. Как могли удариться корабли, оснащенные радарами и системой предотвращения аварий? Эксперты считают, что причина – человеческая ошибка. Основную ответственность возлагают на грузовое судно, но вина неизбежно ляжет и на командира эсминца, потерявшего семь своих матросов убитыми, и даже на командование флота.

Повышенная активность ВМС США в Тихом океане в последние месяцы привела к первым жертвам: в воскресенье , что в затопленных каютах американского эсминца Fitzgerald («Фицджеральд») найдены тела семерых моряков. Премьер-министр Японии Синдзо Абэ уже выразил соболезнования президенту США Дональду Трампу по этому поводу.

Напомним, корабль в субботу с филиппинским торговым судном ACX Crystal («Кристалл») в водах Японии в 103 км от Йокосуки. Кроме семерых погибших, трое матросов были ранены, включая самого командира корабля Брайса Бенсона. Все пострадавшие были госпитализированы.

«В отсутствие боевых действий в море боевые корабли ВМС не должны врезаться во что-либо – ни в землю, ни друг в друга, ни, конечно же, в контейнеровоз посреди ночи»

Контейнеровоз подбил эсминец

Инцидент произошел в 2.30 по местному времени (20.30 мск в пятницу), когда филиппинский контейнеровоз протаранил носовой частью (как напоминает CNN , суда такого типа имеют носовой бульб – выступающую часть выпуклой эллипсоидной формы чуть ниже ватерлинии – для уменьшения сопротивления течению воды) правый борт американского эсминца, создав серьезную пробоину как выше, так и ниже ватерлинии. У военного корабля оказалось повреждено машинное отделение, а также каюты капитана и экипажа, большая часть которого в ночное время спала (что в том числе и обусловило такие серьезные жертвы).

Благодаря усилиям экипажа Fitzgerald остался на плаву и смог дойти до порта Йокосука. Командующий 7-м флотом ВМС вице-адмирал Джозеф Окойн : несмотря на серьезный урон, эсминец поддается ремонту, однако на это потребуется несколько месяцев, если не год. У ACX Crystal лишь незначительно повреждена носовая часть, судно полностью остается на плаву.

Fitzgerald – эскадренный миноносец с управляемым ракетным оружием (УРО) ВМС класса Arleigh Burke («Арли Берк»), эксплуатируется с 1995 года. Был одним из 15 эсминцев УРО, которые были модернизированы для установки на них зенитных управляемых ракет большей дальности – SM-3. На его борту госсекретарь США Хиллари Клинтон в 2011 году подписала Манильскую декларацию о старте переговоров по решению морских споров с Филиппинами.

В последнее время Fitzgerald находился на боевом дежурстве возле берегов Японии и Южной Кореи (базируясь в Йокосуке). В пятницу перед столкновением он вышел для выполнения «штатных операций». Стоит отметить, что это корабль внушительных размеров: водоизмещение более 8 тыс. тонн и длина более 150 м, а экипаж состоит из 337 человек.

В то же время ACX Crystal – судно в разы больших размеров. Его водоизмещение составляет более 29 тыс. тонн, а длина – более 220 м, однако его экипаж – лишь 21 человек. Такая разница в габаритах объясняет несопоставимость повреждений, полученных кораблями. Контейнеровоз, находящийся в эксплуатации девять лет, плавает под флагом Филиппин, однако был построен в Южной Корее, принадлежит японской компании Dainichi-Invest Corporation и зафрахтован крупнейшей японской судоходной фирмой NYK Line (входит в Mitsubishi Group). Во время столкновения судно везло более 1 тыс. контейнеров из Нагои в Токио.

Как такое могло произойти?

ВМС США и береговая охрана Японии (хотя инцидент произошел в японских водах, в нем задействован американский военный корабль) начали расследование – и намерены в первую очередь допросить экипаж контейнеровоза, ведь именно он протаранил эсминец. Кстати, согласно навигационным данным , ACX Crystal перед столкновением почему-то отклонился от курса и совершил два резких маневра.

В любом случае подобные инциденты в море вызывают недоумение. Виновны, скорее всего, обе стороны. Морской эксперт Том Дайер заявил изданию Wired, что оба судна оснащены системами предотвращения столкновений, которые основываются на показаниях радаров. В этих условиях есть два варианта причин произошедшего: или сбой систем, или же ошибка командиров (либо штурманов) обоих кораблей. И второе куда более вероятно.

Вот и японские власти предположили , что виновата «профессиональная халатность». В США также звучат голоса, что, даже если основная ответственность лежит на контейнеровозе, командир Fitzgerald также виновен, что не сумел предотвратить происшествие. Брайан Макграт, бывший командир одного из эсминцев США, подчеркнул : «Каждый, кто когда-либо командовал кораблем, знает, что ты неизбежно ответственен за все, что происходит под твоим надзором. Тут нет таких моментов, как «я спал» или «я был на суше».

Бывший контр-адмирал американского флота Джон Кирби отметил , что виновные должны понести наказание и поплатиться должностями. «В отсутствие боевых действий в море боевые корабли ВМС не должны врезаться во что-либо – ни в землю, ни друг в друга, ни, конечно же, в контейнеровоз посреди ночи», – подчеркнул он.

Как ни странно, критике подвергся даже президент Дональд Трамп. Он так и не назначил ни министра (шефа) ВМС, ни американского посла в Японии. Спасательная операция и ее координация между Токио и Вашингтоном сталкивались с проблемами, считает бывший представитель администрации Барака Обамы Брендон Фридман.

Корабли сталкиваются все чаще

Как отмечает , в мае на симпозиуме в Сингапуре представители военных ведомств государств Азии выражали опасение по поводу стремительного наращивания в этом регионе флота подводных лодок (в ближайшие восемь лет должен достигнуть 250 единиц) и увеличения численности военных кораблей США. Это повышает риск «ошибок в расчетах», что может вести к авариям. Столкновение эсминца Fitzgerald и контейнеровоза ACX Crystal косвенно подтвердило эти опасения.

Стоит также вспомнить, что в апреле похожий инцидент произошел и в Черном море. Тогда в 40 км северо-западнее пролива Босфор грузовое судно под флагом Того Youzarsif H («Ашот-7») протаранило российский . В результате корабль Черноморского флота затонул. Команда, однако, не пострадала, благодаря своевременной эвакуации.

Представитель Черноморского флота в этом месяце рассказал «Независимой газете», что разведывательный корабль стоял на якоре и своевременно обнаружил приближение Youzarsif H, сообщив об этом капитану сухогруза. Однако сухогруз так и не изменил курс даже после второго сеанса связи, хотя и сообщил, что принял информацию. Однако остается вопрос, почему командир «Лимана» до последнего тянул с решением сняться с якоря и уйти, на что в итоге времени не хватило. Об официальных итогах расследования гибели «Лимана» пока не сообщалось.

Первоначально российские военные сообщили о том, что российский исследовательский корабль Черноморского флота «Лиман» столкнулся с судном «Ашот-7». Инцидент произошел в 11.53 в юго-западной части Черного моря, в 40 км к северо-западу от турецкого пролива Босфор. В результате столкновения российский корабль получил пробоину правого борта ниже ватерлинии, сообщили в Минобороны.

Фоторепортаж: Корабль Черноморского флота затонул в Босфоре

Is_photorep_included10646687: 1

Спустя семь минут после столкновения, в 12.00, к месту происшествия были направлены корабли Черноморского флота, а также вылетела спасательная команда из состава дежурных сил флота на самолете Ан-26. По данным российских военных, пострадавших среди членов экипажа «Лимана» нет. «Экипаж корабля ведет борьбу за живучесть судна», — цитировал «Интерфакс» заявление Минобороны.

Принадлежность судна «Ашот-7» сейчас уточняется, сообщили в российском военном ведомстве.

Вместе с тем турецкое издание Daily Sabah сообщает, что это грузовое судно, шедшее под флагом западноафриканского государства Того и перевозившее скот. По информации издания, корабли столкнулись из-за сильного тумана.

Экипаж «Лимана» не смог удержать судно на плаву, но все 78 членов команды были успешно спасены подразделениями береговой охраны Турции.

Ранее Daily Sabah сообщило, что после столкновения кораблей 15 российских моряков пропали, однако позже удалило эту информацию со своего сайта.

В российском Минобороны эту информацию опровергли. «Все члены экипажа исследовательского судна Черноморского флота «Лиман» в полном составе живы, здоровы и в настоящее время готовятся к эвакуации с турецкого спасательного судна на российский корабль», — приводит заявление ведомства «Российская газета».

Все члены экипажа «Лимана» будут доставлены на базу Черноморского флота, уточнили в Минобороны. Все сообщения «западных СМИ» о пропавших без вести российских моряках не соответствуют действительности и являются «очередной дезинформацией», подчеркнули в министерстве.

О состоянии «Ашота-7» после столкновения не уточняется. При этом Reuters сообщает, что столкновение произошло с кораблем Youzarsif H. Согласно данным ресурса Marine Traffic, который отслеживает передвижение морских судов и их текущее местоположение в портах, Youzarsif H — это действительно грузовое судно, которое занимается перевозкой скота под флагом Того. По информации портала, накануне, 26 апреля, корабль вышел из румынского порта Midia.

Согласно карте, размещенной на Marine Traffic, судно Youzarsif H сейчас находится в Черном море. Рядом с ним находятся российский корабль Ulus Star, а также турецкое судно Kurtarma 3. Корабль «Лиман» на карте не показан, информация о судне «Ашот-7» в открытых источниках отсутствует.

В Минобороны подтвердили, что на момент столкновения кораблей недалеко от места происшествия находилось судно Ulus Star, которое отправилось на помощь морякам.

Турецкая сторона передала России по правительственным каналам необходимую информацию об аварии с исследовательским судном Черноморского флота «Лиман». Это подтвердили ТАСС в пресс-службе правительства России.

«Турецкая сторона передала информацию об инциденте и о мерах по оказанию помощи российским морякам, — сказали в пресс-службе. — Не исключено, что в ближайшее время состоится телефонный разговор премьер-министров России и Турции Дмитрия Медведева и Бинали Йылдырыма».

Корабль «Лиман» был построен в польском Гданьске и впервые спущен на воду в 1970 году. Сначала судно находилось в составе Балтийского флота, в Черноморский флот его перевели в 1974 году. В конце 1980-х годов «Лиман» модернизировали в средний разведывательный корабль. Согласно открытым данным на начало 2017 года, «Лиман» входил в состав 519-го отдельного дивизиона разведывательных кораблей Черноморского флота с базированием в Севастополе.

Длина «Лимана» составляет 73,3 метра, ширина — 11,2 метра, осадка — 3,9 метра. Корабль оборудован радиолокационной системой «Дон» и гидроакустической системой «Бронза», а также различной аппаратурой радиоразведки. Из вооружения корабль оснащен только переносным зенитным ракетным комплексом «Игла».

В 2015-2017 годах «Лиман» неоднократно вел наблюдение в Средиземном море во время российской военной операции в Сирии. В 2016 и 2017 годах судно также вело наблюдение за военно-морскими учениями стран - членов НАТО и Украины Sea Breeze и «Морской щит» в Черном море.

Находились 137 человек

Фрегат Военно-морских сил Норвегии «Хельге Ингстад» (HNoMS Helge Ingstad) столкнулся с нефтяным танкером.

В результате аварии военный корабль наполовину затонул.

В тот момент танкер Sola TS выходил из порта. В результате столкновения военный корабль получил огромную пробоину в правом боку. Он потерял управление, однако его успели отбуксировать ближе к берегу.

На борту фрегата находились 137 человек команды. Экипаж корабля эвакуировали. В общей сложности пострадало семь человек. Погибших в результате аварии нет.

Российские противолодочные самолеты Ту-142 без предупреждения пролетели на небольшой высоте над кораблем, на котором находились морские пехотинцы НАТО

Пехотинцы находились на борту Mount Whitney, флагманского корабля Шестого флота США. Ранее Россия выражала недовольство проведением крупнейших со времен окончания холодной войны учений НАТО Trident Juncture.

В учениях НАТО задействованы войска 29 стран-членов альянса, а также Швеции и Финляндии. К «Trident Juncture-2018» привлекли 65 кораблей, 250 военных самолетов и около 10 тысяч единиц техники.

По словам генсека НАТО Йенса Столтенберга, учения «Trident Juncture» - это реакция коллективной обороны на ухудшение ситуации в сфере безопасности в Европе.

Впервые почти за 30 лет авианосец США «Гарри Трумэн» (USS Harry S. Truman) идет вдоль побережья Норвегии на север в сопровождении боевых кораблей 8-й авианосной ударной группы (АУГ).

«Мы невероятно рады, что работаем в Норвежском море», - сказал командующий Гарри С. Трумэном капитан Ник Диенна.

Почему военные корабли постоянно сталкиваются с гражданскими? November 8th, 2018

Помните мы уже поднимали тут такую ему - . Тогда американский эсминец USS Fitzgerald столкнулся с филиппинским контейнерным судном. Перед этим тоже было что то подобное.

И вот читаю опять о том, что нефтяной танкер TS Sola столкнулся с военным кораблем Helge Ingstad. Ну ладно бы там сложные метеорологические условия или еще какой то форсмажор, а там же на ровном месте. При этом...

Фрегат ВМС Норвегии "Хельге Ингстад" шел с выключенным транспондером, свидетельствуют данные международной Системы автоматической идентификации судов AIS.

Гигантский греческий танкер, перевозивший 62,5 тыс. тонн нефти, "не видел" фрегат перед столкновением, в результате которого на норвежском боевом корабле образовалась пробоина длиной более 10 метров по правой стороне его корпуса.

Данные AIS также говорят о том, что фрегат ВМС Норвегии шел наперерез курсу танкера. При этом сразу после столкновения на фрегате включился транспондер, и было зафиксировано его точное положение на море.

Судя по фотографиям повреждений, публикуемым норвежскими СМИ, танкер ударил носовой частью по правой стороне фрегата.


По сообщениям NRC Handelsblad, в настоящее время власти начали расследование причин столкновения. При этом, в частности, выясняется, кто в тот момент находился на мостике дорогостоящего корабля, стоимость которого оценивается в 650 млн долл., а также почему суперсовременный боевой корабль, оснащенный новейшими системами поиска и отслеживания морских и воздушных целей, не заметил такой большой танкер.

Эксперты уже сейчас отмечают, что такой большой танкер не смог бы быстро изменить курс, даже если бы его команда визуально заметила приближающийся фрегат. Между тем фрегат, обладающий высокой маневренностью, и "видящий" танкер, легко мог бы избежать столкновения.


С танкером то все понятно, там могли моряки забухать, могли поздно увидеть и уже не смогли отвернуть в сторону. Могли увидеть и просто не захотеть отвернуть в сторону в надежде, что отвернет военный корабль. А военный наверное подумал ровно так же?

Потому что какие могут быть еще оправдания, что суперсовременный корабль так слеп? Скорее всего опять начали мерятся кто важнее и кому не по чину уступать дорогу?

Интересно то, что буквально в этот же день до 12 иранских танкеров отключили транспондеры, чтобы обойти санкции. При этом спецпредставитель США по Ирану Брайан Хук заявил, что "эта тактика является угрозой безопасности судоходства". А по факту получается все ровно наоборот.