ТЕМА № 5.3. Этика решений спорных ситуаций.

Меры и средства предотвращения и ликвидации конфликта:

1. Строгое соблюдение основных правил ведения дискуссии:

Ваш оппонент - это ваш партнер, ищущий вместе с вами разумный выход из ситуации.

Постарайтесь понять цели и интересы оппонента.

Каждый может иметь собственное мнение. Вы не обязательно абсолютно правы.

Делайте выводы, подтверждая их фактами.

Выслушивайте и имейте силы сообщить неприятные аргументы.

Меньше обсуждайте личные особенности оппонента.

Соблюдайте дисциплину в дискуссии и давайте возможность высказать собственное мнение оппоненту.

2. Следует уделять внимание анализу возможных противоречий, предпосылок конфликта, определению возможных оппонентов и их вероятных позиций:

Особое внимание тому, что объединяет оппонентов;

Обе стороны зависят друг от друга и нужны друг другу;

Разобраться в существе основного конфликта, снять наносные, эмоциональные компоненты, усложняющие конфликт;

Создание условий для совместной работы, где оппоненты лучше узнают и помогают друг другу;

Избегание мелочного анализа столкновений и ссор, чтобы не отвлекаться от основной задачи.

Что поможет Вам понять цели и интересы оппонента?

Каким образом Вы сможете сдерживать свои эмоции?

Составьте правила (для себя) предотвращения, поведения или выхода конфликта.

Живя в технократическом мире человек постоянно сталкивается с различными жизненными ситуациями на которые необходимо адекватно реагировать. А это возможно только в спокойном эмоциональном состоянии. Чтобы не выплеснуть свою негативную энергию на окружающих (в основном страдают самые близкие вам люди), необходимо освоить самые простые методы психологической разгрузки.

Способы выхода из конфликтной ситуации.

Подумайте: чему научил вас конфликт?;

какую пользу можно извлечь из этого печального опыта;

не позволяйте этому отрицательному жизненному опыту сбить себя с пути (понизить самооценку);

помним, что конфликты неизбежны, но составляют лишь малую часть профессиональной деятельности;

не тратьте много сил на переубеждение скептика, старайтесь общаться с людьми доброжелательными;

будьте готовы к общению с теми людьми с кем произошел конфликт или у кого, по вашему мнению, осталось неприятное впечатление;

необходимо избавиться от отрицательных эмоций:

а) никогда не работать со следующим клиентом сразу после конфликта. Попросите клиента подождать 5-10 минут без объяснения причин;

б) уйдите в подсобное помещение и отдышитесь;

в) вымыть руки, включая воображение, представляя, что вы смываете грязь после конфликта;


г) энергично походить по комнате, сжимая, разжимая пальцы или посидеть в затемненной комнате с закрытыми глазами с приятной музыкой;

д) найдите объект для разрядки;

е) по возможности поставить аквариум, растения;

ж) полить растения, сделать перестановку, вытереть пыль, прибрать на столе;

з) иметь под рукой осязаемый объект приятных воспоминаний;

и) Зарядка:

1. Крепко зажмурьте глаза и нахмурьте брови, медленно расслабьтесь;

2. На несколько секунд напрягите губы и челюсть, медленно расслабьтесь;

К) «одеваем улыбку»;

е) следим, чтобы кисти рук и мышцы нижней челюсти не были напряжены;

н) помните, что нет безвыходных положений.

Продумайте для себя порядок действий при психологической разгрузки после конфликта в салоне на 5-10 минут.

Психологическая разгрузка вечером или в выходной.

Обобщающее занятие по предмету –

И психологического напряжения. Всем нам мешают спокойно жить грозные начальники, пробки на дорогах, постоянно делающие ремонт соседи, непослушные дети, грубиянки-продавщицы и прочее, и прочее… Из-за всего этого мы теряем энергичность и жизнерадостность, у нас появляются ненужные нам морщинки, накапливается усталость .

Устранить все раздражающие факторы невозможно, но вполне возможно изменить свое отношение к ним! Это реально, если освоить эффективные методы психологической разгрузки. Именно о них мы и поговорим в этом материале.

Домашние методы психологической разгрузки

Существует множество разных способов, которые легко и быстро психологически успокоят, приведут в норму нервы и весь ваш организм. Следующие приемы помогут эффективно разгрузиться, как психически, так и физически, каждой женщине:

1. Примите ванну. Всего 10-15 минут пребывания в приятной горячей воде позволят вам полноценно расслабится и получить антистрессовый эффект. Добавьте в воду несколько жменей морской соли, либо 4-6 капелек масла (мяты, сосны, лаванды, чайного дерева), так вы усилите успокаивающий эффект.

2. Успокаивающая ароматерапия приведет ваш организм в состояние полного спокойствия, даже после тяжелого рабочего дня. Для этого метода вам понадобится аромалампа . Добавьте в нее несколько капель любимого масла, либо сделайте ароматную успокаивающую смесь. Если вы раздражены, смешайте 4 капли масла лаванды, 1 каплю масла герани, 3-4 капли масла апельсинового и пару капель соснового. Это сочетание не только снимет накопленные за день стрессы, раздражительность , но и добавит сил для новых дел.

3. Массаж шеи, лица, ног или головы послужит отличным разгрузочным средством, подарит организму новую энергию и приведет в порядок сон. Его можно сделать самостоятельно: сначала потрясите кистями рук, после чего попытайтесь полностью расслабить позвоночник, помассируйте кожу головы, пройдитесь кончиками пальцев от шеи до висков, а дальше вверх к самой макушке.


4. Полезным является не только массаж всех частей тела, но и массаж глаз. Его можно сделать легко и быстро. Для начала помойте руки теплой водой, нанесите на них питательный или увлажняющий крем. Начните массаж глаз, делая легкие круговые движения от внутреннего до внешнего уголка верхнего века, потом по нижнему до носа. В завершении опишите безымянными пальцами восьмерки у внешнего угла глаз.

5. Йога – это еще одно превосходное средство для разгрузки организма. Выполняйте различные физические упражнения на протяжении часа, после чего помедитируйте 10-20 минут в тихой обстановке, не думая о работе и прочих надоедающих вещах.

6. Послушайте музыку - это один из лучших способов. Включите любимых исполнителей, подпевайте им либо подтанцовывайте, ведь дома есть такая возможность, вас никто не видит и не слышит! В завершении «музыкального релакса» послушайте что-то спокойное и гармоничное, например, классическую музыку. Композиции таких авторов, как Бетховен, Бах, Моцарт или Чайковский отлично впишутся в успокаивающую обстановку.

7. Юмор, здоровый смех и самоирония – отличные методы для психологической разгрузки. Смейтесь от души, когда смотрите легкие комедийные фильмы, ситкомы и выступления сатириков.

8. Возьмите себе за правило подходить к зеркалу несколько раз в день, чтобы просто широко улыбнуться самой себе, от всей души! Если поначалу с широкой искренней улыбкой возникнут сложности, попробуйте вспомнить аромат любимого кофе, свежесть морского бриза, любой счастливый эпизод из своей жизни.

9. Как ни странно, многие дамы отмечают, что энергичная уборка квартиры под любимую музыку работает, как отличный метод психологической (и одновременно физической) разгрузки. Смело берите его на вооружение!

Как помочь себе в рабочей обстановке?

О специальных комнатах для психологической разгрузки, с чучелами начальников, которые имеются в каждой японской компании, наверняка слышали все. К сожалению, мы еще не настолько «продвинуты» в этом вопросе, и столь замечательных мест для снятия стрессов на наших рабочих местах нет. Несмотря на это, разгрузиться на работе психологически вполне реально, а как это сделать быстро и просто, мы вас научим.

Пусть на вашем рабочем столе будет маленькое, но ваше личное и эффективное средство для разгрузки и получения позитивных эмоций. Им может стать милый букетик в вазе, небольшой аквариум с мирно плавающими рыбками, приятный глазу комнатный цветок, фотография вас, счастливой и расслабленной, в красивой рамочке. Если есть возможность, окружите себя нежными, расслабляющими и успокаивающими оттенками – небесно-голубым и травянисто-зеленым.


На многих девушек отличное успокаивающее действие оказывает чашечка мятного чая или ароматного кофе, с пирожным, шоколадкой, конфеткой. Ежедневно успокаивать себя калорийными вкусняшками нежелательно, но изредка, в самых крайних случаях, позволить себе, любимой, сладости можно.

Обязательно освойте особые техники, помогающие разгрузиться психологически и эмоционально. Самые основные из них – это восточная медитация и аутотренинг. Много времени они не потребуют, даже короткая, десятиминутная медитация отлично успокаивает, убирает раздражение и усталость. Не получается медитировать по-настоящему – не беда, просто медленно подышите, слушая приятную мелодию, закрыв глаза и стараясь ни о чем ни думать.

Если чувствуете, что стресс буквально накрывает вас с головой, и ничего не помогает, просто отправьтесь на небольшую прогулку, или выйдите на несколько минут на улицу, подышите воздухом.

Хотим вас предостеречь: ни в коем случае не применяйте в качестве вспомогательного (либо основного) метода разгрузки синтетические средства с успокаивающими свойствами. Полноценной психологической разгрузки они точно не обеспечат, а вот «жирных» минусов от их использования у вас может быть очень много:

  • они вполне способны токсично подействовать на весь организм;
  • обладая, как правило, солидным набором побочных действий, препараты могут негативно повлиять на работу отдельных органов, либо вызвать сильную аллергическую реакцию;
  • обычно такого рода средства, даже самые современные и дорогие, достаточно быстро вызывают привыкание, избавиться от такой зависимости крайне непросто, и это станет еще одним стрессовым фактором.

К счастью, сегодня в аптеках продается много успокаивающих составов из натуральных компонентов, таких, как валериана, мята, пустырник и другие. Они доступны, и их применение не приведет к катастрофическим последствиям. Но не назначайте себе самостоятельно даже безобидные, казалось бы, успокоительные капли – обращайтесь за советом к знающему врачу.

И все же, прежде чем идти в поликлинику, и приобретать такие препараты, испробуйте все наши рекомендации. Правильно примененные, естественные методы психологической разгрузки гарантированно помогут вам обрести гармонию и спокойствие!

Покидина Светлана
для женского журнала сайт

При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский онлайн журнал обязательна

По материалам сайта поиска работы в Санкт-Петербурге: http://spb.careerist.ru

Каждый руководитель стремится к тому, чтобы его подчиненный работал интенсивно, с полной отдачей и в результате выполнял большой объем работ. Такой высокий темп работы сопровождается нервным напряжением, стрессом и снижением продуктивности труда. Понимая это, руководители больших компаний принимают меры для психологической разгрузки сотрудников в течение рабочего дня.

Корпоративная культура западных фирм предусматривает возможность сотрудникам снимать нервное напряжение различными способами: от не долгой прогулки по свежему воздуху до занятий в специальных комнатах психологической разгрузки. Оригинальный способ передохнуть и поднять настроение предложили японские психологи, подвесив боксерскую грушу в образе начальника. Сотрудник получает моральное удовлетворение, надавав тумаков надоевшему боссу.

Большое внимание психологическому состоянию сотрудников уделяют американские работодатели. В их компаниях устраиваются комнаты отдыха, спортивные и тренажерные залы, зеленые зона. Интерьер офисов включает такие детали, как аквариумы, «живые уголки», озеленение. В одной из бразильских компаний даже подвешены гамаки, позволяющие работнику немного вздремнуть, после чего он принимается за работу с новыми силами.

В России такую заботу о людях проявляют компании, которые работают в направлении высоких технологий. Они ценят своих сотрудников, которые могут творить только в комфортных условиях. В филиалах компаний Google и Яндекс созданы прекрасные условия для работы и отдыха: спортивные залы, библиотека, комнаты психологической разгрузки, буфеты.

Интерьер комнаты психологической разгрузки выполняется в голубом и зеленом цветах, что вызывает ассоциацию с природой. Впечатление дополняется звуковым оформлением (тихая музыка, пение птиц, журчание воды). Такие записи оказывают успокаивающее, расслабляющее воздействие на психику человека. Комфортному отдыху способствует удобная мягкая мебель (кресла, диваны).

К сожалению, во многих компаниях руководители считают, что на работе сотрудники должны работать, а не расслабляться. Поэтому создание таких комнат – лишняя трата денег и времени. В лучшем случае сотрудникам позволительно пользоваться электрическим чайником или микроволновкой и тратить не более 10 минут на чаепитие за монитором.

В таких случаях работники должны сами позаботиться о своем психологическом состоянии. Украсьте свой кабинет комнатными растениями, устройте аквариум, а на столе поместите фотографию своих детей. Устали от компьютера - сделайте гимнастику для глаз. Затекли ноги – пройдитесь в соседний кабинет. Не работает голова – займитесь аутотренингом, медитацией или любой другой восточной техникой. Ваше психоэмоциональное состояние зависит только от Вас, поэтому не пренебрегайте этими советами!

Юлия Сухова
Уголок психологической разгрузки как средство преодоления негативного эмоционального состояния дошкольников

Жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста во многом зависит от его эмоционального состояния. Управлять переживаниями он еще не научился, поэтому дошкольники, в значительной степени подвержены переменам настроения. Их достаточно легко развеселить, но еще легче обидеть или огорчить, поскольку они практически не знают себя и не умеют владеть собой. Очень важно научить дошкольников принимать себя такими, какими они являются в действительности. Ведь самопринятие во многом определяет характер взаимодействия с другими людьми, поэтому развитию этого чувства у детей необходимо уделять серьёзное внимание с самого младшего возраста.

Каждый ребенок, приходя в детский сад, должен иметь возможность в любое время (при необходимости) проработать свои негативные эмоции и избавиться от них.

Уголок психологической разгрузки – это пространство, организованное таким образом, что находящийся в нем ребенок ощущает покой, комфорт и безопасность. Пребывание в таком уголке снимает стресс, улучшает психофизическое состояние и, в конечном итоге, создаются необходимые условия для сохранения психологического здоровья каждого ребенка.

Основной целью организации уголка уединения в группе является - преодоление эмоционального дискомфорта дошкольников, посредством создания в группах «уголков психологической разгрузки».

Задачи :

Создать положительный эмоциональный микроклимат в группе;

Сформировать позитивное отношение ребенка к сверстникам и взрослым;

Организовать систематическую работу по нормализации и развитию эмоциональной сферы детей;

Способствовать сплочению детского коллектива, формируя позитивные дружеские отношения в группе.

Эмоции – это внутренние переживания человека. Упрощённо эмоции можно разделить на две группы: позитивные и негативные.

Позитивные эмоции повышают активность, энергию, жизнедеятельность, вызывают подъем, бодрость благодаря усилению работы сердечной системы, повышению темпа и глубины дыхания.

Негативные эмоции снижают активность, угнетают жизнедеятельность (эти эмоции могут стимулировать развитие неврозов, разрушать здоровье детей).

Негативные эмоции :

Эмоции разрушения - гнев, злоба, агрессия

Эмоции страдания - боль, страх, обида.

Причины возникновения отрицательных эмоций у детей разнообразны, к наиболее распространенным и обычную детскую ревность, обиду, зависть;

Ребенок старается защитить себя от нападок окружающих;

Ребенок охраняет свою личную территорию;

Страх разлуки с родителями;

Чрезмерный родительский контроль;

Недостаток внимания;

Переутомление;

Неуважение личности ребёнка;

Запрет на физическую активность;

Тяжелый эмоциональный климат в группе.

При организации психологического уголка может возникнуть ряд проблем. Во-первых, где взять место для этого уголка? Как его расположить? Эту проблему необходимо решать индивидуально по каждой группе. Во-вторых, где взять средства? Часть материала для уголка воспитатели должны сделать самостоятельно, используя подручные средства, бросовый материал. Большую помощь могут оказать родители: что-то сделать своими руками, что-то принести из дома.

Особенности организации уголка уединения . Это место должно быть привлекательно для ребёнка. Цвета, используемые в уголке, должны быть спокойными, не кричащими, пастельных оттенков. Ребенок должен отдыхать, а не дополнительно раздражаться яркими тонами.

Уголок уединения должен быть небольшого размера и, скорее, напоминать небольшой домик, норку, шатёр, в котором ребенок сможет переждать свой стресс, неприятные эмоции, расслабиться, а затем снова пойти навстречу коллективу. Например, «Сухой дождь». Атласные ленты спускаются вниз, словно струи воды; их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь лицом. «Струи» стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. За «струями» лент можно спрятаться от внешнего мира, что особенно подходит для замкнутых детей. Он многофункционален и влияет на множество органов чувств.

Лучше уголок уединения сделать мобильным, чем стационарным (передвижные ширмы, невесомые драпировки). Малыш сам может обозначить границы уголка, передвинув ширму или задернув шторки. Ребенок может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, а может пойти туда по подсказке воспитателя: если педагог видит, что малыш чувствует себя дискомфортно, зажато или, напротив, ведет себя вызывающе, агрессивно.

Наполнение уголка уединения. Уголок уединения в детском саду наполняют предметами, которые ребенку близки, к которым он испытывает теплые чувства. Психологи рекомендуют положить фотографии родных. Также можно положить в уголок игрушечный телефон, по которому можно понарошку позвонить маме с папой. Если позволяет расположение и форма уголка, то на стену можно повесить пейзажные картины, обладающие терапевтическим эффектом.

Обязательным атрибутом такого уголка будут мягкие, красивые подушки, на которые ребенок сможет прилечь отдохнуть и, к примеру, послушать плеер с расслабляющей музыкой (дуновение ветра, шум воды, пение птиц, звуки дождя). Желательно также «населить» уголок и мягкими игрушками. Полезно положить в уголок уединения дидактические игры, шнуровки, пластилин и т. п. - все то, что способно отвлечь внимание ребенка на некоторое время.

Важно помнить!

Все игры и игрушки не должны храниться в уголке постоянно, вся атрибутика периодически меняется, обновляется и пополняется по мере необходимости.

Эффективность работы зависит от того насколько дети осведомлены о предназначении уголка, его оснащённости и умении пользоваться атрибутами. Поэтому детей знакомят с уголком сразу после его организации, предлагают осмотреться, опробовать игрушки. По мере внесения нового атрибута, детям демонстрируются различные способы манипулирования с ним.

В основе педагогической деятельности должна лежать уверенность в том, что каждый ребенок имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого ребенка достаточно потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть счастливым.

Примерное оформление уголков психологической разгрузки по возрастам

Ранний возраст:

Уголок для уединения;

Сухой бассейн;

Мягкие подушки или мягкая мебель

Сонные игрушки (часто применяются в период адаптации)

Фотоальбомы с семейными фотографиями;

Телефон «Позвони маме». Ребенок может «позвонить маме» и поговорить с ней;

Материалы для песочной и водной терапии.

Средний возраст :

Уголок для уединения

Мягкие модули;

Стульчик доброты. На нем может отдохнуть любой, кому захочется побыть одному и расслабиться в добрых объятьях удивительного стульчика;

Груша для битья, поролоновые подушки. Когда ребенок дерется, мы объясняем ему, что бить детей - это плохо, им больно и обидно, а вот побить грушу для битья или подушку очень даже можно;

Цветные клубочки пряжи разного размера. Разматывая и сматывая клубочки, дети овладевают приемом саморегуляции;

Массажные мячи - «ежики» для обучения детей разным способам катания мячиков в ладошках, по внешней и внутренней стороне рук. Такая игра с «ежиком» помогает ребенку снять мышечное напряжение и успокоиться;

Волшебный пластилинчик (дети катают, отщипывают, мнут пластилин, что тоже помогает успокоиться);

Дидактическая игра «Собери бусы»…

Старший дошкольный возраст.

Уголок для уединения (ширма, домик, шатёр)

Мягкие модули;

Фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями;

Мишени, мешочки с крупой для метания, что является одним из приемов выражения агрессии;

Набор бумаги для разрывания;

Коврик злости (дети знают, что если они злятся, нужно потопать по коврику и злость пройдет);

Ведерки для страхов (дети рисуют свои страхи и избавляются от них, выбрасывая их в ведерко);

Стул для размышлений служит для того, чтобы, сидя на нем не более 5 мин, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не отнимаем, а ждем, когда другой ребенок ее положит на место после того, как поиграет, и т. д. Самое главное - стул не должен быть наказанием для детей;

Мешочки настроений. Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный» мешочек, а из «веселого» мешочка «взять» хорошее настроение. И с помощью приемов самомассажа - растирания ладонью грудной клетки ребенок улучшает свое настроение.

Зона для психологической разгрузки

Уголки для уединения (шатер, палатка, ширма, домик трансформер, зонтик и т. д., подушки - «плакушки», подушки- «думки», светильники-ночники, место релаксации, мягкая мебель, фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями, телефон, любимая вещь мамы, островок радости, мягкие и пищащие игрушки, сухой бассейн, сухой душ, дидактические игры «Собери бусы» и др.

Материал для обучения агрессивных детей способам выражения гнева в допустимой форме.

Игрушки и пособия уголка направлены на то, чтобы ребенок смог выплеснуть все свои негативные эмоции.

Груша (подушки) для битья и боксерские перчатки, поролоновые подушки, мишени, коврик злости. стаканчик, кувшин или горшок для крика, панно для метания мяча, «Коврик злости», коробочка гнева «Спрячь все плохое», коробочка «Попробуй, порви» (набор бумаги для разрывания).

Груша, подушки для битья, поролоновые подушки. Когда ребенок дерется, мы должны объяснять ему, что бить детей – это плохо, им больно и обидно, а вот побить грушу для битья или подушку очень даже можно.

«Подушки с упрямками» - подушки с темной наволочкой, используются, когда ребенок упрямится, проявляет физическую агрессию, негативизм (в этом случае педагог просит помочь ему справиться с «упрямой подушкой» - таким образом снимается напряжение, ребенок приемлемым способом выражает свои негативные эмоции, тем самым избавляясь от них). Пример игры «Упрямая подушка». Педагог вводит ребенка в игру-сказку: «Волшебница-фея подарила нам подушку. Но подушка эта не простая, а волшебная. Внутри нее живут детские упрямки. Это они заставляют вас капризничать и упрямиться. Давай прогоним упрямки?» Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а педагог приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее!» (снимается стереотип и эмоциональный зажим). Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается (время определяется индивидуально - от нескольких секунд до 2–3 мин). Педагог предлагает послушать «упрямки» в подушке: «Все

ли упрямки вылезли? Что они делают?» Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. Некоторые дети говорят, что «упрямки шепчутся», другие ничего не слышат.

Мишени, мешочки с крупой для метания, что является одним из приемов выражения агрессии.

Набор бумаги для разрывания.

Коробочка «Спрячь все плохое». В нее дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего»).

«Коврик злости». Помогает детям избавиться от возникшего внезапно чувства гнева. Он представляет собой обыкновенный коврик для прихожих с шероховатой поверхностью или связанный из грубых ниток, с небольшими разноцветными бантиками на нем. Ребенок снимает обувь, заходит на такой коврик и вытирает ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться. Можно сказать детям, что когда они злятся, нужно потопать по коврику и злость пройдет.

«Стаканчик для гнева» (стаканчик, кувшин или горшок для крика). Если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик (кувшин, горшок) и ему будет легче; Представляет собой красиво оформленный темный стакан. Если ребенок проявляет агрессию, воспитатель предлагает ему отойти в уголок уединения и оставить все нехорошие слова и мысли, всю свою злость, гнев в этом стаканчике. После чего ребенок имеет возможность выговориться, а стаканчик затем плотно закрывается или завязывается и прячется.

Если отведено много места для уголка – можно разместить дартс с магнитными дротиками.

Коробочка «Спрячь все плохое» - ребёнок выговаривает в коробочку все свои обиды, может нарисовать свой гнев или обиду и также положить туда, коробочку берут с собой на улицу и там «выбрасывают» всё её содержимое.

Мешочек эмоций «Спрячь все плохое». В него дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего»).

Наличие материала для обучения детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции.

Аудио, видеозаписи (шум моря, звуки леса, музыка для отдыха, релаксации, цветные клубочки, игры с песком, водой, крупами, пуговицами, игрушки-самоделки для заплетания, перекручивания, завязывания, стул для размышлений, волшебный пластилинчик, «Тактильные мешочки», «Мешочки настроений», «Коробочки добрых дел», шарики – «болики, камушки для перекладывания из одной коробочки (емкости, в другую; дидактическая игра «Собери бусы», массажные мячи – «ежики»(массажеры).

«Стул для размышлений» служит для того, чтобы сидя на нем не более 5 минут, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не отнимаем, а ждем, когда другой ребенок положит ее на место после того как поиграет и т. д. Самое главное: стул не должен быть наказанием для детей.

Волшебный пластилинчик. Дети катают, отщипывают, мнут пластилин, что тоже помогает успокоиться.

Шарики – «болики» помогут детям упражняться в регулировании дыхания. Держа шарики в ладошках, мы дышим на них, согреваем их своим теплым дыханием;

Камушки для перекладывания из одной коробочки (емкости, в другую.

Цветные клубочки пряжи разного размера. Их цель: успокоить расшалившихся детей, научить их одному из приёмов саморегуляции. Расшалившемуся ребенку предлагается смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубочка с каждым разом может становиться все больше. Взрослый сообщает, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинают сматывать его, так сразу же и успокаиваются.

Снятию напряжения способствуют фонограммы со звуками живой природы.

Хорошо использовать емкости с фасолью, горохом, гречневой крупой, разноцветными пробками.

Очень хорошо успокаивает шнуровка, ленточки, игрушки-самоделки для заплетания, перекручивания, завязывания

Дидактическая игра «Собери бусы» поможет ребенку расслабиться, как и цветные клубочки пряжи.

Массажные мячи – «ежики». Необходимо обучать детей разным способам катания мячиков в ладошках, по внешней и внутренней стороне рук. Такая игра с «ежиком» помогает ребенку снять мышечное напряжение и успокоиться.

Мешочки настроений (или коробочки). Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный мешочек», а из «веселого» мешочка «взять» хорошее настроение. И с помощью приемов самомассажа – растирания ладонью грудной клетки ребенок улучшает свое настроение.

Тактильные, сенсорные коврики.

Игры для развития мелкой моторики (нанизывание, перебирание по форме, по цвету).

Наличие эмоционально-развивающих игр, направленных на обучение детей бесконфликтному общению.

Очень важна проблема общения детей, их умение понимать друг друга, различать настроение своего товарища, приходить на помощь и др.

Игры и пособия, направленные на формирование навыков общения и взаимодействия, а также на эмоциональное развитие: «Азбука настроения», «Коврик дружбы», дидактические игры: «Что такое хорошо? Что такое плохо?», «Мои чувства», «Чувства и эмоции», «Угадай эмоцию», «Эмоции в сказках», «Найди друзей», «Как поступают друзья», шкатулка с маленькими человечками,«Подушка примирения», «Коробочка примирения», «Доска, календарь, дерево настроений», «Зеркало эмоций», «Театр эмоций», оборудование для совместных игр и игр драматизаций».

«Коврик мира, дружбы».Само наличие коврика мира» в группе побуждает детей отказаться от драк, споров и слёз, заменив их, обсуждением проблемы друг с другом. При возникновении конфликтных ситуаций, драк, ссор или споров дети должны зайти на этот "коврик" (самодельный, красиво оформленный коврик) и решить свой конфликт с помощью «Коробочки Мирилки» и книжки – раскладушки со стишками – мирилками.

«Коробка примирения»- коробка с отверстиями с двух сторон, дети вставляют руки и пожимают их друг другу. «Коврик дружбы» и «Коробочка для примирения» помогают поссорившимся детям в забавной форме помириться друг с другом и после такого примирения дети ссорятся гораздо реже.

«Островок примирения» - при возникновении конфликтных ситуаций, драк, ссор или споров дети должны зайти на этот «островок» (самодельный, красиво оформленный коврик) и решить свой конфликт по «мирилке».

Игры «Эмоциональный цветок» и «Кубик настроения» учат детей распознавать свое эмоциональное состояние и отражать его в мимике и жестах.

Стенд «Мое настроение». Утром и в течение дня ребенок может с помощью эмоциональных картинок показать свое настроение. Благодаря этому воспитателю легче найти подход к грустному, расстроенному ребенку и оказать ему поддержку.

Парные наклейки помогут детям разделиться на пары, если с этим возникла проблема.

«Доска настроения». Каждый ребенок в группе, при желании, может нарисовать на этой доске свое настроение, эмоции, переживаемые чувства и пр. Кроме того, дети могут рассмотреть иллюстрации, изображающие разные эмоции, поразмышлять и выбрать себе ту картинку, которая соответствует его текущему настроению.

«Зеркало настроения» - зеркало, к которому прилагается альбом со схематическим изображением лиц, выражающих разное настроение, ребёнок, глядя в зеркало пытается отобразить на своём лице ту либо иную эмоцию. Кроме того, если у ребёнка плохое настроение, можно предложить ему сесть перед зеркалом, в уголке уединения, посмотреть на себя внимательно и улыбнуться - настроение обязательно улучшится.

Дидактические игры по изучению эмоциональных состояний: «Чувства и эмоции», «Как поступают друзья», «Угадай эмоцию», «Найди друзей», «События и эмоции», «Мои чувства», «Эмоции в сказках».

Фотоколлажи «Калейдоскоп эмоций» с использованием фотографий, где дети или члены семьи проявляют свои эмоции в различных ситуациях, с использованием художественного оформления (стихов, вырезок из газет и т. д.)

«Маски настроения»- маски, изображающие разное настроение.

Кубик настроения»- на гранях куба нарисованы различные эмоции, ребёнок, рассматривая его, выбирает ту грань, где изображено то, что он чувствует, а потом выбирает ту, которую он бы хотел почувствовать

«Книга доброты» - альбом с размещёнными только добрыми сказочными, мультипликационными героями, сюжетные картинки, где изображены сцены хороших поступков.

Наличие материала, направленного на повышение самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей.

В каждой группе есть дети с заниженной самооценкой. Поэтому в психологических уголках должны быть «Коробочки добрых дел» («Добрая корзинка», куда дети складывают «зерна добра», полученные от воспитателя за совершенное доброе дело, будь то поднесенный стул для девочки или помощь товарищу при одевании и другие хорошие поступки. Воспитатели вместе с детьми в конце недели подводят итоги, и фотографии детей, у которых больше всех «зерен добра», попадают на «Дерево добра» - своеобразную доску почета. Это помогает повысить уровень самооценки у неуверенных в себе детей, воспитывает такие нравственные качества, как взаимовыручка, доброта, отзывчивость.

Подиум, медали, «Сонные игрушки», «Почётный стул», «Коробочки добрых дел», «Полянка радости», «волшебные предметы» (шляпа, плащ, палочка, дудочки, веера, цветик-семицветик, башмачки, шкатулки, волшебные коробочки и т. д.).

«Почётный стул» стимулирует повышение самооценки, уверенности в себе, снятие тревожности.

Волшебные предметы: плащ, башмачки, шляпа волшебника, волшебная палочка, короны, медаль, «Волшебные бобы» и т. д Служат для повышения самооценки тревожных, неуверенных в себе детей, помогают воспитателю вместе с детьми совершать чудесные путешествия и превращения, сделать общение с дошкольниками сказочным, насыщенным приятными сюрпризами, причем не только во время занятий, но и в свободной игровой деятельности.

Пальчиковый театр. Направлен на формирование уверенности в себе, повышение самооценки, развитие коммуникативных навыков.

Наличие материала для обучения детей навыкам сотрудничества

и согласованным действиям.

«Твистер», «Гусеница», «Веселый коврик».

Игра «Твистер». Игра американских детей невероятно увлекла наших детей, с превеликим удовольствием, сопровождающимся визгом и самыми невероятными позами, почти ежедневно расстилающих клеенку с цветными пятнами на полу и крутящими стрелку. Тесное переплетение рук и ног сплачивает детей и позволяет им быть ближе друг к другу.

Используемая литература

1. Смолякова Е. Н. Организация психологических уголков в группе детского сада. //Воспитатель дошкольного учреждения. №4 – 2013

2. Справочник старшего воспитателя, № 9, 2011. Использование антистрессовых игрушек в процессе коррекционной работы.

3. Справочник педагога – психолога №2, 2016г. Уголок психологической разгрузки «Комната Фей».

4. http://pandia.ru/text/79/219/46642.php

5. http://metior.ru/article/97-konsultacija-dlja-pedagogov.html