С раннего детства человеку знакомо понятие «управления». Сначала он видит, как управляют автомобилем; затем узнает, что управлять можно оборудованием, ростом и развитием растений и животных, а также поведением других людей. Таким образом, он познает, что управление многообразно и существует в самых различных видах. Это может быть техническое управление различного рода естественными и технологическими процессами - движением поездов и самолетов, обработкой деталей на станках. Это может быть государственное управление социально-экономической жизнью общества через различные институты - правовую систему, министерства, ведомства, местные органы власти. Это может быть идеологическое управление, состоящее во внедрении в сознание членов общества концепций его развития, формируемых различными политическими партиями и группировками. Это может быть негосударственное и неполитическое управление социальными процессами, например, движением в защиту мира или окружающей среды. Это может быть, наконец, хозяйственное управление производственной и экономической деятельностью коммерческих и некоммерческих организаций, функционирующих в рамках рыночных отношений. Если осмыслить все сказанное выше, то можно сделать вывод, что управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды - общества, живой и неживой природы, техники. Элементы, на которые направлена эта деятельность, образуют объект управления. Обычно он имеет пространственные границы и определенное бытие во времени. Направитель управленческой деятельности называется субъектом управления, которым может быть отдельный человек или группа людей. Если управление имеет официальный характер, то его субъект организационно и юридически оформляется в виде должности или совокупности должностей, образующих подразделение управления. От субъекта управления необходимо отличать субъект управленческой деятельности. Последний может быть только физическим лицом, живым человеком. Именно через субъектов управленческой деятельности, принадлежащих как к субъекту, так и к объекту управления, реализуются управленческие отношения. Например, в качестве субъекта управления в акционерном обществе можно рассматривать совет директоров, штаб-квартиру, а в качестве объекта - производственные подразделения. В то же время субъектами управленческой деятельности будут выступать руководители различных рангов и исполнители. Управленческая деятельность представляет собой специфическую разновидность трудового процесса, а поэтому характеризуется всеми присущими ему элементами - предметом труда, средствами труда и самим трудом, а также его результатом. Предметом и продуктом труда в управлении является информация. В результате управленческой деятельности на ее основе создается решение, то есть информация, исходя из которой, объект управления может предпринимать конкретные действия. Средствами управленческого труда является, следовательно, все то, что будет способствовать осуществлению операций с информацией - от компьютеров, телефонов, авторучки и бумаги до органов человеческого тела. Управленческий труд относится к категории труда умственного, осуществляемого человеком в виде нервно-психических усилий. Помимо управленческого в организации могут иметь место другие виды управленческого труда - инженерный, конструкторский, исследовательский и пр. Управленческий труд существует в трех основных формах: эвристического, административного и операторного.

Эвристический труд сводится к совокупности действий по анализу и изучению тех или иных проблем, стоящих перед организацией, и разработке на основе этого различных вариантов их решений, в основном стратегического характера - управленческих, экономических, технических.

Административный труд является уделом, в основном. руководителей и предполагает текущую координацию и оценку деятельности подчиненных. Этот труд осуществляется в нескольких формах. Во-первых, распоряжения, во-вторых, контроль за работой подчиненных, в-третьих, организация обмена информацией, происходящая в процессе проведения собраний и совещаний, приема посетителей, ведения деловых переговоров, ответа на письма и телефонные звонки, обхода рабочих мест.

Операторный труд направлен на техническое обеспечение производственных и управленческих процессов необходимой информацией. Он охватывает такие виды деятельности как документационная (оформление, размножение, сортировка и хранение различного рода документов); первично-счетная и учетная (сбор статистической, бухгалтерской и иной информации о производственных, хозяйственных, социальных и иных процессах, протекающих в рамках организации.

Менеджмент - это эффективное использование и координация таких ресурсов, как капитал, здания, материалы и труд для достижения заданных целей с максимальной эффективностью. Такое определение приводится в международном справочнике по менеджменту. менеджмент и управление в специальной управленческой литературе рассматриваются с одних и тех же позиций. Менеджмент выделился в самостоятельную область человеческих знаний, в науку, только в конце XIX столетия. Управление, как наука имеет свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за тысячи и сотни лет практики и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. На протяжении более, чем вековой истории наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления. Таким образом, управление рассматривается как динамически меняющихся во времени и пространстве управленческих функций, целью которых является решение проблем и задач организации.

Деятельность любой организации требует управления. Без этой деятельности невозможно не только эффективное функционирование, но и существование организации.
Под управлением понимается целенаправленное воздействие субъекта управления на объект для согласования деятельности и достижения конечного результата (рис.).

Воздействие - это влияние на деятельность человека, согласующее его труд с деятельностью других людей и ведущее к достижению общей цели или общего результата.
Субъектами управления являются физические и/или юридические лица, от которых исходит властное воздействие. Объектами, на которые направлено управление, могут быть как юридические и физические лица (точнее, их деятельность), так и процессы, системы и т.п. Это значит, что любая организация представляет собой единство двух подсистем управления: управляющей и управляемой. Субъект и объект управления соотносятся как часть и целое.
Субъект управления - это организация, учреждение и люди, осуществляющие процесс управления. Поэтому в каждой конкретной ситуации они могут выступать или как субъекты управления, или как объекты управления в зависимости от подчиненности. Так, директор предприятия по отношению к начальнику цеха является субъектом управления, начальник цеха - объектом управления. В то же время начальник цеха является субъектом управления по отношению к своим подчиненным. В других условиях и управленческих связях директор завода выступает как объект управления по отношению к вышестоящему органу управления.
Когда мы говорим, что объектами управления являются процессы и системы, то имеем ввиду, что управление осуществляется людьми, на которых направлено воздействие соответствующего субъекта управления. Система субъектно-объектных отношений - основа построения системы управления.
Система управления - совокупность функций и полномочий, необходимых для осуществления воздействия. Среда, в которой осуществляется функционирование предприятия, определяет структуру, содержание элементов системы и установление связей между ними. Понятие «система управления» характеризует статику управления, необходимые связи, по которым и благодаря которым можно осуществлять воздействие.
Механизм управления - совокупность действий и методов воздействия на деятельность людей, с целью побуждения их к достижению организационных целей (мотивация). Понятие «механизм управления» отражает рычаги или средства воздействия, каковыми являются интересы и ценности человека.
Процесс управления - последовательность действий, из которых формируется воздействие. Понятие «процесс управления» отражает динамику управления, его временные характеристики, технологические особенности.
Содержание управления раскрывают функции менеджмента. Управлять - это планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. Различают вертикальное и горизонтальное разделения управленческого труда. При вертикальном управлении управление основано на административной подчиненности, при горизонтальном одноуровневые структуры управления взаимодействуют при принятии управленческих решений.

Исходный пункт управления – это целеполагание. Цель управления – достижение какого-либо результата производственной деятельности. Она определяет направление и характер деятельности. В своей основе цели объективны, в них отражаются требования законов экономического и социального развития трудовых коллективов. Исходя из поставленной цели, формируются различные методы руководства, совершенствуются организационная структура, техника и технология управления.

Формулирование цели является исходным, а ее достижение – конечным пунктом процесса управления.

Цель управления строительством состоит в том, чтобы при соблюдении конкретных сроков возведения объектов и при минимальных затратах ресурсов достигнуть высоких текущих технико-экономических показателей и конечного результата – хозяйственного дохода, а также создать условия для его роста в перспективе. Важнейшей задачей управления является решение социальных вопросов, обеспечивающих рациональный труд работников при строительстве и вводе в эксплуатацию зданий и сооружений.

Управление в рыночной экономике связано с постоянной корректировкой целей, так как внешняя среда постоянно изменяется. Если цель жестко установлена, возникает необходимость адаптации организационных структур, изменения организации производства и технологических правил выполнения строительных и монтажных работ. Такие действия облегчаются при разбивке главной цели на несколько отдельных, выполнение которых легче контролировать и корректировать. Такой подход связан с построением дерева целей.

При строительстве крупных сооружений и комплексов объектов используются программно-целевые методы управления. В этом случае инвестиционный цикл разбивается на ряд этапов: выбор концепции; инженерно-геологические изыскания и технико-экономическое обоснование проекта; контрактная стадия в осуществлении проекта; возведение объекта или комплекса сооружений; пуск и пробная эксплуатация объектов.

В связи с разнообразием и сложностью управленческих задач не существует простых и надежных способов их решения. Однако на основе накопленного опыта можно сформулировать шесть главных принципов, определяющих основные, исходные положения теории менеджмента.

Принципы управления отражают объективные особенности производства и требования к системе управления. В них обобщены познанные законы и закономерности и оправдавший себя опыт управления, зафиксированный в виде правил, положений, рекомендаций. Они должны быть объективными и соответствовать закономерностям развития социальной структуры общества.

Анализ объективных особенностей общественной жизни в России, закономерностей развития социальной структуры производства и состояния производственной деятельности предприятий показывает, что в настоящее время управленческая деятельность базируется на следующих основных принципах:



Научный подход к управлению;

Государственное регулирование развития важнейших отраслей;

Соблюдение установленных государством требований к экологии и охране труда;

Оптимальное сочетание многоукладности экономических форм хозяйствования;

Соответствие управляющей подсистемы (субъекта управления) управляемой (объекту управления);

Самоуправляемость систем;

Правильный подбор и расстановка кадров;

Централизация управления;

Единоначалие;

Корпоративный дух и единство командования;

Стимулирование трудовой деятельности;

Свобода для предпринимательской деятельности.

Научный подход к управлению требует комплексного учета тенденций развития общества и требований объективных экономических законов. Этот принцип базируется на системном подходе, научном анализе и синтезе явлений, происходящих в производственно-экономических отношениях, на совершенствовании производственно-экономического механизма и организационных структур.

Согласно второму и третьему принципам государственное регулирование должно основываться на законах, которые регламентируют правовые отношения между различными организациями и трудовыми коллективами, а также на законах обеспечивающих охрану окружающей среды, экономное использование сырьевых ресурсов и охрану труда.

Четвертый принцип заключается в оптимальном сочетании многоукладных форм производственно-хозяйственной деятельности и предполагает развитие свободной конкуренции между хозяйственными субъектами.

Пятый принцип исходит из того, что построение организационной структуры должно соответствовать масштабу целевой программы или структуре инвестиционного проекта.

Шестой принцип соответствует рыночной экономике, которой свойственны законы конкуренции. Поэтому управляющая система должна быть самоуправляемой, т.е. самостоятельно вести свою деятельность с целью выживания в условиях конкуренции и получения наибольшего дохода.

Седьмой принцип подразумевает необходимость подбора кадров по деловым качествам, соответствующим выполняемой работе, и личностным возможностям человека.

Согласно восьмому принципу централизация, т.е. управление из единого центра, необходима при работе над целевой программой, в том числе над инвестиционным строительным проектом. Аппарат управления создается исходя из масштаба целевой программы и объема управленческой деятельности.

В соответствии с принципом единоначалия важнейшие решения принимаются одним человеком – руководителем программы (проекта), но могут и обсуждаться коллегиально.

Смысл десятого принципа состоит в том, что каждый работник должен стремиться к успешному решению задач, стоящих перед организацией. Индивидуальные интересы должны быть подчинены общему интересу. В управляющей системе должно обеспечиваться единство действий руководителей всех ступеней аппарата управления.

Стимулирование трудовой деятельности (одиннадцатый принцип) исходит из необходимости учета потребностей людей, определяющих мотивы их активной работы на производстве. Потребности человека могут носить физиологический, социологический, эстетический общественный характер. Исходя из этих потребностей, должна создаваться соответствующая мотивационная обстановка.

Свобода предпринимательской деятельности (двенадцатый принцип) – основа рыночной экономики.

В ходе осуществления процесса управления используются различные методы управления , т.е. способы и приемы, с помощью которых осуществляется руководство. Они различаются по продолжительности цикла управления, по способу циркуляции информации в системе управления и способу принятия решений.

Исходя из продолжительности цикла управления , методы могут быть стратегическими, текущими, т.е. рассчитанными на текущий год, и оперативными (краткосрочными). В основе этих методов лежат соответствующие планы.

По способу циркуляции информации методы управления различают по виду информационных каналов. Такими каналами могут быть межличностные связи, каналы движения бумажных источников информации, телефонные коммуникационные связи, компьютерные видеоканалы.

По способу принятия решений методы управления делятся на альтернативные и коллегиальные. В первом случае решения принимаются единолично, во втором – правлениями и советами строительных предприятий.

Основу методов руководства трудовыми коллективами составляют побудительные воздействия на людей, исходящие из внутренних их побуждений к труду. Для стимулирования производственной деятельности используются административные, экономические и социально-психологические методы управления персоналом.

Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость трудовой дисциплины, чувство долга, стремление человека трудится в определенной организации, культура трудовой деятельности. Эти методы включают в себя:

Правовые нормы и акты, утверждаемые государственными органами для обязательного исполнения (федеральные законы, указы, постановления, госстандарты, положения, инструкции). При определении их состава и содержания должны использоваться научные подходы к менеджменту, правовые акты должны быть объединены в систему;

Методы организационного воздействия, действующие внутри организации (регламентирование, инструкции, организационные схемы, нормирование). Документы регламентируют состав, содержание и взаимосвязи всех подсистем организации;

Распорядительные методы, использующиеся в процессе оперативного управления (приказы, распоряжения, устные указания).

Экономические методы осуществляют материальное стимулирование коллективов и отдельных работников, основаны на использовании экономического механизма управления. Включают в себя:

Методы, используемые федеральными и региональными органами управления (налоговая система, кредитно-финансовый механизм страны в целом и в регионах)

Методы, используемые фирмой (экономические нормативы функционирования фирмы, система материального поощрения работников, система ответственности за качество и эффективность работы, участие в прибылях и капитале).

Социально-психологические методы основаны на использовании моральных стимулов к труду и оказании воздействия на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Основой метода являются:

Формирование коллективов, создание нормального психологического климата и творческой атмосферы;

Личный пример;

Ориентирующие условия;

Участие работников в управлении;

Удовлетворение культурных и духовных потребностей сотрудников;

Установление социальных норм поведения и социальное стимулирование развития коллектива;

Установление моральных санкций и поощрений;

Социальная профилактика и социальная защита.

В процессе управления субъект, основываясь на объективно существующих принципах, воздействует различными методами на управляемую систему с тем, чтобы обеспечить выполнение поставленной цели. В этом процессе субъект управления выполняет целенаправленные процедуры по выработке решений и их реализации в ходе производственной деятельности. Речь идет о функциях управления , которые являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей той или иной организации (размера, назначения, формы собственности т.д.). Поэтому их называют общими и в их составе выделяют планирование, организовывание, координацию, мотивацию, контроль, учет и анализ.

Планирование является изначальной функцией процесса управления. Планированием определяется последовательность действий в управлении для достижения поставленной цели в установленные сроки, а также порядок возведения или реконструкции зданий, сооружений и их комплексов, при этом согласовываются действия участников строительства и детализируются их обязанности в производственном процессе. Планирование включает:

Установление целей и задач;

Разработку стратегий, программ и планов для достижения целей;

Определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам;

Доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию.

Планирование подразделяется на организационно-технологическое (выходные документы – календарные планы строительства объектов и их комплексов) и производственно-экономическое (составляются планы на год, квартал, месяц, неделю).

Функция организации включает работы по приведению всех элементов строительного производства (в том числе материальное обеспечение, работа машин и автотранспорта) в систему, соответствующую успешному их использованию в производственном процессе. С функцией организации связано внедрение в производственную деятельность новой технологии строительных и монтажных работ. Составной частью этой функции является создание нормальных санитарно-гигиенических и социальных условий на строительстве. В нижнем звене управления организаторская деятельность занимает 60-70% рабочего времени, так как руководителям нижнего звена по большей части приходится руководить людьми и принимать многоаспектные решения, организовывать их выполнение, контролировать реализацию, проводить оперативную работу по регулированию хода выполнения этих решений.

Координация – это функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главная задача координации – достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Характер этих связей может быть самым различным, так как зависит от координируемых процессов.

Мотивация – это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Процесс мотивации включает:

Установление или оценка (понимание) неудовлетворенных потребностей;

Формулировка целей, направленных на удовлетворение потребностей;

Определение действий, необходимых для удовлетворения потребностей.

Действия по мотивации включают экономическое и моральное стимулирование, обогащение самого содержания труда и создание условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. Осуществляя эту функцию, менеджеры должны постоянно воздействовать на факторы результативной работы членов трудового коллектива. К ним в первую очередь относятся: разнообразие работы по содержанию, рост и расширение профессиональной квалификации работающих, удовлетворение от полученных результатов, повышение ответственности, возможности проявления инициативы и осуществления самоконтроля и т.д.

Функция контроля предназначена для сохранения и поддержания установленного планом порядка выполнения работ. Через определенные промежутки времени плановые показатели сравниваются с фактическими, выявляются причины сбоев в ходе производственного процесса и обеспечения его ресурсами. В функции контроля можно выделить две подфукции: учет и анализ.

Главные инструменты выполнения этой функции – наблюдение и проверка всех сторон деятельности. В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи , так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов и даже норм и нормативов.

Функции учета и анализа являются завершающими в цикле управления. При учете регистрируются абсолютные величины, характеризующие результаты производственной деятельности в пределах цикла управления, в том числе объемы выполненных работ, расход ресурсов и затраты труда. Анализом устанавливается экономическая эффективность результатов производственной деятельности, достижения в снижении себестоимости работ, а в конце строительства зданий и сооружений – величина прибыли.

В теории менеджмента одной из главных категорий также можно выделить такое понятие как технология управления .

Технология – это наука о способах и средствах выполнения каких-либо процессов. В управлении – это знание об управленческих операциях и способах их выполнения управлеющей подсистемой с использованием информации об изменениях состояния объекта управления и окружающей его среды.

Содержание технологии управления может изменяться в зависимости от вида и сложности объекта управления, квалификации работников и видов используемых технических средств. Однако в любом случае технология управления включает обзор обстановки, подготовку информации, разработку и принятие решений, доведение их до исполнителей и контроль в ходе выполнения целевых программ или осуществления инвестиционных строительных проектов. Целевая ориентация процесса управления предусматривает взаимную увязку всех входящих в его состав функций и соответствующую упорядоченность информационного обеспечения. При этом выполнение каждой функции осуществляется по свойственной им технологии, например, существуют технологии планирования, учета и др.

Продолжительность цикла управления определяется величиной затрат времени на получение информации, разработку и принятие решений, подготовку решений к выполнению и на их реализацию.

Основным элементом и предметом труда в технологии управления является информация.

Особые требования к своевременности поступления информации и скорости ее обработки предъявляются в технологии оперативного управления строительством объектов, так как при задержке в разработке регулирующих решений могут произойти трудно устранимые сбои в ходе выполнения работ.

Процесс и функции управления.

Менеджмент - это система методов управления в условиях рынка или рыночной экономики, которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимальных результатов.
Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (Мескон М. Х.). Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей.
Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций :
планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля.

1.Планирование . С помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы. На этом этапе фирма должна определить, каких реальных результатов она может добиться, оценить свои сильные и слабые стороны, а также состояние внешней среды (экономические условия в данной стране, правительственные акты, позиции профсоюзов, действия конкурирующих организаций, предпочтения потребителей, общественные взгляды, развитие технологий).

2.Организация . Эта функция управления формирует структуру организации и обеспечивает ее всем необходимым (персонал, средства производства, денежные средства, материалы и т.д.). То есть на этом этапе создаются условия для достижения целей организации. Хорошая организация работы персонала позволяет добиться более эффективных результатов.

3.Мотивация - это процесс побуждения других людей к деятельности для достижения целей организации. Выполняя эту функцию, руководитель осуществляет материальное и моральное стимулирование работников, и создает наиболее благоприятные условия для проявления их способностей и профессионального "роста". При хорошей мотивации персонал организации выполняет свои обязанности в соответствии с целями этой организации и ее планами. Процесс мотивации предполагает создание для работников возможности удовлетворения их потребностей, при условии надлежащего выполнении ими своих обязанностей. Прежде, чем мотивировать персонал на более эффективную работу, руководитель должен выяснить реальные потребности своих работников.

4.Контроль . Эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы организации. При помощи контроля производится оценка степени достижения организацией своих целей, и необходимая корректировка намеченных действий. Процесс контроля включает: установление стандартов, измерение достигнутых результатов, сравнение этих результатов с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей. Контроль связывает воедино все функции управления, он позволяет выдерживать нужное направление деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения.

Теорию управления (менеджмента) принято рассматривать как комплексную науку или научное направление, опирающееся на многие теоретические и прикладные знания. Это объясняется ограниченностью проблемы управления и многоаспектностью управленческой деятельности, основанной на сознательном использовании экономических, естественно-технических организационных, социально-психологических законов и закономерностей, присущих объекту управления. Теория управления должна быть ориентирована на решение практических задач.

Любая научная теория исследует определенную предметную область, под которой обычно понимается множество всех предметов, свойства которых и отношения между которыми рассматриваются в данной теории. Предметную область теории тления производством как комплексной науки можно опре­ть, рассматривая управление как всеобщий вид человеческой деятельности во всех сферах общества и как конкретный производительный труд, возникший вместе с кооперацией труда и являющийся частью этого коллективного труда.

Элементами управления как всеобщего вида человеческой дельности являются цель управления и способ достижения, и объект и субъект управления , взаимодействующие в определённой окружающей среде.

Предметная область теории управления в широком аспекте охватывает социально-экономические, социально-психологические и организационно-технические категории, отражающие свойства субъекта и объекта управления и отношения между ними. Система отношений конкретизируется в виде вертикальной иерархии и горизонтальной сети. Данные категории - предмет исследования многих научных дисциплин; задача теории управления как комплексной науки - интеграция знаний, относящихся к управлению, с целью выработки научных принципов и методов эффективного управления.

Предметом рассмотрения теории управления являются управленческие (организационно-управленческие, организационно экономические) отношения, реализующиеся как информационные связи при организации производства и управлении им Организационно-экономические (и их часть - управленческие) отношения отражают единство объективного и субъективного. И поскольку управление - производительный труд, постольку эти отношения относятся к производственным. Таким образом, отношения управления изучаются и в экономике (как производственные), и в социальной психологии (как проявление сознания человека).

Процесс управления включает сбор, переработку и передач; информации (предмет управленческого труда), используемой для выработки решений (продукт управленческого труда). Средства труда в управленческой деятельности - методы и средств; обработки и анализа информации и принятия на этой основе конкретных решений.

Практически ценное в подходе к управлению как к процесс (кибернетический подход) заключается в том, что им можно управлять даже при неполном знании объекта управления, можно формализовать процесс управления, а следовательно, и автоматизировать его с учетом социально-экономической целесообразности. Однако кибернетика изучает общие закономерности процесса управления преимущественно с количественной стороны, безотносительно к качественной сущности и содержа­нию управления. Следует также учитывать, что лишь незначительную часть управленческих функций можно полностью пере дать ЭВМ. При этом не только окончательное решение, но и объединение отдельных автоматизированных элементов в сие тему для принятия управленческого решения остается за чело веком. Принятие решений - важная часть и теории менеджмента, и практической управленческой работы.


Похожая информация.


Сущность и основные категории управления

Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды - общества, живой и неживой природы, техники.

Субъект управления - это совокупность элементов управления, которая предназначена оказывать управляющее воздействие на объекты и их действия. Это то, что управляет, т.е. аппарат управления отраслью, предприятием, подразделением и т.п. Им может быть отдельный человек или группа людей.

Элементы, на которые направлена эта деятельность, образуют объект управления. Объект управления - всё то, на что направлено управляющее воздействие; это то, чем управляют, т.е. отрасль, предприятие, подразделение. В теории управления в качестве объекта управления обычно рассматривается группа людей, деятельность которых координируется и направляется на достижение определённых целей.

Между субъектом и объектом управления существуют прямые и обратные связи. Прямая связь - это команда, поступающая от субъекта к объекту управления. Обратная связь - это информация, поступающая от объекта к субъекту управления, об исполнении команд и состоянии объекта управления.

Субъект и объект управления в совокупности с системой прямых и обратных связей образуют систему управления . В системе управления объект управления часто называют управляемой подсистемой, субъект - управляющей.

Таким образом, управление - это целенаправленное воздействие на коллективы людей, обеспечивающее согласованность их действий для достижения намеченных результатов деятельности.

Этими результатами деятельности является цель управления.

Цель управления - это предполагаемое желательное состояние объекта управления в будущем периоде. На достижение целей, стоящих перед организацией направлен процесс управления. Процесс управления - это последовательная смена этапов управленческого воздействия субъекта на объект управления. Процесс управления характеризует динамику управленческой деятельности в отличие от её статики, которую отражает понятие “система управления”. Формирование цели управления является исходным, а её достижение - конечным пунктом процесса управления.

Управление представляет собой процесс, направленный на достижение целей организации. Этот процесс заключается в последовательности управленческих действий по решению ряда конкретных задач. Эти действия получили название управленческих функций. Слово “функция” латинского происхождения и означает выполнение, деятельность, обязанность. Функции управления можно определить как относительно обособленные, самостоятельные участки управленческой деятельности.

Принципы управления - это основные правила, которыми необходимо руководствоваться при осуществлении управления.

Механизм управления представляет собой совокупность отношений управления, в основе которых лежит целенаправленное воздействие управляющего объекта на управляемый.

Методы управления - это способы достижения целей управления.

Организационная структура управления - это категория науки управления, отражающая организационную сторону отношений управления и составляющая единство уровней и звеньев управления в их взаимосвязи и соподчинённости.