Германцы в истории появляются значительно позже кельтов. Собственно, само это название римляне начали употреблять с 1 века до н. э. Одним из первых проявлений "германского духа" стали деяния кимвров и тевтонов (правда, они, возможно, принадлежали к народам, промежуточным между кельтами и германцами).

Кимвры и тевтоны стремились установить контроль над Кельтикой, но в конце концов были истреблены римлянами. Та же участь постигла германского вождя Ариовиста, разгромленного Цезарем. Мощь Рима росла и в 10 г. до н. э. Друз и Тиберий оккупировали земли между Рейном и Эльбой. Ответом стало создание "державы" маркоманнского короля Маробода (она охватывала территории нынешних Польши, Чехии и Восточной Германии, численность воинов Маробода достигала 70 тысяч) и восстание вождя херусков Арминия, уничтожившего в Тевтобургском лесу три легиона Квинтилия Вара.

Карательные экспедиции римлян, в общем, не достигли цели. Отлаженная машина римской регулярной армии в конечном итоге оказалась бессильной Германцы доказали, что если у народа есть воля к борьбе, он в состоянии сохранить независимость.

Однако, германские племена не желали покоряться и собственным королям. Арминий погиб в междоусобице, а Маробод был изгнан. На два с половиной века между империей и Свободной Германией установилось равновесие сил, прерываемое, конечно, конфликтами.

Новая эпоха наступила в середине 3 в. н. э. – так называемое Великое переселение народов. Рим находился в состоянии политического коллапса, а среди германцев появились молодые агрессивные народы, которых Л. Гумилев считал порождением пассионарного толчка: алеманны, готы и франки. Последним двум было суждено большое будущее.

Согласно готскому историку 6 века Иордану, остготы, вестготы и вандалы происходили из Южной Скандинавии. Они высадились в устье Вислы и постепенно продвинулись до Черного моря. Затем готы, использовав боспорские корабли, разграбили Элладу и побережье Малой Азии. В 4 веке, на территории Восточной Европы существовала обширная держава Эрманариха. Однако готы не поладили со многими местными этносами (за исключением аланов) и были изгнаны гуннами. Убежище они нашли на землях империи, но с той поры представляли перманентную угрозу Риму. В конечном счете, вестготы захватили Галлию и Иберию (Испанию), а остготы – Иллирию и Италию. Не отставали и другие племена: франки, вандалы, англо-саксы, бургунды, герулы, руги, гепиды, лангобарды, фризы...

Участие древних германцев в многочисленных войнах и частая перемена мест сказалась на социальной структуре. У этих племен не сохранилось древнего индоевропейского сословия жрецов и религиозные обряды выполнялись вождями, либо наиболее уважаемыми людьми. В силу этого, а также ранней христианизации (которая на континенте проходила не столь мягко), германская мифология не дошла до нас в своем первозданном виде. Зато сохранился ее скандинавский вариант.

Скандинавские племена за исключением готов не приняли участие в Великом переселении народов. В эти годы они проявляли относительное миролюбие. Предки шведов образовали сильную Свейскую державу (описанную еще Тацитом). С 5 в. н. э. она входит в полосу экономического и культурного расцвете – так называемый Вендельский период. Культурные связи скандинавов распространяются от Британских островов до Средней Волги. В искусстве сложился международный "вендельский стиль", в котором прослеживаются и римское и восточное (сарматское) влияние. Особое значение для его создания имела ирландская традиция. Посредниками между скандинавами и кельтами в это время, видимо, выступали англо-саксы. Но подлинным центром нового искусства, охватывавшего европейский континент до Франкской державы и лангобардской Италии была Швеция и такие ее центры, как Упсала, Хельге, Вальсъерде, Вендель.

Однако, период процветания и относительного покоя сменило событие, напомнившее эпоху Переселения народов и получившее название "движение викингов" (само слово "викинги" происходит то ли от "вик" – "бухта, залив", то ли от "викингр" – "пират, налетчик"). Жертвами их набегов стали Англия, Ирландия, Франция, Северная Германия, Пиренейский полуостров, Южная Италия. Известна значительная, хотя и неоднозначная роль викингов в создании Киевской Руси.

Викинги открыли и заселили Исландию. Ее освоение имело ключевое значение для сохранения скандинавской мифологии. Здесь надо иметь в виду, что культура викингов развивалась уже в христианское время, представляя своего рода "запоздалые цветы северного язычества". Втягивание скандинавов в жизнь континентальной Европы влекло за собой их крещение, нередко сопровождавшееся культурными эксцессами. В Исландии же этот процесс происходил сравнительно мирно (как и в Ирландии), здесь долгое время процветало двоеверие, а затем древние боги перешли в разряд поэтических метафор.

С точки зрения сохранности мифологии скандинавы подобны кельтам. С одной стороны, это грандиозный пласт языческого декоративно-прикладного искусства, относимого к нескольким историческим периодам. Наиболее значительными из этих периодов явились: Период великого переселения народов (3 – 5 вв. н. э.), оставивший знаменитые брактеаты – золотые бляхи, носимые на шее; Вендельский период (5 – 8 вв. н. э.) с его великолепно украшенным оружием; Век викингов (конец 8 – 11 вв.), когда были созданы знаменитые изображения на камнях и памятники деревянной резьбы.

С другой стороны, это тексты. Скандинавы имели Исландию, ставшую для них таким же резерватом мифологии, каким для кельтов явилась Ирландия. (Вообще замечено, что на островах чаще сохраняются реликтовые формы, и не только культуры, но и природы). И вновь, позитивную роль здесь сыграло христианство с его традиционной ученостью. В 13 в. н. э. В Исландии были созданы две замечательные книги. Это "Старшая Эдда" и "Младшая Эдда". Первая представляет анонимный сборник мифологических, эпических и дидактических песен. Вторая, принадлежащая перу знаменитого Снорри Стурлусона и являющаяся по замыслу учебником скальдической поэзии, по сути, есть прозаическое и структурированное переложение значительного корпуса мифов. При этом очень важно, что обе "Эдды" включают важнейшие креативные и эсхатологические мифы. К этим памятникам примыкает и "Деяния датчан" датского историка Саксона Грамматика (также упоминающего древни богов, хотя и в эвгемерическом ключе) и ряд скальдических стихов. Временной разрыв между текстуальным и изобразительным материалом не столь велик как у кельтов, что также облегчает изучение мифологий.

Что и как ели скандинавы в эпоху викингов? Как они готовили пищу? Как проходили пиры? Об этом и многом другом расскажет очередная статья из цикла о культуре Древней Скандинавии.

Как вы можете догадаться, климатические условия не позволяли древним скандинавам выращивать овощи и фрукты в том количестве, как это делали их южные соседи. Кроме того, как известно, в холодное время года организм нуждается в большом количестве калорий, поэтому скандинавы питались в основном простой и сытной пищей, чаще всего белковой . Это оленина, говядина, баранина, иногда свинина и такое необычное для нас мясо, как китовое или тюленье. Мясо готовили совершенно по-разному: жарили, варили, тушили, коптили, вялили, сушили, из него делали сосиски и колбасы. Нужно заметить, что скот разводили в южной части Скандинавии, тогда как в северной процветала охота . Но и содержание скотины и охота – дело достаточно хлопотное, поэтому есть мясо каждый день могли позволить себе лишь состоятельные слои населения. А самой популярной пищей, которую простые люди могли есть и по три раза в день, была, безусловно, рыба: треска, лосось, макрель, сельдь и т.д. - как мы знаем, в Скандинавии и по сей день процветает рыболовство. Рыбу ловили удочками, а также с помощью сетей или копий. Ели и другие морепродукты : морские водоросли, моллюсков и т.д.

Щит викинга

Продукты из молока : коровьего, козьего, овечьего и даже кобыльего также были в почете - скандинавы с удовольствием ели сыры разной соли, творог, сливочное масло, пили сыворотку и скир - сычужный напиток из кобыльего молока.

Питались также птичьими яйцами, похлебками и кашами – самая популярная во всех домах была каша, сваренная из разных злаков, причем её могли приготовить как на молоке, так и на воде. Похлебки же были рыбные, мясные, гороховые.

Ели и растительную пищу, грибы и орехи , собирали чернику, бруснику, клюкву, голубику, малину, морошку, ягоды можжевельника, дикорастущие, а потом и садовые яблоки, груши, сливы. Научились выращивать редис, горох, фасоль, сельдерей, репу, морковь, мяту, петрушку. В качестве приправ использовали как эти травы, так и чеснок, лук, хрен, горчицу, семена мака, тмин, щавель.

Интересно, что в богатых домах Скандинавии были в ходу и вовсе экзотические специи и пряности , которые привозили из далеких стран: анис, гвоздика, корица, перец, имбирь, мускатный орех, лавровый лист.

Статуя викинга на берегу Тронхеймского фьорда

Готовили пищу на открытом огне - в каждом доме, а иногда и за его пределами тоже, был устроен очаг (подробнее в статье «Жилища скандинавов эпохи викингов (IX-XI вв.)». Для приготовления использовали котелки, сковороды и даже плоские камни. В доме в доль стен по обеим сторонам от очага стояли лавки (до полутора метров в высоту), где можно было не только посидеть и покушать, но и укрыться от сквозняков, посидеть с шитьем и даже поспать. Лавки примыкали ко столу, большому и прямоугольному. У скандинавов были столовые приборы - ножи для разделки мяса или рыбы, ложки для супов, но есть предпочитали исключительно руками, поэтому их традиционно мыли дважды - до и после еды. В простых домах посуда была деревянная, железная, реже глиняная . Особенно состоятельные скандинавы пользовались посудой из стекла и кости, золота и серебра. Частенько на посуде присутствовали рунические надписи пожеланий здоровья или благосостояния, расцвет которых пришелся как раз на эпоху викингов.

К слову сказать, скандинавы на месте не сидели. Воины-вассалы, промышлявшие разбоем под предводительством своего ярла или конунга, и среди них викинги (эти совершали именно морские набеги), много времени проводили вне дома, а когда сезон походов завершался, и они возвращались к себе, то на некоторое время становились скотоводами, земледельцами и семьянинами. В походах им частенько приходилось недоедать, поэтому получив передышку, они отводили душу и пировали, что они умели не хуже древних греков. Для застолья предназначали самую большую и нарядную комнату в доме, с резными столбами-опорами, иногда с росписями или резными деревянными панелями. Со стен снимали щиты и оружие и украшали их коврами или шкурами животных. На пирах выступали скальды и музыканты. В богатых домах были слуги – хозяину достаточно было постучать рукояткой меча по столу (а с оружием скандинав не расставался даже во время еды), чтобы они поменяли блюда или убрали их со стола. Если в обычное время скандинавы довольствовались всего одним или двумя блюдами (за отдельно взятый прием пищи), то н а пиршественных столах царило большое разнообразие . Помимо рыбных и мясных блюд с удовольствием ели мучное - хлеба и лепешки, которые пекли из дорогого, как правило привозного, зерна. Любимыми напитками были пиво (в том числе и теплое), фруктовая брага и хмельной мед . Помните Вальхаллу древних скандинавов, чертог с пятьюстами сорока залами, где славные воины, умершие в битвах, пировали до скончания веков? Так вот, все они, да и сам верховный бог Один пили исключительно хмельной мед. О том, чтобы он никогда не заканчивался, следила коза Хейдрун, из вымени которой этот самый мед и вытекал днем и ночью. Интересно, что с мясом в Вальхалле проблема была решена сходным образом - утром вепря Сехримнира забивали и ели, а на следующий день он оживал вновь. Привозное вино считалось самым дорогим напитком, и скандинавы могли его себе позволить лишь по особенным случаям. Поэтому вино подавали в дорогих бокалах, тогда как другие напитки чаще всего пили из более привычных кружек или костяных рогов. Рога эти в зависимости от богатства их владельца могли быть как незатейливыми, так и богато украшенными резьбой или оправой из золота и серебра, драгоценных камней.

Ви́кинги (дат. vikinger , швед. vikingar , норв. vikingene)  - раннесредневековые скандинавские мореходы, в VIII-XI веках совершавшие морские походы от Винланда доБиармии и от Каспия до Северной Африки. В основной массе это были свободные крестьяне, жившие на территории современных Швеции, Дании и Норвегии, которых толкали за пределы родных стран перенаселение и жажда лёгкой наживы. По религии - в подавляющем большинстве язычники.

Шведские викинги и викинги с побережья Балтики, как правило, путешествовали на восток и фигурировали в древнерусских и византийских источниках под именем варягов. Норвежские и датские викинги двигались в своём большинстве на запад и известны по латинским источникам под именем норманнов (лат. Normanni). Взгляд на викингов изнутри их общества дают скандинавские саги, однако подходить к этому источнику следует с осторожностью ввиду зачастую поздней даты их составления и записи.

Как правило, в скандинавских хрониках термин «викинг» в его сегодняшнем понимании не использовался, и характеризовал скорее социальное явление, когда безземельные бонды (рядовые общинники) были вынуждены искать лучшей доли за пределами родины.

Этническая неоднородность

В движении викингов принимали участие не только скандинавские народы Балтики. В отдельных набегах принимали участие и балтийские славяне (венды), в частности, вагры и руяне прославились своими пиратскими набегами на Скандинавию и Данию. Сохранилась эта информация и в сагах (см.«Сагу о Магнусе Слепом и Харальде Гилли»). В «Саге о Хаконе Добром» написано

«Затем Хакон конунг поплыл на восток вдоль берегов Сканей и разорял страну, брал выкупы и подати и убивал викингов, где он их только находил, как датчан, так и вендов.»

Общество и культура

Викинги жили большими семейными группами. Дети, отцы и деды жили вместе. Когда старший сын вступал во владение фермой, он одновременно становился главой семьи и ответственным за ее благосостояние.

Поселения

Крестьянские жилища скандинавов IX-XI веков представляли собой простые однокомнатные дома, построенные или из плотно подогнанных вертикальных брусьев, или чаще из плетёной лозы, обмазанной глиной. Состоятельные люди обычно жили в большом прямоугольном доме, где размещалась многочисленная родня. В сильно залесенной Скандинавии такие дома строили из дерева, часто в сочетании с глиной, а в Исландии и Гренландии, в условиях нехватки древесины, широко использовался местный камень. Там складывали стены толщиной 90 см и более. Крыши обычно настилали из торфа. Центральная жилая комната дома была низкой и тёмной, посреди неё располагался длинный очаг. Там готовили пищу, ели и спали. Иногда внутри дома вдоль стен устанавливали в ряд столбы, поддерживавшие крышу, а отгороженные таким образом боковые помещения использовались как спальни.

На территории скандинавских стран городские поселения эпохи викингов сравнительно невелики, уступая по размерам таким периферийным центрам, как Дорестадт и Старая Ладога. Археологам удалось установить наличие торгово-ремесленных пунктов в Норвегии (Каупанг в Вестфолле), Дании (Линдхольм близ Ольборга) и Швеции (Бирка на озере Меларен).

Многие городские поселения располагались в глубине фьордов - таким образом, чтобы можно было издалека заметить приближение вражеских судов и подготовиться к нападению. Классический пример такого рода - едва ли не крупнейший город викингов, Хедебю в Ютландии.

Судя по обильным находкам кладов арабских монет и изобилию поминальных камней, остров Готланд служил своего рода центром межнационального общения викингов, где велась активная торговля. На границе с полабскими славянами существовали смешанные германо-славянские торговые центры: Рерик и полулегендарные Винета иЙомсборг. Не вполне ясным остаётся предназначение датских круговых укреплений. Возможно, они были возведены по приказу Свена Вилобородого для сбора войска перед походом на Лондон в 1013 году.

Одежда

Крестьянская одежда скандинавов IX-XI веков состояла из длинной шерстяной рубахи, коротких мешковатых штанов, чулок и прямоугольной накидки. Викинги из высших классов носили длинные штаны, носки и накидки ярких расцветок. В ходу были шерстяные варежки и шапки, а также меховые шапки и даже войлочные шляпы.

Женщины из высшего общества обычно носили длинную одежду, состоявшую из лифа и юбки. С пряжек на одежде свисали тонкие цепочки, к которым прикреплялись ножницы и футляр для иголок, ножа, ключей и других мелких предметов. Замужние женщины укладывали волосы в пучок и носили белые полотняные чепцы конической формы. У незамужних девушек волосы были подхвачены лентой. Для обозначения своего положения викинги носили металлические украшения. Очень популярны были пряжки на поясе, броши и подвески. Винтовые браслеты из серебра и золота обычно давались воину за проведение удачного рейда или за победу в бою.

В массовой культуре викингов часто изображают с рогатыми шлемами. На самом деле, археологи не могут точно сказать, какой формы были шлемы викингов. Представление о рогатых шлемах связано с рисунками, обнаруженными в захоронениях (например, Осебергский корабль). Сейчас учёные склоняются к тому, что если шлемы с рогами и использовались, то только в ритуальных целях, а не в бою.

Оружие

Наиболее распространённый вид оружия - копьё длиной около 150 см. Таким копьём можно было и колоть, и рубить.Скандинавские секиры отличались широким, симметрично расходящимся лезвием. Скандинавский меч представлял собой длинный, обоюдоострый клинок с небольшой гардой. Оттачивалась только верхняя треть клинка, нижние две трети слабо или вообще не затачивались.

Корабли

Викинги были искусными судостроителями, создававшими самые совершенные корабли своей эпохи. Поскольку в скандинавском обществе было принято хоронить воинов вместе с их ладьями, археологи имеют неплохое представление о характеристиках кораблей викингов. В Осло, Роскилле и некоторых других городах открыты специализированные музеи. К числу самых знаменитых относятся корабли гокстадский и усебергский. Оба были обнаружены более ста лет назад и ныне экспонируются в Музее драккаров в Осло. Из саг известно, что в бой корабли ходили под стягом с изображением чёрного ворона.

Флот викингов состоял преимущественно из боевых кораблей, которые назывались драккарами, и из торговых судов кнорров. Боевые корабли и торговые суда позволяли мужчинам посещать заморские страны, а переселенцы и исследователи пересекали море в поисках новых земель и богатств. Многочисленные реки, озёра и прочие водные пути Скандинавии давали викингам простой и удобный способ передвижения. В Восточной Европе в условиях многочисленных волоков были распространены лодки-однодревки, которые были рассчитаны для захода в мелководные реки и причала к пологим берегам, что позволяло викингам очень быстро передвигаться и заставать своих врагов врасплох.

Государство и право

Наиболее значимые решения в скандинавском обществе принимало собрание всех свободных мужчин - тинг (в Древней Руси ему соответствовало вече). В небольших общественных структурах тинг эволюционировал в представительный орган современного типа: это исландский альтинг, впервые собравшийся в 930 году, и мэнский тинвальд, который моложе его на несколько десятилетий. Конунг из числа Инглингов, Скьёльдунгов либо других видных родов в первую очередь воспринимался как военный вождь, предводитель дружины. Он мог обладать земельным наделом либо вести странствующий образ жизни на корабле (сэконунг). На территории современных скандинавских государств одновременно правили десятки мелких конунгов.

Викингам был ведом институт кровной мести. Если один из викингов убивал другого, то события развивались в зависимости от «состава преступления» и от социального статуса потерпевшего. Могло кончиться перемирием, могло - выплатой денежного возмещения (вергельда). Но если доходило до кровной мести, это была месть одного рода другому. Не считалось убийством причинение смерти на поединке, который назывался хольмгангом. Неистовые в бою воины (берсерки) могли обогащаться, вызывая на поединок менее опытных воинов и причиняя им смерть либо увечье. Это заставило скандинавские государства на исходе эпохи викингов ввести ограничения на проведение хольмгангов.

Религия и литература

Как и древние германцы более раннего периода, викинги до принятия христианства исповедовали традиционную германо-скандинавскую религию (ныне известная как Асатру) с регулярными жертвоприношениями - блотами. Письменность была рунической (см.скандинавские руны).

«Похороны викинга» Фрэнк Дикси

Погребальный обряд был неразрывно связан с идеей корабля мёртвых. Тело умершего воина кремировалось, иногда вместе с ладьёй, либо в ладью помещался пепел, после чего над ней насыпали курган. О спуске погребальной ладьи на воду упоминают только позднейшие скальды, как, например, Снорри Стурлусон.

К первой половине IX века в скандинавских странах уже сложилась вполне оригинальная скальдическая традиция. В Исландии она чрезвычайно устойчиво сохранялась ещё около двухсот лет после введения письменности, крайне медленно разлагаясь под влиянием европейских письменных литератур.

В $XVI$-первой половине $XVII$ века наблюдалось два направления:

  1. крестьянское, проникнутое самобытностью и древнейшими традициями дофеодального времени (довольно быстро исчезло в Дании);
  2. дворянско-бюргерское, основанное на влияние иностранных государств.

Замечание 1

Дошедшими до наших дней ценностями крестьянской традиции является деревянная архитектура и резьба по дереву. Народные песни, сказки и саги составляют основу устного народного творчества. Основным хранителем национального языка в Исландии и Финляндии стало крестьянство, в Норвегии оно единственное из сословий продолжало говорить на языке своей народности.

Культура дворянства и бюргерства сильно отличалась от крестьянской культуры. Эти социальные группы были ясно связаны с королевскими дворами европейских государств и их городами. Выходцы из-за границы постоянно пополняли состав важнейших феодальных сословий. Так, на улицах Гётеборга преобладала голландская речь, а на улицах Бергена часто звучала немецкая речь. Именно поэтому итальянские живописцы и французские градостроители, голландские учёные и немецкие богословы оставили заметные следы в духовном развитии народов Скандинавских стран в $XVI- XVII$ веков.

Развитие культуры в Дании и Швеции

Культурное развитие Дании в $XVI- XVII$ веках опережало другие Скандинавские страны. Датские учёные анатом Каспар Бартолин Старший и астроном Тихо Браге получили европейскую известность. Бартолин Старший описал работу обонятельного нерва. Тихо Браге вывел законы движения планет. Архитектура Дании отразила расцвет дворянской монархии. Великолепие дворцов и замков, возведённых при Кристиане IV, вошло в историю как датское Возрождение.

Литературные произведения на национальном языке не получили мирового признания, но составляют важную часть скандинавской культуры. На национальные языки переводилась Библия, что способствовало формированию национальных языков. В Дании и Швеции в $XVII$ веке распространяются религиозные стихи протестантизма, появляется поэзия с гуманистическими идеями. Это стимулирует изучение родной истории и языка. Историк Андерс Ведель составил сборник из более 100 датских баллад, перевёл на датский язык историю Саксона Грамматика, чем пробудил интерес к чтению и изучению родной истории.

Шведский писатель Олаус Петри написал «Шведскую хронику», в которой описал историю страны. Для литераторов того времени характерно преувеличение роли Швеции, что является следствием былого «великодержавия» страны.

Скандинавская поэзия оставалась в основном придворной. Она строилась по классическим формам. К середине $XVII$ века появляется шведская светская лирика и историческая драма. «Золотой век» дворянства выразился в строительстве задний с тиле барокко. Художники и композиторы Швеции находились при королевском дворе, и, соответственно, были либо иностранцами, либо находились под сильным иностранным влиянием. Французский рационалист Декарт жил долгое время при дворе королевы Кристины и был её постоянным собеседником (Кристина считалась образованнейшей женщиной того времени).

Норвежская культура

Упадок Норвегии сказался на развитии норвежской культуры. Для примера: в Дании и Швеции университеты были открыты в $XV$ веке, в Норвегии – только в $XIX$ веке. Живопись норвежского народа оставалась церковной. Архитекторы могли использовать для строительства зданий в основном только дерево. Норвежские гуманисты издавали исторические и литературные труды. Первые норвежские учёные писали на латыни, например историк Клауссен и его сочинение «Описание Норвегии». Первые поэты также сочиняли на латинском языке. Поэтому можно говорить, что истинно норвежской национальной культуры ещё не сложилось. Не было национальной культуры у финнов исландцев.

Замечание 2

Перерастание средневековых народностей и формирование буржуазных наций проходил только в Дании и Швеции. Остальные скандинавские народы не были политически независимыми и отставали в своём развитии.


Введение

Глава 1 Традиции и верования

1.1 Верования

1.2 Традиции, связанные с рождением

1.3 Обучение и «моральный кодекс»

1.4 Погребальные обряды

Глава 2 Наука и искусство

2.1 Календарь

2.2 Навигация

2.3 Кораблестроение

2.4 Медицина

2.5 Литература. Поэзия

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность данной работы этой работы обусловлена тем, для понимания истории какого-либо народа важно знать не только материальную, но и духовную сторону его жизни. Долгое время роль менталитета недооценивалась многими учёными, а ведь используя только материалистический подход, порой трудно объяснить некоторые исторические явления. К тому же это приводит к неоправданному умалению значения достижений древних людей; к тому, что их культура представляется многими исследователями как «примитивная». При этом не учитывается сама разница между мировосприятием древних и современных людей. В последние годы стали появляться хорошие работы, в основе которых лежит рассмотрение именно менталитета, но они в основном посвящены цивилизациям Древнего Востока. Специальных работ, посвящённых духовной культуре дохристианской Скандинавии, по крайне мере, на русском языке, нет. Всё это обуславливает актуальность данной работы.

Прежде всего, следует сказать о том, что подразумевается под понятиями «культура» и «дохристианская Скандинавия».

«Культура (от лат. Cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а так же в создаваемых ими материальных и духовных ценностях … В более узком смысле - сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей … а так же человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрения, способы и формы общения людей)», – сообщает нам Большой Энциклопедический Словарь.

В данной работе понятие «культура» будет использоваться в узком смысле слова, то есть обозначать духовные и интеллектуальные ценности, созданные человеком.

Теперь определим место дохристианской Скандинавии во времени и пространстве. Скандинавия включает в себя Скандинавский полуостров, остров Исландия, полуостров Ютландия, а также окружающие их мелкие острових мелкие островхронологических рамок, то нижняя граница – это заселение Скандинавии в III-II тысячелетиях до н. э.. Здесь нужно отметить, что в основном приводимая информация относится к IX – XII вв., но следует помнить, любая культура формируется не год и не два, а века и тысячелетия. Верхняя граница рассматриваемого периода – это конец XII века. К этому времени была завершена христианизация Скандинавии.

Что касается историографии данного вопроса, то существует не очень много научных работ на русском языке, посвященных теме дохристианской Скандинавии, тем более отдельно её культуре (о чём говорилось выше). С переводной литературой дела обстоят не намного лучше, большая её часть – лишь научно-популярные издания, изображающие скандинавов дохристианской эпохи людьми с весьма примитивным уровнем развития во всех смыслах.

«До времён Карла Великого северные страны составляли почти совершенно замкнутый мир, о котором только немногие отрывочные известия и сказания доходили до сведения римлян…», пишет А. Стриннгольм, крупный шведский скандинавист. Что уж тогда говорить о более древних временах… К источникам средневековой эпохи относятся как хроники континентальной Европы, так и саги самой Скандинавии.

Среди великолепных работ по данной теме следует отметить монографию «Походы викингов» вышеупомянутого Андерса Стриннгольма. А. Хлевов, научный редактор русского издания этой работы, пишет в предисловии следующее: «Вплоть до появления в 1950-1970-х гг. книг М.И. Стеблин-Каменского, А.Я. Гуревича, Г.С. Лебедева, посвященных истории викингов, «Походы викингов» издания 1861 года оставалось единственным серьезным и всеобъемлющим историческим исследованием на русском языке». В этой поистине классической работе описывается как культурная, так и политическая жизнь Скандинавии эпохи викингов (VIII-XII вв.).

Хотелось бы упомянуть энциклопедию «Викинги: набеги с севера», вышедшую в серии «Исчезнувшие цивилизации». Она прекрасно иллюстрирована, в ней представлено огромное количество археологических находок. Большая часть книги посвящена битвам, торговле, колонизаторской деятельности; однако при чтении нередко создается впечатление, что автор (имя которого, кстати, нигде не указано…) считает культуру дохристианской Скандинавии примитивной. Бросается в глаза приверженность «норманнской теории»: «Начиная с Рюрика и вплоть до сына Ивана Грозного Фёдора, эти скандинавы правили самой крупной средневековой державой Европы – Россией». К тому же, как и в большинстве подобных изданий, здесь почти нет сведений о духовной жизни народа.

В научно-популярной серии «Знак вопроса» вышла брошюра В.И. Щербакова «Где жили герои эддических мифов?». Автор рассматривает вопрос происхождения скандинавской культуры, опираясь на сказания и археологические данные. Следует отметить, что ни одна из других имеющихся в наличии работ точке зрения Щербакова не противоречит.

Среди отличных научно-популярных работ стоит отметить очерк М. Семёновой «Я расскажу тебе о викингах», опубликованный в сборнике «Викинги». В данной работе – подробное описание быта и, что особенно важно, менталитета скандинавов той эпохи. Причём следует отметить интересный подход М. Семёновой к повествованию, она пытается показать мировоззрение скандинавов как бы «изнутри».

Цель данной работы – рассмотреть культуру дохристианской Скандинавии, показать её особенности.

Задачи работы – рассказать о духовных ценностях и интеллектуальных достижениях скандинавов дохристианской эпохи: об их навигаторском и кораблестроительном искусстве, о поэзии и о знаменитых скандинавских рунах, о знаниях в области медицины и астрономии; и, конечно же, о традициях и верованиях, о том, как они мыслили и как воспринимали мир.

Работа состоит из двух глав. Первая посвящена духовной жизни скандинавов дохристианского периода, их мировоззрению, верованиям, и некоторым традициям, а вторая глава посвящена научным знаниям, практическим умениям и поэтическому искусству скандинавов.

Глава 1 Традиции и верования

1.1 Верования

Для скандинавов рассматриваемого периода был характерен религиозно-мифологический тип мышления (в историческом, но не философском понимании этого термина). Можно провести некоторую параллель между подобным мировоззрением и пантеизмом, который представляет божество как бы «растворённым» в природе, а не стоящим «над» природой. Стриннгольм пишет об этом следующее: «Народы, в своём младенчестве не постигая законы природы и внутренней связи между предметами, всегда подозревали участие живых существ везде, где замечали действующие силы, и олицетворяли природу. И древние норманны, подобно пифагорейцам наполняли весь мир особенными духовными сущностями».

По представлениям скандинавов, существовало девять миров, в каждом из которых были свои обитатели. Человеческим чувствам доступен только один из них – Мидгард, «средний город», мир людей. Он находился в центре, между остальными восьмью мирами. Поэтому «духовные сущности» всех миров могли проявляться в жизни обитателей Мидгарда. Присмотримся к этим мирам внимательнее, чтобы понять, какие существа и сущности окружали скандинава-пантеиста.

Непосредственно над Мидгардом находится Льюсальвхейм – мир светлых альвов-эльфов, прекрасных существ.

Над Льюсальвхеймом находится Асгард, «город асов», верховных скандинавских богов, о которых ещё будет сказано ниже.

Сразу под Мидгардом расположился Свартальфхейм, «дом чёрных альвов»: «тёмные же альвы – чернее смолы ».

Ещё ниже находится Хельхейм – дом Хель, богини смерти и возрождения (о второй её «функции» многие исследователи, к сожалению, часто забывают).

К востоку от Мидгарда находится Йотунхейм – страна инеистых великанов, духов мороза. На севере находится Нифльхейм – царство холода. Здесь нет живых существ. К западу от Мидгарда расположен Ванахейм – «дом ванов» – божеств, покровительствующих плодородию, погоде и т. д. На юге находится страна огня – Муспельхейм. Отсюда, согласно преданиям, выйдет огненный великан Суртр, который сожжёт дотла миры в день Рагнарёк. Можно предположить, что прототипом этого образа был некий природный катаклизм (произойти он мог ещё до разделения индоевропейцев – здесь можно вспомнить, например, греческую титаномахию ).

Вот что пишет о связи между образами Нифльхейма и Муспельхейма и катаклизмом В.И. Щербаков: «После этого (катаклизма – прим. автора) ледник начал стремительно таять, можно полагать, из-за погружения некоторых островов на дно океана и изменения направления Гольфстрима, который устремился к берегам Скандинавии, растопляя тысячелетние льды. И об этом помнит «Эдда»! В мифах прямо говорится о ледовом панцире и жаркой спокойной стране на юге. Интересно, что тогда, до катаклизма, атмосфера была более спокойной, и обмен тепла был минимальным – лютый холод на севере и неослабевающая жара на юге. И об этом рассказано в скандинавских мифах!

Отметим теперь, что катаклизм, или потоп, о котором говорят мифы многих народов, был первопричиной переселения племен на освободившиеся от льдов территории. Это переселение шло несколькими волнами – естественно, с юга и юго-востока. Процесс длился тысячелетиями. И об этом, как явствует из «Эдды», помнили древние люди, современники великанов, карликов и богов!»