Стандарт 5 «Профессорско-преподавательский состав

и эффективность преподавания»

Преподаватели являются главным ресурсом учебного процесса, доступным для большинства студентов . Важно, чтобы они обладали полноценными знаниями и пониманием преподаваемого предмета, необходимыми умениями и опытом для эффективной передачи знаний студентам в рамках учебного процесса .

ВУЗ должен показать, что он имеет профессорско-преподавательский состав в соответствии с квалификационными требованиями к лицензированию образовательной деятельности, и гарантировать, что преподаватели обладают полноценными знаниями и владеют современной методикой преподавания, необходимыми умениями и опытом для эффективной передачи знаний студентам в рамках учебного процесса, а также для организации обратной связи.

При оценке анализируются документы, определяющие права и ответственность, учебную нагрузку, критерии назначения и повышения ППС, общую оценку их деятельности.

Штатный состав ППС может быть дополнен кадрами, занятыми частично, временно на контрактной основе.

ВУЗ должен гарантировать квалификационный уровень профессорско-преподавательского состава в соответствии с занимаемой должностью и направлением научной подготовки в соответствующей области знаний.

Оценка профессорско-преподавательского состава и эффективности преподавания в отчете по самооценке проводится по следующим критериям

ü показатели по качественному составу ППС, категории профессорско-преподавательского состава за последние 5 лет (штатный ППС, иностранные преподаватели, ППС по совместительству, специалисты соответствующих отраслей экономики);

ü механизмы и критерии систематической оценки компетентности преподавателей администрацией вуза, оценка эффективности качества преподавания (открытые занятия, взаимопосещения занятий, анкетирование студентов и др.);

ü наличие требований к профессорско-преподавательскому составу по разработке курсов и учебных программ , преподаванию и проведению научной работы ;

ü индивидуальные планы работы ППС (работа профессорско-преподавательского состава, включающая преподавание, методическую, научно-исследовательскую, воспитательную работу , учебное кураторство, консультирование и общественную деятельность, соответствующую миссии, целям и задачам вуза);

ü отчеты ППС о выполнении индивидуальных планов за последние пять лет, включающие перечень научных, учебно-методических работ и публикаций;

ü наличие системы повышения квалификации и профессионального развития;

ü наличие политики и процедур поддержания профессиональных норм и этики, обеспечения качественности преподавания;

ü наличие соответствующей мотивации для ППС и персонала, стимулирующей эффективное достижение целей;

ü наличие системы стимулирования преподавателей и сотрудников за высокое педагогическое мастерство, научные результаты и преданность делу;

ü культивирование и развитие корпоративной культуры качества;

ü участие ППС в жизни общества (роль ППС в системе образования, в развитии науки, региона, создании культурной среды, участие в выставках, творческих конкурсах, программах благотворительности и т. д.).

При подготовке отчета к стандарту 5 необходимо провести анализ кадрового потенциала на основе согласования кадровой политики со стратегией и целями вуза, с политикой и планами в области обеспечения качества подготовки специалистов. В отчете по самооценке необходимо отразить следующее:

1) Результаты анализа изменений по кадровому составу за последние 3 года по количеству ППС, с которыми заключены индивидуальные трудовые договора и контракты, с указанием условий работы и занятости, индивидуально по кафедрам, факультетам и в целом по вузу. Заполнить таблицу 1. Количественный и качественный состав ППС.

Подтверждающие документы: личные карточки ППС в отделе кадров, индивидуальные трудовые договора, материалы конкурсных комиссий и др.

2) Продемонстрировать наличие в вузе институциональной политики руководства и процедуры по отношению к ППС и персоналу: описать процедуру приема на работу (по конкурсу, по контракту); продвижение по службе, поощрения, сокращения, увольнения, ознакомление персонала с правами и обязанностями, в том числе с должностными инструкциями. Текучесть кадров, причины. Информированность ППС и персонала институциональной политикой руководства и процедурой по отношению к ППС.

Подтверждающие документы: Положение о ППС, Положения о поощрениях

(премиях и продвижениях), процедура приема на работу ППС или управление

Подтверждающие документы: отчеты ППС, индивидуальные планы работы преподавателя. Резюме преподавателей с указанием полученного образования и квалификации, ученых степеней и званий, список научных публикаций , учебно-методических разработок, методических и учебных пособий за последние 5 лет ). Кроме того в резюме должны быть указаны список курсов повышения квалификации, участия в научно-методических конференциях.

7) Продемонстрировать наличие системы повышения квалификации и профессионального развития ППС и персонала вуза. Наличие структурного подразделения по повышению квалификации и переподготовке кадров. Представить план и программу работы по повышению квалификации ППС и сотрудников вуза, в том числе по вопросам управления качеством. Провести анализ эффективности повышения квалификации, ее влияние на компетентность преподавателей и качество образовательного процесса (последние 5 лет). Повышение квалификации за рубежом, в ведущих республиканских центрах повышения квалификации. Организация обучающих семинаров в вузе, развития способностей преподавателей и сотрудников, умения работать в группе сотрудников из различных подразделений; обеспечения непрерывности обучения преподавателей и сотрудников; обучения педагогическим новациям, методам психологического взаимодействия в профессиональной группе.

Подтверждающие документы: положения о повышении квалификации, план, программа по повышению квалификации ППС и персонала. Копии приказов, отчеты преподавателей и персонала, прошедших повышение квалификации. Результаты поместить в таблицу 3. Повышение квалификации ППС и персонала

8) Продемонстрировать наличие политики и процедур обеспечения профессиональных норм и этики, обеспечения качества преподавания. Какие меры применяются в вузе для обеспечения соблюдения профессиональных норм и этики преподавателя? Какой общественный орган вуза осуществляет функции контроля соблюдения норм и этики (комиссия по разрешению конфликтов и др.). Выявить уровень соблюдения профессиональных норм и этики преподавателями. Подтверждающие документы: политика или процедура обеспечения профессиональных норм и этики, положения о общественной комиссии вуза по профилактике правонарушений, результаты анкетирования студентов по выявлению уровня профессиональных норм и этики преподавателей (Анкета 1).

9) Продемонстрировать наличие в вузе системы стимулирования преподавателей и сотрудников за высокое педагогическое мастерство, научные результаты, преданность делу: описать методы и формы поощрения (проведение конкурсов на звание «Лучший преподаватель года», «Лучший куратор» и др.), их отражение в документах; объективность, системность, прозрачность, гласность. Подтверждающие документы: положение или процедура системы стимулирования преподавателей и сотрудников, приказы по поощрению, выписки протоколов (кафедр, факультетов, Ученого совета) о рекомендации на выдвижение кандидатур на звание «Лучший преподаватель вуза», свидетельства о присвоении государственного гранта «Лучший преподаватель вуза» .

10. Описать процесс культивирования и развитие корпоративной культуры качества в вашем вузе: критерии, уровни, факторы, показатели, традиции объединяющие людей вашего вуза, в том числе и студентов. Каким образом достигается «дух корпоративизма в вузе» - вовлеченность в общее дело, заинтересованность, преданность работника вузу? Как вуз строит свою репутацию, создает имидж (профессионализм руководства и ППС, перспективы развития вуза, востребованность выпускников, отношения сотрудников вуза к обучающимся, внешнее и внутреннее оформление вуза, работа со средствами массовой информации) и т. д. Подтверждающие документы: результаты опроса студентов, работников образовательных структур, потенциальных клиентов и работодателей, свидетельства о вовлечении студентов в систему самоуправления вуза и т. д.

12. Описать участие ППС в жизни общества: роль ППС вашего вуза в системе образования, развитии науки, создании культурной среды региона, области, республики и т. д. Продемонстрировать участие в выставках, творческих конкурсах, программах благотворительности, содействия общественной и культурной активности преподавателей, сотрудников и обучаемых. Проанализировать насколько интенсивны и разнообразны контакты преподавателей?

Подтверждающие документы: отчеты вуза, грамоты, дипломы, отзывы об образовательных, научных и социальных функциях вуза в СМИ и др.

Приложение к стандарту 5 «Профессорско-преподавательский состав и эффективность преподавания»

Таблица 1

Количественный и качественный состав профессорско-преподавательского состава

200_-200_ уч. г.

Шифр специальности

Наименование специальности

Всего ППС/ из них штатных

Принятых в вуз

Доктора наук, профессора/ из них штатных

Кандидаты наук, доценты/ из них штатных

% с учен. степенями и званиями/из них штат.

Сов-мес-ти-тели

Почасовики

Членов нац. академии наук

ППС с базовым образованием

Укомплектованность ППС по штат. расп. в %

Стаж научно-педагогичес-кой работы

Средний возраст ППС

по конкурсу

на контрактной основе

с учеными степенями и званиями

Свыше 15 лет

Свыше 50 лет/ из них пенсионный

Итого по вузу:

Примечание. Заполнить таблицы за последние 5 лет по учебным годам.

Таблица 2

/в разрезе видов занятий/

Название кафедры

200-200_ уч. г.

200-200_ уч. г.

200-200_ уч. г.

200-200_ уч. г.

200-200_ уч. г.

В т. ч. ауд.

В т. ч. ауд.

В т. ч. ауд.

Всего, ча.

В т. ч. ауд.

В т. ч. ауд.

Итого по вузу:

Примечание: указаны данные по среднегодовой нагрузке на

1 преподавателя кафедры

Таблица 3

Повышение квалификации ППС и персоналом

Учебные годы

Кол-во, прошедших повышение квалификации, человек

Всего ППС

Всего персонала

Прошедших повышение квалификации в ведущих вузах, на предприятиях, организациях

персонал

Примерная схема анкетирования

Анкета 1

Преподаватель глазами студента

Дорогой студент. Целью данного исследования является определение уровня профессорско-преподавательского состава и эффективность преподавания в вашем вузе, а так же выявления уровня профессиональных норм и этики преподавателей.

Убедительная просьба ответить на все вопросы объективно, поскольку Ваши ответы послужат эмпирической основой для совершенствования системы управления качеством обучения.

Анкета предназначена для исследования качества и эффективности преподавания и уровня профессиональных норм и этики конкретного преподавателя

1. Ф. и.о. преподавателя

2.Преподаваемая дисциплина

3. Курс, на котором Вы учитесь?

1) Первый 2) Второй 3) Третий 4) Четвертый 5) Пятый

4 Ваш пол :

1) Мужской 2) Женский

5. Факультет/ Специальность

6. Каково качество написания рабочих программ, Силлабусов, УМКД, методических рекомендаций по СРС и др.

1) Отличное, все очень понятно

2) Хорошее

3) Не совсем все понятно

4) Много ошибок или опечаток

6) Самостоятельно не разберешься

7. Каков, по вашему мнению, уровень компетентности преподавателя в учебном предмете, в соответствующих теоретических дисциплинах, областях профессиональной деятельности .

1) очень высокий

2) высокий

3) средний

1) отличные

2) хорошие

3) средние

5) очень низкие

9. Какова степень зависимости преподавателя от конспектов и записей.

1) пользуется в течение всего занятия

2) использует только при ознакомлении с вопросами темы

3) не пользуется

10. Укажите уровень коммуникативных способностей преподавателя (педагогический такт, умение устанавливать педагогически целесообразные отношения со студентами, эмпатия, эмоциональность и др.).

1) тактичный, всегда выслушает до конца

2) тактичный, но не всегда выслушает мнение студента

3) нетактичный, может накричать

5) отсутствие такта

11. На сколько разнообразны используемые им методы и средства обучения, использование приемов активизации познавательной деятельности студентов. Способность педагога переструктурировать материал для различных типов восприятия, управлять учебной деятельностью и рабочим настроем студентов.

1) все занятия однообразны

2) занятия отличаются разнообразием

3) очень интересно проводит занятия

4) занятия преподавателя посещаю с удовольствием

5) посещаю занятия ради посещения

12. Использование наглядности, технических средств. Качество записей на доске.

1) При необходимости используются IT-технологии, интерактивные средства, наглядности

2) Не используются

13. Каков уровень вовлеченности студентов в работу на занятиях преподавателя

1) высокий (активный). Включение студентов в обсуждение вопросов, поставленных преподавателем, проявление ими инициативы (постановка вопросов преподавателю и др.);

2) средний (исполнительский). Ведение конспектов, ответы на вопросы репродуктивного характера;

3) низкий (пассивный). Отсутствие учебной деятельности, невключенность в работу.

14. Какова дисциплина и посещаемость студентов на занятиях преподавателя

1) хорошая дисциплина и посещаемость

2) чаще хорошая

4) чаще плохая

15. Вовлекает ли преподаватель студентов в научно-исследовательскую работу?

16. Можно ли высказать недовольство качеством преподавания, какой будет реакция со стороны преподавателя

1) да, нормальной

2) нет, могут быть потом проблемы

17. Как Вы считаете, как преподавателем оцениваются знания студентов

1) объективно

2) необъективно

Анкета 2

Удовлетворенность ППС вузом

Уважаемый преподаватель! Просим Вас заполнить данную анкету. Целью данного исследования является определение степени удовлетворенности ППС условиями работы, особенностями системы повышения квалификации, информационным обслуживанием и др. Данный показатель по своему содержанию носит не столько количественный, сколько качественный характер и должен отражать как материальную и финансовую обеспеченность профессиональной деятельности преподавателей , охрану труда и здоровья, так и психологические аспекты деятельности ППС (мотивацию педагогов, их установки, морально-психологический климат в вузе и его подразделениях и т. д.).

Убедительная просьба ответить на все вопросы объективно, поскольку Ваши ответы послужат эмпирической основой для совершенствования системы управления вашим вузом.

9. Насколько объективны результаты аттестации преподавателей. Доверяете ли аттестационной комиссии вуза.

1) особых претензий нет

2) да, абсолютно объективны

3) не доверяю, не объективны

4) не ко всем объективны, доверяю на 50-60%

5) другое мнение (что именно?)______________________

10. Устраивает ли Вас распределение педнагрузки на кафедре в разрезе видов занятий

1) да 2) нет 3) не всегда

11. Привлекают ли Вас к составлению учебных рабочих программ специальности? Вы считаете это необходимо?

1) да, считаю это очень полезным для повышения качества образовательного процесса

2) нет, думаю нет необходимости

3) в некоторых случаях необходимо

4) другое мнение (что именно?)______________________

12.Как часто Вы повышаете свою квалификацию с участием вуза?

1) на мое усмотрение 2) 1 раз в 3 года 3) 1 раз в 5 лет

4) на усмотрение администрации вуза

13. Вы считаете вуз достойно оценивает Ваш вклад по поднятию имиджа вуза?

1) да 2) нет 3) не всегда

14. Вы удовлетворены социальной поддержкой преподавателей вузом?

1) да 2) нет 3) не всегда

15. В коллективе вуза присутствует понятие «команды», «корпоративный дух»?

1) да 2) нет

16. Удовлетворены ли Вы участием вуза в вопросе научно-исследователькой работы ППС (при защите степеней, издании учебников, методических разработок)?

1) да 2) нет 3) участие вуза ни для всех

17. Как оценивается администрацией вуза инициатива участия преподавателя в жизни общества: региона, города, области, республики (в системе образования, создании культурной среды, участие в творческих конкурсах и выставках, благотворительных программах)

1) положительно, учитывается при поощрениях

2) отрицательно

3) не оценивается вообще

18. Как администрация относится к жалобам преподавателей по вопросам условий труда и заработной платы ?

1) Нормально, без нервозности разъясняет все

2) НРаздражительно

3) Безразлично

19. Как Вы оцениваете психологический климат в коллективе вашего вуза?

20. Если бы была возможность поменять место работы, выбрали бы Вы вновь данный вуз?

1) Да 2) Нет 3) Не знаю.

Благодарим Вас за участие в анкетировании!

Ассистент

Должностные обязанности. Организует и осуществляет учебную и учебно-методическую работу по преподаваемой дисциплине или отдельным видам учебных занятий, за исключением чтения лекций. Участвует в научно-исследовательской работе кафедры, иного подразделения образовательного учреждения. Под руководством профессора, доцента или старшего преподавателя (куратора дисциплины) принимает участие в разработке методических пособий, лабораторных работ, практических занятий, семинаров. Организует и планирует методическое и техническое обеспечение учебных занятий. Принимает участие в воспитательной работе с обучающимися (студентами, слушателями), в организации их научно-исследовательской работы, в профессиональной ориентации школьников, в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению, развитию, обеспечению и совершенствованию материально-технической базы учебного процесса, обеспечению учебных подразделений и лабораторий оборудованием. Контролирует и проверяет выполнение обучающимися (студентами, слушателями) домашних заданий. Контролирует соблюдение обучающимися (студентами, слушателями) правил по охране труда и пожарной безопасности при проведении учебных занятий, выполнении лабораторных работ и практических занятий. Участвует в организуемых в рамках тематики направлений исследований кафедры семинарах, совещаниях и конференциях, иных мероприятиях образовательного учреждения.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам высшего профессионального образования; локальные нормативные акты образовательного учреждения; государственные образовательные стандарты по соответствующим программам высшего профессионального образования; теорию и методы управления образовательными системами; порядок составления учебных планов; правила ведения документации по учебной работе; основы педагогики, физиологии, психологии; методику профессионального обучения; современные формы и методы обучения и воспитания; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; требования к работе на персональных компьютерах, иных электронно-цифровых устройствах, в том числе предназначенных для передачи информации; основы экологии, права, социологии; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Преподаватель

Должностные обязанности. Организует и проводит учебную и учебно-методическую работу по всем видам учебных занятий, за исключением чтения лекций. Участвует в научно-исследовательской работе кафедры, иного подразделения образовательного учреждения. Обеспечивает выполнение учебных планов и программ. Под руководством профессора, доцента или старшего преподавателя разрабатывает или принимает участие в разработке методических пособий по видам проводимых занятий и учебной работы, организует и планирует методическое и техническое обеспечение учебных занятий. Создает условия для формирования у обучающихся (студентов, слушателей) основных составляющих компетентности, обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников. Принимает участие в воспитательной работе с обучающимися (студентами, слушателями), в организации их научно-исследовательской работы, в профессиональной ориентации школьников, в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению, развитию, обеспечению и совершенствованию материально-технической базы учебного процесса, обеспечению учебных подразделений и лабораторий оборудованием. Контролирует и проверяет выполнение обучающимися (студентами, слушателями) домашних заданий. Контролирует соблюдение обучающимися (студентами, слушателями) правил по охране труда и пожарной безопасности при проведении учебных занятий, выполнении лабораторных работ и практических занятий. Участвует в организуемых в рамках тематики направлений исследований кафедры семинарах, совещаниях и конференциях, иных мероприятиях образовательного учреждения.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам высшего профессионального образования; локальные нормативные акты образовательного учреждения; образовательные стандарты по соответствующим программам высшего образования; теорию и методы управления образовательными системами; порядок составления учебных планов; правила ведения документации по учебной работе; основы педагогики, физиологии, психологии; методику профессионального обучения; современные формы и методы обучения и воспитания; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; требования к работе на персональных компьютерах, иных электронно-цифровых устройствах; основы экологии, права, социологии; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование и стаж работы в образовательном учреждении не менее 1 года, при наличии послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура, адъюнктура) или ученой степени кандидата наук - без предъявления требований к стажу работы.

Старший преподаватель

Должностные обязанности. Организует и проводит учебную, воспитательную и учебно-методическую работу по преподаваемой дисциплине или отдельным видам учебных занятий. Участвует в научно-исследовательской работе кафедры, иного подразделения образовательного учреждения. Обеспечивает выполнение учебных планов, разработку и выполнение учебных программ. Создает условия для формирования у обучающихся (студентов, слушателей) основных составляющих компетентности, обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников. Проводит все виды учебных занятий, учебной работы. Осуществляет контроль качества проводимых ассистентами и преподавателями учебных занятий. Разрабатывает рабочие программы по преподаваемым дисциплинам. Комплектует и разрабатывает методическое обеспечение преподаваемых дисциплин или отдельных видов учебных занятий и учебной работы. Принимает участие в научно-исследовательской работе обучающихся (студентов, слушателей), руководит их самостоятельной работой по преподаваемой дисциплине или отдельным видам учебных занятий и учебной работы, участвует в профессиональной ориентации школьников. Оказывает методическую помощь ассистентам и преподавателям в овладении педагогическим мастерством и профессиональными навыками. Принимает участие в научно-методической работе кафедры в составе методической комиссии по соответствующей специальности. Принимает участие в развитии и совершенствовании материально-технической базы кафедры. Участвует в пропаганде научно-технических, социально-гуманитарных, экономических и правовых знаний. Контролирует и проверяет выполнение обучающимися (студентами, слушателями) домашних заданий, соблюдение ими правил по охране труда и пожарной безопасности при проведении учебных занятий, выполнении лабораторных работ и практических занятий. Принимает участие в воспитательной работе обучающихся (студентов, слушателей). Принимает участие в подготовке учебников, учебных и учебно-методических пособий, разработке рабочих программ и других видов учебно-методической работы кафедры или иного структурного подразделения.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам высшего профессионального образования; локальные нормативные акты образовательного учреждения; образовательные стандарты по соответствующим программам высшего образования; теорию и методы управления образовательными системами; порядок составления учебных планов; правила ведения документации по учебной работе; основы педагогики, физиологии, психологии; методику профессионального обучения; современные формы и методы обучения и воспитания; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; требования к работе на персональных компьютерах, иных электронно-цифровых устройствах, в том числе предназначенных для передачи информации; основы экологии, права, социологии; основные методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации, необходимой для осуществления научно-исследовательской деятельности; механизмы оформления прав интеллектуальной собственности; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование и стаж научно-педагогической работы не менее 3 лет, при наличии ученой степени кандидата наук стаж научно-педагогической работы не менее 1 года.

Должностные обязанности. Осуществляет планирование, организацию и контроль учебной, воспитательной и учебно-методической работы по курируемым дисциплинам. Организует, руководит и ведет научно-исследовательскую работу по профилю кафедры (факультета). Ведет все виды учебных занятий, руководит курсовыми и дипломными проектами и научно-исследовательской работой обучающихся (студентов, слушателей), преимущественно магистров и специалистов. Руководит, контролирует и направляет деятельность научного студенческого общества. Осуществляет контроль качества проведения преподавателями кафедры всех видов учебных занятий по курируемой дисциплине. Обеспечивает выполнение учебных планов, разработку и выполнение учебных программ. Создает условия для формирования у обучающихся (студентов, слушателей) основных составляющих компетентности, обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников. Участвует в разработке образовательной программы образовательного учреждения. Разрабатывает рабочие программы по курируемым курсам. Принимает участие в научно-методической работе кафедры (факультета) в составе методической комиссии по соответствующей специальности. Участвует в организуемых в рамках тематики направлений исследований кафедры семинарах, совещаниях и конференциях, включая международные. Разрабатывает методическое обеспечение курируемых дисциплин. Принимает участие в повышении квалификации начинающих преподавателей, в овладении ими преподавательского мастерства и профессиональных качеств, оказывает им методическую помощь, организует и планирует самостоятельную работу студентов, преимущественно магистров. Организует и занимается профессиональной ориентацией школьников по специализации кафедры. Участвует в пропаганде научно-технических, социально-гуманитарных, экономических и правовых знаний. Принимает участие в развитии материально-технической базы кафедры, разрабатывает учебники и учебно-методические пособия и описания лабораторных работ и практических занятий по преподаваемым дисциплинам, в воспитательной работе обучающихся (студентов, слушателей). Руководит работой по подготовке научно-педагогических кадров. Контролирует выполнение обучающимися (студентами, слушателями) и работниками кафедры правил по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам высшего профессионального образования; локальные нормативные акты образовательного учреждения; образовательные стандарты по соответствующим программам высшего профессионального образования; теорию и методы управления образовательными системами; порядок составления учебных планов; правила ведения документации по учебной работе; основы педагогики, физиологии, психологии; методику профессионального обучения; современные формы и методы обучения и воспитания; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; требования к работе на персональных компьютерах, иных электронно-цифровых устройствах; основы экологии, права, социологии; основные методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации, необходимой для осуществления научно-исследовательской деятельности; механизмы оформления прав интеллектуальной собственности; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование, ученая степень кандидата (доктора) наук и стаж научно-педагогической работы не менее 3 лет или ученое звание доцента (старшего научного сотрудника).

Профессор

Должностные обязанности. Осуществляет планирование, организацию и контроль учебной, воспитательной и учебно-методической работы по курируемым дисциплинам. Ведет все виды учебных занятий, руководит курсовыми и дипломными проектами и научно-исследовательской работой магистров (специалистов). Руководит научно-исследовательской работой по научному направлению работы кафедры (смежным специальностям), организует ее деятельность. Привлекает к выполнению научно-исследовательской работы в установленном порядке преподавателей, учебно-вспомогательный персонал кафедры, аспирантов и обучающихся (студентов, слушателей) кафедры и специалистов других структурных подразделений образовательного учреждения. Создает условия для формирования у обучающихся (студентов, слушателей) основных составляющих компетентности, обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников. Разрабатывает рабочие учебные программы по курируемым дисциплинам, руководит их разработкой другими преподавателями. Присутствует на любых видах учебных занятий по выбору, а также на экзаменах и зачетах по курируемым дисциплинам. Участвует в научно-методической работе кафедры по вопросам профессионального образования, а также в составе методической комиссии по специальности или научно-методического совета факультета образовательного учреждения. Контролирует методическое обеспечение курируемых дисциплин. Осуществляет руководство подготовкой учебников, учебных и учебно-методических пособий, конспектов лекций и иного методического материала по курируемым дисциплинам, непосредственно участвует в их разработке, в подготовке их к изданию. Вносит предложения по совершенствованию учебной и учебно-методической работы кафедры (факультета). Участвует в организуемых в рамках тематики направлений исследований кафедры семинарах, совещаниях и конференциях, в том числе и международных. Организует, планирует и руководит самостоятельной работой обучающихся (студентов, слушателей) по курируемым дисциплинам, их научно-исследовательской работой, студенческим научным обществом на кафедре (факультете), профессиональной ориентационной работой школьников по специальностям кафедры. Принимает активное участие в повышении квалификации преподавателей кафедры, оказывает им необходимую методическую помощь в овладении педагогическим мастерством и профессиональными навыками. Руководит подготовкой научно-педагогических кадров (аспирантов и соискателей) на кафедре. Участвует в пропаганде научно-технических, социально-гуманитарных, экономических и правовых знаний. Участвует в работе выборных органов или структурных подразделений образовательного учреждения по вопросам, относящимся к деятельности кафедры (факультета). Читает авторские курсы по направлению научных исследований кафедры (факультета).

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам высшего профессионального образования; локальные нормативные акты образовательного учреждения; государственные образовательные стандарты по соответствующим программам высшего профессионального образования; теорию и методы управления образовательными системами; порядок составления учебных планов; правила ведения документации по учебной работе; основы педагогики, физиологии, психологии; методику профессионального обучения; технологию организации методической, научно-методической, научно-исследовательской работы; современные формы и методы обучения и воспитания; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; основные методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации, необходимой для осуществления научно-исследовательской деятельности; механизмы оформления прав интеллектуальной собственности; требования к работе на персональных компьютерах, иных электронно-цифровых устройствах; основы экологии, права, социологии; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование, ученая степень доктора наук и стаж научно-педагогической работы не менее 5 лет или ученое звание профессора.

Заведующий кафедрой

Должностные обязанности. Разрабатывает стратегию развития деятельности кафедры по направлениям подготовки, укрепляет и развивает внешние связи с работодателями и органами управления образованием. Осуществляет анализ рынка образовательных услуг и рынка труда по направлениям подготовки специалистов на кафедре. Формирует предложения по улучшению ведения учебного процесса по профилю кафедры. Организует межфакультетское, межвузовское, международное взаимодействие преподавателей кафедры. Обеспечивает выполнение государственного образовательного стандарта. Создает условия для формирования у обучающихся (студентов, слушателей) основных составляющих компетентности, обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников. Разрабатывает систему качества подготовки специалистов на кафедре. Определяет педагогические методы и средства обучения в целях обеспечения высокого качества учебного процесса. Организует проведение и контролирует выполнение всех видов учебных занятий по всем формам обучения. Присутствует на учебных занятиях, а также на экзаменах и зачетах по выбору. Регулярно проводит заседания кафедры по обсуждению запланированных и текущих вопросов учебной, научной, методической деятельности работников кафедры и воспитательной работы. Подготавливает заключения по учебным программам и дисциплинам кафедры, по учебным программам других кафедр факультета и образовательного учреждения. Создает и читает авторские курсы по дисциплинам, преподаваемым на кафедре в установленном образовательным учреждением порядке и объеме. Представляет на утверждение декану факультета (директору института) планы работы кафедры и индивидуальные планы работы преподавателей кафедры. Осуществляет распределение педагогической нагрузки и функциональных обязанностей между работниками кафедры и контролирует своевременность и качество их исполнения. Осуществляет выбор современных технических средств обучения при проведении учебных занятий и обеспечивает возможности их использования. Организует и осуществляет контроль за ознакомительной, учебно-производственной и другими видами практики обучающихся (студентов, слушателей), курсовыми и дипломными работами. Обеспечивает проведение курсовых экзаменов и зачетов, а также промежуточных испытаний обучающихся (студентов, слушателей) по отдельным предметам; анализирует их результаты и докладывает о них на заседаниях кафедры. Организует по поручению руководства факультета проведение научно-исследовательской работы на кафедре, рассматривает диссертации, представляемые к защите работниками кафедры или соискателями ученой степени. Руководит научно-исследовательской работой обучающихся (студентов, слушателей). Организует обсуждение завершенных научно-исследовательских работ и результатов возможности их внедрения. Обеспечивает возможность опубликования сведений о достигнутых научных результатах. Обеспечивает составление заключений на учебники, учебные и учебно-методические пособия. Организует работу и принимает непосредственное участие в подготовке учебников, наглядных пособий и учебно-методических материалов кафедры. Контролирует качество и выполнение индивидуальных планов преподавателей кафедры и иных работников. Ведет педагогическую и научно-исследовательскую работу на кафедре. Изучает, обобщает и распространяет опыт работы преподавателей кафедры, обеспечивает учебную и методическую помощь начинающим преподавателям кафедры. Руководит подготовкой научно-педагогических кадров. Планирует повышение квалификации преподавателей кафедры. Участвует в работе учебно-методических комиссий образовательных учреждений по направлениям подготовки, устанавливает связи с другими образовательными учреждениями и иными организациями в целях оказания научно-методической помощи. Принимает участие в международной деятельности кафедры, факультета образовательных учреждений, устанавливает и поддерживает международное сотрудничество по профилю кафедры с отечественными и зарубежными высшими учебными заведениями, научно-исследовательскими организациями, предприятиями и учреждениями. Участвует в разработке штатного расписания кафедры образовательного учреждения. Обеспечивает составление и хранение всех видов документации и отчетности по итогам деятельности кафедры. Контролирует выполнение обучающимися (студентами, слушателями) и работниками кафедры правил по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам высшего профессионального образования; локальные нормативные акты образовательного учреждения; теорию и методы управления образовательными системами; государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования; порядок составления учебных планов; правила ведения документации по учебной работе; основы педагогики, физиологии, психологии; методику профессионального обучения; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; основные методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации, необходимой для осуществления научно-исследовательской деятельности; механизмы оформления прав интеллектуальной собственности; технологию организации методической, научно-методической, научно-исследовательской работы; современные формы и методы обучения и воспитания; правила и порядок представления обучающихся (студентов) к государственным и именным стипендиям; нормативные документы, регламентирующиестатус научных, педагогических и руководящих работников образовательных учреждений высшего профессионального образования, особенности регулирования их труда; основы управления персоналом; основы экологии, экономики, права, социологии; финансово-хозяйственную деятельность образовательного учреждения; основы административного, трудового законодательства; требования к работе на персональных компьютерах, иных электронно-цифровых устройствах; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование, наличие ученой степени и ученого звания, стаж научно-педагогической работы или работы в организациях по направлению профессиональной деятельности, соответствующей деятельности кафедры, не менее 5 лет.

Декан факультета (директор института)

Должностные обязанности. Разрабатывает стратегию развития факультета (института), обеспечивает систематическое взаимодействие с работодателями, органами государственной и исполнительной власти, органами управления образованием, организациями, учреждениями, предприятиями. Изучает рынок образовательных услуг и рынок труда по направлениям (специальностям) подготовки специалистов на факультете (институте), обеспечивает учет требований рынка труда в образовательном процессе на факультете (институте). Руководит учебной, методической, воспитательной и научной работой на факультете (в институте). Возглавляет работу по созданию и реализации на практике профессиональных образовательных программ, учебных планов, программ учебных курсов. Организует работу по созданию научно-методического и учебно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса. Участвует в разработке системы качества подготовки специалистов. Координирует деятельность заведующих кафедрами образовательного учреждения, обучающихся (студентов, слушателей) и аспирантов факультета (института). Обеспечивает выполнение государственного образовательного стандарта. Создает условия для формирования у обучающихся (студентов, слушателей) основных составляющих компетентности, обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников. Создает и читает авторские курсы по дисциплинам, преподаваемым на факультете (в институте), в установленном образовательным учреждением порядке и объеме. Представляет на утверждение руководству образовательного учреждения учебные планы и программы обучения обучающихся (студентов, слушателей), программы курсов на факультете (в институте); тематику и программы дисциплин по выбору и факультативных предметов. Утверждает индивидуальные планы обучения обучающихся (студентов, слушателей), темы дипломных и диссертационных работ. Участвует в разработке штатного расписания факультета (института) с учетом объема и форм выполняемых на факультете (институте) педагогической, учебно-воспитательной и других видов работ. Организует и проводит профессионально-ориентационную работу и обеспечивает прием обучающихся (студентов, слушателей) на факультет (в институт), осуществляет руководство их профессиональной подготовкой. Руководит работой по составлению расписания учебных занятий, приему экзаменов, зачетов, контролирует и обобщает их результаты. Контролирует и регулирует организацию учебного процесса, учебных практикумов и иных видов практик; осуществляет координацию деятельности учебных и научных подразделений, входящих в состав факультета (института). Организует контроль и анализ самостоятельной работы обучающихся (студентов, слушателей), выполнение индивидуальных образовательных профессиональных программ. Осуществляет перевод обучающихся (студентов) с курса на курс, а также допуск их к экзаменационным сессиям. Дает разрешение на досрочную сдачу и пересдачу курсовых экзаменов. Принимает решение о допуске обучающихся (студентов) к сдаче государственных экзаменов, к защите выпускной квалификационной (дипломной) работы. Осуществляет работу в составе комиссии по итоговой государственной аттестации выпускников факультета, приемной комиссии факультета (института). Представляет к зачислению, отчислению и восстановлению обучающихся (студентов, слушателей). Назначает стипендии обучающимся (студентам) факультета (института) в соответствии с положением о стипендиальном обеспечении обучающихся (студентов). Осуществляет общее руководство и координацию научно-исследовательской работы обучающихся (студентов, слушателей), проводимой на кафедрах, в лабораториях, научных студенческих кружках, научных студенческих обществах. Организует связь с выпускниками, изучение качества подготовки специалистов, выпускаемых факультетом (институтом). Руководит работой по трудоустройству выпускников факультета (института). Обеспечивает внедрение новых технологий обучения и контроля знаний обучающихся (студентов, слушателей), обеспечивает в процессе их обучения внедрение дифференцированной и индивидуальной подготовки. Возглавляет работу по формированию кадровой политики на факультете (в институте), осуществляет совместно с заведующими кафедрами подбор кадров профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного, административно-хозяйственного персонала, организует повышение их квалификации. Организует и проводит учебно-методические межкафедральные совещания, семинары, научные и научно-методические совещания и конференции. Организует, контролирует и принимает участие в международной учебной и научной деятельности факультета (института) в соответствии с уставом образовательного учреждения. Руководит работой совета факультета (института), осуществляет разработку планов работы факультета (института), координацию их с планами работы образовательного учреждения, несет ответственность за их выполнение. Руководит подготовкой заседаний ученого совета факультета (института). Осуществляет общее руководство подготовкой учебников, учебных и учебно-методических пособий по предметам кафедр, входящих в состав факультета (института), координирует их рецензирование, организует издание учебно-методической литературы. Участвует в учебной и научно-исследовательской работе факультета (института), обеспечивает выполнение научной работы и подготовку научно-педагогических кадров, отчитывается о своей работе перед ученым советом факультета (института) образовательного учреждения по основным вопросам учебно-воспитательной, научно-исследовательской, научно-методической деятельности факультета (института). Организует работу и осуществляет контроль над научно-методическим сотрудничеством кафедр и других подразделений факультета (института) с учебными заведениями, предприятиями и организациями. Обеспечивает связь с однопрофильными образовательными учреждениями с целью совершенствования содержания, технологии и форм организации обучения обучающихся (студентов, слушателей). Организует составление и представление факультетом (институтом) текущей и отчетной документации руководству образовательного учреждения, в органы управления образованием. Проводит работу по укреплению и развитию материально-технической базы факультета (института). Присутствует на учебных занятиях по выбору, а также при проведении экзаменов и зачетов. Контролирует выполнение обучающимися (студентами, слушателями) и работниками факультета (института) правил по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам высшего профессионального образования; локальные нормативные акты образовательного учреждения; государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования; теорию и методы управления образовательными системами; порядок составления учебных планов; правила ведения документации по учебной работе; основы педагогики, физиологии, психологии; методику профессионального обучения; методы и способы использования образовательных технологий, включая дистанционные; основные методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации, необходимой для осуществления научно-исследовательской деятельности; механизмы оформления прав интеллектуальной собственности; технологию организации методической, научно-методической, научно-исследовательской работы; современные формы и методы обучения и воспитания; правила и порядок представления обучающихся (студентов) к государственным и именным стипендиям; нормативные документы, регламентирующие статус научных работников, педагогических и руководящих работников образовательных учреждений; особенности регулирования труда педагогических работников; основы управления персоналом, проектами; основы экологии, экономики, права, социологии; финансово-хозяйственную деятельность образовательных учреждений; основы административного, трудового законодательства; требования к работе на персональных компьютерах, иных электронно-цифровых устройствах; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование, стаж научной или научно-педагогической работы не менее 5 лет, наличие ученой степени или ученого звания.

Российская система высшего образования включает в себя несколько тысяч учебных заведений, каждое из которых именуется университетом, институтом или академией. Каждое из данных названий имеет свои отличия, включающие в себя уровень профессорско-преподавательского состава, количество обучающихся аспирантов, структуру и другие особенности.

История разделения вузов на институты и университеты

Первые высшие учебные заведения Российской империи имели четкое разделение на классические и прикладные. Классические вузы назывались исключительно университетами (Московский, Санкт-Петербургский и Харьковский императорские университеты) и давали студентам знания в области литературы, языкознания, истории, математики и химии. В отличие от классических университетов, прикладные учебные заведения назывались институтами (Санкт-Петербургский и Новочеркасский политехнические институты) либо высшими училищами (Московское императорское высшее ). Студенты институтов изучали естественные и инженерные науки, медицину и право.

В Советском Союзе звания университетов были сохранены за несколькими крупнейшими вузами (МГУ им. Ломоносова, СПбГУ). Остальные существующие и вновь открываемые учебные заведения именовались институтами и давали прикладное высшее образование.

Профессорско-преподавательский состав

Для получения статуса университета не менее 60% его профессорско-преподавательского состава должны иметь ученую степень. Таким образом, студенты университетов имеют возможность получать знания от практикующих ученых, имеющих определенные достижения в области своей компетенции.

Отличия в структуре

Институт может являться как отдельным учебным заведением, так и входить в состав более крупного вуза в качестве структурной единицы, объединяя несколько факультетов, кафедры которых осуществляют подготовку студентов по одному направлению (Инженерно-экономический институт в составе Казанского Научно-исследовательского Технического Университета). Университеты могут не иметь в своем составе отдельных институтов и разделяться исключительно на факультеты.

Подготовка аспирантов

В университете на каждые 100 студентов дневной формы обучения должно приходиться не менее 4 аспирантов, в то время как достаточно готовить к защите кандидатской диссертации лишь двух человек из ста. Кроме того, темы диссертаций соискателей, обучающихся в университетах, предполагают проведение фундаментальных научных исследований, а диссертации, защищаемые в институтах, носят преимущественно прикладной характер.

Тенденции развития высших учебных заведений

Современное состояние высшей школы в России характеризуется переходом от большого числа небольших высших учебных заведений к образованию крупных образовательно-исследовательских центров, аккумулирующих вокруг себя научный потенциал отрасли или региона. За последнее десятилетие количество институтов в стране значительно сократилось, так как часть из них была упразднена, а часть вошла в состав более крупных вузов. Укрупнение по региональному принципу заключается в объединении нескольких вузов в Федеральные университеты (Южный, Дальневосточный), а отраслевой принцип предусматривает создание на основе ведущих технических вузов страны Национальных Исследовательских университетов.

Применительно к системам управления образованием развиваются два основных подхода: первый — на основе построения иерархии функций системы и представления основных результатов в виде «пирамиды качества»; второй — на основе использования группы стандартов ГОСТ Р ИСО 9000, 9001, 9004. Реализация Закона Российской Федерации «Об образовании» 1992 года, разработка Национальной системы оценки качества образования в России, проведение аттестации и аккредитации учебных заведений, введение Государственных образовательных стандартов актуализирует проблему оценки качества преподавания в высших учебных заведениях. В соответствии с Положением о внутривузовской системе менеджмента качества подготовки специалистов следует проводить мониторинг как общей компетентности ППС, так и уровня реализации ими компетентностного подхода в обучении студентов, как показателя качества образования.

Роль профессорско-преподавательского состава вузов в обеспечении качества образования

Анализ существующих подходов показал, что преимущественно под термином «качество образования» понимается степень (мера) соответствия определенной совокупности характеристик образования (как системы, процесса и результата) установленным, предполагаемым или обязательным потребностям (ожиданиям). На этом основании, управление качеством образования есть воздействие на него, как на систему (процесс, результат) с целью перевода определенной совокупности характеристик из известного начального состояния в требуемое конечное состояние. Можно рассматривать два аспекта качества в образовании. Первый характеризует компетенции выпускников вуза в соответствии с запросами заказчиков и требованиям государственных стандартов. Второй, отражает системные возможности обеспечения квалификационных характеристик выпускников и подразумевает, что качество результатов определяется качеством процессов и ресурсов вуза. И если раньше превалировал первый аспект, то сейчас стремительно возрастает роль второго.

Система образования, реализуемая в отдельном вузе, являясь инерционной, и обладая отложенными последствиями от воздействий, должна стремиться к адекватному прогнозу своего развития и предупреждению возникновения процессов снижающих качество ее функционирования. В структуре системы образования можно выделить триаду: субъект-инструмент-объект. Субъектом являются руководители учебного заведения, как лица принимающие решения. В качестве инструмента будем рассматривать профессорско-преподавательский состав, объектом определим студентов, обучающиеся в вузе. К основным задачам обеспечения качества высшего образования относится соответствие профессорско-преподавательского состава (ППС) вузов современным требованиям к преподавательской деятельности . Какие бы реформы не проводились в образовательной среде — они замыкаются на педагоге как исполнителе. По уровню педагогического кадрового потенциала судят о качестве деятельности вуза, одновременно он является одним из основных объектов управления в условиях модернизации высшего образования.

Согласно сложившейся в России вузовской структуре преподаватели распределены по кафедрам с закреплением дисциплин и учебных поручений, соответствующих его квалификации, и имеет возможность периодически проходить курсы повышения квалификации и самосовершенствоваться. Вуз также гарантирует, что в случае приема на работу новых сотрудников, они будут обладать высоким уровнем профессиональных знаний и необходимым спектром компетенций. Безусловно, большинство преподавателей обладают полноценными знаниями в предметной области, необходимыми умениями и опытом для эффективной передачи знаний студентам в рамках учебного процесса. Однако, успешность профессиональной деятельности преподавателя высшей школы обусловлена не только предметными знаниями, но и определенным уровнем общекультурных компетенций, соотношением личностных психологических факторов, выступающих в качестве компонентов единой системы его деятельности. С точки зрения В.И. Слободчикова, профессионал способен не только реализовывать деятельность, но и «рефлексировать ее основания и средства во всей полноте ее нормативной структуры». Профессиональная самореализация связана с социальной жизнью преподавателя, которая во многом определяется его квалификаций и профессиональным стажем. В ряду причин влияющих на снижение уровня личностно-профессионального развития можно указать:

  • отсутствие способности к прогнозированию собственного поведения;
  • низкая ответственность перед собой;
  • неспособность принятия адекватных ситуации решений;
  • незаинтересованность в результатах своей деятельности.

Разрешение указанных кризисов кроется в мобилизационных способностях педагога, его волевых качествах, ценностных ориентациях, компетентной реакции на ситуации в педагогической деятельности, способности вносить коррективы в повседневную практику. Эффективность педагогической деятельности зависит от психологических особенностей преподавателя, его ценностей и ценностных приоритетов, определяющих аксиологические и акмеологические аспекты его профессионализма.

Система управления развитием профессионализма профессорско-преподавательского состава вузов

В этой связи необходимо построить последовательную систему управления . Во-первых , для придания способности гибкого, упреждающего реагирования на существующие и перспективные потребности образования. Во-вторых , повышения роли вузовской науки в фундаментальных и прикладных исследованиях в тесной связи с повышением квалификации профессорско-преподавательского состава. В-третьих , для соответствия уровня педагогических кадров содержанию образовательных стандартов новых поколений требующих адаптации к современной специфике подготовки выпускников.

В современной психологии и педагогике проводятся исследования по изучению особенностей преподавателя как субъекта профессиональной деятельности. По мнению Л.М. Митиной низкий уровень самосознания обусловливает ситуативный тип поведения педагога, при котором преобладают материальные ценности, а мотивы функционируют единичным образом и не создают единой направленности в действиях. Это предопределяет пассивную, несамостоятельную, адаптивную профессиональную позицию. Высокий уровень самосознания обеспечивает такой личностный тип поведения, при котором педагог осознанно относится к своим внутренним и внешним побуждениям, принимает и отвергает их уже в качестве собственных мотивов поведения и деятельности. Стоит обратить внимание на тот факт, что проблемы, связанные с определением и обоснованием путей развития и поддержки профессионализации педагога, как важнейшей составляющей педагогической деятельности, изучены недостаточно. Научные исследования преимущественно ориентированы на подготовку будущих преподавателей или развитие профессиональных компетенций для работы с отдельными категориями обучающихся. При этом, результатами социологических опросов установлено, что значительное число преподавателей имеют нечеткое представление о тенденциях в педагогике, не владеют технологиями создания и применения современных методик для обеспечения образовательных результатов в формате компетенций.

Внедрение результатов педагогических исследований предполагает: адекватную постановку и проведение педагогических экспериментов, специальное ознакомление практических работников с полученными данными, развитие на этой основе потребности в применении научных результатов на практике. Это возможно при условии специально организованного обучения способам и приемам реализации научных рекомендаций при оперативной, методической, консультативной помощи со стороны специалистов. Внедрение новых форм, методик, педагогических технологий требуется четкого понимания того, как их осваивать и сопровождать. Принимая во внимание и тот факт, что значительная часть ППС высших учебных заведений (особенно не педагогических) не имеет специального педагогического образования, сформировать, развить и актуализировать их деятельность в полной мере – важная задача управления современным вузом.

Неудачи и недостатки в деятельности педагогов зачастую связаны с неподготовленностью. Во многом это объясняется недостаточным осознанием важности педагогической компетентности у большинства ППС. А ведь развитие профессиональной компетенции педагога можно рассматривать как одно из важных условий образования. Готовность педагога к современной образовательной деятельности включает развитость необходимых личностных качеств, таких как — большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству, а также специальных — знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение их разрабатывать, анализировать и выявлять недостатки. Однако, чаще всего повседневная рабочая деятельность носит формальный характер. Это обусловлено рядом причин:

  • привычное формирование среды своей деятельности в традиционном режиме с одновременно невысокой степенью готовности к изменениям;
  • отсутствие мотивации;
  • невозможность определить приоритетное направление («распыление» в разных направлениях), а значит отсутствие ощутимого результата.

Рациональный выбор педагогического взаимодействия со студентами требует не только оценки возможной полезности, но и анализа внутренних условий для внедрения, а также прогноза, как нововведение впишется в педагогическую систему вуза. У многих преподавателей повышение педагогической квалификации вызывает неполное понимание, затруднения и, как следствие, отрицание. Кому-то необходима психологическая поддержка; часть педагогов не отказались бы от индивидуальных консультаций педагогов — практиков, от участия в семинарах; многие готовы пройти повышение квалификации по этому направлению. Положительное значение может иметь желание избежать негативной оценки при аттестации, избрании на должность, а также некоторые другие стимулы морального и материального плана. Не отрицая доминирующей роли внутренних мотивов, нельзя недооценивать и роль мотивов, связанных с внешними стимулами. Среди них отметим одобрение коллег, заинтересованность руководителей вуза и его подразделений.

Мониторинг педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава вузов

ППС представителями службы менеджмента качества вуза может быть ориентировано на две группы показателей: квалификационные характеристики каждого преподавателя и качество проведения им учебного занятия. С целью получения квалификационной характеристики преподавателя определены и систематизированы информативные признаки для разных категорий преподавателей, отражающие уровни их профессионализма. Эти признаки положены в основу расчета рейтинговой оценки, позволяющей объективно обосновать индивидуальный выбор программы повышения квалификации. Рейтинговая оценка представляет собой обобщенный вывод о результатах деятельности педагога на основе качественного и количественного анализа. Под термином «рейтинговая оценка» понимается место объекта в классификации, проведенной на основе какого-либо признака. В методологическом плане выделяются два основных подхода к построению комплексных рейтинговых оценок: базовый статистический и экспертный. При построении оценочной системы на разных ее этапах были использованы оба метода. Для определения рейтинга профессионализма педагогических кадров выбран тип «упорядоченный рейтинг», класс — экспертный и применен метод «эталонного объекта» или «метод расстояний», поскольку в его основе лежит идея определения расстояния от каждого объекта исследуемой совокупности до «эталонного» .

  1. Исходные данные представляются матрицей, где по строкам записаны номера показателей (i = 1,…, n ), а по столбцам — номера объектов персоналии ППС (j = 1, .., т).
  2. Формируется «эталонный объект». Например, для каждого из п выбранных показателей находится максимальное значение.
  3. Исходные данные матрицы (a ij ) стандартизируются в отношении соответствующего показателя «эталонного объекта».
  4. Для каждого анализируемого объекта значение рейтинговой оценки определяется по формуле:

где (i ) — номера частных показателей, (j ) номер оцениваемого объекта, х ij — стандартизированные i показатели состояния j -го объекта.

  1. Наилучший рейтинг имеет объект с минимальным значением ρ (т.е. объект, показатели которого наиболее близки к выбранному эталону).

Подготовка к упорядоченному ранжированию предполагает набор показателей (или группы показателей), подвергающихся экспертной оценке. Частными показателями, определяющими профессионализм ППС, определены:

  • научные публикации по вопросам образования, изданные в рецензируемых сборниках, по перечню РИНЦ и ВАК;
  • практико-ориентированные публикации по образовательным методикам, методам и технологиям, фондам оценочных средств, а также способам их внедрения в учебный процесс;
  • участие в научно практических и методических семинарах, конференциях и т.д. разного уровня;
  • знание инновационной составляющей в педагогике знаю «З»
  • практическое применение современных методик преподавания применяю «П» (источник: экспертиза разработанных УМК по соответствующим выделенным разделам и позициям);
  • научно-обоснованные авторские педагогические разработки методик, методов и технологий, оценочные средства разрабатываю самостоятельно «Р» (источник: экспертиза разработанных УМК по соответствующим выделенным разделам и позициям);
  • результаты педагогических экспериментов по внедрению новаций в образовательный процесс внедряю «В» (источник: отчеты и акты проведения педагогических экспериментов внутри кафедры);
  • тиражирование и популяризация апробированных эффективных авторских разработок среди преподавателей как внутри кафедры, так и среди других кафедр и факультетов тиражирую (распространяю) «Т» (источник: отчеты и акты внедрения).

Анализ спектра рейтинговых значений позволяет провести дополнительную классификацию и определить три категории ППС для определения уровневых программ повышения квалификации. Категория 1 — вводный уровень может быть рекомендован преподавателям, имеющим рейтинг «6-7», категория 2 — базовый уровень для рейтинговых значений от «3 до 5», категория 3- продвинутый , с рейтингом «2 или 1». Показателями развития профессионализма является приращение уровня индивидуального рейтинга в течение ряда лет после прохождения повышения квалификации, что отражается в специализированной базе данных отдела кадров. Программы повышения квалификации педагогических кадров должны быть адаптированы к различным уровням профессионализации педагогов (согласно рейтинговым оценкам), что даст возможность вариативности, как для обучающихся по программам повышения квалификаций, так и для ведущих эти занятия преподавателей.

Опыт ряда вузов показал, что анкетирование студентов является достаточно эффективным способом оценивания качества преподавания. Этот способ включает алгоритм проведения анкетирования; процедуру валидизации анкет методом групповых экспертных оценок; математико-статистическую обработку результатов анкетирования; совокупность этических требований к процедурам оценки деятельности преподавателя. Методика анкетирования позволяет выявить возрастающее внимание студентов на установку отношений преподаватель-студент, а также отследить динамику тенденций (увеличения, уменьшения) на каждом последующем курсе числа студентов, удовлетворенных (неудовлетворенных) деятельностью преподавателя по содействию в росте образовательных достижений. Один из вопросов анкеты характеризует желание студента в дальнейшем работать с данным преподавателем. Авторы этой методики отмечают, что, несмотря на высокую оценку педагогической деятельности преподавателя, многие из опрошенных студентов дальнейшее сотрудничество оценили баллом 0, то есть, высоко оценивая профессиональные качества, личностные качества преподавателя их не вполне удовлетворяют . Конечно же, каждый студент может думать, что угодно и отвечать на вопросы так, как он считает нужным, но если при анализе анкет прослеживаются определенные настроения, то это уже может характеризовать качество педагогической деятельности. С данным заключением не всегда соглашаются преподаватели, получившие невысокий балл. Они пытаются винить студентов (не желают учиться, занимаются посторонними делами, не достаточно воспитаны…) и условия, в которых приходится порой работать (тесная аудитория, малая зарплата, отсутствует возможность использования ТСО).

Применение методик анкетирования студентов должно учитывать академическую активность и личностную состоятельность студентов. Имеющие большое число пропусков учебных занятий не могут быть объективны в своих оценках, а, следовательно, либо должны быть исключены из числа респондентов, либо их оценки учитывать с пониженным весовым коэффициентом. Также надо учитывать, что студенты, являясь в образовательной системе единым объектом, существенно различаются по своим базовым знаниям, карьерным устремлениям, жизненному опыту. Каждый из них создает «фильтры», через которые воспринимает образование в целом.

Является ли полученная оценка объективной? Отражает ли она истинное положение вещей? Однозначных ответов на эти вопросы нет. Каждое высшее учебное заведение, реализуя собственные программы менеджмента качества, использует свои методы оценок. Помня о том, что все-таки именно студент является основным звеном образовательного процесса, объектом на который направлено деятельность системы образования целесообразно шире проводить анкетирование с целью выявления их мнений о качестве обучения и учебной деятельности преподавателей по методикам типа «Преподаватель глазами студента». Но крайне важно понимать, что при использовании таких технологий в оценке профессиональной деятельности ППС необходимо руководствоваться рядом правил.

  1. Студент должен не просто оценивать деятельность преподавателя, а рассматривать педагога во взаимодействии с собой, как участника неделимого образовательного процесса.
  2. Экспертом может быть компетентный, корректный, сдержанный человек, обладающий высокими морально-этическими качествами, способный вести беседу, убеждать.
  3. Необходима психологическая подготовка преподавателя к анкетированию, чтобы он понимал, что оценивают его не просто как личность, а как элемент системы образования, несмотря на то, что не может быть преподавателя без индивидуальных, особых, личностных качеств. Одно накладывается на другое и формируется определенный тип профессионального облика.
  4. Оказать помощь в стремлении каждого преподавателя к самооценке, оценке коллег и студентов (это задача не одного дня). Сформировать у ППС желание положительного изменения в своей деятельности (сравниваю себя сегодняшнего с собой вчерашним и оцениваю свои достижения).
  5. Трансформирование информации, полученной в результате анкетирования:
    • руководитель подразделения должен знать существующие тенденции, но совсем не обязательно знакомить его со всеми полученными результатами;
    • преподавателю представляют позитивные направления его работы и в беседе, в разумной форме, предлагает обсудить вопросы, связанные с возникшими проблемами, лишь косвенно говоря о них.

В системе управления качеством образования в вузе обозначенные процедуры (рейтинговой оценки и анкетирования) выявляют соответствие режима функционирования ввуза и развития протекающих в нем процессов принятым управленческим решениям. Контроль дает систематизированную информацию, показывает расхождение между целью и достигнутым результатом. Отметим основные задачи контроля:

  • экспертная аналитическая оценка достигнутых результатов и формулирование соответствующих выводов для проведения работы по регулированию процесса образовательной деятельности;
  • оценка всех участников образовательного процесса, их конкретных результатов и формулирование рекомендаций для коррекции деятельности коллектива;
  • формирование каналов прямой и обратной связи для информирования и стимулирования участников образовательного процесса.

Система повышения квалификации ППС, направленная на развитие потенциала педагогических кадров вуза, должна предусматривать:

  • преемственность развития профессиональных качеств педагогических кадров, осуществление обучения в различных формах (мастер-класс, педагогическая мастерская, открытый семинар, индивидуальные и групповые формы творческого диалога, участие в научно-практических конференциях);
  • организационно-методическую поддержку педагогическим новациям;
  • использование децентрализованной структуры принятия решений, передача их значительной части решений по поводу педагогической деятельности на кафедры при должном разделении прав и ответственности;
  • разработку и последовательную реализацию адекватных форм и методов стимулирования научно-педагогического роста ППС.

Заключение

Существенными условиями действенного менеджмента качества в вузе являются систематический контроль и анализ объективных данных на всех иерархических уровнях, поскольку процесс управления может быть действенным только при наличии устойчивой обратной связи, обеспечивающей надёжную информацию о состоянии всех подсистем и процессов. Функционирование системы управления образовательными процессами на уровне вуза обеспечит переход от анализа конкретных проблем к более широкому взгляду на качество образования, который расширяет возможности прогноза и позволяет своевременно отрабатывать превентивные меры. Это даст возможность перевести процесс управления в образовании с оперативного на стратегический уровень.

В 1974 г. закончил Политехническую школу (Ecole Polytechnic, Франция) и стал инженером. В этом же году получил степень магистра по вычислительным наукам (Computer Science) в Стэнфордском университете (Stanford University, США). Степень PhD получил в 1985 г. в Университете Анри Пуанкаре (Henri Poincare University,Франция). С 2011 г. Б. Мейер является заведующим кафедры программной инженерии и верификации программ в Санкт-Петербургском государственном университете информационных технологий, механики и оптики (ИТМО). Руководитель и основатель фирмы Eiffel Software. С 2003 г. директор Лаборатории программной инженерии в Высшей политехнической школе (ETH Zurich, Швейцария), которая занимает 13-е место в рейтинге лучших университетов мира по версии Times Higher Education).

Заведующий Лабораторией программной инженерии и верификации программ

Мануэль Маццара получил степень магистра (2002) и PhD (2006) в Университете Болоньи (Bologna University, Италия). Он был разработчиком в компании Майкрософт, а также участвовал в проектах ООН. Мануэль Маццара работал в Университете Ньюкасла (Newcastle University, Великобритания) над проектом DEPLOY, в 2012 году он занимал должность специалиста по программированию в Университете ООН в Макао (United Nations University, Китай).

Заместитель заведующего лаборатории программной инженерии и верификации программ

Джанкарло Суччи получил степень бакалавра по электротехнике в Университете Генуи (Genoa University, Италия), степень магистра по информатике в Университете штата Нью-Йорк (State University of New York, США), степень PhD по вычислительной технике и электротехнике в Университете Генуи (Genoa University, Италия) в 1993 году. Ему была присвоена ученая степень доктора наук в Италии и Канаде.

Профессор в области программной инженерии, руководитель лаборатории разработки промышленного программного обеспечения

Получила степень PhD в Сиракузском Университете (Syracuse University, США). Имеет опыт работы в образовательной среде и индустрии (JPMorgan, Sun Microsystems). Профессор Ли разрабатывает алгоритмы определения активности и оценки репутации пользователей социальных сетей.

Получил степень кандидата наук по компьютерной инженерии (Computer Engineering) в университете Кьюнг Хи (Kyung Hee University, Республика Корея). А. Хан более 8 лет занимается исследовательской и преподавательской деятельностью. С 2011 г. А. Хан является профессором, а также ведущим исследователем в Университете Аджу (Ajou University, Республика Корея) (факультет информационных технологий и компьютерной инженерии). К его научным интересам относятся: машинное обучение, анализ данных, моделирование данных, контекстно-зависимые вычисления, контекстное распознавание посредством носимых датчиков и датчиков изображения, человекоориентированные мобильные приложения.

Окончил Московский государственный университет и получил там научную степень. В течение ряда лет проводил исследования и преподавал как в российских, так и в ведущих зарубежных вузах – Швейцарской технической школе (ETH Zurich, Швейцария), 2000-2006, и Федеральной политехнической школе Лозанны (EPFL Lausanne, Швейцария), 2009-2010.

Приглашенный профессор

Окончил Университет Брока (Brock University, Канада) со степенью магистра по компьютерным наукам, получил степень PhD в области компьютерных наук в Университете Гвельфа (University of Guelph, Канада). Джозеф Браун занимает должность преподавателя факультета компьютерных наук в Университете Брока, а также должность аналитика производственных систем в компании PolyconIndustries. Является обладателем награды GraduateTAAward (Университет Брока) и автором множества научных работ, книг, докладов в области компьютерных наук.

Николай Шилов закончил Механико-математический факультет Новосибирского государственного университета в 1983 и затем кандидатскую диссертацию в Новосибирском Вычислительном Центре Академии Наук СССР в 1987.

Начиная с 1987 г. Николая работал научным сотрудником в Институте Систем Информатики им. А.П. Ершова (Российская академия наук), преподавал в Новосибирском государственном университете и за рубежом: Sydney University of Technology (Австралия), Nazarbayev University (Казахстан), University of Canterbury, Christchurch (Новая Зеландия), Korea Advanced Institute of Science and Technology, Chung-Ang University и Samsung Advanced technology Training Institute (Южная Корея).

Область научных интересов – теория программирования и прикладная логика (в соответствии с традицией, основанной Андреем Петровичем Ершовым и Борисом Абрамовичем Трахтенбротом). В настоящее время его исследовательские интересы – математические основания формальных методов и их приложения для анализа программы, информационных, распределенной и многоагентных систем.

Работал на кафедре вычислительной математики МФТИ в должности старшего преподавателя с 2001 года и в должности доцента с 2007 года. Читал студентам МФТИ учебные курсы: «Вычислительная математика», «Нелинейные вычислительные процессы», «Численное моделирование динамики транспортных потоков». Основное направление научной деятельности- интеллектуальный анализ транспортных данных и моделирование движения дорожного трафика с использованием алгоритмов адаптивного управления. Ярослав Холодов - автор 35 научных публикаций в реферируемых журналах и 15 свидетельств о госрегистрации компьютерных программ. Рецензирует журналы «Математическое моделирование» и «Компьютерные исследования и моделирование», соавтор 3 учебных пособий и одной книги. В Университете Иннополис Ярослав Холодов руководит лабораторией интеллектуальных транспортных систем.
Повышение квалификации: Аспирантура в Московском физико-техническом институте (государственном университете).

Исследовательские интересы включают в себя формальные модели для разработки и верификации программного обеспечения, проблемы удовлетворения ограничений и параллельное программирование ограничений. Разработал несколько инструментов для сочетания формальных методов в разработке программного обеспечения, помогающих улучшить их качество. Имеет степень доктора философии (2011-2014), степень магистра (2009-2010) и степень бакалавра (2003-2009) по информатике и инженерии (Университет Хавериана, Колумбия). В прошлом принимал участие в разработках для Центра моделирования материалов и процессов (MSC) в Калифорнийском технологическом институте, а также принимал участие в разработках различных исследовательских проектов с использованием Constraint Programming. Также работал в качестве научного сотрудника в Институте интерактивных технологий Мадейры (Madeira-ITI), разрабатывая инструменты для сочетания формальных методов в разработке программного обеспечения. В настоящее время Виктор также является членом исследовательской группы AVISPA.

Анджело Мессина имеет степень по инженерным наукам, полученную в Туринском политехническом университете, Италия, степень доктора наук по электронике, полученную в Высшей школе телекоммуникационных технологий и информатики (T.E.I) при Министерстве обороны, прошёл курсы военной подготовки для общего состава штаба и объединенного состава штаба.
Занимал пост руководителя по гибкой разработке программного обеспечения в итальянской армии: в течение 2 лет управлял группами (до семи) по созданию программного обеспечения высокой надежности. В качестве заместителя директора по развитию научных исследований и высоких технологий Европейского оборонного агентства занимался военными исследованиями в области извлечения и обработки данных. В течение 4 лет занимал должность инженера командного пункта комплекса (BMC4I) в Агентстве по управлению системами ПВО среднего радиуса действия, НАТО, США.

Профессор практики

Работал в качестве старшего научного сотрудника в Национальном университете Сингапура (NUS). Закончил аспирантуру в Орхусском университете в Дании в 2007 году при специальном Центре фундаментальных исследований в области компьютерных наук,который был посвящен исследованиям в таких фундаментальных областях информатики, как логика, семантика и алгоритмика. Исследовательский интерес в настоящее время - разработка программного обеспечения и обеспечение его безопасности, примером такого продукта является автоматизированное удаление неисправностей в программе, при котором разработчикам предлагается исправление ошибок, связанных с безопасностью.

Получил степень инженера (2006) и магистра (2007) по автоматическому управлению в Белорусском Государственном Университете Информатики и Радиоэлектроники. Защитил докторскую диссертацию по машиностроению (робототехника) в Высшей Инженерной Центральной Школе города Нанта (Франция) в 2011 году. Автор 50 научных работ в области робототехники и машиностроения. Его статья в журнале «Теория машин и механизмов» (2011, 46 (5), 662-679) - вторая по цитированию работа в журнале (издание входит в Топ-5 международных журналов в машиностроении, Impact factor: 1.66). В Университете Иннополис Александр Климчик преподаёт курс «Advanced Robotic Manipulation» в качестве доцента Лаборатории Интеллектуальных Робототехнических Систем.
Повышение квалификации: Аспирантура Центральной школы Нанта, Франция.

Рашид Хуссейн получил степень бакалавра в области программной инженерии в Университете инженерии и технологий (N-W.F.P University of Engineering and Technology), г. Пешавар, Пакистан, в 2007 году. В 2010 году получил степень магистра по направлению «Компьютерная инженерия» в Университете Ханьянг (Hanyang University), Республика Корея, и степень Ph.D. в этой же области в Южной Корее в феврале 2015 года. Кроме того, с марта по август 2015 года Рашид Хуссейн работал в качестве научного сотрудника в Университете Ханьянг. Автор и соавтор 45 исследований, опубликованных в национальных и международных изданиях. Рашид Хуссейн выступает рецензентом многих журналов и международных конференций, включая IEEE INFOCOM, IEEE GLOBECOM, IEEE VNC, IEEE ICC, IEEE PCCC, IEEE NoF и др. Приглашён в Университет Иннополис в качестве научного сотрудника, в настоящее время он является консультантом российского IT-вуза и приглашенным исследователем Университета Амстердама (University of Amsterdam), Нидерланды.

Илья Афанасьев, Россия

В 2010-2013 являлся постдоком по программе им. Марии Кюри в Университете Тренто (University of Trento, Италия), разрабатывая сенсорную систему для робота и алгоритмы обработки 3D данных, и обучая студентов мехатронике и обработке данных.