Легенды и предания, рожденные в недрах русской народной жизни, давно уже считаются отдельным литературным жанром. В связи с этим чаще всего называют известных этнографов и фольклористов А. Н. Афанасьева (1826–1871) и В. И. Даля (1801–1872). Пионером же собирательства старинных изустных рассказов о тайнах, кладах и чудесах и тому подобном можно считать М. Н. Макарова (1789–1847).

Одни повествования разделяются на древнейшие - языческие (сюда относятся предания: о русалках, леших, водяных, Яриле и прочих богах русского пантеона). Другие - принадлежат ко временам христианства, более глубоко исследуют народный быт, но и те все еще перемешаны с языческим мировоззрением.

Макаров писал: «Повести о провалах церквей, городов и проч. принадлежат к чему-то непамятному в наших земных переворотах; но предания о городцах и городищах, не указка ли на странствия по Русской земле руссов. Да и славянам ли только они принадлежали?» Происходил он из старинной дворянской семьи, владел поместьями в Рязанском уезде. Воспитанник Московского университета, Макаров некоторое время писал комедии, занимался издательской деятельностью. Эти опыты, однако, успеха ему не принесли. Истинное свое призвание он нашел в конце 1820-х годов, когда, состоя чиновником для особых поручений при рязанском губернаторе, стал записывать народные легенды и предания. В многочисленных его служебных поездках и странствиях по центральным губерниям России и сложились «Русские предания».

В те же годы другой «первопроходец» И. П. Сахаров (1807–1863), тогда еще семинарист, занимаясь разысканиями для тульской истории, открыл для себя прелесть «узнавания русской народности». Он вспоминал: «Ходя по селам и деревням, я вглядывался во все сословия, прислушивался к чудной русской речи, собирая предания давно забытой старины». Определился и род деятельности Сахарова. В 1830–1835 г. он побывал во многих губерниях России, где занимался фольклорными разысканиями. Итогом его исследований стал многолетний труд «Сказания русского народа».

Исключительное для своего времени (длиною в четверть века) «хождение в народ» с целью изучения его творчества, быта, совершил фольклорист П. И. Якушкин (1822–1872), что и отразилось в его неоднократно переизданных «Путевых письмах».

В нашей книге, несомненно, нельзя было обойтись без преданий из «Повести временных лет» (XI в.), некоторых заимствований из церковной литературы, «Абевеги русских суеверий» (1786). Но именно XIX век был ознаменован бурным всплеском интереса к фольклору, этнографии - не только русской и общеславянской, но и праславянской, которая, во многом приспособившись к христианству, продолжала существовать в различных формах народного творчества.

Древнейшая вера наших предков похожа на клочки старинных кружев, забытый узор которых можно установить по обрывкам. Полной картины не установил еще никто. До XIX века русские мифы никогда не служили материалом для литературных произведений, в отличие, например, от античной мифологии. Христианские писатели не считали нужным обращаться к языческой мифологии, поскольку их целью было обращение в христианскую веру язычников, тех, кого они считали своей «аудиторией».

Ключевыми для национального осознания славянской мифологии стали, безусловно, широко известные «Поэтические воззрения славян на природу» (1869) А. Н. Афанасьева.

Учеными XIX века исследовались и фольклор, и церковные летописи, и исторические хроники. Они восстановили не только целый ряд языческих божеств, мифологических и сказочных персонажей, которых великое множество, но и определили их место в национальном сознании. Русские мифы, сказки, легенды исследовались с глубоким пониманием их научной ценности и важности сохранения их для последующих поколений.

В предисловии к своему собранию «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» (1880) М. Забылин пишет: «В сказках, былинах, поверьях, песнях встречается очень много правды о родной старине, и в поэзии их передается веь народный характер века, с его обычаями и понятиями».

Легенды и мифы оказали воздействие и на развитие художественной литературы. Примером тому может служить творчество П. И. Мельникова-Печерского (1819–1883), в котором переливаются, как драгоценные жемчужины, легенды Поволжья и Приуралья. К высокому художественному творчеству несомненно относится и «Нечистая, неведомая и крестная сила» (1903) С. В. Максимова (1831–1901).

В последние десятилетия переизданы забытые в советский период, а ныне заслуженно пользующиеся широкой популярностью: «Быт русского народа» (1848) А. Терещенко, «Сказания русского народа» (1841–1849) И. Сахарова, «Старина Москвы и русского народа в историческом отношении с бытовою жизнью русских» (1872) и «Московские окрестности ближние и дальние…» (1877) С. Любецкого, «Сказки и предания Самарского края» (1884) Д. Садовникова, «Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа» (1901) Аполлона Коринфского.

Многие из приведенных в книге легенд и преданий взяты из редких изданий, доступных только в крупнейших библиотеках страны. К ним относятся: «Русские предания» (1838–1840) М. Макарова, «Заволоцкая чудь» (1868) П. Ефименко, «Полное собрание этнографических трудов» (1910–1911) А. Бурцева, публикации из старинных журналов.

Изменения, внесенные в тексты, большая часть которых относятся к XIX веку, незначительны, носят чисто стилистический характер.

О СОТВОРЕНИИ МИРА И ЗЕМЛИ

Бог и его помощник

До сотворения мира была одна вода. А сотворен мир Богом и помощником его, которого Бог нашел в водяном пузыре. Это было так. Господь шел по воде, и видит - большой пузырь, в котором виднеется некий человек. И взмолился тот человек к Богу, стал просить Бога прорвать этот пузырь и выпустить его на волю. Господь исполнил просьбу этого человека, выпустил его на волю, и спросил Господь человека: «Кто ты такой?» «Покуда никто. А буду тебе помощник, мы будем творить землю».

Господь спрашивает этого человека: «Как ты думаешь сделать землю?» Человек отвечает Богу: «Есть земля глубоко в воде, надо достать ее». Господь и посылает своего помощника в воду за землей. Помощник исполнил приказание: он нырнул в воду и добрался до земли, которой взял полную горсть, и возвратился назад, но когда он показался на поверхность, то в горсти земли не оказалось, потому что ее вымыло водой. Тогда Бог посылает его в другой раз. Но и в другой раз помощник не мог доставить землю в целости к Богу. Господь посылает его в третий раз. Но и в третий раз та же неудача. Господь нырнул сам, достал землю, которую вынес на поверхность, три раза он нырял и три раза возвращался.

Господь с помощником начали сеять добытую землю по воде. Когда всю рассеяли, сделалась земля. Где не попала земля, там осталась вода, и эту воду назвали реками, озерами и морями. После сотворения земли они сотворили себе жилище - небо и рай. Потом они сотворили, что мы видим и не видим, в шесть дней, а в седьмой день легли отдыхать.

В это время Господь крепко заснул, а его помощник не спал, а выдумал, как бы ему сделать, чтобы люди почаще его вспоминали на земле. Он знал, что Господь его сверзит с неба. Когда Господь спал, он взбудоражил всю землю горами, ручьями, пропастями. Бог скоро проснулся и удивился, что земля была такая ровная, а вдруг сделалась такая уродливая.

Господь спрашивает помощника: «Для чего ты это все сделал?» Помощник отвечает Господу: «Да вот, когда будет человек ехать и подъедет к горе или пропасти, то скажет: „Эх, чёрт тебя возьми, какая горища!“» А когда взъедет, то скажет: «Слава тебе, Господи!»

Господь разгневался за это на своего помощника и сказал ему: «Если ты чёрт, то будь им отныне и довеку и отправляйся в преисподнюю, а не на небо - и пусть будет тебе жилище не рай, а ад, где будут с тобой мучиться те люди, которые творят грех».


И. Н. Кузнецов Предания русского народа

ПРЕДИСЛОВИЕ

Легенды и предания, рожденные в недрах русской народной жизни, давно уже считаются отдельным литературным жанром. В связи с этим чаще всего называют известных этнографов и фольклористов А. Н. Афанасьева (1826–1871) и В. И. Даля (1801–1872). Пионером же собирательства старинных изустных рассказов о тайнах, кладах и чудесах и тому подобном можно считать М. Н. Макарова (1789–1847).

Одни повествования разделяются на древнейшие - языческие (сюда относятся предания: о русалках, леших, водяных, Яриле и прочих богах русского пантеона). Другие - принадлежат ко временам христианства, более глубоко исследуют народный быт, но и те все еще перемешаны с языческим мировоззрением.

Макаров писал: «Повести о провалах церквей, городов и проч. принадлежат к чему-то непамятному в наших земных переворотах; но предания о городцах и городищах, не указка ли на странствия по Русской земле руссов. Да и славянам ли только они принадлежали?» Происходил он из старинной дворянской семьи, владел поместьями в Рязанском уезде. Воспитанник Московского университета, Макаров некоторое время писал комедии, занимался издательской деятельностью. Эти опыты, однако, успеха ему не принесли. Истинное свое призвание он нашел в конце 1820-х годов, когда, состоя чиновником для особых поручений при рязанском губернаторе, стал записывать народные легенды и предания. В многочисленных его служебных поездках и странствиях по центральным губерниям России и сложились «Русские предания».

В те же годы другой «первопроходец» И. П. Сахаров (1807–1863), тогда еще семинарист, занимаясь разысканиями для тульской истории, открыл для себя прелесть «узнавания русской народности». Он вспоминал: «Ходя по селам и деревням, я вглядывался во все сословия, прислушивался к чудной русской речи, собирая предания давно забытой старины». Определился и род деятельности Сахарова. В 1830–1835 г. он побывал во многих губерниях России, где занимался фольклорными разысканиями. Итогом его исследований стал многолетний труд «Сказания русского народа».

Исключительное для своего времени (длиною в четверть века) «хождение в народ» с целью изучения его творчества, быта, совершил фольклорист П. И. Якушкин (1822–1872), что и отразилось в его неоднократно переизданных «Путевых письмах».

В нашей книге, несомненно, нельзя было обойтись без преданий из «Повести временных лет» (XI в.), некоторых заимствований из церковной литературы, «Абевеги русских суеверий» (1786). Но именно XIX век был ознаменован бурным всплеском интереса к фольклору, этнографии - не только русской и общеславянской, но и праславянской, которая, во многом приспособившись к христианству, продолжала существовать в различных формах народного творчества.

Древнейшая вера наших предков похожа на клочки старинных кружев, забытый узор которых можно установить по обрывкам. Полной картины не установил еще никто. До XIX века русские мифы никогда не служили материалом для литературных произведений, в отличие, например, от античной мифологии. Христианские писатели не считали нужным обращаться к языческой мифологии, поскольку их целью было обращение в христианскую веру язычников, тех, кого они считали своей «аудиторией».

Ключевыми для национального осознания славянской мифологии стали, безусловно, широко известные «Поэтические воззрения славян на природу» (1869) А. Н. Афанасьева.

Учеными XIX века исследовались и фольклор, и церковные летописи, и исторические хроники. Они восстановили не только целый ряд языческих божеств, мифологических и сказочных персонажей, которых великое множество, но и определили их место в национальном сознании. Русские мифы, сказки, легенды исследовались с глубоким пониманием их научной ценности и важности сохранения их для последующих поколений.

В предисловии к своему собранию «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» (1880) М. Забылин пишет: «В сказках, былинах, поверьях, песнях встречается очень много правды о родной старине, и в поэзии их передается веь народный характер века, с его обычаями и понятиями».

Легенды и мифы оказали воздействие и на развитие художественной литературы. Примером тому может служить творчество П. И. Мельникова-Печерского (1819–1883), в котором переливаются, как драгоценные жемчужины, легенды Поволжья и Приуралья. К высокому художественному творчеству несомненно относится и «Нечистая, неведомая и крестная сила» (1903) С. В. Максимова (1831–1901).

В последние десятилетия переизданы забытые в советский период, а ныне заслуженно пользующиеся широкой популярностью: «Быт русского народа» (1848) А. Терещенко, «Сказания русского народа» (1841–1849) И. Сахарова, «Старина Москвы и русского народа в историческом отношении с бытовою жизнью русских» (1872) и «Московские окрестности ближние и дальние…» (1877) С. Любецкого, «Сказки и предания Самарского края» (1884) Д. Садовникова, «Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа» (1901) Аполлона Коринфского.

В мире полно закрытых и засекреченных мест. Обычно такими местами являются различные бункеры, подземные пути, строения и т.д. Однако в мире существуют и целые города, попасть в которые может далеко не каждый желающий. Мы собрали 6 самых закрытых городов мира и предлагаем с ними познакомиться.

Саров, Россия

В СССР понятие “закрытый город” было вполне нормальным явлением. Например, такими городами в разное время были Самара, Владивосток и Нижний Новгород. Однако после распада СССР многие ранее закрытые города потеряли этот статус. На сегодняшний день наиболее закрытым и засекреченным городом является Саров. Въехать в город можно только при наличии специального пропуска. Саров окружен колючей проволокой, следовой дорогой и камерами наблюдения.

Пхеньян, Северная Корея

  • Читайте также:

Попасть в Пхеньян невозможно журналистам, американцам и южнокорейцам. Все остальные люди могут посетить Пхеньян, но лишь в сопровождении специальной группы. Помимо этого, туристу придется соблюдать местные правила и передвигаться в сопровождении гида. Запрос визы следует делать как минимум за полтора месяца до визита.

Мекка и Медина, Саудовская Аравия

Расположенные в Саудовской Аравии города Мекка и Медина являются закрытыми для немусульман. Только вот попасть сюда можно если вы будете находиться в группе паломников-мусульман. Внутри городов не существует понятия прав человека (в привычном нам европейском варианте). Сами по себе, города Мекка и Медина весьма красивые города, но попасть сюда обычным туристом попросту невозможно.

Город Мекка является святым потому, что здесь расположена главная святыня — Кааба. Она представляет из себя большой куб и является центром ислама. А в городе Медина жил и умер сам пророк Мухаммед.

Могадишо, Сомали

В списке наиболее закрытых стран, составленном World Policy Journal, Сомали расположена на второй позиции, сразу после Северной Кореи. Наиболее закрытым и опасным городом Сомали является Магадишо. Здесь уже более 2 десятков лет идет гражданская война и власти города никак не могут взять ситуацию под свой контроль.

Звучит, как кошмар туриста или как фантазия какого-нибудь любителя приключений. Восемь закрытых и засекреченных советских городов.

Все эти места принадлежат эпохе Советского Союза. В так называемых закрытых городах проводились военные или научные эксперименты.

Такие населенные пункты строились и по-прежнему находятся в местах, куда не доберешься незамеченным. Особенно подходящими считались Сибирь и Уральские горы. Прежде эти города отсутствовали на картах. Нельзя было даже помыслить о том, чтобы пустить туда иностранных туристов. Жители городов находились под постоянным строгим контролем. Отмечались все случаи въезда и выезда из этих нередко огромных поселений с их предприятиями.

Многие закрытые города возникли еще при жизни диктатора Иосифа Сталина, когда в стране царила атмосфера недоверия и паранойи. Ученый и критик режима Андрей Сахаров, лауреат Нобелевской премии мира, в 1980 году был выслан в один из таких городов — Горький.

Они с женой Еленой Боннер были вынуждены оставаться там до самого 1986 года, когда президент Михаил Горбачев наконец отменил решение о ссылке.

Контекст

Сверхсекретный город России

The Guardian 21.07.2016

Все больше людей уезжает из Ангарска

Die Tageszeitung 19.05.2011

Норильск - полярный город, столица никеля

Le Monde diplomatique 24.07.2016

Путешествие в Норильск

Infobae 13.07.2016

Мультимедиа

ИноСМИ 25.04.2016

Закрытые территории

The Telegraph UK 19.07.2016

Ленинск - Звездоград - Байконыр

ИноСМИ 12.04.2016 Feature Shoot 12.11.2014
Во многих городах такого типа до сих пор ведется научная деятельность в том или ином масштабе. Говорят, что сегодня существует 44 закрытых города с общим населением в 1,5 миллиона человек.

75 % находятся под контролем Министерства обороны, остальными заведует Федеральное агентство по атомной энергии.

По слухам, еще пятнадцать городов настолько засекречены, что их названия и координаты никогда не попадали в открытый доступ.

Как правило, для въезда в закрытый город требуется разрешение, а иностранцу получить его очень сложно. Воображать себя Джеймсом Бондом и вторгаться на засекреченную территорию не рекомендуется.

Зеленогорск (прежде Красноярск-45)

Город получил особые привилегии в неспокойном 1956 году, который запомнился восстанием в Венгрии и Суэцким кризисом. В городе занимались обогащением урана для советской ядерной программы. Супердержавы США и Советский Союз вступили в гонку вооружений. Шла холодная война, многие опасались Третьей мировой.

На карту город впервые нанесли лишь в 1991 году.

Сегодня в нем живут около 66 тысяч человек.

Звездный (прежде Пермь-76)

В строгом смысле слова Звездный — не город, а поселок городского типа, если верить местной администрации. Это поселение впервые возникло в сталинскую эпоху — в 1931 году. Место должно было стать летним тренировочным полигоном для советской пехоты, артиллерии и кавалерии. С началом Великой Отечественной войны в 1941 году там возникла постоянная военная база. По мнению русских, Вторая мировая война началась в 1941 году, а не в 1939, как считает весь остальной мир. Россия не желает ничего слышать насчет пакта о ненападении, подписанного в 1939 году министрами иностранных дел Советского Союза и нацистской Германии, и утверждает, что началом войны стало нападение Германии на СССР.

Сейчас в Звездном живут примерно девять тысяч человек.

Свободный

Советская космическая программа превзошла американскую в октябре 1957 года, когда СССР стал первым государством, сумевшим вывести спутник на околоземную орбиту. Еще через месяц на орбиту отправился «Спутник-2» с собакой Лайкой на борту.

Оба запуска стали ударом по репутации США.

На космодроме «Свободный», напротив, занимались экспериментами в области межконтинентальных баллистических ракет. Оружие именно этого типа едва не спровоцировало Третью мировую войну в ходе Карибского кризиса 1962 года, когда Советский Союз и Куба договорились о размещении ракет среднего радиуса действия на кубинской территории.

Максимальное население Свободного составляло 100 тысяч человек, из которых 30 тысяч были техническим персоналом космодрома.

Сегодня запуски больше не проводятся.

Капустин Яр

Город расположен между Волгоградом и Астраханью недалеко от Каспийского моря на юге России. Он был основан как полигон в мае 1946 года, почти сразу после окончания Второй мировой войны. Не прошло и года с тех пор, как Америка сбросила атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки.

На этом полигоне проводились пробные пуски ракет, спутников, зондов с измерительным оборудованием.

Несмотря на победу во Второй мировой войне, одержанную вместе с союзниками, Советы понесли серьезные потери. Первая деятельность на полигоне велась с использованием трофейной немецкой военной техники. В 1953 году про Капустин Яр узнали на Западе после того, как его заметил шпионский самолет.


© РИА Новости, Владимир Родионов

Позже Капустин Яр стали сравнивать с американским Розуэллом в Нью-Мексико, где, как считалось, нашли доказательства существования внеземных цивилизаций.

Сейчас в закрытом городе живет чуть меньше 30 тысяч человек.

Озерск (прежде Челябинск-65 и Челябинск-40)

Цифры в старых названиях городов обозначают почтовый индекс близлежащего города.

Закрытый город Озерск возник в 1945 году и существует по сей день. В городе работают около 15 тысяч человек, сегодня они занимаются по большей части переработкой ядерного топлива и утилизацией ядерного оружия.

В 1957 году на городском предприятии случилась серьезная авария, 200 человек погибли от радиации, еще 10 тысяч были эвакуированы. Россия перестала скрывать факт аварии лишь в 1992 году, уже после распада Советского Союза.

В феврале 2013 года в соседнем Челябинске произошло падение метеорита. Метеорит ударился о землю на скорости 65 тысяч километров в час. Около тысячи человек получили ранения.

Лесной (прежде Свердловск-45)

Город расположен в Свердловской области, примерно в 25 милях (около 40 километров — прим. ред.) к северу от Екатеринбурга. Этот закрытый город был основан в 1947 году, в самом начале холодной войны. Его задачей стало производство высокообогащенного урана для советского ядерного оружия. Информацию о городе держали в секрете, его официальное название звучало как Свердловск-45. В 1992 году президент Борис Ельцин постановил начать использовать настоящее название города и обозначить его на картах.

Екатеринбург, вероятно, наиболее известен как место убийства членов последней российской царской семьи, включая царя Николая II.

В Лесном живут примерно 50 тысяч человек.

Новоуральск (прежде Свердловск-44)

Город существовал уже во Вторую мировую войну, но название получил лишь в 1954 году. До 1994 года его расположение держалось в тайне, но есть предположение, что о городе все же было известно на Западе. Жители Новоуральска также занимались обогащением урана, в том числе с помощью центрифуг и методом газовой диффузии (этим способом можно разделить уран-235 и уран-238).

Градообразующее предприятие считалось уникальным в своей области. Его работа продолжается и сейчас. Также в городе представлены строительная промышленность и машиностроение.

Население — около 85 тысяч человек.

Северск (прежде Томск-7)

Закрытый населенный пункт Северск находится в границах города Томска в Западной Сибири. Природа там не слишком воодушевляет, если только вы не питаете слабость к болотам и дремучим хвойным лесам. Но регион богат полезными ископаемыми, такими как нефть, газ и металлы.

Северск известен атомной промышленностью. В период с 1954 по 1992 год он назывался Томск-7.


© РИА Новости, А. Соломонов

В 2003 году Россия и США договорились об остановке всех плутониевых реакторов. Но для посещения города по-прежнему требуется специальное разрешение. Тому, кто из любви к приключениям попытается нарушить правила, надо будет миновать шесть контрольно-пропускных пунктов.

По слухам, в Северске в настоящее время живут примерно 100 тысяч человек.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Этих городов не было на картах. Их жители давали подписки о неразглашении. Перед вами - самые секретные города СССР.

Под грифом «секретно»

Советские ЗАТО свой статус получали в связи с размещением там объектов государственной важности, связанных с энергетической, военной или космической сферами. Простому гражданину попасть туда было практически не возможно, и не только из-за строжайшего пропускного режима, но и в силу засекреченности местоположения населенного пункта. Жителям закрытых городов предписывалось держать в строгой тайне место своего проживания и уж тем более не разглашать информацию о секретных объектах.

Таких городов не было на карте, они не имели уникального имени и чаще всего носили название областного центра с добавлением числа, например, Красноярск-26 или Пенза-19. Необычной в ЗАТО была нумерация домов и школ. Она начиналась с большой цифры, продолжая нумерацию того населенного пункта, к которому были «приписаны» жители засекреченного города.

Население некоторых ЗАТО в силу близкого расположения опасных объектов входило в группу риска. Случались и катастрофы. Так, произошедшая в 1957 году в Челябинске-65 крупная утечка радиоактивных отходов поставила под угрозу жизни минимум 270 тысяч человек.

Впрочем, жизнь в закрытом городе имела свои преимущества. Как правило, уровень благоустройства там был заметно выше, чем во многих городах страны: это касается и сферы обслуживания, и социальных условий, и быта. Такие города очень хорошо снабжались, в них можно было достать дефицитные товары, а уровень преступности там был практически сведен к нулю. За издержки «засекреченности» к базовому окладу жителям ЗАТО начислялась надбавка.

Загорск-6 и Загорск-7

Сергиев Посад, который до 1991 года назывался Загорском, известен не только своими уникальными монастырями и храмами, но и закрытыми городками. В Загорске-6 располагался Вирусологический центр НИИ микробиологии, а в Загорске-7 Центральный физико-технический институт МО СССР.

За официальными названиями немного теряется суть: в первом в советское время занимались разработкой бактериологического, а во втором радиоактивного оружия.
Как-то в 1959 году группа гостей из Индии привезла в СССР оспу, и наши ученые решили использовать этот факт во благо родины. За короткие сроки было создано бактериологическое оружие на основе вируса натуральной оспы, и его штамм под названием «Индия-1» разместили в Загорске-6.

Позднее, подвергая опасности себя и население, ученые НИИ разрабатывали смертельное оружие на основе южноамериканских и африканских вирусов. Кстати, именно здесь проводили испытания с вирусом геморрагической лихорадки Эбола.

Устроиться на работу в Загорск-6, хотя бы по «гражданской» специальности было сложно – требовалась безукоризненная чистота биографии соискателя и его родственников чуть ли не до 7-го колена. Это не удивительно, так как добраться до нашего бактериологического оружия пытались неоднократно.

В военных магазинах Загорска-7, куда было легче попасть, всегда был хороший выбор товаров. Жители из соседних деревень отмечали разительный контраст с полупустыми полками местных магазинов. Иногда они составляли списки, чтобы централизованно закупать продукты. Но если официально не удавалось проникнуть в городок, то лазили через забор.

С Загорска-7 статус закрытого города сняли 1 января 2001 года, а Загорск-6 закрыт и по сей день.

Арзамас-16

После применения американцами атомного оружия встал вопрос и о первой советской атомной бомбе. Секретный объект для ее разработки под названием КБ-11 решили построить на месте поселка Сарова, позднее превратившегося в Арзамас-16 (другие названия Кремлёв, Арзамас-75, Горький-130).

Секретный город, построенный на границе Горьковской области и Мордовской АССР, был в кратчайшие сроки поставлен на режим усиленной охраны и по всему периметру окружен двумя рядами колючей проволоки и проложенной между ними контрольно-следовой полосой. До середины 1950-х годов здесь все жили в обстановке чрезвычайной секретности. Сотрудники КБ-11, включая членов семей, не могли выходить из запретной зоны даже в период отпусков. Исключение делалось лишь для командировок.

Позднее, когда город разросся, у жителей появилась возможность на специализированном автобусе выезжать в областной центр, а также принимать у себя родственников после получения теми специального пропуска.
Жители Арзамаса-16 в отличие от многих сограждан узнали, что такое настоящий социализм.

Средняя зарплата, которую всегда выплачивали вовремя, там составляла порядка 200 рублей. Полки магазинов закрытого города ломились от изобилия: десяток сортов колбас и сыров, красная и черная икра, прочие деликатесы. Жители соседнего Горького о таком и не мечтали.

Сейчас ядерный центр Саров, бывший Арзамас-16, по-прежнему, закрытый город.

Свердловск-45

Еще один «рожденный по приказу» город возводили вокруг завода №814, занимавшегося обогащением урана. У подножия горы Шайтан, что севернее Свердловска, несколько лет не покладая рук трудись заключенные ГУЛАГа и, по некоторым данным, московские студенты.
Свердловск-45 сразу задумывался как город, а поэтому был выстроен очень компактно. Его отличали упорядоченность и характерная «квадратность» застройки: потеряться там было невозможно. «Маленький Питер», – выразился как-то один их гостей города, хотя другим его душевная провинциальность напоминала патриархальную Москву.

По советским меркам в Сведловске-45 жили очень хорошо, хотя он и уступал по снабжению тому же Арзамасу-16. Там никогда не было толчеи и потока машин, а воздух всегда был чистым. У жителей закрытого города постоянно возникали конфликты с населением соседней Нижней Туры, которое завидовало их благополучию. Бывало, подкараулят выходящих через вахту горожан и изобьют, исключительно из зависти.

Интересно, что если кто-то из жителей Свердловска-45 совершал преступление, то назад в город ему уже не было пути, несмотря на то, что в нем оставалась семья.

Секретные объекты города часто привлекали внимание иностранной разведки. Так, в 1960 году недалеко от него был сбит американский самолет-шпион У-2, а его пилот взят в плен.

Сведловск-45, ныне Лесной, и сейчас закрыт для случайных посетителей.

Мирный

Мирный, поначалу военный городок Архангельской области, в 1966 году был преобразован в город закрытого типа из-за находящегося рядом испытательного космодрома Плесецк. Но уровень закрытости Мирного оказался ниже, чем у многих других советских ЗАТО: город не был огражден колючей проволокой, а проверка документов осуществлялась только на подъездных дорогах.

Благодаря относительной доступности отмечалось немало случаев, когда поблизости секретных объектов вдруг оказывался заблудившийся грибник или нелегал, проникший в город за дефицитным товаром. Если в действиях таких людей не было замечено злого умысла, их быстро отпускали.

Многие жители Мирного советский период называют не иначе как сказкой. «Море игрушек, красивой одежды и обуви», – вспоминает одна из жительниц города свои посещения Детского мира. За Мирным в советское время закрепилась слава «города колясок». Дело в том, что каждое лето туда приезжали выпускники военных академий, и чтобы зацепиться за благополучное место они быстро женились и заводили детей.

Свой статус закрытого города Мирный сохраняет и сейчас.