Б. Григорьев. Портрет М.В.Добужинского. 1917

Мстисла́в Валериа́нович Добужи́нский (1875-1957) - живописец, график, мастер городского пейзажа, входил в объединение «Мир искусства», иллюстратор, театральный художник, художественный критик, мемуарист. Первый директор Витебского Народного художественного училища .

Биография

Родился в Новгороде 2(14) августа 1875 в семье офицера-артиллериста. После гимназии учился в частных студиях Петербурга и Мюнхена. С 1902 года в "Мире искусства". Прославился как график своими работами в журналах. Преподавал рисунок в петербургской частной студии Званцевой. В этой школе у него учились А. Ромм (1908-1910) и М.Шагал (1909-1910)

В ноябре 1918 Добужинский по заданию Отдела изобразительных искусств при Комиссариате северо-западных областей прибыл в Витебск организовывать Народное художественное училище.
Возможно, к этому его подтолкнуло то, что в Витебске всё еще оставался отец художника, генерал-лейтенант Добужинский Валериан Петрович (24.06.1844- 27.06.1921, Вильно), служивший и.д. помощника начальника окружного арт. управления Двинского военного округа . Только в самом начале 1919 генерал перебрался в Вильно (он был родом из Литвы).

В конце декабря 1918 М. Добужинский официально вступил в должность директора училища , а уже в начале февраля 1919 вернулся в Петроград, где всё это время оставалась его семья. Официально он числился заведующим ВХУ до 15 марта. После него эту должность занял Марк Шагал, до этого бывший руководителем живописной мастерской. (Хотя в списке служащих ВХУ, датированном мартом-апрелем 1919, должность заведующего училищем занимал И.Х.Тильберг .)

По документам за время пребывания в Витебске М.Добужинский заседал в декабре в жюри конкурса вывесок для школ, оформил сцену в городском театре в память об К.Либкнехте (убит 15 января 1919) и участвовал в торжественном открытии Народное художественного училища 28 янв 1919.
Так же осталось несколько рисунков и акварелей с видами зимнего Витебска, подписанных 1919 и 1923 годами.

С 1925 года Добужинский жил в Литве, а позже в Англии, Франции, США. Занимался оформлением спектаклей. Умер 20.11.1957 в Нью-Йорке.

Галерея

Примечания

Источники

  • Николай Гугнин. Из истории Витебской художественной школы. Шагаловский сборник. Материалы I-V Шагаловских дней в Витебске (1991-1995). Витебск: издатель Н. А. Паньков, 1996. С. 101-115.
  • Воспоминания Г.Я. Юдина. Записала Алла Никитина. Бюллетень Музея Марка Шагала. Выпуск 19-20. Витебск: Витебская областная типография, 2011. С. 33-43.
  • Изобразительное искусство Витебска 1918-1923 гг. в местной периодической печати/ сост. В.А.Шишанов. - Минск: Медисонт, 2010. - 264 с.
  • Ян Брук. Марк Шагал и Александр Ромм. Письма М.Шагала к А. Ромму. 1910 - 1915. Шагаловский сборник. Вып. 3. Материалы X -X IV Шагаловских чтений в Витебске (2000-2004). Минск: Рифтур 2008. С. 19-26.
  • Двинский военный округ на театре военных действий (1914 - 1918)
  • Лисов А.Г. «М.В.Добужинский в Витебске»/А.Г.Лисов//Малевич. Классический авангард. Витебск -12; – Мн.: Экономпресс, 2010.- С. 36-56

Мстислав Валерианович Добужинский (1875 - 1957). (Федорова Н. А.)

Мстислав Валерианович Добужинский принадлежит к замечательной; плеяде мастеров, объединившихся в конце XIX - начале XX века вокруг общества "Мир искусства". Как график и театральный художник Добужинский занимал в этой группировке одно из значительных мест.

Добужинский родился 2 августа 1875 года в Новгороде. Отец его - артиллерийский офицер, впоследствии получивший чин генерала, мать по окончании Петербургской консерватории стала оперной певицей в провинциальных театрах.

Детство художника протекало в Петербурге, где проявились впервые его способности. Большую роль в этом сыграл отец, сам неплохо рисовавший. Он же приучил сына иллюстрировать прочитанное, а библиотека Добужинских была обширной. Особый интерес мальчика вызывали книги по истории. Постепенно рисование из детского занятия превратилось в увлечение, и еще до поступления в гимназию Добужинский в течение двух лет зимой посещает рисовальные классы Общества поощрения художеств.

По характеру службы отца семье довольно часто приходилось переезжать. Попеременно местом жительства были Кишинев, прибалтийский Вильно, тамбовская провинция, Волга и окрестности Петербурга. Юный Художник много рисует, развивается его наблюдательность. В 1895 году Добужинский начинает занятия на юридическом факультете Петербурского университета и тогда же делает попытку поступить в Академию художеств. Хотя рисунки молодого художника были отмечены И. Е. Репиным, в Академию Добужинского не принимают. Занимаясь в Университете, он самостоятельно изучает историю искусства и посещает частную мастерскую Дмитриева-Кавказского, его рисунки появляются в студенческих журналах. К тем же годам относятся и первые поездки за границу - в Германию и Швейцарию. Добужинский решает учится за границей и, окончив университет в 1899 году, отправляется в Мюнхен, который на ряду с Парижем был тогда крупнейшим художественным центром Европы. Добужинский занимается в знаменитой школе Ашбе, а затем переходит в мастерскую Холоши. Тот же путь прошли многие русские художники: И. Э. Грабарь, Н. Д. Кардовский, А. И.Кравченко, В. В. Фаворский, О. Э. Браз, Г. И. Нарбут и другие; одни - раньше, другие - позже оттачивали свое профессиональное мастерство в мюнхенских студиях.

Рано определившиеся графические тенденции дарования Добужинского вскоре были замечены и, вернувшись в Россию, он по совету Грабаря в 1901 году занимается офортом у профессора Академии художеств В. В. Матэ. Но эти занятия прерываются, и к гравюре Добужинскии вернулся только в 1918 году.

С 1901 года Добужинскии входит в "Мир искусства". Общество прошло к этому времени сложный организационный период; Добужинскии оказался в нем самым молодым и менее опытным художником. Но уже первые выступления принесли ему известность. Для этого периода творчества Добужинского характерны городские пейзажи: виды Вильно, Тамбова, Новгорода, Ростова-на-Дону и, конечно, Петербурга. Для открытых писем, издаваемых Общиной св. Евгении, Добужинскии исполнил серию рисунков архитектуры Петербурга XVIII - начала XIX века. В других пейзажах Добужинского подчеркнута иная сторона русской столицы: за блестящими фасадами прячутся темные дворы-колодцы с безликой симметрией слепых окон, вместо живописных колоннад и портиков с улицы видны глухие брандмауэры. Петербург в этих рисунках получает обобщенный образ капиталистического города и Добужинского начинают называть "художником города". "Человек в очках" (1906, ГТГ) - одно из самых откровенных высказываний художника о своем современнике. На фоне окна, за которым виден городской пейзаж, стоит человек. Лицо непроницаемо, поза неподвижна, но чувствуется внутренняя сосредоточенность, создается ощущение замкнутости, одиночества.

Гражданственность искусства Добужинского ярко выразилась во время событий революции 1905 - 1907 годов. Художник выступил с серией резких политических карикатур в журналах "Жупел" и "Адская почта". Особенно выразителен рисунок "Умиротворение", где изображена Москва, затопленная морем крови. В это время Добужинскии с группой деятелей "Мира искусства" принимает участие в организации сатирических журналов и выступает в печати с обращением к художникам, призывая их работать для народа.

В 1910-х годах художник часто бывает за границей: в скандинавских странах, Германии, Италии. Он по-прежнему рисует городские пейзажи. В Амстердаме Добужинский создает эскиз "Петр Великий в Голландии" (1910), перекликающийся с картиной В. Серова "Петр I".

Своеобразие таланта Добужинского особенно проявилось в картине "Провинция 30-х годов" (1907 - 1909), созвучной "Мертвым душам" Гоголя. В этой работе художника глухая провинция, захолустье становится символом казенной николаевской России.


М. В. Добужинский. Иллюстрация к повести Ф. М. Достоевского "Белые ночи". 1923

Большое место в творчестве Добужинского занимает работа в театре, которая начинается с 1907 года. Плодотворной для него была связь с MX AT, где художник оформляет двенадцать спектаклей. В 1909 году он исполняет одну из лучших своих театральных работ - декорации к пьесе И. С. Тургенева "Месяц в деревне" в постановке К. С. Станиславского. С блестящим знанием быта и чувством сцены художник воссоздал неторопливый ритм жизни дворянского гнезда. В декорациях к инсценировке романа Ф. М. Достоевского "Бесы" Добужинский подчеркнул драматизм и напряженность образов, созданных писателем.

Добужинский оставил карандашные портреты Станиславского и артистов его театра, отличающиеся психологической остротой. Работа со Станиславским много дала художнику, и их творческая связь продолжалась долгие годы. "Лучшего живописца трудно пожелать", - так отзывался режиссер о Добужинском.

Много и плодотворно работал Добужинский в книжной графике. Его иллюстрации к рассказу С. Ауслендера "Ночной принц" (1909), исполненные пером, тонко передают зыбкость и полуфантастичность сюжета. Постепенно иллюстрации Добужинского становятся более контрастными, усиливается роль пятна. В рисунках к "Барышне-крестьянке" (1919) художник использовал характерное для пушкинского времени увлечение силуэтом. Книга мыслится Добужинским как органичное сочетание всех графических элементов, подчиненных единому замыслу, единому эмоциональному настрою. Появились эти черты и в одной из лучших работ художника - оформлении сказки Андерсена "Свинопас" (1917). Большое внимание уделял Добужинский и малым формам книжной графики. Его буквицы, заставки, шрифты, издательские марки и экслибрисы отличаются своеобразием замысла, виртуозностью, мастерством исполнения.

Октябрьскую революцию художник встретил зрелым мастером, известным на родине и за границей. Добужинский активно участвует в оформлении первых революционных празднеств, работает в театрах, преподает. Он выпускает альбом литографий "Петроград в 1921 году", представляя город суровым, холодным в это трудное время.

Видное место в русской графике заняли иллюстрации Добужинского к повести Ф. М. Достоевского "Белые ночи" (1923). Особенно тонко написаны пейзажи Петербурга. Они передают настроение повести Достоевского, помогают ощутить одиночество и чистоту чувств героев. Скупыми средствами рисунка пером Добужинский передает призрачное свечение неба, отсвет его на булыжных мостовых - классическая гармония черного и белого, тонкого расчета и искреннего чувства художника.

В 1924 году Добужинский уезжает на родину своих предков - в Литву. С тех пор его творческие успехи связаны с театром. Список постановок, оформленных Добужинским в эти годы, включает более семидесяти названий. Лучшие из них - русская и европейская классика: "Пиковая дама" и "Евгений Онегин" П. И. Чайковского, "Борис Годунов" М. П. Мусоргского, "Дон Жуан" В.-А. Моцарта, "Гамлет" и "Король Лир" Шекспира. В 1927 году Добужинский исполнил эскизы оформления гоголевского "Ревизора". В этой работе художник вернулся к знакомой теме: провинция 30-х годов XIX века, - но на этот раз мягкую улыбку сменили сатира и гротеск.

Как художника книги Добужинского привлекает и новая советская литература: в 1929 году он иллюстрирует "Три толстяка" Ю. Олеши.

С 1939 года Добужинский работает в Америке в театре М. П. Чехова. Оригинально, с большим мастерством оформляет в этот период оперы Мусоргского и Прокофьева. В 1941 году Добужинский совместно с выдающимся русским балетмейстером М. Фокиным ставит балет "Русский солдат" с посвящением: "Храбрым русским солдатам второй мировой войны". М. И. Фокин, с которым художника связывала давняя работа в антрепризе Дягилева, написал либретто по повести Ю. Н. Тынянова "Подпоручик Киже" и использовал для балета музыку Прокофьева. Через год художник написал либретто балета на музыку Седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича, выполнил эскизы декораций к балету, а также иллюстрации-фантазии к музыке Шостаковича. В последние годы Добужинский вновь возвращается к образу города, который долгое время вдохновлял его искусство.

Умер Добужинский в 1957 году.

Добужинский Мстислав Валерианович (1875-1957), художник.

Родился 14 августа 1875 г. в Новгороде в семье артиллерийского офицера, принадлежавшей к старинному роду литовских дворян.

В 1895-1899 гг. учился на юридическом факультете Петербургского университета. В студенческие годы увлёкся живописью, занимался в частных студиях. По окончании университета учился в Мюнхене в школе А. Ашбе, а после возвращения в Петербург стал одним из активных членов объединения «Мир искусства».

Дебютировал как график с рисунками в книгах и журналах. Выступил в качестве оформителя книг своих современников: Ф. Сологуба, Л. Зиновьевой-Аннибал, А. Ремизова, Вяч. Иванова, Г. Чулкова, С. Ауслендера и др.

Сотрудничал со многими журналами и издательствами, и именно графические работы принесли ему славу. В качестве художника-станковиста вместе с Л. С. Бакстом преподавал в различных учебных заведениях.

Как и его коллеги, Добужинский много и плодотворно сотрудничал с театрами. В 1907-1908 гг. он работал в так называемом Старинном театре, а с 1909 г. начал оформлять спектакли МХАТа (дебютировал в постановке комедии И. С. Тургенева «Месяц в деревне»).

В 1924 г. Добужинский принял литовское гражданство и покинул Россию. В эмиграции он иллюстрирует роман-сказку Ю. К. Олеши «Три толстяка» (1928 г.) и роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (1936 г.). В числе театральных работ художника - спектакли Рижского театра (1925 г.), парижского театра «Летучая мышь» (1926-1929 гг.).

С 1929 г. Добужинский - ведущий художник Государственного литовского театра. В 1939 г. он переехал в США для работы над спектаклем по роману Ф. М. Достоевского «Бесы» с М. А. Чеховым в главной роли. Однако жизнь художника не стала за океаном успешной: он часто испытывал материальные затруднения, жил в одиночестве, общаясь с узким кругом русских эмигрантов.

В 1957 году в Нью - Йорке скончался талантливый русский художник, Мстислав Валерианович Добужинский, проведший последние 33 года своей жизни вне России.

При современных невероятных технических открытиях часто забывается чувство достоинства и свободы человека. В такое время голос человечности и призыв к сохранению свободы звучит подобно героическому набату. В современной живописи, к сожалению, приходится наблюдать игнорирование вопросов, направленных в глубину вещей и, боясь затрагивать эти проблемы, современная живопись уходить в абстракцию, обрекая себя на бездушие и внутреннюю пустоту.

Нужна полная убежденность в великом назначении начал прекрасного, чтобы достойно пронести через всю жизнь факел любви к искусству и его пламенем согреть и осветить сердце и мысль человека. Таким и было всегда искусство Добужинского .

Его творческие устремления пробивались не одним потоком, а шли многими «рукавами». Естественно поставить вопрос: в какой области (театр, книжные иллюстрации, городской пейзаж, портрет, литературная и педагогическая деятельность) его творчество проявилось наиболее плодотворно? Но имеет ли смысл задавать такой вопрос? Ведь мы не спрашиваем, которая из граней драгоценного камня самая прекрасная или какой лепесток в цветке наиболее красив. Красота драгоценного камня во всех его гранях, а очарование цветка во всех лепестках вместе. Так и дарование Добужинского раскрылось полностью во всех разнообразных проявлениях его творчества. Но это был не разнобой, а нечто объединенное сердцем и мыслью художника. Однако графические работы Добужинского и его театральная деятельность привлекли к себе еще в России значительно больше внимания, чем его педагогические занятия, а также его пейзажи и портреты .

1904. Акварель, белила

1923. Бумага, акварель, карандаш

1914. Холст, масло

В 1924 г. Добужинский переехал в Западную Европу как уже достаточно сложившийся мастер. Его имя прочно связано с деятельностью художников группы «Мир Искусства», в которую входили Александр Бенуа , Сомов , Лансере, Остроумова - Лебедева, Билибин и др.

Объединение художников «Мир Искусства » никогда не выражало своей «идеологии», смело избегая каких - либо платформ. Вместо направления там правили художественный вкус и свобода. По своему духу «Мир Искусства» был выразителем широкого идеализма. К объединению «Мир Искусства» Добужинский примкнул всецело, войдя в его основное ядро.

Отец художника, генерал артиллерии из старого литовского рода, всячески способствовал развитию художественных способностей сына. От матери художник унаследовал любовь к музыке. Отец матери был новгородским священником, в доме которого Добужинский и родился в 1875 году. Имя ему дали при крещении в честь святого князя новгородского Мстислава Храброго, жившего в XII веке. Мальчиком Добужинский каждое лето приезжал из Петербурга в Новгород. Далекие годы мирного детства прекрасно описаны Добужинским в его воспоминаниях. С осени начиналась петербургская жизнь. «В ранней юности, когда начиналась разлука с Петербургом, у меня долго длилась мучительная тоска по нему, и я мечтал, как о счастье, о жизни в Петербурге … впоследствии мое чувство к Петербургу совершенно неожиданно стало меняться… Вероятно, надо было пройти через это. . . иначе моя любовь к Петербургу была бы неполной», - говорил Добужинский.

В 1895 году он поступает на юридический факультет Петербургского университета, но вместе с тем продолжает заниматься рисованием, живописью и историей искусств. По окончании университета едет в 1899 году в Мюнхен, где работает два года в студиях Ашбе и Халлоши. Там он знакомится с Игорем Грабарем , который после возвращения Добужинского в Россию вводит его в круг художников «Мир Искусства ».

Настоящим «художественным университетом», как считал Добужинский, было общение с очаровательным и умнейшим собеседником Александром Бенуа . Любовь к петербургскому детству и Петербургу всецело непосредственно объединяла их.

Картон, гуашь, пастель

Бумага на картоне, пастель, гуашь

Бумага, акварель, белила, тушь, кисть, карандаш

Вернувшись из - за границы, художник увидел Петербург в его величии, но вместе с тем уколола изнанка города, - город казался мрачным и печальным. Казалось из этого состояния со спящими каналами, бесконечными заборами, складами черных дров и пустырей нет выхода. Все его поражало жуткими и в высшей степени острыми чертами.

Не надо представлять себе Добужинского певцом народного Петербурга. За народные изображения он брался только по предложениям заказчиков.

В этих словах слышна неумолимая требовательность к себе и непреклонная честность по отношению к искусству, не позволявшая ему успокоиться на однажды найденных формах.

В жизни Добужинского 1919 год был знаменательной датой: Станиславский предложил ему написать декорацию в МХТ для пьесы Тургенева «Месяц в деревне ». «Мирной деревенской жизни в пьесе «Месяц в деревне », - поясняет художник, - грозит душевная буря. В голубой гостиной, на стенах, меня постигла мысль сделать две большие картины: на одной изобразить вулкан, а на другой крушение корабля… это намек... внесение драматического момента в спокойствие и ясность… и создавало известное настроение».

В 1913 г. Добужинский написал декорации в МХТ по роману Достоевского «Бесы » для пьесы «Николай Ставрогин ». Декорации Добужинского чрезвычайно помогали восприятию всей драмы «Бесов », а сама работа открыла художнику многие трагические стороны жизни и затронула те области, которых раньше Добужинский не касался.

Первая мировая война, революция и все последовавшие в России события не могли, конечно, пройти незамеченно для отзывчивой души художника. В воображении художника складываются печальные взгляды на будущее. Так возникает серия работ под названием «Городские сны ». Особенно впечатляет работа «». Вереница людей понуро поднимается по гигантским лестницам. По соседству работающие машины - гиганты как бы поглощают этих одинаковых людей, вынужденных двигаться.

На фоне этих гигантских машин маленькие люди кажутся муравьями и им не понять, для чего происходит это поглощение мира техникой. Им только и остается безропотно идти друг за другом, образуя несчастную тысячную толпу. Наше сознание протестует и несогласно с подобной судьбой. Человек достоин другой жизни и требует себе права на свободу.

Предчувствие трагических событий носит в рисунке «» из той же серии «Городские сны » пророческий характер и напоминает страницы Апокалипсиса.

Работы Добужинского из серии «Городские сны » говорят о том, как ошибались те, кто причислял художника к эстетам. Одно любование сочетанием линий и красок без внутреннего смысла никогда не привлекало Добужинского. Его искусство всегда трепетно и предметно, и зовет к постижению всего видимого.

В 1922 году был издан альбом литографий Добужинского под названием «Петербург в 1921 год ». Одна из лучших монографий этого альбома - «». Языком, полным скорби, поведал Добужинский о былом величии одичалого города. Собор в метель становится более призрачным, щемит сердце от этого вида, столь просто и выразительно показанного.

Тушь, перо

Из серии работ «Петербург в 1921 год». 1923.

Тушь, перо

Из серии работ «Петербург в 1921 год». 1923.

Тушь, перо

«Последним моим «прости» Петербургу были мои иллюстрации к «Белым ночам » Достоевского, - говорит художник, - куда я вложил всю мою любовь к Петербургу». «Работой над «Белыми ночами » завершается период творчества Добужинского на родине. Тридцать три последующих года показали, что художник был еще полон сил, и любовь к родным основам осталась незыблемой. В условиях эмигрантской жизни, не всегда легких, Добужинский не сдался и проявил себя широко и свободно в области театра и книжной иллюстрации.

Во время пребывания Добужинского в Лондоне бывали у него встречи с писателем А.Н. Толстым, который уговаривал художника вернуться на родину. Добужинский ему ответил: «У вас там начальства много, а я начальства не люблю».

В городах, где останавливался Добужинский, устраивались выставки его работ, находившие широкий отклик. Тут появились не только виды России, но и виды Парижа, Копенгагена, Риги, Вильны. Новые города давали художнику новые мотивы, которые он набрасывал смело, свободно и широко. Правда его несколько стесняли люди на улицах, когда он делал этюды, поэтому он чаще делал быстрые зарисовки с натуры, а затем дома создавал свои рисунки и акварели. Такой элемент «вторичного творчества» нередко превалировал в искусстве Добужинского и придавал характерность изображаемому.

С переездом в Западную Европу началась довольно интенсивная театральная деятельность художника. Для Дрезденской оперы Добужинский пишет декорации для «Евгения Онегина ». Особенно пленительны были декорации комнаты Татьяны. Пушкину Добужинский остался верен до конца. В государственном Литовском театре ставится опера «Пиковая дама » в оформлении Добужинского. Содержание оперы и ее музыка нашли страстный отклик в его динамическом искусстве. Запомнилась жуткая архитектура игорного дома, в котором сходит с ума Герман. Темная фантастика трагической сцены приобретает глубокий смысл.

2-я картина I действия. 1934.

Бумага, карандаш, темпера

2-я картина II действия. 1934.

2-я картина III действия. 1934.

Бумага, карандаш, темпера, тушь

Театральная работа порой целиком поглощала почти все время художника. И все же, даже в разгар театрального сезона, Добужинского влечет природа, и он юношески приветствует ее. Увлекаясь театральной деятельностью, он не забывал других отраслей искусства.

Добужинский давно уже поддавался затаенным желаниям к иллюстрированию любимого им Онегина, все страницы которого он знал наизусть с юных лет. Издание «Онегина » с рисунками Добужинского было осуществлено только в 1937 году, когда «Онегин » вышел в английском переводе. Был полный успех рисунков. А в 1938 году в Париже вышло русское издание с его же рисунками.

1935. Бумага, карандаш, темпера, тушь

1935. Бумага, карандаш, темпера, тушь

В главе I изображение Онегина, возвращающегося с бала. Всего лишь несколькими штрихами и пятнами дано представление о ясном морозном утре с встающим из - за легких туч солнцем. Наиболее сильным рисунком является дуэль Онегина с Ленским. Силуэтность рисунка помогает острее почувствовать контраст темных фигур и белизну снега. Здесь должно наступить нечто роковое. Простота рисунка основана на глубоком знании, а экономия средств показывает высокое мастерство Добужинского - графика.

Часто во время театральных постановок Добужинский зарисовывал артистов. Существует много набросков, исполненных художником еще в России, а потом и за границей. Портрет Федора Ивановича Шаляпина нарисован в 1934 г. в Ковно, когда Шаляпин приезжал в Балтийские страны на гастроли. Добужинский почувствовал в стареющем великом певце могучую силу. Усталые глаза, но все - таки это еще лев, величественный в своем артистическом благородстве.

В Лондоне Добужинский рисует композитора Николая Карловича Метнера. Проницательный взгляд умных и добрых глаз и общий поэтический облик композитора показан психологически тонко.

С 1939 года Добужинский в Соединенных Штатах Америки, куда его пригласил Михаил Чехов. «За эти годы Добужинский создал в театрах: четыре оперы, семь балетов, пять драм и комедий, и самую большую театральную работу - «Хованщина ».

1949. Бумага, гуашь, акварель

1949. Бумага, гуашь, акварель

1949. Бумага, гуашь, акварель

В первые годы своего пребывания в Америке Добужинский сотрудничает с Чеховым и выполняет некоторые его постановки, среди них инсценировку рассказа А. Чехова «Забыл », вызывающую своими декорациями улыбку. Сколько там было тонкого юмора! Но и пышная постановка оперы Верди «Бал - маскарад » показывала, каким мастером сцены был Добужинский , как легко он возводил великолепные чертоги и наполнял их феерическим светом.

В годы пребывания в Америке художник стал работать над темами русской истории, к которым он, живя на родине, не обращался. Известны его постановки «Бориса Годунова » и «Хованщины ». В эти же годы он пишет свои воспоминания о Новгороде и о своем детстве. Тут слышится голос любви к своему прошлому, это как бы благодарная дань тому, на что в молодые годы не было обращено достаточного внимания.

Добужинский иллюстрирует в 1951 году «Слово о полку Игореве ». Здесь отразился его взгляд на этот памятник древней русской литературы как на памятник трагического искусства. Заглавный лист «Слова » чрезвычайно динамичен. Зловещий крик птицы, померкнувшее солнце и стремительный поход дружины сплелись с терзаемым бурей деревом в выразительный графический узор. Перед боем с половцами войска Игоря показывают строй сомкнувшихся щитов и лес ровных копий. Но после побоища все смешалось, копья свалены, стяги порваны, птицы разметались. Самыми простыми средствами Добужинский достиг выражения полного поражения, разброда и ужаса. И все это дано только в одной вспышке!

По силе переживания рисунки к «Слову » должны быть отнесены к одним из самых сильных в творчестве Добужинского. Нечто стихийное чувствуется в их внутренней взволнованности и динамике.

В этих рисунках нет каллиграфической тонкости, но в них есть подлинная свобода в выражении могучих чувств, где птицы грозно каркают, где деревья мощно изгибаются под напором бури, где в дела людей властно вмешиваются силы неба.

Помимо театральных и графических работ Добужинский собирает материалы по истории русской театральной живописи, пишет воспоминания, редактирует сборник - «Памяти Рахманинова» и не прекращает делать свои зарисовки с натуры.

Был еще одни мир, куда нередко уносился Добужинский в своих мечтах: это был мир давно прошедших дней, в котором природа и памятники культуры давали ему обильную пищу для творчества. Это был город его юности - Петербург.

В последние дни своей жизни вспомнил Добужинский Летний сад зимою в годы запустения Петербурга. Одиноко стоит в одной из аллей статуя Ночи, брошенная всеми и занесенная снегом.

Только деревья оголенными ветвями рассказывают о былом величии и красоте столицы. Есть в этом образе печально стоящей среди холода фигуры нечто более значительное, чем простое воспоминание о любимом городе. Это прощальный привет художника, открывшего много тайн и заповедавшего бережно хранить эти тайны творческого преобразования.

Беспредметность и абстракция не могли найти у Добужинского никакого признания. Слишком он был полон интереса к миру, архитектуре, человеку и вещам и находил в них тайный смысл.

Добужинский М. В. ДОБУЖИ́НСКИЙ Мстислав Валерианович , рус. график, живописец, театр. художник. Член объединения "Мир искусства". Окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та. Художеств. образование получил в 1899–1901 в мюнхенских частных школах А. Ажбе и Ш., Холлоши. В т-ре дебютировал в 1907 ("Игра о Робене и Марион" Адама де ла Аля, Старинный т-р Евреинова, Петербург). Оформлял спектакли в Т-ре В. Ф. Комиссаржевской (Петербург), в МХТ. В 1925 уехал в Литву. В 1939–57 жил в США и Франции. Первые опыты Д. в области балетного т-ра – "Бабочки" на муз. Шумана (1914, костюмы Л. С. Бакста, Русский балет Дягилева, балетм. М. М. Фокин), "Мидас" на муз. Штейнберга (1914, костюмы Бакста, там же, балетм. тот же), "Фея кукол" муз. Байера (1914, антреприза А. П. Павловой, балетм. И. Н. Хлюстин). Декорации Д. отличались живописным мастерством, чувством стиля. Оформил балеты: в Каунасе (Т-р оперы и балета, все пост. Н. Зверевым) – "Сильфиды" на муз. Шопена (1932), "Раймонда" (1933), "Спящая красавица" (1934); "Щелкунчик" (1949, Лондон, "Сэдлерс-Уэллс"), "Балле эмпериаль" на муз. 2-го концерта для фп. с оркестром Чайковского (1941, "Американ балле караван", балетм. Дж. Баланчин), "Русский солдат" на муз. Прокофьева (1942, Бостон, балетм. Фокин), "Мамзель Анго" на музыку Лекока (1943, Нью-Йорк, балетм. Л. Ф. Мясин), "Кавказский пленник" на муз. Хачатуряна к балету "Гаянэ" (1951, Париж, труппа "Гран балле дю марки де Куэвас", балетм. Ж. Скибин) и др. Сотрудничал также с балетм. Н. де Валуа, Д. Яншиным, М. Рамбер и другие.

Лит.: Пожарская М. Н., Русское театрально-декорационное искусство конца XIX – нач. XX века, М., 1970; Ванслов В. В., Театрально-декорационное искусство, в кн.: Пути развития русского искусства конца XIX – нач. XX века, М., 1972; Сыркина Ф. Я., Костина Е. М., Русское театрально-декорационное искусство, М., 1978; Mstislavas Dobuzinskis. Teatro decoracijų, kostiumų, eskizų paroda. Katalogas, Vilnius, 1963; Mstislav V. Doboujinsky. 1875–1957. Memorial exhibition, L., 1959.


Β. Μ. Паппе.


Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия . Главный редактор Ю.Н.Григорович . 1981 .

Смотреть что такое "Добужинский М. В." в других словарях:

    Добужинский - Добужинский, Мстислав Валерианович Мстислав Валерианович Добужинский … Википедия

    ДОБУЖИНСКИЙ - Мстислав Валерианович (1875 1957), график и театральный художник, член Мира искусства. С 1925 жил в Литве, с 1939 в Великобритании и США. В книжной и станковой графике (иллюстрации к Белым ночам Ф.М. Достоевского, 1923), карикатурах, театральных … Современная энциклопедия

    ДОБУЖИНСКИЙ - Мстислав Валериа нович (1875 1957), график, живописец и театральный художник. Член Мираискусства. С 1925 жил в Литве, с 1939 в Великобритании и США. В книжной (иллюстрации к Белым ночам Ф. М. Достоевского, 1923) и станковой графике, карикатурах … Русская история

    Добужинский - Мстислав Валерианович , русский художник. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1885 87), в Мюнхене (1899 1901) в школе А. Ажбе и у Ш. Холлоши. Член объединения … Большая советская энциклопедия

    Добужинский М.

    Добужинский М. В. - Мстислав Валерианович Добужинский Б. М. Кустодиев Портрет М В Добужинского Дата рождения: 2 (14) августа 1875 Место рождения: Новгород Дата смерти … Википедия

    Добужинский - Мстислав Валерианович (1875, Новгород – 1957, Нью Йорк), русский график и театральный декоратор. Участник художественного объединения «Мир искусства» (с 1902 г.). Родился в семье офицера. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств… … Художественная энциклопедия

    - (1875 1957), русский график и живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе ОПХ (1885 87) и в Мюнхене (1899 1901) в школе А. Ажбе и у Ш. Холлоши. Член объединения Мир искусства. В дореволюционный период работал главным образом в… … Художественная энциклопедия

    Добужинский Мстислав Валерианович - (1875 1957), рус. художник, книжный график; член объединения «Мир искусства». Подготовил отд. издание поэмы Л. «Тамбовская казначейша» (1913). Как все «мирискусники», преим. внимание уделял декоративным элементам книги, наполняя их, однако,… … Лермонтовская энциклопедия

    Добужинский Мстислав Валерьянович - (1875—1957), график и живописец. Учился в Рисовальной школе ОПХ (1885—87) и в Мюнхене в школе А. Ажбе (1899—1901). Преподавал в АХ (1918—23). Член объединения «Мир искусства» (1902—21). Работал в области станковой и… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Книги

  • М. В. Добужинский. Воспоминания , М. В. Добужинский. Издание 1987 года. Сохранность хорошая. Немного найдется людей в нашем художественном мире, которые не знали бы автора книги "Воспоминания" . Объем литературного наследия Добужинского…