ГБОУ ВПО Саратовский государственный медицинский университет им. В.И Разумовского

Минздрав социального развития России

Рефе рат на тему:

«Предмет и задачи психофизиологии»

Выполнила: студентка 2курса 2группы факультета клиническая психология Колозина Юлия

Саратов 2014

Введение

    Предмет психофизиологии

    Основные цели и задачи психофизиологии

Заключение

Список литературы

Введение

Психофизиология человека - дисциплина, изучающая поведение человека посредством исследования духовных психических и физических функций организма в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Главными целями психофизиологии являются:

а) Получение данных о физических и психических механизмах поведения в целом, обогащающих теоретическую основу психофизиологии.

б) Использование теоретической информации для предсказания поведения человека (коллектива) в будущем, для оптимизации управления человека своим поведением и для эффективного внешнего управления его поведением.

Психофизиология использует как физиологические, так и психологические методы. Независимыми переменными (переменными, произвольно изменяемыми исследователем) в психофизиологическом исследовании являются переменные, предъявляемые в ходе физиологических или психологических исследовательских процедур. Это может быть предъявление дозированной физической нагрузки, определенной сенсорной стимуляции, задание вопросов, предъявление задач, применение физиологических или психологических тестов, моделирование эмоциональной стрессовой ситуации и т.д. Зависимые переменные - это физиологические показатели, регистрируемые в виде электродермограммы (ЭДГ), электромиограммы (ЭМГ), электрокардиограммы (ЭКГ), электроэнцефалограммы (ЭЭГ), давления, объема, температуры и т.д., и психологические показатели.

    Предмет психофизиологии

Предметом психофизиологии, как подчеркивал А.Р. Лурия, служит поведение человека или животного. При этом поведение оказывается независимой переменной, тогда как зависимой переменной являются физиологические процессы. По Лурии, психофизиология - это физиология целостных форм психической деятельности, она возникла в результате необходимости объяснить психические явления с помощью физиологических процессов, и поэтому в ней сопоставляются сложные формы поведенческих характеристик человека с физиологическими процессами разной степени сложности.

Современная психофизиология как наука о физиологических основах психической деятельности и поведения, представляет собой область знания, которая объединяет физиологическую психологию, физиологию ВНД, "нормальную" нейропсихологию и системную психофизиологию. Взятая в полном объеме своих задач психофизиология включает три относительно самостоятельных части: общую, возрастную и дифференциальную психофизиологию. Каждая из них имеет собственный предмет изучения, задачи и методические приемы.

Предмет общей психофизиологии - физиологические основы (корреляты, механизмы, закономерности) психической деятельности и поведения человека. Общая психофизиология изучает физиологические основы познавательных процессов (когнитивная психофизиология), эмоционально-потребностной сферы человека и функциональных состояний.

Предмет возрастной психофизиологии - онтогенетические изменения физиологических основ психической деятельности человека.

Дифференциальная психофизиология - раздел, изучающий естественно-научные основы и предпосылки индивидуальных различий в психике и поведении человека.

С точки зрения Лурия, физиологическая психология акцентируется на отдельных физиологических процессах, лежащих в основе психологических явлений, тогда как центральной задачей психофизиологии является анализ целостных форм психологической деятельности.

Главная задача - причинное объяснение психических явлений путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов.

2. Основые цели и задачи психофизиологии

В соответствии с главными целями психофизиологии, первой категорией задач (теоретических) психофизиологии является описание закономерностей отношений между этими независимыми и зависимыми переменными, то есть описание изучаемых функций.

Психофизиология может иметь различные направления исследований и их приложений. В соответствии с этими направлениями можно различать общую психофизиологию, дифференциальную психофизиологию, клиническую психофизиологию и т.д.

Подобной неотъемлемой частью психофизиологии является и психофизиология профессиональной деятельности. Предметом ее интересов является особая форма поведения человека - профессиональная деятельность. Профессиональная деятельность - это вид трудовой деятельности, свойственный профессионалу. Профессионал - хороший специалист, обладающий качествами личности, объемом знаний, умений, навыков, необходимыми и достаточными для того, чтобы его деятельность была эффективной. Теоретические исследования в психофизиологии профессиональной деятельности направлены на выяснение духовных, психических и физических механизмов обеспечения эффективной деятельности. Полученные знания призваны стать естественнонаучной основой для наилучшего управления персоналом и его деятельностью. Это управление включает в себя следующие направления.

1. Планирование людских ресурсов для комплектования штатов и персонала.

2. Профессиональная ориентация и консультация лиц, осуществляющих выбор профессии.

3. Профессиональный отбор кандидатов на обучение профессиям.

4. Формирование режимов обучения и контроль (сопровождение) за обучением.

5. Организация индивидуальной и коллективной профессиональной деятельности, режимов труда и отдыха.

6. Обеспечение физической, психической и социальной адаптации к профессиональной деятельности.

7. Нормирование условий профессиональной деятельности.

8. Повышение профессионального потенциала кадров.

9. Управление карьерой (продвижением по службе).

Этим направлениям соответствуют направления теоретических исследований психофизиологии профессиональной деятельности.

Прикладная психофизиология профессиональной деятельности, действуя тоже по всем этим направлениям, использует полученные теоретические знания для предсказания результатов профессиональной деятельности персонала, для обоснования методов оптимизации управления человеком своей профессиональной деятельностью и для обоснования методов внешнего управления профессиональной деятельностью.

К настоящему времени нет оснований для того, чтобы окончательно закрыть вопрос об отношениях физиологии и психологии и считать физиологию частью психологии или психологию частью физиологии (то есть по существу физиологией высшей нервной деятельности), как это пытаются провозглашать некоторые ученые. Такие основания могли бы быть получены, если бы удалось однозначно разрешить психофизическую проблему и прийти к единодушному выбору учеными одной из двух (или больше) ее альтернатив. Например, если бы ученые всего мира обосновано и единодушно приняли гипотезу о том, что более сложные психические процессы являются производными более простых физических процессов, происходящих в нервной системе (в организме) человека, тогда можно было бы считать физиологию частью психологии, как является частью общей физиологии, физиология клетки или частью психологии - психопатология или социальная психология. Однако универсальных убедительных данных в пользу такой гипотезы пока не существует. Вместе с тем есть убедительные научные данные, противоречащие этой гипотезе. Таким образом, единства взглядов в ученом мире на психофизическую проблему пока нет. Это обстоятельство не лишает гипотезу редукционистов (о сводимости физического к психическому) права на существование до тех пор, пока она таковой остается. Вместе с тем, имеют право на существование и любые разумные ее альтернативы. Признание этого общего, как для физиологии, так и для психологии права является условием развития данных отраслей человеческого знания.

Вместе с неопределенностью представлений об отношениях между физическими и психическими процессами в организме, несомненно, что эти процессы являются частями единого психофизического целого. Несомненно также, что столь необходимые для практики представления о таком целом не могут быть получены ни психологией, ни физиологией в отдельности. Именно для того, чтобы удовлетворить эту практическую потребность в истинных знаниях о человеке как о целом (а не из чисто организационных или корпоративных соображений), и возникла новая отрасль биологии - психофизиология, междисциплинарная отрасль знаний более высокого уровня общности, чем физиология или психология в отдельности. Очевидно, что она не может являться ни частью физиологии, ни частью психологии.

Заключение

Психофизиология включает в себя круг научных направлений и проблем сопоставимого уровня сложности более широкий, чем физиология и психология в отдельности. Эта сравнительно новая отрасль биологии призвана создать целостные естественнонаучные знания о человеке, в отличие от отвлеченных начал, предлагаемых психологией, физиологией и более частными дисциплинами. Психофизиология призвана создать методологию, теорию, инструменты, методики более универсальные, чем те, что используются в психологии, физиологии и дисциплинах их составляющих. Следует ожидать, что и прикладная психофизиология в большей степени, чем частные дисциплины, будет оправдывать надежды организаторов разных форм поведения человека.

Список литературы

Акинщикова Г.И. «Семантическая и психофизиологическая организация человека» -С-П. Изд-во университета, 1977

Данилова Н.Н. «Психофизиологическая диагностика функциональных состояний» М.:1992

Рутман Э.М. «Вызванные потенциалы в психофизиологии» М. 1979

Психофизиология - это наука о физиологических основах поведения и психической деятельности. В этой статье изложена основная информация о ней. Вы узнаете историю ее возникновения, особенности методологии, ее значение, а также некоторые другие важные сведения об этой науке.

Психофизиология - это особый раздел психологии и физиологии, в котором изучается роль биологических факторов (к ним относятся и свойства нервной системы) в обеспечении психической деятельности. Ученые выделяют речи и мышления, ощущений и восприятия, внимания, эмоций, произвольных действий. В настоящее время все эти области знаний активно разрабатываются.

Причина возникновения психофизиологии

Сегодня вопрос о том, в каких отношениях находятся психология и физиология, все еще является открытым. Нельзя однозначно сказать, что первая является частью второй или вторая - первой. Однако не подлежит сомнению тот факт, что психические и физиологические процессы - части одного психофизического целого. Также несомненно, что представления об этом целом, столь необходимые в практических целях, не могут быть получены в отдельности ни физиологией, ни психологией. Именно для удовлетворения потребности в знаниях о человеке как о некоем целом, а не из чисто корпоративных или организационных соображений, и появилась новая отрасль биологии, именуемая психофизиологией. Эта наука рассматривает очень широкий круг вопросов. Уровень сложности изучаемых ей проблем намного выше, чем у психологии или физиологии в отдельности.

Междисциплинарность психофизиологии, вероятностная методология

Психофизиология - это область знаний, которая является междисциплинарной. Она рассматривает организацию отношений вероятностных психических, физических и духовных явлений и сущностей человека. Психофизиология - это дисциплина, которая для эффективного познания использует совокупность принципов, предпосылок, средств и методов познания, позволяющих ученым исследовать специфический объект, которым является человек. Таким образом, применяется вероятностная методология. Необходимо сказать несколько слов и о ней.

Психофизиология - это наука, изучающая человека с помощью вероятностной методологии. Начало последней было положено еще в 1867 году английским физиком Джеймсом Клерком Максвеллом. Вероятностная методология претендует на роль универсальной в науке. Максвелл является первым ученым, который применил ее методы для характеристики вероятностной физической реальности. Этого исследователя считают создателем статистической физики. Вероятностная методология имеет одно важное преимущество перед детерминистской (традиционной). Она дает намного более полные знания об объекте, который исследуется.

Создание психофизиологии

Официально она оформилась в середине 19 века. Признанным ее создателем является А. Р. Лурия, выдающийся отечественный ученый (на фото выше). Имея двойное образование (психологическое и неврологическое), он смог объединить самые важные достижения данных дисциплин в единое целое. Результатом проделанной работы стало соединение психофизиологии и нейропсихологии.

Долгое время было принято считать, что душа является бестелесной. Другими словами, мозг не имеет никакого отношения к ней. Позже ученые начали размещать психические функции в трех желудочках мозга. При этом каждый из желудочков считался местом хранения отображенных впечатлений души. Считалось, что она является обителью идеальных образов. Мозг же рассматривался как орган, из которого жизненная энергия под влиянием воли перетекает в части нашего тела по особым каналам, именуемым нервами.

В дальнейшем, благодаря трудам различных ученых, в основном отечественных (И. М. Сеченова, И. П. Павлова, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, Н. А. Бернштейна и др.), было составлено довольно четкое представление о том, какое значение имеет ЦНС (центральная нервная система) для психики человека.

Естественнонаучный метод И.М. Сеченова

И. М. Сеченов разработал особый естественно-научный метод. Его сущность можно определить следующими двумя принципами:

  • всевозможные психические явления - это продукт деятельности ЦНС, а значит, они подчиняются законам, по которым развиваются и другие явления природы;
  • необходимо придерживаться принципа историзма в изучении психики, то есть идти от низших форм ее деятельности к высшим, от простого к сложному, от изучения психики животного к исследованию ее специфики у человека.

Сеченов, применив данные принципы, подошел к созданию отражения.

Работы И. П. Павлова и дальнейшие исследования

В работах И.П. Павлова, известного русского физиолога, рефлекторная теория получила дальнейшее развитие. Этот ученый впервые использовал объективный метод исследования психических функций мозга, которым был условный рефлекс. Взяв его на вооружение, Павлов исследовал физиологические механизмы в ряде процессов, которые составляют основу элементарных психических реакций. Труды этого ученого, а также представителей его школы открыли новый горизонт в изучении мозговой деятельности экспериментальным путем.

Позже электрофизиологические исследования, дополненные методом условных рефлексов, помогли установить тот факт, что многие процессы психики имеют в основе своей определенную функциональную организацию в структурах мозга. К примеру, можно рассматривать память как результат процесса циркуляции возбуждений по цепям нейронов, являющихся замкнутыми, с дальнейшей фиксацией на молекулярном уровне тех или иных изменений.

Эмоции зависят от того, насколько активны определенные центры, находящиеся в подкорковых структурах мозга. В настоящее время множество психических реакций воспроизводится искусственно. Для этого специально раздражаются отделы мозга, ответственные за них. С другой стороны, на мозге, как и в целом на организме, отражается все, что глубоко затрагивает нашу психику. Так, депрессия или горе могут вызвать психосоматические (телесные) заболевания. Гипноз может способствовать излечению или вызвать соматические расстройства. Колдовство или нарушение "табу" у примитивных народов способны даже убить человека.

Объект познания и предмет психофизиологии

Общая психофизиология - это наука о жизнедеятельности здоровой человека. Клиническая же (подробнее о ней рассказано в конце статьи) изучает больных людей.

Человек, как известно, трехипостасен. Психофизиология - это наука, принимающая во внимание все уровни его организации. Человек обладает единством следующих трех вероятностных сущностей:

  • телесной (физической, плотской);
  • душевной (психической);
  • духовной.

Следовательно, предмет психофизиологии - это физические, психические и духовные сущности человека в их взаимообусловленности и взаимосвязи. Эта дисциплина благодаря успехам изучения активности нейронов мозга животных, а также в связи с возможностью клинического обследования людей стала рассматривать не только физиологические, но также и нейронные механизмы различных психических состояний, процессов и поведения. Современная психофизиология занимается, среди прочего, исследованием нейронных сетей и отдельных нейронов. Это определяется существующей тенденцией к интеграции различных дисциплин, которые изучают функционирование мозга (нейрохимии, нейрофизиологии, нейропсихологии, психофизиологии, молекулярной биологии и др.), в единую нейронауку.

Различные ветви интересующей нас дисциплины имеют свой собственный предмет. Физиологическая психофизиология, к примеру, исследует закономерности поведения и психического реагирования, которые зависят от того, в каком состоянии находятся физиологические параметры, от скорости протекания реакций периферической и центральной нервных систем, а также сомы в целом (на системном, тканевом и клеточном уровнях).

Значение дисциплины

Интересующая нас дисциплина дополняет психологию, неврологию, психиатрию, педагогику и лингвистику. Психофизиология - это необходимое звено, с помощью которого психика человека рассматривается целиком, включая множество сложных форм поведения, до ее возникновения остававшихся изученными.

К примеру, если знать, какие этапы онтогенеза наиболее чувствительны к тем или иным педагогическим воздействиям, то можно влиять на развитие очень важных физиологических и психофизиологических функций, таких как память, мышление, внимание, восприятие, двигательная активность, умственная и физическая работоспособность и др. Если иметь представление о возрастных особенностях детского организма, можно наилучшим образом раскрыть его физические и умственные способности, выработать обоснованные, с точки зрения науки, валеологические и гигиенические требования к оздоровительной и учебно-воспитательной работе, организовать режим дня, двигательной активности и питания, соответствующие индивидуально-конституциональным особенностям и возрасту. Другими словами, педагогические воздействия могут быть оптимальными и эффективными лишь тогда, когда они учитывают и подростка, возможности его организма.

Возрастная физиология и психофизиология

Возрастная физиология - это наука, которая исследует особенности жизнедеятельности и развития организма в ходе онтогенеза. Она изучает функции организма в целом, систем органов и отдельных органов по мере роста, своеобразие данных функций на различных возрастных этапах.

Онтогенез - центральное понятие такой дисциплины, как возрастная физиология. Оно было введено еще в 1866 году В наше время под онтогенезом подразумевается индивидуальное развитие организма на всем протяжении его жизни (с момента зачатия до смерти).

Возрастная физиология и психофизиология оформились относительно недавно. Первая выделилась лишь во второй половине прошлого века. Эмбриология - наука, которая исследует особенности и закономерности жизнедеятельности организма на этапах внутриутробного развития. Более поздние этапы, от зрелости до старости, рассматривает геронтология.

Возрастная физиология использует различные методы исследования, среди которых - морфологические характеристики тела (его длина, масса, окружность талии и грудной клетки, обхват бедра, плеча и др.). Эта дисциплина является одним из разделов биологии развития - очень широкой области знаний.

Особенности онтогенеза человека

Происхождение человека повлияло на особенности его онтогенеза. На ранних этапах он имеет определенное сходство с онтогенезом, характерным для высших приматов. Однако специфика человека состоит в том, что это социальное существо. Это наложило отпечаток на его онтогенез. Прежде всего, увеличился период детства. Это связано с тем, что человеку нужно усвоить социальную программу во время обучения. Кроме того, увеличился период внутриутробного развития. Половое созревание у человека наступает позже, чем у высших приматов. Периоды ростового скачка, а также перехода к пожилому возрасту у нас четко выделены, в отличие от этих животных. Общая продолжительность жизни у нас больше, чем у высших приматов.

Возрастная норма и темп развития

И для педагога, и для врача очень важно понимать уровень развития ребенка, с которым они работают. Возрастная физиология и психофизиология определяют, что считать нормой, а что - отклонением от нее. Любое значительное отклонение в развитии означает необходимость применения к человеку нестандартных приемов лечения и воспитания. Поэтому одной из важнейших задач является установление параметров, определяющих возрастную норму.

Следует отметить, что темп развития не всегда соотносится с конечным его уровнем. Замедление этого процесса нередко приводит к достижению человеком (хотя и позже его сверстников) выдающихся способностей. Напротив, нередко ускоренное развитие завершается слишком рано. В результате этого человек, который сначала подавал большие надежды, в зрелом возрасте не достигает высоких результатов.

Относительно редко наблюдаются сильные отклонения в темпах развития и роста. Однако небольшие вариации, которые проявляются в умеренном опережении или отставании, встречаются часто. Как же следует относиться к ним? Проявления ли это отклонений в развитии или его вариативности? Возрастная физиология дает ответ на эти и другие вопросы. Она разрабатывает критерии, позволяющие судить о степени отклонений от нормы и необходимости принятия мер для их ликвидации или смягчения последствий.

Клиническая психофизиология

Она является важной прикладной областью психофизиологии. Это междисциплинарная область знаний, в которой рассматриваются физиологические механизмы различных изменений психической активности при соматической и психической патологии, а также их влияния друг на друга.

Клиническая психофизиология - это дисциплина, которая предполагает также изучение патогенетических механизмов, этиологических факторов, профессиональной реабилитации и лечения психосоматических заболеваний. Она не может обойтись без познаний и методов целого ряда смежных дисциплин (нейрохимии, нейрофизиологии, невропсихологии, нейрорадиологии и др.). Путем полевых обследований и лабораторных экспериментов можно выяснить, как человеческое поведение и переживание сказываются на регуляторных процессах и физиологических реакциях. Из этого можно вывести закономерности психосоматических отношений.

Как правило, измеряемые психофизиологические величины неинвазивно регистрируются на поверхности человеческого тела (как результат деятельности функциональных систем организма). С помощью датчиков измеряются их физические свойства. Эти датчики регистрируют и одновременно усиливают определяемые показатели, благодаря чему полученные величины можно преобразовать в биосигналы. Взяв за основу этот метод, исследователи делают вывод о том, какие соматические процессы лежат в основе того или иного явления, об их динамике в ходе воздействия психотерапии.

Итак, психофизиология - это наука, определение которой представлено в начале статьи. Мы рассказали о ее предмете, методе, истории возникновения и развития, а также о некоторых важных ветвях. Психофизиология - это наука, которая изучает как психику, так и поэтому она имеет междисциплинарный характер.

Психофизиология человека. Кроль В.М.

СПб.: 2003 - 304 с.

Учебное пособие подготовлено для широкой аудитории учащихся естественнонаучных» гуманитарных и технических специальностей.
Особенностью пособия является многоплановость изложения материала. Пособие содержит большое количество сопоставлении, изучаемых в разных областях науки, таких как нейро- и психофизиология, молекулярная биология, этология, психология. На современном уровне развития смежных областей науки возможность таких сопоставлений является очевидной и ее реализация полезна для формирования научного и социального мировоззрения учащихся. Автор ввел в текст учебного пособия удачно сформированную систему вопросов самопроверки для самостоятельной работы и семинарских занятий.

Формат: pdf / zip

Размер: 1 ,6 Мб

/ Download файл

Формат: doc / zip

Размер: 1 ,1 Мб

/ Download файл

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 8
Введение 20
Часть I
КОГНИТИВНЫЕ (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ) ПРОЦЕССЫ
Глава 1. Восприятие и узнавание 22
Каждый зрительный акт - процесс построения мира из хаоса 22
Зрительное узнавание: как видят мир люди после снятия катаракты 24
Восприятие - бессознательное умозаключение 28
Как можно заново увидеть «затертый», старый мир 30
Увидеть - значит понять. Анализ восприятия «неоднозначных фигур» 33
Специфика восприятия картин 40
Зрение способно к восприятию «невозможных фигур» 45
Скрытые этапы восприятия изучают на животных 47
Резюме 50
Темы и вопросы для семинаров и самопроверки 51
Глава 2. Психология памяти 52
Память неразрывно связана с восприятием, мышлением и личностью человека 52
Характеристика памяти как феномена 54
Виды памяти 57
Декларативная и процедурная память 61
Образная память 64
Образная память при раздражении мозга электрическим током 71
Семантическая, или вербальная, память 74
Кратковременная память: последовательные образы и иконическое запоминание 78
Долговременная память: оценки объема 81
Резюме 88
Вопросы и задания для самопроверки и семинаров 88
Глава 3. Запоминание, забывание, воспроизведение 90
Способы запоминания, используемые людьми с выдающейся памятью 90
Мы помним все? 96
Количественные оценки параметров запоминания и забывания 101
Оценки параметров процесса воспроизведения информации, хранящейся в памяти человека 105
Закон Хика. Модель иерархической структуры памяти 109
Первичные представления о временной организации памяти: амнезии 112
Подходы к изучению механизмов памяти. Концепции активной памяти 115
Резюме 119
Вопросы и задания для самопроверки и семинаров 121
Глава 4. Элементы механизмов формирования следов памяти 122
Изменение формы и размера синаптических структур - молекулярные механизму индивидуального долговременного запоминания 122
Роль «ранних» и «поздних» генов в процессах формирования следов индивидуальной памяти 128
Основные черты механизмов генетической памяти: планы и инструкции построения клеточных структур, органов и тканей записаны в кодах молекул ДНК 133
Для процессов индивидуального обучения и запоминания необходимы гены, регулирующие работу внутриклеточных посредников Са2+ и циклического АМФ 140
Гипотезы формирования следов индивидуального запоминания на.основе молекул ДНК 144
Резюме 148
Вопросы и задания для самопроверки и семинаров 149
Глава 5. Инстинктивное поведение 150
Место инстинкта в спектре поведенческих актов 150
Тропизмы и таксисы - элементарные автоматизмы в составе сложного поведения 151
Запечатление (импринтинг) - зона обучения в «жесткой» схеме инстинктивного поведения 154
Сложность общей программы этапов «жесткого» инстинктивного поведения 156
Инстинктивное поведение: сочетание элементов жесткого автоматизма и пластичности 159
Принципиальные ограничения возможностей инстинктивного поведения 163
Ограниченность обучения, ритуалы и суеверия 168
Резюме 171
Вопросы и задания для самопроверки и семинаров 171
Глава 6. Элементарные интеллектуальные функции 172
Элементарные изменения поведения и их нейронные корреляции 172
Привыкание и сенситизация связаны с рядом особых синаптических процессов 174
Условный рефлекс - элементарный ассоциативный процесс 178
Пресинаптические механизмы образования ассоциативных связей условного рефлекса 182
Совпадение пре- и постсинаптического возбуждения как общая схема ассоциативного обучения 185
Условно-рефлекторная ассоциация может быть выработана на одном нейроне 190
Резюме 193
Вопросы и задания для самопроверки и семинаров 193
Глава 7. Высшие интеллектуальные функции. Мышление и обучение 194
Трудности, возникающие при формулировании понятия «мышление» 194
Неразрывная связь процессов мышления и обучения 197
Виды мыслительной деятельности 198
Основные операции и процедуры мышления 202
Становление мыслительной деятельности ребенка 204
Элементы решения проблемных задач в экспериментах с животными.... 208
Резюме 213
Вопросы и задания для самопроверки и семинаров 214
Часть II
ЛИЧНОСТЬ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
Глава 8. Общее представление о личности человека 216
Понятие личности, структура личности 216
Жизненный путь личности. Сенситивные периоды 219
Ролевые функции, кризисы развития 222
Личностные факторы и психоанализ 226
Неврозы как следствие дефектов функции защиты 230
Резюме 232
Вопросы и задания для самопроверки и семинаров 233
Глава 9. Личность человека и ее характеристики 234
Методы личностного тестирования 234
Основные типы и черты характера человека 237
Темперамент человека и его характер 241
Пример практического самоопределения своего типа характера 244
Тест. Личностный опросник Г. Айзенка 245
Обработка результатов 247
Ключ к опроснику Г. Айзенка 248
Психофизиологические корреляты личностных факторов 250
Резюме 253
Вопросы и задания для самопроверки и семинаров 254
Глава 10. Мотивации человеческого поведения 255
Мотивации как основа формирования жизненных целей 255
Иерархия мотиваций человека. Мотивации животных 257
Формирование новых мотиваций и корни духовных ценностей 260
Переключение энергии и механизмы сублимации у животных: церемонии и ритуалы.
Истоки культурных традиций у человека 264
Мотивации и понятие смысла жизни: 269
Резюме 270
Вопросы и задания для самопроверки и семинаров 271
Глава 11. Эмоциональный мир личности 272
Эмоции и регуляция мотивационной деятельности 272
Эмоции и регуляция познавательной деятельности 275
Способы выражения и измерения эмоций в процессе общения 278
Эмоции и язык социально значимых жестов и поз 282
Настроения, стрессы, аффекты 284
Психофизиология механизмов мотиваций и эмоций 288
Психофизиология механизмов стрессов и аффектов 292
Полушария мозга управляют различными сторонами эмоционального поведения 294
Резюме 297
Вопросы и задания для самопроверки и семинаров 298
Список литературы 299

Учебное пособие подготовлено для широкой аудитории учащихся естественнонаучных» гуманитарных и технических специальностей.
Особенностью пособия является многоплановость изложения материала. Пособие содержит большое количество сопоставлении, изучаемых в разных областях науки, таких как нейро- и психофизиология, молекулярная биология, этология, психология. На современном уровне развития смежных областей науки возможность таких сопоставлений является очевидной и ее реализация полезна для формирования научного и социального мировоззрения учащихся. Автор ввел в текст учебного пособия удачно сформированную систему вопросов самопроверки для самостоятельной работы и семинарских занятий.

СИЛЫ человеческой души, называемые в просторечии психическими актами, способностями, процессами, функциями, действиями и деятельностями, выступали и выступают предметом изображения в мифологии и искусстве, предметом размышления в теологии и философии, предметом изучения в психологии и других науках о человеке. Искусство и философия отдельно или совместными усилиями порождают и задают науке (разумеется, непроизвольно) смысловой внутренне напряженный образ, который рано или поздно выступает для науки в качестве исходного, поискового при построении возможного предмета научного исследования. Так, например, античностью были заданы образ апейрона (атома), образ души, образ разума, образ памяти, образы человеческих страстей, героических поступков, мужества, воли и многого другого.

Попытки сведения в единое целое различных гуманитарных и естественно-научных данных для объяснения, а еще лучше, понимания того, что самые разные люди интуитивно называют душой, душевными переживаниями, мыслями и чувствами, является важной, хотя и трудно разрешимой задачей психофизиологии. Такие попытки со стороны физиологии делались неоднократно в прошлом, и надо сказать, что сближение психологии с ее физиологическими (нейрофизиологическими) механизмами представляется совсем не простым равномерным процессом. Скорее этот процесс можно сопоставить с причудливым и зависящим от многих понятных и непонятных причин слиянием дождевых струй и капель на ветровом стекле автомашины.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 8
Введение 20
Часть I
КОГНИТИВНЫЕ (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ) ПРОЦЕССЫ
Глава 1. Восприятие и узнавание 22

Каждый зрительный акт - процесс построения мира из хаоса 22
Зрительное узнавание: как видят мир люди после снятия катаракты 24
Восприятие - бессознательное умозаключение 28
Как можно заново увидеть «затертый», старый мир 30
Увидеть - значит понять. Анализ восприятия «неоднозначных фигур» 33
Специфика восприятия картин 40
Зрение способно к восприятию «невозможных фигур» 45
Скрытые этапы восприятия изучают на животных 47
Резюме 50
Темы и вопросы для семинаров и самопроверки 51
Глава 2. Психология памяти 52
Память неразрывно связана с восприятием, мышлением и личностью человека 52
Характеристика памяти как феномена 54
Виды памяти 57
Декларативная и процедурная память 61
Образная память 64
Образная память при раздражении мозга электрическим током 71
Семантическая, или вербальная, память 74
Кратковременная память: последовательные образы и иконическое запоминание 78
Долговременная память: оценки объема 81
Резюме 88
Вопросы и задания для самопроверки и семинаров 88
Глава 3. Запоминание, забывание, воспроизведение 90
Способы запоминания, используемые людьми с выдающейся памятью 90
Мы помним все? 96
Количественные оценки параметров запоминания и забывания 101
Оценки параметров процесса воспроизведения информации, хранящейся в памяти человека 105
Закон Хика. Модель иерархической структуры памяти 109
Первичные представления о временной организации памяти: амнезии 112
Подходы к изучению механизмов памяти. Концепции активной памяти 115
Резюме 119
Вопросы и задания для самопроверки и семинаров 121
Глава 4. Элементы механизмов формирования следов памяти 122
Изменение формы и размера синаптических структур - молекулярные механизму индивидуального долговременного запоминания 122
Роль «ранних» и «поздних» генов в процессах формирования следов индивидуальной памяти 128
Основные черты механизмов генетической памяти: планы и инструкции построения клеточных структур, органов и тканей записаны в кодах молекул ДНК 133
Для процессов индивидуального обучения и запоминания необходимы гены, регулирующие работу внутриклеточных посредников Са2+ и циклического АМФ 140
Гипотезы формирования следов индивидуального запоминания на.основе молекул ДНК 144
Резюме 148
Вопросы и задания для самопроверки и семинаров 149
Глава 5. Инстинктивное поведение 150
Место инстинкта в спектре поведенческих актов 150
Тропизмы и таксисы - элементарные автоматизмы в составе сложного поведения 151
Запечатление (импринтинг) - зона обучения в «жесткой» схеме инстинктивного поведения 154
Сложность общей программы этапов «жесткого» инстинктивного поведения 156
Инстинктивное поведение: сочетание элементов жесткого автоматизма и пластичности 159
Принципиальные ограничения возможностей инстинктивного поведения 163
Ограниченность обучения, ритуалы и суеверия 168
Резюме 171
Вопросы и задания для самопроверки и семинаров 171
Глава 6. Элементарные интеллектуальные функции 172
Элементарные изменения поведения и их нейронные корреляции 172
Привыкание и сенситизация связаны с рядом особых синаптических процессов 174
Условный рефлекс - элементарный ассоциативный процесс 178
Пресинаптические механизмы образования ассоциативных связей условного рефлекса 182
Совпадение пре- и постсинаптического возбуждения как общая схема ассоциативного обучения 185
Условно-рефлекторная ассоциация может быть выработана на одном нейроне 190
Резюме 193
Вопросы и задания для самопроверки и семинаров 193
Глава 7. Высшие интеллектуальные функции. Мышление и обучение 194
Трудности, возникающие при формулировании понятия «мышление» 194
Неразрывная связь процессов мышления и обучения 197
Виды мыслительной деятельности 198
Основные операции и процедуры мышления 202
Становление мыслительной деятельности ребенка 204
Элементы решения проблемных задач в экспериментах с животными.... 208
Резюме 213
Вопросы и задания для самопроверки и семинаров 214
Часть II
ЛИЧНОСТЬ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
Глава 8. Общее представление о личности человека 216

Понятие личности, структура личности 216
Жизненный путь личности. Сенситивные периоды 219
Ролевые функции, кризисы развития 222
Личностные факторы и психоанализ 226
Неврозы как следствие дефектов функции защиты 230
Резюме 232
Вопросы и задания для самопроверки и семинаров 233
Глава 9. Личность человека и ее характеристики 234
Методы личностного тестирования 234
Основные типы и черты характера человека 237
Темперамент человека и его характер 241
Пример практического самоопределения своего типа характера 244
Тест. Личностный опросник Г. Айзенка 245
Обработка результатов 247
Ключ к опроснику Г. Айзенка 248
Психофизиологические корреляты личностных факторов 250
Резюме 253
Вопросы и задания для самопроверки и семинаров 254
Глава 10. Мотивации человеческого поведения 255
Мотивации как основа формирования жизненных целей 255
Иерархия мотиваций человека. Мотивации животных 257
Формирование новых мотиваций и корни духовных ценностей 260
Переключение энергии и механизмы сублимации у животных: церемонии и ритуалы.
Истоки культурных традиций у человека 264
Мотивации и понятие смысла жизни: 269
Резюме 270
Вопросы и задания для самопроверки и семинаров 271
Глава 11. Эмоциональный мир личности 272
Эмоции и регуляция мотивационной деятельности 272
Эмоции и регуляция познавательной деятельности 275
Способы выражения и измерения эмоций в процессе общения 278
Эмоции и язык социально значимых жестов и поз 282
Настроения, стрессы, аффекты 284
Психофизиология механизмов мотиваций и эмоций 288
Психофизиология механизмов стрессов и аффектов 292
Полушария мозга управляют различными сторонами эмоционального поведения 294
Резюме 297
Вопросы и задания для самопроверки и семинаров 298
Список литературы 299


Введение

Сознание как предмет психофизиологии

1 Понятие и характеристики сознания человека

2 Роль бессознательного в организации поведения

Психофизиология сознания в профессиональной деятельности человека

1 Психофизиологическая проблема

2 Общее представление о психофизиологической основе формирования профессиональных качеств

3 Психофизиология сознания в профессиональной деятельности

Заключение

Список используемой литературы

Приложение


Введение


Труд является основой жизни, он обеспечивает не только средства к существованию, создает материальные и духовные блага, но и является способом познания и изменения окружающего мира, условием развития личности, ее самореализации и самоутверждения. Современные социально-экономические условия обеспечивают дальнейшее усложнение и дифференциацию видов трудовой деятельности, что повышает профессиональные требования труда.

В основе протекания любого поведенческого акта, реализации трудовой деятельности лежат психические процессы, состояния и свойства. На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков.

Научный подход к формированию систем управления персоналом предполагает необходимость учета требований физиологии и психологии к рациональной организации трудовой деятельности работающих. Значительные индивидуальные особенности, различия человека опосредованно проявляются в его трудовой деятельности. Более того, он способен приспосабливаться к требованиям и условиям протекания своей деятельности, его психика обладает высокой изменчивостью под влиянием факторов труда.

Психофизиология - наука о нейрональных механизмах, обеспечивающих формирование, поддержание и реализацию высших психических функций. Основной целью является изучение психофизиологических свойств человека, проявляющихся в конкретной профессиональной деятельности и оказывающих влияние на эффективность и качество этой деятельности. Эти свойства определяют надежность и работоспособность человека, его психическое состояние, удовлетворенность трудом и психофизиологические ресурсы. Знание психофизиологической основы профессиональной деятельности позволяет облегчить труд, сделать его более продуктивным, безопасным, повысить его надежность, и, по словам А.А.Бодалева и В.В.Столина, повысить «удовлетворенность человека трудом, а, следовательно, и удовлетворенность жизнью в целом».

Основная цель данной работы - ознакомление с теоретическими основами психофизиологии сознания, и его значимости для профессиональной деятельности.

Для этого необходимо раскрыть следующие вопросы: дать общее представление о психофизиологической основе, на которой формируются те или иные профессионально важные качества, позволяющие человеку соответствовать требованиям выбранной профессии; и охарактеризовать психофизиологию сознания в профессиональной деятельности человека.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка литературы и приложений.


1. Сознание как предмет психофизиологии


Проблема сознания имеет явно выраженный междисциплинарный характер, однако многочисленные данные позволяют выделять особый психофизиологиический аспект проблемы сознания. Его содержание составляет объективная феноменология состояний сознания, их динамики под воздействием различных внешних и внутренних факторов и отражение этой динамики в показателях телесного функционирования. Не вызывает сомнения и тот факт, что индивидуальное сознание человека неразрывно связано с материальными процессами, протекающими в организме человека.


.1 Понятие и характеристики сознания человека


Существует множество теорий о механизмах сознания, в которых предпринимается попытка сформулировать необходимые и достаточные условия для возникновения сознания. Их можно разделить на структурные, когда акцент делается на рассмотрение роли отдельных структур или нейронных сетей мозга, и на функциональные, которые определяют сознание через специальные когнитивные операции - мышление, воображение, запоминание и желание. На деле эти два подхода не исключают друг друга, так как специальные операции, связанные с сознанием, реализуются с участием особых нейронных сетей, находящихся в конкретных структурах мозга.

Понятие сознания имеет весьма широкую трактовку представителями различных наук. Например, в психиатрии сознанием называется способность человека ориентироваться во времени, месте, окружающих лицах и собственной личности. Ряд патологических состояний сопровождается нарушениями сознания (медицинский термин «человек без сознания»).

Хотя слово «сознание» широко используется в повседневной речи, этим термином обозначаются понятия, которые различны по смыслу.

В элементарном значении, сознание - это просто бодрствование с возможностью контакта с внешним миром и адекватной реакцией на происходящие события, т.е. то, что утрачивается во время сна и нарушается при некоторых болезнях.

В научной литературе слово «сознание» имеет два принципиально разных подхода. С позиции первого из них сознание рассматривается как совокупность некоторых когнитивных, связанных с субъективными переживаниями своих мыслей, чувств, впечатлений и возможностью передать их другим с помощью речи, действий и продуктов творчества. Другое определение сознания исходит из функционального состояния мозга. В этом случае сознание рассматривается как определенное состояние мозга или уровень реактивности мозга. Обобщение этих двух подходов находит отражение в определении сознания, под которым понимается высшее проявление психики, связанное с абстракцией, отделением себя от окружающей среды и социальными контактами с другими людьми. В современной психологии сознанием называется высшая, свойственная человеку форма отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирование у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающего мира. Во всех этих случаях речь идет о мире субъективных, т.е. переживаемых внутри себя ощущений, мыслей и чувств, которые образуют духовный мир человека, его внутреннюю жизнь.

Эти значения слова «сознание » объединены на следующей основе: опыт научного познания показывает, что сложное, как правило, не возникает из ничего, а происходит в результате эволюции простого. Можно поэтому предполагать, что сознание человека имеет своих предшественников в виде более простых психических проявлений, таких, например, как ощущения и эмоции, свойственные и животным. Охарактеризуем сознание человека.

Сознание - это свойственная человеку высшая, интегративная форма психического отражения действительности; совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания входят познавательные важнейшие процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. Нарушение, расстройство или распад любого из познавательных процессов неизбежно становятся расстройством сознания.

Закреплённое в сознании отчётливое различение субъекта от объекта, т.е. того, что принадлежит «я» человека и его не «я». Отделение «я» от не «я» - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

Сознание обеспечивает целеполагающую деятельность человека. Невозможность осуществлять целеполагающую деятельность, её координацию и направленность в результате болезни или по каким-то иным причинам рассматриваются как нарушение сознания.

Специалисты выделяют следующие особенности сознания:

отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимосвязей;

осознание целей деятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений;

обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания;

сознание - концептуальная модель собственной личности и построение взаимодействий с действительностью на этой основе.

Сознание характеризуется также рядом специфических свойств . Одно из них - осмысленность представляемого человеком или осознаваемого им, т.е. его словесно-понятийная означенность, наделённость определённым смыслом, связанным с человеческой культурой. Другое свойство состоит в том, что в сознании отражаются лишь основные, главные характеристики предметов, событий и явлений.

Сознание тесно связано с речью . Важнейшим условием существования и развития сознания является язык. Сознание позволяет нам с помощью языка не только выразить свои внутренние состояния, но и сообщить объективную информацию об окружающем мире.

Ещё одной особенностью сознания является наличие в нём интеллектуальных схем . Под схемой имеется в виду определённая умственная структура, в соответствии с которой человек воспринимает, перерабатывает и хранит информацию об окружающем мире и самом себе. Схемы включают в себя правила, понятия, логические операции, которые люди используют для приведения имеющейся у них информации в порядок. Это выражается в отборе, классификации информации, отнесении её в ту или иную категорию.

Сознание существует не только в словесной форме, но и в образной форме. В этом случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, преобразующей соответствующие образы (искусство, литература, музыка). Эти образы выступают как формы отражения действительности, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в образной форме.

Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях:

а) когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;

б) когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа;

в) когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться не может без волевого решения;

г) когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него, в случае неиспользования каких-либо немедленных мер и действий.

Выделяют две функции сознания : чувство «Я» и функцию коммуникации. Предполагают, что процессы самооценки, самосознания (чувство «Я») и мотивационной сферы связаны с деятельностью правого полушария. Его поражение ведет к нарушению личности, тогда как при повреждении левого полушария личность остается сохранной, но страдает речь, т.е. коммуникативная функция сознания. Однако начальные этапы формирования речевого высказывания связаны с функционированием правого полушария, а завершается этот процесс при активном участии левого полушария. Лингвистические способности правого полушария и сходство функций обоих полушарий на ранних этапах развития свидетельствуют о том, что оба полушария первоначально обладают достаточно сходными симметричными свойствами, а в процессе развития постепенно специализируются, что и приводит к формированию доминантного и субдоминантного полушарий.


Рисунок 1 - Функции сознания.


Существует мнение, что левое полушарие интерпретирует то, что делает правое полушарие. Вследствие этого при отсутствии достаточной информации человек может логически сформулировать некоторые предположения о причинах своих реакций и поступков, хотя эта интерпретация может быть далека от истины. Ввиду того, что каждое полушарие может иметь собственную независимую систему оценок значения событий и явлений, можно полагать, что в процессе осознания события ведущую роль в вынесении суждения играет доминантное речевое полушарие, а субдоминантное полушарие поставляет ему результат собственной деятельности, что учитывается в процессе принятия решения.

Таким образом, в сознании представлены только конечные результаты процессов обработки информации, которые человек осознает в виде последовательных образов и переживаний.

Операции, лежащие в основе создания отдельных образов и переживаний, в сознании не представлены. Однако чтобы понять, что такое сознание, необходимо выйти за пределы сознания и определить механизмы тех процессов, которые формируют субъективный образ и реализуются на уровне подсознания.


1.2 Роль бессознательного в организации поведения


В сознании представлены только конечные результаты процессов обработки информации, которые человек осознает в виде последовательных образов и переживаний. Операции, лежащие в основе создания отдельных образов и переживаний, в сознании не представлены. Однако чтобы понять, что такое сознание, необходимо выйти за пределы сознания и определить механизмы тех процессов, которые формируют субъективный образ и реализуются на уровне подсознания.

Познание окружающей действительности осуществляется не только на сознательном уровне, большая часть информации воспринимается бессознательно. Неосознаваемые процессы обработки информации, о влиянии которых субъект не отдает себе отчета, и принято относить к категории бессознательного. Наряду с сознанием бессознательное является неотъемлемой частью психической деятельности человека.

Таким образом, бессознательное представляет собой совокупность психических процессов, действий и состояний, не представленных в данный момент в сознании. Бессознательное способно оказывать заметное влияние на поведение человека, его психику и содержание его сознания, проявляясь в формах аффекта, реакции защиты, сновидениях, гипнозе, непроизвольном запоминании и т.д.


Рисунок 2 - Бессознательное и его роль в организации поведения


Неосознаваемое психическое сообщает сознанию о результатах своей деятельности с помощью эмоций. Такая форма психического отражения, как эмоция, не относится к категории осознаваемых явлений. Для перевода эмоций на уровень сознания необходимы дополнительные операции, связанные с вербализацией соответствующего эмоционального состояния.

Механизмы бессознательного восприятия связаны преимущественно с функционированием правого полушария головного мозга, отражающего действительность в совокупности существенных для данного момента элементов среды и единичных, случайных признаков, не имеющих в данный момент смыслового значения, а поэтому и не воспринимающихся сознанием человека. Однако при постановке новых задач, требующих поиска и выбора новых необычных путей решения, эти элементы бессознательного могут быть осознаны человеком, т.е. перейти в сферу сознания.

П.В.Симонов предлагает выделяет три группы проявления бессознательного.

Первая группа - досознательное. Оно охватывает все биологические потребности, выражающиеся в безусловных рефлексах и врожденных формах поведения (инстинктах), а также генетически заданных свойствах темперамента.

Вторая группа бессознательного - подсознание. К ней относится все то, что ранее уже было осознано и вновь может стать осознаваемым в определенных условиях. Это различные автоматизированные навыки, стереотипы автоматизированного поведения. К ним же относятся неосознаваемые побудители деятельности (мотивы, смысловые установки), глубоко усвоенные человеком нормы поведения, вытесненные из сферы сознания мотивационные конфликты. К подсознанию П.В. Симонов относит и те проявления интуиции, которые не связаны с порождением новой информации, но предполагают использование ранее накопленного опыта. В процессе эволюции подсознание возникло как средство защиты сознания от лишней работы и непереносимых нагрузок. Оно предохраняет человека от излишних энергетических трат, защищает от стресса. Основной чертой подсознания является его консервативность. Из-за своего консерватизма подсознательное лишено творческого начала, которое предполагает преодоление устоявшихся норм и правил.

Третью группу бессознательных явлений составляет сверхсознание, или интуиция, связанная с процессами творчества, которые не контролируются сознанием. Сверхсознание - источник новой информации, гипотез, открытий. Под сверхсознанием понимается высший этап творческого процесса. Его нейрофизиологическая основа - трансформация следов памяти и порождение из них новых комбинаций, создание новых временных связей, порождение аналогий. За сознанием остается функция отбора гипотез на основе их логического анализа. Сверхсознание всегда направлено на удовлетворение потребностей, устойчиво доминирующих в иерархии мотивов субъекта. В отличие от подсознания деятельность сверхсознания не осознается ни при каких условиях. Сознание оценивает только результаты деятельности сверхсознания. И если подсознание защищает сознание от излишней работы и психологических перегрузок, то неосознаваемость творческой интуиции есть защита от преждевременного вмешательства сознания, от давления ранее накопленного опыта.

Итак, сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией, а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий.

Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка.

Таким образом, сознание - это свойственная человеку высшая, интегративная форма психического отражения действительности; это целостное состояние знания о внешнем и внутреннем мире.


2. Психофизиология сознания в профессиональной деятельности человека


2.1 Психофизиологическая проблема


Возникновение первых элементов психологического знания относят к тем далеким временам, когда человек впервые осознал, что он, человек, существенно отличается от всего другого в окружающем мире. В научном знании формирование психологической идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания. Идея души являлась одним из центральных моментов в философских системах Сократа, Платона, Аристотеля. Развитие философии во все последующие века сыграло важную роль в становлении психологического комплекса знаний. Однако вместе с развитием психологического комплекса знаний в философии, в области естественнонаучного знания, прежде всего в медицине, шло накопление сведений об организме человека, его анатомии, физиологии и биохимии. При этом все более выявлялось противоречие философского психологического знания о душе и естественнонаучного знания о человеке. В то же время ни философская психология, ни науки об организме оказались не в состоянии ответить на вопрос, как снять это противоречие. Эта объективно сложившаяся кризисная ситуация в науке требовала своего разрешения. Требование стимулировалось потребностями практики в сферах производственной и социальной жизни.

Психофизиология, взаимодействуя с высшей нервной деятельностью, входит и в систему психологических наук. Поэтому предметом её изучения являются психические процессы и состояния. Её исследования направлены на решение вопросов о физиологических механизмах этих процессов. К числу психических феноменов, составляющих предмет общей психофизиологии относятся: восприятие, внимание, научение, память, эмоции, речь, мышление, темперамент, сознание. Все они имеют соответствующие физиологические проявления.

Активизация психологической мысли, особенно в связи с запросами сферы труда, имела результатом то, что в конце XIX века в США возникло новое научное направление - бихевиоризм (behaviour (англ.) - поведение; behaviourism - наука о поведении). Оно сыграло исключительную роль в развитии психологической науки, её экспериментальных методов и связей с практикой. Основная концепция этого направления базировалась на том, что предметом психологии является не сознание и не деятельность сознания, а поведение.

Значительную роль психофизиологические процессы играют в организации поведенческого акта. За счет усложнения этих процессов преобразуется уровень взаимодействия человека с окружающей средой, что в конечном счете приводит к формированию социума и культуры, которые оказывают влияние как на совершенствование механизмов деятельности мозга и организацию высших психических функций, так и на становление личности самого человека.

Психика (сознательная и бессознательная) представляет собой активное отражение в мозгу человека картин объективного мира и самого себя в этом мире, обеспечивая возможность воздействия на мир, его преобразования и целенаправленного поведения в нем. Психофизиология как наука и является той областью знаний, которая призвана изучать как внутренние, так и внешние признаки поведения и психики человека, то есть субъективные и объективные стороны его существования.

Психофизиология (от греч. psyche -«душа», physis - «природа» и logos - «учение») - наука, изучающая физиологические механизмы психических процессов и состояний. Основными задачами психофизиологии являются:

исследование физиологических механизмов психических процессов и состояний на различных уровнях организации;

изучение нейрофизиологических механизмов организации высших психических функций человека.

Психофизиология, как одна из областей современной науки о человеке, является междисциплинарной отраслью знаний и базируется на достижениях как естественных, так и гуманитарных дисциплин. Изучает роль биологических факторов, в том числе свойств нервной системы, в реализации психической деятельности, то есть исследует психические процессы и состояния в единстве с их нейрофизиологической основой (рис.3).


Рисунок 3 - Определение психофизиологии как науки


Психофизиологическая проблема издавна привлекала внимание крупных мыслителей. Проблема соотношения между психическими и физиологическими процессами (психофизиологическая проблема), являющаяся и сегодня ключевой в теории отражения, в сжатой форме сводится к вопросу И.П.Павлова: «Каким образом материя мозга производит субъективное явление?». Основная сложность при разработке психофизиологической проблемы состоит в необходимости объяснения специфических особенностей психических процессов отражения на основе механизмов деятельности нервной системы.

По мнению А.С. Батуева к этим специфическим особенностям относятся предметность восприятия и его проецируемость во внешнее пространство, целостность, активность и недоступность психических процессов прямому чувственному наблюдению.

Общепризнано, что в основе психических процессов лежат не элементарные процессы возбуждения и торможения, а системные процессы, объединяющие отдельные физиологические проявления в интегрированное (единое) целое. Понятие об интегральном образе как продукте субъективного отражения объективного взаимоотношения организма со средой, явилось принципиальным в решении психофизиологической проблемы. Важный шаг в её развитии был сделан П.К. Анохиным в его концепции функциональных систем, способствующей установлению связи физиологии и психологи. Согласно этой концепции организация физиологических процессов рассматривается в системе, которая является внутренним отражением внешней среды, что уже само по себе относится к категории психического. Значит, системные процессы поведенческого акта - это информационные процессы, для которых физиологические процессы выступают как материальный носитель.

Длительные дискуссии привели ученых к необходимости поиска концептуальной связи между физиологическими механизмами работы мозга и психическими процессами, определяющими целенаправленный характер целостного поведения человека.


2.2 Психофизиологическая основа формирования профессиональных качеств


Во второй половине XX века на границах естественных наук и психологии сформировался ряд специальных научных дисциплин и направлений, объектом исследования которых явился человек труда. Основная задача этих дисциплин состояла в изучении широкого круга физиологических, психологических и социально-психологических свойств человека, которые проявляются в конкретной трудовой деятельности, оказывают влияние на эффективность и качество этой деятельности, определяют надежность и работоспособность человека, его психическое состояние, удовлетворенность трудом и психофизиологические ресурсы.

Собственно научное оформление первые исследования в этой области получили в начале XX века в рамках психотехники. Термин «психотехника» был предложен в 1903 году немецким психологом В. Штерном, который попытался свои экспериментальные психологические разработки применить в условиях реальной трудовой деятельности. Например, он разработал наиболее оптимальную схему расположения букв на пишущей машинке с учетом времени реакции человека. В начале XX века психотехника стала развиваться стремительными темпами.

Основателем психотехники является Г. Мюнстенберг (1863-1916). Он занимался самыми разными вопросами: исследования в области профотбора, профориентации, профобучения, теории управления, эргономики, профессиографии, профдиагностики и многие другие вопросы впервые были подвергнуты научному анализу в исследованиях именно этого ученого.

Возникновение на рубеже XIX-XX вв. психотехники нашло прямой отклик и в научной России. Особо выделялся вопрос об исследовании работоспособности и утомления, развития способностей и стимуляции труда. В Москве был создан Центральный институт труда (ЦИТ), где концентрировались исследования по проблемам организации трудовых движений, разработке методов профессионального обучения; исследовались проблемы утомления, волевые компоненты трудовой деятельности.

К середине XX в. психотехническое направление в мировой психологии потеряло свою популярность. Сформировались более конкретные четыре направления основных исследований трудовой деятельности, среди которых выделяется и психофизиологическое направление. Оно концентрирует изучение функциональных состояний в процессе профессиональной деятельности, таких как работоспособность, стресс, утомление, монотония. В основе психофизиологии профессиональной деятельности лежит дифференциальная психофизиология - научная дисциплина, возникшая на стыке дифференциальной психологии и психофизиологии. Эта дисциплина занимается изучением индивидуальных (присущих индивидууму) и типических (присущих группе людей, объединенных по какому-либо характерному для них признаку) различий между людьми. 1970-1990-е гг. в стране ознаменовались развитием мощных научных и учебных центров, активно занимающихся проблемами психологии труда. Этот период характеризуется активными разработками методологических основ изучения профессиональной деятельности, в частности, А.А. Крылов разработал концепцию «включения»; Н.Д. Завалова, В.А. Пономаренко - принцип активного оператора; Е.А. Климов - представление об индивидуальном стиле деятельности и создал классификацию профессий.

На современном этапе в связи с постоянным изменением характера труда, насыщением его интеллектуальным содержанием и увеличением напряженности, существенными направлениями гуманизации и повышения надежности труда становятся психофизиологический анализ деятельности человека, оптимизация его психофизиологических состояний, решение задач профессионального отбора и профессиональной пригодности, определение и формирование индивидуально-психофизиологических качеств человека, важных для выполнения той или иной конкретной деятельности, и оптимизация неблагоприятных психических состояний.

Прогрессивное развитие человечества связано с повышением роли человеческого фактора в системе профессиональной деятельности. Повышение информационной, психической и социальной нагрузки на человека-труженика предъявляет особые требования к организации как процесса труда, так и субъекта трудовой деятельности. Это ставит перед наукой задачу исследования особенностей психофизиологических и личностных факторов человека.

Предметом психофизиологии профессиональной деятельности являются психофизиологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется.

К числу основных исследовательских задач психофизиологии профессиональной деятельности относят (рис.4):

исследование особенностей психических процессов (внимания, представления, памяти, мышления и др.) как регуляторов трудовой деятельности личности;

изучение основных психофизиологических свойств субъекта труда и их структуры как факторов организации трудовой деятельности и ее эффективности;

изучение особенностей и структуры функциональных состояний в трудовой деятельности, а также их связи с динамикой трудового процесса и его эффективностью;

раскрытие и учет индивидуальных психофизиологических особенностей субъекта труда.


Рисунок 4 - Предмет и задачи психофизиологии


Указанные задачи не исчерпывают всей проблематики психофизиологии профессиональной деятельности, всех ее направлений и целей, а лишь являются основными. Наряду с ними, существует, и категория традиционных задач, в частности, это разработка основ специального направления - профессиографического, суть которого - психофизиологическая характеристика основных профессий, определение требований профессий к личности, изучение мира профессий в целом.

Это и так называемая карьеровая психология, точнее - та ее часть, которая рассматривает психофизиологические закономерности процесса профессионализации личности, начиная от этапов профессиональной ориентации и обучения и кончая завершающими этапами профессиональной биографии.

Цель психофизиологии профессиональной деятельности состоит в том, чтобы показать человека во всей совокупности его биологических, психических и социальных проявлений.

Психофизиология находится на стыке разных наук: психологии, нейронаук, физиологии, в том числе физиологии высшей нервной деятельности, генетики, биохимии, медицины и т.д., однако сфера психофизиологии профессиональной деятельности очень широка, поэтому ее границы с другими дисциплинами достаточно условны.

Таким образом, в психофизиологии сознание понимается, в первую очередь, как особое состояние мозга, при котором только и возможна реализация высших психических функций. Другими словами сознание - это специфическое состояние мозга, позволяющее осуществлять определенные когнитивные операции. Выход из этого состояния приводит к выключению высших психических функций при сохранении механизмов жизнеобеспечения. Следовательно, сознание, наряду с ощущением и восприятием, памятью и мышлением, эмоциями и чувствами, являются тем психическим процессом, что лежат в основе организации поведения человека и протекания его профессиональной деятельности.


2.3 Психофизиология сознания в профессиональной деятельности


Проблема развития и формирования профессионального сознания рассматривается в единстве трех оснований бытия человека, представляющих собой целостную модель любого профессионализма: деятельность, сознание, общность. Так:

профессиональная деятельность - всегда сознательна и совместна (осуществляется в сообществе);

профессиональное сознание - деятельностно и интерсубъективно (существует и возникает в сообществе);

профессиональная общность обусловлена включенностью субъектов в совместную коллективно-распределенную деятельность, которая основывается на сознательном позиционном самоопределении каждого.

Профессиональное сознание, как форма общественного сознания представляет собой совокупность основных социальных требований, идеалов, представлений, обращенных к конкретной профессии и призванных регулировать профессиональные отношения людей и соотносить узкопрофессиональные требования с общественными установками.

Структура профессионального сознания задается посредством репрезентации профессии. В качестве важнейшего элемента такой структуры рассматривается образ профессии, который представляет собой целостное отображение основного содержания профессии и включает в себя следующие компоненты:

цели профессиональной деятельности - отражение в сознании специалиста социального смысла данной профессии, ее значения для общества;

средства, используемые профессионалом для реализации своих функций;

профессиональная предметная область - знание круга явлений предметного мира, с которым оперируют представители данной профессии.

Становление субъекта профессиональной деятельности происходит в учебно-профессиональном сообществе, которое становится средой развития способностей к рефлексии и целеполаганию, обеспечивающих соорганизацию личностной и предметной позиции. В учебно-профессиональном сотрудничестве субъект получает возможность приобщения к опыту подлинно профессиональной деятельности (например, деятельности медика, врача) как необходимого условия смыслобразования, проблематизации и обретения способности к воспроизведению соответствующих форм сознания.

Профессиональное сознание формируется посредством определенных языковых средств, так как они обеспечивают соответствующую коммуникацию в системе общения специалистов. Овладение соответствующим языком профессиональной коммуникации становится возможным по мере выявления и осознанного освоения предметного содержания профессии и обеспечивает переход будущего специалиста от обыденного - к профессиональному сознанию.

Профессиональное языковое сознание определяется как особое (профессиональное, в отличие от обыденного) видение мира, формируемое и овнешняемое с помощью профессионально маркированных языковых средств.

Профессиональное сознание обладает определенной спецификой по сравнению с обыденным сознанием, которая включает, во-первых, определенную предметную область с профессионально ориентированными языковыми средствами; во-вторых, образы сознания, содержание которых отображают концептосферу профессиональной культуры.

Социально-философский анализ профессионального сознания подразумевает рассмотрение этого феномена как идеального образования в системе социальных связей, как социально значимого явления, представляющего собой комплексное сочетание нравственно-психологических механизмов и социально-значимых компонентов.

Профессиональное сознание есть системное образование, предметом отражения которого выступает конкретная профессиональная деятельность и функцией которого является регуляция данной сферы социальной активности человека.

Таким образом, понятием «профессиональное сознание » обозначается та часть общественного сознания, которая возникает в его структуре как проекция специализации трудового опыта конкретных профессиональных групп в результате общественного разделения труда .

Профессиональное сознание общества является специализированным , т.е. реально существует как некоторое множество отличающихся друг от друга специфически профессиональных срезов. Различные срезы профессионального сознания отражают специфику определенной профессии и различаются в зависимости от профессиональной принадлежности группы или индивида. Тем не менее, все аспекты профессионального сознания едины как в силу своей общей функции - отражать и обусловливать жизнедеятельность профессиональной группы, - так и вследствие общей природы: все они образуются путем конкретизации общих социальных норм применительно к взаимодействию данной профессиональной группы с обществом в ходе выполнения членами этой группы своих профессиональных обязанностей.

В структуре профессионального сознания можно выделить нормативный и индивидуально-личностный аспекты. Нормативный аспект прослеживается в системе профессиональной идеологии, т.е. свода требований, которые общество предъявляет к специалистам-профессионалам, а также системы норм, регулирующим отношения специалистов между собой. Индивидуально-личностный аспект профессионального сознания проявляется как профессиональная психология, т.е. индивидуальные убеждения специалистов, ставшая частью общемировоззренческого облика система их взглядов, относящихся к труду и собственное видение своих профессиональных обязанностей.

Индивидуально-личностный аспект профессионального сознания в современной научной литературе характеризуется как профессиональное сознание личности, или профессиональное самосознание , и рассматривается как часть общего самосознания личности, представляющая собой развитие представлений личности о своих профессиональных качествах, которые необходимы ей для профессиональной деятельности. В процессе его становления происходит психологическая перестройка личности от профессионального самоопределения к самореализации. Сформированность профессионального самосознания является существенным условием готовности к определенной профессиональной деятельности: становление профессионального сознания отражает процесс формирования личности профессионала.

Специфика профессионального сознания, наличие в нем определенных групп элементов зависит от содержания профессиональной деятельности в рамках той или иной профессии. Однако профессиональное сознание представителей одной профессии включает в себя ряд общих компонентов, обусловленных характером профессиональной деятельности.

Для развитого профессионального сознания, носителем которого является профессионал, как правило, характерно наличие следующих компонентов:

гносеологический компонент - теоретические и исторические знания необходимых для данного вида профессиональной деятельности научных основ, усвоенные членами профессионального сообщества, представления о предмете профессиональной деятельности, ее месте в обществе, о функциях и принципах данной профессии. При этом гносеологический компонент профессионального сознания предусматривает не механическое усвоение некоторой суммы знаний, а включение этих знаний в мировоззренческий облик специалиста;

практический компонент - включает в себя практические умения и навыки, правила и нормы профессиональной деятельности, отражающие особенности процесса данного вида профессионального труда. Практический компонент профессионального сознания складывается в процессе осуществления профессиональной деятельности и является своего рода опытом работы. Он тесно связан с уровнем развития общественного знания и научно-техническим прогрессом;

аксиологический компонент - фундамент профессиональной морали представителей данной профессии - профессионально-нравственные ценности и образцы поведения, являющиеся результатом выбора специалистом такого варианта профессионального поведения, в котором могут реализоваться побуждения и моральные установки индивида как члена профессионального сообщества. Этот компонент зачастую складывается стихийно и представляет интуитивное обобщение профессионально-нравственного опыта практической и теоретической деятельности представителя той или иной профессии. Однако на его формирование оказывает влияние профессиональная этика как нормативно-документальное выражение морали профессиональной группы.

В процессе трудовой деятельности профессиональное сознание объективируется в профессиональную деятельность . При этом профессиональное сознание включает в себя не столько стремление к некоему профессиональному идеалу, сколько ориентацию специалиста на честное исполнение своих обязанностей. Профессиональное поведение, следовательно, заключается в порядочности специалиста, его добросовестном отношении к труду, и, главным образом, в соответствии его поведения нравственному стандарту, канону, который «расписан» в незримом кодексе данной профессиональной группы или организации, а подчас - и во вполне зримом этико-правовом кодексе, воплощающем общекультурный и профессиональный ценностный минимум.

Профессиональная деятельность более чем какой-либо другой вид деятельности человека, вовлекает в себя всю личность, которая является одновременно и продуктом, и регулятором деятельности. Среди многообразных видов социальной деятельности человека профессиональная деятельность занимает особое место. Именно профессиональная деятельность образует основную форму активности субъекта, ей посвящена значительная часть жизни человека. Для большинства людей именно этот вид деятельности предоставляет возможность не только удовлетворить широкий спектр личных потребностей, но и раскрыть свои способности, утвердить себя как личность. Профессиональная деятельность, заполняя более 2/3 сознательной жизни человека, тем самым определяет ее сущность как основы развития самой личности. Богатство внутренней структуры человека во многом зависит от его деятельности, а профессия составляет основную, наиболее существенную, целенаправленную ее часть».

В современной литературе профессиональная деятельность чаще всего определяется как вид трудовой деятельности, или вид труда, возникающий вследствие профессионального дифференцирования человеческого труда . Отсюда содержание профессиональной деятельности работника предстает как содержание его функций, выполняемых в соответствии с разделением труда, причем, процесс профессионального труда состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих вещных и личностных компонентов.

Профессиональная деятельность в современном обществе представляет собой сложное, внутренне структурированное, многоаспектное явление. Наиболее актуальны следующие аспекты профессиональной деятельности:

) Экономический аспект - характеризуется с позиций квалификации, оплаты, хозяйственной отрасли, функций и условий труда, а также форм подготовки, сроков, необходимых для получения профессиональной подготовки и т.д. С экономической точки зрения, содержание профессиональной деятельности интерпретируется в зависимости от использования технических средств - автоматизированных, механизированных, ручных.

) Социологический аспект основывается на анализе профессиональной деятельности с точки зрения вида труда, уровня его оплаты, престижности того или иного вида профессиональной деятельности, его влияния на социальную структуру общества.

) Психологический аспект профессиональной деятельности включает в себя выделение следующего круга проблем: взаимодействие техники и человека, общение работников в процессе труда, исследование психологических качеств, которыми должен обладать представитель той или иной профессии и других психологических явлений, возникающих в процессе профессиональной деятельности человека.

) Этический аспект, в основе которого лежит сфера нравственных отношений людей в процессе профессиональной деятельности, их моральные и ценностные установки, поведенческие ориентиры, нравственно-этические критерии поступков, совершаемых в ходе реализации своих профессиональных обязанностей.

Кроме того, происходит постоянное техническое совершенствование трудового процесса, которое вносит серьезные изменения в организационную структуру профессиональной деятельности человека: изменяются орудия труда, технологический режим, профессиональные задачи, взаимосвязь работников трудового коллектива, нормы выработки и т.д. Объективные изменения конкретного трудового процесса и профессиональной подготовленности специалиста, а также личностные установки, потребности, интересы, индивидуально-типологические особенности обусловливают перестройку психологической структуры профессиональной деятельности человека».

Таким образом, в ходе профессиональной деятельности, протекающей в определенных социально-экономических условиях, под воздействием предметной, материальной и социальной среды формируется личность человека, складывается особый профессиональный тип личности с определенными ценностными ориентациями, нормами деятельности и общения.

Попытку синтезировать психологические аспекты изучения профессиональной деятельности предпринял В.Д.Шадриков, создав схему «Психологической системы деятельности». Он выделил следующие основные функциональные блоки данной системы:

) мотивы профессиональной деятельности;

) цели профессиональной деятельности;

) программа деятельности;

) информационные основы деятельности;

) принятие решения;

) подсистемы профессионально значимых качеств.

По его мнению, именно мотивационный блок в системе профессиональной деятельности наиболее подвижен и является определяющим: «… на всем пути профессионализации наблюдаются существенные изменения в мотивационной сфере. Критическими моментами в генезисе мотивации являются принятие профессии и раскрытие личностного смысла деятельности».

Взаимодействие между субъектом-носителем профессии и предметом его профессиональной деятельности достаточно сложно.

С одной стороны, под воздействием изменений в общественном разделении труда, факторов современного технического процесса претерпевают изменения существующие профессии, а с ними изменяется и структура личности специалиста.

С другой стороны, человек как активный субъект сам созидает и преобразует предметное поле своей профессиональной деятельности и тем самым созидает новые профессии.

Таким образом, профессионализм есть результат развития профессиональной деятельности и становления профессионального сознания.

Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют единство. Этот принцип позволяет при изучении профессиональной деятельности выяснять психологические закономерности профессионального развития личности.


Заключение


В заключении кратко отметим следующее. Сознание представляет собой одно из самых сложных и в то же время загадочных проявлений деятельности мозга. Хотя слово «сознание» достаточно широко используется в повседневной речи и научной литературе, не существует единого понимания того, что оно означает. Действительно, этим термином обозначаются два понятия, которые различны по смыслу. В более элементарном значении - это просто бодрствование с возможностью контакта с внешним миром и адекватной реакцией на происходящие события, т.е. то, что утрачивается во время сна и нарушается при некоторых болезнях. Однако в научной литературе, особенно по философии и психологии, слово «сознание» имеет иной смысл. Под ним понимается высшее проявление психики, связанное с абстракцией, отделением себя от окружающей среды и социальными контактами с другими людьми. В этом значении термин «сознание» применяется обычно только к человеку. Более важны, однако, не различия, а то, что объединяет значения слова «сознание»: речь идет о мире субъективных, т.е. переживаемых внутри себя ощущений, мыслей и чувств, которые образуют духовный мир человека, его внутреннюю жизнь. Они объединены на следующей основе: опыт научного познания показывает, что сложное, как правило, не возникает из ничего, а происходит в результате эволюции от своего более простого предшественника, поэтому можно предполагать, что сознание человека имеет своих предшественников в виде более простых психических проявлений, таких, например, как ощущения и эмоции, свойственные, скорее всего, и животным.

Под профессиональным сознанием мы понимаем разновидность группового сознания, связанного с пониманием специалистом сущности своей профессии, со способностью не только принимать профессиональные нормы и ценности, понимать круг существующих проблем и возможные пути их решения, но и прогнозировать вектор развития профессиональных задач, консолидируя собственные усилия с другими представителями профессионального сообщества.

Профессиональное сознание обладает определенной спецификой, которая включает определенную предметную область с профессионально ориентированными языковыми средствами и образы сознания, содержание которых отображают концептосферу профессиональной культуры

Профессиональное сознание формируется посредством определенных языковых средств. В процессе трудовой деятельности профессиональное сознание объективируется в профессиональную деятельность.

Принцип единства сознания и профессиональной деятельности означает, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, а образуют единство. Этот принцип позволяет при изучении профессиональной деятельности выяснять психологические закономерности профессионального развития личности.

сознание профессиональный поведение личность


Список используемой литературы


1.Александров Ю.И. Психофизиология. Учебник / Ю.И.Александров. - СПб.: Питер, 2003. - 496 с.

.Ангеловский А.А. Анализ понятий профессия, профессиональное сознание, профессиональная деятельность, профессионализм / А.А.Ангеловский // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - ЮУГУ. - 2010. - №5(2). - С.306-314.

.Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов / Н.Н.Данилова. - М: Аспект Пресс, 2004. - 368 с. С. 295-323, 55-99.

.Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие / Э.Ф.Зеер. - Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.

.Марютина Т.М. Введение в психофизиологию / Т.М.Марютина, О.Ю.Ермолаев. - М: МПСИ, 2007. - С. 198-206, 136-150.

.Психофизиология профессиональной деятельности: учебно-методические материалы / Сост. Ю.В.Назарова. - Рязань: РГУ им. С.А.Есенина, 2008. - 64 с.

.Рыбников О.Н. Психофизиология профессиональной деятельности: Учебник / О.Н.Рыбников. - М.: Академия, 2010. - 320 с. - С.308-315.

.Сорочан В.В. Психология профессиональной деятельности: Конспект лекций / В.В.Сорочан. - М.: МИЭМП, 2005. - 70 с.

.Филиппов М.М. Психофизиология функциональных состояний: Учеб. пособие / М.М.Филиппов. - К.: МАУП, 2006. - 240 с.

.Черенкова Л.В. Психофизиология в схемах и комментариях / Л.В.Черенкова, Е.И.Краснощекова, Л.В.Соколова; Под ред. А.С.Батуева. - СПб.: Питер, 2006. - 240 с.


Приложения


Приложение 1


Структура психических явлений


Приложение 2

Приложение 3


Структурно-функциональная модель профессионального сознания личности


(У - установки, Н - направленность, А - активность; Э - эмоциональность, З - знаковость, В - волевые свойства)


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.