Противоборство французской и итальянской школ фехтования.

Начиная с середины XVII века, когда французы укоротили свою шпагу, фехтование колющим оружием стало быстро прогрессировать в разнообразии приемов, ловкости и быстроте их применения. С этого момента начинается резкое расхождение французской школы (более прогрессивной) и итальянской (более консервативной). Эти расхождения достигли пика своего развития к концу XIX столетия.

Во Франции со второй половины XVIII века фехтование делает быстрые существенные успехи, явно опережая Италию. В 1736 году француз Жирар ввел 8-ую и последнюю защиту, почти на два столетия позже 7-и первых. В 1755 году во французской «Энциклопедии» в статье «фехтование» впервые говорилось о необходимости введения фехтовальной маски для предупреждения несчастных случаев. Но прошло 10 лет прежде, чем фехтовальные маски были наконец введены.


Старинная открытка ХIХ век, Франция.

В 1766 году в Париже преподавателем фехтования Дане был выпущен обстоятельный труд по владению холодным оружием, значительную часть которого составляют упражнения по обучению приёмов отвода и захвата оружия противника невооружённой рукой. В настоящий момент эти приёмы в фехтовании считаются запрещёнными.
Введение маски дало резкий толчок к дальнейшему техническому и тактическому совершенствованию фехтования.

В это же время во Франции зарождается борьба двух школ: старой классической (Бертрана, Ля Буасьера, Корденуа, Бонди и др.) и школы практического направления , основателем которой был известный боец Франции начала XIX века Ляфожер. Его знаменитый бой в Париже в 1816 году с графом Бонди, лучшим фехтовальщиком Парижа того времени, составил эпоху в истории фехтования. Ляфожер был маленького роста, но необычайно подвижным.

Никому неизвестный в то время провинциальный учитель фехтования Ляфожер приехал в Париж с целью проверить свою теорию на практике в бою с лучшим представителем классической школы – графом Бонди. Его блестящая победа в присутствии огромного количества зрителей и всех фехтовальных авторитетов того времени произвела сенсацию. В 1730 году академик Эрнст Легуве, приверженец старой школы, в статье «Турнир XIX столетия» пишет следующее: «Резкая реакция реализма против романтического академизма в литературе и живописи не могла не отразиться и на фехтовании. Гомар, Шарлеман, Корденуа и другие могли видеть с истинным сожалением возникающую новую школу, которая, заботясь только о нанесении укола, отбросила требования изящества и грации движений, как бесполезные и смешные. Напрасно Бертран, наш несравненный Бертран, доказывал своими уроками и личным примером, что в одно и то же время можно быть и наиболее грациозным и наиболее сильным бойцом; с каждым днем новая школа завоевывала право гражданства. Фехтование отныне остается, без сомнения, упражнением полезным, занимательным, но это больше не искусство, ибо «нет искусства там, где нет красоты».

В этот период борьбы в направлении французского фехтования принцип рационализации, целеустремленности каждого движения и действия является основой техники и тактики фехтования. Первым из наиболее авторитетных новаторов в этом отношении был Жакоб. Он настаивал на введении контр-рипостов и продолжительных боевых фраз, что составляет характерную и наиболее трудную особенность французской школы.

Итальянское фехтование с конца ХVIII и почти весь ХIX век находится под влиянием французов. Внедряя свои методы, французы прежде всего позаботились ввести своих учителей и своё оружие (без поперечника и с гардой в виде восьмёрки). Устройство оружия и способы его держания изменили технику, методику и тактику фехтования на севере Италии (на оккупированных территориях). В Италии образовалось три школы: северо-итальянская под руководством Радаелли, ставшая на основные позиции французской школы, южно-итальянская, возглавляемая семьёю фехтмейстеров Паризе, сохранившая итальянское оружие (с поперечником и мартингалом) и итальянскую технику и средняя школа во главе с Маркианни, занявшая наиболее выгодную позицию, взяв наиболее ценное из обеих школ. В 1879 году в Италии для объединения методов преподавания была организована правительственная комиссия, которая поддержала националистические тенденции и в 1883 году остановила свой выбор на системе профессора неаполитанской академии Мазаниелло Паризе.

Что такое фехтование для большинства современных людей? Это некий набор приемов, который должен помочь обеспечить победу в поединке. Однако мастера говорят, что так думают только простолюдины. Чтобы понять суть итальянского фехтования, ответить на вопросы и показать то, что скрыто - нужен особый подход.

Я провел в Италии более 5 лет и лично знаком со многими мастерами воинских искусств. У меня достаточно обширная библиотека по современному и средневековому фехтованию. При этом в отличие от остальных исследователей, все первоисточники в виде трактатов и исторических документов переводятся сотрудниками моего НИИ «Криминалистических исследований». Я использую такой комплексный подход специально для того, чтобы избежать искажений при переводе, которые могли быть допущены лингвистами далекими от темы воинских искусств.

Теперь давайте попробуем разобраться в особенностях итальянского фехтования. Для этого я предлагаю использовать 3 подхода:
От территории;
От мастеров;
От сравнительного анализа мастеров и территории, а также того, что находится за её пределами.

Первое с чего мы начнем – это набор приемов, который существовал в фехтовании в разное время и его количественные характеристики. Если взять XV век, то согласно Акилле Мароццо, количество технических элементов было равно шести. Потом оно увеличивается до 12 элементов. В XVII веке Николетто Гиганти выводит 14 элементов. Крайне важно отметить, что исторические это максимальное количество технических элементов в Италии. Чтобы убедиться в этом, достаточно взять трактаты, дошедшие до наших дней и самостоятельно всё перепроверить.

Теперь давайте посмотрим, что про итальянское фехтование пишут испанцы. Почему именно испанцы? Дело в том, что в учебниках XIX века мастера прямо указывают на то, что именно испанцы являются создателями итальянского фехтования. Если мы возьмем книгу «Уловки вульгарного и общего фехтования», автором которой является последователь Пачеко де Нарвеса - Мануэль Курсадо, то уже на первой странице мы начнем знакомиться с тридцатью уловками простолюдинов. Эта книга является в своем роде уникальным сборником уловок, которые в то время использовались простолюдинами в разных частях Европы - Испания, Германия, Италия, Франция.

Как видите набор уловок в Европе на то время был практически в два раза больше количества технических элементов в итальянском фехтовании. При этом стоит отметить, что в комплексной Венецианской традиции было 36–38 технических элементов. И это не удивительно, потому что Венеция является неким промежуточным родоначальником фехтования в Европе.

Однако вернемся к Италии. Возникает интересный вопрос – откуда же появляется фехтовальный набор из 14 элементов? Для того разобраться с этим вопросом необходима логическая модель. Представьте себе здание из 3 этажей. Это не что иное, как 3 этажа истории. Посередине дома проходит вертикальная линия. Нижний этаж – это простолюдины, средний уровень – дворяне, верхний уровень – это правители. Как вы понимаете, правителям безусловно нужно уметь обращаться с оружием, но это далеко не основная их задача.
Что касается дворян, им всегда была свойственна образованность. При этом, если говорить о фехтовании, то в Средние века в такой категории как Маэстро не было никакой необходимости. В то время были нужны солдаты, которые будут в состоянии решать задачи в ваших интересах. Кстати Маэстро никому не нужны и сейчас. Кроме того сегодня, в отличие от Средних веков абсолютное большинство даже понятия не имеет о параметрах Маэстро. Есть люди, которые посчитали что они имеют право самим себя назначать Маэстро. Безусловно они не заинтересованы в том, чтобы кто–то задумывался о параметрах и соответствии этим параметрам.

Теперь, обратимся к нашим великим предкам. Начнем с Франческо Альфьери. Во втором венецианском трактате «Превосходное владение мечом» уже на второй странице Франческо Альфьери прямо пишет о том, что нас должна интересовать техника, которая прошла войну и дуэли. Возвращаясь к теме итальянского фехтования мы вынуждены констатировать, что Италия не выиграла ни одной войны, но при этом она прошла через бесчисленное количество дуэлей. Потому, будет логично и правильно рассматривать итальянскую школу фехтования как школу для дуэлей, но никак не школу, которая может научить вас побеждать в войнах.

В этой статье мы не ставим перед собой задачу ответить на вопрос насколько итальянская школа хороша. Нам важно разобраться с вопросом откуда взялся набор из 14 приемов фехтования. Ничто не возникает из ничего. Кто–то должен был обучить набору технических элементов, который как минимум поможет выжить во время дуэли. В этом вопросе пожалуй лучше остальных преуспела Болонская школа фехтования, которая даже выпустила книгу – «Как победить на дуэли за 30 минут, прочитав эту книгу». Еще одно место, где человек мог получить подобные знания - это море. Безусловно на корабле человека обучали держать в руках оружие. Понятно, что у пиратов и военных моряков цели были разные, но как в первом, так и во втором случае человек был вынужден обучиться техническим элементам, благодаря которым он мог защитить себя. Если говорить об Италии, то обучение в море больше связано с такими государствами как Венеция, Генуя, Пиза, которые находились на территории современной Италии. Однако кроме моря и официальной школы фехтования есть еще и третий вариант - это гладиатор. Как вы знаете школы гладиаторов были расположены по всему Риму. Там людей обучали воинскому искусству, – в том числе владению мечом. В каждом из этих случаев человек получал знания от мастера. Если мы с этим трем вариантам добавим армию, мы получим 4 способа формирования набора технических элементов: кто–то объяснил, дали знания в армии, на корабле или в школе гладиаторов. При этом в этой задаче есть пятый элемент - криминальная традиция, в которой также происходило обучение, однако метод использовался другой - убийство человека с помощью клинкового оружия.

Теперь давайте остановимся на особенностях итальянской школы. Обратимся к первоисточникам. Первое отличие в технических элементах – это излом прямой линии во время проведения контратаки. Кстати, это довольно странно, потому что в мире данная техника свойственна только одному известному виду боевых искусств, родиной которого является Китай. Речь идет про Вин–Чунь. И это действительно загадка. Но это еще не все. В книге «Превосходное владение мечом» Франческо Альфьери говорит, что фехтование в самом начале было норманнским и греческим. При этом грекам было свойственно биться в линию, т.е. сближаясь с противником лицом к лицу, а норманнская система предполагает круг. Кстати интересно, что последний круг был начерчен Мароццо в трактате об итальянской школе фехтования, но как им пользовать, там особо не написано.

Второе отличие итальянской школы – это удары снизу вверх или в нижний уровень под шпагу. Если мы возьмем трактат о фехтовании Сальватора Фабриса, то вы сможете заметить, что стойки очень низкие и удары наносятся именно так. Как видите мы не можем сказать, что современная итальянская школа сохранила и унаследовала все черты средневекового фехтования. Вся причина в том, что на протяжении XX века итальянская традиция претерпела серьезные изменения. Многие люди, которые называют себя итальянскими мастерами, занимались филиппинскими и японскими воинскими искусствами. В итоге эти мастера повлияли на современную итальянскую технику на столько, что изменили её до неузнаваемости. Если вы зайдете в интернет и посмотрите на профили итальянских мастеров в социальных сетях, то увидите их фотографии как в традиционной итальянской одежде, так и в кимоно. При этом особо великие современные итальянские мастера занимаются сначала филиппинским воинскими искусствами, а потом зачем–то начинают заниматься итальянскими воинскими искусствами. Вот и получается некая филиппино–итальянская система, либо японо–итальянская. Все это выглядит мягко говоря странно, но в этом суть современных итальянских воинских систем.

Также в современной Италии есть люди, которые занимаются чем–то похожим на французское фехтование, утверждая при этом, что они занимаются испанским фехтованием. Кстати это не удивительно. Согласно документам, к XIX веку в Италии осталось 2 школы – французская и неаполитанская. Французский стандарт заполонил Италию в XVIII веке и в итоге распространился по всей Европе. Что такое неаполитанская школа фехтования – сказать довольно сложно, так как в этом направлении не проводилось глубинных научных исследований. Это мне и моим коллегам еще предстоит сделать.

Отсюда возникает логичный и очень важный вопрос. По состоянию на XV век у Франции согласно официальным документам не было никакой школы фехтования. В таком случае как Франция к XIX веку становится основным игроком в Европе? Получается, что за 500 лет Франция каким–то образом становится основным территориальным стандартом во всей Европе.

Чтобы продолжить разговор об итальянском фехтовании, его нужно с чем–то сравнить - к примеру с французской или испанской школами. После проведения сравнительного анализа можно будет говорить чем одна школа отличается от другой. Для проведения серьезной научной работы нужно выписать все школы фехтования, существующие в определенный момент времени – их состав, характеристики, логические модели, наборы приемов и т.д. Только после этого можно начинать сравнивать их между собой. Кроме этого не забывайте, что существует Венецианская, Болонийская, Генуэзская, Сицилийская и Неаполитанская школы фехтования. Очевидно, что север Италии – это своеобразный фехтовальный анклав, где находятся сильнейшие игроки. Например, Венеция и Генуя – это мощнейшие державы, выигравшие множество войн. Болонья – это религиозный и фехтовальный центр. По сути, этот треугольник, который мог затмить кого угодно. Потому нам придется разобраться с этими школами, в том числе - иначе сложно будет делать выводы о других школах и в целом о фехтовании Средних веков.

К слову сказать, французская школа фехтования начинается с публикации в Париже трех учебников: венецианского, немецкого и испанского. Как вы помните уже к XIX веку Франция становится основным игроком в Европе. Безусловно эту загадку необходимо разрешить. Также, важно разобраться с итальянской криминальной традицией, которая снискала мировую славу благодаря технике работы с клинковым оружием. Также мы обязательно поднимем вопрос о работе с ножом, фехтовании бостоном и рукопашном бое, потому что удар кулаком является первой уловкой простолюдинов о чем пишет в своей книге последователь Пачеко де Нарвеса.

Подведем промежуточный итог. Мы разобрали откуда появился набор приемов в итальянском фехтовании, а также рассмотрели две отличительные характеристики итальянской школы. Безусловно, чтобы полностью разобраться в том что из себя представляет итальянская фехтовальная традиция, нужно продолжить исследование. Также нам предстоит разобраться в том, что такое итальянская система фехтования с длинным и коротким клинком. На данный момент важно, что у наших читателей появилось общее представление об особенностях итальянского фехтования и его истоках. Это первый и очень важный шаг, который в дальнейшем поможет понять все аспекты, тонкости и нюансы. (с)

Известно, что такие школы фехтования, как Испанская (она же Дестреза), Немецкая, Венецианская ставили своей целью подготовку мастеров. Обучение этих людей не заканчивалось никогда - они постоянно продолжали заниматься самоподготовкой и совершенствованием ранее изученных принципов. Поэтому и были по большому счету учеными. Такому мастеру могли противопоставить сотни поединков. Например, Иеронимо де Карранза (написавший первый трактат о Дестрезе "Философия оружия") писал, что за жизнь прошел более 1000 поединков и при этом остался жив, а это даже больше чем провел поединков за жизнь японский фехтмейстер Миямото Мусаси. Кстати, благодаря таким мастерам, под началом которых сформировались подобные техники, образовалась и просуществовала более века Великая Испанская Империя. Позже, когда Карл V умер, через несколько поколений власть перешла в руки, чье правление было лояльным к Франции и Империя, равной которой не было в те времена во всем мире, начала угасать. К слову сказать этих же "везде сующих свой нос" французов и изгнал с территории Испании сам Карл V когда шел на престол.
Что касается Италии, то она всегда в средние века была раздроблена. Она состояла из множества государств, ныне входящими в состав Италии, которые очень ожесточенно враждовали между собой. Сицилия в то время принадлежала Испании, соответственно и Сицилийские стили (Неаполитанский и Палермитанский) тоже принадлежат к Испанской школе, а не Итальянской. Среди итальянских же регионов наиболее сильные позиции занимала Болонья.
Болонская школа не утруждала своих учеников пониманием нескольких принципов, они ограничились лишь одной логической моделью, в которой были разного рода уколы для атаки и позаимствованные из Венецианской школы техники обороны. В условиях постоянных войн была профинансирована и внедрена нехитрая комбинация великих умов. Они отказались от мастеров, от подготовки мастеров, они занимались подготовкой исключительно солдат. Методология Болонской и Французской школ позволяет быстро обучить большое количество наемников. Без философии, без науки, без объяснения причин когда какое движение целесообразно, их обучали только одной логической модели и сразу отправляли на войну.
Подобная тактика хорошо зарекомендовала себя, а на потери примерно половины подобных бойцов закрывали глаза и покрывали брешь новыми солдатами. Таким образом, мастерам противопоставляли многократно превышающих по количеству среднеобученных солдат. Так этим двум школам и удалось завоевать свое призвание и популярность. После окончания войн начали издаваться трактаты с подобными названиями "Как подготовить к дуэли за 30 минут". Итальянские и Французские мастера ездили в другие страны обучать, все популярнее становились дуэли, а потом спортивные упражнения.

Это не значит, что эти школы не эффективные - они просто другие цели решают: подготовить быстро солдат, поддержать здоровье и физический тонус. Испанская, Венецианская и Немецкая же школы давали больше, чем солдат - они обучали мастерству, которое осталось в тени, передавалось внутри семьи и позволяло аристократам быть на добрую сотню голов выше своих подчиненных. Они готовили единицу, которая по силе и уму превосходила сотню. Эти люди служили Королю, государству, этическому своему мировоззрению, а солдат нескончаемо нанимали за деньги и смерти последних не считали. Некоторые из мастеров сохранили свои знания в трактатах, некоторые отправлялись в моря. На корабле как нигде высоко ценится мастерство каждого члена экипажа - от капитана до матроса - в бою принимал участие каждый.