«Это - та самая революция, о которой так много говорили и которую никто не собирался делать».

П. Н. Милюков

К концу 1916 г. в России назрел глубокий экономический, политический и социальный кризис. Экономическая разруха, порождённая войной, обострение нужды и бедствий народных масс, рост антивоенных настроений и всеобщее недовольство самодержавием, всё это привело в феврале 1917 г. к революционному восстанию.

17 февраля (2 марта) в Петрограде на Путиловском заводе по причине продуктового дефицита началась забастовка рабочих. 23 февраля (8 марта) работницы Петрограда вышли на демонстрацию с требованиями хлеба и прекращения войны. Через несколько дней массовые забастовки на столичных заводах переросли во всеобщую политическую стачку (охватившую 305 тыс. человек), которая от экономических требований перешла к политическим: «Долой самодержавие!», «Долой войну!».

27 февраля (12 марта) 1917 г. всеобщая политическая стачка переросла в вооружённое восстание. На сторону революции перешла значительная часть армии (около 67 тыс. человек). Отрядами рабочих и солдат были захвачены все стратегические пункты столицы (мосты, вокзалы, правительственные учреждения и т.п.).

В этот же день, 27 февраля (12 марта), был образован Петроградский совет рабочих депутатов, избравший свой Исполнительный комитет. Большинство и в Совете, и в Исполкоме, состоявшем из 15 человек, принадлежало меньшевикам и эсерам. Председателем Исполкома Совета был избран лидер меньшевистской фракции Государственной думы Н. С. Чхеидзе, заместителями председателя - эсер А. Ф. Керенский и меньшевик М. И. Скобелев. От большевиков в Исполком вошли А. Г. Шляпников и П. А. Залуцкий. Петроградский совет начал действовать как орган революционной власти, приняв ряд важных решений. Первым было постановление об изъятии финансовых средств царской власти и установлении контроля над ними. Затем, 1 (14) марта Совет издал знаменитый Приказ № 1, предусматривавший создание в воинских частях выборных солдатских комитетов и передававший в их распоряжение всё оружие; согласно этому приказу Петроградский гарнизон выводился из подчинения старому командованию.

Одновременно с образованием Петроградского совета лидеры буржуазных партий в Государственной Думе создали Временный комитет для восстановления порядка и сношения с лицами и учреждениями под председательством М. В. Родзянко. Во Временный комитет вошли представители всех фракций Думы, за исключением правомонархических: М. В. Родзянко (председатель Думы, земец-октябрист), Н. В. Некрасов (кадет), И. И. Дмитрюков (секретарь Думы, левый октябрист), В. А. Ржевский (прогрессист), Н. С. Чхеидзе (одновременно председатель исполкома Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов, социал-демократ), А. Ф. Керенский (одновременно товарищ председателя исполкома Петросовета, эсер-трудовик), П. Н. Милюков (кадет), А. И. Коновалов (прогрессист), М. А. Караулов (независимый), С. И. Шидловский (председатель бюро Прогрессивного блока, глава фракции левых октябристов), В. В. Шульгин (лидер фракции «прогрессивных русских националистов» в Думе) и В. Н. Львов (председатель думской фракции Центра), Б. А. Энгельгардт (комендант петроградского гарнизона).

Сначала Петроградский совет и Временный комитет Думы действовали независимо друг от друга. 1 (14) марта между Исполнительным комитетом Совета и Временным комитетом Государственной Думы начались переговоры об образовании Временного правительства и 2 (15) марта оно было сформировано. Ведущую роль в нём играли представители либерально-буржуазных партий - кадетов, октябристов и прогрессистов. Председателем Временного правительства и одновременно министром внутренних дел был назначен крупный помещик князь Г. Е. Львов - член Московского комитета партии прогрессистов. В состав Временного правительства вошли лидер партии кадетов П. Н. Гучков (военный и морской министр), эсер А. Ф. Керенский (министр юстиции), П. Н. Милюков (министр иностранных дел), А. И. Коновалов (министр торговли и промышленности), М. И. Терещенко (министр финансов).

Поздним вечером 2 (15) марта 1917 г. под давлением революционных масс император Николай II отрёкся от престола в пользу брата Михаила Александровича, который отказался от власти, оставив вопрос о ней на усмотрение Учредительного собрания .

Таким образом, после свержения самодержавия в ходе Февральской революции в стране установилось двоевластие. Первую ветвь власти - буржуазно-демократическую, представляло Временное правительство, вторую - революционно-демократическую - Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Новая власть провозгласила в России политические права и свободы (слова, собраний, совести, печати, союзов, манифестаций). Были отменены сословные, национальные и религиозные ограничения, смертная казнь, военно-полевые суды, объявлялась политическая амнистия, явочным порядком вводился 8-часовой рабочий день.

Лит.: Алуф И. А. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 // Большая советская энциклопедия. Т. 27. М., 1977; Бурджалов Э. Н. Вторая русская революция. Восстание в Петрограде. М., 1967; Нефёдов С. А. Февраль 1917 года: власть, общество, хлеб и революция // Уральский исторический вестник. 2005. № 10-11. С. 112-123.

См. также в Президентской библиотеке:

Обращение Временного правительства к народу. 1917 ;

Февральская революция: Мемуары. М. ; Л., 1926 ;

Положение о выборах в Учредительное собрание, проект наказа о применении данного положения, объяснительные записки особого совещания по выработке проекта положения о выборах в Учредительное Собрание, по вопросу о числе и распределении по избирательным округам депутатских мест. 1917 ;

Сведения о составе министров Временного правительства, Совета Министров и Государственной Думы. 1917 .

Вре́менное прави́тельство в России центральный орган государственной власти, образовавшийся после ; существовало с 2(15) марта по 25 октября (7 ноября) 1917 года. Являясь высшим исполнительно-распорядительным органом, Временное правительство выполняло и законодательные функции. При Временном правительстве имелся «Малый совет министров» - постоянное совещание товарищей министров. Местными органами власти Временного правительства были губернские и уездные комиссары.

Образование Временного правительства

В день победы Февральской буржуазно-демократической революции 1917 27 февр. (12 марта) группа депутатов Государственной думы образовала Временный комитет Государственной думы во главе с М.В.Родзянко. Тем временем рабочие, а вслед за ними и солдаты столицы избрали своих представителей в Совет рабочих и солдатских депутатов. В силу ряда причин руководство в Совете захватили представители меньшевиков и эсеров, поведших линию на передачу всей власти буржуазии. 2(15) марта 1917 Временный комитет Государственной думы по соглашению с меньшевистско-эсеровскими руководителями исполкома Петроградского совета образовал Временное правительство.

Состав

В состав Временного правительства вошли: министр-председатель и министр внутренних дел — князь Г.Е.Львов, министры: иностранных дел — П.Н.Милюков (кадет), военный и морской — А.И.Гучков (октябрист), путей сообщений — Н.В.Некрасов (кадет), торговли и промышленности — А.И.Коновалов (прогрессист), финансов — М.И.Терещенко (внепартийный), просвещения — А. А. Мануйлов (кадет), земледелия — А.И.Шингарев (кадет), юстиции — А.Ф.Керенский (трудовик, с марта — эсер), обер-прокурор Синода — В.Н.Львов (центр), государственный контролёр — И.В.Годнев (октябрист).

Временное правительство было правительством империалистической буржуазии и помещиков. Кадеты, ставшие после Февральской революции 1917 года правящей партией буржуазии, играли определяющую роль в формировании состава и политической линии Временного правительства. Правящие круги США, Великобритании и Франции всемерно поддерживали Временное правительство. 9 (22) марта первым его признало правительство США, 11(24) марта — Великобритании и Франции.

Деятельность

Придя к власти, Временное правительство не решило и не могло решить ни одного из главных вопросов революции: вопросов войны и мира, аграрного, рабочего вопроса, борьбы с разрухой и голодом, национального, государственного устройства и т.п. Свою программу Временное правительство изложило в декларации, опубликованной 3 (16) марта, а затем в обращении к гражданам России 6 (19) марта. Обходя молчанием коренные вопросы революции, Временное правительство заявило о стремлении довести войну «до победного конца» и неуклонно выполнять договоры и соглашения, заключённые царём с союзными державами. В области внутренней политики В. п. обещало ввести ряд политических свобод, приступить к подготовке созыва Учредительного собрания, заменить полицию народной милицией. Временное правительство проводило курс на сохранение старого государственного аппарата. Вместо демократизации армии оно пыталось сохранить власть реакционных офицеров над солдатскими массами. После долгих проволочек 12 (25) апреля Временное правительство приняло закон о свободе собраний и союзов.

Аграрная политика

В аграрной политике Временное правительство ограничилось указом о передаче государству кабинетских земель и удельных земель . 9 (22) марта было издано распоряжение о привлечении крестьян к уголовной ответственности за участие в «аграрных беспорядках». 19 марта (1 апреля) Временное правительство в специальном воззвании признало необходимость земельной реформы, но объявило всякие самочинные захваты земли противозаконными. 11(24) апреля Временное правительство издало закон «Об охране посевов», гарантировавший помещикам возмещение убытков в случае «народных волнений». Временное правительство обещало поставить аграрный вопрос на решение Учредительного собрания. В целях «подготовки» материалов по земельному вопросу для Учредительного собрания постановлением от 21 апреля (4 мая) создавались главные, губернские, уездные и волостные земельные комитеты, большинство в которых принадлежало буржуазно-помещичьим представителям.

Национальный вопрос

Временное правительство не решило национального вопроса, поскольку исходило из великодержавной идеи «великой и неделимой России». Оно отказалось признать право на самоопределение и даже на автономию за отдельными народами (Финляндия, Украина и др.) до решения Учредительного собрания. Право на государственное отделение было признано по внешнеполитическим соображениям в воззвании от 17 (30) марта лишь за польским народом.

Положение рабочих

Временное правительство не декретировало 8-часовой рабочий день и не провело ни одного закона по улучшению положения рабочих. Закон от 23 апреля (6 мая) о рабочих комитетах на промышленных предприятиях, формально легализовавший повсюду возникшие революционным путём фабрично-заводские комитеты, по сути ограничивал их деятельность «законными» рамками.

Продовольственная политика

В продовольственной политике Временное правительство под давлением народных масс 25 марта (7 апреля) лишь декларировало введение хлебной монополии. В финансовой области оно заявило о принятии на себя всех внутренних и заграничных финансовых обязательств царского правительства. Главная цель Временного правительства на этом этапе состояла в том, чтобы

Внешняя политика

В области внешней политики Временное правительство проводило курс на укрепление связей с союзниками, в особенности с США.

Хронология событий

Партия большевиков неустанно разъясняла массам антинародную, империалистическую сущность Временное правительство. В Апрельских тезисах В.И.Ленина был выдвинут план перехода от буржуазно-демократической революции к революции социалистической и обоснована возможность её победы мирным путём. Недовольство рабочих и солдат политикой Временное правительство привело к массовым антиправительственным выступлениям, которые, в свою очередь, обусловили кризисы Временного правительства: Апрельский кризис 1917 года, Июньский кризис 1917 года, Июльские дни 1917 года.

Первое коалиционное правительство

Апрельский кризис привёл к созданию 5 (18) мая 1-го коалиционного правительства. 2—3 (15—16) мая из состава Временного правительства под давлением народных масс были выведены Милюков и Гучков, а в правительство, по соглашению между Временного правительства и исполкомом Петроградского Совета, включены 6 министров-социалистов. В коалиционное правительство вошли: министр-председатель и министр внутренних дел — Г.Е.Львов, министры: военный и морской — Керенский, юстиции — П.Н.Переверзев (трудовик), иностранных дел — Терещенко, путей сообщения — Некрасов, торговли и промышленности — Коновалов, народного просвещения — Мануйлов, финансов — Шингарев, земледелия — В.М.Чернов (эсер), почт и телеграфов — И.Г.Церетели (меньшевик), труда — М.И.Скобелев (меньшевик), продовольствия — А.В.Пешехонов («народный социалист»), государственного призрения — князь Д. И. Шаховской (кадет), обер-прокурор Синода — Львов и государственный контролёр — Годнев.

Образование коалиционного правительства не изменило буржуазной природы государственной власти, но вместе с тем означало изменение формы политического господства буржуазии. Крупная буржуазия вынуждена была отныне делить власть с верхними слоями мелкой буржуазии и прибегать к прикрытию своей диктатуры коалицией с «умеренными» социалистами. Партии эсеров и меньшевиков превратились в правительственные партии, непосредственно ответственные за всю политику Временного правительства 6 (19) мая 1-е коалиционное правительство выступило с декларацией, в которой обещало «неуклонно и решительно бороться с хозяйственной разрухой страны», выполнить «подготовительные работы» к аграрной реформе, укрепить демократические начала в армии, организовать и укрепить её боевые силы и т.п. В декларации говорилось о стремлении Временного правительства к скорейшему достижению всеобщего мира. На деле 18 июня (1 июля) оно бросило в наступление на Юго-Западном фронте не подготовленную к активным операциям и не желавшую воевать армию. Временное правительство ничего не сделало для борьбы с разрухой и голодом, ограничившись в области экономики мерами реакционно-бюрократического регулирования отдельных ведущих отраслей промышленности. Рост недовольства народных масс политикой коалиционного правительства проявился во время июньской демонстрации 1917 года. Обострение внешней и внутриполитической обстановки в результате провала июньского наступления на фронте вызвало новый политический кризис в стране.

Июльский кризис

Июльский кризис привёл к ликвидации двоевластия и к установлению в стране диктатуры контрреволюционной буржуазии. 2 (15) июля группа министров-кадетов — Шингарев, Мануйлов и Шаховской подали в отставку. Вслед за кадетами 7 (20) июля ушёл в отставку глава Временного правительства — князь Львов; министром-председателем Временного правительства был назначен Керенский, с сохранением за ним постов военного и морского министра. Эсеро-меньшевистский ЦИК Советов объявил правительство Керенского «правительством спасения революции», признав за ним неограниченные полномочия. Советы, превратившись в придаток Временного правительства, перестали быть органами власти. В связи с этим исчезла возможность мирного перехода власти в руки Советов. Большевистская партия взяла новый курс на свержение буржуазной диктатуры в лице Временного правительства путём вооружённого восстания. Временное правительство перешло в наступление против революции. Петроград был объявлен на военном положении. Начались репрессии и аресты большевиков. 7 (20) июля правительство издало указ об аресте и привлечении к суду В.И.Ленина. 7 (20) июля Временное правительство приняло постановление о расформировании воинских частей Петроградского гарнизона, принимавших участие в июльской демонстрации. 12 (25) июля на фронте введена смертная казнь и учреждены «военно-революционные» суды (по образцу царских военно-полевых судов). Временное правительство пыталось ввести массы в заблуждение новыми обещаниями реформ декларация от 8 (21) июля 1917 года. Но и эта декларация осталась невыполненной.

Второй коалиционное правительство

24 июля (6 августа) было сформировано 2-е коалиционное правительство. В состав его вошли: министр-председатель и военно-морской министр — Керенский, заместитель председателя и министр финансов — Некрасов (радикально-демократическая партия); министры: внутренних дел — Н.Д.Авксентьев (эсер), иностранных дел — Терещенко, юстиции — А.С.Зарудный («народный социалист»), просвещения — С.Ф.Ольденбург (кадет), торговли и промышленности — С.Н.Прокопович («нефракционный социал-демократ»), земледелия — Чернов, почт и телеграфов — А.М.Никитин (меньшевик), труда — Скобелев, продовольствия — Пешехонов, государственного призрения — И.Н.Ефремов (радикально-демократическая партия), путей сообщения — П.П.Юренев (кадет), обер-прокурор Синода — А.В.Карташев (кадет), государственный контролёр — Ф.Ф.Кокошкин (кадет).

Деятельность 2-го коалиционного правительства свидетельствовала о том, что империалистическая буржуазия России начала переходить к открытой военной диктатуре. Вместе с тем Временное правительство, широко используя демагогию, пыталось лавировать между буржуазией и пролетариатом. 3 (16) августа новый верховный главнокомандующий генерал Л.Г.Корнилов потребовал от Временного правительства милитаризации фабрик, заводов, железных дорог и введения смертной казни в тылу. Временное правительство предоставило военному министру и министру внутренних дел исключительные полномочия по борьбе с революционным движением. Великобритания, Франция, США оказывали давление на Временное правительство, требуя от него восстановления «порядка» в тылу и на фронте. Для мобилизации сил контрреволюции Временное правительство созвало 12 (25) августа в Москве Государственное совещание. Однако реакционная буржуазия и военщина не были удовлетворены политикой Временного правительства. Лидером этих сил стал Корнилов, который 25 августа (7 сентября) поднял мятеж (см. Корниловщина). Мятеж был подавлен революционным народом под руководством большевиков. Начался новый, самый продолжительный и острый правительственный кризис. В поисках выхода из него в правящих кругах решили 1(14) сентября 1917 года временно передать власть Совету пяти, или «Директории». В её состав вошли: министр-председатель — Керенский, министр иностранных дел — Терещенко, военный министр — А.И.Верховский [назначен 30 августа (12 сентября)], морской министр — Д.Н.Вердеревский [назначен 30 августа (12 сентября)], министр почт и телеграфов — Никитин. Продолжительный правительственный кризис не был ликвидирован и Демократическим совещанием , хотя официальной целью его созыва было «решить вопрос об организации власти».

Третье коалиционное правительство

25 сентября (8 октября) сформировано 3-е коалиционное правительство, в которое вошли: министр-председатель и верховный главнокомандующий — Керенский, заместитель министра-председателя, министр торговли и промышленности — Коновалов (кадет), министры: иностранных дел — Терещенко, военный — Верховский, морской — Вердеревский (оба беспартийные), труда — К.А.Гвоздев (меньшевик), юстиции — П.Н.Малянтович (меньшевик), продовольствия — Прокопович, финансов — М.В.Бернацкий, просвещения — С.С.Салазкин, призрения — Н.М.Кишкин (кадет), почт и телеграфов — Никитин, государственного контроля — С.А.Смирнов (кадет), исповеданий — Карташев, путей сообщения — А.В.Ливеровский, председатель экономического совета при Временном правительстве — С.Н.Третьяков. 3 (16) октября на пост министра земледелия был назначен С.Л.Маслов (эсер), 3-е коалиционное правительство лишь по форме являлось коалиционным. Всю его деятельность направляла группа министров-кадетов и министров-промышленников. В декларации от 26 сентября (9 октября) Временное правительство провозглашало намерение стать «твёрдой властью» и силой остановить «волны анархии». 7(20) октября в результате сговора эсеро-меньшевистских лидеров, кадетов и Керенского был созван Временный совет Российской республики, который имел целью изменить политическое развитие страны, направить её с пути социалистической революции на путь буржуазного парламентаризма. Карательные экспедиции против восставших осенью 1917 крестьян, применение силы при проведении хлебозаготовок, ввод казачьих войск в Донбасс для борьбы с рабочим движением, формирование контрреволюционных сил для разгрома большевистской партии и Советов — всё это характерно для политики 3-го коалиционного правительства, направленной по существу на подготовку второй корниловщины.

Крах Временного правительства

Осенью 1917 года усилилась хозяйственная разруха в стране. Правительство продолжало безгранично выпускать бумажные деньги. В начале марта в обращении находилось 9,9 млрд. рублей бумажных денег, в начале сентября уже 15,4 млрд. рублей. Государственный долг к октябрю 1917 года достиг 50 миллиардов рублей. Временное правительство переживало хронический кризис. В правящих партиях кадетов, эсеров и меньшевиков усилились разброд и развал. Революционный кризис в стране назрел. Партия большевиков во главе с В.И.Лениным< подняла трудовые массы на социалистическую революцию. В ходе Октябрьского вооружённого восстания в ночь на 26 октября (8 ноября) в 2 часов 10 минут Временное правительство было арестовано в Зимнем дворце (за исключением Керенского, бежавшего из столицы утром 25 октября (7 ноября года)). Открывшийся 25 октября (7 ноября) Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов провозгласил переход всей власти к Советам и создал первое Советское правительство во главе с Лениным.


«Февральский» и «Октябрьский» этапы революции

Нарастающий революционный кризис, завершившийся восстанием в Петрограде в феврале 1917 г., имел под собой солидные основания. Увеличивающийся разрыв в темпах экономического развития между динамично растущей промышленностью и замедленностью движения аграрного сектора приводил к нарушению баланса социальных сил, порождая острейшие социально-политические конфликты, усиленные, к тому же, участием России в войне. Разрешение этих крупнейших противоречий лежало в политической сфере – либо с помощью дальнейших реформ, проводимых самим государством, либо, в случае отказа последнего, – революционным путем.

Неспособность правительства понять эту дилемму сделала неизбежной Февральскую революцию, положившую начало длительному революционному процессу, растянувшемуся на целых четыре года. Стихийное восстание в Петрограде, завершившееся отречением Николая II, стало концом самодержавного строя в России. Тем самым, началась ликвидация и всей старой государственной системы управления.

Возникшая система власти была крайне неустойчивой, поэтому ее развитие перемежается постоянными кризисами. Первый такой кризис сложился в апреле 1917 г., когда Временное правительство попыталось открыто выразить свое отношение к войне. Было сформировано первое коалиционное правительство из представителей кадетов и социалистов, получившее поддержку на I съезде Советов в июне 1917 г.

Тенденция к созданию диктатуры в России явно набирала силу. Ее необходимость признавалась практически всеми, как левыми, так и правыми. С одной стороны, открытое стремление к власти, определяемой как диктатура пролетариата, продемонстрировали большевики, а с другой – о необходимости покончить с анархией все более громко начали говорить военные.

Октябрьские события 1917 г. – пожалуй, одна из самых дискуссионных тем во всей отечественной историографии. К сожалению, однако, споры часто имеют целью не столько выяснение истины, сколько доказательство правильности или неправильности избранного в результате Октября пути. Превращение темы в актуальный политический вопрос, ее использование в идеологическом противостоянии немало способствовало мифологизации проблемы. Отсюда одна из важнейших задач изучения событий октября 1917г. – освобождение ее от конъюнктурных политических наслоений и превращение в объект максимально строгого научного анализа.

Развитие революционного процесса в марте-октябре 1917 г. с закономерностью подводило страну к выбору между анархическим саморазрушением общества и жесткой диктатурой, независимо от того, какие именно лозунги будут написаны на ее знаменах. Неудача создания правой диктатуры Корниловым во многом предопределила последующую попытку установления левой диктатуры, предпринятой большевиками. Расстановка социальных и политических сил осенью 1917 г. весьма благоприятствовала радикальным тенденциям. Временное правительство и активно поддерживающие его партии социалистов к этому времени полностью лишились былой популярности в массах, потерявших всякое терпение от длительного ожидания обещанных улучшений жизни. Не вызывала их деятельность энтузиазма и в кругах правых, к тому же, ослабленных поражением корниловского переворота. Это, конечно, еще не означало перехода большинства населения на сторону большевиков, значительная часть его, прежде всего, крестьянство, оставалась весьма индифферентна по отношению практически ко всем политическим партиям.

Успех большевиков в октябре 1917 г. не только не завершил, но, напротив, усилил борьбу за власть в стране. Новый этап борьбы охватывает период с осени 1917 г. до весны 1918 г. и характеризуется неустойчивостью позиций большевиков, заставляющей их искать союзников и ради этого идти на компромиссы.

Важнейшим положением антикризисной программы большевиков, в прямую зависимость от выполнения которой они ставили саму устойчивость своей власти, был скорейший выход России из войны. Поэтому, начиная с декрета о мире, они предпринимают настойчивые и весьма последовательные попытки решить эту задачу.

Государственный аппарат, созданный Февральской революцией

25 февраля 1917 г. массовые демонстрации под лозунгами «Хлеба!» и «Долой самодержавие» переросли во всеобщую политическую стачку. На другой день к ней стали присоединяться войска.

27 февраля Дума, подчинившись указу о ее роспуске, собралась на «неофициальное» заседание и образовала Временный комитет Государственной Думы для водворения порядка в Петрограде и для сношения с учреждениями и лицами из 12 человек.

Органы власти. 2 марта в результате переговоров Временного комитета Думы с Исполкомом Петроградского Совета было создано Временное правительство. Великий князь Михаил, к которому перешла корона, отрекся от престола в пользу Временного правительства.

Правительство было сформировано из представителей правой буржуазии и крупных помещиков, важные посты были отданы кадетам. Оно было тесно связано с буржуазными общественными организациями, которые возникли в годы войны (Всероссийский земский союз, Городской союз, Центральный военно-промышленный комитет). В своей Декларации правительство объявило амнистию политическим заключенным, гражданские свободы, замену полиции «народной милицией», реформу местного самоуправления.

Временное правительство соединило в своем лице законодательную и исполнительную власть, заменив царя, Госсовет, Думу и Совет Министров и подчинив себе высшие учреждения (Сенат и Синод). Для решения второстепенных вопросов было образовано Совещание товарищей министров.

Временное правительство считало себя преемником монархического государства и стремилось сохранить старый государственный аппарат. Однако на волне демократизации в состав ведомств и учреждений включались представители Советов, профсоюзов и других общественных организаций.

25 мая было образовано Особое совещание по подготовке закона о выборах в Учредительное собрание. Демократическое совещание избрало постоянно действующий Временный совет республики – Предпарламент (сначала из 313, а позже из 555 членов). Предполагалось, что ему станет подотчетно правительство, но на деле Предпарламент сам стал лишь совещательным органом при Временном правительстве и заметной роли в укреплении государственной системы не сыграл.

3 июля было нарушено неустойчивое равновесие сил между Временным правительством и Петроградским советом («двоевластие»), была расстреляна демонстрация под советскими лозунгами.

25 августа произошел неудачный мятеж генерала Корнилова, который вместе с рядом других генералов пытался свергнуть Временное правительство. После этого из правительства были удалены министры-кадеты и 1 сентября сформирована Директория из пяти человек во главе с Керенским. Она существовала до 24 сентября, когда было сформировано правительство.

Органы управления. Временное правительство сохранило структуру царского Совета Министров, упразднив лишь Министерство императорского двора и уделов. В марте в МВД было образовано Особое совещание по местной реформе.

В мае было образовано Министерство труда, главными отделами которого были отдел взаимоотношений труда и капитала, отдел конфликтов, отдел рынка труда. Из отделов старых министерств выделились также Министерство продовольствия, Министерство государственного призрения и Министерство почт и телеграфов.

Для выработки экономической политики в июне при Временном правительстве были учреждены Экономический совет и Главный экономический комитет.

В целях укрепления связи государства с церковью в августе было образовано Министерство исповеданий. 15 августа в Москве открылся церковный собор, который должен был обсудить вопросы взаимодействия православной церкви с новым государством.

Местные органы власти и самоуправления. В государственном аппарате на местах произошли более крупные изменения, чем в центре. Здесь происходило два процесса – децентрализация (вследствие ослабления государственного аппарата и местнических устремлений буржуазии) и демократизация – под сильным давлением снизу. Были ликвидированы посты генерал-губернаторов, губернаторов и градоначальников, полицейские и жандармские должности и управления.

Значительно расширились полномочия земских и городских органов самоуправления. Были учреждены волостные земские собрания (с управами как исполнительными органами). Волостные и уездные земские учреждения стали избираться всеобщими прямыми и равными выборами с тайным голосованием.

В городах с населением свыше 150 тыс. человек были учреждены районные думы (и их управы) как органы самоуправления. 21 апреля был учрежден Главный земельный комитет, а также губернские, уездные и волостные земельные комитеты. Основная задача этих комитетов состояла в том, чтобы предотвратить стихийное решение земельного вопроса крестьянами, затянуть процесс всякими проволочками и согласованиями.

Новым институтом местной власти стали учрежденные в июне комиссары труда, при которых действовали фабрично-заводские инспектора. В ведении комиссаров находились создаваемые на предприятиях примирительные камеры из представителей рабочих и администрации.

Армия и Карательные органы. Февральская революция нанесла сокрушительный удар по армии – важнейшему институту государства. 2 марта секретарь ЦИК Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов адвокат Н. Д. Соколов подготовил и принес в только что созданное Временное правительство известный «приказ N1». Приказ предусматривал выборы в войсках комитетов из нижних чинов, изъятие оружия у офицеров и передачу его под контроль комитетов, установление не ограниченной «ни в чем» свободы солдата. Этот приказ начал разрушение армии.

Взяв курс на продолжение войны «до победного конца», Временное правительство столкнулось с созданными им самим трудностями – армия стала неуправляемой, началось массовое дезертирство. В июле на фронте были восстановлены упраздненные во время революции военно-полевые суды, но это не поправило дела. Учрежденное Политическое управление Военного министерства безуспешно пыталось наладить в войсках пропаганду в пользу продолжения войны.

Система карательных органов Российского государства, которая складывалась в течение столетия, была разрушена революцией, а кадры деморализованы. Милиция находилась в ведении земского и городского самоуправления, была разношерстной и не обладала квалификацией.

Право и Судебные органы. Временное правительство стремилось сохранить основы старого права: Уголовное уложение 1903 г. и судебные уставы 1864 г., Свод законов Российской империи и Табель о рангах. В марте при правительстве было учреждено Юридическое совещание, в которое были назначены семь видных юристов. Оно должно было давать «предварительные юридические заключения» на решения Временного правительства.

Оставив определение общих принципов новой правовой системы будущему парламенту, Временное правительство ограничилось изданием большого числа временных законов и положений (о комиссарах правительства, о местных земельных комитетах, о волостном земстве и о введении земств в «неземских губерниях» и т.д.).

В октябре, уже полностью утрачивая контроль за ходом событий, правительство учреждает Особую комиссию Юридического совещания по составлению проекта основных государственных законов. С 11 по 24 октября эта комиссия разрабатывала проект конституции. По этому проекту, Россия становилась президентской буржуазной республикой с двухпалатным парламентом.

Самые большие изменения были внесены в систему мировых судов. Этот судебный орган, восстановленный законом 1912 г., к 1917 г. был введен лишь в 20 губерниях из 97. Повысилась уголовная юрисдикция мирового суда, был определен порядок рассмотрения особо важных гражданских и уголовных дел – особым мировым присутствием с добавочным мировым судьей и двумя членами.

30 мая был издан закон о создании суда по административным делам. В каждый уезд назначался административный судья со своим делопроизводством. Административные судьи рассматривали споры между государственными органами и органами самоуправления, а также общественными организациями.

Итоги деятельности Временного правительства

В результате Февральской революции власть в России перешла к партиям, прежде находившимся в оппозиции царскому режиму. Многие видные общественные деятели, представители разных политических сил входили в течение марта-октября 1917 года в состав Временного правительства. Казалось, наступило время для реализации либеральных идей.

Позитивными решениями Временное правительство допустило и массу ошибок. Одна из них состояла в том, что оно не сумело выдержать более или менее спокойный тон в отношении критики прежнего режима, чем в немалой степени способствовало радикализации общественного настроения.

4 марта кабинет министров принял решение об организации Чрезвычайной следственной комиссии под председательством московского присяжного поверенного Н. К. Муравьева для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и других высших должностных лиц. Члены Временного правительства во всех грехах обвиняли только царский режим. Утверждалось, что старая система управления основывалась на административных репрессиях, угнетении личности, подавлении его инициативы.

Настало время расстаться с легендой о том, что Февраль – «золотой век» в истории России. Именно Февраль, как это ни прискорбно, привел страну к Октябрю. Чувства ненависти, мщения, злобы выплеснулись на улицы, подогреваемые большевистской пропагандой вседозволенности.

Весь период с марта по октябрь был отмечен активностью правительства по реорганизации государственного аппарата. Первая же акция на этом пути оказалась не совсем удачной. Из Министерства внутренних дел были удалены все высшие чины, которые не соответствовали по своей прежней деятельности новым политическим условиям.

При спешной реорганизации местных органов на практике получилась пестрота и большая неразбериха. В условиях хаоса и необходимости в срочном порядке организации новой структуры власти у правительства, вероятно, не было иного выбора, кроме создания административных органов управления сверху, тем более что эта структура носила временный характер. Однако эти шаги кабинета министров шли вразрез с публично декларируемой позицией, основанной на обещании провести выборы в органы местного самоуправления на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования, т.е. с участием народа.

Отечественная историография в целом негативно оценивает результативность мероприятий Временного правительства в экономической и социальной сферах. Падение самодержавия вызвало взлет социальных ожиданий у большей части общества. Рабочие, солдаты, крестьяне многонациональной страны ждали немедленного удовлетворения своих требований. Это трагическое несоответствие между ожиданиями многомиллионных масс и возможностями разоренной войной страны порождало прямое революционное воздействие.

Ситуация в России усугублялась тем, что Временное правительство вынуждено было решать социально-экономические вопросы в условиях продолжавшейся войны. Кадетская партия выступала за продолжение непопулярной в народе империалистической бойни. К тому же российское государство имело вполне конкретные обязательства перед странами Антанты.

Критика правительства слева и справа и за авантюризм, и за бессилие, привела к его реорганизации. Министры Милюков и Гучков подали в отставку. Сформировалось коалиционное правительство с участием в нем представителей социалистических партий. Однако вхождение социалистов в кабинет министров несло в себе опасность не преодоления, а углубления кризиса власти с потерей авторитета и влияния уже самых умеренных социалистов и Советов, что и подтвердило дальнейшее развитие событий в стране.

Непросто складывались отношения Временного правительства с национальными районами России. Уже в марте 1917 года на Украине ряд политических партий и организаций созвал Центральную Раду, которая возглавила национально-освободительное движение. Серьезной остроты достигло противостояние Временного правительства с населением Финляндии после решения о роспуске сейма. К сентябрю накалилась обстановка в Туркестане.

Анализ деятельности правительства показывает, что позитивные шаги кабинета министров в политической, социальной и экономической сферах соседствовали с серьезными ошибками и просчетами, которые еще более накаляли обстановку в стране. Отсутствие единства в кругах интеллигенции, популизм отдельных членов Временного правительства, мощное давление снизу, нетерпение масс, которое в условиях революции приобрело характер стихийных выступлений, побуждавших правительство принимать поспешные, необдуманные решения, создавали благоприятные условия для передвижки власти влево – к крайне радикальным группам и партиям, предлагавшим простые и такие понятные массам рецепты решения сложнейших вопросов.



Высшим органом власти стало Временное правительство. Во главе с марта по июль

– Львов, с июля – Керехский. Временным правительством была создана

чрезвычайная комиссия по расследованию должностных преступлений, совершенных

царскими министрами и чиновниками.

На местах были созданы вместо губернатора комиссариаты. Высшая должность

комиссары. Все остальные органы – от прежнего правления. Путем соглашения

между рабочими и администрацией был введен 8-и часовой рабочий день.

Вопрос о земле был передан на рассмотрение будущего учредительного собрания.

На местах стали создаваться земельные комитеты.

Временное правительство ликвидировало жандармерию и охранку, но новых органов

сыска не было. Вместо полиции – народная милиция, которая была дилетантской и

дезорганизованной.

Временное правительство объявило о выполнении союзного соглашения и

продолжило участие в войне на стороне Антанты.

До приезда Ленина в Петроград эсеры шли на сотрудничество с Временным

правительством и не претендовали на властные функции.

При помощи эсеров в воинских частях были созданы солдатские комитеты, которые

стали вместе с офицерами – органами власти, что привело к подрыву основного

принципа существования армии – единоначалия и это привело ее к постепенному

развалу. Массой фактов стал: дезертирство, отказ частей идти на фронт и

участвовать в военных действиях.

К Октябрю 17г резко ухудшилась политическая и социальная ситуация в стране.

Были созданы директории из 5 человек во главе с Керенским. Директории

переходила вся полнота власти.

партии. Большевики впоследствии вышли из Парламента.

Из всего следует:

1. В 17г не существовало условий для социалистической революции, но были

созданы все условия для взрыва, который был использован большевиками для

взятия власти.

2. В 17г существовало несколько альтернатив развития:

Либерально-демократический путь;

Генеральско-диктаторский;

Однородно-социалистический;

Большевистский;

Леворадикальный.

Большевистский путь развития осуществился в результате экономического и

политического кризиса в стране, военного поражения на фронте, деморализации

правых и либеральных партий, замешательству меньшевиков и эсеров, энергия

Ленина и Троцкого.

16. Организация новых органов власти в октябре 17г –июне 18г.

международному общественному мнению и свидетельствовал о желании новой власти

подорвать сложившуюся мировую систему государств.

землю, леса и воду. Земля изъята у дворян и царского дома. Предусматривалась

передача всей земли Советам и уравнительное право пользования землей. На

каждого крестьянина по 2 –3 десятины.

Провозглашено равенство и суверенитет народов бывшей Российской Империи.

Провозглашено равенство на самоопределение, вплоть до отделения.

Отмена всех национально-религиозных ограничений.

машины и создание новых органов центрального управления.

Упразднение министерства, сената, синода. Высшим органом власти стал ВЦИК

(Всероссийский центральный исполнительный комитет). Председателем был

Каменев, позже – Свердлов.

Высшим исполнительным органом стал СНК (совет народных комиссаров) –

Ленин. Было создано 15 наркоматов.

Высшим органом революционной власти стали Советы.

Вместо милиции возник орган с таким же названием, но состав ее изменился и

Старая судебная система была ликвидирована, и на выборных началах стали

действовать народные суды, прокуратура, революционные трибуналы. Декрет от 22

комиссия) по борьбе с контрреволюционерами и саботажем.

Организована Красная армия. Красная армия первоначально формировалась из кр.

гвардии и на добровольных началах.

отменены все сословные деления и титулы. Все жители страны объявлялись

гражданами Советской республики.

опасности захвата города антибольшевистскими силами.

Декреты по экономическим вопросам.

нежеланием старой администрации идти на сотрудничество с советской властью.

хозяйства). На него возлагалась задача по проверке экономической деятельности

государства, централизации и руководстве всеми экономическими организациями.

ВСНХ обладал большими полномочиями, мог конфисковывать, приобретать,

опечатывать любое предприятие.

под контроль единого государственного банка РСФСР. Упразднена коммерческая

временного правительства на сумму ~ 50 млд рублей, из них 16 млд – внешнего

Т.о., в условиях запаздывания революции большевики предприняли собственные

шаги – утвердили компартию главную как политическую силу в стране.

В статье мы разберём, что такое союзы. Это имеет отношение к разделу морфологии. На картинке ниже можно видеть ответ на вопрос о том, какие части речи есть в русском языке.

Особенность союзов в том, они не относятся к самостоятельным членам предложения и не изменяются, как глаголы или наречия. Итак, подробнее.

Определение

Ниже есть изображение с ответом на вопрос: "Что такое союз?". Выделим три момента:

  1. Союзы относятся к служебным частям речи. Что это означает? Для чего служат союзы? Это способ связи, который используется для соединения однородных членов, простых предложений, находящихся в составе сложного.
  2. В них нельзя выделить морфемы, так как они целые и неделимые.
  3. Это не самостоятельные члены предложения.

Примеры связи

Союзы отличаются от предлогов: они не связаны с грамматическими признаками соседних слов. Они не требуют, чтобы существительные стояли в определённом падеже. Это синтаксическая связь более высокого уровня. При этом союзы могут повторяться, хотя это абсолютно не обязательно. Рассмотрим более подробно предложения с союзами:

  1. Он повесил портрет на место и задумчиво поглядел в окно. "И" соединяет однородные сказуемые.
  2. Уроки отменили, потому что температура воздуха была очень низкой. "Потому что" связывает две части одного сложного предложения.
  3. Мы часто забываем памятные даты, имена знакомых, дни рождения близких. А также проявляем невнимательность к своим коллегам по работе. "А также" объединяет по смыслу два отдельных предложения в тексте.

Виды союзов

Вашему вниманию предлагается таблица. Союзы отличаются способами образования, что наглядно можно увидеть чуть ниже:

Из таблицы видно, что с точки зрения морфологии делятся на простые, которые состоят из одной основы (и, ибо ), и составные (две и более). Пример второго вида: в то время как. Составные, в свою очередь, делятся на двойные и повторяющиеся. В двойных может быть выделена обязательная часть.

Пример: "Не столько он хотел, сколько этого требовали обстоятельства". Чаще встречаются иные варианты: "Если на улице пасмурно, то ему абсолютно не хочется рано вставать". Среди повторяющихся наиболее распространены: ни...ни, или...или, то...то. Пример: "Ни она, ни он не готовы были сделать шаг навстречу друг другу".

Следует обратить внимание на правописание: все составные (производные) союзы пишутся раздельно. Пример: "Она радовалась, никто не заметил её отсутствия".

На схеме чуть выше видно, что в зависимости от синтаксического признака все союзы разделяются на два вида: сочинительные и подчинительные.

Первые связывают равноправные по своему смыслу простые предложения, а также однородные члены. Вторые встречаются тогда, когда части не равны. Одно предложение подчинено другому и от него можно задать вопрос. В свою очередь, они имеют более мелкую градацию. Примеры представлены в таблице на картинке чуть ниже.

Сочинительные союзы

Чтобы понять, в каком значении употребляются данные союзы, рассмотрим таблицу.

Из предложенной на картинке таблицы видно, что иногда выделяют и другие сочинительные союзы. Это пояснительные и присоединительные. Встречается в русском языке и такое понятие, как сопоставительные союзы. Но их чаще относят к первому варианту - соединительным. Пример: "Как дети, так и родители не приняли новую учительницу".

Подчинительные союзы

Соединяя неравноправные компоненты и указывая на зависимость одного от другого, подчинительные союзы используются не только для связи предложений, но и однородных и неоднородных членов.

Примеры: "Сериал интересный, хотя несколько затянутый". Здесь "хотя" связывает Какие для подобных соединений применяются союзы? Это словно, чем, будто, как . Пример: "Озеро зимой словно зеркало".

Приведём разряды подчинительных союзов, но отметим: некоторые можно отнести сразу к нескольким. Примеры многозначных: чтобы (изъяснительный и целевой); когда (условный и временной).

Название разряда Союзы Примеры
Временные Когда, едва, пока, лишь Он ходил на прогулки, пока не наступила осень.
Причинные Так как, потому что, ибо Нельзя громко разговаривать на уроках, так как это отвлекает других учащихся.
Условные Если, кабы, коли Если питаться нерегулярно, можно испортить желудок.
Целевые Чтобы, дабы Нужно пить очищенную воду, чтобы не отравиться.
Уступительные что, хотя Она говорила всё тише, хотя он продолжал кричать.
Следствия Так что Нужно торопиться, так что обойдёмся без завтрака.
Сравнительные Как, точно, будто, словно, чем Он накинулся на еду, словно никогда раньше не ел такой вкуснятины.
Изъяснительные Как, чтобы, что Она не понимала, как он мог так поступить.

Следует обратить внимание на правописание союзов. Чаще всего они пишутся слитно (зато, тоже, также ). Их надо отличать от другой части речи - предлогов с наречиями. Раздельно пишутся лишь составные союзы, а также "то есть" и "то бишь".